21.02.15_ОПОП_Пояснительная записка_2023

2

2
Основная профессиональная образовательная программа среднего профессионального
образования (программа подготовки специалистов среднего звена) по специальности
21.02.15 Открытые горные работы разработана в соответствии с федеральным
государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по
специальности

21.02.15

Открытые

горные

работы,

утвержденный

приказом

Минпросвещения Российской Федерации от 17.08.2022 г. № 744 (зарегистрирован
Министерством Юстиции Российской Федерации 20.09.2022 г. № 70155)

Организация-разработчик:
Государственное

бюджетное

профессиональное

образовательное

учреждение

Республики Хакасия «Черногорский горно-строительный техникум» (ГБПОУ РХ ЧГСТ)

Разработчики:
Евдокимова И.В. – заместитель директора по учебно-методической работе ГБПОУ РХ ЧГСТ
Васильев А.В. – заместитель директора по учебно-производственной работе ГБПОУ РХ ЧГСТ
Самарина Е.В. – заместитель директора по учебно-воспитательной работе ГБПОУ РХ ЧГСТ
Манжосова Н.Н. – методист ГБПОУ РХ ЧГСТ
Сиротинкина А.П. – преподаватель высшей квалификационной категории ГБПОУ РХ ЧГСТ
Лыкова В.В. – преподаватель высшей квалификационной категории ГБПОУ РХ ЧГСТ
Баева Т.Н. – преподаватель первой квалификационной категории ГБПОУ РХ ЧГСТ
Оськина О.В. – преподаватель первой квалификационной категории ГБПОУ РХ ЧГСТ
Штейнберг Д.И. – преподаватель ГБПОУ РХ ЧГСТ

3
СОДЕРЖАНИЕ
1.

Общие положения

2.

Общая характеристика образовательной программы

3.

Характеристика профессиональной деятельности выпускника

4.

Планируемые результаты освоения образовательной программы

5.

Структура образовательной программы
5.1. Учебный план

6.

Условия реализации образовательной программы
6.1. Требования к материально-техническому оснащению образовательной
программы
6.2. Требования к кадровым условиям реализации образовательной программы
6.3. Требованиям к информационным и учебно-методическим

условиям

реализации образовательной программы.
7.

Фонды оценочных средств для проведения государственной итоговой
аттестации и организация оценочных процедур по программе
Приложения
Рабочие программы дисциплин, профессиональных
модулей, практик
Программа государственной итоговой аттестации
Рабочая программа воспитания
Календарный план воспитательной работы

4

1. Общие положения
1.1. Настоящая основная профессиональная образовательная программа среднего
профессионального образования (программа подготовки специалистов среднего звена) по
специальности 21.02.15 Открытые горные работы (далее – ППССЗ) представляет собой комплекс
нормативно-методической документации, регламентирующий объем, содержание, организацию
и оценку качества подготовки обучающихся и выпускников, условия осуществления
образовательной деятельности по данной специальности.
ППССЗ разработана для реализации образовательной программы на базе основного
общего образования на основе требований федерального государственного образовательного
стандарта среднего общего образования, федерального государственного образовательного
стандарта

среднего

профессионального

образования

с

учетом

примерной

основной

образовательной программы получаемой специальности.
1.2. Нормативные

основания

для

разработки

основной

профессиональной

образовательной программы
Нормативные основания для разработки ППССЗ по специальности 21.02.15 Открытые
горные работы составляют:
 Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в
РоссийскойФедерации»;
 Приказ

Минпросвещения

России

от

17.08.2022

N

744

"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего
профессионального образования по специальности 21.02.15 Открытые горные работы"
(Зарегистрирован в Минюсте России 20.09.2022 г. N 70155);


Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего

образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 17.05.2012 г. № 413 (с изменениями и дополнениями);

порядка

Приказ Минпросвещения РФ от 24.08.2022 г. № 762 «Об утверждении
организации

и

осуществления

образовательной

деятельности

по

образовательным программам среднего профессионального образования»;


Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 08.11.2021 г.

№ 800 "Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по
образовательным программам среднего профессионального образования";


Приказ Министерства науки и высшего образования РФ и Министерства

просвещения РФ от 5.08.2020 № 885/390 «О практической подготовке обучающихся»;


Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.08.2017 № 816 «Об

5
утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную
деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при
реализации образовательных программ»;


При разработке ООП учтены требования регионального рынка труда,

состояние,перспективы развития региональных отраслей производства.
1.3. Перечень сокращений, используемых в тексте ППССЗ
ФГОС СПО – Федеральный государственный образовательный стандарт среднего
профессионального образования;
ООП –основная образовательная программа;
ППССЗ – программа подготовки специалистов среднего звена;
ВД – вид деятельности;
ОК – общие компетенции;
ПК – профессиональные компетенции;
ЛР – личностные результаты;
СГ – социально-гуманитарный цикл;
ОП – общепрофессиональный цикл;
П – профессиональный цикл;
МДК – междисциплинарный курс;
ПМ – профессиональный модуль;
ОП – общепрофессиональная дисциплина;
ДЭ – демонстрационный экзамен;
КОД – комплект оценочных документов;
ГИА – государственная итоговая аттестация;
ГЭК – государственная экзаменационная комиссия;
ЦПДЭ – центр проведения демонстрационного экзамена.
2. Общая характеристика образовательной программы
2.1 Квалификация, присваиваемая выпускникам образовательной программы:
специалист по горным работам.
Формы обучения: очная.
Объем программы по освоению программы среднего профессионального
образования на базе основного общего образования с одновременным получением
среднего общего образования: 5940 академических часов, со сроком обучения 3 года 10
месяцев.
2.2. Характеристика общеобразовательного цикла ППССЗ

6

Образовательная организация, осуществляющая подготовку специалистов на базе
основного

общего

образования,

реализует

Федеральный

государственный

образовательный стандарт среднего общего образования в пределах ППССЗ, в том числе
с учетом профиля получаемой специальности СПО (технологический).
Содержание

общеобразовательного

цикла

направлено

на

достижение

личностных, метапредметных и предметных результатов ФГОС СОО. Предметные
результаты для учебных дисциплин общеобразовательного цикла устанавливаются на
базовом и углубленном уровнях.
Обязательная часть образовательной программы среднего общего образования
составляет 60%, а часть, формируемая участниками образовательного процесса – 40%. В
целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся предусматриваются:
учебные дисциплины, курсы, обеспечивающие различные интересы обучающихся;
внеурочная деятельность.
Образовательные результаты, полученные обучающимися при освоении учебных
дисциплин общеобразовательного цикла, углубляются и расширяются в процессе
изучения учебных дисциплин ОПОП СПО и ПМ.
3. Характеристика профессиональной деятельности выпускника
3.1 Область профессиональной деятельности
Область профессиональной

деятельности выпускников: 18. Добыча, переработка

угля, руд и других полезных ископаемых.
3.2 Соответствие

видов деятельности

профессиональным модулям

и присваиваемой квалификации:
Наименование профессиональных модулей
Наименование видов деятельности
1

2

Виды деятельности
Организация

и

контроль

технологических ПМ.01

Организация

и

контроль

процессов при проведении открытых горных технологических процессов при проведении
работ
Обеспечение

открытых горных работ
функционирования

системы ПМ.02

управления охраной труда и промышленной системы
безопасностью на горном участке

Обеспечение
управления

промышленной

функционирования
охраной

безопасностью

труда
на

и

горном

участке
Организация деятельности персонала на горном ПМ.03 Организация деятельности персонала

7
участке

на горном участке

Освоение видов работ по одной или нескольким ПМ.04 Выполнение работ по одной или
профессиям рабочих, должностям служащих

нескольким профессиям рабочих, должностям
служащих

8
4. Планируемые результаты освоения образовательной программы
4.1. Общие компетенции
Код
компетен
ции
ОК 01

