18.02.12_ОПОП_Пояснительная записка

2
Основная профессиональная образовательная программа среднего профессионального
образования (программа подготовки специалистов среднего звена) по специальности
18.02.12 Технология аналитического контроля химических соединений разработана в
соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом среднего
профессионального образования по специальности 18.02.12 Технология аналитического
контроля химических соединений, утвержденным приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 09.12.2016 № 1554 (зарегистрированным Министерством Юстиции
Российской Федерации 22.12.2016 № 44899), с учетом Примерной основной образовательной
программы (программы подготовки специалистов среднего звена) по специальности
18.02.12 Технология аналитического контроля химических соединений.

Организация-разработчик:
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики
Хакасия «Черногорский горно-строительный техникум» (ГБПОУ РХ ЧГСТ)

Разработчики:
Евдокимова И.В. – заместитель директора по учебно-методической работе ГБПОУ РХ ЧГСТ
Васильев А.В. – заместитель директора по учебно-производственной работе ГБПОУ РХ ЧГСТ
Самарина Е.В. – заместитель директора по учебно-воспитательной работе ГБПОУ РХ ЧГСТ
Манжосова Н.Н. – методист ГБПОУ РХ ЧГСТ
Костромина Е.В. – преподаватель первой квалификационной категории ГБПОУ РХ ЧГСТ
Гаврилина О.О. – преподаватель ГБПОУ РХ ЧГСТ
Баева Т.Н. – преподаватель первой квалификационной категории ГБПОУ РХ ЧГСТ

3
СОДЕРЖАНИЕ
1.

Общие положения

7

2.

Общая характеристика образовательной программы

9

3.

Характеристика профессиональной деятельности выпускника

9

4.

Планируемые результаты освоения образовательной программы

10

5.

Структура образовательной программы

21

5.1. Учебный план

21

5.2. Календарный учебный график

26

Условия реализации образовательной программы

27

6.1. Требования к материально-техническому оснащению образовательной
программы

27

6.2. Требования к кадровым условиям реализации образовательной программы

29

6.3. Требованиям к информационным и учебно-методическим
реализации образовательной программы

30

6.

7.

условиям

Приложения
7.1. Рабочие программы учебных предметов, дисциплин
Общеобразовательный цикл:
7.1.1. Рабочая программа учебного предмета ОУП.01 «Русский язык»
7.1.2. Рабочая программа учебного предмета ОУП.02 «Литература»
7.1.3. Рабочая программа учебного предмета ОУП.03 «Иностранный
язык»
7.1.4. Рабочая программа учебного предмета ОУП.04.У «Математика»
7.1.5. Рабочая программа учебного предмета ОУП.05 «История»
7.1.6. Рабочая программа учебного предмета ОУП.06 «Физическая культура»
7.1.7. Рабочая программа учебного предмета ОУП.07 «Основы
безопасности жизнедеятельности»
7.1.8. Рабочая программа учебного предмета ОУП.08 «Астрономия»
7.1.9. Рабочая программа курса «Индивидуальный проект»
7.1.10. Рабочая программа учебного предмета УПВ.01 «Родная литература»
7.1.11. Рабочая программа учебного предмета УПВ.02.У «Физика»
7.1.12. Рабочая программа учебного предмета УПВ.03.У «Информатика»
7.1.13. Рабочая программа учебного предмета ДУП.01 «Введение в
специальность»
ДУП.01.1 Основы проектной деятельности
ДУП.01.2 Естествознание в профессиональной деятельности
ДУП.01.3 Обществознание в профессиональной деятельности

31

4
Общий гуманитарный и социально-экономический цикл:
7.7.14. Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ.01 «Основы
философии»
7.7.15. Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ.02 «История»
7.7.16. Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ.03 «Иностранный
язык в профессиональной деятельности»
7.7.17. Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ.04 «Физическая
культура»
7.7.18. Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ.05 «Психология
общения»
7.7.19. Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ.06
«Профессиональная адаптация»
7.7.20. Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ.07 «Русский язык и
культура речи / коммуникативный практикум»
Математический и общий естественнонаучный цикл:
7.7.21. Рабочая программа учебной дисциплины ЕН.01 «Математика»
7.7.22. Рабочая программа учебной дисциплины ЕН.02 «Общая и
неорганическая химия»
7.7.23. Рабочая программа учебной дисциплины ЕН.03 «Экологические
основы природопользования»
Общепрофессиональный цикл:
7.7.24. Рабочая программа учебной дисциплины ОП.01 «Информационные
технологии в профессиональной деятельности»
7.7.25. Рабочая программа учебной дисциплины ОП.02 «Органическая
химия»
7.7.26. Рабочая программа учебной дисциплины ОП.03 «Аналитическая
химия»
7.7.27. Рабочая программа учебной дисциплины ОП.04 «Физическая и
коллоидная химия»
7.7.28. Рабочая
программа
учебной
дисциплины
ОП.05 «Основы
экономики»
7.7.29. Рабочая программа учебной дисциплины ОП.06 «Электротехника и
электроника»
7.7.30. Рабочая программа учебной дисциплины ОП.07 «Метрология,
стандартизация и сертификация»
7.7.31. Рабочая программа учебной дисциплины ОП.08 «Охрана труда»

5
7.7.32. Рабочая программа учебной дисциплины ОП.09 «Безопасность
жизнедеятельности»
7.7.33. Рабочая программа учебной дисциплины ОП.10
«Информатика»
7.7.34. Рабочая программа учебной дисциплины ОП.11
«Правовые основы профессиональной деятельности»
7.7.35. Рабочая
программа
учебной
дисциплины
ОП.12
«Инженерная графика»
7.7.36. Рабочая
программа
учебной
дисциплины
ОП.13
«Системы автоматизированного проектирования»
7.7.37. Рабочая программа учебной дисциплины ОП.14
«Материаловедение»
7.7.38. Рабочая
программа учебной
дисциплины ОП.15
«Техническая механика»
7.7.39. Рабочая программа учебной дисциплины ОП.16 «Основы
интеллектуального труда / Финансовой грамотности и предпринимательской
деятельности»
7.2. Рабочие программы профессиональных модулей
Профессиональный цикл:
7.2.1. Рабочая программа профессионального модуля ПМ.01 «Определение
оптимальных средств и методов анализа природных и промышленных
материалов»:
МДК.01.01 «Основы аналитической химии и физико-химических
методов анализа»
УП.01.01 «Учебная практика»
ПП.01.01 «Производственная практика»
7.2.2. Рабочая программа профессионального модуля ПМ.02 «Проведение
качественных и количественных анализов природных и промышленных
материалов с применением химических и физико-химических методов
анализа»:
МДК.02.01 «Основы качественного и количественного
анализа
природных и промышленных материалов»
УП.02.01 «Учебная практика»
ПП.02.01 «Производственная практика»
7.2.3. Рабочая программа профессионального модуля ПМ.03 «Организация
лабораторно-производственной деятельности»:
МДК.03.01 «Организация лабораторно-производственной деятельности»
ПП.03.01 «Производственная практика»
7.2.4. Рабочая программа профессионального модуля ПМ.04 «Освоение
работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям
служащих: 13321 Лаборант химического анализа»
МДК.04.01 «Выполнение работ по профессии Лаборант
химического анализа»
УП.04.01 «Учебная практика»
ПП.04.01 «Производственная практика»
7.3. Фонды оценочных средств для проведения
успеваемости и промежуточной аттестации

текущего

7.4. Программа производственной (преддипломной) практики
7.5. Программа государственной итоговой аттестации
7.6. Рабочая программа воспитания

