Раб.прог ЭГС21 практикум

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Республики Хакасия
«Черногорский горно–строительный техникум»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУД.14, ЭК.07 практикум по решению физических задач
(наименование дисциплины)

для групп15.01.05 Сварщик (ручной и частичномеханизированной сварки(наплавки))
на базе основного общего образования
Срок обучения – 2 г. 10 мес.
Количество часов – 2 курс-36 час. ОУД.14
1 курс-48 час. ЭК.07

2021 г.

1

Содержание
1. Пояснительная записка.................................................................................................2
2. Общая характеристика учебной дисциплины «Практикум решения физических
задач».................................................................................................................................2
3. Место учебной дисциплины в учебном плане............................................................3
4. Результаты освоения учебной дисциплины................................................................3
5. Содержание учебной дисциплины...............................................................................9
6. Тематическое планирование......................................................................................16
7. Тематический план..................................................................................................... 17
8. Планируемые результаты...........................................................................................17
9. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы
учебной дисциплины «Практикум решения физических задач»........................... 24
10. Информационное обеспечение................................................................................. 25

2

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа общеобразовательной учебной дисциплины «Практикум решения физических
задач» предназначенадля изучения физики в профессиональных образовательных
организациях СПО,реализующих образовательную программу среднего общего
образования в пределахосвоения основной профессиональной образовательной
программы СПО (ОПОП СПО)на базе основного общего образования при подготовке
квалифицированных рабочих.
Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования,
предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины
«Практикум решения физических задач», в соответствии с Рекомендациями по
организации получения среднегообщего образования в пределах освоения
образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного
общего образования с учетом требованийфедеральных государственных образовательных
стандартов и получаемой профессиипрофессионального образования (Приказ
Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413 "Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта среднего общего
образования" (с изменениями и дополнениями)).
Актуальность программы определена тем, что сама дисциплина «Практикум решения
физических задач» является важнейшей предпрофильной подготовкой
квалифицированных рабочих для профессий 15.01.05 Сварщик (ручной и частично
механизированной сварки(наплавки)).
Умение качественно решать физические задачи разного уровня сложности является
необходимым условием для профессионального развития, построения профессиональных
планов, а также формирования профессиональных компетенций будущих
квалифицированных рабочих.
Студенты могут углублять полученные на основных уроках знания, решая задачи
различного уровня сложности и разными методами, тем самым глубже постигать
сущность физических явлений и закономерностей, совершенствовать знание физических
законов.
Содержание программы «Практикум решения физических задач» направлено на
достижение следующих целей:
- расширение, углубление систематизация и обобщение знаний и умений студентов
по физике.
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей
обучающихся в процессе решения физических задач и самостоятельного приобретения
новых знаний.
- формирование устойчивого интереса к профессии, содействие определению
жизненных планов обучающимися и их индивидуальной траектории.
- использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач
повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального
природопользования и охраны окружающей среды и возможность применения знаний при
решении задач, возникающих в последующей профессиональной деятельности
Задачи предлагаемого курса:
- развивать технику решения задач по физике;
- формировать физические знания и учебные умения;
- развивать интуицию в работе с заданиями по физике;
- способствовать интеллектуальному развитию студентов, которое обеспечит переход
от обучения к самообразованию.
Для реализации целей и задач данного курса предполагается использовать следующие
формы занятий: практикумы по решению задач, самостоятельная работа учащихся,
консультации. На занятиях применяются коллективные и индивидуальные формы работы:
постановка, решения и обсуждения решения задач, подбор и составление задач на тему и
т.д.

3

Предполагается также выполнение домашних заданий по решению задач.
Доминантной же формой учения должна стать исследовательская деятельность студента,
которая может быть реализована как на занятиях в группе, так и в ходе самостоятельной
работы студентов.
Все занятия должны носить проблемный характер и включать в себя самостоятельную
работу.
В программу включено содержание, направленное на формирование у студентов
компетенций, необходимых для качественного освоения ОПОП СПО на базе основного
общего образования с получением среднего общего образования; программы подготовки
квалифицированных рабочих, (ППКРС).

