фос химия 09.01.03 «Оператор информационных систем и ресурсов»

Министерство образования и науки Республики Хакасия
Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение Республики Хакасия
«Черногорский горно-строительный техникум»
ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
ОУП 07 Химия
по профессии
09.01.03 «Оператор информационных систем и ресурсов»

ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
ОУП 07 Химия
Базовый уровень

общеобразовательной дисциплины

Черногорск
2023

Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональное
образовательное
учреждение Республики Хакасия «Черногорский горно-строительный техникум»
Разработчик:
Темерова Т. В., преподаватель

2

СОДЕРЖАНИЕ
1. Паспорт оценочных средств по дисциплине «Химия» .......................................................... 4
2. Оценочные средства по дисциплине «Химия» ..................................................................... 10
2.1. Оценочные средства текущего контроля по дисциплине «Химия» ................................ 10
2.1.1. Системы заданий в тестовой форме ................................................................................ 10
2.1.2. Практические задания и задачи ....................................................................................... 12
2.1.3. Практико-ориентированные задания ............................................................................... 14
2.1.4. Задания лабораторных работ ............................................................................................ 17
2.2. Оценочные средства рубежного (тематического) контроля по дисциплине «Химия» . 23
2.2.1. Контрольные работы по разделам ................................................................................... 23
2.2.2. Кейсы .................................................................................................................................. 27
2.2.3. Учебно-исследовательский проект .................................................................................. 29

3

1. Паспорт оценочных средств по дисциплине «Химия»
Для формирования, контроля и оценки результатов освоения общеобразовательной
дисциплины «Химия» разработана система оценочных мероприятий, учитывающая
требования ФГОС СОО (предметные результаты) и ФГОС СПО (общие и
профессиональные компетенции).
Важной особенностью спроектированной системы оценивания является
согласованность оценочных мероприятий и запланированных результатов обучения.
Каждое оценочное мероприятие направлено на формирование или измерение знания /
умения в контексте, указанном в результате обучения.
В дисциплине «Химия» к основным оценочным мероприятиям относятся: задания в
тестовой форме, практические задания на составление уравнений реакций,
классификацию и номенклатуру химических соединений, расчетные задачи, лабораторные
работы, практико-ориентированные задания (расчетные и теоретические). В прикладных
модулях в качестве оценочных мероприятий также запланированы кейсы и учебноисследовательские проекты.
Реализация оценочных мероприятий по химии запланирована в рамках текущего,
рубежного (тематического) контроля и промежуточной аттестации по дисциплине.
Система оценочных мероприятий по химии представлена в паспорте оценочных
средств (таблица 1).

4

Таблица 1. Паспорт оценочных средств по дисциплине «Химия»
№
I

Модуль / Раздел / Тема

Результат обучения

Типы оценочных мероприятий

Основное содержание

1

Раздел 1. Основы строения
вещества

Формулировать базовые понятия
и законы химии

1.1

Строение атомов химических
элементов и природа
химической связи

Составлять химические формулы
соединений в соответствии со
степенью окисления химических
элементов, исходя из валентности и
электроотрицательности

1. Тест «Строение атомов химических элементов и природа
химической связи».
2. Задачи на составление химических формул двухатомных
соединений (оксидов, сульфидов, гидридов и т.п.)

1.2

Периодический закон и
таблица Д.И. Менделеева

Характеризовать химические
элементы в соответствии с их
положением в периодической
системе химических элементов Д.И.
Менделеева

Практико-ориентированные теоретические задания на
характеризацию химических элементов: «Металлические /
неметаллические свойства, электроотрицательность и
сродство к электрону химических элементов в соответствие с
их электронным строением и положением в периодической
системе химических элементов Д.И. Менделеева»

Раздел 2. Химические
реакции

Составлять уравнения и схемы
химических реакций

Контрольная работа
«Строение вещества и химические реакции»

2

5

№

Модуль / Раздел / Тема

Результат обучения

Типы оценочных мероприятий
1. Задачи на составление уравнений реакций:
– соединения, замещения, разложения, обмена и реакций с
участием комплексных соединений (на примере
гидроксокомплексов алюминия и цинка);
– окислительно-восстановительных реакций с использованием
метода электронного баланса;
– с участием комплексных соединений (на примере
гидроксокомплексов цинка и алюминия).
2. Задачи на расчет количественных характеристик продукта
реакции соединения; массовой или объемной доли выхода
продукта реакции соединения от теоретически возможного;
объемных отношений газов; количественных характеристик
исходных веществ и продуктов реакции; массы (объем,
количество вещества) продукта реакции, если одно из веществ
дано в виде раствора с определенной массовой долей
растворенного вещества

2.1

Типы химических реакций

Составлять реакции соединения,
разложения, обмена, замещения,
окислительно-восстановительные
реакции и реакции
комплексообразования (на примере
гидроксокомплексов алюминия и
цинка) с участием неорганических
веществ

2.2

Электролитическая
диссоциация и ионный обмен

Составлять уравнения химических 1. Задания на составление молекулярных и ионных реакций с
реакции ионного обмена с участием участием оксидов, кислот, оснований и солей, ионных
неорганических веществ
реакций гидролиза солей, установление изменения
кислотности среды.
2. Лабораторная работа «Типы химических реакций»

Раздел 3. Строение и
свойства неорганических
веществ

Исследовать строение и свойства Контрольная работа «Свойства неорганических веществ»
неорганических веществ

3

6

№

Модуль / Раздел / Тема

Результат обучения

Типы оценочных мероприятий

3.1

Классификация, номенклатура Классифицировать неорганические 1. Тест «Номенклатура и название неорганических веществ
и строение неорганических
вещества в соответствии с их
исходя из их химической формулы или составление
веществ
строением
химической формулы исходя из названия вещества по
международной или тривиальной номенклатуре».
2. Задачи на расчет массовой доли (массы) химического
элемента (соединения) в молекуле (смеси).
3. Практические задания по классификации, номенклатуре и
химическим формулам неорганических веществ различных
классов.
4. Практические задания на определение химической
активности веществ в зависимости вида химической связи и
типа кристаллической решетки

3.2

Физико-химические свойства
неорганических веществ

Устанавливать зависимость физикохимических свойств
неорганических веществ от
строения атомов и молекул, а также
типа кристаллической решетки

