Положение о ситуационной помощи инвалидвам и МГН 2021

Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение Республики Хакасия
«Черногорский горно-строительный техникум»

Утверждено:
приказом директора
ГБПОУ РХ «Черногорский
горно-строительный техникум»
№ 902П от 29.12.2021г.

Положение
об оказании ситуационной помощи инвалидам, лицам с ограниченными
возможностями здоровья, лицам, относящимся к категории
маломобильных групп населения при посещении ими
ГБПОУ РХ «Черногорский горно-строительного техникум»

1.

Общие положения

1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом от
29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральным законом от
01.12.2014 № 419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской
Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о
правах инвалидов», Приказом Министерства образования и науки РФ от 09.11.2015 № 1309
«Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и
предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой
помощи», Методическими рекомендациями Общероссийской общественной организации
«Всероссийское общество инвалидов» «О потребностях в помощи различных групп
инвалидов при оказании услуг на объектах социальной инфраструктуры».
1.2. Настоящее положение устанавливает порядок организации и алгоритм оказания
ситуационной помощи инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья и
другим маломобильным группам населения, обеспечение условий для беспрепятственного
доступа указанных категорий посетителей в здание и помещения ГБПОУ РХ «Черногорский
горно-строительный техникум».
1.3. Для обеспечения избирательности мер социальной поддержки инвалидов и лиц с
ограниченными возможностями здоровья и других маломобильных групп населения, в
различных жизненных ситуациях ГБПОУ РХ «Черногорский горно-строительный техникум»
используется алгоритм оказания ситуационной помощи с опорой на буквенный кодификатор
категорий инвалидности, дифференцированный по преимущественному виду помощи, в
которой нуждается инвалид.
2. Буквенные коды и категории инвалидности, используемые понятия
2.1. В Положении используются следующие понятия:

ситуационная помощь - помощь, оказываемая ответственным лицом инвалиду и другим
маломобильным гражданам в целях преодоления барьеров, препятствующих ему получать
услуги, оказываемые организацией, наравне с другими лицами;

маломобильные граждане - лица с ограниченными возможностями здоровья (далее лица с ОВЗ), лица пенсионного возраста, граждане с малолетними детьми, в том числе
использующие детские коляски, беременные женщины, другие лица с ограниченными
способностями или возможностями самостоятельно передвигаться, ориентироваться,
общаться, вынужденные в силу устойчивого или временного физического недостатка
использовать для своего передвижения необходимые средства, приспособления и (или)
собак-проводников;

инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций
организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее
к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.
2.2. Для реализации ситуационной помощи каждой группе инвалидов нормативно
установлен код (буквенный), который позволяет систематизировать деятельность по
определению и предоставлению видов услуг инвалидам и видов помощи, предусмотренных
законодательством Российской Федерации.
2.3. Основные категории инвалидов, нуждающихся в ситуационной помощи представлены в
таблице 1.
Таблица 1. Основные категорий инвалидов, нуждающихся в ситуационной помощи
№
Код
Преимущественный вид помощи
Ситуационная помощь
1.
К — инвалид
Нуждается в частичном
Нуждается в помощи
передвигается в постороннем уходе и помощи, в т.ч. посторонних лиц
коляске
вне дома, в связи с выраженным
(персонала) при
ограничением способности к
передвижении вне дома
мобильности
2.
С — инвалид
Нуждается в частичном
Инвалид по зрению

слепой и
слабовидящий,
ограничен в
ориентации

3.

4.

5.

постороннем уходе и помощи и
(слепой). Нуждается в
сопровождении, в т.ч. вне дома, в
помощи (сопровождение)
связи со значительно выраженным и посторонних лиц
выраженным ограничением
(персонала) вне дома
способности к ориентации (слепые и
слабовидящие)
О
- с
Нуждается в
частичном
Нуждается в помощи
поражением
постороннем уходе и помощи, в т.ч. посторонних лиц
опорновне дома, в связи с выраженным
(персонала) в
двигательного
ограничением
самообслуживании и при
аппарата
способности к самообслуживанию и передвижениях вне дома
бытовой жизни
Г — инвалид
Нуждается в специализированной
При формальных
глухонемой или помощи (сурдопереводчика) при
взаимоотношениях вне
глухой
формальных взаимоотношениях
дома нуждается в услугах
(преимущественно вне дома) в связи сурдопереводчика
со значительно выраженным и
выраженным ограничением
способности к общению и личному
взаимодействию (глухонемые,
глухие)
У - инвалид
Составляют инвалиды с
сопровождение и помощь в
ограничен в
выраженными (тяжелые проблемы) ориентации (вход/выход);
общении
и
нарушениями умственных функций. ознакомление с
контроле за
При посещении учреждения
расположенной в
своим
здравоохранения инвалидам с кодом учреждении информацией;
поведением
«У» ситуационная помощь
помощь в заполнении
оказывается сопровождающим их
документов (уточнить
лицам сотрудником учреждения при информацию)
возникающих затруднениях
3. Организация работы с инвалидами и маломобильными гражданами
при посещении объектов техникума

