Модуль ПМ 03

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Республики Хакасия
«Черногорский горно-строительный техникум»

ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
ПМ 03 Выполнение окрашивания волос
по профессии среднего профессионального образования:
43.01.02 «Парикмахер»

2020 г.
1

Программа профессионального модуля разработана на основе Федерального
государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по профессии среднего
профессионального образования (далее – СПО): 43.01.02 Парикмахер

Организация-разработчик: ГБПОУ РХ «Черногорский горно-строительный техникум»

Разработчики:
Рогова Маргарита Кенешбековна, мастер п/о
Ф.И.О., должность,

Поцелуева Олеся Александровна, мастер п/о
Ф.И.О., должность,

Рассмотрена на заседании
М/О по профессиям 43.01.02;
15.01.05; 08.01.06
_______ Т.В.Жиляева
«____»______________20____г

Утверждена:
Заместитель директора по УР
_________ С.Л.Соловьева
«____»______________20____г

2

СОДЕРЖАНИЕ
стр.
1. Паспорт программы профессионального модуля

4

2. Результаты освоения профессионального модуля

5

3. Структура и содержание профессионального модуля

6

4 Условия реализации профессионального модуля

10

5. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида
профессиональной деятельности)

12

3

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Выполнение окрашивания волос
1.1. Область применения программы
Программа профессионального модуля – является частью основной
профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по
профессии СПО 43.01.02 «Парикмахер» в части освоения основного вида
профессиональной деятельности (ВПД): Выполнение окрашивания волос и
соответствующих профессиональных компетенций (ПК):
1.
2.
3.
4.

Выполнение подготовительных работ по обслуживанию клиентов.
Выполнение окрашивания и обесцвечивания волос.
Выполнение колорирования волос.
Выполнение заключительных работ по обслуживанию клиентов.

Программа профессионального модуля может быть использована в
программах курсовой профессиональной подготовки по профессии
«Парикмахер». Опыт работы не требуется.
1.2. Цели и задачи профессионального модуля – требования к результатам
освоения профессионального модуля
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и
соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе
освоения профессионального модуля должен:
иметь практический опыт:
• организации подготовительных работ по обслуживанию клиентов;
• выполнение окрашивания, обесцвечивания и колорирования волос
красителями разных групп;
• выполнение заключительных работ по обслуживанию клиентов.
уметь:
• организовывать рабочее место;
• подбирать препараты для окрашивания волос;
• пользоваться парикмахерским инструментом;
• выполнять все виды окрашивания в соответствии с инструкционнотехнологической картой;
• производить коррекцию выполненной работы;
• выполнять заключительные работы по обслуживанию клиентов.
знать:
• состав и свойства профессиональных препаратов;
• основные направления моды в парикмахерском искусстве;
• нормы расхода препарата, времени на выполнение работ;
4

• технологии окрашивания волос;
• критерии оценки качества выполненной работы.
3. Рекомендуемое количество часов на освоение программы
профессионального модуля:
всего – 422 часов, в том числе:
максимальной учебной нагрузки обучающегося – 120 часов, включая:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 80 часов;
самостоятельной работы обучающегося – 40 часов;
учебной и производственной практики – 302 часов.
2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Результатом освоения профессионального модуля является овладение
обучающимися видом профессиональной деятельности: выполнение
окрашивания волос, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК)
компетенциями:
Код

Наименование результата обучения

ПК 3.1

Выполнять подготовительные работы по обслуживанию клиентов.

ПК 3.2

Выполнять окрашивание и обесцвечивание волос.

ПК 3.3

Выполнять колорирование волос.

ПК 3.4

Выполнять заключительные работы по обслуживанию клиентов.

ОК 1.

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей
профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и
способов ее достижения, определенных руководителем.
Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и
итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности,
нести ответственность за результаты своей работы.
Осуществлять поиск информации, необходимой
для эффективного выполнения профессиональных задач
Использовать информационно-коммуникационные технологии

ОК 2.
ОК 3.

ОК 4.
ОК 5.
ОК 6.

Работать в команде, эффективно общаться с коллегами,
руководством, клиентами.

