ПМ.01.ОФОРМЛЕНИЕ И КОМПОНОВКА ТЕХНИЧЕСКОЙ

Министерство образования и науки Республики Хакасия
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Хакасия
«Черногорский горно-строительный техникум»
Профессия 09.01.03 Оператор информационных систем и ресурсов

ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
профессионального модуля
ПМ.01 ОФОРМЛЕНИЕ И КОМПОНОВКА ТЕХНИЧЕСКОЙ
ДОКУМЕНТАЦИИ
программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих в соответствии с
ФГОС СПО по профессии 09.01.03 Оператор информационных систем и ресурсов

г. Черногорск, 2024

Фонд оценочных средств по ПМ.01 Оформление и компоновка технической
документации разработан в соответствии с:
- требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии 09.01.03 Оператор
информационных систем и ресурсов, утвержденного Приказом Минпросвещения
России от 11 ноября 2022 г. № 974 входящей в состав укрупнённой группы
09.00.00 Информатика и вычислительная техника;
- рабочей программы ПМ.01 Оформление и компоновка технической документации.
Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Хакасия «Черногорский горно-строительный техникум»

СОДЕРЖАНИЕ
Общая характеристика фонда оценочных средств.
1.1. Область применения
1.2. Результаты освоения учебной дисциплины, подлежащие проверке
2.

Комплект фонда оценочных средств для текущей и промежуточной аттестации по
учебной дисциплине.
2.1. Контроль и оценка освоения учебной дисциплины по темам (разделам)
2.2. Перечень вопросов и заданий для входного контроля знаний по дисциплине
2.3. Перечень вопросов и заданий для текущего контроля знаний по дисциплине
2.4. Перечень вопросов и заданий для промежуточной аттестации по дисциплине
2.5. Пакет экзаменатора

3.

Критерии оценивания.

1.

Общая характеристика фонда оценочных средств

1.1. Область применениия
Фонд оценочных средства (ФОС) предназначены для контроля и оценки образовательных
достижений обучающихся, освоивших программу профессионального модуля ПМ.01 Оформление и компоновка технической документации по специальности 09.01.03 Оператор информационных систем и ресурсов, входящей в состав укрупнённой группы профессий 09.00.00
Информатика и вычислительная техника.
Комплект оценочных средств для проведения промежуточной аттестации по профессиональному модулю ПМ.01 Оформление и компоновка технической документации разработан в
соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта
(ФГОС) по профессии среднего профессионального образования (далее СПО) 09.01.03 Оператор
информационных систем и ресурсов.
Результатом освоения профессионального модуля ПМ.01 Оформление и компоновка технической документации является готовность обучающегося к выполнению вида профессиональной деятельности ВПД, по оформлению и компоновке технической документации.
Для подтверждения такой готовности обязательна констатация сформированной у обучающихся всех профессиональных компетенций, входящих в состав профессионального модуля.
Общие компетенции формируются в процессе освоения ОПОП в целом, поэтому по результатам
освоения профессионального модуля возможно оценивание положительной динамики их формирования.
1.2 Результаты освоения учебной дисциплины, подлежащие проверке
Результатом освоения профессионального модуля ПМ.01 Оформление и компоновка технической документации, МДК 01.01 Выполнение работы по подготовке и обработке данных различных форматов, МДК 01.02 Манипулирование данными и формирование запросов к базе данных является готовность обучающегося к выполнению вида профессиональной деятельности
ВПД, по оформлению и компоновке технической документации.
В результате освоения ПМ.01 Оформление и компоновка технической документации обучающийся должен обладать предусмотренными ФГОС по профессиям СПО следующими умениями, знаниями, которые формируют профессиональную компетенцию и общими компетенциями, а также иметь практический опыт:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
У-1 применять современные текстовые редакторы и процессоры;
У-2 использовать сочетания клавиш для редактирования и форматирования документов;
У-3 применять средства форматирования;
У-4 создавать структурированные документы и документы слияния;
У-5 создавать документы на основе шаблонов;
У-6 сохранять документы в различных форматах;
У-7 применять средства совместного редактирования;
У-8 создавать, настраивать, применять стили в документе с помощью текстового процессора;
У-9 изменять структуру и форму текстовых документов;
У-10 преобразовывать форматы и осуществлять перекомпоновку данных в текстовых документах;

У-11 создавать сложные многостраничные документы с применением импортирования и внедрения текстовых, табличных и графических объектов из разных программных
приложений;
У-12 работать с программами архивирования;
У-13 использовать встроенные функции резервирования в современных текстовых процессорах;
У-14 применять средства ввода графической и текстовой информации; У-15
выполнять обновление информации в базах данных;
У-16 формировать отчеты с помощью запросов к базам данных.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
З-1 правила ввода, набора и редактирования текстовой информации;
З-2 инструментарий и особенности современных текстовых редакторов и процессоров;
З-3 основные правила и требования к структуре документов;
З-4 правила форматирования документов;
З-5 возможности настольных издательских систем;
З-6 средства совместного редактирования;
З-7 стандарты форматов представления текстовых и табличных документов;
З-8 понятие версий и совместимости форматов;
З-9 понятия публичных и приватных документов;
З-10 способы работы с документами в облачных хранилищах;
З-11 основные стандарты оформления текстовых документов;
З-12 структурные элементы текстовых документов;
З-13 виды и назначения периферийных устройств, их устройство и принцип действия,
интерфейсы подключения и правила эксплуатации;
З-14 средства сканирования и распознавания текста;
З-15 виды и методы осуществления процесса резервирования данных;
З-16 виды и форматы средств архивирования;
З-17 виды и правила построения запросов к базам данных;
З-18 принципы организации информационных и архитектуру баз данных;
З-19 основные положения теории баз знаний.
Иметь практический опыт:
ПО-1 набора и редактирования текста;
ПО-2 выполнения операций с фрагментами текста;
ПО-3 создания сложного многостраничного документа;
ПО-4 создания и редактирования документов в облачных сервисах;
ПО-5 создания списков рисунков, литературных источников и оглавлений;
ПО-6 разметки и форматирования документов;
ПО-7 оформления документов таблицами;
ПО-8 работы в табличных процессорах;
ПО-9 создания новых и использование стандартных шаблонов документов;
ПО-10 сохранения документов в различных цифровых форматах;
ПО-11 сохранения документов в облачных хранилищах;
ПО-12 совместной работы в группе редакторов;
ПО-13 преобразования и перекомпоновки данных;
ПО-14 применения к тексту документа стилей и других средств оформления;
ПО-15 сохранения, копирования и создания резервных копий документов;

ПО-16 сканирования, распознавания и сохранения изображений и текста;
ПО-17 ведения и актуализации информационных баз данных ПО-18 формирования запросов к базам данных.
Результатом освоения профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности (ВПД) Оформление и компоновка технической
документации, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:
Код

Наименование результата обучения

ПК 1.1.

Выполнять ввод и обработку текстовых данных.

ПК 1.2.
ПК 1.3.

Выполнять преобразование данных, связанных с изменениями структуры документов.
Выполнять разметку и форматирование документов различных форматов.

ПК 1.4.

Конвертировать аналоговые данные в цифровые.

ПК 1.5.
ПК 1.6.

Выполнять подготовку цифровых данных для дальнейшей обработки и архивирования.
Формировать запросы для получения информации в базах данных

ПК 1.7.

Выполнять операции с объектами базы данных.

ОК 01

Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам
Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации, и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности

ОК 02

ОК 03

Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях

ОК 04

Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде

ОК 05

Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке
Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста

ОК 06

Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное
поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе
с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения

ОК 07

Содействовать сохранению окружающей среды,
ресурсосбережению,
применять знания об изменении климата, принципы
бережливого
производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях

ОК 08

Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого
уровня физической подготовленности

ОК 09

Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках

2. Комплект фонда оценочных средств для текущей и промежуточной аттестации по
учебной дисциплине
Контроль и оценка освоения учебной дисциплины по темам (разделам)
Форма контроля и оценивания
Элементы модуля,
Промежуточная
Текущий контроль
профессиональный модуль
аттестация
Защита практических
работ;
Наблюдение и оценка
выполнения
МДК 01.01 Выполнение работы по
практических работ;
экзамен
подготовке и обработке данных
различных форматов
Тестирование:
Контроль выполнения
самостоятельной работы
Защита практических
работ;
Наблюдение и оценка
выполнения
МДК 01.02 Работа с данными в бапрактических работ;
экзамен
зах данных и электронных таблицах
Тестирование:
Контроль выполнения
самостоятельной работы
ДЗ
УП
Отчет с предприятия (оргаПП
низации), ДЗ
Экзамен
ПМ
(квалификационный)
Оценка освоения профессиональных компетенций происходит поэтапно по накопительной системе на протяжении освоения программы модуля ПМ.01 Оформление и компоновка технической документации, МДК 01.01 Выполнение работы по подготовке и обработке данных различных форматов, МДК 01.02 Работа с данными в базе данных и электронных таблицах на дифференцированных зачетах по учебной и производственной практике.
Освоение профессиональных и общих компетенций подтверждается документами, (протоколы результатов дифференцированного зачета по учебной практике и производственной
практике, экзамены по МДК, дневниками практики).
Формой
аттестации
по
профессиональному
модулю
является
экзамен
(квалификационный).
2.1

Экзамен (квалификационный) включает:
 выполнение компетентностно-ориентированных заданий;

 результаты учебной практики;
 результаты производственной практики.
Код ПК и ОК, формируемых в
рамках модуля

Критерии оценки

Методы оценки

ПК 1.1. Выполнять ввод и обра- Сформирован документ на основе заданного текста и исход- Демонстрационный экзаботку текстовых данных.
ных файлов в соответствии с мен.
условиями форматирования,
Экспертные наблюдения
ПК 1.2. Выполнять преобразоваразметки и соблюдением
ние данных, связанных с измене- стиля. Документ сохранен в в процессе выполнения
практических и лабораниями структуры документов.
указанном/указанных форторных работ.
мате/форматах.
ПК 1.3. Выполнять разметку и
форматирование документов различных форматов.
ПК 1.4. Конвертировать аналого- Получены и оцифрованы данные от внешних источников.
вые данные в цифровые.
ПК 1.5. Выполнять подготовку Оцифрованные данные обрабоцифровых данных для дальней- таны в соответствии с заданшей обработки и архивирования. ными критериями качества и
выполнено их архивирование.

