Рабочая программа Основы Философии ОПИ 2023

Министерство образования и науки Республики Хакасия
Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение Республики Хакасия
«Черногорский горно-строительный техникум»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ
по специальности 21.02.18 «Обогащение полезных ископаемых»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОГСЭ 01 «Основы Философии»

2023
1

Программа учебной дисциплины Основы Философии разработана на основе
Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по
специальности (специальностям) среднего профессионального образования 21.02.18
«Обогащение полезных ископаемых».
Организация-разработчик: ГБПОУ РХ «Черногорский горно-строительный техникум»
Разработчик:
Агапова Олеся Ивановна, преподаватель общественных дисциплин.

2

СОДЕРЖАНИЕ

1. ПАСПОРТ ПРИМЕРНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ

ПРОГРАММЫ

УЧЕБНОЙ

стр.
4

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

7

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

13

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

15

ОСВОЕНИЯ

3

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ»

1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины «Основы философии» является частью основной
профессиональной

образовательной

программы

в

соответствии

с

ФГОС

по

специальностям СПО 21.02.18 «Обогащение полезных ископаемых».
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована при всех
формах профессиональной подготовки квалифицированных рабочих по профессии
обогащения полезных ископаемых, образовательными учреждениями профессионального
образования на территории Российской Федерации, имеющими право на реализацию
основной профессиональной образовательной программы по данной профессии .

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы:
Дисциплина «Основы философии» относится к общему гуманитарному и социальноэкономическому циклу основной профессиональной образовательной программы.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам
освоения учебной дисциплины:

Цель предмета - сформировать у студентов представления о философии как
специфической области знания, о философских, научных и религиозных картинах мира, о
смысле жизни человека, формах человеческого сознания и особенностях его проявления в
современном обществе, о соотношении духовных и материальных ценностей, их роли в
жизнедеятельности человека, общества и цивилизации.
В результате изучения дисциплины студент должен:
уметь:
- ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания,
ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и
будущего специалиста;

4

определить

-

значение

философии

как

отрасли

духовной

культуры

для

формирования личности, гражданской позиции и профессиональных навыков;
- определить соотношение для жизни человека свободы и ответственности,
материальных и духовных ценностей;
- сформулировать представление об истине и смысле жизни.
знать:
- основные категории и понятия философии;
- роль философии в жизни человека и общества;
- основы философского учения о бытии;
- сущность процесса познания;
- основы научной, философской и религиозной картин мира;
- об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение
жизни, культуры, окружающей среды;
- о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием
достижений науки, техники и технологий.
Содержание дисциплины ориентировано на подготовку студентов к освоению
профессиональных модулей ОПОП по специальностям, 21.02.18 «Обогащение полезных
ископаемых».
В процессе освоения дисциплины у студентов должны быть сформированы общие
компетенции (ОК) (Приложение 1):
ОК 1 – Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии,
проявлять к ней устойчивый интерес;
ОК 2 - Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы
выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;
ОК 3 - Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них
ответственность;
ОК 4 - Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для
эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного
развития;
ОК

5

-

Использовать

информационно-коммуникационные

технологии

в

профессиональной деятельности;
ОК 6 - Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами,
руководством, потребителями;
ОК 7 - Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за
результат выполнения заданий;
5

ОК 8 - Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития,
заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации;
ОК 9 - Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной
деятельности;

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы
учебной дисциплины:
Максимальной учебной нагрузки обучающегося _72_ часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося __48_ часов;
практические занятия 34 часа;
самостоятельной работы обучающегося __24__ часа.

6

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе:
лабораторные работы
практические занятия
контрольные работы
курсовая работа (проект)

Объем часов
72
48
34
не
предусмотрено
не
предусмотрено
24

Самостоятельная работа обучающегося (всего)
в том числе:
выполнение
практических
заданий
по
тематике
24
внеаудиторной самостоятельной работы
Итоговая аттестация в форме комплексного дифференцированного зачёта с
дисциплиной История.
.

7

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы философии»
Наименовани
е разделов и
тем

Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Раздел 1. Философия, круг ее проблем и роль в обществе
Тема 1.1
Понятие
философии, ее
смысл и
предназначени
е

Тема 1.2
Философия
Древнего мира
и
Средневековая
философия

Объ
ем
часо
в

Урове
нь
освоен
ия

10/18

Содержание учебного материала:
1. Философия и мировоззрение. Исторические формы мировоззрения. Философия и мифология. Понятие
философии, ее структура и функции. Основной вопрос философии и его современное решение.
Практические занятия. От мифа к логосу: рождение философии.