3.1. В целях обеспечения беспрепятственного доступа на объекты техникума инвалидов,
лиц с ОВЗ и других маломобильных граждан, техникумом обеспечиваются условия в
соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными
правовыми актами.
3.2. Ответственные лица за оказание ситуационной помощи инвалидам и другим
маломобильным гражданам назначаются приказом директора техникума.
3.3. При нахождении инвалида, лиц с ОВЗ или маломобильного гражданина на территории,
в помещениях техникума ему оказывается ситуационная помощь:
при входе и выходе из здания;
при перемещении внутри здания, при подъеме и спуске с лестницы;
в гардеробе - помочь раздеться и одеться.
3.4. Директор, работники техникума при осуществлении должностных обязанностей, в том
числе при организации личного приема инвалидов, лиц с ОВЗ или других маломобильных
граждан, должны соблюдать требования настоящего Положения, а также Методических
рекомендаций «О потребностях в помощи различных групп инвалидов при оказании услуг на
объектах социальной инфраструктуры» Общероссийской общественной организацией
«Всероссийское общество инвалидов».
4.

Алгоритм оказания ситуационной помощи инвалидам

4.1. Действия сотрудника сторожа(дежурный) в техникуме при оказании ситуационной
помощи инвалиду или маломобильному гражданину:
4.1.1. При срабатывании кнопки вызова либо выявлении посетителя с ограничением
передвижения (на коляске, костылях, с тростью), в том числе по монитору транслирующего
устройства, выходит на улицу, открывает входные двери.
4.1.2. Оказывает помощь при входе в здание техникума.
4.1.3. Уточняет, в какой помощи нуждается инвалид или маломобильный гражданин, цель
посещения техникума.
4.1.4. Сообщает ответственному лицу за оказание ситуационной помощи о посещении
техникума инвалидом или маломобильным гражданином с ограничением передвижения.
4.1.5. До прибытия ответственного лица за оказание ситуационной помощи сотрудник сторож
(дежурный) направляет инвалида или маломобильного гражданина к месту ожидания и
обеспечивает его сопровождение до места ожидания следующими методами:
инвалиду с нарушением слуха ладонью указывается на место ожидания (приглашающий
жест) и предлагается сесть;
инвалиду с нарушением зрения сначала дается возможность сориентироваться в
пространстве. Необходимо прикоснуться к его плечу или руке, предложить пройти к месту
ожидания, сопровождая движение или поддержкой инвалида за локоть/руку, или направлять
его словами (немного левее, правее).
4.2. Действия ответственного лица при оказании ситуационной помощи инвалиду или
маломобильному гражданину:
4.2.1. При встрече с инвалидом или маломобильным гражданином ответственное лицо за
оказание ситуационной помощи должно:
а)
сообщить свою фамилию, имя, отчество, занимаемую должность и выяснить, по какому
вопросу обратился гражданин, рассказать об особенностях здания техникума, в том числе о
количестве этажей, наличии поручней, других приспособлений и устройств для инвалидов
применительно к его функциональным ограничениям, расположении санитарных комнат,
возможных препятствиях (барьерах) на пути и т.д.;
б)
сообщить о местах расположения должностных лиц, специалистов техникума, к
которым пришел гражданин, и местах их расположения в здании, в каком кабинете и к кому
обратиться по вопросам, которые могут возникнуть в ходе предоставления услуги.
4.2.2. При сопровождении инвалида или маломобильного гражданина к месту приема
ответственное лицо за оказание ситуационной помощи должно соблюдать следующие нормы:
а)
инвалиду с нарушением слуха, предлагается следовать за собой. Слова сопровождаются
доступными и понятными жестами. Указать рукой место, куда он может присесть;
б)
инвалиду с нарушением зрения необходимо предложить помощь по сопровождению,
поставить его в известность о наличии на объекте техникума информационных табличек,
изготовленных с использованием шрифта Брайля. Для ориентации лица с нарушением зрения
в здании техникума необходимо кратко описать местонахождение, характеризовать
расстояние до определенных предметов, своевременно предупредить о препятствиях:
ступенях, низких притолоках, трубах и т.п. Предложить незрячему самому выбрать, с какой
стороны ему удобно идти (обычно это свободная от трости сторона), при передвижении
поддерживать его рукой. При спуске или подъеме по ступенькам вести незрячего
перпендикулярно к ним и обязательно показать перила. Проходя двери или узкие проходы,
всегда идти впереди, рукой направляя инвалида так, чтобы он шел следом. В месте приема,
необходимо подвести инвалида к стулу и направить его руку на спинку стула;
в)
прием инвалида или маломобильного гражданина, испытывающего трудности при
передвижении осуществляется в холле либо ином помещении на первом этаже. При
сопровождении предлагается необходимая помощь, которая может быть оказана при
передвижении по зданию. Запрещается прикасаться к инвалидной коляске и менять ее
местоположение без согласия инвалида или маломобильного гражданина. При открытии
тяжелых дверей, при передвижении рекомендуется предложить помощь инвалиду или
маломобильному гражданину, пользующемуся инвалидной коляской или костылями.
Необходимо помнить, что инвалидные коляски быстро набирают скорость, и неожиданные

