ПМ 01 Выполнение штукатурных работ _1_

Министерство образования и науки Республики Хакасия
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Хакасия
«Черногорский горно-строительный техникум»
ПРОГРАММА
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.01 Выполнение штукатурных и декоративных работ

по профессии 08.01.25 Мастер отделочных строительных и декоративных работ

ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
ПМ.01 Выполнение штукатурных и декоративных работ
форма обучения: очная
нормативный срок обучения: 2 года 10 месяцев
профессия 08.01.25 Мастер отделочных строительных
и декоративных работ
квалификация выпускника: Штукатур, монтажник
каркасно-обшивных конструкций, маляр строительный.

2021 г.

Программа профессионального модуля ПМ.01 Выполнение штукатурных и декоративных работ разработана на основе Федерального ГосударственногообразовательГосударственногообразовател
ного стандарта по профессии среднего профессионального образования профессии
08.01.25 Мастер отделочных строительных декоративных работ, утвержденного приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации № 1545 от 9 декабря 2016 года, зарегистрированного Министерством юстиции 22 декабря 2016г.,
2016г рег.№ 44900.

Организация-разработчик
разработчик: ГБПОУ РХ «Черногорский горно-строительный
строительный техникум»

Разработчики:
Чичкина Анна Ивановна – мастер производственного обучения ГБПОУ РХ ЧГСТ
Сердюк Татьяна Викторовна - мастер производственного обучения ГБПОУ РХ ЧГСТ
Рассмотрено на МО по укрупненным группам профессий 42.00.00, 43.00.00,
08.00.00,
15.00.00
Председатель МО
Т.В. Жиляева

Утверждена:
Заместитель директора по УР
______________С.Л
С.Л. Соловьева

ф.и.о

Протокол № 1
« 02» сентября 2021г

« 02» сентября 2021г.
2021г

2

СОДЕРЖАНИЕ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНО- 4
ГО МОДУЛЯ
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

20

3. ПРИМЕРНЫЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

32

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО 35
МОДУЛЯ (ВИДА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)
5. ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДАННОЙ ПРОГРАММЫ ДЛЯ ДРУГИХ ПООП

47

3

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
1.1. Область применения примерной программы
Примерная рабочая программа профессионального модуля является частью примерной основной
образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО 08.01.25 «Мастер отделочных строительных и
декоративных работ».
1.2. Цель и планируемые результаты освоения профессионального модуля
В результате изучения профессионального модуля студент должен освоить вид деятельности
«Выполнение штукатурных работ» и соответствующие ему профессиональные компетенции:
Код
Профессиональные компетенции
ПК 1.1.
Выполнять подготовительные работы, включающие в себя: организацию рабочего места,
выбор инструментов, приспособлений, подбор и расчет материалов, приготовление
растворов, необходимых для выполнения работ при производстве штукатурных и
декоративных работ в соответствии с заданием и требованиями охраны труда, техники
безопасности, пожарной безопасности и охраны окружающей среды
ПК 1.2.
Выполнять обычные и декоративные штукатурные растворы и смеси в соответствии с установленной рецептурой, безопасными условиями труда и охраной окружающей среды
ПК 1.3.
Производить оштукатуривание поверхностей различной степени сложности вручную и
механизированным способом с соблюдением технологической последовательности выполнения операций и безопасных условий труда
ПК 1.4.
Выполнять декоративную штукатурку на различных поверхностях и архитектурноконструктивных элементах в соответствии с технологическим заданием и безопасными
условиями труда
ПК 1.5.
Выполнять ремонт оштукатуренных поверхностей с соблюдением технологической последовательности выполнения операций и безопасных условий труда
ПК 1.6.
Устраивать наливные стяжки полов с соблюдением технологической последовательности
выполнения операций и безопасных условий труда
ПК 1.7.
Производить монтаж и ремонт систем фасадных теплоизоляционных композиционных с
соблюдением технологической последовательности выполнения операций и безопасных
условий труда
Освоение профессионального модуля направлено на развитие общих компетенций:
Код
ОК 1
ОК 2
ОК 3
ОК 4
ОК 5
ОК 6
ОК 7
ОК 8

ОК 9
ОК 10
ОК 11

Профессиональные компетенции
Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам
Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения
задач профессиональной деятельности
Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие
Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами
Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом
особенностей социального и культурного контекста
Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение
на основе общечеловеческих ценностей
Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях
Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в
процессе профессиональной деятельности и поддержание необходимого уровня физической подготовленности
Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности.
Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языке
Планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере

4

В результате освоения профессионального модуля студент должен:

Иметь практический
опыт

Подготовка рабочих мест, оборудования, материалов и инструментов для выполнения штукатурных и декоративных работ в соответствии с инструкциями
и регламентами.
Выполнение подготовительных работ, подготовка оснований и поверхностей
под штукатурку, приготовление штукатурных и декоративных растворов и
смесей, выполнение оштукатуривания поверхностей различной степени сложности и их ремонт.
Устройства наливных стяжек полов и оснований под полы
Транспортировки и складирования компонентов растворов и сухих строительных смесей для наливных стяжек полов
Устройства фасадных, теплоизоляционных, композиционных систем и их ремонт
Установки строительных лесов и подмостей
Транспортировки и складирования штукатурных и штукатурно-клеевых смесей.

уметь

Организовывать подготовку рабочих мест, оборудования, материалов для выполнения штукатурных и декоративных работ в соответствии с инструкциями
и регламентами.
Пользоваться установленной технической документацией.
Производить дозировку компонентов штукатурных растворов и сухих строительных смесей в соответствии с заданной рецептурой
Выполнять подготовительные работы, осуществлять производство работ и ремонт штукатурных и декоративных покрытий, наливных стяжек полов и систем фасадных теплоизоляционных композиционных
Диагностировать состояние и степень повреждения ремонтируемой штукатурки, в том числе при ремонте старинных зданий, сооружений и памятников архитектуры;
применять электрифицированное и ручное оборудование и инструмент;
применять средства индивидуальной защиты
Транспортировать и складировать компоненты растворов и сухие строительные смеси для наливных стяжек пола
Монтировать конструкции строительных лесов и подмостей;
применять средства индивидуальной защиты
Транспортировать и складировать компоненты штукатурных и штукатурноклеевых смесей.

знать

Требований инструкций и регламентов к организации и подготовке рабочих
мест, оборудования, материалов и инструментов для выполнения штукатурных
и декоративных работ;
Технологической последовательности выполнения подготовки, производства
работ и ремонта штукатурных и декоративных покрытий, наливных стяжек
полов и систем фасадных теплоизоляционных композиционных;
Составы штукатурных, декоративных и растворов специального назначения и
5

способы дозирования их компонентов;
Методика диагностики состояния поврежденной поверхности;
Способы покрытия штукатуркой поверхностей при ремонте старинных зданий,
сооружений и памятников архитектуры;
Назначение и правила применения используемого инструмента и приспособлений;
Правила применения средств индивидуальной защиты;
Правила транспортировки, складирования и хранения компонентов растворов
и сухих строительных смесей для наливных стяжек пола;
Правила транспортировки, складирования и хранения компонентов штукатурных и штукатурно-клеевых смесей.

6

Спецификация ПК/ разделов профессионального модуля ПМ. 01 «Выполнение штукатурных и декоративных работ»
Формируемые компетенции
Название раздела
Действия (дескрипторы)
Умения
Знания
Раздел модуля 1. Оштукатуривание различных поверхностей зданий и сооружений
ПК 1.1. Выполнять подготовитель- Подготовка рабочего места в соответ- Организовывать подготовку рабочих Требований инструкций и регланые работы, включающие в себя: ствии с заданием и требованиями охра- мест, оборудования, материалов для ментов к организации и подгоорганизацию рабочего места, выбор ны труда, техники безопасности, по- выполнения штукатурных и декора- товке рабочих мест, оборудоваинструментов,
приспособлений, жарной безопасности и охраны окру- тивных работ в соответствии с инст- ния, материалов и инструментов
подбор и расчетматериалов, приго- жающей среды
рукциями и регламентами;
для выполнения штукатурных и
товление растворов, необходимых
создавать безопасные условия труда; декоративных работ;
для выполнения работ при производприменять средства индивидуальной методы организации труда на
стве штукатурных и декоративных
защиты;
рабочем месте
работ в соответствии с заданием и
осуществлять обработку и подготовтребованиями охраны труда, техники
ку поверхностей
безопасности, пожарной безопасности и охраны окружающей среды
Подбор и расчет материалов необходимых для выполнения работ при производстве штукатурных и декоративных работ в соответствии с заданием

Выполнять расчет материалов необ- Нормы расходов сырья и матеходимых для выполнения работ при риалов на выполняемые работы
производстве штукатурных и декоративных работ в соответствии с заданием

Приготовление растворов, необходимых для выполнения работ при производстве штукатурных и декоративных
работ в соответствии с заданием

Производить дозировку компонентов
штукатурных растворов и сухих
строительных смесей в соответствии
с заданной рецептурой;
перемешивать компоненты штукатурных растворов и смесей;
применять электрифицированное и
ручное оборудование и инструмент;
применять средства индивидуальной
защиты

Составы штукатурных, декоративных и растворов специального назначения и способы дозирования их компонентов;
технология перемешивания составов штукатурных растворов и
сухих строительных смесей;
назначение и правила применения используемого инструмента
и приспособлений;
правила транспортировки, складирования и хранения компонентов штукатурных растворов и
сухих строительных смесей;

7

ПК 1.2. Приготавливать обычные и Приготовление штукатурных растворов
декоративные штукатурные раство- и смесей
ры и смеси в соответствии с установленной рецептурой, безопасными
условиями труда и охраной окружающей среды.

