1ОПОП 2020МОР

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Республики Хакасия «Черногорский горно-строительный
строительный техникум»
техникум

Утверждаю:
Директор ГБПОУ РХ ЧГСТ
_______________Л.М.. Ващенко
«____» сентября 2016 г

Основная профессиональная образовательная программа –
программа подготовки квалифицированных рабочих
рабочих,
служащих

08.01.07
.01.07

Мастер общестроительных работ

2020

СОДЕРЖАНИЕ
1.

Общие положения

1.1. Нормативно-правовые основы разработки ОПОП
1.2. Нормативный срок освоения программы
2.

Характеристика профессиональной деятельности выпускников и

требования к результатам освоения ОПОП
2.1. Область и объекты профессиональной деятельности
2.2. Виды профессиональной деятельности и компетенции
3.

Документы, определяющие содержание и организацию образовательного

процесса
3.1. Учебный план
3.2. Календарный учебный график
3.3. Программы дисциплин и профессиональных модулей
3.4. Программы учебной и производственной практик
4.

Требования к условиям реализации ОПОП

4.1. Требования к вступительным испытаниям абитуриентов
4.2. Использование активных и интерактивных форм проведения занятий в
образовательном процессе
4.3. Организация самостоятельной работы обучающихся
4.4. Ресурсное обеспечение реализации ОПОП
4.4.1. Кадровое обеспечение
4.4.2. Учебно-методическое и информационное обеспечение
4.4.3. Материально-техническое обеспечение
5.

Характеристика социокультурной среды образовательного учреждения

6.

Оценка результатов освоения ОПОП

6.1. Контроль и оценка достижений обучающихся
6.2. Организация государственной (итоговой) аттестации выпускников
6.3. Порядок выполнения и защиты выпускной квалификационной работы
Приложения (рабочие программы учебных дисциплин, профессиональных модулей,
учебный план, календарный график и другие материалы)

1.Общие положения
1.1. Нормативно-правовые основы разработки ОПОП

Основная профессиональная образовательная программа – комплекс нормативнометодической документации, регламентирующий содержание, организацию и оценку
качества подготовки обучающихся и выпускников по профессии.
Основная профессиональная образовательная программа- подготовки
квалифицированных рабочих, служащих (далее- ОПОП) укрупненной группы 8.00.00
Техника

и

технологии

строительства

составлена

на

основе

федерального

государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по
профессии 08.01.07 «Мастер общестроительных работ».
Нормативную правовую основу разработки ОПОП составляют:
• Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г.
N 273 ФЗ;
• федерального государственного образовательного стандарта по профессии среднего
профессионального образования (далее –ФГОС), утвержденного приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации №683 от 02.08. 2013 г., зарегистрированного
Министерством

юстиции

(рег.

№

29727

от

20.08.2013

г.)

270802.09

Мастер

общестроительных работ" и на основе федерального государственного образовательного
стандарта среднего общего образования, реализуемого в пределах ОПОП с учетом профиля
получаемого профессионального образовании;
• Профессиональный стандарт «Каменщик, утвержденный Приказом Министерства
труда и социальной защиты Российской Федерации от «25» декабря 2014 г. №1150н;
• Профессиональный стандарт «Сварщик», утвержденный Приказом Министерства
труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 ноября
2013 г. N 701н;
• Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 августа
2014 г. N 1039 «О внесении изменений в ФГОС среднего профессионального образования»;
• Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 марта 2015 г. N 247 "О
внесении изменений в федеральные государственные образовательные стандарты среднего
профессионального образования";
• Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 июня 2013
г. N 464 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной

деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования"
(зарегистрирован в Минюсте РФ 30 июля 2013 г., регистр. N 29200);
• Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки
России) от 16 августа 2013 г. N 968 "Об утверждении Порядка проведения государственной
итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального
образования" (Зарегистрирован в Минюсте РФ 1 ноября 2013 г. , регистр. N 30306);
• Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 апреля
2013 г. № 291 «Об утверждении Положения о практике обучающихся, осваивающих
основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального
образования» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14 июня
2013 г., регистр. № 28785);
• Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 марта 2015
г. № 06-259 «О направлении доработанных рекомендаций по организации получения
среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего
профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований
ФГОС

и получаемой

профессии или специальности

среднего

профессионального

образования»;
• постановления

Главного

государственного

санитарного

врача

Российской

Федерации от 30 сентября 2009 г. N 59 г. Москва от "Об утверждении СанПиН 2.4.3.2554-09"
(зарегистрировано в Минюсте РФ 6 ноября 2009 г., регистрационный N 15197)
• Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 октября
2013 г. № 1199 «Об утверждении перечней профессий и специальностей среднего
профессионального образования»
• Устав ГБПОУ РХ «Черногорский горно-строительный техникум»
1.2.

