ОП 03

Министерство образования и науки Республики Хакасия
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Хакасия
«Черногорский горно-строительный техникум»
Профессия 09.01.03 Оператор информационных систем и ресурсов

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.03 БАЗЫ ДАННЫХ

Профессия: 09.01.03 Оператор информационных систем и ресурсов

Квалификация: Оператор информационных
систем и ресурсов
Форма обучения – очная
Нормативный срок обучения – 1 год 10 мес.
на базе основного общего образования

Черногорск, 2024 год

СОДЕРЖАНИЕ

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

1.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.03 БАЗЫ ДАННЫХ

1.1. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной
программы: Учебная дисциплина «Базы данных» является обязательной частью общепрофессионального цикла основной профессиональной образовательной программы в соответствии с
ФГОС СПО по профессии: 09.01.03 Оператор информационных систем и ресурсов
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 02.
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
Код
Умения
Знания
ПК, ОК
ОК 01,
ОК 02,
ОК 04,
ОК 05,
ОК 09
ПК 1.2.
ПК 1.6.
ПК 1.7.
ЛР13,
ЛР14,
ЛР15,
ЛР16,
ЛР17,
ЛР18

-анализировать задачу, выделять её составные части;
-определять этапы решения задачи;
-выявлять и эффективноискать информацию, необходимую для решения задачи
и/или проблемы;
-использовать современное программное
обеспечение;
-использовать различные цифровыесредства для решения профессиональных задач;
-грамотно излагать свои мысли и оформлять документы по профессиональной тематике на государственном языке, проявлять
толерантность в рабочем коллективе;
-кратко обосновывать и объяснять свои
действия;
создавать новые и использовать стандартные шаблоны документов;сохранять
документы в различных цифровых форматах;
-преобразовывать и перекомпоновывать
данные;
-формировать отчеты с помощью запросов к базам данных;
-выполнять обновление информацию в
базах данных.

-приемов структурирования информации;
-формата оформления результатов поиска
информации,
современных
средств и устройств информатизации;
порядка их применения и программного обеспечения в профессиональной деятельности в том числе с использованием цифровых средств;
-особенности социального и культурного контекста; правила оформления
документов и построенияустных сообщений
-правила чтения текстов профессиональной направленности создания
структурированных документов и документов слияния; создания документов на основе шаблонов;
-преобразования форматов и осуществление перекомпоновки данных
в текстовых документах;
-принципа организации информационных и архитектуру базданных;
-основных положений теории баз знаний;
-видов и правил построения запросов к
базам данных.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объём в часах

Объем образовательной программы

38

в т. ч:
теоретическое обучение

20

практические занятия

12

Самостоятельная работа

2

Промежуточная аттестация (дифференцированный зачет)

2

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины

Наименование разделов
и тем

Содержание учебного материала и формы организации деятельности
обучающихся

1
Раздел 1. Основные понятия баз данных

2

Содержание учебного материала
Основные понятия теории БД
Анализ предметной области
Содержание
учебного материала
Тема 1.2. Взаимосвязи в
Логическая и физическая независимость данных
моделях и реляционный
подход к построению
Типы моделей данных. Реляционная модель данных
моделей
Реляционная алгебра
Раздел 2. Проектирование баз данных
Содержание учебного материала
Тема 2.1.
Этапы проектирования Основные этапы проектирования БД
баз данных
Концептуальное проектирование БД
Нормализация БД
Практические занятия
Нормализация реляционной БД, освоение принципов проектирования БД.
Проектирование реляционной БД. Нормализация таблиц.
Содержание учебного материала
Тема 2.2 Проектирование структур баз данных Средства проектирования структур БД
Организация интерфейса с пользователем
Практические занятия
Создание проекта БД. Создание БД. Редактирование и модификация таблиц
Создание файла проекта базы данных. Создание интерфейса входной формы.
Использование исполняемого файла проекта БД, приемы создания и управления.
Тема 2.3.
Содержание учебного материала
Тема 1.1. Основные
понятия баз данных

Объем, акад.
ч. / в том
числе в
форме практическойподготовки,
акад. ч.
3
4/0
2

2
28/12
6

2
2

Коды компетенций, формированиюкоторых способствует элемент
программы
4
ОК 01, ОК 02,
ОК 04, ОК 05,
ОК 09
ПК 1.2., ПК 1.6.,
ПК 1.7
ЛР13, ЛР14,
ЛР15, ЛР17,
ОК 01, ОК 02,
ОК 04, ОК 05,
ОК 09
ПК 1.2., ПК 1.6.,
ПК 1.7
ЛР13, ЛР14,
ЛР15, ЛР16,
ЛР17, ЛР18

4
2
2
6
5

Основные понятия языка SQL. Синтаксис операторов, типы данных.
Создание, модификация и удаление таблиц. Операторы манипулирования
данными.
Организация запросов на выборку данных при помощи языка SQL
Организация запросов на выборку данных при помощи языка SQL
Сортировка и группировка данных в SQL
Практические занятия
Создание и модификация таблиц БД. Выборка данных из БД. Модификация
содержимого БД.
Обработка транзакций. Использование функций защиты для БД
Самостоятельная работа обучающихся
Промежуточная аттестация (дифференцированный зачет)
Всего:
Организация запросов
SQL

