ФОС Основы финансовой грамотности

Министерство образования и науки Республики Хакасия
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Хакасия
«Черногорский горно-строительный техникум»
Профессия 09.01.03 Оператор информационных систем и ресурсов

Фонд оценочных средств
для проведения промежуточной аттестации
по программе учебной дисциплины
СГ.05 ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ
наименование дисциплины

программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих в соответствии с
ФГОС СПО по профессии
09.01.03. Оператор информационных систем и ресурсов
код, наименование профессии

г. Черногорск, 2023

1

Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации по учебной дисциплине ОП.01 Основы информационных технологий разработаны в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта
(ФГОС) стандарта среднего профессионального образования по профессии 09.01.03
Оператор информационных систем и ресурсов, утвержденного приказом Минпросвещения России от 11 ноября 2022 года № 974 (зарегистрировано в Минюсте России
19.12.2022 № 71639)
Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение Республики Хакасия «Черногорский горно- строительный техникум»

2

СОДЕРЖАНИЕ
1.

Общая характеристика фонда оценочных средств
1.1. Область применения
1.2. Результаты освоения учебной дисциплины, подлежащие проверке

2.

Комплект фонда оценочных средств для текущей и промежуточной аттестации по
учебной дисциплине
2.1. Контроль и оценка освоения учебной дисциплины по темам (разделам)
2.2. Перечень вопросов и заданий для входного контроля знаний по дисциплине
2.3. Перечень вопросов и заданий для текущего контроля знаний по дисциплине
2.4. Перечень вопросов и заданий для промежуточной аттестации по дисциплине
2.5. Пакет экзаменатора

3.

Критерии оценивания

3

1. Общая характеристика фонда оценочных средств
1.1 Область применения
Фонд оценочных средств (ФОС) предназначен для оценки результатов освоения учебной
дисциплины «Основы финансовой грамотности» по профессии, 09.01.03 Оператор информационных систем и ресурсов ФОС включает контрольные материалы для проведения текущего (рубежного) контроля и промежуточной аттестации в форме дифференцированного зачета.
Итогом зачета является однозначное решение: «вид профессиональной деятельности
освоен/не освоен». ФОС разработан в соответствии с:
 основной профессиональной образовательной программы по направлению подготовки профессии 09.01.03 Оператор информационных систем и ресурсов
 Рабочей программой по учебной дисциплине «Основы финансовой грамотности»
1.2 Результаты освоения учебной дисциплины, подлежащие проверке
В результате освоения учебной дисциплины «Основы финансовой грамотности» обучающийся должен обладать предусмотренными ФГОС по профессиям СПО следующими умениями,
знаниями, которые формируют профессиональную компетенцию; и общими компетенциями:
Знать/понимать
З-1. Основные экономические законы и понятия.
З-2. Сущность экономических институтов, их роль в социально-экономическом развитии общества.
З-3. Основные правовые принципы в демократическом обществе.
Уметь
У-1. Находить и использовать необходимую экономическую информацию
У-2. Выбирать варианты решения экономических проблем.
У-3. Использовать готовые финансовые модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям финансирования.
У-4. Оценивать достоверность финансовой информации, сопоставляя различные источники.
У-5. Делать комплексный анализ современных финансовых рынков
У-6. Применять аналитическое мышление и выделять ключевые моменты любой проблемы
и делать соответствующие выводы
У-7. Находить, систематизировать, анализировать и применять информацию о финансовых
рынках из разных источников. Использовать в работе ИКТ
У-8. Наглядно представлять числовые финансовые показатели и динамику их изменения с
помощью презентаций
У-9. Применять навыки коллективной деятельности и эффективной социализации
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной
жизни:
 Эффективно применять знания, требующиеся для комплексного анализа современных финансовых рынков;
 Развивать аналитическое мышление, под которым понимается способность выделять ключевые моменты любой проблемы и делать соответствующие выводы;
4

 Уметь находить, систематизировать, анализировать и применять информацию о финансовых
рынках из разных источников, в том числе и с использованием информационных технологий;
 Применять на практике навыки подготовки и проведения презентаций;
 Развивать навыки коллективной деятельности и эффективной социализации























Освоение содержания учебной дисциплины «Основы финансовой грамотности» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
личностных:
активность и инициатива в поиске информации о банковских услугах и их использовании
для сохранения и повышения личных доходов;
устойчивая мотивация и
осознание
необходимости пользоваться банковскими
услугами для сохранения и повышения личных доходов;
понимание факта: деньги должны работать и приносить доход семье понимание факта: инвестиции – это механизм долгосрочных сбережений;
критический анализ рекламных предложений осознание необходимости добровольного и
обязательного страхования в различных сферах жизни;
понимание потенциальных выгод страхования;
осознание ответственности за обязательную уплату налогов;
понимание важности налогов для общества и государства;
понимание необходимости выбора стратегии пенсионных накоплений для обеспечения будущей старости;
осознание необходимости общественно активного поведения (ответственность, способность
и готовность воспринимать новое, самостоятельность, инициативность) как предпринимателя, так и наёмного работника фирмы;
осознание социальной и финансовой ответственности человека, открывающего свой бизнес.
осознание финансовых рисков и финансового мошенничества как угрозы личному материальному благополучию.
метапредметных:
ориентироваться
в
банковской системе
России,
находить
и интерпретировать рейтинги банков, информацию о банковских услугах;
определять назначение разных банковских услуг;
анализировать условия кредитования и открытия вкладов с точки зрения управления финансами и финансовой ситуации в семье;
анализировать и соотносить доходность и риски при размещении сбережений в ценные бумаги;
искать и интерпретировать актуальную информацию о фондовом рынке;
сравнивать котировки акций во времени; соотносить риски и выгоды при выборе различных
ценных бумаг;
оценивать необходимость осуществления операций с ценными бумагами в зависимости от
жизненных обстоятельств и общеэкономической ситуации в стране.
сравнивать различные виды страховых продуктов, описывать их характерные
признаки;
5

