Министерство образования и науки Республики Хакасия Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Хакасия «Черногорский горно-строительный техникум» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ИСТОРИЯ по специальности 21.02.15 «Открытые горные работы». РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ 02 «История» 2023 1 Программа учебной дисциплины ИСТОРИЯ разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности (специальностям) среднего профессионального образования 21.02.15 «Открытые горные работы». Организация-разработчик: ГБПОУ РХ «Черногорский горно-строительный техникум» Разработчик: Агапова Олеся Ивановна, преподаватель общественных дисциплин. 2 СОДЕРЖАНИЕ 1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ стр. 4 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 6 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 10 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 12 ОСВОЕНИЯ 3 1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ИСТОРИЯ. 1.1. Область применения программы. Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности: 21.02.15 «Открытые горные работы»; Программа учебной дисциплины ИСТОРИЯ является частью основной профессиональной программы в соответствии с ФГОС по всем специальностям СПО. Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании в рамках реализации программ переподготовки кадров в учреждениях СПО. 1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: Учебная дисциплина «ИСТОРИЯ» принадлежит к общеобразовательному циклу. 1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины: В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь: - ориентироваться в современной экономической, политической, культурной ситуации в России и мире; - выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально – экономических, политических и культурных проблем. В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать: - основные направления ключевых регионов мира на рубеже 20 – начала 21 веков; - сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце 20 – начале 21 веков; - основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих регионов мира; - назначение ООН, НАТО, ЕС и других организаций и их деятельности; - о роли науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций; - содержание и назначение важнейших правовых и законодательных актов мирового и регионального значения. В процессе освоения дисциплины у студентов должны быть сформированы общие компетенции (ОК) (Приложение 1): 4 ОК 1 – понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес; ОК 2 – организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество; ОК 3 - принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность; ОК 4 – осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития; ОК 5 – использовать информационно – коммуникационные технологии в профессиональной деятельности; ОК 6 – работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями; ОК 7 – брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий; ОК 8 - самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации; ОК 9 – ориентировать в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности; 1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины: максимальной учебной нагрузки обучающегося 72 часа, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 48 часов; самостоятельной работы обучающегося 24 часа. 5 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ. 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Объем часов Максимальная учебная нагрузка (всего) Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) в том числе: лабораторные работы практические занятия курсовая работа (проект) Самостоятельная работа обучающегося (всего) в том числе: Самостоятельная работа над курсовой (проектом) Итоговая аттестация в форме комплексного зачета с дисциплиной Основы философии. 72 48 не предусмотрено не предусмотрено не предусмотрено 24 не предусмотрено дифференцированного 6 2.2.Тематический план и содержание учебной дисциплины ИСТОРИЯ Наименование разделов и тем 1 Раздел 1. Развитие СССР и его место в мире в 1980 – е гг. Тема 1.1. Основные тенденции развития СССР к 1980 – м гг. Тема 1.2. Дезинтеграционные процессы в России и Европе во второй половине 1980 – х годов. Раздел 2. Россия и мир в конце 20 начале 21 –го веков. Тема 2.1. Постсоветское пространство в 90 – гг. 20 – го века. Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены) Объем часов Уровень освоения 2 3 14 4 Содержание учебного материала 1. Внутренняя политика государственной власти в СССР к началу 1980 – х гг. Особенности идеологии, национальной и социально - экономической политики. 2 Внешняя политика СССР. Отношения с сопредельными государствами, Евросоюзом, США, странами «третьего мира». 3. Культурное развитие народов Советского Союза и русская культура. 6 Самостоятельная работа обучающихся, примерные варианты заданий: Эссе: «Обоснованно ли с вашей точки зрения утверждение о формировании в СССР «новой общностисоветского народа». Заполнить таблицу по теме Внешняя политика СССР. Подготовить сообщения по теме: «Культура в СССР к 1980-м годам». 