1. Тест «Особенности химических свойств оксидов, кислот,
оснований, амфотерных гидроксидов и солей».
2. Задания на составление уравнений химических реакций с
участием простых и сложных неорганических веществ:
оксидов металлов, неметаллов и амфотерных элементов;
неорганических кислот, оснований и амфотерных
гидроксидов, неорганических солей, характеризующих их
свойства и способы получения.
3. Практико-ориентированные теоретические задания на
свойства и получение неорганических веществ.
4. Лабораторная работа «Свойства металлов и неметаллов»

7

№

Модуль / Раздел / Тема

Результат обучения

Типы оценочных мероприятий

Раздел 4. Строение и
свойства органических
веществ

Исследовать строение и свойства Контрольная работа
«Строение и свойства органических веществ»
органических веществ

4.1

Классификация, строение и
номенклатура органических
веществ

Классифицировать органические
вещества в соответствии с их
строением

4.2

Свойства органических
соединений

Устанавливать зависимость физико- 1. Задания на составление уравнений химических реакций с
химических свойств органических участием органических веществ на основании их состава и
веществ от строения молекул
строения.
2. Задания на составление уравнений химических реакций,
иллюстрирующих химические свойства с учетом механизмов
протекания данных реакций и генетической связи
органических веществ разных классов
3. Расчетные задачи по уравнениям реакций с участием
органических веществ.
4. Лабораторная работа «Классификация, строение и
номенклатура органических веществ

4

1. Задания на составление названий органических соединений
по тривиальной или международной систематической
номенклатуре
2. Задания на составление полных и сокращенных
структурных формул органических веществ отдельных
классов
3. Задачи на определение простейшей формулы органической
молекулы, исходя из элементного состава (в %)

8

№
4.3

5

5.1

Модуль / Раздел / Тема
Органические вещества в
жизнедеятельности человека.
Производство и применение
органических веществ в
промышленности

Результат обучения
Обосновывать значение и
применение органических веществ
в бытовой и производственной
деятельности человека их физикохимическими свойствами

Типы оценочных мероприятий
Практико-ориентированные задания по составлению
химических реакций с участием органических веществ,
используемых для их идентификации в быту и
промышленности.

Раздел 5. Кинетические и
Исследовать равновесие и
термодинамические
скорость химических реакций
закономерности протекания
химических реакций

Контрольная работа
«Скорость химической реакции и химическое равновесие»

Кинетические закономерности Исследовать влияние концентрации
протекания химических
реагирующих веществ и
реакций
температуры на скорость
химических реакций

1. Лабораторная работа
– «Определение зависимости скорости реакции от
концентрации реагирующих веществ»;
2. Практико-ориентированные теоретические задания на
анализ факторов, влияющих на изменение скорости
химической реакции

6

Раздел 6. Дисперсные
системы

Исследовать дисперсные системы Контрольная работа по теме «Дисперсные системы»

6.2

Исследование свойств
дисперсных систем

Исследовать физико-химические
свойства различных видов
дисперсных систем

Лабораторная работа
– Приготовление растворов;
.

9

2. Оценочные средства по дисциплине «Химия»
2.1. Оценочные средства текущего контроля по дисциплине «Химия»
Текущий контроль результатов обучения можно осуществлять различными
методами и с помощью различных оценочных средств. По дисциплине «Химия» в
качестве средств текущего контроля применяются вопросы для организации устного и
письменного опроса, системы заданий в тестовой форме, задачи и упражнения,
практико-ориентированные задания (теоретические, расчетные, ситуационные),
лабораторные работы и другие оценочные мероприятия. Ниже приведем примеры
некоторых из них.
2.1.1. Системы заданий в тестовой форме
Система заданий в тестовой форме – это содержательная система, охватывающая
взаимосвязанные элементы знаний. В отличие от тестов, в системах заданий вероятность
правильного ответа на последующее задание может зависеть от вероятности
правильного ответа на предыдущие задания.
Для того чтобы на одном содержательном материале можно было составить
несколько вариантов теста, конструируют базу заданий в тестовой форме. Если есть
компьютерные программы генерации тестов, то в программу создания теста вводится
база, включающая в себя параллельные по содержанию и трудности варианты одного и
того же задания. Это означает, что проверка знания признаков, свойств, состава,
функций однотипных объектов может быть организована на базе одного и того же
задания, меняющего в своем тексте только название этих объектов. Эти задания
называют фасетными, т.е. имеющими переменные элементы.
Приведем пример системы заданий в тестовой форме, включающей фасетные
задания (фасеты в задании заключены в фигурные скобки).
Название темы

Тема 1.1 «Строение атомов химических элементов и
природа химической связи»

Результат обучения

Составлять химические формулы соединений в
соответствии со степенью окисления химических
элементов,
исходя
из
валентности
и
электроотрицательности

Общие компетенции

ОК 01

Выберите один правильный ответ:
1. Атомы C и Si имеют одинаковое число:
А) нейтронов в ядре
Б) энергетических уровней
В) электронов на внешнем энергетическом уровне
Г) электронов
2. В ряду химических элементов Li–Be–B–C металлические свойства:
А) усиливаются
Б) ослабевают
В) не меняются
10

Г) изменяются периодически
3. К s-элементам относится:
А) К
Б) S
В) Fe
Г) Br
4. Путем соединения атомов под номером 11 и 17 образуется вещество с
химической связью:
А) ионной
Б) ковалентной полярной
В) ковалентной неполярной
Г) металлической
5. {количество электронов в атоме; количество энергетических уровней;
количество электронов на последнем энергетическом уровне; количество протонов в
ядре атома} соответствует
А) номеру периода
Б) номеру группы
В) порядковому номеру
6.{хлориду бария, алмазу, аммиаку, серной кислоте}соответствует
А) ионная химическая связь
Б) ковалентная полярная химическая связь
В) ковалентная неполярная химическая связь
7. {связь, образованная за счет образования общих электронных пар; связь,
образованная за счет обобществления валентных электронов; связь, образованная за счет
электростатических сил притяжения} называется
А) ионной
Б) металлической
В) ковалентной
8. {в порядке возрастания металлических свойств; в порядке убывания радиуса
атомов; в порядке возрастания кислотных свойств летучих водородных
соединений}элементы расположены в ряду
А) К, Са, Sc
Б) Al, Mg, Na
В) F, Cl, I
9. Какое из суждений верно для элементов {VА группы , IVА группы, IА группы}
А) общая формула летучего водородного соединения RH4
Б) не образуют летучих водородных соединений
В) до завершения энергетического уровня не хватает трёх электронов
10. Среди веществ, указанных в ряду {NH3, O2, HCl, SO2; CaO, HNO3, Cl2, CO2;
H2SO4, HI, CuCl2, CH4, NH3}количество соединений с ковалентной полярной связью
равно
А) трем
Б) двум
В) четырем
11