Нормативный срок освоения программы
Наименование квалификации (профессий по Нормативный срок
Общероссийскому классификатору профессийосвоения ОПОП при

Образовательная база рабочих, должностей служащих и тарифных очной форме полу чения
приема

разрядов) (ОК 016-94)1
- Бетонщик

образования
2 года 10 мес. (с

на базе основного

- Каменщик

получением среднего

общего образования

-Электросварщик ручной сварки

общего образования

2. Характеристика профессиональной деятельности выпускников и
требования к результатам освоения ОПОП

2.1 Область и объекты профессиональной деятельности
Область

профессиональной деятельности выпускников:

выполнение бетонных,

каменных, электросварочных работ при возведении, ремонте и реконструкции зданий и
сооружений всех типов.
Объектами профессиональной деятельности выпускников являются: здания и
сооружения,

их

общестроительных

элементы;

материалы

работ;

строительные

для

общестроительных

машины,

средства

работ;
малой

технологии
механизации,

инструменты и приспособления для общестроительных работ; схемы производства
общестроительных работ.

2.2. Виды профессиональной деятельности и компетенции Общие компетенции
выпускника

Код

Наименование
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии,

ОК 1

проявлять к ней устойчивый интерес.
Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее

ОК 2

достижения, определенных руководителем.
Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый

ОК 3

контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести
ответственность за результаты своей работы.
Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного

ОК 4

выполнения профессиональных задач.
Использовать информационно-коммуникационные технологии в

ОК 5

профессиональной деятельности.
Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством,

ОК 6

клиентами.
Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных

ОК 7

профессиональных знаний (для юношей).

Виды профессиональной деятельности и профессиональные компетенции
выпускника:

Выполнение бетонных работ.
ПК 2.1. Выполнять подготовительные работы при производстве бетонных работ.
ПК 2.2. Производить бетонные работы различной сложности.
ПК 2.3. Контролировать качество бетонных и железобетонных работ.
ПК 2.4. Выполнять ремонт бетонных и железобетонных конструкций

Выполнение каменных работ.
ПК 3.1. Выполнять подготовительные работы при производстве каменных работ.
ПК 3.2. Производить общие каменные работы различной сложности.
ПК 3.3. Выполнять сложные архитектурные элементы из кирпича и камня.
ПК 3.4. Выполнять монтажные работы при возведении кирпичных зданий.
ПК 3.5. Производить гидроизоляционные работы при выполнении каменной кладки.
ПК 3.6. Контролировать качество каменных работ.
ПК 3.7. Выполнять ремонт каменных конструкций.

Выполнение сварочных работ ручной электродуговойсваркой.
ПК 7.1. Выполнять подготовительные работы при производстве сварочных работ
ручной электродуговой сваркой.
ПК 7.2. Производить ручную электродуговую сварку металлических конструкций
различной сложности.
ПК 7.3. Производить резку металлов различной сложности.
ПК 7.4. Выполнять наплавку различных деталей и изделий.
ПК 7.5. Осуществлять контроль качества сварочных работ.

3.

Документы, определяющие содержание и организацию образовательного

процесса

3.1. Учебный план
В учебном плане по профессии 08.01.07 «Мастер общестроительных работ» указан
профиль

получаемого

профессионального

образования,

отображена

логическая

последовательность освоения циклов и разделов ОПОП (дисциплин, профессиональных
модулей, практик), обеспечивающих формирование компетенций. Указаны максимальная,
самостоятельная и обязательная учебная нагрузка обучающихся по дисциплинам,

профессиональным модулям и междисциплинарным курсам, их общая трудоемкость в часах,
а также формы промежуточной аттестации.
Профессиональный

цикл

состоит

из

общепрофессиональных

дисциплин

и

профессиональных модулей в соответствии с основными видами деятельности. В состав
каждого профессионального модуля входит один или несколько междисциплинарных
курсов. При освоении обучающимися профессиональных модулей проводятся учебная
практика и производственная практика (по профилю).
Обязательная часть ОПОП по циклам составляет около 80 % от общего объема
времени, отведенного на их освоение. В обязательных частях учебных циклов указан
перечень

обязательных

дисциплин

и

профессиональных

модулей

(включая

междисциплинарные курсы) в соответствии с требованиями ФГОС СПО к данной
профессии.
Вариативная часть 20 % дает возможность расширения и углубления подготовки,
определяемой содержанием обязательной части, получения дополнительных компетенций,
знаний

и

умений.

