Раб.программа ПМ-21 литература 174 ч 22-23

Министерство образования и науки Республики Хакасия
Государственное бюджетное профессиональное образовательное
учреждение Республики Хакасия
ГБПОУ РХ ЧГСТ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУД.б 01 «ЛИТЕРАТУРА»

По профессии:
43.01.02 Парикмахер

Черногорск 2022г.

Рабочая программа учебной дисциплины ОУД.02 «Литература» составлена для
ГБПОУ РХ
«Черногорский горно-строительный техникум», реализующей
основные
профессиональные образовательные программы СПО на базе основного общего образования с
одновременным получением среднего общего образования.
Рабочая программа разработана с учетом требований ФГОС среднего общего
образования, ФГОС среднего профессионального образования и профиля профессионального
образования и с учётом учебного плана ОУ.

Организация-разработчик:
техникум»

ГБПОУ

РХ

«Черногорский

горно-строительный

Разработчик: Боровкова Н.М.–преподаватель литературы ГБПОУ РХ «Черногорский
горно-строительный техникум»

Рассмотрена и рекомендована к утверждению ЦК общеобразовательных дисциплин
Протокол №____________ от «____»__________20__ г.
Руководитель ПЦК Мокрова С.Г.____________

2

СОДЕРЖАНИЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ........................................................................................................... 4
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ЛИТЕРАТУРА»............................. 5
МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ ........................................................... 6
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ..................................................................................... 8
Тематическое планирование................................................................................................................ 14
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ « РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРЫ» ................ 18
Рекомендуемая литература .................................................................................................................. 19

3

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа (далее Программа) общеобразовательной учебной дисциплины
«Литература»предназначена для изучения литературы в профессиональной образовательной
организации Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Республики Хакасия «Черногорский горно-строительный техникум», реализующая
образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной
профессиональной образовательной программы (ОПОП) СПО на базе основного общего
образования при подготовке квалифицированных рабочих и служащих по профессии 43.01.02
Парикмахер.
Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования (утв.
приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413 с изменениями и
дополнениями от: 29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г., 29 июня 2017 г., 24 сентября, 11
декабря 2020 г.), предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной
дисциплины « Русский язык» и соответствии с Методическими рекомендациями по реализации
среднего общего образования в пределах освоения образовательной программы среднего
профессионального образования на базе основного общего образования (утв. Министерством
просвещения РФ 14 апреля 2021 г.)
Содержание программы «Литература» направлено на достижение следующих целей:
• воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию,
способной к созидательной деятельности в современном мире;
формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской
позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной
культуры;
• развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств, культуры
читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции,
исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и
аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских
интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;
• освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных
историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего
представления об историко-литературном процессе;
• совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как
художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием
теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска,
систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернет.
Программа учебной дисциплины «Литература» является основой для разработки рабочих
программ, в которых профессиональные образовательные организации, реализующие
образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения на базе
основного общего образования, уточняют содержание учебного материала, последовательность
его изучения, распределение учебных часов, виды самостоятельных работ, тематику творческих
заданий (рефератов, докладов, индивидуальных проектов и т. п.), учитывая специфику
программ подготовки квалифицированных рабочих и служащих осваиваемой профессии.
Программа может использоваться другими профессиональными образовательными
организациями, реализующими образовательную программу среднего общего образования в
пределах освоения ОПОП на базе основного общего образования — программы подготовки
квалифицированных рабочих и служащих среднего звена.

4

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ЛИТЕРАТУРА»
Литературе принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом
развитии человека, формировании его миропонимания и национального самосознания.
Литература как феномен культуры эстетически осваивает мир, выражая богатство и
многообразие человеческого бытия в художественных образах.
Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно
эстетическим ценностям нации и человечества. Литература формирует духовный облик и
нравственные ориентиры молодого поколения.
Основой содержания учебной дисциплины «Литература» являются чтение и текстуальное
изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики.
Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим
ценностям. Обучающиеся постигают категории добра, справедливости, чести, патриотизма,
любви к человеку, семье; понимают, что национальная самобытность раскрывается в широком
культурном контексте. Целостное восприятие и понимание художественного произведения,
формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможны
только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Ее качество
непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность
наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус,
необходимый объем историко- и теоретико-литературных знаний и умений, отвечающий
возрастным особенностям учащегося.
Изучение литературы в профессиональных образовательных организациях, реализующих
образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на
базе основного общего образования, имеет свои особенности в зависимости от профиля
профессионального образования.
При освоении профессий СПО естественнонаучного профиля профессионального образования
литература изучается на базовом уровне ФГОС среднего общего образования, при освоении
специальностей СПО гуманитарного профиля профессионального образования она изучается
более углубленно. Это выражается в количестве часов, выделяемых на изучение отдельных тем
учебной дисциплины, глубине их освоения студентами, объеме и содержании практических
занятий, видах внеаудиторной самостоятельной работы студентов.
Особенность углубленного изучения литературы заключается в проведении более глубокого
анализа предложенных для освоения произведений, формировании представления о
литературной эпохе, творчестве писателя, расширении тематики сочинений, увеличении
различных форм и видов творческой деятельности. В содержании учебной дисциплины
дополнительный материал для углубленного изучения выделен курсивом.
Изучение учебного материала по литературе предполагает дифференциацию уровней
достижения обучающимися поставленных целей. Так, уровень функциональной грамотности
может быть достигнут как в освоении наиболее распространенных литературных понятий и
практически полезных знаний при чтении произведений русской литературы, так и в овладении
способами грамотного выражения своих мыслей устно и письменно, освоении навыков
общения с другими людьми. На уровне ознакомления осваиваются такие элементы содержания,
как фундаментальные идеи и ценности, образующие основу человеческой культуры и
обеспечивающие миропонимание и мировоззрение человека, включенного в современную
общественную культуру.
В процессе изучения литературы предполагается проведение практических занятий по
развитию речи, сочинений, контрольных работ, семинаров, заданий исследовательского
характера и т. д. Тематика и форма их проведения зависят от поставленных преподавателем
целей и задач, от уровня подготовленности обучающихся. Все виды занятий тесно связаны с
изучением литературного произведения,

