РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ

Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение Республики Хакасия
«Черногорский горно-строительный техникум»

РАССМОТРЕНО
Педагогическим советом
ГБПОУ РХ «Черногорский
горно-строительный техникум»
Протокол от 15.06.2022г. № 5

УТВЕРЖДЕНО
приказом директора
ГБПОУ РХ
«Черногорский горно-строительный техникум»
№ 497 У от 15.06.2022г.
_______________Л.М. Ващенко

РАССМОТРЕНО
Советом обучающихся
Протокол от 15.06.2022г. № 10
РАССМОТРЕНО
Родительским советом
Протокол от 10.06.2022г. № 3

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГОУЧРЕЖДЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ
«ЧЕРНОГОРСКИЙ ГОРНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ ТЕХНИКУМ»

Черногорск, 2022г.

СОДЕРЖАНИЕ
Оглавление
.........................................................................................................................................................1
РАЗДЕЛ 1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ .......................................3
РАЗДЕЛ
2.
ОЦЕНКА
ОСВОЕНИЯ
ОБУЧАЮЩИМИСЯ
ОСНОВНОЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ В ЧАСТИ ДОСТИЖЕНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ
РЕЗУЛЬТАТОВ ...........................................................................................................................18
Приложение 1 к разделу 2. .........................................................................................................21
Приложение 2 к разделу 2. .........................................................................................................22
РАЗДЕЛ 3. ТРЕБОВАНИЯ К РЕСУРСНОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ
РАБОТЫ .......................................................................................................................................26
РАЗДЕЛ 4. КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫОшибка! Закладка
не определена.

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ
Название
Содержание
Наименование Рабочая программа воспитания
программы
Разработчик
Самарина Е.В., заместитель директора по УВР
Основания для Настоящая программа разработана на основе следующих
разработки
нормативно-правовых, подзаконных, локальных актов:
программы
 Конституция Российской Федерации;
 Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
 Федеральный Закон от 31.07.2020 № 304-ФЗ «О внесении
изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской
Федерации» по вопросам воспитания обучающихся» (далее-ФЗ304);
 Федеральный закон от 24.06.1999 N 120-ФЗ «Об основах
системы профилактики безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних»;
 Федеральный закон от 21.12.1996 N 159-ФЗ «О
дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения родителей»;
Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474
«О национальных целях развития Российской Федерации на
период до 2030 года»;
 Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474
«О национальных целях развития Российской Федерации на
период до 2030 года»;
 Указ Президента Российской Федерации от 02.07.2021 № 400
«О Стратегии национальной безопасности Российской
Федерации»,
 Указ Президента Российской Федерации от 09.05.2017 г. № 203
«О Стратегии развития информационного общества в Российской
Федерации на 2017 – 2030 годы»,
 распоряжение Правительства Российской Федерации от
12.11.2020 № 2945-р об утверждении Плана мероприятий по
реализации в 2021–2025 годах Стратегии развития воспитания в
Российской Федерации на период до 2025 года;
 Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 г. N 996-р
«Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на
период до 2025 года»;
 Распоряжение Правительства РФ от 29.11.2014 N 2403-р «Об
утверждении Основ государственной молодежной политики
Российской Федерации на период до 2025 года;
 Распоряжение Правительства РФ от 27 декабря 2018 г. № 2950р «Об утверждении Концепции развития добровольчества
(волонтерства) в РФ до 2025 г.»;
 Распоряжение Правительства РФ от 22.03.2017 № 520-р
«Концепция развития системы профилактики безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних на период до 2025 года»;
 Постановление Правительства РФ от 26 декабря 2017 г. № 1642
"Об утверждении государственной программы Российской
Федерации «Развитие образования»;

 Распоряжение Министерства просвещения Российской
Федерации от 25 декабря 2019 г. Р-145 «Об утверждении
методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для
организаций, осуществляющих образовательную деятельность по
общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и
программам среднего профессионального образования, в том
числе с применением лучших практик обмена опытом между
обучающимися»;
 Федеральный проект «Патриотическое воспитание граждан
Российской Федерации», утвержден президиумом Совета при
Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным
проектам в составе паспорта национального проекта
«Образование» (протокол от 29 октября 2020 года № 11);
 Федеральный проект «Молодые профессионалы» (Повышение
конкурентоспособности
профессионального
образования),
(приложение к протоколу заседания проектного комитета по
национальному проекту «Образование» от 07.12.2018г. № 3);
 Федеральный проект «Спорт – норма жизни» (Создание для
всех категорий и групп населения условий для занятий
физической культурой и спортом, массовым спортом, в том числе
повышение уровня обеспеченности населения объектами спорта, а
также подготовка спортивного резерва);
 Федеральный проект «Социальная активность», утвержден
решением президиума Совета при Президенте Российской
Федерации по стратегическому развитию и национальным
проектам 24 декабря 2018 года;
 Федеральный проект «Укрепление общественного здоровья»;
 Национальный проект «Экология», утвержден президиумом
Совета
при
Президенте
Российской
Федерации
по
стратегическому развитию и национальным проектам (протокол
от 24 декабря 2018 г. № 16);
 Национальный проект «Культура», утвержден президиумом
Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и
национальным проектам, протокол от 24.12.2018 №16);
 Национальный проект «Малое и среднее предпринимательство
и
поддержка
индивидуальной
предпринимательской
инициативы», утвержден президиумом Совета при Президенте РФ
по стратегическому развитию и национальным проектам
(протокол от 24 декабря 2018 г. № 16);
 Закон Республики Хакасия от 12.02.2020 № 01-ЗРХ «Об
утверждении стратегии социально-экономического развития
Республики Хакасия до 2030 года»;
 Закон Республики Хакасия от 08.07.2005 N 50-ЗРХ "О
профилактике
безнадзорности
и
правонарушений
несовершеннолетних в Республике Хакасия";
 Закон Республики Хакасия от 15 августа 2005 года N 55-ЗРХ
«О социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без
попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей»;
 Постановление президиума Правительства Республики Хакасия
от 10.12.2019г. № 179-п «О внедрении на территории Республики

Хакасия регионального стандарта кадрового обеспечения
промышленного (экономического) роста»;
 Региональный
проект Республики Хакасия «Социальная
активность», утвержден президиумом Совета развития при Главе
Республики Хакасия –Председателе Правительства Республики
Хакасия от «13» мая 2019 г. № 09;
 Региональный
проект
Республики Хакасия «Молодые
профессионалы
(Повышение
конкурентоспособности
профессионального образования)», утверждён президиумом
Совета развития при Главе Республики Хакасия – Председателе
Правительства Республики Хакасия от «13» мая 2019 г. № 09;
 Региональный проект Республики Хакасия «Спорт – норма
жизни», утвержден президиумом Совета развития при Главе
Республики Хакасия –Председателе Правительства Республики
Хакасия от «13» мая 2019 г. № 09;
 Региональный
проект Республики Хакасия «Укрепление
общественного здоровья» (Формирование системы мотивации
граждан к здоровому образу жизни, включая здоровое питание и
отказ от вредных привычек), утвержден президиумом Совета
развития при Главе Республики Хакасия –Председателе
Правительства Республики Хакасия от «13» мая 2019 г. № 09;
 Региональный
проект Республики Хакасия «Творческие
люди», утвержден президиумом Совета развития при Главе
Республики Хакасия – Председателе Правительства Республики
Хакасия от «13» мая 2019 г. № 09;
 Постановление Президиума Правительства Республики
Хакасия от 29.12.2021 № 205-п «Об утверждении региональной
программы «Развитие воспитания в Республике Хакасия на 2021–
2025 годы»;
 Государственная программа Республики Хакасия «Молодежь
Хакасии»,
утвержденная
постановлением
Правительства
Республики Хакасия от 28.10.2014 N 546 (с изменениями),
утвержденная постановлением Правительства Республики
Хакасия от 28.10.2014 N 546 (с изменениями);
 муниципальная программа «Молодежь города Черногорска на
2022 – 2024 годы», утвержден постановлением Главы города
Черногорск № 2423-П от 02.11.2021г.;
 Устав ГБПОУ РХ ЧГСТ, утвержден
постановлением
Правительством Республики Хакасия № 295 от 22.06.2015г. (с
изменениями);
 Программа воспитания и социализации обучающихся ГБПОУ
РХ ЧГСТ на 2020-2024гг. в ред. 01.09.2021г.
 ФГОС по специальностям и профессиям СПО
Цель программы Цель рабочей программы воспитания – личностное развитие
обучающихся и их социализация, проявляющиеся в развитии их
позитивных
отношений
к
общественным
ценностям,
приобретении опыта поведения и применения сформированных
общих компетенций квалифицированных рабочих, служащих/
специалистов среднего звена на практике
Сроки
3г. 10 м.
реализации
1г. 10м.

