Раб. прог. астрономии МОР 20

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Республики Хакасия
«Черногорский горно–строительный техникум»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУД 14 астрономия_______________
(наименование дисциплины)

для групп08.01.07 Мастер общестроительных работ
на базе основного общего образования

Срок обучения – 2 г. 10 мес.
Количество часов – 35 час.

2022г.

Содержание
1. Пояснительная записка.................................................................................................2
2. Общая характеристика учебной дисциплины «Астрономия»..................................2
3. Место учебной дисциплины в учебном плане............................................................3
4. Результаты освоения учебной дисциплины................................................................3
5. Содержание учебной дисциплины...............................................................................9
6. Тематическое планирование......................................................................................11
7. Тематический план.....................................................................................................11
8. Планируемые результаты...........................................................................................11
9. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы
учебной дисциплины «Астрономия»....................................................................... 12
10. Информационное обеспечение.................................................................................12

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа соответствует образовательному минимуму содержания основных
образовательных программ и требованиям к уровню подготовки студентов, позволяет
работать без перегрузок в группах. Она позволяет сформировать у студентов достаточно
широкое представление об астрономической картине мира.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного
стандарта и дает распределение учебных часов по разделам курса астрономии с учетом
межпредметных связей, определяет минимальный набор практических заданий,
выполняемых студентами.
Рабочая программа по астрономии составлена в Приказ Министерства образования и
науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413 "Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта среднего общего образования" (с изменениями и
дополнениями)
Содержание программы реализуется в процессе освоения студентами
общеобразовательного цикла основной профессиональной образовательной программы
СПО с получением среднего (полного) общего образования, разработанной в соответствие
с требованиями ФГОС СПО третьего поколения.
Содержание программы «Астрономия » направлено на достижение следующих целей:
• понять сущность повседневно наблюдаемых и редких астрономических явлений,
познакомиться с научными методами и историей изучения Вселенной, получить
представление о действии во Вселенной физических законов, открытых в земных
условиях, и единстве мегамира и микромира, - осознать свое место в Солнечной
системе и Галактике, ощутить связь своего существования со всей историей
эволюции Метагалактики, выработать сознательное отношение к активно
внедряемой в нашу жизнь астрологии и другим оккультным (эзотерическим)
наукам.
• овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять
эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные
знания по астрономии для объяснения разнообразных астрономических и
физических явлений; практически использовать знания; оценивать достоверность
естественнонаучной информации;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей
в процессе приобретения знаний и умений по физике с использованием различных
источников информации и современных информационных технологий;
• воспитание убежденности в возможности познания законов природы,
использования достижений астрономии и физики на благо развития человеческой
цивилизации; необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения
задач, уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем
естественнонаучного содержания; готовности к морально-этической оценке
использования научных достижений, чувства ответственности за защиту
окружающей среды;
• использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач
повседневной
жизни,
обеспечения
безопасности
собственной
жизни,
рационального природопользования и охраны окружающей среды и возможность
• применения знаний при решении задач, возникающих в последующей
профессиональной деятельности.
В программу включено содержание, направленное на формирование у студентов
компетенций, необходимых для качественного освоения ОПОП СПО на базе основного
общего образования с получением среднего общего образования; программы подготовки
для профессии: 08.01.25 Мастер отделочных строительных и декоративных работ
В программе учебной дисциплины «Астрономия» уточнено содержание учебного
материала, последовательность его изучения, распределение учебных часов, виды
самостоятельных работ, тематика рефератов (докладов, индивидуальных проектов).