ПК 1.6. Формировать запросы для
получения информации в базах
данных.
ПК 1.7. Выполнять операции с
объектами базы данных.
ОК 01. Выбирать способы решения задач
профессиональной деятельности
применительно к различным контекстам.

ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и
интерпретации информации, и информационные технологии для
выполнения задач профессиональной деятельности.

Сформирован и представлен
отчет с заданными параметрами на основании запроса к
базе данных.
- обоснованность постановки цели, выбора и применения методов и способов
решения профессиональных
задач; - адекватная оценка и
самооценка эффективности
и качества выполнения
профессиональных задач

- использование различных
источников, включая электронные ресурсы, медиаресурсы, Интернет-ресурсы, периодические издания по специальности для решения
профессиональных задач

Демонстрационный экзамен.
Экспертные наблюдения
в процессе выполнения
практических и лабораторных работ.
Экспертное наблюдение,
при выполнении работ по
учебной и производственной практикам

ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в
профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных
ситуациях.
ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и
команде.

ОК 05. Осуществлять устную и
письменную коммуникацию на
государственном языке
Российской Федерации с учетом
особенностей социального и
культурного контекста.
ОК 06. Проявлять гражданскопатриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение
на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в том
числе с учетом гармонизации
межнациональных и межрелигиозных отношений, применять
стандарты антикоррупционного
поведения
ОК 07. Содействовать сохранению
окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях

- демонстрация ответственности за принятые решения
- обоснованность самоанализа и коррекция результатов собственной работы;

взаимодействовать с
обучающимися, преподавателями и мастерами в ходе
обучения, с руководителями
учебной и производственной практик;
обоснованность
нализа работы членов команды (подчиненных)
- демонстрировать грамотность устной и письменной
речи, - ясность формулирования и изложения мыслей
- соблюдение норм поведения во время учебных занятий и прохождения учебной
и производственной практик,

эффективное выполнение правил ТБ во время
учебных занятий, при прохождении учебной и производственной практик;
демонстрация знаний
и использование ресурсосберегающих технологий в профессиональной деятельности

ОК 08. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности

- эффективность использовать средств физической
культуры для сохранения и
укрепления здоровья при выполнении
профессиональной деятельности.

ОК 09. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках

- эффективность использования в профессиональной деятельности необходимой технической документации, в
том числе на английском
языке.

Элемент
учебной
дисциплины

Формы и методы контроля
Текущий контроль

Рубежный контроль

Промежуточная
аттестация

Форма
контроля

Проверя
Форма
Проверя Форм Проверя
контроля
емые
емые
а
емые
ОК, У, З,
ОК, У, З, контр ОК, У, З,
оля
ПО
ПО
ПО
Раздел 1 ПМ.01 ПМ.01 Оформление и компоновка технической документации
МДК.01.01. Выполнение работы по подготовке и обработке данных различных форматов
ПК 1.1, ПК
Тема 1.1.
Устный
У1, З1
Устный
У1, З1
1.2, ПК
Инструментарий
опрос
опрос
1.3, ПК 1.4
ОК 01, ОК
02, ОК 04,
ОК 05, ОК

создания текстовых
документов

06, ОК 09
Тема 1.2. Внедрение в документы
таблиц и иллюстраций.

Устный во- У1, З1,
прос,
З2, З3, З4
тест, самостояте
льная работа

Устный во- У1, З1,
прос,
З2, З3, З4
тест, самостояте
льная работа

ПК 1.1, ПК
1.2, ПК
1.3, ПК 1.4
ОК 01, ОК
02, ОК 04,
ОК 05, ОК
06, ОК 09

Тема 1.3.
Преобразование и
перекомпоновка
документов.

Устный во- У1, З1,
прос,
З2, З3, З4,
тест, само- З8
стояте
льная работа,

Устный во- У3, У4,
прос,
З4, З8
тест, самостояте
льная работа

ПК 1.1,
ПК 1.2,
ПК 1.3,
ПК 1.4
ОК 01, ОК
02, ОК 04,

контрольна
я работа

ОК 05, ОК
06, ОК 09

ПК 1.1,
Устный во- У1, З1,
Устный во- У1, З1,
ПК 1.2,
прос,
З2, З3, З4 прос,
З2, З3, З4
ПК 1.3,
тест, самотест, самостояте
ПК 1.4
стояте
льная
ОК 01, ОК
льная раработа,
02, ОК 04,
бота
контрольна
ОК 05, ОК
я работа
06, ОК 09
Тема 1.5. Слияние Устный во- У1, З1,
ПК 1.1,
Устный во- У1, З1,
данных
ПК 1.2,
прос,
З2, З3, З4 прос,
З2, З3, З4
ПК 1.3,
тест, самотест, самоПК 1.4
стояте
стояте
ОК 01, ОК
льная
льная раработа,
02, ОК 04,
бота
ОК 05, ОК
контрольна
я работа
06, ОК 09
Раздел 2 ПМ.01 ПМ.01 Оформление и компоновка технической документации
МДК.01.02.
Тема 1.4. Получение информации от
внешних источников

Тема 2.1. Хранение
и обработка данных в электронных
таблицах

Тема 2.2. Основы
сопровождения баз
данных

Тема 2.3.
Актуализация
информации в
базах данных.

Устный во- У3, У4,
прос,
У5, У6,
тест, само- З5
стояте
льная
работа,
контрольна
я работа

Устный во- У3, У4,
прос, тест, У5, У6,
самостояте З5
льная работа, контрольна я
работа

ПК 1.5,
ПК 1.6,
ПК 1.7,
ОК 01, ОК
02, ОК 04,
ОК 05, ОК

Устный во- У5, У6, З5
прос,
тест, самостояте
льная
работа,
контрольна
я работа

Устный во- У5, У6, З5
прос, тест,
самостояте
льная работа, контрольна я
работа

ПК 1.5,
ПК 1.6,
ПК 1.7,
ОК 01, ОК
02, ОК 04,
ОК 05, ОК

Устный во- У4, У6,
прос,
З5, З7
тест, самостояте
льная работа

Устный во- У4, У6,
прос, тест, З5, З7
самостояте
льная работа

ПК 1.5,
ПК 1.6,
ПК 1.7,
ОК 01, ОК
02, ОК 04,
ОК 05, ОК

06, ОК 09

06, ОК 09

06, ОК 09

Тема 2.4. Работа с
удаленными базам
и данных

Устный во- У5, У6,
прос,
З5, З7
тест, самостояте
льная работа

Устный во- У5, У6,
прос, тест, З5, З7
самостояте
льная работа

ПК 1.5,
ПК 1.6,
ПК 1.7,
ОК 01, ОК
02, ОК 04,
ОК 05, ОК
06, ОК 09

Итоговый контроль освоения вида профессиональной деятельности Оформление и компоновка технической документации осуществляется на экзамене
(квалификационном). Условием допуска к экзамену (квалификационному) является положительная аттестация по МДК 01.01, МДК 01.02, учебной практике и производственной практике.
Экзамен (квалификационный) проводится в виде выполнения теоретических и практических заданий.
Условием положительной аттестации (вид профессиональной деятельности освоен) на
экзамене квалификационном является положительная оценка освоения всех профессиональных
компетенций по всем контролируемым показателям. При отрицательном заключении хотя бы по
одной из профессиональных компетенций принимается решение «вид профессиональной деятельности не освоен».
Промежуточный контроль освоения профессионального модуля осуществляется при проведении экзамена по МДК 01.01, МДК 01.02 и дифференцированного зачета по производственной практике. Предметом оценки освоения МДК являются умения и знания.
Предметом оценки по учебной и (или) производственной практике является приобретение
практического опыта (может быть также освоение общих и профессиональных компетенций,
умений, в зависимости от этого далее надо использовать различные формы).
Контроль и оценка по учебной и (или) производственной практике проводится на основе
характеристики обучающегося с места прохождения практики, составленной и завизированной
представителем образовательного учреждения и ответственным лицом организации (базы практики). В характеристике отражаются виды работ, выполненные обучающимися во время практики, их объем, качество выполнения в соответствии с технологией и (или) требованиями организации, в которой проходила практика (образовательного учреждения для учебной практики,
если она проводится на базе учебного учреждения).
Кроме этого для аттестации по ПМ могут использоваться в том или ином сочетании с
описанными выше формами защита портфолио.
2.2. Перечень вопросов и заданий для входного контроля знаний по профессиональному модулю
Входной контроль знаний отсутствует
2.3. Перечень вопросов и заданий для текущего контроля знаний по профессиональному модулю
Инструкция для учащихся
Уважаемый студент!
При выполнении тестирования Вам необходимо:
1. Получив лист с заданием, внимательно прочитать его.
2. Ответить письменно на предлагаемые вопросы в тесте.
3. Время выполнения работы 90 мин.
4. Вы не имеете право пользоваться Интернетом, учебными и лекционными
материалами.

