СГ 03

Министерство образования и науки Республики Хакасия
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Хакасия
«Черногорский горно-строительный техникум»
Профессия 09.01.03 Оператор информационных систем и
ресурсов

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
СГ. 03 БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Квалификация: Оператор информационных
систем и ресурсов
Форма обучения – очная
Нормативный срок обучения – 1 год 10 мес.
на базе основного общего образования

Черногорск, 2024 год

СОДЕРЖАНИЕ

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
СГ.03 БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:
Учебная дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» является обязательной частью
общепрофессионального цикла основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по профессии: 09.01.03 Оператор информационных систем и ресурсов
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 06, ОК 07.
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и знания
Код
Умения
Знания
ПК, ОК
ОК 04; ОК 05;
ОК 06; ОК 07
ЛР1, ЛР2, ЛР3,
ЛР7, ЛР9,
ЛР10, ЛР20

- идентифицировать основные опасности среды обитания человека;
- оценивать воздействие опасностей
на человека и окружающую среду;
- выбирать и применять способы
обеспечения безопасности жизнедеятельности;
- оценивать уровни опасности втехносфере;
- соблюдать нормы экологической
безопасности;
- определять направления ресурсосбережения в рамках профессиональной деятельности попрофессии;
- пользоваться экономико-правовой
основой безопасности среды обитания.

- понятийно-терминологическую терминологию безопасности жизнедеятельности;
- основы взаимодействия в системе
«человек – среда и обитания»; -методы
анализа и защиты от опасностей техносферы;
- методы обеспечения безопасности
жизнедеятельности в штатных и чрезвычайных ситуациях;
- правила оказания первой медицинскойпомощи;
- правила экологической безопасности
при ведении профессиональной деятельности;
- экономико-правовые и управленческие аспекты техносферной безопасности.

1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы

Объем в часах

Объем образовательной программы учебной дисциплины

42

в т.ч. в форме практической подготовки

18

в т. ч.:
теоретическое обучение

22

практические занятия

18

Промежуточная аттестация (дифференцированный зачет)

2

2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины

Наименование
разделов и тем

Содержание учебного материала и формы организации деятельности
обучающихся

Объем, акад.
ч / в том
числе в
форме практическойподготовки, акад
ч

1

2

3

Раздел 1. Теоретические основы безопасности жизнедеятельности
Тема 1.1. Общие понятия Содержание учебного материала
Опасность и безопасность. Критерии состояния техносферы.
о системе «человек —
среда обитания»
Человеческий фактор и опасности техносферы. Основные формы деятельности человека и его энергозатраты.
Тема 1.2. Воздействие Содержание учебного материала
опасностей на человека и Параметры микроклимата и жизнедеятельность человека
техносферу
Вредные вещества. Акустические колебания и вибрации
Электромагнитные поля и излучения. Электрический ток
Сочетанное действие факторов и здоровье человека. Социальные факторы
окружающей среды.
Практические занятия
Определения параметров микроклимата.
Раздел 2. Обеспечение безопасных и комфортных условий жизнедеятельности
Содержание учебного материала
Тема 2.1. Защита среды
Вентиляция и кондиционирование. Освещение.
Защита атмосферного воздуха. Определение предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ. Средства защиты атмосферы.
Защита гидросферы. Средства защиты гидросферы. Питьевая вода и методы обеспечения ее качества.
Защита земель. Обращение с отходами. Требования безопасности к пищевым продуктам
Тема 2.2. Защита от
Содержание учебного материала

6/2
2

Коды компетенций иличностных результатов,
формированию
которых способствует элемент программы
4
ОК 04; ОК 05;
ОК 06; ОК 07
ЛР1, ЛР2, ЛР3,
ЛР7, ЛР9, ЛР10,
ЛР20

2

2
4/2

2

2

5

опасностей техносферы

Анализ опасностей. Средства снижения травмоопасности технических систем.
Защита от механического травмирования. Средства электробезопасности.
Защита от энергетических воздействий. Обобщенное защитное устройство. Методыи
средства защиты от шума и вибрации. Методы и средства защиты от электромагнитных полей. Средства защиты от инфракрасного, ультрафиолетового, лазерного и
ионизирующего излучений. Защита от пожаров и взрывов
Раздел 3. Чрезвычайные ситуации
Содержание учебного материала
Тема 3.1. Основные понятия о чрезвычайных
Чрезвычайные ситуации природного характера. Чрезвычайные ситуации техногенситуациях
ного характера.
Чрезвычайные ситуации военного, биолого-социального и террористическогохарактера. Государственное регулирование в области защиты населения и территорий в
чрезвычайных ситуациях
Содержание учебного материала
Тема 3.2. Безопасность
техносферы в чрезвыБезопасность населения в чрезвычайных ситуациях. Устойчивость функционировачайных ситуациях
ния объектов экономики в чрезвычайных ситуациях. Ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций. Аварийно-спасательные и другие неотложныеработы.
Медицинская помощь в чрезвычайных ситуациях.
Практические занятия
Оказание первой медицинской помощи.
Раздел 4. Основы военной службы
Тема 4.1. Законодатель- Содержание учебного материала
ство в области военной Воинская обязанность. Военнослужащий – защитник своего Отечества.
службы
Практические занятия
Анализ и применение на практике знаний Конституции РФ, Федеральных законов
«Об обороне», «О статусе военнослужащих», «О воинской обязанности и военной
службе».
Тема 4.2. Боевые тради- Содержание учебного материала
ции Вооруженных Сил Символы воинской чести. Воинские звания.
Основные рода войск Вооруженных Сил России.
России
Практические занятия
Занятия в тире.
Промежуточная аттестация (дифференцированный зачет)
Всего:

2

6/4
1

1

1

1
4
4
24/12
12
6
6
6
12
6
6
6
2
42

2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины предусмотрены следующие
специальные помещения:
Кабинет « Основы безопасности жизнедеятельности», оснащенный оборудованием и
техническими средствами обучения:
− паспорт учебного кабинета;
− план работы кабинета на календарный год;
− инструкции по пожарной безопасности, охране труда преподавателя и студентов;
−
−
−
−
−
−
−
−
−
−
−
−
−

правила внутреннего распорядка образовательного учреждения;
тематические стенды по профилю кабинета;
рабочее место преподавателя;
учебно-программная документация по учебным дисциплинам на календарный год);
учебно-методическая документация по учебной дисциплине;
учебники и учебные пособия по профилю работы кабинета;
учебная мебель (шкафы, парты, стулья, доска);
автоматы АК-74М (макет)
противогаз армейский;
плащ ОП-1;
общевойсковой защитный комплект;
пистолеты ПМ (макет);
респиратор АМ-5.

3.2. Информационное обеспечение обучения
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации имеет печатныеи информационные ресурсы, для использования в образовательном процессе
3.2.1. Основные печатные издания
1. Ю.Г. Сапронов. Безопасность жизнедеятельности, М, Академия, 2019 г.
2. В.Н.Латчук и др. Основы безопасности жизнедеятельности 10 класс, М, «Дрофа», 2018г.
3. В.Ю. Микрюков. Безопасность жизнедеятельности, М, КноРус, 2018 г.

3.2.2. Дополнительные источники
1. Культура безопасности жизнедеятельности / Министерство Российской Федерации по делам
гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидациям последствий стихийных
бедствий
[Электронный
ресурс].
URL:
http://www.culture.mchs.gov.ru/testing/?SID=4&ID=5951.
2. Портал МЧС России [Электронный ресурс]. URL: http://www.mchs.gov.ru/
3. Энциклопедия безопасности жизнедеятельности [Электронный ресурс]. URL: http://bzhde.ru
4. Интернет журнал Безопасность в техносфере [Электронный ресурс]. URL:
http://www.magbvt.ru
5. Электронная библиотека учебников и учебно-методических материалов [Электронный ресурс]. URL: http://window.edu.ru/
6. Федеральная государственная информационная система «Национальная электронная библиотека» [Электронный ресурс]. URL: http://нэб.рф/
7. Университетская информационная система «РОССИЯ» – URL: http://uisrussia.msu.ru/[Электронный ресурс].
8. Учебно-методические пособия «Общевойсковая подготовка». Наставление по физической
подготовке в Вооруженных Силах Российской Федерации (НФП-2009) [Электронный ресурс]. URL: www.goup32441.narod.ru
7

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения
Знания:
- понятийно-терминологическую терминологию безопасности жизнедеятельности;
- основы взаимодействия в системе «человек – среда и
обитания»;
- методы анализа и защиты от опасностей техносферы;
методы обеспечения безопасности жизнедеятельности
в штатных и чрезвычайных ситуациях;
- правила оказания первой медицинской помощи;
- правила экологической безопасности при ведении
профессиональной деятельности;
- экономико-правовые и управленческие аспектытехносферной безопасности.
Умения:
- идентифицировать основные опасности средыобитания человека;
- оценивать воздействие опасностей на человека и
окружающую среду;
- выбирать и применять способы обеспечениябезопасности жизнедеятельности;
- оценивать уровни опасности в техносфере;
- соблюдать нормы экологической безопасности;
- определять направления ресурсосбережения в рамкахпрофессиональной деятельности по профессии;
- пользоваться экономико-правовой основой безопасности среды обитания.

Критерии оценки

Методы оценки

Не
менее
60% Тестирование
верных ответов

- верная оценка состояния
окружающей среды;
- обоснованный выборсредств обеспечениябезопасности;
- соблюдение норм
безопасности.

Экспертная
оценка выполнения
практическихработ.

8


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».