 анализировать условия страхования в различных страховых компаниях и делать выбор на
основе определённых жизненных целей и обстоятельств.
 вести учёт и планирование личных доходов, облагаемых налогами;
 рассчитывать сумму уплачиваемых налогов;
 различать налоги, пошлины, сборы;
 находить актуальную информацию на сайте Пенсионного фонда Российской Федерации и
других ресурсах;
 анализировать и выбирать альтернативные инструменты обеспечения старости;
 раскрывать свои деловые качества и преимущества как наёмного работника и во время собеседования, и в тексте резюме при трудоустройстве;
 называть основные способы защиты своих прав в случае банкротства фирмы;
 выбирать организационно-правовую форму предприятия в зависимости от определённой
цели, жизненной ситуации и экономической ситуации в стране; обосновывать свой выбор;
 производить простые финансовые расчёты деятельности фирмы (издержки, доход, прибыль);
 соотносить риски и выгоды при выборе финансовых продуктов и услуг;
 оценивать степень надёжности финансовой организации, предлагающей финансовые продукты и услуги;
 соблюдать правила безопасности при платежах через Интернет, при использовании банковской карты и банкомата;
 распознавать различные виды финансового мошенничества (телефонное и интернет-мошенничество, финансовые пирамиды) и своевременно принимать меры предосторожности;
 защищать свою личную информацию в сети Интернет (пользоваться осмотрительно паролем, ПИН-кодом и т. д.)
предметных:
 характеризовать виды вкладов и условия сбережения в зависимости от вклада;
 объяснять, как устроена система страхования вкладов (ССВ), для чего она предназначена и
каков порядок страхового возмещения;
 объяснять, что такое кредит и кредитная история, какие существуют виды кредитов, условия
и способы кредитования; знать, что такое банковская карта, называть и характеризовать
виды карт.
 различать виды ценных бумаг, описывать их характерные признаки;
 объяснять, что такое фондовый рынок, участники фондового рынка (брокер, управляющая
компания), инвестирование в фондовый рынок;
 объяснять, какие существуют финансовые инструменты (облигации, акции,
 ПИФы, драгоценные металлы) и как они влияют на доход семьи;
 рассчитывать доходность акций (по заданным показателям);
 выбирать оптимальный вариант инвестирования в конкретных экономических ситуациях;
 называть основные операции с ценными бумагами;
 оценивать степень риска определённого инвестиционного продукта;
 объяснить, что такое инвестиционный портфель и как его формировать;
 объяснять, что такое страхование, в чём его отличие от сбережения и инвестирования;
 называть виды добровольного и обязательного страхования, а также составлять алгоритм
действий при наступлении страхового случая;
6

 объяснять, что такое налоги, называть и классифицировать виды налогов;
 описывать, из чего складываются доходы и расходы семьи, в каких случаях применяются
налоговые вычеты;
 объяснять, что такое ИНН, куда обращаться для его получения
 объяснять, что такое пенсия, какие бывают виды пенсионных сбережений, какие условия
получения пенсии установлены законодательно;
 описывать, как пользоваться калькулятором расчёта пенсии;
 называть
существующие
программы пенсионного накопления и пенсионного
страхования.
 объяснить, как устроена фирма;
 называть факторы, влияющие на повышение прибыли фирмы, способы её распределения;
 описывать причины, приводящие к банкротству фирмы, и его последствия для наёмных работников.
 объяснить, что такое предпринимательская деятельность, каковы её преимущества и риски;
 называть государственные программы поддержки предпринимателей;
 составлять бизнес-план по алгоритму.
 объяснять, что такое финансовые риски, описывать, какими они бывают;
 объяснять необходимость финансовой «подушки безопасности».
Общие профессиональные компетенции:
 анализировать перспективные сферы инвестирования в зависимости от конъюнктуры рынка;
 оценивать необходимость осуществления операций с ценными бумагами в зависимости от
целей, жизненной ситуации и экономической ситуации в стране;
 оценивать надёжность банка;
 принимать решение о целесообразности обращения к банковским услугам в зависимости от
конкретной цели, жизненной ситуации и экономической ситуации в стране;
 оценивать выгоды и риски использования различных банковских услуг. принимать решение о страховании на основе оценки условий страхования, надёжности и репутации страховой компании.
 оценивать уровень налогового бремени на физическое лицо и фирму с учётом экономических, политических и социальных условий в стране
 осознанно принимать решения о выборе способа пенсионного накопления и пенсионного
фонда с учётом имеющихся рисков.
 оценивать ситуации, требующие активного поведения в использовании законодательно
определённых прав при приёме и увольнении наёмного работника фирмы
 принимать решение о создании и ведении своего бизнеса на основе оценки личного потенциала, экономической ситуации в стране.
 оценивать степень риска для материального благополучия при принятии финансовых решений.
Результаты обучения:
умения, знания и общие компетенции

Показатели оценки
результата
Знания:
7

Форма контроля и
оценивания

З-1. Основные экономические Демонстрация
созданных
законы и понятия.
текстовых
и
графических файлов, презентаций.
Демонстрация документов, содержащих гиперссылки. Демонстрация
разработанных
Web-страниц.
З-2. Сущность экономических
институтов, их роль в социально-экономическом развитии общества.

Объяснение назначения и видов информационных моделей, описывающих реальные
объекты или процессы в соответствии с общепринятой классификацией выполнено верно.

З-3. Основные правовые прин- Объяснение назначения и
ципы в демократическом обфункции ОС в соответствии с
ществе.
общепринятым определением
выполнено верно

Умения:
У-1. Находить и использовать Умеет использовать основные
необходимую экономическую термины и основные понятия;
решать практические и исслеинформацию.
довательские задачи прикладного характера.
У-2. Выбирать варианты реше- Дает определения основных
понятий, умеет использовать
ния экономических проблем.
приемы, применять основные
приемы и основные термины.
У-3. Использовать готовые финансовые модели, оценивать
их соответствие реальному
объекту и целям финансирования.

