Раб.программа Родной язык ПМ-20 - 36 ч 2023

Министерство образования и науки Республики Хакасия
Государственное бюджетное образовательное учреждение
Республики Хакасия среднего профессионального
образования «Черногорский горно-строительный техникум»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
ОУД б.08 «РОДНОЙ ЯЗЫК(русский)»

По профессии:
43.01.02 Парикмахер

Черногорск
2022

Рабочая
программа учебной дисциплины
ОУДб.08 «Родной
язык(русский)» составлена для ГБПОУ РХ «Черногорский горно-строительный
техникум», реализующей
основные профессиональные
образовательные
программы СПО на базе основного общего образования с одновременным
получением среднего общего образования.
Рабочая программа разработана с учетом требований ФГОС среднего
общего образования, ФГОС среднего профессионального образования и профиля
профессионального образования и с учётом учебного плана ОУ.

Организация-разработчик:
строительный техникум»

ГБПОУ

РХ

«Черногорский

горно-

Разработчик: Боровкова Н.М.–преподаватель русского языка ГБПОУ РХ
«Черногорский горно-строительный техникум»

Рассмотрена и рекомендована
к утверждению
МО гуманитарных
дисциплин
Протокол №____________ от «____»__________20__ г.
Руководитель МО гуманитарных дисциплин Мокрова С.Г.____________

2

СОДЕРЖАНИЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА .................................................................................... 4
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«РОДНОЙЯЗЫК(русский)» ........................................................................................... 5
МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ .................................. 10
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ...................................... 10
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ........................................................... 12
Тематическое планирование ........................................................................................ 14
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ............................................................................................................ 16
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА.......................................................................... 17

3

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа (далее Программа) общеобразовательной учебной
дисциплины «Родной язык ( русский)» предназначена для изучения русского
языка в профессиональной образовательной организации Государственное
бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Хакасия
«Черногорский горно-строительный техникум», реализующая образовательную
программу среднего общего образования в пределах освоения основной
профессиональной образовательной программы (ОПОП) СПО на базе основного
общего образования при подготовке квалифицированных рабочих и служащих по
профессии 43.01.02 Парикмахер.Программа разработана на основе требований
ФГОС среднего общего образования (утв. приказом Министерства образования и
науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413 с изменениями и дополнениями от: 29 декабря
2014 г., 31 декабря 2015 г., 29 июня 2017 г., 24 сентября, 11 декабря 2020 г.),
предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной
дисциплины «Родной язык(русский)» и соответствии с Методическими
рекомендациями по реализации среднего общего образования в пределах
освоения образовательной программы среднего профессионального образования
на базе основного общего образования (утв. Министерством просвещения РФ 14
апреля 2021 г.)
Содержание программы «Родной язык» направлено на достижение следующих
целей:
• формирование представления о родном (русском) языке как духовной,
нравственной и культурной ценности народа;
• осознание национального своеобразия русского языка; формирование
познавательного интереса, любви, уважительного отношения к русскому
языку, а через него к родной культуре;
• воспитание ответственного отношения к сохранению и развитию родного
языка,
формирование волонтёрской позиции в отношении популяризации родного языка;
воспитание уважительного отношения к культурам и языкам народов России;
• овладение культурой межнационального общения;
• совершенствование
коммуникативных
умений
и
культуры,
обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в
разных сферах и ситуациях его использования;
• обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;
развитие
готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию,
потребности к речевому самосовершенствованию;
• углубление и при необходимости расширение знаний о таких явлениях и
категориях современного русского литературного языка, которые
обеспечивают его
4

