СГ 06

Министерство образования и науки Республики Хакасия
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Хакасия
«Черногорский горно-строительный техникум»
Профессия 09.01.03 Оператор информационных систем и ресурсов

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
СГ.06 РЫНОК ТРУДА И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КАРЬЕРА

Профессия: 09.01.03 Оператор информационных систем и ресурсов

Квалификация: Оператор информационных
систем и ресурсов
Форма обучения – очная
Нормативный срок обучения – 1 год 10 мес.
на базе основного общего образования

Черногорск, 2024 год

СОДЕРЖАНИЕ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙДИСЦИПЛИНЫ СГ.06 РЫНОК ТРУДА И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КАРЬЕРА
1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:
Учебная дисциплина «Рынок труда и профессиональная карьера» является частью общепрофессионального цикла основной профессиональной образовательной программы в соответствии с
ФГОС СПО по профессии 09.01.03 Оператор информационных систем и ресурсов
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
формирование готовности к активным действиям на рынке труда в процессе профессиональногостановления
В результате освоения учебной дисциплины студент должен:
уметь:

- давать аргументированную оценку степени востребованности профессии на рынкетруда;
- составлять резюме с учетом специфики работодателя;
- давать оценку в соответствии с трудовым законодательством законности действий работодателя и работника в произвольно заданной ситуации, пользуясь Трудовым кодексом РФ и
нормативными правовыми актами
знать:

- нормативно-правовые аспекты рынка труда - трудовое законодательство
- технологии трудоустройства для планирования собственных активных действий нарынке
труда - ситуацию на рынке труда.
В результате освоения учебной дисциплины должны быть сформированы общиекомпетенции (ОК):
ОК 01 Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно
к различным контекстам информации
ОК 02 Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации, и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности
ОК 03 Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по
финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях.
ОК 04 Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде
ОК 05 Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста
ОК 06 Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения
ОК 07 Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в
чрезвычайных ситуациях
ОК 08 Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья
в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической
подготовленности
ОК 09 Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном
языках
ЛР 17 Готовый к профессиональной конкуренции и конструктивной реакции на критику
ЛР 18 Способный при взаимодействии с другими людьми достигать поставленных целей, стремящийся к личностному профессиональному росту

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе:

30

практическая работа

2

внеаудиторная самостоятельная работа
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета

8
2

18

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование разделов и
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы,
Объем
тем
самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект)
часов
1
2
3
Раздел 1. Основные понятия и направления анализа рынка труда
6
Содержание учебного материала
Понятие «рынок труда». Рабочая сила как товар. Понятия «трудовые ресурсы»,
«трудоспособное население». Стадии движения рабочей силы.
Тема 1.1. Понятие «рынок Понятие «спрос и предложение» на рынке труда. Занятость населения как показатель
труда» Спрос и предложение баланса спроса и предложения рабочей силы. Новые формы занятости. Безработица,
2
на рынке труда
ее типы, виды. Посреднические службы на рынке труда.
Государственные службы занятости. Рекрутинговые фирмы. Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации».
Содержание учебного материала
Общая характеристика современного рынка труда в России. Молодежь на рынке
труда. Мировые и российские тенденции развития рынка труда. Конкуренция на
рынке труда.
Общая характеристика экономического развития потенциала Республики Хакасия.
2
Современное состояние экономики региона и ее важнейших отраслей, тенденции их
развития. Региональные инвестиционные программы социально-экономического разТема 1.2. Современный рынок
вития региона, перспективы рынка труда. Занятость населения. Безработица в облатруда и современная ситуация
сти, ее виды. Молодежная безработица. Отраслевая структура занятости.
на рынке труда в Республике
Анализ текущего спроса и предложения на рынке труда области (по профессиям и
Хакасия и перспективы ее
специальностям, уровню профессиональной подготовки).
развития
Самостоятельная работа обучающихся
Стратегия социально-экономического развития Республики Хакасия на период до
2030 года (изучение раздела «основные тенденции развития секторов экономики»,
подготовка сообщений)
2
Общая характеристика современного рынка труда в России. Молодежь на рынке
труда. Мировые и российские тенденции развития рынка труда (по уровню подготовки специалистов). Конкуренция на рынке труда.
Раздел II. Профессиональная деятельность и профессиональная карьера
4
Содержание учебного материала
Тема 2.1. Профессиональная
2
Типы и виды профессиональной деятельности. Режимы профессиональной деятельнодеятельность и ее субъект
сти: работа по найму, самозанятость, предпринимательство и др.

