22 ЕН

Министерство образования и науки Республики Хакасия
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Хакасия
«Черногорский горно-строительный техникум»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
по специальности

18.02.12 «Технология аналитического контроля химических соединений»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ЕН.03 «Экологические основы природопользования»

2021г

Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования по специальности
18.02.12 «Технология аналитического контроля химических соединений»
Организация-разработчик: ГБПОУ РХ «Черногорский горно-строительный

техникум»

Разработчик:
Угдыжекова Наталья Евгеньевна - преподаватель первой квалификационной
категории

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ЕН.03
«Экологические основы природопользования»
1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:
Учебная дисциплина Экологические основы природопользования является обязательной частью естественного и общего математического цикла основной образовательной программы
в соответствии с ФГОС по профессии по специальности 08.02.12 «Технология аналитического
контроля химических соединений»Учебная дисциплина «Экологические основы природопользования» обеспечивает формирование профессиональных и общих компетенций по всем видам деятельности ФГОС по профессии/ по специальности
18.02.12 «Технология аналитического контроля химических соединений»
Особое значение
дисциплина имеет при формировании и развитии ОК03. Применять средства и методы познания окружающей среды для интеллектуального развития, повышения культурного уровня
и профессиональной компетенции; применять современную научную профессиональную
терминологию; определять и выстраивать траектории профессионального развития и экологического самообразования.
1.2 Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
Результатом освоения программы учебной дисциплины является овладение обучающимися
знаниями, умениями по экологическим основам природопользования, в том числе общими
(ОК) компетенциями:
Код
ПК, ОК
ОК 1

ОК2

ОК9

Умения

Знания

Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности,
применительно к различным контекстам

основные экологические понятия и
термины; методы экологической науки

Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой
для
выполнения задач профессиональной
деятельности

ОК3

Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное
развитие

ОК4

Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами,
руководством, клиентами.
Осуществлять устную и письменную
коммуникацию на государственном
языке с
учетом особенностей социального и
культурного контекста.
Содействовать сохранению окружаю-

ОК5

ОК6

методы и средства обработки, хранения и
накопления информации о природных и
природно-антропогенных
объектах;
основные
этапы
организации
документооборота о природных и
природно-антропогенных объектах
законы функционирования природных
систем;
основы
рационального
природопользования;
особенности
взаимодействия общества и природы
совместимость
человеческой
цивилизации с законами биосферы
особенности социального и культурного
контекста;
правила
оформления
документов и построения устных
сообщений.
понятие среды жизнедеятельности граж-

ОК7

ОК10

ПК 1.1
ПК 1.2
ПК 1.3
ПК 1.4

ПК 2.1
ПК 2.2
ПК 2.3
ПК 2.4

ПК 3.1
ПК 3.2
ПК 3.3
ПК 3.4
ПК 3.5

щей среды, ресурсосбережению, эффек- дан российского государства;
тивно
принципы и правила международного
действовать в чрезвычайных ситуациях. сотрудничества
в
области
природопользования
и
охраны
окружающей среды.
правила экологической безопасности при
ведении профессиональной деятельности;
Использовать информационные техноосновные виды чрезвычайных событий
логии в профессиональной деятельности.
природного
и
техногенного
происхождения,
опасные
явления,
порождаемые их действием.
правила построения простых и сложных
предложений на экологические темы;
основные общеупотребительные глаголы;
лексический минимум, относящийся к
Пользоваться профессиональной докуописанию экологических предметов и
ментацией на государственном и
явлений,
средств
и
процессов
иностранном языке.
профессиональной
деятельности;
особенности произношения; правила
чтения
текстов
экологической
направленности.
оценивать
воздействия
на основы природопользования, экономики
окружающую среду; понимать, излагать природопользования,
устойчивого
и критически анализировать базовую развития,
оценки
воздействия
на
информацию в области экологии и окружающую среду, правовых основ
природопользования
природопользования
и
охраны
окружающей среды
использовать теоретические знания теоретические основы экологического
экологии в практической деятельности. мониторинга; принципы размещения
производства;
основные
источники
техногенного
воздействия
на
окружающую среду; нормирования и
снижения
загрязнения
окружающей
среды,
техногенных
систем
и
экологического риска
определять вредные и (или) опасные требования нормативных документов в
факторы воздействия производства области охраны окружающей среды;
строительных работ, использования основные вредные и (или) опасные
строительной техники и складирования производственные
факторы,
виды
материалов, изделий и конструкций на негативного
воздействия
на
окружающую
среду;
использовать окружающую среду при проведении
нормативные акты по рациональному различных видов строительных работ и
природопользованию
окружающей методы
их
минимизации
и
среды; оформлять документацию по предотвращения;
правила
ведения

исполнению правил и
пожарной безопасности
окружающей среды.

