СГ 01

Министерство образования и науки Республики Хакасия
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Хакасия
«Черногорский горно-строительный техникум»
Профессия 09.01.03 Оператор информационных систем и ресурсов

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
СГ.01 ИСТОРИЯ РОССИИ

Профессия: 09.01.03 Оператор информационных систем и ресурсов

Квалификация: Оператор информационных
систем и ресурсов
Форма обучения – очная
Нормативный срок обучения – 1 год 10 мес.
на базе основного общего образования

Черногорск, 2024 год

СОДЕРЖАНИЕ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

1.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙДИСЦИПЛИНЫ
СГ.01 ИСТОРИЯ РОССИИ
1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:
Учебная дисциплина «История России» является обязательной частью социально- гуманитарного цикла примерной основной образовательной программы в соответствии с ФГОССПО
по профессии: 09.01.03 Оператор информационных систем и ресурсов
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 06.
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и знания.
Код ПК, ОК
ОК 02,
ОК 05,
ОК 06
ЛР1, ЛР2,
ЛР3, ЛР5,
ЛР7, ЛР8,
ЛР10, ЛР11,
ЛР12, ЛР18

Умения

Знания

- устанавливать причинно-следственные
связи между историческими явлениями;
выявлять существенные особенности исторических процессов и явлений с точки зрения
интересов России;
- анализировать историческую информацию,
руководствуясь принципами научной объективности и историзма;
- реконструировать и интерпретировать исторические события;
- синтезировать разнообразную историческую информацию, проявляя гражданскую
позицию;
- осознавать российскую гражданскую идентичность в поликультурном социуме в соответствии с традиционными общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского
общества;
- использовать знания о культурном многообразии российского общества, принимая традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические
ценности;
- демонстрировать уважительное отношение
к историческому наследию и социокультурным традициям российскогогосударства.

- основные этапы исторического развития Россиикак основания формирования российской гражданской идентичности, социальных ценностей и социокультурных
ориентаций
личности;
- основные закономерности и
движущие силы исторического
развития;
- духовные и культурные традиции многонациональногонарода
Российской Федерации;
методы исторического познания и их роль в решении задач
прогрессивного развитиямира и
России.

2.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы
Объем образовательной программы учебной дисциплины

Объем в часах
42

в т.ч. в форме практической подготовки
в т. ч.:
теоретическое обучение

38

Самостоятельная работа
Промежуточная аттестация (дифференцированный зачет)

2
2

2.1. Тематический план и содержание учебной дисциплины

Наименование разделов и
тем

Содержание учебного материала и формы организации деятельности
обучающихся

1
2
Раздел 1. От древней Руси к Российскому государству
Тема 1.1. Древняя Русь и Содержание учебного материала
русские земли в XII—XIV Славянский этногенез. Образование Древнерусского государства и его первые
веках
князья. Социально-экономические и политические отношения в Древней Руси.
Культурное пространство. Формирование системы земель — самостоятельных
княжеств. Характеристика основных земель Руси: Владимиро-Суздальская земля,
Великий Новгород, Галицко-Волынское княжество.
Монгольское нашествие и установление зависимости Руси от ордынских ханов.
Отпор агрессии шведских и немецких феодалов в Северо-Западной Руси.
Культурное пространство.
Тема 1.2 Русские земли на Содержание учебного материала
пути к объединению в Образование Московского княжества и политика московских князей. ФормироваXIV—XV веках
ние единого Русского государства в XV веке. Культура XIV—XVвеков.
Раздел 2. Россия в XVI—XVII веках: от великого княжества к царству
Содержание учебного материала
Тема 2.1 Россия в XVI веке
Россия в первой половине XVI века. Реформы Избранной рады. Опричнина.
Внешняя политика Ивана Грозного. Культура XVI века.
Содержание учебного материала
Тема 2.2 Смута в России
Причины и сущность Смуты. Характеристика основных этапов Смуты.Воцарение
династии Романовых и завершение Смуты.
Тема 2.3 Россия в XVII веке Содержание учебного материала
Социально-экономическое развитие и государственное управление при первыхРомановых. Церковный раскол и социальные движения XVII века. Внешняя

Коды компетенций иличОбъем, акад.
ностных реч / в том
зультатов,
числе в
формированию
форме
практической которых способствует элеподготовки,
мент проакад ч
граммы
3
4
4
ОК 02, ОК 05,
ОК 06
ЛР1, ЛР2, ЛР3,
ЛР5, ЛР7, ЛР8,
ЛР10, ЛР11,
2
ЛР12, ЛР18

