Министерство образования и науки Республики Хакасия Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Хакасия «Черногорский горно-строительный техникум» Профессия 09.01.03 Оператор информационных систем и ресурсов РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ СГ.01 ИСТОРИЯ РОССИИ Профессия: 09.01.03 Оператор информационных систем и ресурсов Квалификация: Оператор информационных систем и ресурсов Форма обучения – очная Нормативный срок обучения – 1 год 10 мес. на базе основного общего образования Черногорск, 2024 год СОДЕРЖАНИЕ 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 1.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙДИСЦИПЛИНЫ СГ.01 ИСТОРИЯ РОССИИ 1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы: Учебная дисциплина «История России» является обязательной частью социально- гуманитарного цикла примерной основной образовательной программы в соответствии с ФГОССПО по профессии: 09.01.03 Оператор информационных систем и ресурсов Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 06. 1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины: В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и знания. Код ПК, ОК ОК 02, ОК 05, ОК 06 ЛР1, ЛР2, ЛР3, ЛР5, ЛР7, ЛР8, ЛР10, ЛР11, ЛР12, ЛР18 Умения Знания - устанавливать причинно-следственные связи между историческими явлениями; выявлять существенные особенности исторических процессов и явлений с точки зрения интересов России; - анализировать историческую информацию, руководствуясь принципами научной объективности и историзма; - реконструировать и интерпретировать исторические события; - синтезировать разнообразную историческую информацию, проявляя гражданскую позицию; - осознавать российскую гражданскую идентичность в поликультурном социуме в соответствии с традиционными общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; - использовать знания о культурном многообразии российского общества, принимая традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности; - демонстрировать уважительное отношение к историческому наследию и социокультурным традициям российскогогосударства. - основные этапы исторического развития Россиикак основания формирования российской гражданской идентичности, социальных ценностей и социокультурных ориентаций личности; - основные закономерности и движущие силы исторического развития; - духовные и культурные традиции многонациональногонарода Российской Федерации; методы исторического познания и их роль в решении задач прогрессивного развитиямира и России. 2.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Объем образовательной программы учебной дисциплины Объем в часах 42 в т.ч. в форме практической подготовки в т. ч.: теоретическое обучение 38 Самостоятельная работа Промежуточная аттестация (дифференцированный зачет) 2 2 2.1. Тематический план и содержание учебной дисциплины Наименование разделов и тем Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся 1 2 Раздел 1. От древней Руси к Российскому государству Тема 1.1. Древняя Русь и Содержание учебного материала русские земли в XII—XIV Славянский этногенез. Образование Древнерусского государства и его первые веках князья. Социально-экономические и политические отношения в Древней Руси. Культурное пространство. Формирование системы земель — самостоятельных княжеств. Характеристика основных земель Руси: Владимиро-Суздальская земля, Великий Новгород, Галицко-Волынское княжество. Монгольское нашествие и установление зависимости Руси от ордынских ханов. Отпор агрессии шведских и немецких феодалов в Северо-Западной Руси. Культурное пространство. Тема 1.2 Русские земли на Содержание учебного материала пути к объединению в Образование Московского княжества и политика московских князей. ФормироваXIV—XV веках ние единого Русского государства в XV веке. Культура XIV—XVвеков. Раздел 2. Россия в XVI—XVII веках: от великого княжества к царству Содержание учебного материала Тема 2.1 Россия в XVI веке Россия в первой половине XVI века. Реформы Избранной рады. Опричнина. Внешняя политика Ивана Грозного. Культура XVI века. Содержание учебного материала Тема 2.2 Смута в России Причины и сущность Смуты. Характеристика основных этапов Смуты.Воцарение династии Романовых и завершение Смуты. Тема 2.3 Россия в XVII веке Содержание учебного материала Социально-экономическое развитие и государственное управление при первыхРомановых. Церковный раскол и социальные движения XVII века. Внешняя Коды компетенций иличОбъем, акад. ностных реч / в том зультатов, числе в формированию форме практической которых способствует элеподготовки, мент проакад ч граммы 3 4 4 ОК 02, ОК 05, ОК 06 ЛР1, ЛР2, ЛР3, ЛР5, ЛР7, ЛР8, ЛР10, ЛР11, 2 ЛР12, ЛР18 2 4 1 1 ОК 02, ОК 05, ОК 06 ЛР1, ЛР2, ЛР3, ЛР5, ЛР7, ЛР8, ЛР10, ЛР11, ЛР12, ЛР18 2 5 политика России. Культура XVII века Раздел 3. Россия в конце XVII – XVIII веке: от царства к империи Тема 3.1 Эпоха Петровских Содержание учебного материала реформ Предпосылки преобразований Петра I. Северная война и военные реформы.