ПК 4.1
ПК 4.2
ПК 4.3
ПК 4.4

требований документации по контролю исполнения
и охраны требований охраны окружающей среды;
меры административной и уголовной
ответственности,
применяемые
при
нарушении
требований
к
охране
окружающей среды.
соблюдать
нормы
экологической задачи и цели природоохранных органов
безопасности; определять направления управления и надзора
ресурсосбережения
в
рамках
профессиональной деятельности по
специальности

2. СТРУКТУРА ПРИМЕРНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы по базовой подготовке
Вид учебной работы
Объем образовательной программы

Объем в часах
32

в том числе:
теоретическое обучение

28

лабораторные работы

-

практические занятия

4

курсовая работа (проект) (если предусмотрено для специальностей)

-

контрольная работа

-

Самостоятельная работа 1
Промежуточная аттестация

в форме дифференцированного эачета

Самостоятельная работа в рамках образовательной программы планируется образовательной организацией
в соответствии с требованиями ФГОС СПО в пределах объема учебной дисциплины в количестве часов, необходимом для выполнения заданий самостоятельной работы обучающихся, предусмотренных тематическим
планом и содержанием учебной дисциплины.

1

2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование
разделов и тем

Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся

Объе
м
в
часа
х

1
Раздел 1. Основные
понятия экологии
Тема 1.1 Основные
понятия и законы

2

3

Тема1. 2. Разнообразие экосистем.
Биосфера

Коды
компетенций
формирован
ию которых
способствует
элемент
программы
4

6
ОК 1, ОК 3

Содержание учебного материала
1. Экология как наука об экологических системах, становление экологии как науки. Экосистема как совокупность всех живых организмов и их неживого окружения в некоторых
пространственных пределах.
2. Понятие популяции, законы популяционной экологии. Структура популяции. Гомеостаз
популяции. Динамика популяций.
В том числе, практических занятий и лабораторных работ
Самостоятельная работа обучающихся
Содержание учебного материала
1. Виды природных экосистем земли. Трофические цепи в экосистемах различного типа.
Устойчивость и динамика биогеоценозов и экосистем.
Механизм атмосферной циркуляции. Влияние атмосферной циркуляции на климатические особенности природных экосистем.
2. Свойства воды. Климатообразующее влияние воды. Виды водных экосистем.
3. Потоки энергии в биосфере. Вода, кислород и углерод в биосфере. Фосфор и сера в биосфере. Потоки информации в биосфере. Ноосфера
3. Особенности антропогенных экосистем. Понятие антропогенной нагрузки.
В том числе, практических занятий и лабораторных работ:

2

ОК 3, ПК 1.11.4

4

2

ОК 3, ОК 5

Практическое занятие№1.Определение антропогенной нагрузки на природные экосистемы в
результате профессиональной деятельности и пути еѐ снижения.
Самостоятельная работа обучающихся
Раздел 2. Особенности взаимодействия
общества и природы
Тема 2.1.
Загрязнение окружающей природной
среды токсичными
веществами.

Тема 2.2
Радиация, радиоактивное загрязнение.
Тема2.3.
Глобальные проблемы загрязнения
окружающей среды.
Тема 2.4.
Население и ресурсы Земли

Тема

2

ПК 1.1-1.4
ПК 2.1-2.4

-

16
Содержание учебного материала
1. Типы и характеристики загрязняющих веществ. Понятие ПДК. Распространение загрязняющих веществ. Рациональное размещение производства. Кислотное загрязнение.
2. Загрязнение пылью, тяжелыми металлами, ядовитыми химическими соединениями, биологическое и физическое разрушение и загрязнение природной среды.
В том числе, практических занятий и лабораторных работ
Самостоятельная работа обучающихся
Содержание учебного материала
1. Радиация, радиоактивное загрязнение и атомная энергетика.
В том числе, практических занятий и лабораторных работ
Самостоятельная работа обучающихся
Содержание учебного материала
1. Аварии как источники загрязнения, глобальные проблемы загрязнения окружающей среды. Парниковый эффект. Разрушение озонового слоя. Утилизация бытовых и промышленных
отходов.
В том числе, практических занятий и лабораторных работ
Самостоятельная работа обучающихся
Содержание учебного материала
1. Динамика народонаселения Земли. Продовольственная проблема, еѐ характер. Пр ичины зелѐной революции. Проблемы сохранения человеческих ресурсов.
В том числе, практических занятий и лабораторных работ
Самостоятельная работа обучающихся
Содержание учебного материала

