Обществознание ЭГС

Министерство образования и науки Республики Хакасия
Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение Республики Хакасия
«Черногорский горно-строительный техникум»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Профессия: 15.01.05 «Сварщик (ручной и частично
механизированной сварки наплавки))»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОБД 10 Обществознание
(наименование дисциплины)

на базе основного общего образования

Срок обучения

– 2 года 10 месяцев

Количество часов – 171 ч.

Разработчик:
Преподаватель ГБОУ РХ ЧГСТ

_______________Браилко Н.В

1

Содержание
Пояснительная записка .....................................................................................3
Общая характеристика учебной дисциплины «Обществознание» .......... 4
Место учебной дисциплины в учебном плане ........................................... 5
Результаты освоения учебной
дисциплины…………………………………… …………………………..5
.........................................................................................................................
Содержание учебной дисциплины .............................................................. 7
Тематическое планирование ......................................................................... 14
Примерные тематические планы .............................................................13
Характеристика основных видов учебной деятельности студентов. ....16
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
программы
учебной дисциплины «Обществознание» ...................................................18
Рекомендуемая литература ............................................................................19

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа
общеобразовательной
учебной
дисциплины
«Обществознание» предназначена для изучения обществознания в
ГБПОУ РХ ЧГСТ, реализующего образовательную программу среднего
общего образования в пределах освоения основной профессиональной
образовательной программы СПО (ОПОП СПО) на базе основного общего
образования при подготовке квалифицированных рабочих, служащих и
специалистов среднего звена.
Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего
образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам
освоения учебной дисциплины «Обществознание», в соответствии с
Рекомендациями по организации получения среднего общего образования
в
пределах
освоения
образовательных
программ
среднего
профессионального образования на базе основного общего образования с
учетом требований федеральных государственных образовательных
стандартов и получаемой профессии или специальности среднего
профессионального образования (письмо Департамента государственной
политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России
от 17.03.2015 № 06-259).
Содержание программы «Обществознание» направлено на достижение
следующих целей:
• воспитание гражданственности, социальной ответственности,
правового
самосознания,
патриотизма,
приверженности
конституционным принципам Российской Федерации;
• развитие личности на стадии начальной социализации, становление
правомерного социального поведения, повышение уровня
политической, правовой и духовно-нравственной культуры
подростка;
• углубление интереса к изучению социально-экономических и
политико-правовых дисциплин;
• умение получать информацию из различных источников,
анализировать, систематизировать ее, делать выводы и прогнозы;
• содействие формированию целостной картины мира, усвоению
знаний об основных сферах человеческой деятельности, социальных
институтах, нормах регулирования общественных отношений,
необходимых для взаимодействия с другими людьми в рамках
отдельных социальных групп и общества в целом;
• формирование мотивации к общественно полезной деятельности,
повышение стремления к самовоспитанию, самореализации,
самоконтролю;
• применение полученных знаний и умений в практической
деятельности в различных сферах общественной жизни.
В программу включено содержание, направленное на формирование у
студентов компетенций, необходимых для качественного освоения
основной профессиональной образовательной программы ГБПОУ РХ
ЧГСТ на базе основного общего образования с получением среднего
общего образования; программы подготовки специалистов среднего звена
(ППССЗ).
Программа учебной дисциплины «Обществознание» является основой
для разработки рабочих программ, в ГБПОУ РХ ЧГСТ, реализующего
образовательную программу среднего общего образования в пределах
освоения ОПОП на базе основного общего образования, уточняют
содержание учебного материала, последовательность его изучения,
распределение учебных часов, тематику рефератов (докладов),
индивидуальных проектов, виды самостоятельных работ с учетом
специфики программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих
и специалистов среднего звена, осваиваемой профессии или
специальности.
3