Умеет использовать термины,
решать задачи, опираясь на
теоретический материал: решать практические задачи используя финансовые формулы
для расчётов изученными методами.
У-4. Оценивать достоверность Умеет использовать термины,
финансовой информации, со- решать практические задачи,
поставляя
различные источ- опираясь на теоретический маники.
териал: анализировать исследовательское задание, изученными методами.
8

Устный опрос.
Задачи.
Тесты.
Самостоятельная работа.
Контрольная работа.
Реферат.
Презентации.
Устный опрос.
Задачи.
Тесты.
Самостоятельная работа.
Контрольная работа.
Реферат.
Презентации.
Устный опрос.
Задачи.
Тесты.
Самостоятельная работа.
Контрольная работа.
Реферат.
Презентации.
Устный опрос.
Задачи.
Тесты.
Самостоятельная работа.
Контрольная работа.
Устный опрос.
Задачи.
Тесты.
Самостоятельная работа.
Контрольная работа.
Устный опрос.
Задачи.
Тесты.
Самостоятельная работа.
Контрольная работа
Устный опрос.
Задачи.
Самостоятельная работа.
Контрольная работа

У-5. Делать комплексный ана- Умеет использовать формулы, Устный опрос.
лиз современных финансовых решать задачи, опираясь на
Задачи.
рынков.
теоретический материал: ана- Самостоятельная работа.
лизировать исследовательское Контрольная работа.
задание, изученными методами.
У-6. Применять аналитиче- Умеет использовать формулы, Устный опрос.
ское мышление и выделять решать задачи, опираясь на
Задачи.
ключевые моменты любой теоретический материал: ана- Тесты.
проблемы и делать соответ- лизировать исследовательское Самостоятельная работа.
ствующие выводы
задание, изученными метоКонтрольная работа.
дами.
У-7. Находить, систематизи- Умеет анализировать условие Устный опрос.
ровать, анализировать и при- и решать практические задачи, Задачи.
менять информацию о финан- опираясь на теоретический ма- Самостоятельная работа.
совых рынках из разных ис- териал: решать финансовую за- Контрольная работа
точников. Использовать в ра- дачу, изученными методами.
боте ИКТ
У-8. Наглядно представлять
Умеет использовать формулы, Устный опрос.
числовые финансовые показа- решать финансовые задачи, Задачи.
тели и динамику их изменения опираясь на теоретический ма- Тесты.
териал: анализировать иссле- Самостоятельная работа.
с помощью
довательское задание, изучен- Контрольная работа.
презентаций
ными методами.
У-9. Применять навыки кол- Может дать определение осУстный опрос.
лективной деятельности и эф- новных понятий, умеет исполь- Задачи.
фективной социализации
зовать финансовые формулы,
Самостоятельная работа.
умеет читать и строить графики Контрольная работа.
платежей.
2. Комплект фонда оценочных средств для текущей и промежуточной аттестации по учебной
дисциплине
Предметом оценки служат умения и знания, предусмотренные ФГОС по дисциплине «Основы финансовой грамотности», направленные на формирование общих и профессиональных компетенций. Итоговой аттестацией по учебной дисциплине является дифференцированный зачет.
2.1 Контроль и оценка освоения учебной дисциплины по темам (разделам)
Формы и методы контроля
Элемент
учебной
дисциплины

Текущий контроль
Форма
контроля

Проверяе
мые
У, З

Рубежный контроль
Форма
контроля

9

Проверяе
мые У,
З

Промежуточная аттестация
Форма
контроля

Проверяе
мые
У, З

Раздел 1.
Семейная экономика. Тема
1.1.
Личное финансовое
планирование.

Устный
опрос.
Самостоя
тельная
работа.

У1, У2,
У3,У9 З1, Кейс
З2.

У1, У2,
У3, У9
З1, З2.

Тема 1.2.
Контроль
семейных
расходов.

Устный
опрос.
Самостоя
тельная
работа.
Контроль
ная
работа
Устный
опрос Самостоя
тельная
работа.
Контроль
ная
работа
Устный
опрос.
Самостоя
тельная
работа.

У2, У3,
У6, З2.

Практикум №1

У2, У3,
У6, З2.

У1,У3,
У6, З2.

Практикум №2

У1,У3,
У6, З2

У1, У2,
У6, У7,
У8
З1, З2, З3

Практикум №3

У1, У2,
У6, У7,
У8
З1, З2, З3

Устный
опрос
Контроль
ная работа

У5,З2

Практические
задачи

У5,З2

Тема 2.2.
Устный
Валюта в совре- опрос
менном мире. Контроль
ная работа

У5,З2

Практические
задачи

У5,З2

Тема 1.3.
Семейный
бюджет.

Тема 1.4.
Финансовое
планирование
как способ
повышения
благосостояния
семьи.
Раздел 2.
Накопления и
средства платежа.
Финансовый
рынок и
инвестиции.
Тема 2.1.
Способы увеличения семейных
доходов с
использование
м услуг
финансовых
организаций.

10

Тема 2.3.
Пенсионное
обеспечение и
финансовое
благополучие
старости.
Тема 2.4.
Банковская
система РФ.

Устный
опрос
Контроль
ная работа

У5,З2

Практические
задачи

У5,З2

У5,З2

Практические
задачи

У5,З2

Тема 2.5.
Финансовые
риски и
способы защиты от них.

Устный
опрос
Контроль
ная работа
Устный
опрос
Контроль
ная работа

У5,З2

Практические
задачи

У5,З2

Тема 2.6.
Бизнес,
тенденции его
развития
и
риски.

Устный
опрос
Контроль
ная работа

У5,З2

Практические
задачи

У5,З2

Тема 2.7.
Страхование
как способ
сокращения
финансовых потерь.

У1-У9,
З1-З3

У1-У9,
З1-З3

Дифференциров У1-У9,
анный зачет
З1-З3

2.2 Перечень вопросов и заданий для входного контроля знаний по дисциплине
Входной контроль знаний не предусмотрен.
2.3 Перечень вопросов и заданий для текущего контроля знаний по дисциплине

Наименование учебной
дисциплины

ОП.11
Основы финансовой
грамотности

Форма контроля и оценивания
Промежуточная
аттестация

Текущий контроль

Наблюдение за
выполнением
практических работ.
Дифференцированный Контроль результата выполнения
зачет
практических работ, самостоятельной работы.
Тестирование

