21.02.15_ОР_программа ГИА_2024

Программа государственной итоговой аттестации
21.02.15 Открытые горные работы

Программа государственной итоговой аттестации разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного
стандарта по специальности среднего профессионального образования
21.02.15 «Открытые горные работы» и приказом Министерства образования
и науки Российской Федерации от 11.08.2014 №965 «Об утверждении государственного образовательного стандарта среднего профессионального по
специальности 21.02.15 «Открытые горные работы»

Разработчик:
ГБПОУ РХ ЧГСТ, методическое объединение по УГС 21.00.00 «Прикладная геология,
горное дело, нефтегазовое дело и геодезия»

2

Программа государственной итоговой аттестации
21.02.15 Открытые горные работы

Содержание
1. Паспорт Программы государственной итоговой аттестации .................................................... 4
1.1. Общие положения ...................................................................................................................... 4
1.2. Область применения Программы .............................................................................................. 5
1.3. Цель и задачи Программы.......................................................................................................... 5
2. Результаты освоения основной профессиональной образовательной программы ................. 5
3. Условия проведения государственной итоговой аттестации ................................................... 6
3.1. Вид государственной итоговой аттестации ............................................................................. 6
3.2. Объем времени на подготовку и проведение ........................................................................... 6
3.3. Порядок и условия проведения государственной итоговой аттестации ............................... 8
3.3.1 Формирование ГЭК .................................................................................................................. 8
3.3.2 Перечень документов, представляемых на заседание ГЭК ................................................ 11
3.3.3 Порядок и условия проведения ГИА .......................... Ошибка! Закладка не определена.
4. Требования к выпускным квалификационным работам и методике и оценивания .............. 20
4.1 Содержание и порядок работы над дипломным проектом .................................................... 20
4.2 Рецензирование выпускной квалификационной работы ....................................................... 21
4.3 Оценивание и принятие решений ГЭК .................................................................................... 22
5. Порядок подачи и рассмотрения апелляции ............................................................................. 29
6. Подготовка аттестационного испытания ................................................................................... 33
Приложения
А - Примерные темы выпускных квалификационных работ по специальности 21.02.15
«Открытые горные работы, 2024 г. ................... ………………………………………….………36
Б - Образец оформления отзыва руководителя дипломного проекта ......................................... 45
В - Образец оформления рецензии ................................................................................................. 47
Г - Памятка для рецензента ............................................................................................................ 49
Д - Карта-матрица документов, подтверждающих освоение обучающимися компетенций ... 50
Е - Результаты защиты ВКР по специальности 21.02.15«Открытые горные работы» ............ 53
Ж - Общие результаты подготовки выпускников по специальности 21.02.15 «Открытые
горные работы» ................................................................................................................................ 53

3

Программа государственной итоговой аттестации
21.02.15 Открытые горные работы

1 Паспорт Программы государственной итоговой аттестации
1.1 Общие положения
В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании в
Российской Федерации», государственная итоговая аттестация выпускников,
завершающих обучение по программам среднего профессионального образования в образовательных учреждениях, является обязательной.
Программа государственной итоговой аттестации разработана в соответствии с:
 Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
 Приказом

Министерства

просвещения

Российской

Федерации

от

08.11.2021 № 800 (ред. от 19.01.2023) "Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам

среднего

профессионального

образования"

(Зарегистрирован

07.12.2021 № 66211)
 ФГОС по специальности 21.02.15 Открытые горные работы, утвержденным приказом Минобрнауки РФ от 11.08.2014 г. № 965;
 Приказом Минтруда России от 19.01.2017 №52н «Об утверждении профессионального стандарта «Горнорабочий» (зарегистрировано в Минюсте России 08.02.2017 № 45568);
 Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 21 октября
2021 года N 752н «Об утверждении профессионального стандарта "Машинист экскаватора" (зарегистрировано в Минюсте России 22 декабря
2020 г., регистрационный N 61717):
 Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 30 марта 2021
года N 167н «Об утверждении профессионального стандарта " Машинист
буровой установки " (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 30 апреля 2021 года, регистрационный N 63347):
 Уставом ГБПОУ РХ ЧГСТ;
4

Программа государственной итоговой аттестации
21.02.15 Открытые горные работы

 Положением о проведении итоговой аттестации ГБПОУ РХ «Черногорский горно-строительный техникум», утвержденным приказом руководителя № 578У от 15.09.2022 г.
Настоящая Программа определяет совокупность требований к государственной итоговой аттестации по специальности 21.02.15 Открытые горные
работы на 2023/2024 учебный год.
1.2 Область применения Программы
Государственная итоговая аттестация призвана способствовать систематизации и закреплению знаний и умений обучающегося по специальности
при решении конкретных профессиональных задач, определять уровень подготовки выпускника к самостоятельной работе.
Государственная итоговая аттестация является частью оценки качества
освоения основной профессиональной образовательной программы по специальности 21.02.15 Открытые горные работы и является обязательной процедурой для выпускников очной и заочной форм обучения, завершающих
освоение основной профессиональной образовательной программы (далее ОПОП) среднего профессионального образования в ГБПОУ РХ ЧГСТ.
1.3 Цель и задачи Программы
Целью государственной итоговой аттестации является установление
соответствия уровня и качества профессиональной подготовки выпускника
по специальности 21.02.15 Открытые горные работы требованиям Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования и работодателей.
К итоговым аттестационным испытаниям, входящим в состав государственной итоговой аттестации, допускаются обучающиеся, успешно завершившие в полном объеме освоение основной профессиональной образовательной программы по специальности 21.02.15 Открытые горные работы.
5

Программа государственной итоговой аттестации
21.02.15 Открытые горные работы

2

Результаты

освоения

основной

профессиональной

образовательной программы
Результатом освоения основной профессиональной образовательной
программы по специальности 21.02.15 Открытые горные работы является
овладение обучающимися видом профессиональной деятельности:
1. Ведение технологических процессов горных и взрывных работ.
2. Контроль за безопасностью ведения горных и взрывных работ.
3. Организация деятельности персонала производственного подразделения
4. Выполнение работ профессиям 19006 Машинист буровой установки (ПС)
и 14388 Машинист экскаватора, 17111 Горнорабочий.
Необходимым условием допуска к ГИА является представление документов, подтверждающих освоение выпускниками общих и профессиональных компетенций при изучении теоретического материала и прохождении
практики по каждому из основных видов профессиональной деятельности.
Название
профессионального модуля

Код

ПК 1.1.
Ведение технологических процес- ПК 1.2.
сов
горных
и
взрывных работ.
ПК 1.3.
ПК 1.4.
ПК 2.1.
Контроль за безопасностью ведения
горных и взрывных ПК 2.2.
работ.
ПК 2.3.
ПК 2.4.
ПК 3.1.
Организация
деятельности персонала ПК 3.2.
производственного
подразделения.
ПК 3.3.
ПК 4.1.

Наименование результата обучения
Планировать ведение горных работ и оформлять техническую документацию.
Организовывать и контролировать ведение горных работ на
участке.
Организовывать и контролировать ведение взрывных работ
на участке.
Обеспечивать выполнение плановых показателей.
Контролировать выполнение требований отраслевых норм, инструкций и правил безопасности при ведении горных и взрывных
работ.
Контролировать выполнение требований пожарной безопасности.
Контролировать состояние рабочих мест и оборудования на участке в соответствии с требованиями охраны труда.
ПК2.4 Организовывать и осуществлять производственный контроль соблюдения требований промышленной безопасности и
охраны труда на участке.
ПК3.1 Организовывать работу по управлению персоналом на производственном участке.
ПК3.2 Обеспечивать материальное и моральное стимулирование
трудовой деятельности персонала.
ПК3.3 Анализировать процесс и результаты деятельности персонала участка.
ПК 4.1. Управлять экскаватором.

6

Программа государственной итоговой аттестации
21.02.15 Открытые горные работы

Выполнение работ
профессиям 19006
Машинист буровой
установки (ПС) и
14388
Машинист
экскаватора, 17111
Горнорабочий

ПК 4.2.
ПК 4.3.
ПК 4.4.
ТФ 4.1.

ТФ 4.2.