Вариативная

часть

(144

часа)

распределена

на

освоение

общепрофессиональных дисциплин, а также на МДК профессиональных модулей по
рекомендации работодателей.
Учебный план приводится в приложении к ОПОП.
3.2. Календарный учебный график
На основании учебного плана разработан календарный учебный график для каждого
курса обучения, представленный в приложении.

3.3. Программы дисциплин и профессиональных модулей
В приложении к ОПОП приводятся рабочие программы дисциплин и
профессиональных модулей.

3.4. Программы учебной и производственной практик
Практика является обязательным разделом ОПОП. Она представляет собой вид
учебных занятий, обеспечивающих практико-ориентированную подготовку обучающихся.
Практика закрепляет знания и умения, приобретаемые обучающимися в результате освоения
теоретических курсов, вырабатывают практические навыки и способствуют комплексному
формированию общекультурных и профессиональных компетенций обучающихся.
Учебная практика направлена на формирование общекультурных и профессиональных
компетенций, необходимых в последующей профессиональной деятельности и реализуется в
виде уроков производственного обучения в мастерских техникума.

Целями учебных практик являются:
•

получение и отработка первичных профессиональных умений по профессиям,

•

повышение мотивации к профессиональному самосовершенствованию

•

закрепление и углубление умений и навыков

Производственная практика проводится в организациях, направление деятельности
которых соответствует профилю подготовки обучающихся.
Целями производственной практики являются:
•

развитие профессиональных навыков и умений;

•

углубление и закрепление полученных знаний по профессиональным модулям;

•

укрепление связи обучения с практической деятельностью;

•

формирование коммуникативных навыков, направленных на взаимодействие в
трудовом коллективе;

•

получение дополнительной информации, необходимой им для написания

отвечающей требованиям письменных экзаменационных работ.
Аттестация по итогам производственной практики проводится с учетом результатов,
подтвержденных документами соответствующих организаций.
В приложении к ОПОП приводятся рабочие программы учебной и производственной
практик реализуемых в рамках профессиональных модулей.

4.

Требования к условиям реализации ОПОП

4.1. Требования к вступительным испытаниям абитуриентов
Прием на основную профессиональную образовательную программу по профессии
08.01.07 «Мастер общестроительных работ» осуществляется при наличии у абитуриента
аттестата об основном общем образовании. Прием на ОПОП СПО осуществляется в
соответствии с правилами приема ГБПОУ РХ «Черногорский горно-строительный
техникум» и действующим законодательством Российской Федерации.

4.2. Использование активных и интерактивных форм проведения занятий в
образовательном процессе

Для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся
в образовательном процессе широко используются активные и интерактивные формы
проведения занятий: применение электронных образовательных ресурсов, деловых и
ролевых игр, индивидуальных и групповых проектов, анализа производственных ситуаций,

психологических и иных тренингов, групповых дискуссий в сочетании с внеаудиторной
работой.

Реализация соответствующих образовательных технологий обеспечена методическими
материалами по дисциплинам, при преподавании которых используются активные и
интерактивные формы проведения занятий.

4.3. Организация самостоятельной работы обучающихся

Внеаудиторная самостоятельная работа в техникуме регламентируется локальным
актом «Положение о планировании и организации самостоятельной работы обучающихся
ГБПОУ РХ «Черногорский горно-строительный техникум». Самостоятельная работа
представляет собой обязательную часть программы (выражаемую в часах), выполняемую
обучающимся внеаудиторных занятий в соответствии с заданиями преподавателя. Результат
самостоятельной работы контролируется преподавателем. Самостоятельная работа может
выполняться обучающимся в читальных залах библиотек, компьютерных классах, а также в
домашних условиях.

4.4.

