ОП.07 Охрана труда

Министерство образования и науки Республики Хакасия
Государственное бюджетное профессиональное образовательное
учреждение Республики Хакасия
«Черногорский горно-строительный техникум»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОП. 07 (В)Охрана труда
Профессия 08.01.07 «Мастер общестроительных работ»

РАБОЧАЯПРОГРАММА
ОП.07 Охрана труда (В)
попрофессии08.01.07Мастеробщестроительныхработ

Срок обучения: 2 года 10 месяцев

Черногорск,2020г.

Рабочая программа ОП 07. (В) Охрана труда
разработана на основе федерального
государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии
08.01.07 Мастер общестроительных работ, утвержденного Приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 13 марта 2018 г. № 178, зарегистрированного в Министерстве юстиции
Российской Федерации 28 марта 2018 года №50543.

Организация-разработчик: ГБПОУ РХ «Черногорский горно-строительный техникум»
Чичкина Анна Ивановна мастер производственного обучения первой квалификационной
категории.
Рассмотрена на МО по укрупненным группам
профессий 43.00.00, 08.00.00, 15.00.00
Руководитель МО _________
Протокол № ___________
« ____» _______________2020 г

Утверждена:
Зам. Директора по учебной работе
С.Л. Соловьева
_____________________________
« ____» _______________2020 г

2

СОДЕРЖАНИЕ

1.ПАСПОРТПРОГРАММЫУЧЕБНОЙДИСЦИПЛИНЫ

стр.
4

2.СТРУКТУРАИСОДЕРЖАНИЕУЧЕБНОЙДИСЦИПЛИНЫ

5

3.УСЛОВИЯ
РЕАЛИЗАЦИИ
ДИСЦИПЛИНЫ

9

ПРОГРАММЫ

4.КОНТРОЛЬ
И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

УЧЕБНОЙ

ОСВОЕНИЯ

10

3

1. ОБЩАЯХАРАКТЕРИСТИКАПРОГРАММЫУЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ ОП.07 ОХРАНА ТРУДА
1.1. Местодисциплинывструктуреосновнойобразовательной программы:
Учебная дисциплина ОП.06 Охрана труда (В) является вариативной частью
общепрофессионального цикла основной образовательной программы в соответствии с
ФГОС по профессии 08.01.07 Мастер общестроительных работ.
Учебная дисциплина ОП.06 Охрана труда (В) обеспечивает формирование
профессиональных и общих компетенций по всем видам деятельности ФГОС по
профессии 08.01.07 Мастер общестроительных работ. Особое значение дисциплина имеет
при формировании и развитии ОК 01, ОК 02, ОК 09, ОК 10.
Профессиональная направленность реализуется через формирование элементов
следующихпрофессиональныхкомпетенций:ПК1.1,ПК1.3,ПК1.4,ПК2.1,ПК3.1,ПК
4.1,ПК5.1,ПК6.1,ПК7.1,
1.2. Цельипланируемыерезультатыосвоенияучебной дисциплины:
Код
ПК,ОК
ПК1.1

ПК1.3

ПК1.4
ПК2.1
ПК3.1

ПК4.1
ПК5.1
ПК6.1
ПК7.1

Умения

Знания

Читать рабочие чертежи и составлятьэскизыиспецификациина
изготавливаемые
арматурные
изделия.
Размечать расположение стержней,
сеток и каркасов в опалубке
различных конструкций.

Правила чтения чертежей и составления эскизов и спецификаций
на изготавливаемые изделия.

Правила разметки по чертежам и
эскизам
мест
расположения
стержней в арматурных изделиях.
Проверять соответствие готовых Правилаприемкиработ.
арматурныхизделийпроекту.
ПравилачтениячертежейисоЧитатьрабочиечертежиисхемы
ставления эскизов бетонных и
производства бетонных работ
железобетонных конструкций.
Читать чертежи и схемы каменных Правилачтениячертежейисхем
конструкций.
каменных конструкций.
Выполнять разметку каменных Правила
разметки
каменных
конструкций.
конструкций.
Правилачтениярабочихчертежей
Читатьрабочиечертежиисхемы
исхемпроизводствамонтажных
производства монтажных работ.
работ.
Читатьчертежиисхемыкладки
Правилачтениячертежейисхем
печей.
кладки печей
Читатьчертежи,схемыстроповки
Правилачтениячертежейисхем
грузов.
строповки грузов.
Читать чертежи металлических Правилачтениячертежейметализделийиконструкций,электрилическихизделийиконструкций,
ческие схемы оборудования.
электрических схем оборудования.