2

Самостоятельная внеаудиторная работа: Работа с философским словарем. Определение понятий –
мифология, религия, наука, логика, философия, анимизм, политеизм, онтология, гносеология, материализм,
эстетика, идеализм. Составить схему: «Функции философии», «Мировоззрение».
Темы рефератов: «Место и роль философии в системе культуры», «Философская и научная картина мира»,
«Личность философа» (по выбору).

1

Содержание учебного материала:
1. Предпосылки философии в Древнем мире: Китай и Индия. Становление философии в Древней Греции.
Философские школы. Сократ. Платон. Аристотель. Философия Древнего Рима.

2

1

2
1-2

Самостоятельная внеаудиторная работа: Темы рефератов: «Философия Китая», «Философская мысль
Древней Индии», «Философские школы Древней Греции». Практикум.
Практические занятия.
1. Философия Древней Индии.
2. Особенности и периодизация античной философии.
Самостоятельная внеаудиторная работа: Анализ «Упанишад», глава по выбору. Практикум
2.Особенности и периодизация античной философии.

1

Самостоятельная внеаудиторная работа: Творческая работа: «Портрет
Практикум

1

античного философа».

1

4

1

8

Тема 1.3
Философия
Возрождения
и Нового
Времени

2. Характерные особенности культуры и философии средневековья. Раннехристианская философия:
Аврелий Августин и его учение о Боге и человеке, концепция «двух градов». Аристотелизм Фомы
Аквинского. Обоснование принципов христианской теологии. Спор о природе общих понятий: реализм и
номинализм. Пьер Абеляр. Ранняя, зрелая и поздняя схоластика. Арабо-исламская философия.
Средневековая мистика. Майстер Экхарт.
Самостоятельная внеаудиторная работа: Написание реферата «Особенности высокой схоластики и ее
отличие от ранней схоластики». Практикум

2

Практические занятия.
1. Христианская теология.
Самостоятельная внеаудиторная работа: Написать сочинение-эссе по теме: «От христианской теологии к
рациональному мышлению»
Практические занятия.
2.Арабская средневековая философия.
Самостоятельная внеаудиторная работа: Эссе-рассуждение «Аяты – как миролюбие»

2

Содержание учебного материала:
1.Гуманизм раннего Возрождения. Неоплатонизм, скептицизм и натурализм. Основные направления в
познании Нового Времени. Французский материализм XVIII в. Основные направления немецкой
классической философии.
Самостоятельная внеаудиторная работа: Работа с философским словарем. Определение понятий –
неоплатонизм, скептицизм, натурализм. Составить схему основные направления философии Нового
Времени.

2

Практические занятия.
1.Воплощение философских идей в творчестве титанов эпохи Возрождения.
Самостоятельная внеаудиторная работа: Написание рефератов по теме: «Немецкая классическая
философия»
Практические занятия.
2. Неистинное бытие как зло (по сочинению Гегеля)
Самостоятельная внеаудиторная работа: Практикум

2

Практические занятия.
3. Бытие как вещь (по сочинению Л. Фейербаха)
Самостоятельная внеаудиторная работа: Практикум

2

1-2

1

1
2
1
2

1

1
2
1

1
9

Тема 1.4
Современная
философия.
Русская
философия.

Содержание учебного материала: Основные направления философии XX века:
неопозитивизм,
прагматизм, экзистенциализм, философия бессознательного. Особенности русской философии. Социальная
философия П. Чаадаева. Русский космизм.

2

Самостоятельная внеаудиторная работа: Определение понятий – неопозитивизм, экзистенциализм,
философия бессознательного. Дать анализ особенностей русской философии.
Практические занятия. Трагедия земного бытия (по сочинениям Л. Шестова)

1

Самостоятельная внеаудиторная работа: Практикум

1

Раздел 2. Основные проблемы философии
Тема 2.1.
Учение о бытие
и теории
познания

2

2

4/16

Содержание учебного материала:
1. Категория бытия, ее философский смысл и специфика. Основные модели бытия: монизм, дуализм,
плюрализм. Основные формы и современная трактовка бытия. Материя: сущность, свойства и основные
виды. Субъект и объект познания. Структура и формы знания. Проблема истины и заблуждения.
Критерии, формы и виды истины. Бытие человека как проблема философии.
Самостоятельная внеаудиторная работа: Составить таблицу: «Сознание и бессознательное», «Материя,
время, пространство». Написание рефератов по теме: «Истина».

