ОП 01

Министерство образования и науки Республики Хакасия
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Хакасия
«Черногорский горно-строительный техникум»
Профессия 09.01.03 Оператор информационных систем и ресурсов

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.01 ОСНОВЫ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Профессия: 09.01.03 Оператор информационных систем и ресурсов

Квалификация: Оператор информационных
систем и ресурсов
Форма обучения – очная
Нормативный срок обучения – 1 год 10 мес.
на базе основного общего образования

Черногорск, 2024 год

СОДЕРЖАНИЕ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.01 ОСНОВЫ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:
Учебная дисциплина «Основы информационных технологий» является обязательной частью общепрофессионального цикла основной профессиональной образовательной программы
в соответствии с ФГОС СПО по профессии.
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 02.
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и знания
Код ПК, ОК
Умения
Знания
ОК 02
ПК1.1, ПК 1.2,
ПК 1.3, ПК 1.4,
ПК 1.5, ПК 1.6,
ПК1.7

ЛР13, ЛР14,
ЛР15, ЛР16,
ЛР17, ЛР18

-подключения кабельной системы
персонального компьютера и периферийного оборудования;
- настройки параметров функционирования персонального компьютера и периферийного оборудования;
-подключать и настраивать параметры функционирования персонального компьютера и периферийного оборудования использовать программное обеспечение в
профессиональнойдеятельности;
-использовать информационные
ресурсы для поиска и храненияинформации;
-обрабатывать текстовую и табличную информацию;
-использовать деловую графику и
мультимедиа информацию;
-использовать технологии сбора,
размещения, хранения, накопления, преобразования и передачи
данных;
-обрабатывать текстовую и числовую информацию;
-применять мультимедийные технологии обработки и представления информации;обрабатывать информацию, используя средства пакетов прикладных программ.

-устройство персональных компьютеров, основные блоки,функции и
технические характеристики;
-архитектуру, состав, функцииоперационных систем персонального
компьютера;
-виды и назначение периферийных
устройств, их устройство и принцип действия,
- принципы установки и настройки
основных компонентов операционной системы,
-понятие информационных систем
иинформационных технологий, автоматизированной обработки информации;
-основные правила и методы работы с пакетами прикладных программ; возможности сетевых технологий работы с информацией;
-методы и средства сбора, обработки, хранения, передачи и накопления информации;
-принципы защиты информации от
несанкционированного
доступа
теоретические основы, виды и
структуру баз данных;
-принципы классификации и кодирования информации;
-номенклатура информационных
источников, применяемых в профессиональной деятельности;
-приемы структурирования информации; формат оформлениярезультатов поиска информации;
-основы
современных
систем
управления базами данных.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем в часах

Объем образовательной программы учебной дисциплины

62

в т.ч. в форме практической подготовки

38

в т. ч.:
теоретическое обучение

20

Практические занятия

38

Самостоятельная работа
Промежуточная аттестация (дифференцированный зачет)

2
2

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины

Наименование
разделов и тем

Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся

1
Раздел 1. Виды информации и методы ее обработки

2

Содержание учебного материала
Информация и формы ее представления. Основные характеристики информации.
Основные форматы текстовых, графических, аудио и видеофайлов.
Классификация информационных технологий.
Раздел 2. Подготовка и настройка аппаратного обеспечения, периферийных устройств и операционной
системы
Тема 2.1.Архитектура Содержание учебного материала
и структура персо- Общие сведения и классификация компьютеров. Архитектура и логическое
нального компьютера устройство компьютера. Физическое устройство персонального компьютера.
Аппаратное обеспечение компьютера. Материнская плата: архитектура и чипсет,видео-, коммуникационные и звуковые микросхемы, интерфейсы, разъемы.
Центральный процессор. Оперативная память. Видеокарта.
Жесткие диски. Оптические диски и оптические приводы. Флеш-накопители.
Периферийные устройства. Жидкокристаллические мониторы.
Многофункциональная клавиатура. Манипулятор «мышь».
Принтеры. Сканеры. Многофункциональные устройства.
Практические занятия
Изучение системного блока.
Подключение периферийных устройств компьютера: изучение интерфейса.
Содержание учебного материала
Тема 2.2.
Назначение и состав операционной системы.
Операционная
система
Файловая система. Форматы файлов.
Загрузка и настройка компонентов операционной системы. Работа в операционной
системе.
Практические занятия
Тема 1.1. Виды и
свойства информации