5

обеспечивают развитие воображения, образного и логического мышления, развивают общие
креативные способности, способствуют формированию у обучающихся умений анализа и
оценки литературных произведений, активизируют позицию «студента-читателя».
Содержание учебной дисциплины структурировано по периодам развития литературы в России
с обзором соответствующего периода развития зарубежной литературы, предполагает
ознакомление обучающихся с творчеством писателей, чьи произведения были созданы в этот
период, включает произведения для чтения, изучения, обсуждения и повторения.
Перечень произведений для чтения и изучения содержит произведения, которые обязательны
для изучения на конкретном этапе литературной эпохи.
Изучение литературных произведений для чтения и обсуждения может быть обзорным
(тематика, место в творчестве писателя, жанр и т. д.).
Литературные произведения для повторения дают преподавателю возможность отобрать
материал, который может быть актуализирован на занятиях, связать изучаемое произведение с
тенденциями развития литературы, включить его в литературный контекст, а также выявить
знания обучающихся, на которые необходимо опираться при изучении нового материала.
Содержание учебной дисциплины дополнено краткой теорией литературы — изучением
теоретико-литературных сведений, которые особенно актуальны при освоении учебного
материала, а также демонстрациями и творческими заданиями, связанными с анализом
литературных произведений, творчеством писателей, поэтов, литературных критиков и т. п.
Изучение литературы завершается подведением итогов в форме дифференцированного зачета
студентов в процессе освоения на базе основного общего образования с получением среднего
общего образования.
МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Учебная дисциплина «Литература» является частью учебного предмета «Русский язык и
литература» обязательной предметной области «Филология» ФГОС среднего общего
образования.
В ГБПОУ РХ ЧГСТ учебная дисциплина «Литература» изучается в общеобразовательном
цикле учебного плана по профессии 174 час на базе основного общего образования с
получением среднего общего образования.
Максимальная учебная нагрузка студентов составляет 174 ч, из них аудиторная
(обязательная) учебная нагрузка 171ч,консультации 3 ч.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Освоение содержания учебной дисциплины «Литература» обеспечивает достижение
обучающимися следующих результатов:

ЛР1

ЛР2

ЛР3

ЛР4

личностных:
сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также
различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном
мире;
сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с
общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и
способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и
способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания,
находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на
6

протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как
условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
ЛР5

эстетическое отношение к миру;

ЛР6

совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства
любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской
литературе, культурам других народов;

ЛР7

использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных
источников информации (словарей, энциклопедий, интернет-ресурсов и др.);

метапредметных:
умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал,
МР1
подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинноследственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
МР2

умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее,
определять сферу своих интересов;

МР3

умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать,
использовать в самостоятельной деятельности;

МР4

владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной
деятельности, навыками разрешения проблем;
способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения
практических задач, применению различных методов познания;

МР5

предметных:
сформированность устойчивого интереса к чтению как средству познания других
ПР1
культур, уважительного отношения к ним;
ПР2

сформированность навыков различных видов анализа литературных произведений;

ПР3

владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной
речью;

ПР4

владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и
скрытой, основной и второстепенной информации;

ПР5

владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций,
рефератов, сочинений различных жанров;

ПР6

знание содержания произведений русской, родной и мировой классической
литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на
формирование национальной и мировой культуры;

ПР7

сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст
и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного произведения;
7

ПР8

способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и
выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных устных и
письменных высказываниях;

ПР9

владение навыками анализа художественных произведений с учетом их жанровородовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в
литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и
интеллектуального понимания;

ПР10

сформированность
литературы.

представлений

о

системе

стилей

языка

художественной

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Введение
Историко-культурный процесс и периодизация русской литературы. Специфика литературы как
вида искусства. История русской литературы (Эпоха конца 18 в. – начала 19 в.) Литературные
направления,жанры, средства художественной выразительности.
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА
Александр Сергеевич Пушкин (1799—1837)
Личность писателя. Жизненный и творческий путь (с обобщением ранее изученного). Детство и
юность. Петербург и вольнолюбивая лирика. Любовная и философская лирика поэта.
Для чтения иобсуждения. Стихотворения: «Пророк», « Я помню чудное мгновенье»
Роман «Евгений Онегин».Художественные особенности романа. История создания романа в
стихах. Духовные искания Евгения Онегина. Татьяна – любимая героиня Пушкина.
Наизусть. Одно из стихотворений по выбору студентов.
Михаил Юрьевич Лермонтов (1814 — 1841)
Личность и жизненный путь М. Ю. Лермонтова (с обобщением ранее изученного). Темы,
мотивы и образы ранней лирики Лермонтова. Жанровое и художественное своеобразие
творчества М. Ю. Лермонтова петербургского и кавказского периодов. Тема одиночества в
лирике Лермонтова. Трагизм любовной лирики Лермонтова.
Для чтения и изучения. Стихотворения: «Дума», , «Как часто пестрою толпою окружен…», «И
скучно, и грустно!», «Выхожу один я на дорогу…».
Роман «Герой нашего времени» Творческая история романа. Художественные особенности
романа. Г.Печорин в отношении с родился?» (Фаталист»)другими персонажами романа.«Зачем
я жил? Для какой цели яродился?
Наизусть. Одно из стихотворений по выбору студентов.
Николай Васильевич Гоголь (1809—1852)
Личность писателя, жизненный и творческий путь (с обобщением ранее изученного).
Поэма «Мертвые души».Анализ первой главы поэмы Н.Гоголя «Мертвые души» .Способы
выражения авторского сознания в замысле поэмы. Изображение поместного дворянства
(Галерея образов помещиков). Чичиков и чичиковщина. (Образ главного героя поэмы) Образ
России в поэме «Мертвые души»
Подготовка к написанию сочинения по поэме « Мертвые души»

