УП_ПМ.01_Оформление_и_компоновка_технической_документации

Министерство образования и науки Республики Хакасия
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Хакасия
«Черногорский горно-строительный техникум»
Профессия 09.01.03 Оператор информационных систем и ресурсов

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
ПМ.01 ОФОРМЛЕНИЕ И КОМПОНОВКА ТЕХНИЧЕСКОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ

Профессия:
09.01.03 Оператор информационных систем и ресурсов
Форма обучения – очная
Нормативный срок обучения – 1 год 10 месяцев
На базе основного общего образования
Профиль: технологический

г. Черногорск, 2024

Рабочая программа учебной практики ПМ.01 Оформление и компоновка технической документации разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (далее - ФГОС) среднего профессионального образования по профессии 09.01.03 Оператор
информационных систем и ресурсов (утв. приказом Министерства просвещения РФ от 11 ноября 2022 г. №974), учебного плана ГБПОУ РХ «Черногорский горно-строительный техникум» по
программе профессионального обучения 09.01.03 Оператор информационных систем и ресурсов.
Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение республики Хакасия «Черногорский горно-строительный техникум»

2

1.
2.
3.
4.

СОДЕРЖАНИЕ
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ПРАКТКИ
ПМ.01. ОФОРМЛЕНИЕ И КОМПОНОВКА ТЕХНИЧЕСКОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ.
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ.

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
3

ПМ.01 Оформление и компоновка технической документации
1.1. Цель и планируемые результаты освоения учебной практики
В результате изучения учебной практики обучающийся должен освоить основной вид
деятельности ПМ.01 «Оформление и компоновка технической документации» и соответствующие ему общие компетенции и профессиональные компетенции:
1.1.1. Перечень общих компетенций
Наименование общих компетенций
Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к
ОК 01
различным контекстам;
Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации, и
ОК 02 информационные технологии для выполнения задач профессиональной
деятельности;
Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие,
ОК 03 предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания
по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях;
ОК 04 Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде;
Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке
ОК 05 Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста;
Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с
ОК 06
учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять
стандарты антикоррупционного поведения;
Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знаОК 07 ния об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях;
Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья
ОК 08 в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня
физической подготовленности;
Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном
ОК 09
языках.
Код

1.1.2. Перечень профессиональных компетенций
Код
Наименование видов деятельности и профессиональных компетенций
ВД 1
Оформление и компоновка технической документации.
ПК 1.1 Выполнять ввод и обработку текстовых данных.
Выполнять преобразование данных, связанных с изменениями структуры докуменПК 1.2
тов.
ПК 1.3 Выполнять разметку и форматирование документов различных форматов.
ПК 1.4 Конвертировать аналоговые данные в цифровые.
Выполнять подготовку цифровых данных для дальнейшей обработки и архивироваПК 1.5
ния.
ПК 1.6 Формировать запросы для получения информации в базах данных.
ПК 1.7 Выполнять операции с объектами базы данных.
1.1.2. В результате освоения учебной практики обучающийся должен
набора и редактирования текста;
Иметь практический
выполнения операций с фрагментами текста;
опыт
создания сложного многостраничного документа;
создания и редактирования документов в облачных сервисах;
создания списков рисунков, литературных источников и оглавлений;
разметки и форматирования документов;
4

