ОУД.08 иформатика

Министерство образования и науки Республики Хакасия
Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение Республики Хакасия
«Черногорский горно-строительный техникум»
КОМПЛЕКТ КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
ДЛЯ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ ОУД. 08 ИНФОРМАТИКА по
специальности 21.02.19 «Землеустройство»

КОМПЛЕКТ КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
ДЛЯ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД. 08 ИНФОРМАТИКА
по специальности 21.02.19 «Землеустройство»

2023

Комплект контрольно-оценочных средств разработан на основе федерального
государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по
специальности СПО - Федерального государственного образовательного стандарта
среднего профессионального образования (ФГОС СПО) по специальности 21.02.19
Землеустройство (приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18 мая
2022 г. № 339); федерального государственного образовательного стандарта среднего
общего образования утвержденного приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413; приказа Министерства просвещения
России от 23.11.2022 № 1014 «Об утверждении федеральной образовательной программы
среднего общего образования» и рабочей программы учебной дисциплины ОУД.08
Информатика
Организация-разработчик: ГБПОУ РХ «Черногорский горно-строительный техникум»

РАССМОТРЕНА
на заседании МО гуманитарного цикла

СОГЛАСОВАНА
Зам. директора по УМР
___________ И.В.Евдокимова

Протокол № __ от _____________20___г
«___»_______________20___г
Председатель МО __________С.Г. Мокрова

1. Паспорт комплекта контрольно-оценочных средств
1.1. Область применения комплекта оценочных средств
Комплект контрольно-оценочных средств предназначен для оценки результатов
образовательных достижений учебной дисциплины ОУД.08 Информатика.
Комплект контрольно-оценочных средств содержит задания для проведения
текущего контроля и промежуточной аттестации в форме дифференцированного
зачета.
1.2. Результаты освоения предмета, подлежащие проверке
В результате освоения учебной дисциплины ОУД.08 Информатика обучающийся
должен обладать предусмотренными ФГОС по специальности 21.02.19
Землеустройство и следующими общими компетенциями личностными,
предметными, метапредметными результатами:
Результаты обучения: личностные,
предметные, метапредметные
результаты, общие компетенции
В части трудового воспитания:
- ЛР27 готовность к труду,
осознание ценности мастерства,
трудолюбие;
- ЛР28 готовность к активной
деятельности технологической и
социальной направленности,
способность инициировать,
планировать и самостоятельно
выполнять такую деятельность;
- ЛР29 интерес к различным сферам
профессиональной деятельности,
ельной и социальной практике
Овладение универсальными
учебными познавательными
действиями:
а) базовые логические действия:
- МР5 самостоятельно
формулировать и актуализировать
проблему, рассматривать ее
всесторонне;
- МР6 устанавливать существенный
признак или основания для
сравнения, классификации и
обобщения;
- МР7 определять цели деятельности,
задавать параметры и критерии их
достижения;
- МР8 выявлять закономерности и
противоречия в рассматриваемых
явлениях;
- МР9 вносить коррективы в
деятельность, оценивать
соответствие результатов целям,
оценивать риски последствий

Показатели оценки
результата

Форма контроля и
оценивания

Демонстрирует готовность к
труду, осознание ценности
мастерства, трудолюбие;
готовность к активной
деятельности технологической
и социальной направленности,
способность инициировать,
планировать и самостоятельно
выполнять такую деятельность

Экспертное
наблюдение и оценка
деятельности
обучающегося в
процессе освоения
учебной дисциплины

Демонстрирует готовность
самостоятельно формулировать
и актуализировать проблему,
рассматривать ее всесторонне;
самостоятельно формулировать
и актуализировать проблему,
рассматривать ее всесторонне;
определять цели деятельности,
задавать параметры и критерии
их достижения

Экспертное
наблюдение и оценка
деятельности
обучающегося в
процессе освоения
учебной дисциплины

деятельности;
- МР10 развивать креативное
мышление при решении жизненных
проблем
б) базовые исследовательские
действия:
- МР11 владеть навыками учебноисследовательской и проектной
деятельности, навыками разрешения
проблем;
- МР16 выявлять причинноследственные связи и
актуализировать задачу, выдвигать
гипотезу ее решения, находить
аргументы для доказательства своих
утверждений, задавать параметры и
критерии решения;
- МР17 анализировать полученные в
ходе решения задачи результаты,
критически оценивать их
достоверность, прогнозировать
изменение в новых условиях;
- МР21 уметь переносить знания в
познавательную и практическую
области жизнедеятельности;
- МР22 уметь интегрировать знания
из разных предметных областей;
- МР23 выдвигать новые идеи,
предлагать оригинальные подходы и
решения;
- МР2 способность их использования
в познавательной и социальной
практике
В области ценности научного
познания:
- ЛР36 сформированность
мировоззрения, соответствующего
современному уровню развития
науки и общественной практики,
основанного на диалоге культур,
способствующего осознанию своего
места в поликультурном мире;
- ЛР37 совершенствование языковой
и читательской культуры как
средства взаимодействия между
людьми и познания мира;
- ЛР38 осознание ценности научной
деятельности, готовность
осуществлять проектную и
исследовательскую деятельность
индивидуально и в группе
В области духовно-нравственного
воспитания:

Демонстрирует готовность и
способность к самостоятельной
информационнопознавательной деятельности,
владение навыками получения
необходимой информации из
словарей разных типов, умение
ориентироваться в различных
источниках информации,
критически оценивать и
интерпретировать информацию,
получаемую из различных
источников

Экспертное
наблюдение и оценка
деятельности
обучающегося в
процессе освоения
учебной дисциплины

Демонстрирует приоритетную
ценность личности человека;
уважающий собственную и
чужую уникальность в
различных ситуациях, во всех
формах и видах деятельности;

Экспертное
наблюдение и
оценка
деятельности
обучающегося в
процессе освоения
учебной
дисциплины

Демонстрирует
сформированность

Экспертное
наблюдение и

- ЛР16 сформированность
нравственного сознания, этического
поведения;
- ЛР17 способность оценивать
ситуацию и принимать осознанные
решения, ориентируясь на моральнонравственные нормы и ценности;
- ЛР18 осознание личного вклада в
построение устойчивого будущего;
- ЛР19 ответственное отношение к
своим родителям и (или) другим
членам семьи, созданию семьи на
основе осознанного принятия
ценностей семейной жизни в
соответствии с традициями народов
России
Овладение универсальными
учебными познавательными
действиями:
в) работа с информацией:
- МР25 владеть навыками получения
информации из источников разных
типов, самостоятельно осуществлять
поиск, анализ, систематизацию и
интерпретацию информации
различных видов и форм
представления;
- МР26 создавать тексты в различных
форматах с учетом назначения
информации и целевой аудитории,
выбирая оптимальную форму
представления и визуализации;
- МР27 оценивать достоверность,
легитимность информации, ее
соответствие правовым и моральноэтическим нормам;
- МР28 использовать средства
информационных и
коммуникационных технологий в
решении когнитивных,
коммуникативных и
организационных задач с
соблюдением требований
эргономики, техники безопасности,
гигиены, ресурсосбережения,
правовых и этических норм, норм
информационной безопасности;
- МР29 владеть навыками
распознавания и защиты информации
- ЛР2 готовность к саморазвитию,
самостоятельности и
самоопределению;
- МР4 овладение навыками учебно-

нравственного сознания,
этического поведения,
способность оценивать
ситуацию и принимать
осознанные решения,
ориентируясь на моральнонравственные нормы и
ценности, ответственного
отношения к своим родителям и
(или) другим членам семьи,
созданию семьи на основе
осознанного принятия
ценностей семейной жизни в
соответствии с традициями
народов России

оценка
деятельности
обучающегося в
процессе освоения
учебной
дисциплины

Демонстрирует владение
навыками познавательной
рефлексии как осознания
совершаемых действий и
мыслительных процессов, их
результатов и оснований,
границ своего знания и
незнания, новых
познавательных задач и средств
их достижения

Экспертное
наблюдение и
оценка
деятельности
обучающегося в
процессе освоения
учебной
дисциплины