2
4
1

1

ОК 02, ОК 05,
ОК 06
ЛР1, ЛР2, ЛР3,
ЛР5, ЛР7, ЛР8,
ЛР10, ЛР11,
ЛР12, ЛР18

2

5

политика России. Культура XVII века
Раздел 3. Россия в конце XVII – XVIII веке: от царства к империи
Тема 3.1 Эпоха Петровских Содержание учебного материала
реформ
Предпосылки преобразований Петра I. Северная война и военные реформы.Реформы Петра I в экономической, социальной и государственно- административной сферах. Культура и быт петровского времени
Тема 3.2 После Петра Вели- Содержание учебного материала
кого: эпоха дворцовых пере- Причины нестабильности политического строя. Российская монархия в 1725—
воротов
1762 годах.
Содержание учебного материала
Просвещенный абсолютизм Екатерины II. Казацко-крестьянская война под предводительством Е. И. Пугачева. Внешняя политика Екатерины II. Россия при
Павле I.
Раздел 4. Российская империя в XIX — начале XX века
Тема 4.1 Правление Алек- Содержание учебного материала
сандра I. Эпоха 1812года
Реформы начала царствования и проекты М. М. Сперанского. Внешняя политика. Отечественная война 1812 года. Движение декабристов.
Тема 4.2 Николаевское Содержание учебного материала
самодержавие
Политика государственного консерватизма. Основные направления внешней политики.
Тема 4.3 Россия в эпоху ре- Содержание учебного материала
форм второй половины XIX Преобразования Александра II: социальная и правовая модернизация. Внутренняя
века. Самодержавие
политика царизма и контрреформы Александра III. Модернизация российской
Александра III
экономики. Внешняя политика России в 1880—1890-е годы.
Тема 3.3 Россия в 1760—
1790-е годы. Правление
Екатерины II и Павла I

Тема 4.4 Российский социум Содержание учебного материала
XIX века. Кризис империи в Этноконфессиональная картина России в XIX веке. Культура России в первой поначале ХХ века
ловине XIX века. На пороге нового века: динамика и противоречия развития. Россия в системе международных отношений. Русско-японская война 1904— 1905
годов. Образование политических партий в конце XIX — начале XX века. Первая
русская революция 1905—1907 годов. Начало парламентаризма.
Столыпинские реформы.
Раздел 5. Россия в годы великих потрясений (1914—1921)
Тема 5.1 Россия в войнах и
Содержание учебного материала

6
2

2

2
6
2

1

1

2

4
4

6

революциях

Россия в Первой мировой войне. Великая российская революция 1917 года.
Первые революционные преобразования большевиков. Гражданская война и ее
последствия
Раздел 6. Советский Союз в 1920-1930-е годы
Тема 6.1. СССР в годы нэпа Содержание учебного материала
(1921—1928)
Социально-экономический и политический кризис в начале 1920-х годов. Переход к нэпу. Образование СССР. Внутриполитическая борьба за власть и установление режима личной власти И. В. Сталина. Внешняя политика Советского
государства в 1920-е годы.
Содержание учебного материала
Тема 6.2. CCCP в 1929—
1941 годы: форсированная
Свертывание нэпа и перестройка экономики на основе командного администримодернизация страны
рования. Форсированная индустриализация. Коллективизация сельского хозяйства. Характеристика советского общества в 1930-е годы. Установление режима
личной власти И. В. Сталина. Советская культура в 1930- е годы. Внешняя
политика в 1930-е годы
Раздел 7. Великая Отечественная война 1941-1945 годов
Тема 7.1 Начало Великой Содержание учебного материала
Отечественной войны
Внешняя политика СССР в начале Второй мировой войны. Первый период войны
(июнь 1941 — осень 1942 года)
Тема 7.2 Перелом в ходеВе- Содержание учебного материала
ликой
Отечественной Коренной перелом в ходе войны (осень 1942 года — 1943 год). Человек и война:
войны. Победа
единство фронта и тыла. «Все для фронта, все для победы!». Победа СССР в Великой Отечественной войне.
Тема 7.3 Окончание Второй Содержание учебного материала
мировой войны (1944 год — Итоги Второй мировой войны. Нюрнбергский процесс. Роль СССР в создании
сентябрь 1945 года)
ООН.
Раздел 8. Апогей и кризис советской системы (1945—1991)
Тема 8.1 СССР в послевоен- Содержание учебного материала
ные
годы.
Поздний Послевоенное экономическое развитие страны. Общественно-политическая и
сталинизм (1945—
культурная жизнь. Внешняя политика СССР и международные отношения в по1953)
слевоенном мире. Холодная война
Тема 8.2 «Оттепель» (сере- Содержание учебного материала
дина 1950-х — первая поло- Смена политического курса. Противоречия в реформах Н. С. Хрущева. Новые
вина 1960-х годов)
реальности внешней политики. «Оттепель» в духовно-культурной сфере.
Карибский кризис. Конец «оттепели».