нормативное, уместное, этичное использование в различных сферах и ситуациях
общения;
• совершенствование умений опознавать, анализировать, классифицировать
языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия
ситуации и сфере общения;
• развитие умений и навыков работы с текстом;
• развитие проектного и исследовательского мышления, приобретение
практического опыта исследовательской работы по русскому языку,
воспитание самостоятельности в приобретении знаний.
В рабочую программу включено содержание, направленное на формирование у
студентов компетенций, необходимых для качественного освоения ОПОП СПО
на базе основного общего образования с получением среднего общего
образования, — программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих
(ППССЗ).
В рабочую программу включено содержание учебного материала,
последовательность его изучения, распределение учебных часов, тематику
рефератов (докладов), с учетом специфики программ подготовки осваиваемой
профессии.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «РОДНОЙ
ЯЗЫК (русский)»
Родной язык как средство познания действительности обеспечивает развитие
интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, развивает их
абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки
самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации
личности.
Освоение содержания учебной дисциплины «Русский язык» предполагает
достижение обучающимися следующих результатов:
личностных:
- понимание родного языка как одной из основных национальнокультурных ценностей народа, определяющей роли родного языка в развитии
интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его
значения в процессе получения школьного образования;
- осознание эстетической ценности родного языка; уважительное
отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту
русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому
самосовершенствованию;

5

- достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических
средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого
общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
− формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур,
а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в
поликультурном мире;
− способность к речевому самоконтролю; оцениванию устных и письменных
высказываний с точки зрения языкового оформления, эффективности
достижения поставленных коммуникативных задач;
− готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной
деятельности;
− способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью,
потребность речевого самосовершенствования;
метапредметных:
− владение всеми видами речевой деятельности: аудированием, чтением
(пониманием), говорением, письмом;
− владение языковыми средствами — умение ясно, логично и точно излагать
свою

точку

зрения,

использовать

адекватные

языковые

средства;

использование приобретенных знаний и умений для анализа языковых
явлений на межпредметном уровне;
− применение навыков сотрудничества со сверстниками, детьми младшего
возраста, взрослыми в процессе речевого общения, образовательной,
общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других
видах деятельности;
− овладение

нормами

речевого

поведения

в

различных

ситуациях

межличностного и межкультурного общения;
− готовность

и

познавательной

способность

к

самостоятельной

деятельности,

включая

умение

информационно-

ориентироваться

в
6

различных

источниках

информации,

критически

оценивать

и

интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
− умение извлекать необходимую информацию из различных источников:
учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой
информации, информационных и коммуникационных технологий для
решения когнитивных, коммуникативных и организационных задач в
процессе изучения русского языка;
предметных:
− сформированность понятий о нормах русского литературного языка и
применение знаний о них в речевой практике;
− сформированность умений создавать устные и письменные монологические
и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебнонаучной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социальнокультурной и деловой сферах общения;
− владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за
собственной речью;
− владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной
и скрытой, основной и второстепенной информации;
− владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов,
аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;
− сформированность

представлений

об

изобразительно-выразительных

возможностях русского языка;
− сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный
контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа текста;
− способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы
и выражать свое отношение к теме, проблеме текста в развернутых
аргументированных устных и письменных высказываниях;
− владение навыками анализа текста с учетом их стилистической и жанровородовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной
7

в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного
восприятия и интеллектуального понимания;
− сформированность представлений о системе стилей языка художественной
литературы.
Содержание

учебной

образовательных

дисциплины

организациях,

«Родной

реализующих

язык»

в

профессиональных

образовательную

программу

среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного
общего образования, обусловлено общей нацеленностью образовательного
процесса на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов
обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который
обеспечивает

формирование

и

развитие

коммуникативной,

языковой

и

лингвистической (языковедческой) и культуроведческойкомпетенций.
В реальном образовательном процессе формирование указанных компетенций
происходит при изучении каждой темы, поскольку все виды компетенций
взаимосвязаны.
Содержание учебной дисциплины направлено на формирование различных
видов компетенций.
Коммуникативная компетенция формируется в процессе работы по овладению
обучающимися всеми видами речевой деятельности (слушанием, чтением,
говорением, письмом) и основами культуры устной и письменной речи в процессе
работы над особенностями употребления единиц языка в речи в соответствии с их
коммуникативной целесообразностью. Это умения осознанно отбирать языковые
средства для осуществления общения в соответствии с речевой ситуацией;
адекватно понимать устную и письменную речь и воспроизводить ее содержание
в необходимом объеме, создавать собственные связные высказывания разной
жанрово-стилистической и типологической принадлежности.
Формирование языковой и лингвистической (языковедческой) компетенций
проходит в процессе систематизации знаний о языке как знаковой системе и
общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладения
основными нормами русского литературного языка; совершенствования умения
8