ОК 1
ОК 2
ОК 3
ОК 4
ОК 5
ОК 6
ОК 7
ОК 8
ОК 9

ПК 4.2. Вести технологический процесс экскавации и переэкскавации горной массы.
ПК 4.3. Производить техническое обслуживание и ремонт экскаватора.
ПК 4.4. Работать в электроустановках.
Выполнение механизированных работ средней сложности буровой
установкой грузоподъемностью на крюке до 1,5 т и самоходным
станком вращательного бурения с двигателем мощностью до 50
кВт.
Выполнение ежесменного и периодического технического обслуживания буровой установки
грузоподъемностью на крюке до 1,5 т и самоходного станка вращательного бурения с двигателем мощностью до 50 кВт.
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей
профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать
их эффективность и качество.
Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и
нести за них ответственность.
Осуществлять поиск и использование информации, необходимой
для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
Использовать информационно-коммуникационные технологии в
профессиональной деятельности.
Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

3 Условия проведения государственной итоговой аттестации
3.1 Вид государственной итоговой аттестации
Государственная итоговая аттестация выпускников по программам
СПО в соответствии с ФГОС по специальности 21.02.15 Открытые горные
работы проводится: в форме демонстрационного экзамена и защиты дипломного проекта (работы) для выпускников, осваивающих программы подготовки специалистов среднего звена;
3.2 Объем времени на подготовку и проведение
В соответствии с компетентностно-ориентированным учебным планом
специальности 21.02.15 Открытые горные работы объем времени на подго7

Программа государственной итоговой аттестации
21.02.15 Открытые горные работы

товку и проведение защиты ВКР составляет 6 недель (с «18» мая по «28»
июня 2024 г.), в том числе:
 на подготовку выпускной квалификационной работы – 4 недели (с 18
мая по 14 июня 2024 г.);
 защиту выпускной квалификационной работы – 2 недели (с 15 июня по
28 июня 2024);
3.3 Процедура проведения ГИА
3.3.1 Формирование ГЭК
В целях определения соответствия результатов освоения выпускниками
имеющих государственную аккредитацию образовательных программ среднего профессионального образования соответствующим требованиям ФГОС
СПО ГИА проводится государственными экзаменационными комиссиями
(далее - ГЭК), создаваемыми образовательной организацией по каждой
укрупненной группе профессий, специальностей среднего профессионального образования либо по усмотрению образовательной организации по отдельным профессиям и специальностям среднего профессионального образования.
ГЭК формируется из числа педагогических работников образовательных организаций, лиц, приглашенных из сторонних организаций, в том числе:
 педагогических работников;
 представителей организаций-партнеров, направление деятельности которых соответствует области профессиональной деятельности, к которой
готовятся выпускники.
Состав ГЭК утверждается распорядительным актом образовательной
организации и действует в течение одного календарного года. В состав ГЭК
входят председатель ГЭК, заместитель председателя ГЭК и члены ГЭК.
ГЭК возглавляет председатель, который организует и контролирует де8

Программа государственной итоговой аттестации
21.02.15 Открытые горные работы

ятельность ГЭК, обеспечивает единство требований, предъявляемых к выпускникам.
Председатель ГЭК утверждается не позднее 20 декабря текущего года
на следующий календарный год (с 1 января по 31 декабря) по представлению
образовательной организации органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в ведении которого соответственно находится образовательная организация.
Председателем ГЭК образовательной организации утверждается лицо,
не работающее в образовательной организации, из числа:
 руководителей или заместителей руководителей организаций, осуществляющих образовательную деятельность, соответствующую области профессиональной деятельности, к которой готовятся выпускники;
 представителей работодателей или их объединений, организацийпартнеров, включая экспертов, при условии, что направление деятельности данных представителей соответствует области профессиональной деятельности, к которой готовятся выпускники.
Руководитель образовательной организации является заместителем
председателя ГЭК. В случае создания в образовательной организации нескольких ГЭК назначается несколько заместителей председателя ГЭК из
числа заместителей руководителя образовательной организации или педагогических работников.
К ГИА допускаются выпускники, не имеющие академической задолженности и в полном объеме выполнившие учебный план или индивидуальный учебный план.
Требования к дипломным проектам (работам), методика их оценивания, задания и критерии оценивания государственных экзаменов, а также
уровни демонстрационного экзамена, конкретные комплекты оценочной документации, выбранные образовательной организацией, исходя из содержания реализуемой образовательной программы, из размещенных на офици9

Программа государственной итоговой аттестации
21.02.15 Открытые горные работы

альном сайте оператора в сети "Интернет" единых оценочных материалов,
включаются в программу ГИА.
ГИА выпускников не может быть заменена на оценку уровня их подготовки на основе текущего контроля успеваемости и результатов промежуточной аттестации, за исключением случая, предусмотренного пунктом 58
Порядка, утвержденного Приказом Минпросвещения России от 08.11.2021 N
800.
Программа ГИА утверждается образовательной организацией после
обсуждения на заседании педагогического совета с участием председателей
ГЭК, после чего доводится до сведения выпускников не позднее, чем за
шесть месяцев до начала ГИА.
3.3.2 Перечень документов представляемых на заседание ГЭК
1. Программа государственной итоговой аттестации.
2. Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по данной специальности – ФГОС (карта-матрица
сформированности профессиональных и общих компетенций - приложение 5).
3. Дипломный проект (подписанный обучающимся, руководителем работы и лицом, осуществляющим нормоконтроль).
4. Отзыв руководителя дипломного проекта (приложение 2).
5. Внешняя рецензия (приложение 3).
6. Приказ о создании ГЭК и апелляционной комиссии.
7. Приказ директора о допуске студентов к ГИА.
8. Сведения об успеваемости студентов (личная карточка студента и зачетная книжка).
9. Оценочная ведомость защиты дипломного проекта (приложение 6).
10.Книга протоколов заседания ГЭК.
3.3.3 Порядок и условия проведения ГИА
Защита дипломных проектов проводится на открытом заседании госу10

Программа государственной итоговой аттестации
21.02.15 Открытые горные работы

дарственной экзаменационной комиссии. На защиту дипломного проекта отводится до 45 минут. Процедура защиты устанавливается председателем государственной экзаменационной комиссии (ГЭК) по согласованию с членами
комиссии и включает доклад студента (не более 10-15 минут), чтение отзыва,
рецензии, вопросы членов комиссии, ответы студента на замечания руководителя и рецензента, ответы студента на вопросы председателя ГЭК и членов ГЭК.
4 Требования к выпускным квалификационным работам и методике их оценивания
4.1 Содержание и порядок работы над дипломным проектом
Для подготовки дипломного проекта студенту назначается руководитель и консультант по следующим разделам – общей части, специальной части, охране труда, специальному вопросу (индивидуальному дополнительному заданию), организация работы персонала.
Руководитель ВКР принимает участие в выборе темы ВКР, разработке
рабочего плана, а так же оказывает практическую помощь по направлениям:
 определение списка необходимой литературы, справочных, статистических и других источников;
 консультирование по вопросам содержания ВКР;
 выбор методологии и методики проведения работ;
 осуществляет контроль над выполнением установленного плана-графика,
своевременным отчетом выпускника о ходе написания ВКР, корректностью использованной литературы, статистических и иных данных.
Письменный отзыв руководителя должен содержать указания на:
 практическую значимость ВКР;
 теоретический и практический уровень выполненной работы;
 соответствие содержания работы заявленной теме;
11

Программа государственной итоговой аттестации
21.02.15 Открытые горные работы

 обоснованность используемых технологий и современность применяемого горного оборудования и транспорта;
 имеющиеся в работе недостатки;
 степень самостоятельности и творческий подход при подготовки ВКР.
 решение о степени её соответствия требованиям и готовности к публичной защите.
По завершении оформления студентом дипломного проекта руководитель подписывает его и вместе с письменным отзывом передает на рецензирование. Не позднее, чем за 2 дня до начала ГИА, студент сдает дипломный
проект с отзывом и рецензией заместителю директора по УМР техникума.
Основными функциями консультанта дипломного проекта являются:
 руководство разработкой индивидуального плана подготовки и выполнения дипломного проекта в части содержания консультируемого вопроса;
 оказание помощи студенту в подборе необходимой литературы в части содержания консультируемого вопроса;
 контроль процесса выполнения дипломного проекта в части содержания
консультируемого вопроса.
4.2 Рецензирование выпускных квалификационных работ
Дипломные проекты рецензируются специалистами из числа работников горнодобывающих организаций, хорошо владеющих вопросами, связанными с тематикой дипломных проектов. Рецензенты дипломных проектов
назначаются приказом директора техникума.
Дипломный проект с отзывом руководителя представляется заместителю директора по учебной-методической работе, который направляет его на
рецензирование.
Рецензия должна включать:
 заключение о соответствии выпускной работы заданию на нее;
 оценку качества выполнения каждого раздела дипломного проекта;
12

Программа государственной итоговой аттестации
21.02.15 Открытые горные работы

 оценку степени разработки новых вопросов, оригинальности решений
(предложений), теоретической и практической значимости проекта;
 оценку дипломного проекта.
Оценка дипломного проекта проводится по четырехбалльной шкале:
«отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».
На рецензирование одного дипломного проекта образовательным
учреждением предусмотрено 3 часа.
Содержание рецензии доводится до сведения студента не позднее, чем
за день до защиты дипломного проекта. Внесение изменений в дипломный
проект после получения рецензии не допускается.
Заместитель директора по учебно-методической работе после ознакомления с отзывом руководителя и рецензией решает вопрос о допуске студента к защите и передает дипломный проект в Государственную аттестационную комиссию.
4.3 Оценивание и принятие решений ГЭК
Критерии оценивания уровня освоения профессиональных компетенций основаны на требованиях ФГОС СПО по специальности (п. V. «Требования к результатам освоения основной профессиональной образовательной
программы»).
Для выпускников, обучающихся по специальности 21.02.15 Открытые
горные работы, предусмотрена единая оценка по ГИА, формируемая исходя
из результатов защиты дипломного проекта.
При определении оценки по защите дипломного проекта (работы) учитываются: качество устного доклада выпускника, свободное владение материалом дипломного проекта (работы), корректность ответов на вопросы, отзыв руководителя.
Оценка защиты дипломного проекта осуществляется в соответствии, с
оценочным листом, представленном в таблице 4.2. Шкала оценивания результатов защиты дипломного проекта (работы) представлена в таблице 4.3.
13

Программа государственной итоговой аттестации
21.02.15 Открытые горные работы

Оценка среднее арифметическое значение результатов по дипломному
проекту. Результаты проведения ГИА объявляются в тот же день после
оформления протоколов заседаний ГЭК.

