Министерство образования и науки Республики Хакасия Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Хакасия «Черногорский горно-строительный техникум» Профессия 09.01.03 Оператор информационных систем и ресурсов РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ СГ.06 РЫНОК ТРУДА И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КАРЬЕРА Профессия: 09.01.03 Оператор информационных систем и ресурсов Квалификация: Оператор информационных систем и ресурсов Форма обучения – очная Нормативный срок обучения – 1 год 10 мес. на базе основного общего образования Черногорск, 2024 год СОДЕРЖАНИЕ 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙДИСЦИПЛИНЫ СГ.06 РЫНОК ТРУДА И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КАРЬЕРА 1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы: Учебная дисциплина «Рынок труда и профессиональная карьера» является частью общепрофессионального цикла основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по профессии 09.01.03 Оператор информационных систем и ресурсов 1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины: формирование готовности к активным действиям на рынке труда в процессе профессиональногостановления В результате освоения учебной дисциплины студент должен: уметь: - давать аргументированную оценку степени востребованности профессии на рынкетруда; - составлять резюме с учетом специфики работодателя; - давать оценку в соответствии с трудовым законодательством законности действий работодателя и работника в произвольно заданной ситуации, пользуясь Трудовым кодексом РФ и нормативными правовыми актами знать: - нормативно-правовые аспекты рынка труда - трудовое законодательство - технологии трудоустройства для планирования собственных активных действий нарынке труда - ситуацию на рынке труда. В результате освоения учебной дисциплины должны быть сформированы общиекомпетенции (ОК): ОК 01 Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам информации ОК 02 Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации, и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности ОК 03 Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях. ОК 04 Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде ОК 05 Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста ОК 06 Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения ОК 07 Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях ОК 08 Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности ОК 09 Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках ЛР 17 Готовый к профессиональной конкуренции и конструктивной реакции на критику ЛР 18 Способный при взаимодействии с другими людьми достигать поставленных целей, стремящийся к личностному профессиональному росту 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Объем часов Максимальная учебная нагрузка (всего) Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) в том числе: 30 практическая работа 2 внеаудиторная самостоятельная работа Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета 8 2 18 2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Наименование разделов и Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, Объем тем самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) часов 1 2 3 Раздел 1. Основные понятия и направления анализа рынка труда 6 Содержание учебного материала Понятие «рынок труда». Рабочая сила как товар. Понятия «трудовые ресурсы», «трудоспособное население». Стадии движения рабочей силы. Тема 1.1. Понятие «рынок Понятие «спрос и предложение» на рынке труда. Занятость населения как показатель труда» Спрос и предложение баланса спроса и предложения рабочей силы. Новые формы занятости. Безработица, 2 на рынке труда ее типы, виды. Посреднические службы на рынке труда. Государственные службы занятости. Рекрутинговые фирмы. Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации». Содержание учебного материала Общая характеристика современного рынка труда в России. Молодежь на рынке труда. Мировые и российские тенденции развития рынка труда. Конкуренция на рынке труда. Общая характеристика экономического развития потенциала Республики Хакасия. 