5

3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ 03
3.1. Тематический план профессионального модуля
Коды
профессиональных
компетенций

1
ПК 1.1-1.6

Наименования разделов
профессионального модуля

Всего часов
(макс. учебная
нагрузка и
практики)

2

3

Раздел 03. Выполнение
окрашивания волос
Производственная
практика
(концентрированная)
Всего:

240

Объем времени, отведенный на освоение
междисциплинарного курса (курсов)
Обязательная аудиторная Самостоятельная
учебная нагрузка
работа
обучающегося
обучающегося,
часов
Всего,
в т.ч.
часов
лабораторные
работы и
практические
занятия,
часов
4
5
6

Практика
Учебная,
часов

Производственная,
часов
(если предусмотрена
рассредоточенная
практика)

7

8

80

6

40

120

80

6

40

120

182
422

6

3.2. Содержание обучения по профессиональному модулю ПМ 03 Выполнение окрашивания волос
Наименование разделов
профессионального модуля
(ПМ), междисциплинарных
курсов (МДК) и тем
1
МДК 03.01 Окрашивание
волос
Тема 1.1 Общие сведения
окрашивания волос.

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические
занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объем
часов

Уровень
освоения

2

3
80

4

Содержание
1 Общие сведения об окрашивании волос. Эволюция красителей.
2 Группы красителей, их назначение.
3 Требования к современным красителям для волос.
4 Виды обработки волос. Теория цвета.
5 Принцип нумерации красителей.
6 Микстоны. Назначение, цветовая палитра.
7 Выбор красителя для волос.
8 Технологический режим окрашивания волос.
9 Коррекция лица при помощи цвета.
10 Общие правила окрашивания волос любыми видами красителей.
11 Контрольная работа.
Практические занятия
1. Демонстрация на модели общих правил окрашивания волос всеми видами
красителей.
Содержание
Тема 1.2. Группы красителей. 1. Характеристика красителей первой группы (осветляющие).
2 Правила окрашивания при обесцвечивании волос.
3 Ошибки при осветлении.
4 Первичное и повторное обесцвечивание.
5 Использование перекиси водорода при обесцвечивании.
6 Характеристика красителей второй группы (химические).
7 Технология окрашивания волос химическими красителями.
8 Последовательность и приемы обработки волос при окрашивании.
9 Время воздействия красителя на волосы.
10 Окрашивание седых волос. Определение % седины.

24
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
38
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2

2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2

2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
7

11 Окрашивание в светлые тона.
12 Подтемнение пористых волос.
13 Вещества, применяемые при окрашивании и обесцвечивании волос.
14 Характеристика красителей третьей группы (оттеночные красители).
15 Характеристика красителей четвертой группы (растительные красители).
16 Способы приготовления красителей растительного происхождения.
17 Дефекты окраски волос.
18 Контрольная работа.
Лабораторная работа
1. Норма расхода перекиси водорода при обесцвечивании волос.

2
2
2
2
2
2
2
2
2
2

Содержание
1 Современные способы окрашивание волос. Мелирование.
Тема 1.3 Современные
2 Методы нанесения красителя на волосы.
способы окрашивания волос.
3 Способы мелирования волос. Повторное мелирование.
4 Колорирование волос.
5 Способы колорирования волос.
6 Балаяж. Способы балаяжа.
7 Правила ухода за окрашенными волосами.
8 Контрольная работа.
Практические занятия
1 Выполнение на муляже мелирования волос.
Самостоятельная работа при изучении раздела ПМ 03
Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы
Составление опорного конспекта по теме: «Технология приготовления красителей растительного происхождения»
Реферат на тему: «Дефекты, возникшие при окрашивании волос и их устранение».
Реферат на тему: «Схемы нанесения красителя на волосы»
Составление презентации на тему: «Современные способы окрашивания волос»
Составление технологической карты на тему: «Технология нанесения красителей 1 группы на волосы»

18
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
40

Учебная практика
Виды работ:
Организация рабочего места и требования Т.Б. при окрашивании волос.
Последовательность и приемы обработки волос при окрашивании.
Принцип нумерации красителей. Определение процента седины.

