прогр материаловедение

Государственное бюджетное профессиональное образовательное
Учреждение Республики Хакасия
«Черногорский горно-строительный техникум»

ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП. 03. «Основы материаловедения»
для подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии:
15.01.05 Сварщик ручной дуговой сварки плавящимся покрытым
электродом – Сварщик частично механизированной сварки плавлением
на базе основного общего образования

Срок обучения -2г.10мес.
Количество часов -36 часов

Разработчик:
Преподаватель ГБПОУ РХ ЧГСТ
Рецензент:
_____________________

__________ Коваленко Т.С.
________________________

(должность, место работы)

Черногорск, 2020

СОДЕРЖАНИЕ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ

2

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.03. «Основы материаловедения»
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной
образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии 15.01.05 Сварщик
ручной дуговой сварки плавящимся покрытым электродом – Сварщик частично
механизированной сварки плавлением
Программа «Основы материаловедения» соответствует
общим компетенциям:
ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять
к ней устойчивый интерес;
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее
достижения, определенных руководителем.
ОК4 Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения
профессиональных задач;
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной
деятельности.
ОК 6 Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
1.2 Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы: дисциплина входит в общепрофессиональный цикл
программы.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения
дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
У1 - пользоваться справочными таблицами для определения свойств материалов;
У2 - выбирать материалы для осуществления профессиональной деятельности.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
З1 - наименование, маркировку, основные свойства и классификацию углеродистых и
конструкционных сталей, цветных металлов и сплавов, а также полимерных
материалов (в том числе пластмасс, полиэтилена, полипропилена);
З2 - правила применения охлаждающих и смазывающих материалов;
З3 – механические испытания образцов материалов.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 54 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 36 часов;
самостоятельной работы обучающегося 18 часов
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе:
Практические и лабораторные работы
Самостоятельная работа обучающегося (всего), в том числе:
проработка конспектов по темам, подготовка к практическим работам,
сообщения и презентации

Количество
часов
54
36
3ЛР 6ч
3ПР 6ч
18

3

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы материаловедения»
Наименование разделов и тем
1
Раздел 1. Основные свойства металлов и
сплавов
Тема 1.1 Методы изучения свойств металлов
и сплавов

Содержание учебного материала, лабораторные работы и
практические занятия, самостоятельная работа обучающихся
2
Содержание
1

2
3-4

5

6-7
8-9

1011
12
Темы 1.2 Коррозия металлов и меры защиты 13

1415

Введение в материаловедение Область применения металлов и
сплавов. Цели, задачи, краткое содержание программы
предмета Понятие о металлах и сплавах
Скорость процесса кристаллизации. Металлическая связь
Методы изучения структуры металла Макроскопический
анализ. Микроскопический анализ
Лабораторная работа №1 Методы изучения структуры
металла Макроскопический анализ
Микроскопический анализ
Физические свойства металлов Определение удельного
электросопротивления
Магнитные свойства. Тепловые свойства. Термоэлектрические
свойства.Термическое расширение
Механические свойства металлов и сплавов
Лабораторная работа №2 Механические свойства и методы
их определения. Механические испытания образцов
материалов Испытание на растяжение, изгиб
Лабораторная работа №3 Механические свойства и
механические испытания образцов материалов. Определение
ударной вязкости
Технологические свойства Технологические пробы
Понятие о коррозии, ее виды Коррозия. Химическая коррозия,
электрохимическая коррозия. Поверхностная, местная,
межкристаллитная коррозия
Практическая работа № 1Предохранение металлов от
коррозии Металлическое покрытие Электролитическое

Объем
часов
3
15/7

Уровень
освоения
4

1

2

1

2

2

3

1

2

2
2

2
2

2

2

1

2

1

2

2

3

4

16
Раздел 2 Основные металлы и сплавы,
цветные металлы, полимерные материалы,
Охлаждающие и смазывающие материалы
Тема 2.1 Железоуглеродистые сплавы

23

Общие сведения о сплавах. Диаграмма состояния «железоцементит»
Получение чугуна
Основные сведения о стали. Общая классификация сталей и
сплавов.
Углеродистые стали Группы и категории сталей. Стали
обыкновенного качества и качественные
стали,конструкционные стали
Легированные стали. Влияние легирующих элементов на
свойства стали
Стали для сварных конструкций
Конструкционные легированные стали
Практическая работа №2 Стали и их классификация
Основные свойства низкоуглеродистых сталей
Самостоятельная работа №2 Низкоуглеродистые стали
Решение профессиональных задач
Общие сведения о термической обработке Термическая
обработка металлов и сплавов Превращения при нагреве стали
Превращения при охлаждении
Виды термической обработки стали.

24
25

Контрольная работа №2 Железоуглеродистые сплавы
Общие понятия о цветных металлах и сплавах.