резкие повороты и толчки могут привести к потере равновесия и опрокидыванию инвалидной
коляски. Если существуют архитектурные барьеры, необходимо предупредить инвалида или
маломобильного гражданина об их наличии, чтобы указанное лицо имело возможность
принимать решения о траектории движения заранее;
г)
инвалиду с нарушениями интеллекта предлагается следовать за собой, перед ним
открывается дверь, и предлагается занять место посетителя.
4.2.3. В отношении лиц пенсионного возраста, граждан с малолетними детьми, в том числе
использующим детские коляски, ответственное лицо за оказание ситуационной помощи
должно уточнить у таких лиц, в какой помощи они нуждаются в целях беспрепятственного и
комфортного посещения техникума и при необходимости оказать требуемую помощь.
4.2.4. По окончании предоставления услуги (приема) ответственное лицо за оказание
ситуационной помощи помогает инвалиду или маломобильному гражданину выйти (выехать)
из кабинета (помещения), открывает двери, сопровождает гражданина до выхода из здания и
помогает покинуть техникум.
5. Общие правила этикета при общении с инвалидами и лицами с ОВЗ
5.1. При посещении техникума инвалидами и лицами с ОВЗ работникам техникума
необходимо соблюдать общие правила этикета при общении с указанными лицами в
зависимости от конкретной ситуации:
5.1.1. При разговоре с инвалидом или лицом с ОВЗ обращаться следует непосредственно к
нему, а не к сопровождающему, который присутствует при разговоре. При знакомстве с
инвалидом или лицом с ОВЗ рекомендуется пожать ему руку.
5.1.2. При встрече со слепым или слабовидящим лицом, необходимо назвать себя и других
присутствующих людей. При проведении общей беседы следует пояснять, к кому в данный
момент обращен разговор, и называть себя.
5.1.3. Если инвалиду или лицу с ОВЗ предлагается помощь, рекомендуется подождать, пока
указанное лицо ее примет или откажется от помощи, а в случае положительного ответа
спросить, что и как делать для оказания помощи.
5.1.4. При разговоре с инвалидом или лицом с ОВЗ, испытывающим трудности в общении,
необходимо внимательно слушать его, быть терпеливым и ждать, когда указанное лицо
самостоятельно закончит фразу.
5.1.5. При общении с лицом с нарушениями опорно-двигательного аппарата, пользующимся
инвалидной коляской или костылями, располагаться следует на одном зрительном уровне или
сразу в начале разговора сесть прямо перед ним.
5.1.6. При разговоре с инвалидом или лицом с ОВЗ с гиперкинезами (патологические внезапно
возникающие непроизвольные движения в различных группах мышц) не допускается
реагировать на непроизвольные движения указанного лица.
5.1.7. При общении с лицом, имеющим нарушение слуха, необходимо привлечь внимание
указанного лица движением руки. В процессе диалога с указанным лицом рекомендуется
смотреть прямо в глаза, говорить максимально четко, внятно произносить окончания слов,
предлоги и местоимения.
6. Организация личного приема инвалидов
6.1. Организация личного приема инвалида с кодом «Г».
6.1.1. Для привлечения внимания необходимо назвать инвалида по имени и отчеству, а, в
случае отсутствия реакции, слегка прикоснуться к его руке или привлечь внимание жестом
руки.
6.1.2. В случае сложностей с устным общением предлагается вести диалог в письменном виде.
6.1.3. В процессе диалога с посетителем с нарушением слуха следует смотреть прямо на него.
Не затемнять свое лицо, не загораживать его руками, волосами или какими-то предметами.
Посетитель с нарушением слуха должен иметь возможность следить за выражением лица
собеседника.
6.1.4. При общении говорить следует максимально четко, артикулируя и замедляя свой темп