контроля

6
7.7. Календарный план воспитательной работы

7
1. Общие положения
1.1. Настоящая основная профессиональная образовательная программа среднего
профессионального образования (программа подготовки специалистов среднего звена) по
специальности 18.02.12 Технология аналитического контроля химических соединений (далее –
ППССЗ)
представляет
собой
комплекс
нормативно-методической
документации,
регламентирующий объем, содержание, организацию и оценку качества подготовки
обучающихся и выпускников, условия осуществления образовательной деятельности по данной
специальности.
ППССЗ разработана для реализации образовательной программы на базе основного
общего образования на основе требований федерального государственного образовательного
стандарта среднего общего образования, федерального государственного образовательного
стандарта среднего профессионального образования с учетом примерной основной
образовательной программы получаемой специальности.
1.2. Нормативные основания для разработки основной профессиональной
образовательной программы
Нормативные основания для разработки ППССЗ по специальности 18.02.12 Технология
аналитического контроля химических соединений составляют:
1) Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации»;
2) федеральный
государственный
образовательный
стандарт
среднего
профессионального образования по специальности 18.02.12 Технология аналитического
контроля химических соединений, утвержденный приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 09.12.2016 № 1554 (зарегистрированным Министерством Юстиции
Российской Федерации 22.12.2016 № 44899);
3) федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего
образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 17.05.2012 № 413;
4) порядок организации и осуществления образовательной деятельности по
образовательным программам среднего профессионального образования, утвержденный
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.06.2013 № 464;
5) порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным
программам среднего профессионального образования, утвержденный приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации от 16.08.2013 № 968;
6) положение о практической подготовке обучающихся, утвержденное приказом
Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и Министерства
просвещения Российской Федерации от 05.08.2020 № 885/390;
7) концепция
преподавания
общеобразовательных
дисциплин
с
учетом
профессиональной направленности программ среднего профессионального образования,
реализуемых на базе основного общего образования, утвержденная распоряжением
Министерства просвещения Российской Федерации от 30.04.2021 № Р-98;
8) нормативно-методические документы:
примерная основная образовательная программа (программа подготовки специалистов

8
среднего звена) по специальности 18.02.12 Технология аналитического контроля химических
соединений, разработанная Государственным бюджетным профессиональным образовательным
учреждением Новосибирской области «Новосибирский химико-технологический колледж
им. Д.И. Менделеева» (регистрационный номер в государственном реестре примерных
основных образовательных программ 18.02.12-170505; протокол от 31.03.2017 № 2);
примерная основная образовательная программа среднего общего образования,
одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему
образованию (протокол от 28.06.2016 № 2/16-з);
письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.10.2010 № 12696 «О разъяснениях по формированию учебного плана ОПОП НПО/СПО»;
письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.03.2015 № 06259 «О направлении доработанных рекомендаций по организации получения среднего общего
образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального
образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных
государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности
среднего профессионального образования»;
письмо Департамента государственной политики в сфере среднего профессионального
образования и профессионального обучения Министерства просвещения Российской
Федерации от 14.04.2021 № 05-401 «О направлении методических рекомендаций»
(Методические рекомендации по реализации среднего общего образования в пределах освоения
образовательной программы среднего профессионального образования на базе основного
общего образования);
письмо Департамента государственной политики в сфере среднего профессионального
образования и профессионального обучения Министерства просвещения Российской
Федерации от 08.04.2021 № 05-369 «О направлении методических рекомендаций»
(Рекомендации, содержащие общие подходы к реализации образовательных программ среднего
профессионального образования (отдельных их частей) в форме практической подготовки);
письмо ФГАУ «Федеральный институт развития образования» «Об уточнении
Рекомендаций по организации получения среднего общего образования в пределах освоения
образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего
образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и
получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо
Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО
Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259) и Примерных программ общеобразовательных
учебных дисциплин для профессиональных образовательных организаций (2015 г.)» (Одобрены
Научно-методическим советом Центра профессионального образования и систем квалификаций
ФГАУ «ФИРО», протокол от 25.05.2017 № 3);
письмо ФГАУ «Федеральный институт развития образования» от 11.10.2017 № 01-0005/925 «Об актуальных вопросах развития среднего профессионального образования,
разрабатываемых ФГАУ «ФИРО».
1.3. Перечень сокращений, используемых в тексте ППССЗ
ФГОС СПО – федеральный государственный образовательный стандарт среднего
профессионального образования;
ФГОС СОО - федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего
образования;
ППССЗ – программа подготовки специалистов среднего звена;
МДК – междисциплинарный курс;
ПМ – профессиональный модуль;
ОК – общие компетенции;
ПК – профессиональные компетенции;
Цикл ОУП – общеобразовательный цикл;

9
Цикл ОГСЭ – общий гуманитарный и социально-экономический цикл;
Цикл ЕН - математический и общий естественнонаучный цикл.
2. Общая характеристика образовательной программы
2.1. Квалификации, присваиваемые выпускникам ППССЗ по специальности
18.02.12 Технология аналитического контроля химических соединений:
Техник.
2.2. Формы получения образования: допускается только в профессиональной
образовательной организации.
2.3. Форма обучения: очная.
2.4. Срок получения образования по образовательной программе, реализуемой на базе
основного общего образования: 3 года 10 месяцев.
2.5. Объем образовательной программы, реализуемой на базе основного общего
образования: 5940 академических часов (165 недель).
Образовательная деятельность при освоении образовательных программ или отдельных
ее компонентов организуется в форме практической подготовки.
Форма обучения по образовательной программе может быть временно изменена с очной
на очную с применением электронного обучения и дистанционных образовательных
технологий в период действия на территории республики Хакасия карантинных мер (или по
иным основаниям в виду обстоятельств непреодолимой силы) на основании решения
исполнительного органа государственной власти республики Хакасия, осуществляющего
функции учредителя, - Министерства образования и науки Республики Хакасия.
3. Характеристика профессиональной деятельности выпускника
3.1. Область и объекты профессиональной деятельности
Область профессиональной деятельности выпускника: 26 Химическое, химикотехнологическое производство.
3.2. Соответствие профессиональных модулей присваиваемым квалификациям
Наименование основных видов
деятельности
Определение оптимальных
средств и методов анализа
природных и промышленных
материалов
Проведение качественных и
количественных анализов
природных и промышленных
материалов с применением
химических и физико-химических
методов анализа
Организация лабораторнопроизводственной деятельности
Освоение работ по одной или
нескольким профессиям рабочих,
должностям служащих

Наименование профессиональных
модулей
ПМ.01 «Определение
оптимальных средств и методов
анализа природных и
промышленных материалов»
ПМ.02 «Проведение качественных
и количественных анализов
природных и промышленных
материалов с применением
химических и физико-химических
методов анализа»
ПМ.03 «Организация
лабораторно-производственной
деятельности»
ПМ.04 «Освоение работ по одной
или нескольким профессиям
рабочих, должностям служащих:
13321 Лаборант химического
анализа

Квалификация
Техник
осваивается

осваивается

осваивается
осваивается

10
4. Планируемые результаты освоения образовательной программы
4.1. Требования к результатам освоения обучающимися общеобразовательного
цикла ППССЗ
ФГОС СОО устанавливает требования к результатам освоения обучающимися
общеобразовательного цикла ППССЗ:
личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и
личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и
целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и
межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и
гражданские позиции в деятельности, антикоррупционное мировоззрение, правосознание,
экологическую культуру, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к
осознанию российской гражданской идентичности в поликультурном социуме;
метапредметным, включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и
универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные),
способность их использования в познавательной и социальной практике, самостоятельность в
планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества
с педагогами и сверстниками, способность к построению индивидуальной образовательной
траектории, владение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной
деятельности;
предметным, включающим освоенные обучающимися в ходе изучения учебного
предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по
получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в
учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа
мышления, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.
4.2. Общие компетенции
Выпускник, освоивший ППССЗ, должен обладать общими компетенциями:
Код, формулировка
Умения, знания
компетенции
ОК 01. Выбирать
Умения: распознавать задачу и/или проблему в профессиональном
способы решения
и/или социальном контексте; анализировать задачу и/или проблему и
задач
выделять еѐ составные части; определять этапы решения задачи;
профессиональной
выявлять и эффективно искать информацию, необходимую для
деятельности,
решения задачи и/или проблемы; составлять план действия;
применительно к
определять необходимые ресурсы; владеть актуальными методами
различным
работы в профессиональной и смежных сферах; реализовать
контекстам
составленный план; оценивать результат и последствия своих
действий (самостоятельно или с помощью наставника).
Знания: актуальный профессиональный и социальный контекст, в
котором приходится работать и жить; основные источники
информации и ресурсы для решения задач и проблем в
профессиональном и/или социальном контексте; алгоритмы
выполнения работ в профессиональной и смежных областях; методы
работы в профессиональной и смежных сферах; порядок оценки
результатов решения задач профессиональной деятельности.
ОК 02. Осуществлять
Умения: определять задачи поиска информации; определять

11
поиск,
анализ
и
интерпретацию
информации,
необходимой
для
выполнения
задач
профессиональной
деятельности
ОК 03. Планировать и
реализовывать
собственное
профессиональное и
личностное развитие.

