Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республика Хакасия «Черногорский горно-строительный техникум» ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ 04 Оформление причесок по профессии среднего профессионального образования: 43.01.02 «Парикмахер» 2021 г. 1 Программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по профессии среднего профессионального образования (далее – СПО): 43.01.02 Парикмахер Организация-разработчик: ГБПОУ РХ «Черногорский горно-строительный техникум» Разработчики: Поцелуева Олеся Александровна, мастер п/о Ф.И.О., должность, Рогова Маргарита Кенешбековна, мастер п/о Ф.И.О., должность, Рассмотрена на заседании М/О мастеров укрупненных групп 430000;150000; 080000 _______ Т.В.Жиляева «____»______________20____г Утверждена: Заместитель директора по УР _________ С.Л.Соловьева «____»______________20____г 2 СОДЕРЖАНИЕ стр. 1. Паспорт программы профессионального модуля 4 2. Результаты освоения профессионального модуля 5 3. Структура и содержание профессионального модуля 6 4 Условия реализации профессионального модуля 9 5. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности) 11 3 1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ Оформление причесок 1.1. Область применения программы Программа профессионального модуля– является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии СПО 43.01.02 «Парикмахер» в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД): Оформление причесок и соответствующих профессиональных компетенций (ПК): 4.1.Выполнение подготовительных работ по обслуживанию клиентов. 4.2.Выполнение прически с моделирующими элементами. 4.3.Выполнение заключительных работ по обслуживанию клиентов. Программа профессионального модуля может быть использована в программах курсовой профессиональной подготовки по профессии «Парикмахер». Опыт работы не требуется. 1.2. Цели и задачи профессионального модуля – требования к результатам освоения профессионального модуля С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен: иметь практический опыт: • организации подготовительных работ по обслуживанию клиентов; • выполнение причесок с моделирующими элементами (повседневных и нарядных); • выполнение заключительных работ по обслуживанию клиентов. уметь: • организовывать рабочее место; • подбирать препараты, принадлежности для причесок; • пользоваться парикмахерским инструментом; • выполнять все виды причесок в соответствии с инструкционнотехнологической картой; • производить коррекцию прически; • выполнять заключительные работы по обслуживанию клиентов. знать: • состав и свойства профессиональных препаратов; • современные направления моды в парикмахерском искусстве; • нормы расхода препарата, времени на выполнение работ; • технологии выполнения причесок с моделирующими инструментами; • критерии оценки качества причесок. 4 1.3. Рекомендуемое количество часов на освоение программы профессионального модуля: всего – 580 часа, в том числе: максимальной учебной нагрузки обучающегося – 87 часов, включая: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 66 часа; самостоятельной работы обучающегося – 21 час; учебной и производственной практики –493 часов. 2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ Результатом освоения профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности: Оформление причесок, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями: Код Наименование результата обучения ПК 4.1 Выполнять подготовительные работы по обслуживанию клиентов. ПК 4.2 Выполнять прически с моделирующими элементами. ПК 4.3 Выполнять заключительные работы по обслуживанию клиентов. ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач Использовать информационно-коммуникационные технологии ОК 2. ОК 3. ОК 4. ОК 5. ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами. 5 3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 3.1. Тематический план профессионального модуля Коды профессиональных компетенций 1 ПК 4.1-4.3 Наименования разделов профессионального модуля Всего часов (макс. учебная нагрузка и практики) 2 3 МДК 04.01 Искусство прически Производственная практика (концентрированная) Производственная практика (комплексные работы) Всего: 279 252 Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов) Обязательная аудиторная Самостоятельная учебная нагрузка работа обучающегося обучающегося, часов Всего, в т.ч. часов лабораторные работы и практические занятия, часов 4 5 6 Практика Учебная, часов Производственная, часов (если предусмотрена рассредоточенная практика) 7 8 66 4 21 192 0 66 4 21 192 49 580 6 3.2. Содержание обучения по профессиональному модулю ПМ 04 Оформление причёсок Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем 1 МДК 04.01. Искусство прически Тема 1.1 Основы моделирования прически. Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся Объем часов Уровень освоения 2 3 66 4 Содержание 1 Общие сведения о моделировании причесок 2 Современные направления моды в прическах. 