СГ 03

Министерство образования и науки Республики Хакасия
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Хакасия
«Черногорский горно-строительный техникум»
Профессия 09.01.03 Оператор информационных систем и
ресурсов

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
СГ. 03 БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Квалификация: Оператор информационных
систем и ресурсов
Форма обучения – очная
Нормативный срок обучения – 1 год 10 мес.
на базе основного общего образования

Черногорск, 2024 год

СОДЕРЖАНИЕ

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
СГ.03 БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:
Учебная дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» является обязательной частью
общепрофессионального цикла основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по профессии: 09.01.03 Оператор информационных систем и ресурсов
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 06, ОК 07.
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и знания
Код
Умения
Знания
ПК, ОК
ОК 04; ОК 05;
ОК 06; ОК 07
ЛР1, ЛР2, ЛР3,
ЛР7, ЛР9,
ЛР10, ЛР20

- идентифицировать основные опасности среды обитания человека;
- оценивать воздействие опасностей
на человека и окружающую среду;
- выбирать и применять способы
обеспечения безопасности жизнедеятельности;
- оценивать уровни опасности втехносфере;
- соблюдать нормы экологической
безопасности;
- определять направления ресурсосбережения в рамках профессиональной деятельности попрофессии;
- пользоваться экономико-правовой
основой безопасности среды обитания.

- понятийно-терминологическую терминологию безопасности жизнедеятельности;
- основы взаимодействия в системе
«человек – среда и обитания»; -методы
анализа и защиты от опасностей техносферы;
- методы обеспечения безопасности
жизнедеятельности в штатных и чрезвычайных ситуациях;
- правила оказания первой медицинскойпомощи;
- правила экологической безопасности
при ведении профессиональной деятельности;
- экономико-правовые и управленческие аспекты техносферной безопасности.

1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы

Объем в часах

Объем образовательной программы учебной дисциплины

42

в т.ч. в форме практической подготовки

18

в т. ч.:
теоретическое обучение

22

практические занятия

18

Промежуточная аттестация (дифференцированный зачет)

2

2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины

Наименование
разделов и тем

Содержание учебного материала и формы организации деятельности
обучающихся

Объем, акад.
ч / в том
числе в
форме практическойподготовки, акад
ч

1

2

3

Раздел 1. Теоретические основы безопасности жизнедеятельности
Тема 1.1. Общие понятия Содержание учебного материала
Опасность и безопасность. Критерии состояния техносферы.
о системе «человек —
среда обитания»
Человеческий фактор и опасности техносферы. Основные формы деятельности человека и его энергозатраты.
Тема 1.2. Воздействие Содержание учебного материала
опасностей на человека и Параметры микроклимата и жизнедеятельность человека
техносферу
Вредные вещества. Акустические колебания и вибрации
Электромагнитные поля и излучения. Электрический ток
Сочетанное действие факторов и здоровье человека. Социальные факторы
окружающей среды.
Практические занятия
Определения параметров микроклимата.
Раздел 2. Обеспечение безопасных и комфортных условий жизнедеятельности
Содержание учебного материала
Тема 2.1. Защита среды
Вентиляция и кондиционирование. Освещение.
Защита атмосферного воздуха. Определение предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ. Средства защиты атмосферы.
Защита гидросферы. Средства защиты гидросферы. Питьевая вода и методы обеспечения ее качества.
Защита земель. Обращение с отходами. Требования безопасности к пищевым продуктам
Тема 2.2. Защита от
Содержание учебного материала

6/2
2

Коды компетенций иличностных результатов,
формированию
которых способствует элемент программы
4
ОК 04; ОК 05;
ОК 06; ОК 07
ЛР1, ЛР2, ЛР3,
ЛР7, ЛР9, ЛР10,
ЛР20

2

2
4/2

2

2

5

опасностей техносферы

Анализ опасностей. Средства снижения травмоопасности технических систем.
Защита от механического травмирования. Средства электробезопасности.
Защита от энергетических воздействий. Обобщенное защитное устройство. Методыи
средства защиты от шума и вибрации. Методы и средства защиты от электромагнитных полей. Средства защиты от инфракрасного, ультрафиолетового, лазерного и
ионизирующего излучений. Защита от пожаров и взрывов
Раздел 3. Чрезвычайные ситуации
Содержание учебного материала
Тема 3.1. Основные понятия о чрезвычайных
Чрезвычайные ситуации природного характера. Чрезвычайные ситуации техногенситуациях
ного характера.
Чрезвычайные ситуации военного, биолого-социального и террористическогохарактера. Государственное регулирование в области защиты населения и территорий в
чрезвычайных ситуациях
Содержание учебного материала
Тема 3.2. Безопасность
техносферы в чрезвыБезопасность населения в чрезвычайных ситуациях. Устойчивость функционировачайных ситуациях
ния объектов экономики в чрезвычайных ситуациях. Ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций. Аварийно-спасательные и другие неотложныеработы.
Медицинская помощь в чрезвычайных ситуациях.
Практические занятия
Оказание первой медицинской помощи.
Раздел 4. Основы военной службы
Тема 4.1. Законодатель- Содержание учебного материала
ство в области военной Воинская обязанность. Военнослужащий – защитник своего Отечества.
службы
Практические занятия
Анализ и применение на практике знаний Конституции РФ, Федеральных законов
«Об обороне», «О статусе военнослужащих», «О воинской обязанности и военной
службе».
Тема 4.2. Боевые тради- Содержание учебного материала
ции Вооруженных Сил Символы воинской чести. Воинские звания.
Основные рода войск Вооруженных Сил России.
России
Практические занятия
Занятия в тире.
Промежуточная аттестация (дифференцированный зачет)
Всего:

2

6/4
1

1

1

1
4
4
24/12
12
6
6
6
12
6
6
6
2
42

2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины предусмотрены следующие
специальные помещения:
Кабинет « Основы безопасности жизнедеятельности», оснащенный оборудованием и
техническими средствами обучения:
− паспорт учебного кабинета;
− план работы кабинета на календарный год;
− инструкции по пожарной безопасности, охране труда преподавателя и студентов;
−
−
−
−
−
−
−
−
−
−
−
−
−

правила внутреннего распорядка образовательного учреждения;
тематические стенды по профилю кабинета;
рабочее место преподавателя;
учебно-программная документация по учебным дисциплинам на календарный год);
учебно-методическая документация по учебной дисциплине;
учебники и учебные пособия по профилю работы кабинета;
учебная мебель (шкафы, парты, стулья, доска);
автоматы АК-74М (макет)
противогаз армейский;
плащ ОП-1;
общевойсковой защитный комплект;
пистолеты ПМ (макет);
респиратор АМ-5.

3.2. Информационное обеспечение обучения
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации имеет печатныеи информационные ресурсы, для использования в образовательном процессе
3.2.1. Основные печатные издания
1. Ю.Г. Сапронов. Безопасность жизнедеятельности, М, Академия, 2019 г.
2. В.Н.Латчук и др. Основы безопасности жизнедеятельности 10 класс, М, «Дрофа», 2018г.
3. В.Ю. Микрюков. Безопасность жизнедеятельности, М, КноРус, 2018 г.

3.2.2. Дополнительные источники
1. Культура безопасности жизнедеятельности / Министерство Российской Федерации по делам
гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидациям последствий стихийных
бедствий
[Электронный
ресурс].
URL:
http://www.culture.mchs.gov.ru/testing/?SID=4&ID=5951.
2. Портал МЧС России [Электронный ресурс]. URL: http://www.mchs.gov.ru/
3. Энциклопедия безопасности жизнедеятельности [Электронный ресурс]. URL: http://bzhde.ru
4. Интернет журнал Безопасность в техносфере [Электронный ресурс]. URL:
http://www.magbvt.ru
5. Электронная библиотека учебников и учебно-методических материалов [Электронный ресурс]. URL: http://window.edu.ru/
6. Федеральная государственная информационная система «Национальная электронная библиотека» [Электронный ресурс]. URL: http://нэб.рф/
7. Университетская информационная система «РОССИЯ» – URL: http://uisrussia.msu.ru/[Электронный ресурс].
8. Учебно-методические пособия «Общевойсковая подготовка». Наставление по физической
подготовке в Вооруженных Силах Российской Федерации (НФП-2009) [Электронный ресурс]. URL: www.goup32441.narod.ru
7

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения
Знания:
- понятийно-терминологическую терминологию безопасности жизнедеятельности;
- основы взаимодействия в системе «человек – среда и
обитания»;
- методы анализа и защиты от опасностей техносферы;
методы обеспечения безопасности жизнедеятельности
в штатных и чрезвычайных ситуациях;
- правила оказания первой медицинской помощи;
- правила экологической безопасности при ведении
профессиональной деятельности;
- экономико-правовые и управленческие аспектытехносферной безопасности.
Умения:
- идентифицировать основные опасности средыобитания человека;
- оценивать воздействие опасностей на человека и
окружающую среду;
- выбирать и применять способы обеспечениябезопасности жизнедеятельности;
- оценивать уровни опасности в техносфере;
- соблюдать нормы экологической безопасности;
- определять направления ресурсосбережения в рамкахпрофессиональной деятельности по профессии;
- пользоваться экономико-правовой основой безопасности среды обитания.

Критерии оценки

Методы оценки

Не
менее
60% Тестирование
верных ответов

- верная оценка состояния
окружающей среды;
- обоснованный выборсредств обеспечениябезопасности;
- соблюдение норм
безопасности.

Экспертная
оценка выполнения
практическихработ.

8


Наверх

На сайте используются файлы cookie. На сайте  осуществляется сбор персональных данных посредством метрических программ (Яндекс.Метрика). Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».