08.02.01_ОПОП_Пояснительная записка_2023

1

Основная профессиональная образовательная программа - программа подготовки специалистов
среднего звена разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта
среднего профессионального образования по специальности 08.02.01. Строительство и эксплуатация
зданий и сооружений, утвержденного Приказом Минобрнауки России от 10 января 2018 № 2 (ред. от
01.09.2022).
Организация-разработчик:
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики
Хакасия «Черногорский горно-строительный техникум»
Разработчики:
Евдокимова И.В. – заместитель директора по учебно-методической работе ГБПОУ РХ ЧГСТ
Васильев А.В. – заместитель директора по учебно-производственной работе ГБПОУ РХ ЧГСТ
Самарина Е.В. – заместитель директора по учебно-воспитательной работе ГБПОУ РХ ЧГСТ
Манжосова Н.Н. – методист ГБПОУ РХ ЧГСТ
Литвишко А.И. – преподаватель первой квалификационной категории ГБПОУ РХ ЧГСТ
Бугаева Е.А. – преподаватель ГБПОУ РХ ЧГСТ

2

Содержание

Раздел 1. Общие положения
Раздел 2. Общая характеристика образовательной программы
Раздел 3. Характеристика профессиональной деятельности выпускника
Раздел 4. Планируемые результаты освоения образовательной программы
4.1. Общие компетенции
4.2. Профессиональные компетенции
Раздел 5. Структура образовательной программы
5.1. Учебный план
Раздел 6. Условия реализации образовательной программы
6.1. Требования к материально-техническому оснащению образовательной программы
6.2. Требования к кадровым условиям реализации образовательной программы
Раздел 7. Формирование фонда оценочных средств для проведения государственной
итоговой аттестации и организация оценочных процедур по программе
Приложения
Программы профессиональных модулей, учебных дисциплин, практик
Программа государственной итоговой аттестации
Рабочая программа воспитания
Календарный план воспитательной работы

3

Раздел 1. Общие положения
1.1. Настоящая основная профессиональная образовательная программа (далее ОПОП
СПО) по специальности среднего профессионального образования разработана на основе
федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального
образования (далее ФГОС СПО) по специальности 08.02.01. Строительство и эксплуатация
зданий и сооружений, утвержденного Приказом Минобрнауки России от 10 января 2018 № 2
(ред. от 01.09.2022).
ОПОП

определяет

рекомендованный

объем

и

содержание

среднего

профессионального образования по специальности 08.02.01 Строительство и эксплуатация
зданий и сооружений, планируемые результаты освоения образовательной программы,
примерные условия образовательной деятельности.
ОПОП разработана для реализации образовательной программы на базе среднего
общего образования.
Образовательная программа, реализуемая на базе основного общего образования,
разрабатывается образовательной организацией на основе требований федерального
государственного образовательного стандарта среднего общего образования и ФГОС СПО с
учетом получаемой специальности и настоящей ОПОП СПО.
1.2. Нормативные основания для разработки ОПОП:


Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в

Российской Федерации»;


Приказ Минобрнауки России от 10 января 2018 г. № 2 «Об утверждении

федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального
образования по специальности 08.02.01 «Строительство и эксплуатация зданий и
сооружений» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 26 января,
регистрационный № 49797);

организации

Приказ Минпросвещения РФ от 24.08.2022 г. № 762 «Об утверждении порядка
и

осуществления

образовательной

деятельности

по

образовательным

программам среднего профессионального образования»;


Порядок

проведения

государственной

итоговой

аттестации

по

образовательным программам среднего профессионального образования, утвержденный
приказом Минпросвещения России от 08.11.2021 г. № 800 (далее – Порядок проведения
ГИА);


Положение о практической подготовке обучающихся, утвержденное приказом

Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и Министерства
просвещения Российской Федерации от 05.08.2020
№ 885/390.
4

1.3. Перечень сокращений, используемых в тексте ОПОП:
ФГОС СПО – Федеральный государственный образовательный стандарт среднего
профессионального образования;
ОПОП – основная профессиональная образовательная программа;
МДК – междисциплинарный курс;
ПМ – профессиональный модуль;
ОК – общие компетенции;
ПК – профессиональные компетенции;
ГИА – государственная итоговая аттестация;
Цикл ОГСЭ-Общий гуманитарный и социально-экономический цикл
Цикл ЕН- Математический и общий естественнонаучный цикл

5

Раздел 2. Общая характеристика образовательной программы
Квалификации, присваиваемые выпускникам образовательной программы: техник.
Формы обучения: очная
Объем и сроки получения среднего профессионального образования на базе
основного общего образования с одновременным получением среднего общего образования:
5940 часов.
Сроки получения среднего профессионального образования по образовательной
программе, реализуемой на базе основного общего образования с одновременным
получением среднего общего образования 3 года 10 месяцев.
Раздел 3. Характеристика профессиональной деятельности выпускника
3.1. Область профессиональной деятельности выпускников: 16

Строительство и

жилищно-коммунальное хозяйство
3.2. Соответствие профессиональных модулей присваиваемым квалификациям
Наименование основных
видов деятельности
Участие в проектировании
зданий и сооружений
Выполнение
технологических процессов
на объекте капитального
строительства
Организация деятельности
структурных
подразделений при
выполнении строительномонтажных, в том числе
отделочных работ,
эксплуатации, ремонте и
реконструкции зданий и
сооружений.
Организация видов работ
при эксплуатации и
реконструкции
строительных объектов
Выполнение работ по
одной или нескольким
профессиям рабочих,
должностям служащих

Наименование профессиональных
модулей
ПМ 01. Участие в проектировании
зданий и сооружений
ПМ 02. Выполнение технологических
процессов на объекте капитального
строительства

Квалификация
« Техник»
осваивается

ПМ 03. Организация деятельности
структурных подразделений при
выполнении строительно-монтажных, в
том числе отделочных работ,
эксплуатации, ремонте и реконструкции
зданий и сооружений.

осваивается

ПМ 04. Организация видов работ при
эксплуатации и реконструкции
строительных объектов

осваивается

Выполнение работ по одной или
нескольким профессиям рабочих,
должностям служащих
Каменщик
Маляр
6

осваивается

осваивается

Облицовщик-плиточник
Плотник
Штукатур
Монтажник каркасно-обшивных
конструкций

7

Раздел 4. Планируемые результаты освоения образовательной программы

компетенции

Код

4.1. Общие компетенции

ОК 01

Формулировка

Знания,

умения

компетенции

Выбирать способы

Умения:

распознавать

решения задач

профессиональном

профессиональной

анализировать задачу и/или проблему и выделять её составные

деятельности,

части;

применительно к

эффективно искать информацию, необходимую для решения

различным

задачи и/или проблемы;

контекстам

составить план действия; определить необходимые ресурсы;

определять

задачу

и/или
этапы

и/или

проблему

социальном
решения

в

контексте;

задачи;

выявлять

и

владеть актуальными методами работы в профессиональной и
смежных сферах; реализовать составленный план; оценивать
результат и последствия своих действий (самостоятельно или
с помощью наставника)
Знания:

актуальный

профессиональный

и

социальный

контекст, в котором приходится работать и жить; основные
источники информации и ресурсы для решения задач и
проблем в профессиональном и/или социальном контексте;
алгоритмы выполнения работ в профессиональной и смежных
областях; методы работы в профессиональной и смежных
сферах; структуру плана для решения задач; порядок оценки
результатов решения задач профессиональной деятельности
ОК 02

Использовать

Умения: определять задачи для поиска информации; определять

современные

необходимые источники информации; планировать процесс поиска;

средства поиска,

структурировать получаемую информацию; выделять наиболее

анализа и

значимое

интерпретации

значимость

информации и

результатов поиска; оформлять результаты поиска, применять

информационные

средства

технологии для

профессиональных задач; использовать современное программное

выполнения задач

обеспечение; использовать различные цифровые средства для

профессиональной

решения профессиональных задач

деятельности

Знания:

в перечне информации;

информационных

8

номенклатура

оценивать

технологий

информационных

практическую

для

решения

источников

применяемых

в профессиональной деятельности; приемы

структурирования

информации;

формат

оформления

результатов поиска информации, современные средства и устройства
информатизации; порядок их применения и программное
обеспечение в профессиональной деятельности в том числе с
использованием цифровых средств
ОК 03

Планировать и

Умения:

реализовывать

документации

в

собственное

современную

научную

профессиональное и

определять и выстраивать траектории профессионального развития

личностное развитие,

и самообразования; выявлять достоинства и недостатки

предпринимательску

коммерческой идеи; презентовать идеи открытия собственного дела в

ю деятельность в

профессиональной деятельности; оформлять бизнес-план;

профессиональной

рассчитывать размеры выплат по процентным ставкам кредитования;

сфере, использовать

определять инвестиционную привлекательность коммерческих идей в

знания по правовой и

рамках профессиональной деятельности; презентовать бизнес-идею;

финансовой

определять источники финансирования.