необходимые источники информации; планировать процесс поиска;
структурировать получаемую информацию; выделять наиболее
значимое в перечне информации; оценивать практическую
значимость результатов поиска; оформлять результаты поиска.
Знания: номенклатура информационных источников применяемых в
профессиональной
деятельности;
приемы
структурирования
информации; способы оформления результатов поиска информации.
Умения:
определять
актуальность
нормативно-правовой
документации в профессиональной деятельности; выстраивать
траектории профессионального и личностного развития.
Знания:
содержание
актуальной
нормативно-правовой
документации;
современная
научная
и
профессиональная
терминология; возможные траектории профессионального развития
и самообразования.
работу коллектива и команды;
ОК 04. Работать
в Умения: организовывать
коллективе и команде, взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами.
эффективно
Знания: психология коллектива; психология личности; основы
взаимодействовать с проектной деятельности.
коллегами,
руководством,
клиентами.
ОК 05. Осуществлять Умения: компетентно излагать свои мысли на государственном
устную и письменную языке; грамотно оформлять документы.
коммуникацию
на Знания: особенности социального и культурного контекста; правила
государственном
оформления документов.
языке
с
учетом
особенностей
социального
и
культурного
контекста.
Умения: описывать значимость своей специальности; применять на
ОК 06. Проявлять
практике нормы антикоррупционного законодательства.
гражданскопатриотическую
Знания:
сущность
гражданско-патриотической
позиции,
позицию,
общечеловеческих ценностей; значимость профессиональной
демонстрировать
деятельности по специальности; нормы антикоррупционного
осознанное поведение законодательства.
на
основе
традиционных
общечеловеческих
ценностей, применять
стандарты
антикоррупционного
поведения.
ОК 07. Содействовать Умения: соблюдать нормы экологической безопасности; определять
сохранению
направления ресурсосбережения в рамках профессиональной
окружающей среды, деятельности по специальности.
ресурсосбережению,
Знания: правила экологической безопасности при ведении
эффективно
профессиональной
деятельности;
основные
ресурсы,
действовать
в задействованные
в
профессиональной
деятельности;
пути
чрезвычайных
обеспечения ресурсосбережения.
ситуациях.
ОК 08. Использовать
Умения: использовать физкультурно-оздоровительную деятельность

12
средства физической
культуры
для
сохранения
и
укрепления здоровья
в
процессе
профессиональной
деятельности
и
поддержание
необходимого уровня
физической
подготовленности.
ОК 09. Использовать
информационные
технологии
в
профессиональной
деятельности

для
укрепления
здоровья,
достижения
жизненных
и
профессиональных целей; применять рациональные приемы
двигательных функций в профессиональной деятельности;
пользоваться
средствами
профилактики
перенапряжения
характерными для данной специальности.
Знания: роль физической культуры в общекультурном,
профессиональном и социальном развитии человека; основы
здорового образа жизни; условия профессиональной деятельности и
зоны риска физического здоровья для специальности; средства
профилактики перенапряжения.

Умения: применять средства информационных технологий для
решения профессиональных задач; использовать современное
программное обеспечение.
Знания: современные средства и
устройства информатизации;
порядок их применения и программное обеспечение в
профессиональной деятельности.
ОК 10. Пользоваться
Умения: понимать общий смысл четко произнесенных
профессиональной
высказываний на известные темы (профессиональные и бытовые),
документацией
на понимать тексты на базовые профессиональные темы; участвовать в
государственном
и диалогах на знакомые общие и профессиональные темы; строить
иностранном языках.
простые высказывания о себе и о своей профессиональной
деятельности; кратко обосновывать и объяснить свои действия
(текущие и планируемые); писать простые связные сообщения на
знакомые или интересующие профессиональные темы.
Знания: правила построения простых и сложных предложений на
профессиональные темы; основные общеупотребительные глаголы
(бытовая и профессиональная лексика); лексический минимум,
относящийся к описанию предметов, средств и процессов
профессиональной деятельности; особенности произношения;
правила чтения текстов профессиональной направленности.
ОК 11. Использовать
Умения: выявлять достоинства и недостатки коммерческой идеи;
знания по финансовой презентовать идеи открытия собственного дела в профессиональной
грамотности,
деятельности; оформлять бизнес-план; рассчитывать размеры выплат
планировать
по процентным ставкам кредитования; определять инвестиционную
предпринимательску
привлекательность коммерческих идей в рамках профессиональной
ю деятельность
в деятельности; презентовать бизнес-идею; определять источники
финансирования.
профессиональной
сфере.
Знание: основы предпринимательской деятельности; основы
финансовой грамотности; правила разработки бизнес-планов;
порядок выстраивания презентации; кредитные банковские
продукты.
4.3. Профессиональные компетенции
Выпускник,
освоивший
ППССЗ,
должен
обладать
профессиональными
компетенциями, соответствующим видам деятельности:
Показатели освоения компетенции
Основные виды
Код и
деятельности
наименование
компетенции
Определение
ПК 1.1. Оценивать Практический опыт: оценивание соответствия
оптимальных
соответствие
методики
задачам
анализа
по
диапазону

13
средств и методов
анализа природных
и промышленных
материалов

методики задачам
анализа
по
диапазону
измеряемых
значений
и
точности.

ПК 1.2. Выбирать
оптимальные
методы анализа

ПК 1.3.
Подготавливать
реагенты,
материалы и
растворы,
необходимые для
анализа

измеряемых значений и точности.
Умения: работать с нормативной документацией на
методику
анализа;
выбирать
оптимальные
технические средства и методы исследований;
оценивать
метрологические
характеристики
методики;
оценивать
метрологические
характеристики лабораторного оборудования.
Знания: нормативная документация на методику
выполнения измерений; основные нормативные
документы,
регламентирующие
погрешности
результатов
измерений;
современные
автоматизированные
методы
анализа
промышленных и природных образцов; основные
методы
анализа
химических
объектов;
метрологические
характеристики
химических
методов анализа; метрологические характеристики
основных видов физико-химических методов
анализа;
метрологические
характеристики
лабораторного оборудования.
Практический опыт: выбор оптимальных методов
исследования; выполнения химических и физикохимических анализов.
Умения: выбирать оптимальные технические
средства и методы исследований; измерять
аналитический сигнал и устанавливать зависимость
сигнала от концентрации определяемого вещества;
подготавливать объекты исследований; выполнять
химические и физико-химические методы анализа;
осуществлять
подготовку
лабораторного
оборудования.
Знания: современные автоматизированные методы
анализа промышленных и природных образцов;
классификация химических методов анализа;
классификация
физико-химических
методов
анализа; теоретических основ химических и физикохимических методов анализа; методы расчета
концентрации вещества по данным анализа;
лабораторное
оборудования
химической
лаборатории; классификация химических веществ;
основные требования к методам и средствам
аналитического
контроля:
требования
к
предоставлению результатов анализа, средствам
измерений, к вспомогательному оборудованию.
Практический опыт: приготовление реагентов,
материалов и растворов, необходимых для
проведения анализа.
Умения: подготавливать объекты исследований;
выполнять
необходимые
расчеты
для
приготовления реагентов, материалов и растворов;
проводить приготовление растворов, аттестованных
смесей и реагентов с соблюдением техники
лабораторных работ; выполнять стандартизацию

14

ПК 1.4. Работать
химическими
веществами
оборудованием
соблюдением
отраслевых норм
экологической
безопасности

Проведение
качественных
количественных
анализов
природных
промышленных
материалов
применением
химических
физикохимических
методов анализа

с
и
с
и

ПК 2.1.
и Обслуживать и
эксплуатировать
лабораторное
и оборудование,
испытательное
с оборудование и
средства измерения
и химикоаналитических
лабораторий.

