Министерство образования и науки Республики Хакасия Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Хакасия «Черногорский горно-строительный техникум» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ по специальности 21.02.19 « Землеустройство» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Информатика 2023 Программа учебной дисциплины Информатика разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее) ФГОС по специальности (специальностям) среднего профессионального образования 21.02.19 « Землеустройство» Организация-разработчик: ГБПОУ РХ «Черногорский горно-строительный техникум» Разработчик: Манахова Марина Владимировна, преподаватель информатики ГБПОУ РХ «Черногорский горно-строительный техникум» СОДЕРЖАНИЕ 1. Общая характеристика рабочей программы дисциплины «Информатика» ........................4 2. Структура и содержание общеобразовательной дисциплины ..............................................7 3. Условия реализации программы общеобразовательной дисциплины ............................... 10 4. Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной дисциплины ................ 12 1. Общая характеристика рабочей программы дисциплины «Информатика» Место дисциплины в структуре программы СПО: Дисциплина «Информатика» является обязательной частью основной профессиональной образовательной программы математический и общего естественно- научного цикла образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности: 21.02.19 « Землеустройство» Цели и планируемые результаты освоения дисциплины: Цели дисциплины Содержание программы дисциплины «Информатика» направлено на достижение следующих целей: освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в современном обществе, биологических и технических системах; овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом цифровые технологии, в том числе при изучении других дисциплин; развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и цифровых технологий при изучении различных учебных предметов; воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности; приобретение опыта использования цифровых технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности. Планируемые результаты освоения общеобразовательной дисциплины в соответствии с ФГОС СПО и на основе ФГОС СОО Код и наименование формируемых компетенций ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные Планируемые результаты освоения дисциплины Общие Дисциплинарные - готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие; - самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, рассматривать ее всесторонне; - определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения; - вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям, оценивать риски последствий деятельности; - развивать креативное мышление при решении жизненных проблем - уметь переносить знания в познавательную и практическую области жизнедеятельности; - уметь интегрировать знания из разных предметных областей; - выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и решения; - способность их использования в познавательной и социальной практике - владеть навыками получения информации из источников разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию информации различных видов и форм представления; - использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных - понимать угрозу информационной безопасности, использовать методы и средства противодействия этим угрозам, соблюдать меры безопасности, предотвращающие незаконное распространение персональных данных; соблюдать требования техники безопасности и гигиены при работе с компьютерами и другими компонентами цифрового окружения; понимать правовые основы использования компьютерных программ, баз данных и работы в сети Интернет; - уметь организовывать личное информационное пространство с использованием различных средств цифровых технологий; понимание возможностей цифровых сервисов государственных услуг, цифровых образовательных сервисов; понимать возможности и ограничения технологий искусственного интеллекта в различных областях; иметь представление об использовании информационных технологий в различных профессиональных сферах выполнять преобразования логических выражений, используя законы алгебры логики; определять кратчайший путь во взвешенном графе и количество путей между вершинами ориентированного ациклического графа; - уметь читать и понимать программы, реализующие несложные алгоритмы обработки числовых и текстовых данных на выбранном для изучения универсальном языке технологии для выполнения задач профессиональной деятельности ПК 1.4. Участвовать в разработке проекта производства работ с применением информационных технологий. ПК 5.1. Составление сводных спецификаций и таблиц потребностей и строительных