программы
Исполнители
программы

Директор, заместитель директора по УВР, классные руководители
(кураторы), мастера производственного обучения, преподаватели,
учебно-вспомогательный персонал, заведующие отделением,
педагог-психолог, педагог-организатор, социальный педагог,
преподаватель организатор ОБЖ, руководитель физвоспитания,
главный библиотекарь, воспитатель общежития, руководители
молодёжных объединений техникума, члены Совета техникума,
члены Совета обучающихся,
представители Родительского
комитета, Родительского совета, представители организаций работодателей
Данная рабочая программа воспитания разработана с учетом преемственности
целей и задач Примерной программы воспитания для общеобразовательных организаций,
одобренной решением Федерального учебно-методического объединения по общему
образованию (утв. Протоколом заседания УМО по общему образованию Минпросвещения
России № 2/20 от 02.06.2020 г.).
Воспитание в ГБПОУ РХ ЧГСТ рассматривается одним из ключевых факторов
социализации подрастающего поколения, освоения профессии как социальной функции,
самореализации в профессии, формирования конкурентоспособности специалиста и
достижения личностных результатов. Профессиональное
образование
- ведущая
опора социально-экономического развития и конкурентоспособности страны.
Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания
обучающихся» институализировал требования к организации и критерии оценки
воспитательной работы при разработке и реализации образовательных программ среднего
профессионального образования. Стратегические задачи профессионального воспитания и
социализации обучающихся профессиональных образовательных организаций решаются в
соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов
среднего профессионального образования (далее – ФГОС СПО), примерных основных
образовательных программ (далее – ОПОП) СПО и с учетом требований работодателей.
Однако в ситуации быстрых изменений характера и условий труда меняются и
возрастают требования со стороны работодателей к сотруднику: от него нужна большая
самостоятельность, способность регулировать собственную работу, знание основ тайм
менеджмента. Современный специалист среднего звена и высококвалифицированный
рабочий должен уметь принимать решения в критических ситуациях, решать
возникающие перед ним не только профессиональные, но и надпрофессиональные
проблемы. Помимо знаний, умений, практического опыта и профессиональных
компетенций непосредственными результатами профессионального образования могут
быть и различные интеллектуальные и личностные качества, и формирование
определенного мировоззрения в системе ценностей выпускника. Меняющиеся требования
работодателей находят свое отражение и в перечне общих компетенций ФГОС СПО.
Когнитивные навыки высокого порядка, социально-поведенческие навыки и способность
к адаптации, одинаково применяемые в различных профессиях, в том числе в
«профессиях будущего» – это все находит отражение в актуальных на настоящий момент
общих компетенциях.
В результатах процесса воспитания обучающихся заинтересованы все участники
образовательных отношений – обучающийся, семья, общество, экономика (предприятияработодатели), государство, социальные институты, поэтому для планирования
воспитательной работы используется согласованный образ результата – «Портрет
выпускника ПОО».
Портрет выпускника ПОО отражает:
 комплекс всех сформированных общих компетенций (ОК), определенных ФГОС

СОО;
 планируемых личностных результатов, заданных в форме базовой модели «Портрета
Гражданина России 2035 года», конкретизированных и определенных СПО ФГОС СПО.
Это и позволяет в определенной мере достичь универсальности разработанной
программы. Рабочая программа воспитания – это описание системы форм и способов
работы с обучающимися. Данный подход позволит на наш взгляд реализовать Программу
в соответствие с реальной деятельностью, которую профессиональная организация будет
осуществлять в сфере воспитания, а также в соответствии со спецификой конкретной
ОПОП.
Также внедрение Рабочей программы воспитания должно содействовать созданию
воспитывающей среды в организации, улучшению имиджа ПОО на муниципальном и
региональном уровне, расширению партнерских отношений с предприятиями,
социокультурными и спортивными учреждениями.
Для эффективной реализации вышеуказанных условий в воспитательном
пространстве
техникума организация воспитательной работы выстраивается на
соблюдении следующих принципов:

принцип вариативности образования, предполагающий гибкое реагирование
образовательного учреждения на изменение внешней среды и как следствие –
диверсификация профессиональных воспитательных программ, видов и форм воспитания;

непрерывности образования определяется преемственностью среднего
профессионального образования с другими образовательными уровнями;

принцип
необходимости
согласования
действий
всех
субъектов
образовательного пространства, направленный на развитие образовательного учреждения;

принцип личностной ориентированности организации воспитательного процесса
с учетом индивидуальных потребностей и возможностей обучающихся;

принцип интеллектуализации, суть которого в развитии у студентов системного
и профессионального мышления, умений поисково-исследовательской работы.
1.1. Цель и задачи программы воспитания
Общие компетенции являются самостоятельным результатом освоения основных
образовательных программ СПО. Эти компетенции рассматриваются как универсальные
по своему характеру, необходимые каждому современному человеку, независимо от его
общественного или профессионального статуса. Общие компетенции формируются не в
виде «преподавания» на предметно-содержательном уровне, а за счет их
систематического интегрирования в целостный образовательный процесс, через
содержание, технологии и средовые факторы, а также через планирование и организацию
внеучебной воспитательной деятельности обучающихся в процессе реализации
образовательной программы.
Таким образом, рабочая программа воспитания направлена, прежде всего, на
формирование у обучающихся общих компетенций и достижения личностных
результатов.
Главной задачей является создание организационно-педагогических условий в части
воспитания, личностного развития и социализации обучающихся в техникуме с учетом
получаемой квалификации на основе соблюдения непрерывности процесса воспитания в
сфере образования.
Достижению поставленной цели воспитания обучающихся будет способствовать
решение следующих основных задач:

формирование личности обучающегося, способной к принятию ответственных
решений, нравственному, гражданскому, профессиональному становлению, жизненному
самоопределению путем формирования общих компетенций, гражданского и
патриотического сознания;


формирование, сплочение и развитие студенческого коллектива, в том числе
посредством системной работы студенческого самоуправления и вовлечения студентов в
разнообразные коммуникативные ситуации;

формирование у обучающихся культуры здорового образа жизни, отношения к
сохранению собственного здоровья на основе воспитания психически здоровой,
физически
развитой
и
социально-адаптированной
личности,
профилактика
отклоняющегося поведения, правонарушений, наркомании;

создание условий для самореализации и развития каждого студента, становления
субъектной позиции с учетом индивидуально-психологических, возрастных особенностей
и персональных образовательных запросов, условий для социально значимой
деятельности студентов, направленных на получение их личностного и
профессионального опыта, развитие общих и профессиональных компетенций;

координация действий педагогов, семьи, других социальных институтов,
влияющих на развитие и воспитание студентов;

гуманизация и коррекция отношений между студентами и преподавателями
(мастерами, сотрудниками) колледжа;

защита прав и интересов студентов, обеспечение их безопасности, в том числе
цифровой;

создание условий для формирования правовой и финансовой грамотности;

создание условий для формирования у студентов предпринимательских
компетенций;

организация системной работы по повышению дисциплины, ответственности и
успеваемости студентов, формирование умения учиться самостоятельно;

формирование профессиональной идентичности (принятие себя как носителя
профессии, воспитание чувства принадлежности к профессиональному сообществу как к
макрогруппе);

формирование профессиональной ответственности (и перед обществом в целом и
перед профессиональным сообществом) и умения самооценки результатов своей
деятельности  создание условий для неприятия идеологии экстремизма и терроризма,
гармонизации межнациональных отношений, укоренённых в духовных и культурных
традициях многонационального народа Российской Федерации;

развитие социальной активности и инициативы обучающихся через формирование
готовности к добровольчеству (волонтёрству), творческой активности личности
обучающихся посредством вовлеченности в разнообразную культурно-творческую
деятельность;

воспитание толерантной личности обучающегося, открытой к восприятию других
культур независимо от их национальной, социальной, религиозной принадлежности,
взглядов, мировоззрения, стилей мышления и поведения.
Планомерная реализация поставленных задач позволяет организовать интересную и
событийно насыщенную жизнь обучающихся и педагогических работников, что является
эффективным способом профилактики антисоциального поведения обучающихся.
1.2. Уклад ГБПОУ РХ «Черногорский горно-строительный техникум»
Актуальность
развития
профессионального
образования
определяется
требованиями рынка труда к качеству труда, профессионализму рабочего и специалиста,
его социально-культурному статусу, уровню подготовки конкурентоспособного
работника, гибко реагирующего на запросы рынка труда, промышленных производств,
мелких, средних и крупных предприятий.
Именно в сфере профессионального
образования на современном этапе находится ключ к обеспечению устойчивого
социально-экономического роста Республики Хакасия.
«Черногорский горно-строительный техникум» получил статус лауреата