17

18

19

2021
Тема 2.2 Термическая обработка металлов и
сплавов

Тема 2.3 Цветные металлы и сплавы

покрытие Диффузионная металлизация Плакирование
Неметаллическое покрытие
Масляные краски, смазки. Гуммирование, химическое
покрытие, защита протекторами, легирование
Самостоятельная работа №1 Решение профессиональной
задачи на определение свойств металлов и сплавов
Контрольная работа №1 Методы изучения свойств металлов
и сплавов
Содержание

22

7

3

1

3

21/11

1

2

1

2

1

2

2

3

4

3

1

2

1

2

1
2

3
2
5

26
27

Тема 2.4 Полимерные материалы

28
29

3031

Тема 2.5 Охлаждающие и смазывающие
материалы

32
33
34
3536

Медь и ее сплавы, классификация. Основные свойства медных
сплавов и область применения
Алюминий и его сплавы. Магниевые и титановые сплавы.
Алюминиевый сплав, литейные алюминиевые сплавы. Сплавы
на основе алюминия и магния, алюминия и меди, алюминия,
меди и кремния
Дюралюмины Деформируемые магниевые сплавы

1

2

1

2

Самостоятельная работа №3 Алюминий и его сплавы,
классификация и основные свойства.
Контрольная работа №3 Цветные металлы и сплавы
Пластмассы. Свойства и разновидности пластмасс.
Полиэтилен. Основные свойства и область применения.
Полипропилен. Основные свойства и область применения.
Практическая работа №3 Трубы из полимерных материалов

4

3

1
1

3
2

2

3

3

3

1
1

3
2

1

2

2

3

Самостоятельная работа №4 Трубы из полимерных
материалов Достоинства и недостатки.
Контрольная работа №4 Полимерные материалы
Основные сведения о неметаллических, проклаточных,
уплотнительных и электротехнических материалах
Охлаждающие материалы. Назначение и применение
Смазывающие материалы. Назначение и применение
Контрольная работа №5 Правила применения охлаждающих
и смазывающих материалов

6

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия лаборатории испытания материалов и
контроля качества сварных соединений.
№ п/п
Наименование и характеристики оборудования
ед.изм. Количество
Лаборатория испытания материалов и контроля качества сварных соединений
1

Набор ВИК

2

комплект

1

Штангенциркули

шт.

15

3

Универсальный шаблон сварщика УШС-3

шт.

15

4

Разрывная машина РМ-50

шт.

1

5

Маятниковый копер МК-300

шт.

1

6

Дефектоскоп для УЗК УД-2-140

шт.

1

7

Гидропресс 100МПа

шт.

1

8

Образцы сварных соединений и конструкций

комплект

Технические средства обучения:
• компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной
литературы
Основные источники:
1. Маслов В. И. Сварочные работы: Учебник для НПО.- М.: Академия,2017. – 288с.
2. Галушкина В. Н. Технология производства сварных конструкций: Учебник для НПО. –
М.: Академия,2017.192 с.
3. Чернышов Г. Г. Технология сварки плавлением и термической резки: Учебник для
НПО. – М.: Академия, 2018. – «40 с.
4.Адаскин А. М., Зуев В. М. Материаловедение (металлообработка): Учебник для НПО. М.: Академия, 2018 – 250 с
Дополнительные источники:
ГОСТ380-71
Информационные ресурсы:
Классификаторы социально-экономической информации: [Электронный ресурс]. Форма
доступа – http://www.consultant.ru.
Электронный ресурс «Сварка».
Форма доступа:
www.svarka-reska.ru
www.svarka.net
www.prosvarkу.ru
websvarka.ru
Сайт htt://www.svarka-lib.com/
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
http://fcior.edu.ru
электронная библиотека sGQTkPAxUa
7

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется
преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также
выполнения обучающимися индивидуальных заданий.
Результаты обучения
(освоенные умения,
усвоенные знания)
1
Умения:
У1 пользование
справочными таблицами для
определения свойств
материалов

У2 выбор материалов для
осуществления
профессиональной
деятельности
Знания:
З1Наименование,
маркировку, основные
свойства и классификацию
углеродистых и
конструкционных сталей,
цветных металлов и сплавов,
а также полимерных
материалов (в том числе
пластмасс, полиэтилена,
полипропилена);

Основные показатели оценки
результата
2
1.1Планирование
информационного поиска из
набора
источников,
необходимого для выполнения
профессиональных задач;
1.2структурировать отобранную
информацию в соответствии с
параметрами поиска;
1.3использование
полученной
информации для определения
свойств материалов
осуществление
подбора
2.1
материалов в соответствии с
требованиями
нормативной
документации;

Формы и методы
контроля и оценки
результатов обучения
3
Оценка практической
работы №1,2,3

Оценка практической
работы №2,3

1.1Перечисление основных
свойств материалов,
использующихся в производстве
сварных конструкций.
1.2Определение маркировки
сталей и сплавов, цветных
металлов и полимерных
материалов.