речи, внятно произносить окончания слов, предлоги и местоимения, так как данная группа
лиц испытывает значительные затруднения в восприятии отдельных звуков. В диалоге
использовать простые фразы и избегать несущественных слов, при необходимости
перефразировать сообщение с использованием более простых синонимов, если собеседник не
понял информацию.
Если сотрудник сообщает информацию, которая включает в себя сложный термин,
рекомендуется для восприятия посетителем с нарушением слуха написать ее, или донести
любым другим способом, но так, чтобы она была точно понята.
6.1.5. При работе с данной группой посетителей возможно использовать язык жестов,
выражение лица и телодвижения для пояснения смысла сказанного. Если общение
происходит через сурдопереводчика, необходимо обращаться непосредственно к
собеседнику, а не к переводчику.
6.1.6. При возникновении необходимости ознакомления с документами, предоставляемыми
инвалидом, лицо, осуществляющее прием, комментирует документы, которые нужны для
решения вопроса, связанного с личным обращением инвалида. В случае предоставления
неполного комплекта документов, лицо, осуществляющее прием, в письменном виде
сообщает инвалиду перечень недостающих документов.
6.1.7. Необходимо соблюдать общие этические нормы общения с инвалидом, имеющим
нарушение слуха. Не указывается на грамматические ошибки, не делаются замечания по
устной речи.
6.2. Организация личного приема инвалида с кодом «С»
6.2.1. При общении необходимо учитывать постоянную необходимость инвалида в
ориентации в пространстве. Если лицо, осуществляющее прием, перемещается по кабинету
или покидает его - свои действия сопровождает голосом. Если в ходе личного приема
возникла необходимость приглашения других работников техникума, нужно представить их и
дать им возможность выразить голосом свое присутствие.
6.2.2. При возникновении необходимости ознакомления с документами, предоставляемыми
инвалидом, не нарушается порядок их расположения. Необходимо комментировать свои
действия и называть документы, которые нужны для решения вопроса, связанного с личным
обращением инвалида. В случае предоставления неполного комплекта документов
необходимо сообщить в письменном виде информацию о недостающих документах, а также,
по просьбе инвалида, записать информацию на его диктофон.
6.2.3. В случае необходимости подписи инвалида на документе лицо, осуществляющее прием,
читает его, убеждается в понятии инвалидом изложенной информации, а также предлагает
помощь в подписании документа - располагает документ под активную руку, направляет
указательный палец этой руки в место, где должна начаться подпись.
6.2.4. Необходимо соблюдать общие этические нормы общения с инвалидом, имеющим
нарушение зрения, - избегать излишней жестикуляции, в случае необходимости чтения
документа предупредить о начале действия, обеспечить отсутствие шумовых явлений в
кабинете (отключить или максимально снизить громкость сигналов телефонов, находящихся
в кабинете).
6.3. Организация личного приема инвалида с кодом «У»
6.3.1. При общении необходимо использовать конкретные формулировки, изложенные
доступным и понятным языком. Речь должна быть спокойной, без колебаний тембра и
скорости изложения информации. При возможности устная информация должна
сопровождаться иллюстративными или письменными материалами.
6.3.2. Запрещается перебивать, поправлять данное лицо и (или) договаривать фразу за ним.
Говорить следует только тогда, когда собеседник закончил формулировать свою мысль.
6.3.3. При разговоре рекомендуется смотреть в лицо собеседнику, поддерживать визуальный
контакт. В беседе стараться задавать вопросы, которые требуют коротких ответов или кивка
головы, подтверждающих, что информация воспринята и осмысленна. В случае, если фраза не
понятна, рекомендуется попросить собеседника повторить ее.
6.3.4. Необходимо не допускать ускорение разговора, так как лицу с интеллектуальными
нарушениями требуется большее количество времени для формирования высказывания.

Следует быть готовым к тому, что разговор с указанным лицом займет больше времени. При
возникновении проблем в устном общении необходимо предложить использовать другой
способ общения (например, написать, напечатать).
6.3.5. Необходимо соблюдать общие этические нормы общения с инвалидом, имеющим
интеллектуальные нарушения. Не указывается на грамматические ошибки, не делаются
замечания по устной речи.
6.4. По завершению личного приема, лицо осуществляющее прием, приглашает
ответственное лицо за оказание ситуационной помощи для сопровождения инвалида или
маломобильного гражданина до выхода из здания (территории) техникума.
7.

