РП география МОСДР-23 1 курс

Министерство образования и науки Республики Хакасия
Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение Республики Хакасия
«Черногорский горно-строительный техникум»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД.11
«География» 08.01.28 Мастер отделочных строительных и и
декоративных работ;

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУД.08 «География» по профессии
08.01.28 Мастер отделочных строительных и декоративных работ;

2023 г.

Общеобразовательная
дисциплина
«География»
является
обязательной
общеобразовательного цикла образовательной программы в соответствии с ФГОС
по профессии 08.01.28 Мастер отделочных строительных и декоративных работ;

частью

Организация-разработчик: ГБПОУ РХ «Черногорский горно-строительный техникум»
Разработчик:
Темерова Татьяна Викторовна – преподаватель географии

2

СОДЕРЖАНИЕ
1.
Общая
характеристика
примерной
рабочей
программы
общеобразовательной дисциплины «География» ................................................ 4
2. Структура и содержание общеобразовательной дисциплины ..................... 23
3. Условия реализации программы общеобразовательной дисциплины ........ 33
4. Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной
дисциплины............................................................................................................ 34

3

1. Общая характеристика примерной рабочей программы
общеобразовательной дисциплины«География»
1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной
программы СПО
Общеобразовательная дисциплина «География» является обязательной
частью общеобразовательного цикла образовательной программы в
соответствии с ФГОС СПО по профессии
08.01.28 Мастер отделочных строительных и декоративных работ
(профессии/специальности)

1.2. Цели и планируемые результаты освоения дисциплины
1.2.1 Цели дисциплины
Содержание
программы
общеобразовательной
дисциплины
«География» направлено на достижение следующих целей: освоение системы
географических знаний о целостном, многообразном и динамично
изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех
территориальных уровнях; овладение умениями сочетать глобальный,
региональный и локальный подходы для описания и анализа природных,
социально-экономических;
развитие
познавательных
интересов,
интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с
важнейшими географическими особенностями и проблемами мира в целом,
его отдельных регионов и ведущих стран; воспитание уважения к другим
народам и культурам, бережного отношения к окружающей природной
среде; использование в практической деятельности и повседневной жизни
разнообразных географических методов, знаний и умений, а также
географической информации; нахождение и применение географической
информации, включая географические карты, статистические материалы,
геоинформационные системы и интернет-ресурсы, для правильной оценки
важнейших социально-экономических вопросов международной жизни;
понимание географической специфики крупных регионов и стран мира в
условиях стремительного развития международного туризма и отдыха,
деловых и образовательных программ, телекоммуникаций и простого
общения.
1.2.2. Планируемые результаты освоения общеобразовательной
дисциплины в соответствии с ФГОС СПО и на основе ФГОС СОО
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК
и ПК
4

Наименование и
код компетенции
ОК 01. Выбирать
способы
решения
задач
профессиональной
деятельности
применительно
к
различным
контекстам

Планируемые результаты
Общие
Дисциплинарные2
В части трудового воспитания:
- понимать роль и место современной географической
- готовность к труду, осознание науки в системе научных дисциплин, ее участии в
ценности мастерства, трудолюбие;
решении
важнейших
проблем
человечества:
- готовность к активной деятельности приводить примеры проявления глобальных проблем,
технологической
и
социальной в решении которых принимает участие современная
направленности,
способность географическая наука, на региональном уровне, в
инициировать,
планировать
и разных странах, в том числе в России; определять
самостоятельно
выполнять
такую роль географических наук в достижении целей
деятельность;
устойчивого развития;
- интерес к различным сферам - освоить и применить знания о размещении основных
профессиональной деятельности,
географических
объектов
и
территориальной
Овладение универсальными учебными организации природы и общества (понятия и
познавательными действиями:
концепции устойчивого развития, зеленой энергетики,
а) базовые логические действия:
глобализации и проблема народонаселения); выбирать
- самостоятельно формулировать и и
использовать
источники
географической
актуализировать
проблему, информации для определения положения и
рассматривать ее всесторонне;
взаиморасположения объектов в пространстве;
- устанавливать существенный признак описывать
положение
и
взаиморасположение
или
основания
для
сравнения, географических объектов в пространстве;
1

5

классификации и обобщения;
- определять цели деятельности,
задавать параметры и критерии их
достижения;
выявлять
закономерности
и
противоречия
в
рассматриваемых
явлениях;
- вносить коррективы в деятельность,
оценивать соответствие результатов
целям, оценивать риски последствий
деятельности;
- развивать креативное мышление при
решении жизненных проблем
б) базовые исследовательские действия:
владеть
навыками
учебноисследовательской
и
проектной
деятельности, навыками разрешения
проблем;
- выявлять причинно-следственные
связи и актуализировать задачу,
выдвигать гипотезу ее решения,
находить аргументы для доказательства
своих утверждений, задавать параметры
и критерии решения;
- анализировать полученные в ходе
решения задачи результаты, критически

- сформировать системы комплексных социально
ориентированных
географических
знаний
о
закономерностях развития природы, размещения
населения и хозяйства: различать географические
процессы и явления и распознавать их проявления в
повседневной жизни; использовать знания об
основных географических закономерностях для
определения и сравнения свойств изученных
географических объектов, явлений и процессов;
проводить классификацию географических объектов,
процессов и явлений; устанавливать взаимосвязи
между
социально-экономическими
и
геоэкологическими процессами и явлениями; между
природными условиями и размещением населения,
между природными условиями и природно-ресурсным
капиталом и отраслевой структурой хозяйства стран;
формулировать и/или обосновывать выводы на основе
использования географических знаний;
- владеть географической терминологией и системой
базовых географических понятий, умение применять
социально-экономические понятия для решения
учебных и (или) практико-ориентированных задач;
- сформировать знания об основных проблемах
взаимодействия природы и общества, о природных и
социально-экономических аспектах экологических
проблем: описывать географические аспекты проблем
6

