Министерство образования и науки Республики Хакасия Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Хакасия «Черногорский горно-строительный техникум» Профессия 09.01.03 Оператор информационных систем и ресурсов РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ СГ. 03 БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ Квалификация: Оператор информационных систем и ресурсов Форма обучения – очная Нормативный срок обучения – 1 год 10 мес. на базе основного общего образования Черногорск, 2024 год СОДЕРЖАНИЕ 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ СГ.03 БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы: Учебная дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» является обязательной частью общепрофессионального цикла основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по профессии: 09.01.03 Оператор информационных систем и ресурсов Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 06, ОК 07. 1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины: В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и знания Код Умения Знания ПК, ОК ОК 04; ОК 05; ОК 06; ОК 07 ЛР1, ЛР2, ЛР3, ЛР7, ЛР9, ЛР10, ЛР20 - идентифицировать основные опасности среды обитания человека; - оценивать воздействие опасностей на человека и окружающую среду; - выбирать и применять способы обеспечения безопасности жизнедеятельности; - оценивать уровни опасности втехносфере; - соблюдать нормы экологической безопасности; - определять направления ресурсосбережения в рамках профессиональной деятельности попрофессии; - пользоваться экономико-правовой основой безопасности среды обитания. - понятийно-терминологическую терминологию безопасности жизнедеятельности; - основы взаимодействия в системе «человек – среда и обитания»; -методы анализа и защиты от опасностей техносферы; - методы обеспечения безопасности жизнедеятельности в штатных и чрезвычайных ситуациях; - правила оказания первой медицинскойпомощи; - правила экологической безопасности при ведении профессиональной деятельности; - экономико-правовые и управленческие аспекты техносферной безопасности. 1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Объем в часах Объем образовательной программы учебной дисциплины 42 в т.ч. в форме практической подготовки 18 в т. ч.: теоретическое обучение 22 практические занятия 18 Промежуточная аттестация (дифференцированный зачет) 2 2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины Наименование разделов и тем Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся Объем, акад. ч / в том числе в форме практическойподготовки, акад ч 1 2 3 Раздел 1. Теоретические основы безопасности жизнедеятельности Тема 1.1. Общие понятия Содержание учебного материала Опасность и безопасность. Критерии состояния техносферы. о системе «человек — среда обитания» Человеческий фактор и опасности техносферы. Основные формы деятельности человека и его энергозатраты. Тема 1.2. Воздействие Содержание учебного материала опасностей на человека и Параметры микроклимата и жизнедеятельность человека техносферу Вредные вещества. Акустические колебания и вибрации Электромагнитные поля и излучения. Электрический ток Сочетанное действие факторов и здоровье человека. Социальные факторы окружающей среды. Практические занятия Определения параметров микроклимата. Раздел 2. Обеспечение безопасных и комфортных условий жизнедеятельности Содержание учебного материала Тема 2.1. Защита среды Вентиляция и кондиционирование. Освещение. Защита атмосферного воздуха. Определение предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ. Средства защиты атмосферы. Защита гидросферы. Средства защиты гидросферы. Питьевая вода и методы обеспечения ее качества. Защита земель. Обращение с отходами. Требования безопасности к пищевым продуктам Тема 2.2. Защита от Содержание учебного материала 6/2 2 Коды компетенций иличностных результатов, формированию которых способствует элемент программы 4 ОК 04; ОК 05; ОК 06; ОК 07 ЛР1, ЛР2, ЛР3, ЛР7, ЛР9, ЛР10, ЛР20 2 2 4/2 2 2 5 опасностей техносферы Анализ опасностей. Средства снижения травмоопасности технических систем. Защита от механического травмирования. Средства электробезопасности. Защита от энергетических воздействий. Обобщенное защитное устройство. Методыи средства защиты от шума и вибрации. Методы и средства защиты от электромагнитных полей. Средства защиты от инфракрасного, ультрафиолетового, лазерного и ионизирующего излучений. Защита от пожаров и взрывов Раздел 3. Чрезвычайные ситуации Содержание учебного материала Тема 3.1. Основные понятия о чрезвычайных Чрезвычайные ситуации природного характера. Чрезвычайные ситуации техногенситуациях ного характера. Чрезвычайные ситуации военного, биолого-социального и террористическогохарактера. Государственное регулирование в области защиты населения и территорий в чрезвычайных ситуациях Содержание учебного материала Тема 3.2. Безопасность техносферы в чрезвыБезопасность населения в чрезвычайных ситуациях. Устойчивость функционировачайных ситуациях ния объектов экономики в чрезвычайных ситуациях. Ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций. Аварийно-спасательные и другие неотложныеработы. Медицинская помощь в чрезвычайных ситуациях. Практические занятия Оказание первой медицинской помощи. Раздел 4. Основы военной службы Тема 4.1. Законодатель- Содержание учебного материала ство в области военной Воинская обязанность. Военнослужащий – защитник своего Отечества. службы Практические занятия Анализ и применение на практике знаний Конституции РФ, Федеральных законов «Об обороне», «О статусе военнослужащих», «О воинской обязанности и военной службе». Тема 4.2. Боевые тради- Содержание учебного материала ции Вооруженных Сил Символы воинской чести. Воинские звания. Основные рода войск Вооруженных Сил России. России Практические занятия Занятия в тире. Промежуточная аттестация (дифференцированный зачет) Всего: 2 6/4 1 1 1 1 4 4 24/12 12 6 6 6 12 6 6 6 2 42 2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1. Для реализации программы учебной дисциплины предусмотрены следующие специальные помещения: Кабинет « Основы безопасности жизнедеятельности», оснащенный оборудованием и техническими средствами обучения: − паспорт учебного кабинета; − план работы кабинета на календарный год; − инструкции по пожарной безопасности, охране труда преподавателя и студентов; − − − − − − − − − − − − − правила внутреннего распорядка образовательного учреждения; тематические стенды по профилю кабинета; рабочее место преподавателя; учебно-программная документация по учебным дисциплинам на календарный год); учебно-методическая документация по учебной дисциплине; учебники и учебные пособия по профилю работы кабинета; учебная мебель (шкафы, парты, стулья, доска); автоматы АК-74М (макет) противогаз армейский; плащ ОП-1; общевойсковой защитный комплект; пистолеты ПМ (макет); респиратор АМ-5. 3.2. Информационное обеспечение обучения Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации имеет печатныеи информационные ресурсы, для использования в образовательном процессе 3.2.1. Основные печатные издания 1. Ю.Г. Сапронов. Безопасность жизнедеятельности, М, Академия, 2019 г. 2. В.Н.Латчук и др. Основы безопасности жизнедеятельности 10 класс, М, «Дрофа», 2018г. 3. В.Ю. Микрюков. Безопасность жизнедеятельности, М, КноРус, 2018 г. 3.2.2. Дополнительные источники 1. Культура безопасности жизнедеятельности / Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидациям последствий стихийных бедствий [Электронный ресурс]. URL: http://www.culture.mchs.gov.ru/testing/?SID=4&ID=5951. 2. Портал МЧС России [Электронный ресурс]. URL: http://www.mchs.gov.ru/ 3. Энциклопедия безопасности жизнедеятельности [Электронный ресурс]. URL: http://bzhde.ru 4. Интернет журнал Безопасность в техносфере [Электронный ресурс]. URL: http://www.magbvt.ru 5. Электронная библиотека учебников и учебно-методических материалов [Электронный ресурс]. URL: http://window.edu.ru/ 6. Федеральная государственная информационная система «Национальная электронная библиотека» [Электронный ресурс]. URL: http://нэб.рф/ 7. Университетская информационная система «РОССИЯ» – URL: http://uisrussia.msu.ru/[Электронный ресурс]. 8. Учебно-методические пособия «Общевойсковая подготовка». Наставление по физической подготовке в Вооруженных Силах Российской Федерации (НФП-2009) [Электронный ресурс]. URL: www.goup32441.narod.ru 7 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Результаты обучения Знания: - понятийно-терминологическую терминологию безопасности жизнедеятельности; - основы взаимодействия в системе «человек – среда и обитания»; - методы анализа и защиты от опасностей техносферы; методы обеспечения безопасности жизнедеятельности в штатных и чрезвычайных ситуациях; - правила оказания первой медицинской помощи; - правила экологической безопасности при ведении профессиональной деятельности; - экономико-правовые и управленческие аспектытехносферной безопасности. Умения: - идентифицировать основные опасности средыобитания человека; - оценивать воздействие опасностей на человека и окружающую среду; - выбирать и применять способы обеспечениябезопасности жизнедеятельности; - оценивать уровни опасности в техносфере; - соблюдать нормы экологической безопасности; - определять направления ресурсосбережения в рамкахпрофессиональной деятельности по профессии; - пользоваться экономико-правовой основой безопасности среды обитания. Критерии оценки Методы оценки Не менее 60% Тестирование верных ответов - верная оценка состояния окружающей среды; - обоснованный выборсредств обеспечениябезопасности; - соблюдение норм безопасности. Экспертная оценка выполнения практическихработ. 8