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «АСТРОНОМИЯ»
Курс астрономии не только завершает физико-математическое образование, но и
несет в себе определенный общенаучный и культурный потенциал. Астрономия является
завершающей философской и мировоззренческой дисциплиной, и ее преподавании есть
необходимость для качественного полного естественнонаучного образования. Без
специального формирования астрономических знаний не может сформироваться
естественнонаучное мировоззрение, цельная физическая картина мира. Астрономия может
показать единство законов природы, применимость законов физики к небесным телам,
дать целостное представление о строении Вселенной и познаваемости мира.
Изучение студентами курса астрономии способствует:
• развитию познавательной мотивации;
• становлению у учащихся ключевых компетентностей;
• развитию способности к самообучению и самопознанию;
• созданию ситуации успеха, радости от познания.
На основании требований Государственного образовательного стандарта в
содержании календарно-тематического планирования предполагается реализовать
актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный,
деятельностный подходы, которые определяют:
• приобретение знаний и умений для использования в практической деятельности и
повседневной жизни;
• овладение способами познавательной, информационно-коммуникативной и
рефлексивной деятельности;
• освоение познавательной, информационной, коммуникативной, рефлексивной
компетенции.
МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Изучение курса рассчитано на 35 часов (2 часа в неделю). Важную роль в освоении
курса играют проводимые во внеурочное время собственные наблюдения студентов.
Специфика планирования этих наблюдений определяется двумя обстоятельствами. Вопервых, они (за исключением наблюдений Солнца) должны проводиться в вечернее или
ночное время. Во-вторых, объекты, природа которых изучается на том или ином уроке,
могут быть в это время недоступны для наблюдений. При планировании наблюдений этих
объектов, в особенности планет, необходимо учитывать условия их видимости.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Освоение содержания учебной дисциплины «Астрономия» обеспечивает достижение
студентами следующих результатов:
• личностных:
• формирование
умения управлять своей познавательной деятельностью,
ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и
самообразованию, а также осознанному построению индивидуальной
образовательной деятельности на основе устойчивых познавательных интересов;
• формирование познавательной и информационной культуры, в том числе навыков
самостоятельной работы с книгами и техническими средствами информационных
технологий;
• формирование убежденности в возможности познания законов природы и их
использования на благо развития человеческой цивилизации;
• формирование умения находить адекватные способы поведения, взаимодействия и
сотрудничества в процессе учебной и внеучебной деятельности, проявлять
уважительное отношение к мнению оппонента в ходе обсуждения спорных
проблем науки.
• метапредметных:
• находить проблему исследования, ставить вопросы, выдвигать гипотезу,
предлагать альтернативные способы решения проблемы и выбирать из них

наиболее эффективный, классифицировать объекты исследования, структурировать
изучаемый материал, аргументировать свою позицию, формулировать выводы и
заключения;
• анализировать наблюдаемые явления и объяснять причины их возникновения;
• на практике пользоваться основными логическими
• приемами, методами наблюдения, моделирования, мысленного эксперимента,
прогнозирования;
• выполнять познавательные и практические задания, в том числе проектные;
• извлекать информацию из различных источников (включая средства массовой
информации и интернет-ресурсы) и критически ее оценивать;
• готовить сообщения и презентации с использованием материалов, полученных из
Интернета и других источников.
• предметных:
-формирование представлений о роли и месте астрономии в современной научной картине
мира; понимание физической сущности наблюдаемых во Вселенной явлений;
-владение основополагающими астрономическими понятиями, закономерностями,
законами и теориями; уверенное использование терминологии и символики;
-владение основными методами научного познания, используемыми в астрономии:
наблюдением, описанием, измерением, экспериментом;
-умения обрабатывать результаты измерений, обнаруживать зависимость между
астрономическими физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать
выводы;
-формирование умения решать задачи;
-формирование умения применять полученные знания для объяснения условий
протекания физических явлений в природе, профессиональной сфере и для принятия
практических решений в повседневной жизни;
-формирование собственной позиции по отношению к информации, получаемой из
разных источников.
В соответствии ФГОС ООО выделяются три группы универсальных учебных
действий:
Регулятивные УУД
1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать
новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей
познавательной деятельности. Обучающийся сможет:
• анализировать существующие и планировать будущие образовательные
результаты;
• идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
• выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать
конечный результат;
• ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих
возможностей;
• формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели
деятельности;
• обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности,
указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.
2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач. Обучающийся сможет:
• определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и
познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;
• обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения
учебных и познавательных задач;

• определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для
выполнения учебной и познавательной задачи;
• выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые
ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая
логическую последовательность шагов);
• выбирать
из
предложенных
вариантов
и
самостоятельно
искать
средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;
• составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения
исследования);
• определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной
задачи и находить средства для их устранения;
• описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде
технологии решения практических задач определенного класса;
• планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную
траекторию.
3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять
способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои
действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет:
• определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых
результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;
• систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии
планируемых результатов и оценки своей деятельности;
• отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять
самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;
• оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или
отсутствия планируемого результата;
• находить достаточные средства для выполнения учебных действий в
изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;
• работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на
основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик
продукта/результата;
• устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и
характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать
изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта;
• сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки
самостоятельно.
4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности ее решения. Обучающийся сможет:
• определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;
• анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария
для выполнения учебной задачи;
• свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки,
исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;
• оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно
определенным критериям в соответствии с целью деятельности;
• обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих
внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;
• фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных
результатов.
5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и

осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной. Обучающийся сможет:
• наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную
деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;
• соотносить
реальные
и
планируемые
результаты
индивидуальной
образовательной деятельности и делать выводы;
• принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;
• самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить
способы выхода из ситуации неуспеха;
• ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или
параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной
деятельности;
• демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/ эмоциональных
состояний для достижения эффекта успокоения (устранения эмоциональной
напряженности), эффекта восстановления (ослабления проявлений утомления), эффекта
активизации (повышения психофизиологической реактивности).
Познавательные УУД
6. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение,
умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся
сможет:
• подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки
и свойства;
• выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и
соподчиненных ему слов;
• выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и
объяснять их сходство;
• объединять предметы и явления в группы по определенным признакам,
сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
• выделять явление из общего ряда других явлений;
• определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи
между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть
причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;
• строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от
частных явлений к общим закономерностям;
• строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при
этом общие признаки;
• излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой
задачи;
• самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке,
предлагать и применять способ проверки достоверности информации;
• вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;
• объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе
познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением
формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки
зрения);
• выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные /
наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины,
самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;
• делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения,
подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными

данными.
7. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и
схемы для решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
• обозначать символом и знаком предмет и/или явление;
• определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать
данные логические связи с помощью знаков в схеме;
• создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;
• строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;
• создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением
существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в
соответствии с ситуацией;
• преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих
данную предметную область;
• переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из
графического или формализованного (символьного) представления в текстовое, и
наоборот;
• строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный
ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется
алгоритм;
• строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;
• анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта,
исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной
ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата.
8. Смысловое чтение. Обучающийся сможет:
• находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей
деятельности);
• ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста,
структурировать текст;
• устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;
• резюмировать главную идею текста;
• преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать
текст (художественный и нехудожественный – учебный, научно-популярный,
информационный, текст non-fiction);
• критически оценивать содержание и форму текста.
9. Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в
познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной
ориентации. Обучающийся сможет:
• определять свое отношение к природной среде;
• анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых
организмов;
• проводить причинный и вероятностный анализ экологических ситуаций;
• прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на
действие другого фактора;
• распространять экологические знания и участвовать в практических делах по
защите окружающей среды;
• выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели,
проектные работы.
10. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей
и других поисковых систем. Обучающийся сможет:
• определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;