ОК 02. Использовать
современные
средства
поиска,
анализа
и
интерпретации
информации,
и
информационные
технологии
для
выполнения
задач
профессиональной
деятельности

оценивать
их
достоверность,
прогнозировать изменение в новых
условиях;
уметь
переносить
знания
в
познавательную
и
практическую
области жизнедеятельности;
- уметь интегрировать знания из разных
предметных областей;
- выдвигать новые идеи, предлагать
оригинальные подходы и решения;
- способность их использования в
познавательной и социальной практике
В области ценности научного познания:
- сформированность мировоззрения,
соответствующего
современному
уровню развития науки и общественной
практики, основанного на диалоге
культур, способствующего осознанию
своего места в поликультурном мире;
- совершенствование языковой и
читательской культуры как средства
взаимодействия между людьми и
познания мира;
осознание
ценности
научной
деятельности, готовность осуществлять
проектную
и
исследовательскую

взаимодействия природы и общества; приводить
примеры взаимосвязи глобальных проблем; приводить
примеры возможных путей решения глобальных
проблем;

- освоить и применить знания о размещении основных
географических
объектов
и
территориальной
организации природы и общества (понятия и
концепции устойчивого развития, зеленой энергетики,
глобализации и проблема народонаселения); выбирать
и
использовать
источники
географической
информации для определения положения и
взаиморасположения объектов в пространстве;
описывать
положение
и
взаиморасположение
географических объектов в пространстве;
- сформировать умения проводить наблюдения за
отдельными географическими объектами, процессами
и явлениями, их изменениями в результате
воздействия природных и антропогенных факторов:
7

деятельность индивидуально и в группе;
Овладение универсальными учебными
познавательными действиями:
в) работа с информацией:
владеть
навыками
получения
информации из источников разных
типов, самостоятельно осуществлять
поиск, анализ, систематизацию и
интерпретацию информации различных
видов и форм представления;
- создавать тексты в различных
форматах
с
учетом
назначения
информации и целевой аудитории,
выбирая
оптимальную
форму
представления и визуализации;
оценивать
достоверность,
легитимность
информации,
ее
соответствие правовым и моральноэтическим нормам;
использовать
средства
информационных и коммуникационных
технологий в решении когнитивных,
коммуникативных и организационных
задач с соблюдением требований
эргономики, техники безопасности,
гигиены, ресурсосбережения, правовых

определять цели и задачи проведения наблюдений;
выбирать форму фиксации результатов наблюдения;
формулировать обобщения и выводы по результатам
наблюдения;
- сформировать умения находить и использовать
различные источники географической информации
для получения новых знаний о природных и
социально-экономических процессах и явлениях,
выявления закономерностей и тенденций их развития,
прогнозирования: выбирать и использовать источники
географической информации (картографические,
статистические,
текстовые,
видеои
фотоизображения, геоинформационные системы),
адекватные решаемым задачам; сопоставлять и
анализировать географические карты различной
тематики и другие источники географической
информации
для
выявления
закономерностей
социально-экономических,
природных
и
экологических процессов и явлений; определять и
сравнивать по географическим картам разного
содержания и другим источникам географической
информации
качественные
и
количественные
показатели,
характеризующие
географические
объекты, процессы и явления; определять и находить
в
комплексе
источников
недостоверную
и
противоречивую географическую информацию для
8

ОК 03. Планировать
и
реализовывать
собственное
профессиональное и
личностное развитие,
предпринимательску
ю деятельность в
профессиональной
сфере, использовать
знания
по
финансовой
грамотности
в
различных
жизненных
ситуациях

и
этических
норм,
норм
информационной безопасности;
- владеть навыками распознавания и
защиты информации, информационной
безопасности личности;

решения учебных и (или) практико-ориентированных
задач; самостоятельно находить, отбирать и
применять различные методы познания для решения
практико-ориентированных задач;

В
области
духовно-нравственного
воспитания:
- сформированность нравственного
сознания, этического поведения;
- способность оценивать ситуацию и
принимать
осознанные
решения,
ориентируясь
на
моральнонравственные нормы и ценности;
- осознание личного вклада в
построение устойчивого будущего;
- ответственное отношение к своим
родителям и (или) другим членам семьи,
созданию семьи на основе осознанного
принятия ценностей семейной жизни в
соответствии с традициями народов
России;
Овладение
универсальными
регулятивными действиями:
а) самоорганизация:
самостоятельно
осуществлять

- владеть умениями географического анализа и
интерпретации
информации
из
различных
источников: находить, отбирать, систематизировать
информацию,
необходимую
для
изучения
географических объектов и явлений, отдельных
территорий мира и России, их обеспеченности
природными
и
человеческими
ресурсами,
хозяйственного потенциала, экологических проблем;
представлять в различных формах (графики, таблицы,
схемы,
диаграммы,
карты)
географическую
информацию; формулировать выводы и заключения
на основе анализа и интерпретации информации из
различных источников географической информации;
критически
оценивать
и
интерпретировать
информацию, получаемую из различных источников;
использовать различные источники географической
информации для решения учебных и (или) практикоориентированных задач;

9

познавательную деятельность, выявлять
проблемы, ставить и формулировать
собственные задачи в образовательной
деятельности и жизненных ситуациях;
- самостоятельно составлять план
решения
проблемы
с
учетом
имеющихся ресурсов, собственных
возможностей и предпочтений;
- давать оценку новым ситуациям;
способствовать
формированию
и
проявлению широкой эрудиции в
разных областях знаний, постоянно
повышать свой образовательный и
культурный уровень;
б) самоконтроль:
использовать приемы рефлексии для
оценки ситуации, выбора верного
решения;
- уметь оценивать риски и своевременно
принимать решения по их снижению;
в) эмоциональный
интеллект,
предполагающий сформированность:
внутренней мотивации, включающей
стремление к достижению цели и
успеху, оптимизм, инициативность,
умение действовать, исходя из своих
10

