Раб.программа Родная Литература ОР 2023

Министерство образования и науки Республики Хакасия
Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение Республики Хакасия
«Черногорский горно-строительный техникум»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДУПКВ.01 «РОДНАЯ
ЛИТЕРАТУРА (РУССКАЯ)»
по специальности:21.02.15 Открытые горные работы (базовая
подготовка)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ДУПКВ.01 «Родная литература (русская)»

Черногорск,2023

Программа учебной дисциплины «Родная литература (русская)» является
обязательной частью общеобразовательного цикла образовательной программы в
соответствии с ФГОС по специальности 21.02.15 «Открытые горные работы» – (базовая
подготовка), утвержденной в 2023 г.

Организация-разработчик: ГБПОУ РХ
техникум»

«Черногорский горно-строительный

Разработчик: Луферчик А. С. – преподаватель русского языка ГБПОУ РХ
«Черногорский горно-строительный техникум»

2

СОДЕРЖАНИЕ

1.
Общая
характеристика
примерной
рабочей
программы
общеобразовательной дисциплины «Родная литература (русская)»................................................. 4
2. Структура и содержание общеобразовательной дисциплины ..................................................... 16
3. Условия реализации программы общеобразовательной дисциплины ........................................ 21
4. Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной дисциплины ......................... 23

3

1. Общая характеристика примерной рабочей программы
общеобразовательной дисциплины «Родная литература (русская)»
1.1. Место дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы:
Общеобразовательная дисциплина «Родная литература (русская)» входит в
общеобразовательный цикл основной образовательной программы в соответствии с ФГОС
СПО по специальности 21.02.15 «Открытые горные работы».
1.2. Цели и планируемые результаты освоения дисциплины:
1.2.1. Цели дисциплины
Содержание программы общеобразовательной дисциплины «Родная литература
(русская)» направлено на достижение следующих целей:
•
воспитание и развитие личности, способной понимать и эстетически
воспринимать произведения родной литературы и обладающей гуманистическим
мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием и национальным
самосознанием, чувством патриотизма и гордости от принадлежности к
многонациональному народу России;
•
осознание исторической преемственности поколений, формирование
причастности к свершениям и традициям своего народа и ответственности за сохранение
русской культуры;
•
формирование познавательного интереса к родной литературе, воспитание
ценностного отношения к ней как хранителю историко-культурного опыта народов
Российской Федерации, включение обучающегося в культурно-языковое поле своего
народа и приобщение к его культурному наследию; развитие представлений о специфике
родной литературы в ряду других искусств, культуры читательского восприятия
художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической
обусловленности литературного процесса; образного мышления, художественного вкуса;
•
формирование общего представления об историко-литературном процессе;
обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся
культуры владения родным языком во всей полноте его функциональных возможностей;
•
освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и
формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий,
совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как
художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием
теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов;
•
развитие у обучающихся критического мышления, интеллектуальных и
творческих способностей, необходимых для успешной социализации и самореализации
личности в многонациональном российском государстве;
•
овладение умениями применять полученные знания для объяснения явлений
окружающего мира, восприятия информации литературного и общекультурного
содержания, получаемой из СМИ, ресурсов Интернета, специальной и научно-популярной
литературы.
1.2.2.
Планируемые
образовательные
результаты
освоения
общеобразовательной дисциплины в соответствии с ФГОС СПО и на основе ФГОС
СОО
В рамках освоения программы дисциплины, обучающиеся достигают
дисциплинарных результатов базового уровня в соответствии с требованиями ФГОС
среднего общего образования.
4

Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии следующих ОК
и ПК

5

Таблица 1. Планируемые результаты освоения общеобразовательной дисциплины в соответствии с ФГОС СПО и на основе ФГОС СОО
Код и наименование
Планируемые результаты освоения дисциплины
формируемых
Общие1
Дисциплинарные (нумерация сохранена)2
компетенций
ОК 02.Осуществлять
поиск, анализ и
интерпретацию
информации,
необходимой для
выполнения задач
профессиональной
деятельности

В областиценности научного познания:
- сформированность мировоззрения, соответствующего
современному уровню развития науки и общественной
практики, основанного на диалоге культур,
способствующего осознанию своего места в
поликультурном мире;
- совершенствование языковой и читательской культуры
как средства взаимодействия между людьми и познания
мира;
- осознание ценности научной деятельности, готовность
осуществлять проектную и исследовательскую
деятельность индивидуально и в группе;
Овладение универсальными учебными
познавательными действиями:

- владеть основными фактами жизненного и творческого
пути национальных писателей и поэтов; знание и
понимание основных этапов развития национальной
литературы, ключевых проблем произведений родной
литературы, сопоставление их с текстами русской и
зарубежной литературы, затрагивающими общие темы
или проблемы

- владеть навыками получения информации из источников
разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ,
систематизацию и интерпретацию информации различных
видов и форм представления;

выявлять
идейно-тематическое
содержание
произведений родной литературы разных жанров с
использованием различных приемов анализа и
понятийного аппарата теории литературы; владение
умениями
познавательной,
учебной
проектноисследовательской деятельности

- создавать тексты в различных форматах с учетом
назначения информации и целевой аудитории, выбирая

- интерпретировать изученные и самостоятельно
прочитанные произведения родной литературы на

в) работа с информацией:

1

- сформировать устойчивую мотивацию к
систематическому чтению на родном языке как средству
познания культуры своего народа и других культур на
основе многоаспектного диалога, уважительного
отношения к ним как форме приобщения к
литературному наследию и через него к сокровищам
отечественной и мировой культуры

Указываются личностные и метапредметные результаты из ФГОС СОО (в последней редакции от 12.08.2022) в отглагольной форме, формируемые общеобразовательной
дисциплиной
2
Дисциплинарные (предметные) результаты указываются в соответствии с их полным перечнем во ФГОС СООот 17.05.2012г. № 413 (в последней редакции от 12.08.2022)

оптимальную форму представления и визуализации;
- оценивать достоверность, легитимность информации, ее
соответствие правовым и морально-этическим нормам;
- использовать средства информационных и
коммуникационных технологий в решении когнитивных,
коммуникативных и организационных задач с соблюдением
требований эргономики, техники безопасности, гигиены,
ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм
информационной безопасности;
- владеть навыками распознавания и защиты информации,
информационной безопасности личности
ОК 03. Планировать и
реализовывать
собственное
профессиональное и
личностное развитие

В области духовно-нравственного воспитания:
-- сформированность нравственного сознания, этического
поведения;
- способность оценивать ситуацию и принимать осознанные
решения, ориентируясь на морально-нравственные нормы и
ценности;
- осознание личного вклада в построение устойчивого
будущего;
- ответственное отношение к своим родителям и (или)
другим членам семьи, созданию семьи на основе
осознанного принятия ценностей семейной жизни в
соответствии с традициями народов России;
Овладение универсальными регулятивными действиями:
а) самоорганизация:

историко-культурной основе, сопоставлять их с
произведениями других видов искусств, в том числе с
использованием
информационно-коммуникационных
технологий; использовать словари и справочную
литературу, опираясь на ресурсы традиционных
библиотек и электронных библиотечных систем
иметь
представление
об
изобразительновыразительных возможностях языка родной литературы
и самостоятельно проводить смысловой и эстетический
анализ художественных текстов

- иметь представление о роли и значении родной
литературы в жизни человека и общества; включение в
культурно-языковое поле родной литературы и
культуры, воспитание ценностного отношения к
родному языку и родной литературе как носителям
культуры своего народа
- осознавать тесную связь между языковым,
литературным,
интеллектуальным,
духовнонравственным становлением личности; понимание
родной литературы как художественного отражения
традиционных духовно-нравственных российских и
национальных ценностей
- сформировать устойчивую мотивацию к
систематическому чтению на родном языке как средству
познания культуры своего народа и других культур на
основе многоаспектного диалога, уважительного
7

- самостоятельно осуществлять познавательную
деятельность, выявлять проблемы, ставить и
формулировать собственные задачи в образовательной
деятельности и жизненных ситуациях;

отношения к ним как форме приобщения к
литературному наследию и через него к сокровищам
отечественной и мировой культуры