Национального конкурса «Лучшие техникумы РФ-2021» и является одной из ведущих
образовательных организаций республики Хакасия. Этот статус подтверждает успешный
профессиональный опыт выпускников техникума, а также многочисленные победители и
призеры профессиональных конкурсов, включая «WorldSkills Russia».
Техникум создан в 1945 году приказом Государственного комитета обороны СССР
от 15.05.1945 как Черногорский горный техникум.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 2413-р
техникум передан в ведение Республики Хакасия. Постановлением Правительства
Республики Хакасия от 09.11.2012 № 755 техникум реорганизован путем присоединения к
нему ГБОУ РХ НПО «Профессиональное училище № 8» и ГБПОУ РХ НПО
«Профессиональное училище № 17». Постановлением Правительства РХ от 22.06.2015 №
295 техникум переименован в ГБПОУ РХ «Черногорский горно-строительный техникум».
Постановлением Правительства РХ от 09.12.2019 № 616 техникум реорганизован путем
присоединения к нему ГБОУ РХ «Профессиональное училище № 15». Постановлением
Правительства РХ от 13.01.2022г. № 01 в состав техникума включен филиал в с. Белый
Яр.
Учредителем Техникума является Правительство Республики Хакасия. Полномочия
и функции учредителя осуществляет Министерство образования и науки Республики
Хакасия. Отдельные полномочия и функции учредителя в сфере управления и
распоряжения имуществом осуществляет Министерство имущественных и земельных
отношений Республики Хакасия.
Черногорский горно-строительный техникум располагается в городе Черногорске,
втором после республиканского центра городе Хакасии. Численность населения – 77631
человек (на 01.01.2022).
Основа экономики города — угольная промышленность, дающая 86 % удельного
веса в общем объёме производства: ООО «СУЭК-Хакасия» (разрез «Черногорский»)
(добыча каменного угля с самым низким содержанием азота в России), ООО «Угольная
компания «Разрез Степной» с обогатительной фабрикой, запущенной в 2011 году. Кроме
этих предприятий действуют: ОАО «Хакасский бентонит» (крупнейший российский
поставщик бентонитовых глин), ООО «Аргиллит» (добыча и переработка бентонитовой
глины), ООО «Авик» (крупнейшее в Хакасии предприятие по строительству и ремонту
дорог, тоннелей, мостов), ООО «Завод ЖБК-1 «Хакасия» (производство изделий из
бетона, гипса с 2011 года на базе бывшего завода железобетонных изделий), ЗАО
«Черногорский кирпичный завод» с проектной мощностью до 8 млн. штук кирпича в год,
ООО «Керамик» (все виды работ на строительном рынке), ООО «Новые строительные
технологии Сибири» (строительство быстровозводимых сооружений).
Техникум имеет три площадки – ул. Красных Партизан, 30; ул. Бограда, 104; ул.
Бограда, 106, общей площадью 5160,9 кв.м., а также три филиала – в г. Абаза. С. Бея, с.
Белый Яр. Практические занятия в техникуме организованы в оборудованных учебных
кабинетах- лабораториях, лабораториях, учебно-производственных мастерских. Техникум
располагает студенческим общежитием, количество мест в общежитии - 60.
Воспитательный процесс реализуется в стенах техникума - спортивных залах,
открытых спортивных площадках, музее, актовом зале, библиотеке и читальном зале,
учебных кабинетах при проведении кураторских часов, а также комнате отдыха
общежития. В техникуме ведется подготовка по 10 образовательным программам СПО
(6 специальностей и 4 профессий).
Наименование профессии/специальности
Код
Открытые горные работы
21.02.15
Обогащение полезных ископаемых
21.02.18
Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и 13.02.11

электромеханического оборудования (по отраслям)
Технология аналитического контроля химических соединений
18.02.12
Строительство и эксплуатация зданий и сооружений
08.02.01
Маркшейдерское дело
21.02.14
Мастер общестроительных работ
08.01.207
Мастер отделочных строительных и декоративных работ
08.01.25
Парикмахер
43.01.02
Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)
15.01.05 (ТОП-50)
На 01.09.2021г. численность обучающихся составила 1098 человек, из них очное
отделение – 865 обучающихся, из них по программам подготовки квалифицированных
рабочих (служащих) – 241 обучающийся; заочное отделение – 233 обучающихся. Из числа
обучающихся очного отделения 182 человека обучаются на внебюджетной основе.
Анализ контингента очного отделения на 01.09.2021г.
Всего
865
Девушки
223
Несовершеннолетние
504
Иногородние
338
Неполные семья (н/л)1,2
183
Многодетные (н/л)
154
Малообеспеченные семьи(н/л)
25
Обучающиеся, состоящие на профилактическом учете
9
Обучающиеся, проживающие в замещающих семьях
18
Выпускники детских домов, школ-интернатов
0
Состоящие на полном государственном обеспечении
15
ОВЗ
4
Инвалиды
4
в т.ч. дети-инвалиды
2
Воспитательный процесс в профессиональном образовательном учреждении имеет
свою специфику - воспитание в техникуме направлено на решение задач
профессиональной и социальной адаптации, формирование профессиональных качеств и
качеств обычного гражданина, лидерских качеств и т.д.
Учебный процесс и воспитание – единое целое. Профессиональное воспитание,
является сложным процессом воздействия на личность, на его мастерство и нравственный
облик. Оно способствует умственному развитию, охватывает всю совокупность элементов
обучения, воспитания и трудовой подготовки.
Процесс воспитания в техникуме основывается на следующих принципах
взаимодействия педагогических работников и обучающихся:

неукоснительное соблюдение законности и прав семьи и обучающегося,
соблюдения конфиденциальности информации об обучающемся и семье, приоритета
безопасности обучающегося при нахождении в техникуме;

ориентир на создание в техникуме психологически комфортной среды для каждого
обучающегося и взрослого, без которой невозможно конструктивное взаимодействие
обучающихся и педагогов;

реализация процесса воспитания главным образом через создание в техникуме
общностей, которые бы объединяли обучающихся и педагогов яркими и
содержательными событиями, общими позитивными эмоциями и доверительными
отношениями друг к другу;

организация основных совместных дел обучающихся и педагогов как предмета
совместной заботы;

системность, целесообразность и нешаблонность воспитания как условия его
эффективности.

Основными традициями воспитания в техникуме являются:

реализация воспитательной работы через проектную деятельность;

стержень годового цикла воспитательной работы - ключевые общетехникумовские
дела, через которые осуществляется интеграция воспитательных усилий педагогов и
обучающихся;

важной чертой каждого ключевого дела и большинства используемых для
воспитания других совместных дел педагогов и обучающихся является коллективная
разработка, коллективное планирование, коллективное проведение и коллективный анализ
их результатов;

в проведении общих дел отсутствует соревновательность между учебными
группами, поощряется конструктивное межгрупповое и межвозрастное взаимодействие
обучающихся, а также их социальная активность;

педагоги колледжа ориентированы на формирование коллективов в рамках
учебных групп, кружков, секций и иных объединений, на установление в них
доброжелательных и товарищеских взаимоотношений;

ключевой фигурой воспитания является руководитель группы, реализующий по
отношению к обучающимся защитную, личностноразвивающую, организационную и
посредническую функции.
В техникуме действует студенческое самоуправление, в центре которого –
координационный орган
- Центр студенческого самоуправления.
ЦСИ - это
инициативная деятельность студентов по решению жизненно важных вопросов по
организации обучения и досуга, обеспечения дисциплины. С 2020 года в техникуме
реализуется программа наставничества по модели «дети учат детей». Целью формы
наставничества «студент-студент»
является оказание разносторонней поддержки
обучающегося с особыми образовательными / социальными потребностями, либо
временная помощь в адаптации к новым условиям обучения. В рамках реализации проекта
осуществляется поддержка обучающегося как испытывающего затруднения в учебе,
коммуникации или адаптации в новом коллективе, так и одаренного, нуждающегося в
индивидуальной траектории обучения.
В техникуме созданы молодежные объединения и творческие коллективы, в которых
реализуются молодежные инициативы, выявляются и поддерживаются таланты и
дарования, развиваются индивидуальные творческие способности участников коллектива.
В техникуме организованы и работают кружки, секции, которые создают условия для
социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой
самореализации личности, развития общекультурных и коммуникативных компетенций.
На добровольной основе студентов с целью развития, поддержки и стимулирования их
научно-исследовательской деятельности, способствующей повышению качества
подготовки специалистов активно работает научное общество обучающихся «Поиск».
Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в рамках
следующих направлений воспитательной работы техникума, отраженных в Программе
воспитания и социализации ГБПОУ РХ ЧГСТ на 2020-2024гг.:
№
портф
еля

