ОП.06 _В_ Основы материаловедения.

Министерство образования и науки Республики Хакасия
Государственное бюджетное профессиональное образовательное
учреждение Республики Хакасия
«Черногорский горно-строительный техникум»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА. ОП.06Основыматериаловедения(В)
Профессия 08.01.07 «Мастер общестроительных работ»

РАБОЧАЯПРОГРАММА
Общепрофессиональнойдисциплины
ОП.06Основыматериаловедения(В)
попрофессии08.01.07Мастеробщестроительныхработ

Срок обучения: 2 года 10 месяцев

Черногорск,2022 г.

Рабочая программа ОП. 06 (В) Основы материаловедения разработана на основе федерального
государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по
профессии 08.01.07 Мастер общестроительных работ, утвержденного Приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации от 13 марта 2018 г. № 178, зарегистрированного в
Министерстве юстиции Российской Федерации 28 марта 2018 года №50543.
Организация-разработчик: ГБПОУ РХ ЧГСТ
Разработчик: Чичкина Анна Ивановна мастер производственного обучения первой квалификационной
категорииГБПОУ РХ ЧГСТ

Рассмотрена на МО по укрупненным группам
профессий 43.00.00, 08.00.00, 15.00.00
Руководитель МО _________
Протокол № ___________
« ____» _______________2022 г

Утверждена:
Зам. Директора по учебной работе
С.Л. Соловьева
_____________________________
« ____» _______________2022 г

2

СОДЕРЖАНИЕ

1.ПАСПОРТРАБОЧЕЙПРОГРАММЫУЧЕБНОЙДИСЦИПЛИНЫ

2.СТРУКТУРАИСОДЕРЖАНИЕУЧЕБНОЙДИСЦИПЛИНЫ

3.УСЛОВИЯРЕАЛИЗАЦИИУЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4.КОНТРОЛЬИОЦЕНКАУСВОЕНИЯУЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3

1. ПАСПОРТРАБОЧЕЙПРОГРАММЫУЧЕБНОЙДИСЦИПЛИНЫ

1.1. Областьприменениярабочейпрограммы

Учебная дисциплина ОП.06 Основы материаловедения (В) является вариативной частью
общепрофессионального цикла основной образовательной программы в соответствии с
ФГОС по профессии 08.01.07 Мастер общестроительных работ.
Учебная дисциплина ОП.06 Основы материаловедения (В) обеспечивает
формирование профессиональных и общих компетенций по всем видам деятельности
ФГОС по профессии 08.01.07 Мастер общестроительных работ. Особое значение
дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 04, ОК 05, ОК
06, ОК 09, ОК 10.
Дисциплина входит в общепрофессиональный цикл. Профессиональная
направленность
реализуется
через
формирование
элементов
следующих
профессиональныхкомпетенций:ПК1.1-1.4,ПК2.1-2.4,ПК3.1-3.7,ПК4.1-4.4,ПК5.15.5,ПК6.1-6.2,ПК7.1-7.5
Рабочая программа учебной дисциплины является частьюосновной профессиональной
образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессииСПО 08.01.07Мастер
общестроительных работ.

1.2. Цельипланируемыерезультатыосвоения дисциплины:
Код
ПК,ОК

Умения

ПК1.1-1.4,
ПК2.1-2.4,
ПК3.1-3.7,
ПК4.1-4.4,
ПК5.1-5.5,
ПК6.1-6.2,
ПК7.1-7.5

Уметь
определять
свойства материалов;

Знания
основные Знать
общую
классификацию
материалов, их основные свойстваи
области применения

4

ОК01

ОК02

ОК03

ОК04

ОК05

Распознавать
задачу
и/или
проблему в профессиональном
и/или
социальном
контексте;
анализировать
задачу
и/или
проблему и выделять её составные
части.
Определять этапы решения задачи;
выявлять и эффективно искать
информацию, необходимую для
решения задачи и/или проблемы.
Составить
план
действия.
Определить необходимые ресурсы.
Владеть актуальными методами
работы в профессиональной и
смежных сферах.
Реализовать составленный план.
Оценивать результат и последствия
своих действий (самостоятельно
или с помощью наставника).
Определять задачи для поиска
информации.
Определять
необходимые
источники
информации.
Планировать процесс поиска.
Структурировать
получаемую
информацию.
Выделять наиболее значимое в
перечне информации.
Оценивать
практическую
значимость результатов поиска.
Оформлять результаты поиска

Актуального профессионального и
социального контекста, в котором
приходится работать и жить.
Основные источники информациии
ресурсы для решения задач и
проблемвпрофессиональноми/или
социальном контексте.
Алгоритмы выполнения работ в
профессиональной и смежных
областях.
Методы
работы
в
профессиональной и смежных
сферах.
Структуру плана для решениязадач.
Порядок
оценки
результатов
решения задач профессиональной
деятельности.