исследовательской, проектной и
социальной деятельности
Овладение универсальными
коммуникативными действиями:
а) общение:
- МР30 осуществлять коммуникации
во всех сферах жизни;
- МР31 распознавать невербальные
средства общения, понимать
значение социальных знаков,
распознавать предпосылки
конфликтных ситуаций и смягчать
конфликты;
- МР34 развернуто и логично
излагать свою точку зрения
б) совместная деятельность:
- МР35 понимать и использовать
преимущества командной и
индивидуальной работы;
- МР37 принимать цели совместной
деятельности, организовывать и
координировать действия по ее
достижению: составлять план
действий, распределять роли с
учетом мнений участников
обсуждать результаты совместной
работы;
- МР40 координировать и выполнять
работу в условиях реального,
виртуального и комбинированного
взаимодействия;
- МР41 осуществлять позитивное
стратегическое поведение в
различных ситуациях, проявлять
творчество и воображение, быть
инициативным
Овладение универсальными
регулятивными действиями:
г) принятие себя и других людей:
- МР59 принимать мотивы и
аргументы других людей при анализе
результатов деятельности;
- МР60 признавать свое право и
право других людей на ошибки;
- МР61 развивать способность
понимать мир с позиции другого
человека
В области эстетического
воспитания:
- ЛР20 эстетическое отношение к
миру, включая эстетику быта,
научного и технического творчества,
спорта, труда и общественных

Демонстрирует овладение
универсальными
коммуникативными
действиями, принятие себя и
других людей, понимание и
использования преимущества
командной и индивидуальной
работы
Демонстрирует умение
продуктивно общаться и
взаимодействовать в процессе
совместной деятельности,
учитывать позиции других
участников деятельности,
эффективно разрешать
конфликты

Экспертное
наблюдение и
оценка
деятельности
обучающегося в
процессе освоения
учебной
дисциплины

Демонстрирует эстетическое
отношение к миру, включая
эстетику быта, научного и
технического творчества,
спорта, эстетическое отношение
к миру, включая эстетику быта,

Экспертное
наблюдение и
оценка
деятельности
обучающегося в
процессе освоения

отношений;
- ЛР21 способность воспринимать
различные виды искусства, традиции
и творчество своего и других
народов, ощущать эмоциональное
воздействие искусства;
- ЛР22 убежденность в значимости
для личности и общества
отечественного и мирового
искусства, этнических культурных
традиций и народного творчества;
- ЛР23 готовность к самовыражению
в разных видах искусства,
стремление проявлять качества
творческой личности;
с использованием языковых средств
- ЛР1 осознание обучающимися
российской гражданской
идентичности;
- ЛР4 целенаправленное развитие
внутренней позиции личности на
основе духовно-нравственных
ценностей народов Российской
Федерации, исторических и
национально-культурных традиций,
формирование системы значимых
ценностно-смысловых установок,
антикоррупционного мировоззрения,
правосознания, экологической
культуры, способности ставить цели
и строить жизненные планы;
В части гражданского воспитания:
- ЛР6 осознание своих
конституционных прав и
обязанностей, уважение закона и
правопорядка;
- ЛР7 принятие традиционных
национальных, общечеловеческих
гуманистических и демократических
ценностей;
- ЛР8 готовность противостоять
идеологии экстремизма,
национализма, ксенофобии,
дискриминации по социальным,
религиозным, расовым,
национальным признакам;
- ЛР9 готовность вести совместную
деятельность в интересах
гражданского общества, участвовать
в самоуправлении в
общеобразовательной организации и
детско-юношеских организациях;
- ЛР10 умение взаимодействовать с

научного и технического
творчества, спорта, готовность
к самовыражению в разных
видах искусства, стремление
проявлять качества творческой
личности

учебной
дисциплины

Демонстрирует уважение к
представителям различных
этнокультурных, социальных,
конфессиональных и иных
групп. Сопричастный к
сохранению, преумножению и
трансляции культурных
традиций и ценностей
многонационального
российского государства.
Регулирует своё поведение в
соответствии с моральными
нормами и этическими
требованиями приверженность
к родной культуре,
исторической памяти на основе
любви к Родине, родному
народу, малой родине,
принятию традиционных
ценностей многонационального
народа России

Экспертное
наблюдение и
оценка
деятельности
обучающегося в
процессе освоения
учебной
дисциплины

социальными институтами в
соответствии с их функциями и
назначением;
- ЛР11 готовность к гуманитарной и
волонтерской деятельности
В области патриотического
воспитания:
- ЛР12 сформированность
российской гражданской
идентичности, патриотизма,
уважения к своему народу, чувства
ответственности перед Родиной,
гордости за свой край, свою Родину,
свой язык и культуру, прошлое и
настоящее многонационального
народа России;
- ЛР13 ценностное отношение к
государственным символам,
историческому и природному
наследию, памятникам, традициям
народов России, достижениям России
в науке, искусстве, спорте,
технологиях и труде;
- ЛР14 идейная убежденность,
готовность к служению и защите
Отечества, ответственность за его
судьбу;
освоенные обучающимися
межпредметные понятия и
универсальные учебные действия
(регулятивные, познавательные,
коммуникативные)
- МР1 освоенные обучающимися
межпредметные понятия и
универсальные учебные действия
(регулятивные, познавательные,
коммуникативные);
- МР2 способность их использования
в познавательной и социальной
практике,
- МР3 готовность к
самостоятельному планированию и
осуществлению учебной
деятельности, организации учебного
сотрудничества с педагогическими
работниками и сверстниками, к
участию в построении
индивидуальной образовательной
траектории;
- МР4 овладение навыками учебноисследовательской, проектной и
социальной деятельности
В области экологического

Демонстрирует
сформированность российской
гражданской идентичности,
патриотизма, уважения к
своему народу, чувства
ответственности перед
Родиной, гордости за свой край,
свою Родину, свой язык и
культуру, прошлое и настоящее
многонационального народа
России, ценностное отношение
к государственным символам,
историческому и природному
наследию, памятникам,
традициям народов России,
достижениям России в науке,
искусстве, спорте, технологиях
и труде

Экспертное
наблюдение и
оценка
деятельности
обучающегося в
процессе освоения
учебной
дисциплины

Демонстрирует

Экспертное

воспитания:
- ЛР31 сформированность
экологической культуры, понимание
влияния социально-экономических
процессов на состояние природной и
социальной среды, осознание
глобального характера
экологических проблем;
- ЛР32 планирование и
осуществление действий в
окружающей среде на основе знания
целей устойчивого развития
человечества;
активное неприятие действий,
приносящих вред окружающей среде;
- ЛР34 умение прогнозировать
неблагоприятные экологические
последствия предпринимаемых
действий, предотвращать их;
- ЛР35 расширение опыта
деятельности экологической
направленности
ОК 01. Выбирать способы решения
задач профессиональной
деятельности применительно
к различным контекстам

ОК 02. Использовать современные
средства поиска, анализа и
интерпретации информации, и
информационные технологии для
выполнения задач
профессиональной деятельности

ОК 04 Эффективно
взаимодействовать и работать в
коллективе и команде

ПК 1.6. Применять аппаратнопрограммные средства для расчетов
и составления топографических,
межевых планов.
ПРб1 владеть представлениями о
роли информации и связанных с ней
процессов в природе, технике и

сформированность
экологической культуры,
понимание влияния социальноэкономических процессов на
состояние природной и
социальной среды, осознание
глобального характера
экологических проблем, умение
прогнозировать
неблагоприятные
экологические последствия
предпринимаемых действий,
предотвращать их, опыта
деятельности экологической
направленности

наблюдение и
оценка
деятельности
обучающегося в
процессе освоения
учебной
дисциплины

Демонстрирует готовность и
способность вести диалог с
другими людьми и достигать в
нём взаимопонимания,
проявляет готовность и
способность к самостоятельной
творческой деятельности
Демонстрирует овладение
видами деятельности по
получению нового знания, его
интерпретации,
преобразованию и применению
в различных учебных
ситуациях, в том числе при
создании учебных и
социальных проектов
Демонстрирует развитие
коммуникативной
компетенции, включая умение
взаимодействовать с
окружающими, выполняя
разные социальные роли
Демонстрирует умение
использовать различные
приемы и способы
информационно-компьютерных
технологий для составления
схем, таблиц
Демонстрирует владение
представлениями о роли
информации и связанных с ней

Экспертное
наблюдение и оценка
деятельности
обучающегося в
процессе освоения
учебной дисциплины
Экспертное
наблюдение и оценка
деятельности
обучающегося в
процессе освоения
учебной дисциплины

Экспертное
наблюдение и оценка
деятельности
обучающегося в
процессе освоения
учебной дисциплины
Экспертное
наблюдение и оценка
деятельности
обучающегося в
процессе освоения
учебной дисциплины
Устный опрос
Тестирование,
Практические работы