11. Химическая связь в молекулах {озона и хлорида кальция; серной кислоты и
хлорида аммония; серной кислоты и озона} соответственно
А) ковалентная полярная и ионная
Б) ковалентная полярная и ковалентная неполярная
В) ковалентная неполярная и ионная
Как видно из приведенного примера, каждое фасетное задание может быть
преобразовано в несколько различных вариантов одного задания тестовой системы. При
организации автоматизированного текущего контроля появляется возможность
генерации большого количества вариантов теста, при этом задания, полученные из
фасета, будут параллельны по содержанию и трудности.
2.1.2. Практические задания и задачи
Практические задания и задачи, часто используемые в качестве дидактических
средств в естественнонаучных дисциплинах, также могут быть фасетными. Возможно
применение задач с вариантами ответа для удобства организации автоматизированного
контроля.
Практические задания и задачи представлены в разделах:
1. Основы строения вещества – задачи на составление химических формул
двухатомных соединений (оксидов, сульфидов, гидридов и т.п.).
2. Химические реакции
2.1. Задачи на составление уравнений реакций: соединения, замещения,
разложения, обмена и реакций с участием комплексных соединений (на примере
гидроксокомплексов алюминия и цинка); окислительно-восстановительных реакций с
использованием метода электронного баланса; с участием комплексных соединений (на
примере гидроксокомплексов цинка и алюминия).
2.2. Задачи на расчет количественных характеристик продукта реакции соединения;
массовой или объемной доли выхода продукта реакции соединения от теоретически
возможного; объемных отношений газов; количественных характеристик исходных
веществ и продуктов реакции; массы (объем, количество вещества) продукта реакции,
если одно из веществ дано в виде раствора с определенной массовой долей
растворенного вещества.
2.3. Задания на составление молекулярных и ионных реакций с участием оксидов,
кислот, оснований и солей, ионных реакций гидролиза солей, установление изменения
кислотности среды.
3. Строение и свойства неорганических веществ
3.1 Задачи на расчет массовой доли (массы) химического элемента (соединения) в
молекуле (смеси).
3.2. Практические задания по классификации, номенклатуре и химическим
формулам неорганических веществ различных классов.
3.3. Практические задания на определение химической активности веществ в
зависимости вида химической связи и типа кристаллической решетки.
3.4. Задания на составление уравнений химических реакций с участием простых и
сложных неорганических веществ: оксидов металлов, неметаллов и амфотерных
элементов; неорганических кислот, оснований и амфотерных гидроксидов,
неорганических солей, характеризующих их свойства и способы получения.
4. Строение и свойства органических веществ
12

4.1. Задания на составление названий органических соединений по тривиальной
или международной систематической номенклатуре;
4.2. Задания на составление полных и сокращенных структурных формул
органических веществ отдельных классов.
4.3. Задачи на определение простейшей формулы органической молекулы, исходя
из элементного состава (в %).
4.5. Задания на составление уравнений химических реакций с участием
органических веществ на основании их состава и строения.
4.6. Задания на составление уравнений химических реакций, иллюстрирующих
химические свойства с учетом механизмов протекания данных реакций и генетической
связи органических веществ разных классов.
4.7. Расчетные задачи по уравнениям реакций с участием органических веществ.
5. Кинетические и термодинамические закономерности протекания
химических реакций
5.1 Практические задания на оценку изменения скорости химической реакции и
направления смещения равновесия с использованием принципа Ле-Шателье.
5.2 Задачи на расчеты тепловых эффектов химических реакций и определение типа
реакции (по тепловому эффекту: экзо- и эндотермические).
6. Дисперсные системы
6.1. Задачи на приготовление растворов.
Примеры задач по разным темам дисциплины
I. С вариантами ответов
1. В реакцию, термохимическое уравнение которой S + O2 = SO2 + 297 кДж,
вступила сера массой 1 г. Количество теплоты, выделившееся при этом, равно:
А) 9,28 кДж
Б) 74,25 кДж
В) 29,7 кДж
2. Укажите соль, водный раствор которой имеет щелочную среду
А) сульфат калия
Б) хлорид алюминия
В) карбонат калия
3. Определите название вещества, главная цепь которого состоит из четырех
атомов углерода, содержит карбоксильную группу и одну двойную связь, а также
радикалы метил и этил.
А) 3-метил-3-этилбутен-3-овая кислота
Б) 3-метил-2-этилбутен-3-овая кислота
В) 2-метил-3-этилбутен-3-овая кислота
Фасетные задачи
4. Составьте химические формулы двухатомных соединений: {силицид кальция,
гидрид бария, сульфид железа (III), оксид азота (II), оксид алюминия, хлорид железа (II),
нитрид бария, оксид ртути (I), оксид сурьмы (V); оксид меди (I), хлорид ртути (II),
нитрид калия, силицид магния, гидрид алюминия, сульфид свинца (II), бромид цинка,
оксид углерода (II), оксид хлора (V); нитрид натрия, иодид меди (I), оксид хрома (II),
оксид азота (V), гидрид натрия, хлорид хрома (III), оксид калия, оксид мышьяка (III),
сульфид цинка}.
13