Уметь

Знать

оформления документов таблицами;
работы в табличных процессорах;
создания новых и использование стандартных шаблонов документов;
сохранения документов в различных цифровых форматах;
сохранения документов в облачных хранилищах;
совместной работы в группе редакторов;
преобразования и перекомпоновки данных;
применения к тексту документа стилей и других средств оформления;
сохранения, копирования и создания резервных копий документов;
сканирования, распознавания и сохранения изображений и текста;
ведения и актуализации информационных баз данных;
формирования запросов к базам данных;
применять современные текстовые редакторы и процессоры;
использовать сочетания клавиш для редактирования и
форматирования документов;
применять средства форматирования;
создавать структурированные документы и документы слияния;
создавать документы на основе шаблонов;
сохранять документы в различных форматах;
применять средства совместного редактирования;
создавать, настраивать, применять стили в документе с помощью текстового процессора;
изменять структуру и форму текстовых документов;
преобразовывать форматы и осуществлять перекомпоновку данных
в текстовых документах;
создавать сложные многостраничные документы с применением импортирования и внедрения текстовых, табличных и графических объектов из разных программных приложений;
работать с программами архивирования;
использовать встроенные функции резервирования в современных
текстовых процессорах;
применять средства ввода графической и текстовой информации; выполнять обновление информации в базах данных;
формировать отчеты с помощью запросов к базам данных;
правила ввода, набора и редактирования текстовой информации;
инструментарий и особенности современных текстовых редакторов
и процессоров;
основные правила и требования к структуре документов;
правила форматирования документов;
возможности настольных издательских систем;
средства совместного редактирования;
стандарты форматов представления текстовых и табличных документов;
понятие версий и совместимости форматов;
понятия публичных и приватных документов;
способы работы с документами в облачных хранилищах;
основные стандарты оформления текстовых документов;
структурные элементы текстовых документов;
виды и назначения периферийных устройств, их устройство и
принцип действия, интерфейсы подключения и правила
эксплуатации;
средства сканирования и распознавания текста;
виды и методы осуществления процесса резервирования данных;
5

виды и форматы средств архивирования;
виды и правила построения запросов к базам данных;
принципы организации информационных и архитектуру баз данных;
основные положения теории баз знаний.
1.2. Количество часов, отводимое на освоение учебной практики
1.3. Рекомендуемое количество часов на освоение учебной практики:
216 часов
Промежуточная аттестация (Дифференцированный зачет).
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
2.1. Структура учебной практики
ПМ.01 «Оформление и компоновка технической документации»
Вид учебной работы
Количество часов
09.01.03 Оператор информационных сиПрактические занятия
стем и ресурсов
Оформление и компоновка технической доку216
ментации
Итого
216

6

2.2. Тематический план и содержание учебной практики ПМ.01. «Оформление и компоновка технической документации»
Наименование разделов
профессионального
Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа
Объем
модуля (ПМ), межКод ПК, ОК
обучающихся, курсовая работ (проект)
часов
дисциплинарных
курсов (МДК) и тем
1
2
3
4
Раздел 1. Выполнение работ по подготовке и обработке данных различных форматов
162
Содержание
учебного
материла
42
ПК 1.1,
Тема 1.1 Основные
Изучение текстовых процессоров (меню, горячие клавиши, шаблоны)
ПК 1.2, ПК 1.3,
приемы обработки
ПК 1.4, ПК 1.5,
текстовой и числовой
Создание нового документа с помощью шаблонов
6
ОК 01-ОК 09.
информации
Ввод текстовой информации.
Форматирование текста. Работа с колонтитулами
Работа с инструментами панели инструментов Вставка
12
Создание, редактирование и форматирование таблиц в текстовых документах.
Работа с многостраничными документами. Оформление документов с помощью
стилей.
12
Работа с рисунками
Вставка сносок и оглавления
Оформление и печать текстовых документов.
Создание комплексного документа в текстовом редакторе
12
Конвертирование аналоговых данных в цифровую
Архивирование данных
Содержание учебного материала
24
1.2 Мультимедийные
Изучение
программ
для
создания
презентаций.
презентации
Создание и оформление презентации: дизайн, графика, текст, переходы
12
Создание и оформление презентаций из исходных мультимедийных компонентов.
Воспроизведение презентаций
Создание гиперссылок и управляющих клавиш в презентации
12
Создание презентации согласно установленному времени
Содержание учебного материала
12
1.3 Электронные
Изучение
программ
для
работы
с
публикациями.
публикации
6
Создание информационного бюллетеня.
Создание визитки.
6
Создание информационных буклетов.
7

