Министерство образования и науки Республики Хакасия Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Хакасия «Черногорский горно-строительный техникум» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОП.06(В) Основы материаловедения по профессии 08.01.25 Мастер отделочных строительных и декоративных работ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.06 (В) Основы материаловедения форма обучения: очная нормативный срок обучения: 2 года 10 месяцев профессия 08.01.25 Мастер отделочных строительных идекоративных работ квалификация выпускника: Штукатур, монтажник каркасно-обшивных конструкций, маляр строительный. Черногорск 2021 1 Рабочая программа учебной дисциплиныОП.06 Основы материаловедения разработана на основе Федерального Государственного образовательного стандарта по профессии среднего профессионального образования профессии 08.01.25 Мастер отделочных строительных и декоративных работ, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 1545 от 9 декабря 2016 года, зарегистрированного Министерством юстиции 22 декабря 2016г., рег.№ 44900. Организация-разработчик: ГБПОУ РХ «Черногорский горно-строительный техникум» Разработчики: Чичкина Анна Ивановна – преподаватель ГБПОУ РХ ЧГСТ Рассмотрено на МО по укрупненным группам профессий 42.00.00, 43.00.00, 08.00.00, 15.00.00 Председатель МО Т.В. Жиляева ф.и.о Протокол № 1 « 02» сентября 2021г Утверждена: Заместитель директора по УР ______________С.Л. Соловьева « 02» сентября 2021г. 2 СОДЕРЖАНИЕ 1.ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ И ПРОГРАММЫ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ УЧЕБНОЙ 3.УСЛОВИЯРЕАЛИЗАЦИИУЧЕБНОЙДИСЦИПЛИНЫ 4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3 1. ПАСПОРТРАБОЧЕЙПРОГРАММЫУЧЕБНОЙДИСЦИПЛИНЫ 1.1. Областьприменениярабочейпрограммы Рабочая программа учебной дисциплины является вариативной частьюосновной профессиональнойобразовательнойпрограммывсоответствиисФГОСпопрофессииСПО 08.01.25Мастеротделочныхстроительныхидекоративныхработ 1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общепрофессиональный цикл. 1.3. Целиизадачиучебнойдисциплины–требованиякрезультатамосвоения дисциплины: Врезультатеосвоенияучебнойдисциплиныобучающийсядолженуметь: - определятьосновныесвойстваматериалов; знать: общуюклассификациюматериалов,их основныесвойстваиобластиприменения 1.4. Рекомендуемоеколичествочасовнаосвоениепримернойпрограммыучебной дисциплины: максимальнаяучебнаянагрузкаобучающегося36час,втомчисле: - обязательнаяаудиторнаяучебнаянагрузкаобучающегося32часа; - самостоятельнаяработаобучающегося4часа. 2. СТРУКТУРАИСОДЕРЖАНИЕУЧЕБНОЙДИСЦИПЛИНЫ 2.1. Объемучебнойдисциплиныивидыучебной работы Видучебнойработы Максимальнаяучебнаянагрузка(всего) Обязательнаяаудиторнаяучебнаянагрузка(всего) втом числе: лабораторныеработы практическиеработы семинарскоезанятие контрольныеработы Внеаудиторнаясамостоятельнаяработа(всего) Формапромежуточной аттестации–зачет Количество часов 36 32 16 1 2 4 1 4 2.2. ТематическийпланисодержаниеучебнойдисциплиныОСНОВЫМАТЕРИАЛОВЕДЕНИЯ Наименованиеразделовитем Содержаниеучебногоматериала,лабораторныеработыипрактические занятия, самостоятельная работа обучающихся 1 2 Объем часов Уровень освоения 3 4 1 1 Раздел1.