Кейс
Изучите жизненную ситуацию и ответьте на вопросы.
11

Обманутые вкладчики обращаются к Президенту России. В середине июля 2012 г. стало известно, что клиенты «Мобилбанка» не могут получить деньги в банкоматах и отделениях финансовой организации. Эти проблемы представители банка объясняли «трудностями с ликвидностью». 9
августа ЦБ РФ отозвал у компании «Мобилбанк» лицензию на осуществление банковских операций. Финансовый регулятор заявил, что эта организация проводила высокорискованную кредитную
политику, размещая средства в низкокачественные активы и не создавая адекватные резервы на
случай возможных потерь, что привело к возникновению оснований для осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства). Так, банк безосновательно скупал ценные бумаги
(на момент отзыва лицензии они составляли порядка 50% активов финансовой организации). Убыток за год вырос с 17 до 113 млн руб. Банк нарушал нормативы, установленные ЦБ РФ (например,
норматив достаточности капитала снизился до 6,75%, по другим данным – до 2%). «Мобилбанк»
был создан в 1990 г. в Ижевске (Удмуртия). Имел филиал в Москве.
Уставный капитал кредитной организации составлял 176,7 млн руб. Банк участвовал в системе страхования вкладов. Вкладчики «Мобилбанка» провели митинг протеста. Они требовали от
руководства банка выйти к ним. На митинге было собрано более 50 подписей под обращением к
Президенту России Владимиру Путину и главе ЦБ РФ Сергею Игнатьеву*. «Все мы, вкладчики,
имевшие на счетах “Мобилбанка” вложения более 700 тыс. руб., потеряли их безвозвратно. Мы не
миллионеры и не олигархи, среди нас много людей, занимающихся малым бизнесом, менеджеров
среднего звена, пенсионеров, которые в результате мошеннических действий владельцев банка потеряли свои накопления. Для большинства из нас это были единственные сбережения».
По материалам информационного агентства РБК – www.rbc.ru
Вопросы к тексту 1. Почему обманутые вкладчики пишут, что потеряли именно ту часть сбережений, которая превышала 700 тыс. руб.? 2. Есть ли у вкладчиков шанс вернуть оставшиеся
деньги? Должно ли им помочь в этом государство? 3. Какие две ошибки совершили вкладчики,
размещая средства в «Мобилбанке»?
ПРАКТИКУМ №1
Проблемная ситуация.
Определите, безопасны ли следующие ситуации (т. е. деньги на текущем счёте останутся в
сохранности). Свой ответ объясните.
1.
На пикнике вы уронили банковскую карту в костёр, и она расплавилась.
2.
На улице грабитель вырвал у вас сумку с телефоном и банковской картой и скрылся.
Вы тут же обратились в полицию.
3.
Друг попросил вас дать ему расплатиться вашей картой в Интернете. Вы отправили
ему в одном электронном письме все данные с лицевой стороны карты, а следующим письмом CVVкод. Ваша карта не предусматривает дополнительного подтверждения покупки через СМС-оповещения.
4.
Выходя из автобуса, вы выронили кошелёк, в котором лежали карта и записанный на
листке бумаги ПИН-код. Вы сразу заметили пропажу и позвонили в банк, чтобы заблокировать
карту.
5.
Вам пришло СМС-уведомление: «Покупка на 5370 руб. по карте прошла успешно»,
но вы ничего не покупали, а карта не пропадала и всё время оставалась при вас.
ПРАКТИКУМ №2
Исследовательское задание 1
На сайте Росстата выясните численность домохозяйств в России в 2010 г. по итогам Всероссийской переписи населения (www.gks.ru : Переписи и обследования → Переписи населения →
12

Всероссийская перепись населения 2010 → Число и состав домохозяйств). Воспользуйтесь информацией из данной главы о количестве пожаров в жилых домах в России за 2015 г. Предположим,
что количество домохозяйств с 2010 по 2015 г. выросло несущественно. Рассчитайте приблизительную вероятность возникновения пожара в российской квартире или доме. Почему вы использовали
численность домохозяйств, а не численность населения?
Исследовательское задание 2
На сайте ГИБДД (https://гибдд.рф ) выясните количество ДТП в России за последний год и
узнайте, какое число автотранспортных средств было зарегистрировано в этот период (или количество ДТП на 10 тыс. единиц транспортной техники). Определите вероятность ДТП (в %) для среднестатистического водителя в России за год. Какова вероятность попасть в ДТП в первый год вождения?
ПРАКТИКУМ №3
Проблемная ситуация
Определите, являются ли действия работодателя правомерными в следующих случаях. Свой
ответ обоснуйте.
1.
Компания сделала вам предложение о работе, но менеджер по персоналу говорит, что
испытательный срок будет установлен в течение всего первого года работы в целях проверки соответствия порученной работе.
2.
За последние три месяца вы пять раз опоздали на работу. Вас увольняют без выплаты
выходного пособия.
3.
При приёме на работу вам сообщили, что, прежде чем приступить к исполнению служебных обязанностей, необходимо прочитать учебное пособие по сетевому маркетингу. Его можно
купить за 1000 руб. в этой же фирме.
4.
Работодатель предлагает вам сделку: он назначает официальную заработную плату в
размере 15 тыс. руб., а ещё 25 тыс. руб. отдаёт «в конверте» в конце каждого месяца. Работодатель
заверяет, что такая схема выгодна для вас, ведь со второй суммы не придётся платить подоходный
налог и вы сможете «сэкономить» до 39 тыс. руб. в год.
5.
Ваша старшая сестра хочет взять отпуск по уходу за ребёнком до достижения им полутора лет. Начальник говорит, что она очень ценный сотрудник для компании, и просит взять отпуск только на шесть месяцев. В случае её согласия обещает поднять зарплату на 20%.
6.
Пока ваша тётя находилась в отпуске по беременности и родам, в её компании произошло сокращение штата и её уволили, выплатив выходное пособие плюс среднюю заработную
плату за два месяца.
7.
В связи со снижением спроса на продукцию компании начальник просит вас написать
заявление об увольнении по собственному желанию. Он говорит, что если вы откажетесь, то будете
уволены за прогул, который был зарегистрирован в прошлом году и за который вы получили выговор.
2.4. Перечень вопросов и заданий для промежуточной аттестации по дисциплине
Практические задачи.
1. Вы решили открыть счёт в банке и положить на него 100 тыс. руб. на год. Определите,
какой вклад выгоднее: «Подари жизнь» – 6,2% годовых с ежеквартальной капитализацией процентов; «Пополняй» – 6,3% годовых без капитализации. Учтите, что прогноз инфляции на будущий год
составляет 6%.