Производить дозировку компонентов
штукатурных растворов и сухих
строительных смесей в соответствии
с заданной рецептурой;
перемешивать компоненты штукатурных растворов и смесей
применять электрифицированное и
ручное оборудование и инструмент;
транспортировать и складировать
компоненты штукатурных растворов
и сухих строительных смесей;
применять средства индивидуальной
защиты

ПК 1.3. Производить оштукатурива- Подготовка поверхностей под оштука- Провешивать поверхности;
ние поверхностей различной степени туривание
очищать, обеспыливать, грунтовать
сложности вручную и механизироповерхности, наносить обрызг;
ванным способом с соблюдением
выполнять насечки, устанавливать
технологической последовательноштукатурные сетки, устанавливать
сти выполнения операций и безопасштукатурные и рустовочные профиных условий труда
ли, устанавливать закладную арматуру, расшивать швы;
применять электрифицированное и
ручное оборудование и инструмент;
монтировать простые конструкции
строительных лесов и подмостей;
применять средства индивидуальной
защиты

правила применения средств индивидуальной защиты
Составы штукатурных, декоративных и растворов специального назначения и способы дозирования их компонентов;
технология перемешивания составов штукатурных растворов и
сухих строительных смесей
назначение и правила применения используемого инструмента
и приспособлений;
правила транспортировки, складирования и хранения компонентов штукатурных растворов и
сухих строительных смесей;
правила применения средств индивидуальной защиты
Способы определения отклонений простых и сложных поверхностей;
способы подготовки поверхностей под различные виды штукатурок;
методика диагностики состояния
поверхности основания;
технология установки штукатурных и рустовочных профилей,
сеток, закладной арматуры и
технология расшивки швов;
назначение и правила применения используемого инструмента
и приспособлений;
правила применения средств индивидуальной защиты

8

Выполнение штукатурных работ по Наносить штукатурные растворы на
отделке внутренних и наружных по- поверхности вручную или механизиверхностей зданий и сооружений
рованным способом;
выполнять насечки при оштукатуривании в несколько слоев;
укладывать штукатурную сетку в нанесенный раствор;
выравнивать и подрезать штукатурные растворы, нанесенные на поверхности;
заглаживать, структурировать штукатурку;
наносить накрывочные слои на поверхность штукатурки, в том числе
шпаклевочные составы;
оштукатуривать лузги, усенки, откосы;
изготавливать шаблоны при устройстве тяг и рустов;
оштукатуривать поверхности сложных архитектурных форм;
обрабатывать штукатурные поверхности по технологии «сграффито» по
эскизам;
применять электрифицированное и
ручное оборудование и инструмент;
применять средства индивидуальной
защиты

ПК 1.4. Выполнять
декоративную
штукатурку на различных поверхностях
и
архитектурноконструктивных элементах в соответствии с технологическим заданием и безопасными условиями труда.

Выполнение декоративной штукатурки
на различных поверхностях и архитектурно-конструктивных элементах в соответствии с технологическим заданием и безопасными условиями труда

Наносить на поверхности декоративные растворы и выполнять их обработку вручную и механизированным
инструментом;
применять электрифицированное и
ручное оборудование и инструмент;

Технология нанесения штукатурных растворов на поверхности вручную или механизированным способом;
способы нанесения насечек;
способы армирования штукатурных слоев;
способы и приемы выравнивания, подрезки, заглаживания и
структурирования штукатурных
растворов, нанесенных на поверхности;
технология выполнения накрывочных слоев, в том числе шпаклевания;
технология
оштукатуривания
лузг, усенков, откосов;
конструкции, материалы шаблонов, лекал и способы их изготовления;
технология
оштукатуривания
поверхностей сложных архитектурных форм;
способы выполнения высококачественной штукатурки и штукатурок;
назначение и правила применения используемого инструмента
и приспособлений;
правила применения средств индивидуальной защиты
Технология выполнения декоративных штукатурок;
назначение и правила применения используемого инструмента
и приспособлений;
правила применения средств ин-

9

применять средства индивидуальной
защиты
ПК 1.5. Выполнять ремонт оштука- Выполнение ремонта оштукатуренных Диагностировать состояние и степень
туренных поверхностей с соблюде- поверхностей
повреждения ремонтируемой штуканием технологической последоватурки, в том числе при ремонте стательности выполнения операций и
ринных зданий, сооружений и памятбезопасных условий труда.
ников архитектуры;
удалять отслаиваемые и поврежденные штукатурные слои;
обеспыливать, производить расшивку
и армирование, грунтовать ремонтируемые поверхности;
приготавливать ремонтные штукатурные растворы;
наносить штукатурные растворы на
поврежденные участки;
выравнивать и подрезать штукатурные растворы, нанесенные на поверхности;
заглаживать, структурировать штукатурки, наносить накрывочные слои;
применять электрифицированное и
ручное оборудование и инструмент;
применять средства индивидуальной
защиты
Раздел модуля 2. Устройство наливных стяжек пола
ПК 1.6. Устраивать наливные стяжки Подготовка оснований для наливных Оценивать состояние основания пола
полов с соблюдением технологиче- стяжек пола
под стяжку;
ской последовательности выполнеустранять неровности пола, сквозные
ния операций и безопасных условий
отверстия в местах примыканий контруда
струкций, очищать поверхность;
выравнивать и нивелировать сухую
засыпку на поверхности оснований
под полы;
укладывать изолирующий слой из
теплоизоляционных материалов;
устанавливать разделительную и

дивидуальной защиты
Методика диагностики состояния поврежденной поверхности;
способы покрытия штукатуркой
поверхностей при ремонте старинных зданий, сооружений и
памятников архитектуры;
способы удаления поврежденной
и отслаиваемой штукатурки;
приемы подготовки поврежденных участков штукатурки перед
ремонтом;
технология приготовления ремонтных штукатурных растворов, нанесение и обработка;
назначение и правила применения используемого инструмента
и приспособлений;
правила применения средств индивидуальной защиты

Методика диагностики состояния основания пола под стяжку;
виды ремонтных составов и технология ремонта и очистки оснований под стяжку;
виды и область применения разделительных и кромочных лент и
технология их устройства;
технология устройства деформационных швов;
технология выравнивания и ни-

10

кромочную ленты, устраивать деформационные швы, осуществлять
грунтование или укладку разделительного слоя;
нивелировать проектное положение
пола и устанавливать маяки для наливных полов;
применять электрифицированное и
ручное оборудование и инструмент;
применять средства индивидуальной
защиты

Приготовление
стяжек пола

растворов

наливных Транспортировать и складировать
компоненты растворов и сухие
строительные смеси для наливных
стяжек пола;
производить дозировку компонентов
растворов для наливных стяжек полов вручную или механизированным
способом в соответствии с заданной
рецептурой;
производить дозировку воды и сухих
строительных смесей для наливных
стяжек пола вручную или механизированным способом в соответствии с
заданной рецептурой;
перемешивать компоненты растворов
и сухие строительные смеси для на-

велирования сухой засыпки на
поверхности оснований под полы;
технология изготовления изолирующего слоя из теплоизоляционных материалов;
виды и область применения
грунтовок и технология их нанесения;
технология устройства разделительного слоя;
приемы разметки и нивелирования проектного положения пола;
конструкции маяков для наливных полов и методы работы с
ними;
назначение и правила применения используемого инструмента
и приспособлений;
правила применения средств индивидуальной защиты
Правила транспортировки, складирования и хранения компонентов растворов и сухих строительных смесей для наливных
стяжек пола;
составы растворов для наливных
стяжек пола;
требуемое количество воды для
разведения сухих строительных
смесей при изготовлении наливных стяжек пола;
технология перемешивания растворов и сухих строительных
смесей для наливных стяжек пола вручную или механизированным способом;