грамотности

определять

актуальность

профессиональной

нормативно-правовой

деятельности;

профессиональную

применять

терминологию;

в

различных
жизненных
ситуациях.
Знания:

содержание

актуальной

документации;

современная

терминология;

возможные

нормативно-правовой

научная

и профессиональная

траектории

профессионального

развития и самообразования; основы предпринимательской
деятельности; основы финансовой грамотности; правила разработки
бизнес-планов; порядок выстраивания презентации; кредитные
банковские продукты
ОК 04

Эффективно

Умения:

организовывать

взаимодействовать и

взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами в ходе

работать в коллективе и

профессиональной деятельности

команде

Знания:

психологические

психологические

работу

коллектива

основы

особенности

и

деятельности

личности;

основы

команды;

коллектива,
проектной

деятельности
ОК 05

Осуществлять устную и

Умения: грамотно излагать свои мысли и оформлять документы

письменную

по

коммуникацию на

проявлять толерантность в рабочем коллективе

профессиональной

9

тематике

на

государственном

языке,

государственном языке

Знания: особенности социального и культурного контекста;

Российской Федерации

правила оформления документов и построения устных сообщений.

с учетом особенностей
социального и
культурного контекста.
ОК 06

Проявлять гражданско-

Умения:

описывать

патриотическую

соблюдать стандарты антикоррупционного поведения

позицию,

Знания:

демонстрировать

общечеловеческих

ценностей;

осознанное поведение

деятельности

по

сущность

значимость

своей

специальности,

гражданско-патриотической
значимость

позиции,

профессиональной

специальности,

стандарты

на основе традиционных антикоррупционного поведения и последствия его нарушения
общечеловеческих
ценностей, в том числе с
учетом гармонизации
межнациональных и
межрелигиозных
отношений, применять
стандарты
антикоррупционного
поведения
ОК 07

Содействовать

Умения:

соблюдать

нормы

сохранению

определять

окружающей среды,

профессиональной деятельности по специальности; осуществлять

ресурсосбережению,

работу с соблюдением принципов бережливого производства;

применять знания об

организовывать профессиональную деятельность с учетом знаний

изменении климата,

об изменении климатических условий региона

принципы бережливого

Знания: правила экологической безопасности при ведении

производства,

профессиональной

направления

экологической

ресурсосбережения

деятельности;

безопасности;
в

основные

рамках

ресурсы,

эффективно действовать задействованные в профессиональной деятельности; пути
в чрезвычайных

обеспечения ресурсосбережения; принципы бережливого

ситуациях

производства, основные направления изменения климатических
условий региона

1
0

ОК 08

ОК 09

Использовать

Умения:

средства

деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и

физической

использовать

культуры

для

профессиональных

сохранения

и

двигательных

функций

укрепления здоровья в

пользоваться

средствами

процессе

характерными для данной

профессиональной

специальности

деятельности и

Знания:

поддержания

профессиональном и социальном развитии человека; основы

необходимого уровня

здорового

физической

деятельности и зоны риска физического здоровья для

подготовленности

специальности; средства профилактики перенапряжения

Пользоваться

Умения:

профессиональной

высказываний на известные темы (профессиональные и бытовые),

документацией на

понимать тексты на базовые профессиональные темы; участвовать в

государственном и

диалогах на знакомые общие и профессиональные темы; строить

иностранном языках

простые высказывания о себе и о своей профессиональной

роль

целей;

физкультурно-оздоровительную
применять рациональные

в

профессиональной
профилактики

физической

образа

культуры

жизни; условия

понимать

общий

в

приемы

деятельности;
перенапряжения

общекультурном,

профессиональной

смысл

четко

произнесенных

деятельности; кратко обосновывать и объяснять свои действия
(текущие и планируемые); писать простые
связные

сообщения

на

знакомые

или

интересующие

профессиональные темы
Знания: правила построения простых и сложных предложений на
профессиональные темы; основные общеупотребительные глаголы
(бытовая и профессиональная лексика); лексический минимум,
относящийся

к

описанию

профессиональной

предметов,

деятельности;

средств

особенности

и

процессов

произношения;

правила чтения текстов профессиональной направленности

4.2. Профессиональные компетенции
Основные
виды
деятельности
Участие в
проектировании
зданий и
сооружений

Код и наименование
компетенции

Показатели освоения компетенции

ПК 1.1. Подбирать
наиболее оптимальные
решения из
строительных
конструкций и
материалов,
разрабатывать узлы и1
1

Практический опыт:
подбора строительных конструкций и
материалов, разработки узлов и деталей
конструктивных элементов зданий
Умения:
определять глубину заложения фундамента;
выполнять теплотехнический расчет

детали
конструктивных
элементов зданий и
сооружений в
соответствии с
условиями
эксплуатации и
назначениями

ПК 1.2. Выполнять
расчеты и
конструирование
строительных
конструкций

ПК 1.3. Разрабатывать
архитектурностроительные чертежи
с использованием
средств
автоматизированного
1
2

ограждающих конструкций;
подбирать строительные конструкции для
разработки архитектурно-строительных
чертежей;
Знания:
виды и свойства основных строительных
материалов, изделий и конструкций, в том
числе применяемых при электрозащите,
тепло- и звукоизоляции, огнезащите, при
создании решений для влажных и мокрых
помещений, антивандальной защиты;
конструктивные системы зданий, основные
узлы сопряжений конструкций зданий;
требования к элементам конструкций
здания, помещения и общего имущества
многоквартирных жилых домов,
обусловленных необходимостью их
доступности и соответствия особым
потребностям инвалидов.
Практический опыт:
выполнения расчетов по проектированию
строительных конструкций, оснований
Умения:
выполнять расчеты нагрузок, действующих
на конструкции;
строить расчетную схему конструкции по
конструктивной схеме;
выполнять статический расчет;
проверять несущую способность
конструкций;
подбирать сечение элемента от
приложенных нагрузок;
выполнять расчеты соединений элементов
конструкции;
Знания:
международные стандарты по
проектированию строительных
конструкций, в том числе информационное
моделирование зданий (BIM-технологии)
Практический опыт:
разработки архитектурно-строительных
чертежей
Умения:
читать проектно-технологическую

проектирования

ПК 1.4. Участвовать в
разработке проекта
производства работ с
применением
информационных
технологий

1
3

документацию; пользоваться компьютером
с применением специализированного
программного обеспечения
Знания:
принципы проектирования схемы
планировочной организации земельного
участка;
особенности выполнения строительных
чертежей;
графические обозначения материалов и
элементов конструкций;
требования нормативно-технической
документации на оформление строительных
чертежей
Практический опыт:
составлении и описании работ,
спецификаций, таблиц и другой
технической документации для разработки
линейных и сетевых графиков производства
работ;
разработке и согласовании календарных
планов производства строительных работ на
объекте капитального строительства;
разработке карт технологических и
трудовых процессов.
Умения:
определять номенклатуру и осуществлять
расчет объемов (количества) и графика
поставки строительных материалов,
конструкций, изделий, оборудования и
других видов материально-технических
ресурсов в соответствии с
производственными заданиями и
календарными планами производства
строительных работ на объекте
капитального строительства;
разрабатывать графики эксплуатации
(движения) - строительной техники, машин
и механизмов в соответствии с
производственными заданиями и
календарными планами производства
строительных работ на объекте
капитального строительства;
определять состав и расчёт показателей
использования трудовых и материально-

Выполнение
технологически
х процессов на
объекте
капитального
строительства

ПК 2.1. Выполнять
подготовительные
работы на
строительной
площадке

1
4

технических ресурсов;
заполнять унифицированные формы
плановой документации распределения
ресурсов при производстве строительных
работ;
определять перечень необходимого
обеспечения работников бытовыми и
санитарно-гигиеническими помещениями.
Знания:
способы и методы планирования
строительных работ (календарные планы,
графики производства работ);
виды и характеристики строительных
машин, энергетических установок,
транспортных средств и другой техники;
требования нормативных правовых актов и
нормативных технических документов к
составу, содержанию и оформлению
проектной документации в составе проекта
организации строительства ведомости
потребности в строительных конструкциях,
изделиях, материалах и оборудовании,
методы расчетов линейных и сетевых
графиков, проектирования строительных
генеральных планов;
графики потребности в основных
строительных машинах, транспортных
средствах и в кадрах строителей по
основным категориям
Практический опыт:
подготовки строительной площадки,
участков производств строительных работ и
рабочих мест в соответствии с
требованиями технологического процесса,
охраны труда, пожарной безопасности и
охраны окружающей среды;
определении перечня работ по обеспечению
безопасности строительной площадки;
Умения:
читать проектно-технологическую
документацию;
осуществлять планировку и разметку
участка производства строительных работ
на объекте капитального строительства;
Знания:

ПК 2.2. Выполнять
строительномонтажные, в том
числе отделочные
работы на объекте
капитального
строительства

