Рабочая программа ПМ-21 русский язык

Министерство образования и науки Республики Хакасия
Государственное бюджетное образовательное учреждение
Республики Хакасия среднего профессионального образования
«Черногорский горно-строительный техникум»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
ОУД .12 «РУССКИЙ ЯЗЫК»

По профессии:
43.01.02 Парикмахер (базовой подготовки)

Черногорск
2021

Рабочая
составлена

программа учебной дисциплины
дляГБПОУ РХ

ОУД.12 «Русский язык»

«Черногорский горно-строительный техникум»,

реализующей основные профессиональные образовательные программы СПО
на базе основного общего образования с одновременным получением среднего
общего образования.
Рабочая программа разработана с учетом требований ФГОС среднего
общего образования, ФГОС среднего профессионального образования и профиля
профессионального образования и с учётом учебного плана ОУ.

Организация-разработчик:

ГБПОУ

РХ

«Черногорский

горно-

строительный техникум»

Разработчик: Боровкова Н.М.–преподаватель русского языка ГБПОУ РХ
«Черногорский горно-строительный техникум»

2

СОДЕРЖАНИЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ........................................................................................................... 4
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «РУССКИЙ ЯЗЫК» ........................ 5
МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ ........................................................... 9
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ .............................................................. 10
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ................................................................................... 12
Тематическое планирование................................................................................................................ 16
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ............... 19
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА ................................................................................................. 20

3

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа (далее Программа) общеобразовательной учебной
дисциплины «Русский язык»предназначена для изучения русского языка в
профессиональной образовательной организации Государственное бюджетное
профессиональное
образовательное
учреждение
Республики
Хакасия
«Черногорский горно-строительный техникум», реализующая образовательную
программу среднего общего образования в пределах освоения основной
профессиональной образовательной программы (ОПОП) СПО на базе основного
общего образования при подготовке квалифицированных рабочих и служащих по
по профессии 43.01.02«Парикмахер»(базовой подготовки)
Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего
образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая
2012 г. N 413 с изменениями и дополнениями от: 29 декабря 2014 г., 31 декабря
2015 г., 29 июня 2017 г., 24 сентября, 11 декабря 2020 г.), предъявляемых к
структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины « Русский
язык» и соответствии с Методическими рекомендациями по реализации среднего
общего образования в пределах освоения образовательной программы среднего
профессионального образования на базе основного общего образования (утв.
Министерством просвещения РФ 14 апреля 2021 г.)
Содержание программы «Русский язык» направлено на достижение следующих
целей:
• совершенствование общеучебных умений и навыков обучаемых: языковых,
речемыслительных, орфографических, пунктуационных, стилистических;
• формирование функциональной грамотности и всех видов компетенций
(языковой,
лингвистической
(языковедческой),
коммуникативной,
культуроведческой);
• совершенствование умений обучающихся осмысливать закономерности
языка, правильно, стилистически верно использовать языковые единицы в
устной и письменной речи в разных речевых ситуациях;
• дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к
речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой
деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и
саморазвития;
• информационных умений и навыков.
В рабочую программу включено содержание, направленное на формирование у
студентов компетенций, необходимых для качественного освоения ОПОП СПО
на базе основного общего образования с получением среднего общего
образования, — программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих
(ППССЗ).

4

В

рабочую

программу

включено

содержание

учебного

материала,

последовательность его изучения, распределение учебных часов, тематику
рефератов (докладов), с учетом специфики программ подготовки осваиваемой
профессии.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «РУССКИЙ
ЯЗЫК»
Русский язык как средство познания действительности обеспечивает развитие
интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, развивает их
абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки
самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации
личности.
Освоение содержания учебной дисциплины «Русский язык» предполагает
достижение обучающимися следующих результатов:
личностных:
− воспитание уважения к русскому (родному) языку, который сохраняет и
отражает культурные и нравственные ценности, накопленные народом на
протяжении веков, осознание связи языка и истории, культуры русского и
других народов;
− понимание роли родного языка как основы успешной социализации
личности;
− осознание эстетической ценности, потребности сохранить чистоту русского
языка как явления национальной культуры;
− формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур,
а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в
поликультурном мире;
− способность к речевому самоконтролю; оцениванию устных и письменных
высказываний с точки зрения языкового оформления, эффективности
достижения поставленных коммуникативных задач;
− готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной
деятельности;