11

ливных стяжек пола вручную или
механизированным способом;
применять электрифицированное и
ручное оборудование и инструмент;
применять средства индивидуальной
защиты
Выполнение работ по устройству на- Заливать растворы для наливных
ливных полов и оснований под полы
стяжек пола вручную или механизированным способом;
применять электрифицированное и
ручное оборудование и инструмент;
применять средства индивидуальной
защиты
Раздел модуля 3. Монтаж систем фасадных теплоизоляционных композиционных (СФТК)
ПК 1.7. Производить монтаж и ре- Подготовка оснований стен перед мон- Диагностировать состояние поверхмонт систем фасадных теплоизоля- тажом СФТК;
ности основания;
ционных композиционных с соблю- проверка основания под монтаж СФТК; провешивать поверхности;
дением технологической последова- подготовка поверхности основания под очищать, обеспыливать, грунтовать
тельности выполнения операций и монтаж СФТК;
поверхности;
безопасных условий труда
установка цокольного профиля;
наносить насечки;
установка строительных лесов и под- выравнивать крупные неровности
мостей
штукатурными растворами;
монтировать цокольный профиль;
применять электрифицированное и
ручное оборудование и инструмент;
применять средства индивидуальной
защиты;
монтировать конструкции строительных лесов и подмостей
Приготовление штукатурных и штука- Транспортировать и складировать
турно-клеевых растворов и смесей для компоненты штукатурных и штукаустройства СФТК
турно-клеевых смесей;
производить дозировку компонентов
штукатурных и штукатурно-клеевых
смесей в соответствии с заданной рецептурой;

назначение и правила применения используемого инструмента
и приспособлений;
правила применения средств индивидуальной защиты
Технология заливки и выравнивания растворов для наливных
стяжек пола;
назначение и правила применения используемого инструмента
и приспособлений;
правила применения средств индивидуальной защиты
Методика диагностики состояния поверхности основания фасада;
определение отклонений фасадных поверхностей;
способы подготовки поверхностей под монтаж СФТК;
порядок монтажа цокольного
профиля;
назначение и правила применения используемого инструмента
и приспособлений;
правила применения средств индивидуальной защиты
Правила транспортировки, складирования и хранения компонентов штукатурных и штукатурноклеевых смесей;
составы штукатурных, штукатурно-клеевых и декоративных
смесей и способы дозирования

12

перемешивать компоненты штукатурных и штукатурно-клеевых смесей
вручную или механизированным способом;
применять электрифицированное и
ручное оборудование и инструмент;
применять средства индивидуальной
защиты

Приклеивание
теплоизоляционных Наносить штукатурно-клеевые смеси
плит и их дополнительная механиче- на поверхность теплоизоляционных
ская фиксация
плит (или на поверхность фасада)
вручную или механизированным способом;
устанавливать
теплоизоляционные
плиты в проектное положение и выравнивать их в плоскости;
выполнять установку дюбелей для
механического крепления теплоизоляционных плит;
формировать деформационные швы;
монтировать противопожарные рассечки (в случае применения в качестве утеплителя пенополистирольных
плит);
пользоваться проектной технической
документацией;
применять электрифицированное и
ручное оборудование и инструмент;
применять средства индивидуальной
защиты

Оштукатуривание СФТК вручную и Наносить штукатурно-клеевые рас-

их компонентов;
технология перемешивания штукатурных, штукатурно-клеевых и
декоративных смесей вручную
или механизированным способом;
назначение и правила применения используемого инструмента
и приспособлений;
правила применения средств индивидуальной защиты
Технология нанесения штукатурно-клеевой смеси на поверхность теплоизоляционных плит
(или на поверхность фасада)
вручную или механизированным
способом;
способы закрепления и выравнивания теплоизоляционных плит в
проектное положение;
технология установки дюбелей
для механического крепления
теплоизоляционных плит;
технология формирования деформационных швов;
правила монтажа противопожарных рассечек (в случае применения в качестве утеплителя пенополистирольных плит);
правила чтения рабочих чертежей;
назначение и правила применения используемого инструмента
и приспособлений;
правила применения средств индивидуальной защиты
Технология нанесения штука-

13

механизированным способом

творы на поверхность теплоизоляционных плит;
армировать и выравнивать базовый
штукатурный слой;
грунтовать поверхность базового
штукатурного слоя;
наносить и структурировать декоративные штукатурки

Выполнение ремонт СФТК

Диагностировать состояние и степень
повреждения СФТК;
удалять
поврежденные
участки
СФТК;
производить обеспыливание, расшивку и грунтование поврежденных
участков СФТК;
монтировать элементы СФТК;
приготавливать и наносить ремонтные растворы на поврежденные участки;
выравнивать и структурировать штукатурки;
применять электрифицированное и
ручное оборудование и инструмент;
применять средства индивидуальной
защиты

турно-клеевых растворов на поверхность
теплоизоляционных
плит вручную или механизированным способом;
способы армирования базового
штукатурного слоя;
приемы выравнивания базового
штукатурного слоя;
приемы грунтования поверхности базового штукатурного слоя;
технология нанесения и структурирования декоративных штукатурок;
назначение и правила применения используемого инструмента
и приспособлений;
правила применения средств индивидуальной защиты
Методика диагностики состояния и степени повреждения
СФТК;
способы удаления поврежденных
участков СФТК;
приемы подготовки поврежденных участков СФТК перед ремонтом;
технология монтажа элементов
СФТК;
технология приготовления и нанесения ремонтных растворов на
поврежденные участки;
приемы выравнивания и структурирования штукатурки;
назначение и правила применения используемого инструмента
и приспособлений;
правила применения средств ин-

14

ОК 01. Выбирать способы решения
задач профессиональной деятельности, применительно к различным
контекстам

ОК 2. Осуществлять поиск, анализ и
интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности

ОК 3. Планировать и реализовывать
собственное профессиональное и
личностное развитие

Распознавание сложных проблемные
ситуации в различных контекстах; проведение анализа сложных ситуаций при
решении задач профессиональной деятельности; определение этапов решения задачи;
определение потребности в информации;
осуществление эффективного поиска;
выделение всех возможных источников
нужных ресурсов, в том числе неочевидных;
разработка детального плана действий;
оценка рисков на каждом шагу; оценивает плюсы и минусы полученного результата, своего плана и его реализации, предлагает критерии оценки и рекомендации по улучшению плана
Планирование информационного поиска из широкого набора источников, необходимого для выполнения профессиональных задач;
проведение анализа полученной информации, выделяет в ней главные аспекты;
структурирование отобранной информации в соответствии с параметрами
поиска;
интерпретация полученной информации в контексте профессиональной
деятельности
Использование актуальной нормативно-правовой документацию по профессии;
применение современной научной
профессиональной терминологии;

Распознавать задачу и/или проблему
в профессиональном и/или социальном контексте; анализировать задачу
и/или проблему и выделять её составные части;
правильно выявлять и эффективно
искать информацию, необходимую
для решения задачи и/или проблемы;
составить план действия, определить
необходимые ресурсы; владеть актуальными методами работы в профессиональной и смежных сферах;
реализовать составленный план; оценивать результат и последствия своих
действий (самостоятельно или с помощью наставника)

дивидуальной защиты
Актуальный профессиональный
и социальный контекст, в котором приходится работать и жить;
основные источники информации и ресурсы для решения задач
и проблем в профессиональном
и/или социальном контексте; алгоритмы выполнения работ в
профессиональной и смежных
областях;
методы работы в профессиональной и смежных сферах;
структура плана для решения
задач;
порядок оценки результатов решения задач профессиональной
деятельности

Определять задачи поиска информации; определять необходимые источники информации;
планировать процесс поиска; структурировать получаемую информацию;
выделять наиболее значимое в перечне информации;
оценивать практическую значимость
результатов поиска; оформлять результаты поиска

Номенклатура информационных
источников применяемых в профессиональной деятельности;
приемы структурирования информации;
формат оформления результатов
поиска информации

Определять актуальность нормативно-правовой документации в профессиональной деятельности;
выстраивать траектории профессионального и личностного развития

Содержание актуальной нормативно-правовой документации;
современная научная и профессиональная терминология;
возможные траектории профес-

15

определение траектории профессионального развития и самообразования
Участие в деловом общении для эффективного решения деловых задач;
планирование профессиональной деятельность
Грамотное устное и письменное изложение своих мыслей по профессиональной тематике на государственном
языке;
проявление толерантности в рабочем
коллективе
Понимание значимости своей профессии;
демонстрация поведения на основе общечеловеческих ценностей

Описывать значимость своей профессии;
презентовать структуру профессиональной деятельности по профессии

ОК 7. Содействовать сохранению
окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в
чрезвычайных ситуациях

Соблюдение правил экологической
безопасности при ведении профессиональной деятельности;
Обеспечение ресурсосбережения на
рабочем месте

Соблюдать нормы экологической
безопасности;
определять направления ресурсосбережения в рамках профессиональной
деятельности по профессии

ОК 8. Использовать средства физической культуры для сохранения и
укрепления здоровья в процессе
профессиональной деятельности и
поддержание необходимого уровня
физической подготовленности