1
5

требования нормативных технических
документов, определяющих состав и
порядок обустройства строительной
площадки; правила транспортировки,
складирования и хранения различных видов
материально-технических ресурсов
Практический опыт:
определения перечня работ по организации
и выполнении производства строительномонтажных, в том числе отделочных работ,
работ по тепло- и звукоизоляции,
огнезащите и антивандальной защите на
объекте капитального строительства;
Умения:
читать проектно-технологическую
документацию осуществлять производство
строительно-монтажных, в том числе
отделочных работ в соответствии с
требованиями нормативно-технической
документации, требованиями договора,
рабочими чертежами и проектом
производства работ;
осуществлять документальное
сопровождение производства строительных
работ (журналы производства работ, акты
выполненных работ);
распределять машины и средства малой
механизации по типам, назначению, видам
выполняемых работ;
проводить обмерные работы; определять
объемы выполняемых строительномонтажных, в том числе и отделочных
работ;
определять перечень работ по обеспечению
безопасности участка производства
строительных работ;
Знания:
требования нормативных технических
документов к производству строительномонтажных, в том числе отделочных работ
на объекте капитального строительства;
технологии производства строительномонтажных работ; в том числе отделочных
работ, работ по тепло- и звукоизоляции,
огнезащите и антивандальной защите;

технологии, виды и способы устройства
систем электрохимической защиты;
технологии катодной защиты объектов;
правила транспортировки, складирования и
хранения различных видов материальнотехнических ресурсов;
требования нормативной технической и
проектной документации к составу и
качеству производства строительных работ
на объекте капитального строительства
методы определения видов, сложности и
объемов строительных работ и
производственных заданий;
требования законодательства Российской
Федерации к порядку приёма-передачи
законченных объектов капитального
строительства и этапов комплексов работ;
требования нормативных технических
документов к порядку приемки скрытых
работ и строительных конструкций,
влияющих на безопасность объекта
капитального строительства, технические
условия и национальные стандарты на
принимаемые работы;
особенности производства строительных
работ на опасных, технически сложных и
уникальных объектах капитального
строительства;
нормы по защите от коррозии опасных
производственных объектов, а также
межгосударственные и отраслевые
стандарты; правила и порядок наладки и
регулирования оборудования
электрохимической защиты;
порядок оформления заявок на
строительные материалы, изделия и
конструкции, оборудование (инструменты,
инвентарные приспособления),
строительную технику (машины и
механизмы);
рациональное применение строительных
машин и средств малой механизации;
правила содержания и эксплуатации
техники и оборудования;
правила ведения исполнительной и учетной
1
6

ПК 2.3. Проводить
оперативный учет
объемов выполняемых
работ и расходов
материальных
ресурсов;

1
7

документации при производстве
строительных работ методы и средства
устранения дефектов результатов
производства строительных работ;
методы профилактики дефектов систем
защитных покрытий;
перспективные организационные,
технологические и технические решения в
области производства строительных работ;
основания и порядок принятия решений о
консервации незавершенного объекта
капитального строительства;
состав работ по консервации
незавершенного объекта капитального
строительства и порядок их
документального оформления.
Практический опыт:
определения потребности производства
строительно-монтажных работ,
в том числе отделочных работ, на объекте
капитального строительства в материальнотехнических ресурсах;
оформлении заявки, приемке,
распределении, учёте и хранении
материально-технических ресурсов для
производства строительных работ;
контроле качества и объема количества
материально-технических ресурсов для
производства строительных работ;
Умения:
обеспечивать приемку и хранение
материалов, изделий, конструкций в
соответствии с нормативно-технической
документацией;
формировать и поддерживать систему
учетно-отчетной документации по
движению (приходу, расходу) материальнотехнических ресурсов на складе;
осуществлять документальное оформление
заявки, приемки, распределения, учета и
хранения материально-технических
ресурсов (заявки, ведомости расхода и
списания материальных ценностей);
калькулировать сметную, плановую,
фактическую себестоимость строительных

ПК 2.4. Осуществлять
мероприятия по
контролю качества
выполняемых работ и
расходуемых
материалов

1
8

работ на основе утвержденной
документации;
определять величину прямых и косвенных
затрат в составе сметной, плановой,
фактической себестоимости строительных
работ на основе утвержденной
документации;
оформлять периодическую отчетную
документацию по контролю использования
сметных лимитов
Знания:
требования нормативной технической и
проектной документации к составу и
качеству производства строительных работ
на объекте капитального строительства;
современную методическую и сметнонормативную базу ценообразования в
строительстве
Практический опыт:
контроля качества и объема количества
материально-технических ресурсов для
производства строительных работ;
Умения:
осуществлять визуальный и
инструментальный (геодезический)
контроль положений элементов,
конструкций, частей и элементов отделки
объекта капитального строительства
(строения, сооружения), инженерных сетей;
распознавать различные виды дефектов
отделочных, изоляционных и защитных
покрытий по результатам измерительного и
инструментального контроля;
вести операционный контроль
технологической последовательности
производства строительно-монтажных, в
том числе отделочных работ, устраняя
нарушения технологии и обеспечивая
качество строительных работ в
соответствии с нормативно-технической
документацией;
осуществлять документальное
сопровождение результатов операционного
контроля качества работ (журнал
операционного контроля качества работ,

Организация
деятельности
структурных
подразделений
при
выполнении
строительномонтажных, в
том числе
отделочных
работ,
эксплуатации,

ПК 3.1. Осуществлять
оперативное
планирование
деятельности
структурных
подразделений при
проведении
строительномонтажных работ, в
том числе отделочных
работ , текущего
ремонта и
1
9

акты скрытых работ, акты промежуточной
приемки ответственных конструкций)
Знания:
содержание и основные этапы выполнения
геодезических разбивочных работ;
методы визуального и инструментального
контроля качества и объемов (количества)
поставляемых материально-технических
ресурсов;
требования нормативной технической и
проектной документации к составу и
качеству производства строительных работ
на объекте капитального строительства;
требования нормативной технической и
технологической документации к составу и
содержанию операционного контроля
строительных процессов и (или)
производственных операций при
производстве строительно-монтажных, в
том числе отделочных работ;
методы и средства инструментального
контроля качества результатов
производства строительно-монтажных, в
том числе отделочных работ;
правила и порядок наладки и регулирования
контрольно-измерительных инструментов,
схемы операционного контроля качества
строительно-монтажных, в том числе
отделочных работ;
порядок составления внутренней
отчетности по контролю качества
строительно-монтажных, в том числе
отделочных работ
Практический опыт:
сбора, обработки и накопления научнотехнической информации в области
строительства, оперативного планирования
производства строительно-монтажных, в
том числе отделочных работ, и
производственных заданий на объекте
капитального строительства
Умения:
осуществлять технико-экономический
анализ производственно-хозяйственной
деятельности при производстве

ремонте и
реконструкции
зданий и
сооружений

реконструкции
строительных
объектов

ПК 3.2. Обеспечивать
работу структурных
подразделений при
выполнении
производственных
заданий

2
0

строительно-монтажных, в том числе
отделочных работ на объекте капитального
строительства;
разрабатывать и планировать мероприятия
по повышению эффективности
производственно-хозяйственной
деятельности
Знания:
методы технико-экономического анализа
производственно-хозяйственной
деятельности при производстве
строительно-монтажных, в том числе
отделочных работ;
методы и средства организационной и
технологической оптимизации
производства строительно-монтажных, в
том числе отделочных работ;
методы оперативного планирования
производства однотипных строительных
работ;
методы среднесрочного и оперативного
планирования производства строительномонтажных, в том числе отделочных работ
Практический опыт:
обеспечения деятельности структурных
подразделений
Умения:
применять данные первичной учетной
документации для расчета затрат по
отдельным статьям расходов;
применять группы плановых показателей
для учета и контроля использования
материально-технических и финансовых
ресурсов;
разрабатывать и вести реестры договоров
поставки материально-технических
ресурсов и оказания услуг по их
использованию

ПК 3.3. Обеспечивать
ведение текущей и
исполнительной
документации по
выполняемым видам
строительных работ

ПК 3.4.
Контролировать и
оценивать

2
1

Знания:
инструменты управления ресурсами в
строительстве, включая классификации и
кодификации ресурсов, основные группы
показателей для сбора статистической и
аналитической информации;
методы расчета показателей использования
ресурсов в строительстве;
приемы и методы управления
структурными подразделениями при
выполнении производства строительномонтажных, в том числе отделочных работ;
основания и меры ответственности за
нарушение трудового законодательства;
основные требования трудового
законодательства Российской Федерации;
определять оптимальную структуру
распределения работников для выполнения
календарных планов строительных работ и
производственных заданий
Практический опыт:
согласования календарных планов
производства однотипных строительных
работ
Умения:
подготавливать документы для оформления
разрешений и допусков для производства
строительных работ на объекте
капитального строительств;
составлять заявки на финансирование на
основе проверенной и согласованной
первичной учетной документации;
разрабатывать исполнительно-техническую
документацию по выполненным этапам и
комплексам строительных работ
Знания:
основы документоведения, современные
стандартные требования к отчетности;
состав, требования к оформлению,
отчетности, хранению проектно-сметной
документации, правила передачи проектносметной документации
Практический опыт:
контроля деятельности структурных
подразделений

деятельность
структурных
подразделений

ПК 3.5. Обеспечивать
соблюдение
требований охраны
труда, безопасности
жизнедеятельности и
2
2