ПК 2.2. Проводить

растворов; выбирать основное и вспомогательное
оборудование, посуду, реактивы.
Знания:
нормативная
документация
по
приготовлению реагентов материалов и растворов,
оборудования,
посуды;
способы
выражения
концентрации растворов; способы стандартизации
растворов; технику выполнения лабораторных
работ.
Практический опыт: выполнение работ с
химическими веществами и оборудованием с
соблюдением отраслевых норм и экологической
безопасности.
Умения: организовывать рабочее место в
соответствии
с
требованиями
нормативных
документов
и
правилами
охраны
труда;
использовать оборудование и средства измерения
строго в соответствии с инструкциями заводовизготовителей; соблюдать безопасность при работе
с лабораторной посудой и приборами; соблюдать
правила хранения, использования и утилизации
химических реактивов; использовать средства
индивидуальной
и
коллективной
защиты;
соблюдать
правила
пожарной
и
электробезопасности.
Знания: правила охраны труда при работе в
химической лаборатории; правила использования
средств индивидуальной и коллективной защиты;
правила хранения, использования, утилизации
химических реактивов; правила охраны труда при
работе с лабораторной посудой и оборудованием;
правила охраны труда при работе с агрессивными
средами и легковоспламеняющимися жидкостями.
Практический
опыт:
обслуживать
и
эксплуатировать
оборудование
химикоаналитических лабораторий; готовить реагенты и
материалы, необходимые для проведения анализа.
Умения:
эксплуатировать
лабораторное
оборудование в соответствии с заводскими
инструкциями; осуществлять отбор проб с
использованием
специального
оборудования;
проводить
калибровку
лабораторного
оборудования;
работать
с
нормативными
документами на лабораторное оборудование.
Знания: виды лабораторного оборудования,
испытательного оборудования и средства измерения
химико-аналитических лабораторий; правил отбора
проб с использованием специального оборудования;
правила эксплуатации и калибровки лабораторного
оборудования, испытательного оборудования и
средства
измерения
химико-аналитических
лабораторий.
Практический опыт: проводить качественный и

15
качественный и
количественный
анализ
неорганических и
органических
веществ
химическими и
физикохимическими
методами

ПК 2.3. Проводить
метрологическую
обработку
результатов
анализов

Организация

ПК 3.1.

количественный
анализ
неорганических
и
органических веществ химическими методами;
проводить обработку результатов анализа в т.ч. с
использованием
аппаратно-программных
комплексов.
Умения: выполнять отбор и подготовку проб
природных
и
промышленных
объектов;
осуществлять химический анализ природных и
промышленных объектов химическими методами;
осуществлять химический анализ природных и
промышленных объектов физико-химическими
методами; проводить сравнительный анализ
качества
продукции
в
соответствии
со
стандартными образцами состава; осуществлять
идентификацию
синтезированных
веществ;
использовать информационные технологии при
решении производственно-ситуационных задач;
находить причину несоответствия анализируемого
объекта ГОСТам; осуществлять аналитический
контроль
окружающей
среды;
выполнять
химический эксперимент с соблюдением правил
безопасной работы.
Знания: теоретические основы пробоотбора и
пробоподготовки;
классификации
методов
химического анализа; классификации методов
физико-химического анализа; показатели качества
методик количественного химического анализа;
правила эксплуатации посуды, оборудования,
используемого для выполнения анализа; методы
анализа воды, требования к воде; методы анализа
газовых смесей; виды топлива; методы анализа
органических
продуктов;
методы
анализа
неорганических
продуктов;
методы
анализа
металлов и сплавов; методы анализа почв; методы
анализа нефтепродуктов.
Практический опыт: проведение метрологической
обработки результатов анализа.
Умения: работать с нормативной документацией;
представлять результаты анализа; обрабатывать
результаты
анализа
с
использованием
информационных
технологий;
оформлять
документацию в соответствии с требованиями
отраслевых и/или международных стандартов;
проводить статистическую оценку получаемых
результатов и оценку основных метрологических
характеристик;
оценивать
метрологические
характеристики метода анализа.
Знания: основные метрологические характеристики
метода анализа; правила представления результата
анализа;
виды
погрешностей;
методы
статистической обработки данных.
Практический
опыт:
планировать
и

16
лабораторнопроизводственной
деятельности

Планировать и
организовывать
работу в
соответствии со
стандартами
предприятия,
международными
стандартами и
другим
требованиями

организовывать
работу
персонала
производственных подразделений; анализировать
производственную деятельность подразделения.
Умения: организовывать работу коллектива;
устанавливать
производственные
задания
в
соответствии с утвержденными производственными
планами и графиками; организовывать работу в
соответствии с требованиями к испытательным и
калибровочным лабораториям; оценивать качество
выполнения методов анализа; осуществлять
внутрилабораторный
контроль;
обеспечивать
качество
работы
лаборатории;
управлять
документацией; анализировать проблемы работы
лаборатории.
Знания: особенности менеджмента в области
профессиональной
деятельности;
правовые,
нормативные и организационные основы охраны
труда в организации; основные нормативные
документы, регулирующие работу лаборатории;
правила ведения внутрилабораторного контроля;
правила ведения документации; требования к
качеству результатов испытаний.
ПК 3.2.
Практический опыт: контролировать и выполнять
Организовывать
правила техники безопасности, производственной и
безопасные условия трудовой
дисциплины,
правил
внутреннего
процессов и
трудового распорядка.
производства
Умения: проводить и оформлять производственный
инструктаж
подчиненных;
контролировать
соблюдение
безопасности
при
работе
с
лабораторной
посудой
и
приборами;
контролировать соблюдение правил хранения,
использования и утилизации химических реактивов;
обеспечивать наличие средств индивидуальной
защиты;
обеспечивать
наличие
средств
коллективной защиты; обеспечивать соблюдение
правил пожарной безопасности; обеспечивать
соблюдение правил электробезопасности; оказывать
первую доврачебную помощь при несчастных
случаях; обеспечивать соблюдение правил охраны
труда при работе с агрессивными средами;
планировать
действия
подчиненных
при
возникновении нестандартных (чрезвычайных)
ситуаций на производстве.
Знания: инструктаж, его виды и обучение
безопасным
методам
работы;
требования,
предъявляемые к рабочему месту в химикоаналитических
лабораториях;
требования
к
дисциплине
труда
в
химико-аналитических
лабораториях; основные требования организации
труда; виды инструктажей, правила и нормы
трудового
распорядка,
охраны
труда,
производственной
санитарии;
правила

17

ПК 3.3.
Анализировать
производственную
деятельность
лаборатории и
оценивать
экономическую
эффективность
работы

Освоение работ по
одной или
нескольким
профессиям
рабочих,
должностям
служащих

ПК 4.1.
Подготавливать
химическую
посуду, приборы и
лабораторное
оборудование

ПК 4.2.
Пользоваться
лабораторной
посудой
различного
назначения, мыть
и сушить посуду в
соответствии с
требованиями
химического
анализа
ПК 4.3. Выбирать
приборы,

использования
средств
индивидуальной
и
коллективной
защиты;
правила
хранения,
использования, утилизации химических реактивов;
правила оказания первой доврачебной помощи;
правила охраны труда при работе с лабораторной
посудой и оборудованием; правила охраны труда
при
работе
с
агрессивными
средами
и
легковоспламеняющимися
жидкостями;
виды
инструктажа; ПДК вредных веществ в воздухе
рабочей зоны.
Практический опыт: участвовать в обеспечении и
оценке экономической эффективности работы
подразделения.
Умения: нести ответственность за результаты своей
деятельности, результаты работы подчиненных;
владеть
методами
самоанализа,
коррекции,
планирования,
проектирования
деятельности;
оценивать экономическую эффективность работы
лаборатории;
планировать
финансовую
деятельность лаборатории; проводить закупку
лабораторного
оборудования
и
расходных
материалов; оценивать производительность труда.
Знания: механизмы ценообразования на продукцию
(услуги), формы оплаты труда в современных
условиях; экономику, организацию труда и
организацию производства; порядок тарификации
работ и рабочих; норм и расценок на работы,
порядок их пересмотра; оценки эффективности
работы лаборатории.
Практический опыт: подготовки для анализа
приборов и оборудования.
Умения: обращаться с лабораторной химической
посудой;
подготавливать
лабораторное
оборудование к проведению анализов; пользоваться
лабораторными приборами и оборудованием.
Знания: назначение и классификацию химической
посуды; назначение и устройство лабораторного
оборудования.
Практический опыт: пользования лабораторной
посудой различного назначения; мытья и сушки
посуды в соответствии с требованиями химического
анализа.
Умения: готовить растворы для химической
очистки посуды; мыть химическую посуду;
обращаться с лабораторной химической посудой.
Знания: назначение и классификацию химической
посуды; правила обращения, хранения, сушки
химической посуды; правила мытья химической
посуды; механические и химические методы
очистки химической посуды.
Практический опыт: выбора приборов и
оборудования для проведения анализов; подготовки

18
оборудование и
подготавливать
для проведения
анализов
ПК 4.4. Готовить
пробы и растворы
различной
концентрации.