•

осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами,
словарями;
• формировать множественную выборку из поисковых источников для
объективизации результатов поиска;
• соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.
Коммуникативные УУД
11.
Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность
с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение
и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;
формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет:
− определять возможные роли в совместной деятельности;
− играть определенную роль в совместной деятельности;
− принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его
речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы,
теории;
− определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или
препятствовали продуктивной коммуникации;
− строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной
деятельности;
− корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь
выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом
эквивалентных замен);
− критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать
ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
− предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;
− выделять общую точку зрения в дискуссии;
− договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с
поставленной перед группой задачей;
− организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели,
распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);
− устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные
непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания
диалога.
12.
Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и
регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической
контекстной речью. Обучающийся сможет:
• определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые
средства;
• отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими
людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);
• представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной
деятельности;
• соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в
соответствии с коммуникативной задачей;
• высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера
в рамках диалога;
• принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;
• создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с
использованием необходимых речевых средств;
• использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения

смысловых блоков своего выступления;
• использовать
невербальные
средства
или
наглядные
материалы,
подготовленные/отобранные под руководством учителя;
• делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно
после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.
13.
Формирование и развитие компетентности в области использования
информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ). Обучающийся сможет:
• целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы,
необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;
• выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для
передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с
условиями коммуникации;
• выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать
модель решения задачи;
• использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче
инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения
информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление,
написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;
• использовать информацию с учетом этических и правовых норм;
• создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий,
соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
I.
Введение в астрономию (2 часа)
Предмет астрономии. Связь астрономии с другими науками, её значение Структура и
масштабы Вселенной. Наблюдения — основа астрономии. Телескопы.

Практические основы астрономии (8 часов)
II.
Видимые движения светил как следствие их собственного движения в пространстве,
вращения Земли и ее обращения вокруг Солнца.
Созвездия. Небесная сфера, ее основные линии и плоскости. Горизонтальная и
экваториальная системы координат. Звездные карты. Высота светила над горизонтом. Вид
звездного неба на различных широтах. Кульминации светил и высота кульминации. Связь
высоты светила в кульминации с его склонением и географической широтой
наблюдателя. Видимое движение Луны и смена лунных фаз. Видимое движение Солнца.
Эклиптика. Смена сезонов года и тепловые пояса. Условия наступления, типы и
периодичность лунных и солнечных затмений.Счет времени. Время звездное, истинное и
среднее солнечное, всемирное, поясное, декретное. Календарь и его история
III.
Движение небесных тел (8 часов)
Гелиоцентрическая
и
геоцентрическая
система
мира.
Становления
гелиоцентрического мировоззрения. Конфигурации планет и условия их видимости.
Синодический и звездный периоды. Законы Кеплера. Определение расстояний до тел
Солнечной системы и их размеров Движение космических объектов под действием силы
тяготения. Определение массы небесных тел.
IV.
Природа тел Солнечной системы (8 часов)
Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение.
Система Земля — Луна. Планеты земной группы. Планеты-гиганты. Спутники и
кольца планет-гигантов. Малые тела Солнечной системы. Болиды и метеориты.
Физическая обусловленность важнейших особенностей тел Солнечной системы.
V.
Солнце извезды (4 часов)
Звезды — основные объекты во Вселенной. Солнце — ближайшая звезда. Строение
Солнца и его атмосферы. Активные образования на Солнце: пятна, вспышки,
протуберанцы. Роль магнитных полей на Солнце. Периодичность солнечной активности и
ее связь с геофизическими явлениями.
Звезды, их основные характеристики. Определение расстояний до звезд. Годичный
параллакс. Внутреннее строение звезд и источники их энергии. Двойные звезды.
Переменные и нестационарные звезды. Эволюция звезд, ее этапы и конечные стадии.
Белые карлики, нейтронные звезды, черные дыры.