Заключительные положения

7.1. Ответственное лицо за оказание ситуационной помощи имеет право самостоятельно в
рамках своей компетенции принимать решения о видах и способах ситуационной помощи
инвалидам и другим маломобильным гражданам в зависимости от обстоятельств с учетом
требований настоящего Положения.
7.2. Работники техникума несут установленную законодательством ответственность, в том
числе дисциплинарную ответственность за несоблюдение либо ненадлежащее соблюдение
обязанностей, установленных настоящим Положением, при посещении техникума инвалидам
и другим маломобильными гражданами.
7.3. Сотрудники, сторожа(дежурные) обязаны соблюдать требования, установленные
настоящим Положением.

Приложение 1.

Общие правила этикета при общении с инвалидами, имеющими различные социальные
ограничения
При предоставлении услуг инвалидам и маломобильным гражданам необходимо
соблюдать следующие общие правила этикета при общении:
1 .Обращение к человеку:
когда вы разговариваете с инвалидом, обращайтесь
непосредственно к нему, а не к сопровождающему или сурдопереводчику, которые
присутствуют при разговоре.
2 . Пожатие руки: когда вас знакомят с инвалидом, вполне естественно пожать ему руку:
даже тем, кому трудно двигать рукой или кто пользуется протезом, вполне можно пожать руку
— правую или левую, что вполне допустимо.
3 .Называйте себя и других: когда вы встречаетесь с человеком, который плохо видит
или совсем не видит, обязательно называйте себя и тех людей, которые пришли с вами. Если у
вас общая беседа в группе, не забывайте пояснить, к кому в данный момент вы обращаетесь, и
назвать себя.
4 .Предложение помощи: если вы предлагаете помощь, ждите, пока ее примут, а затем
спрашивайте, что и как делать.
5 .Адекватность и вежливость: обращайтесь к взрослым инвалидам как к взрослым
здоровым людям, а не как к детям. Обращаться к ним по имени и на «ты» возможно только в
том случае, если вы хорошо знакомы и ваш собеседник позволяет вам такое обращение.
6 . Не опирайтесь на кресло-коляску: опираться или виснуть на чьей-то инвалидной
коляске - то же самое, что опираться или виснуть на ее обладателе, и это тоже может
раздражать. Инвалидная коляска - это часть неприкасаемого пространства человека, который
ее использует.
7 . Внимательность и терпеливость: когда вы разговариваете с человеком,
испытывающим трудности в общении, слушайте его внимательно. Будьте терпеливы, ждите,
когда человек сам закончит фразу. Не поправляйте его и не договаривайте за него. Никогда не
притворяйтесь, что вы понимаете, если на самом деле это не так. Повторите, что вы поняли,
это поможет человеку ответить вам, а вам — понять его.
8 .Расположение для беседы: когда вы говорите с человеком, пользующимся
инвалидной коляской или костылями, расположитесь так, чтобы ваши и его глаза были на
одном уровне, тогда вам будет легче разговаривать. Разговаривая с теми, кто может, читать по
губам, расположитесь так, чтобы на Вас падал свет, и Вас было хорошо видно, постарайтесь,
чтобы Вам ничего (еда, сигареты, руки), не мешало.
9 .Привлечение внимания человека: чтобы привлечь внимание человека, который плохо
слышит, помашите ему рукой или похлопайте по плечу. Смотрите ему прямо в глаза и
говорите четко, но имейте в виду, что не все люди, которые плохо слышат, могут читать по
губам.
10 . Не смущайтесь, если случайно допустили оплошность, сказав: «Увидимся» или «Вы
слышали об этом...?» тому, кто не может видеть или слышать.
Для обеспечения доступности услуг для инвалидов специалистам, непосредственно
оказывающим услуги, необходимо ориентироваться на социальные потребности и
особенности социально-бытовых ограничений инвалидов, возникающих в результате
заболевания. Главный принцип оказания помощи - не навредить в результате
непредусмотренных рисков и обстоятельств.
Сотрудники, непосредственно осуществляющие работу с инвалидами, должны
проходить инструктаж по обеспечению доступности для инвалидов услуг и объектов, на
которых они предоставляются, при приёме на работу в учреждении, при переводе на другую
должность, а также необходимо проходить повторный инструктаж один раз в три (один) года.
Относитесь к другому человеку, как к себе самому, точно так же его уважайте — и тогда
оказание услуги в учреждении и общение будут эффективными.
Приложение 2.
Правила этикета для лиц с разными расстройствами функций организма