4

ОК01

ОК02

ОК09

Распознавать
задачу
и/или
проблему в профессиональном
и/или
социальном
контексте;
анализировать
задачу
и/или
проблему и выделять её составные
части.
Определять этапы решения задачи;
выявлять и эффективно искать
информацию, необходимую для
решения задачи и/или проблемы.
Составить
план
действия.
Определить необходимые ресурсы.
Владеть актуальными методами
работы в профессиональной и
смежных сферах.
Реализовать составленный план.
Оценивать результат и последствия
своих действий (самостоятельно
или с помощью наставника).
Определять задачи для поиска
информации.
Определять
необходимые
источники
информации.
Планировать процесс поиска.
Структурировать
получаемую
информацию.
Выделять наиболее значимое в
перечне информации.
Оценивать
практическую
значимость результатов поиска.
Оформлять результаты поиска

Актуального профессионального и
социального контекста, в котором
приходится работать и жить.
Основные источники информациии
ресурсы для решения задач и
проблемвпрофессиональноми/или
социальном контексте.
Алгоритмы выполнения работ в
профессиональной и смежных
областях.
Методы
работы
в
профессиональной и смежных
сферах.
Структуру плана для решениязадач.
Порядок
оценки
результатов
решения задач профессиональной
деятельности

Применять
средства
информационныхтехнологийдля
решения профессиональных задач.
Использовать
современное
программное обеспечение.

Современные
средства
и
устройства информатизации.
Порядок
их
применения
и
программное
обеспечение
в
профессиональной деятельности.

Номенклатуру
информационных
источников,
применяемых
в
профессиональной деятельности.
Приемы
структурирования
информации.
Формат оформления результатов
поиска информации

5

ОК10

Понимать общий смысл четко
произнесенных высказываний на
известные
темы
(профессиональные и бытовые),
понимать тексты на базовые
профессиональные темы.
Участвовать в диалогах назнакомые
общие
и
профессиональные темы.
Строить простые высказывания о
себе и о своей профессиональной
деятельности.
Кратко обосновывать и объяснить
свои
действия
(текущие
и
планируемые).
Писатьпростыесвязныесообщения
на знакомые или интересующие
профессиональные темы

Правила построения простых и
сложных
предложений
на
профессиональные темы.
Основные общеупотребительные
глаголы
(бытовая
и
профессиональная лексика).
Лексический
минимум,
относящийся
к
описанию
предметов, средств и процессов
профессиональной деятельности.
Особенности произношения.
Правила
чтения
текстов
профессиональнойнаправленности.

6

1.3. Количествочасовнаосвоениепрограммыдисциплины:
максимальнойучебнойнагрузкиобучающегося36часов,втомчисле: обязательной
аудиторной учебной нагрузки обучающегося 32 часа;
самостоятельнойработыстудента4 часа.

2. СТРУКТУРАИСОДЕРЖАНИЕУЧЕБНОЙДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объемучебнойдисциплиныивидыучебной работы
Видучебнойработы
Максимальнаяучебнаянагрузка(всего)
Обязательнаяаудиторнаяучебнаянагрузка (всего)
втом числе:
практическиезанятия
Самостоятельнаяработаобучающегося(всего)
Итоговаяаттестациявформе: дифференцированного зачета

Объемчасов
36
32
7
4

7

2.2. Содержаниеобученияпоразделамдисциплины
Наименование разделов
профессиональногомодуля
(ПМ),междисциплинарных
курсов (МДК) и тем

Наименование разделов и тем, содержание учебного материала,
лабораторныеработыипрактическиезанятия,самостоятельная
работа обучающихся, курсовая работа (проект)

1

2
Раздел1.Правовыеи организационныевопросыохранытруда
Тема1.1.Правовыеосновыохраны
1
Введение.Охранатрудакакизучаемыйпредмет.Основные
труда в Российской Федерации
термины и понятия охраны труда.