Ресурсное

обеспечение

реализации

основной

профессиональной

образовательной программы
Ресурсное обеспечение данной ОПОП формируется на основе требований к условиям
реализации основной профессиональной образовательной программы по профессии 08.01.07
«Мастер общестроительных работ».

Ресурсное обеспечение ОПОП СПО образовательной организации определяется как в
целом по ОПОП, так и по циклам дисциплин и включает в себя:
•

кадровое обеспечение;

•

учебно-методическое и информационное обеспечение;

•

материально-техническое обеспечение.

4.4.1. Кадровое обеспечение
К преподаванию привлекаются педагогические кадры, имеющие, как правило, базовое
образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины. 50% преподавателей
и мастеров производственного обучения, отвечающих за освоение обучающимися

профессионального цикла, имеют опыт деятельности в организациях соответствующей
профессиональной сферы.
В

учебном процессе по данной профессии задействованы 8 педагогов: 2 мастера

производственного

обучения

и

6

преподавателей.

Преподаватели

и

мастера

производственного обучения проходят стажировку в профильных организациях не реже 1
раза в 3 года и курсы повышения квалификации.

4.4.2. Учебно-методическое и информационное обеспечение
Основная

образовательная

программа

обеспечивается

учебно-методической

документацией и учебно-методическими комплексами по всем учебным дисциплинам
основной образовательной программы.
Внеаудиторная работа обучающихся сопровождается методическим обеспечением
и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение. Во всех учебнометодических комплексах существуют специальные разделы, содержащие рекомендации для
самостоятельной работы обучающихся.
Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений
поэтапным требованиям ОПОП (текущая и промежуточная аттестация) создаются фонды
оценочных средств, позволяющие оценить знания, умения и освоенные компетенции.
Реализация основной образовательной программы обеспечивается доступом каждого
обучающегося к базам данных и библиотечным фондам, сформированного по полному
перечню дисциплин основной образовательной программы.
Каждый обучающийся по основной образовательной программе обеспечен не менее
чем одним учебным печатным или электронным изданием по каждой дисциплине
профессионального цикла и одним учебно-методическим печатным или электронным
изданием по каждому междисциплинарному курсу, входящих в образовательную
программу.
Библиотечный фонд укомплектован печатными и электронными изданиями основной и
дополнительной учебной литературы по дисциплинам базовой части всех циклов, изданной
за последние 5 лет.
Фонд дополнительной литературы помимо учебной включает официальные справочнобиблиографические и периодические издания в расчете 1–2 экземпляра на каждых 100
обучающихся.
Обеспечен

доступ

к

библиотечным

фондам,

которые

отечественный журнал: «Строительные технологии в России».

включают

ведущий

Для обучающихся обеспечены возможности оперативного обмена информацией с
предприятиями и организациями, доступ к современным профессиональным базам данных,
информационным справочным и

поисковым системам:

электронным каталогам и

библиотекам.

4.4.3. Материально-техническое обеспечение
Материально-техническая база обеспечивает проведение всех видов лабораторных
работ и практических занятий, дисциплинарной, междисциплинарной и модульной
подготовки,

учебной

практики,

предусмотренных

учебным

планом.

Материально-

техническая база соответствует действующим санитарным и противопожарным нормам.
Реализация ОПОП обеспечивает:
•

выполнение обучающимися лабораторных работ и практических занятий;

•

освоение обучающимися профессиональных модулей в условиях созданной

соответствующей образовательной среды в образовательном учреждении.
При использовании электронных изданий образовательное учреждение обеспечивает
каждого обучающегося рабочим местом в компьютерном классе в соответствии с объемом
изучаемых дисциплин.
Образовательное учреждение обеспечено необходимым комплектом лицензионного
программного обеспечения.
Перечень кабинетов, лабораторий, мастерских и др. для подготовки по профессии СПО
08.01.07 «Мастер общестроительных работ»:

№
Наименование
Кабинеты:
1
Кабинет черчения, материаловедения, охраны труда (№ 407)
2
Кабинет физики, электротехники (№ 408);
3
Кабинет безопасности жизнедеятельности (№ 305)
4
Кабинет специальной технологии общестроительных работ (№ 403)
5
Кабинет технологии сварочных работ (№ 402)
Лаборатории
6
Кабинет информатики (№202)
Мастерские
8
Мастерская каменных работ
9
Слесарная мастерская
10
Мастерская сварочных работ
Спортивный комплекс
12
Спортивный зал;
13
Открытый стадион
Залы:
15
Библиотека, читальный зал с выходом в сеть Интернет
16
Актовый зал.

