СГ 06

Министерство образования и науки Республики Хакасия
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Хакасия
«Черногорский горно-строительный техникум»
Профессия 09.01.03 Оператор информационных систем и ресурсов

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
СГ.06 РЫНОК ТРУДА И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КАРЬЕРА

Профессия: 09.01.03 Оператор информационных систем и ресурсов

Квалификация: Оператор информационных
систем и ресурсов
Форма обучения – очная
Нормативный срок обучения – 1 год 10 мес.
на базе основного общего образования

Черногорск, 2024 год

СОДЕРЖАНИЕ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙДИСЦИПЛИНЫ СГ.06 РЫНОК ТРУДА И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КАРЬЕРА
1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:
Учебная дисциплина «Рынок труда и профессиональная карьера» является частью общепрофессионального цикла основной профессиональной образовательной программы в соответствии с
ФГОС СПО по профессии 09.01.03 Оператор информационных систем и ресурсов
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
формирование готовности к активным действиям на рынке труда в процессе профессиональногостановления
В результате освоения учебной дисциплины студент должен:
уметь:

- давать аргументированную оценку степени востребованности профессии на рынкетруда;
- составлять резюме с учетом специфики работодателя;
- давать оценку в соответствии с трудовым законодательством законности действий работодателя и работника в произвольно заданной ситуации, пользуясь Трудовым кодексом РФ и
нормативными правовыми актами
знать:

- нормативно-правовые аспекты рынка труда - трудовое законодательство
- технологии трудоустройства для планирования собственных активных действий нарынке
труда - ситуацию на рынке труда.
В результате освоения учебной дисциплины должны быть сформированы общиекомпетенции (ОК):
ОК 01 Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно
к различным контекстам информации
ОК 02 Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации, и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности
ОК 03 Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по
финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях.
ОК 04 Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде
ОК 05 Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста
ОК 06 Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения
ОК 07 Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в
чрезвычайных ситуациях
ОК 08 Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья
в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической
подготовленности
ОК 09 Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном
языках
ЛР 17 Готовый к профессиональной конкуренции и конструктивной реакции на критику
ЛР 18 Способный при взаимодействии с другими людьми достигать поставленных целей, стремящийся к личностному профессиональному росту

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе:

30

практическая работа

2

внеаудиторная самостоятельная работа
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета

8
2

18

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование разделов и
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы,
Объем
тем
самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект)
часов
1
2
3
Раздел 1. Основные понятия и направления анализа рынка труда
6
Содержание учебного материала
Понятие «рынок труда». Рабочая сила как товар. Понятия «трудовые ресурсы»,
«трудоспособное население». Стадии движения рабочей силы.
Тема 1.1. Понятие «рынок Понятие «спрос и предложение» на рынке труда. Занятость населения как показатель
труда» Спрос и предложение баланса спроса и предложения рабочей силы. Новые формы занятости. Безработица,
2
на рынке труда
ее типы, виды. Посреднические службы на рынке труда.
Государственные службы занятости. Рекрутинговые фирмы. Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации».
Содержание учебного материала
Общая характеристика современного рынка труда в России. Молодежь на рынке
труда. Мировые и российские тенденции развития рынка труда. Конкуренция на
рынке труда.
Общая характеристика экономического развития потенциала Республики Хакасия.
2
Современное состояние экономики региона и ее важнейших отраслей, тенденции их
развития. Региональные инвестиционные программы социально-экономического разТема 1.2. Современный рынок
вития региона, перспективы рынка труда. Занятость населения. Безработица в облатруда и современная ситуация
сти, ее виды. Молодежная безработица. Отраслевая структура занятости.
на рынке труда в Республике
Анализ текущего спроса и предложения на рынке труда области (по профессиям и
Хакасия и перспективы ее
специальностям, уровню профессиональной подготовки).
развития
Самостоятельная работа обучающихся
Стратегия социально-экономического развития Республики Хакасия на период до
2030 года (изучение раздела «основные тенденции развития секторов экономики»,
подготовка сообщений)
2
Общая характеристика современного рынка труда в России. Молодежь на рынке
труда. Мировые и российские тенденции развития рынка труда (по уровню подготовки специалистов). Конкуренция на рынке труда.
Раздел II. Профессиональная деятельность и профессиональная карьера
4
Содержание учебного материала
Тема 2.1. Профессиональная
2
Типы и виды профессиональной деятельности. Режимы профессиональной деятельнодеятельность и ее субъект
сти: работа по найму, самозанятость, предпринимательство и др.