Сохранение и укрепление здоровья посредством использования средств физической культуры; поддержание уровня физической подготовленности для
успешной реализации профессиональной деятельности

Использовать физкультурнооздоровительную деятельность для
укрепления здоровья, достижения
жизненных и профессиональных целей;
применять рациональные приемы
двигательных функций в профессиональной деятельности; пользоваться
средствами профилактики перенапряжения характерными для данной
профессии

ОК 4 .Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством,
клиентами
ОК 5. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного
контекста
ОК 6 .Проявлять гражданскопатриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на
основе общечеловеческих ценностей

Организовывать работу коллектива и
команды;
взаимодействоватьс коллегами, руководством, клиентами
Излагать свои мысли на государственном языке;
оформлять документы

сионального развития и самообразования
Психология коллектива;
психология личности;
основы проектной деятельности
Особенности социального и
культурного контекста;
правила оформления документов

Сущность гражданскопатриотической позиции; общечеловеческие ценности;
правила поведения в ходе выполнения профессиональной
деятельности
Правила экологической безопасности при ведении профессиональной деятельности;
основные ресурсы, задействованные в профессиональной деятельности;
пути обеспечения ресурсосбережения
Роль физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека;
основы здорового образа жизни;
условия профессиональной деятельности и зоны риска физического здоровья для профессии;
средства профилактики перенапряжения

16

ОК 9. Использовать информационные технологии в профессиональной
деятельности

Применение средств информатизации и
информационных технологий для реализации профессиональной деятельности

ОК 10. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языке

Применение в профессиональной деятельности инструкций на государственном и иностранном языке;
ведение общения на профессиональные
темы

ОК 11. Планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере

Определение инвестиционную привлекательность коммерческих идей в рамках профессиональной деятельности;
составление бизнес плана;
презентация бизнес-идеи; определение
источников финансирования;
применение грамотных кредитных
продуктов для открытия дела

Применять средства информационных технологий для решения профессиональных задач;
использовать современное программное обеспечение.
Понимать общий смысл четко произнесенных высказываний на известные
темы (профессиональные и бытовые),
понимать тексты на базовые профессиональные темы; участвовать в диалогах на знакомые общие и профессиональные темы;
строить простые высказывания о себе
и о своей профессиональной деятельности;
кратко обосновывать и объяснять
свои действия (текущие и планируемые);
писать простые связные сообщения
на знакомые или интересующие профессиональные темы
Выявлять достоинства и недостатки
коммерческой идеи;
презентовать идеи открытия собственного дела в профессиональной
деятельности; оформлять бизнесплан; рассчитывать размеры выплат
по процентным ставкам кредитования

Современные средства и устройства информатизации,
порядок их применения и программное обеспечение в профессиональной деятельности
Правила построения простых и
сложных предложений на профессиональные темы; основные
общеупотребительные глаголы
(бытовая и профессиональная
лексика); лексический минимум,
относящийся к описанию предметов, средств и процессов профессиональной деятельности;
особенности произношения; правила чтения текстов профессиональной направленности

Основы предпринимательской
деятельности;
основы финансовой грамотности;
правила разработки бизнесплана;
порядок выстраивания презентации;
кредитные банковские продукты

1.3. Количество часов, отводимое на освоение профессионального модуля
Всего часов – 496 часов,
Из них на освоение
МДК 118 часов,
на практику:
учебную 198 часа,
производственную 180 часов.

17

самостоятельная работа - 12*
(указывается только в рабочей программе)

18

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
2.1. Структура профессионального модуля ПМ 01 «Выполнение штукатурных и декоративных работ»
Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов)

Коды профессиональных общих
компетенций

Наименования разделов профессионального модуля

Всего часов
(макс. учебная нагрузка
и практики)

Обязательные аудиторные учебные
занятия

всего,
часов

1

2

ПК 1.1 –ПК 1.5

Раздел 1. Выполнение штукатурных и
декоративных работ

ОК 1 -11

ПК 1.6
ОК 1 -11
ПК 1.7
ОК 1 -11

3

4

в т.ч. лабораторные работы и практические занятия, часов
5

в т.ч., курсовая проект (работа), час.
6

Практика

внеаудиторная (самостоятельная)
учебная работа

всего,
часов

в т.ч., курсовой проект (работа),

производственная
учебная,

часов

часов

(если предусмотрена рассредоточенная практика)

часов
7

8

9

194

72

18

6

-

126

Раздел 2. Устройство
наливных
стяжек пола

24

18

6

3

-

36

Раздел 3. Монтаж
систем фасадных
теплоизоляционных
композиционных
(СФТК)

34

28

6

3

-10

36

Производственная
практика (по профилю специальности),
часов (если предусмотрена итоговая
(концентрированная)
практика)

10

180

19

Всего:

496

118

198

180

20

2.2. Тематический план и содержание профессионального модуля ПМ 01 «Выполнение штукатурных и декоративных работ»
Наименование разделов
Содержание учебного материала,
и тем профессионального лабораторные работы и практические занятия, внеаудиторная (самостоятельная) учебная работа
модуля (ПМ), междисциобучающихся
плинарных курсов
(МДК)
1
2
Раздел 1. Выполнение штукатурных и декоративных работ.
МДК 01.01. Технология штукатурных и декоративных работ.
Тема 1.1. Технология под- Содержание
готовки различных по- 1. Виды и характеристика поверхностей, подлежащих оштукатуриванию. Требования СНиП 3.04.01-87
верхностей.
«Изоляционные и отделочные покрытия».
2. Подготовка кирпичных, бетонных и других камневидных поверхностей под оштукатуривание. Подготовка разнородных поверхностей под оштукатуривание.
• Подготовка деревянных поверхностей.
• Подмазка мест примыкания к стенам наличников и плинтусов.
• Виды материалов, применяемых при подготовке поверхностей под оштукатуривание.
3. Наименование, назначение и правила применения инструмента, приспособления и инвентаря для подготовки поверхностей.
Тематика практических занятий
4. ПР № 1 «Составление таблицы применяемых инструментов, приспособлений, инвентаря для подготовки поверхностей под штукатурку». «Построение схемы организации рабочего места при подготовке
поверхностей под оштукатуривание».
Тема 1.2. Виды и свойст- Содержание
ва материалов, приме- 5. Виды и свойства растворных смесей. Виды и свойства строительных растворов.
няемых при производстве 6. Приготовление растворов и сухих смесей обычных растворов по заданному составу.
штукатурных работ.
• Виды и свойства замедлителей и ускорителей схватывания.
• Виды, назначения, составы и способы приготовления растворов из готовых сухих смесей.
7. Техника безопасности при приготовлении растворов.
Тематика практических занятий
8. ПР № 2 Составление схемы «Виды строительных растворов для обычных штукатурок». Составление
таблицы «Составы растворов и сухих растворных смесей для обычных штукатурок».

Объем часов

3
108
3

1

3

2

21

9. ПР № 3 Составление таблицы «Назначение растворов для обычных штукатурок». «Разработка последовательности технологических операций для выполнения работ по приготовлению растворов и сухих
растворных смесей».
Тема 1.3. Технологические Содержание
процессы оштукатурива- 10. Многослойная конструкция штукатурки.
ния поверхностей.
Технологические процессы оштукатуривания поверхностей: нанесение растворов, разравнивание растворов, затирка штукатурки.
11. Оштукатуривание разнородных поверхностей. Технологическая последовательность обычного оштукатуривания поверхностей.
12. Выполнение простой, улучшенной штукатурки прямолинейных поверхностей стен и потолков.
13. Провешивание поверхностей под высококачественное оштукатуривание.
14. Способы установки маяков.
15. Технологическая последовательность высококачественного оштукатуривания. Оштукатуривание по
маякам.
16. Разделка потолочных рустов. Оштукатуривание углов.
17. Наименование, назначение и правила применения инструмента, приспособления и инвентаря для оштукатуривания поверхностей.
18. Требования СНиП к качеству штукатурок.
19. Организация труда на рабочем месте. Техника безопасности при оштукатуривании поверхностей.
Тематика практических занятий
20. ПР № 4 «Разработка последовательности технологических операций для выполнения работ по оштукатуриванию поверхностей».
21. ПР № 5 «Построение схемы организации рабочего места при оштукатуривании поверхностей».
22. ПР № 6 «Составление таблицы допустимых отклонений от требований к качеству штукатурки».
23. ПР № 7 «Разработка инструкционно-технологических карт для выполнения работ по провешиванию
поверхностей под штукатурку».

10

Тема 1.4. Технология отделки помещений с применением сухих строительных смесей КНАУФ.