8

Александр Николаевич Островский (1823—1886)
Жизненный и творческий путь А. Н. Островского (с обобщением ранее изученного).
Социально-культурная новизна драматургии А. Н. Островского. Осторвский создатель русского
театра. Драма «Гроза». Творческая история драмы. Жанровое своеобразие. Художественные
особенности драмы. Калинов и его обитатели (система персонажей). Самобытность замысла,
оригинальность основного характера, сила трагической развязки в судьбе героев драмы.
Символика грозы. Образ Катерины — воплощение лучших качеств женской натуры. Конфликт
романтической личности с укладом жизни, лишенной народных нравственных основ Катерина
в оценке Н. А. Добролюбова и Д. И. Писарева. Позиция автора и его идеал. Для чтения и
изучения. Драма «Гроза». Статья Н. А. Добролюбова «Луч света в темном царстве».
Творческие задания Подготовка к написанию сочинения по драме «Гроза».
Иван Александрович Гончаров (1812—1891)
Жизненный путь и творческая биография И. А. Гончарова. Роль В. Г. Белинскогов жизни И. А.
Гончарова. «Обломов». Творческая история романа. Своеобразие сюжета и жанра
произведения. Проблема русского национального характера в романе. Сон Ильи Ильича как
художественно-философский центр романа. Образ Обломова. Противоречивость характера
Обломова. Обломов как представитель своего времени и вневременной образ. Типичность
образа Обломова. Эволюция образа Обломова. Штольц и Обломов. Прошлое и будущее России.
Проблемы любви в романе. Любовь как лад человеческих отношений (Ольга Ильинская —
Агафья Пшеницына).
Для чтения и обсуждения «Роман И. А. Гончарова “Обломов”».
Иван Сергеевич Тургенев (1818—1883)
Жизненный и творческий путь И. С. Тургенева (с обобщением ранее изученного). Психологизм
творчества Тургенева. Роман «Отцы и дети». Смысл названия романа. Отображение в романе
общественно-политической обстановки 1860-х годов. Проблематика романа. Особенности
композиции романа. Базаров в системе образов романа. Нигилизм Базарова и пародия
нанигилизм в романе (Ситников и Кукшина). Взгляды Базарова на искусство, природу,
общество. Базаров и Кирсановы. Базаров и Одинцова. Любовная интрига в романе и ее роль в
раскрытии идейно-эстетического содержания романа. Базаров и родители. Сущность споров,
конфликт «отцов» и «детей». Значение заключительных сцен романа в раскрытии его идейноэстетического содержания. Авторская позиция в романе.
Для чтения и изучения. Роман «Отцы и дети».
Для чтения и обсуждения. Повести «Ася», «Первая любовь»; «Романы «Рудин»,«Дворянское
Творческие задания. Исследование и подготовка реферата: «Нигилизм и нигилисты в жизни и
литературе (Д. И. Писарев, М. А. Антонович, И. С. Тургенев)».
Николай Алексеевич Некрасов (1821—1878)
Жизненный и творческий путь Н. А. Некрасова (с обобщением ранее изученного). Своеобразие
тем, мотивов и образов поэзии Н. А. Некрасова 1840—1850-х и 1860—1870-х годов. Жанровое
своеобразие лирики Некрасова. Любовная лирика Н. А. Некрасова. Поэма «Кому
на Руси жить хорошо». Замысел поэмы, жанр, композиция. Сюжет. Нравственная
проблематика. Авторская позиция. Многообразие крестьянских типов. Проблема счастья.
Сатирические портреты в поэме. Языковое и стилистическое своеобразие произведений Н. А.
Некрасова.
Наизусть. Одно стихотворение (по выбору студентов).
Федор Михайлович Достоевский (1821—1881)
Сведения из жизни писателя (с обобщением ранее изученного).Роман «Преступление и
наказание» Своеобразие жанра. Особенности сюжета. Отображение русской действительности
в романе. Социальная и нравственно-философская проблематика романа. Социальные и
9

философские основы бунта Раскольникова. Смысл теории Раскольникова. Проблема «сильной
личности» и«толпы», «твари дрожащей» и «имеющих право» и ее опровержение в романе.
Тайны внутреннего мира человека: готовность к греху, попранию высоких истин и
нравственных ценностей. Драматичность характера и судьбы Родиона Раскольникова. Сны
Раскольникова в раскрытии его характера и общей композиции романа. Эволюция идеи
«двойничества». Страдание и очищение в романе. Символические образы в романе.
Символическое значение образа «вечной Сонечки». Своеобразие воплощения авторской
позиции в романе. «Правда» Раскольникова и «правда» Сони. Петербург Достоевского.
Библейские мотивы в произведении. Споры вокруг романа и его главного героя.
Для чтения и изучения. Роман «Преступление и наказание».
Творческое задание. Подготовка вопросов для проведения дискуссии «Личность
Раскольникова». Сочинение по роману.
Лев Николаевич Толстой (1828—1910)
Жизненный путь и творческая биография (с обобщением ранее изученного). Духовные искания
писателя. Роман-эпопея «Война и мир». Жанровое своеобразие романа. Особенности
композиционной структуры романа. Символическое значение понятий«война» и «мир».
Духовные искания Андрея Болконского, Пьера Безухова, Наташи Ростовой. Светское общество
в изображении Толстого, осуждение его бездуховности и лжепатриотизма. Авторский идеал
семьи в романе. Правдивое изображение войны и русских солдат — художественное открытие
Л. Н. Толстого. Бородинская битва —величайшее проявление русского патриотизма.
кульминационный момент романа.«Дубина народной войны», партизанская война в романе..
Народный полководец Кутузов. Кутузов и Наполеон в авторской оценке. Проблема русского
национального характера. Осуждение жестокости войны в романе.
Мировое значение творчества Л. Н. Толстого. Л. Н. Толстой и культура XX века .Для чтения и
изучения. Роман-эпопея «Война и мир».
Творческие задания. Исследование и подготовка сообщения на одну из тем (по выбору
студентов): «Изображение войны в «Севастопольских рассказах» и романе «Война и мир;
«Наташа Ростова — любимая героиня Толстого», «Тема дома вромане «Война и мир»; «Мой
Толстой», «Мои любимые страницы романа “Войнаи мир”». Сочинение по рману
Антон Павлович Чехов (1860—1904)
Сведения из биографии (с обобщением ранее изученного). Своеобразие и всепроникающая сила
чеховского творчества. Художественное совершенство рассказов
А. П. Чехова. Новаторство Чехова.
Драматургия Чехова. Комедия «Вишневый сад». История создания, жанр, система
персонажей. Сложность и многозначность отношений между персонажами. Разрушение
дворянских гнезд в пьесе. Сочетание комического и драматического в пьесе
«Вишневый сад». Лиризм и юмор в пьесе «Вишневый сад». Смысл названия пьесы.
Особенности символов.
Иван Алексеевич Бунин (1870—1953)
Сведения из биографии (с обобщением ранее изученного).
Лирика И. А. Бунина. Своеобразие поэтического мира И. А. Бунина.
Для чтения и обсуждения. «Господин из Сан-Франциско». Острое
цивилизации в рассказе.

