Министерство образования и науки Республики Хакасия Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Хакасия «Черногорский горно-строительный техникум» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ по специальности 13.02.11 «Техническая эксплуатация электрического и электромеханического оборудования (по отраслям). РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ 01 «Основы Философии» 2023 1 Программа учебной дисциплины ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности (специальностям) среднего профессионального образования 13.02.11 «Техническая эксплуатация электрического и электромеханического оборудования (по отраслям). Организация-разработчик: ГБПОУ РХ «Черногорский горно-строительный техникум» Разработчик: Агапова Олеся Ивановна, преподаватель общественных дисциплин. 2 СОДЕРЖАНИЕ 1. ПАСПОРТ ПРИМЕРНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ стр. 4 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 7 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 10 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 12 ОСВОЕНИЯ 3 1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ» 1.1. Область применения программы Программа учебной дисциплины «Основы философии» является частью основной профессиональной специальностям образовательной СПО 13.02.11 программы «Техническая в соответствии эксплуатация с ФГОС электрического по и электромеханического оборудования (по отраслям). Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована при всех формах профессиональной подготовки квалифицированных рабочих по профессии в области строительства, открытых горных работ, обогащения полезных ископаемых, технической эксплуатации и обслуживании электрического и электромеханического оборудования образовательными учреждениями профессионального образования на территории Российской Федерации, имеющими право на реализацию основной профессиональной образовательной программы по данной профессии. 1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: Дисциплина «Основы философии» относится к общему гуманитарному и социальноэкономическому циклу основной профессиональной образовательной программы. 1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины: Цель предмета - сформировать у студентов представления о философии как специфической области знания, о философских, научных и религиозных картинах мира, о смысле жизни человека, формах человеческого сознания и особенностях его проявления в современном обществе, о соотношении духовных и материальных ценностей, их роли в жизнедеятельности человека, общества и цивилизации. 4 В результате изучения дисциплины студент должен: уметь: - ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста; - определить значение философии как отрасли духовной культуры для формирования личности, гражданской позиции и профессиональных навыков; - определить соотношение для жизни человека свободы и ответственности, материальных и духовных ценностей; - сформулировать представление об истине и смысле жизни. знать: - основные категории и понятия философии; - роль философии в жизни человека и общества; - основы философского учения о бытии; - сущность процесса познания; - основы научной, философской и религиозной картин мира; - об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды; - о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий. Содержание дисциплины ориентировано на подготовку студентов к освоению профессиональных модулей ОПОП по специальности 13.02.11 «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (в угольной промышленности). В процессе освоения дисциплины у студентов должны быть сформированы общие компетенции (ОК) (Приложение 1): ОК 1 – Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам. ОК 2 – Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности. ОК 3 - Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие. ОК 4 – Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами. 5 ОК 5 – Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста. ОК 6 – Проявлять гражданско – патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей. ОК 7 – Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях. ОК 8 – Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности. ОК 9 - Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности. ОК 10 – Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках; ОК 11 – Использовать знания по финансовой грамотности, планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере. 1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины: Максимальной учебной нагрузки обучающегося _48_ часов, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося __30_ часов; практической работы обучающегося __18__ часов. 6 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Объем часов 48 Максимальная учебная нагрузка (всего) 30 Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) в том числе: не предусмотрено лабораторные работы практические занятия 18 не предусмотрено контрольные работы не предусмотрено курсовая работа (проект) не предусмотрено Самостоятельная работа обучающегося (всего) в том числе: выполнение практических заданий по тематике не предусмотрено внеаудиторной самостоятельной работы Итоговая аттестация в форме комплексного дифференцированного зачёта с дисциплиной История. . 