Умения:
осуществлять нормоконтроль выполнения
производственных заданий и отдельных
работ; вести табели учета рабочего времени;
устанавливать соответствие фактически
выполненных видов и комплексов работ
работам, заявленным в договоре подряда и
сметной документации; обосновывать
претензии к подрядчику или поставщику в
случае необходимости;
осуществлять анализ профессиональной
квалификации работников и определять
недостающие компетенции;
осуществлять оценку результативности и
качества выполнения работниками
производственных заданий, эффективности
выполнения работниками должностных
(функциональных) обязанностей;
вносить предложения о мерах поощрения и
взыскания работников
Знания:
права и обязанности работников;
нормативные требования к количеству и
профессиональной квалификации
работников участка производства
однотипных строительно-монтажных, в том
числе отделочных работ;
методы проведения нормоконтроля
выполнения производственных заданий и
отдельных работ;
основные меры поощрения работников,
виды дисциплинарных взысканий;
основные методы оценки эффективности
труда;
основные формы организации
профессионального обучения на рабочем
месте и в трудовом коллективе;
виды документов, подтверждающих
профессиональную квалификацию и
наличие допусков к отдельным видам работ
Практический опыт:
обеспечения соблюдения требований
охраны труда, безопасности
жизнедеятельности и защиты окружающей
среды при выполнении строительных работ

защиту окружающей
среды при выполнении
строительномонтажных, в том
числе отделочных
работ, ремонтных
работ и работ по
реконструкции и
эксплуатации
строительных
объектов

2
3

на объекте капитального строительства;
проведении инструктажа работникам по
правилам охраны труда и требованиям
пожарной безопасности; планировании и
контроле выполнения и документального
оформления инструктажа работников в
соответствии с требованиями охраны труда
и пожарной безопасности;
подготовке участков производства работ и
рабочих мест для проведения специальной
оценки условий труда; контроле
соблюдения на объекте капитального
строительства требований охраны труда,
пожарной безопасности и охраны
окружающей среды
Умения:
определять вредные и (или) опасные
факторы воздействия производства
строительных работ, использования
строительной техники и складирования
материалов, изделий и конструкций на
работников и окружающую среду;
определять перечень рабочих мест,
подлежащих специальной оценке условий
труда, определять перечень необходимых
средств коллективной и индивидуальной
защиты работников; определять перечень
работ по обеспечению безопасности
строительной площадки;
оформлять документацию по исполнению
правил по охране труда, требований
пожарной безопасности и охраны
окружающей среды
Знания:
требования нормативных документов в
области охраны труда, пожарной
безопасности и охраны окружающей среды
при производстве строительных работ;
основные санитарные правила и нормы,
применяемые при производстве
строительных работ;
основные вредные и (или) опасные
производственные факторы, виды
негативного воздействия на окружающую
среду при проведении различных видов

Организация
видов работ при
эксплуатации и
реконструкции
строительных
объектов

ПК 4.1.
Организовывать
работу по технической
эксплуатации зданий и
сооружений

ПК 4.2. Выполнять
мероприятия по
технической
эксплуатации

2
4

строительных работ и методы их
минимизации и предотвращения;
требования к рабочим местам и порядок
организации и проведения специальной
оценки условий труда;
правила ведения документации по
контролю исполнения требований охраны
труда, пожарной безопасности и охраны
окружающей среды;
методы оказания первой помощи
пострадавшим при несчастных случаях;
меры административной и уголовной
ответственности, применяемые при
нарушении требований охраны труда,
пожарной безопасности и охране
окружающей среды
Практический опыт:
проведения работ по санитарному
содержанию общего имущества и
придомовой территории
Умения:
оперативно реагировать на устранение
аварийных ситуаций; организовывать
внедрение передовых методов и приемов
труда;
определять необходимые виды и объемы
работ для восстановления
эксплуатационных свойств элементов
внешнего благоустройства;
подготавливать документы, относящиеся к
организации проведения и приемки работ
по содержанию и благоустройству
Знания:
правила и нормы технической эксплуатации
жилищного фонда;
обязательные для соблюдения стандарты и
нормативы предоставления жилищнокоммунальных услуг;
основной порядок производственнохозяйственной деятельности при
осуществлении технической эксплуатации
Практический опыт:
разработки перечня (описи) работ по
текущему ремонту;
проведения текущего ремонта;

конструкций и
инженерного
оборудования зданий

2
5

участия в проведении капитального
ремонта;
контроля качества ремонтных работ
Умения:
проводить постоянный анализ технического
состояния инженерных элементов и систем
инженерного оборудования;
составлять дефектную ведомость на ремонт
объекта по отдельным наименованиям
работ на основе выявленных
неисправностей элементов здания;
составлять планы-графики проведения
различных видов работ текущего ремонта;
организовывать взаимодействие между
всеми субъектами капитального ремонта;
проверять и оценивать проектно-сметную
документацию на капитальный ремонт,
порядок ее согласования;
составлять техническое задание для
конкурсного отбора подрядчиков;
планировать все виды капитального
ремонта и другие ремонтнореконструктивные мероприятия;
осуществлять контроль качества
проведения строительных работ на всех
этапах;
определять необходимые виды и объемы
ремонтно-строительных работ для
восстановления эксплуатационных свойств
элементов объектов;
оценивать и анализировать результаты
проведения текущего ремонта;
подготавливать документы, относящиеся к
организации проведения и приемки работ
по ремонту.
Знания:
основные методы усиления конструкций;
организацию и планирование текущего
ремонта общего имущества
многоквартирного дома;
нормативы продолжительности текущего
ремонта; перечень работ, относящихся к
текущему ремонту;
периодичность работ текущего ремонта;
оценку качества ремонтно-строительных

работ;
методы и технологию проведения
ремонтных работ
ПК 4.3. Принимать
Практический опыт:
участие в диагностике проведения технических осмотров общего
технического
имущества (конструкций и инженерного
состояния
оборудования) и подготовки к сезонной
конструктивных
эксплуатации
элементов
Умения:
эксплуатируемых
проводить постоянный анализ технического
зданий, в том числе
состояния инженерных элементов и систем
отделки внутренних и инженерного оборудования;
наружных
проверять техническое состояние
поверхностей
конструктивных элементов, элементов
конструктивных
отделки внутренних и наружных
элементов
поверхностей и систем инженерного
эксплуатируемых
оборудования общего имущества жилого
зданий
здания;
пользоваться современным
диагностическим оборудованием для
выявления скрытых дефектов
Знания:
методы визуального и инструментального
обследования;
правила техники безопасности при
проведении обследований технического
состояния элементов зданий;
положение по техническому обследованию
жилых зданий
ПК 4.4. Осуществлять Практический опыт:
мероприятия по оценке контроля санитарного содержания общего
технического
имущества и придомовой территории;
состояния и
оценки физического износа и контроле
реконструкции зданий технического состояния конструктивных
элементов и систем инженерного
оборудования
Умения:
владеть методологией визуального осмотра
конструктивных элементов и систем
инженерного оборудования, выявления
признаков повреждений и их
количественной оценки;
владеть методами инструментального
обследования технического состояния
жилых зданий;
2
6

Выполнение
работ по одной
или нескольким
профессиям
рабочих,
должностям
служащих

Выполнение работ по
одной или нескольким
профессиям рабочих,
должностям служащих
по квалификации
Каменщик

Выполнение работ по
одной или нескольким
профессиям рабочих,
2
7

использовать инструментальный контроль
технического состояния конструкций и
инженерного оборудования для выявления
неисправностей и причин их появления, а
также для уточнения объемов работ по
текущему ремонту и общей оценки
технического состояния здания;
Знания:
правила и методы оценки физического
износа конструктивных элементов,
элементов отделки внутренних и наружных
поверхностей и систем инженерного
оборудования жилых зданий; пособие по
оценке физического износа жилых и
общественных зданий.
Практический опыт: Выполнение
каменных работ при кладке и ремонте
каменных конструкций зданий, мостов,
промышленных и гидротехнических
сооружений
Умения: Кладка кирпичных столбиков под
половые лаги. Приготовление растворов
вручную. Очистка кирпича от раствора.
Пробивка гнезд, борозд и отверстий в
кирпичной и бутовой кладке вручную.
Разборка вручную бутовых фундаментов,
кирпичной кладки стен и столбов. Засыпка
каналов или коробов порошкообразными
материалами или минеральной ватой.
Зацепка поддонов, контейнеров,
железобетонных изделий и других грузов
малой массы инвентарными стропами за
монтажные петли, скобы, крюки
Знания: основные виды стеновых
материалов; способы приготовления
растворов; способы пробивки гнезд и
отверстий в кладке; правила разборки
кладки фундаментов, стен и столбов; виды
стропов и захватных приспособлений;
основные виды такелажной оснастки;
правила перемещения и складирования
грузов малой массы.
Практический опыт: Выполнение простых
работ по окрашиванию, оклеиванию и
ремонту поверхностей.

