Министерство образования и науки Республики Хакасия Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Хакасия «Черногорский горно-строительный техникум» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ИСТОРИЯ по специальности 08.02.01 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений». РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ 02 «История» 2023 1 Программа учебной дисциплины ИСТОРИЯ разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности (специальностям) среднего профессионального образования 08.02.01 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений». Организация-разработчик: ГБПОУ РХ «Черногорский горно-строительный техникум» Разработчик: Агапова Олеся Ивановна, преподаватель общественных дисциплин. 2 СОДЕРЖАНИЕ 1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ стр. 4 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 6 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 10 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 12 ОСВОЕНИЯ 3 1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ИСТОРИЯ. 1.1. Область применения программы. Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности: 08.02.01 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений». Программа учебной дисциплины ИСТОРИЯ является частью основной профессиональной программы в соответствии с ФГОС по всем специальностям СПО. Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании в рамках реализации программ переподготовки кадров в учреждениях СПО. 1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: Учебная дисциплина «ИСТОРИЯ» принадлежит к общеобразовательному циклу. 1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины: В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь: - ориентироваться в современной экономической, политической, культурной ситуации в России и мире; - выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально – экономических, политических и культурных проблем. В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать: - основные направления ключевых регионов мира на рубеже 20 – начала 21 веков; - сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце 20 – начале 21 веков; - основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих регионов мира; - назначение ООН, НАТО, ЕС и других организаций и их деятельности; - о роли науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций; - содержание и назначение важнейших правовых и законодательных актов мирового и регионального значения. В процессе освоения дисциплины у студентов должны быть сформированы общие компетенции (ОК) (Приложение 1): ОК 1 – выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам; 4 ОК 2 – осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности; ОК 3 - планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие; ОК 4 – работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами; ОК 5 – осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста; ОК 6 – проявлять гражданско – патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей; ОК 7 – содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях; ОК 8 - использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности; ОК 9 – использовать информационные технологии в профессиональной деятельности; ОК 10 – пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языке; ОК 11 – использовать знания по финансовой грамотности, планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере. 1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины: максимальной учебной нагрузки обучающегося 36 часов, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 18 часов; практические занятия обучающегося 18 часов. 5 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ. 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Максимальная учебная нагрузка (всего) Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) в том числе: лабораторные работы практические занятия курсовая работа (проект) Самостоятельная работа обучающегося (всего) в том числе: Самостоятельная работа над курсовой (проектом) Объем часов 36 18 не предусмотрено 18 не предусмотрено не предусмотрено не предусмотрено Итоговая аттестация в форме комплексного дифференцированного зачета с дисциплиной Основы философии. 6 2.2.Тематический план и содержание учебной дисциплины ИСТОРИЯ Наименование разделов и тем 1 Раздел 1. Развитие СССР и его место в мире в 1980 – е гг. Тема 1.1. Основные тенденции развития СССР к 1980 – м гг. Тема 1.2. Дезинтеграционные процессы в России и Европе во второй половине 1980 – х годов. Раздел 2. Россия и мир в конце 20 начале 21 –го веков. Тема 2.1. Постсоветское пространство в 90 – гг. 20 – го века. Тема 2.2. Укрепление влияния России на постсоветском пространстве. Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены) Объем часов Уровень освоения 2 3 14 4 Содержание учебного материала 1. Внутренняя политика государственной власти в СССР к началу 1980 – х гг. Особенности идеологии, национальной и социально - экономической политики. 2 Внешняя политика СССР. Отношения с сопредельными государствами, Евросоюзом, США, странами «третьего мира». 