Формулировка

Знания, умения

компетенции

Выбирать способы решения Умения: распознавать задачу и/или проблему в
задач

профессиональной профессиональном и/или социальном контексте;

деятельности применительно анализировать задачу и/или проблему и выделять её
к различным контекстам

составные части; определять этапы решения задачи;
выявлять

и

эффективно

искать

информацию,

необходимую для решения задачи и/или проблемы;
составлять план действия; определять необходимые
ресурсы; владеть актуальными методами работы в
профессиональной
реализовывать
результат

и

и

смежных

сферах;

составленный

план;

оценивать

последствия

своих

действий

(самостоятельно или с помощью наставника)
Знания:

актуальный

социальный

контекст,

профессиональный
в

котором

и

приходится

работать и жить; основные источники информации и
ресурсы

для

решения

задач

и

проблем

в

профессиональном и/или социальном контексте;
алгоритмы выполнения работ в профессиональной и
смежных

областях;

методы

работы

в

профессиональной и смежных сферах; структуру
плана

для

решения

задач;

порядок

оценки

результатов

решения

задач

профессиональной

деятельности
ОК 02

Использовать

современные Умения: определять задачи для поиска информации;

средства поиска, анализа и определять необходимые источники информации;
интерпретации информации, планировать

процесс

и

информацию;

информационные получаемую

технологии для выполнения значимое
задач

в

профессиональной практическую

деятельности

перечне

поиска;

структурировать

выделять

информации;

значимость

результатов

наиболее
оценивать
поиска;

оформлять результаты поиска, применять средства
информационных

технологий

для

решения

профессиональных задач; использовать современное
программное обеспечение; использовать различные

9
цифровые средства для решения профессиональных
задач
Знания:

номенклатура

источников,

применяемых

деятельности;

в

профессиональной

приемы

информации;
поиска

информационных

формат

информации,

структурирования

оформления
современные

результатов
средства

и

устройства информатизации; порядок их применения
и программное обеспечение в профессиональной
деятельности

в

том

числе

с

использованием

цифровых средств
ОК 03

Планировать

и Умения:

реализовывать

собственное правовой

профессиональное
личностное

документации

в

нормативно-

профессиональной

развитие, профессиональную терминологию; определять и
выстраивать

деятельность

траектории

профессионального

в развития и самообразования; выявлять достоинства и

профессиональной
использовать

сфере, недостатки коммерческой идеи; презентовать идеи

знания

и

грамотности

актуальность

и деятельности; применять современную научную

предпринимательскую

правовой

определять

по открытия собственного дела в профессиональной

финансовой деятельности; оформлять бизнес-план; рассчитывать
в

различных размеры

жизненных ситуациях.

выплат

кредитования;

по

процентным

определять

ставкам

инвестиционную

привлекательность коммерческих идей в рамках
профессиональной

деятельности;

презентовать

бизнес-идею; определять источники финансирования
Знания:

содержание

актуальной

нормативно-

правовой документации; современная научная и
профессиональная
траектории

профессионального

самообразования;
деятельности;
правила

терминология;
основы

основы

разработки

возможные
развития

и

предпринимательской

финансовой

грамотности;

бизнес-планов;

порядок

выстраивания презентации; кредитные банковские
продукты
ОК 04

Эффективно

Умения:

организовывать

работу

и команды;

работать

и руководством, клиентами в ходе профессиональной

команде

коллективе

с

и

взаимодействовать
в

взаимодействовать

коллектива

коллегами,

деятельности
Знания:

психологические

основы

деятельности

коллектива, психологические особенности личности;

10
основы проектной деятельности
ОК 05

Осуществлять

устную

и Умения: грамотно излагать свои мысли и оформлять

письменную коммуникацию документы

по

профессиональной

тематике

на

на государственном языке государственном языке, проявлять толерантность в
Российской

Федерации

учетом

с рабочем коллективе

особенностей Знания: особенности социального и культурного

социального и культурного контекста;
контекста
ОК 06

правила

оформления

документов

и

построения устных сообщений

Проявлять

гражданско- Умения:

патриотическую

описывать

позицию, специальности;

значимость

своей

применять

стандарты

демонстрировать осознанное антикоррупционного поведения
поведение

на

традиционных

основе Знания:

сущность

российских позиции, общечеловеческих ценностей; значимость

духовно-нравственных

профессиональной

деятельности

ценностей, в том числе с (специальности);
учетом

гражданско-патриотической

стандарты

по

профессии

антикоррупционного

гармонизации поведения и последствия его нарушения

межнациональных

и

межрелигиозных отношений,
применять

стандарты

антикоррупционного
поведения
ОК 07

Содействовать

сохранению Умения:

окружающей

соблюдать

среды, безопасности;

ресурсосбережению,
применять
изменении

в

рамках

направления
профессиональной

об деятельности по специальности осуществлять работу

климата, с

принципы

экологической

определять

ресурсосбережения

знания

нормы

соблюдением

принципов

бережливого

бережливого производства; организовывать профессиональную

производства,

эффективно деятельность

с

учетом

знаний

об

изменении

действовать в чрезвычайных климатических условий региона
ситуациях

Знания: правила экологической безопасности при
ведении профессиональной деятельности; основные
ресурсы,

задействованные

в

профессиональной

деятельности; пути обеспечения ресурсосбережения;
принципы бережливого производства; основные
направления

изменения

климатических

условий

региона
ОК 08

Использовать

средства Умения:

физической

культуры

сохранения

и

здоровья

в

использовать

для оздоровительную

укрепления здоровья,

деятельность

достижения

физкультурнодля

укрепления

жизненных

и

процессе профессиональных целей; применять рациональные

11
профессиональной

приемы двигательных функций в профессиональной

деятельности и поддержания деятельности;
необходимого

пользоваться

средствами

уровня профилактики перенапряжения, характерными для

физической

данной специальности

подготовленности

Знания:

роль

физической

культуры

в

общекультурном, профессиональном и социальном
развитии человека; основы здорового образа жизни;
условия профессиональной деятельности и зоны
риска физического здоровья для специальности;
средства профилактики перенапряжения
ОК 09

Пользоваться

Умения:

профессиональной

произнесенных высказываний на известные темы

документацией
государственном

понимать

общий

смысл

четко

на (профессиональные и бытовые), понимать тексты на
и базовые профессиональные темы; участвовать в

иностранном языках

диалогах на знакомые общие и профессиональные
темы; строить простые высказывания о себе и о
своей

профессиональной

деятельности;

кратко

обосновывать и объяснять свои действия (текущие и
планируемые); писать простые связные сообщения
на знакомые или интересующие профессиональные
темы
Знания: правила построения простых и сложных
предложений на профессиональные темы; основные
общеупотребительные

глаголы

(бытовая

и

профессиональная лексика); лексический минимум,
относящийся к описанию предметов, средств и
процессов

профессиональной

деятельности;

особенности произношения; правила чтения текстов
профессиональной направленности

4.2. Профессиональные компетенции
Виды

Код

деятельности

наименование

и Показатели освоения компетенции

компетенции
Организация

и ПК

1.1 Навыки:

контроль

Разрабатывать

технологических

интерпретировать

процессов

при техническую

и – расчета главных параметров карьера, выбора
оптимальной технологической схемы, комплекта
и оборудования,

расчета

параметров

12
проведении
открытых
работ

технологическую
горных документацию

технологических

процессов

при

ведении

на открытых горных работ;

ведение горных и – оформления технической документации на
взрывных работ

ведение

горных

и

взрывных

использованием

работ

с

автоматизированных

информационных систем
Умения:
режим

обосновывать

горных

работ

главные
и

их

параметры,

механизацию;

рассчитывать показатели и технологических
процессов и их оборудования; обосновывать
технологию горных работ и
соответствующую

