Рабочая программа истории ОР 2023

Министерство образования и науки Республики Хакасия
Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение Республики Хакасия
«Черногорский горно-строительный техникум»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ИСТОРИЯ
по специальности 21.02.15 «Открытые горные работы».

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОГСЭ 02 «История»

2023

1

Программа учебной дисциплины ИСТОРИЯ разработана на основе Федерального
государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности
(специальностям) среднего профессионального образования 21.02.15 «Открытые горные
работы».
Организация-разработчик: ГБПОУ РХ «Черногорский горно-строительный техникум»
Разработчик:
Агапова Олеся Ивановна, преподаватель общественных дисциплин.

2

СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

стр.
4

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

10

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

12

ОСВОЕНИЯ

3

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ИСТОРИЯ.
1.1. Область применения программы.
Программа учебной дисциплины является частью основной
профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по
специальности:
21.02.15 «Открытые горные работы»;
Программа учебной дисциплины ИСТОРИЯ является частью основной
профессиональной программы в соответствии с ФГОС по всем
специальностям СПО.
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в
дополнительном профессиональном образовании в рамках реализации
программ переподготовки кадров в учреждениях СПО.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы:
Учебная дисциплина «ИСТОРИЯ» принадлежит к общеобразовательному
циклу.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам
освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
- ориентироваться в современной экономической, политической, культурной
ситуации в России и мире;
- выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально –
экономических, политических и культурных проблем.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
- основные направления ключевых регионов мира на рубеже 20 – начала 21
веков;
- сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных
конфликтов в конце 20 – начале 21 веков;
- основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и
иные) политического и экономического развития ведущих регионов мира;
- назначение ООН, НАТО, ЕС и других организаций и их деятельности;
- о роли науки, культуры и религии в сохранении и укреплении
национальных и государственных традиций;
- содержание и назначение важнейших правовых и законодательных актов
мирового и регионального значения.

В процессе освоения дисциплины у студентов должны быть сформированы
общие компетенции (ОК) (Приложение 1):
4

ОК 1 – понимать сущность и социальную значимость своей будущей
профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;
ОК 2 – организовывать собственную деятельность, выбирать типовые
методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их
эффективность и качество;
ОК 3 - принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и
нести за них ответственность;
ОК 4 – осуществлять поиск и использование информации, необходимой для
эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и
личностного развития;
ОК 5 – использовать информационно – коммуникационные технологии в
профессиональной деятельности;
ОК 6 – работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с
коллегами, руководством, потребителями;
ОК 7 – брать на себя ответственность за работу членов команды
(подчиненных), за результат выполнения заданий;
ОК 8 - самостоятельно определять задачи профессионального и личностного
развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение
квалификации;
ОК 9 – ориентировать в условиях частой смены технологий в
профессиональной деятельности;

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной
дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 72 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 48 часов;
самостоятельной работы обучающегося 24 часа.

5

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе:
лабораторные работы
практические занятия
курсовая работа (проект)
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
в том числе:
Самостоятельная работа над курсовой (проектом)
Итоговая аттестация в форме комплексного
зачета с дисциплиной Основы философии.

72
48
не предусмотрено
не предусмотрено
не предусмотрено

24
не предусмотрено

дифференцированного

6

2.2.Тематический план и содержание учебной дисциплины ИСТОРИЯ
Наименование
разделов и тем
1
Раздел 1. Развитие
СССР и его место в
мире в 1980 – е гг.
Тема 1.1. Основные
тенденции развития
СССР к 1980 – м гг.

Тема 1.2.
Дезинтеграционные
процессы в России
и Европе во второй
половине 1980 – х
годов.

Раздел 2. Россия и
мир в конце 20
начале 21 –го веков.

Тема 2.1.
Постсоветское
пространство в
90 – гг. 20 – го
века.