14

Программа государственной итоговой аттестации
21.02.15 Открытые горные работы

Таблица 4.2
№
п/
п

ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ ЗАЩИТЫ ДИПЛОМНОГО ПРОЕКТА (РАБОТЫ)
Компетенции
Показатели
Критерии оценивания
Максимальоценивания
ный балл

Общие:
ОК 01, ОК 02,
ОК 03, ОК 04,
ОК 05, ОК 06,
ОК 07, ОК 08,
ОК 09
Профессиональные:
ПК 1.1, ПК 1.2,
ПК 1.3, ПК 2.1,
1.
ПК 2.2, ПК 2.3,
ПК 2.4, ПК 3.1,
ПК 3.2

2.

3.

4.

Содержание
дипломного
проекта
(работы)
10 баллов

Оформление
дипломного
проекта
(работы)
1 балла

Содержание и
оформление
презентации
1 балл

Ответы на
дополнительн
ые вопросы
8 баллов

Соответствие структуры и
содержания работы
требованиям ФГОС и
методических рекомендаций
Полнота раскрытия темы
работы
Практическая
направленность работы, ее
актуальность
Самостоятельность подхода
в раскрытии темы, наличие
собственной точки зрения
Соответствие современным
методам и технологиям
Правильность выполнения
расчетов
Обоснованность выводов

1

Соответствие оформления
работы требованиям
методических рекомендаций
В тексте работы есть ссылки
на источники и литературу
Список источников и
литературы актуален и
оформлен в соответствии с
требованиями методических
рекомендаций
Полнота и соответствие
содержания презентации
содержанию дипломного
проекта (работы)
Грамотность речи и
правильность использования
профессиональной
терминологии
Полнота, точность,
аргументированность
ответов

0,5

Итого:

2
2

1

2
1
1

0,5

1

1

8

20

15

Программа государственной итоговой аттестации
21.02.15 Открытые горные работы

Таблица 4.3 - Шкала оценивания результатов защиты дипломного проекта (работы)

Баллы

Оценка

18,
19,
20

отлично

Уровень
сформированности
компетенций
высокий

14,
15,
16,
17

хорошо

средний

10,
11,

удовлетворитель-

низкий

Критерии оценки содержания и защиты дипломного
проекта (работы)
Доклад структурирован; всестороннее освещение избранной темы в тесной взаимосвязи с
практикой и современными достижениями
науки, техники и технологии; студент показал
умение работать с основной литературой и
нормативными документами; показывает глубокое знание специальной литературы; демонстрирует самостоятельные суждения (или расчеты), имеющие принципиальное значение для
разработки темы; даны практические рекомендации по повышению эффективности и качества работы исследуемой структуры или объекта; ответы на вопросы членов экзаменационной
комиссии носят четкий характер, раскрывают
сущность вопроса, подкрепляются положениями нормативно-правовых актов, выводами и
расчетами из дипломного проекта (работы),
показывают самостоятельность и глубину изучения проблемы студентом; высокий уровень
оформления работы и ее презентация при защите. Дипломный проект (работа) имеет положительный отзыв руководителя.
Доклад структурирован; допускается погрешность в логике выведения одного из наиболее
значимого вывода, но устраняется в ходе дополнительных уточняющихся вопросов; в заключительной части нечетко начертаны перспективы и задачи дальнейшего исследования
данной темы; ВКР выполнена в соответствии с
целевой установкой, отвечает предъявляемым
требованиям; оформлена в соответствии с требованиями, предъявляемыми к ней; ответы на
вопросы членов экзаменационной комиссии
носят расплывчатый характер, но при этом раскрывают сущность вопроса, подкрепляются
положениями нормативно-правовых актов, выводами и расчетами из дипломного проекта
(работы); студент показывают самостоятельность и глубину изучения. Дипломный проект
(работа) имеет положительный отзыв руководителя.
Доклад структурирован; допущены неточности
при раскрытии причин выбора и актуальности
16

Программа государственной итоговой аттестации
21.02.15 Открытые горные работы

12,
13

но

9и
менее

неудовлетворительно

недостаточный

темы, целей работы и ее задач; допущена грубая погрешность в логике выведения одного из
наиболее значимых выводов, которая при указании на нее устраняются с трудом; в заключительной части слабо показаны перспективы и
задачи дальнейшего исследования данной темы, вопросы практического применения и
внедрения результатов исследования в практику; ответы на вопросы поверхностны, не отличаются глубиной и аргументированностью. В
отзыве руководителя на дипломный проект
(работу) указывают замечания и недостатки,
которые не позволили студенту полно раскрыть
тему
Доклад не структурирован; слабо раскрываются причины выбора и актуальность темы, цели
работы и ее задачи; допущены грубые погрешности в логике выведения нескольких из
наиболее значимых выводов, которые при указании на них не устраняются; работа носит
компилятивный характер; в заключительной
части слабо отражаются перспективы и задачи
дальнейшего исследования данной темы, вопросы практического применения и внедрения
результатов исследования в практику. Дипломный проект (работа) выполнен с нарушением
целевой установки и не отвечает предъявляемым требованиям; в оформлении имеются отступления от стандарта. Ответы на вопросы
членов экзаменационной комиссии носят поверхностный характер, не раскрывают его
сущности, не подкрепляются положениями
нормативно-правовых актов, выводами и расчетами из дипломного проекта (работы), показывают отсутствие самостоятельности и глубины изучения проблемы. В отзыве руководителя
на дипломный проект (работу) имеются существенные замечания.

Решение ГЭК принимается на закрытом заседании простым большинством голосов членов комиссии, участвующих в заседании (при равенстве
голосов, голос председателя является решающим). Результаты ГИА объявляются в тот же день после оформления в установленном порядке протоколов заседаний ГЭК.

17

Программа государственной итоговой аттестации
21.02.15 Открытые горные работы

Присуждение квалификации осуществляется на заключительном заседании ГЭК и фиксируется в протоколе заседания. Протокол подписывается
председателем, секретарём и всеми членами государственной экзаменационной комиссии. Ведение протоколов осуществляется в прошнурованных книгах, листы которых пронумерованы. Книга протоколов хранится в течение 75
лет.
Решение ГЭК о присвоении квалификации выпускникам, прошедшим
ГИА, и выдаче диплома о среднем профессиональном образовании, оформляется приказом руководителя техникума.
В случае досрочного завершения ГИА выпускником по независящим от
него причинам результаты ГИА оцениваются по фактически выполненной
работе, или по заявлению такого выпускника ГЭК принимается решение об
аннулировании результатов ГИА, а такой выпускник признается ГЭК не
прошедшим ГИА по уважительной причине.
Выпускникам, не прошедшим ГИА по уважительной причине, в том
числе не явившимся для прохождения ГИА по уважительной причине (далее
- выпускники, не прошедшие ГИА по уважительной причине), предоставляется возможность пройти ГИА без отчисления из образовательной организации.
Выпускники, не прошедшие ГИА по неуважительной причине, в том
числе не явившиеся для прохождения ГИА без уважительных причин (далее выпускники, не прошедшие ГИА по неуважительной причине), и выпускники, получившие на ГИА неудовлетворительные результаты, могут быть допущены образовательной организацией для повторного участия в ГИА не более двух раз.
Дополнительные заседания ГЭК организуются в установленные образовательной организацией сроки, но не позднее четырех месяцев после подачи заявления выпускником, не прошедшим ГИА по уважительной причине.

18

Программа государственной итоговой аттестации
21.02.15 Открытые горные работы

Выпускники, не прошедшие ГИА по неуважительной причине, и выпускники, получившие на ГИА неудовлетворительные результаты, отчисляются из образовательной организации и проходят ГИА не ранее чем через
шесть месяцев после прохождения ГИА впервые.
При неудовлетворительной оценке дипломного проекта повторная защита возможна не ранее следующего года. Студенту, получившему оценку
"неудовлетворительно", при защите дипломного проекта, выдается академическая справка установленного образца. Академическая справка обменивается на диплом в соответствии с решением ГЭК после успешной защиты студентом дипломного проекта.
Для прохождения ГИА выпускники, не прошедшие ГИА по неуважительной причине, и выпускники, получившие на ГИА неудовлетворительные
результаты, восстанавливаются в образовательной организации на период
времени, установленный образовательной организацией самостоятельно, но
не менее предусмотренного календарным учебным графиком для прохождения ГИА соответствующей образовательной программы среднего профессионального образования.
После ГИА, государственная экзаменационная комиссия составляет отчёт (приложение 5,6), который обсуждается на совете образовательного
учреждения.
Результаты проведения ГИА оцениваются с проставлением одной из
отметок: "отлично", "хорошо", "удовлетворительно", "неудовлетворительно"
- и объявляются в тот же день после оформления протоколов заседаний ГЭК.
5 Порядок подачи и рассмотрения апелляций
По результатам государственной итоговой аттестации выпускник имеет право подать в апелляционную комиссию письменное апелляционное заявление о нарушении, по его мнению, установленного порядка проведения
ГИА и (или) несогласии с ее результатами (далее - апелляция).