механизацию;

заполнять

отчетные документы, разрабатывать наряды и
задания, контролировать их
выполнение,

составлять

графики

работ;

обосновать применение на уступе
оборудования,

соответствующего

разрабатываемых

пород;

свойствам
рассчитывать

параметры системы разработки; использовать
автоматизированные информационные системы
для оформление технической и технологической
документации; интерпретировать техническую и
технологическую

документацию

на

ведение

горных и взрывных работ.
Знания: принципы выбора главных параметров
карьера;

принципы

выбора

технологии

и

механизации открытых горных работ, способы
добычи

полезных

технологические

ископаемых;
требования

и

основные
правила

безопасности при ведении открытых горных
работ;

способы

добычи

твердых

полезных

ископаемых, понятие о карьерном поле, горном и
земельном отводе, способы добычи твердых
полезных

ископаемых,

запасы

полезного

ископаемого и его потери при разработке,
влияние на окружающую среду; взаимовлияние
свойств горных пород на
расположение

горного

оборудования на уступе;

и

транспортного

принципы развития

горных работ и порядок отработки залежи;

13
порядок формирования рабочей зоны карьера,
принципы выбора вскрытия рабочих горизонтов
карьера, характеристики фронта горных работ,
системы открытой разработки месторождения и
ее параметры
ПК

1.2. Навыки:
и 

Организовывать

контроля

за

проведением

открытых

контролировать

горных работ, а также работ по обеспечению

технологические

функционирования оборудования и технических

процессы
участке

на систем горного производства;
при

ведении открытых
горных работ



контроля

за

технологическими

процессами на участке при ведении открытых
горных

работ,

оперативного

выявления

и

устранения причин нарушений технологических
процессов
Умения:
 планировать

перспективные

и

текущие

планы ведения горных работ на участке;
 оформлять технологические карты по видам
горных работ в соответствии с требованиями
нормативных документов;
 определять на плане направление ведения
горных работ на участке;
 определять на плане горных работ место
установки горной техники и оборудования;
 организовывать и контролировать работу
горнотранспортного оборудования;
 определять

по

профильным

сечениям

элементы залегания полезного ископаемого,
порядок разработки участка;
 рассчитывать
добычных

объемы

работ

на

вскрышных

участке,

и

определять

коэффициент вскрыши;
 выбирать схемы ведения горных работ для
заданных

горно-геологических

и

14
горнотехнических условий;
выявлять нарушения в технологии ведения
горных работ открытым способом.
Знания:


технологические процессы, методы и

способы ведения горных работ, технические
средства, технологические нормативы, условия и
детальный

порядок

технологических

осуществления

процессов (технологические

регламенты);


типовые

технологические

схемы

открытой разработки месторождений полезных
ископаемых;


главные параметры карьера, вскрытие

карьерного поля, системы открытой разработки,
режим горных работ, технологию и механизацию
открытых горных работ;


горно-геологических

условия,

назначения и специфика проведения горных
работ;


системы разработки и схемы вскрытия

месторождений

в

различных

горно-

геологических и горнотехнических условиях;

акты

законы и иные нормативные правовые
в

области

геологического

изучения,

использования и охраны недр и окружающей
среды;


условия

использования

горнодобывающего

оборудования

применительно к конкретным задачам.
ПК
Организовывать
контролировать

1.3. Навыки:
и

- построения
вспомогательных

графика
работ

для

организации
осуществления

ведение работ по технологических процессов открытых горных
обслуживанию

работ;

15
вспомогательных

- организации работы ремонтной службы:

технологических

ежесменное, плановое и сезонное обслуживание;

процессов

- организации

контроля

за

качеством

выполнения технических осмотров машин и
механизмов за правильной их эксплуатацией и
своевременностью текущих ремонтов.
Умения:
- определять особо опасные ситуации при
ведении горных и взрывных работ;
- определять на плане горных работ место
установки горной техники и оборудования;
- определять направление ведения горных
работ на участке; расположение транспортных
коммуникаций и линий электроснабжения;
- оценивать

качество

подготовки

забоя

взрывным способом;
- обосновывать

выбор

оборудования

для

механизации взрывных работ;
- строить трассу вскрывающих выработок;
- формировать

комплексы

основного

и

вспомогательного оборудования;
- организовывать рациональную и безопасную
эксплуатацию электроустановок на карьерах;
- обосновывать выбор напряжений и схем
электроснабжения карьера и его отдельных
участков;
- рассчитывать

элементы

системы

электроснабжения карьера;
- рассчитывать защитное заземление и системы
освещения карьера.
Знания:
 основные сведения о ремонте горных
машин;

16
 расчет эксплуатационных характеристик
горных машин и карьерного транспорта;
 устройство, принцип действия, условия
применения и правила эксплуатации карьерного
транспорта;
 устройство, принцип действия, область
применения

и

правила

эксплуатации

стационарных машин: насосов, компрессоров,
вентиляторов, подъемных машин;
 технология осушения и

проветривания

горных выработок;
 правила

эксплуатации

электрооборудования;
 принципы

построения

характеристику

систем

и
и

общую
элементов

автоматизации горного производства;
 технология осушения и

проветривания

горных выработок;
 особенности

электрификации

и

перспективы развития электроснабжения;
 устройство систем электроснабжения, их
основные

элементы

на

открытых

горных

разработках;
 способы

и

средства

защиты

электроустановок и обслуживающего персонала
от

поражения

током

в

условиях

горного

производства;
 основные
проектирования

методы
системы

расчета

и

электроснабжения

открытых горных работ;
 принципы

и

способы

эффективной

эксплуатации электрохозяйства карьеров.
 виды,

технические

характеристики

и

17
правила

эксплуатации

оборудования,

автотранспорта,

энергосетей,

приборов

и

инструмента, применяемых на открытых горных
работах;
 порядок,

правила

обслуживания

и

технического

ремонта

применяемого

оборудования.
ПК
Организовывать

1.4. Навыки:
и оформления

технической

документации

контролировать

ведение горных и взрывных работ;

выполнение

участия

в

проведении

мероприятий

на
по

взрывных работ при обеспечению безопасности ведения взрывных
ведении открытых работ.
горных работ

Умения:
- применять
документы,

технические

и

другие

регламентирующие

порядок

качества и безопасность выполнения горных и
взрывных работ;
- самостоятельно

составлять

и

читать

паспорта буровзрывных работ;
- оценивать влияние свойств горных пород и
состояния

породного

массива

на

выбор

технологии и механизации буровзрывных работ;
- выбирать тип взрывчатых веществ при
расчетах и проектировании взрывных работ;
- различных горно-геологических и горнотехнических условиях;
- рассчитывать

процессы

превращения

взрывчатых веществ при взрыве и анализировать
результаты производства взрывных работ;
- контролировать

выполнение

правил

безопасности при проведении взрывных работ.
Знания:
- взрывчатые вещества, химические реакции,
протекающие при взрыве;

18
-

классификация

взрывчатых

веществ

по

химическому составу; химические формулы,
химические и физические свойства основных
типов взрывчатых веществ;
- основные химические процессы и технологии
получения взрывчатых веществ типа
химических соединений; вопросы химического
взаимодействия компонент взрывчатых веществ
с горными породами;
- свойства и классификации горных пород,
параметры состояния породных массивов;
-

закономерности изменения свойств горных

пород и породных массивов под воздействием
физических полей.
Обеспечение

ПК.2.1.