чувство кризиса

Александр Иванович Куприн (1870—1938)
Сведения из биографии (с обобщением ранее изученного).
Повести «Гранатовый браслет».Традиции романтизма и их влияние на творчество А. И.
Куприна. Трагизм любви в творчестве А. И. Куприна
Повесть «Гранатовый браслет». Смысл названия повести, спор о сильной, бескорыстной любви,
тема неравенства в повести. Трагический смысл произведения.
10

Любовь как великая и вечная духовная ценность. Трагическая история любви «маленького
человека». Столкновение высоты чувства и низости жизни как лейтмотив
произведений А. И. Куприна о любви.
Творческие задания. Исследование и подготовка реферата «Тема любви в творчестве И. А.
Бунина и А. И. Куприна: общее и различное».
Серебряный век русской поэзии
Обзор русской поэзии и поэзии народов России конца XIX — начала XX века.
Игорь Северянин, Анна Ахматова, Велимир Хлебниковю Общая характеристика творчества
(стихотворения не менее трех авторов по выбору).
Проблема традиций и новаторства в литературе начала ХХ века. Формы ее разрешения в творчестве реалистов, символистов, акмеистов, футуристов.
Александр Александрович Блок (1880—1921)
Сведения из биографии (с обобщением ранее изученного).Тема родины, тревога за судьбу
России в лирике Блока. Поэма «Двенадцать». Сложность восприятия Блоком социального
характера революции.
Для чтения и изучения. Стихотворения: «Незнакомка»
Максим Горький (1868—1936)
Сведения из биографии (с обобщением ранее изученного).
М. Горького как ранний образец социалистического реализма. Тематика и проблематика
романтического творчества Горького.
Пьеса «На дне». Изображение правды жизни в пьесе и ее философский смысл. Герои пьесы.
Спор о назначении человека. Авторская позиция и способы ее выражения. «Во что веришь, то и
есть». Роль образа Луки. Вопрос о правде. Обзор романа «Мать»
Творческие задания. Выписать высказывания о правде всех героев пьесы
Наизусть. Монолог Сатина.
Сергей Александрович Есенин (1895—1925)
Сведения из биографии (с обобщением раннее изученного). Поэтизация русской
природы, русской деревни. Развитие темы родины как выражение любви к России.
Художественное своеобразие творчества Есенина: глубокий лиризм, необычайная
образность, зрительность впечатлений, цветопись и сквозные образы в лирике С.Есенина
Поэма «Анна Снегина» — поэма о судьбе человека и Родины. Лирическое и эпическое в поэме.
Обзор поэмы « Черный человек»
Наизусть. Одно стихотворение (по выбору студентов).
Владимир Владимирович Маяковский (1893—1930)
Сведения из биографии (с обобщением ранее изученного). Поэтическая новизна
ранней лирики: необычное содержание, гиперболичность и пластика образов, яркость
метафор, контрасты и противоречия. Тема несоответствия мечты и действительности, несовершенства мира в лирике поэта.
Для чтения и изучения. Стихотворения: «Нате!», «Послушайте»
Поэма «Облако в штанах».
Наизусть. Одно стихотворение (по выбору студентов).
Анна Андреевна Ахматова (1889 - 1966)
Сведения из биографии. Идейно-тематические особенности поэзии А.А Ахматовой.
Для чтения и изучения. Поэма « Реквием» тема Родины в поэме.
Василийй Макарович Шукшин ( 1929 – 1974)

11

Краткий обзор жизни и творчества Шукшина .«О простом и высоком»- деревенская проза в
рассказах Шукшина.
Для чтения и изучения: Рассказ «Чудик»
Михаил Афанасьевич Булгаков (1891—1940)
Краткий обзор жизни и творчества (с обобщением ранее изученного материала).
Роман «Мастер и Маргарита». Своеобразие жанра. Многоплановость романа. Система образов. Ершалаимские главы. Москва 1930-х годов. Тайны психологии человека:
страх сильных мира перед правдой жизни. Воланд и его окружение. Фантастическое
и реалистическое в романе. Любовь и судьба Мастера. Традиции русской литературы (творчество Н. В. Гоголя) в творчестве М. Булгакова. Своеобразие писательской
манеры.
Творческое задание. Сочинение по роману « Мастер и Маргарита»М. А. Булгакова
Алексей Николаевич Толстой (1883—1945)
Сведения из биографии (с обобщением ранее изученного).
Тема русской истории в творчестве писателя. Роман «Петр Первый» — художественная история России XVIII века. Единство исторического материала и художественного вымысла в романе. Образ Петра. Проблема личности и ее роль в судьбе
страны. Народ в романе. Пафос борьбы за могущество и величие России. Художественное своеобразие романа.
Для чтения и обсуждения. Роман «Петр Первый» (обзор с чтением и анализом фрагментов).
Николай Алексеевич Заболоцкий (1903–1958 )
Жизненный и творческий путь писателя. Человек и природа в творчестве поэта.
Для чтения и обсуждения: Стихотворение «Некрасивая девочка»
Михаил Александрович Шолохов (1905—1984)
Жизненный и творческий путь писателя
Роман-эпопея «Тихий Дон». Роман-эпопея о судьбах русского народа и казачества
в годы Гражданской войны. Своеобразие жанра. Особенности композиции. Столкновение
старого и нового мира в романе. Мастерство психологического анализа.
Патриотизм и гуманизм романа. Образ Григория Мелехова. Трагедия человека из
народа в поворотный момент истории, ее смысл и значение. Женские судьбы. Любовь
на страницах романа. Многоплановость повествования. Для чтения и изучения. Роман-эпопея
«Тихий Дон» (обзор с чтением фрагментов).Сочинение по роману.
Роль произведений о Великой Отечественной войне в воспитании патриотических
чувств молодого поколения.
Изображение жизни советской деревни. Глубина, цельность духовного мира человека, связанного своей жизнью с землей. Динамика нравственных ценностей вовремени,
предвидение опасности утраты исторической памяти. Попытка оценитьсовременную жизнь с
позиций предшествующих поколений.
Историческая тема в советской литературе. Разрешение вопроса о роли личности
Для чтения и обсуждения: В. Кондратьев рассказ «Сашка»
Александр Исаевич Солженицын (1918—2008)
Обзор жизни и творчества А. И. Солженицына (с обобщением ранее изученного).Сюжетнокомпозиционные особенности повести «Один день Ивана Денисовича» и рассказа «Матренин
двор». Отражение конфликтов истории в судьбах героев. Характеры героев как способ
выражения авторской позиции. «Лагерная проза» А. Солженицына: «Архипелаг ГУЛАГ
Для чтения и изучения. Повесть «Один день Ивана Денисовича». Рассказ «Матренин двор».
Для чтения и обсуждения «Архипелаг ГУЛАГ» (обзор с чтением фрагментов).
Проза В. Шаламова. Рассказ « На представку»