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»
Учебная дисциплина «Обществознание» имеет интегративный
характер, основанный на комплексе общественных наук, таких как
философия, социология, экономика, политология, культурология,
правоведение, предметом которых являются научные знания о различных
аспектах жизни, развитии человека и общества, влиянии социальных
факторов на жизнь каждого человека.
Содержание учебной дисциплины направлено на формирование четкой
гражданской позиции, социально-правовой грамотности, навыков
правового характера, необходимых обучающимся для реализации
социальных ролей, взаимодействия с окружающими людьми и
социальными группами.
Особое внимание уделяется знаниям о современном российском
обществе, проблемах мирового сообщества и тенденциях развития
современных цивилизационных процессов, роли морали, религии, науки и
образования в жизни человеческого общества, а также изучению
ключевых социальных и правовых вопросов, тесно связанных с
повседневной жизнью.
Отбор содержания учебной дисциплины осуществлялся на основе
следующих принципов: учет возрастных особенностей обучающихся,
практическая направленность обучения, формирование знаний, которые
обеспечат обучающимся ГБПОУ РХ ЧГСТ успешную адаптацию к
социальной реальности, профессиональной деятельности, исполнению
общегражданских ролей.
Реализация содержания учебной дисциплины «Обществознание»
предполагает дифференциацию уровней достижения студентами
различных целей. Так, уровень функциональной грамотности может быть
достигнут как в освоении наиболее распространенных в социальной среде
средствах массовых коммуникаций понятий и категорий общественных
наук, так и в области социально-практических знаний, обеспечивающих
успешную социализацию в качестве гражданина РФ.
На уровне ознакомления осваиваются такие элементы содержания, как
сложные теоретические понятия и положения социальных дисциплин,
специфические
особенности
социального
познания,
законы
общественного развития, особенности функционирования общества как
сложной, динамично развивающейся, самоорганизующейся системы.
В процессе освоения учебной дисциплины у студентов закладываются
целостные представления о человеке и обществе, деятельности человека в
различных сферах, экономической системе общества, социальных нормах,
регулирующих жизнедеятельность гражданина. При этом они должны
получить достаточно полные представления о возможностях, которые
существуют в нашей стране для продолжения образования и работы,
самореализации в разнообразных видах деятельности, а также о путях достижения успеха в различных сферах социальной жизни.
В ГБПОУ РХ ЧГСТ, реализующего образовательную программу
среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе
основного общего образования, изучение обществознания имеет свои
особенности в зависимости от профиля профессионального образования.
Это выражается в содержании обучения, количестве часов, выделяемых на
изучение отдельных тем программы, глубине их освоения обучающимися,
объеме и характере практических занятий, видах внеаудиторной
самостоятельной работы студентов.
При освоении специальностей СПО технического, естественнонаучного
профилей профессионального образования интегрированная учебная дисциплина «Обществознание», включающая экономику и право, изучается
на базовом уровне ФГОС среднего общего образования.
Изучение обществознания завершается подведением итогов в форме
дифференцированного зачета или экзамена в рамках промежуточной
аттестации студентовв процессе освоения ОПОП СПО на базе основного

общего образования с получением среднего общего образования
(ППССЗ)1.
МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Интегрированная учебная дисциплина «Обществознание» является
учебным предметом обязательной предметной области «Общественные
науки» ФГОС среднего общего образования.
В ГБПОУ РХ ЧГСТ, реализующего образовательную программу
среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе2
основного общего образования, учебная дисциплина «Обществознание»
изучается в общеобразовательном цикле учебного плана ОПОП СПО на
базе основного общего образования с получением среднего общего
образования (ППССЗ).
В учебных планах ППССЗ место учебной дисциплины — в составе
общеобразовательных учебных дисциплин по выбору, формируемых из
обязательных предметных областей ФГОС среднего общего образования,
для профессий СПО или специальностей СПО соответствующего профиля
профессионального образования.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Освоение содержания учебной дисциплины «Обществознание»
обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
• личностных:
- сформированность
мировоззрения,
соответствующего
современному уровню развития общественной науки и практики,
основанного на диалоге культур, а также различных форм
общественного
сознания,
осознание
своего
места
в
поликультурном мире;
- российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к
своему народу, чувство ответственности перед Родиной, уважение
государственных символов (герба, флага, гимна);
- гражданская позиция в качестве активного и ответственного члена
российского общества, осознающего свои конституционные права
и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего
чувством собственного достоинства, осознанно принимающего
традиционные
национальные
и
общечеловеческие,
гуманистические и демократические ценности;
- толерантное сознание и поведение в поликультурном мире,
готовность и способность вести диалог с другими людьми,
достигать в нем взаимопонимания, учитывая позиции всех
участников, находить общие цели и сотрудничать для их
достижения; эффективно разрешать конфликты;
- готовность и способность к саморазвитию и самовоспитанию в
соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами
гражданского общества, к самостоятельной, творческой и
ответственной деятельности; сознательное отношение к
непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
- осознанное отношение к профессиональной деятельности как
возможности участия в решении личных, общественных,
государственных, общенациональных проблем;
- ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного
принятия ценностей семейной жизни;
1Экзамен проводится по решению профессиональной образовательной организации либо по желанию студентов
при изучении интегрированной учебной дисциплины «Обществознание», включающей экономику и право как
профильную учебную дисциплину.
2Обществознание, включая экономику и право, либо обществознание без включения экономики и
права.