Навыки:

функционирования

Обеспечивать

оперативного

системы

производственный

промышленной безопасности на рабочих местах

управления

контроль

контроля

выявления

промышленной

требований

горнотранспортного

безопасностью

на промышленной
безопасности
горном участке

состоянием

за при ведении открытых горных работ;

охраной труда и соблюдением

горном участке

за

нарушений

технологического
на работ,

при

оборудования
процесса

которые

эксплуатации

создают

ведения
угрозу

и
горных

жизни

и

здоровью работников;
Умения:
применять

законодательные

нормативные

правовые акты Российской Федерации в области
промышленной безопасности;
определять

особо

опасные

ситуации

при

производстве горных и взрывных работ;
идентифицировать опасные производственные
факторы на горном участке;
участвовать в разработке локальных документов
организации

в

области

управления

промышленной безопасности;
обеспечивать

проверки

состояния

промышленной безопасности;
обеспечивать

проведение

подготовки

и

аттестации работников в области промышленной
безопасности

19
Знания:
законодательство
области

Российской

Федерации

промышленной

в

безопасности,

технического регулирования;
требования

федеральных

и

региональных

законодательных актов, норм и инструкций в
области промышленной безопасности ведения
горных работ открытым способом;
требования

по

обеспечению

безопасности

процессов,

эксплуатации

технологических

зданий и сооружений, машин и механизмов,
оборудования, электроустановок, транспортных
средств, применяемых на участке;
экологические последствия открытых горных
работ и их влияния на окружающую среду;
план

ликвидации

аварий,

действия

в

чрезвычайных и аварийных ситуациях;
способы

и

средства

локализации

предупреждения

опасных

факторов,

и

производственных

обусловленных

деятельностью

организации;
организация,

методы

и

средства

ведения

спасательных работ и ликвидации аварий в
организации
потенциальные факторы риска для жизни и
здоровья людей при эксплуатации горного и
горнотранспортного оборудования;
методы и средства защиты производственного
персонала от возможных последствий аварий;
ПК.2.2.

Навыки:

Содействовать

проверки

обеспечению

соответствие требованиям охраны труда

функционирования

ведения учетной документации по охране труда

системы

Умения:

управления

участвовать в разработке проектов локальных

охраной труда

нормативных

технологического

актов

государственных

с

нормативных

объекта

на

соблюдением
требований

охраны труда;
использовать
документооборота;

системы

электронного

20
пользоваться

цифровыми

платформами,

справочными правовыми системами, базами
данных в области охраны труда;
использовать

прикладные

программы

для

локальных

компьютерные

формирования

нормативных

актов,

проектов
оформления

отчетов, создания электронных таблиц
Знания:
требования

трудового

Российской

законодательства

Федерации

и

законодательства

Российской Федерации в области охраны труда,
в том числе о техническом регулировании, о
промышленной,

пожарной

безопасности,

санитарно-эпидемиологическом

о

благополучии

населения;
требования к документационному обеспечению
систем управления охраной труда;
требования к порядку расследования несчастных
случаев
ПК.2.3.

Навыки:

Обеспечивать

оперативного

контроль

контроля

рабочих

мест

и

за оборудования;

соблюдением

обеспечения

исполнения

мероприятий

по

требований охраны улучшению условий труда, разработанных по
труда,

включая результатам специальной оценки условий труда;

состояние рабочих контроля
мест
оборудования
горном участке

применения

персоналом

средств

и коллективной и индивидуальной защиты;
на Умения:
применять методы оценки вредных и (или)
опасных

производственных

факторов,

опасностей;
идентифицировать факторы производственной
среды и трудового процесса;
обеспечивать

проведение

производственного

контроля условий труда, специальной оценки
условий труда
Знания:
источники и характеристики вредных и (или)
опасных факторов производственной среды и
трудового процесса, их классификация;

21
методы идентификации потенциально вредных и
(или)

опасных

производственных

факторов;

основные вопросы гигиенической оценки и
классификации условий труда;
перечень мероприятий по улучшению условий и
охраны труда
ПК.2.4.

Навыки:

Обеспечивать

выявления, анализа и оценки профессиональных

проведение

рисков;

мероприятий,

предупреждения производственного травматизма

направленных

на и профзаболеваний;

снижение

действия в аварийных ситуациях;

профессиональных

оказания первой помощи пострадавшим

рисков

Умения:
применять методы оценки профессиональных
рисков на рабочих местах;
разрабатывать меры управления рисками на
основе анализа принимаемых мер и возможности
дальнейшего

снижения

уровней

профессиональных рисков;
проводить аварийно-спасательные работы;
владеть приемами оказания первой помощи
пострадавшим
Знания:
порядок оценки профессиональных рисков;
перечень мероприятий по снижению уровней
профессиональных рисков;
правила поведения при авариях и инцидентах;
плана ликвидации аварии (ПЛА) при проведении
открытых горных работ
методы и средства оказания первой помощи
пострадавшим при несчастных случаях и авариях
Организация

ПК

деятельности

Обеспечивать

персонала
горном участке

на выполнение
плановых
показателей
горном участка

3.1. Навыки:
руководства коллективом смены на участке
работ,

отвечающим

организацию

за

производственного

рациональную
процесса

в

на соответствии с требованиями технологических,
производственных

инструкций

и

правил

безопасности при проведении открытых горных
работ;

22
определения

потребности

в

технических

средствах, инструменте, материалах и услугах
вспомогательных служб, организации и контроля
их обеспечения;
Умения:
обеспечивать и контролировать выполнение
технологии и графиков работ;
составлять

производственную

сводку

по

результатам деятельности горного участка;
определять

факторы,

влияющие

на

себестоимость работ и факторы, влияющие на
производительность труда по участку;
вести первичный учет выполняемых работ;
Знания:
область экономики горного производства и
технологии

открытой

разработки

месторождений;
организационно-распорядительных документов,
Единый тарифно-квалификационный справочник
работ и профессий рабочих (ЕКТС), касающиеся
производства горных работ;
нормы выработки для персонала участка;
факторы,

влияющих

на

производительность

труда;
системы оплаты труда;
ПК

3.2. Навыки:

Анализировать
процесс

выполнения технико-экономических показателей
и деятельности участка при проведении открытых

результаты

горных работ;

деятельности

осуществления количественного и качественного

персонала участка, учета выполненных работ;
планировать

и Умения:

организовывать

обеспечивать условия по сокращению простоев и

мероприятия,

всех видов потерь;

направленные

на определять потребности горного участка

в

повышение

технических средствах, инструменте, материалах

производительност

и услугах вспомогательных служб, организации

и

труда

устранения

за

счет и контроле их обеспечения;
всех Знания:
основные

показатели

деятельности

горного

23
видов потерь

участка:
действующие

положения

по

оплате

труда

работников
порядок, правила технического обслуживания и
ремонта применяемого оборудования;
нормы и расценки на горные работы, порядок их
пересмотра;
ПК.3.3.

Навыки:

Обеспечивать

организации трудовых отношений в коллективе

мотивацию

и на основе современных методов, принципов

стимулирование

управления,

передового

производственного

трудовой

опыта, технических, финансовых, социальных и

деятельности

личностных факторов;

персонала

разработки

предложений

по

повышению

мотивации работников к безопасному труду и их
заинтересованности в улучшении условий труда
Умения:
оценивать трудовую дисциплину и трудовое
участие

персонала

в

производственной

деятельности подразделения;
решать конфликтные ситуации в коллективе;
оценивать

мотивационные

потребности

персонала;
владеть приемами морального стимулирования
персонала

и

управления

конфликтными

ситуациями
выстраивать

эффективные

коммуникации

с

коллегами и руководством
Знания:
методы

мотивации

и

стимулирования

работников к безопасному труду;
управления конфликтами;
факторы, влияющие на психологический климат
в коллективе;
принципы делового общения в коллективе;
основы менеджмента
ПК. 3.4. Проводить Навыки:
инструктажи
охране

труда

промышленной

по проведения инструктажа работников опасных
и производственных

объектов

о

соблюдении

требований охраны труда и промышленной

24
безопасности

безопасности;
выдачи

задания

(наряда)

на

проведение

открытых горных работ на основании рискориентированного подхода
Умения:
анализировать и доводить до подчиненных
возможные места и причины возникновения
опасных производственных ситуаций;
Знания:
виды инструктажей;
инструкции по охране труда и промышленной
безопасности;
правил внутреннего распорядка организации
порядок выдачи нарядов и порядок допуска
работников к выполнению нарядов
Освоение

видов ПК

ВЧ

4.3

Навыки:

работ по одной или Обслуживать

наблюдения за состоянием фильтров и их

нескольким

насосные

очистка; выполнение электротехнических работ;

профессиям

установки,

поддержания

рабочих,

оборудованные

перекачиваемых

должностям

поршневыми и

бесперебойной работы насосов, двигателей и

служащих

центробежными

арматуры;

насосами.