13

2. В семье Васильевых пять человек. Папа зарабатывает 26 тыс. руб. в месяц, мама – 25 тыс.
руб. Пенсия дедушки составляет 15 тыс. руб., а бабушки – 12 тыс. руб. в месяц. Сын учится в школе.
Они живут в квартире площадью 50 м2, которая стоит 1 млн руб. (налоговая ставка – 0,3%). У Васильевых есть ещё одна квартира площадью 50 м2 с такой же стоимостью, которую семья сдаёт в
аренду за 10 тыс. руб. в месяц, и автомобиль Audi Q3 2017 года выпуска с мощностью двигателя
170 л. с. (ставка транспортного налога – 45 руб.). Определите: 1) ежегодные налоговые выплаты
семьи Васильевых; 2) какую сумму семья выплачивает самостоятельно.
При расчёте следует учитывать, что налог на имущество начисляется с общей площади квартиры (её кадастровой стоимости), превышающей установленный норматив в 20 м2 (так называемый
налоговый вычет – п. 8 ст. 403 НК РФ).
(Сначала необходимо определить кадастровую стоимость 1 м2: Стоимость квартиры: Общая
площадь квартиры. Затем следует рассчитать площадь квартиры, которая подлежит налогообложению: Общая площадь квартиры – Норматив в 20 м2. Полученную величину следует умножить на
кадастровую стоимость 1 м2 и на ставку налога. Это и есть сумма налога).
3. Ежегодные налоговые платежи семьи Соколовых составляют 22 440 руб. Соколовы хотят
купить новый автомобиль и поехать на нём в отпуск. Деньги на покупку автомобиля у них есть, но
налоговые платежи увеличатся на 10 200 руб. в год. Смогут ли они накопить на отпуск, если совокупный доход семьи равен 746 400 руб., обязательные расходы составляют 75% семейного бюджета, а инфляция находится на уровне 6,5%. Проанализируйте ситуацию.
Практические задачи.
1. Вы решили открыть магазин в городе с населением 10 тыс. человек. По предварительным
подсчётам посещаемость магазина в день составит 20% от общего количества городского населения. Предполагаемая стоимость покупок одного человека будет равна 1 тыс. руб. Расходы магазина
планируются на уровне 2 200 000 руб. в день. Рассчитайте ежедневную прибыль магазина. Определите, целесообразно ли открывать данное торговое предприятие в этом городе.
2. В семье Соколовых четыре человека. Папа зарабатывает 20 тыс. руб. в месяц. Мама – индивидуальный предприниматель, её годовой доход составил 300 тыс. руб. (налоговая ставка по УСН
– 6%). Дочь-студентка получает стипендию 2200 руб., бабушка – пенсию 15 тыс. руб. в месяц. Соколовы живут в квартире стоимостью 1,5 млн руб. площадью 60 м2 (налоговая ставка – 0,3%). У
них есть автомобиль Lada Priora с мощностью двигателя 98 л. с. (ставка транспортного налога – 12
руб.).
Определите: 1) какую сумму налога семья выплачивает самостоятельно; 2) на сколько увеличатся ежегодные налоговые выплаты при условии, что у Соколовых во владении находится автомобиль Audi Q3 (а не Lada Priora) с мощностью двигателя 170 л. с. (ставка транспортного налога –
45 руб.).
При расчёте следует учитывать, что налог на имущество начисляется с общей площади квартиры (её кадастровой стоимости), превышающей установленный норматив в 20 м2. Сначала необходимо определить кадастровую стоимость 1 м2: Стоимость квартиры : Общая площадь квартиры.
Затем следует рассчитать площадь квартиры, которая подлежит налогообложению: Общая площадь
квартиры – Норматив в 20 м2. Полученную величину следует умножить на кадастровую стоимость
1 м2 и на ставку налога. Это и есть сумма налога.
3. Ежемесячный доход семьи Соболевых – 65 тыс. руб. Обязательные расходы составляют
75% семейного бюджета. Процент инфляции – 6,5%. Ежемесячно Соколовы выплачивают ипотечный кредит в размере 15 тыс. руб. Сколько времени им понадобится, чтобы накопить на новый
телевизор стоимостью 20 тыс. руб.? Проанализируйте ситуацию.
14

Итоговый контроль знаний
ВАРИАНТ 1. Отметьте правильный ответ.
1. В России к обязательному страхованию относится всё нижеперечисленное, кроме:
а) медицинского страхования в системе ОМС;
б) социального страхования от несчастных случаев на производстве и
профессиональных заболеваний (воздействий вредных факторов);
в) страхования жизни;
г) ОСАГО.
2. Страхование – это:
а) услуга, при которой банк выдаёт определённую сумму денег физическому или юридическому
лицу во временное пользование с условием возврата через оговорённый срок с процентами;
б) защита имущественных или финансовых интересов людей при наступлении неблагоприятных
событий за счёт специальных денежных фондов;
в) обязательный платёж, взимаемый органами государственной власти с организаций и физических
лиц в целях финансового обеспечения деятельности
государства;
г) вложение денежных средств в производственную или финансовую сферу с целью получения
дохода в виде прибыли, процентов, дивидендов.
3. Пенсия – это:
а) размещение денежных средств в коммерческом банке на условиях,
предоставляющих возможность владельцу денег в любое время снимать их со счёта и пополнять
счёт;
б) размер возможных убытков, определяющийся величиной потерь при всех неблагоприятных исходах и вероятностью наступления этих исходов;
в) ежемесячные выплаты, которые будет делать государство (или частная организация, с которой
заключён договор) после определённого возраста или по причине утраты трудоспособности;
г) денежная сумма, взимаемая с налогоплательщика в случае задержки уплаты налога.
4. Банкротство – это:
а) способ принудительного воздействия на нарушителя гражданских прав других людей путём применения к нему санкций;
б) индивидуальный инвестиционный счёт, с помощью которого гражданин РФ
может покупать и продавать акции и облигации на российских торговых площадках;
в) цифровой код, присваиваемый юридическим и физическим лицам, которые должны платить
налоги;
г) неспособность компании погасить свою задолженность перед кредиторами.
5. К налогам, взимаемым с физических лиц, не относится:
а) налог на доходы;
б) налог на имущество;
в) налог на природные ресурсы;
г) транспортный налог.
6. Признак, по которому страхование отличается от сбережений, инвестирования и других
финансовых операций, – это:
а) защита имущества или финансовых интересов;
б) хранение денег в финансовой организации;
в) вложение денежных средств с целью получения прибыли;
15

