Модуль ПМ 04

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Республика Хакасия
«Черногорский горно-строительный техникум»

ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
ПМ 04 Оформление причесок
по профессии среднего профессионального образования:
43.01.02 «Парикмахер»

2021 г.
1

Программа

профессионального

модуля

разработана

на

основе

Федерального

государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по профессии среднего
профессионального образования (далее – СПО): 43.01.02 Парикмахер

Организация-разработчик: ГБПОУ РХ «Черногорский горно-строительный техникум»

Разработчики:
Поцелуева Олеся Александровна, мастер п/о
Ф.И.О., должность,

Рогова Маргарита Кенешбековна, мастер п/о
Ф.И.О., должность,

Рассмотрена на заседании
М/О мастеров укрупненных групп
430000;150000; 080000
_______ Т.В.Жиляева
«____»______________20____г

Утверждена:
Заместитель директора по УР
_________ С.Л.Соловьева
«____»______________20____г

2

СОДЕРЖАНИЕ
стр.
1. Паспорт программы профессионального модуля

4

2. Результаты освоения профессионального модуля

5

3. Структура и содержание профессионального модуля

6

4 Условия реализации профессионального модуля

9

5. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида
профессиональной деятельности)

11

3

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Оформление причесок
1.1. Область применения программы
Программа профессионального модуля– является частью основной
профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по
профессии СПО 43.01.02 «Парикмахер» в части освоения основного вида
профессиональной
деятельности
(ВПД):
Оформление
причесок
и
соответствующих профессиональных компетенций (ПК):
4.1.Выполнение подготовительных работ по обслуживанию клиентов.
4.2.Выполнение прически с моделирующими элементами.
4.3.Выполнение заключительных работ по обслуживанию клиентов.
Программа профессионального модуля может быть использована в программах
курсовой профессиональной подготовки по профессии «Парикмахер». Опыт
работы не требуется.
1.2. Цели и задачи профессионального модуля – требования к результатам
освоения профессионального модуля
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и
соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе
освоения профессионального модуля должен:
иметь практический опыт:
• организации подготовительных работ по обслуживанию клиентов;
• выполнение причесок с моделирующими элементами (повседневных и
нарядных);
• выполнение заключительных работ по обслуживанию клиентов.
уметь:
• организовывать рабочее место;
• подбирать препараты, принадлежности для причесок;
• пользоваться парикмахерским инструментом;
• выполнять все виды причесок в соответствии с инструкционнотехнологической картой;
• производить коррекцию прически;
• выполнять заключительные работы по обслуживанию клиентов.
знать:
• состав и свойства профессиональных препаратов;
• современные направления моды в парикмахерском искусстве;
• нормы расхода препарата, времени на выполнение работ;
• технологии выполнения причесок с моделирующими инструментами;
• критерии оценки качества причесок.
4

1.3. Рекомендуемое количество часов на освоение программы
профессионального модуля:
всего – 580 часа, в том числе:
максимальной учебной нагрузки обучающегося – 87 часов, включая:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 66 часа;
самостоятельной работы обучающегося – 21 час;
учебной и производственной практики –493 часов.
2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Результатом освоения профессионального модуля является овладение
обучающимися видом профессиональной деятельности: Оформление
причесок, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК)
компетенциями:
Код

Наименование результата обучения

ПК 4.1

Выполнять подготовительные работы по обслуживанию клиентов.

ПК 4.2

Выполнять прически с моделирующими элементами.

ПК 4.3

Выполнять заключительные работы по обслуживанию клиентов.

ОК 1.

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей
профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и
способов ее достижения, определенных руководителем.
Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и
итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности,
нести ответственность за результаты своей работы.
Осуществлять поиск информации, необходимой
для эффективного выполнения профессиональных задач
Использовать информационно-коммуникационные технологии

ОК 2.
ОК 3.

ОК 4.
ОК 5.
ОК 6.

Работать в команде, эффективно общаться с коллегами,
руководством, клиентами.