120
6

2
2
2
2
2
2
2
2

2
2
2
2
2
2
2
2

2
12
12
12
2

6
6
8

Приготовление состава. Смешивание разных цветов красителей.
Окрашивание волос красителями первой группы (осветляющие)

6
6

Окрашивание волос красителями второй группы (химические).
Окрашивание волос красителями третьей группы (тонирующие).
Окрашивание волос красителями четвертой группы (растительные).
Современные методы окрашивания волос «Колорирование».
Современные методы окрашивания волос «Мелирование».
Современные методы окрашивания волос «Эффект инея», «Балаяж», «Пальмочки».
Современные методы окрашивания волос «Скрытый тигр», «Звезда».
Современные методы окрашивания волос «Зигзаг», «Контур».
Современные методы окрашивания волос «Мрамор», «Призма».
Современные методы окрашивания волос «Световой поток».
Современные методы окрашивания волос «Парадиз», «Триада»
Современные методы окрашивания волос «Эдем», «Далматин»
Современные методы окрашивания волос «Огонь и лед», «Жемчуг»
Современные методы по уходу за волосами методом «Ламинирование», «Глазирование»
Дифференцированный зачет
(проверочные работы)
Производственная практика
Тема 1.1 Организация рабочего места. Т.Б. при окрашивании волос.
Тема 1.2 Выбор красителя для волос. Смешивание красителей разных цветов.

6
6
6
6
6
6
6
6
6
6
6
6
6
6
6
182
7
7

Тема 1.3 Принцип нумерации красителей. Определение процента седины. Окрашивание седых волос
Тема 1.4 Окрашивание волос осветляющими красителями (Блондаран-Супра).
Тема 1.5 Окрашивание волос химическими красителями (Лондаколор, Паллет).
Тема 1.6 Окрашивание волос физическими красителями (Ирис, Тоники).
Тема 1.7 Окрашивание волос растительными красителями (Хна, Басма).
Тема 1.8 Современные способы окрашивания волос. «Мелирование», «Колорирования».
Тема 1.9 Способы окрашивания волос методом «Балаяж», «Эффект инея».
Тема 1.10 Способы окрашивания волос методом «Скрытый тигр», «Звезда».
Тема 1.11 Способы окрашивания волос методом «Контур», «Пальмочки».
Тема 1.12 Способы окрашивания волос методом «Мрамор», «Зигзаг».
Тема 1.13 Способы окрашивания волос методом «Световой поток», «Призма».
Тема 1.14 Способы окрашивания волос методом «Триада», «Эдэм».

7
7
7
7
7
14
14
14
14
14
14
14
9

Тема 1.15 Способы окрашивания волос методом «Огонь и лед», «Буквенная».
Тема 1.16 Способы окрашивания волос методом «Парадиз», «Далматин»
Тема 1.17 Способы окрашивания волос методом «Солнечные блики».
Тема 1.18 Браки при окрашивании волос
Дифференцированный зачет

ИТОГО

7
7
7
7
7

422

10

4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Для реализации профессионального модуля необходимо наличие
учебного
кабинета
«Технология
парикмахерских
услуг»,
учебнопроизводственной мастерской по профессии «Парикмахер».
Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета «Технология
парикмахерских услуг»:
- комплект ученической мебели;
- комплект технологической документации;
- комплект учебно-методической документации;
- наглядные пособия (плакаты по химической завивки волос);
- видеофильмы
Оборудование мастерской по профессии «Парикмахер» и рабочих мест
мастерской:
1. Муляжи
2. Рабочее место парикмахера
3. Парикмахерский инструмент
4. Оборудование для парикмахерских работ:
5. Телевизор;
6. DVD плеер;
7. Компьютер;
8. Сушуар;
9. Мойка с наклоном головы назад;
10.Стерилизатор;
11.Водонагреватель
4.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень
рекомендуемых
учебных
изданий,
Интернет-ресурсов,
дополнительной литературы
Основные источники:
1. Плотникова И.Ю. Технология парикмахерских работ. – М.: Академия,
2017 г.- 380 с.
Дополнительные источники:
2. Алексеева А.А. Школа красоты.- М.: Диамант, 2016г. – 320 с.
3. Романовская Е. Уход за волосами.- М.: Просвещение, 2016г. -320 с.
4. Брюнинг Н. Парикмахерское искусство.- М.: Тригон, 2016г.- 380 с.
5. Торлецкая Т.А. Искусство парикмахера.- М.: Дом, 2017г.-420 с.
6. Залевская Н. Как стать парикмахером.- С-П.: Нива, 2016г. – 320 с.
7. Константинов А.В. Парикмахерское дело.- М.: АРТ-Визаж, 2016г.- 380
с.
11