Уровень
освоения
4

ОК 01-ОК 09
ЛР17, ЛР18

ОК 01-ОК 09
ЛР17, ЛР18

ОК 01-ОК 09
ЛР17, ЛР18

ОК 01-ОК 09
ЛР17, ЛР18

5

Профессиональная деятельность в государственном и частном секторах. Индивидуальная трудовая и творческая деятельность. Психологическая готовность к профессиональной деятельности. Характеристика профессий и специальностей с точки зрения
гарантии трудоустройства («вечные» профессии и специальности, обслуживающие
насущные потребности человека; «сквозные», «десантные»,
«перспективные», «свободные» профессии и специальности для режима самозанятости). Понятие «конкурентоспособность профессий и специальностей»,модели конкурентоспособности. Профессиональная компетентность - залог конкурентоспособности
на рынке труда.
Содержание учебного материала
Понятие «профессиональная карьера». Типы и виды профессиональных карьер. Типы
Тема 2.2. Профессиональная
личности человека и выбор типа и вида профессиональной карьеры.
карьера
Планирование и реализация профессиональной карьеры. Фазы развития профессионала. Учет потребностей рынка труда и формирование, совершенствование профессионально-важных деловых и личных качеств.
Раздел III. Технология трудоустройства
Тема 3.1.Эффективные спо- Содержание учебного материала
собы поиска работы
Профессиональные цели будущих специалистов, источники информации об имеющихся рабочих местах. Эффективные способы поиска работы: непосредственное обращение к работодателю, участие в презентациях компаний и ярмарках вакансий,
публикации о вакансиях в СМИ, сайтах компаний - работодателей, использование
данных информационного банка вакансий, получениеиндивидуальных консультаций
в государственных службах занятости, обращение в кадровые агентства, коммерческие фирмы, занимающиеся трудоустройством,
использование личных связей, собственные объявления в СМИ и глобальной сети
Интернет, телефонные звонки потенциальным работодателям.
Самостоятельная работа обучающихся
Посещение центра занятости с целью ознакомления с вакансиями профессий и возможностями повышения квалификации или переобучения.
Тема 3.2. Межличностное вза- Содержание учебного материала
имодействие в ситуации труПродуктивные приемы и способы эффективной коммуникации в процессе трудодоустройства
устройства. Собеседование с работодателями. Основные вопросы к кандидату при
приеме на работу и технология ответов. Анкета при приеме на работу.
Телефонные переговоры с работодателем, техника их ведения. Подготовка к интервью
с работодателем. Внешний вид соискателя вакансии. Манеры поведения и

2

ОК 01-ОК 09
ЛР17, ЛР18

14

2

ОК 01-ОК 09
ЛР17, ЛР18

2

ОК 01-ОК 09
ЛР17, ЛР18

2

ОК 01-ОК 09
ЛР17, ЛР18

6

речи, впечатление. Самопрезентация работника: способы и приемы подачи себя в
«выгодном свете».
Самостоятельная работа обучающихся
Составление и заполнение анкет при приеме на работу.
Основные вопросы к кандидату при приеме на работу и технология ответов. Анкета
при приеме на работу. Телефонные переговоры с работодателем, техника их ведения.
Подготовка к интервью с работодателем. Внешний вид соискателя вакансии. Манеры
поведения и речи, впечатление. Самопрезентация работника: способы и приемы подачи себя в «выгодном свете».
Содержание учебного материала
Тема 3.3. Конфликтные
ситуации при трудоустрой- Конфликтные ситуации при трудоустройстве, пути их предотвращения и разрешения.
стве, их предотвращения ираз- Проектирование индивидуальных моделей в затруднительных ситуациях
решения
взаимодействия.
Тема 3.4. Документы, необхо- Содержание учебного материала
димые для трудоустройства
Подбор и оформление документов. Официальные документы (паспорт, документ об
образовании, трудовая книжка, права, свидетельства, сертификаты). Автобиография,
профессиональное резюме, поисковое письмо работодателю, основные правила их
разработки и оформления. Характеристика соискателя вакансии. Основные требования к содержанию и оформлению рекомендательных писем и писем- напоминаний.
Деловое письмо с послужным списком кандидата.
Практическая работа №1
Составление профессионального резюме, делового письма. Составление
автобиографии.
Раздел IV. Адаптация на рабочем месте
Тема 4.1. Понятие, виды, Содержание учебного материала
формы и способы адаптации
Понятие «адаптация». Виды адаптации: социальная, профессиональная, психологическая адаптация на рабочем месте. Формы и способы адаптации.
Основные черты эффективной адаптации. Роль коммуникативной компетенции.
Новые жизненные и профессиональные задачи, связанные с началом работы.
Тема 4.2. Условия адаптациии Самостоятельная работа
Планирование и реализация профессиональной карьеры. Анализ собственных резерпрофессионального роста
вов по результатам первых месяцев работы, корректировка профессионального поведения и деятельности. Приобретение и совершенствование профессиональных компетенций с учетом конъюнктуры регионального рынка труда и требований