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная
работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены)

Объем часов

Уровень освоения

2

3
14

4

Содержание учебного материала
1. Внутренняя политика государственной власти в СССР к началу 1980 – х гг. Особенности идеологии,
национальной и социально - экономической политики.
2
Внешняя политика СССР. Отношения с сопредельными государствами, Евросоюзом, США, странами
«третьего мира».
3. Культурное развитие народов Советского Союза и русская культура.

6

Самостоятельная работа обучающихся, примерные варианты заданий:
Эссе: «Обоснованно ли с вашей точки зрения утверждение о формировании в СССР «новой общностисоветского народа».
Заполнить таблицу по теме Внешняя политика СССР.
Подготовить сообщения по теме: «Культура в СССР к 1980-м годам».

3

Содержание учебного материала
1. Политические события в Восточной Европе во второй половине 80 – х гг.
2. Отражение событий в Восточной Европе на дезинтеграционных процессах в СССР.
3. Ликвидация (распад) СССР и образование СНГ. Российская Федерация как правопреемница СССР.
4. Российская Федерация как правопреемница СССР.

7

Самостоятельная работа обучающихся, примерные варианты заданий:
Составить график обострения национальных конфликтов.
Подготовить доклады на тему: «Отношения в республиках СССР к русским».
Эссе: «Если бы СССР не распался?».
Составить таблицу «Права человека в СССР и права человека в РФ».

4

продуктивный

продуктивный

34
Содержание учебного материала
1. Локальные национальные конфликты на пространстве бывшего СССР в 1990 – е гг.
2
Участие международных организаций (ООН, ЮНЕСКО, НАТО) в разрешении конфликтов на
постсоветском пространстве.
3. Российская Федерация в планах международных организаций: военно-политическая конкуренция и
экономическое сотрудничество. Планы НАТО в отношении России.
Самостоятельная работа, примерные варианты заданий:
Раскрыть причины локальных конфликтов на территории СНГ и РФ.
Изучить дату и цель образования организаций ООН, НАТО и ЮНЕСКО, и их страны - участники.
Рассмотреть планы НАТО в отношении России.

6

репродуктивный

3

7

Тема 2.2.
Укрепление
влияния России на
постсоветском
пространстве.

Тема 2.3. Россия и
мировые
интеграционные
процессы.

Тема 2.4.
Развитие
культуры в
России.

Тема 2.5.
Перспективы
развития РФ в
современном мире.

Содержание учебного материала:
1.Укрепление влияния России на постсоветском пространстве.
2.Россия на постсоветском пространстве: договоры с Украиной, Белоруссией, Абхазией, Южной Осетией и пр.
3.Внутрення политика России на Северном Кавказе. Причины, участники, содержание, результаты
вооруженного конфликта в этом регионе.
4.Изменения в территориальном устройстве Российской Федерации.

8

Самостоятельная работа обучающихся, примерные варианты заданий:
Доклад: «Положение России в мире после распада СССР».
Определить внешнеполитическую линию РФ со странами СНГ.
Сообщение: «Герои Чеченской войны».
Отметить на карте Федеральные округи России.

4

Содержание учебного материала
1.Расширение Евросоюза, формирование мирового «рынка труда», глобальная программа НАТО и
политические ориентиры России.
2.Формирование единого образовательного и культурного пространства в Европе и отдельных регионах мира.
Участие России в этом процессе.

6

Самостоятельная работа обучающихся, примерные варианты заданий:
Найдите схожие и отличительные стороны процессов построения глобального коммунистического общества во
второй половине 20 – начала 21 вв.
Изучить политические ориентиры России к концу 20 века.
Рассмотреть основные образовательные проекты РФ с 1992 г.

3

Содержание учебного материала
1.Проблема экспансии в Россию западной системы ценностей и формирование «массовой культуры».
2.Тенденции сохранения национальных, религиозных, культурных традиций и «свобода совести» в России.
3.Идеи «поли-культурности» и молодежные экстремистские движения.

6

Самостоятельная работа обучающихся, примерные варианты заданий:
Согласны ли вы с утверждением, что культура общества это и есть его идеология. Обоснуйте свою позицию.
Современная молодежь и культурные традиции: «конфликт отцов и детей» или трансформация
нравственных ценностей и норм в рамках освоения «массовой культуры»?