г) заём денег в финансовой организации.
7. Дивиденды – это:
а) приведение будущих денежных доходов к их сегодняшней стоимости;
б) соглашение между страховщиком и страхователем, по которому последний обязан осуществить
страховую выплату при наступлении страхового случая;
в) часть прибыли компании, которую получают акционеры;
г) сумма, на которую уменьшается налоговая база при выполнении некоторых условий.
8. Вы выбираете НПФ. Фонд А за 10 лет показал доходность 4%, а за последние два года (из
этих десяти) – 30%; фонд Б – 11% в каждом году из последних десяти лет; фонд В – 13% за 10 лет
и минус 5% за последние два года (из этих десяти). Инфляция в стране составляет 6%. В каком НПФ
лучше делать пенсионные накопления?
а) В фонде А;
б) в фонде Б;
в) в фонде В;
г) ни в каком, ведь при таком уровне инфляции это невыгодно.
9. Акция А с вероятностью 1 : 2 подешевеет на 30% и с такой же вероятностью подорожает
на 30%. Акция Б с вероятностью 1 : 3 подешевеет на 20%, останется на том же уровне или подорожает на 20%. У какой акции выше риск?
а) У акции А;
б) у акции Б;
в) одинаков у обеих акций;
г) риск отсутствует.
10. Вы получили электронное письмо от некоего банка, в котором сообщается, что для вас
одобрена кредитная карта с лимитом 100 тыс. руб. Для оформления карты необходимо заполнить
анкету: указать ФИО, паспортные данные, информацию о месте работы и семейном положении.
Для получения карты нужно оплатить курьерскую доставку, переведя на указанный в письме счёт
300 руб. Вам очень хочется иметь кредитную карту с таким лимитом. Как следует поступить в данном случае?
а) согласиться на предложенные условия;
б) заполнить анкету, но не переводить деньги;
в) проверить рейтинг банка, узнать, входит ли он в ССВ, и принять решение в
зависимости от жизненной ситуации;
г) позвонить по официальным телефонам банка (используя данные на официальном сайте
организации) и поинтересоваться: посылали ли вам письмо, соответствует ли изложенная информация действительности. Отметьте правильные ответы.
11. Страховая пенсия по старости назначается:
а) по достижении определённого возраста, установленного законодательством РФ;
б) при наличии определённого количества лет страхового стажа;
в) при наличии минимального количества пенсионных баллов;
г) при утере кормильца всем членам семьи;
д) в случае получения инвалидности;
е) в случае временной утраты трудоспособности.
12. Факторы, влияющие на повышение прибыли фирмы, – это:
а) большое количество кредитов на развитие компании;
б) увеличение объёма продаж товара по более высокой цене;
в) неконкурентоспособность выпускаемой продукции;
16

г) снижение издержек при реализации продукции;
д) платёжеспособность руководства фирмы.
13. К государственным программам по поддержке предпринимательства относятся:
а) налоговые льготы в течение пяти лет;
б) предоставление субсидий из федерального бюджета в целях оказания государственной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства на региональном уровне;
в) увеличение размеров кредитования;
г) обучение (на безвозмездной основе или с частичным покрытием расходов);
д) бизнес-инкубаторы;
е) гранты.
14. Характеристики инвестиционного портфеля:
а) относится к страхованию гражданской ответственности;
б) представляет собой совокупность ценных бумаг;
в) формируется с целью получения налоговых вычетов;
г) собирается для получения выгодного кредита;
д) формируется как сберегательный сертификат;
е) приобретается с целью вложения капитала в объекты, приносящие доход.
15.
К видам пенсионных сбережений относятся:
а) инвестирование средств пенсионных накоплений;
б) корпоративный пенсионный план;
в) негосударственные пенсионные фонды;
г) кредиты для пенсионеров;
д) налоговые вычеты;
е) финансирование малого бизнеса.
16. Виды налогов:
а) каско;
б) ОСАГО;
в) НДФЛ;
г) НДС;
д) акциз;
е) НДПИ.
17. К федеральным налогам и сборам относятся:
а) транспортный налог;
б) налог на доходы физических лиц;
в) налог на добавленную стоимость;
г) земельный налог;
д) налог на имущество физических лиц; е) налог на имущество организаций.
18. Признаки грамотно составленного резюме:
а) доброжелательность;
б) описание предыдущих мест работы и своих непосредственных обязанностей;
в) характеристика перспектив дальнейшего развития;
г) характеристика конкретных профессиональных достижений;
д) подробное описание автобиографии;
е) литературный язык.
19.
К ценным бумагам относятся:
17

а) акция;
б) дебетовая карта;
в) облигация;
г) кредитная карта;
д) обезличенный металлический счёт;
е) паспорт гражданина РФ.
20. Преимущества ведения собственного бизнеса:
а) возможность получить значительную прибыль;
б) высокие риски потери денег;
в) автономность;
г) повышенная ответственность;
д) необходимость экономить;
е) возможность самореализации.
Выполните задания.
21. Выберите термины из предложенных ниже и вставьте в текст. В случае банкротства банка
(или отзыва у него лицензии) государство быстро вернёт клиентам банка их средства (до 1,4 млн
руб.). Это возможно благодаря, в который все банки, входящие, делают регулярные взносы.
Слова для справки: страхование депозитов, страховой фонд, Агентство по страхованию вкладов, система страхования вкладов.
22. Установите последовательность действий наёмного работника при банкротстве предприятия, расставив цифры в правильном порядке.
a) Инициировать общее собрание коллектива и избрать представителя, который будет представлять интересы работников в суде и перед арбитражным управляющим.
b) Официально известить арбитражного управляющего о факте задолженности по заработной
плате.
c) Если управляющий не выполняет свои обязанности, следует подать жалобу на него в арбитражный суд через своего представителя.
d) Подготовить документы, свидетельствующие о наличии задолженности по заработной
плате.
e) Выяснить, как идёт процедура банкротства.
23. Установите
последовательность действий
по
открытию
собственного
предприятия, расставив цифры в правильном порядке.
a) Определение необходимых ресурсов.
b) Формирование бизнес-идеи.
c) Поиск финансирования.
d) Тестирование и доработка продукта.
e) Проведение рекламной кампании.
f) Создание прототипа.
g) Формирование команды.
h) Выход на самоокупаемость.
24. Вставьте пропущенные слова.
Целью банковского кредитования является________________________________________ .
Слова для справки: получение прибыли по ссудам; получение денежного займа; открытие вклада;
приобретение ценных бумаг.
18