2

ОК 01-ОК 09
ЛР17, ЛР18

2

ОК 01-ОК 09
ЛР17, ЛР18

2

ОК 01-ОК 09
ЛР17, ЛР18

2

ОК 01-ОК 09
ЛР17, ЛР18

4

2

ОК 01-ОК 09
ЛР17, ЛР18

2

ОК 01-ОК 09
ЛР17, ЛР18

7

конкретного рабочего места. Самообразование и повышение квалификации как необходимые условия адаптации и профессионального роста. Формы и методы
профессиональной переподготовки и повышения квалификации.
Промежуточная аттестация (дифференцированный зачет)

2

2.2.1.1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины Рынок труда и профессиональная карьера требует
наличия учебного кабинета.
Оборудование учебного кабинета: комплект учебной мебели, классная доска,
комплектмебели для ПК, учебно-наглядных пособий по дисциплине.
Технические средства обучения: компьютер, проектор, экран, принтер.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы, для
использования в образовательном процессе.

1.

2.
3.
4.

3.2.1. Обязательные печатные издания
Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А. Введение в профессию: общие компетенции профессионала. Эффективное поведение на рынке труд. Основы предпринимательства: Гиды
для преподавателей. – Самара: ЦПО, 2019.
Ефимова С.А. Ключевые профессиональные компетенции: спецификация модулей. –
Самара: Изд-во ЦПО, 2018
Зырянова М. Как найти работу за 14 дней: Практическое пособие для тех, кто ищет
работу. – СПб.: Речь, 2020.
Трудовой кодекс Российской Федерации от30.12.2020 N 197-ФЗ.

3.2.2. Дополнительные источники
1. Как успешно пройти собеседование//Super Job [Электронный ресурс]. – http//www.
superjob.ru./rabota/interview.html
2. Работа.Ru [Электронный ресурс.].- http//www.rabota.ru/vesti/career/tretij.html.Ресурсы
удаленного доступа
3. http://www.job - система поиска работы и сотрудников
4. http://blanker.ru - образцы и бланки документов
5. http://podborkadrov.com- сайт для кадровиков и не только.
6. http://www.jobsmarket.ru/novosti/8756/- сайт по трудоустройству
7. http://www.eng.ru/pedagogika/uchebnoe posobie po igre debaty im eni.html - пособие по
игреДебаты

9

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, работ.
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения позволяют проверять у
обучающихся не только освоенные умения и усвоенные знания, но и развитие общих компетенций.
Результаты освоения ОК
Основные показатели
ОК 01 Выбирать способы решения задач профессио- Выбирает способы решения задач
нальной деятельности применительно к различным профессиональной
деятельности
контекстам информации
применительно в различных
ОК 02 Использовать современные средства поиска, Осуществляет поиск, анализ и инанализа и интерпретации, и информационные техно- терпретацию информации, необхологии для выполнения задач профессиональной дея- димо для выполнения задачпрофестельности
сиональной деятельности
ОК 03 Планировать и реализовывать собственное
Планирует и реализует собственное
профессиональное и личностное развитие, предпрофессиональное и личностное
принимательскую деятельность в профессиональразвитие
ной сфере, использовать знания по финансовой
грамотности в различных жизненныхситуациях
ОК 04 Эффективно взаимодействовать и работать в
коллективе и команде
ОК 05 Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке РоссийскойФедерации с учетом особенностей социального и культурного контекста
ОК 06 Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в
том числе с учетом гармонизации межнациональных и
межрелигиозных отношений, применять стандарты
антикоррупционного поведения
ОК 07 Содействовать сохранению окружающей среды,
ресурсосбережению, применять знания об изменении
климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях

Работает в коллективе и команде,эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами
Осуществляет устную и письменную
коммуникацию на государственном
языке РФ с учётом особенностей социального и культурного контекста
Проявляет граждан патриотическую
позицию демонстрировать осознанноеповедение на основе традиционных общечеловеческих ценностей
Содействует сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях

ОК 08 Использовать средства физической культуры
для сохранения и укрепления здоровья в процессе
профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности

Использует средства физической
культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня
ОК 09 Пользоваться профессиональной документацией Пользуется профессиональной докуна государственном и иностранном языках
ментацией на государственном и
иностранном языках

10

11

13


Наверх

На сайте используются файлы cookie. На сайте  осуществляется сбор персональных данных посредством метрических программ (Яндекс.Метрика). Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».