возможностей;
- эмпатии, включающей способность
понимать эмоциональное состояние
других,
учитывать
его
при
осуществлении
коммуникации,
способность
к
сочувствию
и
сопереживанию;
- социальных навыков, включающих
способность выстраивать отношения с
другими людьми, заботиться, проявлять
интерес и разрешать конфликты;
ОК 04.
готовность
к
саморазвитию,
Эффективно
самостоятельности и самоопределению;
взаимодействовать и -овладение
навыками
учебноработать
в исследовательской,
проектной
и
коллективе
и социальной деятельности;
команде
Овладение
универсальными
коммуникативными действиями:
б) совместная деятельность:
понимать
и
использовать
преимущества
командной
и
индивидуальной работы;
принимать
цели
совместной
деятельности,
организовывать
и
координировать
действия
по
ее
достижению: составлять план действий,

- владеть географической терминологией и системой
базовых географических понятий, умение применять
социально-экономические понятия для решения
учебных и (или) практико-ориентированных задач;

11

ОК 05.
Осуществлять
устную
письменную
коммуникацию
государственном

распределять роли с учетом мнений
участников
обсуждать
результаты
совместной работы;
- координировать и выполнять работу в
условиях реального, виртуального и
комбинированного взаимодействия;
осуществлять
позитивное
стратегическое поведение в различных
ситуациях, проявлять творчество и
воображение, быть инициативным
Овладение
универсальными
регулятивными действиями:
г) принятие себя и других людей:
- принимать мотивы и аргументы
других людей при анализе результатов
деятельности;
- признавать свое право и право других
людей на ошибки;
- развивать способность понимать мир с
позиции другого человека;
В области эстетического воспитания:
- эстетическое отношение к миру,
и включая эстетику быта, научного и
технического творчества, спорта, труда
на и общественных отношений;
- способность воспринимать различные

- освоить и применить знания о размещении основных
географических
объектов
и
территориальной
организации природы и общества (понятия и
концепции устойчивого развития, зеленой энергетики,
глобализации и проблема народонаселения); выбирать
и
использовать
источники
географической
12

языке
Российской
Федерации с учетом
особенностей
социального
и
культурного
контекста

ОК 06.
Проявлять

виды искусства, традиции и творчество
своего и других народов, ощущать
эмоциональное воздействие искусства;
- убежденность в значимости для
личности и общества отечественного и
мирового
искусства,
этнических
культурных традиций и народного
творчества;
- готовность к самовыражению в разных
видах искусства, стремление проявлять
качества творческой личности;
Овладение
универсальными
коммуникативными действиями:
а) общение:
- осуществлять коммуникации во всех
сферах жизни;
- распознавать невербальные средства
общения,
понимать
значение
социальных
знаков,
распознавать
предпосылки конфликтных ситуаций и
смягчать конфликты;
- развернуто и логично излагать свою
точку
зрения
с
использованием
языковых средств;
- осознание обучающимися российской
гражданской идентичности;

информации для определения положения и
взаиморасположения объектов в пространстве;
описывать
положение
и
взаиморасположение
географических объектов в пространстве;
- сформировать систему комплексных социально
ориентированных
географических
знаний
о
закономерностях развития природы, размещения
населения и хозяйства: различать географические
процессы и явления и распознавать их проявления в
повседневной жизни; использовать знания об
основных географических закономерностях для
определения и сравнения свойств изученных
географических объектов, явлений и процессов;
проводить классификацию географических объектов,
процессов и явлений; устанавливать взаимосвязи
между
социально-экономическими
и
геоэкологическими процессами и явлениями; между
природными условиями и размещением населения,
между природными условиями и природно-ресурсным
капиталом и отраслевой структурой хозяйства стран;
формулировать и/или обосновывать выводы на основе
использования географических знаний;

- понимать роль и место современной географической
науки в системе научных дисциплин, ее участии в
13

гражданскопатриотическую
позицию,
демонстрировать
осознанное
поведение на основе
традиционных
общечеловеческих
ценностей, в том
числе
с
учетом
гармонизации
межнациональных и
межрелигиозных
отношений,
применять стандарты
антикоррупционного
поведения

целенаправленное
развитие
внутренней позиции личности на основе
духовно-нравственных
ценностей
народов
Российской
Федерации,
исторических
и
национальнокультурных традиций, формирование
системы
значимых
ценностносмысловых
установок,
антикоррупционного
мировоззрения,
правосознания,
экологической
культуры, способности ставить цели и
строить жизненные планы;
В части гражданского воспитания:
- осознание своих конституционных
прав и обязанностей, уважение закона и
правопорядка;
принятие
традиционных
национальных,
общечеловеческих
гуманистических и демократических
ценностей;
- готовность противостоять идеологии
экстремизма,
национализма,
ксенофобии,
дискриминации
по
социальным, религиозным, расовым,
национальным признакам;
готовность
вести
совместную

решении
важнейших
проблем
человечества:
приводить примеры проявления глобальных проблем,
в решении которых принимает участие современная
географическая наука, на региональном уровне, в
разных странах, в том числе в России; определять
роль географических наук в достижении целей
устойчивого развития;
- владеть умениями географического анализа и
интерпретации
информации
из
различных
источников: находить, отбирать, систематизировать
информацию,
необходимую
для
изучения
географических объектов и явлений, отдельных
территорий мира и России, их обеспеченности
природными
и
человеческими
ресурсами,
хозяйственного потенциала, экологических проблем;
представлять в различных формах (графики, таблицы,
схемы,
диаграммы,
карты)
географическую
информацию; формулировать выводы и заключения
на основе анализа и интерпретации информации из
различных источников географической информации;
критически
оценивать
и
интерпретировать
информацию, получаемую из различных источников;
использовать различные источники географической
информации для решения учебных и (или) практикоориентированных задач;
- сформировать умения применять географические
14