7 2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы философии» Наименовани е разделов и тем Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся Раздел 1. Философия, круг ее проблем и роль в обществе Объ ем часо в Урове нь освоен ия 10/18 Тема 1.1 Понятие философии, ее смысл и предназначение. Содержание учебного материала: 2 1. Философия и мировоззрение. Исторические формы мировоззрения. Философия и мифология. Понятие философии, ее структура и функции. Основной вопрос философии и его современное решение. Практические занятия. От мифа к логосу: рождение философии. 2 Тема 1.2 Философия Древнего мира и Средневековая философия. Содержание учебного материала: 1.Предпосылки философии в Древнем мире: Китай и Индия. Становление философии в Древней Греции. Философские школы. Сократ. Платон. Аристотель. Философия Древнего Рима. 2 Практические занятия. 4 1.Философия Древней Индии. 2.Особенности и периодизация античной философии. 2. Характерные особенности культуры и философии средневековья. Раннехристианская философия: Аврелий Августин и его учение о Боге и человеке, концепция «двух градов». Аристотелизм Фомы Аквинского. Обоснование принципов христианской теологии. Спор о природе общих понятий: реализм и номинализм. Пьер Абеляр. Ранняя, зрелая и поздняя схоластика. Арабоисламская философия. Средневековая мистика. Майстер Экхарт. 2 Практические занятия. 2 1 1-2 1-2 1. Христианская теология. Практические занятия. 2 2.Арабская средневековая философия. Тема 1.3 Содержание учебного материала: Философия Возрождения и Нового Времени 1.Гуманизм раннего Возрождения. Неоплатонизм, скептицизм и натурализм. Основные направления в познании Нового Времени. Французский материализм XVIII в. Основные направления немецкой классической философии. Практические занятия. 2 2 2 1.Воплощение философских идей в творчестве титанов эпохи Возрождения. Практические занятия. 2 2. Неистинное бытие как зло (по сочинению Гегеля) 8 Тема 1.4 Современная философия. Русская философия. Практические занятия. 2 3. Бытие как вещь (по сочинению Л. Фейербаха) Содержание учебного материала: Основные направления философии XX века: неопозитивизм, прагматизм, экзистенциализм, философия бессознательного. Особенности русской философии. Социальная философия П. Чаадаева. Русский космизм. 2 Практические занятия. Трагедия земного бытия (по сочинениям Л. Шестова) 2 Раздел 2. Основные проблемы философии 2 20 Тема 2.1. Учение о бытие и теории познания Содержание учебного материала: Тема 2.2 Философский анализ общества. Содержание учебного материала: 1.Понятие общества. Материальное и идеальное в бытии общества. Общественное бытие и общественное сознание, их структура и взаимодействие, материальное производство. Социальная структура как многоуровневое образование. Социальный прогресс и его критерии. Специфика законов общественного развития. Общество и философия техники. Общество и экономические отношения. 10 Итоговое (зачётное) занятие Содержание учебного материала: Будущее философии. Сдача зачёта по методическим указаниям. 2 8 1. Категория бытия, ее философский смысл и специфика. Основные модели бытия: монизм, дуализм, плюрализм. Основные формы и современная трактовка бытия. Материя: сущность, свойства и основные виды. Субъект и объект познания. Структура и формы знания. Проблема истины и заблуждения. Критерии, формы и виды истины. Бытие человека как проблема философии. Итого Всего 1 1 3 28/20 48 Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения: 1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств); 2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством) 3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач) 9 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Социально – экономических дисциплин». Оборудование учебного кабинета: - посадочные места по количеству обучающихся; - рабочее место преподавателя; - комплект учебно-наглядных пособий по основам философии; -опорно-логические схемы. Технические средства обучения: - компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор. 3.2. Информационное обеспечение обучения Основные источники: 1. Аблеев С.Р. Лекции по философии: Учебник для учреждений среднего профессионального образования. – М.: Высш. Шк., 2019. – 250 с. 2. Горелов А.А. Основы философии: учебное пособие для студ. сред. проф. учеб. Заведений / А.А. Горелов. 7-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2019. – 256 с. 3. Губин В.Д. Основы философии: учебное пособие. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2018. - 288 с. 4. Сычев А.А. Основы философии: Учеб. пособие (ГРИФ) // Сычев А.А.- М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2017. – 368 с. 5. Канке В.