Определять
актуальность
нормативно-правовой
документациивпрофессиональной
деятельности.
Применятьсовременнуюнаучную
профессиональную терминологию.
Определять
и
выстраивать
траектории
профессионального
развития и самообразования.
Организовывать работу коллектива
и команды.
Взаимодействовать с коллегами,
руководством, клиентами в ходе
профессиональной деятельности.
Грамотно излагать свои мысли и
оформлять
документы
по
профессиональной тематике на
государственном языке, проявлять
толерантность
в
рабочем
коллективе.

Содержание
актуальной
нормативно-правовой
документации.
Современную
научную
и
профессиональную терминологию.
Возможные
траектории
профессионального развития и
самообразования.

Номенклатуру
информационных
источников,
применяемых
в
профессиональной деятельности.
Приемы
структурирования
информации.
Формат оформления результатов
поиска информации

Психологические
основы
деятельности
коллектива,
психологические
особенности
личности.
Основыпроектной деятельности.
Особенности
социального
и
культурного контекста.
Правила оформления документов и
построения устных сообщений.

5

ОК06

ОК07

ОК8

Описывать
значимость
своей Сущность
гражданскопрофессии
08.01.07
Мастер патриотической
позиции,
общестроительных работ
общечеловеческих
ценностей.
Значимость
профессиональной
деятельностипопрофессии
08.01.07Мастеробщестроительных
работ
Применять
средства Современные
средства
и
информационных технологий для устройства информатизации.
решения профессиональных задач. Порядок
их
применения
и
Использовать
современное
программное
обеспечение
в
программное обеспечение.
профессиональной деятельности.
Понимать общий смысл четко
произнесенных высказываний на
известные
темы
(профессиональные и бытовые),
понимать тексты на базовые
профессиональные темы.
Участвовать в диалогах назнакомые
общие
и
профессиональные темы.
Строить простые высказывания о
себе и о своей профессиональной
деятельности; кратко обосновывать
и
объяснить
свои
действия
(текущие и планируемые).
Писатьпростыесвязныесообщения
на знакомые или интересующие
профессиональные темы

Правила построения простых и
сложных
предложений
на
профессиональные темы.
Основные общеупотребительные
глаголы
(бытовая
и
профессиональная лексика).
Лексический
минимум,
относящийся
к
описанию
предметов, средств и процессов
профессиональной деятельности.
Особенности произношения.
Правила
чтения
текстов
профессиональной направленности

2. СТРУКТУРАИСОДЕРЖАНИЕУЧЕБНОЙДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объемучебнойдисциплиныивидыучебнойработы
Видучебной работы

Количество
часов

Максимальнаяучебнаянагрузка(всего)

36

Обязательнаяаудиторнаяучебнаянагрузка(всего)

32

втомчисле:
лабораторныеработы

4

практическиеработы

16

контрольныеработы

2

Внеаудиторнаясамостоятельнаяработа(всего)

4

6

2.2. ТематическийпланисодержаниеучебнойдисциплиныОсновыматериаловедения
Наименованиеразделови тем

Содержаниеучебногоматериала,лабораторныеработыипрактические занятия,
самостоятельная работа обучающихся

Объем
часов

1

2

3

Раздел1.Материаловедение (1)
1Материаловедениекакнаука.Еезначениевпрофессиональнойдеятельности.
«Материаловедение–какнаука».

1
1

Тема1.1.Предмет материаловедение
Внеаудиторнаясамостоятельнаяработа
№1.