8. Джаникьян А. Энциклопедия парикмахера.- М.: Просвещение, 2016г.460 с.
9. Журналы «HAIRS».
10.Журналы «Долорес».
11.Журналы «Стильные прически».
Электронные источники:
www.prichesok.net/okraskaiobescvech
www.salon-lilia.ru/hair.php
www.trixolog.ru/color.html
www.anima-studio.ru/okraska_volos/
www.skarlett.ru/hair/
www.fresh-salon.ru/zal/okrashivanie

4.3. Общие требования к организации образовательного процесса
Организация образовательного процесса регламентируется учебным
планом (разбивкой содержания образовательной программы по учебным
курсам, по дисциплинам и по годам обучения), годовым календарным учебным
графиком и расписаниями занятий, разрабатываемыми и утверждаемыми
образовательным учреждением ежегодно. При этом построение гигиенически
рационального учебно-производственного процесса основывается на
соответствии суммарной учебно-производственной нагрузки возрастным
особенностям и возможностям организма обучающихся в соответствии с
требованиями
СанПиН
2.4.3.1186-03
«Санитарно-эпидемиологические
требования
к
организации
учебно-производственного
процесса
в
образовательных учреждениях начального профессионального образования».
Обязательным условием успешного освоения модуля
является
проведение учебной практики для получения первичных профессиональных
навыков в рамках профессионального модуля. Для достижения большей
эффективности учебную практику рекомендуется проводить рассредоточено в
соответствии с темами модуля. Обучение и инструктаж обучающихся следует
проводить с учетом возрастных особенностей подростков, учитывая склонность
к недооценке потенциально опасных ситуаций
и
отсутствие
необходимых навыков и опыта. В конце освоения модуля проводится
комплексный экзамен, обеспечивающий проверку результатов освоения
приемов выполнения модельной прически.
Для закрепления умений и формирования навыков выполнения работы
организуется производственная практика, которая проходит концентрированно
по окончании изучения модуля. При прохождении производственной практики
обучающиеся выполняют правила производственной санитарии и гигиены,
12

предусмотренные отраслевыми санитарными правилами и правилами по охране
труда и технике безопасности, продолжительность рабочей недели не
превышает 36 часов.
В процессе освоения модуля необходимо создавать условия для
формирования
устойчивого
интереса
к
профессии,
воспитания
ответственности, аккуратности, рациональности; развития внимания,
технического мышления.
Для активизации познавательной деятельности обучающихся и развития
их творческого мышления преподавателю рекомендуется применять различные
методы современного обучения, широко использовать наглядные пособия и
технические средства обучения; организовывать групповые и индивидуальные
методы и формы работы; сопровождать объяснение материала демонстрацией
приемов работы, практическими заданиями и расчетами.
При работе над темами самостоятельной подготовки обучающимся
оказываются консультации. При выполнении заданий обучающиеся должны
пользоваться современными средствами вычислительной техники, учебной и
справочной литературой.
5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ (ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)
Результаты
(освоенные
профессиональные
компетенции)
Осуществлять подготовку
рабочего места для
выполнения окрашивания
волос волос.

Владеть приемами для
выполнения окрашивания и
обесцвечивания волос.

Основные показатели оценки
результата

Формы и методы
контроля и
оценки

− выполнение организации рабочего
места парикмахера при окрашивании
волос;

-наблюдение и
экспертная оценка
выполнения
практического
задания;

− определение формы, типа,
первоначального цвета волос;

-самоконтроль;

− подготовка инструмента и
приспособлений к работе;

-реферат на тему:
«инструменты и
приспособления
применяемые при
окрашивании
волос»;

− беседа с клиентом.

-наблюдение и
экспертная оценка.
- контрольная
работа;

− определение теории цвета, микстонов,
принципа нумерации красителей;

13

Выполнять колорирование
волос.

Выполнение
заключительных работ по
обслуживанию клиентов.