деятельность в интересах гражданского
общества,
участвовать
в
самоуправлении в общеобразовательной
организации
и
детско-юношеских
организациях;
умение
взаимодействовать
с
социальными
институтами
в
соответствии с их функциями и
назначением;
- готовность к гуманитарной и
волонтерской деятельности;
патриотического воспитания:
сформированность
российской
гражданской
идентичности,
патриотизма, уважения к своему народу,
чувства ответственности перед Родиной,
гордости за свой край, свою Родину,
свой язык и культуру, прошлое и
настоящее многонационального народа
России;
ценностное
отношение
к
государственным
символам,
историческому и природному наследию,
памятникам,
традициям
народов
России, достижениям России в науке,
искусстве, спорте, технологиях и труде;

знания для объяснения разнообразных явлений и
процессов:
объяснять
изученные
социальноэкономические и геоэкологические процессы и
явления; объяснять географические особенности стран
с
разным
уровнем
социально-экономического
развития, включая особенности проявления в них
глобальных проблем человечества; использовать
географические знания о мировом хозяйстве и
населении мира, об особенностях взаимодействия
природы и общества для решения учебных и (или)
практико-ориентированных задач;

15

- идейная убежденность, готовность к
служению
и
защите
Отечества,
ответственность за его судьбу;
освоенные
обучающимися
межпредметные
понятия
и
универсальные
учебные
действия
(регулятивные,
познавательные,
коммуникативные);
- способность их использования в
познавательной и социальной практике,
готовность
к
самостоятельному
планированию
и
осуществлению
учебной деятельности, организации
учебного
сотрудничества
с
педагогическими
работниками
и
сверстниками, к участию в построении
индивидуальной
образовательной
траектории;
овладение
навыками
учебноисследовательской,
проектной
и
социальной деятельности
ОК
07. В области экологического воспитания:
Содействовать
- сформированность экологической
сохранению
культуры,
понимание
влияния
окружающей среды, социально-экономических процессов на
ресурсосбережению, состояние природной и социальной

- сформировать систему комплексных социально
ориентированных
географических
знаний
о
закономерностях развития природы, размещения
населения и хозяйства: различать географические
процессы и явления и распознавать их проявления в
16

применять знания об
изменении климата,
принципы
бережливого
производства,
эффективно
действовать
в
чрезвычайных
ситуациях

среды, осознание глобального характера
экологических проблем;
- планирование и осуществление
действий в окружающей среде на
основе знания целей устойчивого
развития человечества;
активное
неприятие
действий,
приносящих вред окружающей среде;
умение
прогнозировать
неблагоприятные
экологические
последствия
предпринимаемых
действий, предотвращать их;
- расширение опыта деятельности
экологической направленности;
овладение
навыками
учебноисследовательской,
проектной
и
социальной деятельности;

повседневной жизни; использовать знания об
основных географических закономерностях для
определения и сравнения свойств изученных
географических объектов, явлений и процессов;
проводить классификацию географических объектов,
процессов и явлений; устанавливать взаимосвязи
между
социально-экономическими
и
геоэкологическими процессами и явлениями; между
природными условиями и размещением населения,
между природными условиями и природно-ресурсным
капиталом и отраслевой структурой хозяйства стран;
формулировать и/или обосновывать выводы на основе
использования географических знаний;
- владеть умениями географического анализа и
интерпретации
информации
из
различных
источников: находить, отбирать, систематизировать
информацию,
необходимую
для
изучения
географических объектов и явлений, отдельных
территорий мира и России, их обеспеченности
природными
и
человеческими
ресурсами,
хозяйственного потенциала, экологических проблем;
представлять в различных формах (графики, таблицы,
схемы,
диаграммы,
карты)
географическую
информацию; формулировать выводы и заключения
на основе анализа и интерпретации информации из
различных источников географической информации;
17

ОК 09.

критически
оценивать
и
интерпретировать
информацию, получаемую из различных источников;
использовать различные источники географической
информации для решения учебных и (или) практикоориентированных задач;
- сформировать умения применять географические
знания для объяснения разнообразных явлений и
процессов:
объяснять
изученные
социальноэкономические и геоэкологические процессы и
явления; объяснять географические особенности стран
с
разным
уровнем
социально-экономического
развития, включая особенности проявления в них
глобальных проблем человечества; использовать
географические знания о мировом хозяйстве и
населении мира, об особенностях взаимодействия
природы и общества для решения учебных и (или)
практико-ориентированных задач;
- сформировать умения применять географические
знания для оценки разнообразных явлений и
процессов: оценивать географические факторы,
определяющие сущность и динамику важнейших
социально-экономических
и
геоэкологических
процессов;
оценивать
изученные
социальноэкономические и геоэкологические процессы и
явления;
- наличие мотивации к обучению и - освоить и применить знания о размещении основных
18

Пользоваться
профессиональной
документацией
на
государственном и
иностранном языках

личностному развитию;
В области ценности научного познания:
- сформированность мировоззрения,
соответствующего
современному
уровню развития науки и общественной
практики, основанного на диалоге
культур, способствующего осознанию
своего места в поликультурном мире;
- совершенствование языковой и
читательской культуры как средства
взаимодействия между людьми и
познания мира;
осознание
ценности
научной
деятельности, готовность осуществлять
проектную
и
исследовательскую
деятельность индивидуально и в группе;
Овладение универсальными учебными
познавательными действиями:
б) базовые исследовательские действия:
владеть
навыками
учебноисследовательской
и
проектной
деятельности, навыками разрешения
проблем;
способность
и
готовность
к
самостоятельному
поиску
методов
решения
практических
задач,