19

Программа государственной итоговой аттестации
21.02.15 Открытые горные работы

Апелляция о нарушении порядка проведения государственной итоговой аттестации подается непосредственно в день проведения государственной итоговой аттестации.
Апелляция о несогласии с результатами государственной итоговой аттестации выдается не позднее следующего рабочего дня после объявления
результатов государственной итоговой аттестации.
Апелляция рассматривается апелляционной комиссией не позднее трех
рабочих дней с момента ее поступления.
По результатам ГИА выпускник имеет право подать в апелляционную
комиссию письменную апелляцию о нарушении, по его мнению, Порядка и
(или) несогласии с результатами ГИА (далее - апелляция).
Апелляция подается лично выпускником или родителями (законными
представителями) несовершеннолетнего выпускника в апелляционную комиссию образовательной организации. Апелляция о нарушении Порядка подается непосредственно в день проведения ГИА, в том числе до выхода из
центра проведения экзамена. Апелляция о несогласии с результатами ГИА
подается не позднее следующего

рабочего дня после объявления результа-

тов ГИА.
Апелляция рассматривается апелляционной комиссией не позднее трех
рабочих

дней с момента ее поступления.

Состав апелляционной комиссии утверждается образовательной организацией

одновременно с утверждением состава ГЭК. Апелляционная ко-

миссия состоит из председателя апелляционной комиссии, не менее пяти
членов апелляционной комиссии и секретаря апелляционной комиссии из
числа педагогических работников образовательной организации, не входящих в данном учебном году в состав ГЭК. Председателем апелляционной
комиссии может быть назначено лицо из числа руководителей или заместителей руководителей организаций, осуществляющих образовательную деятельность, соответствующую области профессиональной деятельности, к ко20

Программа государственной итоговой аттестации
21.02.15 Открытые горные работы

торой готовятся выпускники, представителей организаций-партнеров или их
объединений, включая экспертов, при условии, что направление деятельности данных представителей соответствует области профессиональной деятельности, к которой готовятся выпускники, при условии, что такое лицо не
входит в состав ГЭК.
Апелляция рассматривается на заседании апелляционной комиссии с
участием не менее двух третей ее состава. На заседание апелляционной комиссии приглашается председатель соответствующей ГЭК.
По решению председателя апелляционной комиссии заседание апелляционной комиссии может пройти с применением средств видео, конференцсвязи, а равно посредством предоставления письменных пояснений по поставленным апелляционной комиссией вопросам.
Выпускник, подавший апелляцию, имеет право присутствовать при
рассмотрении

апелляции.

С несовершеннолетним выпускником имеет право присутствовать
один из родителей (законных представителей). Указанные лица должны при
себе иметь документы, удостоверяющие личность.
Рассмотрение апелляции не является пересдачей ГИА.
При рассмотрении апелляции о нарушении Порядка апелляционная
комиссия устанавливает достоверность изложенных в ней сведений и выносит одно из следующих решений:
 об отклонении апелляции, если изложенные в ней сведения о нарушениях
Порядка не подтвердились и (или) не повлияли на результат ГИА;
 об удовлетворении апелляции, если изложенные в ней сведения о допущенных нарушениях Порядка подтвердились и повлияли на результат
ГИА.
В последнем случае результаты проведения ГИА подлежат аннулированию, в связи с чем, протокол о рассмотрении апелляции не позднее следующего рабочего дня передается

в ГЭК для реализации решения апелляци21

Программа государственной итоговой аттестации
21.02.15 Открытые горные работы

онной комиссии. Выпускнику предоставляется

возможность

пройти

ГИА в дополнительные сроки, установленные образовательной организацией
без отчисления такого выпускника из образовательной организации в срок не
более четырех месяцев после подачи апелляции.
В случае рассмотрения апелляции о несогласии с результатами ГИА,
полученными при защите дипломного проекта (работы), секретарь ГЭК не
позднее следующего рабочего дня с момента поступления апелляции направляет в апелляционную комиссию дипломный проект (работу), протокол заседания ГЭК.
В результате рассмотрения апелляции о несогласии с результатами
ГИА апелляционная комиссия принимает решение об отклонении апелляции
и сохранении результата ГИА либо об удовлетворении апелляции и выставлении иного результата ГИА.
Решение апелляционной комиссии не позднее следующего рабочего
дня передается в ГЭК. Решение апелляционной комиссии является основанием для аннулирования ранее выставленных результатов ГИА выпускника и
выставления новых результатов в соответствии с мнением апелляционной
комиссии.
Решение апелляционной комиссии принимается простым большинством голосов. При равном числе голосов голос председательствующего на
заседании апелляционной комиссии является решающим. Решение апелляционной комиссии доводится до сведения подавшего апелляцию выпускника в
течение трех рабочих дней со дня заседания апелляционной комиссии.
Решение апелляционной комиссии является окончательным и пересмотру не подлежит.
Решение апелляционной комиссии оформляется протоколом, который
подписывается председателем (заместителем председателя) и секретарем
апелляционной комиссии и хранится в архиве образовательной организации.

22

Программа государственной итоговой аттестации
21.02.15 Открытые горные работы

6 Подготовка аттестационного испытания
Тематика ВКР разрабатывается преподавателями в рамках профессиональных модулей:
ПМ.01 Ведение технологических процессов горных и взрывных работ.
ПМ.02 Контроль за безопасностью ведения горных и взрывных работ.
ПМ.03 Организация деятельности персонала производственного подразделения
ПМ.04 Выполнение работ профессиям 19006 Машинист буровой установки
(ПС) и 14388 Машинист экскаватора, 17111 Горнорабочий.
по программам базовой подготовки, согласовывается с представителями из
числа работодателей Республики Хакасия и рассматривается на заседании
МО по УГС 21.00.00 Прикладная геология, горное дело, нефтегазовое дело и
геодезия, затем утверждается директором ГБПОУ РХ ЧГСТ. Примерная тематика выпускных квалификационных работ (приложение 1).
Закрепление тем ВКР (с указанием руководителей, консультантов и
сроков выполнения) за студентами, оформляется приказом директора техникума. Допускается повторение тем ВКР, но при условии разных проектируемых предприятий.
Задание на дипломное проектирование выдается студентам не позднее
двух недель до выхода на преддипломную практику.
Выпускная квалификационная работа выполняется студентом по материалам, собранным им лично в период преддипломной практики и носит
практико-ориентированный характер.
Дипломный проект должен состоять из пояснительной записки,
оформленной в соответствии с требованиями ГОСТ 2.105-2019 и ГОСТ
2.106-2019 и графического материала.
Объем рукописного текста пояснительной записки дипломного проекта должен находиться в пределах 60 - 120 листов бумаги формата А4
(210x297 мм). Объем графической части проекта не менее 3 листов формата
23

Программа государственной итоговой аттестации
21.02.15 Открытые горные работы

А1 (594x841мм) и определяется руководителем дипломного проекта в зависимости от темы.
Содержание дипломного проекта включает в себя:
- введение;
- общую часть (где дается анализ существующего состояния работ на горном предприятии);
- специальную часть (состоящую из теоретической и практической части:
где в теоретической части дается теоретическое освещение темы на основе
анализа имеющейся литературы, горно-геологическая и горно-техническая
характеристика проектируемого участка, обоснование выбора способа
вскрытия,

системы

разработки,

средств

механизации,

необходимые

технические характеристики горных машин и отражать организационные
вопросы производства;

практическая часть представлена расчетами,

анализом экспериментальных данных и другими видами работы);
- охрану труда;
- специальный вопрос (индивидуальное дополнительное задание);
- мероприятия по охране природы и окружающей среды;
- экономическую часть;
- выводы по проекту;
- список используемой литературы;
- графическую часть.
Пояснительная записка состоит из обложки из жесткого материала, титульного листа, задания, содержания, введения, общей части, специальной
части; охраны труда; специального вопроса (индивидуального дополнительного задания), мероприятий по охране природы и окружающей среды; экономической части; выводов по проекту; списка использованной литературы.
Графическая часть представлена в виде чертежей, графиков, схем, диаграмм.

24

Программа государственной итоговой аттестации
21.02.15 Открытые горные работы

Приложение А

Примерные темы выпускных квалификационных работ
по специальности 21.02.15 «Открытые горные работы», 2024 г.
Темы дипломного
проекта
Выбор и
обоснование способа
вскрытия карьерного
поля применительно
к условиям...

Предприятие
ООО «СУЭК - Хакасия» разрезы:
- Изыхский;
- Черногорский;
-Восточно - Бейский.
ООО «Разрез Аршановский»,
АО УК «Разрез
Степной»,
ООО «Боградский
ГОК»,
ООО «Сорский
ГОК»,
ООО «Бентонит
Хакасии»,

Выбор и обоснование системы разработки применительно к условиям...