- самостоятельно составлять план решения проблемы с
учетом имеющихся ресурсов, собственных возможностей и
предпочтений;
- давать оценку новым ситуациям;
способствовать формированию и проявлению широкой
эрудиции в разных областях знаний, постоянно повышать
свой образовательный и культурный уровень;
б) самоконтроль:
использовать приемы рефлексии для оценки ситуации,
выбора верного решения;
- уметь оценивать риски и своевременно принимать
решения по их снижению;
в) эмоциональный интеллект, предполагающий
сформированность:
внутренней мотивации, включающей стремление к
достижению цели и успеху, оптимизм, инициативность,
умение действовать, исходя из своих возможностей;
- эмпатии, включающей способность понимать
эмоциональное состояние других, учитывать его при
осуществлении коммуникации, способность к сочувствию и
сопереживанию;
- социальных навыков, включающих способность
8

выстраивать отношения с другими людьми, заботиться,
проявлять интерес и разрешать конфликты

ОК 04. Эффективно
взаимодействовать и
работать в коллективе
и команде

- готовность к саморазвитию,
самоопределению;

самостоятельности

и выявлять
идейно-тематическое
содержание
произведений родной литературы разных жанров с
-овладение навыками учебно-исследовательской, проектной использованием различных приемов анализа и
понятийного аппарата теории литературы; владение
и социальной деятельности;
умениями
познавательной,
учебной
проектноОвладение
универсальными
коммуникативными исследовательской деятельности
действиями:
б) совместная деятельность:
- понимать и использовать преимущества командной и
индивидуальной работы;
- принимать цели совместной деятельности, организовывать
и координировать действия по ее достижению: составлять
план действий, распределять роли с учетом мнений
участников обсуждать результаты совместной работы;
- координировать и выполнять работу в условиях реального,
виртуального и комбинированного взаимодействия;
- осуществлять позитивное стратегическое поведение в
различных ситуациях, проявлять творчество и воображение,
быть инициативным
Овладение
действиями:

универсальными

регулятивными

г) принятие себя и других людей:
9

- принимать мотивы и аргументы других людей при анализе
результатов деятельности;
- признавать свое право и право других людей на ошибки;
- развивать способность понимать мир с позиции другого
человека
ОК 05.Осуществлять
устную и письменную
коммуникацию на
государственном языке
Российской Федерации
с учетом особенностей
социального и
культурного контекста

В области эстетического воспитания:
- эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта,
научного и технического творчества, спорта, труда и
общественных отношений;
- способность воспринимать различные виды искусства,
традиции и творчество своего и других народов, ощущать
эмоциональное воздействие искусства;
- убежденность в значимости для личности и общества
отечественного и мирового искусства, этнических
культурных традиций и народного творчества;
- готовность к самовыражению в разных видах искусства,
стремление проявлять качества творческой личности;

- интерпретировать изученные и самостоятельно
прочитанные произведения родной литературы на
историко-культурной основе, сопоставлять их с
произведениями других видов искусств, в том числе с
использованием
информационно-коммуникационных
технологий; владение умением использовать словари и
справочную литературу, опираясь на ресурсы
традиционных библиотек и электронных библиотечных
систем
- создавать самостоятельные письменные работы разных
жанров (развернутые ответы на вопросы, рецензии на
самостоятельно прочитанные произведения, сочинения,
эссе, доклады, рефераты и другие работы)

Овладение универсальными коммуникативными
действиями:
а) общение:
- осуществлять коммуникации во всех сферах жизни;
- распознавать невербальные средства общения, понимать
значение социальных знаков, распознавать предпосылки
конфликтных ситуаций и смягчать конфликты;
- развернуто и логично излагать свою точку зрения с
10

использованием языковых средств

ОК 06. Проявлять
гражданскопатриотическую
позицию,
демонстрировать
осознанное поведение
на основе
традиционных
общечеловеческих
ценностей, в том числе
с учетом гармонизации
межнациональных и
межрелигиозных
отношений, применять
стандарты
антикоррупционного
поведения

- осознание обучающимися
идентичности;

российской

гражданской - осознавать тесную связь между языковым,
литературным,
интеллектуальным,
духовнонравственным становлением личности; понимание
- целенаправленное развитие внутренней позиции личности
на основе духовно-нравственных ценностей народов родной литературы как художественного отражения
Российской Федерации, исторических и национально- традиционных духовно-нравственных российских и
культурных традиций, формирование системы значимых национальных ценностей
ценностно-смысловых установок, антикоррупционного - понимать родную литературу как особый способ
мировоззрения, правосознания, экологической культуры,
познания жизни, культурной самоидентификации
способности ставить цели и строить жизненные планы;
В части гражданского воспитания:
- осознание своих конституционных прав и обязанностей,
уважение закона и правопорядка;
принятие
традиционных
национальных,
общечеловеческих гуманистических и демократических
ценностей;
- готовность противостоять идеологии экстремизма,
национализма,
ксенофобии,
дискриминации
по
социальным, религиозным, расовым, национальным
признакам;
- готовность вести совместную деятельность в интересах
гражданского общества, участвовать в самоуправлении в
общеобразовательной организации и детско-юношеских
организациях;
- умение взаимодействовать с социальными институтами в
11