определения

ПК

ВЧ

4.4

заданного

давления

жидкостей,

и

контроль

устранения

неисправностей

в

работе

насосного

Эксплуатировать

оборудования;

насосные установки

обслуживания трансформаторных подстанций;

ПК

обслуживания

ВЧ

4.5

Выполнять

силовых

и

осветительных

установок;

текущий ремонт и Умения:
участвовать

в

Обслуживать насосные установки,

более сложных

оборудованные поршневыми и

видах ремонта

центробежными насосами по

оборудования.

мазута и других вязких жидкостей;

ПК

ВЧ

4.6

перекачке,

регулировать подачу воды, мазута;

Контролировать

сливать и перекачивать, мазут из цистерн в

выполнение

резервуары;

требований техники

подогревать жидкое топливо при сливе и подаче

безопасности
исполнении
машинистом

при его к месту потребления;
работ наблюдать
выявлять

за
и

состоянием

устранять

дефекты

фильтров
в

иочищать их;

работе

25
насосных установок

оборудования; вести в журнале записи о работе
установок; производить
участвовать

в

оборудования;

текущий

других

ремонт

видах

экономично

и

и

ремонта

рационально

использовать сырьевые и материальные ресурсы;
своевременно и рационально подготавливать к
работе и убирать рабочее место, принимать и
сдавать смену; соблюдать правила безопасности
труда и внутреннего распорядка;
пользоваться

средствами

индивидуальной

защиты, предупреждения и тушения пожаров.
Знания:
принцип работы насосов,

насосных установок

и оборудования; физические и химические
свойства

воды

и других

перекачиваемых

жидкостей; характеристику насосов и приводов
к ним; допустимые нагрузки в процессе работы
оборудования; схемы коммуникаций насосных
установок; расположения

запорной арматуры

и предохранительных устройств;
правила обслуживания и переключения.

26
5. Структура образовательной программы
5.1. Учебный план
В учебном плане ППССЗ по специальности 21.02.15 Открытые горные работы определен перечень учебных дисциплин, профессиональных
модулей, учебной и производственной практик; общая и аудиторная трудоемкость, последовательность изучения учебных дисциплин,
профессиональных модулей, распределение по курсам обучения и семестрам различных форм промежуточной аттестации, указаны формы
государственной итоговой аттестации, объем времени, отведенного на подготовку и проведение ГИА.
При составлении учебного плана учтены общие требования к условиям реализации программа подготовки специалистов среднего звена
сформулированные в ФГОС CПО по специальности 21.02.15 Открытые горные работы.

ОУП.03.
У
ОУП.04

Математика
Иностранный язык

ДЗ
кДЗ(ДУПКВ.
01)
ДЗ

Объем образовательной нагрузки
334
118

2 курс

3 курс

4 курс

1
сем
./
17
нед
.

2
сем
./
24
нед
.

3
сем./
17
нед

4
сем.
/
20(
4)
нед

5
сем./
17
нед.

6
сем.
/
16(
8)
нед

7
8
сем сем./14(1
./
0) нед.
9(8)
нед
.

92

138
4
130
0

740

620

0

0

6

18

612

864

0

0

0

0

0

0

696

586

0

0

6

12

578

770

0

0

0

0

0

0

78
78

78
78

34
34

44
44

318

156

136

198

52

66

Нагрузка на
дисциплины и МДК
в т.ч.

48

78
78
Э

1 курс

Промежуточная
аттестация

Русский язык
Литература

Во взаимодействии с преподавателем

курсовых работ
(проектов)
Практическая
подготовка
Консультации

ОУП.01
ОУП.02

147
6
134
8

Распределение обязательной нагрузки по курсам и
семестрам (час в семестр)

лабораторных и
практических

Общеобразовательн
ый цикл
Обязательные
учебные предметы

Учебная нагрузка обучающихся (час)

самостоятельная учебная
нагрузка
всего учебных
занятий
Теоретическое
обучение

ОУП

Экзамены

Индекс
ОП

Формы
промежуточной
аттестации

Зачеты/диф.зачеты

Наименование
циклов, дисциплин,
профессиональных
модулей, МДК,
практик

16

118

156
118

2

4

27
ОУП.05.
У
ОУП.06.
У
ОУП.07
ОУП.08
ОУП.09
ОУП.10
ОУП.11
ОУП.12
ОУП.13
ДУПКВ
ДУПКВ.
01

ДУПКВ.
02

СГ.00
СГ.01
СГ.02
СГ.03
СГ.04

Информатика

Э

100

16

84

16

62

2

4

34

66

Физика

Э

178

16

162

78

78

2

4

68

110

16
22

100

34
0
50
34
34
34

0
44
44
44
0
66

34

44

34

94

0

44

18

22

16

28

0

0

Химия
Биология
История
Обществознание
География
Физическая
культура
Основы
безопасности
жизнедеятельности
Дополнительные
учебные предметы,
курсы по выбору
Родной язык и (или)
государственный
язык республики
Российской
Федерации/Родная
литература
Основы проектной
деятельности
Индивидуальный
проект (предметом
не является)
Социальногуманитарный цикл
История России

ДЗ
ДЗ
ДЗ
ДЗ
ДЗ
ДЗ

34
44
94
78
34
100

34
44
94
78
34
100

18
22
94
78
34

ДЗ

78

78

44

34

84

44

34

44

128

44

кДЗ
(ОУП.02)

44

44

З

40

40

кДЗ (СГ.10)

Иностранный язык
З,З,З,З,ДЗ
в профессиональной
деятельности
Безопасность
-,ДЗ
жизнедеятельности
Физическая
З,З,З,З,ДЗ

0

0

0

34

6

6

0

0

0

0

0

0

176

72

102

222

82

76

36

34

34

40

30

28

34

44

44

0

0

730

28

702

444

76

2

74

74

76

178

12

166

166

36

70

2

68

48

20

168

8

160

168

258

0

0

0

0

32

36

38

38

28
СГ.05

культура
Основы
бережливого
производства

кДЗ (СГ.08,
СГ.09)

60

4

56

40

16

60

СГ.06

Основы финансовой
грамотности

кДЗ (СГ.07)

48

2

46

30

16

48

СГ.07

Основы
интеллектуального
труда и
предпринимательск
ой деятельности
Профессиональная
адаптация

кДЗ (СГ.06)

34

2

32

16

16

34

кДЗ (СГ.05,
СГ.09)

32

2

30

20

10

32

СГ.09

Правовые основы
профессиональной
деятельности

кДЗ (СГ.05,
СГ.08)

32

2

30

20

10

32

СГ.10

Русский язык и
культура речи

кДЗ (СГ.01)

32

32

22

10

ОП.00

Общепрофессионал
ьный цикл
Инженерная
графика
Электротехника и
электроника

38

406

4

102
6
78

572

ДЗ

106
4
82

20

58

,Э

96

4

92

58

26

2

,Э
,Э

104

4

100

80

12

120

2

118

90

20

кДЗ (ОП.14)