Направле
ние

Портф
ель 1

Гражданс
копатриотич
еское
направлен
ие

Цель

Создание условий для
успешной социализации и
самореализации
обучающихся,
демонстрирующих
сформированность общих
компетенций и личностных

Модули/подмодули

Модуль 1.1. Гражданскопатриотическое
воспитание
Подмодуль 1.1.1.
Патриотическое
воспитание, развитие
добровольчества

ЛР

ОК

ОК 04, ОК
05, ОК 06,
ОК 09
ЛР 1, ЛР 2,
ЛР 5, ЛР 6,
ЛР 7

Портф
ель 2

Развитие
карьеры
(професси
ональноориентиру
ющее
направлен
ие)

Портф
ель 3

Спортивн
ое и
здоровьео
риентиру
ющее
направлен
ие

Портф
ель 4

Экологиче
ское
направлен
ие

результатов через
приобщение к
общечеловеческим духовнонравственным и
традиционным национальным
ценностям, осознание
правовой, гражданской
ответственности,
антикоррупционного
поведения в масштабах
государства и готовности к
добровольческой
деятельности, укоренённых в
духовных, культурных,
традициях, семейных
ценностей
многонационального народа
Российской Федерации;
демонстрирующих
лояльность к установкам и
проявлениям представителей
субкультур, способность
отличать их от групп с
деструктивным и девиантным
поведение
Создание условий для
развития общих и
профессиональных
компетенций обучающихся,
направленных на развитие
социальной и
профессиональной
мобильности, непрерывного
профессионального роста,
обеспечивающего
конкурентоспособность
выпускников ГБПОУ РХ
ЧГСТ на рынке труда, их
эффективной самореализации
в современных социальноэкономических условиях
Формирование ценностного
отношения к здоровью, его
сохранению и укреплению,
потребности в здоровом
образе жизни и правомерном
поведении, активной
социальной и
профессиональной
деятельности; способности
сохранения психологической
устойчивости в меняющихся
ситуациях
Формирование мотивов,
потребностей и привычек
экологически
целесообразного поведения и
деятельности, развитие
стремлений к активной
деятельности по охране
окружающей среды.

Подмодуль 1.1.2.
Семейное воспитание

ЛР 5, ЛР 8,
ЛР 12

Модуль 1.2. Гражданско –
правовое воспитание
Подмодуль 1.2.1.Правовое
воспитание
Подмодуль 1.2.2
Профилактика
асоциального поведения
Модуль 1.3.
Культура
безопасного поведения

ЛР 2, ЛР 3,
ЛР 5, ЛР 7,
ЛР 8, ЛР 9,
ЛР 10
ЛР 2, ЛР 3,
ЛР 9
ЛР 2, ЛР 9,
ЛР 10

ЛР 4

ОК 01-11

Модуль 3.1. Физическое и
соматическое здоровье

ЛР 9

ОК 03, ОК
04, ОК 08

Модуль 3.2.
Психологическое
здоровье

ЛР 3, ЛР 9

ОК 01,ОК
03,ОК 04

ЛР 7, ЛР 10

ОК 04, ОК
06, ОК 07,
ОК 09

Портф
ель 5

Портф
ель 6

Портф
ель 7

Студенчес
кое
самоуправ
ление

Культурн
отворческо
е
направлен
ие

молодежн
ое
предприн
имательст
во
(бизнесориентиру
ющее
направлен
ие)

Создание и развитие
эффективной системы
студенческого
самоуправления техникума.
Внедрение модели
наставничества, содействие
развитию волонтерской
деятельности. Развитие
волонтерских инициатив,
содействие продуктивному
взаимодействию с
общественными
организациями.
Развитие творческой
активности личности
обучающихся в культурнотворческой деятельности
профессиональной
образовательной организации;
создание условий для
усвоения студентами
общеэстетических понятий и
основ эстетической культуры
Формирование финансовой
грамотности,
предпринимательских
компетенций у обучающихся
техникума

Модуль 5.1. Студенческие
инициативы

ЛР 2, ЛР 7

Модуль 5.2. Развитие
волонтерской
деятельности
Модуль 5.3
Наставничество

ЛР 2, ЛР 6
ЛР 2, ЛР 4

ОК 01-09

Модуль 6.1. Повышение
читательской активности

ЛР 4, ЛР 10,
ЛР 11

Модуль 6.2.Развитие
творческих способностей

ЛР 1, ЛР 2,
ЛР 4, ЛР 3,
ЛР 5, ЛР 8,
ЛР 9, ЛР 11

ОК 02, ОК
03, ОК 04,
ОК 05, ОК
06

ЛР 2, ЛР 4

ОК 03, ОК
04, ОК 09

ОК 01,ОК
02,ОК 03,
ОК 04 ОК
0
5, ОК 11

Программа воспитания и социализации основана на проектном подходе. Реализация
компетентностного подхода в воспитательной работе в сочетании с методом проектов
позволит сформировать у выпускников общие, профессиональные, в том числе
цифровые компетенции, личностные результаты и обеспечит эффективное поведение
выпускников техникума на рынке труда в современных социально-экономических
условиях.
Реализация ключевых компетентностей в измененном воспитательном пространстве
именно через проектную деятельность по развитию и совершенствованию уникального
набора качеств каждого обусловит готовность молодых людей успешно жить в
цифровом мире.
Проектная деятельность основанная, прежде всего, на развитии
самостоятельности обучающихся и гибкой организации процесса воспитания обеспечит
современные требования к развитию субъектной личности обучающихся с учетом их
индивидуальных интересов и способностей. ПВИС содержит целевые показатели и
индикаторы, позволяющие оценить эффективность ее реализации. Метод проектов в
воспитательной работе позволит оценить результативность и эффективность воспитания
обучающихся в процессе реализации проектов.
1.3. Планируемые результаты рабочей программы воспитания
Согласно Федеральному закону «Об образовании» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ (в
ред. Федерального закона от 31.07.2020 г. № 304-ФЗ) «воспитание – деятельность,
направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и
социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных
ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах
человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства

патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам
Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению,
взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям
многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде».
Формулировки личностных результатов рабочей программы воспитания
учитывают требования Закона в части формирования у обучающихся чувства
патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам
Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению,
взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям
многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде,
бережного отношения к здоровью, эстетических чувств и уважения к ценностям семьи.
Личностные результаты
Код
Общие компетенции
Код
реализации программы
личнос
ФГОС СПО
общих
воспитания
тных
компетенц
(дескрипторы)
результ
ий
атов
Осознающий себя гражданином
Проявлять
гражданско
ОК 06.
и защитником великой страны
патриотическую
позицию,
демонстрировать
осознанное
ЛР 1
поведение
на
основе
традиционных
общечеловеческих ценностей
Проявляющий
активную
Выбирать способы решения
ОК 01
гражданскую
позицию,
задач профессиональной
демонстрирующий
деятельности, применительно к
приверженность
принципам
различным контекстам.
честности,
порядочности,
открытости,
экономически
активный и участвующий в
Осуществлять поиск, анализ и
ОК 02
студенческом
и
интерпретацию информации,
территориальном
необходимой для выполнения
самоуправлении, в том числе на
задач профессиональной
условиях
добровольчества,
деятельности.
продуктивно
взаимодействующий
и
Планировать и реализовывать
ОК 03
участвующий в деятельности
собственное
профессиональное
общественных организаций
ЛР 2
и личностное развитие.

Работать в коллективе и
команде, эффективно
взаимодействовать с коллегами,
руководством, клиентами.

ОК 04

Использовать информационные
технологии в
профессиональной
деятельности.

ОК 09

Соблюдающий
нормы
правопорядка,
следующий
идеалам гражданского общества,
обеспечения безопасности, прав
и свобод граждан России.
Лояльный к установкам и
проявлениям
представителей
субкультур, отличающий их от
групп с деструктивным и
девиантным
поведением.
Демонстрирующий неприятие и
предупреждающий
социально
опасное поведение окружающих
Проявляющий
и
демонстрирующий уважение к
людям
труда,
осознающий
ценность собственного труда.
Стремящийся к формированию в
сетевой среде личностно и
профессионального
конструктивного
«цифрового
следа»

ЛР 3

ЛР 4

Демонстрирующий
приверженность
к
родной
культуре, исторической памяти
на основе любви к Родине,
родному народу, малой родине,
принятию
традиционных

ЛР 5

Работать в коллективе и
команде, эффективно
взаимодействовать с коллегами,
руководством, клиентами.
Осуществлять поиск, анализ и
интерпретацию информации,
необходимой для выполнения
задач профессиональной
деятельности.