Уровень
освоения
4

ОК 01-ОК 09
ЛР17, ЛР18

ОК 01-ОК 09
ЛР17, ЛР18

ОК 01-ОК 09
ЛР17, ЛР18

ОК 01-ОК 09
ЛР17, ЛР18

5

Профессиональная деятельность в государственном и частном секторах. Индивидуальная трудовая и творческая деятельность. Психологическая готовность к профессиональной деятельности. Характеристика профессий и специальностей с точки зрения
гарантии трудоустройства («вечные» профессии и специальности, обслуживающие
насущные потребности человека; «сквозные», «десантные»,
«перспективные», «свободные» профессии и специальности для режима самозанятости). Понятие «конкурентоспособность профессий и специальностей»,модели конкурентоспособности. Профессиональная компетентность - залог конкурентоспособности
на рынке труда.
Содержание учебного материала
Понятие «профессиональная карьера». Типы и виды профессиональных карьер. Типы
Тема 2.2. Профессиональная
личности человека и выбор типа и вида профессиональной карьеры.
карьера
Планирование и реализация профессиональной карьеры. Фазы развития профессионала. Учет потребностей рынка труда и формирование, совершенствование профессионально-важных деловых и личных качеств.
Раздел III. Технология трудоустройства
Тема 3.1.Эффективные спо- Содержание учебного материала
собы поиска работы
Профессиональные цели будущих специалистов, источники информации об имеющихся рабочих местах. Эффективные способы поиска работы: непосредственное обращение к работодателю, участие в презентациях компаний и ярмарках вакансий,
публикации о вакансиях в СМИ, сайтах компаний - работодателей, использование
данных информационного банка вакансий, получениеиндивидуальных консультаций
в государственных службах занятости, обращение в кадровые агентства, коммерческие фирмы, занимающиеся трудоустройством,
использование личных связей, собственные объявления в СМИ и глобальной сети
Интернет, телефонные звонки потенциальным работодателям.
Самостоятельная работа обучающихся
Посещение центра занятости с целью ознакомления с вакансиями профессий и возможностями повышения квалификации или переобучения.
Тема 3.2. Межличностное вза- Содержание учебного материала
имодействие в ситуации труПродуктивные приемы и способы эффективной коммуникации в процессе трудодоустройства
устройства. Собеседование с работодателями. Основные вопросы к кандидату при
приеме на работу и технология ответов. Анкета при приеме на работу.
Телефонные переговоры с работодателем, техника их ведения. Подготовка к интервью
с работодателем. Внешний вид соискателя вакансии. Манеры поведения и

2

ОК 01-ОК 09
ЛР17, ЛР18

14

2

ОК 01-ОК 09
ЛР17, ЛР18

2

ОК 01-ОК 09
ЛР17, ЛР18

2

ОК 01-ОК 09
ЛР17, ЛР18

6

речи, впечатление. Самопрезентация работника: способы и приемы подачи себя в
«выгодном свете».
Самостоятельная работа обучающихся
Составление и заполнение анкет при приеме на работу.
Основные вопросы к кандидату при приеме на работу и технология ответов. Анкета
при приеме на работу. Телефонные переговоры с работодателем, техника их ведения.
Подготовка к интервью с работодателем. Внешний вид соискателя вакансии. Манеры
поведения и речи, впечатление. Самопрезентация работника: способы и приемы подачи себя в «выгодном свете».
Содержание учебного материала
Тема 3.3. Конфликтные
ситуации при трудоустрой- Конфликтные ситуации при трудоустройстве, пути их предотвращения и разрешения.
стве, их предотвращения ираз- Проектирование индивидуальных моделей в затруднительных ситуациях
решения
взаимодействия.
Тема 3.4. Документы, необхо- Содержание учебного материала
димые для трудоустройства
Подбор и оформление документов. Официальные документы (паспорт, документ об
образовании, трудовая книжка, права, свидетельства, сертификаты). Автобиография,
профессиональное резюме, поисковое письмо работодателю, основные правила их
разработки и оформления. Характеристика соискателя вакансии. Основные требования к содержанию и оформлению рекомендательных писем и писем- напоминаний.
Деловое письмо с послужным списком кандидата.
Практическая работа №1
Составление профессионального резюме, делового письма. Составление
автобиографии.
Раздел IV. Адаптация на рабочем месте
Тема 4.1. Понятие, виды, Содержание учебного материала
формы и способы адаптации
Понятие «адаптация». Виды адаптации: социальная, профессиональная, психологическая адаптация на рабочем месте. Формы и способы адаптации.
Основные черты эффективной адаптации. Роль коммуникативной компетенции.
Новые жизненные и профессиональные задачи, связанные с началом работы.
Тема 4.2. Условия адаптациии Самостоятельная работа
Планирование и реализация профессиональной карьеры. Анализ собственных резерпрофессионального роста
вов по результатам первых месяцев работы, корректировка профессионального поведения и деятельности. Приобретение и совершенствование профессиональных компетенций с учетом конъюнктуры регионального рынка труда и требований