5

3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
3.1. Тематический план профессионального модуля
Коды
профессиональных
компетенций

1
ПК 4.1-4.3

Наименования разделов
профессионального модуля

Всего часов
(макс. учебная
нагрузка и
практики)

2

3

МДК 04.01 Искусство прически
Производственная
практика
(концентрированная)
Производственная практика
(комплексные работы)
Всего:

279
252

Объем времени, отведенный на освоение
междисциплинарного курса (курсов)
Обязательная аудиторная Самостоятельная
учебная нагрузка
работа
обучающегося
обучающегося,
часов
Всего,
в т.ч.
часов
лабораторные
работы и
практические
занятия,
часов
4
5
6

Практика
Учебная,
часов

Производственная,
часов
(если предусмотрена
рассредоточенная
практика)

7

8

66

4

21

192

0

66

4

21

192

49
580

6

3.2. Содержание обучения по профессиональному модулю ПМ 04 Оформление причёсок
Наименование разделов
профессионального модуля
(ПМ), междисциплинарных
курсов (МДК) и тем
1
МДК 04.01. Искусство
прически
Тема 1.1 Основы
моделирования прически.

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические
занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объем
часов

Уровень
освоения

2

3
66

4

Содержание
1 Общие сведения о моделировании причесок
2 Современные направления моды в прическах.
3 Типы и стили прически.
4 Композиция и композиционный центр в прическе.
5 Форма, ритм, силуэт прически.
6 Координация линий в прическе.
7 Цвет волос в прическе.
8 Симметрия и асимметрия в прическах
9 Влияние профиля человека на выбор силуэта прически.
10 Характеристика треугольного лица и его коррекция. Прически для
треугольного лица.
11 Характеристика квадратного лица и его коррекция. Прически для квадратного
лица.
12
13
14
15
16
17
18
1.

Характеристика прямоугольного лица и его коррекция. Прически для
прямоугольного лица.
Характеристика круглого лица и его коррекция. Прически для круглого лица.
Характеристика трапецивидного лица и его коррекция. Прически для
трапецивидного лица.
Коррекция лица с дефектами при помощи прически.
Коррекция фигуры при помощи прически.
Виды парфюмерной продукции
Контрольная работа
Лабораторные работы
Лабораторная работа № 1 Определение формы лица.

36
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2

2
2
2
2
2
2
2
2
2
2

2

2

2

2

2
2

2
2

2
2
1
1
2
2

2
2
2
2
2
7

Тема 1.2. Оформление волос в
прическу.

Содержание
1. Моделирующие средства и приемы
2 Общие сведения о постижерных изделиях.
3 Технология прически с применением постижерных изделий.
4 Декоративное оформление модельных причесок.
5 Технология выполнения причесок с элементами узелки, жгуты.
6 Технология выполнения причесок с элементами жгуты, локоны.
7 Технология выполнения причесок с элементами шары, метелочки.
8 Технология выполнения причесок с элементами букли, бочонки.
9 Технология выполнения причесок с элементами валик, пучок, ракушка.
10 Особенности выполнения исторических причесок.
11 Особенности выполнения конкурсных причесок.
12 Особенности выполнения свадебных причесок и аксессуаров к ним.
13 Гармония образа
14 Контрольная работа на тему:
«Оформление волос в прическу»
Практические занятия
1. Практическая работа № 1
Изготовление постижерных изделий на образцах.
Дифференцированный зачет

Самостоятельная работа при изучении раздела ПМ 04
Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы
Разработка технологии выполнения причёски в рамках подготовки к рубежному контролю
Защита творческой работы на тему: «Прическа»
УП.04.Учебная практика
Организация рабочего места. Т.Б. при выполнении причесок.

30
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
1
1

2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2

2
2

2

2

2

21
10
11
192
6

Способы оформления прически с постижерными изделиями.

6

Выполнение модельных причесок с элементами «жгут», «косичка», «валик».

6

Выполнение модельных причесок с элементами «букли», «пробор», «локоны».

6

Выполнение модельных причесок с элементами «бочонки», «шары», «петли».

6
8

Выполнение модельных причесок с элементами «волна», «узелки», «рельеф».

6

Выполнение причесок переднего типа.

12

Выполнение причесок ацентрального типа.

12

Выполнение причесок обратного типа.

12

Выполнение причесок концентрированного типа.

12

Выполнение причесок классического стиля.

12

Выполнение причесок исторического стиля.

6

Выполнение причесок стиля эклектики.

