СГ 01

Министерство образования и науки Республики Хакасия
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Хакасия
«Черногорский горно-строительный техникум»
Профессия 09.01.03 Оператор информационных систем и ресурсов

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
СГ.01 ИСТОРИЯ РОССИИ

Профессия: 09.01.03 Оператор информационных систем и ресурсов

Квалификация: Оператор информационных
систем и ресурсов
Форма обучения – очная
Нормативный срок обучения – 1 год 10 мес.
на базе основного общего образования

Черногорск, 2024 год

СОДЕРЖАНИЕ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

1.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙДИСЦИПЛИНЫ
СГ.01 ИСТОРИЯ РОССИИ
1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:
Учебная дисциплина «История России» является обязательной частью социально- гуманитарного цикла примерной основной образовательной программы в соответствии с ФГОССПО
по профессии: 09.01.03 Оператор информационных систем и ресурсов
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 06.
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и знания.
Код ПК, ОК
ОК 02,
ОК 05,
ОК 06
ЛР1, ЛР2,
ЛР3, ЛР5,
ЛР7, ЛР8,
ЛР10, ЛР11,
ЛР12, ЛР18

Умения

Знания

- устанавливать причинно-следственные
связи между историческими явлениями;
выявлять существенные особенности исторических процессов и явлений с точки зрения
интересов России;
- анализировать историческую информацию,
руководствуясь принципами научной объективности и историзма;
- реконструировать и интерпретировать исторические события;
- синтезировать разнообразную историческую информацию, проявляя гражданскую
позицию;
- осознавать российскую гражданскую идентичность в поликультурном социуме в соответствии с традиционными общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского
общества;
- использовать знания о культурном многообразии российского общества, принимая традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические
ценности;
- демонстрировать уважительное отношение
к историческому наследию и социокультурным традициям российскогогосударства.

- основные этапы исторического развития Россиикак основания формирования российской гражданской идентичности, социальных ценностей и социокультурных
ориентаций
личности;
- основные закономерности и
движущие силы исторического
развития;
- духовные и культурные традиции многонациональногонарода
Российской Федерации;
методы исторического познания и их роль в решении задач
прогрессивного развитиямира и
России.

2.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы
Объем образовательной программы учебной дисциплины

Объем в часах
42

в т.ч. в форме практической подготовки
в т. ч.:
теоретическое обучение

38

Самостоятельная работа
Промежуточная аттестация (дифференцированный зачет)

2
2

2.1. Тематический план и содержание учебной дисциплины

Наименование разделов и
тем

Содержание учебного материала и формы организации деятельности
обучающихся

1
2
Раздел 1. От древней Руси к Российскому государству
Тема 1.1. Древняя Русь и Содержание учебного материала
русские земли в XII—XIV Славянский этногенез. Образование Древнерусского государства и его первые
веках
князья. Социально-экономические и политические отношения в Древней Руси.
Культурное пространство. Формирование системы земель — самостоятельных
княжеств. Характеристика основных земель Руси: Владимиро-Суздальская земля,
Великий Новгород, Галицко-Волынское княжество.
Монгольское нашествие и установление зависимости Руси от ордынских ханов.
Отпор агрессии шведских и немецких феодалов в Северо-Западной Руси.
Культурное пространство.
Тема 1.2 Русские земли на Содержание учебного материала
пути к объединению в Образование Московского княжества и политика московских князей. ФормироваXIV—XV веках
ние единого Русского государства в XV веке. Культура XIV—XVвеков.
Раздел 2. Россия в XVI—XVII веках: от великого княжества к царству
Содержание учебного материала
Тема 2.1 Россия в XVI веке
Россия в первой половине XVI века. Реформы Избранной рады. Опричнина.
Внешняя политика Ивана Грозного. Культура XVI века.
Содержание учебного материала
Тема 2.2 Смута в России
Причины и сущность Смуты. Характеристика основных этапов Смуты.Воцарение
династии Романовых и завершение Смуты.
Тема 2.3 Россия в XVII веке Содержание учебного материала
Социально-экономическое развитие и государственное управление при первыхРомановых. Церковный раскол и социальные движения XVII века. Внешняя

Коды компетенций иличОбъем, акад.
ностных реч / в том
зультатов,
числе в
формированию
форме
практической которых способствует элеподготовки,
мент проакад ч
граммы
3
4
4
ОК 02, ОК 05,
ОК 06
ЛР1, ЛР2, ЛР3,
ЛР5, ЛР7, ЛР8,
ЛР10, ЛР11,
2
ЛР12, ЛР18