98

4

94

8

86

ДЗ

48

4

44

24

20

СГ.08

ОП.01
ОП.02
ОП.03
ОП.04
ОП.05

ОП.06

Техническая
механика
Геология
Цифровые
технологии в
профессиональной
деятельности
Экологические
основы
природопользовани
я

32
0

0

1
2

36

0

0

346

438

26

56

6

38

58

2

6

46

58

2

6

38

82

48

50

196

48

52

32

0

29
ОП.07
ОП.08
ОП.09
ОП.10
ОП.11
ОП.12

ОП.13
ОП.14

ОП.15
ОП.16
П.00
ПМ. 01

МДК
01.01

Раздел 1
Раздел 2

Математика
Основы экономики
Охрана труда
Карьерный
транспорт
Горная механика
Метрология,
стандартизация и
сертификация
Обогащение
полезных
ископаемых
Система
автоматизированн
ого проектирования
Материаловедение
Стропальные
работы
Профессиональный
цикл
Организация и
контроль
технологических
процессов при
проведении
открытых горных
работ
Технология и
комплексная
механизация
открытых горных
работ
Основы горного
дела
Основы
маркшейдерского
дела

Э
ДЗ
ДЗ
ДЗ

66
32
32
82

2
2

64
30
32
80

34
12
12
54

22
18
20
26

-,ДЗ
ДЗ

82
32

4

78
32

52
22

26
10

ДЗ

38

38

28

10

38

кДЗ (ОП.05)

48

2

46

4

42

48

Э
Э

52
52

2
2

50
50

32
42

10

46

246

66

16

130
4
830

892

Э
м

231
0
117
6

576

156

46

Э

572

12

560

392

90

46

Кэ

98

2

96

90

66

2

64

50

2

8

2

6

66
32
32
82
48

34

32

2
2

6
6

52

93
6
32
4

2
8
1
6

96

0

0

90

354

314

590

498

464

42

0

0

42

234

222

248

252

178

0

1
0

22

0

0

42

162

100

96

72

100

2

4

42

56

2

4

52

66

30
Раздел 3

Горное дело

Раздел 4

Горные машины и
комплексы

Раздел 5

Технология
открытой
разработки
россыпных и
нерудных
месторождений
Технология ведения
взрывных работ при
открытых горных
работах
Электрооборудован
ие и
электроснабжение
при открытых
горных работах
Электрооборудован
ие и
электроснабжение
горных
предприятий
Автоматизация
производства
Учебная
ДЗ
ознакомительная
Учебная САПР (ДЭ) ДЗ

МДК
01.02
МДК
01.03

Раздел 1

Раздел 2
УП.01.0
1
УП.
01.02
ПП. 01
ПМ.01.Э
ПМ. 02

Производственная
практика
Экзамен по модулю
Обеспечение
функционирования
системы
управления охраной
труда и
промышленной
безопасностью на

ДЗ, -, ДЗ, -, -

168
Э

168

106

10

46

2

4

40

38

40

62

56

36

14

36

86

118

4

114

64

42

2

6

122

4

118

82

30

2

4

Э

122

0

122

94

20

0

0

2

6

0

0

0

0

64

58

0

0

Э

152

4

148

90

46

0

0

4

8

0

0

0

0

58

94

0

0

92

2

90

64

20

2

4

58

34

60

2

58

26

26

2

4

ДЗ

Э
м

72

72

72

72

180

18
0

6
366

4

212

140

48

0

14
4

60
72
72
180

6

6
24

0

0

0

0

48

48

76

6
194

31
горном участке

МДК
02.01

Раздел 1

Раздел 2

МДК
02.02

УП. 02
ПП. 02
ПМ.02.Э
ПМ. 03

МДК.03.
01
ПП. 03

Система управления
охраной труда и
промышленной
безопасностью в
горной организации
Охрана труда в
отрасли и
промышленная
безопасность
Правила
технической
эксплуатации
электроустановок
Управление
профессиональным
и рисками в горной
организации
Учебная "Охрана
труда"
Производственная
практика
Экзамен по модулю
Организация
деятельности
персонала на
горном участке
Организация и
управление
персоналом горного
участка
Производственная
практика

Э

168

4

164

108

40

120

4

116

76

48

48

Э

48

Э

48

0

0

4

12

32

2

6

32

8

2

6

32

8

2

6

0

0

0

0

0

0

0

48

0

76

44

76

44

0

0

48

0

0

0

0

0

48

ДЗ

36

36

36

ДЗ

108

10
8

108

Э
м
Э

ДЗ

6
262

20

128

72

28

20

148

20

128

72

28

20

108

10
8

10
8

2

6
12

2

6

0

0

0

0

0

0

170

6
92

62

86

108

32
ПМ.03.Э
ПМ. 04

МДК
04.01
МДК
04.02

Экзамен по модулю
Выполнение работ
по одной или
нескольким
профессиям
рабочих,
должностям
служащих
Слесарные работы

Выполнение работ
по одной или
нескольким
профессиям
рабочих,
должностям
служащих
УП. 04
Учебная практика
ДЗ
слесарная
ПП. 04
Производственная
ДЗ
практика на
освоение рабочей
профессии
ПМ.04.Э Экзамен по модулю
Всего объем образовательной программы в
академических часах, в т.ч:

ГИА

6
506

6

134

104

Э

48

2

46

38

_,
Э

92

4

88

66

Э
м

14

0

36
0

14

72

72

288

28
8

6
594
0

Практическая
подготовка
учебная и
производственная
практика

108
0
936

преддипломная
практика
Промежуточная
аттестация и
консультации
Государственная
итоговая аттестация

144

4

6
18

2

6

2

6

0

0

48

120

44

48

44

294

0

6
0

612

900

48

72
288

20
4

441
6

264
8

153
0

66

93
6

4
6

6
15
0

612

864

612

864

612

6
864

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

144

0

288

288

360

0

0

0

0

0

93
6
93
6

0

0

0

0

0

144

0

288

288

216

144

196

216

216

33

Всего

Государственная итоговая аттестация в форме
демонстрационного экзамена и защиты дипломного проекта

Промежуточная аттестация, включая комплексные формы
экзаменов ( в т.ч.
0
3
3
4
квалификационн
ых)
диф.зачетов/зачет
2
8
3
7
ов, без
физкультуры

2

6

0

6

5

5

4

4

34
6. Условия реализации образовательной программы
6.1. Требования

к

материально-техническому

оснащению

образовательной

программы
Материально-техническая

база

обеспечивает

проведение

лабораторных

работ

и

практических занятий, дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки, учебной
практики.

Материально-техническая

база

соответствует

действующим

санитарным

и

противопожарным нормам.
Реализация ППССЗ обеспечивает:
выполнение обучающимся лабораторных работ и практических занятий, включая как
обязательный компонент практические задания с использованием персональных компьютеров;
освоение

обучающимся

профессиональных

модулей

в

условиях

созданной

соответствующей образовательной среды в техникуме или на предприятиях (в организациях) в
зависимости от специфики вида профессиональной деятельности.
При использовании электронных изданий каждый обучающийся обеспечен рабочим
местом в компьютерном классе в соответствии с объемом изучаемых дисциплин.
Образовательное учреждение обеспечено необходимым комплектом лицензионного
программного обеспечения.
6.1.1. Перечень кабинетов, лабораторий, мастерских, тренажеров, тренажерных
комплексов и другого оборудования, обеспечивающих проведение всех предусмотренных
образовательной программой видов занятий, практических и лабораторных работ, учебной
практики, выполнение курсовых работ, выпускной квалификационной работы
Кабинеты:
Гуманитарных дисциплин
Иностранного языка
Математики
Экологических основ природопользования
Основ бережливого производства
Основ финансовой грамотности
Инженерной графики
Технической механики
Информационных технологий
Экономики и управления предприятием
Охраны труда
Безопасности жизнедеятельности
Электротехники и электроники
Электрооборудования и электроснабжения