ООО «СУЭК - Хакасия» разрезы:
- Изыхский;
- Черногорский;
-Восточно - Бейский.
ООО «Разрез Аршановский»,
АО УК «Разрез
Степной»,
ООО «Боградский
ГОК»,
ООО «Сорский
ГОК»,

Содержание дипломного проекта
Пояснительная записка
Введение.
1.
Общая часть (краткая характеристика горного
предприятия,
геологии,
гидрогеологии,
способа
осушения, электроснабжения горного предприятия.
2.
Специальная часть.
2.1 Выбор и обоснование способа вскрытия.
2.2 Трасса капитальных траншей.
2.3 Назначение и элементы вскрывающих горных
выработок. Капитальные, разрезные и специальные
траншеи.
2.4 Расчёт объёмов капитальной и разрезной траншеи.
2.5 Выбор способа проходки траншей.
2.6 Выбор оборудования для проходки траншей, расчёт
производительности экскаваторов.
2.7 Тяговые расчёты по транспорту при проходке траншей.
2.8 Расчёт буровзрывных работ.
2.9 Определение срока строительства карьера.
3.
Специальный вопрос.
4.
Охрана недр и окружающей среды.
5.
Охрана труда
6.
Экономическая част.
7.
Выводы по проекту.
Графическая часть
1. Схема вскрытия на момент сдачи карьера в
эксплуатацию, план поверхности, геологический разрез.
2. Паспорт проходки капитальных и разрезных траншей.
3. Паспорт буровзрывных работ. Технико-экономические
показатели.
Пояснительная записка
Введение.
1. Общая часть (краткая характеристика существующей
технологии работ на горном предприятии, геологии,
гидрогеологии...
2. Специальная часть.
2.1 Анализ существующей технологии ведения горных
работ.
2.2 Выбор системы разработки (можно по вариантам).
2.3 Выбор горно-транспортного оборудования.
2.4 Расчёт производительности горного оборудования.
2.5 Расчёт элементов системы разработки.
2.6 Организация работ в блоке и на участке.
2 . 7 . Буровзрывные работы
2 . 8 . Карьерный транспорт
2 . 9 . Отвальное хозяйство
3. Специальный вопрос

25

Программа государственной итоговой аттестации
21.02.15 Открытые горные работы

ООО «Бентонит
Хакасии»,

Технология и механизация добычных
(вскрышных) работ
применительно к
условиям...

ООО «СУЭК - Хакасия» разрезы:
- Изыхский;
- Черногорский;
-Восточно - Бейский.
ООО «Разрез Аршановский»,
АО УК «Разрез
Степной»,
ООО «Боградский
ГОК»,
ООО «Сорский
ГОК»,
ООО «Бентонит
Хакасии»,

Повышение производительности горно-транспортного
оборудования на
вскрышном (добычном) участке

ООО «СУЭК - Хакасия» разрезы:
- Изыхский;
- Черногорский;
-Восточно - Бейский.
ООО «Разрез Аршановский»,
АО УК «Разрез
Степной»,
ООО «Боградский
ГОК»,
ООО «Сорский
ГОК»,

4. Охрана недр и окружающей среды
5. Охрана труда
6. Экономическая масть
Выводы по проекту
Графическая часть
1. План горных работ и поперечный разрез по полю месторождения с расстановкой оборудования.
2. Технология ведения горных работ.
3. Паспорт буровзрывных работ. Технико-экономические
показатели.
Пояснительная записка
Введение.
1. Общая часть (краткая характеристика существующей технологии работ на горном предприятии, геологии, гидрогеологии...)
2. Специальная часть
2.1 Анализ существующей технологии ведения вскрышных
работ
2.2 Выбор и обоснование системы разработки
2.3 Типы вскрышных экскаваторов, их производительность и количество для обеспечения производственной
мощности участка (можно по вариантам).
2.4 Расчёт элементов системы разработки
2.5 Расчёт карьерного транспорта
2.6 Организация работ в блоке и на участке
2.7. Буровзрывные работы
3. Мероприятия по охране природы и окружающей среды
4. Охрана труда
5. Специальный вопрос
6. Экономическая часть
Выводы по проекту
Графическая часть
1. План горных работ и поперечный разрез с размещением
оборудования.
2. Технология ведения вскрышных (добычных) работ.
3. Паспорт буровзрывных работ. Технико- экономические
показатели
Пояснительная записка
Введение
1. Общая часть (краткая характеристика существующей технологии работ на горном предприятии, геологии, гидрогеологии...)
2. Специальная часть
2.1 Система разработки
2.2 Горно-транспортное оборудование на участке, анализ
работы
2.2 Расчет элементов системы разработки
2.3 Мероприятия по повышению производительности
экскаваторов
2.4 Расчет карьерного транспорта. Мероприятия по
повышению производительности транспорта
2.5 Буровзрывные работы
2.6 Мероприятия по повышению производительности
буровых станков
3. Специальный вопрос

26

Программа государственной итоговой аттестации
21.02.15 Открытые горные работы

ООО «Бентонит
Хакасии»,

Взрывные работы и
их механизация
применительно к
условиям...

ООО «СУЭК - Хакасия» разрезы:
- Изыхский;
- Черногорский;
-Восточно - Бейский.
ООО «Разрез Аршановский»,
АО УК «Разрез
Степной»,
ООО «Боградский
ГОК»,
ООО «Сорский
ГОК»,
ООО «Бентонит
Хакасии»,

Отвалообразование и
рекультивация
нарушенных горными работами земель
применительно к
условиям...

ООО «СУЭК - Хакасия» разрезы:
- Изыхский;
- Черногорский;
-Восточно - Бейский.
ООО «Разрез Аршановский»,
АО УК «Разрез
Степной»,
ООО «Боградский
ГОК»,

4. Мероприятия по охране природы и окружающей среды
5. Охрана труда
6. Экономическая часть
Выводы по проекту
Графическая часть
1. План горных работ
2. Технология ведения горных работ
3. Паспорт буровзрывных работ, ТЭП.
Пояснительная записка
Введение.
1. Общая часть (краткая характеристика существующем
технологии работ на горном предприятии, геологии,
гидрогеологии...)
2. Специальная часть
2.1. Система р а з р а б о т к и
2.2. Выбор экскаваторов, расчет их производительности и
количества
2.3 Элементы системы разработки
2.4 Выбор метода взрывных работ, бурового оборудования,
расчет производительности буровых станков
2.5 Выбор способа взрывания, взрывчатых веществ и
средств взрывания
2.6 Выбор конструкции заряда, схемы монтажа взрывной
сети
2.7 Расчет параметров взрывных работ
2.8. Механизация заряжания и забойки взрывных скважин
2.9. Организация работ на участке при производстве
массовых взрывов
3. Охрана труда. Расчёт безопасных расстояний
4. Специальный вопрос
5. Охрана недр и окружающей среды
6. Экономическая часть
Выводы по проекту
Графическая часть
1. План горных работ и поперечный разрез с размещением
оборудования
2. Технология ведения горных работ.
3. Паспорт буровзрывных работ. Технико-экономические
показатели. Механизация взрывных работ
Пояснительная записка
Введение
1. Общая часть (краткая характеристика существующей технологии работ на горном предприятии, геологии, гидрогеологии...)
2. Специальная масть
2.1 Система разработки
2.2 Экскаваторы, применяемые на вскрышном участке, их
производительность и количество
2.3 Элементы системы разработки, их расчет
2.4 Расчет карьерного транспорта
2.5 Организация работы на отвальном участке
2.6 Расчет основных параметров рекультивации
2.7 Снятие и транспортирование плодородного слоя для восстановления нарушенных земель

27

Программа государственной итоговой аттестации
21.02.15 Открытые горные работы

ООО «Сорский
ГОК»,
ООО «Бентонит
Хакасии»,

Технология и механизация отвальных
работ применительно к условиям...

ООО «СУЭК - Хакасия» разрезы:
- Изыхский;
- Черногорский;
-Восточно - Бейский.
ООО «Разрез Аршановский»,
АО УК «Разрез
Степной»,
ООО «Боградский
ГОК»,
ООО «Сорский
ГОК»,
ООО «Бентонит
Хакасии»,

Рекультивация земель применительно
к условиям...