5. Критерии оценки тестирования:
•
60-63 выполненных заданий – 5 (отлично);
•
56-59 выполненных заданий – 4 (хорошо);
•
50-55 выполненных заданий – 3 (удовлетворительно);
•
менее 50 – 2 (неудовлетворительно).
2.4. Перечень вопросов и заданий для промежуточной аттестации по профессиональному
модулю

Раздел 1. Выполнение работы по подготовке и обработке данных различных форматов

Вопросы по технике безопасности
1. Вы почувствовали запах гари исходящий от монитора. Что будете делать?
2. Вы вскрыли системный блок. И увидели в блоке питания много пыли. Ваши
дальнейшие действия?
3. Правило установки монитора относительно пользователя.
4. Правила уборки в помещениях с компьютерами.
5. Правила установки компьютеров в кабинетах.
6. Вы купили принтер и его надо установить на работающий в данный момент
компьютер. Что нужно сделать перед установкой принтера, прежде всего?
7. Правила включения и выключения компьютера.
8. Если вдруг случился пожар в лаборатории ЭВМ. Ваши действия?
9. В нашем городе часто отключают свет. Как можно защитить свой компьютер
от перепадов напряжения и потери информации?
10. Какой монитор является самым безопасным для глаз?
11. По существующим нормам, на одного пользователя ПК должно приходиться
не менее 6 кв.м площади помещения. Рассчитайте площадь нашей лаборатории, в
которой находятся 14 ПК.
12. Назовите вредные для здоровья факторы при работе за ПК
13. Какие устройства или приспособления нужно использовать в кабинете с ЭВМ
для защиты от постоянного электростатического (магнитного) поля?
Эталоны ответов

№1
Сообщить учителю, выключить
монитор из сети, ни в коем случае самим ничего не предпринимать. Вскрытие и обслуживание
мониторов может производиться
только в специальных мастерских.

№2
Рекомендуется периодически (один – два раза в год) с
помощью пылесоса удалять
пыль из блока
питания
через вентиляционные отверстия без
вскрытия системного блока. Особенно
важно производить эту операцию перед каждой транспортировкой или наклоном
системного блока.

№3
Монитор компьютера
следует располагать так,
чтобы задней стенкой
он был обращен не к людям, а к стене помещения.

№4
Каждый день влажная уборка
мыльным раствором. Раз в
неделю генеральная уборка.
А также можно использовать
специальные средства (салфетки).

№5
В компьютерных классах,
имеющих несколько компьютеров,
рабочие
места
должны располагаться по
периферии
помещения,
оставляя свободным центр.
Компьютер не следует устанавливать вблизи электронагревательных приборов и
систем отопления.
Недопустимо размещать на
системном блоке, мониторе
и периферийных устройствах посторонние предметы.

№6
Запрещается производить какие-либо операции, связанные с подключением, отключением или перемещением компонентов
компьютерной системы
без
предварительного
отключения питания

№7
№8
№9
Выключить все компьютеры От перепадов: сетевой
Включение:
от сети. Воспользоваться огфильтр или источник
1.
Сетевой фильтр
нетушителем и
бесперебойного
2.
Монитор
оповестить пожарную
питания. Защита
3.
Системный блок Выключеинформации: резервные
службу.
ние: Пуск/Выключение/Подокопии или
ждать пока системный блок выавтоматическое
ключиться самостоятельно/Высохранение
ключить монитор
№10
Самым безопасным для глаз
монитором является монитор на
жидких кристаллах и
жидкокристаллический проектор

№ 11
14*6=84 кв.м

№ 12
1. Нагрузка на зрение
2. Стесненная поза
3. Психическая
нагрузка

№13
Снижение количества пыли в помещении. В частности, в компьютерных классах крайне
нежелательно применение мела, поскольку мел постепенно переходит с доски на лица детей
путем разгона статическими полями. Обратите внимание - хороший компьютерный класс
оборудован маркерной доской, кондиционером и пылеуловителем, а иногда "Люстрой Чижевского". Эти устройства снижают количество пыли в помещении, а "Люстра Чижевского" еще и подавляет статические поля. Ну, а самый простой способ борьбы - после занятий на компьютере умыться холодной водой.

ТЕСТ
1) Какое воздействие на человека оказывают компьютеры?
a) Вызывают усталость и снижение работоспособности.
b) Плохо влияет на зрение.
c) Человек получает определенную дозу излучения.
d) Вызывает расстройство желудка.
2) На каком расстоянии от монитора должен работать ученик за компьютером?
a) 15-20 см
b) 50-70 см
c) Меньше 40 см
d) 90-110 см
3) Можно ли класть тетради, книги, диски на монитор и клавиатуру?
a) Можно.
b) Можно только на клавиатуру.
c) Можно только на монитор.
d) Нельзя.
4) При каких условиях можно работать за компьютером?
a) При плохом самочувствии.
b) При хорошем освещении и нормальном самочувствии.
c) При недостаточном освещении и нормальном самочувствии.
d) При хорошем освещении и плохом самочувствии.
5) При появлении запаха гари нужно…
a) Бежать за водой, чтобы предотвратить дальнейшее возгорание.
b) Прекратить работу, сообщить преподавателю
c) Не обращать внимания
d) Быстро убежать из кабинета
6) Каким огнетушителем нужно пользоваться при загорании аппаратуры?
a) Воздушно-пенный огнетушитель
b) Пенный огнетушитель
c) Углекислотный огнетушитель
d) Порошковый огнетушитель
7) Что нужно сделать, войдя в кабинет информатики?
a) Сразу сесть работать.
b) Спокойно занять свое рабочее место ничего, не трогая на столе.
c) Суетиться, бегать по кабинету.
d) Приготовиться к уроку и выйти за пределы кабинета до звонка.

8) Что обязан сделать ученик, если в кабинете вычислительной техники возникла чрезвычайная ситуация?
a) Делать то же, что все делают.
b) Спокойно ожидать указания преподавателя.
c) Медленно покинуть кабинет.
d) Сообщить учителю о ситуации.
9) Если ученик неоднократно нарушает инструкцию по технике безопасности, то…
a) Не допускается до занятий.
b) Должен пройти снова инструктаж.
c) Получает двойку.
d) Восстанавливает ущерб, который он причинил. 10) Нельзя:
a) Трогать устройства сигнализации.
b) Медленно передвигаться по кабинету.
c) Самостоятельно устранять неисправность работы клавиатуры.
d) Брать сумки, портфели за рабочее место у компьютера.
11) При входе посетителей учащиеся должны…
a) Сидеть на месте.
b) Подняться и поприветствовать гостя.
c) Крикнуть «Здравствуйте».
d) Спокойно поздороваться с гостем.
12) Ученик не имеет права в кабинете информатики…
a) Самостоятельно включать и выключать компьютер, монитор.
b) Пользоваться преподавательским компьютером.
c) Пользоваться интерактивной указкой при ответах у доски.
d) Начинать работу по указанию учителя.
13) Во время работы ученик должен…
a) Обращаться бережно с техникой.
b) Бить сильно по клавишам клавиатуры.
c) Сообщать учителю о неисправностях техники.
d) Периодически разбирать системный блок.
14) Ученик не имеет права…
a) Отключать и подключать провода питания.
b) Касаться пальцами экрана монитора.
c) Работать чистыми руками.
d) Работать влажными руками.
15) Физические упражнения при работе за компьютером рекомендуется делать через каждые…
a) 25 минут
b) 45 минут
c) 1 час
d) Можно не делать
16) Какие витамины необходимо употреблять с пищей во время интенсивной работы за
компьютером? a) A, B6, F.
b) A, B3, C.
c) A, B12, D.
d) A, B, C, D.
17. Можно ли, работая в компьютерном классе, пользоваться своими дисками,