12

Рубцов Николай Михайлович(1936 – 1971)
Жизненный и творческий путь писателя . Тихая лирика Н.Рубцова
Для чтения и обсуждения: Стихотворения « Тихая моя Родина», « Звезда полей»
Драматургия 1950—1980-х годов. Проблемы нравственности в современной литературе
Особенности драматургии 1950—1960-х годов. Жанры и жанровые разновидности драматургии
1950—1960-х годов. Интерес к молодому современнику, актуальным проблемам настоящего.
Нравственная проблематика пьесы А. Вампилова драмы «Утиная охота». Композиция драмы.
Характер главного героя. Система персонажей, особенности художественного конфликта.

13

Тематическое планирование
№п/п

Наименование
разделов и тем

История русской
литературы (Эпоха
конца 18 в. – начала
19 в.)
1

2

3

4

5

Александр Сергеевич
Пушкин (1799—1837)

Михаил Юрьевич
Лермонтов (1814 —
1841)

Николай Васильевич
Гоголь (1809—1852)

Александр
Николаевич
Островский (1823—
1886)

Иван Александрович
Гончаров (1812—1891)

Характеристика
основных видов
деятельности (по
разделам содержания
учебной дисциплины)
Т
П

2

9

6

2

4

2

7

4

6

4

2

Планируемые результаты

Историко-культурный процесс и периодизация русской литературы. Специфика литературы как
вида искусства. История русской литературы (Эпоха конца 18 в. – начала 19 в.) Литературные
направления,жанры, средства художественной выразительности

МР1,ЛР6,ПР1

Личность писателя. Жизненный и творческий путь (с обобщением ранее изученного). Детство и
юность. Любовная и философская лирика в творчестве писателя. Назначение поэта и поэзии на
примере стихотворения « Пророк». Роман « Евгений Онегин» Художественное своеобразие
романа. Духовные искания Евгения Онегина.
Личность и жизненный путь М. Ю. Лермонтова (с обобщением ранее изученного). Темы,
мотивы и образы ранней лирики Лермонтова. Жанровое и художественное своеобразие
творчества М. Ю. Лермонтова
Стихотворения: «Дума», , «Как часто пестрою толпою окружен…», «И скучно, и грустно!»,
«Выхожу один я на дорогу…».
Роман «Герой нашего времени»». Творческая история романа. Художественные особенности
романа. Сочинение по творчеству Лермонтова
Личность писателя, жизненный и творческий путь (с обобщением ранее изученного).
Поэма «Мертвые души».Способы выражения авторского сознания в замысле поэмы.
Изображение поместного дворянства. Образ Росси в поэме .

ПР1,ПР9,ЛР6

ЛР1, МР5,ПР1,ПР6

МР1,ПР9,МР2

Жизненный и творческий путь А. Н. Островского (с обобщением ранее изученного). Социальнокультурная новизна драматургии А. Н. Островского. в творчестве А. Н. Островского. Драма
«Гроза». Творческая история драмы. Жанровое своеобразие. Художественные особенности
драмы. Калинов и его обитатели (система персонажей). Самобытность замысла, оригинальность
основного характера, сила трагической развязки в судьбе героев драмы. Образ Катерины —
воплощение лучших качеств женской натуры. Конфликт романтической личности с укладом
жизни, лишенной народных нравственных основ.. Катерина в оценке Н. А. Добролюбова и Д. И.
Писарева. Для чтения и изучения. Драма «Гроза»

ЛР3,МР2, ПР5,ПР6

Жизненный путь и творческая биография И. А. Гончарова. Роман «Обломов». Творческая
история романа. Своеобразие сюжета и жанра произведения. Проблема русского национального
характера в романе. Сон Ильи Ильича как художественно-философский центр романа. Образ
Обломова. Противоречивость характера Обломова. Обломов как представитель своего времени
и вневременной образ. Типичность образа Обломова. Эволюция образа Обломова. Штольц и
Обломов.
«В чем трагедия Обломова?», «Что такое “обломовщина»

МР6, ПР4, МР5

14

6

7

8

9

10

11

Иван Сергеевич
Тургенев (1818—1883)

Николай Алексеевич
Некрасов(1821- 1877)

Федор Михайлович
Достоевский (1821—
1881)

Лев Николаевич
Толстой (1828—1910)

Антон Павлович Чехов
(1860—1904)

Иван Алексеевич
Бунин (1870—1953)