географических
объектов
и
территориальной
организации природы и общества (понятия и
концепции устойчивого развития, зеленой энергетики,
глобализации и проблема народонаселения); выбирать
и
использовать
источники
географической
информации для определения положения и
взаиморасположения объектов в пространстве;
описывать
положение
и
взаиморасположение
географических объектов в пространстве;
- владеть географической терминологией и системой
базовых географических понятий, умение применять
социально-экономические понятия для решения
учебных и (или) практико-ориентированных задач;
- владеть умениями географического анализа и
интерпретации
информации
из
различных
источников: находить, отбирать, систематизировать
информацию,
необходимую
для
изучения
географических объектов и явлений, отдельных
территорий мира и России, их обеспеченности
природными
и
человеческими
ресурсами,
хозяйственного потенциала, экологических проблем;
представлять в различных формах (графики, таблицы,
схемы,
диаграммы,
карты)
географическую
информацию; формулировать выводы и заключения
на основе анализа и интерпретации информации из
различных источников географической информации;
19

ПК 2.3.
Обеспечивать
контроль за
соблюдением
требований охраны
труда,
включая состояние
рабочих мест и

применению
различных
методов
познания;
- овладение видами деятельности по
получению
нового
знания,
его
интерпретации,
преобразованию
и
применению в различных учебных
ситуациях, в том числе при создании
учебных и социальных проектов;
формирование
научного
типа
мышления,
владение
научной
терминологией, ключевыми понятиями
и методами;
-осуществлять целенаправленный поиск
переноса средств и способов действия в
профессиональную среду

критически
оценивать
и
интерпретировать
информацию, получаемую из различных источников;
использовать различные источники географической
информации для решения учебных и (или) практикоориентированных задач;
- сформировать умения применять географические
знания для объяснения разнообразных явлений и
процессов:
объяснять
изученные
социальноэкономические и геоэкологические процессы и
явления; объяснять географические особенности стран
с
разным
уровнем
социально-экономического
развития, включая особенности проявления в них
глобальных проблем человечества; использовать
географические знания о мировом хозяйстве и
населении мира, об особенностях взаимодействия
природы и общества для решения учебных и (или)
практико-ориентированных задач;

-Овладеть навыками оперативного
контроля рабочих мест и оборудования;
- совершенствование знаний о
применении персоналом средств
коллективной и индивидуальной
защиты;
- сформировать умения применять
методы оценки вредных и (или)

Владеть знаниями об источниках и характеристики
вредных и (или) опасных факторов производственной
среды и трудового процесса, их классификация;
методы идентификации
потенциально вредных и (или) опасных
производственных факторов; основные вопросы
гигиенической оценки и классификации условий
труда;
20

оборудования на
горном участке

опасных
производственных факторов,
опасностей;
идентифицировать факторы
производственной среды
и трудового процесса; обеспечивать
проведение производственного
контроля условий труда, специальной
оценки условий труда

перечень мероприятий по улучшению условий и
охраны труда

ПК 3.3.

Формирование навыка организации
трудовых отношений в коллективе на
основе современных методов,
принципов управления, передового
производственного опыта, технических,
финансовых, социальных и личностных
факторов;
разработки предложений по
повышению мотивации работников к
безопасному труду и их
заинтересованности в улучшении
условий труда
- развитие умения оценивать трудовую
дисциплину и трудовое участие
персонала в производственной
деятельности подразделения; решать

- сформировать знания об основных проблемах
взаимодействия природы и общества, о природных и
социально-экономических аспектах экологических
проблем: описывать географические аспекты проблем
взаимодействия природы и общества; приводить
примеры взаимосвязи глобальных проблем; приводить
примеры возможных путей решения глобальных
проблем;

Обеспечивать
мотивацию и
стимулирование
трудовой
деятельности
персонала

21

конфликтные ситуации в коллективе;
оценивать мотивационные потребности
персонала;
владеть приемами морального
стимулирования персонала и
управления конфликтными ситуациями
выстраивать эффективные
коммуникации с коллегами и
руководством
- формирование знаний о методах
мотивации и стимулирования
работников к безопасному труду;
управления конфликтами; факторы,
влияющие на психологический климат в
коллективе;
принципы делового общения в
коллективе;

22

2. Структура и содержание общеобразовательной дисциплины
2.1. Объем дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы

Объем в часах*

Объем образовательной программы дисциплины

70

в т. ч.:
Основное содержание

52

в т. ч.:
теоретическое обучение

32

практические занятия

20

*Профессионально-ориентированное содержание (содержание
прикладного модуля)

16*

в т. ч.:
теоретическое обучение

8

практические занятия

8

Промежуточная аттестация (дифференцированный зачет)

2

23

2.2. Тематический план и содержание дисциплины «География»
Наименование
разделов и тем

Содержание учебного материала (основное и профессиональноориентированное), лабораторные и практические занятия, прикладной модуль
(при наличии)
1
2
Основноесодержание
Введение
Введение. Источники географической информации. География как наука. Ее роль и
значение в системе наук. Источники географической информации и методы работы
с ними. Традиционные и новые методы географических исследований.
Географические карты различной тематики и их практическое использование.
«Сырые» источники информации и методы работы с ними (видеоблоги,
тематические группы в соцсетях, художественная литература, путеводители, карты
– их критический анализ)
Раздел 1. Общая характеристика мира
Тема 1.1.
Содержание учебного материала
Современная
Теоретическое обучение
политическая карта Политическая карта мира. Исторические этапы ее формирования и современные
мира
особенности. Субъекты политической карты мира. Суверенные государства и
несамоуправляющиеся государственные образования.
Группировка стран по площади территории и численности населения. Формы
правления, типы государственного устройства и формы государственного режима
Типология стран по уровню социально-экономического развития. Условия и
особенности социально-экономического развития развитых и развивающихся стран
и их типы.
Понятие о политической географии. Влияние международных отношений на
политическую карту мира. Региональные и локальные конфликты. Основные
политические и военные союзы в современном мире
Практическое занятие
№ 1: «Ознакомление с политической картой мира»

Объѐм
часов

Формируемые
компетенции

3

4

2

ОК 01.
ОК 02.

38
6

4

ОК 02.
ОК 04.
ОК 09.