2

Практические занятия.
1. Бессознательное, его специфика и роль.

2

Самостоятельная внеаудиторная работа: Дать определения понятий - монизм, дуализм, плюрализм.
Составить опорную схему по теме: «Структура и формы знания»
Практические занятия.
2. Вопрос о смысле жизни человека. Различные позиции в философии.

1

Самостоятельная внеаудиторная работа: Работа с философским словарем. Практикум
Практические занятия.
3. Человек осужден быть свободным.

1
2

Самостоятельная внеаудиторная работа: Практикум
Практические занятия.
4. Вечные вопросы бытия.

1
2

1

1

2

10

Самостоятельная внеаудиторная работа: Практикум
Тема 2.2
Философский
анализ
общества.

Итоговое
(зачётное)
занятие

1

Содержание учебного материала:
1.Понятие общества. Материальное и идеальное в бытии общества. Общественное бытие и общественное
сознание, их структура и взаимодействие, материальное производство. Социальная структура как
многоуровневое образование. Социальный прогресс и его критерии. Специфика законов общественного
развития. Общество и философия техники. Общество и экономические отношения.

2
1

Самостоятельная внеаудиторная работа: Работа с философским словарем. Определение понятий –
общество, социальная среда, общественное бытие и сознание, общественная формация, производительные
силы, производственные отношения, социальная группа, класс, страты, стратификация, историческая
общность,
Практические занятия.
1.Влияние техногенных процессов на бытие человека.
Самостоятельная внеаудиторная работа: Реферат: «Социальный прогресс и его критерии».
Практические занятия.
2. Проблема добра и зла в экономических отношениях.
Самостоятельная внеаудиторная работа: Работа с философским словарем. Определение понятий –
государство, гражданское общество, идеология, общественная психология, массовое сознание, субъект
истории, движущие силы истории, индустриальное и постиндустриальное общество, социальное
прогнозирование, общественный прогресс.
Практические занятия.
1. Человек и культура.
Самостоятельная внеаудиторная работа: выполнение творческого задания «Деятельность Римского
клуба по изучению глобальных проблем современности»

1

Практические занятия.
2. Будущее философии.
Самостоятельная внеаудиторная работа: оформление отчета по практическим работам
Содержание учебного материала: сдача зачёта по методическим указаниям.

2

2
1
2
1

2
1

1
3

Итого
Всего

48/24
72
11

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

12

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Социально –
экономических дисциплин».
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-наглядных пособий по основам философии;
-опорно-логические схемы.
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиа - проектор.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Основные источники:
1.

Аблеев С.Р. Лекции по философии: Учебник для учреждений

среднего профессионального образования. – М.: Высш. Шк., 2019. – 250 с.
2.

Горелов А.А. Основы философии: учебное пособие для студ.

сред. проф. учеб. Заведений / А.А. Горелов. 7-е изд., стер. - М.: Издательский
центр «Академия», 2019. – 256 с.
3.

Губин В.Д. Основы философии: учебное пособие. - М.:

ФОРУМ: ИНФРА-М, 2018. - 288 с.
4.

Сычев А.А. Основы философии: Учеб. пособие (ГРИФ) //

Сычев А.А.- М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2017. – 368 с.
5.

Канке В.А. Основы философии: учебное пособие для студ.

сред. спец. учеб. заведений. - М.: Университетская книга; Логос. 2017. – 286 с.
Дополнительные источники:
1.

Аблеев С.Р. Философия в схемах и таблицах: Учебное пособие для

вузов/С.Р. Аблеев. – М.: Высш. Шк., 2017. – 207 с.
2.

Балашов В.Е. Занимательная философия. – М.: Издательско-торговая

корпорация «Дашков и Кº», 2017. – 172 с.

13

3.

Краткий философский словарь / Под ред. А.П. Алексеева. – М.: РГ-

Пресс. 2017. – 496 с.
4.

Новая философская энциклопедия: В 4 т./Ин-т философии РАН, Нац.