35
Механизации горных работ
Автоматизации предприятий
Горного и маркшейдерского дела
Горной механики
Технологии и безопасности взрывных работ
Лаборатории:
Электротехники и электроники
Метрологии, стандартизации и сертификации
Горных машин и комплексов
Карьерного транспорта
Электрооборудования и электроснабжения
Автоматизации горных предприятий
Горной механики
Маркшейдерского дела
Учебные мастерские:
Слесарно-механическая
Спортивный комплекс:
Спортивный комплекс – игровой зал, тренажёрный зал, борцовский зал
Стадион открытого типа «Шахтер»
Залы:
библиотека, читальный зал с выходом в информационно-телекоммуникационную сеть
«Интернет»;
актовый зал.
6.1.2. Материально-техническое оснащение кабинетов, лабораторий, мастерских и
баз практики по специальности
6.1.2.1. Оснащение кабинетов
Социально-экономических дисциплин: Посадочные места по количеству обучающихся;
рабочее место преподавателя; компьютер; мультимедийный проектор.
Иностранного языка: Посадочные места по количеству обучающихся; рабочее место
преподавателя; комплект учебно-наглядных пособий и плакатов, компьютер; мультимедийный
проектор.
Математики:

Посадочные

места

по

количеству

обучающихся;

рабочее

место

преподавателя; доска; чертежные принадлежности; таблицы; модели геометрических тел;
компьютер; интерактивная доска, мультимедийный проектор.
Информационных технологий автоматизированного проектирования: Посадочные места
по количеству обучающихся; рабочее место преподавателя; компьютеры по количеству
обучающихся; комплект учебно-методической документации мультимедийный проектор.

36
Химических дисциплин: Посадочные места по количеству обучающихся; рабочее место
преподавателя; дидактический материал; раздаточный материал, схемы, плакаты, интерактивная
доска.
Метрологии, стандартизации и сертификации: Посадочные места по количеству
обучающихся; рабочее место преподавателя; комплект учебно-наглядных пособий «Метрология
и стандартизация»; информационный стенд «Стандарты»; компьютер; мультимедийный
проектор.
Охраны труда и безопасности жизнедеятельности: Посадочные места по количеству
обучающихся; рабочее место преподавателя; комплект учебно-наглядных пособий и плакатов,
компьютер; мультимедийный проектор; Общевойсковой противогаз или противогаз ГП-7;
Респиратор Р-2; Индивидуальный противохимический пакет (ИПП-8, 9, 10, 11); Противопыльная
тканевая маска; Медицинская сумка в комплекте; Носилки санитарные; Аптечка индивидуальная
(АИ-2); Шинный материал (металлические, Дитерихса); Огнетушители порошковые (учебные);
Огнетушители пенные (учебные); Огнетушители углекислотные (учебные); Учебные автоматы
АК-74; Учебный пистолет ПМ; Комплект плакатов по Гражданской обороне; Комплект плакатов
по Основам военной службы; мультимедиапроектор; Робот-тренажер (Гоша 2 или Максим-2;
дозиметр радиации).
Основ бережливого производства: Посадочные места по количеству обучающихся,
рабочее место преподавателя; стенды; технические средства обучения: компьютер (ноутбук) с
лицензионным

программным

обеспечением;

комплект

проекционного

оборудования

(интерактивная доска в комплекте с проектором или мультимедийный проектор с экраном);
принтер.
Основ финансовой грамотности: Посадочные места по количеству обучающихся, рабочее
место преподавателя; стенды; технические средства обучения: компьютер (ноутбук) с
лицензионным

программным

обеспечением;

комплект

проекционного

оборудования

(интерактивная доска в комплекте с проектором или мультимедийный проектор с экраном);
принтер.
Инженерной графики: Посадочные места по количеству обучающихся; рабочее место
преподавателя; дидактический материал; раздаточный материал, модели деталей и узлов, схемы,
набор деталей и узлов, плакаты, интерактивная доска.
Технической

механики

и

материаловедения:

Посадочные

места

по

количеству

обучающихся; рабочее место преподавателя; дидактический материал; раздаточный материал,
схемы, плакаты, интерактивная доска.
6.1.2.2. Оснащение баз практик
Реализация

образовательной

программы

предполагает

обязательную

учебную

и

производственную практику.
Учебная практика реализуется в мастерских ГБПОУ РХ «Черногорский горно-

37
строительный

техникум»

и

требует

наличия

оборудования,

инструментов,

расходных

материалов, обеспечивающих выполнение всех видов работ, определенных содержанием
программ профессиональных модулей.
Оборудование

предприятий

и

технологическое

оснащение

рабочих

мест

производственной практики соответствует содержанию профессиональной деятельности и дает
возможность обучающемуся овладеть профессиональными компетенциями по всем видам
деятельности, предусмотренных программой, с использованием современных технологий,
материалов и оборудования.
6.2. Требования к кадровым условиям реализации образовательной программы
Реализация образовательной программы обеспечивается педагогическими работниками
образовательной организации, а также лицами, привлекаемыми к реализации образовательной
программы на условиях гражданско-правового договора, в том числе из числа руководителей и
работников

организаций,

направление

деятельности

которых

соответствует

области

профессиональной деятельности и имеющих стаж работы в данной профессиональной области
не менее 3 лет.
Педагогические работники, привлекаемые к реализации образовательной программы,
получают

дополнительное

профессиональное

образование

по

программам

повышения

квалификации, в том числе в форме стажировки в организациях, направление деятельности
которых соответствует области профессиональной деятельности, не реже 1 раза в 3 года с учетом
расширения спектра профессиональных компетенций.
Доля педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок),
обеспечивающих освоение обучающимися профессиональных модулей, имеющих опыт
деятельности не менее 3 лет в организациях, направление деятельности которых соответствует
области профессиональной деятельности, в общем числе

педагогических

работников,

реализующих образовательную программу, не менее 25 процентов.
6.3. Требованиям к информационным и учебно-методическим условиям реализации
образовательной программы
Библиотечный фонд образовательной организации укомплектован печатными изданиями и
электронными изданиями по каждой дисциплине (модулю) из расчета не менее 0,25 экземпляра
каждого из изданий, указанных в рабочих программах дисциплин (модулей) в качестве основной
литературы,

на

одного

обучающегося

из

числа

лиц,

одновременно

осваивающих

соответствующую дисциплину (модуль).
В случае наличия электронной информационно-образовательной среды допускается замена
печатного библиотечного фонда предоставлением права одновременного доступа не менее 25
процентов обучающихся к цифровой (электронной) библиотеке.