Объем
часов

Осваиваемые
элементы
компетенций

3

4

1

ОК 1,2,9,10.
ПК1.1, ПК
1.3ПК 1.4, ПК
2.1ПК3.1,
ПК4.1 ПК
5.1,ПК6.1
ПК7.1

2

Основныеположенияроссийскогозаконодательстваоб
охранетрудаииныеподзаконныенормативныеправовые
актыобохранетруда.Отражениевопросовохранытрудав
основныхзаконодательныхактахРоссийскойФедерации.
Видынормативныхправовыхактов.Вопросыохраны труда
втрудовомиколлективном договоре.

1

3

Надзориконтрользасостояниемохранытруда.
Государственноеуправлениеохранойтруда.Федеральная
инспекциятруда.Специальныеорганыиинспекциинадзора
иконтролявобъёмесвоихполномочийза безопасностью
труда.РостехнадзорРоссии,Энергонадзор России,
ФедеральныйгосударственныйпожарныйнадзорРоссиии
др.Общественныйконтрользаохранойтруда.

1

8

4

ВСР№1

Тема1.2.Организацияработпо
охране труда на предприятии

5

6

Тема 2.1. Основы
производственнойсанитарии

Обязанностиработодателяиработникавобластиохраны
труда.Ответственностьзанарушениетребованийохраны
труда. Обязанности работодателя по обеспечению
безопасных условийи охраны труда. Обязанности
работникавобластиохранытруда.Праваигарантии работника
на труд в условиях, соответствующих
требованиямохраны.Видыответственностидолжностных лиц
за нарушение законодательства об охране труда.

1

Конспектированиестатей2,3,5,8,9,35,40-45,209-217ТК
РФ.
Формыиметодыорганизациитрудаиотдыхаработниковна
предприятии. Определение термина средства труда.
Физиологические особенности человека в процессе труда.
Компенсационныеизащитныевозможностичеловеческого
организма. Опасные действия человека. Эргономика и
организация рабочих мест. Санитарно – бытовое
обеспечение работников.
Производственныйтравматизм.Порядокрасследованияи
учётанесчастногослучаяипрофессиональных заболеваний.

4

Раздел2.Производственная санитария
7
Санитарно-гигиенические требования к производственным
помещениям и рабочим местам. Основные санитарные и
строительные нормы, применяемые при проектировании
производственныхивспомогательныхзданийипомещений.
Требования к территории предприятия. Санитарно-бытовые
помещения. Требования к водоснабжению и канализации.
Требования к чистоте воздуха в рабочей зоне.
Метеорологические условия производственной среды.
Предельнодопустимаяконцентрациявредныхвеществв
воздухе.

1

ОК 1,2,9,10.
ПК1.1, ПК
1.3ПК 1.4, ПК
2.1ПК3.1,
ПК4.1 ПК
5.1,ПК6.1
ПК7.1

1

1

ОК 1,2,9,10.
ПК1.1, ПК
1.3ПК 1.4, ПК
2.1ПК3.1,
ПК4.1 ПК
5.1,ПК6.1
ПК7.1

9

8

Тема3.1.Электробезопасность

Вопросы охраны окружающей среды и использование
отходов производства. Охрана окружающей среды от
загрязненийвоздушнойсреды,водныхресурсовипочвы.
Промышленныезагрязнения(механические,химические,
биологические,физические).Отходыпроизводстваполезные и
бросовые. Наиболее совершенные способы защиты
окружающейсредыотпромышленныхвыбросов.