25. Установите последовательность действий при устройстве на работу, расставив цифры в правильном порядке.
a) Пройти собеседование.
b) Пройти испытательный срок.
c) Изучить трудовой договор.
d) Написать заявление о приёме на работу.
e) Написать резюме.
ВАРИАНТ 2
Отметьте правильный ответ.
1. Для снижения финансовых рисков в случае чрезвычайных и кризисных ситуаций необходимо
иметь: а) стабильную заработную плату; б) собственное предприятие; в) кредит в банке; г) «подушку
безопасности» в виде денежных средств, защищённых от обесценивания.
2. Налоги – это: а) услуга, при которой банк выдаёт определённую сумму денег физическому или
юридическому лицу во временное пользование с условием возврата через оговорённый срок с процентами; б) защита имущественных или финансовых интересов людей при наступлении неблагоприятных событий за счёт специальных денежных фондов; в) обязательный платёж, взимаемый органами государственной власти с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства; г) вложение денежных средств в производственную или финансовую сферу
с целью получения дохода в виде прибыли, процентов, дивидендов.
3. Финансовый риск – это: а) размещение денежных средств в коммерческом банке на условиях,
предоставляющих возможность владельцу денег в любое время снимать их со счёта и пополнять счёт;
б) размер возможных убытков, определяющийся величиной потерь при всех неблагоприятных исходах и вероятностью наступления этих исходов; в) ежемесячные выплаты, которые будет делать государство (или частная организация, с которой заключён договор) после определённого возраста или
по причине утраты трудоспособности; г) денежная сумма, взимаемая с налогоплательщика в случае
задержки уплаты налога.
4.
ИНН – это:
а) способ принудительного воздействия на нарушителя гражданских прав других людей путём применения к нему санкций;
б) индивидуальный инвестиционный счёт, с помощью которого гражданин РФ может покупать и
продавать акции и облигации на российских торговых площадках;
в) цифровой код, присваиваемый юридическим и физическим лицам, которые должны платить
налоги;
г) неспособность компании погасить свою задолженность перед кредиторами.
5.
Не является финансовым мошенничеством:
а) финансовая пирамида;
б) микрофинансовая организация;
в) кредит на ваше имя, который вы не брали;
г) подделка купюр.
6.
Характеристика, отличающая страхование гражданской ответственности от других видов
страхования, – это:
а) страхование собственного имущества, которое может пострадать по вине других людей;
б) страхование имущества других людей, которое пострадало по вашей вине;
в) страхование собственного имущества, которое пострадало по вашей вине;
19

г) страхование собственного автомобиля, который может пострадать в ДТП.
7.
Налоговый вычет – это:
а) приведение будущих денежных доходов к их сегодняшней стоимости;
б) соглашение между страховщиком и страхователем, по которому последний обязан осуществить
страховую выплату при наступлении страхового случая;
в) часть прибыли компании, которую получают акционеры;
г) сумма, на которую уменьшается налоговая база при выполнении некоторых условий.
8.
Наёмный работник, чья заработная плата составляет 25 000 руб. в месяц, взнос обязательного
пенсионного страхования – 20%, а подоходный налог (НДФЛ) – 13%, получает на руки:
а) 30 000 руб., из которых 8250 руб. должен перевести государству в качестве налогов и отчислений
в ПФР;
б) 25 000 руб., из которых 8250 руб. должен перевести государству в качестве налогов и отчислений
в ПФР;
в) 25 000 руб., из которых 5000 руб. должен перечислить в ПФР;
г) 21 750 руб., из которых ничего перечислять государству не требуется.
9.
Что выгоднее: дисконтная (бескупонная) корпоративная облигация с номиналом 58 руб. и
выплатой через два года, которая сегодня стоит 50 руб., или сберегательный вклад на два года со
ставкой 8% годовых и выплатой процентов в конце срока?
а) облигация;
б) вклад;
в) выгода одинакова и от покупки облигации, и от размещения денег на вкладе;
г) ни облигация, ни вклад выгоды не принесут.
10.
Вы получили СМС-сообщение: «Этот номер выиграл в лотерее, которую проводил ваш мобильный оператор. Приз – путёвка в Таиланд». Для оформления билетов вас просят отправить данные вашего российского и заграничного паспортов в СМСсообщении. Как поступить?
а) отправить данные;
б) отправить только ФИО;
в) ничего не отправлять;
г) позвонить своему мобильному оператору, найдя его номер на официальном сайте или в договоре
об обслуживании, и узнать, проводится ли такая акция и какие у неё условия.
Отметьте правильные ответы.
11.
К налоговым вычетам не относятся вычеты:
а) на каждого ребёнка;
б) на выигрыш в лотерее;
в) на продажу квартиры;
г) на своё обучение или обучение детей;
д) на дивиденды физлиц от долевого участия в организации;
е) на благотворительность.
12.
Факторы, которые могут привести к банкротству фирмы, – это:
а) большое количество кредитов;
б) увеличение объёма выпуска и реализации продукции;
в) неконкурентоспособность выпускаемой продукции;
г) снижение издержек при реализации продукции;
д) неплатёжеспособность фирмы.

20

13.
При банкротстве предприятия наёмный работник, чтобы его права не были нарушены, должен:
а) подготовить документы, которые подтверждают факт задолженности по заработной плате;
б) узнать о ходе банкротства;
в) сообщить своей профсоюзной организации о банкротстве предприятия;
г) написать заявление об увольнении;
д) письменно проинформировать арбитражного управляющего о факте задолженности по выплате
зарплаты;
е) инициировать проведение общего собрания работников и избрать своего представителя, который
будет уполномочен представлять интересы коллектива в суде и перед арбитражным управляющим.
14.
К программам пенсионного накопления относятся:
а) государственные программы кредитования пенсионеров;
б) рефинансирование;
в) корпоративные пенсионные программы;
г) предоставление налоговых выплат;
д) добровольное пенсионное страхование;
е) программы поддержки малого бизнеса.
15.
Физические лица не могут покупать и продавать валюту:
а) в обменном пункте;
б) в коммерческом банке;
в) в Центральном банке РФ;
г) в страховой компании;
д) с помощью брокера;
е) в налоговой инспекции.
16.
К экономическим рискам относятся:
а) инфляционный риск;
б) предпринимательский риск;
в) риск финансового мошенничества;
г) кредитный риск;
д) риск природных катаклизмов;
е) диверсификационный риск.
17.
К региональным налогам и сборам относятся:
а) транспортный налог;
б) налог на доходы физических лиц;
в) налог на добавленную стоимость;
г) земельный налог;
д) налог на имущество физических лиц;
е) налог на имущество организаций.
18.
Признаки грамотного поведения на собеседовании:
а) доброжелательность;
б) перечисление недостатков предыдущих мест работы;
в) характеристика перспектив дальнейшего развития;
г) характеристика своей семьи;
д) подробная автобиографическая справка;
е) умение грамотно излагать свои мысли.
21