ОК 7
ПК 3.1-3.5
2

2

ОК 07
ПК 2.1-2.4

-

2

ОК 07
ПК 2.1-2.4

ОК 05
2
2

ОК 03

1.
Природные ресурсы:классификация природных ресурсов и их общая характеристика. Минеральные ресурсы. Почва и категории земель. Водные ресурсы.
Леса. Пастбища. Ресурсы мирового океана.
2.
Принципы рационального природопользования
В том числе, практических занятий и лабораторных работ
Самостоятельная работа обучающихся
Тема 2.6. ЭнергеСодержание учебного материала
тические ресурсы. 1. Энергетические ресурсы. Угроза энергетического голода.
В том числе, практических занятий и лабораторных работ
Самостоятельная работа обучающихся
Тема2.7. ПриродСодержание учебного материала
ные потенциалы.
1. 1. Понятие особо охраняемой территории. Биосферные заповедники. Виды заказников. Национальные природные памятники. Памятники природы
2. 2. Проблема сохранения рекреационных зон. Музеи-заповедники
В том числе, практических занятий и лабораторных работ
Самостоятельная работа обучающихся
Тема 2.8
Содержание учебного материала
Концепция устой1. 1. Эволюция взаимоотношений природы и общества. Характер научно-технической
чивого развития.
революции. Понятие постиндустриального общества.
2. 2. Концепции устойчивого развития.
В том числе, практических занятий и лабораторных работ
Самостоятельная работа обучающихся
Радел 3. Правовые
и социальные вопросы природопользования
Тема 3.1. ГосударСодержание учебного материала
ственные и обще1. История Российского и международного природоохранных законодательств Природоственные меропри- охранный надзор.
ятия по предот2. Экологический мониторинг состояния природной среды. Экологическое прогнозирова2.5.
Природные ресурсы и рациональное
природопользование.

ПК 1.1-1.4

2

ОК 3, ОК 7
ПК 2.1-2.4

ОК 6
ПК 3,1-3,5
2
ОК 2
ПК 1.1-1.4
2
-

8

2

ОК 03
ПК 2.1-2.4

вращению разрушающих воздействий на природу.
Тема 3.2. Экологическое регулирование и экологическое право.

Тема
3.3.Социальные
проблемы природопользования

Тема 3.4.
Международное
сотрудничество в
области охраны
окружающей среды
Промежуточная
аттестация
Всего

ние.
В том числе, практических занятий и лабораторных работ
Самостоятельная работа обучающихся
Содержание учебного материала
1. Понятие экологического регулирования и экологического права. Проблемы экологического регулирования.
2. Экологический контроль в РФ. Особенности природоохранного законодательства.
В том числе, практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие №2. Изучение нормативных документов по рациональному природопользованию окружающей среды (ФЗ и Кодексы РФ по охране природной среды).
Самостоятельная работа обучающихся
Содержание учебного материала
1. Взаимоотношение общественных и государственных организаций в области экологического мониторинга и экологического регулирования.
2. Приемлемый и сбалансированный риск.
В том числе, практических занятий и лабораторных работ
Самостоятельная работа обучающихся
Содержание учебного материала
1. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды.
2. Международное природоохранное законодательство.
3. Мировоззрение устойчивого развития.
В том числе, практических занятий и лабораторных работ
Самостоятельная работа обучающихся

ОК 4, ОК 10
ПК 4.1-4.4
2
2
2
-

2

ОК 7, ОК 10
ПК 2.1-2.4

-

2

2
32

ОК 4, ОК 6
ПК 3.1-3.5

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНО ДИСЦИПЛИНЫ
3.1.