3 Типы и стили прически. 4 Композиция и композиционный центр в прическе. 5 Форма, ритм, силуэт прически. 6 Координация линий в прическе. 7 Цвет волос в прическе. 8 Симметрия и асимметрия в прическах 9 Влияние профиля человека на выбор силуэта прически. 10 Характеристика треугольного лица и его коррекция. Прически для треугольного лица. 11 Характеристика квадратного лица и его коррекция. Прически для квадратного лица. 12 13 14 15 16 17 18 1. Характеристика прямоугольного лица и его коррекция. Прически для прямоугольного лица. Характеристика круглого лица и его коррекция. Прически для круглого лица. Характеристика трапецивидного лица и его коррекция. Прически для трапецивидного лица. Коррекция лица с дефектами при помощи прически. Коррекция фигуры при помощи прически. Виды парфюмерной продукции Контрольная работа Лабораторные работы Лабораторная работа № 1 Определение формы лица. 36 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 1 1 2 2 2 2 2 2 2 7 Тема 1.2. Оформление волос в прическу. Содержание 1. Моделирующие средства и приемы 2 Общие сведения о постижерных изделиях. 3 Технология прически с применением постижерных изделий. 4 Декоративное оформление модельных причесок. 5 Технология выполнения причесок с элементами узелки, жгуты. 6 Технология выполнения причесок с элементами жгуты, локоны. 7 Технология выполнения причесок с элементами шары, метелочки. 8 Технология выполнения причесок с элементами букли, бочонки. 9 Технология выполнения причесок с элементами валик, пучок, ракушка. 10 Особенности выполнения исторических причесок. 11 Особенности выполнения конкурсных причесок. 12 Особенности выполнения свадебных причесок и аксессуаров к ним. 13 Гармония образа 14 Контрольная работа на тему: «Оформление волос в прическу» Практические занятия 1. Практическая работа № 1 Изготовление постижерных изделий на образцах. Дифференцированный зачет Самостоятельная работа при изучении раздела ПМ 04 Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы Разработка технологии выполнения причёски в рамках подготовки к рубежному контролю Защита творческой работы на тему: «Прическа» УП.04.Учебная практика Организация рабочего места. Т.Б. при выполнении причесок. 30 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 1 1 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 21 10 11 192 6 Способы оформления прически с постижерными изделиями. 6 Выполнение модельных причесок с элементами «жгут», «косичка», «валик». 6 Выполнение модельных причесок с элементами «букли», «пробор», «локоны». 6 Выполнение модельных причесок с элементами «бочонки», «шары», «петли». 6 8 Выполнение модельных причесок с элементами «волна», «узелки», «рельеф». 6 Выполнение причесок переднего типа. 12 Выполнение причесок ацентрального типа. 12 Выполнение причесок обратного типа. 12 Выполнение причесок концентрированного типа. 12 Выполнение причесок классического стиля. 12 Выполнение причесок исторического стиля. 6 Выполнение причесок стиля эклектики. 6 Выполнение причесок стилизованного стиля 6 Выполнение причесок романтического стиля 12 Выполнение причесок фантазийного стиля 12 Выполнение причесок авангардного стиля 12 Выполнение конкурсных причесок. 12 Декоративное оформление модельной прически 12 Выполнение причесок при помощи начеса и тупировки волос. 12 Дифференцированный зачет (проверочная работа) 6 ПП.04. Производственная практика (концентрированная) Тема 1.1 Выполнение модельных причесок обратного типа. 252 14 Тема 1.2 Выполнение модельных причесок переднего типа. 14 Тема 1.3 Выполнение модельных причесок ацентрального типа 14 9 Тема 1.4 Выполнение модельных причесок концентрированного типа 14 Тема 1.5 Выполнение модельных причесок в классическом стиле. 14 Тема 1.6 Выполнение модельных причесок в романтическом стиле. 14 Тема 1.7 Выполнение модельных причесок в авангардном стиле. 14 Тема 1.8 Выполнение модельных причесок в экстравагантном стиле. 14 Тема 1.9 Выполнение модельных причесок в стилизованном стиле. 14 Тема 1.10 Выполнение модельных причесок в стиле эклектика 7 Тема 1.11 Выполнение модельных причесок в историческом стиле. 7 Тема 1.12 Выполнение модельных причесок в фантазийном стиле. 14 Тема 1.13 Выполнение модельных причесок для торжественных случаев. 14 Тема 1.14 Выполнение конкурсных причесок. 14 Тема 1.15 Выполнение повседневных причесок. 14 Тема 1.16 Выполнение причесок с декоративным оформлением 14 Тема 1.17 Выполнение модельных причесок с учетом индивидуальных особенностей клиента. 14 Тема 1.18 Выполнение причесок при помощи начеса волос. 7 Тема 1.19 Выполнение причесок при помощи тупировки волос. 7 Тема 1.20 Выполнение причесок с применением постижерных изделий. 7 Дифференцированный зачет 7 10 ПП Производственная практика (комплексные работы) Тема 1.1 Мытье и массаж головы 49 7 Тема 1.2 Салонная женская стрижка с укладкой волос. 