6

Выполнение причесок стилизованного стиля

6

Выполнение причесок романтического стиля

12

Выполнение причесок фантазийного стиля

12

Выполнение причесок авангардного стиля

12

Выполнение конкурсных причесок.

12

Декоративное оформление модельной прически

12

Выполнение причесок при помощи начеса и тупировки волос.

12

Дифференцированный зачет (проверочная работа)

6

ПП.04. Производственная практика (концентрированная)
Тема 1.1 Выполнение модельных причесок обратного типа.

252
14

Тема 1.2 Выполнение модельных причесок переднего типа.

14

Тема 1.3 Выполнение модельных причесок ацентрального типа

14
9

Тема 1.4 Выполнение модельных причесок концентрированного типа

14

Тема 1.5 Выполнение модельных причесок в классическом стиле.

14

Тема 1.6 Выполнение модельных причесок в романтическом стиле.

14

Тема 1.7 Выполнение модельных причесок в авангардном стиле.

14

Тема 1.8 Выполнение модельных причесок в экстравагантном стиле.

14

Тема 1.9 Выполнение модельных причесок в стилизованном стиле.

14

Тема 1.10 Выполнение модельных причесок в стиле эклектика

7

Тема 1.11 Выполнение модельных причесок в историческом стиле.

7

Тема 1.12 Выполнение модельных причесок в фантазийном стиле.

14

Тема 1.13 Выполнение модельных причесок для торжественных случаев.

14

Тема 1.14 Выполнение конкурсных причесок.

14

Тема 1.15 Выполнение повседневных причесок.

14

Тема 1.16 Выполнение причесок с декоративным оформлением

14

Тема 1.17 Выполнение модельных причесок с учетом индивидуальных особенностей клиента.

14

Тема 1.18 Выполнение причесок при помощи начеса волос.

7

Тема 1.19 Выполнение причесок при помощи тупировки волос.

7

Тема 1.20 Выполнение причесок с применением постижерных изделий.

7

Дифференцированный зачет

7
10

ПП Производственная практика (комплексные работы)
Тема 1.1 Мытье и массаж головы

49
7

Тема 1.2 Салонная женская стрижка с укладкой волос.

7

Тема 1.3 Салонная мужская стрижка с укладкой волос

7

Тема 1.4 Женская стрижка волос с химической завивкой

7

Тема 1.5 Модельная женская стрижка волос с окрашиванием тон в тон

7

Тема 1.6 Модельная женская стрижка волос с современным способом окрашивания

7

Тема 1.7 Мытье головы и выполнение модельной прически с учетом индивидуальных особенностей клиента.
Дифференцированный зачет.

7

11

4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Для реализации профессионального модуля необходимо наличие учебного
кабинета «Технология парикмахерских услуг», учебно-производственной
мастерской по профессии «Парикмахер».
Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета «Технология
парикмахерских услуг»:
- комплект ученической мебели;
- комплект технологической документации;
- комплект учебно-методической документации;
- комплект наглядных пособий;
- видеофильмы
- телевизор;
- DVD-плеер;
- персональный компьютер;
Оборудование мастерской по профессии «Парикмахер» и рабочих мест
мастерской:
1. Рабочее место парикмахера
2. Парикмахерский инструмент
3. Муляжи
4. Телевизор;
5. DVD-плеер;
6. Персональный компьютер;
7. Сушуар;
8. Мойка с наклоном головы назад;
9. Стерилизатор;
10.Водонагреватель
4.2. Информационное обеспечение обучения
Основные источники:
1. Беспалова Т.И. Основы художественного проектирования прически.-М.:
Академия 2017г.-168с.
2. ЧерниченкоТ.А. Моделирование причесок.- М.: Центр Академия 2018г.350 с.
Дополнительные источники:
1. Алексеева А.А. Школа красоты.- М.: Диамант, 2017г.- 320 с.
2. Романовская Е. Уход за волосами.- М.: Просвещение, 2016г.- 320 с.
3. Брюнинг Н. Парикмахерское искусство.- М.: Тригон, 2017г.- 380 с.
4. Торлецкая Т.А. Искусство парикмахера.- М.: Дом, 2017г.- 420 с.
5. Голубева К.В. Прически, моделирование.- М.: Диамант, 2016г.- 250 с.
6. Залевская Н. Как стать парикмахером.- С-П.: Нива, 2014г. – 320 с.
7. Константинов А.В. Парикмахерское дело.- М.: АРТ-Визаж, 2013г. – 380 с.
8. Джаникьян А. Энциклопедия парикмахера.- М.: Просвещение, 2013г.- 460 с.
12