Реформы Петра I в экономической, социальной и государственно- административной сферах. Культура и быт петровского времени Тема 3.2 После Петра Вели- Содержание учебного материала кого: эпоха дворцовых пере- Причины нестабильности политического строя. Российская монархия в 1725— воротов 1762 годах. Содержание учебного материала Просвещенный абсолютизм Екатерины II. Казацко-крестьянская война под предводительством Е. И. Пугачева. Внешняя политика Екатерины II. Россия при Павле I. Раздел 4. Российская империя в XIX — начале XX века Тема 4.1 Правление Алек- Содержание учебного материала сандра I. Эпоха 1812года Реформы начала царствования и проекты М. М. Сперанского. Внешняя политика. Отечественная война 1812 года. Движение декабристов. Тема 4.2 Николаевское Содержание учебного материала самодержавие Политика государственного консерватизма. Основные направления внешней политики. Тема 4.3 Россия в эпоху ре- Содержание учебного материала форм второй половины XIX Преобразования Александра II: социальная и правовая модернизация. Внутренняя века. Самодержавие политика царизма и контрреформы Александра III. Модернизация российской Александра III экономики. Внешняя политика России в 1880—1890-е годы. Тема 3.3 Россия в 1760— 1790-е годы. Правление Екатерины II и Павла I Тема 4.4 Российский социум Содержание учебного материала XIX века. Кризис империи в Этноконфессиональная картина России в XIX веке. Культура России в первой поначале ХХ века ловине XIX века. На пороге нового века: динамика и противоречия развития. Россия в системе международных отношений. Русско-японская война 1904— 1905 годов. Образование политических партий в конце XIX — начале XX века. Первая русская революция 1905—1907 годов. Начало парламентаризма. Столыпинские реформы. Раздел 5. Россия в годы великих потрясений (1914—1921) Тема 5.1 Россия в войнах и Содержание учебного материала 6 2 2 2 6 2 1 1 2 4 4 6 революциях Россия в Первой мировой войне. Великая российская революция 1917 года. Первые революционные преобразования большевиков. Гражданская война и ее последствия Раздел 6. Советский Союз в 1920-1930-е годы Тема 6.1. СССР в годы нэпа Содержание учебного материала (1921—1928) Социально-экономический и политический кризис в начале 1920-х годов. Переход к нэпу. Образование СССР. Внутриполитическая борьба за власть и установление режима личной власти И. В. Сталина. Внешняя политика Советского государства в 1920-е годы. Содержание учебного материала Тема 6.2. CCCP в 1929— 1941 годы: форсированная Свертывание нэпа и перестройка экономики на основе командного администримодернизация страны рования. Форсированная индустриализация. Коллективизация сельского хозяйства. Характеристика советского общества в 1930-е годы. Установление режима личной власти И. В. Сталина. Советская культура в 1930- е годы. Внешняя политика в 1930-е годы Раздел 7. Великая Отечественная война 1941-1945 годов Тема 7.1 Начало Великой Содержание учебного материала Отечественной войны Внешняя политика СССР в начале Второй мировой войны. Первый период войны (июнь 1941 — осень 1942 года) Тема 7.2 Перелом в ходеВе- Содержание учебного материала ликой Отечественной Коренной перелом в ходе войны (осень 1942 года — 1943 год). Человек и война: войны. Победа единство фронта и тыла. «Все для фронта, все для победы!». Победа СССР в Великой Отечественной войне. Тема 7.3 Окончание Второй Содержание учебного материала мировой войны (1944 год — Итоги Второй мировой войны. Нюрнбергский процесс. Роль СССР в создании сентябрь 1945 года) ООН. Раздел 8. Апогей и кризис советской системы (1945—1991) Тема 8.1 СССР в послевоен- Содержание учебного материала ные годы. Поздний Послевоенное экономическое развитие страны. Общественно-политическая и сталинизм (1945— культурная жизнь. Внешняя политика СССР и международные отношения в по1953) слевоенном мире. Холодная война Тема 8.2 «Оттепель» (сере- Содержание учебного материала дина 1950-х — первая поло- Смена политического курса. Противоречия в реформах Н. С. Хрущева. Новые вина 1960-х годов) реальности внешней политики. «Оттепель» в духовно-культурной сфере. Карибский кризис. Конец «оттепели». 4 2 2 4 1 2 1 4 1 1 7 Содержание учебного материала Новое руководство и попытки решения внутренних проблем страны. Экономическая реформа 1965 года: замыслы и результаты. Нарастание кризисных явлений в экономической, политической и социально-духовнойсферах. Внешняя политика. Агония социализма. Тема 8.4 Перестройка и рас- Содержание учебного материала пад СССР (1985—1991) Цели, предпосылки и этапы перестройки. Попытки экономических преобразований. Реформа политической системы и борьба общественно- политических сил. Новое политическое мышление и внешняя политика. Обострение межнациональных отношений. Августовский путч 1991 года. Распад СССР. Раздел 9. Российская Федерация в 1991-2012 годах Содержание учебного материала Тема 9.1. Становление новой России (1991—2000) Радикальная социально-экономическая трансформация страны и ее издержки. Общественно-политическое развитие и становление новой российской государственности. Тема 9.2. Россия в 2000-е Содержание учебного материала годы: вызовы времени и за- Политические и экономические приоритеты. Внешняя политика в конце ХХ — дачи модернизации начале ХХI века Самостоятельная работа обучающихся Промежуточная аттестация (дифференцированный зачет) Всего: Тема 8.3 Советское общество в середине 1960 -х — начале 1980-х годов 1 1 3 2 1 2 1 42 . 