5

• метапредметных:
- умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять
планы
деятельности;
самостоятельно
осуществлять,
контролировать и корректировать деятельность; использовать все
возможные ресурсы для достижения поставленных целей и
реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в
различных ситуациях;
- владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и
проектной деятельности в сфере общественных наук, навыками
разрешения
проблем;
способность
и
готовность
к
самостоятельному поиску методов решения практических задач,
применению различных методов познания;
- готовность
и
способность
к
самостоятельной
информационно-познавательной деятельности, включая умение
ориентироваться в различных источниках социально-правовой и
экономической
информации,
критически
оценивать
и
интерпретировать информацию, получаемую из различных
источников;
- умение
использовать
средства
информационных
и
коммуникационных технологий в решении когнитивных,
коммуникативных и организационных задач с соблюдением
требований эргономики, техники безопасности, гигиены,
ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм
информационной безопасности;
- умение определять назначение и функции различных социальных,
экономических и правовых институтов;
- умение самостоятельно оценивать и принимать решения,
определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и
нравственных ценностей;
- владение языковыми средствами: умение ясно, логично и точно
излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые
средства, понятийный аппарат обществознания;
• предметных:
- сформированность знаний об обществе как целостной
развивающейся системе в единстве и взаимодействии его основных
сфер и институтов;
- владение базовым понятийным аппаратом социальных наук;
- владение
умениями
выявлять
причинно-следственные,
функциональные, иерархические и другие связи социальных
объектов и процессов;
- сформированнность представлений об основных тенденциях и
возможных перспективах развития мирового сообщества в
глобальном мире;
- сформированность представлений о методах познания социальных
явлений и процессов;
- владение умениями применять полученные знания в повседневной
жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений;
- сформированнность навыков оценивания социальной информации,
умений поиска информации в источниках различного типа для
реконструкции недостающих звеньев с целью объяснения и оценки
разнообразных явлений и процессов общественного развития.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
Введение
Обществознание как учебный курс. Социальные науки. Специфика
объекта их изучения. Актуальность изучения обществознания при
освоении профессий СПО и специальностей СПО.
1. Человек и общество 1.1. Природа человека, врожденные и
приобретенные качества
Философские представления о социальных качествах человека.
Человек, индивид, личность. Деятельность и мышление. Виды
деятельности. Творчество. Человек в учебной и трудовой деятельности.
Основные виды профессиональной деятельности. Выбор профессии.
Профессиональное самоопределение
Формирование характера, учет особенностей характера в общении и
профессиональной деятельности. Потребности, способности и интересы.
Социализация личности. Самосознание и социальное поведение. Цель и
смысл человеческой жизни.
Проблема познаваемости мира. Понятие истины, ее критерии. Виды
человеческих знаний. Мировоззрение. Типы мировоззрения. Основные
особенности научного мышления.
Свобода как условие самореализации личности. Свобода человека и ее
ограничители (внутренние — со стороны самого человека и внешние — со
стороны общества). Выбор и ответственность за его последствия.
Гражданские качества личности.
Человек в группе. Многообразие мира общения. Межличностное
общение и взаимодействие. Проблемы межличностного общения в
молодежной среде. Особенности самоидентификации личности в малой
группе на примере молодежной среды. Межличностные конфликты.
Истоки конфликтов в среде молодежи.
1.2. Общество как сложная система
Представление об обществе как сложной динамичной системе.
Подсистемы и элементы общества. Специфика общественных отношений.
Основные институты общества, их функции.
Общество и природа. Значение техногенных революций: аграрной,
индустриальной, информационной. Противоречивость воздействия людей
на природную среду.
Многовариантность общественного развития. Эволюция и революция
как формы социального изменения. Понятие общественного прогресса.
Смысл и цель истории. Цивилизация и формация. Общество:
традиционное, индустриальное, постиндустриальное (информационное).
Особенности
современного
мира.
Процессы
глобализации.
Антиглобализм, его причины и проявления. Современные войны, их
опасность для человечества. Терроризм как важнейшая угроза
современной цивилизации. Социальные и гуманитарные аспекты
глобальных проблем.
Практические занятия
Человек, индивид, личность.
Потребности, способности и интересы.
Мировоззрение. Типы мировоззрения.
Основные институты общества.
Общество и природа.
7

Глобализация.
2. Духовная культура человека и общества
2.1. Духовная культура личности и общества
Понятие о культуре. Духовная культура личности и общества, ее
значение в общественной жизни. Культура народная, массовая и
элитарная. Экранная культура — продукт информационного общества.
Особенности молодежной субкультуры. Проблемы духовного кризиса и
духовного поиска в молодежной среде. Формирование ценностных
установок, идеалов, нравственных ориентиров. Взаимодействие и
взаимосвязь различных культур. Культура общения, труда, учебы,
поведения в обществе. Этикет. Учреждения культуры. Государственные
гарантии свободы доступа к культурным ценностям.
2.2. Наука и образование в современном мире
Наука. Естественные и социально-гуманитарные науки. Значимость
труда ученого, его особенности. Свобода научного поиска.
Ответственность ученого перед обществом.
Образование как способ передачи знаний и опыта. Роль образования в
жизни современного человека и общества. Правовое регулирование
образования. Порядок приема в образовательные учреждения
профессионального образования. Система образования в Российской
Федерации. Государственные гарантии в получении образования.
Профессиональное образование.
2.3. Мораль, искусство и религия как элементы духовной культуры
Мораль. Основные принципы и нормы морали. Гуманизм. Добро и зло.
Долг и совесть. Моральный выбор. Моральный самоконтроль личности.
Моральный идеал.
Религия как феномен культуры. Мировые религии. Религия и церковь в
современном мире. Свобода совести. Религиозные объединения
Российской Федерации.
Искусство и его роль в жизни людей. Виды искусств.
Практические занятия
Человек, индивид, личность.
Потребности, способности и интересы.
Мировоззрение. Типы мировоззрения.
Основные институты общества.
Общество и природа.
Глобализация.
Религия.
Искусство.
3. Экономика
3.1. Экономика и экономическая наука. Экономические системы
Экономика семьи. Экономика как наука и хозяйство. Главные вопросы
экономики. Потребности. Выбор и альтернативная стоимость.
Ограниченность ресурсов. Факторы производства.
Разделение труда, специализация и обмен. Типы экономических систем:
традиционная, централизованная (командная) и рыночная экономика.
3.2. Рынок. Фирма. Роль государства в экономике