5. При взаимодействии {40; 20; 35} г смеси {серебра и цинка; цинка и меди; меди и
железа} с соляной кислотой выделилось {6,72; 2,24; 5,6} л газа (н.у.). Определите
массовую долю (в %) {цинка; меди; железа} в смеси.
6.Уравняйте окислительно-восстановительную реакцию
{MnO2 + H2SO4 = MnSO4 + O2 + H2O;
Zn + K2Cr2O7 + H2SO4 = ZnSO4 + Cr2(SO4)3 + K2SO4 + H2O;
KClO3 + S = KCl + SO2} методом электронного баланса; определите окислитель и
восстановитель.
7. Определите молекулярную формулу углеводорода, содержащего {80%; 85,7%;
75%} углерода. Относительная плотность паров вещества по {водороду; воздуху;
кислороду} равна {15; 1,931; 0,5}.
А) C4H8
Б) C2H6
В) CH4
Вопросительные формулировки:
8. Какая масса уксусной кислоты потребуется для синтеза этилацетата массой 140,8
г. Выход эфира примите равным 80% от теоретически возможного.
9. Каким реактивом можно отличить глицерин от глюкозы? Составьте уравнение
качественной реакции для обнаружения многоатомных спиртов на примере глицерина.
10. С помощью какого реактива можно распознать галогенид-ионы (Cl-, Br-, I-)?
Составьте уравнения качественных реакций в молекулярной и ионной формах. Укажите
признаки реакций.
Задачи, как и другие дидактические задания, могут выполнять обучающую и
контролирующую функции. Решение задач может осуществляться на различных типах и
этапах занятий.
2.1.3. Практико-ориентированные задания
Практико-ориентированные задания (как теоретические, так и расчетные),
направлены на развитие результатов обучения основного модуля (разделы: «Основы
строения вещества», «Строение и свойства неорганических / органических веществ»,
«Кинетические и термодинамические закономерности протекания химических реакций»,
«Дисперсные системы») и выявление химической сущности объектов природы,
производства и быта, с которыми человек взаимодействует в процессе практической
деятельности (прикладной модуль).
Практико-ориентированные задания можно определить как педагогически
переработанный фрагмент профессиональной деятельности специалиста. Они
разрабатываются для проверки знаний и умений обучающихся действовать в
практических, нетипичных, экстремальных и других ситуациях. При изучении
дисциплины «Химия» практико-ориентированные задания применяются для
активизации учебно-познавательной деятельности обучающихся путем «погружения» их
в проблемы химических исследований, возникавших в истории развития науки, или
имеющих практическое значение для человека.
Приведем примеры практико-ориентированных заданий по разделам «Строение и
свойства неорганических веществ», «Строение и свойства органических веществ».
1. Карбокситерапия
14

Название темы

Тема 3.3. «Производство неорганических веществ.
Значение и применение в быту и на производстве»

Результат обучения

Обосновывать значение и применение неорганических
веществ в бытовой и производственной деятельности
человека их физико-химическими свойствами

Общие компетенции

ОК 01, ОК 02

А знакомо ли вам понятие «карбокситерапия»? В терапевтических целях
используют газообразное вещество. По этой причине подобную методику называют
«газовыми уколами». Эта методика используется для лечения сердечно-сосудистых
заболеваний, повышения эластичности кожи. Повышение содержания этого газа в крови
говорит о некачественной функции крови. Самое удивительное, что оно используется в
твёрдом виде в пищевой промышленности для хранения и перевозки продуктов: рыбы,
мяса, мороженого.
Задание
Выберите один правильный ответ:
1. О каком веществе идёт речь?
А) углекислый газ
Б) кислород
В) аммиак
2. Какими химическими свойствами обладает это вещество?
А) кислотными
Б) основными
В) амфотерными
3. С чем может вступать во взаимодействие?
А) с водой, основными оксидами, щелочами, некоторыми солями
Б) с водой, кислотными оксидами, щелочами, некоторыми солями
В) с водой, кислотными оксидами, кислотами, некоторыми солями
4. С помощью какого вещества его можно обнаружить?
А) фенолфталеина
Б) бромной воды
В) известковой воды
5. Приведите факты, которые доказывают отрицательное влияние этого газа на
желудочно-кишечный тракт человека.
2. Поваренная соль
Название темы

Тема 3.3. «Производство неорганических веществ.
Значение и применение в быту и на производстве»

Результат обучения

Обосновывать значение и применение неорганических
веществ в бытовой и производственной деятельности
человека их физико-химическими свойствами

Общие компетенции

ОК 01, ОК 02

15

Известно, что в мире добывается примерно 100 миллионов тонн поваренной соли в
год. На пищевые нужды расходуется около одной четвертой части этого количества.
Куда же идет остальная соль?
Поваренная соль совершенно необходима при производстве мясных и рыбных
консервов, она используется в металлургической отрасли промышленности, при
обработке мехов и различных кож, в процессе приготовления мыла, идет для получения
кальцинированной соды, применяется в медицине. Основной потребитель соли –
химическая отрасль промышленности. В этой области используется не только сама соль,
но и элементы, составляющие ее. В процессе электролиза ее раствора получают хлор,
водород и едкий натр. Из раствора едкого натра получают твердую щелочь – каустик.
Соединяя водород с хлором, получают соляную кислоту.
Задание: составьте уравнения, описанных в тексте реакций.
3. Ацетилен
Название темы

Тема 3.3. «Производство неорганических веществ.
Значение и применение в быту и на производстве»

Результат обучения

Обосновывать значение и применение неорганических
веществ в бытовой и производственной деятельности
человека их физико-химическими свойствами

Общие компетенции

ОК 01, ОК 02

Одним из самых распространенных способов сварки плавлением является газовая
сварка, которая производится с образованием газового пламени в каналах сварочной
горелки. Образование газосварочного пламени невозможно без газа ацетилена.
Технический ацетилен получают из карбида кальция.
Задание
1. Объясните, какой физический показатель позволяет использовать ацетилен для
сварочных работ;
2. Составьте уравнение реакции получения ацетилена;
3. Составьте уравнение реакции горения ацетилена;
4. Вычислите объём ацетилена полученного из карбида кальция массой 128 г,
содержащего 5% примесей, если выход ацетилена составляет 80% от теоретически
возможного.
4. Молочная кислота
Название темы

Тема 4.3. «Органические вещества в
жизнедеятельности человека. Производство и
применение органических веществ в
промышленности»

Результат обучения

Обосновывать значение и применение органических
веществ в бытовой и производственной деятельности
человека их физико-химическими свойствами

Общие компетенции

ОК 01, ОК 02

16

Промежуточным продуктом обмена у теплокровных животных является молочная
кислота. Запах этой кислоты кровососущие насекомые улавливают на значительном
расстоянии.
Задание
1. Почему насекомые (комары) быстро находят свою жертву?
2. Установите формулу молочной кислоты, которая помогает насекомым находить
теплокровных животных, если массовые доли элементов в ней составляют: углерода –
40,00%, водорода – 6,67%, кислорода – 53,33%.
3. Составьте структурную формулу молочной кислоты. Назовите кислоту по
номенклатуре ИЮПАК.
4. На основании строения молочной кислоты сделайте вывод о ее химических
свойствах.
5. Найдите в интернете или других источниках информацию о применении
молочной кислоты.
2.1.4. Задания лабораторных работ
Лабораторные работы являются важной частью учебного процесса по дисциплине
и способствуют формированию у обучающихся умений исследовать химические
процессы и явления (планировать и проводить химические эксперименты, исследовать
вещества и проверять гипотезы, обрабатывать и интерпретировать результаты
экспериментов). Лабораторные работы по химии предусмотрены в каждом разделе
основного и прикладного модулей (табл. 2).
Таблица 2. Лабораторные работы по химии
Раздел