5. Характеристика социокультурной среды образовательного учреждения
В ГБПОУ РХ «Черногорский горно-строительный техникум» созданы условия для
формирования социально-личностных компетенций выпускников (компетенций социального
взаимодействия, самоорганизации самоуправления, системно-деятельностного характера).
Среда, создаваемая в техникуме, способствует развитию самоуправления, участию
обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов,
научных студенческих обществ. Реализация компетентностного подхода предусматривает
широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения
занятий (деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, тренинги) в сочетании с
внеаудиорной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков
обучающихся. В рамках учебных курсов предусмотрены встречи с представителями
работодателей, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и
специалистов.
Воспитательная (социокультурная) среда техникума ориентирована на: формирование
личностных качеств, необходимых для эффективной профессиональной деятельности;
•

воспитание нравственных качеств, интеллигентности, развитие ориентации на

общечеловеческие ценности, гуманистические и патриотические идеалы;
•

формирование умений и навыков взаимодействия с коллективом в рамках

различных форм ученического самоуправления;
•

сохранение и приумножение историко-культурных традиций ОУ, семьи и малой

родины, формирование толерантности и взаимоуважения.
•

укрепление и совершенствование физического здоровья, стремление к здоровому

образу жизни, воспитание нетерпимого отношения к наркотикам, пьянству,
табакокурению, иному антиобщественному поведению.
Данная воспитательная среда включает в себя три компонента:
•

профессионально-трудовой;

•

гражданский;

•

культурно-нравственный.

Профессионально-трудовой компонент воспитательной среды представляет собой
специально организованный и контролируемый процесс приобщения обучающихся к
профессиональному труду в ходе становления их в качестве полноправных субъектов
профессиональной деятельности, связанный с овладением необходимой квалификацией и
формированием профессиональной мотивации.

Задачи реализации компонента:
• подготовка профессионально-грамотного, компетентного, ответственного рабочего;
• формирование необходимых личностных качеств для осуществления эффективной
профессиональной деятельности, таких, как трудолюбие, трудовая дисциплина,
рациональность, способность принимать ответственные решения, умение работать в
коллективе,
• творческие способности и другие качества, необходимые для последующей
профессиональной деятельности.
Основные формы реализации компонента:
•

организация учебной, производственной практик;

•

проведение предметных олимпиад;

•

участие в конкурсах профессионального мастерства

•

проведение научно-практических конференций;

•

поощрение обучающихся, достигших успехов в профессиональной, учебной и

общественной деятельности.
Гражданский компонент воспитательной среды представляет собой интегрированное
гражданское, правовое, патриотическое и политическое воспитание.
Задачи реализации компонента:


формирование у обучающихся гражданской позиции и патриотического сознания,

уважения к правам и свободам человека, традиционных и семейных

ценностей;

•

формирование правовой и политической культуры;

•

формирование установки на преемственность социокультурных традиций;

•

формирование общественно-активных качеств личности: гражданственность,

патриотизм, социальная активность, личная свобода, ценности коллектива,
общественно-политическая активность и др.
Основные формы реализации компонента:
•

развитие самоуправления;

•

участие в акциях;

•

организация социально-политических дискуссий, кружков, семинаров по

дополнительным правовым вопросам;
•

участие в программах государственной молодёжной политики всех уровней.

Культурно-нравственный компонент воспитательной среды включает в себя
духовное, нравственное, эстетическое, экологическое и физическое воспитание.
Задачи реализации компонента:

•

воспитание нравственно развитой личности;

•

воспитание эстетически и духовно развитой личности; формирование физически

здоровой личности;
•

формирование таких качеств личности, как высокая нравственность, эстетический

вкус, положительные моральные, волевые и физические свойства, нравственнопсихологическая и физическая готовность к общественно полезному труду.
Основные формы реализации компонента:
•

наличие художественных и иных кружков и студий для развития самодеятельности

обучающихся в свободное от занятий время;
•

развитие

досуговой

деятельности,

организация

и

проведение

творческих

конкурсов, выставок, фестивалей;
•

работа спортивных секций;

•

участие обучающихся в спортивных мероприятиях;

•

участие обучающихся в благотворительных мероприятиях, в работе музея

техникума;
•

организация и проведение встреч с интересными людьми (выпускниками

техникума, представителями работодателей, ветеранами);
•

анализ социально-психологических проблем обучающихся и организация

необходимой социально-психологической поддержки;
•

пропаганда здорового образа жизни, занятий спортом, проведение мероприятий,

стимулирующих ведение здоровый образ жизни.