5

− способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью,
потребность речевого самосовершенствования;
метапредметных:
− владение всеми видами речевой деятельности: аудированием, чтением
(пониманием), говорением, письмом;
− владение языковыми средствами — умение ясно, логично и точно излагать
свою

точку

зрения,

использовать

адекватные

языковые

средства;

использование приобретенных знаний и умений для анализа языковых
явлений на межпредметном уровне;
− применение навыков сотрудничества со сверстниками, детьми младшего
возраста, взрослыми в процессе речевого общения, образовательной,
общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других
видах деятельности;
− овладение

нормами

речевого

поведения

в

различных

ситуациях

межличностного и межкультурного общения;
− готовность

и

познавательной
различных

способность

к

деятельности,

включая

источниках

самостоятельной

информации,

умение

информационно-

ориентироваться

критически

оценивать

в
и

интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
− умение извлекать необходимую информацию из различных источников:
учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой
информации, информационных и коммуникационных технологий для
решения когнитивных, коммуникативных и организационных задач в
процессе изучения русского языка;
предметных:
− сформированность понятий о нормах русского литературного языка и
применение знаний о них в речевой практике;
− сформированность умений создавать устные и письменные монологические
и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-

6

научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социальнокультурной и деловой сферах общения;
− владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за
собственной речью;
− владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной
и скрытой, основной и второстепенной информации;
− владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов,
аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;
− сформированность

представлений

об

изобразительно-выразительных

возможностях русского языка;
− сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный
контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа текста;
− способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы
и выражать свое отношение к теме, проблеме текста в развернутых
аргументированных устных и письменных высказываниях;
− владение навыками анализа текста с учетом их стилистической и жанровородовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной
в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного
восприятия и интеллектуального понимания;
− сформированность представлений о системе стилей языка художественной
литературы.
Содержание

учебной

образовательных

дисциплины

организациях,

«Русский

реализующих

язык»

в

профессиональных

образовательную

программу

среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного
общего образования, обусловлено общей нацеленностью образовательного
процесса на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов
обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который
обеспечивает

формирование

и

развитие

коммуникативной,

языковой

и

лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.

7

В реальном образовательном процессе формирование указанных компетенций
происходит при изучении каждой темы, поскольку все виды компетенций
взаимосвязаны.
Содержание учебной дисциплины направлено на формирование различных
видов компетенций.
Коммуникативная компетенция формируется в процессе работы по овладению
обучающимися всеми видами речевой деятельности (слушанием, чтением,
говорением, письмом) и основами культуры устной и письменной речи в процессе
работы над особенностями употребления единиц языка в речи в соответствии с их
коммуникативной целесообразностью. Это умения осознанно отбирать языковые
средства для осуществления общения в соответствии с речевой ситуацией;
адекватно понимать устную и письменную речь и воспроизводить ее содержание
в необходимом объеме, создавать собственные связные высказывания разной
жанрово-стилистической и типологической принадлежности.
Формирование языковой и лингвистической (языковедческой) компетенций
проходит в процессе систематизации знаний о языке как знаковой системе и
общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладения
основными нормами русского литературного языка; совершенствования умения
пользоваться различными лингвистическими словарями; обогащения словарного
запаса и грамматического строя речи учащихся.
Формирование культуроведческой компетенции нацелено на осознание языка как
формы выражения национальной культуры, взаимосвязь языка и истории народа,
национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского
речевого этикета, культуры межнационального общения.
В ГБПОУ РХ ЧГСТ реализующего образовательную программу среднего
общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего
образования, изучение русского языка имеет свои особенности в зависимости от
профиля профессионального образования. Это выражается в содержании
обучения, количестве часов, выделяемых на изучение отдельных тем программы,