ООО «СУЭК - Хакасия» разрезы:
- Изыхский;
- Черногорский;
-Восточно - Бейский.
ООО «Разрез Аршановский»,
АО УК «Разрез
Степной»,
ООО «Боградский
ГОК»,

2.8 Складирование плодородного слоя
2.9 Требования к искусственному рельефу поверхности перед
биологической рекультивацией
3. Мероприятия по охране недр и окружающей среды
4. Охрана труда
5. Специальный вопрос
6. Экономическая часть
Выводы по проекту
Графическая часть
1. План горных работ
2. Технология ведения горных работ
3. Отвалообразование, рекультивация. Технико- экономические показатели.
Пояснительная записка
Введение
1. Общая часть (краткая характеристика существующей
технологии работ на горном предприятии, геологии, гидрогеологии...)
2. Специальная часть
2.1 Система разработки
2.2 Экскаваторы, применяемые на вскрышном участке, их
производительность и количество
2.3 Основные параметры системы разработки
2.4 Карьерный транспорт
2.5 Выбор места расположения отвалов, обоснование способа отвалообразования
2.6 Расчёт параметров горнотранспортного оборудования
2.7 Основные параметры львалов
2.8 Механизация отвальных работ
3. Специальный вопрос
4. Охрана труда
5. Охрана недр и окружающей среды
6. Экономическая часть
Выводы по проекту
Графическая часть
1. План горных работ с размещением оборудования
2. Технология горных работ
3. Технология и механизация отвальных работ. Технико—
экономические показатели.
Пояснительная записка
Введение
1. Общая часть (краткая характеристика существующей
технологии работ на горном предприятии, геологии, гидрогеологии.,,.)
2. Специальная часть
2.1. Система разработки на горном предприятии. Элементы системы разработки
2.2 Отвальное хозяйство, расчет основных параметров отвалов
2.2. Рекультивация отвалов и земель, нарушенных при
открытой разработке
2.3. Определение объёмов планировки отвалов
2.5. Оборудование для снятия и перемещения плодородного слоя
2.6. Выбор технологической схемы рекультивации

28

Программа государственной итоговой аттестации
21.02.15 Открытые горные работы

ООО «Сорский
ГОК»,
ООО «Бентонит
Хакасии»,

Охрана окружающей
среды применительно к условиям...

ООО «СУЭК - Хакасия» разрезы:
- Изыхский;
- Черногорский;
-Восточно - Бейский.
ООО «Разрез Аршановский»,
АО УК «Разрез
Степной»,
ООО «Боградский
ГОК»,
ООО «Сорский
ГОК»,
ООО «Бентонит
Хакасии»,

Вскрытие и разработка пласта применительно к условиям....

ООО «СУЭК - Хакасия» разрезы:
- Изыхский;
- Черногорский;
-Восточно - Бейский.
ООО «Разрез Аршановский»,
АО УК «Разрез
Степной»,
ООО «Боградский
ГОК»,
ООО «Сорский
ГОК»,
ООО «Бентонит

3. Охрана труда
4. Мероприятия по охране природы и окружающей среды
5. Специальный вопрос
6. Экономическая часть
Выводы по проекту
Графическая часть
1. План внешних отвалов с размещением оборудования
2. Технологическая схема рекультивации
3. Снятие и складирование почвенного слоя. Технико- экономические показатели.
Пояснительная записка
Введение
1.
Общая часть (краткая характеристика существующей
технологии работ на горном предприятии, геологии, гидрогеологии..)
2.
Специальная часть
2.1. Система разработки, элементы системы разработки
2.2 Основные законодательные документы по охране природы
2.3 Организация охраны окружающей среды на горном предприятии
2.4 Охрана атмосферы
2.5 Защита водных ресурсов от загрязнения
2.6 Рациональное использование земельного отвода горным
предприятиям
2.7 Рекультивация отвалов и земель, нарушенных при открытой разработке
2.8 Рациональное использование минеральных ресурсов
3. Специальный вопрос
4 . Охрана труда
Выводы по проекту
Графическая часть
1. План горных работ с размещением оборудования
2. Технологическая схема рекультивации
3. Мероприятия по охране окружающей среды
Пояснительная записка
Введение.
1. Общая часть (краткая характеристика существующей технологии работ на горном предприятии, геологии, гидрогеологии...)
2. Специальная часть
2.1 Выбор и обоснование способа вскрытия
2.2 Выбор способа проходки траншей
2.3 Выбор оборудования для проходки траншей, расчет
производительности
2.4 Определение срока строительства участка
2.5 Выбор и обоснование системы разработки
2.6 Выбор типа экскаваторов, расчет их производительности и количества
2.7 Расчет элементов системы разработки
2.8 Буровзрывные работы
2.9 Расчёт карьерного транспорта
3.
Специальный вопрос
4.
Охрана труда
5.
Охрана кедр и окружающей среды

29

Программа государственной итоговой аттестации
21.02.15 Открытые горные работы

Хакасии»,

Охрана труда и техника безопасности
на карьере применительно условиям...

ООО «СУЭК - Хакасия» разрезы:
- Изыхский;
- Черногорский;
-Восточно - Бейский.
ООО «Разрез Аршановский»,
АО УК «Разрез
Степной»,
ООО «Боградский
ГОК»,
ООО «Сорский
ГОК»,
ООО «Бентонит
Хакасии»,

Правила безопасности при ведении
взрывных работ
применительно к
условиям...

ООО «СУЭК - Хакасия» разрезы:
- Изыхский;
- Черногорский;
-Восточно - Бейский.
ООО «Разрез Аршановский»,
АО УК «Разрез
Степной»,
ООО «Боградский
ГОК»,
ООО «Сорский
ГОК»,
ООО «Бентонит

Экономическая часть
Выводы по проекту
Графическая часть
1. План горных работ с размещением оборудования
2. Схема вскрытия, схемы проходки и траншей
3. Технология горных работ. Паспорт буровзрывных работ.
Технико- экономические показатели
Пояснительная записка
Введение
1. Общая часть (краткая характеристика существующей
технологии работ на горном предприятии,геологии,
гидрогеологии. . . )
2. Специальная часть
2.1. Анализ существующей технологии ведения горных работ
2.2. Организация работы по охране труда и технике безопасности
2.3. Методы изучения производственного травматизма
2.4. Системы разработки. Проверка элементов системы разработки по По условиям безопасности.
2.5 Обеспечение устойчивости уступов отвалов и определение их параметров.
2.6 Правила безопасности при ведении буровзрывных работ.
2.7 Правила безопасности при эксплуатации электрических
установок.
2.8 Освещение карьера.
3. Охрана окружающей среды.
4. Специальный вопрос
5. Экономическая часть
Выводы по проекту
Графическая часть
1. План горных работ с размещением оборудования
2. Технология ведения горных работ
3. Паспорт буровзрывных работ. Технико-экономические
показатели.
Пояснительная записка
Введение
1.Общая часть (краткая характеристика существующей технологии работ на горном предприятии, геологии, гидрогеологии...)
2. Специальная часть
2.1. Анализ существующей технологии ведения горных работ
2. 2. Система разработки
2.3. Расчет элементов системы разработки
2.4. Расчет параметров буровзрывных работ
2.5. Определение безопасных расстояние по всем факторам
2.6. Организация взрывных работ при производстве массовых
взрывов
3. Специальный вопрос
4. Охрана недр и окружающей среды
5. Экономическая часть .
Выводы по проекту
Графическая часть
1. План горных работ с размещением оборудования
6.

30

Программа государственной итоговой аттестации
21.02.15 Открытые горные работы

Хакасии»,
Технология вскрышных работ с использованием автомобильного транспорта
применительно к
условиям...

ООО «СУЭК - Хакасия» разрезы:
- Изыхский;
- Черногорский;
-Восточно - Бейский.
ООО «Разрез Аршановский»,
АО УК «Разрез
Степной»,
ООО «Боградский
ГОК»,
ООО «Сорский
ГОК»,
ООО «Бентонит
Хакасии»,

Совершенствование
вскрышных (добычных) работ применительно к условиям...

ООО «СУЭК - Хакасия» разрезы:
- Изыхский;
- Черногорский;
-Восточно - Бейский.
ООО «Разрез Аршановский»,
АО УК «Разрез
Степной»,
ООО «Боградский
ГОК»,
ООО «Сорский
ГОК»,
ООО «Бентонит

2. Технология ведения горных работ
3. Паспорт буровзрывных работ. Радиусы опасных зон и
посты оцепления. Технико- экономические показатели.
Пояснительная записка
Введение
1. Общая часть (краткая характеристика существующей
технологии работ на горном предприятии, геологии,
гидрогеологии...)
2. Специальная часть
2.1 Анализ существующего с п о с о б а перемещения карьерных грузов
2.2 Система разработки
2.3 Выбор экскаваторов, расчет их производительности и
количества
2.4 Расчет элементов смстэуы разработки
2.5 Выбор карьерного транспорта, тяговые расчеты по
транспорту
2.6 Организация работ в блоке и на участке
2.7 Буровзрывные работы.
3. Охрана труда
4. Охрана недр и окружающей среды
5. Специальный вопрос
б. Экономическая часть
Графическая часть
1. План горных работ и поперечный разрез с размещением
оборудования.
2. Технология ведения вскрышных работ
3. Паспорт буровзрывных работ. Технико - экономические
показатели
Графическая часть
1. План горных работ с размещением оборудования и поперечный разрез
2. Технология вскрышных работ
3. Паспорт буровзрывных работ. Технико- экономические
показатели.
Пояснительная записка
Введение
1. Общая часть (краткая характеристика существующей
технологии работ на горном предприятии, геологии,
гидрогеологии...)
2. Специальная часть
2.1 Выбор и обоснование системы разработки
2.2 Типы вскрышных экскаваторов, их производительность и количество
2.3 Расчёт элементов системы разработки
2 . 4 Организация работ в блоке и на участке
2 . 5 Расчёт карьерного транспорта
2 . 6 Буровзрывные работы
3. Мероприятия по охране недр и окружающей среды
4. Охрана труда
5. Специальный вопрос
6. Экономическая часть
Выводы по проекту
Графическая часть
1. План горных работ с размещением оборудования и по-

31

Программа государственной итоговой аттестации
21.02.15 Открытые горные работы

Хакасии»,

перечный разрез
2. Технология вскрышных работ
3. Паспорт буровзрывных работ. Технико- экономические
показатели.