ПК 4.5. Подбирать
соответствующие
средства и методы
анализов в
соответствии с
типом веществ

для анализа приборов и оборудования.
Умения:
подготавливать
лабораторное
оборудование к проведению анализов; пользоваться
лабораторными приборами и оборудованием.
Знания: назначение и устройство лабораторного
оборудования.
Практический опыт: приготовления растворов
точной
и
приблизительной
концентрации;
определения концентрации растворов различными
способами; отбора и приготовления проб к
проведению анализов.
Умения: вести учет проб и реактивов; обращаться с
химическими реактивами; готовить растворы
различных концентраций; определять концентрации
растворов;
подбирать,
подготавливать,
транспортировать и хранить пробы твердых,
жидких и газообразных веществ с учетом их
свойств и действия на организм; вести учет
отобранных и разделанных проб и оформлять
соответствующую информацию.
Знания:
свойства
реактивов,
требования,
предъявляемые к реактивам; правила обращения с
реактивами и правила их хранения классификацию
растворов; способы выражения концентрации
растворов; способы и технику приготовления
растворов; способы и технику определения
концентрации растворов; методы расчета растворов
различной концентрации; правила и способы
отбора, транспортирования и хранения проб в
различных
складских
и
производственных
условиях; требования, предъявляемые к качеству
проб; устройство оборудования для отбора проб;
правила учета проб и оформления соответствующей
документации.
Практический опыт: подбора соответствующих
средств и методов анализов в соответствии с типом
веществ.
Умения: обращаться с химическими реактивами;
готовить растворы различных концентраций;
определять концентрации растворов; подбирать,
подготавливать, транспортировать и хранить пробы
твердых, жидких и газообразных веществ с учетом
их свойств и действия на организм; вести учет
отобранных и разделанных проб и оформлять
соответствующую информацию.
Знания: назначение и устройство лабораторного
оборудования; свойства реактивов, требования,
предъявляемые к реактивам; правила обращения с
реактивами и правила их хранения классификацию
растворов; способы выражения концентрации
растворов; способы и технику приготовления
растворов; способы и технику определения

19

ПК 4.6.
Участвовать в
мониторинге
загрязнения
окружающей
среды.

ПК 4.7. Снимать
показания
приборов и
оформлять
результаты
анализа.

ПК 4.8.
Соблюдать
правила и приемы
техники
безопасности,
промышленной
санитарии и
пожарной

концентрации растворов; методы расчета растворов
различной концентрации.
Практический опыт: определения химических и
физических
свойств
веществ;
подбора
соответствующих средств и методов анализов в
соответствии с типом веществ.
Умения: участия в мониторинге загрязнения
окружающей среды; рассчитывать результаты и
оформлять протокол анализа согласно нормативной
документации; информировать заинтересованные
организации о результатах анализов; использовать
нормативную
документацию
на
предельно
допустимую концентрацию веществ в воздухе,
рабочей зоне, воде, почве и т.д.
Знания: назначение экологического контроля;
способы и приборы экологического контроля;
методы расчета, виды записи результатов
эксперимента; методику проведения необходимых
расчетов; контроль качества результатов; правила
оформления лабораторных журналов и другой
отчетной документации; требования техники
безопасности и охраны труда при работе с
химическими реактивами и при выполнении
химических операций; классификацию опасности
веществ и влияние их на здоровье человека;
нормативную документацию на загрязнение;
нормативы предельно допустимой концентрации.
Практический опыт: определения химических и
физических
свойств
веществ;
подбора
соответствующих средств и методов анализов в
соответствии с типом веществ.
Умения: пользоваться лабораторными приборами и
оборудованием;
рассчитывать
результаты
и
оформлять протокол анализа согласно нормативной
документации.
Знания: назначение и устройство лабораторного
оборудования; способы и технику определения
концентрации растворов; способы и приборы
экологического контроля; методы расчета, виды
записи результатов эксперимента; методику
проведения необходимых расчетов; контроль
качества
результатов;
правила
оформления
лабораторных журналов и другой отчетной
документации.
Практический опыт: пользования лабораторной
посудой различного назначения; мытья и сушки
посуды в соответствии с требованиями химического
анализа; подготовки для анализа приборов и
оборудования; приготовления растворов точной и
приблизительной
концентрации;
определения
химических и физических свойств веществ.
Умения: соблюдать правила безопасности труда,

20
безопасности.

промышленной
санитарии
и
пожарной
безопасности;
обращаться
с
первичными
средствами защиты и пожаротушения; соблюдать
правила по охране окружающей микросреды;
нейтрализовать и регенерировать сливы химических
реактивов.
Знания: требования техники безопасности и
охраны труда при работе с химическими
реактивами и при выполнении химических
операций; классификацию опасности веществ и
влияние их на здоровье человека; нормативную
документацию на загрязнение; нормативы ПДК;
порядок сдачи химических реактивов; способы
регенерации химических реактивов.

21
5. Структура образовательной программы
5.1. Учебный план
Структура образовательной программы включает обязательную часть и часть,
формируемую участниками образовательных отношений (вариативную часть).
Обязательная часть образовательной программы направлена на формирование общих и
профессиональных компетенций и составляет 69% от общего объема времени, отведенного на ее
освоение.
Вариативная часть образовательной программы (31%) использована для расширения
основных видов деятельности, к которым должен быть готов выпускник, углубления подготовки
обучающегося, необходимой для обеспечения конкурентоспособности выпускника в
соответствии с запросами регионального рынка труда.
Учебный план имеет следующую структуру:

общеобразовательный цикл


общий гуманитарный и социально-экономический цикл;



математический и общий естественнонаучный цикл;



общепрофессиональный цикл;



профессиональный цикл;


государственная итоговая аттестация,
квалификации специалиста среднего звена: техник.

которая

завершается

присвоением

Перечень и объем дисциплин и модулей образовательной программы определен с учетом
ПООП в основной таблице учебного плана.
Общеобразовательный цикл учебного плана предусматривает изучение обязательных
учебных предметов:
•
учебных предметов по выбору из обязательных предметных областей,
•

дополнительных учебных предметов, курсов по выбору

•
общих для включения во все учебные планы учебных предметов, в том числе на
углубленном уровне.
Общеобразовательный цикл содержит 12 учебных предметов, в том числе в цикл «Общие
учебные предметы» включены учебные предметы: Русский язык, Литература, Иностранный
язык, Математика, История, Физическая культура, Основы безопасности жизнедеятельности,
Астрономия, в цикл «Учебные предметы по выбору» включены Родная литература, Физика,
Информатика, в цикл «Дополнительные учебные предметы» включен предмет Введение в
специальность.
При этом учебный план содержит 3 учебных предмета, изучаемых на углубленном
уровне: Математика, Физика, Информатика.
В рамках освоения общеобразовательного цикла предусмотрено выполнение
обучающимися индивидуального проекта в течение 1 года на 1 курсе обучения.
В общем гуманитарном и социально-экономическом, математическом и общем
естественнонаучном, общепрофессиональном и профессиональном циклах (далее - учебные
циклы) образовательной программы выделен объем работы обучающихся во взаимодействии с
преподавателем по видам учебных занятий (урок, практическое занятие, лабораторное занятие,
консультация), практическая подготовка (в профессиональном цикле) и самостоятельной работы
обучающихся.
На проведение учебных занятий и практик при освоении учебных циклов образовательной
программы выделено 97 процентов от объема учебных циклов образовательной программы.
В учебные циклы включена промежуточная аттестация обучающихся, которая
осуществляется в рамках освоения указанных циклов в соответствии с разработанными
образовательной организацией фондами оценочных средств, позволяющими оценить достижения
запланированных по отдельным дисциплинам, модулям и практикам результатов обучения.
В качестве форм промежуточной аттестации в учебном плане использованы:

Экзамен


Экзамен по модулю



Зачет



Дифференцированный зачет



Комплексный дифференцированный зачет



Курсовой проект



Защита индивидуального проекта

22

В соответствии с требованиями Приказа Минобрнауки России от 14 июня 2013 г. № 464
количество зачетов в учебном году не превышает 10, а экзаменов – 8, а именно:
1 курс - 9 зачетов, 3 экзамена;
2 курс - 10 зачетов, 8 экзаменов;
3 курс - 10 зачетов, 5 экзаменов, 1 курсовой проект;
4 курс - 10 зачетов, 3 экзамена, 1 курсовой проект.
В указанное количество не входят зачеты по физической культуре.
Количество экзаменов и зачетов рассчитано с учетом комплексных форм контроля.

