Рабочая программа Основы Философии ГЭМ 2023

Министерство образования и науки Республики Хакасия
Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение Республики Хакасия
«Черногорский горно-строительный техникум»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ
по специальности 13.02.11 «Техническая эксплуатация
электрического и электромеханического оборудования (по
отраслям).

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОГСЭ 01 «Основы Философии»

2023

1

Программа учебной дисциплины ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ разработана на основе
Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по
специальности (специальностям) среднего профессионального образования 13.02.11
«Техническая эксплуатация электрического и электромеханического оборудования (по
отраслям).
Организация-разработчик: ГБПОУ РХ «Черногорский горно-строительный техникум»
Разработчик:
Агапова Олеся Ивановна, преподаватель общественных дисциплин.

2

СОДЕРЖАНИЕ

1. ПАСПОРТ ПРИМЕРНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ

ПРОГРАММЫ

УЧЕБНОЙ

стр.
4

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

7

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

10

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

12

ОСВОЕНИЯ

3

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ»

1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины «Основы философии» является частью основной
профессиональной
специальностям

образовательной
СПО

13.02.11

программы

«Техническая

в

соответствии

эксплуатация

с

ФГОС

электрического

по
и

электромеханического оборудования (по отраслям).
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована при всех
формах профессиональной подготовки квалифицированных рабочих по профессии в
области строительства, открытых горных работ, обогащения полезных ископаемых,
технической эксплуатации и обслуживании электрического и электромеханического
оборудования образовательными учреждениями профессионального образования на
территории

Российской

Федерации,

имеющими

право

на

реализацию

основной

профессиональной образовательной программы по данной профессии.

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы:
Дисциплина «Основы философии» относится к общему гуманитарному и социальноэкономическому циклу основной профессиональной образовательной программы.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам
освоения учебной дисциплины:

Цель предмета - сформировать у студентов представления о философии как
специфической области знания, о философских, научных и религиозных картинах мира, о
смысле жизни человека, формах человеческого сознания и особенностях его проявления в
современном обществе, о соотношении духовных и материальных ценностей, их роли в
жизнедеятельности человека, общества и цивилизации.

4

В результате изучения дисциплины студент должен:
уметь:
- ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания,
ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и
будущего специалиста;
-

определить

значение

философии

как

отрасли

духовной

культуры

для

формирования личности, гражданской позиции и профессиональных навыков;
- определить соотношение для жизни человека свободы и ответственности,
материальных и духовных ценностей;
- сформулировать представление об истине и смысле жизни.
знать:
- основные категории и понятия философии;
- роль философии в жизни человека и общества;
- основы философского учения о бытии;
- сущность процесса познания;
- основы научной, философской и религиозной картин мира;
- об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение
жизни, культуры, окружающей среды;
- о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием
достижений науки, техники и технологий.
Содержание дисциплины ориентировано на подготовку студентов к освоению
профессиональных

модулей

ОПОП

по

специальности

13.02.11

«Техническая

эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (в
угольной промышленности).
В процессе освоения дисциплины у студентов должны быть сформированы общие
компетенции (ОК) (Приложение 1):
ОК 1 – Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно
к различным контекстам.
ОК 2 – Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для
выполнения задач профессиональной деятельности.
ОК 3 - Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное
развитие.
ОК 4 – Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами,
руководством, клиентами.

5

ОК 5 – Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке
Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста.
ОК 6 – Проявлять гражданско – патриотическую позицию, демонстрировать осознанное
поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей.
ОК 7 – Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно
действовать в чрезвычайных ситуациях.
ОК 8 – Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления
здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого
уровня физической подготовленности.
ОК 9 - Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 10 – Пользоваться профессиональной документацией на государственном и
иностранном языках;
ОК

11

–

Использовать

знания

по

финансовой

грамотности,

планировать

предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы
учебной дисциплины:
Максимальной учебной нагрузки обучающегося _48_ часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося __30_ часов;
практической работы обучающегося __18__ часов.

6

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы

Объем часов

48
Максимальная учебная нагрузка (всего)
30
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе:
не предусмотрено
лабораторные работы
практические занятия
18
не предусмотрено
контрольные работы
не предусмотрено
курсовая работа (проект)
не предусмотрено
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
в том числе:
выполнение
практических
заданий
по
тематике не предусмотрено
внеаудиторной самостоятельной работы
Итоговая аттестация в форме комплексного дифференцированного зачёта с
дисциплиной История.
.

7

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы философии»
Наименовани
е разделов и
тем

Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Раздел 1. Философия, круг ее проблем и роль в обществе

Объ
ем
часо
в

Урове
нь
освоен
ия

10/18

Тема 1.1 Понятие
философии, ее
смысл и
предназначение.

Содержание учебного материала:

2

1. Философия и мировоззрение. Исторические формы мировоззрения. Философия и мифология. Понятие философии, ее
структура и функции. Основной вопрос философии и его современное решение.
Практические занятия. От мифа к логосу: рождение философии.