по квалификации
Маляр

Выполнение работ по
одной или нескольким
профессиям рабочих,
должностям служащих
по квалификации
Облицовщикплиточник

2
8

Умения: Приготовление и перетирка
шпатлевочных составов. Шпатлевание
поверхностей вручную. Грунтование
поверхностей кистями, валиками,
краскопультами с ручным приводом.
Шлифование огрунтованных, окрашенных и
прошпатлеванных поверхностей. Покрытие
поверхностей лаками на основе битумов
вручную. Обрезка кромок обоев вручную.
Нанесение клеевого состава на
поверхности. Оклеивание стен бумагой.
Варка клея.
Знания: основные требования,
предъявляемые к качеству окрашивания;
свойства основных материалов и составов,
применяемых при производстве малярных и
обойных работ; способы подготовки
поверхностей под окрашивание и
оклеивание; устройство механизмов для
приготовления и перемешивания
шпатлевочных составов; способы варки
клея и раскроя обоев.
Практический опыт: Облицовка
керамическими, стеклянными,
асбестоцементными и другими плитками
Умения: Натягивание и обмазка
металлической сетки раствором.
Устройство выравнивающего слоя.
Разборка плиток облицованных
поверхностей. Перерубка и прирубка
плиток с подточкой кромок. Сверление
отверстий в плитках. Приготовление
растворов и мастик для крепления плиток.
Приготовление растворов для промывки
облицованных поверхностей. Облицовка
полов плитами из литого камня.
Знания: свойства соляной кислоты,
раствора кальцинированной соды и
допустимую крепость применяемых
растворов; способы установки и крепления
плиток при облицовке наружных и
внутренних поверхностей; требования,
предъявляемые к качеству облицовки;
правила применения приборов для проверки
горизонтальности и вертикальности

поверхностей при облицовке плиткой
Выполнение работ по
одной или нескольким
профессиям рабочих,
должностям служащих
по квалификации
Плотник

Практический опыт: Выполнение
плотничных и опалубочных работ.
Умения: Изготовление и ремонт щитов
опалубки прямолинейного очертания
(прямоугольные и косоугольные) и
прямолинейных элементов опалубки всех
видов. Заготовка простых элементов лесов,
поддерживающих опалубку, без
наращивания. Разборка опалубки
перекрытий, балок, колонн, ледорезов,
балочного пролетного и надарочного
строения мостов.
Знания: основные породы и пороки
древесины; устройство
электрифицированного инструмента и
правила его применения; приемы чистой
острожки лесоматериалов; правила
обтесывания бревен, заготовки одиночных
свай и одностоечных опор; способы
заготовки прямолинейных щитов опалубки
и перегородок под штукатурку; способы
устройства цоколей, дощатых настилов,
перегородок, черных обшивок и элементов
крыш; способы приготовления
антисептических и огнезащитных составов;
устройство приспособлений для нанесения
уплотнительной массы; способы нанесения
антисептических и огнезащитных составов
краскопультами и распылителями;
основные свойства рулонных и штучных
кровельных материалов; способы разметки
простых крыш и покрытия их насухо
рулонными и штучными кровельными
материалами.
Выполнение работ по
Практический опыт: Выполнения
одной или нескольким штукатурных работ
профессиям рабочих,
Умения: Изготовление вручную и прибивка
должностям служащих драночных щитов, камышовых плетенок и
по квалификации
штучной драни. Прибивка изоляционных
Штукатур
материалов и металлических сеток.
Приготовление вручную сухих смесей
(гарцовка) по заданному составу. Загрузка
бункера-питателя материалами при
2 пневматической подаче гипса или цемента.
9

Набивка гвоздей и оплетение их проволокой.
Насечка поверхностей вручную. Пробивка
гнезд вручную с постановкой пробок.
Процеживание и перемешивание растворов.
Уход за штукатуркой. Транспортировка
используемых материалов в пределах
рабочей зоны.
Знания: виды основных материалов,
применяемых при производстве
штукатурных работ и беспесчаной накрывке
поверхностей; основные виды штукатурок и
штукатурных растворов;
способы приготовления растворов, кроме
растворов для штукатурок специального
назначения и декоративных; наименование,
назначение и правила применения ручного
инструмента, приспособлений и инвентаря;
способы подготовки поверхностей под
штукатурку и беспесчаную накрывку.
Выполнение работ по
Практический опыт: Монтажа каркасноодной или нескольким обшивных конструкций по заданным
профессиям рабочих,
параметрам.
должностям служащих Умения: Монтаж однослойных,
по квалификации
двухслойных перегородок, одноуровневых и
Монтажник каркасно- двухуровневых подвесных потолков из
обшивных
гипсокартонных и гипсоволокнистых листов
конструкций
на металлических и деревянных каркасах.
Монтаж внутренних перегородок из
цементных плит типа "Аквапанель" на
металлических и деревянных каркасах.
Разметка мест установки в проектное
положение каркасно-обшивных конструкций
с помощью ручного инструмента. Установка
маяков. Раскрой гипсокартонных,
гипсоволокнистых листовых материалов,
направляющих и стоечных профилей
металлических и деревянных каркасов.
Установка в проектное положение и
крепление направляющих и стоечных
профилей металлических и деревянных
каркасов.
Установка и закрепление на металлическом
каркасе гипсокартонных и
гипсоволокнистых листов. Укладка звуко- и
теплоизоляционных материалов.
3
0

Шпаклевание неровных поверхностей,
приклеивание гипсокартонных и
гипсоволокнистых листов.
Приготовление монтажных, клеевых,
гидроизоляционных смесей и растворов из
сухих строительных смесей на цементной и
гипсовой основе вручную и
механизированным способом.
Процеживание и перемешивание растворов.
Транспортировка используемых материалов,
приспособлений, инструмента, инвентарных
столиков, стремянок, приставных лестниц в
пределах рабочей зоны.
Демонтаж несложных конструкций при
производстве ремонтных работ.
Знания: способы монтажа однослойных,
двухслойных перегородок, одноуровневых и
двухуровневых подвесных потолков из
гипсокартонных и гипсоволокнистых листов
на металлических и деревянных каркасах;
правила монтажа внутренних перегородок
из цементных плит типа "Аквапанель" на
металлических и деревянных каркасах;
способы и приемы разметки мест установки
каркасно-обшивных конструкций;
правила раскроя листовых материалов,
направляющих и стоечных профилей
металлических и деревянных каркасов;
назначение и способы приготовления
монтажных, клеевых, гидроизоляционных
смесей и растворов из сухих строительных
смесей на цементной и гипсовой основе;
назначение и правила применения
используемых инструмента,
приспособлений и инвентаря;
правила транспортировки и складирования
материалов, деталей, приспособлений и
инструмента в пределах рабочей зоны

3
1

Раздел 5. Структура образовательной программы

Распределение обязательной нагрузки по курсам и
семестрам (час в семестр)

Учебная нагрузка обучающихся (час)

1 курс

3 курс

4 курс

Общеобразовательный цикл

1476

92

138
4

724

636

0

0

6

18

612

864

0

0

0

0

0

0

ОУП
ОУП.01

Обязательные учебные предметы

1348

48

130
0

680

602

0

0

6

12

578

770

0

0

0

0

0

0

78

78

78

34

44

ОУП.02
ОУП.03.
У
ОУП.04

Литература

78

78

78

34

44

318

156

136

198

52

66

ОУП.05.
У
ОУП.06.
У
ОУП.07
ОУП.08

Русский язык

ДЗ
кД
З(Д
УП
КВ.
01)

Математика
Иностранный язык

Экзамены

ОП

Индекс

Консультации

2 курс

Практическая подготовка

Промежуточная аттестация

Во взаимодействии с
преподавателем
Нагрузка на
дисциплины и МДК

самостоятельная учебная
нагрузка
всего учебных
занятий
Теоретическое
обучение
лабораторных и
практических
курсовых работ
(проектов)

Наименование циклов, дисциплин,
профессиональных модулей, МДК,
практик

Зачеты/диф.зачеты

Формы
промежуто
чной
аттестации

Объем
образоват
ельной
нагрузки

5.1.1. Учебный план по программе подготовки специалистов среднего звена

Э
ДЗ

в т.ч.

334

16

118

156

2

4

1
сем.
/ 17
нед.

2
сем
./
24
нед.

3
сем./
17
нед

4
сем
./
19(
5)
нед

118

118
78

2

4

34

66

2

4

68

110

Информатика

Э

100

16

84

Физика

Э

178

16

162

78

78

Химия

ДЗ

34

34

18

16

34

0

Биология

ДЗ

44

44

22

22

0

44

5
сем./15
(2) нед.

6
сем
./
22(
2)
нед

7
сем./
7(10)
нед.

8
сем./
15
нед.