соответствии с их функциями и назначением;
- готовность к гуманитарной и волонтерской деятельности;
патриотического воспитания:
сформированность
российской
гражданской
идентичности, патриотизма, уважения к своему народу,
чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой
край, свою Родину, свой язык и культуру, прошлое и
настоящее многонационального народа России;
- ценностное отношение к государственным символам,
историческому и природному наследию, памятникам,
традициям народов России, достижениям России в науке,
искусстве, спорте, технологиях и труде;
- идейная убежденность, готовность к служению и защите
Отечества, ответственность за его судьбу;
освоенные обучающимися межпредметные понятия и
универсальные
учебные
действия
(регулятивные,
познавательные, коммуникативные);
- способность их использования в познавательной и
социальной практике, готовность к самостоятельному
планированию и осуществлению учебной деятельности,
организации учебного сотрудничества с педагогическими
работниками и сверстниками, к участию в построении
индивидуальной образовательной траектории;
овладение
навыками
учебно-исследовательской,
проектной и социальной деятельности

12

ОК 09. Использовать
информационные
технологии в
профессиональной
деятельности

- наличие мотивации к обучению и личностному развитию;
В области ценности научного познания:
- сформированность мировоззрения, соответствующего
современному уровню развития науки и общественной
практики,
основанного
на
диалоге
культур,
способствующего
осознанию
своего
места
в
поликультурном мире;

- интерпретировать изученные и самостоятельно
прочитанные произведения родной литературы на
историко-культурной основе, сопоставлять их с
произведениями других видов искусств, в том числе с
использованием
информационно-коммуникационных
технологий; использовать словари и справочную
литературу, опираясь на ресурсы традиционных
библиотек и электронных библиотечных систем

- совершенствование языковой и читательской культуры
как средства взаимодействия между людьми и познания
мира;
- осознание ценности научной деятельности, готовность
осуществлять
проектную
и
исследовательскую
деятельность индивидуально и в группе;
Овладение
универсальными
познавательными действиями:

учебными

б) базовые исследовательские действия:
- владеть навыками учебно-исследовательской и проектной
деятельности, навыками разрешения проблем;
- способность и готовность к самостоятельному поиску
методов решения практических задач, применению
различных методов познания;
- овладение видами деятельности по получению нового
знания, его интерпретации, преобразованию и применению
в различных учебных ситуациях, в том числе при создании
учебных и социальных проектов;
- формирование научного типа мышления, владение
13

научной терминологией,
методами;

ключевыми

понятиями

и

-осуществлять целенаправленный поиск переноса средств и
способов действия в профессиональную среду
ПК. 2.4. Обеспечивать
проведение
мероприятий,
направленных на
снижение
профессиональных
рисков.

Участвовать в разработке проектов

ПК 1.2. Использовать
конструкторскую,
нормативнотехническую и
производственнотехнологическую
документацию по
сварке.

- основные правила чтения технологической документации;

-пользоваться производственно-технологической и
нормативной документацией для выполнения трудовых
функций;

ПК. 3.3. Обеспечивать
мотивацию и
стимулирование
трудовой деятельности
персонала.

план ликвидации аварий, действия в

эмоциональный
интеллект,
внутреннюю мотивации

локальных нормативных актов с

Владеть современными читательскими практиками,
культурой восприятия и понимания текстов

соблюдением государственных нормативных
требований охраны труда;

чрезвычайных и аварийных ситуациях;

предполагающий

способы и средства предупреждения и
локализации опасных производственных
факторов, обусловленных деятельностью
организации

14

ПК.2.2.