и вспомогательных материалов и оборудовании задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; составлении и описании работ для разработки линейных и сетевых графиков производства работ; разработке и согласовании календарных планов производства строительных работ на объекте капитального строительства; разработке карт технологических и трудовых процессов. - определять номенклатуру и осуществлять график поставки строительных материалов, конструкций, изделий, оборудования и других видов материальнотехнических ресурсов в соответствии с производственными заданиями и календарными планами производства строительных работ на объекте капитального строительства; определять состав и расчѐт показателей использования трудовых и материально-технических ресурсов; заполнять унифицированные формы плановой документации распределения ресурсов при производстве строительных работ; определять перечень необходимого обеспечения работников бытовыми и санитарно-гигиеническими помещениями. Знания: способы и методы планирования строительных работ (календарные планы, графики производства работ); виды и характеристики строительных машин, энергетических установок, транспортных средств и другой техники; требования нормативных правовых актов и нормативных технических документов к составу, содержанию и оформлению программирования высокого уровня (Паскаль, Python, Java, С++, С#); Уметь составлять спецификацию, таблицы и другую техническую документацию - осуществлять расчет объемов (количества) с помощью программы Ms.Excel разрабатывать графики эксплуатации (движения) - строительной техники, машин и механизмов в соответствии с производственными заданиями -уметь использовать компьютерно-математические модели для анализа объектов и процессов, представлять результаты моделирования в наглядном виде 2. Структура и содержание общеобразовательной дисциплины Объем дисциплины и виды учебной работы Индекс Наименование: Информатика Дифференцированный зачет Форма промежуточной аттестации (номер Экзамен семестра) Объѐм образовательной нагрузки, час Самостоятельная учебная работа Учебная нагрузка обучающихся, час Всего во взаимодействии с преподавателем Всего учебных занятий Теоретическоеобучение во взаимодей В том Лабораторныеработы числе Практическиезанятия ствии с преподават Курсовые работы/проекты елем Консультации Промежуточная аттестация (часов) ЕН.02 2 курс 3 сем 2 48 48 48 8 0 40 0 - Тематический план и содержание дисциплины: ИНФОРМАТИКА ( наименование дисциплины) Наименование Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия разделов и тем 1 2 Раздел 1. Информация и информационные процессы Содержание учебного материала Тема 1.1. Информация. Информационные процессы 1 Информатика. Информация. Виды и свойства Содержание учебного материала 1 Алгебра логики. Высказывания. Логические операции и выражения. Тема 1.2. Логические Практические работы основы компьютера 1 Таблицы истинности, их построение. Основные законы алгебры логики и их доказательство 2 Решение логических задач методом рассуждений Содержание учебного материала Практические работы Применение облачных технологий в профессиональной деятельности. Создание, аккаунта, 1 знакомство с документами Тема 1.3. Сетевое хранение данных и цифрового Создание документа. Совместный доступ, режим просмотра и редактирования. Сохранение 2 текста в разных форматах. Поиск текста в документе. Общий чат редакторов по документу контента. Совместная работа по созданию презентации, Предоставление доступа и комментирования, 3 быстрая презентация по шаблону 4 Яндекс формы. Создание опроса, теста, формы, вставка картинок в вопросы Раздел 2. Технологии создания и преобразования графики и мультимедиа Содержание учебного материала 1 Практические работы Тема 2.1.Графические 1 Объекты компьютерной графики. Знакомство с программой Gimp редакторы 2 Работа в программе Gimp. Создание визитки 3 Работа в программе Gimp. Создание коллажа 4 Работа в программе Gimp. Создание анимации Раздел 3. Основы алгоритмизации и программирование Содержание учебного материала 1 Понятие алгоритма. Свойства алгоритма. Способы записи алгоритма Тема 3.1. Элементы теории Практические работы алгоритмов. Основные Алгоритмические структуры. Следование. Ветвление алгоритмические Циклическая алгоритмическая конструкция конструкции Алгоритмы и исполнители Объем Формируемые часов компетенции 3 2 2 6 2 2 2 8 ОК 01 ОК 02, ПК 1.4 ОК 01, ПК 1.4, ПК.5.1 2 2 2 2 8 ОК 02, ПК 1.4 2 2 2 2 8 2 2 2 2 ОК 02, ПК 1.4 Наименование разделов и тем 1 Тема 3.2. Основные сведения о языке программирования Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия 2 Содержание учебного материала 1 Основные сведения о языке программирования Паскаль Практические работы 1 Графика в программе Pascal ABC, модуль graphABC 2 Построения графических