Список специальных вопросов
1.

Профилактика и ликвидация горения породных отвалов.

2.

Производство жидкого топлива из угля.

3.

Снижение эксплуатационных потерь угля на разрезе.

4.

Борьба с пылью при работе горнотранспортного оборудования.

5.

Горно-экологический мониторинг техногенных ландшафтов на отработанной части
Черногорского Месторождения.

6.

Геоэкологические проблемы горнодобывающего предприятия.

7.

Повышение эффективности буровзрывных работ

8.

Совершенствование способов буровзрывной подготовки пород на разрезе.

9.

Использование взрывчатых веществ местного изготовления.

10. Ускоренная рекультивация земель с использованием бактериальных препаратов.
11. Короткая каменно-засыпная забойка взрывных скважин.
12. Снижение потерь руды при добыче и транспортировании.
13. Сокращение выхода негабаритов и их дробление.
14. Анализ причин загрязнения воздушного бассейна на карьере.
15. Осушение карьерного поля с использованием противофильтрационной завесы.
16. Профилактика эндогенных пожаров на разрезе.
17. Мониторинг как механизм воздействия на результаты развития предприятия.
18. Новое эффективное средство для борьбы с пылью при добыче.
19. Организация мониторинга отрицательных техногенных воздействий.
20. Снятие и хранение плодородного слоя.
21. Перспективы использования чистых угольных технологий.
22. Предупреждение возможных отказов при взрывных работах.
23. Совершенствование взрывчатых веществ для угольных разрезов.
24. Нормативное обеспечение промышленной и экологической.
25. Нормативное обеспечение промышленной и экологической безопасности на угольных
разрезах.
26. Снижение эксплуатационных потерь угля на разрезе.
27. Экологические проблемы разреза и пути их решения.
32

Программа государственной итоговой аттестации
21.02.15 Открытые горные работы

28. Анализ причин загрязнения воздушного бассейна на разрезе.
29. Перспективы использования чистых угольных технологий.
30. Предупреждение возможных отказов при взрывных работах.
31. Предпосылки перехода к карьеру нового технологического уровня.
32. Снятие и хранение плодородного слоя.
33. Выбор рационального способа обогащения.
34. Повышение безопасности вскрышных работ.
35. Безвзрывная

селективная выемка угольной залежи.

36. Выбор оптимальной высоты уступа.
37. Геоэкологические

проблемы горнодобывающего предприятия.

38. Проблемы использования энергетических ресурсов республики Тыва.
39. Снижение потерь угля при добыче и транспортировании.
40. Применение зарядных устройств для рассредоточения зарядов обводнённых скважинах.
41. Борьба с пылью при работе горнотранспортного оборудования.
42. Использование

взрывчатых веществ местного изготовления.

43. Снятие и хранение плодородного слоя.
44. Дробление

негабаритов профилированными кумулятивными зарядами.

45. Комплексная

механизация путевых работ.

46. Снижение эксплуатационных потерь угля на разрезе.
47. Нормативное

обеспечение промышленной и экологической безопасности на угольных

разрезах.
48. Совершенствование
49. Профилактика
50. Борьба

взрывчатых веществ для угольных разрезов.

эндогенных пожаров на разрезе.

с налипанием и намерзанием на горнотранспортное оборудование.

51. Профилактика

и ликвидация горения породных отвалов.

52. Снижение потерь угля при работе драглайна.
53. Перспективные
54. Ускоренная

шашки-детонаторы для взрывания скважинных зарядов.

рекультивация земель с использованием бактериальных препаратов.

55. Повышение безопасности вскрышных работ.
56. Сокращение выхода негабаритов и их дробление.
57. Мероприятия

по повышению безопасности работ эксплуатации автосамосвалов.

58. Мониторинг как механизм воздействия на результаты развития предприятия.
59. Борьба с самовозгоранием углей на разрезе.
60. Использование

взрывчатых веществ местного изготовления.
33

Программа государственной итоговой аттестации
21.02.15 Открытые горные работы

Приложение Б

Образец оформления отзыва руководителя дипломного проекта
Министерство образования и науки РХ
Государственного бюджетного профессионального образовательного
учреждения Республики Хакасия
«Черногорский горно-строительный техникум»

Отзыв руководителя на дипломный проект
Студент___________________________________________________________
(Фамилия, Имя, Отчество полностью)

Тема дипломного проекта
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Специальность и группа _____________________________________________
Дипломный проект выполнен на ______ листах пояснительной записки и
______ листах графической части.
Оформление выпускной квалификационной работы
(соответствует/ не
соответствует) требованиям стандартов к оформлению дипломных проектов.
Содержание выпускной квалификационной работы (соответствует/ не соответствует) теме и заданию на дипломное проектирование
Актуальность темы диплома, определение задач проектирования с учетом
потребностей практики, полнота раскрытия темы:
_______________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
_______________________________________________________________
Анализ результатов:
Общая оценка научного руководителя (описываются квалификационные знания, умения и
практический опыт выпускника; отмечается работа выпускника в течение всего ди34

Программа государственной итоговой аттестации
21.02.15 Открытые горные работы

пломного проектирования, умение пользоваться научными, нормативными и другими источниками; готовность к самостоятельной деятельности и проявлению инициативы)

_________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
_______________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
_______________________________________________________________
Выводы и рекомендации
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
_______________________________________________________________
Решение о допуске к защите с присвоением соответствующей квалификации
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Пример: Выпускная квалификационная работа заслуживает оценки «…..», а ее автор – присвоения квалификации «…..» по специальности СПО код «….», в случае успешной защиты.

Руководитель дипломного проекта__________________________________
Ф.И.О., должность, квалификационная категория, ученая степень, ученое звание

«______»____________202__ г. _______________________ (личная подпись)

35

Программа государственной итоговой аттестации
21.02.15 Открытые горные работы

Приложение В
Образец оформления рецензии
РЕЦЕНЗИЯ
на выпускную квалификационную работу студента/ки
__________________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество)
Государственного бюджетного профессионального образовательного
учреждения Республики Хакасия
«Черногорский горно-строительный техникум» (ГБПОУ РХ ЧГСТ)
Тема выпускной квалификационной работы
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Выпускная квалификационная работа объемом _______ страниц, содержит: таблиц ____,
иллюстраций (рисунков) ______, источников ______, листов графической части ______.
1. Актуальность темы
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_______________________________________________________
2. Соответствие содержания теме выпускной квалификационной работы, полнота раскрытия темы
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_________________________________
3. Отличительные положительные стороны
__________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_______________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_______________________________________________________
4. Практическое значение и рекомендации
__________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_______________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_______________________________________________________
5. Недостатки и замечания
__________________________________________________________________
36

Программа государственной итоговой аттестации
21.02.15 Открытые горные работы

_____________________________________________________________________________
_______________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_______________________________________________________
6. Качество оформления работы
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
____________________________________________
Изложенное позволяет считать, что рецензируемый дипломный проект студента
_____________________________________________________________________________
_______________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_______________________________________________________
Рецензент __________________________________________________________________
__________________________________________________________________
(Ф.И.О. – полностью, место работы, занимаемая должность)
«______»____________202__ г. _______________________ (личная подпись)

37

Программа государственной итоговой аттестации
21.02.15 Открытые горные работы

Приложение Г

ПАМЯТКА ДЛЯ РЕЦЕНЗЕНТА
Объем рецензии на дипломный проект 1-2 страницы печатного текста на
листе формата А4. Шрифт Times New Roman14 пт, межстрочный интервал –
одинарный. Образец выполнения рецензии прилагается.
Рецензия на выпускную квалификационную работу (далее ВКР) должна
содержать ответы на следующие вопросы:
 актуальность темы, реальность и значимость ее разработки для объекта
исследования, указывается, насколько данная работа востребована в
современном производстве по профилю специальности;
 соответствие содержания заданию и теме ВКР, уровень теоретического
и практического анализа основных вопросов темы;
 качество и достоверность исходного материала, умение его анализировать и использовать для последующих выводов;
 обоснованность и реальность сформулированных в работе выводов и
предложений, их практическая значимость; анализ полученных результатов проведенного исследования, рекомендации по их применению и
внедрению в производство;
 наличие в работе самостоятельных и оригинальных решений;
 замечания и недостатки: в каждой работе есть свои недоработки и они
обязательно должны быть указаны в рецензии, независимо от того на
какую оценку студент претендует. Лучше указать небольшие недочеты,
которые не сильно повлияют на итоговую оценку, чем вовсе умолчать
о них;
 качество оформления работы;
 детальность разработки отдельных вопросов;
 указание на положительные стороны работы. Проще говоря, то, что
конкретно в работе понравилось и почему;
 рекомендуемая оценка дипломного проекта (отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно).
Общая рекомендация при написании рецензии – уход от общих фраз, таких как: очень хороший дипломный проект, студент проделал большую работу, решил сложную задачу, автор показал себя как настоящий специалист,
сделал ряд предложений, имеющих практическое значение и т. п.