4

2

2

4
1

2

1
4
1

1

7

Содержание учебного материала
Новое руководство и попытки решения внутренних проблем страны. Экономическая реформа 1965 года: замыслы и результаты. Нарастание кризисных явлений в
экономической, политической и социально-духовнойсферах. Внешняя политика.
Агония социализма.
Тема 8.4 Перестройка и рас- Содержание учебного материала
пад СССР (1985—1991)
Цели, предпосылки и этапы перестройки. Попытки экономических преобразований. Реформа политической системы и борьба общественно- политических сил.
Новое политическое мышление и внешняя политика. Обострение межнациональных отношений. Августовский путч 1991 года.
Распад СССР.
Раздел 9. Российская Федерация в 1991-2012 годах
Содержание учебного материала
Тема 9.1. Становление
новой России (1991—2000)
Радикальная социально-экономическая трансформация страны и ее издержки.
Общественно-политическое развитие и становление новой российской
государственности.
Тема 9.2. Россия в 2000-е Содержание учебного материала
годы: вызовы времени и за- Политические и экономические приоритеты. Внешняя политика в конце ХХ —
дачи модернизации
начале ХХI века
Самостоятельная работа обучающихся
Промежуточная аттестация (дифференцированный зачет)
Всего:
Тема 8.3 Советское общество в середине 1960 -х
— начале 1980-х годов

1

1

3
2

1
2
1
42

.
3.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1.Для реализации программы учебной дисциплины предусмотрены следующие специальные помещения: кабинет «История России», оснащенный оборудованием: интерактивной доской, компьютером преподавателя и мультимедийным проектором; комплект учебно-наглядных пособий и
плакатов по дисциплине;
3.2Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен иметь
печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы для использования в
образовательном процессе. При формировании библиотечного фонда образовательной организацией выбирается не менее одного издания из перечисленных ниже печатных изданий и (или) электронных изданий в качестве основного, при этом список, может быть дополнен новыми изданиями.
3.1.1. Обязательные печатные издания
1. Кириллов, В. В. История России : учебник для среднего профессионального образования / В. В. Кириллов, М. А. Бравина. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 565 с. — (Профессиональное образование).
3.1.2. Основные электронные издания
1. История России. XX — начало XXI века: учебник для вузов / Д. О. Чураков, [и
др.]; под редакцией Д. О. Чуракова, С. А. Саркисяна. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва:
Издательство Юрайт, 2022. — 311 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-13567-1.
— Текст:
электронный
//
Образовательная
платформа
Юрайт
[сайт].
— URL: https://urait.ru/bcode/498833.
3.1.3. Дополнительные источники
1. Кириллов, В.В. История России. В 2 частях. Часть 1. До ХХ века: учебник для
среднего профессионального образования / В.В. Кириллов. – 8-е изд., перераб. и доп. –
Москва :Издательство Юрайт, 2021. – 352 с. – (Профессиональное образование).
2. Кириллов, В.В. История России. В 2 частях. Часть 2. ХХ век – начало ХХI века:
учебник для среднего профессионального образования / В.В. Кириллов. – 8-е изд., перераб.
и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 352 с. – (Профессиональное образование).
3. История России: учебник и практикум для среднего профессионального образования / К.А. Соловьев [и др.]; под редакцией К.А. Соловьева. – Москва: Издательство Юрайт,
2021. – 252 с. – (Профессиональное образование).
4. История России [Электронный ресурс]: учебник / Ш. М. Мунчаев, В. М. Устинов.
- 7-eизд., перераб. и доп. - М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2018. - 608 с. - Режим доступа:
http://znanium.com/catalog/product/966207.

9

5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯУЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения
Критерии оценки
Методы оценки
Знания:
Не менее 60% верных ответов
Тестирование
- основные этапы исторического развития России как основанияформирования
российской гражданской идентичности,
социальных ценностей и социокультурных ориентаций личности;
- основные закономерности и движущие
силы историческогоразвития;
- духовные и культурные традициимногонационального народа Российской
Федерации;
- методы исторического познания и их
роль в решении задач прогрессивного
развития мира и России.
Умения:
Демонстрируются:
представление
- устанавливать причинно- следствен- - умение устанавливать при- индивидуального
ные связи между историческими явлени- чинно-следственные связи;
проекта;
ями; выявлять существенные особенно- - осознание интересов России в зачет
сти исторических процессов и явлений с исторических процессах;
точки зренияинтересов России;
- умение проводить объектив- анализировать историческую информа- нуюоценку;
цию, руководствуясь принципами науч- - умение реконструировать и инной объективности и историзма;
терпретировать исторические
- реконструировать и интерпретировать события;
историческиесобытия;
- гражданская позиция при син- синтезировать разнообразную истори- тезеисторической информации;
ческую информацию, проявляя граж- - осознание российской гражданскую позицию;
данской идентичности; умение
- осознавать российскую гражданскую использовать знания о культуридентичность в поликультурном соци- ном многообразии российского
уме в соответствии с традиционными общества, принимая традиционобщечеловеческими ценностями и иде- ные национальные и общечелоалами гражданского общества;
веческие гуманистические и де- использовать знания о культурном мократические ценности;
многообразии российского общества, - уважение к историческому
принимая традиционные национальные наследию и социокультурным
и общечеловеческиегуманистические и традициям российского госудемократические ценности;
дарства.
-демонстрировать уважительное
отношение к историческому наследию и
социокультурным традициям российского государства.

10


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».