З2Правила
применения 2.1Использование правил
охлаждающих
и применения охлаждающих и
смазывающих материалов;
смазывающих материалов.
З3Механические испытания
образцов материалов

2.2Определение механических
свойств материалов путем
механических испытаний
образцов.
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять
проверять у обучающихся сформированность и развитие общих компетенций.
8

Шиф
р
комп
.
ОК1

Наименование
компетенций

Действия

Понимать сущность и
социальную значимость
своей будущей
профессии, проявлять к
ней устойчивый интерес

ОК2

Организовывать
собственную
деятельность, исходя из
цели и способов ее
достижения,
определенных
руководителем

-Использование
актуальной
нормативно-правовой
документацию по
профессии
(специальности);
-применение
современной научной
профессиональной
терминологии;
-определение
траектории
профессионального
развития и
самообразования
-проведение анализа
сложных ситуаций при
решении задач
профессиональной
деятельности;
-определение этапов
решения задачи;
-определение
потребности в
информации;
-осуществление
эффективного поиска;

Спецификация общих компетенций
Умения
Знания

-Определять актуальность
нормативно-правовой
документации в
профессиональной
деятельности;
-выстраивать траектории
профессионального и
личностного развития

-Распознавать задачу и/или
проблему в
профессиональном и/или
социальном контексте;
-анализировать задачу и/или
проблему и выделять её
составные части;
-правильно выявлять и
эффективно искать
информацию, необходимую
для решения задачи и/или
проблемы;

-Содержание
актуальной
нормативно-правовой
документации;
-современная научная
и профессиональная
терминология;
-возможные
траектории
профессионального
развития и
самообразования

-основные источники
информации и
ресурсы для решения
задач и проблем в
профессиональном
и/или социальном
контексте;
-алгоритмы
выполнения работ в
профессиональной и
смежных областях;

Материальнотехнические ресурсы
ГОСТ 380-71
Технические средства
обучения:
- компьютер с
лицензионным
программным
обеспечением,
- мультимедиапроектор,
- обучающая программа
по предмету.

ГОСТ 380-71
Разрывная машина РВ-50
Маятниковый копер
Микроскоп
Технические средства
обучения:
- компьютер с
лицензионным
программным
обеспечением,
- мультимедиапроектор,
- обучающая программа
9

ОК4

Осуществлять поиск
информации,
необходимой для
эффективного
выполнения
профессиональных
задач;

-выделение всех
возможных
источников нужных
ресурсов, в том числе
неочевидных;
-разработка детального
плана действий;
-оценка плюсов и
минусов полученного
результата, своего
плана и его
реализации;
-предлагает критерии
оценки и
рекомендации по
улучшению плана
-Планирование
информационного
поиска из широкого
набора
источников,
необходимого
для
выполнения
профессиональных
задач;
-проведение анализа
полученной
информации, выделяет
в ней главные аспекты;
-структурировать
отобранную
информацию в
соответствии с

-составить план действия;
-определить необходимые
ресурсы;
-владеть актуальными
методами работы в
профессиональной и
смежных сферах;
-реализовать составленный
план;
-оценивать результат и
последствия своих действий
(самостоятельно или с
помощью наставника)

-методы работы в
профессиональной и
смежных сферах;
-структура плана для
решения задач;
-порядок оценки
результатов решения
задач
профессиональной
деятельности

по предмету.

-Определять задачи поиска
информации;
-определять необходимые
источники информации;
-планировать процесс
поиска;
-структурировать
получаемую информацию;
-выделять наиболее
значимое в перечне
информации;
-оценивать практическую
значимость результатов
поиска;
-оформлять результаты
поиска.

-Номенклатура
информационных
источников,
применяемых в
профессиональной
деятельности;
-приемы
структурирования
информации;
-ормат оформления
результатов поиска
информации.

ГОСТ 380-71
Технические средства
обучения:
- компьютер с
лицензионным
программным
обеспечением,
- мультимедиапроектор,
- обучающая программа
по предмету.

10

ОК5

Использовать
информационнокоммуникационные
технологии в
профессиональной
деятельности.

ОК6

Работать в команде,
эффективно общаться с
коллегами,
руководством,
клиентами.

параметрами поиска;
-интерпретация
полученной
информации
в
контексте
профессиональной
деятельности
-Применение средств
-Применять средства
информатизации и
информационных
информационных
технологий для решения
технологий для
профессиональных задач;
реализации
-использовать современное
профессиональной
программное обеспечение
деятельности

-Участие в деловом
общении для
эффективного решения
деловых задач;
-планирование
профессиональной
деятельности

-Организовывать работу
коллектива и команды;
-взаимодействовать с
коллегами, руководством,
клиентами

ГОСТ 380-71
Технические средства
обучения:
- компьютер с
лицензионным
программным
обеспечением,
- мультимедиапроектор,
- обучающая программа
по предмету.
-Психология
ГОСТ 380-71
коллектива;
Технические средства
психология личности; обучения:
- компьютер с
лицензионным
программным
обеспечением,
- мультимедиапроектор,
- обучающая программа
по предмету.

-Современные
средства и устройства
информатизации;
-порядок их
применения и
программное
обеспечение в
профессиональной
деятельности

11


Наверх

На сайте используются файлы cookie. На сайте  осуществляется сбор персональных данных посредством метрических программ (Яндекс.Метрика). Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».