ОУП.09

История

ДЗ

94

94

94

50

44

ОУП.10

Обществознание

ДЗ

78

78

78

34

44

ОУП.11

География

ДЗ

34

34

34

ОУП.12

Физическая культура

ДЗ

100

100

ОУП.13

Основы безопасности
жизнедеятельности

ДЗ

78

78

ДУПКВ

Дополнительные учебные предметы,
курсы по выбору

ДУПКВ.
01
ДУПКВ.
02

ОГСЭ.0
0
ОГСЭ.0
1
ОГСЭ.0
2
ОГСЭ.0
3
ОГСЭ.0
4
ОГСЭ.0
5
ОГСЭ.0
6

Родной язык и (или)
государственный язык республики
Российской Федерации/Родная
литература
Основы проектной деятельности

История
Иностранный язык в
профессиональной деятельности

0

34

66

44

34

34

44

84

44

34

34

94

44

44

44

0

44

40

40

6

18

22

0

16
0

28
0

128
кДЗ
(ОУ
П.0
2)

З

Индивидуальный проект (предметом
не является)
Общий гуманитарный и социальноэкономический цикл
Основы философии

34
100

44
540

кД
З

44

44
4

0

148

116

64

100

54

58

48

36

36

18

18

36

168

168

168

32

32

32

32

20

20

168

168

8

160

32

32

32

32

20

20

14

18

0

32

_,З

32

32

6

26

ДЗ

52
152

4
4

48
140

24
76

24
64

72

4

60

40

20

48

8

40

ДЗ

0

18

16

Информатика

0

30

20

ЕН.02

0

48

36

Э

0

48

36

Математика

0

430

З

ЕН.01

6

0
106

Психология общения

Русский язык и культура речи /
коммуникативный практикум
Математический и общий
естественно-научный цикл

0

0
536

Физическая культура

ОГСЭ.0
7
ЕН.00

0

34

З,З,З,З,З,
ДЗ
З,З,З,З,З,
ДЗ

Профессиональная адаптация

0

48

0

0

0

36

0

0

2

6

2

6

0

0

120
72
48

52
0

0

0

ЕН.03

Экологические основы
природопользования

ПП.00

Профессиональный цикл

ОП.00
ОП.01

Общепрофессиональный цикл

ОП.02
ОП.03
ОП.04
ОП.05
ОП.06
ОП.07

Инженерная графика в
строительстве
Техническая механика
Основы электротехники
Основы геодезии
Общие сведения об инженерных
сетях территорий и зданий
Информационные технологии в
профессиональной деятельности

Э
Э
Э
_,Д
З
_,_,
ДЗ

126
120
82
78

32
236
4

28
132
8

4
866

20

798

420

378

126
100
72
70

42
58
52
30

84
42
20
40

38

28

10

92

44

48

78

58

20

10

38
92
Э

96

10

Основы интеллектуального труда /
Финансовой грамотности и
предпринимательской деятельности

54

54

26

28

Безопасность жизнедеятельности

_,Д
З

68

68

20

48

З
КД
З
(О
П.0
1)

36

36

36

32

32

6

26

ДЗ

32

32
156
6

20

12

Основы строительных работ

ОП.11

ПМ.00

854

13
8

КДЗ
(МД
К
03.0
1
разд
ел
2)

ОП.09

ОП.12

32
3412

_,К
ДЗ
(О
П.1
1)

Экономика отрасли

ОП.08

ОП.10

ДЗ

Системы автоматизированного
проектирования
Метрология, стандартизация и
сертификация
Профессиональные модули

2558

11
8

908

17
0

72
0

0

0

5
8
1
2

4
4
2

13
2

0

0

344

748

548

764

558

32
450

24

0

0

208

320

34

222

44

26

84
52
36

42
68
46
78
28

10

16

16

514

424

6
6
6

60
2

6

96

54
34

34

36

488

32
32
17
0

72
0

4
6

10
8

0

0

136

428

514

542

ПМ.01
МДК.01.
01
Раздел
1.
Раздел
2.
Раздел
3.
Раздел
4.
МДК.01.
02
УП 01
ПП.01
ПМ.01.Э
к
ПМ.02

Участие в проектировании зданий и
сооружений
Проектирование зданий и
сооружений
Инженерно-геологические
исследования строительных
площадок

796

38

598

290

158

15
0

10
8

1
6

36

0

0

88

78

206

314

52

58

Э

500

18

448

230

118

10
0

0

1
0

24

0

0

88

78

116

114

52

52

42

10

32

18

14

88

8

72

50

22

186

88

48

50

158
150

74
60

34
40

50
50

52
0

0

дз

Строительные материалы и изделия

Э
_,Э

Архитектура зданий
Проектирование строительных
конструкций
Проект производства работ
Учебная практика (САПР)
Практика производственная

Эм/
8

194
Э
Э

20

36
72

З
З

Экзамен по модулю
Выполнение технологических
процессов на объекте капитального
строительства

176
182

42

0

2

6

2

6

6
6

12
6

308

158

148

72

8

18

0

0

0

58

142

158

40

30

20

2

6

2

6

4
6

6
6

40
0

0

21
6

1
4

428

30

372

240

112

20

0

82

62

_,Э

Раздел
3.

Ценообразование и проектносметное дело в строительстве

МДК.02.
02.

Учет и контроль технологических
процессов

УП.02.0

Учебная практика геодезическая

90

Э
з

58

20

Организация технологических
процессов на объекте капитального
строительства

268

30

230

148

82

70
94

10

60
72

30
32

10
40

72

52

0

152

Раздел
2.

72
128

54

0

272

_,Э

0

0

444

Строительные машины и средства
малой механизации

0

6
30

40

Раздел
1.

0

72

6

Э

0

116

36

744

Организация технологических
процессов на объекте капитального
строительства

78

36
72

Эм/
8

МДК.02.
01

88

20
0

0
72

6

58

0

0

0

0

34

56

108

102

94

0
72

30

1
УП.02.0
2
ПП.02
ПМ.02.Э
к
ПМ.03

Учебная практика (подготовка к ДЭ)
Производственнная практика

з

72

72

36

з

72

72

72

Экзамен по модулю

6

36

Эм/
8

212

0

162

100

62

0

36

2

6
12

0

0

0

34

0

70

36

72

6

Э

170

0

162

100

62

0

0

2

6

0

0

0

34

0

70

36

30

58

32

26

Организация деятельности
структурных подразделений при
выполнении строительномонтажных, в том числе отделочных
работ, эксплуатации, ремонте и
реконструкции зданий и сооружений
МДК
03.01

Раздел
1.

Управление деятельностью
структурных подразделений при
выполнении строительномонтажных, в том числе отделочных
работ, эксплуатации, ремонте и
реконструкции зданий и сооружений
Организация, планирование и
управление структурными
подразделениями

Раздел
2.
Основы бережливого производства
Раздел
3.
Правовое обеспечение
профессиональной деятельности
Раздел
4.
ПП.03
ПМ.03.Э
к

Охрана труда в строительстве
Практика производственная
Экзамен по модулю

66
кдз
(р.
4)
КД
З
(О
П.0
8)
кдз
(р.
2)
З

2

6

36

30

32
32

32

20

12
34

34

34

26

8
38

38
36
6

38

22

16
36

36
6

6

ПМ.04

МДК
04.01
МДК
04.02.
ПП.04
ПМ.04.Э
к
ПМ.05

500

40

252

158

94

0

18
0

1
0

18

0

0

0

0

0

0

278

222

Э

150

20

120

72

48

0

4

6

0

0

0

0

0

0

44

106

Э

164

20

132

86

46

0

6

6

0

0

0

0

0

0

54

110

Эксплуатация зданий и сооружений
Реконструкция зданий и сооружений
Практика производственная

З

Экзамен по модулю
Выполнение работ по одной или
нескольким профессиям рабочих,
должностям служащих

МДК.05.
01.

Производство работ по профессии
"штукатур", "каменщик"

УП.05

Учебная практика на освоение
рабочей профессии

ПМ.05.Э
к

Эм/
8

Организация видов работ при
эксплуатации и реконструкции
строительных объектов

Экзамен по модулю

180

18
0

180

6
Эм/
4
Э

З

306

120

0

110

88

22

0

110

88

22

0

18
0

4

6
12

0

0

48

258

0

0

0

0

4

6

0

0

48

72

0

0

0

0

612

540

18
0

180

180

6

ПДП

Преддипломная практика

144

ГИА

Государственная итоговая
аттестация

216

6

6

6

14
4

Защита дипломного проекта
Демонстрационный экзамен

Всего объем образовательной программы в
академических часах:

5940

в т.ч. практическая подготовка в
виде:
учебной, производственной
практики, в т.ч. преддипломной 4
нед.

864

23
8

442
4

223
4

199
6

17
0

86
4

6
6

15
6

612

864

612

864

612

864

Промежуточная аттестация, включая комплексные формы

Всего

в т.ч. промежуточная аттестация и
консультации
222
Государственная итоговая аттестация
в форме защиты выпускной квалификационной работы,
в виде дипломного проекта и демонстрационного экзамена - 216 ч

экзаменов ( в т.ч.
квалификационных)
диф.зачетов/зачетов, без
физкультуры

0

3

2

5

2

3

0

9

2

8

4

6

3

7

3

7

Раздел 6. Условия реализации образовательной программы
6.1. Требования к материально-техническому оснащению образовательной
программы.
6.1.1. Специальные помещения представляют собой учебные аудитории для
проведения занятий всех видов, предусмотренных образовательной программой, в том
числе групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной
аттестации, а также помещения для самостоятельной работы, мастерские и лаборатории,
оснащенные оборудованием, техническими средствами обучения и материалами,
учитывающими требования международных стандартов.
Перечень специальных помещений
Кабинеты:


социально-экономических дисциплин;



математики;



информатики;



инженерной графики;



технической механики;



электротехники.