7 Тема 1.3 Салонная мужская стрижка с укладкой волос 7 Тема 1.4 Женская стрижка волос с химической завивкой 7 Тема 1.5 Модельная женская стрижка волос с окрашиванием тон в тон 7 Тема 1.6 Модельная женская стрижка волос с современным способом окрашивания 7 Тема 1.7 Мытье головы и выполнение модельной прически с учетом индивидуальных особенностей клиента. Дифференцированный зачет. 7 11 4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению Для реализации профессионального модуля необходимо наличие учебного кабинета «Технология парикмахерских услуг», учебно-производственной мастерской по профессии «Парикмахер». Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета «Технология парикмахерских услуг»: - комплект ученической мебели; - комплект технологической документации; - комплект учебно-методической документации; - комплект наглядных пособий; - видеофильмы - телевизор; - DVD-плеер; - персональный компьютер; Оборудование мастерской по профессии «Парикмахер» и рабочих мест мастерской: 1. Рабочее место парикмахера 2. Парикмахерский инструмент 3. Муляжи 4. Телевизор; 5. DVD-плеер; 6. Персональный компьютер; 7. Сушуар; 8. Мойка с наклоном головы назад; 9. Стерилизатор; 10.Водонагреватель 4.2. Информационное обеспечение обучения Основные источники: 1. Беспалова Т.И. Основы художественного проектирования прически.-М.: Академия 2017г.-168с. 2. ЧерниченкоТ.А. Моделирование причесок.- М.: Центр Академия 2018г.350 с. Дополнительные источники: 1. Алексеева А.А. Школа красоты.- М.: Диамант, 2017г.- 320 с. 2. Романовская Е. Уход за волосами.- М.: Просвещение, 2016г.- 320 с. 3. Брюнинг Н. Парикмахерское искусство.- М.: Тригон, 2017г.- 380 с. 4. Торлецкая Т.А. Искусство парикмахера.- М.: Дом, 2017г.- 420 с. 5. Голубева К.В. Прически, моделирование.- М.: Диамант, 2016г.- 250 с. 6. Залевская Н. Как стать парикмахером.- С-П.: Нива, 2014г. – 320 с. 7. Константинов А.В. Парикмахерское дело.- М.: АРТ-Визаж, 2013г. – 380 с. 8. Джаникьян А. Энциклопедия парикмахера.- М.: Просвещение, 2013г.- 460 с. 12 9. Журналы «HAIRS». 10.Журналы «Долорес». 11.Журналы «Стильные прически». Электронные источники: www.vikstyle.ru/index.php?id www.fitodesign.net.ua/index.php www.my-hairs.ru www.tili-testo.ru www.allastudio.com/index/oformlenie. www.geohair.ru/kompoziciya-suwnost/. www.ladyfly.ru/health/health46.htm 4.3. Общие требования к организации образовательного процесса Организация образовательного процесса регламентируется учебным планом (разбивкой содержания образовательной программы по учебным курсам, по дисциплинам и по годам обучения), годовым календарным учебным графиком и расписаниями занятий, разрабатываемыми и утверждаемыми образовательным учреждением ежегодно. При этом построение гигиенически рационального учебно-производственного процесса основывается на соответствии суммарной учебно-производственной нагрузки возрастным особенностям и возможностям организма обучающихся в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.3.1186-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации учебно-производственного процесса в образовательных учреждениях начального профессионального образования». Обязательным условием успешного освоения модуля является проведение учебной практики для получения первичных профессиональных навыков в рамках профессионального модуля. Для достижения большей эффективности учебную практику рекомендуется проводить рассредоточено в соответствии с темами модуля. Обучение и инструктаж обучающихся следует проводить с учетом возрастных особенностей подростков, учитывая склонность к недооценке потенциально опасных ситуаций и отсутствие необходимых навыков и опыта. В конце освоения модуля проводится комплексный экзамен, обеспечивающий проверку результатов освоения приемов выполнения модельной прически. Для закрепления умений и формирования навыков выполнения работы организуется производственная практика, которая проходит концентрированно по окончании изучения модуля. При прохождении производственной практики 13 обучающиеся выполняют правила производственной санитарии и гигиены, предусмотренные отраслевыми санитарными правилами и правилами по охране труда и технике безопасности, продолжительность рабочей недели не превышает 36 часов. В процессе освоения модуля необходимо создавать условия для формирования устойчивого интереса к профессии, воспитания ответственности, аккуратности, рациональности; развития внимания, технического мышления. Для активизации познавательной деятельности обучающихся и развития их творческого мышления преподавателю рекомендуется применять различные методы современного обучения, широко использовать наглядные пособия и технические средства обучения; организовывать групповые и индивидуальные методы и формы работы; сопровождать объяснение материала демонстрацией приемов работы, практическими заданиями и расчетами. При работе над темами самостоятельной подготовки обучающимся оказываются консультации. При выполнении заданий обучающиеся должны пользоваться современными средствами вычислительной техники, учебной и справочной литературой. 