3. Культурное развитие народов Советского Союза и русская культура. Лабораторные работы Практические работы: Внутренняя политика государственной власти в СССР к началу 1980 – х гг. Внешняя политика СССР. Отношения с сопредельными государствами, Евросоюзом, США, странами «третьего мира». Культурное развитие народов Советского Союза и русская культура. 6 Содержание учебного материала 1. Политические события в Восточной Европе во второй половине 80 – х гг. 2. Отражение событий в Восточной Европе на дезинтеграционных процессах в СССР. 3. Ликвидация (распад) СССР и образование СНГ. 4. Российская Федерация как правопреемница СССР. Практические занятия: Политические события в Восточной Европе во второй половине 80 – х гг. Ликвидация (распад) СССР и образование СНГ. 8 4 продуктивный 6 продуктивный 4 22 Содержание учебного материала 1. Локальные национальные конфликты на пространстве бывшего СССР в 1990 – е гг. 2 Участие международных организаций (ООН, ЮНЕСКО, НАТО) в разрешении конфликтов на постсоветском пространстве. 3. Российская Федерация в планах международных организаций: военно-политическая конкуренция и экономическое сотрудничество. Планы НАТО в отношении России. 6 4 Практические занятия: Локальные национальные конфликты на пространстве бывшего СССР в 1990 – е гг. 2 Содержание учебного материала: 1.Укрепление влияния России на постсоветском пространстве. 2.Россия на постсоветском пространстве: договоры с Украиной, Белоруссией, Абхазией, Южной Осетией и пр. 3.Внутрення политика России на Северном Кавказе. Причины, участники, содержание, результаты вооруженного конфликта в этом регионе. 4.Изменения в территориальном устройстве Российской Федерации. 8 6 репродуктивный репродуктивный 7 Тема 2.3. Россия и мировые интеграционные процессы. Тема 2.4. Развитие культуры в России. Тема 2.5. Перспективы развития РФ в современном мире. Практические занятия: Внутренняя политика России на Северном Кавказе. 2 Содержание учебного материала 1.Расширение Евросоюза, формирование мирового «рынка труда», глобальная программа НАТО и политические ориентиры России. 2.Формирование единого образовательного и культурного пространства в Европе и отдельных регионах мира. Участие России в этом процессе. 4 2 Практические занятия: Формирование единого образовательного и культурного пространства в Европе и отдельных регионах мира. 2 Содержание учебного материала 1.Проблема экспансии в Россию западной системы ценностей и формирование «массовой культуры». 2.Тенденции сохранения национальных, религиозных, культурных традиций и «свобода совести» в России. 3.Идеи «поли-культурности» и молодежные экстремистские движения. репродуктивный Практические занятия: Проблема экспансии в Россию западной системы ценностей и формирование «массовой культуры». 2 Содержание учебного материала 1.Перспективные направления и основные проблемы развития РФ на современном этапе. Территориальная целостность России, уважение прав ее населения и соседних народов – главное условие политического развития. Лабораторные работы Практические занятия 2 Самостоятельная работа - Примерная тематика курсовой работы (проекта) Самостоятельная работа обучающихся над курсовой работой (проектом) репродуктивный продуктивный - не предусмотрено не предусмотрено Всего: 36 8 Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения: 1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств); 2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством) 3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач) 9 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета истории оборудованного ТСО. Оборудование учебного кабинета: Технические средства обучения: проектор, экран, компьютер с лицензионным программным обеспечением. Оборудование мастерской и рабочих мест мастерской: Не предусмотрено. Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории: Не предусмотрено. 3.2. Информационное обеспечение обучения Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы. Основная литература Учебные пособия: 1. История России, 1945 – 2008 гг.: 11 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. / Под ред. Данилова А.А., Уткина А.И., Филиппова А.В. – М.: Просвещение, 2019. 2. История современной России, 1991 – 2003: учебное пособие /В.И. Короткевич. – СПб.: Изд – во С. Петерб. Ун – та, 2019. 3. Россия и мир в 20 – начале 21 вв. Учебник 11 класс. /Под редакцией Алексашкиной Л.Н. – М.: Просвещение, 2018. ИНТЕРНЕТ – РЕСУРСЫ: http //school-collection/edu/ru ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА: 1. Бжезинский З. Великая шахматная доска. М.: Международные отношения, 1998г. 2. Большая энциклопедия России: Современная Россия. М.: ИДДК, 2007г. MDF. eBook ( компьютерное издание ).99 Мб 3. Ванюков Д.А. Демократическая Россия конца 20 – начала 21 века. /Д.А. Ванюков. М.: Мир книги, 2007г. 4. Дегтев Г.В. Становление и развитие института президентства в России: теоретико – правовые и конституционные основы / Г.В Дегтев; МГИМО (ун –т) МИД РФ, Международный институт управления, М.: Юристъ, 2005. – 237с. 5. Дроздов Ю. Россия и мир. Куда держим курс. / Ю. Дроздов. – М.: Артстиль – полиграфия, 2009. – 352 с. 6. Кузык Б.Н. Россия и мир в 21 веке / Издание второе. – М.: Институт экономических стратегий, 2006. – 544 с. 10 7. Изосимов Ю.Ю. Справочное пособие по отечественной истории современного периода. 1985 – 1997 гг. /Ю.