ОК 04

Выбирать способы решения
задач профессиональной
деятельности, применительно к
различным контекстам.
Работать в коллективе и
команде, эффективно
взаимодействовать с коллегами,
руководством, клиентами.
Планировать и реализовывать
собственное профессиональное
и личностное развитие.
Осуществлять устную и
письменную коммуникацию на
государственном языке с
учетом особенностей
социального и культурного
контекста.
Содействовать сохранению
окружающей среды,
ресурсосбережению,
эффективно действовать в
чрезвычайных ситуациях.
Использовать информационные
технологии в
профессиональной
деятельности.
Использовать знания по
финансовой грамотности,
планировать
предпринимательскую
деятельность в
профессиональной сфере.
Работать в коллективе и
команде, эффективно
взаимодействовать с коллегами,
руководством, клиентами.
Осуществлять устную и
письменную коммуникацию на

ОК 01

ОК 02

ОК 04

ОК 03
ОК 05

ОК 07

ОК 09

ОК 11

ОК 04

ОК 05

ценностей многонационального
народа России

Проявляющий
уважение
людям старшего поколения
готовность
к
участию
социальной
поддержке
волонтерских движениях

к
и
в
и

Осознающий
приоритетную
ценность личности человека;
уважающий
собственную
и
чужую
уникальность
в
различных ситуациях, во всех
формах и видах деятельности.

Проявляющий
и
демонстрирующий уважение к
представителям
различных
этнокультурных,
социальных,
конфессиональных
и
иных
групп.
Сопричастный
к
сохранению, преумножению и
трансляции
культурных
традиций
и
ценностей
многонационального
российского государства
Соблюдающий
и
пропагандирующий
правила
здорового и безопасного образа
жизни,
спорта;
предупреждающий
либо
преодолевающий зависимости от
алкоголя, табака, психоактивных
веществ, азартных игр и т.д.
Сохраняющий психологическую
устойчивость
в
ситуативно
сложных
или
стремительно

ЛР 6

ЛР 7

ЛР 8

ЛР 9

государственном языке с
учетом особенностей
социального и культурного
контекста.
Проявлять
гражданско
патриотическую
позицию,
демонстрировать
осознанное
поведение
на
основе
традиционных
общечеловеческих ценностей
Работать в коллективе и
команде, эффективно
взаимодействовать с коллегами,
руководством, клиентами.
Проявлять
гражданско
патриотическую
позицию,
демонстрировать
осознанное
поведение
на
основе
традиционных
общечеловеческих ценностей
Выбирать способы решения
задач профессиональной
деятельности, применительно к
различным контекстам.
Работать в коллективе и
команде, эффективно
взаимодействовать с коллегами,
руководством, клиентами.
Работать в коллективе и
команде, эффективно
взаимодействовать с коллегами,
руководством, клиентами.
Осуществлять устную и
письменную коммуникацию на
государственном языке с
учетом особенностей
социального и культурного
контекста.
Выбирать способы решения
задач профессиональной
деятельности, применительно к
различным контекстам.
Использовать средства
физической культуры для
сохранения и укрепления
здоровья в процессе
профессиональной
деятельности и поддержания
необходимого уровня
физической подготовленности.

ОК 06

ОК 04

ОК 06

ОК 01

ОК 04

ОК 04

ОК 05

ОК 01

ОК 08

меняющихся ситуациях

Заботящийся
о
защите
окружающей среды, собственной
и чужой безопасности, в том
числе цифровой
ЛР 10

Проявляющий
уважение
к
эстетическим
ценностям,
обладающий
основами
эстетической культуры
ЛР 11

Принимающий
семейные
ценности, готовый к созданию
семьи и воспитанию детей;
демонстрирующий
неприятие
насилия в семье, ухода от
родительской ответственности,
отказа от отношений со своими
детьми и их финансового
содержания

ЛР 12

Использовать информационные
технологии в
профессиональной
деятельности.
Содействовать сохранению
окружающей среды,
ресурсосбережению,
эффективно действовать в
чрезвычайных ситуациях.
Использовать информационные
технологии в
профессиональной
деятельности.
Выбирать способы решения
задач профессиональной
деятельности, применительно к
различным контекстам.
Осуществлять поиск, анализ и
интерпретацию информации,
необходимой для выполнения
задач профессиональной
деятельности.
Планировать и реализовывать
собственное профессиональное
и личностное развитие.
Проявлять
гражданско
патриотическую
позицию,
демонстрировать
осознанное
поведение
на
основе
традиционных
общечеловеческих ценностей

ОК 09

ОК 07

ОК 09

ОК 01

ОК 02

ОК 03
ОК 06

Личностные результаты
реализации программы воспитания, определенные отраслевыми требованиями
к деловым качествам личности
Определены
Примерными
программами
воспитания
для
профессиональных образовательных организаций по УГПС и
методическими
рекомендациями
к
ним,
разработанные
Институтом изучения детства, семьи и воспитания РАО по
заданию Министерства просвещения РФ
Личностные результаты
реализации программы воспитания, определенные ключевыми работодателями
Определены по каждой профессии/специальности ключевыми
работодателями
Личностные результаты
реализации программы воспитания, определенные субъектами
образовательного процесса
Определены по каждой профессии/специальности субъектами

образовательного процесса
РАЗДЕЛ
2.
ОЦЕНКА
ОСВОЕНИЯ
ОБУЧАЮЩИМИСЯ
ОСНОВНОЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ В ЧАСТИ ДОСТИЖЕНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ
РЕЗУЛЬТАТОВ
Система мониторинга результатов освоения рабочей программы воспитания ключевая часть нового взгляда на систему воспитания. Она должна быть многосторонняя,
каждый, кто участвует должен видеть свою миссию, свои результаты, а также общее
состояние системы воспитания в техникуме.
Сегодня именно формирование личностных результатов, формирование чувств и
отношений является основной задачей воспитательного процесса.
Портрет выпускника техникума включает в себя все те личностные результаты,
которыми должен обладать выпускник. Цель воспитания - это те изменения в личности
обучающихся, которые педагоги стремятся получить в процессе реализации своей
воспитательной деятельности. Это ожидаемый, планируемый результат воспитательной
деятельности.
Результат воспитания – это те изменения в личностном развитии обучающихся,
которые педагоги получили в процессе их воспитания.
Особенности результатов воспитания:
 Результаты воспитания всегда нечетки и до конца не определены;
 Результаты воспитания никогда не будут конечными;
 Результаты воспитания – оценка динамики развития личности.
Ключевая роль в воспитании и оценке его результатов принадлежит куратору
учебной группы и реализуется в единстве учебной и внеучебной деятельности, условия
образования не ограничиваются стенами техникума, активно используются возможности
социального партнёрства, социокультурной среды города, республики.
Система контроля и оценки результатов освоения рабочей программы воспитания
определяется
настоящей программой, Положением о мониторинге качества
воспитательной деятельности в ГБПОУ РХ ЧГСТ, Порядком проведения мониторинга
динамики личностных результатов обучающихся ГБПОУ РХ ЧГСТ, Положением о
кураторах (классных руководителях) учебных групп ГБПОУ РХ ЧГСТ, Положением о
портфолио обучающихся ГБПОУ РХ ЧГСТ.
Оценка результатов реализации рабочей программы осуществляется в двух
направлениях:

личностный и профессиональный рост обучающихся: эффективность проводимых
мероприятий, направленных на повышение степени социализированности обучающихся;
сформированность социокультурных навыков, сформированность профессиональных
компетенций;

наличие условий в образовательной организации условий для организации
воспитательного процесса обучающихся: формирование воспитательного пространства и
развитие образовательной (воспитательной) среды.
Оценка достижения результатов воспитательной деятельности на личностном
уровне проводится педагогами в рамках оценочных процедур в открытой и закрытой
форме.

Инструментом для сбора данных в закрытой форме является наблюдение за
поведением, опросы, анкетирование родителей.

В открытой форме - методики диагностики ценностно-смысловой сферы личности
и методики самооценки, данные об успешной учебной деятельности, отзыв руководителя
практической подготовки обучающегося, контент-анализ портфолио достижений
обучающегося, мониторинг.