3 Содержание учебного материала 1. Политические события в Восточной Европе во второй половине 80 – х гг. 2. Отражение событий в Восточной Европе на дезинтеграционных процессах в СССР. 3. Ликвидация (распад) СССР и образование СНГ. Российская Федерация как правопреемница СССР. 4. Российская Федерация как правопреемница СССР. 7 Самостоятельная работа обучающихся, примерные варианты заданий: Составить график обострения национальных конфликтов. Подготовить доклады на тему: «Отношения в республиках СССР к русским». Эссе: «Если бы СССР не распался?». Составить таблицу «Права человека в СССР и права человека в РФ». 4 продуктивный продуктивный 34 Содержание учебного материала 1. Локальные национальные конфликты на пространстве бывшего СССР в 1990 – е гг. 2 Участие международных организаций (ООН, ЮНЕСКО, НАТО) в разрешении конфликтов на постсоветском пространстве. 3. Российская Федерация в планах международных организаций: военно-политическая конкуренция и экономическое сотрудничество. Планы НАТО в отношении России. Самостоятельная работа, примерные варианты заданий: Раскрыть причины локальных конфликтов на территории СНГ и РФ. Изучить дату и цель образования организаций ООН, НАТО и ЮНЕСКО, и их страны - участники. Рассмотреть планы НАТО в отношении России. 6 репродуктивный 3 7 Тема 2.2. Укрепление влияния России на постсоветском пространстве. Тема 2.3. Россия и мировые интеграционные процессы. Тема 2.4. Развитие культуры в России. Тема 2.5. Перспективы развития РФ в современном мире. Содержание учебного материала: 1.Укрепление влияния России на постсоветском пространстве. 2.Россия на постсоветском пространстве: договоры с Украиной, Белоруссией, Абхазией, Южной Осетией и пр. 3.Внутрення политика России на Северном Кавказе. Причины, участники, содержание, результаты вооруженного конфликта в этом регионе. 4.Изменения в территориальном устройстве Российской Федерации. 8 Самостоятельная работа обучающихся, примерные варианты заданий: Доклад: «Положение России в мире после распада СССР». Определить внешнеполитическую линию РФ со странами СНГ. Сообщение: «Герои Чеченской войны». Отметить на карте Федеральные округи России. 4 Содержание учебного материала 1.Расширение Евросоюза, формирование мирового «рынка труда», глобальная программа НАТО и политические ориентиры России. 2.Формирование единого образовательного и культурного пространства в Европе и отдельных регионах мира. Участие России в этом процессе. 6 Самостоятельная работа обучающихся, примерные варианты заданий: Найдите схожие и отличительные стороны процессов построения глобального коммунистического общества во второй половине 20 – начала 21 вв. Изучить политические ориентиры России к концу 20 века. Рассмотреть основные образовательные проекты РФ с 1992 г. 3 Содержание учебного материала 1.Проблема экспансии в Россию западной системы ценностей и формирование «массовой культуры». 2.Тенденции сохранения национальных, религиозных, культурных традиций и «свобода совести» в России. 3.Идеи «поли-культурности» и молодежные экстремистские движения. 6 Самостоятельная работа обучающихся, примерные варианты заданий: Согласны ли вы с утверждением, что культура общества это и есть его идеология. Обоснуйте свою позицию. Современная молодежь и культурные традиции: «конфликт отцов и детей» или трансформация нравственных ценностей и норм в рамках освоения «массовой культуры»? 3 Содержание учебного материала 1.Перспективные направления и основные проблемы развития РФ на современном этапе. Территориальная целостность России, уважение прав ее населения и соседних народов – главное условие политического развития. 8 Самостоятельная работа обучающихся, примерные варианты заданий: Почему по мере ослабления центральной государственной власти происходило усиление межнациональных конфликтов в СССР – России на протяжении 1980 – 2000гг. 4 Самостоятельная работа обучающихся над курсовой работой (проектом) репродуктивный репродуктивный репродуктивный продуктивный не предусмотрено Всего: 72 8 Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения: 1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств); 2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством) 3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач) 9 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета истории оборудованного ТСО. Оборудование учебного кабинета: Технические средства обучения: проектор, экран, компьютер с лицензионным программным обеспечением. Оборудование мастерской и рабочих мест мастерской: Не предусмотрено. Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории: Не предусмотрено. 3.2. Информационное обеспечение обучения Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы. Основная литература Учебные пособия: 1. История России, 1945 – 2008 гг.: 11 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. / Под ред. Данилова А.А., Уткина А.И., Филиппова А.В. – М.: Просвещение, 2019. 2. История современной России, 1991 – 2003: учебное пособие /В.И.Короткевич. – СПб.: Изд – во С. Петерб. Ун – та, 2019. 3. Россия и мир в 20 – начале 21 вв. Учебник 11 класс. /Под редакцией Алексашкиной Л.Н. – М.: Просвещение, 2018. ИНТЕРНЕТ – РЕСУРСЫ: http //school-collection/edu/ru ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА: 1. Бжезинский З. Великая шахматная доска. М.: Международные отношения, 1998г. 2. Большая энциклопедия России: Современная Россия. М.: ИДДК, 2007г. MDF. eBook ( компьютерное издание ).99 Мб 3. Ванюков Д.А. Демократическая Россия конца 20 – начала 21 века. /Д.А. Ванюков. М.: Мир книги, 2007г. 4. Дегтев Г.В. Становление и развитие института президентства в России: теоретико – правовые и конституционные основы / Г.