Лабораторная работа

Раздел 1. Химические реакции

Лабораторная работа 1. Периодический закон и
таблица Д.И. Менделеева

Раздел 2. Строение и свойства
неорганических веществ

Лабораторная работа 2. “Типы химических
реакций. Решение экспериментальных задач по
химическим свойствам металлов и неметаллов

Раздел3 Идентификация
неорганических веществ

Лабораторная
работа3
Идентификация
неорганических веществ».
Решение экспериментальных задач по
химическим свойствам металлов и неметаллов, по
распознаванию и получению соединений
металлов и неметаллов

Раздел 4. Строение и свойства
органических веществ

Лабораторная
работа
4.
Классификация,
строение и номенклатура органических веществ
Превращения
органических
веществ
при
нагревании".
Получение этилена и изучение его свойств.
Моделирование молекул и химических
превращений на примере этана, этилена,
ацетилена и др
17

Лабораторная работа5
Идентификация
органических
соединений
отдельных классов”
Идентификация органических соединений
отдельных классов
Лабораторная работа6
Структура и свойства органических веществ
Раздел 5. Кинетические и
термодинамические
закономерности протекания
химических реакций

Лабораторная работа 7. «Изучение влияния
различных факторов на смещение химического
равновесия»

Раздел 6. Дисперсные системы

Лабораторная работа 8 «Приготовление
растворов»

Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории: мензурки, пипеткикапельницы, термометры, микроскоп, лупы, предметные и покровные стекла, планшеты
для капельных реакций, фильтровальная бумага, промывалки, стеклянные пробирки,
резиновые пробки, фонарики, набор реактивов, стеклянные палочки, штативы для
пробирок; мерные цилиндры, воронки стеклянные, воронки делительные
цилиндрические (50–100 мл), ступки с пестиком, фарфоровые чашки, пинцеты, фильтры
бумажные, вата, марля, часовые стекла, электроплитки, лабораторные штативы,
спиртовые горелки, спички, прибор для получения газов (или пробирка с газоотводной
трубкой), держатели для пробирок, склянки для хранения реактивов, раздаточные лотки;
химические стаканы (50, 100 и 200 мл); шпатели; пинцеты; тигельные щипцы;
секундомеры (таймеры), мерные пробирки (на 10–20 мл) и мерные колбы (25, 50, 100 и
200 мл), водяная баня (или термостат), стеклянные палочки; конические колбы для
титрования (50 и 100 мл); индикаторные полоски для определения рН и стандартная
индикаторная шкала; универсальный индикатор; пипетки на 1, 10, 50 мл (или дозаторы
на 1, 5 и 10 мл), бюретки для титрования, медицинские шприцы на 100–150 мл,
лабораторные и/или аналитические весы, рН-метры, сушильный шкаф, и др.
лабораторное оборудование.
Раздел 2. Химические реакции. Лабораторная работа 2. «Типы химических
реакций»
Название темы

Тема 2.2. «Электролитическая диссоциация и ионный
обмен»

Результат обучения

Составлять уравнения химических реакции ионного
обмена с участием неорганических веществ

Общие компетенции

ОК 01, ОК 02

1. Вопросы для допуска к лабораторной работе
а) сформулируйте цель планируемого эксперимента;
б) объясните, какой процесс называют гидролизом, какой он бывает;
18

в) объясните, какие существуют способы доказательства существования гидролиза
неорганических и органических веществ;
г) объясните, как составляется уравнение гидролиза;
д) объясните, что такое рН? Как зависит данный показатель от кислотности или
основности среды раствора;
е) объясните ход выполнения эксперимента по решению качественных задач;
ж) перечислите основные аспекты соблюдения техники безопасности при работе с
агрессивными реагентами (гидроксид натрия).
2. Проведение опытов
Оборудование и посуда

Реактивы

1. Стеклянные пробирки

1.

Раствор NaOH

2. Штатив для пробирок

2.

Раствор Na2SO4

3.

Раствор AlCl3

4.

Раствор Na2CO3

5.

Раствор Cu(OH)2

6.

Кислотно-основный индикатор

Алгоритм проведения опыта № 1

Вопросы и задания

Задание № 1. В трех пробирках под
номерами находятся растворы трех солей:
хлорида алюминия, сульфата натрия,
карбоната натрия. Не пользуясь другими
реактивами, определите состав каждой
пробирки.

1. Дать объяснение проведенным опытам.
2. Составить уравнения реакций,
протекающих в пробирке в молекулярном и
ионном видах.

Алгоритм проведения опыта № 2

Вопросы и задания

19

Задание № 2. Что произойдет, если
охладить раствор карбоната натрия или
добавить к нему гидроксид натрия?
1.1. Налить в пробирку 1–2 мл раствора
карбоната натрия.
1.2. Опустить пробирку в стакан с очень
холодной водой или снегом.
1.3. Проверить среду раствора при
помощи кислотно-основного индикатора.
1.4. Добавить к раствору карбоната
натрия гидроксид натрия.

1.Какой индикатор лучше использовать для
определения среды раствора?
2. Составить соответствующие уравнения
химических реакций, в молекулярном и
ионном видах.

Алгоритм проведения опыта № 3

Вопросы и задания

Задание № 3. Проблемный опыт.
1.1. В одну пробирку с раствором
сульфата меди (II) прилить раствор
гидроксида натрия.
1.2. Во вторую пробирку с раствором
сульфата меди (II) прилить раствор
карбоната натрия.
1.3. Сравнить цвет образующихся
осадков.
1.4. Обратить внимание на выделение
газа в одной из пробирок.
1.5. Определить, откуда может
выделяться этот газ?
1.6. Проверить качественный состав газа
горящей лучинкой.
1.7. Объяснить происходящее явление.

Алгоритм проведения опыта № 4

1. Составить соответствующие уравнения
химических реакций, в молекулярном и
ионном видах.

Вопросы и задания

20

Задание № 4. Проблемный опыт.
1.1. К раствору хлорида алюминия
прилить раствор карбоната натрия.