3.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1.Для реализации программы учебной дисциплины предусмотрены следующие специальные помещения: кабинет «История России», оснащенный оборудованием: интерактивной доской, компьютером преподавателя и мультимедийным проектором; комплект учебно-наглядных пособий и плакатов по дисциплине; 3.2Информационное обеспечение реализации программы Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы для использования в образовательном процессе. При формировании библиотечного фонда образовательной организацией выбирается не менее одного издания из перечисленных ниже печатных изданий и (или) электронных изданий в качестве основного, при этом список, может быть дополнен новыми изданиями. 3.1.1. Обязательные печатные издания 1. Кириллов, В. В. История России : учебник для среднего профессионального образования / В. В. Кириллов, М. А. Бравина. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 565 с. — (Профессиональное образование). 3.1.2. Основные электронные издания 1. История России. XX — начало XXI века: учебник для вузов / Д. О. Чураков, [и др.]; под редакцией Д. О. Чуракова, С. А. Саркисяна. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 311 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-13567-1. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/498833. 3.1.3. Дополнительные источники 1. Кириллов, В.В. История России. В 2 частях. Часть 1. До ХХ века: учебник для среднего профессионального образования / В.В. Кириллов. – 8-е изд., перераб. и доп. – Москва :Издательство Юрайт, 2021. – 352 с. – (Профессиональное образование). 2. Кириллов, В.В. История России. В 2 частях. Часть 2. ХХ век – начало ХХI века: учебник для среднего профессионального образования / В.В. Кириллов. – 8-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 352 с. – (Профессиональное образование). 3. История России: учебник и практикум для среднего профессионального образования / К.А. Соловьев [и др.]; под редакцией К.А. Соловьева. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 252 с. – (Профессиональное образование). 4. История России [Электронный ресурс]: учебник / Ш. М. Мунчаев, В. М. Устинов. - 7-eизд., перераб. и доп. - М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2018. - 608 с. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/966207. 9 5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯУЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Результаты обучения Критерии оценки Методы оценки Знания: Не менее 60% верных ответов Тестирование - основные этапы исторического развития России как основанияформирования российской гражданской идентичности, социальных ценностей и социокультурных ориентаций личности; - основные закономерности и движущие силы историческогоразвития; - духовные и культурные традициимногонационального народа Российской Федерации; - методы исторического познания и их роль в решении задач прогрессивного развития мира и России. Умения: Демонстрируются: представление - устанавливать причинно- следствен- - умение устанавливать при- индивидуального ные связи между историческими явлени- чинно-следственные связи; проекта; ями; выявлять существенные особенно- - осознание интересов России в зачет сти исторических процессов и явлений с исторических процессах; точки зренияинтересов России; - умение проводить объектив- анализировать историческую информа- нуюоценку; цию, руководствуясь принципами науч- - умение реконструировать и инной объективности и историзма; терпретировать исторические - реконструировать и интерпретировать события; историческиесобытия; - гражданская позиция при син- синтезировать разнообразную истори- тезеисторической информации; ческую информацию, проявляя граж- - осознание российской гражданскую позицию; данской идентичности; умение - осознавать российскую гражданскую использовать знания о культуридентичность в поликультурном соци- ном многообразии российского уме в соответствии с традиционными общества, принимая традиционобщечеловеческими ценностями и иде- ные национальные и общечелоалами гражданского общества; веческие гуманистические и де- использовать знания о культурном мократические ценности; многообразии российского общества, - уважение к историческому принимая традиционные национальные наследию и социокультурным и общечеловеческиегуманистические и традициям российского госудемократические ценности; дарства. -демонстрировать уважительное отношение к историческому наследию и социокультурным традициям российского государства. 10