Содержание учебного материла
Работа с готовым растровым изображением
Работа с кистями по заданным условиям
Использование фильтров при создании растрового изображения
Работа со слоями
Работа с готовыми шаблонами, создание шаблонов
Применение фильтров при работе с фотографией
Содержание учебного материла
1.6. Векторный
графический редактор Рисование и обработка линий в векторной графике
Работа с примитивами
Наложение и распыление изображений
Заливка и обводка объекта
Объединение объектов и трансформация объектов
Создание эффектов
Работа с текстом в векторном редакторе
Раздел 2. Работа с данными в базах данных и электронных таблицах
Содержание учебного материала
2.1 Электронные
таблицы
Ввод, редактирование и форматирование электронных таблиц и содержимого ячейки
Работа с математическими функциями. Выполнение расчётов.
Создание, редактирование и форматирование диаграмм
Построение графиков функции
Работа с логическими функциями. Выполнение расчётов.
Работа с другими функциями. Выполнение расчетов.
Условное форматирование в электронных таблицах
Сортировка и фильтры
Создание комплексного документа в табличном редакторе
Содержание учебного материала
2.2. Базы данных
Создание таблицы и возможности заполнения данными из внешних источников
Создание фильтров и запросов в MS Access
Создание форм и отчетов в MS Access
Разработка многотабличной базы данных в MS Access
Создание и заполнение данными в многотабличных базах данных
Обработка данных в многотабличной базах данных
1.4. Растровые
графические редакторы

36
6
6
6
6
6
6
48
12
6
6
6
6
6
6
54
24
12

6

6

ПК 1.6, ПК 1.7,
ОК 01-ОК 09

24
6
6

8

Создание форм данных и заполнение многотабличной базы данных
Создание запросов к многотабличной базе данных
Создание отчетов в многотабличной базе данных
Создание интерфейса к многотабличной базе данных
Дифференцированный зачет
Всего учебной практики ПМ.01:

6
6
6
216

9

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы учебной практики ПМ.01 «Оформление и компоновка технической документации» предполагает наличие лаборатории «Информационных технологий»:
− автоматизированные рабочие места обучающихся (процессор Core i5, оперативная память объемом 32 Гб);
− автоматизированное рабочее место преподавателя (процессор Core i5, оперативная память объемом 32 Гб);
− демонстрационные стенды;
− принтер лазерный;
− МФУ;
− интерактивная доска;
− аудиосистема;
− проектор и экран;
− маркерная доска.
− веб-камеры;
− сканер;
− учебно-методическая документация;
Реализация программы учебной практики предполагает обязательную учебную практику, которую рекомендуется проводить рассредоточено.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Основные источники:
1. Остроух А.В. Ввод и обработка цифровой информации: учебник для студ. учреждений
сред. проф. образования/А.В. Остроух. –6-е изд., - Москва: Академия, 2020. – 288 с.
2. Курилова А.В. Ввод и обработка цифровой информации. Практикум: учеб. пособие для
студ. учреждений сред. проф. образования / А.В. Курилова, В.О. Оганесян. — М.: Издательский центр «Академия», 2020. — 176 с.
Дополнительные источники:
1. Угринович Н.Д. Информатика: учебник / Угринович Н.Д. — Москва: КноРус, 2020. — 377
с. — (СПО). — ISBN 978-5-406-07314-8. — URL: https://book.ru/book/932057
2. Информационная безопасность: учебник / Мельников В.П. под ред., Куприянов А.И.
— Москва:КноРус, 2020. — 267 с. — (СПО). —ISBN 978-5-406-07382-7.
— URL: https://book.ru/book/932059
3. Прохорский Г.В. Информатика и информационные технологии в профессиональной деятельности: учебное пособие / Прохорский Г.В. — Москва:КноРус, 2019. — 271 с. — ISBN
978-5-406-01669-5. — URL: https://book.ru/book/936664
4. Филимонова, Е.В. Информационные технологии в профессиональной деятельности: учебник / Филимонова Е.В. — Москва: КноРус, 2019. — 482 с. — (СПО). — ISBN 978-5-40606532-7. — URL: https://book.ru/book/929468
Интернет-ресурсы:
1. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов [Электронный ресурс]. – Режим доступа [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://school-db.informika.ru/glossary/
2. Информационная
безопасность
[Электронный
ресурс].
–
Режим доступа: http://citforum.ru/security/
3. Программа для преобразования медиа-контента для публикации в интернете [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.skan.ru/software/n7271_mediacoder.html
4. Бесплатные антивирусные программы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://smaik1.narod.ru/antivirus.html
3.3. Общие требования к организации учебной практики
Обязательным условием прохождения учебной практики в рамках профессионального
модуля ПМ.01 Оформление и компоновка технической документации, является освоение тео10