«флешками»: a)
Да
b) А что в этом такого?
c) Нет
18. Правила техники безопасности запрещают работу на компьютере, если:
a) Отключен монитор
b) Не подключен принтер
c) Раскрыт корпус системного блока
d) Колонки издают шум
ТЕСТ Работа с папками и файлами. Перемещение и копирование
объектов
1. Файл – это …
a)
системная область на диске, с которой загружается операционная система
b)
именованная область на диске или другом носителе информации *
c)
часть диска или другого машинного носителя, которая не используется
пользователем
d)
часть диска или другого машинного носителя, в которой хранится информация
любого типа
2. Папка – это …
a)
контейнер для программ и файлов в графических интерфейсах пользователя * b)
дерево каталогов
c) контейнер для размещения удалённых файлов или папок
d) диспетчер файлов
3. Ярлык – это …
a)
программа, которая отображает иерархическую структуру файлов
b)
ссылка на любой элемент, доступный на компьютере или в сети *
c)
команда меню, которая управляет формой представления файлов в окне
Проводник
d)
программа, которая позволяет копировать сразу несколько файлов или папок
4. Какое имя файла допустимо в ОС Windows?
a)
любое имя файла без ограничения на количество символов в имени файла
b)
любое имя файла только латинскими буквами
c)
любое имя файла, не превышающее 255 символов в имени файла*
d)
любое имя файла, превышающее 255 символов в имени файла 5. Какой может
быть длина названия файлов?
а) от 1 до 255 символов, включая пробелы *
b) от 2 до 187 символов
c) не менее 3 символов
d) количество символов не ограничено.
6. Папка, с которой в настоящий момент работает пользователь, называется … a) корневой
b) текущей *
c) родительской
d) удалённой
7. Для чего служит программа Проводник?
a)
только для работы с дисками и для удаления файлов

b) только для переименования файлов и папок
c)
только для поиска файлов и папок
d) для копирования, перемещения, переименования и поиска файлов и папок *
8. Что означает знак «плюс» возле папок в левой панели программы Проводник?
a)
в папке имеются подкаталоги, которые не отображены в данный момент на
экране*
b) в папке не имеется подкаталогов
c)
в папке содержатся только файлы
d) содержимое папки отображено в правой части окна Проводник
9. Папки предназначены для …
a)
организации более легкого доступа к файлам и размещения взаимосвязанных файлов *
b) форматирования и сохранения объемных документов
c)
последующего удаления файлов
d) создания, просмотра, редактирования небольших документов
11. Какую команду нужно выбрать для сохранения копии файла под другим именем или
в другом месте?
a) меню Правка текущей программы - Копировать
b) меню Файл текущей программы - Сохранить
c) меню Сервис текущей программы - Автозамена
d) меню Файл текущей программы - Сохранить как… * 12. Как называется
папка, в которую временно попадают удалённые объекты? a) портфель
b) мои документы
c) корзина*
d) блокнот
13. Удаление Ярлыка с рабочего стола приводит к следующему:
a) удаляется значок с жёсткого диска Вашего компьютера;
b) удаляются ярлык и соответствующая ему программа, папка или файл с жёсткого
диска;
c) удаляется ярлык соответствующей программы, папки или файла, а также все
остальные программы с жёсткого диска
d) удаляется только Ярлык с рабочего стола *
14. Попадают ли элементы, удаляемые с сетевого или гибкого дисков, в Корзину?
a) да
b) только после переименования
c) нет *
d) только при перетаскивании сразу в корзину
15. Сколько времени файлы или папки могут находиться в корзине? a) 1 день
b) неделю
c) пока пользователь не удалит их сам *
d) полгода
16. Куда будет помещён восстановленный файл из корзины?
а) на Рабочий стол
б) в папку Мои документы
в) в корневой каталог
г) в исходное местоположение *

17. Что происходит при удалении файлов в Корзину?
a) файлы удаляются с диска, а в Корзине хранится лишь их список
b) файлы хранятся в папке Корзина, но в папке, где они находились, их уже нет*
c) файлы хранятся в той же папке, что и раньше
d) файлы удаляются с диска безвозвратно
18. Как выделить в папке несколько файлов, расположенных вразброс?
а) щёлкнуть по первому файлу и при нажатой клавише  по последнему
файлу
b) щёлкнуть по каждому файлу при нажатой клавише 
c) щёлкнуть по первому файлу и при нажатой клавише по последнему файлу
d) щёлкнуть по каждому файлу при нажатой клавише *
19. Из каких частей состоит обозначение файла в операционной системе Windows?
a) из двух частей: имени и расширения*
b) из двух частей: имени и доменного имени
c) из одной части: имени
d) из трех частей: имени, расширения и доменного имени
20. На что указывает расширение файла (.txt, .doc, .ipg) и др.?
a) на тип приложения, в котором выполнен документ*
b) на местонахождение файла
c) на информационный объем файла
d) на структуру файла
21. Какая из нижеприведенных записей может быть именем файла?
a) :abcd.doc
b) 21365.bmp
Экзамен {выпускной}.bas
3 задание. Напишите словами следующие шаблоны имен файлов и написать по пять имен файлов к каждому шаблону: М???. com *СОН.t??
*приз*.*
???О.*А
?????.*
Самостоятельная работа по теме «Файлы и папки» Вариант 1.
Задание 1. Выбери правильные имена файлов:
1. Рыбалка.
2. Сочинение о лете.
3. 12>13
4. 12 больше 13 5. Ура!
6. Мой_рисунок
7. Список 8 «А»
Задание 2. Что может храниться в следующих файлах?
House.doc
House.bmp Задание
3.
Придумай имя файла, в котором будет храниться изображение твоего любимого литературного героя. Выдели собственно имя и расширение. Задание 4. Ниже указаны имена файлов.
Выбери из них имена текстовых и звуковых файлов. aaa.bmp, leto.doc, mama.jpg, ura.wav,
dog.txt, cat.jpg, boy.exe, music.txt, book.mp3, box.exe, game.bmp, vopros.wav, otvet.txt
Вопросы Инструментарий создания текстовых документов:
1. Кнопка Office предназначена для:
2. Абзац это:
3. Форматирование это:

4. Разрыв раздела вводится для:
5. Перечислить последовательность команд, чтобы установить красную (первую) строку в
абзаце
6. Для чего нужна кнопка SmartArt на ленте Вставка 7. Как удалить символ стоящий слева
от курсора.
8. Нажатие каких сочетаний клавиш позволяет копировать и вставлять текст
9. Файлы, сохранённые в формате MS Office Word имеют расширение:
10. Команда Сохранить как даёт возможность пользователю сохранить файл:
11. Нажатие каких сочетаний клавиш является одним из способов создания нового документа (таблицы, презентации):
12. Признаком конца абзаца является значок
13. Как удалить символ стоящий справа от курсора.
14. Какую кнопку в MS Word нужно нажать для создания нумерованного списка?
15. Какая из последовательности действий позволит найти в тексте документа MS Word необходимое слово?
16. Как можно вставить рисунок в текстовый документ ТР MS Word?
17. Для чего нужна кнопка WordArt на ленте Вставка
18. Как в текстовом редакторе напечатать символ которого нет на клавиатуре?
19. На какой ленте находится кновпа для вставки формулы в текстовый документ
20. Приведите примеры команд (какие вспомните), которые доступны при нажатии кнопки
Office
21. Какая команда содержит настройки междустрочного интервала в тексте
22. Какая новая лента появляется при вставке в документ таблицы
23. Можно ли скрыть элемент Линейка в Microsoft Office Word
24. Какие настройки можно выполнить с помощью линеек в Word
25. Что такое непечатаемые символы и каково их назначение?
26. Какими способами можно осуществить вызов редактора формул?
27. Каким образом устанавливается формат таблицы? 28. Как в таблице можно добавлять
строку
29. Как удалить легенду.
30. Как изменить тип диаграммы на график.
Тест
1. Для создания и редактирования текстового файла в Windows используется программа:
-1. Microsoft Access
-2. Microsoft Excel
-3. Microsoft Word
-4. Microsoft Power Point
2. Основными функциями текстовых редакторов являются:
-1. создание таблиц и выполнение расчетов по ним
-2. редактирование текста, форматирование текста, вывод текста на печать
-3. разработка графических приложений
-4. обработка статистических данных
3. Текстовый файл, созданный в Microsoft Word имеет расширение:
-1. .doc
-2. .xls

4.

5.

6.

7.

8.

9.

-3. .bmp
-4. .zip
Для загрузки программы Microsoft Word необходимо:
-1. в меню Пуск выбрать пункт Программы, в выпадающем подменю щелкнуть по позиции Microsoft Office , а затем - Microsoft Word
-2. в меню Пуск выбрать пункт Документы, в выпадающем подменю щелкнуть по строке
Microsoft Word
-3. набрать на клавиатуре Microsoft Word и нажать клавишу Enter -4. в контекстном
меню Рабочего стола выполнить команду «Открыть»
Основными функциями форматирования текста являются:
-1. ввод текста, корректировка текста;
-2.установление значений полей страницы, форматирование абзацев, установка шрифтов,
структурирование и многоколонный набор
-3. перенос, копирование, переименование, удаление
-4. выделение фрагментов текста
Абзац – это:
-1. выделенный фрагмент текста, подлежащий форматированию
-2. фрагмент текста, начинающийся с красной строки
-3. часть текста, заданная в определенных границах
-4. фрагмент текста, процесс ввода которого заканчивается нажатием клавиши «Enter»
Вырезанный фрагмент текста помещается в:
-1. буфер обмена данными
-2. корзину
-3. специальный файл данных
-4. новый документ
Для установления значений полей для нового документа в редакторе Microsoft
Word необходимо:
-1. выбрать команду «Шаблоны» из меню «Файл», в появившемся окне установить необходимые атрибуты
-2. выбрать команду «Параметры страницы» из меню Разметка страницы, в появившемся
окне установить необходимые атрибуты
-3. выбрать команду «Абзац» из меню «Формат»
Для выделения строки в тексте Microsoft Word необходимо:
-1. щелкнуть левой кнопкой мыши слева от строки текста
-2. щелкнуть левой кнопкой мыши справа от строки текста
-3. установить указатель мыши на строке и сделать двойной щелчок левой кнопкой мыши
-4. щелкнуть левой кнопкой мыши на любом месте текста