2 Современное состояние экономики региона и ее важнейших отраслей, тенденции их развития. Региональные инвестиционные программы социально-экономического разТема 1.2. Современный рынок вития региона, перспективы рынка труда. Занятость населения. Безработица в облатруда и современная ситуация сти, ее виды. Молодежная безработица. Отраслевая структура занятости. на рынке труда в Республике Анализ текущего спроса и предложения на рынке труда области (по профессиям и Хакасия и перспективы ее специальностям, уровню профессиональной подготовки). развития Самостоятельная работа обучающихся Стратегия социально-экономического развития Республики Хакасия на период до 2030 года (изучение раздела «основные тенденции развития секторов экономики», подготовка сообщений) 2 Общая характеристика современного рынка труда в России. Молодежь на рынке труда. Мировые и российские тенденции развития рынка труда (по уровню подготовки специалистов). Конкуренция на рынке труда. Раздел II. Профессиональная деятельность и профессиональная карьера 4 Содержание учебного материала Тема 2.1. Профессиональная 2 Типы и виды профессиональной деятельности. Режимы профессиональной деятельнодеятельность и ее субъект сти: работа по найму, самозанятость, предпринимательство и др. Уровень освоения 4 ОК 01-ОК 09 ЛР17, ЛР18 ОК 01-ОК 09 ЛР17, ЛР18 ОК 01-ОК 09 ЛР17, ЛР18 ОК 01-ОК 09 ЛР17, ЛР18 5 Профессиональная деятельность в государственном и частном секторах. Индивидуальная трудовая и творческая деятельность. Психологическая готовность к профессиональной деятельности. Характеристика профессий и специальностей с точки зрения гарантии трудоустройства («вечные» профессии и специальности, обслуживающие насущные потребности человека; «сквозные», «десантные», «перспективные», «свободные» профессии и специальности для режима самозанятости). Понятие «конкурентоспособность профессий и специальностей»,модели конкурентоспособности. Профессиональная компетентность - залог конкурентоспособности на рынке труда. Содержание учебного материала Понятие «профессиональная карьера». Типы и виды профессиональных карьер. Типы Тема 2.2. Профессиональная личности человека и выбор типа и вида профессиональной карьеры. карьера Планирование и реализация профессиональной карьеры. Фазы развития профессионала. Учет потребностей рынка труда и формирование, совершенствование профессионально-важных деловых и личных качеств. Раздел III. Технология трудоустройства Тема 3.1.Эффективные спо- Содержание учебного материала собы поиска работы Профессиональные цели будущих специалистов, источники информации об имеющихся рабочих местах. Эффективные способы поиска работы: непосредственное обращение к работодателю, участие в презентациях компаний и ярмарках вакансий, публикации о вакансиях в СМИ, сайтах компаний - работодателей, использование данных информационного банка вакансий, получениеиндивидуальных консультаций в государственных службах занятости, обращение в кадровые агентства, коммерческие фирмы, занимающиеся трудоустройством, использование личных связей, собственные объявления в СМИ и глобальной сети Интернет, телефонные звонки потенциальным работодателям. Самостоятельная работа обучающихся Посещение центра занятости с целью ознакомления с вакансиями профессий и возможностями повышения квалификации или переобучения. Тема 3.2. Межличностное вза- Содержание учебного материала имодействие в ситуации труПродуктивные приемы и способы эффективной коммуникации в процессе трудодоустройства устройства. Собеседование с работодателями. Основные вопросы к кандидату при приеме на работу и технология ответов. Анкета при приеме на работу. Телефонные переговоры с работодателем, техника их ведения. Подготовка к интервью с работодателем. Внешний вид соискателя вакансии. Манеры поведения и 2 ОК 01-ОК 09 ЛР17, ЛР18 14 2 ОК 01-ОК 09 ЛР17, ЛР18 2 ОК 01-ОК 09 ЛР17, ЛР18 2 ОК 01-ОК 09 ЛР17, ЛР18 6 речи, впечатление. Самопрезентация работника: способы и приемы подачи себя в «выгодном свете». Самостоятельная работа обучающихся Составление и заполнение анкет при приеме на работу. Основные вопросы к кандидату при приеме на работу и технология ответов. Анкета при приеме на работу. Телефонные переговоры с работодателем, техника их ведения. Подготовка к интервью с работодателем. Внешний вид соискателя вакансии. Манеры поведения и речи, впечатление. Самопрезентация работника: способы и приемы подачи себя в «выгодном свете». Содержание учебного материала Тема 3.3. Конфликтные ситуации при трудоустрой- Конфликтные ситуации при трудоустройстве, пути их предотвращения и разрешения. стве, их предотвращения ираз- Проектирование индивидуальных моделей в затруднительных ситуациях решения взаимодействия. Тема 3.4. Документы, необхо- Содержание учебного материала димые для трудоустройства Подбор и оформление документов. Официальные документы (паспорт, документ об образовании, трудовая книжка, права, свидетельства, сертификаты). Автобиография, профессиональное резюме, поисковое письмо работодателю, основные правила их разработки и оформления. Характеристика соискателя вакансии. Основные требования к содержанию и оформлению рекомендательных писем и писем- напоминаний. Деловое письмо с послужным списком кандидата. Практическая работа №1 Составление профессионального резюме, делового письма. Составление автобиографии. Раздел IV. Адаптация на рабочем месте Тема 4.1. Понятие, виды, Содержание учебного материала формы и способы адаптации Понятие «адаптация». Виды адаптации: социальная, профессиональная, психологическая адаптация на рабочем месте. Формы и способы адаптации. Основные черты эффективной адаптации. Роль коммуникативной компетенции. Новые жизненные и профессиональные задачи, связанные с началом работы. Тема 4.2. Условия адаптациии Самостоятельная работа Планирование и реализация профессиональной карьеры. Анализ собственных резерпрофессионального роста вов по результатам первых месяцев работы, корректировка профессионального поведения и деятельности. Приобретение и совершенствование профессиональных компетенций с учетом конъюнктуры регионального рынка труда и требований 2 ОК 01-ОК 09 ЛР17, ЛР18 2 ОК 01-ОК 09 ЛР17, ЛР18 2 ОК 01-ОК 09 ЛР17, ЛР18 2 ОК 01-ОК 09 ЛР17, ЛР18 4 2 ОК 01-ОК 09 ЛР17, ЛР18 2 ОК 01-ОК 09 ЛР17, ЛР18 7 конкретного рабочего места. Самообразование и повышение квалификации как необходимые условия адаптации и профессионального роста. Формы и методы профессиональной переподготовки и повышения квалификации. Промежуточная аттестация (дифференцированный зачет) 2 2.2.1.1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению Реализация учебной дисциплины Рынок труда и профессиональная карьера требует наличия учебного кабинета. Оборудование учебного кабинета: комплект учебной мебели, классная доска, комплектмебели для ПК, учебно-наглядных пособий по дисциплине. Технические средства обучения: компьютер, проектор, экран, принтер. 3.2. Информационное обеспечение реализации программы Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы, для использования в образовательном процессе. 1. 2. 3. 4. 3.2.1. Обязательные печатные издания Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А. Введение в профессию: общие компетенции профессионала. Эффективное поведение на рынке труд. Основы предпринимательства: Гиды для преподавателей. – Самара: ЦПО, 2019. Ефимова С.А. Ключевые профессиональные компетенции: спецификация модулей. – Самара: Изд-во ЦПО, 2018 Зырянова М. Как найти работу за 14 дней: Практическое пособие для тех, кто ищет работу. – СПб.: Речь, 2020. Трудовой кодекс Российской Федерации от30.12.2020 N 197-ФЗ. 3.2.2. Дополнительные источники 1. Как успешно пройти собеседование//Super Job [Электронный ресурс]. – http//www. superjob.ru./rabota/interview.html 2. Работа.Ru [Электронный ресурс.].- http//www.rabota.ru/vesti/career/tretij.html.Ресурсы удаленного доступа 3. http://www.job - система поиска работы и сотрудников 4. http://blanker.ru - образцы и бланки документов 5. http://podborkadrov.com- сайт для кадровиков и не только. 6. http://www.jobsmarket.ru/novosti/8756/- сайт по трудоустройству 7. http://www.eng.ru/pedagogika/uchebnoe posobie po igre debaty im eni.html - пособие по игреДебаты 9 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, работ. Формы и методы контроля и оценки результатов обучения позволяют проверять у обучающихся не только освоенные умения и усвоенные знания, но и развитие общих компетенций. Результаты освоения ОК Основные показатели ОК 01 Выбирать способы решения задач профессио- Выбирает способы решения задач нальной деятельности применительно к различным профессиональной деятельности контекстам информации применительно в различных ОК 02 Использовать современные средства поиска, Осуществляет поиск, анализ и инанализа и интерпретации, и информационные техно- терпретацию информации, необхологии для выполнения задач профессиональной дея- димо для выполнения задачпрофестельности сиональной деятельности ОК 03 Планировать и реализовывать собственное Планирует и реализует собственное профессиональное и личностное развитие, предпрофессиональное и личностное принимательскую деятельность в профессиональразвитие ной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненныхситуациях ОК 04 Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде ОК 05 Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке РоссийскойФедерации с учетом особенностей социального и культурного контекста ОК 06 Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения ОК 07 Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях Работает в коллективе и команде,эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами Осуществляет устную и письменную коммуникацию на государственном языке РФ с учётом особенностей социального и культурного контекста Проявляет граждан патриотическую позицию демонстрировать осознанноеповедение на основе традиционных общечеловеческих ценностей Содействует сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях ОК 08 Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности Использует средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня ОК 09 Пользоваться профессиональной документацией Пользуется профессиональной докуна государственном и иностранном языках ментацией на государственном и иностранном языках 10 11 13