обществе; понятиями «информация»,
«информационный процесс»,
«система», «компоненты системы»
«системный эффект»,
«информационная система»,
«система управления»; владеть
методами поиска информации в сети
Интернет; уметь критически
оценивать информацию, полученную
из сети Интернет; характеризовать
большие данные, приводить
примеры источников их получения и
направления использования
ПРб2 понимать основные принципы
устройства и функционирования
современных стационарных и
мобильных компьютеров; тенденций
развития компьютерных технологий;
владеть навыками работы с
операционными системами и
основными видами программного
обеспечения для решения учебных
задач по выбранной специализации

процессов в природе, технике и
обществе; критически
оценивать информацию,
полученную из сети Интернет;
характеризовать большие
данные, приводить примеры
источников их получения и
направления использования

Контрольные работы
Индивидуальные
учебные проекты
Фронтальный опрос
Дифференцированный
зачет

Устный опрос
Тестирование,
Практические работы
Контрольные работы
Индивидуальные
учебные проекты
Фронтальный опрос
Дифференцированный
зачет

ПРб3 иметь представления о
компьютерных сетях и их роли в
современном мире; об общих
принципах разработки и
функционирования интернетприложений

Демонстрирует умение
понимать основные принципы
устройства и
функционирования
современных стационарных и
мобильных компьютеров;
тенденций развития
компьютерных технологий;
владеть навыками работы с
операционными системами и
основными видами
программного обеспечения для
решения учебных задач по
выбранной специализации
Демонстрирует знания о
компьютерных сетях и их роли
в современном мире; об общих
принципах разработки и
функционирования интернетприложений

ПРб4 понимать угрозу
информационной безопасности,
использовать методы и средства
противодействия этим угрозам,
соблюдение мер безопасности,
предотвращающих незаконное
распространение персональных
данных; соблюдение требований
техники безопасности и гигиены
при работе с компьютерами и
другими компонентами цифрового
окружения; понимание правовых
основ использования компьютерных
программ, баз данных и работы в
сети Интернет
ПРб5 понимать основные принципы
дискретизации различных видов

Устный опрос
Тестирование,
Практические работы
Контрольные работы
Индивидуальные
учебные проекты
Фронтальный опрос
Дифференцированный
зачет
Демонстрирует умение
Устный опрос
понимать угрозу
Тестирование,
информационной безопасности, Практические работы
использовать методы и средства Контрольные работы
противодействия этим угрозам, Индивидуальные
соблюдение мер безопасности,
учебные проекты
предотвращающих незаконное
Фронтальный опрос
распространение персональных Дифференцированный
данных
зачет

Демонстрирует умение
понимать основные принципы

Устный опрос
Тестирование,

информации; уметь определять
информационный объем текстовых,
графических и звуковых данных при
заданных параметрах дискретизации

ПРб6 уметь строить неравномерные
коды, допускающие однозначное
декодирование сообщений
(префиксные коды); использовать
простейшие коды, которые
позволяют обнаруживать и
исправлять ошибки при передаче
данных
ПРб7 владеть теоретическим
аппаратом, позволяющим
осуществлять представление
заданного натурального числа в
различных системах счисления;
выполнять преобразования
логических выражений, используя
законы алгебры логики; определять
кратчайший путь во взвешенном
графе и количество путей между
вершинами ориентированного
ациклического графа
ПРб8 уметь читать и понимать
программы, реализующие
несложные алгоритмы обработки
числовых и текстовых данных (в
том числе массивов и символьных
строк) на выбранном для изучения
универсальном языке
программирования высокого уровня
(Паскаль, Python, Java, С++, С#);
анализировать алгоритмы с
использованием таблиц
трассировки; определять без
использования компьютера
результаты выполнения несложных
программ, включающих циклы,
ветвления и подпрограммы, при
заданных исходных данных;
модифицировать готовые
программы для решения новых
задач, использовать их в своих
программах в качестве подпрограмм
(процедур, функций)
ПРб9 уметь реализовать этапы

дискретизации различных
видов информации; уметь
определять информационный
объем текстовых, графических
и звуковых данных при
заданных параметрах
дискретизации
Демонстрирует умение строить
неравномерные коды,
допускающие однозначное
декодирование сообщений
(префиксные коды);
использовать простейшие коды,
которые позволяют
обнаруживать и исправлять
ошибки при передаче данных
Демонстрирует владение
теоретическим аппаратом,
позволяющим осуществлять
представление заданного
натурального числа в
различных системах счисления;
выполнять преобразования
логических выражений,
используя законы алгебры
логики; определять кратчайший
путь во взвешенном графе и
количество путей между
вершинами ориентированного
ациклического графа
Демонстрирует умение читать и
понимать программы,
реализующие несложные
алгоритмы обработки числовых
и текстовых данных (в том
числе массивов и символьных
строк) на выбранном для
изучения универсальном языке
программирования высокого
уровня; анализировать
алгоритмы с использованием
таблиц трассировки; определять
без использования компьютера
результаты выполнения
несложных программ,
включающих циклы, ветвления
и подпрограммы, при заданных
исходных данных

Практические работы
Контрольные работы
Индивидуальные
учебные проекты
Фронтальный опрос
Дифференцированный
зачет
Устный опрос
Тестирование,
Практические работы
Контрольные работы
Индивидуальные
учебные проекты
Фронтальный опрос
Дифференцированный
зачет
Устный опрос
Тестирование,
Практические работы
Контрольные работы
Индивидуальные
учебные проекты
Фронтальный опрос
Дифференцированный
зачет

Демонстрирует умение

Устный опрос

Устный опрос
Тестирование,
Практические работы
Контрольные работы
Индивидуальные
учебные проекты
Фронтальный опрос
Дифференцированный
зачет

решения задач на компьютере;
умение реализовывать на
выбранном для изучения языке
программирования высокого уровня
(Паскаль, Python, Java, С++, С#)
типовые алгоритмы обработки
чисел, числовых
последовательностей и массивов:
представление числа в виде набора
простых сомножителей; нахождение
максимальной (минимальной)
цифры натурального числа,
записанного в системе счисления с
основанием, не превышающим 10;
вычисление обобщенных
характеристик элементов массива
или числовой последовательности
(суммы, произведения среднего
арифметического, минимального и
максимального элементов,
количества элементов,
удовлетворяющих заданному
условию); сортировку элементов
массива
ПРб10 уметь создавать
структурированные текстовые
документы и демонстрационные
материалы с использованием
возможностей современных
программных средств и облачных
сервисов; умение использовать
табличные (реляционные) базы
данных, в частности, составлять
запросы в базах данных (в том числе
вычисляемые запросы), выполнять
сортировку и поиск записей в базе
данных; наполнять разработанную
базу данных; умение использовать
электронные таблицы для анализа,
представления и обработки данных
(включая вычисление суммы,
среднего арифметического,
наибольшего и наименьшего
значений, решение уравнений
ПРб11 уметь использовать
компьютерно-математические
модели для анализа объектов и
процессов: формулировать цель
моделирования, выполнять анализ
результатов, полученных в ходе
моделирования; оценивать
адекватность модели моделируемому
объекту или процессу; представлять

реализовать этапы решения
задач на компьютере; умение
реализовывать на выбранном
для изучения языке
программирования высокого
уровня

Тестирование,
Практические работы
Контрольные работы
Индивидуальные
учебные проекты
Фронтальный опрос
Дифференцированный
зачет

Демонстрирует умение
создавать структурированные
текстовые документы и
демонстрационные материалы с
использованием возможностей
современных программных
средств и облачных сервисов

Устный опрос
Тестирование,
Практические работы
Контрольные работы
Индивидуальные
учебные проекты
Фронтальный опрос
Дифференцированный
зачет

Демонстрирует умение
использовать компьютерноматематические модели для
анализа объектов и процессов:
формулировать цель
моделирования, выполнять
анализ результатов,
полученных в ходе
моделирования; оценивать

Устный опрос
Тестирование,
Практические работы
Контрольные работы
Индивидуальные
учебные проекты
Фронтальный опрос
Дифференцированный
зачет

результаты моделирования в
наглядном виде
ПРб12 уметь организовывать личное
информационное пространство с
использованием различных средств
цифровых технологий; понимание
возможностей цифровых сервисов
государственных услуг, цифровых
образовательных сервисов;
понимание возможностей и
ограничений технологий
искусственного интеллекта в
различных областях; наличие
представлений об использовании
информационных технологий в
различных профессиональных
сферах

адекватность модели
моделируемому объекту или
процессу
Демонстрирует умение
организовывать личное
информационное пространство
с использованием различных
средств цифровых технологий;
понимание возможностей
цифровых сервисов
государственных услуг,
цифровых образовательных
сервисов; понимание
возможностей и ограничений
технологий искусственного
интеллекта в различных
областях