1. Объяснить происходящее явление.
2. Составить соответствующие уравнения
химических реакций, в молекулярном и
ионном видах.
3. Ответить на вопросы.
Для чего в медицинской практике
используют раствор питьевой соды для
полоскания при воспалительных
заболеваниях горла? Какова роль гидролиза
в природе? Почему раствор мыла пенится в
воде?

3. Обработка результатов опытов
1. Проанализировать соответствие полученных результатов типам гидролиза.
Сделать соответствующие выводы.
2. Сформулировать выводы о зависимости типа гидролиза и кислотности среды
раствора.
Раздел 4. Строение и свойства органических веществ. Лабораторная работа 4.
«Получение этилена и изучение его свойств»
Название темы

Тема 4.2. «Свойства органических соединений»

Результат обучения

Устанавливать
зависимость
физико-химических
свойств органических веществ от строения молекул

Общие компетенции

ОК 01, ОК 02

1. Вопросы для допуска к лабораторной работе
а) сформулируйте цель планируемого эксперимента;
б) объясните, к какому классу органических веществ относится этилен;
в) объясните, какими химическими свойствами обладают вещества данного класса,
какие качественные реакции для их обнаружения используются;
г) объясните, как можно получить вещества данного класса соединений в
лабораторных условиях;
д) объясните, из чего состоит прибор для получения газов;
е) перечислите основные аспекты соблюдения техники безопасности при работе с
ЛВЖ (этиловый спирт), агрессивными реагентами (концентрированная серная кислота),
нагревательными приборами (спиртовка).
2. Проведение опытов
Оборудование и посуда

Реактивы

1. Стеклянные пробирки

1. Концентрированный раствор H2SO4

2. Штатив для пробирок

2. Этиловый спирт

21

3. Спиртовка

3. Раствор KMnO4

4. Спички

4. Бромная вода

5. Песок

Алгоритм проведения опыта № 1

Вопросы и задания

1. Получить этилен дегидратацией этилового спирта,
обнаружить его, изучить его свойства.
1.1. В пробирку налить 2–3 мл этилового спирта и
осторожно добавить 6–9 мл концентрированной серной
кислоты. Затем всыпать немного прокаленного песка
(песок или мелкие кусочки пемзы вводят для того, чтобы
предотвратить толчки жидкости при кипении). Закрыть
пробирку пробкой с газоотводной трубкой, закрепить ее в
штативе и осторожно нагреть содержимое пробирки
(рис.1)

1. Что происходит в
пробирке? Что наблюдаете?
2. К какому типу
химических реакций
относятся эти процессы?
Как называются?
3. Как меняется окраска
растворов? Почему?
4. Каким пламенем горит
этилен? Почему?
5. Составить уравнения
протекающих процессов.

1.2. Осторожно, равномерно нагреть смесь.
1.3. В другую пробирку налейте 2–3 мл разбавленного
раствора перманганата калия, и пропустите через него
газ.
1.4. В третью пробирку налить 2–3 мл бромной воды,
опустить газоотводную трубку до дна этой пробирки и
пропустить через бромную воду выделяющийся газ.
1.5. Вынуть газоотводную трубку из раствора и
повернуть ее отверстием кверху, поджечь выделяющийся
газ (рис.2).

22

3. Обработка результатов опытов
1. Проанализировать соответствие полученных результатов способам получения
непредельных углеводородов ряда этилена (алкенов). Сделать соответствующий вывод.
2. Сформулировать вывод о физико-химических свойствах этилена.
3. Сформулировать вывод о способах обнаружения этилена.
2.2. Оценочные средства рубежного (тематического) контроля по дисциплине
«Химия»
Рубежный (тематический) контроль по дисциплине «Химия» проводится в форме
контрольных работ по разделам основного модуля на отдельных занятиях, кейсов и
учебно-исследовательских проектов.
2.2.1. Контрольные работы по разделам
Контрольные работы по химии как оценочные средства рубежного контроля
завершают изучение 1 или 2 тематических разделов основного модуля.
Раздел 2. Химические реакции. Контрольная работа «Строение вещества и
химические реакции»
Контрольная работа содержит четыре вида заданий:
1. Задачи на составление химических формул двухатомных соединений по их
названию.
2. Задачи на составление уравнений реакций: соединения, замещения, разложения,
обмена и реакций с участием комплексных соединений; окислительновосстановительных реакций.
3. Задания на составление молекулярных и ионных реакций гидролиза солей,
установление изменения кислотности среды.
4. Задачи на расчет количественных характеристик по уравнениям химических
реакций: массовой или объемной доли выхода продукта реакции соединения от
теоретически возможного; объемных отношений газов; количественных характеристик
исходных веществ и продуктов реакции; массы (объем, количество вещества) продукта
реакции, если одно из веществ дано в виде раствора с определенной массовой долей
растворенного вещества.
Раздел 3. Строение и свойства неорганических веществ. Контрольная работа
«Свойства неорганических веществ»
23

Контрольная работа содержит три вида заданий:
1. Задачи на расчет массовой доли (массы) химического элемента (соединения) в
молекуле (смеси).
2. Практические задания по классификации, номенклатуре и химическим формулам
неорганических веществ различных классов: определение класса неорганических
веществ, называть неорганические соединения по международной и тривиальной
номенклатуре по химическим формулам.
3. Задания на составление уравнений химических реакций с участием простых и
сложных неорганических веществ: оксидов металлов, неметаллов и амфотерных
элементов; неорганических кислот, оснований и амфотерных гидроксидов,
неорганических солей, характеризующих их свойства и способы получения.
Раздел 4. Строение и свойства органических веществ. Контрольная работа
«Строение и свойства органических веществ»
Контрольная работа состоит из пяти видов заданий:
1. Задания на составление названий органических соединений по химическим
формулам (в т.ч. структурным) с использованием тривиальной или международной
систематической номенклатуры.
2. Задания на составление полных и сокращенных структурных формул
органических веществ отдельных классов по их названиям в соответствии с
международной номенклатурой.
3. Задачи на определение простейшей формулы органической молекулы, исходя из
элементного состава (в %).
4. Задания на составление уравнений химических реакций, иллюстрирующих
химические свойства с учетом механизмов протекания данных реакций и генетической
связи органических веществ разных классов, в т.ч. цепочки превращений.
5. Расчетные задачи по уравнениям реакций с участием органических веществ.
Раздел 5. Кинетические и термодинамические закономерности протекания
химических реакций. Контрольная работа «Скорость химической реакции и
химическое равновесие»
Контрольная работа состоит из трех видов заданий:
1. Расчетные задачи на изменение скорости химических в зависимости от
концентрации реагирующих веществ и температуры.
2. Задачи на расчеты тепловых эффектов химических реакций и определение типа
реакции (по тепловому эффекту: экзо- и эндотермические).
3. Задания на применение принципа Ле-Шателье для нахождения направления
смещения равновесия химической реакции и анализ факторов, влияющих на смещение
химического равновесия.
Раздел 6. Дисперсные системы. Контрольная работа по теме «Дисперсные
системы»
Контрольная работа состоит из двух частей:
1. Задачи на приготовление и расчет концентрации растворов (3 задачи на
растворение, разбавление, смешивание растворов).
2. Задания на дисперсные системы, используемые в бытовой и производственной
деятельности человека (в виде тестовых заданий).
Приведем примеры заданий контрольной работы по теме «Строение и свойства
24