3

2

3

5

4

2

3

2

3

3

2

2

Жизненный и творческий путь И. С. Тургенева (с обобщением ранее изученного). Роман «Отцы
и дети». Смысл названия романа. Отображение в романе общественно-политической обстановки
1860-х годов. Проблематика романа. Особенности композиции романа. Базаров в системе
образов романа. Нигилизм Базарова. Взгляды Базарова на искусство, природу, общество.
Базаров и Кирсановы. Базаров и Одинцова. Любовная интрига в романе и ее роль в раскрытии
идейно-эстетического содержания романа. Базаров и родители. Сущность споров, конфликт
«отцов» и «детей». Значение заключительных сцен романа в раскрытии его идейноэстетического содержания. Авторская позиция в романе.
Для чтения и изучения. Роман «Отцы и дети».
Жизненный и творческий путь Н. А. Некрасова (с обобщением ранее изученного Поэма «Кому
на Руси жить хорошо». Замысел поэмы, жанр, композиция. Сюжет. Нравственная проблематика.
Авторская позиция. Многообразие крестьянских типов. Проблема счастья. Сатирические
портреты в поэме. Языковое и стилистическое своеобразие
произведений Н. А. Некрасова.
Сведения из жизни писателя (с обобщением ранее изученного).Роман «Преступление и
наказание» Своеобразие жанра. Особенности сюжета. Отображение русской действительности в
романе. Социальная и нравственно-философская проблематика романа. Социальные и
философские основы бунта Раскольникова. Смысл теории Раскольникова. Проблема «сильной
личности» и«толпы», «твари дрожащей» и «имеющих право» и ее опровержение в романе..
Драматичность характера и судьбы Родиона Раскольникова. Петербург Достоевского. Споры
вокруг романа и его главного героя.

МР3, МР5, МР6, ПР4, ПР5,
ПР9, ПР10

Жизненный путь и творческая биография (с обобщением ранее изученного). Духовные искания
писателя. Роман-эпопея «Война и мир». Жанровое своеобразие романа. Особенности
композиционной структуры романа. Духовные искания Андрея Болконского, Пьера Безухова,
Наташи Ростовой. Проблема русского национального характера. Осуждение жестокости войны
в романе. Утверждение духовного начала в человеке.
Мировое значение творчества Л. Н. Толстого. Л. Н. Толстой и культура XX века. Для чтения и
изучения. Роман-эпопея «Война и мир».
Сведения из биографии (с обобщением ранее изученного). Своеобразие и всепроникающая сила
чеховского творчества. Художественное совершенство рассказов
А. П. Чехова. Новаторство Чехова. Пьеса «Вишневый сад». История создания, жанр, система
персонажей. Сложность и многозначность отношений между персонажами. Разрушение
дворянских гнезд в пьесе. Будущее в пьесе Чехова «Вишневый сад».

МР3, МР5, МР6, ПР4, ПР5,
ПР9, ПР10

Сведения из биографии (с обобщением ранее изученного).
Лирика И. А. Бунина. Своеобразие поэтического мира И. А. Бунина. «Господин из СанФранциско». Острое чувство кризиса цивилизации в рассказе

ЛР1,ЛР4,МР3, ПР7,ПР5,ПР2

ЛР5,ЛР6,МР2,
ПР9,ПР10,ПР3

ЛР3,МР5,ПР6,ПР9,ПР5

ПР1,ПР5,ПР6,МР3,ЛР6

15

12

13

14

15

16

17

18

Александр Иванович
Куприн (1870—1938)

Серебряный век
русской поэзии.
Футуризм.
В.Хлебников и И.
Северянин.

Александр
Александрович Блок
(1880—1921)

Максим Горький
(1868—1936)

Сергей Александрович
Есенин (1895—1925)

Владимир
Владимирович
Маяковский (1893—
1930)

Анна Андреевна
Ахматова (1889—1966)

2

4

2

6

4

2

2

2

2

2

2

2

2

2

Сведения из биографии (с обобщением ранее изученного).
Повести «Гранатовый браслет», Трагизм любви в творчестве А. И. Куприна. Повесть
«Гранатовый браслет». Смысл названия повести, спор о сильной, бескорыстной любви, тема
неравенства в повести. Трагический смысл произведения.
Любовь как великая и вечная духовная ценность. Трагическая история любви «маленького
человека».
Обзор русской поэзии и поэзии народов России конца XIX — начала XX века.
Константин Бальмонт, Валерий Брюсов, Андрей Белый, Николай Гумилев, Осип Мандельштам,
Игорь Северянин.
Серебряный век как своеобразный «русский ренессанс». Литературные течения поэзии русского
модернизма: символизм, акмеизм, футуризм (общая характеристика направлений).
Символизм
Теория литературы. Символизм. Акмеизм. Футуризм.

МР4,
ПР5,ПР6,ПР10,ПР9,МР3

Сведения из биографии (с обобщением ранее изученного).
Природа социальных противоречий в изображении поэта. Тема исторического прошлого в
лирике Блока. Тема родины, тревога за судьбу России в лирике Блока. Поэма «Двенадцать».
Сложность восприятия Блоком социального характера революции. Сюжет поэмы и ее герои.
Борьба миров. Изображение «мирового пожара»,
неоднозначность финала, образ Христа в поэме. Композиция, лексика, ритмика, интонационное
разнообразие поэмы.
Сведения из биографии (с обобщением ранее изученного).
Ранний романтизм в рассказах М .Горького.. Тематика и проблематика романтического
творчества Горького. Рассказ «Старуха Изергиль».Поэтизация гордых и сильных людей.. Пьеса
«На дне». Изображение правды жизни в пьесе и ее философский смысл. Герои пьесы. Спор о
назначении человека. Авторская позиция и способы ее выражения.
Для чтения и обсуждения. Рассказ «Старуха Изергиль»,пьеса « На дне», Обзор романа «Мать»
Наизусть. Монолог Сатина.
Сведения из биографии (с обобщением раннее изученного). Развитие темы родины как
выражение любви к России. Художественное своеобразие творчества Есенина: глубокий
лиризм, необычайная образность, зрительность впечатлений, цветопись, принцип пейзажной
живописи, народно-песенная основа стихов. Поэма «Анна Снегина»-поэма о судьбе человека и
Родины. Лирическое и эпическое в поэме. Поэма «Черный человек»
Наизусть. Два-три стихотворения (по выбору студентов).
Сведения из биографии (с обобщением ранее изученного). Поэтическая новизна ранней лирики:
необычное содержание, гиперболичность и пластика образов, яркость метафор, контрасты и
противоречия. Тема несоответствия мечты и действительности, несовершенства мира в лирике
поэта. Тема поэта и поэзии. Новаторство поэзии Маяковского. Для чтения и изучения.
Стихотворения: «Нате!», «Послушай-те!», поэма «Облако в штанах». Наизусть. Два-три
стихотворения (по выбору студентов).
Жизненный и творческий путь (с обобщением ранее изученного).
Ранняя лирика Ахматовой: глубина, яркость переживаний поэта. Темы любви к родной земле,
Родине, России. Пушкинские темы в творчестве Ахматовой. Тема любви к Родине и
гражданского мужества в лирике военных лет. Тема поэтического мастерства в творчестве
поэтессы.