Ю. Изосимов. – М.: Аквариум, 1998. – 217 с. 8. Леонов Н. Закат или рассвет? Россия: 2000 – 2008. /Н. Леонов. М., 2008. – 545 с. 9. Нарочницкая Н.А. Россия и русские в современном мире. М.: Алгоритм, 2009. – 416 с. 10. Печенев В.А. «Смутное время» в новейшей истории России (1985 – 2003): исторические свидетельства и размышления участника событий / В.Печенев. – М.: Норма, 2004. – 365 с. 11. Россия и страны мира. 2008. Статистический сборник. М.: Росстат, 2008. – 361 с. Сурков В.Ю. Основные тенденции и перспективы развития современной России. /В.Ю. Сурков. М.: Современный гуманитарный университет, 2007. – 49 с. 12.Шубин А. Мировой порядок. Россия и мир в 2020 году. / А. Шубин. М.: Европа, 2005. – 232 с. 11 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований. Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь: - Ориентироваться в современной экономической, политической, культурной ситуации в России и мире; выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально – экономических, политических и культурных проблем. В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать: - основные направления ключевых регионов мира на рубеже 20 и 21 вв.; - сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце 20 – начале 21 вв.; основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих регионов мира; - назначение НАТО, ООН, ЕС и других организаций и их деятельности; - о роли, науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций; содержание и назначение важнейших правовых и законодательных актов мирового и регионального назначения. Формы и методы контроля и оценки результатов обучения Формы контроля обучения: - домашнее задание проблемного характера; - практические задания по работе с информацией, документами, литературой; - подготовка и защита индивидуальных и групповых заданий проектного характера. Формы оценки результативности обучения: - накопительная система баллов, на основе корой выставляется итоговая отметка. Методы контроля направлены на проверку умения учащихся: - отбирать и оценивать исторические факты, процессы, явления; - выполнять условия задания на творческом уровне с представлением собственной позиции; - делать осознанный выбор способов действий из ранее известных; осуществлять коррекцию (исправление) сделанных ошибок на новом уровне предлагаемых заданий; - работать в группе и представлять как свою, так и позицию группы; - проектировать собственную гражданскую позицию через проектирование исторических событий. Методы оценки результатов обучения: мониторинг роста творческой самостоятельности и навыков получения нового знания каждым обучающимся формирование результата итоговой аттестации по дисциплине на основе суммы результатов текущего контроля. 12 Приложение 1 Технологии формирования общих компетенций Название ОК Технологии формирования ОК на учебных занятиях ОК 1. Выбирать способы решения задач Поиск информационного профессиональной деятельности занимательного материала по новым применительно к различным контекстам. достижениям отрасли, истории возникновения специальности. ОК 2. Осуществлять поиск, анализ и Самостоятельное изучение и решение интерпретацию информации, необходимой для ситуационных задач в истории и их выполнения задач профессиональной решение на практических занятиях. деятельности. ОК 3. Планировать и реализовывать Самостоятельная работа, собственное профессиональное и личностное ориентированная на формирование развитие. умения и готовности использовать имеющиеся знания в дальнейшей профессиональной и повседневной деятельности. ОК 4. Работать в коллективе и команде, Выполнение практических работ в эффективно взаимодействовать с коллегами, группах с учебно – исследовательской руководством, клиентами. деятельностью, которые будут обеспечиваться конкретным содержанием. ОК 5. Осуществлять устную и письменную Организация уроков – конкурсов, коммуникацию на государственном языке участие в деловых играх, дискуссиях. Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста. ОК 6. Проявлять гражданско – патриотическую Участие в различных конкурсах, позицию, демонстрировать осознанное олимпиадах имеющих историческое поведение на основе традиционных значение для Отечества. общечеловеческих ценностей. ОК 7. Содействовать сохранению окружающей Использовать приобретенные знания и среды, ресурсосбережению, эффективно умения в практической и повседневной действовать в чрезвычайных ситуациях. жизни. ОК 8. Использовать средства физической Осознавать себя, как представителя культуры для сохранения и укрепления исторически сложившегося здоровья в процессе профессиональной гражданского сообщества и деятельности и поддержания необходимого гражданина России, готово встать на уровня физической подготовленности. защиту Отечества ОК 9. Использовать информационные Изучение научно – технического технологии в профессиональной деятельности. прогресса в различных отраслях промышленности и производства. ОК 10. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языке. ОК 11. Использовать знания по финансовой грамотности, планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере. Изучение исторических документов разных стран. Работа с нормативной и справочной литературой. Изучать основные факты и процессы экономического развития страны. 13