ретических и практических знаний по МДК.01.01 Подготовка текстовой документации и
МДК.01.02 Работа с данными в базах данных и электронных таблицах
3.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса
Реализация рабочей программы обеспечена педагогическими работниками техникума,
а также лицами, привлекаемыми к реализации рабочей программы на иных условиях, в том
числе из числа руководителей и работников организаций, направление деятельности которых
соответствует области профессиональной деятельности, указанной в пункте 1.13 ФГОС СПО
(имеющих стаж работы в данной профессиональной области не менее трех лет);
квалификация педагогических работников лицея отвечает квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках и (или) профессиональных стандартах
(при наличии); педагогические работники, привлекаемые к реализации рабочей программы, получают дополнительное профессиональное образование по программам повышения
квалификации не реже одного раза в три года с учетом расширения спектра профессиональных
компетенций, в том числе в форме стажировки в организациях, направление деятельности
которых соответствует области профессиональной деятельности, указанной в пункте 1.13
ФГОС СПО, а также в других областях профессиональной деятельности и (или) сферах
профессиональной деятельности при условии
соответствия полученных компетенций требованиям к квалификации педагогического работника;
доля педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок),
имеющих опыт деятельности не менее трех лет в организациях, направление деятельности которых соответствует области профессиональной деятельности, указанной в пункте 1.13 ФГОС
СПО, в общем числе педагогических работников, обеспечивающих освоение обучающимися
профессиональных модулей образовательной программы, составляет не менее 25 процентов.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
Код ПК и ОК, формируеОсновные показатели
Формы и методы контроля
мых в рамках модуля
оценки результата
и оценки
ПК 1.1. Выполнять ввод и
обработку текстовых данных.

Соответствие последовательности ввода информации ее типу и
применяемому программному
обеспечению.
Оформление информационных
блоков в соответствии с требованиями и правилами размещения информации в документах.

- оценка выполнения практических работ;
- оценка результата
деятельности выполнения работ на учебной и
производственной практике;
- оценка результатов
выполнения внеаудиторной
самостоятельной
работы
(подготовка рефератов,
сообщений презентаций;
- оформление отчётов и
подготовка к практическим
работам;
- составление конспектов;
- составление технологических карт)
ПК 1.2. Выполнять преоб- Выполнение сканирования про- оценка выполнения практиразование данных, связан- зрачных и непрозрачных оригина- ческих работ;
ных с изменениями струк- лов, выполнение распознавания
- оценка результата деятельтуры документов.
сканированных текстовых докуности выполнения работ на
ментов с помощью программ расучебной и производственпознавания текста в соответствии с ной практике;
технологической последовательно- - оценка результатов выполстью.
нения внеаудиторной
11

ПК 1.3. Выполнять разметку и форматирование
документов различных
форматов.

Демонстрировать навыки создания,
редактирования и форматирования
различных документов используя
прикладные программы

ПК 1.4. Конвертировать
аналоговые данные в
цифровые.

Демонстрация навыков конвертирования файлов в различные
форматы;
Обоснование применения того или
иного формата файла в зависимости
от поставленной задачи
Конвертирование форматов аудио,
видео, графических файлов в соответствии с технологической последовательностью

ПК 1.5. Выполнять подготовку цифровых
данных для дальнейшей
обработки и
архивирования.