2

Содержание
24. Виды и назначение сухих смесей КНАУФ, основные требования при работе с ними, основные технические характеристики сухих смесей КНАУФ.
• Вспомогательные материалы, применяемые при работе с сухими смесями.
• Правила подготовки поверхностей перед нанесением сухих смесей КНАУФ.
25. Правила и условия работы с гипсовыми и цементными сухими смесями; нанесение гипсовых шпатлёвок.

4

22

Тематика практических занятий
26. ПР № 8 «Разработка последовательности технологических операций для выполнения работ по оштукатуриванию поверхностей». «Расчёт потребности в материалах для оштукатуривания поверхностей
строительными смесями КНАУФ».
Тема 1.5. Технология от- Содержание
делки оконных и дверных
27. Отделка оконных и дверных откосов штукатурными растворами, сборными элементами.
проёмов.
• Основные материалы, применяемые при отделке.
• Наименование, назначение и правила применения инструмента, приспособления и инвентаря для отделки откосов.
28. Оштукатуривание по сетке.
29. Требования СНиП к качеству отделки откосов. Организация труда на рабочем месте. Техника безопасности при оштукатуривании откосов.
Тематика практических занятий
30. ПР № 9 «Разработка последовательности технологических операций для оштукатуривания откосов».
Тема 1.6. Вытягивание Содержание
тяг.
31. Виды тяг и их профили. Устройство шаблонов для вытягивания тяг. Сборка шаблонов по чертежам.
32. Вытягивание тяг постоянного сечения всеми видами растворов на прямолинейных поверхностях с
разделкой углов.
33. Самостоятельная работа (Промежуточная аттестация)
ВСР № 4.Реферат по теме «Требования СНиП к качеству выполненных работ. Организация труда
на рабочем месте. Техника безопасности при выполнении отделки» (3 часа).

1

3

1
3

3

Итого: 33+3ВСР=36
Тема 1.7. Технология ош- Содержание
тукатуривания колонн и 34. Оштукатуривание колонн, пилястр, ниш.
пилястр.
35. Наименование, назначение и правила применения инструмента, приспособления и инвентаря для оштукатуривания колонн.
36. Требования СНиП к качеству выполненных работ.
37. Организация труда на рабочем месте. Техника безопасности при оштукатуривании колонн, пилястр.
Тематика практических занятий
38. ПР № 10 «Расчёт потребности в материалах для оштукатуривания колонн различного сечения».
Тема 1.8. Механизация
Содержание
штукатурных работ.
39. Виды машин механизмов, применяемых для выполнения штукатурных работ, их назначение. Электробезопасность. Оказание первой помощи.

4

1
3

23

40. Устройство, принцип действия и технические характеристики машин и механизмов. Виды материалов, применяемых при оштукатуривании поверхностей механизированным способом.
41. Требования СНиП к качеству выполненных работ. Организация рабочего места.
Тематика практических занятий
42. ПР № 11 Составление таблицы «Технические характеристики машин и механизмов».
43. ПР № 12 Составить алгоритм действий при проведении штукатурных работ с применением штукатурной машины PFTG 5.
Тема 1.9. Выполнение Содержание
специальных штукату- 44. Виды и последовательность выполнения работ.
рок.
45. Материалы, применяемые для выполнения специальных штукатурок.
46. Наименование, назначение и правила применения инструмента, приспособления и инвентаря для оштукатуривания поверхностей
47. Требования СНиП к качеству выполненных работ.
48. Организация труда на рабочем месте. Техника безопасности при выполнении отделки.
Тематика практических занятий
49. ПР № 13 Составить таблицу «Виды и назначение специальных штукатурок». «Составы, способы приготовления специальных растворов».
50. ПР № 14 «Разработка последовательности технологических операций для выполнения специальных
штукатурок».
Тема 1.10. Выполнение Содержание
декоративных штукату- 51. Приёмы разметки и разбивки поверхностей фасада.
рок.
52. Технология выполнения декоративных штукатурок.
53. Технология оштукатуривания известково-песчаными цветными штукатурками. Штукатурка сграффито.
54. Технология выполнения терразитовой штукатурки. Технология выполнения каменной штукатурки
55. Материалы, применяемые для выполнения декоративных штукатурок.
56. Механизированный способ производства работ.
57. Требования СНиП к качеству выполненных работ.
58. Организация труда на рабочем месте.Техника безопасности при выполнении декоративной штукатурки.
Тематика практических занятий
59. ПР № 15 «Разработка инструкционно-технологических карт для выполнения декоративных штукатурок» (по видам работ).
60. ПР № 16 Разработка эскизов декоративной штукатурки.

2

5

2

8

2

24

Тема 1.11. Облицовка Содержание
стен гипсовыми строи- 61. Облицовка стен гипсовыми строительными плитами на клею.
тельными плитами.
62. Облицовка стен гипсовыми строительными плитами каркасным способом.Отделка швов между гипсовыми строительными плитами.
Тематика практических занятий
63. ПР № 17 «Разработка инструкционно-технологических карт для облицовки стен гипсовыми строительными плитами бескаркасным способом».
Тема 1.12. Технология ре- Содержание
монта оштукатуренных 64. Ремонт оштукатуренных поверхностей. Перетирка штукатурки и ремонт тяг.Материалы, применяеповерхностей.
мые для выполнения ремонта штукатурки.
Тематика практических занятий
65. ПР № 18 «Разработка последовательности технологических операций для ремонта сухой штукатурки».
66. Самостоятельная работа.
ВСР № 2 Конспект по теме Требования СНиП к качеству штукатурок. Организация труда на рабочем
месте. Техника безопасности при выполнении штукатурных работ. (3 часа)

Итого: 33+3ВСР=36
Консультации
Учебная практика раздела 1
Виды работ
1. Подготовка поверхностей (бетонных, кирпичных, каменных, металлических) под штукатурку вручную и механизированным способом.
2. Устройство сетчато-армированных конструкций.
3. Приготовление вручную и по заданному составу растворных смесей.
4. Приготовление растворов из сухих растворных смесей.
5. Оштукатуривание поверхностей простой штукатуркой.
6. Улучшенное оштукатуривание вручную поверхностей различной сложности.
7. Отделка откосов.
8. Выполнение работ по устройству марок и маяков.
9. Механизированное оштукатуривание поверхностей.
10. Вытягивание тяг и падуг с разделкой углов.
11. Устройство беспесчаной накрывки, шпатлевание поверхностей.
12. Облицовка поверхностей гипсовыми строительными плитами.
13. Нанесение декоративной штукатурки.
14. Выявление и устранение дефектов штукатурки.
Раздел 2. Устройство наливных стяжек пола

2

1

1

1

1

3

126

18(6)

25

ема 2.1. Устройство на- Содержание
ливных стяжек пола.
67. Основные и вспомогательные материалы для устройства наливных стяжек пола
68. Методика диагностики состояния основания пола под стяжку. Виды ремонтных составов и технология ремонта и очистки оснований под стяжку
69. Наименование, назначение и правила применения инструмента, приспособления и инвентаря для устройства наливных стяжек пола
70. Виды и область применения грунтовок и технология их нанесения.
71.Технология выравнивания и нивелирования сухой засыпки на поверхности оснований под полы.
72. Технология изготовления изолирующего слоя из теплоизоляционных материалов
73. Конструкции маяков для наливных полов и методы работы с ними.
74. Приемы разметки и нивелирования проектного положения пола.
75. Правила применения средств индивидуальной защиты
Тематикапрактических занятий
76. ПР № 19 «Построение схем организации рабочего места при устройстве наливных стяжек пола»
77. ПР № 20 «Составление инструкционно-технологической карты по приготовлению раствора для наливных стяжек полов»
78. ПР № 21 «Разработка инструкционно-технологических карт на устройство наливных стяжек пола».
79. ПР № 22 «Расчёт потребности в материалах и инструментах для устройства наливных стяжек пола»
по заданному объему.
80. ПР № 23 «Расчёт потребности в материалах и инструментах для устройства наливных стяжек пола»
по заданному объему
81. ПР № 24 Схема расположения деформационных швов
ВСР № 3 Реферат на тему: «Использование самовыравнивающихся сухих смесей для наливных полов» (3 часа)

Итого: 15+3ВСР=18
Консультации
Внеаудиторная (самостоятельная) учебная работа при изучении раздела 2Определяется при формировании рабочей программы
Учебная практика раздела 2
Виды работ
1. Подготовка площадки, инструмента и материалов для проведения работ по устройству наливных стяжек пола.
2. Приготовление растворов для устройства наливных стяжек пола.
3. Нивелирование поверхности пола и установка маяков
4. Устройство наливных стяжек пола.
Раздел 3. Монтаж систем фасадных теплоизоляционных композиционных (СФТК)
Тема 3.1. Технология Содержание

