прогр материаловедение

Государственное бюджетное профессиональное образовательное
Учреждение Республики Хакасия
«Черногорский горно-строительный техникум»

ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП. 03. «Основы материаловедения»
для подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии:
15.01.05 Сварщик ручной дуговой сварки плавящимся покрытым
электродом – Сварщик частично механизированной сварки плавлением
на базе основного общего образования

Срок обучения -2г.10мес.
Количество часов -36 часов

Разработчик:
Преподаватель ГБПОУ РХ ЧГСТ
Рецензент:
_____________________

__________ Коваленко Т.С.
________________________

(должность, место работы)

Черногорск, 2020

СОДЕРЖАНИЕ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ

2

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.03. «Основы материаловедения»
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной
образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии 15.01.05 Сварщик
ручной дуговой сварки плавящимся покрытым электродом – Сварщик частично
механизированной сварки плавлением
Программа «Основы материаловедения» соответствует
общим компетенциям:
ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять
к ней устойчивый интерес;
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее
достижения, определенных руководителем.
ОК4 Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения
профессиональных задач;
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной
деятельности.
ОК 6 Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
1.2 Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы: дисциплина входит в общепрофессиональный цикл
программы.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения
дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
У1 - пользоваться справочными таблицами для определения свойств материалов;
У2 - выбирать материалы для осуществления профессиональной деятельности.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
З1 - наименование, маркировку, основные свойства и классификацию углеродистых и
конструкционных сталей, цветных металлов и сплавов, а также полимерных
материалов (в том числе пластмасс, полиэтилена, полипропилена);
З2 - правила применения охлаждающих и смазывающих материалов;
З3 – механические испытания образцов материалов.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 54 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 36 часов;
самостоятельной работы обучающегося 18 часов
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе:
Практические и лабораторные работы
Самостоятельная работа обучающегося (всего), в том числе:
проработка конспектов по темам, подготовка к практическим работам,
сообщения и презентации

Количество
часов
54
36
3ЛР 6ч
3ПР 6ч
18

3

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы материаловедения»
Наименование разделов и тем
1
Раздел 1. Основные свойства металлов и
сплавов
Тема 1.1 Методы изучения свойств металлов
и сплавов

Содержание учебного материала, лабораторные работы и
практические занятия, самостоятельная работа обучающихся
2
Содержание
1

2
3-4

5

6-7
8-9

1011
12
Темы 1.2 Коррозия металлов и меры защиты 13

1415

Введение в материаловедение Область применения металлов и
сплавов. Цели, задачи, краткое содержание программы
предмета Понятие о металлах и сплавах
Скорость процесса кристаллизации. Металлическая связь
Методы изучения структуры металла Макроскопический
анализ. Микроскопический анализ
Лабораторная работа №1 Методы изучения структуры
металла Макроскопический анализ
Микроскопический анализ
Физические свойства металлов Определение удельного
электросопротивления
Магнитные свойства. Тепловые свойства. Термоэлектрические
свойства.Термическое расширение
Механические свойства металлов и сплавов
Лабораторная работа №2 Механические свойства и методы
их определения. Механические испытания образцов
материалов Испытание на растяжение, изгиб
Лабораторная работа №3 Механические свойства и
механические испытания образцов материалов. Определение
ударной вязкости
Технологические свойства Технологические пробы
Понятие о коррозии, ее виды Коррозия. Химическая коррозия,
электрохимическая коррозия. Поверхностная, местная,
межкристаллитная коррозия
Практическая работа № 1Предохранение металлов от
коррозии Металлическое покрытие Электролитическое

Объем
часов
3
15/7

Уровень
освоения
4

1

2

1

2

2

3

1

2

2
2

2
2

2

2

1

2

1

2

2

3

4

16
Раздел 2 Основные металлы и сплавы,
цветные металлы, полимерные материалы,
Охлаждающие и смазывающие материалы
Тема 2.1 Железоуглеродистые сплавы

23

Общие сведения о сплавах. Диаграмма состояния «железоцементит»
Получение чугуна
Основные сведения о стали. Общая классификация сталей и
сплавов.
Углеродистые стали Группы и категории сталей. Стали
обыкновенного качества и качественные
стали,конструкционные стали
Легированные стали. Влияние легирующих элементов на
свойства стали
Стали для сварных конструкций
Конструкционные легированные стали
Практическая работа №2 Стали и их классификация
Основные свойства низкоуглеродистых сталей
Самостоятельная работа №2 Низкоуглеродистые стали
Решение профессиональных задач
Общие сведения о термической обработке Термическая
обработка металлов и сплавов Превращения при нагреве стали
Превращения при охлаждении
Виды термической обработки стали.

24
25

Контрольная работа №2 Железоуглеродистые сплавы
Общие понятия о цветных металлах и сплавах.