2
24

Наименование
разделов и тем

Содержание учебного материала (основное и профессиональноориентированное), лабораторные и практические занятия, прикладной модуль
(при наличии)
Тема 1.2. География Содержание учебного материала
мировых природных Теоретическое обучение
ресурсов
Мировые природные ресурсы.Ресурсообеспеченность. Классификация видов
природных ресурсов (минеральные, земельные, водные, биологические,
агроклиматические и т.д.). Размещение различных видов природных ресурсов на
территории мировой суши. Ресурсы Мирового океана. Территориальные сочетания
природных ресурсов. Природно-ресурсный потенциал.
Рациональное использование ресурсов и охрана окружающей среды
№ 2: «Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран (регионов) мира (по
выбору)»
№3: «Выявление и обозначение регионов с неблагоприятной экологической
ситуацией»
Тема 1.3. География Содержание учебного материала
населения мира
Теоретическое обучение
1. Современная демографическая ситуация.
Численность населения мира и ее динамика. Наиболее населенные регионы и
страны мира. Воспроизводство населения и его типы. Демографическая политика.
Качество
жизни
населения.
Территориальные
различия
в
средней
продолжительности жизни населения, обеспеченности чистой питьевой водой,
уровне заболеваемости, младенческой смертности и грамотности населения. Индекс
человеческого развития
Современная структура населения
Половозрастная структура населения. Расовый, этнолингвистический и
религиозный состав населения мира. Социальная структура общества
2. Занятость населения. Размещение населения.
Экономически активное и самодеятельное население. Качество рабочей силы в
различных странах мира. Особенности размещения населения в регионах и странах

Объѐм
часов

Формируемые
компетенции

6

2

2
2

ОК 01.
ОК 02.
ОК 03.
ОК 05.
ОК 06.
ОК 07.
ПК 2.3

6

2

ОК 01.
ОК 02.
ПК 2.3

2

25

Наименование
разделов и тем

Тема 1.4. Мировое
хозяйство

Содержание учебного материала (основное и профессиональноориентированное), лабораторные и практические занятия, прикладной модуль
(при наличии)
мира. Миграции населения, их основные причины и направления. Урбанизация.
Масштабы и темпы урбанизации в различных регионах и странах мира «Ложная»
урбанизация, субурбанизация, урбанизация. Города-миллионеры, «сверхгорода» и
мегалополисы
Практическое занятие
№ 4: «Анализ особенностей населения в различных странах и регионах мира
(особенности демографической ситуации, расселения, сравнительная оценка
качества жизни населения, сравнительная оценка культурных традиций народов и
др.)»
Содержание учебного материала
Теоретическое обучение
1. Современные особенности развития мирового хозяйства. Мировая экономика,
исторические этапы ее развития. Международное географическое разделение труда.
Международная специализация и кооперирование. Научно- технический прогресс и
его современные особенности. Современные особенности развития мирового
хозяйства. Социально-экономические модели стран. Интернационализация
производства и глобализация мировой экономики. Региональная интеграция.
Основные показатели, характеризующие место и роль стран в мировой экономике
Практическое занятие
№ 5: «Сравнительная характеристика ведущих факторов размещения
производительных сил»
*Профессионально-ориентированное содержание

Объѐм
часов

Формируемые
компетенции

2
20

2

ОК 01.
ОК 02.
ОК 03.
ОК 04.
ПК 2.3

2
16

26

Наименование
разделов и тем

Содержание учебного материала (основное и профессиональноориентированное), лабораторные и практические занятия, прикладной модуль
(при наличии)
Теоретическое обучение
2. География основных отраслей мирового хозяйства
Топливно-энергетический комплекс мира. Электроэнергетика мира. Топливный
баланс мира. Рост производства различных видов топлива. Газовая, нефтяная,
угольная промышленность мира. Альтернативные источники энергии.
Географические особенности развития мировой электроэнергетики
Чѐрная и цветная металлургия. Современное развитие чѐрной металлургии мира.
Металлургические базы мира. Географические особенности развития цветной
металлургии мира. Факторы размещения предприятий цветной металлургии
Машиностроение. Отраслевая структура машиностроения. Развитие отраслей
машиностроения в мире. Главные центры машиностроения
Транспортный комплекс
Транспортный комплекс и его современная структура. Грузо- и пассажирооборот
транспорта. Географические особенности развития различных видов мирового
транспорта. Крупнейшие мировые морские торговые порты и аэропорты
Химическая промышленность. Лесная (лесоперерабатывающая) и лѐгкая
промышленность
Географические особенности развития химической, лесной и лѐгкой
промышленности
Сельское хозяйство
Сельское хозяйство и его экономические особенности. Интенсивное и экстенсивное
сельскохозяйственное производство. «Зеленая революция» и ее основные
направления. Агропромышленный комплекс. География мирового растениеводства
и животноводства

Объѐм
часов

Формируемые
компетенции

2

2

2

27

Наименование
разделов и тем

Содержание учебного материала (основное и профессиональноориентированное), лабораторные и практические занятия, прикладной модуль
(при наличии)
География отраслей непроизводственной сферы.
Основные направления международной торговли товарами и услугами. Факторы,
формирующие международную хозяйственную специализацию стран и регионов
мира.
Дифференциация стран мира по уровню развития медицинских, образовательных,
туристских, деловых и информационных услуг. Особенности современной торговли
услугами
Практические занятия
№ 6: «Определение хозяйственной специализации стран и регионов мира»
№ 7: «Размещение профильной отрасли мирового хозяйства на карте мира»
№ 8: «Составление экономико-географической характеристики профильной
отрасли»
№ 9: «Определение и обозначение стран-экспортеров основных видов
промышленной и сельскохозяйственной продукции, видов сырья, районов
международного туризма и отдыха»
Основное содержание
Раздел 2. Региональная характеристика мира
Тема 2.1.
Зарубежная Европа

Содержание учебного материала
Теоретическое обучение
1.Место и роль Зарубежной Европы в мире. Особенности географического
положения региона. История формирования его политической карты.
Характеристика природно-ресурсного потенциала. Особенности населения
Хозяйство стран Зарубежной Европы. Сельское хозяйство. Транспорт. Туризм.
Особенности отраслевого состава промышленности. Особенности развития
сельского хозяйства Зарубежной Европы. Уровень развития транспорта и туризма в
Европе. Развитие и размещение предприятий профильной отрасли в Европе

Объѐм
часов

Формируемые
компетенции

2

2
2
2
2

28
6

2

ОК 01.
ОК 02.
ОК 03.