ведения учетной документации по охране

Содействовать

труда

Владеть навыками информационной переработки
текстов

обеспечению
функционирования
системы
управления
охраной труда

15

2. Структура и содержание общеобразовательной дисциплины
2.1. Объем дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы

Объем в часах

Объем образовательной программы дисциплины

44

в т.ч.
Основное (инвариантное) содержание (Обязательные модули
«Традиции русской классики в творчестве писателей второй половины
XX в.», «Литература о Великой Отечественной войне»)
в т. ч.:
теоретическое обучение

30

30

практические занятия
Профессионально ориентированное содержание (прикладной
модуль)(вариативное) (Модули «Специфика литературы как вида
искусства и современный литературный процесс» / «Литература эпохи
оттепели» / «Деревенская и городская проза в литературном процессе
1960–90-х гг.» / «Постмодернизм и новая искренность в современной
литературе»)

12

в т. ч.:
теоретическое обучение

12

практические занятия
Промежуточная аттестация (комплексный дифференцированный зачет
с предметом Литература. ОУП.02 и ДУП КВ.01)

2

14

2.2. Тематический план и содержание дисциплины
Наименование
разделов и тем
1
Модуль 1
(обязательный)
Тема 1.1.

Тема 1.2.

Тема 1.3.

Тема 1.4.

Модуль 2
(обязательный)

Содержание учебного материала (основное и профессионально-ориентированное),
лабораторные и практические занятия, прикладной модуль (при наличии)

Объем
часов

2
Основное содержание
Традиции русской классики в творчестве писателей второй половины XX в.

3

Формируемы
е
компетенции
4

14

Традиция древнерусской литературы и литературы XVIII в. в современном
литературном процессе
Теоретическое обучение
Серьезное и ироническое переосмысление традиций древнерусской литературы и
литературы XVIII в. в современном литературном процессе. Рецепция образов и мотивов
древнерусской литературы в прозе Е. Водолазкина. Влияние творчества Г.Р. Державина на
поэзию постмодернизма (Т. Кибиров) и новой искренности (М. Амелин)
Пушкинская традиция в русской литературе второй половины XX в.
Практическое занятие
Образ Пушкина и пушкинский интертекст в литературе конца XX – начала XXI вв.
Пушкинские аллюзии в песнях Б. Окуджавы и В. Высоцкого. Пародийное и пародическое в
диалоге писателей-постмодернистов с А.С. Пушкиным. «Прогулки с Пушкиным» А. Терца,
поэзия Вс. Некрасова, Т. Кибирова
Влияние Н.В. Гоголя на русскую литературу последних десятилетий
Практическое занятие
Влияние творчества Н.В. Гоголя на драматургию А. Вампилова («Провинциальные
анекдоты»). Гоголевские истоки сатирической литературы конца XX – XXI вв. (Вен.
Ерофеев, В. Пелевин, В. Сорокин)
Рецепция чеховской традиции в прозе второй половины XX в.
Практическое занятие
Изображение интеллигенции в произведениях Ю. Трифонова. Роль художественной детали в
малой прозе второй половины XX в. Чеховская традиция в прозе С. Довлатова (жанр,
образный строй, способы создания комического)

4

ОК 02
ОК 03
ОК 06
ОК 09

4

ОК 02
ОК 03
ОК 06
ОК 09

4

ОК 02
ОК 03
ОК 06
ОК 09

2

ОК 02
ОК 03
ОК 04
ОК 05
ОК 06
ОК 09

Литература о Великой Отечественной войне

4
17

Классификация и периодизация литературы о Великой отечественной войне
Теоретическое обучение
Три поколения советской литературы о войне. Жанровое многообразие военной лирики.
Классификация военной прозы по идейно-тематическому принципу.
Основные темы и мотивы военной лирики. Песенная поэзия о войне. Поэтизированный образ
человека в условиях войны
Роль литературы non-fiction в изображении Великой Отечественной войны. Образ войны в
советской художественно-документальной прозе и его внелитературные источники.
«Брестская крепость» С. Смирнова, «Блокадная книга» Д. Гранина и А. Адамовича, «У войны
не женское лицо» С. Алексиевич.
Влияние героического эпоса на военную прозу. Традиции романа-эпопеи «Война и мир» в
произведениях К. Симонова, В. Гроссмана
Лейтенантская проза
Практическое занятие
Образ лейтенанта в советской военной повести. Биография писателей-фронтовиков и ее
переосмысление в художественном повествовании. Язык лейтенантской прозы
Окопная правда произведений В. Некрасова и В. Богомолова. Роль детали в военной прозе.
Трансформация проблематики и поэтики литературного произведения в его киновоплощении
(художественный фильмы А. Иванова «Солдаты» и А. Тарковского «Иваново детство»)
Содержание вариативных прикладных модулей
(профессионально ориентированное) *
Специфика литературы как вида искусства и современный литературный процесс