8

глубине их освоения обучающимися, объеме и характере практических занятий,
видах внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся.
При изучении русского языка на базовом уровне решаются задачи, связанные с
формированием общей культуры, развития, воспитания и социализации личности.
Изучение русского языка как профильной учебной дисциплины предполагает
обеспечить более высокий уровень языковой подготовки обучающихся.
Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических
единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают
речевую деятельность. Содержание учебной дисциплины ориентировано на
синтез языкового, речемыслительного и духовного развития студентов, включает
перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления,
указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные
виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения
данных понятий. Таким образом, создаются условия для успешной реализации
деятельностного подхода к изучению русского языка.
Изучение русского языка завершается подведением итогов в форме экзамена
в рамках промежуточной аттестации обучающихся в процессе освоения ОПОП
СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего
образования (ППССЗ).
МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Учебная дисциплина «Русский язык» является частью учебного предмета
«Русский язык и литература» обязательной предметной области «Филология»
ФГОС среднего общего образования.
В ГБПОУ РХ ЧГСТ учебная дисциплина «Русский язык» изучается в
общеобразовательном цикле учебного плана по профессии 08.01.25 Мастер
отделочных строительных и декоративных работ(базовой подготовки)
на базе основного общего образования с получением среднего общего
образования.

9

Максимальная учебная нагрузка студентов составляет 114 ч. Промежуточная
аттестация в форме экзамена в 4 семестре.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Освоение содержания учебной дисциплины «Русский язык» обеспечивает
достижение обучающимися следующих результатов:
личностных:
ЛР1

воспитание уважения к русскому (родному) языку, который сохраняет и
отражает культурные и нравственные ценности, накопленные народом
на протяжении веков, осознание связи языка и истории, культуры
русского и других народов;

ЛР2

понимание роли родного языка как основы успешной социализации
личности;
осознание эстетической ценности, потребности сохранить чистоту
русского языка как явления национальной культуры;

ЛР3

ЛР4

формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, основанного на диалоге
культур, а также различных форм общественного сознания, осознание
своего места в поликультурном мире;

ЛР5

способность к речевому самоконтролю; оцениванию устных и
письменных высказываний с точки зрения языкового оформления,
эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

ЛР6

готовность и способность к самостоятельной, творческой и
ответственной деятельности
способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью,
потребность речевого самосовершенствования;

ЛР7

метапредметных:
владение всеми видами речевой деятельности: аудированием, чтением
МР1
(пониманием), говорением, письмом;
МР2

МР3

владение языковыми средствами — умение ясно, логично и точно
излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые
средства;
применение навыков сотрудничества со сверстниками, детьми младшего
10

возраста, взрослыми в процессе речевого общения, образовательной,
общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других
видах деятельности;
МР4

овладение нормами речевого поведения в различных ситуациях
межличностного и межкультурного общения;

МР5

готовность и способность к самостоятельной информационнопознавательной деятельности, включая умение ориентироваться в
различных источниках информации, критически оценивать и
интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

МР6

умение извлекать необходимую информацию из различных источников:
учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой
информации, информационных и коммуникационных технологий для
решения когнитивных, коммуникативных и организационных задач в
процессе изучения русского языка;

МР7

использование приобретенных знаний и умений для анализа языковых
явлений на межпредметном уровне;

предметных:
ПР1

сформированность понятий о нормах русского литературного языка и
применение знаний о них в речевой практике;

ПР2

сформированность умений создавать устные и письменные
монологические и диалогические высказывания различных типов и
жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин),
социально-культурной и деловой сферах общения;

ПР3

владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за
собственной речью;
владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем
явной и скрытой, основной и второстепенной информации;

ПР4

ПР5

владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов,
аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;

ПР6

сформированность представлений об изобразительно-выразительных
возможностях русского языка;

ПР7

сформированность

умений

учитывать

исторический,

историко11

культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа
текста;
ПР8

способность выявлять в художественных текстах образы, темы и
проблемы и выражать свое отношение к теме, проблеме текста в
развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях;

ПР9

владение навыками анализа текста с учетом их стилистической и
жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины
жизни, созданной в литературном произведении, в единстве
эмоционального личностного восприятия и интеллектуального
понимания;

ПР10

сформированность
представлений
художественной литературы.