3

Содержание учебного материала
1.Перспективные направления и основные проблемы развития РФ на современном этапе.
Территориальная целостность России, уважение прав ее населения и соседних народов – главное условие
политического развития.

8

Самостоятельная работа обучающихся, примерные варианты заданий:
Почему по мере ослабления центральной государственной власти происходило усиление межнациональных
конфликтов в СССР – России на протяжении 1980 – 2000гг.

4

Самостоятельная работа обучающихся над курсовой работой (проектом)

репродуктивный

репродуктивный

репродуктивный

продуктивный

не предусмотрено

Всего:

72

8

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

9

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1.
Требования
к
минимальному
материально-техническому
обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета
истории оборудованного ТСО.
Оборудование учебного кабинета:
Технические средства обучения: проектор, экран, компьютер с
лицензионным программным обеспечением.
Оборудование мастерской и рабочих мест мастерской:
Не предусмотрено.
Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории:
Не предусмотрено.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов,
дополнительной литературы.
Основная литература
Учебные пособия:
1. История России, 1945 – 2008 гг.: 11 класс: Учебник для учащихся
общеобразовательных учреждений. / Под ред. Данилова А.А., Уткина
А.И., Филиппова А.В. – М.: Просвещение, 2019.
2. История современной России, 1991 – 2003: учебное пособие
/В.И.Короткевич. – СПб.: Изд – во С. Петерб. Ун – та, 2019.
3. Россия и мир в 20 – начале 21 вв. Учебник 11 класс. /Под редакцией
Алексашкиной Л.Н. – М.: Просвещение, 2018.
ИНТЕРНЕТ – РЕСУРСЫ:
http //school-collection/edu/ru
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА:
1. Бжезинский З. Великая шахматная доска. М.: Международные
отношения, 1998г.
2. Большая энциклопедия России: Современная Россия. М.: ИДДК,
2007г. MDF. eBook ( компьютерное издание ).99 Мб
3. Ванюков Д.А. Демократическая Россия конца 20 – начала 21 века. /Д.А.
Ванюков. М.: Мир книги, 2007г.
4. Дегтев Г.В. Становление и развитие института президентства в России:
теоретико – правовые и конституционные основы / Г.В Дегтев;
МГИМО (ун –т) МИД РФ, Международный институт управления, М.: Юристъ, 2005. – 237с.
5. Дроздов Ю. Россия и мир. Куда держим курс. / Ю. Дроздов. – М.:
Артстиль – полиграфия, 2009. – 352 с.
6. Кузык Б.Н. Россия и мир в 21 веке / Издание второе. – М.: Институт
экономических стратегий, 2006. – 544 с.
10

7. Изосимов Ю.Ю. Справочное пособие по отечественной истории
современного периода. 1985 – 1997 гг. /Ю.Ю. Изосимов. – М.:
Аквариум, 1998. – 217 с.
8. Леонов Н. Закат или рассвет? Россия: 2000 – 2008. /Н. Леонов. М.,
2008. – 545 с.
9. Нарочницкая Н.А. Россия и русские в современном мире. М.:
Алгоритм, 2009. – 416 с.
10. Печенев В.А. «Смутное время» в новейшей истории России (1985 –
2003): исторические свидетельства и размышления участника событий
/ В. Печенев. – М.: Норма, 2004. – 365 с.
11. Россия и страны мира. 2008. Статистический сборник. М.: Росстат,
2008. – 361 с. Сурков В.Ю. Основные тенденции и перспективы
развития современной России. /В.Ю. Сурков. М.: Современный
гуманитарный университет, 2007. – 49 с.
12.Шубин А. Мировой порядок. Россия и мир в 2020 году. / А. Шубин. М.:
Европа, 2005. – 232 с.