Рынок одного товара. Спрос. Факторы спроса. Предложение. Факторы
предложения. Рыночное равновесие. Основные рыночные структуры:
совершенная и несовершенная конкуренция. Роль фирм в экономике.
Издержки, выручка, прибыль. Производительность труда. Основные
организационные формы бизнеса в России. Основные источники
финансирования бизнеса. Акции и облигации. Фондовый рынок. Основы
менеджмента и маркетинга. Деньги. Процент. Банковская система. Роль
Центрального банка. Основные операции коммерческих банков.
Инфляция. Виды, причины и последствия инфляции. Антиинфляционные
меры. Основы денежной политики государства.
Частные и общественные блага. Функции государства в экономике.
Понятие ВВП и его структура. Экономический рост и развитие.
Экономические циклы. Виды налогов. Государственные расходы.
Государственный бюджет. Государственный долг. Основы налоговой
политики государства.
3.3. Рынок труда и безработица
Спрос на труд и его факторы. Предложение труда. Факторы
предложения труда. Роль профсоюзов и государства на рынках труда.
Человеческий капитал. Понятие безработицы, ее причины и
экономические последствия. Рациональный потребитель. Защита прав
потребителя. Основные доходы и расходы семьи. Реальный и номинальный доход. Сбережения.
3.4. Основные проблемы экономики России.
Элементы международной экономики
Становление современной рыночной экономики России. Особенности
современной экономики России, ее экономические институты. Основные
проблемы экономики России и ее регионов. Экономическая политика
Российской Федерации. Россия в мировой экономике.
Организация международной торговли. Государственная политика в
области международной торговли. Глобальные экономические проблемы.
Практические занятия
Экономика как наука.
Типы экономических систем. Факторы
спроса и предложения. Функции
государства в экономике. Причины
безработицы и трудоустройство.
Особенности современной экономики
России.
4. Социальные отношения 4.1.
Социальная роль и стратификация
Социальные отношения. Понятие о социальных общностях и группах.
Социальная стратификация. Социальная мобильность.
Социальная роль. Многообразие социальных ролей в юношеском
возрасте. Социальные роли человека в семье и трудовом коллективе.
Социальный статус и престиж. Престижность профессиональной
деятельности.
4.2. Социальные нормы и конфликты
Социальный контроль. Виды социальных норм и санкций.
Самоконтроль. Девиантное поведение, его формы, проявления.
Профилактика негативных форм девиантного поведения среди молодежи.
9

Опасность наркомании, алкоголизма. Социальная и личностная
значимость здорового образа жизни.
Социальный конфликт. Причины и истоки возникновения социальных
конфликтов. Пути разрешения социальных конфликтов.
4.3. Важнейшие социальные общности и группы
Особенности социальной стратификации в современной России.
Демографические, профессиональные, поселенческие и иные группы.
Молодежь как социальная группа. Особенности молодежной политики
в Российской Федерации.
Этнические общности. Межнациональные отношения, этносоциальные
конфликты, пути их разрешения. Конституционные принципы
национальной политики в Российской Федерации.
Семья как малая социальная группа. Семья и брак. Современная
демографическая ситуация в Российской Федерации. Семейное право и
семейные правоотношения. Понятие семейных правоотношений.
Порядок, условия заключения и расторжения брака. Права и обязанности
супругов. Брачный договор. Правовые отношения родителей и детей.
Опека и попечительство.
Практические занятия
Социальная стратификация.
Виды социальных норм.
Социальные конфликты.
Социальная стратификация в современной
России. Межнациональные отношения. Семья в
современной России.
5. Политика
5.1. Политика и власть. Государство в политической системе
Понятие власти. Типы общественной власти. Политика как
общественное явление. Политическая система, ее внутренняя структура.
Политические институты. Государство как политический институт.
Признаки государства. Государственный суверенитет.
Внутренние и внешние функции государства. Особенности
функционального
назначения
современных
государств.
Межгосударственная интеграция, формирование надгосударственных
институтов — основные особенности развития современной политической системы.
Формы
государства:
формы
правления,
территориально-государственное устройство, политический режим.
Типология политических режимов. Демократия, ее основные ценности и
признаки. Условия формирования демократических институтов и
традиций.
Правовое государство, понятие и признаки.
5.2. Участники политического процесса
Личность и государство. Политический статус личности. Политическое
участие и его типы. Причины и особенности экстремистских форм
политического участия. Политическое лидерство. Лидеры и ведомые.
Политическая элита, особенности ее формирования в современной
России.
Гражданское общество и государство. Гражданские инициативы.
Отличительные черты выборов в демократическом обществе.
Абсентеизм, его причины и опасность. Избирательная кампания в
Российской Федерации.
Политические партии и движения, их классификация. Современные
идейно-политические
системы:
консерватизм,
либерализм,