VI.
Строение и эволюция Вселенной (5 часов)
Наша Галактика (состав - звезды и звездные скопления, туманности, межзвездный газ,
космические лучи и магнитные поля; строение Галактики, вращение Галактики и
движение звезд в ней; радиоизлучение). Другие галактики (открытие других галактик,
определение размеров, расстояний и масс галактик; многообразие галактик,
радиогалактики и активность ядер галактик, квазары). Метагалактика (системы галактик и
крупномасштабная структура Вселенной, расширение Метагалактики, гипотеза "горячей
Вселенной", космологические модели Вселенной). Происхождение и эволюция звезд
(возраст галактик и звезд, происхождение и эволюция звезд). Происхождение планет
(возраст Земли и других тел Солнечной системы, основные закономерности в Солнечной
системе, первые космогонические гипотезы, современные представления о
происхождении планет.

Темы рефератов (докладов), индивидуальных проектов
Астрология
Возраст (Земли, Солнца, Солнечной системы, Галактики, Метагалактики)
Вселенная
Галактика (Галактика, галактики)
Гелиоцентрическая система мира
Геоцентрическая система мира
Космонавтика (космонавт)
Магнитная буря
Метеор, Метеорит ,Метеорное тело, Метеорный дождь, Метеорный поток
Млечный Путь
Запуск искусственных небесных тел
Затмение (лунное, солнечное, в системах двойных звезд)
Корабль космический
Проблема «Солнце — Земля»
Созвездие (незаходящее, восходящее и заходящее, невосходящее, зодиакальное)
Солнечная система
Черная дыра (как предсказываемый теорией гипотетический объект, который может
образоваться на определенных стадиях эволюции звезд, звездных скоплений, галактик)
Эволюция (Земли и планет, Солнца и звезд, метагалактик и Метагалактики)

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Технический профиль профессионального образования
При реализации содержания общеобразовательной учебной дисциплины «Астрономия »
в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением
среднего общего образования (ППКРС, ППССЗ) максимальная учебная нагрузка
обучающихся составляет:
по профессиям СПО технического профиля — • 35часов, из них аудиторная (обязательная) нагрузка обучающихся, включая лабораторные работы, — 35 часов;

тематический план
Вид учебной работы
Аудиторные занятия. Содержание обучения
1. Введение в астрономию
2. Практические основы астрономии
3. Строение Солнечной системы
4. Природа тел Солнечной системы
5. Солнце и звезды
6. Строение и эволюция Вселенной
Итог
Внеаудиторная самостоятельная работа

Количество часов
Профессии СПО
2
8
8
8
4
5
35

Подготовка устных выступлений по
заданным темам, эссе, докладов, рефератов,
презентаций индивидуального проекта с
использованием
информационные
технологии и др.
Промежуточная аттестация в форме 35
всего
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В соответствии с ФГОС ООО система оценки образовательной организации
реализует системно-деятельностный, уровневый и комплексный подходы к оценке
образовательных достижений.
Системно-деятельностный подход к оценке образовательных достижений
проявляется в оценке способности учащихся к решению учебно-познавательных и учебнопрактических задач. Он обеспечивается содержанием и критериями оценки, в качестве
которых выступают планируемые результаты обучения, выраженные в деятельностной
форме.
Уровневый подход служит важнейшей основой для организации индивидуальной
работы с учащимися. Он реализуется как по отношению к содержанию оценки, так и к
представлению и интерпретации результатов измерений.
Студент научится:
• смысл понятий: активность, астероид, астрология, астрономия, астрофизика,
атмосфера, болид, возмущения, восход светила, вращение небесных тел,
Вселенная, вспышка, Галактика, горизонт, гранулы, затмение, виды звезд, зодиак,
календарь, космогония, космология, космонавтика, космос, кольца планет, кометы,
кратер, кульминация, основные точки, линии и плоскости небесной сферы,
магнитная буря, Метагалактика, метеор, метеорит, метеорное тело, дождь, поток,
Млечный Путь, моря и материки на Луне, небесная механика, видимое и реальное
движение небесных тел и их систем, обсерватория, орбита, планета, полярное
сияние, протуберанец, скопление, созвездия (и их классификация), солнечная
корона, солнцестояние, состав Солнечной системы, телескоп, терминатор,
туманность, фазы Луны, фотосферные факелы, хромосфера, черная дыра,
эволюция, эклиптика, ядро;
• определения физических величин: астрономическая единица, афелий, блеск звезды,
возраст небесного тела, параллакс, парсек, период, перигелий, физические
характеристики планет и звезд, их химический состав, звездная величина, радиант,
радиус светила, космические расстояния, светимость, световой год, сжатие планет,
синодический и сидерический период, солнечная активность, солнечная
постоянная, спектр светящихся тел Солнечной системы;