19.
К банковским картам относятся:
а) акция;
б) дебетовая карта;
в) облигация;
г) кредитная карта;
д) обезличенный металлический счёт;
е) именной сберегательный сертификат.
20.
Недостатки ведения собственного бизнеса:
а) возможность получить значительную прибыль;
б) высокие риски потери денег;
в) автономность;
г) повышенная ответственность;
д) необходимость экономить;
е) возможность самореализации.
Выполните задания.
21.
Выберите термин из предложенных ниже и вставьте в текст.
______________________________________________________– это рынок, на котором проводятся
операции с ценными бумагами.
Слова для справки: валютный рынок, фондовый рынок, рынок товаров, рынок ссудных капиталов,
рынок рабочей силы, рынок недвижимости.
22.
Вставьте пропущенные слова.
Целью привлечения депозитов является___________________________________ .
Слова для справки: получение прибыли от оборота привлечённых средств; создание денежного
фонда; привлечение новых клиентов.
23.
Вставьте пропущенные слова.
Каско отличается от ОСАГО тем, что это_________________________________ , при котором возмещаются
убытки
и
ущерб,
которые
были
причинены_________________________________________________ автомобилю, жизни и здоровью пассажиров.
Слова для справки: обязательное страхование, добровольное страхование, другому, своему.
2.5. Пакет экзаменатора
Дифференцированный зачет по дисциплине ОДП.08 Основы финансовой грамотности проводится в форме итогового контроля знаний.
Итогом зачета является однозначное решение: «вид профессиональной деятельности
освоен/не освоен».
3. Критерии оценивания
Нормы оценок устных ответов по дисциплине «Основы финансовой грамотности»:
оценка «5» выставляется, если студент:
- полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;
- изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности,
точно используя математическую и специализированную терминологию и символику;
22

- правильно выполнил графическое изображение алгоритма и иные чертежи и графики, сопутствующие ответу (если ответ сопровождался презентацией);
- показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации при выполнении практического задания;
- продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
- отвечал самостоятельно без наводящих вопросов преподавателя.
оценка «4» выставляется, если ответ имеет один из недостатков:
- в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие логического и информационного содержания ответа;
- нет определенной логической последовательности, неточно используется математическая и
специализированная терминология и символика;
- допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные
по замечанию учителя;
- допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или
в выкладках, легко исправленные по замечанию или вопросу учителя.
оценка «3» выставляется, если:
- неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса, имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании
терминологии, чертежах, блок-схем и выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;
- ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме,
- при знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных
умений и навыков.
оценка «2» выставляется, если:
- не раскрыто основное содержание учебного материала;
- обнаружено незнание или непонимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала,
- допущены ошибки в определении понятий, при использовании терминологии, в чертежах,
блок-схем и иных выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
Нормы оценок письменных работ (Практикум):
оценка "5" ставится в следующем случае:
- работа выполнена полностью;
23

- при решении ситуативных задач использованы все финансовые термины, даны определения, сделана проверка по наименованиям, правильно записаны исходные формулы, записана формула для конечного расчета, проведены финансовые расчеты ( при необходимости), дан полный
ответ и сделан вывод;
- на качественные и теоретические вопросы дан полный, исчерпывающий ответ литературным
языком с соблюдением финансовой терминологии в определенной логической последовательности,
учащийся приводит новые примеры, устанавливает связь между изучаемым и ранее изученным материалом по предмету, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов, умеет
применить знания в новой ситуации;
- учащийся обнаруживает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений
и закономерностей, финансовых законов и теорий, дает точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий, а также правильное определение единиц и способов измерения.
оценка "4" ставится в следующем случае:
- работа выполнена полностью или не менее чем на 80 % от объема задания, но в ней имеются
недочеты и несущественные ошибки: правильно записаны исходные формулы, но не записана формула для конечного расчета; ответ приведен в других единицах измерения.
- ответ на качественные и теоретические вопросы удовлетворяет вышеперечисленным требованиям, но содержит неточности в изложении фактов, определений, понятий, объяснении взаимосвязей, выводах и решении ситуативных задач;
- учащийся испытывает трудности в применении знаний в новой ситуации, не в достаточной
мере использует связи с ранее изученным материалом и с материалом, усвоенным при изучении
других предметов.
оценка "3" ставится в следующем случае:
- работа выполнена в основном верно (объем выполненной части составляет не менее 2/3 от
общего объема), но допущены существенные неточности; пропущены промежуточные расчеты.
- учащийся обнаруживает понимание учебного материала при недостаточной полноте усвоения понятий и закономерностей;
- умеет применять полученные знания при решении простых финансовых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении качественных задач и сложных количественных задач, требующих преобразования формул.
оценка "2" ставится в следующем случае:
- работа в основном не выполнена (объем выполненной части менее 2/3 от общего объема задания) или не выполнена полностью;
- учащийся показывает незнание основных понятий, непонимание изученных закономерностей и взаимосвязей, не умеет решать финансовые задачи, не может сформулировать выводы.
Критерии оценки тестовых заданий.
Тестовые задания оцениваются исходя из следующих критериев:
- за 30-49% набранных баллов выставляется оценка 3;
- за 50-74% набранных баллов выставляется оценка 4;
24

- за 75-100% набранных баллов выставляется оценка 5.

25


Наверх

На сайте используются файлы cookie. На сайте  осуществляется сбор персональных данных посредством метрических программ (Яндекс.Метрика). Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».