Информационное сопровождение.
Значительная роль в формировании среды техникума принадлежит сайту, на
локальных страницах которого размещается актуальная и интересная информация.
Регулярно обновляется информация и для абитуриентов. Проведенные в техникуме
мероприятия, участие в конкурсах городского и республиканского уровня освещается на
новостной странице. Имеется необходимое количество информационных стендов в
техникуме, которые помогают обучающимся ориентироваться в текущих событиях и
информируют о предстоящих мероприятиях.

Оценка результатов освоения ОПОП
В соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области
образования оценка качества освоения обучающимися ОПОП по профессии 08.01.07

«Мастер общестроительных работ» включает текущий контроль успеваемости,
промежуточную и государственную итоговую аттестацию обучающихся.
Нормативно-методическое обеспечение текущего контроля успеваемости и
промежуточной аттестации осуществляется в соответствии с Уставом ГБПОУ РХ ЧГСТ.
Оценка качества подготовки обучающихся и выпускников осуществляется в двух
основных направлениях:
•

оценка уровня освоения дисциплин;

•

оценка компетенций обучающихся.

6.1. Контроль и оценка достижений обучающихся
В

соответствии

с

требованиями

ФГОС

по

профессии

08.01.07

«Мастер

общестроительных работ» для проведения текущего контроля знаний и промежуточной
аттестации созданы соответствующие фонды оценочных средств, позволяющие оценить
знания, умения и освоенные компетенции.
Текущий контроль знаний осуществляется преподавателем в процессе проведения
практических занятий и лабораторных работ, выполнения индивидуальных домашних
заданий или в иных формах, определенных программой конкретной дисциплины
(профессионального модуля).
Промежуточная

аттестация

уровня

освоения

дисциплины

обучающимися

осуществляется комиссией или преподавателем, ведущим данную дисциплину, в форме
экзамена, зачета, дифференцированного зачета или в иной форме, предусмотренной
учебным планом и программой дисциплины, профессионального модуля и практики.
Проведение текущей и промежуточной аттестации проходит в соответствии с
локальным актом: «Положение о текущем контроле знаний и промежуточной аттестации
студентов».
6.2. Организация государственной итоговой аттестации выпускников
Государственная итоговая аттестация включает подготовку и защиту выпускной
квалификационной

работы

(выпускная

практическая

квалификационная

работа

и

письменная экзаменационная работа).
Необходимым условием допуска к государственной итоговой аттестации является
представление документов, подтверждающих освоение обучающимся компетенций при
изучении теоретического материала и прохождении учебной и производственной практики
по каждому из основных видов профессиональной деятельности. В том числе выпускником
могут быть представлены отчеты о ранее достигнутых результатах, дополнительные

сертификаты, свидетельства (дипломы) олимпиад, конкурсов, творческие работы по
специальности (профессии), характеристики с мест прохождения практики.

6.3. Порядок выполнения и защиты выпускной квалификационной работы
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы проводится на основе
локального акта «Положение о порядке проведения государственной итоговой аттестации в
ГБПОУ РХ «Черногорский горно-строительный техникум».
Обязательным

требованием

к

выпускной

квалификационной

работе

является

соответствие ее тематики содержанию одного или нескольких профессиональных модулей
основной профессиональной образовательной программы.
Темы письменной экзаменационной работы разрабатываются преподавателями
специальных дисциплин совместно с мастерами производственного обучения, при участии
работодателей, рассматриваются на заседании методического объединения, и утверждаются
заместителем директора по УР.
За полгода до государственной итоговой аттестации до сведения обучающихся
доводится

перечень

тем

письменных

экзаменационных

работ.