Материаловедение (1) Тема1.1.Предмет материаловедение 1.Материаловедениекакнаука.Еезначениевпрофессиональной деятельности. Тема2.1.Значениястроительных материалов для народного хозяйстваКлассификация материалов. Практическоезанятие№1. Тема2.2.Видыстроительных материалов. Стандартизация материалов. 2.Классификацияматериаловприменяемыхприпроизводствештукатурных, малярных и облицовочных работ. 1 2 3,4Особенностистроениястроительных материалов. 5.Основныевидыновыхстроительныхматериалов.Стандартизация. Государственный стандарт. технические условия (ТУ) или отраслевые временныеусловия(ВТУ).Строительныенормыиправила(СНиП).Классы, сорта, марки материалов. 2 1 2 1 1 2 1 3 8.Драньидраночныещиты.Рогожа,войлок,мешковина, толь. 1 2 9,10Влияниестроенияивлажностидревесинынаее свойства. 2 3 1 2 1 2 Раздел2.Общиесведенияоматериалах(3) Раздел3.Основныесведенияостроительныхматериалах(2) Тема3.1.Свойствастроительных материалов. Лабораторнаяработа№1 6.Физическиесвойствастроительныхматериалов.Химическиесвойства строительныхматериалов.Механическиесвойствастроительныхматериалов. Технологические свойства строительных материалов. 7.Исследованиевлияниямакроструктурынафизическиесвойстваматериалов. Раздел4.Материалыдляподготовкиповерхностейкоштукатуриванию(2) Тема4.1.Твёрдые древесноволокнистыеплитыиих свойства. Изоляционные материалы. Практическоезанятие№2 Раздел5.Минеральныевяжущиевеществаидобавкикним(4) Тема5.1.Минеральныевяжущие вещества. Тема5.2.Известь,глина,гипс. 11Основныепонятияиклассификация.Воздушныеигидравлические вяжущие. 12Видыизвести,ихосновныесвойства..Известьвоздушная.Известь гидравлическая.Состав,свойства,примененияиполучениеГлинаеё разновидности, свойства и область применения 5 Практическоезанятие№3. Практическоезанятие№4. 13Определениевида,свойствикачество цемента. 14,15Соблюдениетехнологическихпоследовательностейпри выполнении отделочныхработ. 1 2 3 2 16Состависвойства.Классификация. 1 2 17Определениефизико-механических свойствбитумов 1 3 Раздел6.Органическиевяжущиевещества(2) Тема6.1. Битумыидёгти Природныеполимерныевяжущие Лабораторнаяработа №2 Раздел7.Заполнителидлябетоновирастворов(3) Тема7.1.Мелкийзаполнитель 18Классификация.Легкиепески.Керамзитовыйпесок.Аглопоритовыйпесок. Пористые пески. Вспученные перлитовые, вермикулитовые пески. 1 2 Тема 7.2. Природные крупные заполнители(гранит,лабродорит, мрамор). Практическоезанятие№5. 19 Древесные опилки. Цветные пески. стеклянная крошка. Гранулированное стекло. Слюда. Гравий. Щебень. Гранит. Лабрадорит. Мрамор. 1 2 20,21Определениестроительных материалов. 2 3 1 2 Раздел8.Строительныерастворыисухиерастворныесмеси(3) Тема8.1.Строительные растворы. 22Понятиеорастворах.Классификация смесей. Специальные растворы Практическоезанятие№6. 23Определениесвойствбетоннойсмеси. 1 3 Внеаудиторнаясамостоятельная работа №1. «Строительныерастворыисухиерастворныесмеси». 2 3 Семинарскоезанятие 24«Строительныерастворыисухиерастворныесмеси». 1 3 1 1 растворовСвойстварастворных Раздел9.Материалыдляплиточныхработ(1) Тема9.1.Материалыдля плиточныхработ. 25Классификацияоблицовочныхлистов. Облицовочныекерамическиеплитки. Гипсовыелистыигипсокартон. Раздел10.