МР3, МР5, МР6, ПР4, ПР5,
ПР9, ПР10

ЛР4,ЛР6,МР2,ПР9

ЛР5,ЛР1,ЛР2,МР3,
ПР4,ПР7,ПР9

МР3, МР5, МР6, ПР4, ПР5,
ПР9, ПР10

МР3, МР5, МР6, ПР4, ПР5,
ПР9, ПР10

Пр4,ПР6,ЛР5,МР3

16

19

В.М. Шукшин (19291974)

20

Михаил Афанасьевич
Булгаков (1891—1940)

21

Алексей Николаевич
Толстой (1883—1945)

22

23

24

25

26
27

28

Николай Алексеевич
Заболоцкий (1903-1958)
Михаил
Александрович
Шолохов (1905—1984)
Произведения о
Великой
Отечественной войне
Александр Исаевич
Солженицын (1918—
2008)

Николай Михайлович
Рубцов (1936-1971)
Владимир Семенович
Высоцкий (1938-1980)
Александр
Валентинович
Вампилов (1937—1972)
Проблемы
нравственности в
современной лит.

2

6

4

2

2

2

2

5

3

2

2

5

5

2

2

Поэма «Реквием». Исторический масштаб и трагизм поэмы. Трагизм жизни и судьбы
лирической героини и поэтессы. Своеобразие лирики Ахматовой.
Изображение жизни советской деревни. Глубина, цельность духовного мира человека,
связанного своей жизнью с землей. Динамика нравственных ценностей вовремени, предвидение
опасности утраты исторической памяти. Попытка оценить
современную жизнь с позиций предшествующих поколений.
Рассказ « Чудик»
Краткий обзор жизни и творчества (с обобщением ранее изученного материала).
Роман «Мастер и Маргарита». Своеобразие жанра. Многоплановость романа. Система образов.
Ершалаимские главы. Москва 1930-х годов. Тайны психологии человека :страх сильных мира
перед правдой жизни. Воланд и его окружение. Фантастическое и реалистическое в романе.
Любовь и судьба Мастера. Для чтения и изучения. Роман « «Мастер и Маргарита».
Сведения из биографии (с обобщением ранее изученного).
Тема русской истории в творчестве писателя. Роман «Петр Первый» — художественная история
России XVIII века. Единство исторического материала и художественного вымысла в романе.
Образ Петра. Проблема личности и ее роль в судьбе страны.
Для чтения и обсуждения. Роман «Петр Первый
Сведения из биографии. Основные темы и мотивы поэзии Н. Заболоцкого .Стихотворение
«Некрасивая девочка»
Жизненный и творческий путь писателя.
Поэтика раннего творчества М. Шолохова. Роман-эпопея «Тихий Дон». Роман-эпопея о судьбах
русского народа и казачества в годы Гражданской войны. Своеобразие жанра.
Образ Григория Мелехова. Трагедия человека из народа в поворотный момент истории, ее
смысл и значение. Женские судьбы.
Новое осмысление проблемы человека на войне. Исследование природы подвига и
предательства, философский анализ поведения человека в экстремальной ситуации.
В.Кондратьев рассказ «Сашка»
Обзор жизни и творчества А. И. Солженицына (с обобщением ранее изученного).Сюжетнокомпозиционные особенности повести «Один день Ивана Денисовича» и рассказа «Матренин
двор». Отражение конфликтов истории в судьбах героев. Характеры героев как способ
выражения авторской позиции. Новый подход к изображению прошлого. Проблема
ответственности поколений. Мастерство А. Солженицына-психолога: глубина характеров,
историко-философское обобщение в творчестве писателя. Литературные традиции в
изображении человека из народа в образах Ивана Денисовича и Матрены. «Лагерная проза» А.
Солженицына: «Архипелаг ГУЛАГ»
Обзор жизни и творчества А. И. Солженицына (с обобщением ранее изученного). Лирика Поэта.
Сведения из биографии. Основные темы и мотивы поэзии

2

Обзор жизни и творчества А. Вампилова. Проза А. Вампилова. Нравственная проблематика пьес
А. Вампилова».Своеобразие драмы «Утиная охота». Композиция драмы. Характер главного
героя. Система персонажей, особенности художественного конфликта.

ЛР6,ПР8,ПР10

МР3, МР5, МР6, ПР4, ПР5,
ПР9, ПР10

ЛР6,ЛР6,ПР1,ПР7,МР3

МР3, МР5, МР6, ПР4, ПР5,
ПР9, ПР10
МР1,ЛР4,ЛР6,ПР1,ПР2,ПР8

ЛР5,ЛР6,ПР8,ПР10
ЛР1,ЛР2,МР2,МР4,ПР3,Пр7

МР3, МР5, МР6, ПР4, ПР5,
ПР9, ПР10
Пр4,ПР6,ЛР5,М
МР3, МР5, МР6, ПР4, ПР5,
ПР9, ПР10

2

17

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ « РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРЫ»
Освоение программы учебной дисциплины «Русский язык и литература. Литература»
предполагает наличие в профессиональной образовательной организации, реализующей
образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на
базе основного общего образования, учебного кабинета, в котором имеется возможность
обеспечить свободный доступ в Интернет во время учебного занятия и в период внеучебной
деятельности обучающихся.
Помещение кабинета должно удовлетворять требованиям Санитарно-эпидемиологических
правил и нормативов (СанПиН 2.4.2 № 178-02) и быть оснащено типовым оборудованием,
указанным в настоящих требованиях, в том числе специализированной учебной мебелью и
средствами обучения, достаточными для выполнения требований к уровню подготовки
обучающихся.
В кабинете должно быть мультимедийное оборудование, посредством которого участники
образовательного процесса могут просматривать визуальную информацию по литературе,
создавать презентации, видеоматериалы, иные документы.
В состав учебно-методического и материально-технического обеспечения программы учебной
дисциплины «Русский язык и литература. Литература» входят:
• многофункциональный комплекс преподавателя;
• наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, плакатов, портретов выдающихся ученых,
поэтов, писателей и др.);
• информационно-коммуникативные средства;
• экранно-звуковые пособия;
• комплект технической документации, в том числе паспорта на средства обучения, инструкции
по их использованию и технике безопасности;
• библиотечный фонд.
В
библиотечный
фонд
входят
учебники,
учебно-методические
комплекты
(УМК),обеспечивающие освоение учебного материала по литературе, рекомендованные или
допущенные для использования в профессиональных образовательных организациях,
реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения
ОПОП СПО на базе основного общего образования.
Библиотечный фонд может быть дополнен энциклопедиями, справочниками, научной и научнопопулярной литературой и другой литературой по словесности, вопросам литературоведения.
В процессе освоения программы учебной дисциплины «Русский язык и литература. Литература»
студенты должны иметь возможность доступа к электронным учебным материалам по русскому
языку и литературе, имеющимся в свободном доступе в сети Интернет (электронным книгам,
практикумам, тестам, материалам ЕГЭ и др.).