социал-демократия,
коммунизм.
Законодательное
регулирование
деятельности партий в Российской Федерации.
Роль средств массовой информации в политической жизни общества.
Практические занятия
Политическая система общества, ее
структура. Государство в политической
системе общества. Функции государства.
Формы государства.
Гражданское общество и правовое
государство. Избирательное право в
Российской Федерации. Личность и
государство.

6. Право
6.1. Правовое регулирование общественных отношений
Юриспруденция как общественная наука.
Право в системе социальных норм. Правовые и моральные нормы.
Система права: основные институты, отрасли права. Частное и
публичное право.
Основные формы права. Нормативные правовые акты и их
характеристика. Порядок принятия и вступления в силу законов в РФ.
Действие нормативных правовых актов во времени, в пространстве и по
кругу лиц. Правовые отношения и их структура. Правомерное и
противоправное поведение. Виды противоправных поступков.
Юридическая ответственность и ее задачи.
6.2. Основы конституционного права Российской Федерации
Конституционное право как отрасль российского права. Основы
конституционного
строя
Российской
Федерации.
Система
государственных органов Российской Федерации. Законодательная
власть. Исполнительная власть. Институт президентства. Местное
самоуправление.
Правоохранительные органы Российской Федерации. Судебная система
Российской Федерации. Адвокатура. Нотариат.
Понятие гражданства. Порядок приобретения и прекращения
гражданства в РФ.
Основные конституционные права и обязанности граждан в России.
Право граждан РФ участвовать в управлении делами государства.
Право на благоприятную окружающую среду.
Обязанность защиты Отечества. Основания отсрочки от военной
службы. Международная защита прав человека в условиях мирного и
военного времени.
6.3. Отрасли российского права
Гражданское право и гражданские правоотношения. Физические лица.
Юридические лица. Гражданско-правовые договоры. Правовое
регулирование предпринимательской деятельности. Имущественные
права. Право собственности на движимые и недвижимые вещи, деньги,
ценные бумаги.Право на интеллектуальную собственность
Основания приобретения права собственности: купля-продажа, мена,
наследование, дарение.
Личные неимущественные права граждан: честь, достоинство, имя.
Способы защиты имущественных и неимущественных прав.
Трудовое право и трудовые правоотношения. Понятие трудовых
правоотношений. Занятость и трудоустройство. Органы трудоустройства.
Порядок приема на работу. Трудовой договор: понятие и виды, порядок
11

заключения и расторжения. Правовое регулирование трудовой
деятельности несовершеннолетних. Коллективный договор. Роль
профсоюзов в трудовых правоотношениях. Трудовые споры и порядок их
разрешения. Заработная плата. Правовые основы социальной защиты и
социального обеспечения.
Административное право и административные правоотношения.
Административные проступки. Административная ответственность.
Уголовное право. Преступление как наиболее опасное противоправное
деяние. Состав преступления. Уголовная ответственность. Особенности
уголовной ответственности несовершеннолетних. Обстоятельства,
исключающие уголовную ответственность.
Практические занятия
Право в системе социальных
норм. Система права. Формы
права. Конституционное право.
Права и обязанности человека и
гражданина. Гражданское право.
Трудовое право. Административное
право. Уголовное право.