9. Журналы «HAIRS».
10.Журналы «Долорес».
11.Журналы «Стильные прически».
Электронные источники:
www.vikstyle.ru/index.php?id
www.fitodesign.net.ua/index.php
www.my-hairs.ru
www.tili-testo.ru
www.allastudio.com/index/oformlenie.
www.geohair.ru/kompoziciya-suwnost/.
www.ladyfly.ru/health/health46.htm

4.3. Общие требования к организации образовательного процесса
Организация образовательного процесса регламентируется учебным
планом (разбивкой содержания образовательной программы по учебным
курсам, по дисциплинам и по годам обучения), годовым календарным учебным
графиком и расписаниями занятий, разрабатываемыми и утверждаемыми
образовательным учреждением ежегодно. При этом построение гигиенически
рационального учебно-производственного процесса основывается на
соответствии суммарной учебно-производственной нагрузки возрастным
особенностям и возможностям организма обучающихся в соответствии с
требованиями
СанПиН
2.4.3.1186-03
«Санитарно-эпидемиологические
требования
к
организации
учебно-производственного
процесса
в
образовательных учреждениях начального профессионального образования».
Обязательным условием успешного освоения модуля
является
проведение учебной практики для получения первичных профессиональных
навыков в рамках профессионального модуля. Для достижения большей
эффективности учебную практику рекомендуется проводить рассредоточено в
соответствии с темами модуля. Обучение и инструктаж обучающихся следует
проводить с учетом возрастных особенностей подростков, учитывая склонность
к недооценке потенциально опасных ситуаций
и
отсутствие
необходимых навыков и опыта. В конце освоения модуля проводится
комплексный экзамен, обеспечивающий проверку результатов освоения
приемов выполнения модельной прически.
Для закрепления умений и формирования навыков выполнения работы
организуется производственная практика, которая проходит концентрированно
по окончании изучения модуля. При прохождении производственной практики
13

обучающиеся выполняют правила производственной санитарии и гигиены,
предусмотренные отраслевыми санитарными правилами и правилами по охране
труда и технике безопасности, продолжительность рабочей недели не
превышает 36 часов.
В процессе освоения модуля необходимо создавать условия для
формирования
устойчивого
интереса
к
профессии,
воспитания
ответственности, аккуратности, рациональности; развития внимания,
технического мышления.
Для активизации познавательной деятельности обучающихся и развития
их творческого мышления преподавателю рекомендуется применять различные
методы современного обучения, широко использовать наглядные пособия и
технические средства обучения; организовывать групповые и индивидуальные
методы и формы работы; сопровождать объяснение материала демонстрацией
приемов работы, практическими заданиями и расчетами.
При работе над темами самостоятельной подготовки обучающимся
оказываются консультации. При выполнении заданий обучающиеся должны
пользоваться современными средствами вычислительной техники, учебной и
справочной литературой.
5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ (ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)
Результаты
Основные показатели оценки
(освоенные
результата
профессиональные
компетенции)
Осуществление подготовки − подготовка рабочего места парикмахера
рабочего места для
к работе;
выполнения причесок
− правильная диагностика состояния
волос;

− выбор и подготовка инструмента,
приспособлений к работе.

− беседа с клиентом

Формы и методы
контроля и
оценки
- практическая
работа: «Рабочее
место
парикмахера»;
- экспертная
оценка
выполнения
практического
задания;
-тест по теме:
«Инструменты и
приспособления»,
наблюдения в ходе
учебной практики
- наблюдение и
экспертная оценка;
14

Владение приемами
выполнения причесок

− Правильное составление
технологической карты для выполнения
прически;
− выбор инструмента и рациональный
способ работы, исходя из поставленной
задачи;
− выполнение деления волос на пряди;

− аккуратное и самостоятельное
выполнение всех элементов причёски;

Выполнение прически

− выполнение требований техники
безопасности при работе с
инструментом.
− точный расчет композиции прически;

− соответствие выполненной причёски, её
назначению.
− консультирование клиента о
возможности коррекции причёской
формы лица
− соответствие причёски требованиям,
предъявляемым к качеству
выполненных работ;
− тактичность и корректность общения с
клиентом
Выполнять заключительные
работы по обслуживанию
клиентов.