Демонстрировать навыки
подготовки данных для дальнейшей
обработки.
Демонстрировать навыки принципов архивации файлов, функций и режимов работы наиболее
распространенных

самостоятельной
работы
(подготовка рефератов, сообщений презентаций;
- оформление отчётов и
подготовка к практическим
работам;
- составление конспектов;
составление технологических карт)
- оценка на практических
занятиях и при прохождении
учебной и производственной
практики;
- оценка результата деятельности выполнения работ на
учебной и производственной практике;
- оценка результатов выполнения внеаудиторной
самостоятельной работы
(подготовка
рефератов,
сообщений презентаций;
- описание принципа работы
принципиальных электрических схем;
- оформление отчётов и
подготовка к практическим
работам;
- составление конспектов;
- составление технологических карт)
- оценка выполнения
практических работ;
- оценка результата
деятельности выполнения
работ на учебной и
производственной практике;
- оценка результатов
выполнения
- описание принципа работы
принципиальных электрических схем;
- оформление отчётов и
подготовка к практическим
работам;
- составление конспектов;
- составление технологических карт)
- оценка выполнения практических работ.
- оценка результата деятельности выполнения работ на
учебной и производственной практике;
- оценка результатов
12

архиваторов, научиться записывать
информацию на внешние носители
информации

ПК 1.6. Формировать за- Демонстрировать навыки создания
просы для получения ин- баз данных, запросов, отчетов и
формации в базах
форм.
данных.
Уметь осуществлять сортировку
данных в таблице.

ПК 1.7. Выполнять
операции с объектами
базы данных.

Демонстрировать навыки по созданию БД, связыванию таблиц, создавать запросы и отчёты различной
степени сложности

ОК 01. Выбирать способы
решения задач профессиональной деятельности применительно к различным
контекстам.

Обоснованность постановки цели,
выбора и применения методов и
способов решения профессиональных задач;
адекватная оценка и самооценка
эффективности и качества выполнения профессиональных задач
Использование различных источников, включая электронные ресурсы,
медиаресурсы, Интернет- ресурсы,
периодические издания по специальности для решения профессиональных задач

ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа интерпретации
информации, информационные технологии для
выполнения задач профессиональной деятельности.
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное
профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной
сфере,

выполнения
- описание принципа работы
принципиальных электрических схем;
- оформление отчётов и
подготовка к практическим
работам;
- составление конспектов;
- составление технологических карт)
- устный опрос;
-решение практических заданий;
- оценка выполнения практических работ;
- оценка результата деятельности выполнения работ на учебной и производственной практике;
- оценка результатов выполнения
оценка выполнения практических работ;
- оценка результата
деятельности выполнения
работ на учебной и
производственной практике;
- оценка результатов
выполнения
Экспертное
наблюдение
при выполнении работ по
учебной практике
дифференцированный зачет
по учебной практике

Демонстрация ответственности за
принятые решения обоснованность
самоанализа и коррекция результатов собственной работы

13

использовать знания по
финансовой грамотности
в различных жизненных
ситуациях.
ОК 04. Эффективно взаимодействовать и
работать в коллективе и
команде.

ОК 05. Осуществлять
устную и письменную
коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с
учетом
особенностей
социального и культурного контекста.
ОК 06. Проявлять гражданско- патриотическую
позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных
общечеловеческих ценностей, в том
числе с учетом гармонизации межнациональных
и межрелигиозных
отношений, применять
стандарты антикоррупционного поведения
ОК 07. Содействовать
сохранению окружающей среды, ресурсосбережению,
применять
знания об изменении
климата, принципы бережливого
производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях
ОК 08. Использовать
средства физической
культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности

Взаимодействовать с обучающимися,
преподавателями и мастерами в ходе
обучения, с руководителями учебной
и производственной практик;
обоснованность анализа работы
членов команды (подчиненных)
Демонстрировать грамотность устной и письменной речи, ясность
формулирования и изложения мыслей

Соблюдение норм поведения во
время учебных занятий и прохождения учебной и производственной
практик

Эффективное выполнение правил
ТБ во время учебных занятий, при
прохождении учебной и производственной практик; демонстрация
знаний и использование ресурсосберегающих технологий в профессиональной деятельности

Эффективность
использовать
средств физической культуры для
сохранения и укрепления здоровья
при выполнении профессиональной
деятельности.

14

ОК 09. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и
иностранном языках

Эффективность использования в
профессиональной
деятельности
необходимой технической
документации, в том числе на английском языке.

15


Наверх

На сайте используются файлы cookie. На сайте  осуществляется сбор персональных данных посредством метрических программ (Яндекс.Метрика). Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».