2
4
1

1

ОК 02, ОК 05,
ОК 06
ЛР1, ЛР2, ЛР3,
ЛР5, ЛР7, ЛР8,
ЛР10, ЛР11,
ЛР12, ЛР18

2

5

политика России. Культура XVII века
Раздел 3. Россия в конце XVII – XVIII веке: от царства к империи
Тема 3.1 Эпоха Петровских Содержание учебного материала
реформ
Предпосылки преобразований Петра I. Северная война и военные реформы.Реформы Петра I в экономической, социальной и государственно- административной сферах. Культура и быт петровского времени
Тема 3.2 После Петра Вели- Содержание учебного материала
кого: эпоха дворцовых пере- Причины нестабильности политического строя. Российская монархия в 1725—
воротов
1762 годах.
Содержание учебного материала
Просвещенный абсолютизм Екатерины II. Казацко-крестьянская война под предводительством Е. И. Пугачева. Внешняя политика Екатерины II. Россия при
Павле I.
Раздел 4. Российская империя в XIX — начале XX века
Тема 4.1 Правление Алек- Содержание учебного материала
сандра I. Эпоха 1812года
Реформы начала царствования и проекты М. М. Сперанского. Внешняя политика. Отечественная война 1812 года. Движение декабристов.
Тема 4.2 Николаевское Содержание учебного материала
самодержавие
Политика государственного консерватизма. Основные направления внешней политики.
Тема 4.3 Россия в эпоху ре- Содержание учебного материала
форм второй половины XIX Преобразования Александра II: социальная и правовая модернизация. Внутренняя
века. Самодержавие
политика царизма и контрреформы Александра III. Модернизация российской
Александра III
экономики. Внешняя политика России в 1880—1890-е годы.
Тема 3.3 Россия в 1760—
1790-е годы. Правление
Екатерины II и Павла I

Тема 4.4 Российский социум Содержание учебного материала
XIX века. Кризис империи в Этноконфессиональная картина России в XIX веке. Культура России в первой поначале ХХ века
ловине XIX века. На пороге нового века: динамика и противоречия развития. Россия в системе международных отношений. Русско-японская война 1904— 1905
годов. Образование политических партий в конце XIX — начале XX века. Первая
русская революция 1905—1907 годов. Начало парламентаризма.
Столыпинские реформы.
Раздел 5. Россия в годы великих потрясений (1914—1921)
Тема 5.1 Россия в войнах и
Содержание учебного материала

6
2

2

2
6
2

1

1

2

4
4

6

революциях

Россия в Первой мировой войне. Великая российская революция 1917 года.
Первые революционные преобразования большевиков. Гражданская война и ее
последствия
Раздел 6. Советский Союз в 1920-1930-е годы
Тема 6.1. СССР в годы нэпа Содержание учебного материала
(1921—1928)
Социально-экономический и политический кризис в начале 1920-х годов. Переход к нэпу. Образование СССР. Внутриполитическая борьба за власть и установление режима личной власти И. В. Сталина. Внешняя политика Советского
государства в 1920-е годы.
Содержание учебного материала
Тема 6.2. CCCP в 1929—
1941 годы: форсированная
Свертывание нэпа и перестройка экономики на основе командного администримодернизация страны
рования. Форсированная индустриализация. Коллективизация сельского хозяйства. Характеристика советского общества в 1930-е годы. Установление режима
личной власти И. В. Сталина. Советская культура в 1930- е годы. Внешняя
политика в 1930-е годы
Раздел 7. Великая Отечественная война 1941-1945 годов
Тема 7.1 Начало Великой Содержание учебного материала
Отечественной войны
Внешняя политика СССР в начале Второй мировой войны. Первый период войны
(июнь 1941 — осень 1942 года)
Тема 7.2 Перелом в ходеВе- Содержание учебного материала
ликой
Отечественной Коренной перелом в ходе войны (осень 1942 года — 1943 год). Человек и война:
войны. Победа
единство фронта и тыла. «Все для фронта, все для победы!». Победа СССР в Великой Отечественной войне.
Тема 7.3 Окончание Второй Содержание учебного материала
мировой войны (1944 год — Итоги Второй мировой войны. Нюрнбергский процесс. Роль СССР в создании
сентябрь 1945 года)
ООН.
Раздел 8. Апогей и кризис советской системы (1945—1991)
Тема 8.1 СССР в послевоен- Содержание учебного материала
ные
годы.
Поздний Послевоенное экономическое развитие страны. Общественно-политическая и
сталинизм (1945—
культурная жизнь. Внешняя политика СССР и международные отношения в по1953)
слевоенном мире. Холодная война
Тема 8.2 «Оттепель» (сере- Содержание учебного материала
дина 1950-х — первая поло- Смена политического курса. Противоречия в реформах Н. С. Хрущева. Новые
вина 1960-х годов)
реальности внешней политики. «Оттепель» в духовно-культурной сфере.
Карибский кризис. Конец «оттепели».