9

6

3
3

36

18(6)
8

26

монтажа систем фасад- 82. Материалы для монтажа СФТК. Способы подготовки поверхностей под монтаж СФТК. Наименованых теплоизоляционных ние, назначение и правила применения инструмента, приспособления и инвентаря для устройства СФТК.
композиционных (СФТК). 83. Технология устройства СФТК. Способы закрепления и выравнивания теплоизоляционных плит в
проектное положение; технология установки дюбелей для механического крепления теплоизоляционных
плит; технология формирования деформационных швов
84. Технология нанесения штукатурно-клеевой смеси на поверхность теплоизоляционных плит (или на
поверхность фасада) вручную или механизированным способом.
85. Методика диагностики состояния и степени повреждения СФТК;способы удаления поврежденных
участков СФТК
86. Способы удаления поврежденных участков СФТК;приемы подготовки поврежденных участков
СФТК перед ремонтом;
87. Технология монтажа элементов СФТК; Технология приготовления и нанесения ремонтных растворов
на поврежденные участки
88. Технология приготовления и нанесения ремонтных растворов на поврежденные участки;приемы выравнивания и структурирования штукатурки
89. Правила применения средств индивидуальной защиты
Тематикапрактических занятий
90. ПР № 25 «Разработка инструкционно-технологических карт на устройство СФТК».
91. ПР № 26 «Расчёт потребности в материалах и инструментах для устройства СФТК»
92. ПР № 27 «Построение схем организации рабочего места при устройстве СФТК».
93. ПР № 28 ИТК «Порядок монтажа цокольного профиля»
94. ПР № 29 Чтения рабочих чертежей
95. ПР № 30 ИТК «Технология приготовления и нанесения ремонтных растворов на поврежденные участки»
96. ДЗ Дифференцированный зачет
ВСР № 4 Реферат на тему « Методика диагностики состояния поверхности основания фасада; определение отклонений фасадных поверхностей» (3)

Итого: 15+3ВСР=18
Консультации

6

1
3
4

Всего по Модулю 89 +9 (ВСР) =108 +10к = 118
Внеаудиторная (самостоятельная) учебная работа при изучении раздела 3Определяется при формировании рабочей программы
Учебная практика раздела 3
Виды работ

36

27

1. Подготовка поверхностей для монтажа СФТК.
2. Монтаж плит утеплителя.
3. устройство базового и декоративного слоя СФТК.
Производственная практика
Виды работ
1. Выполнение подготовительных работ при производстве штукатурных работ.
2. Выполнение оштукатуривания поверхностей различной степени сложности.
3. Выполнение отделки оштукатуренных поверхностей.
4. Выполнение различных видов декоративных штукатурок.
5. Выполнение ремонта оштукатуренных поверхностей.
6. Подготовка площадки для проведения работ по устройству наливных стяжек пола.
7. Подготовка поверхностей: нивелирование, установка маяков, укладка теплоизоляционных и разделительных слоев
8. Устройство наливных стяжек пола.
9. Выполнение подготовительных работ при монтаже СФТК (подготовка поверхности, материалов, инструментов, установка лесов).
10. Выполнение теплоизоляционного слоя.
11. Выполнение базового и декоративного слоя СФТК.
12. Выполнение ремонта СФТК.
Всего

288

378

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 – ознакомительный (воспроизведение информации, узнавание (распознавание), объяснение ранее изученных объектов, свойств и т.п.);
2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3 – продуктивный (самостоятельное планирование и выполнение деятельности, решение проблемных задач).

28

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
3.1. Материально-техническое обеспечение
Реализация программы предполагает наличие учебного кабинета основы технологии отделочных
строительных работ; лаборатории материаловедения; штукатурной мастерской.
Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета:
- рабочее место преподавателя;
- ученические столы и стулья;
- маркерная доска;
- учебная, справочная и нормативная литература;
- стенды: «Виды штукатурок».
Оборудование мастерской и рабочих мест мастерской:
- рабочее место мастера производственного обучения;
- доска;
- учебная литература;
- материалы;
- тренировочные кабины для штукатурных работ;
- зона устройства наливных полов;
- технологические карты;
- образцы оштукатуренных поверхностей;
- инструменты штукатура: миксеры, емкости для замешивания, кельмы, соколы, правила, шпатели
для внутренних углов и внешних углов, шпателя, гладилки, уровни, уровни лазерные и др.;
- макеты и стенды «Инструменты и приспособления», «Современные материалы и технологии» и др.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Основные источники:
1. Черноус Г. Г.Технология штукатурных работ: учебник для нач. проф. образования / Г. Г. Черноус. 2-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2013. - 240 с.
2. Буданов Б.А.Технология монтажа каркасно-обшивных конструкций: учебник для нач. проф. образования / Б.А.Буданов, В. В.Поплавский.— М.: Издательский центр «Академия», 2012. - 176 с.
3. Елизарова В.А. Технология монтажа каркасно-обшивных конструкций. Практикум. Учебное пособие/ В.А. Елизарова. - М.: Издательский центр «Академия», 2015. - 192 с.
4. СНиП III-4-80. Техника безопасности в строительстве.
5. СП 12-135-2003 Безопасность труда в строительстве. Отраслевые типовые инструкции по охране
труда.
Дополнительные источники:
1. Парикова Е.В. Материаловедение (сухое строительство): учебник для начального профессионального образования / Е.В. Парикова, Г.Н. Фомичева, В.А. Елизарова.- М.: Издательский центр «Академия»,
2012.- 304 с.
2. Материаловедение. Отделочные работы : учебник для начального профессионального образования /
В.А. Смирнов, Б.А. Ефимов, О.В. Кульков. - 2-е изд., перераб. - М.: Издательский центр «Академия», 2012.
- 368 с.
3. Петрова И.В. Общая технология отделочных строительных работ. Учебное пособие
для начального профессионального образования / И.В. Петрова.- М.: Издательский центр «Академия»,
2013. - 192 с.
Интернет ресурсы:
1. Сайт компании КНАУФ [Электронный ресурс] URL: www.knauf.ru (дата обращения: 07.12.2016).

29

3.3. Организация образовательного процесса
Профессиональный модуль составлен в соответствии с основным видом деятельности «Выполнение
штукатурных и декоративных работ». В состав профессионального модуля входит междисциплинарный курс «Технология штукатурных и декоративных работ». Практика является обязательным
разделом профессионального модуля и представляет собой вид учебных занятий, обеспечивающих
практико-ориентированную подготовку обучающихся. Профессиональный модуль предусматривает
следующие виды практик: учебная практика и производственная практика. Цели и задачи, виды работ и формы отчетности определяются по каждому виду практики. Виды работ в рамках учебной и
производственной практик разрабатываются преподавателями общепрофессиональных дисциплин и
междисциплинарного курса и мастерами производственного обучения совместно с работодателями
с учетом особенностей развития региона на современном этапе в области строительных технологий
по профессии «Штукатур».
Учебная практика проводится в рамках междисциплинарного курса «Технология штукатурных и
декоративных работ» в мастерской для штукатурных работ в форме групповой работы.
Производственная практика проводится в организациях, направление деятельности которых соответствует профилю подготовки обучающихся.
Аттестация по итогам производственной практики проводится с учетом результатов, подтвержденных документами соответствующих организаций.
3.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса
Требования к кадровым условиям реализации образовательной программы.
Реализация образовательной программы обеспечивается руководящими и педагогическими работниками образовательной организации, а также лицами, привлекаемыми к реализации образовательной программы на условиях гражданско-правового договора, в том числе из числа руководителей и
работников организаций, деятельность которых связана с направленностью реализуемой образовательной программы (имеющих стаж работы в данной профессиональной области не менее 3 лет).
Квалификация педагогических работников образовательной организации должна отвечать квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональных стандартах (при наличии).
Педагогические работники получают дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в организациях направление деятельности которых соответствует области профессиональной деятельности, указанной в пункте 1.5
настоящего ФГОС СПО, не реже 1 раза в 3 года с учетом расширения спектра профессиональных
компетенций.
Доля педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок), обеспечивающих освоение обучающимися профессиональных модулей, имеющих опыт деятельности не менее 3 лет в организациях, направление деятельности которых соответствует области профессиональной деятельности, указанной в пункте 1.5 настоящего ФГОС СПО, в общем числе педагогических работников, реализующих образовательную программу, должна быть не менее 25 процентов.

30

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Профессиональные и общие компетенции, формируемые в рамках модуля
ПК 1.1.