2

Тема 1.2
Философия
Древнего мира и
Средневековая
философия.

Содержание учебного материала:
1.Предпосылки философии в Древнем мире: Китай и Индия. Становление философии в Древней Греции. Философские школы.
Сократ. Платон. Аристотель. Философия Древнего Рима.

2

Практические занятия.

4

1.Философия Древней Индии.
2.Особенности и периодизация античной философии.
2. Характерные особенности культуры и философии средневековья. Раннехристианская философия: Аврелий Августин и его
учение о Боге и человеке, концепция «двух градов». Аристотелизм Фомы Аквинского. Обоснование принципов христианской
теологии. Спор о природе общих понятий: реализм и номинализм. Пьер Абеляр. Ранняя, зрелая и поздняя схоластика. Арабоисламская философия. Средневековая мистика. Майстер Экхарт.

2

Практические занятия.

2

1

1-2

1-2

1. Христианская теология.

Практические занятия.

2

2.Арабская средневековая философия.

Тема 1.3

Содержание учебного материала:

Философия
Возрождения и
Нового Времени

1.Гуманизм раннего Возрождения. Неоплатонизм, скептицизм и натурализм. Основные направления в познании Нового
Времени. Французский материализм XVIII в. Основные направления немецкой классической философии.

Практические занятия.

2

2

2

1.Воплощение философских идей в творчестве титанов эпохи Возрождения.

Практические занятия.

2

2. Неистинное бытие как зло (по сочинению Гегеля)

8

Тема 1.4
Современная
философия.
Русская
философия.

Практические занятия.

2

3. Бытие как вещь (по сочинению Л. Фейербаха)
Содержание учебного материала: Основные направления философии XX века: неопозитивизм, прагматизм,
экзистенциализм, философия бессознательного. Особенности русской философии. Социальная философия П. Чаадаева. Русский
космизм.

2

Практические занятия. Трагедия земного бытия (по сочинениям Л. Шестова)

2

Раздел 2. Основные проблемы философии

2

20

Тема 2.1. Учение о
бытие и теории
познания

Содержание учебного материала:

Тема 2.2
Философский
анализ общества.

Содержание учебного материала:
1.Понятие общества. Материальное и идеальное в бытии общества. Общественное бытие и общественное сознание, их
структура и взаимодействие, материальное производство. Социальная структура как многоуровневое образование. Социальный
прогресс и его критерии. Специфика законов общественного развития. Общество и философия техники. Общество и
экономические отношения.

10

Итоговое
(зачётное)
занятие

Содержание учебного материала:
Будущее философии.
Сдача зачёта по методическим указаниям.

2

8

1. Категория бытия, ее философский смысл и специфика. Основные модели бытия: монизм, дуализм, плюрализм. Основные
формы и современная трактовка бытия. Материя: сущность, свойства и основные виды. Субъект и объект познания. Структура
и формы знания. Проблема истины и заблуждения. Критерии, формы и виды истины. Бытие человека как проблема философии.

Итого
Всего

1

1

3

28/20
48

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

9

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Социально –
экономических дисциплин».
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-наглядных пособий по основам философии;
-опорно-логические схемы.
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Основные источники:
1.

Аблеев С.Р. Лекции по философии: Учебник для учреждений

среднего профессионального образования. – М.: Высш. Шк., 2019. – 250 с.
2.

Горелов А.А. Основы философии: учебное пособие для студ.

сред. проф. учеб. Заведений / А.А. Горелов. 7-е изд., стер. - М.: Издательский
центр «Академия», 2019. – 256 с.
3.

Губин В.Д. Основы философии: учебное пособие. - М.:

ФОРУМ: ИНФРА-М, 2018. - 288 с.
4.

Сычев А.А. Основы философии: Учеб. пособие (ГРИФ) //

Сычев А.А.- М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2017. – 368 с.
5.

Канке В.А. Основы философии: учебное пособие для студ.

сред. спец. учеб. заведений. - М.: Университетская книга; Логос. 2017. – 286 с.
Дополнительные источники:
1.

Аблеев С.Р. Философия в схемах и таблицах: Учебное пособие для

вузов/С.Р. Аблеев. – М.: Высш. Шк., 2017. – 207 с.
2.

Балашов В.Е. Занимательная философия. – М.: Издательско-торговая

корпорация «Дашков и Кº», 2016. – 172 с.
10

3.

Краткий философский словарь / Под ред. А.П. Алексеева. – М.: РГ-

Пресс. 2010. – 496 с.
4.

Новая философская энциклопедия: В 4 т./Ин-т философии РАН, Нац.

Общ.-научн. Фонд; Научно-ред. Совет: предс. В.С. Степин, заместители предс.:
А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин, уч. секр. А.П. Огурцов. – М.: Мысль, 2010.
5.