Обязательная часть общего гуманитарного и социально-экономического цикла
образовательной программы предусматривает изучение следующих обязательных дисциплин:
Основы философии, История, Психология общения, Иностранный язык в профессиональной
деятельности, Физическая культура.
Общий объем дисциплины Физическая культура составляет 172 академических часа.
В учебном плане предусмотрено включение адаптационных дисциплин, обеспечивающих
коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию обучающихся инвалидов и лиц с
ограниченными возможностями здоровья:

Русский язык и культура речи / Коммуникативный практикум

Основы
интеллектуального
предпринимательской деятельности

труда

/

Финансовой

грамотности

и

Освоение общепрофессионального цикла образовательной программы предусматривает
изучение дисциплины Безопасность жизнедеятельности в объеме 68 академических часов, из них
на освоение основ военной службы (для юношей) - 70 процентов от общего объема времени,
отведенного на указанную дисциплину.
Образовательной программой для подгрупп девушек предусмотрено использование 70
процентов от общего объема времени дисциплины Безопасность жизнедеятельности,
предусмотренного на изучение основ военной службы, на освоение основ медицинских знаний.
Практическая подготовка реализована в форме учебной и производственной практик,
которые включены в профессиональный цикл.
Часть профессионального цикла образовательной программы, выделенного на проведение
практик, определена в объеме 50 процентов от профессионального цикла образовательной
программы.
Государственная итоговая аттестация проводится в форме защиты выпускной
квалификационной работы в виде дипломного проекта и демонстрационного экзамена.
(демонстрационный экзамен
включен в выпускную
квалификационную
работу).

23

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

3 курс

4 курс

452

0

0

54

18

612

864

0

0

0

0

0

0

886

20

838

574

264

0

0

36

12

393

493

0

0

0

0

0

0

96

78

78

12

6

32

64

77

77

77

35

42

117

117

256

226

226

117

117

117

Физическая культура

_,дз
з,дз

117

117

Основы безопасности
жизнедеятельности

_,дз

70

70

40

дз

36

36

36

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

ОУП
ОУП.01

Общие учебные предметы

ОУП.02
ОУП.03

Литература

ОУП.04.У

Математика

ОУП.05

История

ОУП.06
ОУП.07

Русский язык
Иностранный язык

Астрономия

_,Э
_, дз
з,дз
_,Э

Индивидуальный проект
(предметом не является)
УПВ

Учебные предметы по выбору

УПВ.01

Родная литература

УПВ.02.У

Физика

УПВ.03.У

Информатика
Дополнительные учебные
предметы

_,дз
_,Э
_,дз

20

20

319

0

Нагрузка на
дисциплины и МДК

117

2
сем
24
нед.

3
сем
17
нед

4
сем
24
нед

5
сем
7
(10)
нед.

6
сем
19
(5)
нед

7
сем
16
(1)
нед.

8
сем
(14)
нед.

52

65
154

50

67

117

52

65

30

34

36

36

0

8

12

124

195

34

48

56

81

34

66

95

176

216

82

82

82

137

113

83

30

100

100

51

49

271

162

109

0

1
сем
17
нед.

102

24

295

271

Практическая
подготовка

лабораторных и
практических
курсовых работ
(проектов)

Теоретическое
обучение

в т.ч.

Консультации
Промежуточная
аттестация

952

Экзамены

всего учебных
занятий

2 курс

самостоятельная учебная
нагрузка

1 курс

1404

Общеобразовательный цикл

ДУП

Во взаимодействии с преподавателем

20

ОП

ОУП.08

Распределение обязательной нагрузки по
курсам и семестрам (час в семестр)

Учебная нагрузка обучающихся (час)

1476

Наименование циклов,
дисциплин, профессиональных
модулей, МДК, практик

Зачеты/диф.зачеты

Индекс

Формы
промежуточной
аттестации

Объем образовательной нагрузки

программы подготовки специалистов среднего звена
18.02.12 Технология аналитического контроля химических соединений

79

0

0

18
18

0

0

0

6

6
6

0

24
ДУП.01

Введение в специальность

ДУП.01.1

Основы проектной деятельности

ДУП.01.2

Естествознание в
профессиональной деятельности

ДУП.01.3
ОГСЭ.00

Обществознание в
профессиональной деятельности
Общий гуманитарный и
социально-экономический цикл

ОГСЭ.01

Основы философии

ОГСЭ.02
ОГСЭ.03

История

271

95

176

40

17

23

44

79

34
0

74
0

0

0

0

0

0

0

148

116

64

100

112

0

108
106

430

48

48

30

18

48

36

36

18

18

36

168

168

168

32

32

32

32

40

168

168

8

160

32

32

32

32

40

З

36

36

20

16

_,З

32

32

6

26

ДЗ

52
222

4
4

48
202

24
152

24
50

72
118

4

60
110

40
84

20
26

кДЗ

ОГСЭ.06

Профессиональная адаптация

ОГСЭ.07
ЕН.00

Русский язык и культура речи /
коммуникативный практикум
Математический и общий
естественно-научный цикл

ЕН.01
ЕН.02

Математика
Общая и неорганическая химия

ЕН.03

Экологические основы
природопользования

ОП.08

0

108
536

108
540

Психология общения

Э
Э
ДЗ

4

0

0

0

0

36
32

0

0

4

12

2
2

6
6

0

0

190

52
0

0

0

32

0

72
118

32
3342

74

32
2058

28
1014

4
984

60

1080

46

84

0

0

274

748

548

764

32
492

516

1084

18

1008

490

518

0

0

22

36

0

0

274

524

34

162

90

0

36
120
128
90
56
82

36
112
120
82
56
72

18
56
60
40
40
52

18
56
60
42
16
20

36
36

36
36

18
20

18
16

ДЗ

кЭ

Физическая и коллоидная химия
Основы экономики
Электротехника и электроника
Метрология, стандартизация и
сертификация
Охрана труда

0

69

ОГСЭ.05

ОП.02
ОП.03
ОП.04
ОП.05
ОП.06
ОП.07

0

54

Физическая культура

Информационные технологии в
профессиональной деятельности
Органическая химия
Аналитическая химия

0

123

ОГСЭ.04

Общепрофессиональный цикл

109

123

_,Кдз

З,З,З,З,З,ДЗ

ОП.00
ОП.01

162

40

З,З,З,З,З,ДЗ

Профессиональный цикл

271

40

Иностранный язык в
профессиональной деятельности

ПП.00

0

Э
Э
ДЗ
ДЗ

36
2
2
2

6
6
6

4

6

120
128
90
56
34

48

36
36

25
ОП.09
ОП.10

Безопасность жизнедеятельности
Информатика

ОП.11

ОП.12
ОП.13

Правовые основы
профессиональной деятельности
Инженерная графика
Системы автоматизированного
проектирования

ОП.14
ОП.15

68

34

34

ДЗ
КДЗ
(ОП.16)

48

48

8

40

36
64

18
4

18
60

32

6

26

36
76

-, ДЗ

ДЗ

66

Техническая механика

Э

120

10

34
48

36
4

56

32

24

4

6

66

100

58

42

4

6

52

54

54

26

28

68

дз

Эм/6

2258
706

56
20

1050
344

524
176

466
168

60
0

1080
324

24
6

48
12

0

0

0

224
120

514
200

602
386

402
0

516
0

_,Э

376

20

344

176

168

0

0

6

6

0

0

0

120

56

200

0

0

з

180

180

ПП.01.01

Производственная практика

з

144

144

ПM.01.ЭК
ПМ.02

Экзамен по модулю
Проведение качественных и
количественных анализов
природных и промышленных
материалов с применением
химических и физикохимических методов анализа
Основы качественного и
количественного анализа
природных и промышленных
материалов
Учебная практика

38

54

Учебная практика

УП.02.01

38

32

УП.01.01

МДК.02.01

34

КДЗ
(ОП.11)

Профессиональные модули
Определение оптимальных
средств и методов анализа
природных и промышленных
материалов
Основы аналитической химии и
физико-химических методов
анализа

8

32

Материаловедение

Основы интеллектуального труда
/ Финансовой грамотности и
предпринимательской
деятельности