•

смысл работ и формулировку законов: Аристотеля, Птолемея, Галилея, Коперника,
Бруно, Ломоносова, Гершеля, Браге, Кеплера, Ньютона, Леверье, Адамса, Галлея,
Белопольского, Бредихина, Струве, Герцшпрунга-Рассела, Амбарцумяна, Барнарда,
Хаббла, Доплера, Фридмана, Эйнштейна;
студент получит возможность научиться:
• использовать карту звездного неба для нахождения координат светила;
• выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
• приводить примеры практического использования астрономических знаний о
небесных телах и их системах;
• решать задачи на применение изученных астрономических законов;
• осуществлять
самостоятельный поиск информации естественно-научного
содержания с использованием различных источников, ее обработку и
представление в разных формах;
• владеть
компетенциями:
коммуникативной,
рефлексивной,
ценностноориентационной, смысло-поисковой, а также компетенциями личностного
саморазвития и профессионально-трудового выбора.
Учебно – методическое и материально – техническое обеспечение:
ПРОГРАММА для общеобразовательных учреждений
1. Астрономия. Левитан Е.П. Учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений. –
Москва, «Просвещение», 2017 год. – 212с: ил.
2. Презентации и видеофильмы по темам курса астрономии 11 класса.
Технические средства обучения:
Телевизор, видеомагнитофон, компьютер, DVD – плеер
Информационное обеспечение обучения
Для студентов:
1. Воронцов –Вельяминов Б.А., Астрономия. Базовый уровень. 10 кл., М.,
Просвещение, 2019
2. Левитан Е.П.Астрономия . 11 класс, М., Просвещение, 2019 г.
Для преподавателей
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с
учетом поправок, внесенных федеральными конституционными законами РФ о поправках
к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // СЗ РФ. — 2009. —
№ 4. — Ст. 445.
Федеральный закон от 29.12. 2012 № 273-ФЗ (в ред. федеральных законов от 07.05.2013 №
99-ФЗ, от 07.06.2013 № 120-ФЗ, от 02.07.2013 № 170-ФЗ, от 23.07.2013 № 203-ФЗ, от
25.11.2013 № 317-ФЗ, от 03.02.2014 № 11-ФЗ, от 03.02.2014 № 15-ФЗ, от 05.05.2014 № 84ФЗ, от 27.05.2014 № 135-ФЗ, от 04.06.2014 № 148-ФЗ, с изм., внесенными Федеральным
законом от 04.06.2014 № 145-ФЗ) «Об образовании в Российской Федерации».
Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования»
(зарегистрирован в Минюсте РФ 07.06.2012 № 24480).

Приказ Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1645 «О внесении изменений в Приказ
Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 “Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего
(полного) общего образования”».
Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и
ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259 «Рекомендации по организации
получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ
среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом
требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой
профессии или специальности среднего профессионального образования».
Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от
25.06.2012, с изм.
Интернет-ресурс
1. https://kopilkaurokov.ru/astronomiya/planirovanie/rabochaia-proghramma-po-astronomiidlia-11-klassa
2. https://yandex.ru/images/search?text
3. https://tvoireferaty.ru/astronomija/ (лекции по плану)
4. http://dokladreferat.ru/%D0%A1%D0%BE%D0%B7%D0%B2%D0%B5%D0%B7%D0%B4%D0%B8%
D1%8F
5. http://uchit.net/catalog/Astronomiya/86080/


Наверх

На сайте используются файлы cookie. На сайте  осуществляется сбор персональных данных посредством метрических программ (Яндекс.Метрика). Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».