Примерные темы рефератов (докладов),
индивидуальных проектов
• Человек, индивид, личность: взаимосвязь понятий.
• Влияние характера человека на его взаимоотношения с
окружающими людьми.
• Проблема познаваемости мира в трудах ученых.
• Я или мы: взаимодействие людей в обществе.
• Индустриальная революция: плюсы и минусы.
• Глобальные проблемы человечества.
• Современная массовая культура: достижение или деградация?
• Наука в современном мире: все ли достижения полезны человеку?
• Кем быть? Проблема выбора профессии.
• Современные религии.
• Роль искусства в обществе.
• Экономика современного общества.
• Структура современного рынка товаров и услуг.
• Безработица в современном мире: сравнительная характеристика
уровня и причин безработицы в разных странах.
• Я и мои социальные роли.
• Современные социальные конфликты.
• Современная молодежь: проблемы и перспективы.
• Этносоциальные конфликты в современном мире.
• Семья как ячейка общества.
• Политическая власть: история и современность.
• Политическая система современного российского общества.
• Содержание внутренних и внешних функций государства на примере
современной России.
• Формы государства: сравнительная характеристика (два государства
на выбор: одно — из истории, другое — современное).
• Формы участия личности в политической жизни.
• Политические партии современной России.
• Право и социальные нормы.
• Система права и система законодательства.
• Развитие прав человека в ХХ — начале XXI века.
• Характеристика отрасли российского права (на выбор).

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Вид учебной работы

Количество часов
Профили профессионального образования
технический и
социально-экономич гуманитарестественно-научный
еский
ный
Аудиторные занятия.
Профессии
СпециальПрофессии
СпециальСпециальСодержание обучения
СПО
ности СПО
ности СПО
ности СПО
СПО
2
Введение
22
1. Человек и общество
12
1.1. Природа человека, врожденные
и приобретенные качества
8
1.2. Общество как сложная система
20
2. Духовная культура чело-

века и общества
Вид учебной работы

Аудиторные занятия.
Содержание обучения
2.1. Духовная культура личности и
общества
2.2. Наука и образование в
современном мире
2.3. Мораль, искусство и религия как
элементы духовной культуры

3. Экономика
3.1. Экономика и экономическая
наука. Экономические системы
3.2. Рынок. Фирма. Роль государства
в экономике
3.3. Рынок труда и безработица
3.4. Основные проблемы экономики
России. Элементы международной
экономики

4. Социальные отношения
4.1. Социальная роль и стратификация
4.2. Социальные нормы и конфликты
4.3. Важнейшие социальные
общности и группы

5. Политика
5.1. Политика и власть. Государство в
политической системе
5.2. Участники политического
процесса

6. Право
6.1. Правовое регулирование
общественных отношений
6.2. Основы конституционного права
Российской Федерации
6.3. Отрасли российского права

Итого

Количество часов
Профили профессионального образования
технический и
социально-эконом гуманитарестественно-научный
ический
ный
Профессии
СпециальСпециальСпециальПрофессии
СПО
ности СПО
ности СПО ности СПО
СПО
2
8
12
38
4
18
10
5

30
8
12
10
22
10
12
38
10
16
12

171

Вид учебной работы

Количество часов
Профили профессионального образования
технический и
социально-экономич гуманитарестественно-научный
еский
ный
Профессии
СпециальСпециальСпециальПрофессии
СПО
ности СПО
ности СПО
ности СПО
СПО

Аудиторные занятия.
Содержание обучения

Внеаудиторная самостоятельная работа
85

Подготовка рефератов, докладов,
индивидуального проекта с
использованием информационных

13

технологий и др.
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета или экзамена

Всего

256

ХАРАКТЕРИСТИКА
ОСНОВНЫХ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИСТУДЕНТОВ
Содержание
обучения
Введение
1.1. Природа
человека,
врожденные и
приобретенные
качества
1.2. Общество как
сложная система

ВИДОВ

УЧЕБНОЙ

Характеристика основных видов
деятельности студентов (на уровне учебных
действий)
Знание особенностей социальных наук, специфики
объекта их изучения
1. ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО
Умение давать характеристику понятий: «человек»,
«индивид», «личность», «деятельность»,
«мышление». Знание о том, что такое характер,
социализация личности, самосознание и социальное
поведение.
Знание о том, что такое понятие истины, ее
критерии; общение и взаимодействие, конфликты
Представление об обществе как сложной
динамичной системе, взаимодействии общества и
природы.
Умение давать определение понятий: «эволюция»,
«революция», «общественный прогресс»

2. ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА
Умение разъяснять понятия: «культура», «духовная
2.1. Духовная
культура личности и культура личности и общества»; демонстрация ее
значения в общественной жизни.
общества
Умение различать культуру народную, массовую,
элитарную. Показ особенностей молодежной
субкультуры. Освещение проблем духовного
кризиса и духовного поиска в молодежной среде;
взаимодействия и взаимосвязи различных культур.
Характеристика культуры общения, труда, учебы,
поведения в обществе, этикета.
Умение называть учреждения культуры,
рассказывать о государственных гарантиях свободы
доступа к культурным ценностям
2.2. Наука и
Различение естественных и
образование в
социально-гуманитарных наук. Знание
современном мире особенностей труда ученого, ответственности
ученого перед обществом
2.3. Мораль,
Раскрытие смысла понятий: «мораль», «религия»,
искусство и религия «искусство» и их роли в жизни людей
как элементы
духовной культуры
Характеристика основных видов
Содержание
деятельности студентов (на уровне учебных
действий)
обучения
3. ЭКОНОМИКА
3.1. Экономика и
Умение давать характеристику понятий:
экономическая
«экономика»; «типы экономических систем»;
наука. Эконотрадиционной, централизованной (командной) и
мические системы рыночной экономики
3.2. Рынок. Фирма. Умение давать определение понятий: «спрос и
Роль государства в предложение»; «издержки», «выручка», «прибыль»,
экономике
«деньги», «процент», «экономический рост и
развитие», «налоги», «государственный бюджет»
3.3. Рынок труда и Знание понятий «спрос на труд» и «предложение
безработица
труда»; понятия безработицы, ее причины и