органических веществ», которая проводится после изучения обучающимися раздела 4.
По итогам изучения раздела 4 «Строение и свойства органических веществ»
обучающиеся будут способны:
– определять принадлежность веществ к различным классам органических
соединений; гомологи и изомеры;
– называть изученные вещества по «тривиальной» или международной
номенклатуре;
– характеризовать строение и химические свойства изученных органических
соединений;
– объяснять зависимость свойств органических веществ от их состава и строения;
– проводить вычисления по химическим формулам и уравнениям.
Тематический контроль осуществляется методом тестирования (I) или в форме
письменной работы, включающей практические задания и задачи (II).
Приведем пример контрольной работы в форме тестовых заданий (I).
1. Вещество, состав которого выражен молекулярной формулой С3Н8, относится к
классу:
1) арены
2) алканы
3) алкены
4) алкины
2. Название вещества, формула которого: СН3-СН(СН3)-СН2-СН2-ОН
1) бутанол-2
2) пентанол-2
3) 2-метилбутанол-4
4) 3-метилбутанол-1
3. Вещество, имеющее формулу СН2=СН2 называется:
1) толуол
2) этилен
3) глицерин
4) пропанол
4. Вещество, название которого пропионовая кислота, имеет формулу:
1) C2H5OH
2) (CH3)2NH
3) CH3-CH2-COOH
4) C3H9OH
5. Для алканов характерна реакция:
1) присоединения Н2
2) хлорирования на свету
3) обесцвечивания раствора KMnO4
4) полимеризации
6. Метанол реагирует с:
1) натрием
2) водой
3) водородом
4) метаном
25

7. Уксусная кислота вступает в реакцию с:
1) AgNO3
2) NaCl
3) Na2CO3
4) H2O
8. Верны ли утверждения:
А. Амины проявляют основные свойства
Б. Аминокислоты проявляют только основные свойства
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба утверждения
4) неверно ни одно из утверждений
9. Уравнение химической реакции С2Н6+Cl2→C2H5Cl+HCl является:
1) реакцией замещения, протекающей по радикальному механизму
2) реакцией присоединения, протекающей по радикальному механизму
3) реакцией замещения, протекающей по ионному механизму
4) реакцией присоединения, протекающей по ионному механизму
10. В реакцию «серебряного зеркала» (с аммиачным раствором оксида серебра)
вступает:
1) этанол
2) глюкоза
3) глицерин
4) крахмал
11. Установите соответствие между названием вещества и классом (группой)
органических соединений, к которому(-ой) оно принадлежит.
Название вещества
А) СН3СООН
Б) СН3-СН2-СН3
В) СН2=СН-СН2-СН3
Г) СН3-СН2-ОН
Класс органических соединений
1) одноатомные спирты
2) углеводы
3) карбоновые кислоты
4) ароматические углеводороды
5) непредельные углеводороды
6) предельные углеводороды
12. В схеме превращений
15000С Сакт +Br2
СН4 → Х1 → бензол → X2
веществами Х1 и X2 соответственно являются:
1) ацетилен
2) этилен
3) бромбензол
4) хлорбензол
26

5) фенол
6) циклогексан
13. Определите молекулярную формулу вещества, содержащего 37,5% углерода,
50% кислорода и 12,5% водорода. Относительная плотность паров этого вещества по
водороду равна 16.
1) CH3OH
2) C2H5OH
3) HCOOH
4) C6H5OH
14. Сколько литров водорода потребуется для образования 10,2 г этилового спирта
из ацетальдегида, если выход продукта реакции составляет 80%?
1) 6,2 л
2) 3,1 л
3) 12,75 л
4) 11,2 л
Приведем пример заданий для письменной контрольной работы (II).
1. Дайте названия органическим соединениям по химическим формулам с
использованием тривиальной или международной систематической номенклатуры:
а) C2H5OH
б) (CH3)2NH
в) CH3-CH(NH2)-COOH
г) C3H9N
д) CH3CH2HC=O
е) C6H5CH2OH
2. Составьте полные и сокращенные структурные формулы органических веществ
отдельных классов по их названиям в соответствии с международной номенклатурой:
а) метилбензол
б) анилин
в) 3-метилбутаналь
г) циклогексен
д) бутадиен-1,2
е) 2-метилпропанол-1
ж) бутин-1
з) аминоуксусная кислота
3. Составьте уравнения химических реакций согласно схеме превращений:
15000С Сакт +Br2
СН4 → Х1 → Х2 → X3
Укажите тип и механизм реакции, назовите образовавшиеся вещества.
4. Определите молекулярную формулу вещества, содержащего 37,5% углерода,
50% кислорода и 12,5% водорода. Относительная плотность паров этого вещества по
водороду равна 16.
5. Сколько литров водорода потребуется для образования 10,2 г этилового спирта
из ацетальдегида, если выход продукта реакции составляет 80%?
2.2.2. Кейсы
Кейсы используются в качестве оценочного средства в разделе 8 прикладного
27