Осваиваемые
элементы
компетенций

ОК01-06
ОК09-10
ПК1.1-1.4,
ПК2.1-2.4,
ПК3.1-3.7,
ПК4.1-4.4,
ПК5.1-5.5,
ПК6.1-6.2,
ПК7.1-7.5

Тема2.1.Значениястроительныхматериалов
для народного хозяйства Классификация
Материалов.
Свойствастроительныхматериалов.
Практическоезанятие№1
Лабораторнаяработа №1

Раздел2.Общиесведенияостроительныхматериалах (7)
2Классификацияматериалов,применяемыхприпроизводствекаменныхработ Свойства 1
каменных материалов.

3Изучениесвойствстроительныхматериалов.
4Определениеистинной,среднейипустотностистроительногоматериала.

1
1

Раздел3.Природныекамни.Искусственныекамни.(3)
Тема3.1.Видыииспользованиеприродных
камней.

Практическоезанятие№2

Тема4.1.Основныевидынеорганических
вяжущих.Известь.
Цементиего виды.

5 Классификациякаменныхматериалов.
6 Горныематериалы.Минералы.Магматическиепороды.Осадочныепороды.
Метаморфические породы.
7 Искусственныекамни.
8 Керамическиематериалы.
9 Облицовочныекерамическиематериалы.
10-11Изучениеразмеровисвойствкирпича. Кирпич глиняный
обыкновенныйКирпичсиликатныйобыкновенный
Глиняныйобыкновенныйкирпич.Производственныедефекты.
Свойства.Хранение,транспортировка
Раздел4.Вяжущиематериалыидобавки(5)
12Общиесведения.Классификация.Воздушныевяжущие.Гидравлические
вяжущие.Основныесвойства.Гипсовыевяжущиевещества,ихклассификация.
Цементиего виды.

5

2

1

7

Практическоезанятие№3

Практическоезанятие№4

13-14Гипсоцемнтнопуццулановое вяжущееКислотоупорный цемент.
Портландцемент,разновидности.Свойствапортландцемента.Специальныевиды
портландцемента. Портландцементы с активными минеральными добавками.
Цементдлястроительныхрастворов.Гипсоцементно-пуццолановоевяжущее.
Глиноземистый цемент. Расширяющие цементы.
15-16Определениесвойстввяжущихвеществ.

2

2

Раздел5.Заполнителидлябетоновирастворов (3)
Тема 5.1. Мелкий
заполнительПриродныекрупныезаполнит
ели(гранит, лабродорит, мрамор).
Практическоезанятие№5

17Классификация.Легкиепески.Керамзитовыйпесок.Аглопоритовыйпесок.
Пористые пески. Вспученные перлитовые, вермикулитовыепески.
Древесныеопилки.Цветныепески.стекляннаякрошка.Гранулированноестекло.
Слюда. Гравий. Щебень. Гранит. Лабрадорит. Мрамор.
18-19Определениестроительныхматериалов.

1

2

Раздел6.Строительныерастворыибетоны (2)
Внеаудиторнаясамостоятельнаяработа№2.

Практическоезанятие№6

«Строительныерастворыисухиерастворныесмеси».
20-21Приготовлениерастворнойсмеси,определениеееподвижности,изготовление
образцовдляопределенияпрочности.

1
2

Раздел7.Сборныебетонныеижелезобетонныеизделия(4)
Тема7.1.Железобетон.
Практическоезанятие№7
Контрольнаяработапоразделу2-8.

22Сущностьжелезобетонов.ПреимуществаинедостаткиНазначениеарматурыиеёвиды. 1
Общиесведения.Этапыприготовлениябетонной смеси.
23-24Определениесвойствбетоннойсмесиитяжелогобетона.
2
25Проверкаполученныхзнаний.
1
Раздел8.Теплоизоляционныематериалы(1)

Тема 8.1. Классификация
теплоизоляционныхматериалов.
Акустические
материалы.Классификациягидроизоляционн
ых материалов
Внеаудиторнаясамостоятельнаяработа
№3.

26 Общиесведения.Марки.Прочность.Жесткость.Рыхлые.Сыпучие.Штучные.
Рулонные. Шнуровые.
27 Общиесведения.Битумныеэмульсииипасты.Рулонныелистовыематериалы

2

«Влияниестроительныхматериалов на
здоровье человека».

1

Раздел9.Пластическиемассывстроительстве(2)

8

Практическоезанятие№8
Внеаудиторнаясамостоятельнаяработа
№4.