5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ (ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ) Результаты Основные показатели оценки (освоенные результата профессиональные компетенции) Осуществление подготовки − подготовка рабочего места парикмахера рабочего места для к работе; выполнения причесок − правильная диагностика состояния волос; − выбор и подготовка инструмента, приспособлений к работе. − беседа с клиентом Формы и методы контроля и оценки - практическая работа: «Рабочее место парикмахера»; - экспертная оценка выполнения практического задания; -тест по теме: «Инструменты и приспособления», наблюдения в ходе учебной практики - наблюдение и экспертная оценка; 14 Владение приемами выполнения причесок − Правильное составление технологической карты для выполнения прически; − выбор инструмента и рациональный способ работы, исходя из поставленной задачи; − выполнение деления волос на пряди; − аккуратное и самостоятельное выполнение всех элементов причёски; Выполнение прически − выполнение требований техники безопасности при работе с инструментом. − точный расчет композиции прически; − соответствие выполненной причёски, её назначению. − консультирование клиента о возможности коррекции причёской формы лица − соответствие причёски требованиям, предъявляемым к качеству выполненных работ; − тактичность и корректность общения с клиентом Выполнять заключительные работы по обслуживанию клиентов. - задание: «составление технологической карты по рисунку» -Тест: «Выбор инструмента при выполнении прически»; - задание «Согласно шаблона зарисовать деление волос на зоны»; - Экспертная оценка на практическом занятии; -Самооценивание -карточка-задание на тему: «Композиция прически» - защита творческой работы на тему: «Прическа»; - самооценка -экспертная оценка практического задания. - выполнение завершения обслуживание клиента и оплата услуг; -экспертная оценка выполнения практического задания; − выполнение уборки рабочего места парикмахера; -взаимоконтроль; − выполнение дезинфекции инструментов и приспособлений. -самоконтроль. Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений. 15 Результаты (освоенные общие компетенции) Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. Основные показатели оценки результата -Демонстрация интересов к будущей профессии; - наличие положительных отзывов мастера п/о, работодателя; - участие в конкурсах профмастерства; -качественное выполнение самостоятельной(внеурочной)ра боты. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения Формы и методы контроля и оценки - анализ результатов профориентационного тестирования; - наблюдение и оценка выполнения лабораторных, практических, квалификационных работ во время учебной и производственной практики; -результаты участия в конкурсе; -самооценка. - выбор разных стилей прически; - наблюдение и экспертная оценка последовательного выполнения работ в соответствии задания; - демонстрация правильной - наблюдение и оценка последовательности действий во выполнения лабораторных, время выполнения практических, лабораторных, практических квалификационных работ работ, задания на учебной, во время учебной и производственной практике; производственной практике; -осознанное выполнение правил - самоконтроль; техники безопасности; -рациональная организация рабочего места. - самоанализ и коррекция результатов собственной работы; -самооценка. - своевременность выполнения заданий; - экспертная оценка на учебной и производственной практике; - ведомости сдачи выполненных работ; - качественность выполненных заданий; - ведомости результатов обучения; -успешное решение стандартных профессиональных задач -эффективный поиск необходимой информации; -изучение продукта деятельности. - выполнение и защита рефератов; 16 профессиональных задач Использовать информационнокоммуникационные технологии - инновации в области профессиональной деятельности; - отчет о новостях в профессиональной сфере(в любом виде); - использование различных источников, включая электронных; - выполнение защиты докладов; -правильное использование технологических карт. - работа с программой «Подбор причесок»; -собеседование. - использования презентаций профессиональной деятельности; Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами. - анализ результатов выполнения практических заданий с применением информационных технологий; - анализ результатов выполненных презентаций; -владение электронными средствами связи; -опросники; -владение основными программами Microsoft Office Word, Microsoft Office PowerPoint, Microsoft Office Publisher. -самооценка. - эффективность взаимодействий с обучающимися, преподавателями и мастерами п/о в ходе обучения; - оценка по поведению; - работа по проекту: «Декоративное оформление причесок»; - устная защита проекта; -способность выслушать мнение членов команды; -наблюдение за командной деятельностью; -обмен информаций на уровне диалога. -взаимооценивание. 17