- задание:
«составление
технологической
карты по рисунку»
-Тест: «Выбор
инструмента при
выполнении
прически»;
- задание
«Согласно
шаблона
зарисовать деление
волос на зоны»;
- Экспертная
оценка на
практическом
занятии;
-Самооценивание
-карточка-задание
на тему:
«Композиция
прически»
- защита
творческой работы
на тему:
«Прическа»;

- самооценка
-экспертная оценка
практического
задания.

- выполнение завершения обслуживание
клиента и оплата услуг;

-экспертная оценка
выполнения
практического
задания;

− выполнение уборки рабочего места
парикмахера;

-взаимоконтроль;

− выполнение дезинфекции инструментов
и приспособлений.

-самоконтроль.

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять
проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных
компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.
15

Результаты
(освоенные общие
компетенции)
Понимать сущность и
социальную значимость своей
будущей
профессии, проявлять к ней
устойчивый интерес.

Основные показатели оценки
результата
-Демонстрация интересов к
будущей профессии;
- наличие положительных
отзывов мастера п/о,
работодателя;

- участие в конкурсах
профмастерства;
-качественное выполнение
самостоятельной(внеурочной)ра
боты.
Организовывать собственную
деятельность, исходя из цели и
способов ее достижения,
определенных руководителем.

Анализировать рабочую
ситуацию, осуществлять
текущий и итоговый контроль,
оценку и коррекцию
собственной деятельности,
нести ответственность за
результаты своей работы.

Осуществлять поиск
информации, необходимой
для эффективного выполнения

Формы и методы
контроля и оценки
- анализ результатов
профориентационного
тестирования;
- наблюдение и оценка
выполнения лабораторных,
практических,
квалификационных работ
во время учебной и
производственной
практики;
-результаты участия в
конкурсе;
-самооценка.

- выбор разных стилей
прически;

- наблюдение и экспертная
оценка последовательного
выполнения работ в
соответствии задания;
- демонстрация правильной
- наблюдение и оценка
последовательности действий во выполнения лабораторных,
время выполнения
практических,
лабораторных, практических
квалификационных работ
работ, задания на учебной,
во время учебной и
производственной практике;
производственной
практике;
-осознанное выполнение правил - самоконтроль;
техники безопасности;
-рациональная организация
рабочего места.
- самоанализ и коррекция
результатов собственной
работы;

-самооценка.

- своевременность выполнения
заданий;

- экспертная оценка на
учебной и
производственной
практике;
- ведомости сдачи
выполненных работ;

- качественность выполненных
заданий;

- ведомости результатов
обучения;

-успешное решение
стандартных профессиональных
задач
-эффективный поиск
необходимой информации;

-изучение продукта
деятельности.
- выполнение и защита
рефератов;
16

профессиональных задач

Использовать информационнокоммуникационные технологии

- инновации в области
профессиональной
деятельности;

- отчет о новостях в
профессиональной сфере(в
любом виде);

- использование различных
источников, включая
электронных;

- выполнение защиты
докладов;

-правильное использование
технологических карт.
- работа с программой «Подбор
причесок»;

-собеседование.

- использования презентаций
профессиональной
деятельности;

Работать в команде,
эффективно общаться с
коллегами,
руководством, клиентами.

- анализ результатов
выполнения практических
заданий с применением
информационных
технологий;
- анализ результатов
выполненных презентаций;

-владение электронными
средствами связи;

-опросники;

-владение основными
программами Microsoft Office
Word, Microsoft Office
PowerPoint, Microsoft Office
Publisher.

-самооценка.

- эффективность
взаимодействий с
обучающимися,
преподавателями и мастерами
п/о в ходе обучения;

- оценка по поведению;

- работа по проекту:
«Декоративное оформление
причесок»;

- устная защита проекта;

-способность выслушать мнение
членов команды;

-наблюдение за командной
деятельностью;

-обмен информаций на уровне
диалога.

-взаимооценивание.

17


Наверх

На сайте используются файлы cookie. На сайте  осуществляется сбор персональных данных посредством метрических программ (Яндекс.Метрика). Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».