Правила этикета при общении с инвалидами, испытывающими трудности при
передвижении:
• Помните, что инвалидная коляска — неприкосновенное пространство человека. Не
облокачивайтесь на нее и не толкайте. Начать катить коляску без согласия инвалида — то же
самое, что схватить и понести человека без его разрешения.
• Всегда спрашивайте, нужна ли помощь, прежде чем оказать ее инвалидам,
испытывающим трудность при передвижении, и предлагайте помощь, если нужно открыть
тяжелую дверь или пройти по ковру с длинным ворсом.
• Если ваше предложение о помощи принято, спросите, что нужно делать, и четко
следуйте инструкциям.
• Если вас попросили помочь инвалиду, передвигающемуся на коляске, сначала катите ее
медленно. Коляска быстро набирает скорость, и неожиданный толчок может привести к
потере равновесия.
• Всегда лично убеждайтесь в доступности мест, где запланированы мероприятия. Заранее
поинтересуйтесь, какие могут возникнуть проблемы или барьеры и как их можно устранить.
•
Не надо хлопать человека, находящегося в инвалидной коляске, по спине или по
плечу.
• Если возможно, расположитесь так, чтобы ваши лица были на одном уровне. Избегайте
положения, при котором вашему собеседнику нужно запрокидывать голову.
• Если существуют архитектурные барьеры, предупредите о них, чтобы человек имел
возможность принимать решения заранее.
• Помните, что, как правило, у людей, имеющих трудности при передвижении, нет
проблем со зрением, слухом и пониманием.
• Не думайте, что необходимость пользоваться инвалидной коляской — это трагедия. Это
способ свободного (если нет архитектурных барьеров) передвижения. Есть люди,
пользующиеся инвалидной коляской, которые не утратили способности ходить и могут
передвигаться с помощью костылей, трости и т.п. Коляски они используют для того, чтобы
экономить силы и быстрее передвигаться.
Правила этикета при общении с инвалидами, имеющими нарушение зрение или
незрячими:
• Оказывая свою помощь незрячему человеку, направляйте его, не стискивая его руку,
идите так, как вы обычно ходите. Не нужно хватать слепого человека и тащить его за собой.
• Опишите кратко, где вы находитесь. Предупреждайте о препятствиях: ступенях, лужах,
ямах, низких притолоках, трубах и т.п.
• Используйте, если это уместно, знакомые фразы, характеризующие цвет, расстояние,
окружающую обстановку. Делитесь эмоциональным воздействием от увиденного.
• Обращайтесь с собаками-поводырями не так, как с обычными домашними животными.
Не командуйте, не трогайте и не играйте с собакой-поводырем.
• Если вы собираетесь читать незрячему человеку, сначала предупредите его об этом.
Говорите обычным голосом.
• Если это важное письмо или документ, не нужно для убедительности давать его
потрогать. При этом не заменяйте чтение пересказом, не пропускайте информацию, если вас
об этом не попросят. Когда незрячий человек должен подписать документ, прочитайте его
обязательно полностью. Инвалидность не освобождает слепого человека от ответственности,
обусловленной законодательством.
• Всегда обращайтесь непосредственно к человеку, даже если он вас не видит, а не к его
зрячему сопровождающему.
• Всегда называйте себя и представляйте других собеседников, а также остальных
присутствующих. Если вы хотите пожать руку, скажите об этом.
• Когда вы предлагаете незрячему человеку сесть, не усаживайте его, а направьте его руку
на спинку стула или подлокотник. Не водите по поверхности его руку, а дайте ему
возможность свободно потрогать предмет. Если вас попросили помочь взять какой-то
предмет, не следует тянуть кисть слепого к предмету и брать его рукой этот предмет.
• Когда вы общаетесь с группой незрячих людей, не забывайте каждый раз называть того,