Материалыдляоклеиванияповерхностейобоями(2) 6 Тема10.1. Видыматериалов применяемыхдляоклеивания поверхностей. Виды клеев 26 Обои. Классификация по фактуре. Классификация по структуре. Обычные обои. Влагостойкие. Звукопоглощающие. Тема12.1.Общиесведенияоб окрасочных составах. Лабораторнаяработа №3. Внеаудиторнаясамостоятельная работа №2. 1 2 27Общиесведения,классификация,назначение масляныхкрасок.Виды, классификация и применение лаков. 28,29Выборрежимаотделкисучетомобрабатываемойповерхности. 1 1 2 2 «Влияниестроительныхматериалов на здоровье человека». 2 3 2 2 1 3 Раздел11.Лакокрасочныематериалы (2) Раздел12.Вспомогательныематериалы(2) Практическоезанятие№7. 30,31Изучениепигментовинаполнителейпообразцам. Зачет в работы 32.Обобщениеисистематизациязнаний. Раздел13.Итоговаяконтрольнаяработа(1) форме контрольной Итого:32часов (ВСР –4 ч). 32/4 7 3. УСЛОВИЯРЕАЛИЗАЦИИУЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1. Требованиякминимальномуматериально-техническомуобеспечению Реализацияучебнойдисциплинытребуетналичияучебногокабинета«Основыматериаловедения». Оборудование учебного кабинета: - посадочныеместапоколичествуобучающихся; - рабочееместопреподавателя; - комплектучебно-наглядныхпособий«Материаловедение»; - образцыстроительныхматериалов. Технические средства обучения: - компьютерслицензионнымпрограммнымобеспечениемимультимедиапроектор. 3.2. Информационноеобеспечениеобучения Переченьрекомендуемыхучебныхизданий,Интернет-ресурсов,дополнительнойлитературы Основныеисточники: 1. Рыбьев, И.А. Строительное материаловедение в 2 ч. Часть 1 : учебник для среднего профессиональногообразования /И.А.Рыбьев.—4-еизд.,перераб.идоп. —Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 275 с. 1. БолдыревА.С,ДобужинскийВ.И.,РекитарЯ.А. Техническийпрогрессв промышленности строительных материалов. М.: Стройиздат, 1980, с. 399. 2. ВолженскийА.В.,ИвановИ.А.,ВиноградовБ.Н.Применениезолишлаковв производстве строительных материалов. М.: Стройиздат, 1984, с. 246. Волженский А.В.,ФерронскаяА.В. Гипсовые вяжущиеи изделия.М.:Стройиздат,1974, с. 3. 328. 4. ПоповК.Н.Полимерныеиполимерцементныебетоны,растворыимастики.М., 1987. 5. Попов Л.Н. Строительные материалы и детали: Учеб. Для техникумов. – М.: Стройиздат, 1986. – 336 с. 6. ПедченкоИ.И.Справочникстроителя-отделочника.–Кишинев1987.–380с. ЧмырьВ.Д.Материаловедениедляотделочников-строителей.Материалыдлямалярныхи 7. штукатурных работ. М., 1990. 8. ШейкинА.Е.Строительныематериалы.–М1978.–432с. 9. ШепелевА.М.Технологияштукатурныхработ.М.,1989.Учебное издание. 10. ЮнгВ.Н.Основытехнологиивяжущих веществ.М.:Промстройиздат,1991,с,547. 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Контроль и оценка результатовосвоения учебной дисциплиныосуществляетсяпреподавателемв процессепроведенияпрактическихзанятийилабораторныхработ,тестирования,атакжевыполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований. Результаты обучения (освоенныеумения,усвоенныезнания) 1 Умения: определятьосновныесвойстваматериалов; Знания: общую классификацию материалов, их основныесвойстваиобластиприменения Формыиметодыконтроляиоценки результатов обучения 2 Лабораторные работы №1 Практическая работа №2 Практическаяработа№3.ВСР№1 Контрольная работа №1,2. Практическиеработы№1-7ВСР№2 8