17

18

19

2021
Тема 2.2 Термическая обработка металлов и
сплавов

Тема 2.3 Цветные металлы и сплавы

покрытие Диффузионная металлизация Плакирование
Неметаллическое покрытие
Масляные краски, смазки. Гуммирование, химическое
покрытие, защита протекторами, легирование
Самостоятельная работа №1 Решение профессиональной
задачи на определение свойств металлов и сплавов
Контрольная работа №1 Методы изучения свойств металлов
и сплавов
Содержание

22

7

3

1

3

21/11

1

2

1

2

1

2

2

3

4

3

1

2

1

2

1
2

3
2
5

26
27

Тема 2.4 Полимерные материалы

28
29

3031

Тема 2.5 Охлаждающие и смазывающие
материалы

32
33
34
3536

Медь и ее сплавы, классификация. Основные свойства медных
сплавов и область применения
Алюминий и его сплавы. Магниевые и титановые сплавы.
Алюминиевый сплав, литейные алюминиевые сплавы. Сплавы
на основе алюминия и магния, алюминия и меди, алюминия,
меди и кремния
Дюралюмины Деформируемые магниевые сплавы

1

2

1

2

Самостоятельная работа №3 Алюминий и его сплавы,
классификация и основные свойства.
Контрольная работа №3 Цветные металлы и сплавы
Пластмассы. Свойства и разновидности пластмасс.
Полиэтилен. Основные свойства и область применения.
Полипропилен. Основные свойства и область применения.
Практическая работа №3 Трубы из полимерных материалов

4

3

1
1

3
2

2

3

3

3

1
1

3
2

1

2

2

3

Самостоятельная работа №4 Трубы из полимерных
материалов Достоинства и недостатки.
Контрольная работа №4 Полимерные материалы
Основные сведения о неметаллических, проклаточных,
уплотнительных и электротехнических материалах
Охлаждающие материалы. Назначение и применение
Смазывающие материалы. Назначение и применение
Контрольная работа №5 Правила применения охлаждающих
и смазывающих материалов

6

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия лаборатории испытания материалов и
контроля качества сварных соединений.
№ п/п
Наименование и характеристики оборудования
ед.изм. Количество
Лаборатория испытания материалов и контроля качества сварных соединений
1

Набор ВИК

2

комплект

1

Штангенциркули

шт.

15

3

Универсальный шаблон сварщика УШС-3

шт.

15

4

Разрывная машина РМ-50

шт.

1

5

Маятниковый копер МК-300

шт.

1

6

Дефектоскоп для УЗК УД-2-140

шт.

1

7

Гидропресс 100МПа

шт.

1

8

Образцы сварных соединений и конструкций

комплект

Технические средства обучения:
• компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной
литературы
Основные источники:
1. Маслов В. И. Сварочные работы: Учебник для НПО.- М.: Академия,2017. – 288с.
2. Галушкина В. Н. Технология производства сварных конструкций: Учебник для НПО. –
М.: Академия,2017.192 с.
3. Чернышов Г. Г. Технология сварки плавлением и термической резки: Учебник для
НПО. – М.: Академия, 2018. – «40 с.
4.Адаскин А. М., Зуев В. М. Материаловедение (металлообработка): Учебник для НПО. М.: Академия, 2018 – 250 с
Дополнительные источники:
ГОСТ380-71
Информационные ресурсы:
Классификаторы социально-экономической информации: [Электронный ресурс]. Форма
доступа – http://www.consultant.ru.
Электронный ресурс «Сварка».
Форма доступа:
www.svarka-reska.ru
www.svarka.net
www.prosvarkу.ru
websvarka.ru
Сайт htt://www.svarka-lib.com/
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
http://fcior.edu.ru
электронная библиотека sGQTkPAxUa
7

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется
преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также
выполнения обучающимися индивидуальных заданий.
Результаты обучения
(освоенные умения,
усвоенные знания)
1
Умения:
У1 пользование
справочными таблицами для
определения свойств
материалов

У2 выбор материалов для
осуществления
профессиональной
деятельности
Знания:
З1Наименование,
маркировку, основные
свойства и классификацию
углеродистых и
конструкционных сталей,
цветных металлов и сплавов,
а также полимерных
материалов (в том числе
пластмасс, полиэтилена,
полипропилена);

Основные показатели оценки
результата
2
1.1Планирование
информационного поиска из
набора
источников,
необходимого для выполнения
профессиональных задач;
1.2структурировать отобранную
информацию в соответствии с
параметрами поиска;
1.3использование
полученной
информации для определения
свойств материалов
осуществление
подбора
2.1
материалов в соответствии с
требованиями
нормативной
документации;

Формы и методы
контроля и оценки
результатов обучения
3
Оценка практической
работы №1,2,3

Оценка практической
работы №2,3

1.1Перечисление основных
свойств материалов,
использующихся в производстве
сварных конструкций.
1.2Определение маркировки
сталей и сплавов, цветных
металлов и полимерных
материалов.