Общая характеристика учебного предмета «Практикум по решению
физических задач»
Решение задач по физике - необходимый элемент учебной работы. Задачи дают
материал для упражнений, требующих применения физических закономерностей к
явлениям, протекающим в тех или иных конкретных условиях. Поэтому они имеют
большое значение для конкретизации знаний студентов, для привития или умения видеть
различные конкретные проявления общих законов. Без такой конкретизации знания
остаются книжными, не имеющими практической ценности. Решение задач способствует
более глубокому и прочному условию физических законов, развитию логического
мышления, сообразительности, инициативы, воли к настойчивости в достижения
поставленной цели, вызывает интерес к физике, помогает навыков самостоятельной
работы и служит незаменимым средством для развития самостоятельности суждения.
Решение задач - это один из методов познания взаимосвязи законов природы.
Решение задач на уроке иногда позволяет в вести новые понятия и формулы, выяснить
изучаемые закономерности, подойти к изложению нового материала. Содержание
физических задач расширяет круг знаний студентов о явлениях природы и техники.
В процессе решения задач ученики непосредственно сталкиваются с необходимостью
применить полученные знания по физике в жизни, глубже осознают связь теории с
практикой.

Место учебной дисциплины в учебном плане
В профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную
программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе
основного общего образования, учебная дисциплина «Практикум решения физических
задач» изучается вобщеобразовательном цикле учебного плана ОПОП СПО на базе
основного общегообразования с получением среднего общего образования (ППКРС).
В учебных планах ППКРС место учебной дисциплины «Практикум решения
физических задач» — всоставе общеобразовательных учебных дисциплин по выбору,
формируемых изобязательных предметных областей ФГОС среднего общего образования,
для профессий СПО соответствующего профиля профессионального образования.

Результаты освоения учебной дисциплины
Освоение содержания учебной дисциплины «Практикум решения физических задач»
обеспечивает достижение
студентами следующих результатов:
• личностных:
- чувство гордости за российскую физическую
науку,
гуманизм,
положительное
отношение к
труду, целеустремленность;
- готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории
повышения квалификации в избранной профессиональной деятельности и
объективное осознание роли физических компетенций в этом;
- умение управлять своей познавательной деятельностью.
- умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в команде по решению
общих задач;
• метапредметных:
- использование различных видов познавательной деятельности для решения
4

физических задач, применение основных методов познания (наблюдения, описания,
измерения,
эксперимента)
для
изучения
различных
сторон
окружающей
действительности;
использование
основных
интеллектуальных
операций:
постановки
задачи,формулирования гипотез, анализа и синтеза, сравнения, обобщения,
систематизации,
выявления причинно-следственных связей, поиска аналогов, формулирования выводов
для изучения различных сторон физических объектов, явлений и процессов, с которыми
возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере;
- умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;
- умение использовать различные источники для получения физической информации,
оценивать ее достоверность;
- умение анализировать и представлять информацию в различных видах;
- умение публично представлять результаты собственного исследования, вести
дискуссии, доступно и гармонично сочетая содержание и формы представляемой
информации;
• предметных:
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Программа предусматривает формирование у студентовобщеучебных умений и
навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом
направлении приоритетами для студентов курса практикума решения физических задач на
этапе основного общего образования являются:
- сформированность представлений о роли и месте практикума решения физических
задач в современной научной картине мира; роли практикума решения физических задач в
формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения
практических задач;
- владение основополагающими физическими понятиями, закономерностями, законами
и теориями; уверенное использование физической терминологии и символики;
- умения обрабатывать результаты измерений, обнаруживать зависимость между
физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы;
- овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных
задач;
- владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать
точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;
- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных
источников информации. Рефлексивная деятельность:
- владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть
возможные результаты своих действий:
- организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение
оптимального соотношения цели и средств;
- сформированность умения применять полученные знания для объяснения условий
протекания физических явлений в природе, профессиональной сфере и для принятия
практических решений в повседневной жизни.
В соответствии ФГОС ООО выделяются три группы универсальных учебных
действий:
Регулятивные УУД
1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать
новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей
познавательной деятельности. Обучающийся сможет:
• анализировать существующие и планировать будущие образовательные
результаты;
• выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать
конечный результат;
• ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих
возможностей;
5

• формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели
деятельности;
• обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и
обосновывая логическую последовательность шагов.
2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач. Обучающийся сможет:
• определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной
задачей и составлять алгоритм их выполнения;
• обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения
учебных и познавательных задач;
• определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для
выполнения учебной и познавательной задачи;
• выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые
ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая
логическую последовательность шагов);
• выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы
для решения задачи/достижения цели;
• составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения
исследования);
• определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной
задачи и находить средства для их устранения;
• описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии
решения практических задач определенного класса;
• планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную
траекторию.
3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять
способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои
действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет:
• определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых
результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;
• систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых
результатов и оценки своей деятельности;
• отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять
самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;
• оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия
планируемого результата;
• находить достаточные средства для выполнения учебных действий в
изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;
• работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе
анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик
продукта/результата;
• устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и
характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать
изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта;
• сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки
самостоятельно.
4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности ее решения. Обучающийся сможет:
• определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;
• анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для
выполнения учебной задачи;
• свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя
из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;
6

• оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно
определенным критериям в соответствии с целью деятельности;
• обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих
внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;
• фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.
5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной. Обучающийся сможет:
• наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность
и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;
• соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной
деятельности и делать выводы;
• принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;
• самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить
способы выхода из ситуации неуспеха;
• ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или
параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной
деятельности;
• демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/ эмоциональных
состояний для достижения эффекта успокоения (устранения эмоциональной
напряженности), эффекта восстановления (ослабления проявлений утомления), эффекта
активизации (повышения психофизиологической реактивности).
Познавательные УУД
6. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать причинно-следственные связи,
строить логическое рассуждение,
умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся
сможет:
• подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и
свойства;
• выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и
соподчиненных ему слов;
• выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять
их сходство;
• объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать,
классифицировать и обобщать факты и явления;
• выделять явление из общего ряда других явлений;
• определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между
явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной
данного явления, выявлять причины и следствия явлений;
• строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных
явлений к общим закономерностям;
• строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом
общие признаки;
• излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой
задачи;
• самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать
и применять способ проверки достоверности информации;
• вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;
• выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные / наиболее
вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно
осуществляя причинно-следственный анализ;
• делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать
вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.
7. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и
схемы для решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
7

• обозначать символом и знаком предмет и/или явление;
• определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать
данные логические связи с помощью знаков в схеме;
• создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;
• строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;
• создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением
существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в
соответствии с ситуацией;
• преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих
данную предметную область;
• переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического
или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот;
• строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный
ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется
алгоритм;
• строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;
• анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта,
исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной
ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата.
8. Смысловое чтение. Обучающийся сможет:
• находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей
деятельности);
• ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста,
структурировать текст;
• устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;
• резюмировать главную идею текста;
• преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать
текст (художественный и нехудожественный – учебный, научно-популярный,
информационный, текст non-fiction);
• критически оценивать содержание и форму текста.
9. Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в
познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной
ориентации. Обучающийся сможет:
• определять свое отношение к природной среде;
• анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых
организмов;
• проводить причинный и вероятностный анализ экологических ситуаций;
• прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на
действие другого фактора;
• распространять экологические знания и участвовать в практических делах по
защите окружающей среды;
• выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проектные
работы.
10. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и
других поисковых систем. Обучающийся сможет:
• определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;
• осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;
• формировать множественную выборку из поисковых источников для
объективизации результатов поиска;
• соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.
Коммуникативные УУД
11. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и
разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет:
8