Устный опрос
Тестирование,
Практические работы
Контрольные работы
Индивидуальные
учебные проекты
Фронтальный опрос
Дифференцированный
зачет

2. Комплект контрольно-оценочных средств
2.1. Текущий контроль
2.1.1. Теоретические задания для устного опроса:

1. Основные этапы информационного развития общества
2. Роль информационной деятельности в современном обществе
3. Информационные ресурсы общества
4. Информация, ее свойства, управление и моделирование
5. Структурные информационные модели, пример построения математической
модели
6. Единицы измерения информации
7. Системы счисления
8. Модель перевода чисел из одной системы счисления в другую
9. Двоичная и шестнадцатеричная системы счисления как модель представления
чисел в компьютере
10. Основы алгоритмизации, примеры алгоритмов обработки информации
11. Системы и технологии программирования
12. Введение в язык программирования. Синтаксис языка
13. Введение в язык программирования. Семантика языка
14. История компьютера, состав персонального компьютера
15. Логические функции и схемы – основа элементарной базы компьютера
16. Логические выражения и таблицы истинности.
17. Логические схемы и логические диаграммы
18. Программное обеспечение персонального компьютера
19. Защита информации
20. Технология обработки текстовой информации
21. Текстовые редакторы
22. Программы для верстки оригинал-макетов, технология обработки графической
информации, графика в профессии
23. Видеомонтаж, автоматизированное проектирование

24. Технология обработки звуковой информации, синтезаторы звука на
компьютере
25. Система компьютерной презентации
26. Локальная вычислительна сеть
27. Интернет-страница и редакторы для ее создания
Критерии оценивания устных ответов:
- Оценка «5» (отлично) ставится, если обучающийся показал полное знание и
понимание всего материала, смог составить полный и правильный ответ,
сформулировал точное определение и истолкование основных понятий,
аргументировано утверждал суждение.
- Оценка «4» (хорошо) ставится, если обучающийся показал знания всего
изученного программного материала. Дал полный и правильный ответ на основе
изученных теорий; допустил незначительные ошибки и недочеты при
воспроизведении изученного материала.
- Оценка «3» (удовлетворительно) ставится, если обучающийся усвоил основное
содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не
препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; материал
излагает не систематизировано, фрагментарно, не всегда последовательно.
- Оценка «2» (неудовлетворительно) ставится, если обучающийся не усвоил и не
раскрыл основное содержание материала; не делает выводов и обобщений. Не знает
и не понимает значительную или основную часть программного материала в
пределах поставленных вопросов или имеет слабо сформированные и неполные
знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов
2.1.2. Тестовые задания
Тест по проверке остаточных знаний школьного курса информатики
1. Компьютер - это:
а) устройство для работы с текстом;
б) электронное устройство для обработки чисел;
в) устройство для хранения информации любого вида;
г) многофункциональное электронное устройство для работы с информацией.
2. Постоянное запоминающее устройство служит для:
а) программа начальной загрузки компьютера и тестирования его узлов;
б) программа пользователя во время работы;
в) особо ценных прикладных программ;
г) постоянно используемых программ.
3. Центральное

устройство

компьютера,

которое

обрабатывает

называется:
а) память;
б) монитор;
в) процессор;
г) системный блок.
4. При подключении компьютера к телефонной сети используется:
а) принтер;

информацию,

б) факс;
в) сканер;
г) модем.
5. Укажите перечень основных устройств персонального компьютера:
а) микропроцессор, сопроцессор, монитор;
б) центральный процессор, оперативная память, устройства ввода-вывода;
в) монитор, винчестер, принтер;
г) АЛУ, УУ, сопроцессор.
6. Набор текста в текстовом редакторе осуществляется с помощью:
а) мыши;
б) сканера;
в) модема;
г) клавиатуры.
7. Магистрально-модульный принцип архитектуры современных ПК подразумевает
такую логическую организацию его аппаратных компонентов, при которой:
а) каждое устройство связывается с другим напрямую;
б) все они связываются друг с другом через магистраль, включающую в себя шины
данных, адреса и управления;
в) каждое устройство связывается с другим напрямую, а также через одну центральную
магистраль;
г) устройства связываются друг с другом в определённой фиксированной
последовательности (кольцом).
8. Укажите перечень устройств, входящих в состав процессора:
а) оперативное запоминающее устройство, принтер;
б) кэш-память, видеопамять;
в) сканер, ПЗУ;
г) арифметико-логическое устройство, устройство управления.
9. Курсор — это:
а) устройство ввода текстовой информации;
б) клавиша на клавиатуре;
в) наименьший элемент изображения на экране;
г) отметка на экране дисплея, указывающая позицию, в которой будет отображен
вводимый с клавиатуры символ.
10. Какое из устройств используется для ввода информации:
а) процессор;
б) принтер;
в) ПЗУ;
г) клавиатура.
11. К устройствам вывода относятся:
а) сканер;
б) принтер;
в) джойстик;

г) ПЗУ.
12. Текстовый редактор — это программа, предназначенная для:
а) работы с текстовой информацией в процессе делопроизводства, редакционноиздательской деятельности и др.;
б) работы с изображениями в процессе создания игровых программ;
в) управления ресурсами ПК при создании документов;
г) автоматического перевода с символических языков в машинные коды.
13. Редактирование текста представляет собой:
а) процесс внесения изменений в имеющийся текст;
б) процедуру сохранения текста на диске в виде текстового файла;
в) процесс передачи текстовой информации по компьютерной сети;
г) процедуру считывания с внешнего запоминающего устройства ранее созданного текста.
14. Сканеры бывают:
а) горизонтальные и вертикальные;
б) внутренние и внешние;
в) ручные, роликовые и планшетные;
г) матричные, струйные и лазерные.
15. Файл - это:
а) единица измерения информации;
б) программа в оперативной памяти;
в) текст, распечатанный на принтере;
г) программа или данные на диске, имеющие имя.
16. Расширение в имени файла указывает на:
а) размер файла;
б) тип файла;
в) атрибут файла;
г) параметр файла.
17. Укажите полное имя файла:
а) A:\Windows\System\pole.exe;
б) A:\Windows\System;
в) Windows\System\pole.exe;
г) System\pole.exe.
18. Файловая система - это:
а) совокупность всех файлов на диске;
б) совокупность всех каталогов на диске;
в) совокупность всего программного обеспечения на диске;
г) совокупность всех программ и устройств компьютера.
19. Что такое компьютерный вирус?
а) прикладная программа;
б) системная программа;

в) программы, которые могут "размножаться" и скрытно внедрять свои копии в файлы,
загрузочные секторы дисков и документы;
г) база данных.
20. Графический редактор - это:
а) программа для работы преимущественно с текстовой информацией;
б) программа для создания мультфильмов;
в) программа для обработки изображений;
г) программа для управления ресурсами ПК при создании рисунков.
21. Глобальная компьютерная сеть - это:
а) информационная система с гиперсвязями;
б) множество компьютеров, связанных каналами передачи информации и находящиеся в
пределах одного помещения, здания;
в) совокупность хост-компьютеров и файл-серверов;
г) совокупность локальных сетей и компьютеров, расположенных на больших расстояниях
и соединённых с помощью каналов связи в единую систему.
22. Телеконференция — это:
а) обмен письмами в глобальных сетях;
б) информационная система в гиперсвязях;
в) система обмена информацией между абонентами компьютерной сети;
г) служба приема и передачи файлов любого формата.
23. Какой домен верхнего уровня в Интернете имеет Россия:
а) ru;
б) su;
в) us;
г) ra.
24. Электронная почта (e-mail) позволяет передавать:
а) сообщения и приложенные файлы;
б) исключительно текстовые сообщения;
в) исполняемые программы;
г) www-страницы.
25. При несоблюдении санитарно-гигиенических требований компьютера вредное
действие на здоровье человека оказывает:
а) принтер;
б) монитор;
в) мышь;
г) системный блок.
Критерии оценки:
1-3 ошибки – «5» (отлично);
4-6 ошибок – «4» (хорошо);
8-9 ошибок – «3» (удовлетворительно);
Более 9 ошибок – «2» (неудовлетворительно).