экономических последствий
3.4. Основные
Характеристика становления современной
проблемы
рыночной экономики России, ее особенностей;
экономики России. организации международной торговли
Элементы
международной
экономики
4. СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
4.1. Социальная
Знание понятий «социальные отношения» и
роль и
«социальная стратификация».
стратификация
Определение социальных ролей человека в
обществе
4.2. Социальные
Характеристика видов социальных норм и санкций,
нормы и конфликты девиантного поведения, его форм проявления,
социальных конфликтов, причин и истоков их
возникновения
4.3. Важнейшие
Объяснение особенностей социальной
социальные
стратификации в современной России, видов
общности и группы социальных групп (молодежи, этнических
общностей, семьи)
5. ПОЛИТИКА
Умение
давать определение понятий: «власть»,
5.1. Политика и
власть. Государство «политическая система», «внутренняя структура
политической системы». Характеристика
в политической
внутренних и внешних функций государства, форм
системе
государства: форм правления,
территориально-государственного устройства,
политического режима. Характеристика типологии
политических режимов. Знание понятий правового
государства и умение называть его признаки
Характеристика взаимоотношений личности и
5.2. Участники
государства. Знание понятий «гражданское
политического
общество» и «правовое государство».
процесса
Характеристика избирательной кампании в
Российской Федерации
6. ПРАВО
6.1. Правовое
Выделение роли права в системе
регулирование
социальных норм. Умение давать
общественных
характеристику системе права
отношений
6.2. Основы
Умение давать характеристику основам
конституционного конституционного строя Российской Федерации,
права Российской
системам государственной власти РФ, правам и
Федерации
свободам граждан
6.3. Отрасли
Умение давать характеристику и знать содержание
российского права основных отраслей российского права

15

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Освоение программы интегрированной учебной дисциплины
«Обществознание» предполагает наличие в профессиональной
образовательной организации, реализующей образовательную программу
среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе
основного общего образования, учебного кабинета, в котором имеется
возможность обеспечить свободный доступ в Интернет во время учебного
занятия и период внеучебной деятельности обучающихся.
Помещение
кабинета
должно
удовлетворять
требованиям
Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2 №
178-02) и быть оснащено типовым оборудованием, указанным в
настоящих требованиях, в том числе специализированной учебной
мебелью и средствами обучения, достаточными
для выполнения
требований к уровню подготовки обучающихся3.
В кабинете должно быть мультимедийное оборудование, посредством
которого участники образовательного процесса могут просматривать
визуальную
информацию
по
праву,
создавать
презентации,
видеоматериалы, иные документы.
В состав учебно-методического и материально-технического
обеспечения программы учебной дисциплины «Обществознание» входят:
• многофункциональный комплекс преподавателя;
• наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, плакатов, портретов
выдающихся ученых и др.);
• информационно-коммуникационные средства;
• экранно-звуковые пособия;
• комплект технической документации, в том числе паспорта на
средства обучения, инструкции по их использованию и технике
безопасности;
• библиотечный фонд.
В библиотечный фонд входят учебники, учебно-методические
комплекты (УМК), обеспечивающие освоение интегрированной учебной
дисциплины «Обществознание», рекомендованные или допущенные для
использования в профессиональных образовательных организациях,
реализующих образовательную программу среднего общего образования
в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования.
Библиотечный фонд может быть дополнен энциклопедиями,
справочниками, научной и научно-популярной литературой по экономике,
социологии, праву и т. п.
В
процессе
освоения
программы
учебной
дисциплины
«Обществознание» студенты должны иметь возможность доступа к
электронным учебным материалам по обществознанию, имеющимся в
свободном доступе в сети Интернет (электронным книгам, практикумам,
тестам и др.), сайтам государственных, муниципальных органов власти.

3 Письмо Министерства образования и науки РФ от 24.11.2011 № МД-1552/03 «Об оснащении общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием».

16

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Для студентов
Баранов П.А. Обществознание в таблицах. 10—11 класс. — М., 2020.
Боголюбов Л.Н. и др. Обществознание. 10 класс. Базовый уровень.— М.,
2018.
Боголюбов Л.Н. и др. Обществознание. 11 класс. Базовый уровень.— М.,
2018.