 определять возможные роли в совместной деятельности;
 играть определенную роль в совместной деятельности;
 принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи:
мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;
 определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или
препятствовали продуктивной коммуникации;
 строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной
деятельности;
 корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь
выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом
эквивалентных замен);
 критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать
ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
 предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;
 выделять общую точку зрения в дискуссии;
 договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с
поставленной перед группой задачей;
 организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели,
распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);
 устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные
непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания
диалога.
12. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и
регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической
контекстной речью. Обучающийся сможет:
• определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые
средства;
• отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими
людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);
• представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной
деятельности;
• соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в
соответствии с коммуникативной задачей;
• высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в
рамках диалога;
• принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;
• создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием
необходимых речевых средств;
• использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения
смысловых блоков своего выступления;
• использовать
невербальные
средства
или
наглядные
материалы,
подготовленные/отобранные под руководством учителя;
• делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после
завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.
13. Формирование и развитие компетентности в области использования
информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ). Обучающийся сможет:
• целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые
для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;
• выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для
передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с
условиями коммуникации;
• выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать
модель решения задачи;

9

• использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче
инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения
информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление,
написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;
• использовать информацию с учетом этических и правовых норм;
• создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий,
соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.

Содержание учебной дисциплины
Введение. Общие требования при решении физических задач. Этапы решения
физической задачи. Различные приёмы и способы решения физических задач. Работа с
текстом задачи. Анализ физического явления, формулировка идеи решения (план
решения). Выполнение плана решения задачи. Числовой расчет. Анализ решения и его
значение.Оформление решения.
Молекулярная физика и термодинамика
Качественные задачи на основные положения и основное уравнение молекулярнокинетической теории (МКТ). Качественные и количественные задачи. Устный диалог при
решении качественных задач.Задачи на явления диффузии, броуновского движения,
свойств жидкости, газов, твердых тел.Задачи на характеристики газовых баллонов. Задачи
на определения молекулярной массы, количества вещества, массы вещества, давления
газа, температуры, средне квадратичная скорость движения молекул. Задачи на уравнение
Менделеева-Клапейрона, Клапейрона, изопроцессов, устанавливающие связь различных
видов сварки. Задачи на законы термодинамики, работы в термодинамике, количества
теплоты, КПД тепловых машин.
Электростатика
Применяются различные способы решения качественных, количественных задач на
закон сохранения электрического заряда и закон Кулона, на расчет напряженности,
разности потенциалов, энергии электрического поля.
Анализируются подходы к решению задач на расчет основных характеристик
конденсаторов, систем конденсаторов.
Законы постоянного тока
Задачи на различные приемы расчета сопротивления сложных электрических цепей.
Задачи разных видов на описание электрических цепей постоянного электрического тока с
помощью закона Ома для участка цепи и полной цепи, закона Джоуля — Ленца, законов
последовательного и параллельного соединений. Алгоритм решения задач с
использованием правил Кирхгофа.
Электродинамика
Задачи разных видов на описание магнитного поля тока и его действия, на определение
магнитной индукции и магнитного потока. Решение исследовательских, качественных и
расчетных задач на определение силы Ампера, расчет силы Лоренца.
Задачи на закон электромагнитной индукции, индуктивности, колебательный контур,
переменный электрический ток, коэффициента трансформации

Тематическое планирование
Технический профиль профессионального образования
При реализации содержания общеобразовательной учебной дисциплины «Практикум
решения физических задач»в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего
образования с получением среднего общего образования (ППКРС) максимальная учебная
нагрузкаобучающихся составляет:
по профессиям СПО технического профиля ЭГС-21— • 48 часов, из них аудиторная (обязательная) нагрузка обучающихся,— 48 часов;