Тест № 1

(вопросы имеют один правильный вариант ответа)
1. Информатика изучает:
1.
конструкцию компьютера
2.
способы представления, накопления, обработки информации с помощью
технических средств
3.
компьютерные программы
4.
общешкольные дисциплины
2. Человек принимает информацию
1.
магнитным полем
2.
органами чувств
3.
внутренними органами
4.
инструментальными средствами
3. Не существует информационного процесса:
1.
взвешивание информации
2.
кодирование информации
3.
хранение информации
4.
обработка информации
4. Слово «информация» в переводе с латинского означает:
1.
информативность
2.
сведения
3.
последние новости
4.
уменьшение неопределенности
5. В зависимости от способа изображения чисел системы счисления делятся на:
1. арабские и римские
2. позиционные и непозиционные
3. представление в виде ряда и в виде разрядной сетки
4. нет правильного ответа
6. Двоичная система счисления имеет основание:
1. 10
2. 8
3. 2
4. 16
7. Для представления чисел в шестнадцатеричной системе счисления
используются:
1. цифры 0-9 и буквы А-F
2. буквы А-Q
3. числа 0-15
4. нет правильного ответа
8. Цифры – это…
1. символы, участвующие в записи числа

2.
3.
4.

буквы, участвующие в записи числа
пиктограммы, участвующие в записи числа
не правильного ответа

9. Система счисления – это…
1. представление чисел в экспоненциальной форме
2. представление чисел с постоянным положением запятой
3. способ представления чисел с помощью символов, имеющих определенное
количество значений
4. все ответы правильные
10. Для представления чисел в восьмеричной системе счисления используются
цифры:
1. 1-8
2. 0-9
3. 0-7
4. 1-9
11. Операционная система – это…
1. прикладная программа
2. системная программа
3. система программирования
4. текстовый редактор
12. Драйвер – это…
1.
устройство компьютера
2.
программа для работы с устройствами компьютера
3.
прикладная программа
4.
язык программирования
13. Файл – это…
1.
системная программа
2.
вложенная структура файлов
3.
поименованная область памяти на диске
4.
вложенная структура файлов и папок
14. Какое имя файла записаны верно:
1. "пример"ю.doc
2. пример.doc
3. doc?.пример
4. пример:doc
15. Укажите расширение файла Моя первая программа.doc:
1. нет расширения
2. это.doc

3. doc
4. .doc
16. Укажите тип файла Proba.html
1. текстовый
2. графический
3. web-страница
4. исполняемый
17. Укажите тип файла s.exe
1. текстовый
2. графический
3. исполняемый
4. видео
18. Наименьшая единица информации – это…
1. Килобайт
2. Бит
3. Байт
4. Мегабайт
19. Устройство ввода звуковой информации – это…
1. Колонки
2. Микрофон
3. Наушники
4. Мышь
20. Устройство вывода информации на экран – это…
1. Сканер
2. Принтер
3. Клавиатура
4. Монитор
21 Клавиша на клавиатуре, служащая для отмены выполнения операции:
1. Esc
2. Shift
3. Enter
4. Alt
22. Учебник по математике содержит информацию следующих видов:
1. Графическую, текстовую, числовую
2. Графическую, звуковую, числовую
3. Графическую, текстовую, звуковую
4. Исключительно числовую информацию
23. Последовательность единиц измерения информации в порядке возрастания:

1.
2.
3.
4.

Байт, килобайт, мегабайт, бит
Килобайт, байт, бит, мегабайт
Байт, мегабайт, килобайт, гигабайт
Байт, килобайт, мегабайт, гигабайт

24. Курсор – это…
1. Отметка на экране дисплея, указывающая позицию, в которой будет отображен
вводимый с клавиатуры символ
2. Наименьший элемент изображения на экране
3. Клавиша на клавиатуре
4. Все ответы верны
25. Команда создания каталога в файловой системе MS-DOS:
1. Copy con
2. Md
3. Rd
4. Type
26. Функциональная клавиша смены диска на левой панели в программной
оболочки Norton Commander:
1. Tab
2. Ctrl+F1
3. Alt+F2
4. Alt+F1
27. Для удавления символа слева от курсора нужно
1. Нажать Delete
2. Нажать Backspase
3. Нажать Enter
4. Нет правильного ответа
28. Электронная таблица - это:
1. прикладная программа, предназначенная для обработки структурированных в
виде таблицы данных
2. прикладная программа для обработки кодовых таблиц
3. устройство ПК, управляющее его ресурсами в процессе обработки данных в
табличной форме
4. системная программа, управляющая ресурсами ПК при обработке таблиц
29. Строки электронной таблицы:
1. именуются пользователями произвольным образом
2. обозначаются буквами русского алфавита
3. обозначаются буквами латинского алфавита
4. нумеруются

30. Выражение на рисунке в электронной таблице имеет вид: (8.gif)
1. 5(A2+C3)/3(2B2-3D3)
2. 5*(A2+C3)/3*(2*B2-3*D3)
3. 5*(A2+C3)/(3*(2*B2-3*D3))
4. 5(A2+C3)/(3(2B2-3D3))
31. Выберите верную запись формулы для электронной таблицы:
1. C3+4*D4
2. C3=C1+2*C2
3. A5B5+23
4. =A2*A3-A4
32. При перемещении или копировании в электронной таблице абсолютные
ссылки, указывающие на конкретную ячейку:
1. не изменяются
2. преобразуются вне зависимости от нового положения формулы
3. преобразуются в зависимости от нового положения формулы
4. преобразуются в зависимости от правил указанных в формуле
33. Активная ячейка - это ячейка:
1. для записи команд
2. содержащая формулу, включающую в себя имя ячейки, в которой
выполняется ввод данных
3. формула в которой содержатся ссылки на содержимое зависимой ячейки
4. в которой выполняется ввод команд
34. Текстовый редактор - программа, предназначенная для
1. создания, редактирования и форматирования текстовой информации
2. работы с изображениями в процессе создания игровых программ
3. управление ресурсами ПК при создании документов
4. автоматического перевода с символьных языков в машинные коды
35. При наборе текста одно слово от другого отделяется:
1. точкой
2. пробелом
3. запятой
4. двоеточием
36. Редактирование текста представляет собой:
1. процесс внесения изменений в имеющийся текст
2. процедуру сохранения текста на диске в виде текстового файла
3. процесс передачи текстовой информации по компьютерной сети
4. процедуру считывания с внешнего запоминающего устройства ранее
созданного текста

37. Для работы с текстовой информацией служит программа
1. Paint
2. PotoShop
3. Excel
4. Word
38. Текстовые документы имеют расширения:
1. doc
2. ехе
3. bmp
4. zip
39. Программа для создания баз данных
1. PowerPoint
2. Excel
3. Acceess
4. Basic
40. На тип файла указывает:
1. расширение файла
2. имя файла
3. путь к файлу
4. название файла
Тест 2.
Вариант 1
1. Информация – это…
2. Основные действия, выполняемые над информацией – это…
ТЗ3. За минимальную единицу измерения количества информации принят …
A. 1 бод
B. 1 пиксель
C. 1 байт
D. + 1 бит
4. В рулетке общее количество лунок равно 32. Какое количество информации мы
получаем в зрительном сообщения об остановке шарика в одной из лунок?
А. 8 бит
B. + 5 бит
C.1 бит
D. 2 бит
5. Алгоритм – это…
А.+ набор инструкций, описывающих порядок действий исполнителя для достижения
результата решения задачи.
В.набор действий для достижения поставленной задачи
С. Действия выполняемые исполнителем.

6. Десятичное число 1110 в двоичной системе счисления записывается …
A.+ 1011
B. 1101
C. 1001
7. Определить истинность составного высказывания: «(2х2=4 или 3х3=10) и (2х2=5
или 3х3= 9)»
A. ложно
B. + истинно
C. не истинно
D. не ложно и не истинно
8. В целях сохранения информации жесткие магнитные диски необходимо оберегать
от ...
A. пониженной температуры
B. перепадов атмосферного давления
C. + ударов при установке
D. света(КТ – 1; форма – закрытое)
9. В какой последовательности расположатся записи в базе данных после
сортировки по возрастанию в поле Память?

A. 1, 2, 3, 4

B. 2, 3, 4, 1
C.+ 4, 1, 2, 3
D. 4, 3, 2, 1
10. Укажите верное высказывание:
A. + На материнской плате размещены только те блоки, которые осуществляют обработку
информации, а схемы, управляющие всеми остальными устройствами компьютера,
реализованы на отдельных платах и вставляются в стандартные разъемы на материнской
плате;
B. На материнской плате размещены все блоки, которые осуществляют прием, обработку
и выдачу информации с помощью электрических сигналов и к которым можно
подключить все необходимые устройства ввода-вывода;
C. На материнской плате находится системная магистраль данных, к которым
подключены адаптеры и контроллеры, позволяющие осуществлять связь ЭВМ с
устройствами ввода-вывода;
D. На материнской плате расположены все устройства компьютерной системы и связь
между ними осуществляется через магистраль.