Контрольная работа
001. Что отображается в строке состояния программы Microsoft WORD?
1) информация о текущей странице, разделе, номере строки и номере символа в строке;
2) информация с содержанием кнопок для выполнения часто встречающихся действий;
3) пункты меню WORD и кнопки для форматирования текста.
002. Для просмотра второй и последующих страниц документа необходимо?
1) поставить курсор на окончание текста, затем несколько раз нажать клавишу "Delete";
2) протащить мышью движок вертикальной полосы прокрутки;
3) поставить курсор на окончание текста, затем несколько раз нажать клавишу "Enter"

003.
Для печати
абзаца,
содержащего
несколько строк форматируемых автоматически по ширине необходимо:
1) при вводе текста, достигая правой границы полей, слово автоматически переходит в следующую строку;
2) в последней строке абзаца требуется нажать клавишу "Enter";
3) в конце абзаца необходимо нажать клавишу "Tab".
004. Форматированием текста в редакторе WORD называется...
1) изменение размера страницы и полей документа;
2) изменение внешнего вида текста, при котором изменяется его содержание;
3) изменение внешнего вида текста, при котором не изменяется его содержание.
4) 005. Красную строку абзаца в документе требуется создавать с помощью:
1) нажатием клавиши "Tab";
2) нажатием клавиши "Shift";
3) лента Главная, Абзац.
006. При одновременной работе с несколькими документами для переключения между
ними использовать...
1) лента Вид, Две страницы; 2) лента Вид, Масштаб; 3) Панель задач.
007. Для того чтобы выполнить форматирование шрифта в слове или предложении
необходимо предварительно: 1) подчеркнуть слово, предложение;
2) выделить слово, предложение;
3) можно форматировать без предварительного выделения.
008. Для перевода клавиатуры с одного языка на другой необходимо...
1) щелкнуть на панели задач значок с изображением текущего языка;
2) нажать одновременно клавиши "Ctrl" + "Shift";
3) нажать одновременно клавиши "Alt" + "Shift";
4) верно все, в зависимости от настройки компьютера.
009. Убрать из текста документа его часть можно следующими способами
1) при выделенном фрагменте текста контекстное меню Вырезать;
2) при выделенном фрагменте текста нажать клавишу "Delete";
3) при выделенном фрагменте текста нажать клавишу "Backspace";
010. Какие действия можно выполнять кнопками заголовка окна?
1) закрыть окно;
2) восстановить окно; 3) форматировать окно;
4) переместить окно;
5) свернуть окно;
011. Для добавления в документ WORD диаграммы необходимо...
1) "собрать" диаграмму из Фигур на панели ленте Вставка;
2) создать диаграмму в Excel, затем скопировать ее через буфер обмена в Word
3) создать таблицу Word и на основании её построить диаграмму с помощью лента Вставка,
Диаграммы.
012. С каким расширением сохраняется созданный документ в текстовом редакторе
WORD по умолчанию? нет ответа
1) с расширением RTF;
2) с расширением DOC; 3) с расширением XLS.
013. Полями документа называют...
1) отступы от краев страницы до границ текста, на которых текст или картинки, чаще всего, не
размещаются (за исключением колонтитулов);

2) границы области размещения таблиц или рисунков;
3) размеры горизонтальной или вертикальной полос прокрутки. | 014. Для изменения размера
полей в документе выполняется команда... нет ответа
1) лента Главная, Границы и заливка;
2) лента Разметка страницы, Поля;
3) лента Разметка страницы, Ориентация;
4) лента Разметка страницы, Границы страниц. 015. Можно ли в документе Word выполнять
автоматические расчеты?
1) Конечно нет! Ведь Word - всего лишь текстовый редактор;
2) Можно, но только в таблице Word, или если вставить в документ таблицу Excel.
016. Для удаления кнопки из панели быстрого доступа необходимо...
1) протащить мышью кнопку панели быстрого доступа на кнопку Офис;
2) протащить мышью кнопку из панели быстрого доступа в окно документа;
3) кнопка Офис, Параметры Word, Настройка выбрать команду Удалить;
4) вызвать контекстное меню на кнопке и удалить
017. Если Вы забыли местоположение документа Word в файловой системе, однако
помните хотя бы часть его имени (или содержания), можно найти этот документ с помощью команды...
1) в меню Word кнопка Выбор объекта, Найти; 2)
в панели задач Windows кнопка Пуск.
018. Для того чтобы проанализировать документ на наличие в нем грамматических ошибок и исправить их, необходимо выполнить команду...
1) лента Рецензирование, Справочники;
2) лета Рассылка, Просмотр результата; 3) лета Рецензирование, Правописание;
4) кнопка Офис, Предварительный просмотр. 019. Возможно ли в текстовом редакторе WORD выполнить создание таблицы?
1) да, без всяких ограничений;
2) да, но чтобы в ней было не больше десяти столбцов; 3) да, но параметры
данной таблицы нельзя будет изменить.
020. Режим Структуры документа на ленте Вид - это...
1) удобный режим для работы с большим по объему документом, который отображает в левой части окна в виде оглавления разделы этого документа;
2) режим работы, в котором отображаются границы полей, и размещение текста на страницах
документа.
021. Какие способы используются для выделения одного слова в документе? нет ответа
1) двойной щелчок правой клавишей мыши по слову;
2) двойной щелчок левой клавишей мыши по слову;
3) протаскиванием мыши от начала слова к его окончанию;
4) удерживая "Shift" клавишей клавиатуры стрелка вправо;
022. Для чего предназначена программа "MICROSOFT WORD"?
1) это текстовый редактор для обработки документов;
2) это система электронных таблиц для работы с числовыми данными.
3) это графический редактор
023. Колонтитулы это...
1) Заголовки колонок в созданной таблице;
2) Значки на линейке, определяющие положения табулятора;

3) Текст и/или рисунок, который печатается внизу или вверху каждой страницы документа.
024. Вам необходимо часто вставлять в текст определенную фразу текста. Как упростить
и ускорить эту процедуру?
1) Выделить этот фрагмент текста, выполнить команду Найти кнопки Выбор объекта, установить курсор в нужное место текста и выполнить команду Выбор Объекта, Заменить;
2) Такую процедуру упростить невозможно;
3) Выделить фрагмент текста, контекстное меню Копировать, установить курсор в нужное место
в тексте и выполнить команду Вставить из контекстного меню (требуемое число
раз)
4) Использовать комбинации клавиш Ctrl+C и Ctrl+V
025. При каких условиях будет выполняться распечатка документа в черно-белом изображении?
1) если в свойствах принтера указано "Печать в серых тонах";
2) если в свойствах принтера указано "Печать без подбора цвета";
3) если в принтере отсутствует цветной картридж;
026. Для того чтобы создать новую таблицу в текстовом редакторе WORD, необходимо:
1) лента Вставка, Таблица и указать количество столбцов и строк;
2) Нарисовать таблицу с помощью графического редактора Paint;
3) лента Вставка, Таблица, Нарисовать таблицу и нарисовать таблицу "карандашом";
4) с помощью контекстного меню
027. Ориентацией страницы называют...
1) отступы от краев страницы до границ, на которых текст, не размещаются (за исключением
колонтитулов);
2) расположение текста относительно размеров страницы так, чтобы распечатка выполнялась
подобно книге или альбома
028. При нажатии правой клавиши мыши появляется...
1) предложение о выключении компьютера;
2) контекстное (динамическое) меню;
3) предложение о сохранении документа под другим именем.
029. Если Вы забыли местоположение фрагмента текста в документе Word, однако знаете
хотя бы часть фразы, то можно отыскать его с помощью команды...
1) ниже полосы прокрутки кнопка Выбор объекта, Найти; 2)
лента Вставка, Надпись;
3) лента Вставка, Закладка. 030. Можно ли использовать произвольный размер знаков шрифта?
1) нет;
2) да, без каких либо ограничений;
3) да, но с параметрами от 1 до 256;. 031. Какие виды выравнивания абзаца существуют?
1) по центру;
2) по ширине;
3) по левому краю;
4) по толщине;
5) по правому краю; 6) по высоте. 032. Какие функции выполняет лента Разметка страницы
программы Word?
1) Настроить поля документа;
2) Выбрать фон страницы;