ОК 01.
ОК 02.
ОК 03.

28

Наименование
разделов и тем

Тема 2.2.
Зарубежная Азия

Тема 2.3. Африка

Содержание учебного материала (основное и профессиональноориентированное), лабораторные и практические занятия, прикладной модуль
(при наличии)
2.Германия и Великобритания как ведущие страны Зарубежной Европы. Условия их
формирования и развития. Особенности политической системы. Природноресурсный потенциал, население, ведущие отрасли хозяйства и их территориальная
структура
Практическое занятие
№ 10: «Характеристика особенностей природы, населения и хозяйства европейской
страны»
Содержание учебного материала
Теоретическое обучение
1.Место и роль Зарубежной Азии в мире. Особенности географического положения
региона. История формирования его политической карты. «Горячие точки»
современной зарубежной Азии. Характерные черты природно-ресурсного
потенциала, населения и хозяйства регионов зарубежной Азии. Развитие и
размещение предприятий профильной отрасли в Азии
2. Япония, Китай, Индия и страны Персидского залива как ведущие страны
Зарубежной Азии. Условия их формирования и развития. Особенности
политической системы. Природно-ресурсный потенциал, население, ведущие
отрасли хозяйства и их территориальная структура
Практическое занятие
№ 11: «Сравнительная характеристика особенностей природы, населения и
хозяйства стран Юго-Западной и Юго-Восточной Азии»
Содержание учебного материала
Теоретическое обучение
Место и роль Африки в мире. Особенности географического положения региона.
История формирования его политической карты. Характерные черты природноресурсного потенциала и особенности населения Африки
Хозяйство стран Африки. Особенности хозяйства стран Африки. Особенности

Объѐм
часов

Формируемые
компетенции

2

2
4

2

ОК 01.
ОК 02.
ОК 03.

2
2

2

ОК 01.
ОК 02.
ОК 03.

29

Наименование
разделов и тем

Тема 2.4. Америка

Содержание учебного материала (основное и профессиональноориентированное), лабораторные и практические занятия, прикладной модуль
(при наличии)
развития субрегионов Африки. Экономическая отсталость материка и пути ее
преодоления. Развитие и размещение предприятий профильной отрасли в Африке
Содержание учебного материала
Теоретическое обучение
1. Место и роль Северной Америки в мире. Особенности географического
положения региона. История формирования его политической карты. Характерные
черты природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства. *Развитие и
размещение предприятий профильной отрасли в Северной Америке
США. Природные ресурсы, население и хозяйство США. Условия их формирования
и развития. Особенности политической системы. Население США. Ведущие
отрасли хозяйства и экономические районы США
Канада. Природные ресурсы и хозяйство Канады. Условия их формирования и
развития. Особенности политической системы. Население Канады. Ведущие
отрасли хозяйства и экономические районы Канады
2. Место и роль Латинской Америки в мире. Особенности географического
положения региона. История формирования его политической карты. Население
Латинской Америки
Хозяйство стран Латинской Америки. Отрасли международной специализации.
Территориальная структура хозяйства. Интеграционные группировки
Бразилия и Мексика как ведущие страны Латинской Америки. Условия их
формирования и развития. Особенности политической системы. Природноресурсный потенциал, население, ведущие отрасли хозяйства и их территориальная
структура. Развитие и размещение предприятий профильной отрасли в Латинской
Америке
Практическое занятие
№12: «Составление сравнительной экономико-географической характеристики двух
стран Северной и Латинской Америки»

Объѐм
часов

Формируемые
компетенции

6

4

ОК 01.
ОК 02.
ОК 03.

2
30

Наименование
разделов и тем

Содержание учебного материала (основное и профессиональноориентированное), лабораторные и практические занятия, прикладной модуль
(при наличии)
Тема 2.5. Австралия Содержание учебного материала
и Океания
Теоретическое обучение
1. Место и роль Австралии и Океании в мире. Особенности географического
положения региона. История формирования его политической карты. Особенности
природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства. Отраслевая и
территориальная структура хозяйства Австралии и Новой Зеландии. *Развитие и
размещение предприятий профильной отрасли в Австралии и Океании
Тема 2.6. Россия в
Содержание учебного материала
современном мире Теоретическое обучение
1. Россия на политической карте мира. Изменение географического,
геополитического и геоэкономического положения России на рубеже XX — XXI
веков. Место России в мировом хозяйстве, ее участие в международной торговле
товарами и других формах внешнеэкономических связей. Особенности
территориальной структуры хозяйства. География отраслей международной
специализации РФ. Развитие и размещение предприятий профильной отрасли в
России
Практические занятия
№13: «Оценка современного геополитического и геоэкономического положения
России. Определение роли России и ее отдельных регионов в международном
географическом разделении труда»
№14: «Определение отраслевой и территориальной структуры внешней торговли
товарами России»
Раздел 3. Глобальные проблемы человечества
Тема 3.1.
Содержание учебного материала
Классификация
Теоретическое обучение
глобальных
Глобальные проблемы человечества. Глобальные процессы.
проблем.
Континентальные, региональные, зональные, локальные проявления глобальных

Объѐм
часов

Формируемые
компетенции

2

2

ОК 01.
ОК 02.
ОК 03.