4

2

2

4
1

2

1
4
1

1

7

Содержание учебного материала
Новое руководство и попытки решения внутренних проблем страны. Экономическая реформа 1965 года: замыслы и результаты. Нарастание кризисных явлений в
экономической, политической и социально-духовнойсферах. Внешняя политика.
Агония социализма.
Тема 8.4 Перестройка и рас- Содержание учебного материала
пад СССР (1985—1991)
Цели, предпосылки и этапы перестройки. Попытки экономических преобразований. Реформа политической системы и борьба общественно- политических сил.
Новое политическое мышление и внешняя политика. Обострение межнациональных отношений. Августовский путч 1991 года.
Распад СССР.
Раздел 9. Российская Федерация в 1991-2012 годах
Содержание учебного материала
Тема 9.1. Становление
новой России (1991—2000)
Радикальная социально-экономическая трансформация страны и ее издержки.
Общественно-политическое развитие и становление новой российской
государственности.
Тема 9.2. Россия в 2000-е Содержание учебного материала
годы: вызовы времени и за- Политические и экономические приоритеты. Внешняя политика в конце ХХ —
дачи модернизации
начале ХХI века
Самостоятельная работа обучающихся
Промежуточная аттестация (дифференцированный зачет)
Всего:
Тема 8.3 Советское общество в середине 1960 -х
— начале 1980-х годов

1

1

3
2

1
2
1
42

.
3.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1.Для реализации программы учебной дисциплины предусмотрены следующие специальные помещения: кабинет «История России», оснащенный оборудованием: интерактивной доской, компьютером преподавателя и мультимедийным проектором; комплект учебно-наглядных пособий и
плакатов по дисциплине;
3.2Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен иметь
печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы для использования в
образовательном процессе. При формировании библиотечного фонда образовательной организацией выбирается не менее одного издания из перечисленных ниже печатных изданий и (или) электронных изданий в качестве основного, при этом список, может быть дополнен новыми изданиями.
3.1.1. Обязательные печатные издания
1. Кириллов, В. В. История России : учебник для среднего профессионального образования / В. В. Кириллов, М. А. Бравина. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 565 с. — (Профессиональное образование).
3.1.2. Основные электронные издания
1. История России. XX — начало XXI века: учебник для вузов / Д. О. Чураков, [и
др.]; под редакцией Д. О. Чуракова, С. А. Саркисяна. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва:
Издательство Юрайт, 2022. — 311 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-13567-1.
— Текст:
электронный
//
Образовательная
платформа
Юрайт
[сайт].
— URL: https://urait.ru/bcode/498833.
3.1.3. Дополнительные источники
1. Кириллов, В.В. История России. В 2 частях. Часть 1. До ХХ века: учебник для
среднего профессионального образования / В.В. Кириллов. – 8-е изд., перераб. и доп. –
Москва :Издательство Юрайт, 2021. – 352 с. – (Профессиональное образование).
2. Кириллов, В.В. История России. В 2 частях. Часть 2. ХХ век – начало ХХI века:
учебник для среднего профессионального образования / В.В. Кириллов. – 8-е изд., перераб.
и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 352 с. – (Профессиональное образование).
3. История России: учебник и практикум для среднего профессионального образования / К.А. Соловьев [и др.]; под редакцией К.А. Соловьева. – Москва: Издательство Юрайт,
2021. – 252 с. – (Профессиональное образование).
4. История России [Электронный ресурс]: учебник / Ш. М. Мунчаев, В. М. Устинов.
- 7-eизд., перераб. и доп. - М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2018. - 608 с. - Режим доступа:
http://znanium.com/catalog/product/966207.

9

5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯУЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения
Критерии оценки
Методы оценки
Знания:
Не менее 60% верных ответов
Тестирование
- основные этапы исторического развития России как основанияформирования
российской гражданской идентичности,
социальных ценностей и социокультурных ориентаций личности;
- основные закономерности и движущие
силы историческогоразвития;
- духовные и культурные традициимногонационального народа Российской
Федерации;
- методы исторического познания и их
роль в решении задач прогрессивного
развития мира и России.
Умения:
Демонстрируются:
представление
- устанавливать причинно- следствен- - умение устанавливать при- индивидуального
ные связи между историческими явлени- чинно-следственные связи;
проекта;
ями; выявлять существенные особенно- - осознание интересов России в зачет
сти исторических процессов и явлений с исторических процессах;
точки зренияинтересов России;
- умение проводить объектив- анализировать историческую информа- нуюоценку;
цию, руководствуясь принципами науч- - умение реконструировать и инной объективности и историзма;
терпретировать исторические
- реконструировать и интерпретировать события;
историческиесобытия;
- гражданская позиция при син- синтезировать разнообразную истори- тезеисторической информации;
ческую информацию, проявляя граж- - осознание российской гражданскую позицию;
данской идентичности; умение
- осознавать российскую гражданскую использовать знания о культуридентичность в поликультурном соци- ном многообразии российского
уме в соответствии с традиционными общества, принимая традиционобщечеловеческими ценностями и иде- ные национальные и общечелоалами гражданского общества;
веческие гуманистические и де- использовать знания о культурном мократические ценности;
многообразии российского общества, - уважение к историческому
принимая традиционные национальные наследию и социокультурным
и общечеловеческиегуманистические и традициям российского госудемократические ценности;
дарства.
-демонстрировать уважительное
отношение к историческому наследию и
социокультурным традициям российского государства.

10


Наверх

На сайте используются файлы cookie. На сайте  осуществляется сбор персональных данных посредством метрических программ (Яндекс.Метрика). Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».