Рекомендуемая литература
Для студентов
1. Агеносов В. В. и др. Русский язык и литература. Литература (углубленный уровень).11
класс. — М., 2014.
2. Архангельский А.Н. и др. Русский язык и литература. Литература (углубленный
уровень).10 класс. — М., 2014.
3. Белокурова С.П., Сухих И.Н. Русский язык и литература. Литература (базовый
уровень).10 класс. Практикум / под ред И. Н. Сухих. — М., 2014.
4. Белокурова С. П., Дорофеева М. Г., Ежова И. В. и др. Русский язык и литература.
Литература (базовый уровень). 11 класс. Практикум / под ред. И. Н. Сухих.– М., 2014.
5. Зинин С. А., Сахаров В. И. Русский язык и литература. Литература (базовый уровень).10
класс: в 2 ч. — М., 2014.
6. Зинин С. А., Чалмаев В. А. Русский язык и литература. Литература (базовый уровень).11
класс: в 2 ч. — М., 2014.
7. Курдюмова Т.Ф. и др. Русский язык и литература. Литература (базовый уровень) 10 класс
/под ред. Т. Ф. Курдюмовой. — М., 2014.
8. Курдюмова Т. Ф. и др. Русский язык и литература. Литература (базовый уровень). 11
класс:в 2 ч. / под ред. Т. Ф. Курдюмовой. — М., 2014.
9. Ланин Б. А., Устинова Л.Ю., Шамчикова В.М. Русский язык и литература.
Литература(базовый и углубленный уровни). 10—11 класс / под ред. Б. А. Ланина — М.,
2014.
10. Лебедев Ю. В. Русский язык и литература. Литература (базовый уровень). 10 класс:
11. в 2 ч. — М., 2014.
12. Михайлов О. Н., Шайтанов И. О., Чалмаев В. А. и др. Русский язык и литература.
Литература (базовый уровень). 11 класс: в 2 ч. / под ред. В. П. Журавлева. — М., 2014.
13. Обернихина Г. А., Антонова А. Г., Вольнова И. Л. и др. Литература: учебник для
учреждений сред.проф. образования: в 2 ч. / под ред. Г. А. Обернихиной. — М., 2015.
14. Обернихина Г. А., Антонова А. Г., Вольнова И. Л. и др. Литература.практикум:
учеб.пособие / под ред. Г. А. Обернихиной. — М., 2014.
15. Сухих И.Н. Русский язык и литература. Литература (базовый уровень). 10 класс: в 2 ч. —
М., 2014.
16. Сухих И.Н. Русский язык и литература. Литература (базовый уровень). 11 класс: в 2 ч. —
М., 2014.
Для преподавателей
1. Федеральный закон от 29.12. 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования».
3. Приказ Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1645 «О внесении изменений в
ПриказМинистерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413
“Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего
(полного) общегообразования”».
4. Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров
иДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259 «Рекомендации по организации
получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ
среднегопрофессионального образования на базе основного общего образования с учетом
требованийфедеральных государственных образовательных стандартов и получаемой
профессии или специальности среднего профессионального образования».
5. Белокурова С.П., Сухих И.Н. Русский язык и литература. Русская литература в 10
классе(базовый уровень). Книга для учителя / под ред И. Н. Сухих. — М., 2014.

19

6. Белокурова С. П., Дорофеева М. Г., Ежова И. В. и др. Русский язык и литература.
Литература в 11 классе (базовый уровень). Книга для учителя / под ред. И. Н. Сухих. —
М., 2014.
7. Бурменская Г. В., Володарская И. А. и др. Формирование универсальных учебных
действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя /
подред. А. Г. Асмолова. — М., 2010.
8. Карнаух Н. Л. Наши творческие работы // Литература. 8 кл. Дополнительные материалы
/авт.-сост. Г. И. Беленький, О. М. Хренова. — М., 2011.
9. Карнаух Н. Л., Кац Э. Э. Письмо и эссе // Литература. 8 кл. — М., 2012.
10. Обернихина Г. А., Мацыяка Е. В. Литература. Книга для преподавателя: метод.пособие
/под ред. Г. А. Обернихиной. — М., 2014.
11. Панфилова А. П. Инновационные педагогические технологии. — М., 2009.
12. Поташник М.М., Левит М. В. Как помочь учителю в освоении ФГОС: пособие для
учителей, руководителей школ и органов образования. — М., 2014.
13. Самостоятельная работа: методические рекомендации для специалистов учреждений
начального и среднего профессионального образования. — Киров, 2011.
14. Современная русская литература конца ХХ — начала ХХI века. — М., 2011.
15. Черняк М. А. Современная русская литература. — М., 2010.
Интернет-ресурсы
1. www. gramma. ru (сайт «Культура письменной речи», созданный для оказания помощив
овладении нормами современного русского литературного языка и навыками
совершенствования устной и письменной речи, создания и редактирования текста).
2. www. krugosvet. ru (универсальная научно-популярная онлайн-энциклопедия
«Энциклопедия Кругосвет»).
3. www. school-collection. edu. ru (сайт «Единая коллекция цифровых образовательных
ресурсов»).
4. www. spravka. gramota. ru (сайт «Справочная служба русского языка»).

20

21


Наверх

На сайте используются файлы cookie. На сайте  осуществляется сбор персональных данных посредством метрических программ (Яндекс.Метрика). Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».