3) Установить расстановку переносов в словах; 4) Установить нужную ориентацию листа; 033.
Для чего используется Полоса прокрутки? 1) для просмотра документа; 2) для сохранения
документа.
034. Какая лента предоставляет возможности для вставки художественных объектов?
1) лента Главная;
2) лента Вставка;
3) лента Разметка страницы. 035. К каким знакам относится Табуляция?
1) Цифровым;
2) Знак алфавита;
3) Непечатаемый знак; 4) Непечатаемая цифра.
036. Какую команду целесообразно выполнить перед выводом документа на печатающее
устройство?
1) кнопка Офис, Предварительный просмотр";
2) кнопка Офис, Закрыть; 3) кнопка Офис,
Сохранит как.
037. Какую команду нужно задать для подбора к предварительно выделенному слову его
синонима?
1) через контекстное меню;
2) лета Рецензирование, Правописание; 3) лента Главная, Шрифт. 038. Существует ли в программе WORD справочная служба?
1) Нет;
2) Не знаю;
3) В зависимости от обрабатываемого документа; 4) Да, она доступна в любой момент.
039. Возможно ли в программе WORD выполнить включение в панель быстрого доступа
дополнительных кнопок?
1) Да, но в зависимости от обрабатываемого документа; 2) Да, без ограничений; 3) Нет. 040. Возможно ли копирование рисунка из одного документа в другой?
1) Да, но только если рисунок является картинкой;
2) Да, без ограничений; 3) Нет.
041. Какую команду нужно выполнить для создания области текста, которая может быть
помещена в рамку?
1) лета Вставка, Колонки;
2) лента Главная, Границы и заливка; 3) Кнопка "Надпись" на ленте
Вставка.
042. Если при редактировании документа в программе Word необходимо заменить слово,
букву или часть текста другим, то выполняется команда...
1) Контекстное меню, Вырезать;
2) лета Главная, Вставить;
3) Копка Выбор объекта, Найти и Заменить.
043. Какой командой удаляется строка или столбец таблицы созданной в документе Word?
1) С помощью контекстного меню;
2) Выделить строку или столбец, нажать Delete на клавиатуре; 3) Лента Работа с
таблицами, Макет.
044. Возможна ли распечатка интересующей вас страницы документа?
1) Нет, печать происходит с первой страницы до последней;
2) Да, кнопка Офис, Печать, где указывается номер страницы;

3) Да, если указать параметр "текущая", при условии что курсор должен находиться на заданной
странице командой Офис, Печать. 045. Как заносятся данные в таблицу, созданную в
программе WORD?
1) Обязательно последовательно в каждую из ячеек таблицы; 2)
По определенной схеме;
3) произвольно в любую из ячеек.
Раздел 2. Манипулирование данными и формирование запросов к базе данных

Вопросы Хранение и обработка данных в электронных таблицах
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.

Как добавить строки в таблицу?
Как оформить таблицу?
Название и расширение файла Excel?
Виды адреса ячейки и как изменить адрес ячейки?
Что можно вводить в ячейку?
Как объединить ячейки?
Как задать ячейке денежный формат?
Что содержит Библиотека функций?
Как можно представить информацию в графическом виде с помощью Excel?
Способы копирования данных в Excel?
Виды автозаполнения в Excel?
Как ввести формулу?
Почему в формуле мы задаем адреса ячеек?
Какие математические функции вы применяли при решении задач?
Какие статистические функции вы знаете?
Какие функции преобразовывают текстовую информацию?
Какие текстовые функции вырезают часть заданного текста?
Какими способами можно соединить отдельные слова?
Какая функция считает длину текста? Как предварительно просмотреть документ?
Какие параметры страницы нужно задать перед распечаткой?
Что можно сделать, если документ выходит за поля страницы?
Какими способами можно задать команду печати?
Как вставить графический объект?
Контрольная работа
1.

2.

3.

Укажите, как называется документ Excel?
a) рабочий диапазон;
b) рабочая книга;
c) рабочий лист;
d) графический объект.
Укажите, какое расширение имеет файл Excel?
a) doc;
b) bmp;
c) txt;
d) xls.
Электронная таблица представляет собой:

a) совокупность пронумерованных строк и столбцов;
b) совокупность нумерованных строк и поименованных буквами латинского алфавита столбцов;
c) совокупность поименованных буквами латинского алфавита строк и нумерованных столбцов;
d) совокупность строк и столбцов, именуемых пользователем произвольным образом.
4. Основным структурным элементом электронных таблиц является: a) адрес;
b) ячейка;
c) строка;
d) столбец.
5. Диапазон — это:
a) все ячейки одного столбца;
b) совокупность клеток, образующих в таблице область прямоугольной формы;
c) все ячейки одной строки;
d) множество допустимых значений.
6. В электронных таблицах выделен диапазон ячеек А1:В3. Укажите, сколько ячеек
входит в этот диапазон:
a) три;
b) четыре;
c) две;
d) шесть.
7. В некоторых случаях в MSExcel необходимо принудительно в ячейке создать новую
строку. Укажите, с помощью какой комбинации клавиш это можно сделать:
a) Shift + Enter;
b) Ctrl + Enter;
c) Ctrl + Alt + Enter;
d) Alt + Enter.
8. Укажите, что следует сделать после появления последовательности символов ####:
a) изменить формулу в ячейке;
b) увеличить размер ячейки;
c) произвести очистку данных в ячейке;
d) изменить формат данных в ячейке.
9. Укажите, где отображается содержимое текущей ячейки:
a) в строке формул;
b) в строке состояния;
c) на горизонтальной линейке форматирования;
d) нигде не отображается.
10. Укажите, что означает символ $ в записи имени ячейки В$2:
a) в адресе не будет изменяться только номер столбца;
b) в адресе не будет изменяться только номер строки;
c) имя ячейки останется неизменным;
d) этой ячейки присвоится произвольное имя.
11. Укажите, что нельзя ввести в ячейку Excel:
a) число;
b) дату и время;
c) иллюстрацию;

12.

13.

14.

15.

16.

17.

d) текст.
Укажите, как происходит выравнивание числовых данных в ячейке по умолчанию:
a) по центру;
b) по ширине;
c) по правому краю;
d) по левому краю.
Укажите, с какого знака начинается ввод формул в таблицах Excel: a) *;
b) пробел;
c) =;
d) ^.
Укажите, какое форматирование применимо к ячейкам в Excel:
a) обрамление и заливка;
b) тип данных, ширина и высота;
c) выравнивание текста и формат шрифта;
d) все варианты верны.
Укажите правильный адрес ячейки:
a) А12С
b) В1256
c) 123С
d) В1А
В электронных таблицах выделена группа ячеек А1:В3. Сколько ячеек входит в
этот диапазон?
a) 6
b) 5
c) 4
d) 3
Результатом вычислений в ячейке С1 будет:
a) 5
b) 10
c) 15
d) 20
А
В
С
1

5

=А1*2

=А1+В1

18. Основным элементом ЭТ является:
a) Ячейка
b) строка
c) столбец
d) таблица
19. Определите количество ячеек, входящих в диапазон B2:E6
a) 25
b) 15
c) 20
d) 30
20. Перечислите номера ответов, в которых правильно указан адрес ячейки

21.
1
22.

23.

24.

25.

26.

27.

28.

a) 5В
b) G20
c) DB5
d) AZ
Результатом вычислений в ячейке С1 будет:
А
В
С
5
=А1*3
=А1+В1
Укажите неправильную формулу:
a) =О45*В2
b) =К15*В1
c) =12А-В4
d) А123+О1
Выражение 3(А1+В1):5(2В1-3А2), записанное в соответствии с правилами, принятыми в математике, в электронной таблице имеет вид:
a) 3*(А1+В1)/(5*(2*В1-3*А2));
b) 3(А1+В1)/5(2В1-3А2);
c) 3(А1+В1):5(2В1-3А2);
d) 3(А1+В1)/(5(2В1-3А2)).
Для выделения нескольких интервалов ячеек удерживают клавишу:
a) Alt ;
b) Ctrl ;
c) Insert ;
d) Стрелки.
Какая формула будет получена при копировании в ячейку С3, формулы из ячейки
С2:
a. =A1*A2+B2;
b. =$A$1*A3+B3;
c. =$A$2*A3+B3;
d. =$B$2*A3+B4;
e. =$A$1*$A$2+$B$2?
Маркер автозаполнения (черный крестик) появится, если курсор поставить:
a. в верхний левый угол ячейки;
b. в нижний правый угол ячейки;
c. на серый прямоугольник на пересечении заголовков строк и столбцов;
d. по середине ячейки.
Какая Формула будет получена при копировании в E4 формулы из Е2?
a. =$А$2*$С$4;
b. =A2*$C$2;
c. =$А$2*С4;
d. =A4*C4.
Чему будет равно значение ячейки А8, если в нее ввести формулу
=СУММ(A1:A7)/2:
a. 280;
b. 40;
c. 140;
d. 35?