З2Правила
применения 2.1Использование правил
охлаждающих
и применения охлаждающих и
смазывающих материалов;
смазывающих материалов.
З3Механические испытания
образцов материалов

2.2Определение механических
свойств материалов путем
механических испытаний
образцов.
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять
проверять у обучающихся сформированность и развитие общих компетенций.
8

Шиф
р
комп
.
ОК1

Наименование
компетенций

Действия

Понимать сущность и
социальную значимость
своей будущей
профессии, проявлять к
ней устойчивый интерес

ОК2

Организовывать
собственную
деятельность, исходя из
цели и способов ее
достижения,
определенных
руководителем

-Использование
актуальной
нормативно-правовой
документацию по
профессии
(специальности);
-применение
современной научной
профессиональной
терминологии;
-определение
траектории
профессионального
развития и
самообразования
-проведение анализа
сложных ситуаций при
решении задач
профессиональной
деятельности;
-определение этапов
решения задачи;
-определение
потребности в
информации;
-осуществление
эффективного поиска;

Спецификация общих компетенций
Умения
Знания

-Определять актуальность
нормативно-правовой
документации в
профессиональной
деятельности;
-выстраивать траектории
профессионального и
личностного развития

-Распознавать задачу и/или
проблему в
профессиональном и/или
социальном контексте;
-анализировать задачу и/или
проблему и выделять её
составные части;
-правильно выявлять и
эффективно искать
информацию, необходимую
для решения задачи и/или
проблемы;

-Содержание
актуальной
нормативно-правовой
документации;
-современная научная
и профессиональная
терминология;
-возможные
траектории
профессионального
развития и
самообразования

-основные источники
информации и
ресурсы для решения
задач и проблем в
профессиональном
и/или социальном
контексте;
-алгоритмы
выполнения работ в
профессиональной и
смежных областях;

Материальнотехнические ресурсы
ГОСТ 380-71
Технические средства
обучения:
- компьютер с
лицензионным
программным
обеспечением,
- мультимедиапроектор,
- обучающая программа
по предмету.

ГОСТ 380-71
Разрывная машина РВ-50
Маятниковый копер
Микроскоп
Технические средства
обучения:
- компьютер с
лицензионным
программным
обеспечением,
- мультимедиапроектор,
- обучающая программа
9

ОК4

Осуществлять поиск
информации,
необходимой для
эффективного
выполнения
профессиональных
задач;

-выделение всех
возможных
источников нужных
ресурсов, в том числе
неочевидных;
-разработка детального
плана действий;
-оценка плюсов и
минусов полученного
результата, своего
плана и его
реализации;
-предлагает критерии
оценки и
рекомендации по
улучшению плана
-Планирование
информационного
поиска из широкого
набора
источников,
необходимого
для
выполнения
профессиональных
задач;
-проведение анализа
полученной
информации, выделяет
в ней главные аспекты;
-структурировать
отобранную
информацию в
соответствии с

-составить план действия;
-определить необходимые
ресурсы;
-владеть актуальными
методами работы в
профессиональной и
смежных сферах;
-реализовать составленный
план;
-оценивать результат и
последствия своих действий
(самостоятельно или с
помощью наставника)

-методы работы в
профессиональной и
смежных сферах;
-структура плана для
решения задач;
-порядок оценки
результатов решения
задач
профессиональной
деятельности

по предмету.

-Определять задачи поиска
информации;
-определять необходимые
источники информации;
-планировать процесс
поиска;
-структурировать
получаемую информацию;
-выделять наиболее
значимое в перечне
информации;
-оценивать практическую
значимость результатов
поиска;
-оформлять результаты
поиска.

-Номенклатура
информационных
источников,
применяемых в
профессиональной
деятельности;
-приемы
структурирования
информации;
-ормат оформления
результатов поиска
информации.

ГОСТ 380-71
Технические средства
обучения:
- компьютер с
лицензионным
программным
обеспечением,
- мультимедиапроектор,
- обучающая программа
по предмету.

10

ОК5

Использовать
информационнокоммуникационные
технологии в
профессиональной
деятельности.

ОК6

Работать в команде,
эффективно общаться с
коллегами,
руководством,
клиентами.

параметрами поиска;
-интерпретация
полученной
информации
в
контексте
профессиональной
деятельности
-Применение средств
-Применять средства
информатизации и
информационных
информационных
технологий для решения
технологий для
профессиональных задач;
реализации
-использовать современное
профессиональной
программное обеспечение
деятельности

-Участие в деловом
общении для
эффективного решения
деловых задач;
-планирование
профессиональной
деятельности

-Организовывать работу
коллектива и команды;
-взаимодействовать с
коллегами, руководством,
клиентами

ГОСТ 380-71
Технические средства
обучения:
- компьютер с
лицензионным
программным
обеспечением,
- мультимедиапроектор,
- обучающая программа
по предмету.
-Психология
ГОСТ 380-71
коллектива;
Технические средства
психология личности; обучения:
- компьютер с
лицензионным
программным
обеспечением,
- мультимедиапроектор,
- обучающая программа
по предмету.

-Современные
средства и устройства
информатизации;
-порядок их
применения и
программное
обеспечение в
профессиональной
деятельности

11


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».