Оценка достижения результатов воспитательной деятельности на личностном
уровне проводится педагогами проводится самим обучающимся в форме самоанализа. В
течение учебного года обучающийся фиксирует в портфолио свои результаты по
дисциплинам и проектной деятельности, участию в конкурсах, олимпиадах,
конференциях, занятиям в кружках и секциях, описывает участие в различных
мероприятиях. В конце учебного года обучающийся проводит самоанализ собственных
планов, интересов, итогов года, сопоставляет задачи с результатом и делает выводы,
сравнивает результаты текущего учебного года с предыдущими, и видит свои достижения,
свой рост. Куратор сравнивает самоанализ обучающегося со своими наблюдениями, с
результатами предыдущих лет. Таким образом, он прослеживает динамику личностных
изменений студента: остается ли он на прежних позициях или его размышления,
стремления, взгляды меняются.
Методы и формы оценки результатов реализации рабочей программы в части
динамики ЛР обучающихся
№ Метод
Форма
Ответств Документ
Периодичность
енный
1. Наблюдени Индивидуальная,
Куратор
Дневник пед.
Постоянно
е, беседа
групповая
наблюдений
2. Анализ
Индивидуальная,
Куратор
Анализ
Согласно Порядка
результатов групповая
деятельности
проведения
различных
обучающихся
мониторинга
видов
динамики
деятельност
личностных
и
результатов
обучающихся
ГБПОУ РХ ЧГСТ
3. Опросные
Опросники
Куратор
Справка
Согласно Порядка
методы
сформированност
проведения
социокультурных и
мониторинга
профессиональных
динамики
компетенций
личностных
результатов
обучающихся
ГБПОУ РХ ЧГСТ
4. КонтентСамоанализ
Обучающ
Раз в год
анализ
ийся
Форма аттестации по рабочей программе воспитания
№ Метод
Ответстве Документ
периодичность
нный
1.
Контент-анализ Куратор, Портфолио достижений
Раз в год (июнь)
обучающ обучающегося
ийся
2.
Наблюдение,
Куратор
Ведомость результатов освоения Раз в год (июнь)
анализ данных
ЛР обучающимися с критериями
оценивания (Приложение 1,2)
№

Метод

Оценка результативности воспитательной работы с группой
Ответстве Итоговый документ
Периодичность
нный

1.

Анализ
деятельности

Куратор

2.

Сбор
статистических
данных

Куратор

Аналитический отчет по
воспитательной работе с группой

По итогам 1
полугодия
(декабрь), по итогам
учебного года
(июнь)
Раз в год (июнь)

Таблица «Оценка
результативности
воспитательной работы»
(Приложение 3)
Результаты
оценки
динамики личностных результатов
и оценки
результативности воспитательной работы с группой куратор использует при
составлении календарного плана воспитательной работы с учебной группой.

Приложение 1 к разделу 2.
Ведомость
результатов освоения ЛР обучающимися
20__/20__ учебный год
Специальность/профессия
_____________________________________________
группа ____________
№ ФИО
ЛР
обучающегося 1

ЛР
2

ЛР
3

ЛР
4

ЛР
5

ЛР
6

ЛР
7

ЛР
8

ЛР
9

ЛР
10

ЛР
11

ЛР
12

1.
2.
3.
4.
При оценке динамики ЛР может использоваться шкала оценки «Освоил», «Не освоил»/ «+», «-»
При определении динамики ЛР куратор сравнивает результаты с самоанализом обучающегося, с результатами предыдущих лет.

Приложение 2 к разделу 2.
код
ЛР 1.

ЛР 2.

ЛР 3.

Комплекс критериев оценки ЛР обучающихся
личностный результат
критерий оценки
(дескриптор)
Осознающий себя гражданином и 
проявление
мировоззренческих
защитником великой страны
установок на готовность молодых людей к
работе
на благо Отечества;

осознание
ценности чести и
достоинства человека, готовность
их
защищать;
Проявляющий
активную 
сформированность
объективной
гражданскую
позицию, оценки
значимости
гражданской
демонстрирующий приверженность ответственности в системе государственных
принципам честности, порядочности, ценностей;
открытости, экономически активный 
демонстрация осознанного выбора,
и участвующий в студенческом и самостоятельности и ответственности в
территориальном самоуправлении, в принятии
решений,
стремление
к
том
числе
на
условиях саморазвитию и самосовершенствованию во
добровольчества,
продуктивно всех сферах жизни;
взаимодействующий и участвующий 
демонстрация лидерских качеств,
в
деятельности
общественных готовности
к
продуктивному
организаций
взаимодействия, сотрудничеству;

сформированность и проявление
гражданской позиции;

проявление социальной активности,
участие в студенческом самоуправлении;
Соблюдающий нормы правопорядка, 
проявление правовой активности и
следующий идеалам гражданского навыков правомерного поведения, уважения
общества, обеспечения безопасности, к Закону;
прав и свобод граждан России.

демонстрация
навыков
противодействия коррупции;
Лояльный
к
установкам
и 
отсутствие
фактов
проявления
проявлениям
представителей идеологии терроризма и экстремизма среди
субкультур, отличающий их от групп обучающихся;
с деструктивным и девиантным 
отсутствие социальных конфликтов
поведением.
среди
обучающихся,
основанных
Демонстрирующий неприятие и на межнациональной, межрелигиозной
предупреждающий
социально почве;
опасное поведение окружающих

демонстрация навыков социальноактивного поведения, уважения к другим
людям, их правам и свободам;

оценка своих действий, в т.ч.
высказываний, и оценке их влияния на
других людей;

препятствие
действиям,
направленным на ущемление прав или
унижение достоинства (в отношении себя
22

ЛР 4.

ЛР 5.

ЛР 6.

ЛР 7.

или других людей);
Проявляющий и демонстрирующий 
демонстрация интереса к будущей
уважение
к
людям
труда, профессии;
осознающий ценность собственного 
ответственность за результат учебной
труда.
деятельности
и
подготовки
к
профессиональной деятельности;

проявление свободы выбора и
самостоятельности в принятии решений;

проявление
стремления
к
саморазвитию и самосовершенствованию во
всех сферах жизни;

проявление
экономической
и
финансовой
культуры,
экономической
Стремящийся к формированию в грамотности,
а
также
собственной
сетевой
среде
личностно
и адекватной позиции по отношению к
профессионального конструктивного социально-экономической
«цифрового следа»
действительности;

проявление готовности к освоению
новых форм трудовой деятельности;

проявление культуры потребления
информации,
умений
и
навыков
пользования
компьютерной
техникой,
навыков отбора и критического анализа
информации, умения ориентироваться в
информационном пространстве;

позиционирование себя в сети как
результативный
и
привлекательный
участник трудовых отношений;
Демонстрирующий приверженность 
проявление интереса к изучению и
к родной культуре, исторической освоению культурных традиций России,
памяти на основе любви к Родине, Хакасии, русского и родного языка;
родному народу, малой родине, 
проявление заботы о сохранении
принятию традиционных ценностей исторического и культурного наследия
многонационального народа России
России и республики;

проявление осознанной позиции по
отношению к событиям прошлого и
настоящего на основе осознания и
осмысления истории, духовных ценностей и
достижений нашей страны;
Проявляющий уважение к людям 
проявление
добровольческой
старшего поколения и готовность к инициативы по поддержки инвалидов и
участию в социальной поддержке и престарелых
граждан
и
других
волонтерских движениях
маломобильных групп населения;

проявление
добровольческой
инициативы в отношении социально
незащищенных групп населения;

участие в реализации социальнозначимых программ, проектов и работе
молодежных объединений;
Осознающий
приоритетную 
признание
ценности
жизни
и
ценность
личности
человека; уважение личности другого человека, его
23

ЛР 8.

ЛР 9.

уважающий собственную и чужую прав и свобод, не ущемляющих права и
уникальность
в
различных свободы других людей;
ситуациях, во всех формах и видах 
демонстрация уважения к правам и
деятельности.
свободам человека, в том числе с
особенностями развития;

демонстрация
навыков
межличностного
делового
общения,
социального имиджа;

проявление эмпатии и поддержки;

появление готовности к рефлексии
своих действий, высказываний и оценке их
влияния на других людей; внутренний
запрет на физическое и психологическое
воздействие на другого человека;
Проявляющий и демонстрирующий 
демонстрация
уважения
к
уважение
к
представителям этнокультурным,
религиозным
правам
различных
этнокультурных, человека;
социальных, конфессиональных и 
проявление готовности к общению и
иных групп.
взаимодействию
с
людьми
разной
Сопричастный
к
сохранению, этнической, религиозной принадлежности и
преумножению
и
трансляции в многообразных обстоятельствах;
культурных традиций и ценностей 
проявление уважения к обычаям и
многонационального
российского традициям народов России и других
государства
государств,
способности
к
межнациональному
и
межконфессиональному согласию;

участие в культурно-исторических
мероприятиях, мероприятиях по созданию,
сохранению
объектов
декоративноприкладного и
иных форм народного
творчества;

участие
в
краеведческих
мероприятиях, музейной работе;
Соблюдающий и пропагандирующий 
демонстрация навыков здорового
правила здорового и безопасного образа жизни и высокий уровень культуры
образа
жизни,
спорта; здоровья; внутренняя
установка на
предупреждающий
либо активное здоровьесбережение;
преодолевающий зависимости от 
демонстрация
ценностного
алкоголя, табака, психоактивных отношения к сохранению и укреплению
веществ, азартных игр и т.д.
собственного
здоровья;
поддержание
необходимого
уровня
физической
Сохраняющий
психологическую подготовленности;
устойчивость в ситуативно сложных
или
стремительно
меняющихся •
положительная
динамика
в
ситуациях
организации собственной деятельности по
результатам самооценки, самоанализа и
коррекции ее результатов;

оценивающий
возможные
ограничители
свободы
своего
профессионального
выбора,
предопределенные психофизиологическими
24

ЛР 10.