Раздел3.Техника безопасности
9
Действие электрического тока на организм человека. Виды
поражения электрическим током. Действие электрического
токанаорганизмчеловека.Видыпораженияэлектрическим
током, факторы, влияющие на характер и последствия
поражения человека электрическим током, Основные
причиныэлектротравматизма.Явлениепристеканиитокав
землю. Шаговое напряжение.
10

Классификации помещений по опасности поражения
электрическим током. Основные мероприятия по защите от
электротравматизма. Классификация помещений по
опасности поражения электрическим током. Основные
мероприятияпозащитеотэлектротравматизма.Требования
кустройствузаземлениявэлектрооборудовании.Зануление
изащитноеотклонение.Правилабезопасностиприработес
электроинструментом. Защитные средства, применяемые
приэксплуатацииэлектрическихустройств.Перваяпомощь
при пораженииэлектрическим током.

Практическиезанятия
11--12 Изучениеэлектротехническихзащитныхсредств,правилих
применения

1

1

ОК 1,2,9,10.
ПК1.1, ПК
1.3ПК 1.4, ПК
2.1ПК3.1,
ПК4.1 ПК
5.1,ПК6.1
ПК7.1

1

2

10

Тема3.2.Требования
безопасности к
производственному
оборудованиюи основы
безопасноститехнологических
процессов в отрасли.

Оказаниепервойпомощиприпораженииэлектротоком.
Общие требования безопасности производственных
процессов. Общие требования безопасности. Применение
безвредныхдляорганизмачеловекаматериаловивеществ.
Роботизирование производственных участков.
Автоматизация и механизация тяжёлых, вредных и
монотонныхработ.Требованиябезопасностиприхранении,
транспортировании, складировании исходных материалов,
заготовок и готовой продукции. Средства утилизации
отходов.
Требованиятехники безопасности при работе на станках
различных групп. Общие требования безопасности при
работенастанкахразличныхгрупп(фрезерных,токарных,
сверлильных, заточных, деревообрабатывающих и т.п.).

2
1

17

Техникабезопасностиприработесручныминструментом.
Требования безопасности, предъявляемы к ручному
слесарному и столярному инструменту. Безопасность при
работе абразивным инструментов

1

18

Средства защиты работников. Средства коллективной
защиты(СКЗ)исредстваиндивидуальнойзащиты(СИЗ).Их
виды и классификация.

1

19

Обеспечениебезопасностигерметичныхсистем,
работающих под давлением. Герметичность устройства и
установки. Вещества, способные образовывать
взрывоопасную среду. Причины аварий стационарных
сосудов, газовых баллонов и трубопроводов, работающих
под давлением, меры их предотвращения. Контрольноизмерительныеприборыипредохранительныеустройства.
Регистрацияитехническоеосвидетельствованиеи
испытаниесосудовёмкостей,работающихподдавлением.

1

13-14
15

16

Тема 3.3. Безопасность
эксплуатациигерметичных
систем, находящихся под
давлением.

ОК 1,2,9,10.
ПК1.1, ПК
1.3ПК 1.4, ПК
2.1ПК3.1,
ПК4.1 ПК
5.1,ПК6.1
ПК7.1

1

11

Тема 3.4.Безопасность
устройства и эксплуатации
подъёмно-транспортныхмашини
механизмов.

Тема3.6.Требования
безопасности труда при
организациистроительной
площадкиирабочихмест.

20

Безопасность устройства и эксплуатации подъёмнотранспортныхмашинимеханизмов.Подъёмныемашины,
механизмы,оборудование,приспособления,применяемые
при производстве каменных и монтажных работ. Общая
характеристика подъёмно-транспортных устройств и их
конструктивных особенностей, требующих защиты для
обеспечения безопасности эксплуатации. Оценка
технического состоянии порядок их технического
освидетельствования. Требования, предъявляемые к
захватных приспособлениям: тросам, цепям и канатам.
Сигналы,применяемыеприподъёмеиперемещениигрузов.
Правила перемещения и складирования грузов на
стройплощадке.