Для преподавателей
Конституция Российской Федерации 1993 г. (последняя редакция).
Водный кодекс РФ (введен в действие Федеральным законом от
03.06.2006 № 74-ФЗ) // СЗ РФ. — 2006. — № 23. — Ст. 2381.
Гражданский кодекс РФ. Ч. 1 (введен в действие Федеральным законом
от 30.11.1994
№ 51-ФЗ) // СЗ РФ. — 1994. — № 32. — Ст. 3301.
Гражданский кодекс РФ. Ч. 2 (введен в действие Федеральным законом
от 26.01.1996
№ 14-ФЗ) // СЗ РФ. — 1996. — № 5. — Ст. 410.
Гражданский кодекс РФ. Ч. 3 (введен в действие Федеральным законом
от 26.11.2001
№ 46-ФЗ) / / СЗ РФ. — 2001. — № 49. — Ст. 4552.
Гражданский кодекс РФ. Ч. 4 (введен в действие Федеральным законом
от 18.12.2006 № 230-ФЗ) // СЗ РФ. — 2006. — № 52 (ч. I). — Ст. 5496.
Земельный кодекс РФ (введен в действие Федеральным законом от
25.10.2001 № 136-ФЗ) // СЗ РФ. — 2001. — № 44. — Ст. 4147.

Кодекс РФ об административных правонарушениях (введен в действие
Федеральным законом от 30.12.2001 № 195-ФЗ) / / СЗ РФ. — 2002. — № 1
(Ч. I). — Ст. 1.
Трудовой кодекс РФ (введен в действие Федеральным законом от
30.12.2001 № 197-ФЗ) //
СЗ РФ. — 2002. — № 1 (Ч. I). — Ст. 3.
Уголовный кодекс РФ (введен в действие Федеральным законом от
13.06.1996 № 63-ФЗ) //
СЗ РФ. — 1996. — № 25. — Ст. 2954.
Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» // СЗ
РФ. — 1992. —
№ 15. — Ст. 766.
Закон РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской
Федерации» / / Ведомости Съезда народных депутатов РФ и ВС РФ. —
1991. — № 18. — Ст. 566.
Закон РФ от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской
Федерации» / / СЗ РФ. —
2002.
Закон РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (с изм. и доп.) // СЗ РФ. —
1995. — № 10. — Ст. 823.
Закон РФ от 11.02.1993 № 4462-1 «О Нотариате» (с изм. и доп.) // СЗ РФ.
— 1993. Федеральный закон от 31.05.2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской
деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» // СЗ РФ. — 2002.
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» //
СЗ РФ. — 2012.
Федеральный
закон
от
30.03.1999
№
52-ФЗ
«О
санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» // СЗ РФ. —
1999. — № 14. — Ст. 1650.

Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей
среды» // СЗ РФ. —
2002. — № 2. — Ст. 133.
Федеральный закон от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире» //
Российская газета. —
1995. — 4 мая.
Федеральный закон от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного
воздуха» // СЗ РФ. —
1999. — № 18. — Ст. 2222.
Указ Президента РФ от 16.05.1996 № 724 «О поэтапном сокращении
применения смертной казни в связи с вхождением России в Совет
Европы» // Российские вести. — 1996. — 18 мая.
Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 596 «О долгосрочной
государственной экономической политике» // Российская газета. — 2012.
— 9 мая.
Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 № 413 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта
среднего (полного) общего образования» (зарегистрирован в Минюсте РФ
07.06.2012 № 24480).
Приказ Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1645 «О внесении
изменений в Приказ Министерства образования и науки Российской
Федерации от 17.05.2012 № 413 "Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего
образования"».
Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки
рабочих кадров и ДПО Министерства образования и наука РФ от
17.03.2015 № 06-259 «Рекомендации по организации получения среднего
общего образования в пределах освоения образовательных программ
среднего профессионального образования на базе основного общего
образования с учетом требований федеральных государственных
образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности
среднего профессионального образования».
Готовимся к Единому государственному экзамену. Обществоведение.
— М., 2014.
Единый государственный экзамен. Контрольные измерительные
материалы. Обществознание. — М., 2014.
Учебно-тренировочные материалы для сдачи ЕГЭ. — М., 2014.

Интернет-ресурсы
www.openclass.ru(Открытый класс: сетевые образовательные
сообщества). www.school-collection.edu.ru(Единая коллекция цифровых
образовательных ресурсов). www.festival.1september.ru(Фестиваль
педагогических идей «Открытый урок»).
www.base.garant.ru(«ГАРАНТ» — информационно-правовой
портал).www.istrodina.com(Российский исторический
иллюстрированный журнал «Родина»).

18


Наверх

На сайте используются файлы cookie. На сайте  осуществляется сбор персональных данных посредством метрических программ (Яндекс.Метрика). Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».