Общ.-научн. Фонд; Научно-ред. Совет: предс. В.С. Степин, заместители предс.:
А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин, уч. секр. А.П. Огурцов. – М.: Мысль, 2016.
5.

Новейший философский словарь: 3-е изд., исправл. - Мн.: Книжный

Дом. 2017. - 1280 с.
6.

Хрестоматия по философии: Учебное пособие / Отв. ред. и сост. А. А.

Радугин. — Москва: Центр, 2017.— 416с.
7.

philosophy.ru - портал «Философия в России».

8.

intencia.ru - сайт «Все о философии».

9.

philosophy.ru - Античная философия.

10.

http://www.gumer.info/

11.

http://www.countries.ru/library/htm

12.

http://www.filosof.historic.ru

13.

http://www.humanities.edu.ru:8100/db/sect/16

14.

http://www.philosophy.ru/library/lib4.html

15.

http://www.culturologia.info

14

4.

КОНТРОЛЬ

И

ОЦЕНКА

РЕЗУЛЬТАТОВ

ОСВОЕНИЯ

УЧЕБНОЙ

ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется
преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также
выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
В результате освоения дисциплины обучающийся
должен уметь:
- ориентироваться в наиболее общих философских
проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и
смысла жизни как основе формирования культуры
гражданина и будущего специалиста;
- определить значение философии как отрасли
духовной культуры для формирования личности,
гражданской позиции и профессиональных навыков;
- определить соотношение для жизни человека
свободы и ответственности, материальных и духовных
ценностей;
- сформулировать представление об истине и
смысле жизни.
В результате освоения дисциплины обучающийся
должен знать:
- основные категории и понятия философии;
- роль философии в жизни человека и общества;
- основы философского учения о бытии;
- сущность процесса познания;
- основы научной, философской и религиозной
картин мира;
- об условиях формирования личности, свободе и
ответственности за сохранение жизни, культуры,
окружающей среды;
- о социальных и этических проблемах, связанных с
развитием и использованием достижений науки,
техники и технологий.

Формы и методы контроля
и оценки результатов обучения
Формы контроля обучения:
–
домашние
задания
проблемного характера;
– практические задания по
работе с оригинальными текстами;
– подготовка и защита
групповых заданий проектного
характера;
- тестовые задания по
соответствующим темам.
Методы оценки результатов
обучения:
–
мониторинг
роста
творческой самостоятельности и
навыков получения нового знания
каждым обучающимся;
– накопительная оценка.

15

Приложение 1
Технологии формирования общих компетенций
Название ОК
ОК 1. Понимать сущность и социальную
значимость своей будущей профессии,
проявлять к ней устойчивый интерес
ОК 2. Организовывать собственную
деятельность, выбирать типовые методы и
способы выполнения профессиональных задач,
оценивать их эффективность и качество
ОК 3.Принимать решения в стандартных и
нестандартных ситуациях и нести за них
ответственность
ОК 4. Осуществлять поиск и использование
информации, необходимой для эффективного
выполнения профессиональных задач,
профессионального и личностного развития
ОК 5. Использовать информационнокоммуникационные технологии в
профессиональной деятельности
ОК 6. Работать в коллективе и в команде,
эффективно общаться с коллегами,
руководством, потребителями
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу
членов команды (подчиненных), за результат
выполнения заданий
ОК 8. Самостоятельно определять задачи
профессионального и личностного развития,
заниматься самообразованием, осознанно
планировать повышение квалификации
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой
смены технологий в профессиональной
деятельности

Технологии формирования ОК
на учебных занятиях
Поиск информационного по основам
философии, значение дисциплины для
отдельно взятой специальности
Решение проблемных и ситуационных
задач на практических занятиях, на
уроках
Самостоятельная работа в малых
группах (бригадах) при решении
ситуационных задач. Решение
проблемно-ситуационных задач на
занятиях.
Работа с нормативной и справочной
литературой, учебниками. Нахождение
и использование информации для
решения практических заданий,
написания рефератов
Подготовка информационных
сообщений, рефератов с
использованием презентаций.
Участие в деловых играх, конкурсах,
викторинах
Выполнение групповых практических
работ
Участие в конкурсах, олимпиадах, в
творческих исследовательских работах.
Выполнение рефератов, заданий для
самостоятельной работы.

16


Наверх

На сайте используются файлы cookie. На сайте  осуществляется сбор персональных данных посредством метрических программ (Яндекс.Метрика). Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».