о

системе

стилей

языка

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

1. Язык и речь.
Общие сведения о языке. Разделы курса русского языка. Речь устная и
письменная. Понятие о языке. Цели и задачи курса русского языка. Язык как
средство общения, познания и мышления. Типы норм. Основные требования к
речи.
Практические занятия
Виды речевой деятельности. Основные требования к речи: правильность,
точность, выразительность, уместность употребления языковых средств
Освоение видов переработки текста.
Изучение особенностей построения текста разных функциональных типов.
Составление устных и письменных текстов на заданную тему.
2.Простое предложение.
Виды осложнения простых предложений
Простое предложение. Виды предложений по цели высказывания. Предложение
как основная синтаксическая единица. Знаки препинания при однородных членах.
Полные и неполные предложения. Виды предложений по структуре: односост.,
12

двусоставные.Распространенные и нераспространенные предложения.Сложное
предложение ( ССП,СПП)Текст, как произведение речи. Признаки текста.
Редактирование текста.
Практические занятия.Пунктуация в простом предложении. Односоставное и
неполное предложения.Предложения с однородными членами и знаки препинания
в них. Сокращение текстов различными способами.
3. Орфография. Морфология
Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова. Принципы русской
орфографии. Безударные и чередующиеся гласные в корне слова. Орфограммы в
корне слова. Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова.
Орфограммы в приставках. Гласные ы-и после приставок . Употребление ь,ъ
знака .Морфологические нормы русского языка. Имя существительное. Лексикограмматические разряды. Правописание падежных окончаний существительных.
Имя прилагательное. Лексико-грамматические разряды. Правописание окончаний
имен прилагательных. Правописание суффиксов имен прилагательных.
Правописание ни и нн в суффиксах имен прилагательных. Глагол как часть речи.
Категория времени глагола. Спряжение глагола. Правописание глаголов.
Употребление буквы ь в глагольных формах. Причастие как глагольная форма.
Образование причастий. Частицы не и ни их значение и употребление. Слитное и
раздельное написание не с разными частями речи. Слитные, раздельные и
дефисные написания слов. Правописание непроизносимых согласных.
Правописание двойных согласных Гласные Ы-И после приставок
Практические занятия.
Правописание чередующихся гласных в корнях слов. Правописание приставок
ПРИ - / - ПРЕ -. Правописание сложных слов. Имя существительное. Лексикограмматические

разряды

имен

существительных.

Род,

число,

падеж

существительных. Склонение имен существительных. Морфологический разбор
имени существительного. Употребление форм имен существительных в речи.
Имя прилагательное. Лексико-грамматические разряды имен прилагательных.
Степени сравнения имен прилагательных. Морфологический разбор имени
13

прилагательного. Правописание суффиксов имен прилагательных. Окончание,
род, число, разряд. Глагол.Грамматические признаки глагола. Морфологический
разбор глагола.
Причастие

как

страдательных

особая

форма

причастий.

глагола.

Причастный

Образование
оборот

и

действительных

знаки

препинания

и
в

предложении с причастным оборотом.
4.Фонетика. Орфоэпия. Словообразование.
Способы словообразования. Словообразование знаменательных частей речи.
Словообразовательный анализ слов.
Фонетические единицы. Звук и фонема. Открытый и закрытый слоги.
Соотношение буквы и звука. Фонетическая фраза. Ударение словесное и
логическое. Роль ударения в стихотворной речи. Интонационное богатство
русской речи. Фонетический разбор слова.
Орфоэпические

нормы:

произносительные

нормы

и

нормы

ударения.

Произношение гласных и согласных звуков, заимствованных слов.Система
гласных и согласных звуков русского языка. Слог
Практические занятия
Выявление закономерностей функционирования фонетической системы русского
языка.Наблюдение над функционированием правил орфографии и пунктуации в
образцах письменных текстов.
Фонетический, орфоэпический и графический анализ слова.
Наблюдение над выразительными средствами фонетики
5. Синтаксис и пунктуация. Стилистика.
Синтаксические нормы русского языка. Словосочетание. Виды подчинительной
связи .Согласование,управление,примыкание. Предлог как служебная часть речи.
Правописание предлогов. Функциональные стили речи.
Практические занятия