11. Операционная система – это ...
A. программа, обеспечивающая управление базами данных
B. система программирования
C. + программа, управляющая работой компьютера
D. антивирусная программа
12. … - программа, которая позволяет помещать вводимый текст в память и
выводить его на экран
A. текстовый процессор
B. транслятор
C. +текстовый редактор
D. текстовый документ
13. Файл - это ...
A. единица измерения информации
B. текст, распечатанный на принтере
C. программа в оперативной памяти
D. + программа или данные на диске, имеющие имя
14. Какой путь к файлу 10a.txt (находящийся в папке 10а) из корневого каталога
указан верно:
C. Мои документы|10| 10a.txt;
D. С: Мои документы 10а|10a.txt.
15. Может ли присутствовать компьютерный вирус на чистой дискете (на дискете
отсутствуют файлы)?
A. нет
B. + да, в загрузочном секторе дискеты
C. да, в области каталога
D. да, в области данных
16. Что будет меняться при представлении символа кириллицы на экране монитора
в различных кодировках (Windows, MS-DOS, КОИ8-Р и т.д.)?
A. гарнитура шрифта
B. начертание символа
C. + символ
D. размер символа
17. При запуске Word автоматически открывается
A. Книга 1
B. Блокнот 1
C. Лист 1
D. + Документ 1
18. Размеры полей можно менять через….
A. меню ВИД - РАЗМЕТКА СТРАНИЦЫ
B.+ меню ФОРМАТ - АБЗАЦ – отступы
C. + с помощью горизонтальной линейки

D. меню ВИД - Схема документа
19. Напишите название команды:

Правильный ответ: выравнивание по центру
20. В растровом графическом редакторе изображение формируется из ...
A. линий
B. + пикселей
C. прямоугольников
D. окружностей(КТ – 1; форма – закрытое)
21. Электронная таблица - это
A. Набор данных организованных по определенным правилам и предусматриваемым
общие принципы хранения и манипулирования ими.
B. + Специальная модель структурирования, представления и обработки произвольной
информации.

C. Часть оперативной памяти, в которой может храниться информация.
22. Для того чтобы ….. необходимо поставить значок…..
A. сохранить документ
B. отправить документ
C. удалить документ
A. «Сохранить как»
B. Alt+Tab
C. Delete
Вариант 2
1. Информатика – это…
Правильный ответ: техническая наука, изучающая информацию и информационные
процессы
2. Информационные процессы – это…
Правильный ответ: получение, обработка, хранение, передача информации
3. Чему равен 1 байт?
A. + 8 бит
B. 210 бит
C. 10 бит
D. 103 бит
4. Производится бросание симметричной четырехгранной пирамидки. Какое
количество информации мы получаем в зрительном сообщении о ее падении на одну
из граней?
A. 1 бит
B. 4 бит
C. 1 байт
D. + 2 бит

5. Цветное (с палитрой из 256 цветов) растровое графическое изображение имеет
размер 10*10 точек. Какой объем памяти займет это изображение?
A. 100 бит B. 400 байт C. + 800 бит D. 10 байт
ТЗ6. Как записывается десятичное число 1210 в двоичной системе счисления?
A. 1111 B. + 1100 C. 1011 D. 1001
7. Определить истинность составного высказывания: «(2х2 =4 и 3х3=10) или (2х2 =5
и 3х3 =9)»
A. + ложно B. истинно C. не ложно и не истинно D. не ложно
8. При выключении компьютера вся информация теряется …
A. на гибком диске
B. на жестком диске
C. на CD-ROM диске
D. + в оперативной памяти
9. Укажите верное высказывание:
A. + компьютер состоит из отдельных модулей, соединенных между собой магистралью;
B. компьютер представляет собой единое, неделимое устройство;
С. составные части компьютерной системы являются незаменяемыми;
D. компьютерная система способна сколь угодно долго соответствовать требованиям
современного общества и не нуждается в модернизации.
ТЗ10. Драйвер – это ...
A. антивирусная программа
B. + программа, обеспечивающая работу устройства компьютера
C. вирус
D. устройство компьютера
11. Вершиной иерархической системы папок графического интерфейса Windows
является папка...
A. + Рабочий стол
B. Сетевое окружение
C. Мой компьютер
D. корневой каталог диска
12. Какой путь из корневого каталога указан верно:
А. :\ Обучающие программы\Поле чудес\ pole.exe;
B. + C:\ Обучающие программы\Поле чудес\ pole.exe;
C. А:\ Обучающие программы\Поле чудес\;
D. С: Обучающие программы Поле чудес.
13. Может ли произойти заражение компьютерными вирусами в процессе работы с
электронной почтой?
A. да, при чтении текста почтового сообщения
B. + да, при открытии вложенных в сообщение файлов
C. да, в процессе работы с адресной книгой

D. не может произойти
14. Текстовые файлы, какого формата содержат только коды символов и не
содержат символов форматирования?
A. RTF
B. + TXT
C. DOC
15. Клавиша … в редакторе формул не работает.
A. Курсор
B. Tab
C. + Пробел
D. Delete
16. При построении таблицы в редакторе Word необходимо задать …
A. Цвет и толщину линии
B. Ширину столбцов и строк
C. + Количество столбцов и строк
D. Тип и размер символов
17. Что отображает Колонтитул?
A. Формулу
B. Дефрагментацию
C. Рисунок
D. + Краткую информацию о документе
18. Векторные графические изображения хорошо поддаются масштабированию
(изменению размеров) так как ...
A. используют большую глубину цвета
B. формируются из пикселей
C. + формируются из графических примитивов (линий, окружностей, прямоугольников и
т.д.)
D. используют эффективные алгоритмы сжатия
19. Напишите название команды:
20. В какой последовательности расположатся записи в базе данных после
сортировки по убыванию в поле Память?

A. 1, 2, 3, 4

B. 2, 3, 4, 1

C.+ 3,2,1,4
D. 4, 3, 2, 1
21. Какое расширение имеют текстовые документы ?
A. +Txt;
B. Doc;
C. Htm;
D. Xls.
22. Для того чтобы ….. необходимо поставить значок…..
A. сохранить документ
B. отправить документ
C. удалить документ
A.«Сохранить как»
B. Alt+Tab
C. Delete
Правильный ответ: С-С
2.1.3. Темы рефератов:
1. Создание базы данных библиотеки.
2. Создание базы данных классификатора.
3. Простейшая информационно-поисковая система.
4. Сортировка массива.
5. Рост и вес среднестатистического учащегося.
6. Тест по предметам.
7. Статистика труда.
8. Графическое представление процесса.
9. Профилактика ПК.
10. Инструкция по технике безопасности и санитарным нормам.
11. АРМ специалиста.
12. Прайс-лист.
13. Оргтехника и профессия.
14. Мой «рабочий стол» на компьютере.
15. Электронная библиотека.
16. Лаборант ПК, работа с программным обеспечением.
17. Реферат.
18. Электронная тетрадь.
19. Журнальная статья.
20. Вернисаж работ на компьютере.
21. Электронная доска объявлений.
22. Ярмарка профессий.
23. Звуковая запись.
24. Музыкальная открытка.
25. Диаграмма информационных составляющих.
26. Плакат-схема.
27. «Эскиз и чертеж» (САПР).
28. Обработка результатов эксперимента.
29. Статистический отчет.
30. Расчет заработной платы.