2

ОК 02
ОК 03
ОК 06
ОК 09

2

ОК 02
ОК 03
ОК 04
ОК 05
ОК 06
ОК 09

Основные принципы классической эстетики
Теоретическое обучение
Признаки эстетически значимого объекта. Целостность и завершенность литературного
произведения. Уникальность произведения искусства. Специфика эстетических эмоций

2

Тема 3.2

Художественный образ в литературе и других видах искусства
Практическое занятие
Категория образа в искусстве и за его пределами. Литературоведческие концепции
художественного образа (Аристотель, А.Н. Веселовский, А.А. Потебня)

2

Тема 3.3

Рецепция современной литературы в других видах искусства
Практическое занятие

2

Тема 2.1.

Тема 2.2.

Модуль 3
(вариативный)
Тема 3.1

6
ОК 02
ОК 03
ОК 06
ОК 09
ПК 3.3.
ОК 02
ОК 03
ОК 06
ОК 09
ПК 2.4.
ОК 02
ОК 03
18

Модуль 4
(вариативный)
Тема 4.1

Тема 4.2

Тема 4.3

Модуль 5
(вариативный)
Тема 5.1

Тема 5.2

Тема 5.3

Трансформация художественного образа при переводе литературы на язык других видов
искусства (экранизации литературных произведений второй половины XX в., песни на стихи
советских поэтов)
Литература эпохи оттепели

ОК 06
ОК 09
ПК 3.3.
6

Литературная ситуация 1950-х – 60-х гг.
Теоретическое обучение
Влияние развенчания культа личности Сталина на литературу и искусство 1950-х – 1960-х
гг. Расширение тематического и художественного диапазона литературы оттепели.
Литературные направления и течения середины XX в.
«Поэтический бум» эпохи оттепели
Практическое занятие
Поэзия шестидесятников. «Громкая» и «тихая» лирика. Авторская песня. Зарождение рокпоэзии. Гражданские темы и лиризм «оттепельной» поэзии

2

Ироническая проза
Практическое занятие
Переосмысление традиций А.П. Чехова в прозе В. Аксенова и Ф. Искандера. Генезис и
типология героя иронической прозы. Способы создания комического

2

Деревенская и городская проза в литературном процессе 1960–90-х гг.

2

ОК 02
ОК 03
ОК 06
ОК 09
ПК 3.3.
ОК 02
ОК 03
ОК 06
ОК 09
ПК 3.3.
ОК 02
ОК 03
ОК 06
ОК 09
ПК 3.3.

6

Истоки деревенской прозы
Теоретическое обучение, Практическое занятие
Творчество Е. Дороша и В. Овечкина как предтечей деревенской прозы. Влияние на
деревенскую прозу рассказа А. Солженицына «Матренин двор»

2

Образ русской деревни в литературном творчестве представителей разных регионов
России
Практическое занятие
Региональная специфика деревенской прозы. Образ русской деревни в творчестве сибирских
писателей (В. Распутин, В. Астафьев)
Городская проза и «жестокая» проза
Практическое занятие

2

2

ОК 02
ОК 03
ОК 06
ОК 09
ПК 3.3.
ПК 2.2.
ОК 02
ОК 03
ОК 06
ОК 09
ПК 3.3.
ОК 02
ОК 03
19

Образ города в творчестве советских писателей второй половины XX в. Ю. Трифонов как
основоположник городской прозы. Влияние городской прозы на «другую» («жестокую») прозу
(Т. Толстая, Л. Петрушевская, Н. Садур и др.)
Модуль 6
(вариативный)
Тема 6.1

Тема 6.2

Тема 6.3

ОК 04
ОК 05
ОК 06
ОК- 09
ПК 3.3.