14

Строение словосочетания. Виды связи слов в словосочетании. Нормы построения
словосочетаний. Синтаксический разбор словосочетаний. Значение
словосочетания в построении предложения. Правописание предлогов. Отличие
производных предлогов (в течение, в продолжение, вследствие и др.) от словомонимов. Употребление предлогов в составе словосочетаний. Употребление
существительных с предлогами благодаря, вопреки, согласно и др.
6. Лексикология и фразеология
Слово в лексической системе языка. Лексическое и грамматическое значение
слова. Многозначность слова. Прямое и переносное значение слова. Метафора,
метонимия как выразительные средства языка. Омонимы, синонимы, антонимы,
паронимы и их употребление. Изобразительные возможности синонимов,
антонимов, омонимов, паронимов. Контекстуальные синонимы и антонимы.
Лексика с точки зрения ее употребления: нейтральная, книжная, лексика устной
речи (жаргонизмы, арготизмы, диалектизмы). Профессионализмы. Активный и
пассивный словарный запас; архаизмы, историзмы, неологизмы.
Особенности русского речевого этикета. Лексика, обозначающая предметы и
явления традиционного русского быта. Фольклорная лексика и фразеология.
Русские пословицы и поговорки.
Фразеологизмы. Отличие фразеологизма от слова. Употребление фразеологизмов
в речи.
Лексические нормы. Лексические ошибки и их исправление. Ошибки в
употреблении фразеологических единиц и их исправление.
Практические занятия
Синонимы, антонимы, паронимы, омонимы и их употребление. Многозначность
слова. Прямое и переносное значение .Активный и пассивный словарный запас:
архаизмы, историзмы, неологизмы. Наблюдение над функционированием
лексических единиц в собственной речи, выработка навыка составления текстов
(устных и письменных) с лексемами различных сфер употребления. Лексический
и фразеологический анализ слова.
15

№п/п

Объем
часов

Наименование разделов и тем
Т

1

2

Общие сведения о
языке. Разделы курса
русского языка

Синтаксис и пунктуация

П

Тематическое планирование
Характеристика
основных видов
деятельности (по разделам содержания учебной дисциплины)

Планируемые
результаты

-Роль языка в обществе.Функции языка
-Место и назначение русского языка в современном мире.
- разделы русского языка.
-структуре русского языка. •
-Строение каждого уровня, отношения единиц между
разделами

ЛР3, ЛР5, ПР4,
ЛР7, ПР3, ПР5

-Простое предложение. Виды предложений по цели
высказывания.
-Предложение как основная синтаксическая единица. Знаки
препинания при однородных членах.
- Полные и неполные предложения.
-Виды предложений по структуре: односост., двусоставные.
Пунктуация в простом предложении. Односоставное и
неполное предложения.Предложения с однородными членами
и знаки препинания в них.
Распространенные и нераспространенные
предложения.Сложное предложение ( ССП,СПП)
-Синтаксические нормы русского языка.
-Словосочетание.
-Виды подчинительной связи.
- Предлог как служебная часть речи.

ПР5, ПР8, ПР9,
МР7
МР6, ПР4, МР5,
ЛР7,ЛР2

2

13 19

16

-Правописание предлогов.
-Текст, как произведение речи.
-Признаки текста. Виды сокращения текста (Контрольная
работа) Типы речи ( Описание, повествование, рассуждение)

3

4

Орфография. Морфология

Фонетика. Орфоэпия.
Словообразование.

10 28

5

7

-Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова.
-Принципы русской орфографии. Безударные и
чередующиеся гласные в корне слова.
-Орфограммы в приставках. Гласные ы-и после приставок
-Употребление ь,ъ знака .
-Морфологические нормы русского языка.
- Имя существительное. Лексико-грамматические разряды.
Правописание падежных окончаний существительных.
-Имя прилагательное. Лексико-грамматические разряды.
Правописание окончаний имен прилагательных, правописание
суффиксов имен прилагательных
- Правописание ни и нн в суффиксах имен прилагательных.
- Глагол как часть речи. Категория времени глагола.
-Спряжение глагола. Правописание глаголов. –
-Употребление буквы ь в глагольных формах.
-Причастие как глагольная форма. Образование причастий.
Частицы не и ни их значение и употребление.
-Слитное и раздельное написание не с разными частями речи.
Слитные, раздельные и дефисные написания слов.
Правописание непроизносимых согласных.Правописание
двойных согласных Гласные Ы-И после приставок.
(Контрольная работа).
-Способы словообразования.
-Словообразование знаменательных частей речи.
-Словообразовательный анализ слов. (Контрольная работа)
-Фонетические единицы. Звук и фонема. Открытый и
закрытый слоги. Соотношение буквы и звука. Фонетическая
фраза. Ударение словесное и логическое.
-Роль ударения в стихотворной речи. Интонационное

ЛР4, ЛР5, МР3,
ПР9

ЛР7, МР1, МР2,
МР4, МР6, ПР4

17

богатство русской речи.
-Фонетический разбор слова. (Контрольная работа)
-Орфоэпические нормы: произносительные нормы и нормы
ударения. Произношение гласных и согласных звуков,
заимствованных слов. Использование орфоэпического
словаря.