Заботящийся о защите окружающей
среды,
собственной
и
чужой
безопасности,

в том числе цифровой

ЛР 11.

Проявляющий
уважение
к
эстетическим
ценностям,
обладающий основами эстетической
культуры

ЛР 12.

Принимающий семейные ценности,
готовый к созданию семьи и
воспитанию
детей;
демонстрирующий
неприятие
насилия
в
семье,
ухода
от
родительской
ответственности,
отказа от отношений со своими
детьми и их финансового содержания

особенностями или состоянием здоровья,
мотивированный к сохранению здоровья в
процессе профессиональной деятельности;

демонстрация умений и навыков
разумного
природопользования,
экологически целесообразного поведения;

демонстрация
нетерпимого
отношения к действиям, приносящим вред
экологии, понимание зависимости своей
жизни и здоровья от экологического
благополучия;

демонстрация уважения к жизни во
всех ее
проявлениях, признание ее наивысшей
ценностью;

демонстрация
навыков
сетевой
коммуникации на основе правил сетевой
культуры, сетевой этики, требований к
информационной безопасности;

отсутствие фактов деструктивного
поведения в сетевом пространстве;

демонстрация интереса к участию и
проведению
мероприятий
культурной
направленности
(концерты,
конкурсы,
фестивали, выставки и другие события)

способность творчески, креативно
мыслить;

проявление ценностного отношения
к культуре и искусству, к культуре речи и
культуре поведения, к красоте и гармонии;

принятие
и
демонстрация
традиционных
семейных
ценностей
многонационального народа России,

демонстрация
ответственного
отношения к созданию и сохранению семьи
на основе осознанного принятия ценностей
семейной
жизни
и
ответственного
родительства;

демонстрация неприятия к социально
опасному поведению окружающих и
предупреждение подобного поведения;

осознание ответственности за выбор
и последствия своих действий;

25

Приложение 3 к разделу 2.
Таблица «Оценка результативности воспитательной работы»
№

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
1

Показатель

Единица
измерен
ия1
личностный и профессиональный рост обучающихся
Списочный состав
Ед.
Доля обучающихся, не пропускающих занятия без уважительной причины
%
Средний балл освоения ОПОП по итогам учебного года
1,0-5,0
балл
Доля обучающихся, получающих повышенную стипендию
%
Доля обучающихся, получающих именную стипендию, премию
%
Доля обучающихся, участвовавших в предметных олимпиадах
%
Количество победителей и призеров в предметных олимпиадах
Ед.
Количество участников научно-практических конференций
Ед.
Количество опубликованных обучающимися статей
Ед.
Доля обучающихся, участвовавших в гражданско-патриотических мероприятиях
%
Количество победителей и призеров в гражданско-патриотических конкурсах
Ед.
Доля обучающихся, вовлеченных в добровольческую деятельность
%
Доля обучающихся от общего числа студентов, принявших
%
участие в мероприятиях по повышению правой грамотности
Количество победителей и призеров в конкурсах по направлению «по повышение правой
грамотности»
Количество фактов экстремизма, психического и физического насилия, а также конфликтов на
Ед.
межнациональной и межрелигиозной почве
Количество обучающихся, совершивших правонарушения экстремисткой и террористической
Ед.
направленности, а также на межнациональной и межрелигиозной почве
Доля обучающихся от общего числа студентов, принявших
%
участие в мероприятиях по профилактике асоциального поведения
Количество обучающихся, понесших дисциплинарное взыскание за нарушение локальных актов ОО
Ед.
Доля обучающихся, состоящих на различных видах профилактического учёта
%
Количество обучающихся, совершивших правонарушение
Ед.
Количество обучающихся с выявленным фактом немедицинского потребления наркотических и
Ед.

Значение показателя
1 курс
2 курс

3 курс

4 курс

Показатель в % высчитывается от общей численности обучающихся в группе

26

22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.

психотропных веществ
Доля обучающихся, снятых с профилактического учёта в связи с исправлением
Доля обучающихся, участвовавших в мероприятиях направления «Культура безопасного
поведения»
Количество победителей и призеров в мероприятиях направления «Культура безопасного
поведения»
Доля обучающихся с осознанным выбором пути будущего профессионального развития
Доля обучающихся, получивших оценку «отлично» и положительный отзыв работодателя по
преддипломной практике
Доля обучающихся получивших минимальный разряд при сдаче квалификационного экзамена по
модулю выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих
Доля обучающихся получивших повышенный разряд при сдаче квалификационного экзамена по
модулю выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих
Доля обучающихся, сдавших демонстрационный экзамен на «хорошо», «отлично»
Доля обучающихся, сдавших демонстрационный экзамен на «удовлетворительно»
Доля участников профессиональных состязаний и иных мероприятий на внутритехникумовском
уровне
Доля участников профессиональных состязаний и иных мероприятий на городском,
республиканском, всероссийском, международном уровне
Доля победителей и призеров профессиональных состязаний
Доля участников чемпионата WSR
Доля победителей и призеров чемпионата WSR
Количество обучающихся, выполнивших нормативы испытаний (тестов) Всероссийского
физкультурно- спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО)
Доля обучающихся, систематически занимающихся физической культурой и спортом
Доля обучающихся, вовлеченных в мероприятия здоровьеориентирующего направления
Количество победителей и призеров в конкурсах по здоровьеориентирующему направлению
Доля обучающихся, успешно прошедших профессиональную адаптацию (для 1 курса) и не
испытывающих затруднения в учебном процессе
Доля обучающихся с высоким уровнем мотивации
Доля обучающихся, вовлеченных в экологическую деятельность
Количество победителей и призеров в мероприятиях по направлению «Экология»
Количество обучающихся, вовлечённых в различные формы наставничества в качестве наставников
Количество обучающихся, вовлечённых в различные формы наставничества в качестве наставляемых
Количество разработанных обучающимися социально-значимых проектов
Количество реализованных обучающимися социальных инициатив
Доля обучающихся, вовлеченных в волонтерскую деятельность

%
%
Ед.
%
%
%
%
%
%
%
%
%
%
%
Ед.
%
%
Ед.
%
%
%
Ед.
Ед.
Ед.
Ед.
Ед.
%

27

49.
50.
51.
52.
53.

54.
55.
56.
57.
58.
59.
60.
61.
62.
63.
64.
65.

Доля обучающихся, участвовавших творческих конкурсах и мероприятиях
%
Количество победителей и призеров в творческих конкурсах
Ед.
Доля обучающихся, участвовавших в мероприятиях по направлению «предпринимательство (бизнес- %
ориентирующее направление)»
Количество разработанных и реализованных бизнес-проектов
Ед.
Количество победителей и призеров в конкурсах по направлению «предпринимательство (бизнесЕд.
ориентирующее направление)»
наличие условий в образовательной организации условий для организации воспитательного процесса обучающихся
Количество воспитательных мероприятий внутритехникумовского уровня, в которых участвовали Ед.
обучающиеся
Количество воспитательных мероприятий внутритехникумовского уровня, в которых участвовали
Ед.
более половины обучающихся группы
Количество общетехникумовских ключевых событий, в которых участвовали обучающиеся
Ед.
Количество воспитательных мероприятий муниципального, республиканского, всероссийского, Ед.
международного уровня, в которых участвовали обучающиеся
Доля обучающихся, охваченных кружковой деятельностью на базе ОО
%
Доля обучающихся, участвующих в работе молодежных объединений на базе ОО
%
Доля обучающихся, занимающихся в спортивных секциях на базе ОО
%
Количество обучающихся, вовлеченных в деятельность органов самоуправления
Ед.
Доля обучающихся, принявших участие в добровольном социально-психологическом тестировании
%
на раннее выявление немедицинского потребления наркотических и психотропных веществ
Доля положительных отзывов обучающихся по результатам опроса «Удовлетворённость
%
обучающихся воспитательным процессом»
Доля положительных отзывов родителей (законных представителей) по результатам опроса
%
«Изучение удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения»
Доля положительных отзывов педагогов по результатам опроса «Изучение удовлетворенности
%
педагогов работой в техникуме»

Динамика может иметь положительный или отрицательный характер, либо отличаться инертностью, устойчивостью исследуемых
показателей.
1.
Положительная динамика (тенденция повышения уровня нравственного развития обучающихся) — увеличение значений выделенных
показателей воспитания обучающихся на интерпретационном этапе по сравнению с результатами контрольного этапа исследования (диагностический).
2.
Инертность положительной динамики подразумевает отсутствие характеристик положительной динамики и возможное увеличение
отрицательных значений показателей воспитания обучающихся на интерпретационном этапе по сравнению с результатами контрольного этапа
исследования (диагностический).
3.
Устойчивость (стабильность) исследуемых показателей духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся на
интерпретационном и контрольным этапах исследования.