примитивов 3 Анимация на языке Паскаль. Цикл for 4 Анимация на языке Паскаль. Использование цикла while 5 Анимация на языке Паскаль. Использование цикла repeat Дифференцированный зачет Всего: максимальная нагрузка Аудиторная нагрузка теоретическая часть практические занятия самостоятельная нагрузка Объем Формируемые часов компетенции 3 14 ОК 02, ПК 2 1.4 2 4 2 2 2 2 48 48 8 40 - 3. Условия реализации программы общеобразовательной дисциплины Требования к минимальному материально-техническому обеспечению Реализация дисциплины требует наличия учебной компьютерной лаборатории информатики. Оборудование компьютерной лаборатории: посадочные места по количеству обучающихся; рабочее место преподавателя; интерактивная доска; учебно-методическое обеспечение. Технические средства обучения: компьютеры по количеству обучающихся; локальная компьютерная сеть и глобальная сеть Интернет; системное и прикладное программное обеспечение; антивирусное программное обеспечение; специализированное программное обеспечение; мультимедиапроектор интерактивная доска/панель/экран. Информационное обеспечение обучения. Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы Основные печатные издания 1. Гаврилов, М. В. Информатика и информационные технологии : учебник для среднего профессионального образования / М. В. Гаврилов, В. А. Климов. — 5-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023 2. Гаврилов, М. В. Информатика. Базовый уровень. 10—11 классы : учебник для среднего общего образования / М. В. Гаврилов, В. А. Климов. — 5-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023 3. Демин, А. Ю. Информатика. Лабораторный практикум : учебное пособие для среднего профессионального образования / А. Ю. Демин, В. А. Дорофеев. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. 4. Зимин, В. П. Информатика. Лабораторный практикум в 2 ч. Часть 1: учебное пособие для среднего профессионального образования / В. П. Зимин. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. 5. Новожилов, О. П. Информатика в 2 ч. Часть 1 : учебник для среднего профессионального образования / О. П. Новожилов. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. 6. Новожилов, О. П. Информатика в 2 ч. Часть 2 : учебник для среднего профессионального образования / О. П. Новожилов. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023 7. Трофимов В.В. Информатика : учебник для среднего профессионального образования / В. В. Трофимов, М. И. Барабанова. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. Электронные издания 1. Информатика - 10 класс - Российская электронная школа (resh.edu.ru) 2. Информатика - 11 класс - Российская электронная школа (resh.edu.ru) 3D моделирование для каждого - Российская электронная школа (resh.edu.ru) Я класс Урок цифры Информатика и ИКТ. Тренировочные варианты для подготовки к ЕГЭ-2020 ЯндексРепетитор 7. Информатика 10 класс. Видеоуроки - ЯндексРепетитор 8. Информатика 11 класс. Видеоуроки - ЯндексРепетитор 9. Анализ данных - Яндекс Практикум 10. Элективные онлайн курсы. Академия Яндекса 11. Информатика 10 класс - Медиапортал. Портал образовательных и методических медиаматериалов 12. Информатика 11 класс - Медиапортал. Портал образовательных и методических медиаматериалов 13. Академия искусственного интеллекта для школьников 14. Введение в программирование на языке Python. V1.7 - Онлайн-курсы Образовательного центра Сириус 15. Введение в программирование на языке Python. V1.7 - Онлайн-курсы Образовательного центра Сириус 16. Введение в машинное обучение - Онлайн-курсы Образовательного центра Сириус 17. Знакомство с искусственным интеллектом - Онлайн-курсы Образовательного центра Сириус 3. 4. 5. 6. Дополнительные источники 1. Акопов, А. С. Компьютерное моделирование: учебник и практикум для среднего профессионального образования / А. С. Акопов. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 389 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-10712-8. 2. Демин, А. Ю. Информатика. Лабораторный практикум: учебное пособие для среднего профессионального образования / А. Ю. Демин, В. А. Дорофеев. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 133 с. 4. Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной дисциплины Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной дисциплины раскрываются через дисциплинарные результаты, направленные на формирование общих и профессиональных компетенций по разделам и темам содержания учебного материала. Общая/профессиональ ная компетенция ОК 01 ОК 02, ПК 1.4, ПК 5.1 ОК 01 ПК 1.4 ОК 02, ПК 1.4, ПК 5.1 ОК 01, ОК 02, ПК 1.4, ПК 5.1. Раздел/Тема Тема 1 Тема 1.3 Тема 1.2 Тема 2.1 Тема 3.1 Тема 3.2 Тема 1.3 Тип оценочных мероприятий Тестирование Выполнение практических заданий Тема 1.2 Тема 2.1 Тема 3.1 Тема 3.2 Дифференцированный зачет