тематический план
Вид учебной работы
Аудиторные занятия. Содержание
обучения
Ведение
1. Молекулярная физика и термодинамика

Количество часов
Профессии СПО
2
12
10

2. Электростатика
7
3. Законы постоянного тока
13
4. Электродинамика
14
Итог
48
Внеаудиторная самостоятельная работа
Подготовка устных выступлений по
заданным темам, эссе, докладов,
рефератов, индивидуального проекта с
использованием информационные
технологии и др.
Промежуточная аттестация в формеДЗ
50
всего

Планируемые результаты
В соответствии с ФГОС ООО система оценки образовательной организации реализует
системно-деятельностный, уровневый и комплексный подходы к оценке образовательных
достижений.
Системно-деятельностный подход к оценке образовательных достижений проявляется
в оценке способности учащихся к решению учебно-познавательных и учебнопрактических задач. Он обеспечивается содержанием и критериями оценки, в качестве
которых выступают планируемые результаты обучения, выраженные в деятельностной
форме.
Уровневый подход служит важнейшей основой для организации индивидуальной
работы с учащимися. Он реализуется как по отношению к содержанию оценки, так и к
представлению и интерпретации результатов измерений.

Требования к уровню подготовки учащихся
Студенты должны уметь:
• анализировать физическое явление;
• проговаривать вслух решение;
• анализировать полученный ответ;
• классифицировать предложенную задачу;
• составлять простейших задачи;
• последовательно выполнять и проговаривать этапы решения задачи
средней трудности;
• выбирать рациональный способ решения задачи;
• решать комбинированные задачи;
• владеть различными методами решения задач: аналитическим,
графическим, экспериментальным и т.д.;
- владеть методами самоконтроля и самооценки.
Ожидаемыми результатами занятий являются:
• расширение знаний об основных алгоритмах решения задач, различных
методах приемах решения задач;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих
способностей на основе опыта самостоятельного приобретения новых знаний,
анализа и оценки новой информации;
• сознательное самоопределение ученика относительно профиля дальнейшего
обучения или профессиональной деятельности;
получение представлений о роли физики в познании мира, физических и
математических методах исследования

Характеристика контрольно-измерительных материалов
11

В конце каждого года семестра проводится итоговая контрольная работа с
целью: установить уровень усвоения учебного материала повышенной сложности.
Время выполнения работы-40мин
Система оценивания отдельных заданий и работы в целом
Каждая задача оценивается в 3 балла, если задача оформлена и решена правильно.
Два балла, если задача решена, но допущена ошибка при вычислении. Один балл,
если задача решена неправильно или ученик не приступал к решению.
Максимальный балл - 12 баллов
Соответствие баллов
Число баллов
Оценка
4 - 12
Дифференцированный
зачет
1-3
незачет
Студент научится:
•
соблюдать правила безопасности и охраны труда при работе с учебным и
лабораторным оборудованием;
•
понимать смысл основных физических терминов: физическое тело, физическое
явление, физическая величина, единицы измерения;
•
распознавать проблемы, которые можно решить при помощи физических методов;
анализировать отдельные этапы проведения исследований и интерпретировать результаты
наблюдений и опытов;
•
проводить прямые измерения физических величин: время, расстояние, масса тела,
объем, сила, температура, атмосферное давление, влажность воздуха, напряжение, сила
тока, радиационный фон (с использованием дозиметра); при этом выбирать оптимальный
способ измерения и использовать простейшие методы оценки погрешностей измерений.
Примечание. Любая учебная программа должна обеспечивать овладение прямыми
измерениями всех перечисленных физических величи
•
проводить косвенные измерения физических величин: при выполнении измерений
собирать экспериментальную установку, следуя предложенной инструкции, вычислять
значение величины и анализировать полученные результаты с учетом заданной точности
измерений;
•
понимать принципы действия машин, приборов и технических устройств, условия
их безопасного использования в повседневной жизни;
•
использовать при выполнении учебных задач научно-популярную литературу о
физических явлениях, справочные материалы, ресурсы Интернет.
Студент получит возможность научиться:
•
сравнивать точность измерения физических величин по величине их относительной
погрешности при проведении прямых измерений;
•
самостоятельно проводить косвенные измерения и исследования физических
величин с использованием различных способов измерения физических величин, выбирать
средства измерения с учетом необходимой точности измерений, обосновывать выбор
способа измерения, адекватного поставленной задаче, проводить оценку достоверности
полученных результатов;
•
воспринимать информацию физического содержания в научно-популярной
литературе и средствах массовой информации, критически оценивать полученную
информацию, анализируя ее содержание и данные об источнике информации;
создавать собственные письменные и устные сообщения о физических явлениях на
•
основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией,
учитывая особенности аудитории сверстников.
Тепловые явления
Студент научится:
•
распознавать тепловые явления и объяснять на базе имеющихся знаний основные
свойства или условия протекания этих явлений: диффузия, изменение состояния
12