ТЕСТ
1. С какого символа должна начинаться формула в Excel?
a) =
b) А
c) пробел
d) не имеет значения
2. Возможно ли редактировать формулы в программе Excel?
a) да
b) нет
c) иногда
d) правильного ответа нет
3. Как набрать формулу для расчета в программе Excel?
a) выделить ячейку, вписать формулу
b) выделить ячейку, ввести сразу ответ
c) выделить ячейку, набрать знак “ = ”, написать формулу, не пропуская знаки операций
d) выделить ячейку, набрать знак “ = ”, написать формулу, пропуская знаки операций 4. Выражение «Данные ячейки A1 разделить на данные ячейки B1» в программе Excel имеет
вид …
a) =A1:B1
b) =A1/B1
c) =A1\B1
d) =A1^B1
5. Можно ли при вводе формул в программе Excel использовать скобки? a) да
b)
да, но только при использовании абсолютных ссылок
c)
да, но только при использовании ссылок на другие листы d) нет 6. Укажите
правильный вариант записи формульного выражения в документе программы
Excel …
a) =50$100
b) =A3*B3
c) =A3/100А
d) =50 : 100 7. Выберите верную запись формулы для электронной таблицы:
a) =?C3+4*D4
b) C3=C1+2*C2
c) A5B5+23
d) =A2*A3-A4
8. Укажите, что определяет функция СРЗНАЧ в программе Excel?
a) среднее арифметическое заданного диапазона ячеек
b) среднее значение от деления ячеек
c) упорядочивание по убыванию чисел
d) поиск самого короткого текста
9. Для чего используется функция СУММ в программе Excel?
a) для получения суммы квадратов указанных чисел
b) для получения суммы указанных чисел *
c) для получения разности сумм чисел
d) для получения квадрата указанных чисел

10. Команда Автосумма в программе Excel нужна для…
a) неграфического представления информации
b) подсчета суммы ячеек
c) графического представления информации
d) графического построения столбцов или строк
11. Сортировка данных в программе Excel – это…
a) упорядочение данных по возрастанию или убыванию
b) упорядочение данных только по возрастанию
c) упорядочение данных только по убыванию
d) фильтрация данных
12. Какие виды сортировок существует в Excel?
a) сортировка по понижению; сортировка по удалению
b) сортировка по возрастанию; сортировка по убыванию
c) сортировка по умножению; сортировка по повышению
d) сортировка по понижению; сортировка по убыванию
13. Диаграмма – это…
а) графическое представление данных
b)
внешнее оформление данных, а так же корректировка формата
данных их содержимого
c)
последовательность ячеек, которые образуют логическую
цепочку
d)
пронумерованные метки, которые расположены в левой части
каждой строки
14. Диаграммы в программе Excel создаются для…
a) графического представления информации
b) графического изображения столбцов
c) построения столбцов или строк
d) ввода числовых данных и формул
15. С помощью каких команд можно добавить диаграмму в книгу программы Excel?
a) Лента Вставка – Диаграмма Диаграмма
b) Лента Данные – Диаграмма
c) Лента Вид – Диаграмма
d) Лента Разметка страницы - Диаграмма
Вопросы Основы сопровождения баз данных
1. Для чего предназначена база данных?
2. Из каких объектов состоит база данных?
3. Дайте определение поля и приведите примеры полей.
4. Какие форматы данных существуют для объекта «поле»?
5. Что такое запись?
6. Как вы понимаете структуру базы данных?
7. Что такое СУБД и в чем состоят ее функции?
8. Объясните, что такое реляционная база данных.
9. Какие режимы работы с таблицами Вы знаете? Для чего они предназначены?
10. Какого типа данные можно внести в таблицу?
11. Какого типа связи можно установить между таблицами?

12. Что такое ключ и как он устанавливается и используется?
13. Какого типа бывают запросы в Access?
14. Что такое фильтр в Access?
15. Как создать отчет в Access?
16. Какое поле называется ключевым?
17. Как установить связи между таблицами?
18. Для чего предназначен отчет?
19. Какие типы полей вы знаете?
20. Каким должно быть поле первичного ключа?
21. Какую базу данных называют реляционной?
22. Какие модели баз данных Вы знаете?
23. Какой тип данных предполагает использование только двух состояний?
24. Поля с каким типом данных могут содержать изображения?
25. Какие особенности у поля с типом данных - Счетчик?
26. Какие типы запросов можно создать при помощи Мастера?
27. Как создать запрос в режиме Конструктора?
28. Для каких целей используются формы?
29. Перечислите основные режимы работы с формами?
ТЕСТ1
1. База данных - это:
1. совокупность данных, организованных по определенным правилам;
2. совокупность программ для хранения и обработки больших массивов информации; 3. интерфейс, поддерживающий наполнение и манипулирование данными;
4. определенная совокупность информации.
2. Наиболее распространенными в практике являются:
1. распределенные базы данных;
2. иерархические базы данных;
3. сетевые базы данных;
4. реляционные базы данных.
3. Наиболее точным аналогом реляционной базы данных может служить:
1. неупорядоченное множество данных;
2. вектор;
3. генеалогическое дерево;
4. двумерная таблица.
4. Таблицы в базах данных предназначены:
1. для хранения данных базы;
2. для отбора и обработки данных базы;
3. для ввода данных базы и их просмотра;
4. для автоматического выполнения группы команд;
5. для выполнения сложных программных действий.
5. Что из перечисленного не является объектом Access:
1. модули;
2. таблицы;
3. макросы;
4. ключи;
5. формы;

6. отчеты;
7. запросы?
6. Для чего предназначены запросы:
1. для хранения данных базы;
2. для отбора и обработки данных базы;
3. для ввода данных базы и их просмотра;
4. для автоматического выполнения группы команд;
5. для выполнения сложных программных действий; 6. для вывода обработанных данных базы на
принтер?
7. Для чего предназначены формы:
1. для хранения данных базы;
2. для отбора и обработки данных базы;
3. для ввода данных базы и их просмотра;
4. для автоматического выполнения группы команд; 5. для выполнения сложных программных
действий?
8. Для чего предназначены модули:
1. для хранения данных базы;
2. для отбора и обработки данных базы;
3. для ввода данных базы и их просмотра;
4. для автоматического выполнения группы команд; 5. для выполнения сложных программных
действий?
9. Для чего предназначены макросы:
1. для хранения данных базы;
2. для отбора и обработки данных базы;
3. для ввода данных базы и их просмотра;
4. для автоматического выполнения группы команд;
5. для выполнения сложных программных действий?
10. В каком режиме работает с базой данных пользователь:
1. в проектировочном;
2. в любительском;
3. в заданном;
4. в эксплутационном?
11. В каком диалоговом окне создают связи между полями таблиц базы данных:
1. таблица связей;
2. схема связей;
3. схема данных; 4. таблица данных?
12. Почему при закрытии таблицы программа Access не предлагает выполнить сохранение
внесенных данных:
1. недоработка программы;
2. потому что данные сохраняются сразу после ввода в таблицу;
3. потому что данные сохраняются только после закрытия всей базы данных?
13. Без каких объектов не может существовать база данных:
1. без модулей;
2. без отчетов;
3. без таблиц;
4. без форм; 5. без макросов; 6. без запросов?
14. В каких элементах таблицы хранятся данные базы:

в полях;
в строках;
в столбцах;
в записях;
в ячейках?
15. Содержит ли какую-либо информацию таблица, в которой нет ни одной записи?
1. пустая таблица не содержит ни какой информации;
2. пустая таблица содержит информацию о структуре базы данных; 3. пустая таблица
содержит информацию о будущих записях;
4. таблица без записей существовать не может.
16. Содержит ли какую-либо информацию таблица, в которой нет полей?
1. содержит информацию о структуре базы данных;
2. не содержит ни какой информации;
3. таблица без полей существовать не может;
4. содержит информацию о будущих записях.
17. В чем состоит особенность поля "счетчик"?
1. служит для ввода числовых данных;
2. служит для ввода действительных чисел;
3. данные хранятся не в поле, а в другом месте, а в поле хранится только указатель на то, где расположен текст;
4. имеет ограниченный размер;
5. имеет свойство автоматического наращивания. 18. В чем состоит особенность поля "мемо"?
1. служит для ввода числовых данных;
2. служит для ввода действительных чисел;
3. данные хранятся не в поле, а в другом месте, а в поле хранится только указатель на то, где расположен текст;
4. имеет ограниченный размер;
5. имеет свойство автоматического наращивания.
19. Какое поле можно считать уникальным?
1. поле, значения в котором не могут повторятся;
2. поле, которое носит уникальное имя;
3. поле, значение которого имеют свойство наращивания.
20. Ключами поиска в системах управления базами данных (СУБД) называются:
1. диапазон записей файла БД, в котором осуществляется поиск;
2. логические выражения, определяющие условия поиска;
3. поля, по значению которых осуществляется поиск;
4. номера записей, удовлетворяющих условиям поиска;
5. номер первой по порядку записи, удовлетворяющей условиям поиска?
1.
2.
3.
4.
5.

1

2

3

4

5

6

7

8

КЛЮЧ
9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20

1

4

4

1

4

2

3

5

4

4

3

2

3

5

2

3

5

ТЕСТ2
1. В реляционной базе данных информация организована в виде:
a. Сети

3

1

3

2.

3.

4.

5.

b. иерархической структуры
c. файла
d. дерева
e. прямоугольной таблицы
Полем реляционной базы данных является:
a. строка таблицы
b. корень дерева
c. дерево
d. столбец таблицы
e. ветви дерева
БД содержит информацию о собаках из клуба собаководства: кличка, порода, дата
рождения, пол, количество медалей за участие в выставках. Какого типа должны
быть поля?
a. текстовое, текстовое, числовое, текстовое, числовое
b. текстовое, текстовое, дата, текстовое, числовое
c. текстовое, текстовое, дата, логическое, числовое
d. текстовое, текстовое, числовое, логическое, числовое
e. текстовое, текстовое, дата, логическое, текстовое
записью в реляционной базе данных является:
a. строка таблицы
b. корень дерева
c. дерево
d. столбец таблицы
e. ветви дерева
Имеется база данных:
Фамилия

Имя

Отчество

1
2
3
4

Иванов
Катаев
Беляев
Носов

Петр
Сергей
Иван
Антон

Олегович
Иванович
Петрович
Павлович

Год рождения

Класс

Школа

1988

7

135

1986
1985
1986

9
11
10

195
45
4

Количество поле в ней равно:

a. 2;
b.4; c.6; d.7.
6. См. задание 5. В представленной базе данных Иванов после проведения сортировки по
возрастанию по полю «Класс» будет занимать строку с номером:
a. 1;
b. 2;
c. 3;
d. 4.
7. Дана таблица некоторой базы данных:

Страна

Население,1995 г, млн.чел.