5

6

Лексикология и фразеология

Стилистика

6

2

11

8

Слово в лексической системе языка.
-Лексическое
и
грамматическое
значение
слова.
Многозначность слова.
- Прямое и переносное значение слова. Метафора, метонимия
как выразительные средства языка. Омонимы, синонимы,
антонимы, паронимы и их употребление.
-Изобразительные возможности синонимов, антонимов,
омонимов, паронимов. Контекстуальные синонимы и
антонимы.
-Системные отношения в лексике: омонимы, паронимы,
синонимы, антонимы.
Фразеологизмы.
Отличие
фразеологизма
от
слова.
Употребление фразеологизмов в речи.
Лексические нормы. Лексические ошибки и их исправление.
Ошибки в употреблении фразеологических единиц и их
исправление.

МР3, МР5, МР6,
ПР4, ПР5, ПР9,
ПР10

МР3, МР5, МР6,
ПР4, ПР5, ПР9,
ПР10

18

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Русский
язык»
Освоение программы обязательной учебной дисциплины «Русский
язык»

предполагает

наличие

в

ГБПОУ

РХ

ЧГСТ,

реализующем

образовательную программу среднего общего образования в пределах
освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, учебного
кабинета.
Помещение

кабинета

удовлетворяет

требованиям

Санитарно-

эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2 № 178-02) и
оснащено типовым оборудованием, указанным в настоящих требованиях, в
том числе специализированной учебной мебелью и средствами обучения,
достаточными

для

выполнения

требований

к

уровню

подготовки

обучающихся.
В

состав

учебно-методического

и

материально-технического

обеспечения программы учебной дисциплины «Русский язык» входят:
многофункциональный комплекс преподавателя;
наглядные пособия;
информационно-коммуникационные средства;
комплект технической документации, в том числе паспорта на
средства обучения, инструкции по их использованию и технике
безопасности;
5. библиотечный фонд.
В библиотечный фонд входят учебники, учебно-методические

1.
2.
3.
4.

комплекты (УМК), обеспечивающие освоение интегрированной учебной
дисциплины «Русский язык», рекомендованные или допущенные для
использования

в

профессиональных

образовательных

организациях,

реализующих образовательную программу среднего общего образования в
пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования.
Библиотечный

фонд

дополнен

энциклопедиями,

справочниками,

научной и научно-популярной литературой по русскому языку.

19

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Для студентов
1. Гольцова Н. Г., Шамшин И. В., Мищерина М. А. Русский язык и Русский
язык (базовый уровень). 10—11 классы: в 2 ч. — М., 2014.
2. А.И.Власенков, Л.М.Рыбченкова Русский язык (базовый уровень) 10-11
классы М., 2007
3. Антонова Е. С., Воителева Т. М. Русский язык: пособие для подготовки к
ЕГЭ: учеб. пособие сред. проф. образования. — М., 2014.
4. Антонова Е. С., Воителева Т. М. Русский язык: учебник для учреждений
сред. проф. образования. — М., 2014.
5. Воителева Т. М. Русский язык и литература. Русский язык (базовый
уровень): учебник для 10 класса общеобразовательной школы. — М.,
2014.
6. Воителева Т. М. Русский язык и литература. Русский язык (базовый
уровень): учебник для 11 класса общеобразовательной школы. — М.,
2014.
7. Воителева Т. М. Русский язык: сб. упражнений: учеб. пособие сред. проф.
образования. —М., 2014.
Для преподавателей
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (в ред. федеральных законов от 07.05.2013 № 99ФЗ, от 07.06.2013 № 120-ФЗ, от 02.07.2013 № 170-ФЗ, от 23.07.2013 №
203-ФЗ, от 25.11.2013 № 317-ФЗ, от 03.02.2014 № 11-ФЗ, от 03.02.2014 №
15-ФЗ, от 05.05.2014 № 84-ФЗ, от 27.05.2014 № 135-ФЗ, от 04.06.2014 №
148-ФЗ, с изменениями, внесенными Федеральным законом от 04.06.2014
№ 145-ФЗ).
2. Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта среднего
(полного) общего образования» (зарегистрирован в Минюсте РФ
07.06.2012 № 24480).
3. Приказ Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1645 «О внесении
изменений в Приказ Министерства образования и науки Российской
Федерации от 17 мая 2012 г. № 413 “Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего
образования”».
4. Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки
рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259
«Рекомендации по организации получения среднего общего образования в
пределах
освоения
образовательных
программ
среднего
20