Оцениваемые знания и умения, действия

Методы оценки

Критерии оценки

Знания
Требований инструкций и регламентов к организации и подготовке рабочих
мест, оборудования, материалов и инструментов для выполнения штукатурных
и декоративных работ;
методы организации труда на рабочем месте;
нормы расходов сырья и материалов на выполняемые работы
составы штукатурных, декоративных и растворов специального назначения и
способы дозирования их компонентов;
технология перемешивания составов штукатурных растворов и сухих
строительных смесей;
назначение и правила применения используемого инструмента и приспособлений;
правила транспортировки, складирования и хранения компонентов штукатурных растворов и сухих строительных смесей;
правила применения средств индивидуальной защиты

Тестирование
Собеседование
Зачет
Экзамен

90 ÷ 100 % правильных ответов – 5 (отлично);
80 ÷ 89 % правильных ответов – 4 (хорошо);
70 ÷ 79% правильных ответов – 3 (удовлетворительно);
менее 70% правильных ответов – 2 (неудовлетворительно)
Оценка процесса
Оценка результатов

Умения
Организовывать подготовку рабочих мест, оборудования, материалов для выполнения штукатурных и декоративных работ в соответствии с инструкциями
и регламентами;
создавать безопасные условия труда;
применять средства индивидуальной защиты;
осуществлять обработку и подготовку поверхностей;
выполнять расчет материалов необходимых для выполнения работ при производстве штукатурных и декоративных работ в соответствии с заданием

Ситуационная
дача
Практическая
бота
Экзамен

за- Экспертное наблюдение
Оценка процесса Оценка
ра- результатов

Ситуационная заДействия
Подготовка рабочего места в соответствии с заданием и требованиями охраны дача
труда, техники безопасности, пожарной безопасности и охраны окружающей Практическая ра-

Экспертное наблюдение
Оценка выполнения производственных заданий в

31

среды;
подбор и расчет материалов необходимых для выполнения работ при производстве штукатурных и декоративных работ в соответствии с заданием;
приготовление растворов, необходимых для выполнения работ при производстве
штукатурных и декоративных работ в соответствии с заданием

ПК 1.2.

бота
Выполнение практического задания
в рамках практик
Дифференцированный зачет
Экзамен
Тестирование
Знания
Составы штукатурных, декоративных и растворов специального назначения Собеседование
Зачет
и способы дозирования их компонентов;
технология перемешивания составов штукатурных растворов и сухих Экзамен
строительных смесей;
назначение и правила применения используемого инструмента и приспособлений;
правила транспортировки, складирования и хранения компонентов штукатурных растворов и сухих строительных смесей;
правила применения средств индивидуальной защиты.

Умения
Производить дозировку компонентов штукатурных растворов и сухих
строительных смесей в соответствии с заданной рецептурой;
производить дозировку компонентов штукатурных растворов и сухих
строительных смесей в соответствии с заданной рецептурой;
перемешивать компоненты штукатурных растворов и смесей
применять электрифицированное и ручное оборудование и инструмент;
транспортировать и складировать компоненты штукатурных растворов и
сухих строительных смесей;
применять средства индивидуальной защиты
Действия
Приготовление штукатурных растворов и смесей

рамках практик
Оценка процесса Оценка
результатов

90 ÷ 100 % правильных ответов – 5 (отлично);
80 ÷ 89 % правильных ответов – 4 (хорошо);
70 ÷ 79% правильных ответов – 3 (удовлетворительно);
менее 70% правильных ответов – 2 (не удовлетворительно)
Оценка процесса
Оценка результатов

Ситуационная задача
Практическая работа
Экзамен

Экспертное наблюдение
Оценка процесса Оценка
результатов

Ситуационная задача
Практическая ра-

Экспертное наблюдение
Оценка выполнения производственных заданий в

32

ПК 1.3.

Знания
Способы определения отклонений простых и сложных поверхностей;
способы подготовки поверхностей под различные виды штукатурок;
методика диагностики состояния поверхности основания;
технология установки штукатурных и рустовочных профилей, сеток, закладной арматуры и технология расшивки швов;
технология нанесения штукатурных растворов на поверхности вручную или
механизированным способом;
способы нанесения насечек;
способы армирования штукатурных слоев;
способы и приемы выравнивания, подрезки, заглаживания и структурирования
штукатурных растворов, нанесенных на поверхности;
технология выполнения накрывочных слоев, в том числе шпаклевания;
технология оштукатуривания лузг, усенков, откосов;
конструкции, материалы шаблонов, лекал и способы их изготовления;
технология оштукатуривания поверхностей сложных архитектурных форм;
способы выполнения высококачественной штукатурки и штукатурок;
назначение и правила применения используемого инструмента и приспособлений;
правила применения средств индивидуальной защиты
Умения
Провешивать поверхности;
очищать, обеспыливать, грунтовать поверхности, наносить обрызг;
выполнять насечки, устанавливать штукатурные сетки, устанавливать
штукатурные и рустовочные профили, устанавливать закладную арматуру,
расшивать швы;
наносить штукатурные растворы на поверхности вручную или механизированным способом;
выполнять насечки при оштукатуривании в несколько слоев;

бота
Выполнение практического задания
в рамках практик
Дифференцированный зачет
Экзамен
Тестирование
Собеседование
Зачет
Экзамен

Ситуационная задача
Практическая работа
Экзамен

рамках практик
Оценка процесса Оценка
результатов

90 ÷ 100 % правильных ответов – 5 (отлично);
80 ÷ 89 % правильных ответов – 4 (хорошо);
70 ÷ 79% правильных ответов – 3 (удовлетворительно);
менее 70% правильных ответов – 2 (не удовлетворительно)
Оценка процесса
Оценка результатов

Экспертное наблюдение
Оценка процесса Оценка
результатов

33

укладывать штукатурную сетку в нанесенный раствор;
выравнивать и подрезать штукатурные растворы, нанесенные на поверхности;
заглаживать, структурировать штукатурку;
наносить накрывочные слои на поверхность штукатурки, в том числе шпаклевочные составы;
оштукатуривать лузги, усенки, откосы;
изготавливать шаблоны при устройстве тяг и рустов;
оштукатуривать поверхности сложных архитектурных форм;
обрабатывать штукатурные поверхности по технологии «сграффито» по
эскизам;
монтировать простые конструкции строительных лесов и подмостей;
применять электрифицированное и ручное оборудование и инструмент;
применять средства индивидуальной защиты
Действия
Подготовка поверхностей под оштукатуривание
Выполнение штукатурных работ по отделке внутренних и наружных поверхностей зданий и сооружений

ПК 1.4.

Ситуационная задача
Практическая работа
Выполнение практического задания
в рамках практик
Дифференцированный зачет
Экзамен
Тестирование
Знания
Собеседование
Технологию выполнения декоративных штукатурок;
Зачет
назначение и правила применения используемого инструмента и приспособлеЭкзамен
ний;
правила применения средств индивидуальной защиты

Экспертное наблюдение
Оценка выполнения производственных заданий в
рамках практик
Оценка процесса Оценка
результатов

90 ÷ 100 % правильных ответов – 5 (отлично);
80 ÷ 89 % правильных ответов – 4 (хорошо);
70 ÷ 79% правильных ответов – 3 (удовлетворительно);
менее 70% правильных ответов – 2 (не удовлетворительно)
Оценка процесса
Оценка результатов

34

Умения
Наносить на поверхности декоративные растворы и выполнять их обработку
вручную и механизированным инструментом;
применять электрифицированное и ручное оборудование и инструмент;
применять средства индивидуальной защиты
Действия
Выполнять декоративную штукатурку на различных поверхностях и архитектурно-конструктивных элементах в соответствии с технологическим
заданием и безопасными условиями труда

ПК 1.5.

Ситуационная задача
Практическая работа
Экзамен

Ситуационная задача
Практическая работа
Выполнение практического задания
в рамках практик
Дифференцированный зачет
Экзамен
Тестирование
Знания
Собеседование
Методика диагностики состояния поврежденной поверхности;
Зачет
способы покрытия штукатуркой поверхностей при ремонте старинных здаЭкзамен
ний, сооружений и памятников архитектуры;
способы удаления поврежденной и отслаиваемой штукатурки;
приемы подготовки поврежденных участков штукатурки перед ремонтом;
технология приготовления ремонтных штукатурных растворов, нанесение и
обработка;
назначение и правила применения используемого инструмента и приспособлений;
правила применения средств индивидуальной защиты
Умения
Диагностировать состояние и степень повреждения ремонтируемой штукатурки, в том числе при ремонте старинных зданий, сооружений и памятников
архитектуры;
удалять отслаиваемые и поврежденные штукатурные слои;
обеспыливать, производить расшивку и армирование, грунтовать ремонтируемые поверхности;
приготавливать ремонтные штукатурные растворы;
наносить штукатурные растворы на поврежденные участки;

Ситуационная задача
Практическая работа
Экзамен

Экспертное наблюдение
Оценка процесса Оценка
результатов

Экспертное наблюдение
Оценка выполнения производственных заданий в
рамках практик
Оценка процесса
Оценка результатов

90 ÷ 100 % правильных ответов – 5 (отлично);
80 ÷ 89 % правильных ответов – 4 (хорошо);
70 ÷ 79% правильных ответов – 3 (удовлетворительно);
менее 70% правильных ответов – 2 (не удовлетворительно)
Оценка процесса
Оценка результатов
Экспертное наблюдение
Оценка процесса
Оценка результатов

35

ПК 1.6.