пользоваться различными лингвистическими словарями; обогащения словарного
запаса и грамматического строя речи учащихся.
Формирование культуроведческойкомпетенции нацелено на осознание языка как
формы выражения национальной культуры, взаимосвязь языка и истории народа,
национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского
речевого этикета, культуры межнационального общения.
В ГБПОУ РХ ЧГСТ реализующего образовательную программу среднего
общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего
образования, изучение русского языка имеет свои особенности в зависимости от
профиля профессионального образования. Это выражается в содержании
обучения, количестве часов, выделяемых на изучение отдельных тем программы,
глубине их освоения обучающимися, объеме и характере практических занятий,
видах внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся.
При изучении русского языка на базовом уровне решаются задачи, связанные с
формированием общей культуры, развития, воспитания и социализации личности.
Изучение русского языка как профильной учебной дисциплины предполагает
обеспечить более высокий уровень языковой подготовки обучающихся.
Родной язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических
единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают
речевую деятельность. Содержание учебной дисциплины ориентировано на
синтез языкового, речемыслительного и духовного развития студентов, включает
перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления,
указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные
виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения
данных понятий. Таким образом, создаются условия для успешной реализации
деятельностного подхода к изучению русского языка.
Изучение родного языка завершается подведением итогов в форме зачета в
рамках промежуточной аттестации обучающихся в процессе освоения ОПОП
СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего
образования (ППССЗ).
9

МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Учебная дисциплина «Родной язык(русский)» является частью учебного
предмета «Русский язык и литература» обязательной предметной области
«Филология» ФГОС среднего общего образования.
В ГБПОУ РХ ЧГСТ учебная дисциплина «Русский язык» изучается в
общеобразовательном цикле учебного плана по профессии 08.01.07 Мастер
общестроительных работ
на базе основного общего образования с получением среднего общего
образования.
Максимальная учебная нагрузка студентов составляет 41 ч. Промежуточная
аттестация в форме зачета в 5 семестре.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Освоение содержания учебной дисциплины «Родной язык (русский)»
обеспечивает достижение обучающимися следующих результатов:
личностных:
воспитание уважения к русскому (родному) языку, который сохраняет и
ЛР1
отражает культурные и нравственные ценности, накопленные народом
на протяжении веков, осознание связи языка и истории, культуры
русского и других народов;
ЛР2
ЛР3

понимание роли родного языка как основы успешной социализации
личности;
осознание эстетической ценности, потребности сохранить чистоту
русского языка как явления национальной культуры;

ЛР4

формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, основанного на диалоге
культур, а также различных форм общественного сознания, осознание
своего места в поликультурном мире;

ЛР5

способность к речевому самоконтролю; оцениванию устных и
письменных высказываний с точки зрения языкового оформления,
эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

10

ЛР6
ЛР7

готовность и способность к самостоятельной, творческой и
ответственной деятельности
способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью,
потребность речевого самосовершенствования;

метапредметных:
владение всеми видами речевой деятельности: аудированием, чтением
МР1
(пониманием), говорением, письмом;

МР3

владение языковыми средствами — умение ясно, логично и точно
излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые
средства;
применение навыков сотрудничества со сверстниками, детьми младшего
возраста, взрослыми в процессе речевого общения, образовательной,
общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других
видах деятельности;

МР4

овладение нормами речевого поведения в различных ситуациях
межличностного и межкультурного общения;

МР5

готовность и способность к самостоятельной информационнопознавательной деятельности, включая умение ориентироваться в
различных источниках информации, критически оценивать и
интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

МР6

умение извлекать необходимую информацию из различных источников:
учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой
информации, информационных и коммуникационных технологий для
решения когнитивных, коммуникативных и организационных задач в
процессе изучения русского языка;

МР7

использование приобретенных знаний и умений для анализа языковых
явлений на межпредметном уровне;

МР2

предметных:
сформированность понятий о нормах русского литературного языка и
ПР1
применение знаний о них в речевой практике;
ПР2

сформированность умений создавать устные и письменные
монологические и диалогические высказывания различных типов и
жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин),
11