термодинамической системы при одном фиксированном параметре газов, испарение,
насыщенные и ненасыщенные пары, кипение, влажность воздуха, различные способы
изменения внутренней энергии, агрегатные состояния вещества, зависимость реальных и
идеальных газов;
•
описывать изученные свойства тел и тепловые явления, используя физические
величины: температура, объем, давление, количество теплоты, внутренняя энергия,
удельная теплоемкость вещества, удельная теплота плавления, удельная теплота
парообразования, удельная теплота сгорания топлива, коэффициент полезного действия
теплового двигателя; при описании правильно трактовать физический смысл
используемых величин, их обозначения и единицы измерения, находить формулы,
связывающие данную физическую величину с другими величинами, вычислять значение
физической величины;
•
анализировать свойства тел, тепловые явления и процессы, используя основные
положения молекулярно-кинетической теории (МКТ) и закон сохранения энергии;
проводить исследование зависимости PT, VT, PV
•
различать основные признаки изученных физических моделей строения газов,
жидкостей и твердых тел;
•
приводить примеры практического использования физических знаний о тепловых
явлениях, капиллярных явлений в быту, природе, технике.
Исследование механических свойств твердых тел. Применение физических понятий и
законов в учебном материале профессионального характера.
•
Использование Интернета для поиска информации о разработка
•
решать задачи, используя зависимость основных параметров, характеризующих
состояния газообразного тела (давление, объем, температура, коэффициент полезного
действия теплового двигателя), используя уравнения Клапейрона, Менделеева –
Клапейрона, тепловой баланс; на основе анализа условия задачи записывать краткое
условие, выделять физические величины, законы и формулы, необходимые для ее
решения, проводить расчеты и оценивать реальность полученного значения физической
величины, представлять в виде графиков изохорный, изобарный, изотермический
процессы
Студент получит возможность научиться:
•
использовать знания о тепловых явлениях в повседневной жизни для обеспечения
безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения
здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде; приводить
примеры экологических последствий работы двигателей внутреннего сгорания, тепловых
и гидроэлектростанций;
•
различать границы применимости модели «идеальный газ» и законов МКТ, ,
понимать всеобщий характер фундаментальных физических законов (закон
термодинамики) и ограниченность использования частных законов;
находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать
•
проблему как на основе имеющихся знаний о тепловых явлениях с использованием
математического аппарата, так и при помощи методов оценки.
•
вести диалог, выслушивать мнение оппонента, участвовать в дискуссии, открыто
выражать и отстаивать свою точку зрения.
•
излагать суть экологических проблем, обусловленных работой тепловых
двигателей и предлагать пути их решения.
•
использовать Интернет для поиска информации о разработках и применениях
современных твердых и аморфных материалов
Электрические и магнитные явления
Студент научится:
•
распознавать электромагнитные явления и объяснять на основе имеющихся знаний
основные свойства или условия протекания этих явлений: электризация тел,
взаимодействие зарядов, электрический ток и его действия (тепловое, химическое,
магнитное), взаимодействие магнитов, электромагнитная индукция, действие магнитного