Обучающемуся

предоставляется право выбора темы выпускной квалификационной работы, в том числе
предложения своей тематики с необходимым обоснованием целесообразности ее разработки
для практического применения.
Для подготовки выпускной квалификационной работы обучающемуся назначается
руководитель и, при необходимости, консультанты. Закрепление за обучающимися тем ПЭР,
назначение руководителей и консультантов осуществляется распорядительным актом
образовательной организации.
Общее руководство и контроль за выполнением выпускных квалификационных
работ осуществляют заместитель директора по УР.
осуществляют руководители работ.
. Структура письменной экзаменационной работы:
•

титульный лист;

•

содержание;

•

введение;

•

основная часть;

•

заключение;

•

список литературы;

•

приложения.

Промежуточный контроль

ПЭР должна в краткой и четкой форме раскрывать сферу использования определенных
видов профессиональной деятельности, содержать описание технологии выполнения работ,
требования охраны труда при их выполнении. Текст ПЭР должен сопровождаться
иллюстрациями , графиками, , схемами и т.п. Общий объем ПЭР: 20-25 страниц.
Письменный отзыв на ПЭР представляет руководитель работы за 2 недели до начала
государственной итоговой аттестации на подпись заместителю директора по УР.
Отзыв на ПЭР должен содержать:
•

общую характеристику ПЭР;

•

соответствие заданию по объему и степени разработки основных разделов работы;

•

положительные стороны работы;

•

указания на недостатки в пояснительной записке, а также в ее оформлении;

•

характеристику графической части или практической части работы;

•

определение степени самостоятельности обучающегося при разработке вопросов

темы работы.
Содержание отзыва доводится до сведения выпускника не позднее, чем за день до
защиты. Внесение изменений в выпускную письменную экзаменационную работу
после получения отзыва не допускается. Заместитель директора по УР при наличии
положительного отзыва руководителя решает вопрос о допуске выпускника к защите.
Защита выпускной квалификационной работы проходит на открытом заседании
Государственной аттестационной комиссии (далее- ГАК). Члены ГАК имеют возможность
ознакомиться с ПЭР, которая предлагается им на рассмотрение на заседании комиссии перед
выступлением обучающегося.
Процедура защиты устанавливается председателем государственной аттестационной
комиссии по согласованию с членами комиссии и включает:
•

представление выпускника мастером производственного обучения

( производственная характеристика, разряд выполненной выпускной практической
квалификационной работы, выполнение нормы выработки и оценка);
•

доклад выпускника (не более 5-8 минут);

•

вопросы членов комиссии;

•

ответы обучающегося

При определении итоговой отметки по защите выпускной квалификационной работы
учитываются: доклад выпускника; ответы на вопросы; отзыв руководителя.
Результаты

защиты

ПЭР

определяются

оценками

«отлично»,

«хорошо»,

«удовлетворительно» и «неудовлетворительно» и объявляются в день защиты после

оформления протоколов заседаний ГАК в

установленном порядке. В протоколе

фиксируются: итоговая отметка выпускной квалификационной работы, присуждение
квалификации,

заключение

комиссии

о

выдаче

диплома.

Протоколы

заседаний

Государственной аттестационной комиссии подписываются председателем, заместителем
председателя, членами комиссии.
Обучающиеся, выполнившие выпускную квалификационную работу, но получившие
при защите оценку «неудовлетворительно», имеют право на повторную защиту. В этом
случае Государственная аттестационная комиссия может признать целесообразным
повторную защиту той же темы выпускной квалификационной работы либо вынести
решение о закреплении за ним новой темы выпускной квалификационной работы и
определить

срок

повторной

защиты,

но

не

ранее

следующего

периода

работы

Государственной аттестационной комиссии.
Обучающемуся, получившему оценку «неудовлетворительно» при защите выпускной
квалификационной работы, выдается академическая справка установленного образца.
Академическая

справка

обменивается

на

диплом

в

соответствии

с

решением

Государственной аттестационной комиссии после успешной защиты обучающимся
выпускной квалификационной работы.
Коллектив разработчиков:
Жиляева Т.В. – заведующая отделением подготовки квалифицированных рабочих,
служащих;
Манжосова Н.Н. – методист;
Чичкина А.И. – мастер производственного обучения;
Кузнецова С.С. – мастер производственного обучения;
Юрченко Л.И. – мастер производственного обучения


Наверх

На сайте используются файлы cookie. На сайте  осуществляется сбор персональных данных посредством метрических программ (Яндекс.Метрика). Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».