Объем, акад.
ч / в том
числе в
форме практическойподготовки,
акад ч

Коды
компетенций,
формированию
которых
способствует
элемент
программы

3
2/-

4

2

10/6

ОК 05 ОК 09,
ОК 02,
ПК 1.1, ПК 1.2,
ПК2.1, ПК 2.2,
ПК 2.3,
ЛР13, ЛР14,
ЛР15, ЛР16,
ЛР17, ЛР18

2

2

2

2

5

Включение, выключение компьютера. Работа с окнами. Настройка рабочего стола.
Управление сеансами и задачами, выполняемыми ОС.
Работа с файлами и каталогами: создание, копирование, удаление, переименование.
Изучение форматов файлов, составление таблицы форматов.
Раздел 3. Применение информационных технологий для разработки служебных документов
Содержание учебного материала
Тема 3.1. Основные
Основные правила и методы разработки служебных документов.
технологии разработки текстовыхдоку- Настройка режимов отображения документов и параметров страницы.
ментов
Редактирование и форматирование документов. Подготовка шаблонов документов.
Вставка таблиц и графических элементов в текстовые документы.
Практические занятия
Разработка и форматирование текстовых документов из заданных фрагментов
Форматирование и оформление многостраничных документов
Подготовка и сохранение шаблонов документов
Вставка таблиц и графических элементов в текстовые документы
Тема 3.2 Применение Содержание учебного материала
Основные встроенные функции электронных таблиц.
электронных таблиц
Обработка числовых данных средствами электронных таблиц.
Построение диаграмм и графиков.
Практические занятия
Разработка и заполнение электронных таблиц на основе представленных данных.
Фильтрация и группировка данных в электронных таблицах.
Вычисления в электронных таблицах.
Построение графиков и диаграмм в электронных таблицах. Анимированные графики.
Раздел 4. Технологии создания мультимедийных документов
Содержание учебного материала
Тема 4.1.
Современные
Классификации и сферы применения мультимедийных ресурсов. Образовательные
ресурсы
мультимедийные
ресурсы
Практические занятия
Подготовка презентации по образовательным ресурсам.
Подготовка презентации по бизнес-приложениям.
Доработка презентаций для добавления мультимедийных эффектов.
Тема 4.2. Применение Содержание учебного материала
веб-технологий
Основные поисковые системы. Правила использования информационного контента.

2
20/16

2

8
2
2
2
2
2
8
2
2
2
2
16/12

ОК 05 ОК 09
ОК 02,
ПК 1.1, ПК 1.2,
ПК2.1, ПК 2.2,
ПК 2.3,
ЛР13, ЛР14,
ЛР15, ЛР16,
ЛР17, ЛР18

2
6
2
2
2
2

6

Основные сервисы и методы публикации информации в сети.
Практические занятия
Поиск и систематизация заданной информации
Подготовка материалов для размещения в сети.
Выбор сервиса и публикация материалов в сети.
Раздел 5. Основы обработки информации в базах данных
Тема 5.1. Основные Содержание учебного материала
принципы хранения Основные понятия баз данных: реляционные таблицы, установление связей между табинформации в базах лицами.
данных
Практические занятия
Обновление информации в базе данных.
Тема 5.2. Обработка и Содержание учебного материала
обновление информа- Понятие запроса. Конструктор запросов. Формирование отчета по заданным параметрам.
ции в таблицах баз
данных
Практические занятия
Создание и сохранение запросов и отчетов для заданной базы данных.
Самостоятельная работа обучающихся
Промежуточная аттестация (дифференцированный зачет)
Всего:

6
2
2
2
8/4
2
2
2
2
2
2
2
2
62

7

2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Для реализации программы учебной дисциплины предусмотрены следующие
специальные помещения:
Лаборатория «Основы информационных технологий», оснащенная необходимым для реализации
программы учебной дисциплины оборудованием.
Оборудование рабочих мест учебного кабинета:
- компьютерный стол, интерактивная доска, проектор для преподавателя;
- компьютерные столы для обучающихся;
- комплект практических работ;
- комплект контрольных работ;
- комплект учебно-методической документации.
Коллекция цифровых образовательных ресурсов:
- электронные учебники;
- электронные плакаты;
- электронные видеоматериалы.
Технические средства обучения:
- серверное оборудование;
- мультимедийное оборудование;
- источники бесперебойного питания;
- проектор;
- интерактивная доска;
- принтер лазерный;
- сканер;
- аудиосистема;
- внешние накопители информации;
- мобильные устройства для хранения информации;
- локальная сеть;
- подключение к глобальной сети Интернет;
- устройства для создания графической информации.
3.2 Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации имеет в
наличии печатные, электронные образовательные и информационные ресурсы, для использования в образовательном процессе.
3.2.1 Основные источники
1. А.П. Елепин Компьютерные информационные технологии, учебник, М., Академия,
2019 г.
2. А.В. Остроух Основы информационных технологий, учебник, М., Академия, 2018 г.
М.С. Цветкова, Л.С.Великович Информатика и ИКТ. Учебник для сред. проф. образования, М.,
Академия, 2019
3.2.2. Электронные ресурсы (интернет-ресурсы):
1. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов [Электронный ресурс]. Режим
доступа:http://school-db.informika.ru/glossary/
2. Информационная безопасность [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://citforum.ru/security/
3. Программа для преобразования медиа-контента для публикации в интернете [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.skan.ru/software/n7271_mediacoder.html
4. Бесплатные антивирусные программы [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://smaikl.narod.ru/antivirus.html

8

1.
2.
3.

Сайт по охране труда [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ohranatruda.ru/
Информационные технологии, информатика [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://technologies.su/
Виртуальный компьютерный музей [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://www.computer-museum.ru
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Результаты обучения
Знания:
-устройство персональных компьютеров,
основные блоки, функции и технические
характеристики;
-архитектуру, состав, функции операционных систем персонального компьютера;
-виды и назначение периферийных
устройств, их устройство и принципдействия,
-принципы установки и настройки основных компонентов операционной системы,
-понятие информационных систем и информационных технологий, автоматизированной обработки информации;
-основные правила и методы работы с пакетами прикладных программ; возможности сетевых технологий работы с информацией;
-методы и средства сбора, обработки,
хранения, передачи и накопления информации;
-принципы защиты информации от несанкционированного доступа теоретические основы, виды и структуру баз данных;
-принципы классификации и кодированияинформации;
-номенклатура информационных источников, применяемых в профессиональной деятельности;
-приемы структурирования информации;
формат оформления результатов поиска
информации основы архитектуры аппаратных средств; принципы функционирования аппаратных средств вычислительной техники;
-принципы работы операционных систем;
-основы современных систем управления
базами данных.

Критерии оценки
Методы оценки
Не менее 60% верных Тестирование
ответов
Устный опрос

9

Умения:
-подключения кабельной системы персонального компьютера и периферийного
оборудования;
-настройки параметров функционирования
персонального компьютера и периферийного оборудования;
-подключать и настраивать параметры
функционирования персонального компьютера и периферийного оборудования;
-использовать программное обеспечение в
профессиональной деятельности;
-использовать информационные ресурсы
для поиска и хранения информации;
-обрабатывать текстовую и табличную информацию; использовать деловую графику
и мультимедиа информацию;
-использовать технологии сбора, размещения, хранения, накопления, преобразования и передачи данных;
-обрабатывать текстовую и числовую информацию;
-применять мультимедийные технологии
обработки и представления информации;
-обрабатывать информацию, используя
средства пакетов прикладных программ.

Результаты выполнения
заданий соответствуют
заданным шаблонам и
требованиям.
При выполнении заданий использованы рациональные методы и
средства обработки информации.

Оценка результатов выполнения практической
работы
Экспертное наблюдение
за ходом выполнения
практической работы

10


Наверх

На сайте используются файлы cookie. На сайте  осуществляется сбор персональных данных посредством метрических программ (Яндекс.Метрика). Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».