Для

реализации

программы

учебной

дисциплины

должны

быть

предусмотрены следующие специальные помещения:
Кабинет «Экологических основ природопользования», оснащенный оборудованием:
- посадочные места по количеству обучающихся ( столы, стулья );
и техническими средствами обучения:
- многофункциональный комплекс преподавателя: стол, персональный компьютер,
короткофокусный проектор.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации
должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы,
рекомендуемых или допущенных для использования в образовательном процессе
3.2.1. Печатные издания
1. Гальперин

М.В.

Экологические

основы

природопользования:

учебник

/М.В.Гальперин. – 2-е издание, испр. – М.: ИД ФОРУМ: ИНФА- М, 2017.- 256
с.
3.2.2. Электронные издания (электронные ресурсы)
1. Ассоциация Экосистема описании проблем экологии, природопользования и
охраны природы. [Электронный ресурс]. Режим доступа:www.ecosystema.ru
2. Галицкова Ю.М. Экологические основы природопользования / Ю.М.Галицкова.
[Электронный ресурс]: учебное пособие. Изд-во.: Самарский государственный
архитектурно-строительный

университет,

Самара,

2018.

–

217

с.

http://www.iprbookshop.ru/22253.html
3. Комитет промышленного развития, экологии и природопользования. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.nature.gov.ru
4. Комитет по экологии. Отдел природопользования и защиты окружающей среды. [Электронный ресурс]. Режим доступа:www.aboutecology.ru
5. Министерство Природных Ресурсов и Экологии Российской Федерации Федеральная служба по надзору в сфере

природопользования. [Электронный ре-

сурс]. Режим доступа: www.mnr.gov.ru
6. Образовательный портал. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.claw.ru

7.

Открытый каталог событий (Экология, Природопользование). [Электронный
ресурс]. Режим доступа:www.konferencii.ru

8. Портал Департамента природопользования и охраны окружающей
Москвы.

среды

[Электронный ресурс]. Режим доступа: www.moseco.ru

9. Прогноз. Экология и природопользование. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.prognoz.ru
Дополнительные источники:
1. Арустамов Э.А. Экологические основы природопользования / Э.А. Арустамов, И.В. Левакова, Н.В. Баркалова. – 5-е изд. перераб. и доп. – М.: Дашков и К,
2017.-320 с.
2. Веденин Н.Н. Аграрное право: Вопросы и ответы / Н.Н.Веденин – 3-е изд.,
испр. и доп. – М.: ИД Юриспруденция, 2018. - 160 с. (Серия «Подготовка к экзамену»).
3. Гальперин М.В. Экологические основы природопользования. Учебник /
М.В.Гальперин – 2-е издание, испр. – М.: ФОРУМ: ИНФА- М, 2018. – 256 с.
4. Константинов В.М. Экологические основы природопользования: Учебник
для студ. учреждений сред. проф. образования / В.М. Константинов, Ю.Б.Челидзе.
– 15-е изд., стер. – М.: Академия, 2017. – 240 с.
5. Трушина Т.П. Экологические основы природопользования: Учебник для
колледжей и средне-специальных учебных заведений. /Т.П.Трушина. – 5-е изд. перераб. – Ростов на Дону: Феникс, 2018.- 408 с.
6. Экологические основы природопользования /под ред. Е.К. Хандогиной. –
М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2017. – 160 с.
7. Методические рекомендации по разработке практических работ

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения

Критерии оценки

Умения:
оценивать
эффективность Перечисляет все возможные
выбранных методов
методы.
Оценивает эффективность
выбранных методов

определять
необходимые
источники
информации;
применять
специализированное
программное обеспечение и
технологии
автоматизированной
обработки информации для
сбора, хранения и обработки
информации о природных и
природно-антропогенных
объектах и мониторингу
окружающей среды;
планировать
процесс
поиска;
структурировать
получаемую информацию;
выделять наиболее значимое
в перечне экологической
информации;
оценивать
практическую значимость
результатов
поиска;
оформлять
результаты
поиска.