13

поля на проводник с током и на движущуюся заряженную частицу, действие
электрического поля на заряженную частицу.
•
составлять схемы электрических цепей с последовательным и параллельным
соединением элементов, различая условные обозначения элементов электрических цепей
(источник тока, ключ, резистор, реостат, лампочка, амперметр, вольтметр), снимать
вольтамперную характеристику диода.
•
описывать изученные свойства тел и электромагнитные явления, используя
физические величины: электрический заряд, сила тока, электрическое напряжение,
электрическое сопротивление, удельное сопротивление вещества, работа электрического
поля, мощность тока, при описании верно трактовать физический смысл используемых
величин, их обозначения и единицы измерения; находить формулы, связывающие данную
физическую величину с другими величинами.
•
проводить сравнительный анализ гравитационного и электрического полей,
постоянного и переменного тока, исследовать принципа действия трансформатора,
генератора переменного тока, анализировать свойства тел, электромагнитные явления и
процессы, используя физические законы: закон сохранения электрического заряда, закон
Ома для участка цепи и полной цепи, закон Джоуля-Ленца; при этом различать
словесную формулировку закона и его математическое выражение.
•
приводить примеры практического использования физических знаний о
электромагнитных явлениях,
•
решать задачи, используя физические законы (закон Ома для участка цепи, закон
Джоуля-Ленца) и формулы, связывающие физические величины (сила тока, электрическое
напряжение, электрическое сопротивление, удельное сопротивление вещества, работа
электрического поля, мощность тока, формулы расчета электрического сопротивления
при последовательном и параллельном соединении проводников): на основе анализа
условия задачи записывать краткое условие, выделять физические величины, законы и
формулы, необходимые для ее решения, проводить расчеты и оценивать реальность
полученного значения физической величины, силы тока и напряжения на элементах цепи
переменного тока, измерять мощность электрического тока, ЭДС и внутреннее
сопротивление источника тока, сил
Студент получит возможность научиться:
•
использовать знания об электромагнитных явлениях в повседневной жизни для
обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для
сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде;
приводить примеры влияния электромагнитных излучений на живые организмы;
•
различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий
характер фундаментальных законов (закон сохранения электрического заряда) и
ограниченность использования частных законов (закон Ома для участка цепи, закон
Джоуля-Ленца и др.);
использовать приемы построения физических моделей, поиска и формулировки
•
доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе эмпирически
установленных фактов;
•
находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать
проблему как на основе имеющихся знаний об электромагнитных явлениях с
использованием математического аппарата, так и при помощи методов оценки.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ФИЗИКА»
Реализация программы дисциплины «Практикум решения физических задач»
требует наличия учебного кабинета ____ФИЗИКИ № 408________________________
(учебники и учебные пособия, сборники задач и упражнений, карточки-задания, наборы
плакатов, демонстрационные стенды);
Оборудование учебного кабинета: ____ФИЗИКИ № 408______
- посадочные места по количеству обучающихся; 30
- рабочее место преподавателя; 1
14