28

РАЗДЕЛ
3.
ТРЕБОВАНИЯ
К
РЕСУРСНОМУ
ОБЕСПЕЧЕНИЮ
ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
3.1. Нормативно-правовое обеспечение воспитательной работы
Рабочая программа воспитания разработана в соответствии с нормативноправовыми документами федеральных органов исполнительной власти в сфере
образования, требованиями ФГОС СПО, с учетом сложившегося опыта воспитательной
деятельности и имеющимися ресурсами в профессиональной образовательной
организации.
3.2. Кадровое обеспечение воспитательной работы
Управление воспитательной работой осуществляется директором, который несёт
ответственность за организацию воспитательной работы в профессиональной
образовательной организации.
Реализация
рабочей программы воспитания обеспечена кадровым составом,
включающим квалифицированных специалистов.
Курирует воспитательную работу в техникуме заместитель директора по учебновоспитательной работе, который:
 инициирует и координирует деятельность педагогов и специалистов техникума,
реализующих все направления воспитательной работы с обучающимися (педагогпсихолог, педагог-организатор, социальный педагог, руководитель физвоспитания,
преподаватель организатор ОБЖ, воспитатель общежития, главный библиотекарь2);
 осуществляет общее руководство и контроль за разработкой и выполнением планов,
программ, проектов воспитательной работы в техникуме.
Достижение результатов воспитательной работы обеспечивается:
 деятельностью педагогического коллектива и специалистов;
 деятельностью кураторов (классных руководителей, мастеров производственного
обучения);
 деятельностью руководителей молодежных объединений;
 деятельностью актива групп и студенческого совета;
 сотрудничеством с государственными и общественными организациями и
учреждениями.
3.3. Создание условий для осуществления воспитательной деятельности с
обучающимися из числа студентов — инвалидов и лиц с ОВЗ.
Ресурсное обеспечение воспитательной работы направлено на создание условий для
осуществления воспитательной деятельности обучающихся, в том числе инвалидов и лиц
с ОВЗ, в контексте реализации образовательной программы. Для реализации рабочей
программы воспитания инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
создаются специальные условия с учетом особенностей их психофизического развития,
индивидуальных возможностей и состояния здоровья.
Участие инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья в
реализации рабочей программы воспитания является одним из основных и неотъемлемых
условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни
общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и
социальной деятельности. Получение доступного и качественного среднего
профессионального образования лицами с ограниченными возможностями здоровья
обеспечено путем создания в техникуме комплекса специальных условий обучения для
данной категории обучающихся. Под специальными условиями для получения
образования по образовательным программам обучающимися с ограниченными
возможностями здоровья понимаются условия обучения, включающие использование
2

Функционал работников регламентируется требованиями профессиональных стандартов.

29

специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных
учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических
средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг
ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую
помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение
доступа в здания организаций и другие условия, без которых невозможно или затруднено
освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями
здоровья.
3.4. Материально-техническое обеспечение воспитательной работы
Материально-техническое обеспечение учитывает специфику ОПОП, специальные
потребности обучающихся с ОВЗ и следует установленным государственным санитарноэпидемиологическим правилам и гигиеническим нормативам.
№ Название
Применение
п/п
1. Актовый
зал Проведение коллективных творческих дел (День студента,
учебного корпуса День учителя, Новый год, Татьянин день, 8 марта, 23 февраля,
1
Последний звонок и др.), собраний, конференций, встреч,
праздников, заседания молодежных советов, лекционные
занятия, заседаний студенческого актива.
Оборудован
сценой,
гримёркой,
музыкальной
и
звукоусиливающей аппаратурой, 260 посадочных мест.
2.
Комната
отдыха Проведение досуговых мероприятий,
собраний, встреч,
общежития
лекций. Оборудована мягкой мебелью, телевизором,
Инвентарем
3. Конференц-зал
Проведение собраний, досуговых мероприятий, тренингов,
учебного корпуса торжественных встреч с представителями организаций и
3, каб. 207
учреждений города, лекций, конференций, конкурсов,
заседаний студенческого актива. Оборудован телевизором,
мультимедийной установкой. Посадочных мест 30.
4. Конференц-зал
Проведение собраний, встреч с представителями организаций
учебного корпуса и учреждений города, лекций, конференций, конкурсов.
3, каб. 308
Оборудован телевизором,
компьютером, музейными
материалами. Посадочных мест 30.
5. Кабинет
Проведение
советов
профилактик,
групповых
и
профилактики
индивидуальных бесед, встреч с
представителями
учебного корпуса организаций и учреждений города. Оборудован телевизором.
3, каб. 203
Посадочных мест 25.
6. Спортивный
зал Проведение спортивных соревнований по следующим видам
учебного корпуса 1 спорта: баскетбол, волейбол, футбол, греко-римская борьба,
пауэрлифтинг, киокусинкай карате, легкая атлетика, работа
секций.
Проведение военно-спортивных соревнований,
посвященных 23 февраля, дню призывника и др.
7. Спортивный
зал Проведение спортивных соревнований, работа секций.
учебного корпуса 3
8. Открытая
Проведение спортивных соревнований.
спортивная
площадка «Полоса
препятствий»
9. Открытая
Проведение спортивных соревнований.
спортивная
площадка стадиона
30

«Шахтер»
10. Зал борьбы

Проведение спортивных соревнований, работа секций.
Имеется
оборудование:
турники,
рукоход,
канат,
гимнастические маты, дорожка для прыжков в длину с места,
теннисный стол.
11. Тренажерный зал
Проведение спортивных соревнований, работа секций.
Имеется следующее оборудование: тренажер для верхнего
плечевого пояса, тренажер для ног, тренажер для пресса,
турник, боксерская груша, гантели, гири, беговая дорожка.
12. Музей
учебного
Проведение экскурсий, встреч с ветеранами ВОВ,
корпуса 1
воинами-интернационалистами, Почётными жителями
города. Посадочных мест 20.
13. Читальный
зал Проведение классных часов, собраний, конференций,
учебного корпуса праздников, тренингов, выставок. Посадочных мест 50.
1, каб. 44
14. УчебноПроведение
чемпионата
«Молодые
профессионалы»
производственные WorldSkills
Russia,
проведение
профориентационных
мастерские,
мероприятий.
оборудованы
по
международным
стандартам
WorldSkills
15. УчебноПроведение профориентационных мероприятий.
производственные
мастерские
3.5. Информационное обеспечение воспитательной работы
Адрес официального сайта ГБПОУ РХ ЧГСТ http://pu8-chernogorsk.ru/
Размещение информации на официальном сайте осуществляется в соответствии с
Приказом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор)
от14.08.2020 № 831 «Об утверждении Требований к структуре официального сайта
образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и
формату предоставления информации».
Информационное обеспечение воспитательной работы включает:
1.
размещение на официальном сайте локальных актов по организации воспитательной
деятельности, структуру органов управления воспитательной работой, рабочей программы
воспитания и календарного плана воспитательной работы на учебный год
2.
информирование обучающихся о запланированных мероприятиях и событиях на
странице «Воспитательная работа» http://pu8-chernogorsk.ru/?section_id=347 , которая
состоит из нескольких разделов и подразделов:

Программа воспитания и социализации ГБПОУ РХ ЧГСТ на 2020-52024гг.,

планы воспитательной работы на месяц (размещаются не позднее 01 числа каждого
месяца),

Положения о проведении внутритехникумовских и других конкурсах,

итоги участия в конкурсах,

график работы и презентация кружков, секций, молодежных объединений.
3.
информирование обучающихся о прошедших мероприятиях и событиях на странице
«Новости» http://pu8-chernogorsk.ru/news
4.
продвижение
ЧГСТ
в
социальных
сетях
в
сообществе
ЧГСТ
https://vk.com/club200407817
5.
наличие страницы «обращения граждан» http://pu8-chernogorsk.ru/treatments
31

32


Наверх

На сайте используются файлы cookie. На сайте  осуществляется сбор персональных данных посредством метрических программ (Яндекс.Метрика). Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».