31. Бухгалтерские программы.
32. Телекоммуникации: конференции, интервью, репортаж.
33. Урок в дистанционном обучении.
34. Дистанционный тест, экзамен.
35. Резюме «Ищу работу».
Критерии оценки:
Изложение и понимание реферата как целостного авторского текста определяет критерии
его оценки:
- новизна текста;
- обоснованность выбора источника;
- степень раскрытия сущности вопроса;
- соблюдения требования к оформлению. 199
Новизна текста:
а) актуальность темы исследования;
б) новизна и самостоятельность в постановке проблемы, формулирование нового аспекта
известной проблемы в установлении новых связей (межпредметных, внутрипредметных,
интеграционных);
в) умение работать с исследованиями, критической литературой, систематизировать и
структурировать материал;
г) выраженность авторской позиции, самостоятельность оценок и суждений;
д) стилевое единство текста, единство жанровых черт.
Степень раскрытия сущности вопроса:
а) соответствие плана теме реферата;
б) соответствие содержания теме и плану реферата;
в) полнота и глубина знаний по теме;
г) обоснованность способов и методов работы с материалом;
е) умение обобщать, делать выводы, сопоставлять различные точки зрения по одному
вопросу(проблеме).
Обоснованность выбора источников:
а) оценка использованной литературы: привлечены ли наиболее известные работы по
теме исследования( в т.ч. журнальные публикации последних лет, последние
статистические данные, сводки, справки и т.д.)
Соблюдение требований к оформлению:
а) насколько верно оформлены ссылки на используемую литературу, список литературы;
б) оценка грамотности и культуры изложения( в том числе, орфографической,
пунктуационной, стилистической культуры), владение терминологией;
в) соблюдение требований к объёму реферата.
Критерии оценок:
- Оценка 5 (отлично) ставится, если выполнены все требования к написанию и защите
реферата: обозначена проблема и обоснована её актуальность, сделан краткий анализ
различных точек зрения на рассматриваемую проблему и логично изложена собственная
позиция, сформулированы выводы, тема раскрыта полностью, выдержан объём,

соблюдены требования к внешнему оформлению, даны правильные ответы на
дополнительные вопросы.
- Оценка 4 (хорошо) - основные требования к реферату и его защите выполнены, но при
этом допущены недочёты. В частности, имеются неточности в изложении материала;
отсутствует логическая последовательность в суждениях; не выдержан объём реферата;
имеются упущения в оформлении; на дополнительные вопросы при защите даны
неполные ответы.
- Оценка 3 (удовлетворительно) – имеются существенные отступления от требований к
реферированию. В частности: тема освещена лишь частично; допущены фактические
ошибки в содержании реферата или при ответе на дополнительные вопросы; во время
защиты отсутствует вывод.
- Оценка 2 (неудовлетворительно) – тема реферата не раскрыта, обнаруживается
существенное непонимание проблемы или реферат учащимся не предъявлен.

3. Промежуточная аттестация (дифференцированный зачет)
1. Среди негативных последствий развития современных информационных и
коммуникационных технологий указывают:
a. реализацию гуманистических принципов управления обществом и государством;
b. формирование единого информационного пространства;
c. вторжение информационных технологий в частную жизнь людей, доступность
личной информации для общества и государства;
d. организацию свободного доступа каждого человека к информационным
ресурсам человеческой цивилизации.
2. Термин “информатизация общества” обозначает:
a. целенаправленное и эффективное использования информации во всех областях
человеческой деятельности, достигаемое за счет массового применения
современных информационных и коммуникационных технологий;
b. увеличение количества избыточной информации, циркулирующей в обществе;
c. массовое использование компьютеров в жизни общества;
d. введение изучения информатики во все учебные заведения страны.
3. Причиной перевода информационных ресурсов человечества на
электронные носители является:
a. необоснованная политика правительств наиболее развитых стран;
b. объективная потребность в увеличении скорости обработки информации, рост
стоимости бумаги вследствие экологического кризиса;
c. погоня за сверхприбылями организаций, осуществляющих свою деятельность в
сфере информационных технологий;
d. политика производителей компьютеров с целью подавления конкурентов.
4. Термин “развитие информационных процессов” означает:
a. уменьшение конфликта между ограниченными возможностями человека по
восприятию и переработке информации и объемом информации, циркулирующей в
социуме;
b. увеличение влияния средств массовой информации на деятельность человека;

c. увеличение информационных ресурсов страны;
d. увеличение доли информационной деятельности в общем объеме различных
видов деятельности человека.
5. Современную организацию ЭВМ предложил:
a. Джон фон Нейман;
b. Джордж Буль;
c. Н.И.Вавилов;
d. Норберт Винер.
6. Под термином «поколения ЭВМ» понимают:
a. все счетные машины;
b. все типы и модели ЭВМ, построенные на одних и тех же научных и технических
принципах;
c. совокупность машин, предназначенных для обработки, хранения и передачи
информации;
d. модели ЭВМ, созданные одним и тем же человеком.
7. Назначение процессора в персональном компьютере:
a. обрабатывать одну программу в данный момент времени;
b. управлять ходом вычислительного процесса и выполнять арифметические и
логические действия;
c. осуществлять подключение периферийных устройств к магистрали;
d. руководить работой вычислительной машины с помощью электрических
импульсов.
8. Адаптер – это:
a. программа, необходимая для подключения к компьютеру устройств вводавывода;
b. специальный блок, через который осуществляется подключение периферийного
устройства к магистрали;
c. программа, переводящая языки программирования в машинные коды;
d. кабель, состоящий из множества проводов
9. Постоянное запоминающее устройство (ПЗУ) – это память, в которой:
a. хранится исполняемая в данный момент времени программа и данные, с
которыми она непосредственно работает;
b. хранится информация, присутствие, которой постоянно необходимо в
компьютере.
c. хранится информация, независимо от того работает компьютер или нет;
d. хранятся программы, предназначенные для обеспечения диалога пользователя с
ЭВМ.
10. МОДЕМ – это устройство:
a. для хранения информации;

b. для обработки информации в данный момент времени;
c. для передачи информации по телефонным каналам связи;
d. для вывода информации на печать.
11. Периферийные устройства выполняют функцию…..
a. хранение информации;
b. обработку информации;
c. ввод и выдачу информации;
d. управление работой ЭВМ по заданной программе.
12. Во время исполнения прикладная программа хранится…
a. в видеопамяти
b. в процессоре
c. в оперативной памяти
d. на жестком диске
13. Операционные системы представляют собой программные продукты,
входящие в состав…
a. прикладного программного обеспечения
b. системного программного обеспечения
c. системы управления базами данных
d. систем программирования
14. Имя раскрытого объекта в ОС Windows отображает…
a. Строка меню.
b. Панель инструментов.
c. Строка заголовка.
d. Адресная строка.
15. Задан полный путь к файлу C:\DOC\PROBA.BMP. Укажите расширение
файла, определяющее его тип.
a. PROBA.BMP
b. BMP
c. DOC\PROBA.BMP
d. C:\DOC\PROBA.BMP
16. Информационный объем сообщения «binary digit» равен:
a. 14 байт;
b. 96 бит;
c. 88 бит;
d. 11 байт.
17. Информационные технологии это:
a. Сведения о ком-то или о чем-то, передаваемые в форме знаков или сигналов;

b. технологии накопления, обработки и передачи информации с использованием
определенных (технических) средств;
c. процессы передачи, накопления и переработки информации в общении людей, в
живых организмах, технических устройствах и жизни общества;
d. система для работы с программами, файлами и оглавлениями данных на ЭВМ.
18. Свойством алгоритма является …
a. результативность
b. цикличность
c. возможность изменения последовательности выполнения команд
d. возможность выполнения алгоритма в обратном порядке
19. После выполнения фрагмента программы
а=9
b=7
192
a=b+4
значения переменных а и b равны:
a) a=9 b=ll
b) a=ll b=7
c) a=ll b=9
d) a=ll b=4
20. Блок-схема – это:
a) монтажная плата для ПК;
b) функциональная схема ЭВМ;
c) схема размещения блоков на плате;
d) графическое написание алгоритма;
21. К основным типам алгоритмов относятся:
a) вспомогательные, основные, структурированные;
b) линейные, разветвляющиеся, циклические;
c) простые, сложные, комбинированные;
d) вычислительные, диалоговые, управляющие.
22. Программой-архиватором называют
a. программу для уменьшения информационного объема (сжатия) файлов
b. программу резервного копирования файлов
c. интерпретатор
d. транслятор
23. В текстовом процессоре MS Word основными параметрами при задании
параметров абзаца являются:
a. поля, ориентация
b. гарнитура, размер, начертание

c. выравнивание, отступ, интервал
d. шрифт, выравнивание
24. B MS Word абзац – это:
a. Произвольная последовательность слов между двумя точками
b. Произвольная последовательность символов, ограниченная с обоих концов
маркером конца абзаца (непечатаемые символы)
c. Произвольная последовательность символов между левой и правой границы
строки
d. Произвольная последовательность символов, начинающаяся с отступом первой
строки
25. При перемещении или копировании в электронной таблице абсолютные
ссылки:
a. не изменяются;
b. преобразуются вне зависимости от нового положения формулы;
c. преобразуются в зависимости от нового положения формулы;
d. преобразуются в зависимости от правил указанных в формуле.
26. При перемещении или копировании в электронной
относительные ссылки:
a. преобразуются вне зависимости от нового положения формулы;
b. преобразуются в зависимости от длины формулы;
c. не изменяются;
d. преобразуются в зависимости от нового положения формулы;