В Дегтев; МГИМО (ун –т) МИД РФ, Международный институт управления, М.: Юристъ, 2005. – 237с. 5. Дроздов Ю. Россия и мир. Куда держим курс. / Ю. Дроздов. – М.: Артстиль – полиграфия, 2009. – 352 с. 6. Кузык Б.Н. Россия и мир в 21 веке / Издание второе. – М.: Институт экономических стратегий, 2006. – 544 с. 10 7. Изосимов Ю.Ю. Справочное пособие по отечественной истории современного периода. 1985 – 1997 гг. /Ю.Ю. Изосимов. – М.: Аквариум, 1998. – 217 с. 8. Леонов Н. Закат или рассвет? Россия: 2000 – 2008. /Н. Леонов. М., 2008. – 545 с. 9. Нарочницкая Н.А. Россия и русские в современном мире. М.: Алгоритм, 2009. – 416 с. 10. Печенев В.А. «Смутное время» в новейшей истории России (1985 – 2003): исторические свидетельства и размышления участника событий / В. Печенев. – М.: Норма, 2004. – 365 с. 11. Россия и страны мира. 2008. Статистический сборник. М.: Росстат, 2008. – 361 с. Сурков В.Ю. Основные тенденции и перспективы развития современной России. /В.Ю. Сурков. М.: Современный гуманитарный университет, 2007. – 49 с. 12.Шубин А. Мировой порядок. Россия и мир в 2020 году. / А. Шубин. М.: Европа, 2005. – 232 с. 11 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований. Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь: - Ориентироваться в современной экономической, политической, культурной ситуации в России и мире; выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально – экономических, политических и культурных проблем. В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать: - основные направления ключевых регионов мира на рубеже 20 и 21 вв.; - сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце 20 – начале 21 вв.; основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих регионов мира; - назначение НАТО, ООН, ЕС и других организаций и их деятельности; - о роли, науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций; содержание и назначение важнейших правовых и законодательных актов мирового и регионального назначения. Формы и методы контроля и оценки результатов обучения Формы контроля обучения: - домашнее задание проблемного характера; - практические задания по работе с информацией, документами, литературой; - подготовка и защита индивидуальных и групповых заданий проектного характера. Формы оценки результативности обучения: - накопительная система баллов, на основе корой выставляется итоговая отметка. Методы контроля направлены на проверку умения учащихся: - отбирать и оценивать исторические факты, процессы, явления; - выполнять условия задания на творческом уровне с представлением собственной позиции; - делать осознанный выбор способов действий из ранее известных; осуществлять коррекцию (исправление) сделанных ошибок на новом уровне предлагаемых заданий; - работать в группе и представлять как свою, так и позицию группы; - проектировать собственную гражданскую позицию через проектирование исторических событий. Методы оценки результатов обучения: мониторинг роста творческой самостоятельности и навыков получения нового знания каждым обучающимся формирование результата итоговой аттестации по дисциплине на основе суммы результатов текущего контроля. 12 Приложение 1 Технологии формирования общих компетенций Название ОК Технологии формирования ОК на учебных занятиях ОК 1. Понимать сущность и социальную Поиск информационного значимость своей будущей профессии, занимательного материала по новым проявлять к ней устойчивый интерес достижениям отрасли, истории возникновения специальности. ОК 2. Организовывать собственную Самостоятельное изучение и решение деятельность, выбирать типовые методы и ситуационных задач в истории и их способы выполнения профессиональных задач, решение на практических занятиях. оценивать их эффективность и качество ОК 3.Принимать решения в стандартных и Самостоятельная работа, нестандартных ситуациях и нести за них ориентированная на формирование ответственность умения и готовности использовать имеющиеся знания в дальнейшей профессиональной и повседневной деятельности. ОК 4. Осуществлять поиск и использование Работа с нормативной и справочной информации, необходимой для эффективного литературой. Нахождение и выполнения профессиональных задач, использование информации для решения профессионального и личностного развития практических заданий. ОК 5. Использовать информационноПодготовка информационных коммуникационные технологии в сообщений, рефератов с профессиональной деятельности использованием интернет - ресурсов ОК 6. Работать в коллективе и в команде, Организация уроков – конкурсов, эффективно общаться с коллегами, участие в деловых играх, дискуссиях руководством, потребителями ОК 7. Брать на себя ответственность за работу Выполнение практических работ в членов команды (подчиненных), за результат группах с учебно – исследовательской выполнения заданий деятельностью, которые будут обеспечиваться конкретным содержанием. ОК 8. Самостоятельно определять задачи Разработка проектов, профессионального и личностного развития, самостоятельный выбор тематики заниматься самообразованием, осознанно проекта. Участие в деловых играх, в планировать повышение квалификации творческих исследовательских работах. ОК 9. Ориентироваться в условиях частой Изучение научно – технического смены технологий в профессиональной прогресса в различных отраслях деятельности промышленности и производства. 13