применять
средства
и
методы
познания
окружающей среды для
интеллектуального
развития,
повышения
культурного
уровня
и

Определяет и применяет
специализированное программное обеспечение и технологии автоматизированной
обработки информации для
сбора, хранения и обработки
информации о природных и
природно-антропогенных
объектах и мониторингу
окружающей среды;

Планирует процесс поиска
необходимой информации ;
структурирует получаемую
информацию ;
выделяет наиболее значимое
в перечне экологической информации;
оценивает практическую
значимость результатов поиска;
оформляет результаты поиска с использованием ИКТ
Применяет средства и методы познания окружающей
среды для интеллектуального развития, повышения
культурного уровня и профессиональной компетен-

Методы оценки

Экспертная оценка по результатам наблюдения за
деятельностью студента
при собеседовании по результатам выполненного
задания
Оценка защиты рефератов и
презентаций

Экспертная оценка по результатам наблюдения за
деятельностью студента
при работе с информационными источниками и программным обеспечением

Экспертная оценка по результатам наблюдения за
деятельностью студента

профессиональной
компетенции;
применять
современную
научную
профессиональную
терминологию; определять и
выстраивать
траектории
профессионального
развития и экологического
самообразования.
организовывать
работу
коллектива и
команды;
взаимодействовать
с
коллегами, руководством и
клиентами
в
ходе
профессиональной
деятельности
с
учетом
экологической безопасности
грамотно излагать свои
мысли
и
оформлять
документы
по
профессиональной тематике
на государственном языке,
проявлять толерантность в
рабочем коллективе

ции;
применяет современную
научную профессиональную
терминологию по основам
экологии;
определяет и выстраивает
траектории профессионального развития и экологического самообразования.
Взаимодействует со студентами, преподавателем во
время групповых заданий на
занятии при решении экологических ситуационных задач

Выполняет требования инструкций при оформлении документов профессиональной тематики
Излагает свои мысли по
экологической тематике
Проявляет взаимоуважение
доброжелательность, сотрудничество и солидарность
в решении общих проблем
формировать среду жизне- Демонстрирует знания о средеятельности граждан рос- дах жизнедеятельности чесийского государства;
ловека
анализировать
и
прогнозировать
экологические последствия
международного
Определяет характеристики
сотрудничества в области деятельности международприродопользования
и ных организаций
охраны окружающей среды.
оценить
чрезвычайную Оценивает чрезвычайную
ситуацию,
составить ситуацию,
алгоритм
действий
и Составляет алгоритм дейопределять
необходимые ствий и определят необхоресурсы для еѐ устранения.
димые ресурсы для еѐ устрапонимать
четко

нения.
общий смысл Понимает общий смысл четпроизнесенных ко произнесенных высказы-

в процессе освоения учебной дисциплины

Экспертная оценка по результатам наблюдения за
деятельностью при решение экологических ситуационных задач

Тестирование
Экспертная оценка по результатам наблюдения за
деятельностью студента
в процессе освоения учебной дисциплины за освоением норм делового общения
Оценка решений
ситуационных задач

Тестирование

Оценка решений ситуационных задач
Оценка решений ситуационных задач

Собеседование для установления навыков владения

высказываний
на
экологические
темы,
понимать
тексты;
участвовать в диалогах;
писать простые связные
сообщения на экологические
темы.

ваний и текстов на экологические темы
Участвует в диалогах на
экологические темы
Пишет простые связные сообщения на экологические
темы.

оценивать воздействия на
окружающую
среду;
понимать,
излагать
и
критически анализировать
базовую информацию в
области
экологии
и
природопользования
использовать теоретические
знания
экологии
в
практической деятельности.

Оценивает воздействия на
окружающую среду;
Понимать, излагает и критически анализирует базовую
информацию в области экологии и природопользования
Использует теоретические
знания экологии при выполнении заданий практической
работы
Определяет характеристики
вредных и (или) опасных
факторов воздействия производства строительных работ

определять вредные и (или)
опасные
факторы
воздействия производства
строительных
работ,
использования строительной
техники и складирования
материалов,
изделий
и
конструкций
на
окружающую
среду;
использовать нормативные
акты по рациональному
природопользованию
окружающей
среды;
оформлять документацию
по исполнению правил и
требований
пожарной
безопасности и охраны
окружающей среды.
соблюдать
нормы Демонстрирует умение анаэкологической
лизировать нормативную добезопасности;
кументацию по природопользованию и охране окружающей среды

терминологией
Экспертная оценка по результатам наблюдения за
деятельностью студента
в процессе освоения учебной дисциплины
Оценка сообщений на экологические темы
Оценка результатов практической работы
Экспертная оценка по результатам наблюдения за
деятельностью студента
в процессе освоения учебной дисциплины
Оценка результатов практической работы

Экспертная оценка по результатам собеседования
выполненного практического задания

Экспертная оценка по результатам собеседования
выполненного практического задания
Тестирование