1

21
22

Контрольнаяработат.1-3.4
Общие требования безопасности при организации
строительнойплощадки.Ограждениезабором,обозначение
опасных зон (знаками, ограждениями и другими
средствами).Общиеправилаэлектробезопасностии пожарной
безопасности на строительной площадке.
Требования безопасности к освещению строительных
площадок.Выбористочниковвременноговодоснабженияи
выбор канализационной сети. Движение транспорта.
Техника безопасности при подготовительных работах.
Основные причины травматизма на строительных
площадках.Созданиеобщихусловийпоохранетрудаи
техникибезопасностиивтомчисле:освещение,санитарнобытовые здания, рабочие места, устройство подъездов,
подходов и переходов, обеспечение безопасности труда в
зимниеи другиеособые условия, организацияспециальных
мероприятий по режиму содержания территории и др.

1
1

ОК 1,2,9,10.
ПК1.1, ПК
1.3ПК 1.4, ПК
2.1ПК3.1,
ПК4.1 ПК
5.1,ПК6.1
ПК7.1

12

Техникабезопасностинаподготовительныхработах.
Техникабезопасностиприприготовлениирастворовмастик.
Опасные и вредные факторы воздействия на человека при
отделочных работах. Воздействие вредных компонентов.
Общие правила техники безопасности при
подготовительныхработах(насечкаповерхностей,работас
кислотами,освещениерабочегоместаит.д.). Требованияк
настилу лесов и подмостей. Техника безопасности при
изготовлении растворов и мастик.
24
Общиетребованиябезопасноститрудапривыполнении
отделочно-строительных работ. Общие требования
безопасностипривыполнениималярных,облицовочноплиточныхиштукатурныхработ(организациярабочего
места, безопасные приёмы работы, индивидуальные
средствазащиты).Требования,предъявляемыекрабочему
инструменту.
Раздел4.Основыпожарнойбезопасности
25
Тема 4.1. Горение и
Горение и пожароопасные свойства веществ. Определение
пожароопасныесвойствавеществ
терминапожар.Процессгорения.Видыгорения.Понятиео
вспышкевоспламенении,самовозгорании, самовоспламенении.
Тема3.7.Безопасностьтрудапри
выполнениистроительныхработ.

Тема4.2.Профилактикапожаров.

23

1

1

1

26

Концентрационные пределы воспламенения. Группы
веществ,способныхксамовозгоранию.Горениеивзрыв смеси.
Причины взрывов в цеха предприятия.
Производственныеисточникивоспламенения,их
характеристики и причины образования.

1

27

Профилактика пожаров. Пожарная профилактика при
проектированииистроительствезданий.Планированиепри
проектировании и строительстве безопасной эвакуации
людей.Огнестойкостьстроительныхконструкцийизданий.
Противопожарные преграды, разрывы и зоны.

1

ОК 1,2,9,10.
ПК1.1, ПК
1.3ПК 1.4, ПК
2.1ПК3.1,
ПК4.1 ПК
5.1,ПК6.1
ПК7.1

13

Тема4.4.Организацияпожарной
безопасности.

28

Противопожарныйрежимнапредприятиях.Знакипожарной
безопасности. Обеспечение эвакуации людей при пожаре.
Функциииправапожнадзора.

Практическиезанятия
29-31 Действияприпожаре,использованиепервмчныхсредств
пожаротушения.
32
Всего

Дифференцированный зачёт

1

3
1
36

14

УСЛОВИЯРЕАЛИЗАЦИИУЧЕБНОЙДИСЦИПЛИНЫ

3.