к кому вы обращаетесь.
• Не заставляйте вашего собеседника обращаться в пустоту: если вы перемещаетесь,
предупредите его об этом.
• Вполне допустимо употреблять слово «смотреть». Для незрячего человека это означает
«видеть руками», осязать.
• Избегайте расплывчатых определений и инструкций, которые обычно сопровождаются
жестами, выражений вроде «Стакан находится где-то там на столе». Старайтесь быть
точными: «Стакан посередине стола».
• Если вы заметили, что незрячий человек сбился с маршрута, не управляйте его
движением на расстоянии, подойдите и помогите выбраться на нужный путь.
• Оказывая помощь незрячему, двигайтесь не торопясь, и при спуске или подъеме по
ступенькам ведите незрячего перпендикулярно к ним. Не делайте рывков, резких движений,
предупреждайте о препятствиях.
Правила этикета при общении с инвалидами, имеющими нарушение слуха:
• Разговаривая с человеком, у которого плохой слух, смотрите прямо на него. Не
затемняйте свое лицо и не загораживайте его руками, волосами или какими-то предметами.
Ваш собеседник должен иметь возможность следить за выражением вашего лица.
• Существует несколько типов и степеней глухоты. Соответственно, существует много
способов общения с людьми, которые плохо слышат. Если вы не знаете, какой предпочесть,
спросите у них.
• Некоторые люди могут слышать, но воспринимают отдельные звуки неправильно. В
этом случае говорите более громко и четко, подбирая подходящий уровень. В другом случае
понадобится лишь снизить высоту голоса, так как человек утратил способность воспринимать
высокие частоты.
• Чтобы привлечь внимание человека, который плохо слышит, назовите его по имени.
Если ответа нет, можно слегка тронуть человека или же помахать рукой.
• Говорите ясно и ровно. Не нужно излишне подчеркивать что-то. Кричать, особенно в
ухо, тоже не надо.
• Если вас просят повторить что-то, попробуйте перефразировать свое предложение.
Используйте жесты.
•
Убедитесь, что вас поняли. Не стесняйтесь спросить, понял ли вас собеседник.
• Если вы сообщаете информацию, которая включает в себя номер, технический или
другой сложный термин, адрес, напишите ее, сообщите по факсу или электронной почте или
любым другим способом, но так, чтобы она была точно понята.
• Если существуют трудности при устном общении, спросите, не будет ли проще
переписываться.
• Не забывайте о среде, которая вас окружает. В больших или многолюдных помещениях
трудно общаться с людьми, которые плохо слышат. Яркое солнце или тень тоже могут быть
барьерами.
• Очень часто глухие люди используют язык жестов. Если вы общаетесь через
переводчика, не забудьте, что обращаться надо непосредственно к собеседнику, а не к
переводчику.
• Не все люди, которые плохо слышат, могут читать по губам. Вам лучше всего спросить
об этом при первой встрече. Если ваш собеседник обладает этим навыком, нужно соблюдать
несколько важных правил. Помните, что только три из десяти слов хорошо прочитываются.
• Нужно смотреть в лицо собеседнику и говорить ясно и медленно, использовать простые
фразы и избегать несущественных слов.
• Нужно использовать выражение лица, жесты, телодвижения, если хотите подчеркнуть
или прояснить смысл сказанного.
Правила этикета при общении с инвалидами, имеющими задержку в развитии и
проблемы общения, умственные нарушения:
•
Используйте доступный язык, выражайтесь точно и по сути дела.
• Избегайте словесных штампов и образных выражений, если только вы не уверены в том,
что ваш собеседник с ними знаком.

•
Не говорите свысока. Не думайте, что вас не поймут.
• Информируя об услугах, которые может получить клиент, рассказывайте все «по