Постмодернизм и новая искренность в современной литературе

6

Истоки постмодернизма в отечественной литературе
Теоретическое обучение
Первые постмодернистские художественные опыты в условиях неофициальной советской
литературы. Формы пародии в творчестве писателей-постмодернистов. Вен. Ерофеев, А.
Битов как основоположники постмодернизма в русской литературе
Постмодернистские поэтические течения
Практическое занятие
История и поэтика московского концептуализма. Метафора и метабола в поэзии
метариалистов. Переосмысление классических традиций в творчестве куртуазных
маньеристов
Новый реализм и постреализм в современной литературе
Практическое занятие
Неоклассическая проза в диалоге с постмодернизмом. Соотношение понятий «неореализм» и
«постреализм». Осмысление общечеловеческих проблем в прозе В. Маканина, З. Прилепина,
Р. Сенчина

2

Промежуточная аттестация в форме комплексного дифференцированного зачета

2

2

ОК 02
ОК 03
ОК 06
ОК 09
ПК 1.2
ОК 02
ОК 03
ОК 06
ОК 09
ПК 3.3
ОК 02
ОК 03
ОК 04
ОК 05
ОК 06
ОК 09
ПК 3.3.

2

20

3. Условия реализации программы общеобразовательной дисциплины
3.1. Для реализации программы дисциплины должен быть предусмотрен
Кабинет «русского языка и литературы», оснащенный оборудованием:
наименование кабинета из указанных в п.6.1 ПООП

партами и стульями, техническими средствами обучения: компьютер, интерактивная
доска, мультимедиа-проектор, звуковая система.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Рекомендуемая литература
Основные источники:
1. Агеносов В.В., Русская литература 20 века, 11 кл., уч-к в 2-х частях, , Дрофа, М., 2019.
2.. Беленький, Лыссый, Воронин: Литература. 11 класс: Издательство: Мнемозина, 2019 г.
3. Лыссой Ю.И. Учебник-практикум: «Русская литература XIX века». 10 класс:
учебник-практикум для общеобразовательных учреждений. М.: Мнемозина, 2019
4. Лебедев Ю. В. , Русская литература 19 века, 10 класс, 1 и 2 часть, М., Просвещение,
2019.
5. Чернец, Л.В. Школьный словарь литературоведческих терминов/ Л.В.Чернец, - Москва
«Просвещение», 2020 .

Дополнительные источники:
1. Альбеткова, Р.И. Учимся читать лирическое произведение, - М.: Дрофа, 2020
2. Егорова, Н.В., Золотарёва, И.В. Поурочные разработки по литературе XIX века: 10
класс, - Москва «ВАКО», 2019
3. Павлова, О.А., Белова, И.В. Работа с текстом на уроках русского языка и литературы:
методические материалы - Белгород: ИПЦ «ПОЛИТЕРРА», 2019
4. Павлова, О.А. Готовимся к сдаче ЕГЭ по литературе. Комплексный анализ
художественного текста: (дидактические материалы), - Белгород: ООО «Логия», 2019
5. Шапошникова, В.В. «Открой мне глубокую тайну твою…». Методическое пособие по
литературному анализу для старших классов, - М.: Московский Лицей, 2019

21

22

4. Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной дисциплины
Контрольи оценкарезультатов освоения дисциплины раскрываются через дисциплинарные
результаты, направленные на формированиеобщих и профессиональных компетенций.
Общая/професс
Раздел/Тема
Тип оценочных
иональная
мероприятий
компетенции
Модуль 1.Традиции русской
классики в творчестве писателей
второй половины XX в.
ОК 02
1.1. Традиция древнерусской
Вопросы по теме лекции
ОК 03
литературы и литературы XVIII в. в
ОК 06
современном литературном процессе
ОК 09
ОК 02
1.2. Пушкинская традиция в русской
ОК 03
литературе второй половины XX в.
ОК 06
ОК 09
ОК 02
1.3. Влияние Н.В. Гоголя на русскую
Контрольная беседа-анализ
ОК 03
литературу последних десятилетий
художественного текста
ОК 06
ОК 09
ОК 02
1.4. Рецепция чеховской традиции в
Тест
ОК 03
прозе второй половины XX в.
ОК 04
ОК 05
ОК 06
ОК 09
Модуль 2. Литература о Великой
Отечественной войне
ОК 02
2.1 Классификация и периодизация
Тест
ОК 03
литературы о Великой отечественной
ОК 06
войне
ОК 09
ОК 02
2.2. Лейтенантская проза
Доклад
ОК 03
ОК 04
ОК 05
ОК 06
ОК 09
Модуль 3. Специфика литературы
как вида искусства и современный
литературный процесс
ОК 02
3.1. Основные принципы
Тест
ОК 03
классической эстетики
ОК 06
ОК 09
ОК 02
3.2. Художественный образ в
ОК 03
литературе и других видах искусства
ОК 06
ОК 09
23