экологических основ природопользования



строительных материалов и изделий;



основ инженерной геологии при производстве работ на строительной

площадке;


основ геодезии;



инженерных сетей территорий и зданий;



экономики организации и предпринимательства;



проектно-сметного дела;



проектирования зданий и сооружений;



эксплуатации зданий и сооружений;



реконструкции зданий и сооружений;



проектирования производства работ;



технологии и организации строительных процессов;



безопасности жизнедеятельности и охраны труда;



логистики и складского хозяйства



оперативного управления деятельностью структурных подразделений

Лаборатории:

3
9



безопасности жизнедеятельности;



информационных технологий в профессиональной деятельности;



электротехники

Мастерские:


каменных работ, отделочных работ

Полигоны:


геодезический.

Спортивный комплекс: спортзал, тренажерный зал, гимнастический зал
Залы:
библиотека, читальный зал с выходом в сеть Интернет; актовый зал.
6.1.2. Материально-техническое оснащение лабораторий, мастерских и баз
практики по специальности.
Образовательная

организация

располагает

материально-технической

базой,

обеспечивающей проведение всех видов дисциплинарной и междисциплинарной
подготовки, лабораторной, практической работы обучающихся, предусмотренных
учебным планом и соответствующей действующим санитарным и противопожарным
правилам и нормам. Минимально необходимый для реализации ООП перечень
материально- технического обеспечения, включает в себя:
6.1.2.1. Оснащение лабораторий
Лаборатория «Безопасности жизнедеятельности» оснащенная оборудованием:
образцы аварийно-спасательных инструментов и оборудования (АСИО), средств
-

индивидуальной защиты (СИЗ):

-

противогаз ГП-7,

-

респиратор Р-2,

-

защитный костюм Л-1/общевойсковой защитный костюм,

-

компас-азимут;

-

дозиметр бытовой (индикатор радиоактивности);

образцы средств первой медицинской помощи:
-

индивидуальный перевязочный пакет ИПП-1;

-

жгут кровоостанавливающий;

-

аптечка индивидуальная АИ-2;

-

индивидуальный противохимический пакет ИПП-11;

-

носилки плащевые;

4
0

­

учебные автоматы АК-74;

­

учебные стенды по безопасности жизнедеятельности;

техническими средствами:

­

телевизор, компьютер

Лаборатория

«Информационных

технологий

в

профессиональной

деятельности» оснащена оборудованием
- рабочие места преподавателя и обучающихся (столы и стулья по количеству
мест);
-техническими средствами обучения: компьютер с необходимым лицензионным
программным обеспечением и мультимедиапроектор (рабочее место преподавателя);
компьютеры с необходимым лицензионным программным обеспечением по количеству
обучающихся (с делением на подгруппы на практические занятия), принтер, сканер,
проектор.
Лаборатория «Электротехники» оснащена оборудованием:


учебная лабораторная станция;



макетная плата с наборным полем для станции;



набор учебных модулей для установки на макетную плату;

техническими средствами:


персональный компьютер;



учебное программное обеспечение.

6.1.2.2. Оснащение мастерских
1. Мастерская каменных работ:
Строительные материалы: кирпич, блоки, негашёная известь
Инструменты и приспособления: совковая лопата; кельма; кирка; расшивка;
правило; отвес; угольник, мастерок, молоток-кирочка, резервуар для раствора, ведро,
растворная лопата, пила дисковая алмазная,

мокрая ветошь,

щётка ручная, совок

,швабра жёсткая, рулетка 3 м, правило 2 м, уровень пузырьковый, строительный
карандаш, строительный маркер, отстойник для мойки инструмента, шаблоны углов 30,
45, 60 и 90 градусов, шаблоны в половину, две трети и три четверти кирпича
Станки: станок ручной для колки кирпича, бетономешалка
Приспособления, принадлежности, инвентарь: перчатки прочные, каска защитная,
очки защитные, наушники, респиратор, спецодежда, шкаф для хранения инструментов,
стеллажи для хранения материалов, шкаф для спец. одежды обучающихся
2. Мастерская отделочных работ:4
1

Штукатурные работы:
Строительные материалы: шпаклевка гипсовая финишная, гипс строительный,
песок , цемент, сухие штукатурные смеси,
Инструменты и приспособления: ведро 12 л, швабра жёсткая с ручкой, ветошь,
уровень пузырьковый 2 метра, совок, щётка, средство подмащивания («стремянка» высота подъема от пола мах=1,5м), пластиковая ёмкость для приготовления смеси,
правило алюминиевое трапециевидное и h-образное, сокол, шпатель, шпатель-кельма,
шпатель широкий, шпатели угловые, полутёрок, тёрка для шлифования, комплект шлиф.
бумаги для тёрки, тёрка губчатая, профиль маячковый, сетчатый уголок, разметочный
шнур с красящим порошком, строительный карандаш, строительный маркер, щётка, валик
или кисть-макловица, ручные ножницы по металлу, рулетка, отвес, миксер электрический
или электродрель с насадкой, уровень пузырьковый, угольник строительный.
Приспособления, принадлежности, инвентарь: перчатки прочные, очки защитные,
защитные беруши, респиратор, спецодежда, шкаф для хранения инструментов, стеллажи
для
6.1.2.3. Оснащение баз практик
Все

виды практической подготовки обучающихся организуются в соответствии

-

Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" от

с:
29.12.2012 г № 273-ФЗ;
-

Приказом

РФ

и

Министерства

науки и

высшего

образования

Министерства просвещения РФ от 05 августа 2020г. № 885/390 «О

практической подготовке обучающихся»;
Приказом Минпросвещения РФ от 24.08.2022 г. № 762 «Об утверждении

-

порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным
программам среднего профессионального образования»;
Федеральными государственными образовательными стандартами среднего

-

профессионального образования по специальностям, профессиям Техникума;
-

Трудовым кодексом РФ;

-

Уставом Техникума;

При реализации ППССЗ СПО предусматриваются следующие виды практик:
учебная

и

производственная.

Она

представляет

собой

вид

учебных

обеспечивающих практико-ориентированную подготовку обучающихся.
4
2

занятий,

Учебная практика проводится в профессиональных модулях и является его
составной частью. Задания на учебную практику, порядок ее проведения приведены в
программах практик.
Учебная практика реализуется в мастерских профессиональной образовательной
организации и требует наличия оборудования, инструментов, расходных материалов,
обеспечивающих выполнение всех видов работ, определенных содержанием ФГОС СПО,
в том числе оборудования и инструментов (или их аналогов), используемых при
проведении чемпионатов по профессиональному мастерству.
Производственная практика состоит из двух этапов: практики по профилю
специальности и преддипломной практики.
Учебная

практика

для

получения

первичных

профессиональных

навыков

проводится в учебных лабораториях и кабинетах, учебно-производственных мастерских,
полигоне.
Учебная

практика

проводится

рассредоточено

по

дням

недели

или

проводится

на

концентрировано.
Производственная
предприятиях

практика

соответствующего

(по

профилю

профиля,

специальности)
при

освоении

обучающимися

профессиональных компетенций в рамках профессиональных модулей и реализовываются
концентрированно в несколько периодов (блоками).
Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются отдельно и
закреплены в соответствующих нормативных документах.
Производственная практика проводится в организациях, направление деятельности
которых соответствует профилю подготовки обучающихся.
Аттестация по итогам производственной практики проводится с учетом (или на
основании) результатов, подтвержденных документами соответствующих организаций.
При

прохождении

практики

обучающиеся

закрепляют

компетенции,

приобретаемые в результате освоения теоретических курсов, приобретают практический
опыт выполнения профессиональных заданий, продолжают формировать общекультурные
(универсальные) компетенции обучающихся.
Организация учебной и производственной практик на всех этапах направлена на
обеспечение

непрерывности

и

последовательности

овладения

обучающимися

профессиональной деятельностью в соответствии с требованиями к уровню подготовки
выпускника.
Целью указанных практик является углубление и закрепление теоретических
знаний,

полученных

при

изучении
4
3

общепрофессиональных

дисциплин

и

междисциплинарных

курсов,

продолжение

формирования

общекультурных

и

профессиональных компетенций на основе полученного практического опыта, подготовка
к

сдаче

квалификационных

экзаменов

по

окончании

освоения

каждого

профессионального модуля.
Производственная практика (преддипломная) является завершающим этапом
подготовки специалиста, профессионального направления и направлена на достижение
следующих целей:
-

овладение

студентами

профессиональной

деятельностью,

развитие

профессионального мышления;
-

закрепление, углубление, расширение и систематизация знаний, закрепление

практических навыков и умений, полученных при изучении дисциплин, определяющих
специфику специальности;
-

обучение навыкам решения практических задач при подготовке выпускной

квалификационной работы;
-

проверка профессиональной готовности к самостоятельной трудовой

деятельности выпускника;
-

сбор материалов к государственной итоговой аттестации.