определять
направления
ресурсосбережения в рамках
профессиональной
деятельности
по
специальности
Знания:
основные
экологические
понятия и термины;
методы
экологической
науки
методы
и
средства
обработки,
хранения
и
накопления информации о
природных и природноантропогенных объектах;
основные
этапы
организации
документооборота
о
природных и природноантропогенных объектах
законы функционирования
природных систем; основы
рационального
природопользования;
особенности
взаимодействия общества и
природы
совместимость
человеческой цивилизации с
законами биосферы
формирования среды жизнедеятельности
граждан
российского государства;
принципы
и
правила
международного
сотрудничества в области
природопользования
и
охраны окружающей среды.
правила экологической безопасности при ведении профессиональной деятельности;
основные
виды

Владеет методами ресурсосбережения в строительстве

Устный опрос

Демонстрирует знания основных экологических понятий и терминов; методов
экологической науки и правильности их применения
Демонстрирует знания методы и средства обработки,
хранения и накопления информации о природных и
природно-антропогенных
объектах
Демонстрирует знания основные этапы организации
документооборота о природных и природноантропогенных объектах
Демонстрирует знания экологические принципы рационального
использования
природных
ресурсов
и
охраны природы

Тестирование
Оценка решений ситуационных задач

Устный опрос.
Тестирование

Письменный опрос

Тестирование

Демонстрирует
знания Тестирование
структуры биосферы и эко- Оценка решений ситуацисистем
онных задач
Демонстрирует знания о
Оценка решений ситуацисредах жизнедеятельности
онных задач
человека
Определяет характеристики
деятельности международных организаций

Тестирование

Определяет характеристики
ЧС природного и техногенного характера

Экспертная оценка по результатам собеседования
выполненного практического задания

чрезвычайных
событий
природного и техногенного
происхождения,
опасные
явления, порождаемые их
действием.
правила построения
простых и сложных
предложений на
экологические темы;
основные
общеупотребительные
глаголы; лексический
минимум, относящийся к
описанию экологических
предметов и явлений,
средств и процессов
профессиональной
деятельности; особенности
произношения; правила
чтения текстов
экологической
направленности.
основы
природопользования,
экономики
природопользования,
устойчивого развития,
оценки воздействия на
окружающую среду,
правовых основ
природопользования и
охраны окружающей среды
теоретические
основы
экологического
мониторинга;
принципы
размещения производства;
основные
источники
техногенного воздействия
на окружающую среду;
нормирования и снижения
загрязнения
окружающей
среды, техногенных систем
и экологического риска

Оценка решения ситуационных задач

Логически и грамотно рассуждает на экологические
темы

Экспертная оценка по результатам собеседования
выполненного практического задания

Демонстрирует знания экологические принципы рационального использования
природных ресурсов и охраны природы

Оценка решений ситуационных задач

Демонстрирует знания видов экологического мониторинга и источников загрязнения

Тестирование

требования
нормативных Работает с нормативной додокументов
в
области кументацией
охраны окружающей среды;
Демонстрирует знания ФЗ и
Кодексов РФ по охране природной среды
основные вредные и (или)
опасные производственные
факторы, виды негативного
воздействия
на
окружающую среду при
проведении
различных
видов строительных работ и
методы их минимизации и
предотвращения;

Экспертная оценка по результатам наблюдений за
деятельностью студента во
время выполнения практического задания
Оценка результатов выполнения практической работы

Демонстрирует знания основных вредных и (или)
опасных производственных
факторы, виды негативного Устный опрос
воздействия на окружающую
среду при проведении различных видов строительных
работ и методы их минимизации и предотвращении

правила
ведения Демонстрирует знания пра- Тестирование
документации по контролю вил ведения документации
исполнения
требований по контролю исполнения
охраны окружающей среды; требований
охраны окружающей среды
меры административной и
уголовной ответственности,
применяемые
при
нарушении требований к
охране окружающей среды.

Демонстрация знаний мер
административной и уголовной ответственности, применяемые при нарушении требований к охране окружающей среды
задачи
и
цели Перечисляет и даѐт характеприродоохранных органов ристики задач и целей природоохранных органов
управления и надзора
управления и надзора

Тестирование

Экспертная оценка по результатам собеседования
выполненного практического задания.
Устный опрос

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх

На сайте используются файлы cookie. На сайте  осуществляется сбор персональных данных посредством метрических программ (Яндекс.Метрика). Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».