11

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины
осуществляется преподавателем в процессе проведения практических
занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения
обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные
знания)
В результате освоения дисциплины
обучающийся должен уметь:
- Ориентироваться в современной
экономической,
политической,
культурной ситуации в России и
мире;
выявлять
взаимосвязь
отечественных,
региональных,
мировых
социально
–
экономических, политических и
культурных проблем.
В результате освоения дисциплины
обучающийся должен знать:
- основные направления ключевых
регионов мира на рубеже 20 и 21 вв.;
- сущность и причины локальных,
региональных, межгосударственных
конфликтов в конце 20 – начале 21
вв.;
основные
процессы
(интеграционные, поликультурные,
миграционные
и
иные)
политического и экономического
развития ведущих регионов мира;
- назначение НАТО, ООН, ЕС и
других
организаций
и
их
деятельности;
- о роли, науки, культуры и религии
в
сохранении
и
укреплении
национальных и государственных
традиций;
содержание
и
назначение
важнейших
правовых
и
законодательных актов мирового и
регионального назначения.

Формы и методы контроля и оценки
результатов обучения
Формы контроля обучения:
- домашнее задание проблемного характера;
- практические задания по работе с
информацией, документами, литературой;
- подготовка и защита индивидуальных и
групповых заданий проектного характера.
Формы оценки результативности обучения:
- накопительная система баллов, на основе корой
выставляется итоговая отметка.
Методы контроля направлены на проверку
умения учащихся:
- отбирать и оценивать исторические факты,
процессы, явления;
- выполнять условия задания на творческом
уровне с представлением собственной позиции;
- делать осознанный выбор способов действий из
ранее известных;
осуществлять
коррекцию
(исправление)
сделанных ошибок на новом уровне предлагаемых
заданий;
- работать в группе и представлять как свою,
так и позицию группы;
- проектировать собственную гражданскую
позицию через проектирование исторических
событий.
Методы оценки результатов обучения:
мониторинг
роста
творческой
самостоятельности и навыков получения нового
знания каждым обучающимся
формирование
результата
итоговой
аттестации по дисциплине на основе суммы
результатов текущего контроля.

12

Приложение 1
Технологии формирования общих компетенций
Название ОК
Технологии формирования ОК
на учебных занятиях
ОК 1. Понимать сущность и социальную
Поиск информационного
значимость своей будущей профессии,
занимательного материала по новым
проявлять к ней устойчивый интерес
достижениям отрасли, истории
возникновения специальности.
ОК 2. Организовывать собственную
Самостоятельное изучение и решение
деятельность, выбирать типовые методы и
ситуационных задач в истории и их
способы выполнения профессиональных задач,
решение на практических занятиях.
оценивать их эффективность и качество
ОК 3.Принимать решения в стандартных и
Самостоятельная работа,
нестандартных ситуациях и нести за них
ориентированная на формирование
ответственность
умения и готовности использовать
имеющиеся знания в дальнейшей
профессиональной и повседневной
деятельности.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование
Работа с нормативной и справочной
информации, необходимой для эффективного
литературой. Нахождение и
выполнения профессиональных задач,
использование информации для решения
профессионального и личностного развития
практических заданий.
ОК 5. Использовать информационноПодготовка информационных
коммуникационные технологии в
сообщений, рефератов с
профессиональной деятельности
использованием интернет - ресурсов
ОК 6. Работать в коллективе и в команде,
Организация уроков – конкурсов,
эффективно общаться с коллегами,
участие в деловых играх, дискуссиях
руководством, потребителями
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу
Выполнение практических работ в
членов команды (подчиненных), за результат
группах с учебно – исследовательской
выполнения заданий
деятельностью, которые будут
обеспечиваться конкретным
содержанием.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи
Разработка проектов,
профессионального и личностного развития,
самостоятельный выбор тематики
заниматься самообразованием, осознанно
проекта. Участие в деловых играх, в
планировать повышение квалификации
творческих исследовательских
работах.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой
Изучение научно – технического
смены технологий в профессиональной
прогресса в различных отраслях
деятельности
промышленности и производства.

13


Наверх

На сайте используются файлы cookie. На сайте  осуществляется сбор персональных данных посредством метрических программ (Яндекс.Метрика). Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».