− выполнение требований техники
безопасности при окрашивании волос;

-самооценивание;

− качественное и грамотное выполнение
окрашивания волос любыми видами
красителей;

-практическое
занятие
«демонстрация на
модели общих
правил
окрашивания
волос всеми
видами
красителей»;

-выполнение современных способов
окрашивания волос;

-практическое
занятие
«выполнение на
муляже
мелирования
волос»;

− выявление и исправление брака при
окрашивании волос;

- наблюдение и
экспертная оценка;

− выполнение деления волос на зоны;

-задание:
«согласно шаблону
зарисовать деление
волос на зоны»;

− точность и грамотность составления
технологической карты выполнения
колорирования волос;

- карточка-задание
«составление
технологической
карты по видам
современного
окрашивания
волос»;

− качественное и самостоятельное
выполнение техники окрашивания;

-наблюдение и
экспертная оценка
выполнения
практического
задания;

-соответствие колорирования
требованиям, предъявляемым к качеству
выполненных работ.
− выполнение завершения обслуживания
клиента и оплата услуг;

-самооценивание.

− уборка рабочего места парикмахера;

-взаимоконтроль;

-экспертная оценка
выполнения
практического
задания;

14

− дезинфекция инструментов и
приспособлений

-самоконтроль.

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны
позволять проверять у обучающихся не только сформированность
профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и
обеспечивающих их умений.
Результаты
(освоенные общие
компетенции)
Понимать сущность и
социальную значимость своей
будущей
профессии, проявлять к ней
устойчивый интерес.

Основные показатели
оценки результата

Формы и методы контроля и
оценки

-изложение видов
профессиональной
деятельности изучаемых в
рамках модуля,
применительно к
квалификационной
характеристике;

-анализ результатов
профориентационного
анкетирования;

-аргументированное
представление своего
мнения относительно
значимости своей
профессии в обществе и
для собственного
развития;

-опросники;

- участие в конкурсах
профмастерства;

-результаты участия в конкурсе;

-качественное выполнение -самооценка.
самостоятельной(внеуроч
ной)работы.
Организовывать собственную
деятельность, исходя из цели и
способов ее достижения,
определенных руководителем.

-самостоятельная
постановка задач сходя из
цели поставленной
руководителем;

-наблюдение и экспертная
оценка выполнения работ в
соответствии с заданием;

- соблюдение правильной
последовательности
действий во время
выполнения
лабораторных,
практических работ,
задания на учебной,
производственной

-наблюдение и оценка
выполнения лабораторных,
практических,
квалификационных работ во
время учебной и
производственной практики;

15

практике;
-осознанное выполнение
правил техники
безопасности;

Анализировать рабочую
ситуацию, осуществлять
текущий и итоговый контроль,
оценку и коррекцию
собственной деятельности,
нести ответственность за
результаты своей работы.

Осуществлять поиск
информации, необходимой
для эффективного выполнения
профессиональных задач

-самооценивание.
− -рациональная
организация рабочего
места.
-обоснованное оценивание -наблюдение в ходе
качества выполненной
самостоятельной деятельности;
работы в сравнении с
эталоном;
- определение
собственных
профессиональных
затруднений;

- диагностические листы
самооценки деятельности;

- качественность
выполненных заданий;

-изучение продукта
деятельности;

-коррекция результатов
собственной работы в
случае необходимости.
-выделение главного в
тексте;

-диагностические листы
взаимооценивания.

-обработка материала и
представление в сжатой
форме(таблица, схема);
- переработка материала и
представление его в
доступной, наглядной
форме;
-правильное
использование
технологических карт.

Использовать
информационнокоммуникационные
технологии

-самоконтроль;

-выполнение и защита
рефератов;

-собеседование;

-выполнение проектов(в том
числе для промежуточной и
итоговой аттестации);
- выполнение защиты докладов;

-представление
результатов деятельности
с использованием ПК;

- анализ результатов выполнения
презентаций;

-использование
поисковых систем сити
Интеренет для получения
информации;

- изучение продуктов
деятельности;

-владение электронными
средствами связи;

-опросники;

16

Работать в команде,
эффективно общаться с
коллегами,
руководством, клиентами.

-владение основными
программами Microsoft
Office Word, Microsoft
Office PowerPoint,
Microsoft Office Publisher.

-самооценка.

- бесконфликтное
общение с обучающимися
в ходе парной или
групповой работы;

- экспертная оценка;

- успешная адаптация в
ученическом коллективе;

- экспертная оценка;

-способность выслушать
мнение членов команды;

-наблюдение за командной
деятельностью;

-обмен информаций на
уровне диалога.

-взаимооценивание.

17


Наверх

На сайте используются файлы cookie. На сайте  осуществляется сбор персональных данных посредством метрических программ (Яндекс.Метрика). Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».