МДК.01.01

68

Э

ОП.16

ПМ.00
ПМ.01

-, ДЗ

кз

0

0

0

180
144

Эм/8

6
726

10

302

148

114

40

396

6

6
12

0

0

0

0

0

6
86

238

402

Э

324

10

302

148

114

40

0

6

6

0

0

0

0

0

86

238

0

180

180

180

26
ПП.02.01

Производственная практика

ПМ.02.Эк
ПМ.03

Экзамен по модулю
Организация лабораторнопроизводственной деятельности

МДК.03.01

Организация лабораторнопроизводственной деятельности

ПП.03.01

Производственная практика

ПM.03.ЭК
ПМ.04

Экзамен по модулю
Освоение работ по одной или
нескольким профессиям
рабочих, должностям служащих:
13321 Лаборант химического
анализа
Выполнение работ по профессии
Лаборант химического анализа

МДК.04.01

216

216

216

Эм/8

6
408

10

236

114

102

20

144

6

6
12

0

0

0

0

0

130

164

6
114

Э,Э

258

10

236

114

102

20

0

6

6

0

0

0

0

0

130

128

0

0

0

0

104

314

0

0

0

0

0

0

104

92

0

0

0

з

144

144

36

Эм/6

6
418

16

168

86

82

0

216

6

6
12

Э,Э

196

16

168

86

82

0

0

6

6

УП.04.01

Учебная практика

ПП.04.01

Производственная практика

ПM.04.ЭК
ПДП

Экзамен по модулю
ПРЕДДИПЛОМНАЯ
ПРАКТИКА

144

ГИА

Государственная итоговая
аттестация

216

кз

72

72

144

144

108
6

72
144

6

6

6

144

144

Защита дипломного проекта
Демонстрационный экзамен

Всего объем образовательной программы
в академических часах:

5940

102

4200

2224

1916

60

1224

104

114

612

864

612

864

612

864

636

516

в т.ч. практическая подготовка в
виде:

в т.ч. промежуточная аттестация и
консультации
Консультации: 104 ч
Государственная итоговая аттестация
в форме защиты выпускной квалификационной работы,
в виде дипломного проекта и демонстрационного экзамена - 216 ч

972
104
Промежуточная аттестация, включая комплексные формы

Всего

учебной, производственной
практики, в т.ч. преддипломной 4
нед.

экзаменов ( в т.ч. квалификационных)

0

3

3

4

2

3

2

2

2

8

4

6

3

6

4

2

диф.зачетов/зачетов, без физкультуры

3
4
20 - 26

6
7
8
1
3
1
4
1
5
1
6
1
7

А

У У Т Т Т Т Т Т Т

А
Т

Т

19 - 25

1
9
2
0
2
1
2
3
2
4
2
5

16 - 22
23 - 29

2
7
2
8
2
9
3
0

20 - 26

3
2
3
3
3
4

Т К К Т Т Т Т Т Т Т Т Т У У У У
У

У

А
А

А
А

3
8
3
9

К К

К К

Т

А

4
0
4
1
4
2
4
3

К К
А

А
А

А
А

Т
У

Т
У

У У У У
У

У

А
У

А
А

20 - 26

4
5
4
6
4
7

И И И И И И * * * * *

10 - 16
17 - 23
24 - 31

4
8

3-9

Июнь
27 июл -2 авг

13 - 19

4
4

6 - 12

Май
29 июн - 5 июл

22 - 28

3
7

15 - 21

25 - 31

3
6

1-7

18 - 24

Апрель

8 - 14

11 - 17

3
5

4 - 10

Март
27 апр - 3 май

13 - 19

3
1

6 - 12

Февраль
30 мар - 5 апр

9 - 15

2
6

2-8

23 фев - 1 мар

16 - 22

2
2

9 - 15

Январь

2-8

26 янв - 1 фев

12 - 18

1
8

5 - 11

29 дек - 4 янв

22 - 28

1
2

15 - 21

24 - 30

1
1

1-7

17 - 23

1
0

8 - 14

3-9

9

10 - 16

27 окт - 2 ноя

6 - 12
13 - 19

5

Декабрь

ПДП

2
Ноябрь

ПДП

22 - 28

Октябрь

ПДП

15 - 21

Сентябрь

ПДП

8 - 14

1
29 сен - 5 окт

1-7

27

5.2. Календарный учебный график
Июль
Август

4
9
5
0
5
1
5
2

А А К К К К К К К К К

К К К К К К К К К

К К К К К К К К К

У

У

* * * *

28
Обозначения
Практическая подготовка
Обучение по дисциплинам и
междисциплинарным курсам
Учебная практика
Производственная практика (по профилю
специальности)

У
А

Промежуточная аттестация

К

Каникулы

Т

Производственная практика
(преддипломная)

ПДП

Государственная итоговая аттестация

И

Неделя отсутствует

*

Сводные данные по бюджету времени
Практическая подготовка
Обучение по дисциплинам и междисциплинарным курсам

Промежуточная аттестация

Производственная практика
(включая преддипломную)

Учебная практика

ГИА

Каникулы

Всего

нед.

нед.

нед.

Курс
Всего

1 полуг

2 полуг

Всего

1 полуг

2 полуг

Всего

1 полуг

2 полуг

Всего

1 полуг

2 полуг

нед.

нед.

нед.

нед.

нед.

нед.

нед.

нед.

нед.

нед.

нед.

нед.

I

41

17

24

2

2

11

52

II

41

17

24

1

1/2

1/2

11

52

III

26

7

19

5/6

1/3

1/2

11

52

IV

16

16

2/3

1/3

1/3

5

Всего

124

57

67

4 1/3

1 1/6

3 1/3

12

7

2

5

8

8

5

14

1

13

6

2

43

2

10

22

1

21

6

35

199

29
6. Условия реализации образовательной программы
6.1. Требования
программы

к

материально-техническому

оснащению

образовательной

Материально-техническая база обеспечивает проведение лабораторных работ и
практических занятий, дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки, учебной
практики. Материально-техническая база соответствует действующим санитарным и
противопожарным нормам.
Реализация ППССЗ обеспечивает:
выполнение обучающимся лабораторных работ и практических занятий, включая как
обязательный компонент практические задания с использованием персональных компьютеров;
освоение обучающимся профессиональных модулей в условиях созданной
соответствующей образовательной среды в техникуме или на предприятиях (в организациях) в
зависимости от специфики вида профессиональной деятельности.
При использовании электронных изданий каждый обучающийся обеспечен рабочим
местом в компьютерном классе в соответствии с объемом изучаемых дисциплин.
Образовательное учреждение обеспечено необходимым комплектом лицензионного
программного обеспечения.
6.1.1. Перечень кабинетов, лабораторий, мастерских, тренажеров, тренажерных
комплексов и другого оборудования, обеспечивающих проведение всех предусмотренных
образовательной программой видов занятий, практических и лабораторных работ, учебной
практики, выполнение курсовых работ, выпускной квалификационной работы
Кабинеты:
социально-экономических дисциплин;
иностранного языка;
математики;
информационных технологий и
автоматизированного проектирования;
химических дисциплин;
метрологии, стандартизации и сертификации;
охраны труда и безопасности жизнедеятельности;
инженерной графики;
технической механики и материаловедения.
Лаборатории:
общей и неорганической химии;
органической химии;
аналитической химии;
электротехники и электроники;
анализа материалов.
Спортивный комплекс:
Спортивный комплекс – игровой зал, тренажѐрный зал, борцовский зал
Стадион открытого типа «Шахтер»
Залы:
библиотека, читальный зал с выходом в информационно-телекоммуникационную сеть
«Интернет»;
актовый зал.
6.1.2. Материально-техническое оснащение кабинетов, лабораторий, мастерских и
баз практики по специальности