38

Программа государственной итоговой аттестации
21.02.15 Открытые горные работы

Приложение Д

Карта-матрица документов,
подтверждающих освоение обучающимися компетенций
Перечень компетенций

Документы, подтверждающие освоение
обучающимися компетенций

ПК1.1 Планировать ведение горных работ и  Экзаменационная ведомость по МДК 01.01;
оформлять техническую документацию.
 Ведомость дифференцированного зачета по
МДК 01.02 Раздел 1;
 Экзаменационная ведомость по МДК 01.02
Раздел 2;
 Ведомость дифференцированного зачета по
МДК 01.02 Раздел 3;
 Экзаменационная ведомость по МДК 01.02;
 Экзаменационная ведомость по МДК 01.03
Раздел 1;
 Экзаменационная ведомость по МДК 01.03
Раздел 2;
 Экзаменационная ведомость МДК 01.03;
 Ведомость дифференцированного зачета по
итогам учебной практики ознакомительной
УП 01;
 Ведомость дифференцированного зачета по
итогам учебной практики САПР УП. 01.02;
 Ведомость дифференцированного зачета по
итогам производственно практики ПП 01;
 Ведомость квалификационного экзамена по
ПМ 01.
ПК1.2 Организовывать и контролировать
 Ведомость выполнения курсового проекта по
ведение горных работ на участке.
теме «Вскрытие месторождения и проходка
траншей»;
 Ведомость выполнения курсового проекта по
теме «Проект системы разработки»;
 Экзаменационная ведомость по МДК 01.01;
 Ведомость дифференцированного зачета по
МДК 01.02 Раздел 1;
 Ведомость дифференцированного зачета по
МДК 01.02 Раздел 3;
 Экзаменационная ведомость МДК 01.02;
 Экзаменационная ведомость по МДК 01.03
Раздел 1.
 Экзаменационная ведомость по МДК 01.03
Раздел 2.
 Экзаменационная ведомость МДК 01.03;
 Ведомость дифференцированного зачета по
итогам учебной практики ознакомительной
УП 01
 Ведомость дифференцированного зачета по
итогам учебной практики САПР УР. 01.02
 Ведомость дифференцированного зачета по
итогам производственно практики ПП 01;

39

Программа государственной итоговой аттестации
21.02.15 Открытые горные работы

ПК1.3 Организовывать и контролировать
ведение взрывных работ на участке.

ПК1.4 Обеспечивать выполнение плановых
показателей.

ПК2.1 Контролировать выполнение требований отраслевых норм, инструкций и правил
безопасности при ведении горных и взрывных работ.

 Ведомость квалификационного экзамена по
ПМ 01.
 Ведомость выполнения курсового проекта по
теме «Вскрытие месторождения и проходка
траншей»;
 Экзаменационная ведомость по МДК 01.01;
 Ведомость дифференцированного зачета по
МДК 01.02 Раздел 2.
 Экзаменационная ведомость по МДК 01.02;
 Экзаменационная ведомость по МДК 01.03
Раздел 1;
 Экзаменационная ведомость по МДК 01.03
Раздел 2;
 Экзаменационная ведомость по МДК 01.03;
 Ведомость дифференцированного зачета по
итогам учебной практики ознакомительной
УП 01;
 Ведомость дифференцированного зачета по
итогам учебной практики САПР УР. 01.02
 Ведомость дифференцированного зачета по
итогам производственно практики ПП 01;
 Ведомость квалификационного экзамена по
ПМ 01.
 Ведомость выполнения курсового проекта по
теме «Вскрытие месторождения и проходка
траншей»;
 Ведомость выполнения курсового проекта по
теме «Проект системы разработки»;
 Ведомость дифференцированного зачета по
МДК 01.02 Раздел 1;
 Ведомость дифференцированного зачета по
МДК 01.02 Раздел 2;
 Ведомость дифференцированного зачета по
МДК 01.02 Раздел 3;
 Экзаменационная ведомость МДК 01.02;
 Экзаменационная ведомость по МДК 01.03
Раздел 1;
 Экзаменационная ведомость по МДК 01.03
Раздел 2;
 Экзаменационная ведомость по МДК 01.03;
 Ведомость дифференцированного зачета по
итогам учебной практики ознакомительной
УП 01;
 Ведомость дифференцированного зачета по
итогам учебной практики САПР УР. 01.02
 Ведомость дифференцированного зачета по
итогам производственно практики ПП 01;
 Ведомость квалификационного экзамена по
ПМ 01.
 Экзаменационная ведомость по МДК 02.01
раздел 1;
 Зачетная ведомость по МДК 02.01 раздел 2;
 Экзаменационная ведомость по МДК 02.01;

40

Программа государственной итоговой аттестации
21.02.15 Открытые горные работы

ПК2.2 Контролировать выполнение требований пожарной безопасности.
ПК2.3 Контролировать состояние рабочих
мест и оборудования на участке в соответствии с требованиями охраны труда.
ПК2.4 Организовывать и осуществлять производственный контроль соблюдения требований промышленной безопасности и охраны труда на участке.

 Ведомость квалификационного экзамена по
ПМ 02.
 Экзаменационная ведомость по МДК 02.01
раздел 1;
 Зачетная ведомость по МДК 02.01 раздел 2;
 Экзаменационная ведомость по МДК 02.01;
 Ведомость дифференцированного зачета по
итогам учебной практики ознакомительной
УП 02;
 Заключение руководителя производственной
практики от предприятия ПП.02;
 Ведомость квалификационного экзамена по
ПМ 02.
 Экзаменационная ведомость по МДК 03.01
 Отчет по производственной практике ПП 03
 Заключение руководителя производственной
практики от предприятия ПП 03;
 Ведомость квалификационного экзамена по
ПМ 03.

ПК3.1 Организовывать работу по управлению персоналом на производственном
участке.
ПК3.2 Обеспечивать материальное и моральное стимулирование трудовой деятельности персонала.
ПК3.3 Анализировать процесс и результаты
деятельности персонала участка.
ПК 4.1. Управлять экскаватором.
 Экзаменационная ведомость по МДК 04.01;
 Экзаменационная ведомость по МДК 04.01;
ПК 4.2. Вести технологический процесс экс-  Ведомость дифференцированного зачета по
кавации и переэкскавации горной массы.
итогам учебной практики (слесарно – механиПК 4.3. Производить техническое обслужической) УП 04;
вание и ремонт экскаватора.
 Отчет по практике по освоению рабочей проПК 4.4. Работать в электроустановках.
фессии ПП 04;
 Заключение руководителя производственной
практики от предприятия ПП.04;
 Ведомость квалификационного экзамена по
ПМ 04.
ТФ 4. 1. Выполнение механизированных
 умение выполнять технологическую настройка
работ средней сложности буровой
систем и рабочего оборудования буровой
установкой грузоподъемностью на крюке до
установки с двигателем мощностью до 50 кВт
1,5 т и самоходным станком вращательного
перед началом работы;
бурения с двигателем мощностью до 50 кВт
 правильность выполнения работ по бурению и
расширению скважин.
ТФ 4. 2. Выполнение ежесменного и
 правильность выполнения общей проверки
периодического технического обслуживания
работоспособности агрегатов и механизмов
буровой установки грузоподъемностью на
буровой установки с двигателем мощностью
крюке до 1,5 т и самоходного станка
до 50 кВт;
вращательного бурения с двигателем
 умение выполнять монтаж и демонтаж сменмощностью до 50 кВт
ного навесного оборудования буровой установки с двигателем мощностью до 50 кВт;
 демонстрация умения сдавать буровую установку с двигателем мощностью до 50 кВт при
окончании работы.

41

Программа государственной итоговой аттестации
21.02.15 Открытые горные работы

Приложение Е
Результаты защиты ВКР
по специальности 21.02.15
«Открытые горные работы»
№

всего
Показатели

п/
п
1
1
2
3
4
5

Колво
3

2

%
4

Форма обучения
очная
заочная
КолКол%
%
во
во
5
6
7
8

Окончили ОУ
Допущены к защите
Принято к защите ВКР
Защищено ВКР
Получили оценки:
- отлично
- хорошо
- удовлетворительно
- неудовлетворительно
Средний балл
Количество ВКР, выполненных:
- по темам, предложенным обучающимися

6
7

- по заявкам организаций
- в области поисковых исследований
Зав отделением

№
п/п

1
1
2.

3.

__________________/____________________

Приложение Ж
Общие результаты подготовки выпускников
по специальности 21.02.15
«Открытые горные работы»
всего
Форма обучения
очная
заочная
Показатели
Кол%
Кол%
Кол%
во
во
во
2
3
4
5
6
7
8
Окончили ОУ
Количество дипломов с
оценками «хорошо» и «отлично»
Количество выданных академических справок

Зав отделением

___________/ _________________

42


Наверх

На сайте используются файлы cookie. На сайте  осуществляется сбор персональных данных посредством метрических программ (Яндекс.Метрика). Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».