шагам». Дайте вашему собеседнику возможность осмыслить каждый шаг после того, как вы
информировали его.
• Исходите из того, что взрослый человек с задержкой в развитии имеет определённый
опыт, как и любой другой взрослый человек.
• Если необходимо, используйте иллюстрации или фотографии. Будьте готовы повторить
несколько раз. Не сдавайтесь, если вас с первого раза не поняли.
• Обращайтесь с человеком с проблемами развития точно так же, как вы бы обращались с
любым другим. В беседе обсуждайте те же темы, какие вы обсуждаете с другими людьми.
Например, планы на выходные, отпуск, погоду, последние события.
•
Обращайтесь непосредственно к собеседнику, а не к его сопровождающему.
• Помните, что люди с задержкой в развитии дееспособны и могут подписывать
документы, контракты, голосовать, давать согласие на медицинскую помощь и т.д.
Правила этикета при общении с инвалидами, имеющими психические нарушения:
Психические нарушения — не то же самое, что проблемы с задержкой в развитии. Люди
с психическими проблемами могут испытывать эмоциональные расстройства или
замешательство, осложняющие их жизнь. У них свой особый и изменчивый взгляд на мир.
• Не надо думать, что люди с психическими нарушениями обязательно нуждаются в
дополнительной помощи и специальном обращении.
• Обращайтесь с людьми с психическими нарушениями как с личностями. Не нужно
делать преждевременных выводов на основании опыта общения с другими людьми с такой же
формой инвалидности.
• Не следует думать, что люди с психическими нарушениями более других склонны к
насилию. Это миф. Если вы дружелюбны, они будут чувствовать себя спокойно.
• Неверно, что люди с психическими нарушениями имеют проблемы в понимании или
ниже по уровню интеллекта, чем большинство людей.
• Если человек, имеющий психические нарушения, расстроен, спросите его спокойно, что
вы можете сделать, чтобы помочь ему.
• Не говорите резко с человеком, имеющим психические нарушения, даже если у вас есть
для этого основания.
Правила этикета при общении с инвалидом, испытывающим затруднения в речи:
• Не игнорируйте людей, которым трудно говорить, потому что понять их — в ваших
интересах.
• Не перебивайте и не поправляйте человека, который испытывает трудности в речи.
Начинайте говорить только тогда, когда убедитесь, что он уже закончил свою мысль.
• Не пытайтесь ускорить разговор. Будьте готовы к тому, что разговор с человеком с
затрудненной речью займет у вас больше времени. Если вы спешите, лучше, извинившись,
договориться об общении в другое время.
• Смотрите в лицо собеседнику, поддерживайте визуальный контакт. Отдайте этой беседе
все ваше внимание.
•
Не думайте, что затруднения в речи — показатель низкого уровня интеллекта
человека.
•
Старайтесь задавать вопросы, которые требуют коротких ответов или кивка.
• Не притворяйтесь, если вы не поняли, что вам сказали. Не стесняйтесь переспросить.
Если вам снова не удалось понять, попросите произнести слово в более медленном темпе,
возможно, по буквам.
• Не забывайте, что человеку с нарушенной речью тоже нужно высказаться. Не
перебивайте его и не подавляйте. Не торопите говорящего.
• Если у вас возникают проблемы в общении, спросите, не хочет ли ваш собеседник
использовать другой способ — написать, напечатать.
ИСПОЛЬЗУЙТЕ

ИЗБЕГАЙТЕ

слова и понятия, не создающие стереотипы:
Человек с инвалидностью

слов и понятий, создающих стереотипы:
Человек с ограниченными
возможностями. Больной, Искалеченный,
покалеченный, Неполноценный, калека, с
дефектом здоровья, с недостатком здоровья
При сравнении людей с инвалидностью и без инвалидности:
Не инвалид, человек без инвалидности
Нормальный / здоровый
Человек, использующий инвалидную коляску Прикованный к инвалидной коляске
Человек на коляске
Паралитик
Человек с парализованными ногами
Парализованный
«Колясочник» — приемлемо в среде общения
людей с инвалидностью
Врожденная инвалидность
Врожденный дефект (увечье) несчастье
Инвалид с детства
Страдает ДЦП
Имеет ДЦП (детский церебральный паралич) Болеет ДЦП
Человек (ребенок, дети) с ДЦП
«Дэцэпэшник»
Человек, перенесший полиомиелит / имеет
Страдает от полиомиелита / от последствий
инвалидность в результате...
полиомиелита
Человек, который перенес болезнь / стал
Жертва болезни
инвалидом в результате...
Человек с особенностями развития / с
Отсталый, умственно неполноценный, с
особенностями в развитии
задержкой/ отставанием в развитии, с
интеллектуальной недостаточностью, с
умственной отсталостью
Человек с ментальной инвалидностью, с
Имбецил, дебил
особенностями ментального развития
Ребенок с особенностями развития
Слабоумный, «тормоз», с задержкой/
отставанием в развитии
Дети с инвалидностью
Дети-инвалиды
Дети с особыми образовательными
Студент-инвалиды
потребностями
Человек с синдромом Дауна
С болезнью Дауна
Ребенок (дети) с синдромом Дауна
«Даун», «монголоид»
Человек с эпилепсией
«Даунята» (о детях с синдромом Дауна)
Эпилептик, припадочный
Страдающий эпилептическими припадками
Человек с особенностями психического
Псих, сумасшедший
развития
Люди с психиатрическими проблемами
Человек с особенностями душевного или
Душевнобольные люди, Люди с душевным
эмоционального развития
или эмоциональным расстройством
Незрячий, слабовидящий человек, с
Слепой, совершенно слепой
инвалидностью по зрению
Неслышащий/ глухой слабослышащий
Глухой как пень
человек, с инвалидностью по слуху,
Человек с нарушением слуха
пользующийся жестовой речью
Человек (ребенок) с остатками слуха
Глухонемой


Наверх

На сайте используются файлы cookie. На сайте  осуществляется сбор персональных данных посредством метрических программ (Яндекс.Метрика). Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».