таблице

27. Выберите верную запись формулы для электронной таблицы:
a. C3+4*D4
b. C3=C1+2*C2
c. A5B5+23
d. =A2*A3-A4
28. Ввод последовательностей чисел или дат в столбец или строку, путем
перетаскивания указателя мыши вдоль столбца или строки осуществляется с
помощью команды:
a. автозаполнение;
b. автодополнение;
c. автофильтр;
d. сортировка.
29. Для поиска данных или записей в списках электронных таблиц
используются пользовательские фильтры, которые отображают на экране:
a. любые записи;
b. записи, не удовлетворяющие заданным требованиям;

c. только записи, соответствующие определенным условиям, а записи, не
удовлетворяющие заданным требованиям, процессор скрывает;
d. числовые данные.
30. Группа символов ###### в ячейке MS Excel означает:
a. Выбранная ширина ячейки, не позволяет разместить в ней результаты
вычислений
b. В ячейку введена недопустимая информация
c. Произошла ошибка вычисления по формуле
d. Выполненные действия привели к неправильной работе компьютера
31. В Microsoft Access таблицы можно создать:
a. В режиме конструктора, при помощи мастера, путем введения данных
b. В режиме проектировщика, мастера, планировщика
c. В режиме планировщика, конструктора, проектировщика
d. В режиме мастера таблиц, мастера форм, планировщика заданий
32. Основным, обязательным объектом файла базы данных, в котором
хранится информация в виде однотипных записей является:
a. Таблица
b. Запросы
c. Формы и отчеты
d. Макросы
33. Запросы MS Access предназначены:
a. =$A$1*$A$2+$B$2;
b. =$A$1*A3+B3;
c. =$A$2*A3+B3;
d. =$B$2*A3+B4.
a. для хранения данных базы;
b. для отбора и обработки данных базы;
c. для ввода данных базы и их просмотра;
d. для автоматического выполнения группы команд.
34. В MS Access фильтрация данных – это:
a. отбор данных по заданному критерию
b. упорядочение данных
c. редактирование данных
d. применение стандартных функций
35. Сети, объединяющие компьютеры в пределах одного помещения
называются ….
a. Локальные
b. Компьютерные.
c. Региональные.

d. Глобальные.
36. Провайдер – это…
a. Единица информации, передаваемая межсетевым протоколом
b. Имя пользователя
c. Коммерческая служба, обеспечивающая своим клиентам доступ в Internet
d. Системный администратор
37. Программы для просмотра Web – страниц называют:
a. Утилитами
b. Редакторами HTML
c. Браузерами
d. Системами проектирования
38. Адрес страницы в Internet начинается с …
a. http://
b. mail://
c. http://mail
d. html://
39. Задан адрес электронной почты в сети Интернет: user_name@mtu-net.ru
Укажите имя владельца этого электронного адреса….
a. ru
b. user
c. mtu-net.ru
d. user_name
40. Формальное исполнение алгоритма – это:
a. Исполнение алгоритма конкретным исполнителем с полной записью его
рассуждений,
b. Разбиение алгоритма на конкретное число команд и пошаговое их исполнение,
c. Исполнение алгоритма не требует рассуждений, а осуществляется исполнителем
автоматически
d. Исполнение алгоритма осуществляется исполнителем на уровне его знаний
41. Скорость работы компьютера зависит от:
a. Тактовой частоты обработки информации в процессоре;
b. Наличия или отсутствия подключенного принтера;
c. Объема внешнего запоминающего устройства;
d. Частоты нажатия клавиш
41. Информатика - это наука о
a. расположении информации на технических носителях;
b. информации, ее хранении и сортировке данных;
c. информации, ее свойствах, способах представления, методах сбора, обработки,
хранения и передачи;

d. применении компьютера в учебном процессе.
43. База данных представлена в табличной форме. Запись образует…
a. поле в таблице
b. имя поля
c. строку в таблице
d. ячейку
3. Электронная почта (e-mail) позволяет передавать…
a. только сообщения
b. только файлы
c. сообщения и приложенные файлы
d. видеоизображение
44. Объединение компьютерных сетей с собственным уникальным именем
называют:
a. Сайт
b. Трафик
c. Домен
d. Локальная сеть
45. Протокол компьютерной сети - это:
a. линия связи, пространство для распространения сигналов, аппаратура передачи
данных
b. программа, позволяющая преобразовывать информацию в коды ASCII
c. количество передаваемых байтов в минуту
d. набор правил, обусловливающий порядок обмена информацией в сети.
46. Особенность поля "счетчик" в базе данных состоит в том, что оно:
a. служит для ввода числовых данных;
b. данные хранятся не в поле, а в другом месте, а в поле хранится только указатель
на то, где расположен текст;
c. имеет ограниченный размер;
d. имеет свойство автоматического наращивания.
47. АСУ (автоматизированные системы управления) — это:
a. комплекс технических средств, обеспечивающий управление объектом в
производственной, научной или общественной жизни;
b. комплекс компьютерных программ, обеспечивающий управление объектом в
производственной, научной или общественной жизни;
c. система принятия управленческих решений с привлечением компьютера;
d. комплекс технических и программных средств, обеспечивающий управление
объектом в производственной, научной или общественной жизни.
48. ГИС (геоинформационные системы) — это:
a. информационные системы в предметной области — география;

b. системы, содержащие топологические базы данных на электронных картах;
c. глобальные фонды и архивы географических данных;
d. компьютерная программа для построения изображений рельефов местности.
2. Практическая часть по вариантам (для претендующих на оценку «4»
(хорошо) или «5» (отлично):
Вариант 1.
1. Переведите числа из десятичной системы счисления в двоичную, восьмеричную
и шестнадцатеричную системы счисления.
а) 948; б) 763.
2. Алфавит содержит 32 буквы. Какое количество информации несет одна буква?
3. Сложить двоичные числа 110100 и 10111.
4. Для изучения пропускной способности дороги специальное устройство
регистрирует количество пройденных автомобилей за 5 минут. Результатом
является целое число от 0 до 50, которое записывается при помощи минимального
количества бит. Каков информационный объем результатов наблюдений за 30
минут?
Вариант 2.
1. Переведите числа в десятичную систему счисления.
а) 1110001112; б) 1000110112.
2. Сообщение, записанное буквами из 16 символьного алфавита, содержит 10
символов. Какой объем информации в битах оно несет?
3. Вычислить: 10112 + 110012 + 1112.
4. Растровый графический файл содержит черно-белое изображение (без градаций
серого) размером 100х100 точек. Какой объем памяти требуется для хранения
этого файла?
Вариант 3.
1. Информационное сообщение объемом 300 бит содержит 100 символов. Какова
мощность алфавита?
2. Выполните сложение чисел 11101010102+101110012; 3. Переведите числа из
десятичной системы счисления в двоичную, восьмеричную и шестнадцатеричную
системы счисления.
а) 563; б) 264;
4. Жители планеты Принтер используют алфавит из 256 знаков, а жители планеты
Плоттер — из 128 знаков. Для жителей какой планеты сообщение из 10 знаков
несет больше информации и на сколько?

Вариант 4.
1. Переведите числа из десятичной системы счисления в двоичную, восьмеричную
и шестнадцатеричную системы счисления.
а) 279; б) 281;
2. Выполните сложение чисел 101111112+1100100002;
3. Объем сообщения, содержащего 20 символов, составил 100 бит. Каков размер
алфавита, с помощью которого записано сообщение?
4. Цветное растровое графическое изображение, палитра которого включает в себя
65 536 цветов, имеет размер 100Х100 точек (пикселей). Какой объем видеопамяти
компьютера (в Кбайтах) занимает это изображение в формате BMP?
Вариант 5.
1. Сколько символов содержит сообщение, записанное с помощью 8 символьного
алфавита, если объем его составил 120 бит?
2. Переведите числа из десятичной системы счисления в двоичную, восьмеричную
и шестнадцатеричную системы счисления.
а) 279; б) 281.
3. Выполните сложение чисел 111101002+1101000012;
4. В библиотеке имеется 16 стеллажей. Каждый из которых содержит 8 полок.
Сколько информации содержит сообщение, что книга находится на верхней полке
первого стеллажа?
Критерии оценивания работы:
86-100 % - тест, 4 выполненных правильно заданий - оценка «5» (отлично).
71-85 % - тест, 3 выполненных правильно заданий – оценка «4» (хорошо).
51-70% - тест – оценка «3» (удовлетворительно).
Меньше 50 % – оценка «2» (неудовлетворительно).


Наверх

На сайте используются файлы cookie. На сайте  осуществляется сбор персональных данных посредством метрических программ (Яндекс.Метрика). Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».