А. Основы философии: учебное пособие для студ. сред. спец. учеб. заведений. - М.: Университетская книга; Логос. 2017. – 286 с. Дополнительные источники: 1. Аблеев С.Р. Философия в схемах и таблицах: Учебное пособие для вузов/С.Р. Аблеев. – М.: Высш. Шк., 2017. – 207 с. 2. Балашов В.Е. Занимательная философия. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Кº», 2016. – 172 с. 10 3. Краткий философский словарь / Под ред. А.П. Алексеева. – М.: РГ- Пресс. 2010. – 496 с. 4. Новая философская энциклопедия: В 4 т./Ин-т философии РАН, Нац. Общ.-научн. Фонд; Научно-ред. Совет: предс. В.С. Степин, заместители предс.: А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин, уч. секр. А.П. Огурцов. – М.: Мысль, 2010. 5. Новейший философский словарь: 3-е изд., исправл. - Мн.: Книжный Дом. 2009. - 1280 с. 6. Хрестоматия по философии: Учебное пособие / Отв. ред. и сост. А. А. Радугин. — Москва: Центр, 2001.— 416с. 7. philosophy.ru - портал «Философия в России». 8. intencia.ru - сайт «Все о философии». 9. philosophy.ru - Античная философия. 10. http://www.gumer.info/ 11. http://www.countries.ru/library/htm 12. http://www.filosof.historic.ru 13. http://www.humanities.edu.ru:8100/db/sect/16 14. http://www.philosophy.ru/library/lib4.html 15. http://www.culturologia.info 11 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований. Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь: - ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста; - определить значение философии как отрасли духовной культуры для формирования личности, гражданской позиции и профессиональных навыков; - определить соотношение для жизни человека свободы и ответственности, материальных и духовных ценностей; - сформулировать представление об истине и смысле жизни. В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать: - основные категории и понятия философии; - роль философии в жизни человека и общества; - основы философского учения о бытии; - сущность процесса познания; - основы научной, философской и религиозной картин мира; - об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды; - о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий. Формы и методы контроля и оценки результатов обучения Формы контроля обучения: – домашние задания проблемного характера; – практические задания по работе с оригинальными текстами; – подготовка и защита групповых заданий проектного характера; - тестовые задания по соответствующим темам. Методы оценки результатов обучения: – мониторинг роста творческой самостоятельности и навыков получения нового знания каждым обучающимся; – накопительная оценка. 12 Приложение 1 Технологии формирования общих компетенций Название ОК Технологии формирования ОК на учебных занятиях ОК 1. Выбирать способы решения задач Участие в деловых играх, конкурсах, профессиональной деятельности викторинах. применительно к различным контекстам. ОК 2. Осуществлять поиск, анализ и Работа с нормативной и справочной интерпретацию информации, необходимой для литературой, учебниками. Нахождение выполнения задач профессиональной и использование информации для деятельности. решения практических заданий, написания рефератов ОК 3. Планировать и реализовывать Поиск информационного собственное профессиональное и личностное занимательного материала по основам развитие. философии, значение дисциплины для отдельно взятой специальности ОК 4. Работать в коллективе и команде, Самостоятельная работа в малых эффективно взаимодействовать с коллегами, группах (бригадах) при решении руководством, клиентами. ситуационных задач. ОК 5. Осуществлять устную и письменную Решение проблемно-ситуационных коммуникацию на государственном языке задач на занятиях и при выполнении Российской Федерации с учетом особенностей самостоятельной работы. социального и культурного контекста. ОК 6. Проявлять гражданско – патриотическую Участие в различных конкурсах, позицию, демонстрировать осознанное олимпиадах имеющих историческое поведение на основе традиционных значение для Отечества. общечеловеческих ценностей. ОК 7. Содействовать сохранению окружающей Использовать приобретенные знания и среды, ресурсосбережению, эффективно умения в практической и повседневной действовать в чрезвычайных ситуациях. жизни. ОК 8. Использовать средства физической Осознавать себя, как представителя культуры для сохранения и укрепления исторически сложившегося здоровья в процессе профессиональной гражданского сообщества и гражданина деятельности и поддержания необходимого России, готово встать на защиту уровня физической подготовленности. Отечества. ОК 9. Использовать информационные Подготовка информационных технологии в профессиональной деятельности. сообщений, рефератов с использованием презентаций. ОК 10. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языке. ОК 11. Использовать знания по финансовой грамотности, планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере. Работа с нормативной и справочной литературой. Изучать основные факты и процессы экономического развития стран. 13