выравнивать и подрезать штукатурные растворы, нанесенные на поверхности;
заглаживать, структурировать штукатурки, наносить накрывочные слои;
применять электрифицированное и ручное оборудование и инструмент;
применять средства индивидуальной защиты
Ситуационная заДействия
дача
Выполнять ремонт оштукатуренных поверхностей
Практическая работа
Выполнение практического задания
в рамках практик
Дифференцированный зачет
Экзамен
Тестирование
Знания
Собеседование
Методика диагностики состояния основания пола под стяжку;
виды ремонтных составов и технология ремонта и очистки оснований под Зачет
Экзамен
стяжку;
виды и область применения разделительных и кромочных лент и технология
их устройства;
технология устройства деформационных швов;
технология выравнивания и нивелирования сухой засыпки на поверхности оснований под полы;
технология изготовления изолирующего слоя из теплоизоляционных материалов;
виды и область применения грунтовок и технология их нанесения;
технология устройства разделительного слоя;
приемы разметки и нивелирования проектного положения пола;
конструкции маяков для наливных полов и методы работы с ними;
правила транспортировки, складирования и хранения компонентов растворов
и сухих строительных смесей для наливных стяжек пола;
составы растворов для наливных стяжек пола;
требуемое количество воды для разведения сухих строительных смесей при
изготовлении наливных стяжек пола;
технология перемешивания растворов и сухих строительных смесей для наливных стяжек пола вручную или механизированным способом;

Экспертное наблюдение
Оценка выполнения производственных заданий в
рамках практик
Оценка процесса
Оценка результатов

90 ÷ 100 % правильных ответов – 5 (отлично);
80 ÷ 89 % правильных ответов – 4 (хорошо);
70 ÷ 79% правильных ответов – 3 (удовлетворительно);
менее 70% правильных ответов – 2 (не удовлетворительно)
Оценка процесса
Оценка результатов

36

технология заливки и выравнивания растворов для наливных стяжек пола;
назначение и правила применения используемого инструмента и приспособлений;
правила применения средств индивидуальной защиты
Умения
Оценивать состояние основания пола под стяжку;
устранять неровности пола, сквозные отверстия в местах примыканий конструкций, очищать поверхность;
выравнивать и нивелировать сухую засыпку на поверхности оснований под
полы;
укладывать изолирующий слой из теплоизоляционных материалов;
устанавливать разделительную и кромочную ленты, устраивать деформационные швы, осуществлять грунтование или укладку разделительного слоя;
нивелировать проектное положение пола и устанавливать маяки для наливных полов;
транспортировать и складировать компоненты растворов и сухие строительные смеси для наливных стяжек пола;
производить дозировку компонентов растворов для наливных стяжек полов
вручную или механизированным способом в соответствии с заданной рецептурой;
производить дозировку воды и сухих строительных смесей для наливных стяжек пола вручную или механизированным способом в соответствии с заданной рецептурой;
перемешивать компоненты растворов и сухие строительные смеси для наливных стяжек пола вручную или механизированным способом;
заливать растворы для наливных стяжек пола вручную или механизированным способом;
применять электрифицированное и ручное оборудование и инструмент;
применять средства индивидуальной защиты
Действия
Подготовка оснований для наливных стяжек пола;
приготовление растворов наливных стяжек пола;
Выполнение работ по устройству наливных полов и оснований под полы

Ситуационная задача
Практическая работа
Экзамен

Экспертное наблюдение
Оценка процесса
Оценка результатов

Ситуационная задача
Практическая работа
Выполнение практического задания
в рамках практик

Экспертное наблюдение
Оценка выполнения производственных заданий в
рамках практик
Оценка процесса
Оценка результатов

37

ПК 1.7.

Знания
Методика диагностики состояния поверхности основания фасада;
определение отклонений фасадных поверхностей;
способы подготовки поверхностей под монтаж СФТК;
порядок монтажа цокольного профиля;
правила транспортировки, складирования и хранения компонентов штукатурных и штукатурно-клеевых смесей;
составы штукатурных, штукатурно-клеевых и декоративных смесей и способы дозирования их компонентов;
технология перемешивания штукатурных, штукатурно-клеевых и декоративных смесей вручную или механизированным способом;
технология нанесения штукатурно-клеевой смеси на поверхность теплоизоляционных плит (или на поверхность фасада) вручную или механизированным
способом;
способы закрепления и выравнивания теплоизоляционных плит в проектное
положение;
технология установки дюбелей для механического крепления теплоизоляционных плит;
технология формирования деформационных швов;
правила монтажа противопожарных рассечек (в случае применения в качестве утеплителя пенополистирольных плит);
правила чтения рабочих чертежей;
технология нанесения штукатурно-клеевых растворов на поверхность теплоизоляционных плит вручную или механизированным способом;
способы армирования базового штукатурного слоя;
приемы выравнивания базового штукатурного слоя;
приемы грунтования поверхности базового штукатурного слоя;
технология нанесения и структурирования декоративных штукатурок;
методика диагностики состояния и степени повреждения СФТК;
способы удаления поврежденных участков СФТК;
приемы подготовки поврежденных участков СФТК перед ремонтом;
технология монтажа элементов СФТК;
технология приготовления и нанесения ремонтных растворов на поврежден-

Дифференцированный зачет
Экзамен
Тестирование
Собеседование
Зачет
Экзамен

90 ÷ 100 % правильных ответов – 5 (отлично);
80 ÷ 89 % правильных ответов – 4 (хорошо);
70 ÷ 79% правильных ответов – 3 (удовлетворительно);
менее 70% правильных ответов – 2 (не удовлетворительно)
Оценка процесса
Оценка результатов

38

ные участки;
приемы выравнивания и структурирования штукатурки;
назначение и правила применения используемого инструмента и приспособлений;
правила применения средств индивидуальной защиты
Умения
Диагностировать состояние поверхности основания;
провешивать поверхности;
очищать, обеспыливать, грунтовать поверхности;
наносить насечки;
выравнивать крупные неровности штукатурными растворами;
монтировать цокольный профиль;
транспортировать и складировать компоненты штукатурных и штукатурно-клеевых смесей;
производить дозировку компонентов штукатурных и штукатурно-клеевых
смесей в соответствии с заданной рецептурой;
перемешивать компоненты штукатурных и штукатурно-клеевых смесей
вручную или механизированным способом;
наносить штукатурно-клеевые смеси на поверхность теплоизоляционных
плит (или на поверхность фасада) вручную или механизированным способом;
устанавливать теплоизоляционные плиты в проектное положение и выравнивать их в плоскости;
выполнять установку дюбелей для механического крепления теплоизоляционных плит;
формировать деформационные швы;
монтировать противопожарные рассечки (в случае применения в качестве
утеплителя пенополистирольных плит);
пользоваться проектной технической документацией;
наносить штукатурно-клеевые растворы на поверхность теплоизоляционных плит;
армировать и выравнивать базовый штукатурный слой;
грунтовать поверхность базового штукатурного слоя;
наносить и структурировать декоративные штукатурки;
диагностировать состояние и степень повреждения СФТК;
удалять поврежденные участки СФТК;
производить обеспыливание, расшивку и грунтование поврежденных участков

Ситуационная задача
Практическая работа
Экзамен

Экспертное наблюдение
Оценка процесса
Оценка результатов

39

СФТК;
монтировать элементы СФТК;
приготавливать и наносить ремонтные растворы на поврежденные участки;
выравнивать и структурировать штукатурки;
монтировать конструкции строительных лесов и подмостей;
применять электрифицированное и ручное оборудование и инструмент;
применять средства индивидуальной защиты
Действия
Подготовка оснований стен перед монтажом СФТК;
проверка основания под монтаж СФТК;
подготовка поверхности основания под монтаж СФТК;
установка цокольного профиля;
установка строительных лесов и подмостей;
приготовление штукатурных и штукатурно-клеевых растворов и смесей для
устройства СФТК;
приклеивание теплоизоляционных плит и их дополнительная механическая
фиксация;
оштукатуривание СФТК вручную и механизированным способом;
выполнять ремонт СФТК

Ситуационная задача
Практическая работа
Выполнение практического задания
в рамках практик
Дифференцированный зачет
Экзамен

Экспертное наблюдение
Оценка выполнения производственных заданий в
рамках практик
Оценка процесса
Оценка результатов

40

5. Возможности использования данной программы для других ПООП
Программа профессионального модуля ПМ 01 «Выполнение штукатурных и декоративных работ»
может быть использована для обучения студентов по программе подготовки специалистов среднего звена
по специальности 08.02.01 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений», а также в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной
подготовке
по
профессиям
рабочих
19727
«Штукатур»

41

42


Наверх

На сайте используются файлы cookie. На сайте  осуществляется сбор персональных данных посредством метрических программ (Яндекс.Метрика). Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».