6

2
ОК 01.
ОК 02.
ОК 03.
ПК 2.3

4

2

2

ОК 01.
ОК 02.
ОК 03.
ОК 04.
ОК 05.
31

Наименование
разделов и тем

Содержание учебного материала (основное и профессиональноОбъѐм
ориентированное), лабораторные и практические занятия, прикладной модуль
часов
(при наличии)
Глобальные
процессов. Понятие о глобальных проблемах современности — естественнопрогнозы, гипотезы научных и общественных. Сырьевая, энергетическая, демографическая,
и проекты
продовольственная и экологическая проблемы как особо приоритетные, возможные
пути их решения. Проблема преодоления отсталости развивающихся стран.
*Влияние предприятий профильной отрасли на глобальные проблемы.
Роль географии в решении глобальных проблем человечества
Дифференцированный зачет
2
Всего
70 часов

Формируемые
компетенции
ОК 06.
ОК 07.
ПК 3.3

32

3. Условия реализации программы общеобразовательной дисциплины
3.1. Для реализации программы дисциплины предусмотрены
следующие специальные помещения: наличия учебного кабинета
«Естественнонаучных дисциплин»
Оборудование учебного кабинета:
 посадочные места по количеству обучающихся;
 рабочее место преподавателя.
Технические средства обучения:
компьютер с лицензионным программным обеспечением, телевизор,
мультимедийная панель.
Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории:
1.Комплект учебно-наглядных пособий:
 атлас мира
 контурные карты
 карта мира
2.Комплект электронных пособий:
Развивающие фильмы: «Глобальное потепление», «Транссибирский
экспресс», «Циклопические постройки мира», «Путешествие по Австралии»
и др.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для студентов:
Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. География: экономическая и социальная
география мира: в 2 ч. учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. –
М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2012.
Кузнецов А.П., Ким Э.В. География (базовый уровень). 10—11 классы. — М., 2014.
Максаковский В.П. География (базовый уровень). 10—11 классы. — М., 2014.
Холина В.Н. География (углубленный уровень). 10 класс. — М., 2014.
Холина В.Н. География (углубленный уровень). — 11 класс. — М., 2014.
Для преподавателей
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации».
Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования».
Приказ Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1645 «О внесении изменений в Приказ
Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 "Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего
(полного) общего образования"».
Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и
ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259 «Рекомендации по организации
получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ
33

среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом
требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой
профессии или специальности среднего профессионального образования».
География: журнал. — М.: Издательский дом «Первое сентября».
География в школе: научно-методический журнал. — М.: Издательство «Школьная
пресса».
География и экология в школе XXI века: научно-методический журнал. — М.:
Издательский дом «Школа-Пресс 1 » .
Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. География: в 2 ч. 10—11 классы. — М.: 2014.
Петрусюк О. А. География для профессий и специальностей социальноэкономического профиля: Методические рекомендации. — М., 2014.
Справочники, энциклопедии
Африка: энциклопедический справочник: в 2 т. / гл. ред. А.Громыко. — М., 1987.
Российский энциклопедический словарь. — М., 2011.
Универсальная школьная энциклопедия: в 2 т. / под ред. Е.Хлебалина, Д. Володихина.
—
М., 2003.
Энциклопедия для детей. Культуры мира: мультимедийное приложение (компактдиск). —
М., 2004.
Энциклопедия для детей. — Т 13. Страны. Народы. Цивилизации / гл. ред.
М.Д.Аксенова. —
М., 2001.
Энциклопедия стран мира / гл. ред. Н. А. Симония. — М., 2004.
Интернет-ресурсы
www. wikipedia. org (сайт Общедоступной мультиязычной универсальной интернетэнциклопедии).
www.faostat3.fao.org (сайт Международной сельскохозяйственной и продовольственной
организации при ООН (ФАО).
www.minerals.usgs.gov/minerals/pubs/county (сайт Геологической службы США).
www.school-collection.edu.ru («Единая коллекции цифровых образовательных
ресурсов»). www. simvolika. rsl. ru (сайт «Гербы городов Российской Федерации»).

4. Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной
дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной дисциплины
раскрываются через дисциплинарные результаты, направленные на
формирование общих и профессиональных компетенций по разделам и
темам содержания учебного материала.

\

34

Общая/професс
иональная
компетенция
ОК 01.

ОК 02.

ОК 03.

ОК 04.
ОК 05.
ОК 06.
ОК 07.
ОК 09.
ПК 2.3
ПК 3.3

Раздел/Тема

Р 1, Темы 1.2, 1.3, 1.4
Р 2, Темы 2.1 - 2.6
Р 3, Тема 3.1
Р 1, Темы 1.1.,1.2, 1.3, 1.4
Р 2, Темы 2.1 - 2.6
Р 3, Тема 3.1
Р 1, Тема 1.3; 1.4.
Р 2, Темы 2.1 - 2.6
Р 3, Тема 3.1
Р 1, Темы 1.1., 1.4.
Р 3, Тема 3.1
Р 1, Темы 2.1, 2.2
Р 3, Темы 3.1
Р 1, Темы 1.2.
Р 3, Тема 3.1
Р 1, Темы 1.2.
Р 3, Тема 3.1
Р 1, Тема 1.1.
Р 1, Темы 1.2., 1.4.
Р2, Тема 2.6
Р 2, Тема 2.3
Р 3, Тема 3.3

Тип оценочных мероприятий

тестирование
Кейс задания
географический диктант
устный опрос
фронтальный письменный опрос
эссе, доклады, рефераты
оценка
составленных
презентаций по темам раздела
оценка работы с картами атласа
мира, заполнение контурных
карт
контрольная работа
оценка
самостоятельно
выполненных заданий
дифференцированный
зачет
проводится
в
форме
тестирования

35


Наверх

На сайте используются файлы cookie. На сайте  осуществляется сбор персональных данных посредством метрических программ (Яндекс.Метрика). Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».