2

ОК 01-ОК 09
ЛР17, ЛР18

2

ОК 01-ОК 09
ЛР17, ЛР18

2

ОК 01-ОК 09
ЛР17, ЛР18

2

ОК 01-ОК 09
ЛР17, ЛР18

4

2

ОК 01-ОК 09
ЛР17, ЛР18

2

ОК 01-ОК 09
ЛР17, ЛР18

7

конкретного рабочего места. Самообразование и повышение квалификации как необходимые условия адаптации и профессионального роста. Формы и методы
профессиональной переподготовки и повышения квалификации.
Промежуточная аттестация (дифференцированный зачет)

2

2.2.1.1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины Рынок труда и профессиональная карьера требует
наличия учебного кабинета.
Оборудование учебного кабинета: комплект учебной мебели, классная доска,
комплектмебели для ПК, учебно-наглядных пособий по дисциплине.
Технические средства обучения: компьютер, проектор, экран, принтер.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы, для
использования в образовательном процессе.

1.

2.
3.
4.

3.2.1. Обязательные печатные издания
Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А. Введение в профессию: общие компетенции профессионала. Эффективное поведение на рынке труд. Основы предпринимательства: Гиды
для преподавателей. – Самара: ЦПО, 2019.
Ефимова С.А. Ключевые профессиональные компетенции: спецификация модулей. –
Самара: Изд-во ЦПО, 2018
Зырянова М. Как найти работу за 14 дней: Практическое пособие для тех, кто ищет
работу. – СПб.: Речь, 2020.
Трудовой кодекс Российской Федерации от30.12.2020 N 197-ФЗ.

3.2.2. Дополнительные источники
1. Как успешно пройти собеседование//Super Job [Электронный ресурс]. – http//www.
superjob.ru./rabota/interview.html
2. Работа.Ru [Электронный ресурс.].- http//www.rabota.ru/vesti/career/tretij.html.Ресурсы
удаленного доступа
3. http://www.job - система поиска работы и сотрудников
4. http://blanker.ru - образцы и бланки документов
5. http://podborkadrov.com- сайт для кадровиков и не только.
6. http://www.jobsmarket.ru/novosti/8756/- сайт по трудоустройству
7. http://www.eng.ru/pedagogika/uchebnoe posobie po igre debaty im eni.html - пособие по
игреДебаты

9

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, работ.
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения позволяют проверять у
обучающихся не только освоенные умения и усвоенные знания, но и развитие общих компетенций.
Результаты освоения ОК
Основные показатели
ОК 01 Выбирать способы решения задач профессио- Выбирает способы решения задач
нальной деятельности применительно к различным профессиональной
деятельности
контекстам информации
применительно в различных
ОК 02 Использовать современные средства поиска, Осуществляет поиск, анализ и инанализа и интерпретации, и информационные техно- терпретацию информации, необхологии для выполнения задач профессиональной дея- димо для выполнения задачпрофестельности
сиональной деятельности
ОК 03 Планировать и реализовывать собственное
Планирует и реализует собственное
профессиональное и личностное развитие, предпрофессиональное и личностное
принимательскую деятельность в профессиональразвитие
ной сфере, использовать знания по финансовой
грамотности в различных жизненныхситуациях
ОК 04 Эффективно взаимодействовать и работать в
коллективе и команде
ОК 05 Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке РоссийскойФедерации с учетом особенностей социального и культурного контекста
ОК 06 Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в
том числе с учетом гармонизации межнациональных и
межрелигиозных отношений, применять стандарты
антикоррупционного поведения
ОК 07 Содействовать сохранению окружающей среды,
ресурсосбережению, применять знания об изменении
климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях

Работает в коллективе и команде,эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами
Осуществляет устную и письменную
коммуникацию на государственном
языке РФ с учётом особенностей социального и культурного контекста
Проявляет граждан патриотическую
позицию демонстрировать осознанноеповедение на основе традиционных общечеловеческих ценностей
Содействует сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях

ОК 08 Использовать средства физической культуры
для сохранения и укрепления здоровья в процессе
профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности

Использует средства физической
культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня
ОК 09 Пользоваться профессиональной документацией Пользуется профессиональной докуна государственном и иностранном языках
ментацией на государственном и
иностранном языках

10

11

13


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».