ОК 02
ОК 03
ОК 06
ОК 09
ОК 02
ОК 03
ОК 06
ОК 09
ПК…3
ПК. 2.4.
Обеспечивать
проведение
мероприятий,
направленных на
снижение
профессиональн
ых рисков.
ПК. 3.3.
Обеспечивать
мотивацию и
стимулирование
трудовой
деятельности
персонала.
ОК 02
ОК 03
ОК 06
ОК 09
ПК…
ПК. 2.4.
Обеспечивать
проведение
мероприятий,
направленных на
снижение
профессиональн
ых рисков.
ПК. 3.3.
Обеспечивать
мотивацию и
стимулирование
трудовой
деятельности
персонала.
ОК 02
ОК 03

3.3. Рецепция современной
литературы в других видах искусства
Модуль 4. Литература эпохи
оттепели
4.1. Литературная ситуация 1950-х –
60-х гг.

4.2. «Поэтический бум» эпохи
оттепели

Доклад-презентация

Вопросы по теме лекции

Контрольная беседа-анализ
художественного текста

4.3. Ироническая проза

3

Отражается единица ПК, формируемая прикладным модулем (профессионально-ориентированным
содержанием) в соответствии с ФГОС реализуемой специальности/профессииСПО

24

ОК 06
ОК 09
ПК…
ПК. 2.4.
Обеспечивать
проведение
мероприятий,
направленных на
снижение
профессиональн
ых рисков.
ПК. 3.3.
Обеспечивать
мотивацию и
стимулирование
трудовой
деятельности
персонала.

ОК 02
ОК 03
ОК 06
ОК 09
ПК…
ОК 02
ОК 03
ОК 06
ОК 09
ПК…
ПК. 2.4.
Обеспечивать
проведение
мероприятий,
направленных на
снижение
профессиональн
ых рисков.
ПК. 3.3.
Обеспечивать
мотивацию и
стимулирование
трудовой
деятельности
персонала.
ОК 02
ОК 03
ОК 04
ОК 05

Модуль 5. Деревенская и городская
проза в литературном процессе 1960–
90-х гг.
5.1. Истоки деревенской прозы

5.2. Образ русской деревни в
литературном творчестве
представителей разных регионов
России

Тест

Контрольная беседа-анализ
художественного текста

5.3. Городская проза и «жестокая»
проза

25

ОК 06
ОК 09
ПК…

ОК 02
ОК 03
ОК 06
ОК 09
ПК…
ПК. 2.4.
Обеспечивать
проведение
мероприятий,
направленных на
снижение
профессиональн
ых рисков.
ПК. 3.3.
Обеспечивать
мотивацию и
стимулирование
трудовой
деятельности
персонала.
ОК 02
ОК 03
ОК 06
ОК 09
ПК…
ПК. 2.4.
Обеспечивать
проведение
мероприятий,
направленных на
снижение
профессиональн
ых рисков.
ПК. 3.3.
Обеспечивать
мотивацию и
стимулирование
трудовой
деятельности
персонала.
ОК 02
ОК 03
ОК 04
ОК 05

Модуль 6. Постмодернизм и новая
искренность в современной
литературе
6.1. Истоки постмодернизма в
отечественной литературе

Тест

6.2.Постмодернистские поэтические
течения

Выразительное чтение

6.3. Новый реализм и постреализм в
современной литературе

Тест

26

ОК 06
ОК 09
ПК…
ПК. 2.4.
Обеспечивать
проведение
мероприятий,
направленных на
снижение
профессиональн
ых рисков.
.
ОК 02
ОК 03
ОК 04
ОК 05
ОК 06
ОК 09
ПК. 2.4.
Обеспечивать
проведение
мероприятий,
направленных на
снижение
профессиональн
ых рисков.
.
ПК. 3.3.
Обеспечивать
мотивацию и
стимулирование
трудовой
деятельности
персонала

Выполнение заданий
дифференцированного
зачета

Тема 2-5

Работа с текстом

Темы 5-9

Работа с текстом

27


Наверх

На сайте используются файлы cookie. На сайте  осуществляется сбор персональных данных посредством метрических программ (Яндекс.Метрика). Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».