2

Площадь,тыс.м
1
9970
Канада
2
263,3
9364
США
3
93
,
7
1958,2
Мексика
4
23,8
1285,2
Перу
Количество записей в этой таблице ,удовлетворяющих условию «Население больше 50
млн.чел»,равно:
a. 1
b. 2
c. 3
d. 4
8. База данных - это:
a. совокупность данных, организованных по определенным правилам;
b. совокупность программ для хранения и обработки больших массивов информации;
c. интерфейс, поддерживающий наполнение и манипулирование данными;
d. определенная совокупность информации.
9. 2. Наиболее распространенными в практике являются:
a. распределенные базы данных;
b. иерархические базы данных;
c. сетевые базы данных;
d. реляционные базы данных.
10. В иерархической базе данных совокупность данных и связей между ними описывается:
a. Таблицей
b. Сетевой схемой
c. Древовидной структурой
d. Совокупностью таблиц
11. В реляционной базе данных информация организована в виде
a. Сети
b. Иерархической структуры
c. Файла
d. Дерева
e. Прямоугольной таблицы
12. БД содержит информацию об учениках школы: фамилия, класс, балл за тест, балл за
практическое задание, общее количество баллов. Какого типа должно быть поле ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВО БАЛЛОВ?
a. Символьное
b. Логическое
c. Числовое
d. Любого типа
e. Дата
13. Примером иерархической базы данных является:
a. Страница классного журнала
b. Каталог файлов, хранимых на диске
c. Расписание поездов
d. Электронная таблица

14. Наиболее точным аналогом реляционной БД может служить:
a. Неупорядоченное множество данных
b. Вектор
c. Генеалогическое дерево
d. Таблица адресов учеников
15. Система управления базами данных (СУБД) – это:
a. Программная система, поддерживающая наполнение и манипулирование данными в файлах баз данных;
b. Набор программ, обеспечивающий работу всех аппаратных устройств компьютера и доступ пользователя к ним;
c. Прикладная программа для обработки текстов и различных документов;
d. Оболочка операционной системы, позволяющая более комфортно работать с файлами.
ЭКЗЕМЕН
ПМ 01 Оформление и компоновка технической документации
МДК 01.01 Выполнение работы по подготовке и обработке данных различных
форматов
Вопросы
1. Подключение и правила эксплуатации устройств ввода и вывода информации:
2. клавиатура, принтер, сканер.
3. Текстовый процессор. Выбор формата бумаги и размера полей. Оформление абзаца и заголовков. Форматирование текста. Печать текста.
4. Особенности мультимедийного оборудования: назначение, подключение.
5. Произвести расчет результатов в табличном редакторе с использованием формул.
Построить диаграмму.
6. Основные характеристики сканеров. Сканирование текста и изображения.
7. Работа со стандартными функциями в электронных таблицах, построение графика функции.
8. Форматы графических файлов.
9. Разновидности клавиатур. Назначение основных клавиш клавиатуры.
10. Базы данных: область применения, разновидности.
11. Работа с многостраничным документом в текстовом редакторе.
12. Произвести расчеты в табличном процессоре MS Excel. Постройте диаграмму 13. Разновидности принтеров. Основные характеристики.
14. Поиск и удаление информации в Windows.
15. Произвести расчеты в табличном процессоре MS Excel. Постройте диаграмму
16. Файл и файловая система. Имя, тип, путь доступа к файлу.
17. Разновидности и основные элементы диаграмм в электронных таблицах.
18. Создайте приглашение на новогодний вечер с текстом и иллюстрацией
19. Программные средства и технологии обработки числовой информации (электронные
калькуляторы и электронные таблицы).
20. Программное обеспечение персонального компьютера.
21. Разновидности формата данных в электронных таблицах.
22. Создайте рекламу концерта любимого исполнителя с текстом и иллюстрацией

23. Стандартные программы операционной системы. Справочная служба.
24. Способы перевода аналогового изображения в цифровое.
25. Настройка Рабочего стола и параметров Windows.
26. Понятие гиперссылки. Ее использование в различных программах.
27. Понятие и разновидности баз данных (реляционные, сетевые, иерархические).
28. Создать брошюру о вашей профессии
29. Современные способы создания презентаций.
30. Устройства вывода информации из ПК.
31. Разновидности функций в электронных таблицах.
32. Устройства ввода информации в ПК.
33. Вставка графических объектов в текстовый редактор.
34. Работа с формулами и функциями в электронных таблицах.
35. Виды памяти в ПК.
36. Создайте рекламный плакат учебного заведения с текстом и иллюстрацией
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ К ЭКЗАМЕНУ
Перечень тем:
1. Основные требования техники безопасности при работе с персональными компьютерами.
2. Основные требования техники безопасности при работе периферийными устройствами
3. Технические компоненты персональных компьютеров
4. Операционные системы
5. Технология обработки текстовой информации
6. Технологии обработки числовой информации
7. Средства мультимедиа
8. Технология обработки баз данных
Практические работы к билетам по темам:
1. Управление файлами данных на локальных, съемных запоминающих устройствах
2. Ввод текстовой информации с различных носителей
3. Ввод графической информации с различных носителей
4. Обработка текстовой информации
5. Обработка числовой информации
6. Ввод цифровой и аналоговой информации в персональный компьютер с различных носителей, периферийного и мультимедийного оборудования;
7. Конвертирование файлов с цифровой информацией в различные форматы;
8. Сканирование прозрачных и непрозрачных оригиналов
Пример практического задания

Создание базы в MS Excel и функции работы с ней.
ПРОМЕЖУТОЧНЫЕ.ИТОГИ(9;а:б),

Создайте таблицы по образцу. Выполните необходимые подсчеты в предложенных таблицах (установите фильтры для каждого столбца, определить по формулам: Цену со скидкой
5%; Сумму выбранных продуктов: Сумму всего списка продуктов; Итоговую сумму
выбранных продуктов; Сдачу).
Полученный результат сохранить на рабочем столе, показать преподавателю для оценивания.
1 лист
Холодные/горячие закуски/салаты
блюда

№
1

Колбаса/сыр

ингредиенты
блюда
Колбаса/сыр

вес

цена

100/100

195,00 ₽

цена со
скидкой 5%
194,95 ₽

2

Сало собственного посола с хреном

сало, хрен

100/15

115,00 ₽

114,95 ₽

3

Русский разносол

огурцы/помидор/
капуста /черемша

80/80/40
/70

135,00 ₽

134,90 ₽

445,00

444,80

445,00

444,80

Сумма выбранных
продуктов 1:
Сумма всего списка
продуктов:
2 лист
Мороженое,
Жевательная резинка
№ блюда

ингредиенты
блюда

вес

цена

цена со
скидкой 5%

1

Мороженое

Молоко

1/100

50,00 ₽

49,95 ₽

2

Орбит

мята

100/15

45,00 ₽

44,95 ₽

3

Скиттлес

Орехи

80/80/40/70

50,00 ₽

49,90 ₽

Сумма выбранных
продуктов 2:

145,00

144,80

Сумма всего списка
продуктов:

145,00

144,80

3 лист

Ресторан "Калибри"
Счет к оплате
Итого сумма:
589,60 ₽
Внесено денег:

600,00 ₽

Сдача:

10,40 ₽

Ход работы:

1. В программе MS Excel создаем на 3 листах 3 таблицы по образцу
2. Устанавливаем фильтр для каждого столбца. Для этого выделяем шапку таблицы и во
вкладке ДАННЫЕ нажимаем ФИЛЬТР (CTRL+SHIFT+L).
3. Выполните необходимые подсчеты:
4. Цену со скидкой 5% (=F4- 5%)
5. Сумму выбранных продуктов (=ПРОМЕЖУТОЧНЫЕ.ИТОГИ(9;F4:F6), где
6. Первый статический: код действия. По умолчанию в Excel сумма закодирована цифрой
9, поэтому ставим ее. Второй и последующие аргументы динамические: это ссылки на
диапазоны, по которым подводятся итоги)
7. Сумму всего списка продуктов, функция Сумма (=СУММ(F4:F6))
8. Итоговую
сумму
выбранных
продуктов на листе 3 (='Холодные горячие закуски салаты'!F8+'Мороженое,
Жевательная резинка'!F8), т.е. Сумма
выбранных продуктов 1 + Сумма выбранных продуктов 2 из 1 и 2 листа.
9. Сдачу, применяем функцию Если, которая сравнивает ячейки Итого сумма
и
Внесено денег. (=ЕСЛИ(D5                    
Наверх

На сайте используются файлы cookie. На сайте  осуществляется сбор персональных данных посредством метрических программ (Яндекс.Метрика). Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».