30
6.1.2.1. Оснащение кабинетов
Социально-экономических дисциплин: Посадочные места по количеству обучающихся;
рабочее место преподавателя; компьютер; мультимедийный проектор.
Иностранного языка: Посадочные места по количеству обучающихся; рабочее место
преподавателя; комплект учебно-наглядных пособий и плакатов, компьютер; мультимедийный
проектор.
Математики: Посадочные места по количеству обучающихся; рабочее место
преподавателя; доска; чертежные принадлежности; таблицы; модели геометрических тел;
компьютер; интерактивная доска, мультимедийный проектор.
Информационных технологий автоматизированного проектирования: Посадочные места
по количеству обучающихся; рабочее место преподавателя; компьютеры по количеству
обучающихся; комплект учебно-методической документации мультимедийный проектор.
Химических дисциплин: Посадочные места по количеству обучающихся; рабочее место
преподавателя; дидактический материал; раздаточный материал, схемы, плакаты, интерактивная
доска.
Метрологии, стандартизации и сертификации: Посадочные места по количеству
обучающихся; рабочее место преподавателя; комплект учебно-наглядных пособий «Метрология
и стандартизация»; информационный стенд «Стандарты»; компьютер; мультимедийный
проектор.
Охраны труда и безопасности жизнедеятельности: Посадочные места по количеству
обучающихся; рабочее место преподавателя; комплект учебно-наглядных пособий и плакатов,
компьютер; мультимедийный проектор; Общевойсковой противогаз или противогаз ГП-7;
Респиратор Р-2; Индивидуальный противохимический пакет (ИПП-8, 9, 10, 11); Противопыльная
тканевая маска; Медицинская сумка в комплекте; Носилки санитарные; Аптечка индивидуальная
(АИ-2); Шинный материал (металлические, Дитерихса); Огнетушители порошковые (учебные);
Огнетушители пенные (учебные); Огнетушители углекислотные (учебные); Учебные автоматы
АК-74; Учебный пистолет ПМ; Комплект плакатов по Гражданской обороне; Комплект плакатов
по Основам военной службы; мультимедиапроектор; Робот-тренажер (Гоша 2 или Максим-2;
дозиметр радиации).
Инженерной графики: Посадочные места по количеству обучающихся; рабочее место
преподавателя; дидактический материал; раздаточный материал, модели деталей и узлов, схемы,
набор деталей и узлов, плакаты, интерактивная доска.
Технической механики и материаловедения: Посадочные места по количеству
обучающихся; рабочее место преподавателя; дидактический материал; раздаточный материал,
схемы, плакаты, интерактивная доска.
6.1.2.2. Оснащение лабораторий:
Общей и неорганической химии. Вытяжной шкаф; лабораторные столы; химическая
посуда ГОСТ 25336 «Посуда и оборудование лабораторные стеклянные. Типы, основные
параметры и размеры»; микроскопы; мешалки магнитные; дистиллятор; весы аналитические;
весы электронные техно-химические; электрические плитки; колбонагреватели; сушильный
шкаф; термостат; муфельная печь; бани песочные; бани водяные; ареометры; термометры.
Органической химии. Вытяжной шкаф; лабораторные столы; химическая посуда ГОСТ
25336 «Посуда и оборудование лабораторные стеклянные. Типы, основные параметры и
размеры»; термостат; вакуумный насос; ротационный испаритель; мешалки магнитные;
дистиллятор; весы электронные технохимические; электрические плитки; сушильный шкаф;
бани песочные; бани водяные; ареометры; термометр; колбонагреватели.
Аналитической химии. Вытяжной шкаф; лабораторные столы; химическая посуда ГОСТ
25336 «Посуда и оборудование лабораторные стеклянные. Типы, основные параметры и
размеры»; весы аналитические; весы технические; штативы металлические; электроплитки;
муфельная печь; сушильный шкаф; центрифуга лабораторная, стадионы.
Физической и коллоидной химии. Вытяжной шкаф; лабораторные столы; химическая
посуда ГОСТ 25336 «Посуда и оборудование лабораторные стеклянные. Типы, основные
параметры и размеры»; термостат; мешалки магнитные; дистиллятор; весы аналитические; весы
электронные технохимические; электрические плитки; сушильный шкаф; бани песочные; бани
водяные; ареометры; термометры; колбонагреватели.

31
Электротехники и электроники. Посадочные места по количеству обучающихся;

32
рабочее место преподавателя; экран; мультимедиапроектор; лабораторные экспериментальные
стенды.
Анализа материалов. Вытяжной шкаф; лабораторные столы; химическая посуда ГОСТ
25336 «Посуда и оборудование лабораторные стеклянные. Типы, основные параметры и
размеры»; технохимические весы; аналитические весы; набор ареометров; пикнометры;
вольтамперометрический анализатор; фотоколориметр; рефрактометр; спектрофотометр;
вискозиметр; сахариметр; поляриметр; муфельная печь; сушильный шкаф; центрифуга; иономер;
электроплитка; потенциометрический титратор; дистиллятор; штатив для титрования; электроды;
водяная баня; песочная баня; магнитные мешалки; колбонагреватели; набор для тонкослойной
хроматографии; подъемные столики; вискозиметр Энглера; термостат; прибор для определения
температуры вспышки в закрытом тигле; аппарат АРН-ЛАБ-03 для определения фракционного
состава нефтепродуктов; прибор для определения вспышки по Мартенс-Пенскому; спектроскан;
насос для отбора проб воздуха; пылемер; газоадсорбционные трубки; мешки для хранения
газовых проб.
6.1.2.3. Оснащение баз практик
Реализация образовательной программы предполагает обязательную учебную и
производственную практику.
Учебная практика реализуется в лабораториях ГБПОУ РХ «Черногорский горностроительный техникум» и требует наличия оборудования, инструментов, расходных
материалов, обеспечивающих выполнение всех видов работ, определенных содержанием
программ профессиональных модулей, в том числе оборудования и инструментов, используемых
при проведении чемпионатов WorldSkills и указанных в инфраструктурных листах конкурсной
документации WorldSkills по компетенции «Лабораторный химический анализ» (или их
аналогов).
Оборудование
предприятий
и
технологическое
оснащение
рабочих
мест
производственной практики соответствует содержанию профессиональной деятельности и дает
возможность обучающемуся овладеть профессиональными компетенциями по всем видам
деятельности, предусмотренных программой, с использованием современных технологий,
материалов и оборудования.
6.2. Требования к кадровым условиям реализации образовательной программы
Реализация образовательной программы обеспечивается педагогическими работниками
образовательной организации, а также лицами, привлекаемыми к реализации образовательной
программы на условиях гражданско-правового договора, в том числе из числа руководителей и
работников организаций, направление деятельности которых соответствует области

33
профессиональной деятельности 26 Химическое, химико-технологическое производство и
имеющих стаж работы в данной профессиональной области не менее 3 лет.
Педагогические работники, привлекаемые к реализации образовательной программы,
должны получать дополнительное профессиональное образование по программам повышения
квалификации, в том числе в форме стажировки в организациях, направление деятельности
которых соответствует области профессиональной деятельности 26 Химическое, химикотехнологическое производство, не реже 1 раза в 3 года с учетом расширения спектра
профессиональных компетенций.
Доля педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок),
обеспечивающих освоение обучающимися профессиональных модулей, имеющих опыт
деятельности не менее 3 лет в организациях, направление деятельности которых соответствует
области профессиональной деятельности 26 Химическое, химико-технологическое производство,
в общем числе педагогических работников, реализующих образовательную программу, не менее
25 процентов.
6.3. Требованиям к информационным и учебно-методическим условиям реализации
образовательной программы
Реализация ППССЗ должна обеспечиваться доступом каждого обучающегося к базам
данных и библиотечным фондам, формируемым по полному перечню дисциплин (модулей)
ППССЗ. Во время самостоятельной подготовки обучающиеся должны быть обеспечены
доступом к сети Интернет.
Каждый обучающийся должен быть обеспечен не менее чем одним учебным печатным
и (или) электронным изданием по каждой дисциплине профессионального учебного цикла и
одним учебно-методическим печатным и (или) электронным изданием по каждому
междисциплинарному курсу (включая электронные базы периодических изданий).
Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и/или электронными
изданиями основной и дополнительной учебной литературы по дисциплинам всех учебных
циклов, изданной за последние 5 лет.
Библиотечный фонд, помимо учебной литературы, должен включать официальные,
справочно-библиографические и периодические издания в расчете 1-2 экземпляра на каждых 100
обучающихся.
Каждому обучающемуся должен быть обеспечен доступ к комплектам библиотечного
фонда, состоящего не менее чем из 3 наименований российских журналов.
При использовании электронных изданий образовательная организация должна
обеспечить каждого обучающегося рабочим местом в компьютерном классе в соответствии с
объемом изучаемых дисциплин.
Образовательная организация должна предоставить обучающимся возможность
оперативного обмена информацией с российскими образовательными организациями и доступ к
современным профессиональным базам данных и информационным ресурсам сети Интернет.
Информация об обеспечении образовательного процесса учебной и учебно-методической
литературой, электронными и периодическими изданиями по основной профессиональной
образовательной программе 18.02.12 Технология аналитического контроля химических
соединений представлена в приложении.

34
7. Приложения


Наверх

На сайте используются файлы cookie. На сайте  осуществляется сбор персональных данных посредством метрических программ (Яндекс.Метрика). Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».