Новейший философский словарь: 3-е изд., исправл. - Мн.: Книжный

Дом. 2009. - 1280 с.
6.

Хрестоматия по философии: Учебное пособие / Отв. ред. и сост. А. А.

Радугин. — Москва: Центр, 2001.— 416с.
7.

philosophy.ru - портал «Философия в России».

8.

intencia.ru - сайт «Все о философии».

9.

philosophy.ru - Античная философия.

10.

http://www.gumer.info/

11.

http://www.countries.ru/library/htm

12.

http://www.filosof.historic.ru

13.

http://www.humanities.edu.ru:8100/db/sect/16

14.

http://www.philosophy.ru/library/lib4.html

15.

http://www.culturologia.info

11

4.

КОНТРОЛЬ

И

ОЦЕНКА

РЕЗУЛЬТАТОВ

ОСВОЕНИЯ

УЧЕБНОЙ

ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется
преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также
выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
В результате освоения дисциплины обучающийся
должен уметь:
- ориентироваться в наиболее общих философских
проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и
смысла жизни как основе формирования культуры
гражданина и будущего специалиста;
- определить значение философии как отрасли
духовной культуры для формирования личности,
гражданской позиции и профессиональных навыков;
- определить соотношение для жизни человека
свободы и ответственности, материальных и духовных
ценностей;
- сформулировать представление об истине и
смысле жизни.
В результате освоения дисциплины обучающийся
должен знать:
- основные категории и понятия философии;
- роль философии в жизни человека и общества;
- основы философского учения о бытии;
- сущность процесса познания;
- основы научной, философской и религиозной
картин мира;
- об условиях формирования личности, свободе и
ответственности за сохранение жизни, культуры,
окружающей среды;
- о социальных и этических проблемах, связанных с
развитием и использованием достижений науки,
техники и технологий.

Формы и методы контроля
и оценки результатов обучения
Формы контроля обучения:
–
домашние
задания
проблемного характера;
– практические задания по
работе с оригинальными текстами;
– подготовка и защита
групповых заданий проектного
характера;
- тестовые задания по
соответствующим темам.
Методы оценки результатов
обучения:
–
мониторинг
роста
творческой самостоятельности и
навыков получения нового знания
каждым обучающимся;
– накопительная оценка.

12

Приложение 1
Технологии формирования общих компетенций
Название ОК
Технологии формирования ОК
на учебных занятиях
ОК 1. Выбирать способы решения задач
Участие в деловых играх, конкурсах,
профессиональной деятельности
викторинах.
применительно к различным контекстам.
ОК 2. Осуществлять поиск, анализ и
Работа с нормативной и справочной
интерпретацию информации, необходимой для
литературой, учебниками. Нахождение
выполнения задач профессиональной
и использование информации для
деятельности.
решения практических заданий,
написания рефератов
ОК 3. Планировать и реализовывать
Поиск информационного
собственное профессиональное и личностное
занимательного материала по основам
развитие.
философии, значение дисциплины для
отдельно взятой специальности
ОК 4. Работать в коллективе и команде,
Самостоятельная работа в малых
эффективно взаимодействовать с коллегами,
группах (бригадах) при решении
руководством, клиентами.
ситуационных задач.
ОК 5. Осуществлять устную и письменную
Решение проблемно-ситуационных
коммуникацию на государственном языке
задач на занятиях и при выполнении
Российской Федерации с учетом особенностей
самостоятельной работы.
социального и культурного контекста.
ОК 6. Проявлять гражданско – патриотическую
Участие в различных конкурсах,
позицию, демонстрировать осознанное
олимпиадах имеющих историческое
поведение на основе традиционных
значение для Отечества.
общечеловеческих ценностей.
ОК 7. Содействовать сохранению окружающей
Использовать приобретенные знания и
среды, ресурсосбережению, эффективно
умения в практической и повседневной
действовать в чрезвычайных ситуациях.
жизни.
ОК 8. Использовать средства физической
Осознавать себя, как представителя
культуры для сохранения и укрепления
исторически сложившегося
здоровья в процессе профессиональной
гражданского сообщества и гражданина
деятельности и поддержания необходимого
России, готово встать на защиту
уровня физической подготовленности.
Отечества.
ОК 9. Использовать информационные
Подготовка информационных
технологии в профессиональной деятельности.
сообщений, рефератов с
использованием презентаций.
ОК 10. Пользоваться профессиональной
документацией на государственном и
иностранном языке.
ОК 11. Использовать знания по финансовой
грамотности, планировать
предпринимательскую деятельность в
профессиональной сфере.

Работа с нормативной и справочной
литературой.
Изучать основные факты и процессы
экономического развития стран.

13


Наверх

На сайте используются файлы cookie. На сайте  осуществляется сбор персональных данных посредством метрических программ (Яндекс.Метрика). Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».