2
2
2
2
38

3.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Для реализации программы учебной дисциплины предусмотрены следующие специальные помещения:
Кабинет информатики, оснащенный необходимым для реализации программы учебной
дисциплины оборудованием, приведенным в п. 6.1.2.3 рабочей программы по даннойпрофессии.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен
иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы для использования в образовательном процессе. При формировании библиотечного фонда образовательной организацией выбирается не менее одного издания из перечисленных ниже печатных изданий и (или) электронных изданий в качестве основного, при этом список, может быть дополнен новыми изданиями.
3.2.1. Основные печатные издания
1. Мартишин, С. А. Базы данных. Практическое применение СУБД SQL и NOSQL-типа
для проектирования информационных систем: учеб. пособие / С. А. Мартишин, В. Л. Симонов,М. В. Храпченко. - М.: ИД "ФОРУМ: ИНФРА-М», 2018.-368 с.
2. Федорова, Г. Н. Основы проектирования баз данных: учебник / Г. Н. Федорова. Изд.
4-е, стер. - М.: ИЦ "Академия", 2020.-224 с.
3.2.2. Основные электронные издания
1. Голицына, О. Л. Основы проектирования баз данных [Электронный ресурс]: учебное
пособие / О. Л. Голицына, Т. Л. Партыка, И. И. Попов. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.:
ФОРУМ:
ИНФРА-М,
2021.
—
416
с.
Режим
доступа:
https://znanium.com/catalog/product/1190668
2. Грошев, А. С. Основы работы с базами данных: учебное пособие для СПО / А. С.
Грошев. — Саратов: Профобразование, 2021. — 255 c. — ISBN 978-5-4488-1006-0. — Текст:
электронный // Электронный ресурс цифровой образовательной среды СПО PROFобразование: [сайт]. — URL: https://profspo.ru/books/102199
3. Молдованова, О. В. Информационные системы и базы данных: учебное пособие для
СПО / О. В. Молдованова. — Саратов: Профобразование, 2021. — 177 c. — ISBN 978-5-44881177-7. — Текст: электронный // Электронный ресурс цифровой образовательной среды СПО
PROFобразование: [сайт]. — URL: https://profspo.ru/books/106617
4. Швецов, В. И. Базы данных: учебное пособие для СПО / В. И. Швецов. — Саратов:
Профобразование, 2019. — 219 c. — ISBN 978-5-4488-0357-4. — Текст: электронный // Электронный ресурс цифровой образовательной среды СПО PROFобразование : [сайт]. — URL:
https://profspo.ru/books/86192
5. Волк, В. К. Базы данных. Проектирование, программирование, управление и администрирование / В. К. Волк. — 2-е изд., стер. — Санкт-Петербург : Лань, 2022. — 340 с. —
ISBN 978-5-8114-9682-2. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система.
— URL: https://e.lanbook.com/book/198584

7

4.

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения
Знания:
-приемов структурирования информации;
-формата оформления результатов поиска
информации, современных средств и
устройств информатизации;
-порядка их применения и программного
обеспечения в профессиональной деятельности в том числес использованием цифровых
средств;
-особенности социального и культурного
контекста; правила оформления документов
и построения устных сообщений правила
чтения текстов профессиональной направленности создания структурированных документов идокументов слияния;
- создания документов на основе шаблонов;
преобразования форматов и осуществление
перекомпоновки данных в текстовых документах;
- принципа организации информационных и
архитектуру баз данных;
-основных положений теории баз знаний. видов и правил построения запросов к базам
данных.
Умения:
-анализировать задачу, выделять её составные
части; определять этапы решения задачи; -выявлять и эффективно искать информацию, необходимую для решения задачи и/или проблемы;
-использовать современное программное
обеспечение;
-использовать различные цифровые средства
для решения профессиональных задач;
-грамотно излагать свои мысли и оформлять
документы по профессиональной тематике на
государственном языке, проявлять толерантность в рабочем коллективе;
-кратко обосновывать и объяснять свои действия;
-создавать новые и использовать стандартные
шаблоны документов;
-сохранять документы в различных цифровых
форматах;
-преобразовывать и перекомпоновыватьданные;
-формировать отчеты с помощью запросов к
базам данных;
-выполнять обновление информацию в базах
данных.

Критерии оценки
Не менее 60% верных
ответов

Методы оценки
Тестирование

Результаты выполнения заданий соответствуют заданным шаблонам и требованиям.
При выполнении заданий
использованы рациональные методы и средства обработки информации.

Оценка в рамках
текущего контроля
результатов
выполнения индивидуальных
контрольных заданий,
результатов
выполнения практических работ, устный индивидуальный опрос.
Экспертное наблюдение за ходом выполнения практической работы

8

9


Наверх

На сайте используются файлы cookie. На сайте  осуществляется сбор персональных данных посредством метрических программ (Яндекс.Метрика). Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».