3.1. Требованиякминимальномуматериально-техническомуобеспечению
Реализацияпрограммымодуляпредполагаетналичиеучебногокабинетапоохране труда.
3.1.1. Оборудованиеучебного кабинета:
− рабочееместо преподавателя;
− посадочныеместа студентов;
− наглядныепособия(учебники,справочникипоохранетруда,плакаты,стенды,
образцы приборов и их элементов, комплекты практических работ).
3.1.2. Техническиесредстваобучения:
− Наглядныепособия
− ПКсналичиемлицензионногоПО;
− мультимедийныйпроектор;
− проекционныйэкран;
− колонки.
3.1.3. Действующаянормативно-техническаяитехнологическаядокументация:
− правилатехникибезопасностиипроизводственнойсанитарии;
− памяткистудентамповеденияприработевкабинете.
3.1.4. Программное обеспечение:
− сертифицированная ОС;
− ПО,позволяющеепроводитьразличныевидыизмерений;
− антивируснаяпрограммаKaspersky;
− учебно-методическийкомплексподисциплине.
3.2. Информационноеобеспечениеобучения
3.2.1. Основнаялитература
1.ДевисиловВ.А.Охранатруда:учебник.–3-еизд.,испр.Идоп.–М.:Форум. Инфра-М,
2008.- 448 с.: ил. – (профессиональное образование).
3.2.1.Дополнительнаялитература
Безопасностьиохранатруда:Учебноепособиедлявузов/Н.Е.Гарнагина,Н.Г.Занько, Н.Ю.
Золотарева и др.; Под ред. О.Н. Русака.- СЛб: Изд-во МАНЭБ, 2001.- 279 с.:ил.
3.2.3.Интернет-ресурсы:

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.

Названиесайта

Форма доступа

Федеральныйпортал«Российскоеобразование»
Российскийобщеобразовательныйпортал
Федеральныйинститутпедагогическихизмерений
ФедеральноеагентствопообразованиюРФ
Федеральнаяслужбапонадзорувсфереобразованияинауки
ОфициальныйсайтМинистерстваобразованияинаукиРФ
Национальныйпроект«Образование»

edu.ru
school.edu
fipi
ed.gov
obrnadzor.gov
mon.gov
rost.ru/projects
window.edu.ru
ni.com/russia
tims.com.au

15

4. КОНТРОЛЬИОЦЕНКАРЕЗУЛЬТАТОВОСВОЕНИЯУЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения
Перечень знаний,
осваиваемыхврамках
дисциплины:
основные понятия и
определенияохранытруда;
основныезаконодательные
и нормативно-правовые
акты РФ о труде и об
охране труда;
структуру контроля и
управленияохранытруда;
нормативно-техническую
документациюпотехнике
безопасности,
электробезопасности,
пожарной безопасности;
виды инструктажей,
ответственность за
нарушение
законодательстваобохране
труда;
основныемероприятияпо
предупреждению
травматизма;
способы защиты от
воздействияопасныхи
вредныхпроизводственных
факторов;
мероприятия,
предупреждающие
опасность поражения
электрическимтоком;
общие требования
безопасности при
организациистроительной
площадки
требования безопасности
при производстве
каменных, штукатурных,
облицовочныхработ
основныемероприятияпо
противопожарнойзащитеи
первичные средства
пожаротушения;

Критерииоценки
Четкаялогикапонятийи
терминов
Аргументированность
ответов и применения
требований ОТ.

Методыоценки
Оценка
результатов
в
рамкахтекущегоконтроля
результатов
выполнения
индивидуальных
контрольных заданий.
Оценка
результатов
выполнения
самостоятельной работы

16

Перечень умений,
осваиваемых в рамках
дисциплины:работать с
учебно-технической,
специальнойлитературойи
нормативно-правовыми
актами о труде и по охране
труда;
использовать средства
коллективной и
индивидуальной защиты в
соответствиисхарактером
выполняемой работы,
профессиональной
деятельности;
пользоватьсяпервичными
средствами
пожаротушения;
отличатьзнаки
безопасности;
оказыватьпервую
медицинскуюпомощьпри
пораженииэлектрическим
током.

Грамотностьприменения
правил оказания первой
помощи..
Скорость и точность
выполнения задания.
Оптимальностьвыбранного
алгоритма для решения
задачи.

Оценка
результатов
выполнения практической
работы.
Оценка в рамках текущего
контроля
результатов
выполнения
индивидуальных
контрольных заданий.
Оценка
результатов
выполнения
самостоятельной работы

17


Наверх

На сайте используются файлы cookie. На сайте  осуществляется сбор персональных данных посредством метрических программ (Яндекс.Метрика). Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».