социально-культурной и деловой сферах общения;
ПР3
ПР4

владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за
собственной речью;
владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем
явной и скрытой, основной и второстепенной информации;

ПР5

владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов,
аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;

ПР6

сформированность представлений об изобразительно-выразительных
возможностях русского языка;

ПР7

сформированность умений учитывать исторический, историкокультурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа
текста;

ПР8

способность выявлять в художественных текстах образы, темы и
проблемы и выражать свое отношение к теме, проблеме текста в
развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях;

ПР9

владение навыками анализа текста с учетом их стилистической и
жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины
жизни, созданной в литературном произведении, в единстве
эмоционального личностного восприятия и интеллектуального
понимания;

ПР10

сформированность
представлений
художественной литературы.

о

системе

стилей

языка

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Раздел 1. Язык и культура.
Русский язык как зеркало национальной культуры и истории народа. Язык и речь.
Виды речевой деятельности. Речевая ситуация и ее компоненты. Основные
требования к речи: правильность, точность, выразительность, уместность
употребления языковых средств.Развитие языка как объективный процесс. Общее
представление о внешних и внутренних факторах языковых изменений, об
активных процессах в современном русском языке
Изучение особенностей построения текста разных функциональных типов.
12

Составление связного высказывания на заданную тему, в том числе на
лингвистическую.
Раздел 2. Культура речи.
Основные орфоэпические нормы современного русского литературного
языка. Активные процессы в области произношения и ударения. Отражение
произносительных вариантов в современных орфоэпических словарях.
Основные лексические нормы современного русского литературного языка.
Лексическая сочетаемость слова и точность. Свободная и несвободная
лексическая сочетаемость. Типичные ошибки‚ связанные с нарушением
лексической сочетаемости. Слово – единица лексики. Писатели о богатстве
русского языка. Синонимы и их употребление.
Речевая избыточность и точность. Тавтология. Плеоназм. Типичные ошибки‚
связанные с речевой избыточностью. Современные толковые словари. Отражение
вариантов лексической нормы в современных словарях.
Основныеграмматическиенормысовременногорусскоголитературногоязыка.
Типичные грамматические ошибки. Правильное построение словосочетаний по
типу управления (отзыв о книге–рецензия на книгу, обидеться на слово – обижен
словами). Словообразование и стилистика. Этимология. Этимологические
словари. Стилистические возможности словообразования. Особенности
словообразования проф.лексики и терминов
Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст. Речевой этикет
Язык и речь. Виды речевой деятельности Текст как единица языка и речи. Виды
преобразования текстов: аннотация, конспект. Текст как произведение речи.
Функциональные стили и их особенности.
Редактирование текста. Жанры деловой и учебной речи. Доклад. Искусство
ведения спора. Отражение в русском языке культуры и истории русского народа.
Ключевые слова русской культуры

13

Тематическое планирование
№п/п Наименование разделов
и тем

1

Язык и
культура.

Объем
часов
Т П

10

Культура речи.

2

17

5

Характеристика
основных видов
деятельности (по разделам содержания учебной дисциплины)

Планируемые
результаты

-Введение. Родной язык и культура;
- Отражение в русском языке культуры и истории русского народа.
Ключевые слова русской культуры;
Выразительно читать текст, определять тему, функциональный тип
речи, формулировать основную мысль художественных текстов;
- Основные тенденции развития современного русского языка. Новые
иноязычные заимствования в современном русском языке.
- характеризовать средства и способы связи предложений в тексте;
- выполнять лингвостилистический анализ текста; определять
авторскую позицию в тексте; высказывать свою точку зрения
по проблеме текста;
- характеризовать изобразительно-выразительные средства языка,
указывать их роль в идейно-художественном содержании текста;
- составлять связное высказывание (сочинение) в устной и письменной
форме на основе проанализированных текстов;
- Активные процессы в области произношения и ударения.;
- Отражение произносительных вариантов в современных
орфоэпических словарях;
- Типичные ошибки‚ связанные с нарушением лексической
сочетаемости;
-Слово – единица лексики. Писатели о богатстве русского языка.
Синонимы и их употребление;
Речевая избыточность и точность. Тавтология. Плеоназм. Типичные
ошибки‚ связанные с речевой избыточностью. Современные толковые
словари. Отражение вариантов лексической нормы в современных
словарях.
- Типичные грамматические ошибки. Правильное построение
словосочетаний по типу управления (отзыв о книге–рецензия на книгу,
обидеться на слово – обижен словами).