По окончании практической подготовки обучающиеся получают характеристику,
готовят дневники, отчеты по практике, которые защищают перед комиссиями,
сформированными

из

преподавательского

состава

техникума

и

представителей

работодателей.
Учебная практика реализуется в мастерских профессиональной образовательной
организации, В наличии имеется оборудование, инструменты, расходные материалы,
обеспечивающие выполнение всех видов работ, определенных содержанием программ
профессиональных модулей, в том числе оборудование и инструменты, используемые при
проведении чемпионатов профмастерства по компетенции «Кирпичная кладка», «Сухое
строительство и штукатурные работы».
Производственная практика реализуется в организациях строительного профиля,
обеспечивающих

деятельность

обучающихся

в

профессиональной

области

«Строительство и жилищно-коммунальное хозяйство».
Оборудование предприятий и технологическое оснащение рабочих мест
производственной практики соответствует содержанию профессиональной деятельности и
дает возможность обучающемуся овладеть профессиональными компетенциями по всем
видам деятельности, предусмотренным программой, с использованием современных
технологий, материалов и оборудования.

4
4

Базы практик способствуют проведению практической подготовки обучающихся
на высоком современном уровне.
Объем практики по программе подготовки специалистов среднего звена в учебном
плане соответствует требованиям федерального государственного образовательного
стандарта специальности.
Вопросы о прохождении студентами практики систематически обсуждаются на
заседаниях комиссий. Имеется отчетная документация по практике: дневники, отчеты,
характеристики, аттестационные листы обучающихся.
Программы практик разрабатываются в соответствии с требованиями к ее
организации, содержащимися в ФГОС СПО, Положении о практике обучающихся,
осваивающих

основные профессиональные

образовательные

программы среднего

профессионального образования, а также с учетом специфики подготовки выпускников.
Программы практик носят методический характер, т.к. наряду с содержанием и
требованиями к прохождению практики и составлению отчетов программы содержат
указания по их выполнению.
6.2.

Требования

к

кадровым

условиям

реализации

образовательной

обеспечивается

педагогическими

программы.
Реализация

образовательной

программы

работниками образовательной организации, а также лицами, привлекаемыми к реализации
образовательной программы на условиях гражданско-правового договора, в том числе из
числа руководителей и работников организаций, направление деятельности которых
соответствует области профессиональной деятельности «Строительство и жилищнокоммунальное хозяйство» и имеющих стаж работы в данной профессиональной области
не менее 3 лет.
Педагогические

работники,

привлекаемые

к

реализации

образовательной

программы, получают дополнительное профессиональное образование по программам
повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в организациях, направление
деятельности

которых

соответствует

области

профессиональной

деятельности

«Строительство и жилищно-коммунальное хозяйство» (не реже 1 раза в 3 года с учетом
расширения спектра профессиональных компетенций.
Доля педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям
ставок), обеспечивающих освоение обучающимися профессиональных модулей, имеющих
опыт деятельности не менее 3 лет в организациях, направление деятельности которых
соответствует области профессиональной деятельности «Строительство и жилищно4
5

коммунальное хозяйство», в общем числе педагогических работников, реализующих
образовательную программу, составляет не менее 25 процентов.

4
6

Раздел 7. Формирование фондов оценочных средств для проведения
государственной итоговой аттестации
Оценка качества освоения программы включат текущий контроль успеваемости,
промежуточную и государственную итоговую аттестации обучающихся.
Текущий контроль и промежуточная аттестация обучающихся с применением ЭО,
ДОТ по каждой дисциплине, модулю может осуществляться традиционно при
непосредственном взаимодействии педагогического работника и обучающегося и
дистанционно посредством инфокоммуникационных сетей с применением средств
коммуникации и связи в электронной среде. Текущий контроль и промежуточная
аттестация обучающихся (слушателей) с применением ЭО, ДОТ по каждой дисциплине,
профессиональному

модулю

в

электронной

среде

осуществляется

посредством

технологий, обеспечивающих объективность оценивания, сохранность результатов и
возможность компьютерной обработки информации по результатам всего обучения с
применением ЭО, ДОТ. Проведение текущего и промежуточного контроля допускается
осуществлять в асинхронном режиме (off-line) посредством тестирования и синхронном
режиме (on-line) в формате видеоконференцсвязи.
В

рамках

одной

или

нескольких

изучаемых

учебных

дисциплин

общеобразовательного цикла выполняется индивидуальный проект. Выполнение проекта
осуществляется обучающимся самостоятельно под руководством преподавателя по
выбранной

теме

в

любой

избранной

области

деятельности

(познавательной,

практической, учебно-исследовательской, социальной, художественно-творческой, иной).
Результаты

выполнения

индивидуального

проекта

должны

отражать:

сформированность навыков коммуникативной, учебно-исследовательской деятельности,
критического мышления; способность к инновационной, аналитической, творческой,
интеллектуальной деятельности; сформированность навыков проектной деятельности, а
также самостоятельного применения приобретенных знаний и способов действий при
решении различных задач, используя знания одного или нескольких учебных предметов
или предметных областей; способность постановки цели и формулирования гипотезы
исследования, планирования работы, отбора и интерпретации необходимой информации,
структурирования аргументации результатов исследования на основе собранных данных,
презентации результатов.
Индивидуальный проект выполняется обучающимся в течение одного или двух лет
в рамках учебного времени, специально отведенного учебным планом, и должен быть
представлен в виде завершенного учебного исследования или разработанного проекта:
4
7

информационного,

творческого,

социального,

прикладного,

инновационного,

конструкторского, инженерного.
Защита индивидуальных проектов осуществляется в очном, либо дистанционном
формате. Защита индивидуальных проектов в дистанционном формате происходит при
помощи программ для видео конференцсвязи (ВКС).
Конкретные

формы

и

процедуры

текущего

контроля

успеваемости

и

промежуточной аттестации по каждой учебной дисциплине и профессиональному модулю
разрабатываются образовательной организацией самостоятельно и доводятся до сведения
обучающихся

в

течение

первых

двух

месяцев

от

начала

обучения.

Задания

разрабатываются преподавателями, реализующими программы учебных дисциплин и
профессиональных модулей.
Оценочные средства для промежуточной аттестации обеспечивают демонстрацию
освоенности всех элементов программы СПО и выполнение всех требований, заявленных
в программе как результаты освоения.
ФОС по программе для специальности формируются из комплектов оценочных
средств текущего контроля промежуточной и итоговой аттестации:
комплект

разрабатывается

по

оценочных

учебным

средств

дисциплинам

текущего
и

контроля,

профессиональным

который
модуля

преподавательским составом образовательной организации, и включают: титульный лист;
паспорт оценочных средств; описание оценочных процедур по программе;
-

комплект оценочных средств по промежуточной аттестации, который

включает контрольно-оценочные средства для оценки освоения материала по учебным
дисциплинам и профессиональным модулям;
-

фонды оценочных средств по государственной итоговой аттестации.

Государственная итоговая аттестация по специальности 08.02.01 Строительство и
эксплуатация зданий и сооружений проводится в форме демонстрационного экзамена и
защиты дипломного проекта.
В ходе государственной итоговой аттестации оценивается степень соответствия
сформированных компетенций выпускников требованиям ФГОС. Государственная
итоговая аттестация организована как демонстрация выпускником выполнения одного
или нескольких основных видов деятельности по специальности.
Для государственной итоговой аттестации по программе образовательной
организацией разрабатывается программа государственной итоговой аттестации и фонды
оценочных средств.
4
8

Задания для демонстрационного экзамена, разрабатываются ФГБОУ ДПО
«Институт

развития профессионального образования»

на основе требований к

результатам освоения образовательной программы СПО, установленных соответствии с
ФГОС СПО, включая квалификационные требования, заявленные организациями,
работодателями,

заинтересованными

в

подготовке

кадров

соответствующей

квалификации.
Фонды оценочных средств для проведения государственной итоговой аттестации
включают составные части – инвариантную часть (обязательную часть) и вариативную
часть (необязательную), содержание которой определяет образовательная организация
самостоятельно на основе содержания реализуемой основной образовательной программы
СПО,

включая

работодателями,

квалификационные

требования,

заинтересованными

в

подготовке

заявленные
кадров

организациями,
соответствующей

квалификации, в том числе являющимися стороной договора о сетевой форме реализации
образовательных программ и (или) договора о практической подготовке обучающихся,
утверждаются руководителем (директором) образовательной организации и доводятся до
сведения обучающихся в срок не позднее чем за шесть месяцев до начала процедуры
итоговой аттестации.
Фонды оценочных средств для проведения ГИА включают типовые задания для
демонстрационного экзамена, темы дипломных проектов, описание процедур и условий
проведения государственной итоговой аттестации, критерии оценки.
Выпускникам, освоившим программу подготовки специалистов среднего звена в
полном объеме и прошедшим государственную итоговую аттестацию, выдаются диплом
государственного образца о среднем профессиональном образовании, заверенный
печатью.

4
9


Наверх

На сайте используются файлы cookie. На сайте  осуществляется сбор персональных данных посредством метрических программ (Яндекс.Метрика). Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».