5.
6.
7.
8.

профессионального образования на базе основного общего образования с
учетом требований федеральных государственных образовательных
стандартов и получаемой профессии или специальности среднего
профессионального образования».
Воителева Т. М. Русский язык: методические рекомендации: метод.
пособие для учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.
Горшков А. И. Русская словесность. От слова к словесности. 10—11
классы: учебник для общеобразовательных учреждений. — М., 2010.
Львова С. И. Таблицы по русскому языку. — М., 2010.
Пахнова Т. М. Готовимся к устному и письменному экзамену по русскому
языку. — М.,2011.

Словари
1. Горбачевич К. С. Словарь трудностей современного русского языка. —
СПб., 2003.
2. Граудина Л.К., Ицкович В.А., Катлинская Л.П. Грамматическая
правильность русской речи.
3. Стилистический словарь вариантов. — 2-е изд., испр. и доп. — М., 2001.
4. Иванова О. Е., Лопатин В. В., Нечаева И. В., Чельцова Л. К. Русский
орфографический словарь: около 180 000 слов / Российская академия
наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова / под ред. В. В.
Лопатина. — 2-е изд., испр. и доп. — М., 2004.
5. Крысин Л. П. Толковый словарь иноязычных слов. — М., 2008.
6. Лекант П. А., Леденева В. В. Школьный орфоэпический словарь русского
языка. — М., 2005.
7. Львов В. В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. — М.,
2004.
8. Ожегов С. И. Словарь русского языка. Около 60 000 слов и
фразеологических выражений. —25-е изд., испр. и доп. /под общ. ред. Л.
И. Скворцова. — М., 2006.
9. Розенталь Д. Э., Краснянский В. В. Фразеологический словарь русского
языка. — М., 2011.
10.Скворцов Л. И. Большой толковый словарь правильной русской речи. —
М., 2005.
11.Ушаков Д. Н., Крючков С. Е. Орфографический словарь. — М., 2006.
12.Через дефис, слитно или раздельно?: словарь-справочник русского языка /
сост. В. В. Бурцева. — М., 2006.
Интернет-ресурсы
1. www. eor. it. ru/eor (учебный портал по использованию ЭОР).
2. www. ruscorpora. ru (Национальный корпус русского языка —
информационно-справочная система, основанная на собрании русских
текстов в электронной форме).
3. www. russkiyjazik. ru (энциклопедия «Языкознание»).
4. www. etymolog. ruslang. ru (Этимология и история русского языка).
21

5. www. rus.1september. ru (электронная версия газеты «Русский язык»). Сайт
для учителей «Я иду на урок русского языка».
6. www. uchportal. ru (Учительский портал. Уроки, презентации,
контрольные работы, тесты, компьютерные программы, методические
разработки по русскому языку и литературе).
7. www. Ucheba. com (Образовательный портал «Учеба»: «Уроки» (www.
uroki. ru)
8. www. metodiki. ru (Методики).
9. www. posobie. ru (Пособия).
10.www.
it-n.
ru/communities.
aspx?cat_no=2168&tmpl=com
(Сетьтворческихучителей. Информационные технологии на уроках
русского языка и литературы).
11.www. prosv. ru/umk/konkurs/info. aspx?ob_no=12267 (Работы победителей
конкурса «Учитель — учителю» издательства «Просвещение»).
12.www. spravka. gramota. ru (Справочная служба русского языка).
13.www. slovari. ru/dictsearch (Словари. ру).

22

23


Наверх

На сайте используются файлы cookie. На сайте  осуществляется сбор персональных данных посредством метрических программ (Яндекс.Метрика). Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».