ЛР3, ЛР5, ПР4,
ЛР7, ПР3, ПР5

ПР5, ПР8, ПР9,
МР7

14

- Словообразование и стилистика. Этимология. Этимологические
словари.
-Стилистические возможности словообразования. Особенности
словообразования проф.лексики и терминов

3

Речь. Речевая
деятельность. Текст.
Речевой этикет

2

2

- Виды преобразования текстов: аннотация, конспект.
- Функциональные стили и их особенности: разговорная речь Анекдот,
шутка. Официально-деловой стиль. Деловое письмо. Научно-учебный
подстиль. Доклад, сообщение. Публицистический стиль. Проблемный
очерк. Язык художественной литературы.

ЛР4, ЛР5, МР3,
ПР9

15

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Родной
язык(русский)»
Освоение программы обязательной учебной дисциплины «Родной
язык(русский)» предполагает наличие в ГБПОУ РХ ЧГСТ, реализующем
образовательную программу среднего общего образования в пределах
освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, учебного
кабинета.
Помещение кабинета удовлетворяет требованиям Санитарноэпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2 № 178-02) и
оснащено типовым оборудованием, указанным в настоящих требованиях, в
том числе специализированной учебной мебелью и средствами обучения,
достаточными для выполнения требований к уровню подготовки
обучающихся.
В состав учебно-методического и материально-технического
обеспечения программы учебной дисциплины «Родной язык (русский)»
входят:
1. многофункциональный комплекс преподавателя;
2. наглядные пособия;
3. информационно-коммуникационные средства;
4. комплект технической документации, в том числе паспорта на
средства обучения, инструкции по их использованию и технике
безопасности;
5. библиотечный фонд.
В библиотечный фонд входят учебники, учебно-методические
комплекты (УМК), обеспечивающие освоение интегрированной учебной
дисциплины «Русский язык», рекомендованные или допущенные для
использования в профессиональных образовательных организациях,
реализующих образовательную программу среднего общего образования в
пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования.
Библиотечный фонд дополнен энциклопедиями, справочниками,
научной и научно-популярной литературой по русскому языку.

16

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Для студентов
1.
Русская словесность. От слова к словесности. 9 класс: учебное пособие
/ Р.И. Альбет-кова. – М.: Дрофа, 2012.
2.
Русский язык. Учебник для 5, 6, 7, 8, 9 классов/ Е.А.Быстрова,
Л.В.Кибирева – М.: Русское слово, 2014.
3 А.И.Власенков, Л.М.Рыбченкова Русский язык (базовый уровень) 10-11
классы М., 2007
4.Антонова Е. С., Воителева Т. М. Русский язык: пособие для подготовки к
ЕГЭ: учеб.пособие сред. проф. образования. — М., 2014.
5.Антонова Е. С., Воителева Т. М. Русский язык: учебник для учреждений
сред.проф. образования. — М., 2014.
6. Воителева Т. М. Русский язык и литература. Русский язык (базовый
уровень): учебник для 10 класса общеобразовательной школы. — М., 2014.
7.Воителева Т. М. Русский язык и литература. Русский язык (базовый
уровень): учебник для 11 класса общеобразовательной школы. — М., 2014.
8.Воителева Т. М. Русский язык: сб. упражнений: учеб. пособие сред. проф.
образования. —М., 2014.
9.Гольцова Н. Г., Шамшин И. В., Мищерина М. А. Русский язык и Русский
язык (базовый уровень). 10—11 классы: в 2 ч. — М., 2014.
Для преподавателей
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (в ред. федеральных законов от 07.05.2013 № 99ФЗ, от 07.06.2013 № 120-ФЗ, от 02.07.2013 № 170-ФЗ, от 23.07.2013 №
203-ФЗ, от 25.11.2013 № 317-ФЗ, от 03.02.2014 № 11-ФЗ, от 03.02.2014 №
15-ФЗ, от 05.05.2014 № 84-ФЗ, от 27.05.2014 № 135-ФЗ, от 04.06.2014 №
148-ФЗ, с изменениями, внесенными Федеральным законом от 04.06.2014
№ 145-ФЗ).
2. Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта среднего
(полного) общего образования» (зарегистрирован в Минюсте РФ
07.06.2012 № 24480).
3. Приказ Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1645 «О внесении
изменений в Приказ Министерства образования и науки Российской
Федерации от 17 мая 2012 г. № 413 “Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего
образования”».
4. Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки
рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259
«Рекомендации по организации получения среднего общего образования в
17

5.
6.
7.
8.