38
Обучающимся должен быть обеспечен доступ (удаленный доступ), в том числе в случае
применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, к современным
профессиональным базам данных и информационным справочным системам, состав которых
определяется в рабочих программах дисциплин (модулей) и подлежит обновлению (при
необходимости).
Образовательная программа должна обеспечиваться учебно-методической документацией
по всем учебным дисциплинам (модулям).
Перечень комплекта лицензионного и свободно распространяемого программного
обеспечения, в том числе отечественного производства.
№

Наименование

п/п

распространяемого программного обеспечения, в учебной

1

лицензионного

и

свободно Код

и

наименование Количеств
дисциплины о

том числе отечественного производства

(модуля)

Операционная система Windows 7 и выше

СГ.01 История России
СГ.02 Иностранный язык в
профессиональной
деятельности
СГ.03

Безопасность

жизнедеятельности
СГ.05 Основы бережливого
производства
СГ.06 Основы финансовой
грамотности
ОП.01

Инженерная

графика
ОП.02 Электротехника и
электроника
ОП.03

Техническая

механика
ОП.04 Геология
ОП.05

Цифровые

технологии

в

профессиональной
деятельности
ОП.06

Экологические

основы
природопользования
ПМ.01

Организация

и

контроль технологических
процессов при проведении

39
открытых горных работ
2

Microsoft Office 2007 и выше

СГ.01 История России
СГ.02 Иностранный язык в
профессиональной
деятельности
СГ.03

Безопасность

жизнедеятельности
СГ.05 Основы бережливого
производства
СГ.06 Основы финансовой
грамотности
ОП.01

Инженерная

графика
ОП.02 Электротехника и
электроника
ОП.03

Техническая

механика
ОП.04 Геология
ОП.05

Цифровые

технологии

в

профессиональной
деятельности
ОП.06

Экологические

основы
природопользования
ПМ.01

Организация

и

контроль технологических
процессов при проведении
открытых горных работ
3

AutoCAD 2008 и выше

ОП.05

Цифровые

технологии

в

профессиональной
деятельности
ПМ.01

Организация

и

контроль технологических
процессов при проведении
открытых горных работ
4

AutoCAD 2008 и выше

ОП.05

Цифровые

технологии
профессиональной

в

40
деятельности
ПМ.01

Организация

и

контроль технологических
процессов при проведении
открытых горных работ
5

Micromain v21 и выше

ОП.05

Цифровые

технологии

в

профессиональной
деятельности
ПМ.01

Организация

и

контроль технологических
процессов при проведении
открытых горных работ
6

7zip

СГ.01 История России
СГ.02 Иностранный язык в
профессиональной
деятельности
СГ.03

Безопасность

жизнедеятельности
СГ.05 Основы бережливого
производства
СГ.06 Основы финансовой
грамотности
ОП.01

Инженерная

графика
ОП.02 Электротехника и
электроника
ОП.03

Техническая

механика
ОП.04 Геология
ОП.05

Цифровые

технологии

в

профессиональной
деятельности
ОП.06

Экологические

основы
природопользования
ПМ.01

Организация

и

контроль технологических
процессов при проведении

41
открытых горных работ

7. Фонды оценочных средств для проведения государственной итоговой аттестации и
организация оценочных процедур по программе

Оценка качества освоения программы включат текущий контроль успеваемости,
промежуточную и государственную итоговую аттестации обучающихся.
Текущий контроль и промежуточная аттестация обучающихся с применением ЭО, ДОТ по
каждой дисциплине, модулю может осуществляться традиционно при непосредственном
взаимодействии педагогического работника и обучающегося и дистанционно посредством
инфокоммуникационных сетей с применением средств коммуникации и связи в электронной
среде. Текущий контроль и промежуточная аттестация обучающихся (слушателей) с
применением ЭО, ДОТ по каждой дисциплине, профессиональному модулю в электронной среде
осуществляется

посредством

технологий,

обеспечивающих

объективность

оценивания,

сохранность результатов и возможность компьютерной обработки информации по результатам
всего обучения с применением ЭО, ДОТ. Проведение текущего и промежуточного контроля
допускается осуществлять в асинхронном режиме (off-line) посредством тестирования и
синхронном режиме (on-line) в формате видеоконференцсвязи.
В рамках одной или нескольких изучаемых учебных дисциплин общеобразовательного
цикла выполняется индивидуальный проект. Выполнение проекта осуществляется обучающимся
самостоятельно под руководством преподавателя по выбранной теме в любой избранной
области деятельности (познавательной, практической, учебно-исследовательской, социальной,
художественно-творческой, иной).
Результаты выполнения индивидуального проекта должны отражать: сформированность
навыков коммуникативной, учебно-исследовательской деятельности, критического мышления;
способность к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной деятельности;
сформированность навыков проектной деятельности, а также самостоятельного применения
приобретенных знаний и способов действий при решении различных задач, используя знания
одного или нескольких учебных предметов или предметных областей; способность постановки
цели и формулирования гипотезы исследования, планирования работы, отбора и интерпретации
необходимой информации, структурирования аргументации результатов исследования на основе
собранных данных,презентации результатов.
Индивидуальный проект выполняется обучающимся в течение одного или двух лет в
рамках учебного времени, специально отведенного учебным планом, и должен быть представлен
в виде завершенного учебного исследования или разработанного проекта: информационного,
творческого, социального, прикладного, инновационного, конструкторского, инженерного.
Защита индивидуальных проектов осуществляется в очном, либо дистанционном

42
формате. Защита индивидуальных проектов в дистанционном формате происходит при помощи
программ для видео конференцсвязи (ВКС).
Конкретные формы и процедуры текущего контроля успеваемости и промежуточной
аттестации по каждой учебной дисциплине и профессиональному модулю разрабатываются
образовательной организацией самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение
первых двух месяцев от начала обучения. Задания разрабатываются преподавателями,
реализующими программы учебных дисциплин и профессиональных модулей.
Оценочные средства для промежуточной аттестации обеспечивают демонстрацию
освоенности всех элементов программы СПО и выполнение всех требований, заявленных в
программе как результаты освоения.
ФОС по программе для специальности формируются из комплектов оценочных средств
текущего контроля промежуточной и итоговой аттестации:
учебным

комплект оценочных средств текущего контроля, который разрабатывается по
дисциплинам

и

профессиональным

модуля

преподавательским

составом

образовательной организации, и включают: титульный лист; паспорт оценочных средств;
описание оценочных процедур по программе;
-

комплект оценочных средств по промежуточной аттестации, который включает

контрольно-оценочные средства для оценки освоения материала по учебным дисциплинам и
профессиональным модулям;
- фонды оценочных средств по государственной итоговой аттестации.
Государственная итоговая аттестация по специальности 21.02.15 Открытые горные работы
проводится в форме демонстрационного экзамена и защиты дипломного проекта.
В ходе государственной итоговой аттестации оценивается степень соответствия
сформированных компетенций выпускников требованиям ФГОС. Государственная итоговая
аттестация организована как демонстрация выпускником выполнения одного или нескольких
основных видов деятельности по специальности.
Для государственной итоговой аттестации по программе образовательной организацией
разрабатывается программа государственной итоговой аттестации и фондыоценочных средств.
Задания для демонстрационного экзамена, разрабатываются ФГБОУ ДПО «Институт
развития профессионального образования» на основе требований к результатам освоения
образовательной программы СПО, установленных соответствии с ФГОС СПО, включая
квалификационные требования, заявленные организациями, работодателями, заинтересованными
в подготовке кадров соответствующей квалификации.
Фонды оценочных средств для проведения государственной итоговой аттестации
включают составные части – инвариантную часть (обязательную часть) и вариативную часть
(необязательную), содержание которой определяет образовательная организация самостоятельно
на основе содержания реализуемой основной образовательной программы СПО, включая

43
квалификационные требования, заявленные организациями, работодателями, заинтересованными
в подготовке кадров соответствующей квалификации, в том числе являющимися стороной
договора о сетевой форме реализации образовательных программ и (или) договора о
практической

подготовке

обучающихся,

утверждаются

руководителем

(директором)

образовательной организации и доводятся до сведения обучающихся в срок не позднее чем за
шесть месяцев до начала процедуры итоговой аттестации.
Фонды оценочных средств для проведения ГИА включают типовые задания для
демонстрационного экзамена, темы дипломных проектов, описание процедур и условий
проведения государственной итоговой аттестации, критерии оценки.
Выпускникам, освоившим программу подготовки специалистов среднего звена в полном
объеме

и

прошедшим

государственную

итоговую

аттестацию,

выдаются

диплом

государственного образца о среднем профессиональном образовании, заверенный печатью.


Наверх

На сайте используются файлы cookie. На сайте  осуществляется сбор персональных данных посредством метрических программ (Яндекс.Метрика). Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».