28-29Применениеорганическихматериаловразличногоназначенияв
строительстве
«Значениестроительныхматериалов
длянародного хозяйства».

2
1

Раздел10.Герметизирующиематериалы (1)
Тема10.1.Герметизирующиематериалыиих
назначение. Эластичные прокладки, их
применение.

30Общиесведения.Эластичныепрокладки.Состав.Применение.

1

Раздел11.Итоговаяконтрольнаяработа(1)
31-32Обобщениеисистематизациязнаний.

2

Зачет в форме контрольной работы по
программе«Основыматериаловедение»
Итого:32часов(ВСР–4ч).
Дляхарактеристикиуровняосвоенияучебногоматериалаиспользуютсяследующиеобозначения:

36

1. –ознакомительный(узнаваниеранееизученныхобъектов,свойств);
2. –репродуктивный(выполнениедеятельностипообразцу,инструкцииилиподруководством)
3. –продуктивный(планированиеисамостоятельноевыполнениедеятельности,решениепроблемныхзадач)

9

3. УСЛОВИЯРЕАЛИЗАЦИИУЧЕБНОЙДИСЦИПЛИНЫ.
3.1. Требованиякминимальномуматериально-техническомуобеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличияучебного кабинета «Основы
материаловедения».
Оборудованиеучебногокабинета:
- посадочныеместапоколичествуобучающихся;
- рабочееместо преподавателя;
- комплектучебно-наглядныхпособий«Материаловедение»;
- образцыстроительныхматериалов.
Технические средства обучения:
- компьютерслицензионнымпрограммнымобеспечениемимультимедиапроектор.
3.2. Информационноеобеспечениеобучения
Переченьрекомендуемыхучебныхизданий,Интернет-ресурсов,дополнительной литературы
Основныеисточники:
1. Материаловедение для отделочных строительных работ: учебник для
нач.проф.образования:учеб.пособиедлясред.проф.образования/(В.А.Смирнов,
О.В.Кульковидр.).-4-еизд.,стер.-М.:Издательскийцентр«Академия».2016.-288с.
Дополнительные источники:
1. Материаловедение(сухоестроительство)ПариковаЕ.В.ОИЦ«Академия»2017
2. МатериалыдлямалярныхработПузанковаВ.Ф.«Академкнига»Учебники2011
3. МатериалыдляштукатурныхиоблицовочныхработПузанковаВ.Ф.«Академкнига»Учебники 2005
4. Учебноеэлектронноеиздание«Материаловедение»
ПрактикумдлястроителейотделочниковМосква2003
Дополнительные источники:
1. БарабанщиковЮ.Г.СтроительныематериалыиизделияОИЦ«Академия»2010
2. АлександровскийА.В.Материаловедениедляштукатуров,плиточников,мозаичников.Учебник для
сред. Проф.техн. училищ М., «Высшая школа», 1977
3. АндриановР.А.Лабораторныеработыпоматериаловедениюдляштукатуровмалярови
облицовщиков для сред. Проф.техн. училищ М., «Высшая школа», 1977

3.

КОНТРОЛЬ
И
ДИСЦИПЛИНЫ

ОЦЕНКА

РЕЗУЛЬТАТОВ

ОСВОЕНИЯ

УЧЕБНОЙ
10

Результаты обучения
Критерииоценки
Перечень
знаний, Четкое владение знаниямив
осваиваемых
в
рамках области свойств строительных
материалов
дисциплины:
Уметь
определять
основные
свойства
материалов;

Методыоценки
Оценка
результатов
в
рамкахтекущегоконтроля
результатов выполнения
индивидуальных контрольных
заданий.
Оценка
результатов
выполнения самостоятельной
работы

11

Перечень
умений,
осваиваемых в рамках
дисциплины:
Знать
общую
классификациюматериалов,
их основные
свойства
и
области
применения

Умение
грамотно
классифицировать
строительные материалы,
знатьсвойстваматериалов
иуметьприменятьихв
строительстве

Оценка
результатов
выполнения практической
работы.
Оценкаврамкахтекущего
контроля
результатов
выполнения
индивидуальных
контрольных заданий.
Оценка
результатов
выполнения
самостоятельной работы

12

13


Наверх

На сайте используются файлы cookie. На сайте  осуществляется сбор персональных данных посредством метрических программ (Яндекс.Метрика). Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».