пределах
освоения
образовательных
программ
среднего
профессионального образования на базе основного общего образования с
учетом требований федеральных государственных образовательных
стандартов и получаемой профессии или специальности среднего
профессионального образования».
Воителева Т. М. Русский язык: методические рекомендации:
метод.пособие для учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.
Горшков А. И. Русская словесность. От слова к словесности. 10—11
классы: учебник для общеобразовательных учреждений. — М., 2010.
Львова С. И. Таблицы по русскому языку. — М., 2010.
Пахнова Т. М. Готовимся к устному и письменному экзамену по русскому
языку. — М.,2011.

Словари:
1. Горбачевич К. С. Словарь трудностей современного русского языка. —
СПб., 2003.
2. Граудина Л.К., Ицкович В.А., Катлинская Л.П. Грамматическая
правильность русской речи.
3. Стилистический словарь вариантов. — 2-е изд., испр. и доп. — М., 2001.
4. Иванова О. Е., Лопатин В. В., Нечаева И. В., Чельцова Л. К. Русский
орфографический словарь: около 180 000 слов / Российская академия
наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова / под ред. В. В.
Лопатина. — 2-е изд., испр. и доп. — М., 2004.
5. Крысин Л. П. Толковый словарь иноязычных слов. — М., 2008.
6. Лекант П. А., Леденева В. В. Школьный орфоэпический словарь русского
языка. — М., 2005.
7. Львов В. В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. — М.,
2004.
8. Ожегов С. И. Словарь русского языка. Около 60 000 слов и
фразеологических выражений. —25-е изд., испр. и доп. /под общ.ред. Л.
И. Скворцова. — М., 2006.
9. Розенталь Д. Э., Краснянский В. В. Фразеологический словарь русского
языка. — М., 2011.
10.Скворцов Л. И. Большой толковый словарь правильной русской речи. —
М., 2005.
11.Ушаков Д. Н., Крючков С. Е. Орфографический словарь. — М., 2006.
12.Через дефис, слитно или раздельно?: словарь-справочник русского языка /
сост. В. В. Бурцева. — М., 2006.
Интернет-ресурсы
1. www. eor. it. ru/eor (учебный портал по использованию ЭОР).
2. www. ruscorpora. ru (Национальный корпус русского языка —
информационно-справочная система, основанная на собрании русских
текстов в электронной форме).
3. www. russkiyjazik. ru (энциклопедия «Языкознание»).
18

4. www. etymolog. ruslang. ru (Этимология и история русского языка).
5. www. rus.1september. ru (электронная версия газеты «Русский язык»). Сайт
для учителей «Я иду на урок русского языка».
6. www. uchportal. ru (Учительский портал.Уроки, презентации, контрольные
работы, тесты, компьютерные программы, методические разработки по
русскому языку и литературе).
7. www. Ucheba. com (Образовательный портал «Учеба»: «Уроки» (www.
uroki. ru)
8. www. metodiki. ru (Методики).
9. www. posobie. ru (Пособия).
10.www.
it-n.
ru/communities.
aspx?cat_no=2168&tmpl=com
(Сетьтворческихучителей. Информационные технологии на уроках
русского языка и литературы).
11.www. prosv. ru/umk/konkurs/info. aspx?ob_no=12267 (Работы победителей
конкурса «Учитель — учителю» издательства «Просвещение»).
12.www. spravka. gramota. ru (Справочная служба русского языка).
13.www. slovari. ru/dictsearch (Словари. ру).
14.www.gramota.ru

19


Наверх

На сайте используются файлы cookie. На сайте  осуществляется сбор персональных данных посредством метрических программ (Яндекс.Метрика). Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».