Комплект таблиц и плакатов:
1.
Раздел молекулярная физика – 13
2.
Портреты ученых – 42
Видеоматериалы для урока:
видеокассеты- электрический ток в различных средах, электромагнитная индукция,
магнетизм.
физика Мякишев Г.Я. 10 кл., 11 кл., курс физики для школьников и абитуриентов.
Телевизор, ноутбук.
Электрометр, модель трансформаторы на панели, конденсаторы, модель двигателя
внутреннего сгорания, диод, полупроводники р-п, модель генератора, осциллограф,
Информационное обеспечение обучения
Для студентов:
Генденштейн Л.Э. Дик Ю.И. 10 кл. – М., 2017
1.
2.
Генденштейн Л.Э. Дик Ю.И. 11 кл. – М., 2017
3.
Косьянов А Физика 10 класс.В. 2013
4.
Мякишев ГЯ Буховцев ББ Сотский НМ Физика 10 класс 2017
5.
Мякишев Г.Я. Буховцев Б.Б Физика 11 класс. 2017
6.
Рымкевич А.П. Сборник задач по физике для 9-11 класс 2017
7.
Сборник производственных задач по физике для электрогазосварщиков
Дополнительные источники:
1. Афанаев ВН Ответы и решения 11 кл 2018
2. Гонтартук Т Я познаю мир, 2017
3. Елькин ВИ Оригинальные уроки физике и при¬ёмы обучения 2018
4. Коровин ВА Оценка качества по физике 2018
5. Орлов В.А Фадеева А.А Ханнанов НК Е.Г.Э Физика 2016
6. Орлов ВА Никифоров АИ Е.Г.Э Физике 2016
7. Орлов ВА Никифоров АИ Е.Г.Э Физике 2016
8. Самойленко П.И Физика 2018
9. Скакук ВА Методическое пособие для преподавателя 2018
10. Смернов ЮГ Попов АП Ефремова НФ Технология педагогического обще¬ния в
профессиональной школе 2017
11. Синдив ЮГ Попов АП Ефремова НФ Как подготовиться к тестированию по физике
2019
12. Страут ЕК ГладышевНК Учебно - тренировачныематериа¬лы для подготовки к ЕГЭ
2019
13. Тихонин ФФ Домашняя работа по физике 11 кл 2020
Для преподавателей
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993)
(с учетом поправок, внесенных федеральными конституционными законами РФ о
поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // СЗ РФ. —
2009. —№ 4. — Ст. 445.
Федеральный закон от 29.12. 2012 № 273-ФЗ (в ред. федеральных законов от 07.05.2013
№ 99-ФЗ, от 07.06.2013 № 120-ФЗ, от 02.07.2013 № 170-ФЗ, от 23.07.2013 № 203-ФЗ,
от 25.11.2013 № 317-ФЗ, от 03.02.2014 № 11-ФЗ, от 03.02.2014 № 15-ФЗ, от 05.05.2014
№ 84-ФЗ, от 27.05.2014 № 135-ФЗ, от 04.06.2014 № 148-ФЗ, с изм., внесенными
Федеральным законом от 04.06.2014 № 145-ФЗ) «Об образовании в Российской
Федерации».
Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования»
(зарегистрирован в Минюсте РФ 07.06.2012 № 24480).
Приказ Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1645 «О внесении изменений в Приказ
Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 “Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего
(полного) общего образования”».
Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и
15

ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259 «Рекомендации по организации получе
ния среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ
среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом
требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой
профессии или специальности среднего профессионального образования».
Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред.
от 25.06.2012, с изм. от 05.03.2013) // СЗ РФ. — 2002. — № 2. — Ст. 133.
Интернет-ресурс
1.
http://fizika.ayp.ru/
2.
http://yandex.ru/yandsearch?text11342
3.
http://www.youtube.com/watch?v=LPanY3doHJg
4.
http://www.youtube.com/watch?v=TjUKW65hMUg
5.
http://www.youtube.com/watch?v=4BO_Xd3jcn8
6.
http://moi-universitet.ru/ru/schoolkonkurs/IKTkonkurs/#.U2O6ZaJtbIU
7.
http://ripo.unibel.by/index.php?id=146
8.
http://www.physbook.ru/
9.
http://www.abitura.com/happy_physics/
10.
http://physics.nad.ru/
11.
http://physics.nad.ru/physics.htm

16


Наверх

На сайте используются файлы cookie. На сайте  осуществляется сбор персональных данных посредством метрических программ (Яндекс.Метрика). Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».