модуля, их содержание определяется с учетом профессиональной направленности
образовательной программы СПО. Примеры возможных тем кейсов:
1. Потепление климата и высвобождение газовых гидратов со дна океана.
2. Будущие материалы для авиа-, машино- и приборостроения.
3. Новые материалы для солнечных батарей.
4. Лекарства на основе растительных препаратов.
5. Химические элементы в жизни человека.
6. Водородная энергетика.
Приведем примеры кейсов по химии (автор Голубева Инна Борисовна, учитель
химии, https://urok.1sept.ru/articles/636947).
Кейс №1. «Хлор в жизни человека»
В Японии объединенными силами Национального института здоровья и
Префектурного университета Сидзуоки было проведено исследование. Ученые
выяснили, что естественные органические вещества вступают в реакцию с
хлорированной водой из-под крана, образуя опасные соединения, которые могут
служить причиной рака. Такие соединения называются МХ, то есть «Мутаген икс» или
«Неизвестный мутаген».
Задания:
1. Предложите способы уменьшения ядовитого влияния хлора в питьевой воде на
организм человека.
2. Исходя из своей жизненной практики, приблизительно рассчитайте, сколько
хлорированной воды вы используете в течение дня и для каких целей?
3. Какие органы человека больше всего страдают от воздействия хлора?
4. Как влияет хлорированная вода на человека при купании?
5. Найдите дополнительную информацию о замене хлора при обеззараживании
воды.
6. Исследуйте различные товары бытовой химии в своём доме. Составьте список
хлорсодержащих соединений, укажите меры безопасности при работе с ними.
Кейс №2. «Водородомобили – шаг в будущее»
Автомобили Honda FCX Clarity на водородных топливных элементах ездят по
дорогам Европы с 2009 года. В 2011 году Honda присоединилась к европейскому
партнерству экологичной энергии (Clean Energy Partnership), после чего вывела на
первый план производство экологически чистых автомобилей. А на Пятом Московском
Международном автосалоне ВАЗ представил свою новинку «Лада-Антэл» с баллонами
водорода и кислорода.
Задания:
1. Почему многие автомобильные компании разрабатывают автомобили,
работающие на водородном топливе?
2. Как выхлопные газы автомобилей, работающих на углеводородном топливе,
влияют на здоровье человека?
3. Какие «+» и «–» вы видите у водородомобилей?
4. Найдите дополнительную информацию об их устройстве.
5. Если в вашей семье или у ваших знакомых есть автомобили, подсчитайте,
сколько приблизительно литров бензина, газа и какой марки используете ежедневно.
28

6. Какие вещества и в каком количестве могут находиться в выхлопных газах
ваших автомобилей?
2.2.3. Учебно-исследовательский проект
Учебно-исследовательский проект является основным способом оценки
результатов обучения, сформированных у обучающихся в ходе освоения прикладного
модуля химии в разделах 9.1. и 9.2. Исследование и химический анализ объектов
биосферы/техносферы (с учетом будущей профессиональной деятельности).
Приведем пример проектного задания, работа над которым начинается с начала
раздела, а детальное выполнение заданий в группах и оформление результатов
проектной деятельности производится в конце изучения раздела.
Общая тема проекта, приведенная ниже, в дальнейшем декомпозируется по
фасетному принципу в зависимости от получаемой обучающимися специальности
(профессии), а также каждая группа может рассмотреть более углубленно один из
обязательных содержательных компонентов (подтем) проекта.
Название проекта: составление проекта цветника/сада/огородам в зависимости от
состава проанализированных почв.
Проблема исследования: определение возможности разбивки цветника в
соответствии с дизайнерским запросом и необходимости адаптации дизайнерского
проекта к почвенным и климатическим условиям на основании исследования
химического состава почв предложенного участка.
Цель проекта: определить влияние химического состава почв на предложенном
участке на ассортимент растений, рекомендованных к посадке для реализации
выбранного дизайнерского проекта.
Задачи проекта:
1) исследовать химический состав, структуру, кислотность почвы на предложенном
участке;
2) исследовать инсоляцию отведенного для цветника участка;
3) предложить меры по улучшению качества почвы путем внесения различных
удобрений и добавок на предложенном участке в случае необходимости;
4) определить ассортимент растений в соответствии с выявленными особенностями
исследованного участка и дизайнерским запросом;
5) составить посадочную ведомость;
6) подготовить и публично представить презентацию по теме проекта в команде.
Результаты обучения:
– определять перечень необходимых исследований химического состава почв и
участка для составления или адаптации ранее разработанного проекта цветника;
– описывать зависимость ассортимента растений от качества предложенной почвы
для обустройства цветника;
– способность использовать современные средства поиска, анализа и
интерпретации информации, и информационные технологии для выполнения задач
профессиональной деятельности (ОК–2);
– способность эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде
(ОК–4).
Результат проектной работы обучающегося:
29

– макет / видеоматериал / печатные средства / 3D-модели космической технологии;
презентация результатов исследования на профессиональных конкурсах.
Форма представления результатов проектной работы:
– защита проекта с использованием средств визуализации и демонстрации
продукта ( / макета / видеоматериала / печатных средств / 3D-модели (при наличии).
Возможные варианты тем проектов:
1. Исследование состава минеральной воды и рекомендации по ее использованию.
2. Исследование разрушающего действия природной воды на строительные
материалы.
3. Составление проекта цветника/огорода/сада в зависимости от состава
проанализированных почв в соответствии с дизайнерским запросом (монохромный
цветник, цветник однолетников, многолетников, декоративный огород и др.).
4. Составление сбалансированного меню на день (неделю) в зависимости от
содержания химических макро и микроэлементов в продуктах питания.
5. Исследование качества питьевой воды.
6. Исследование проб водопроводной воды на предмет устранения жесткости.
7. Устранение жесткости воды в сельскохозяйственной деятельности.
8. Контроль качества технической воды разных видов в соответствии с методиками
по ГОСТ.
9. Создание декоративной штукатурки.
10. Пигменты в изделиях из стекла.
11. Исследование разрушающего действия воды на строительные материалы.
12. Оценка состояния воздуха рабочей зоны специалиста (технолога, строителя и
т.п., с учетом области профессиональной деятельности) в соответствии с нормативными
документами
Заключение
Таким образом, фонд оценочных средств по дисциплине «Химия» состоит из
оценочных средств текущего, рубежного (тематического) контроля и заданий
промежуточной аттестации.
В учебно-методическом комплексе приведены примеры заданий, которые являются
модельными. Каждый преподаватель, в свою очередь, в рамках своей методической
деятельности сам проектирует и разрабатывает средства обучения и контроля, а также
выбирает методы и организационные формы исходя из организационно-педагогических
условий образовательного процесса, собственного опыта, уровня подготовленности и
мотивации студентов.

30


Наверх

На сайте используются файлы cookie. На сайте  осуществляется сбор персональных данных посредством метрических программ (Яндекс.Метрика). Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».