ОУД.13 география

Министерство образования и науки Республики Хакасия
Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение Республики Хакасия
«Черногорский горно-строительный техникум»
КОМПЛЕКТ КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
ДЛЯ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ ОУД. 13 ГЕОГРАФИЯ по специальности
21.02.19 «Землеустройство»

КОМПЛЕКТ КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
ДЛЯ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД. 13 ГЕОГРАФИЯ
по специальности 21.02.19 «Землеустройство»

2023

Комплект контрольно-оценочных средств разработан на основе федерального
государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по
специальности СПО - Федерального государственного образовательного стандарта среднего
профессионального образования (ФГОС СПО) по специальности 21.02.19 Землеустройство
(приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18 мая 2022 г. № 339);
федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования
утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17
мая 2012 г. № 413; приказа Министерства просвещения России от 23.11.2022 № 1014 «Об
утверждении федеральной образовательной программы среднего общего образования» и
рабочей программы учебной дисциплины ОУД.13 ГЕОГРАФИЯ
Организация-разработчик: ГБПОУ РХ «Черногорский горно-строительный техникум»
Разработчик:
Мокрова Светлана Геннадьевна – преподаватель иностранного языка

РАССМОТРЕНА
на заседании МО гуманитарного цикла

СОГЛАСОВАНА
Зам. директора по УМР
___________ И.В.Евдокимова

Протокол № __ от _____________20___г
«___»_______________20___г
Председатель МО __________С.Г. Мокрова

1. Паспорт комплекта контрольно-оценочных средств
1.1. Область применения комплекта оценочных средств
Комплект контрольно-оценочных средств предназначен для оценки результатов
образовательных достижений учебной дисциплины ОУД.13 География.
Комплект контрольно-оценочных средств содержит задания для проведения
текущего контроля и промежуточной аттестации в форме дифференцированный
зачет.
1.2. Результаты освоения предмета, подлежащие проверке
В результате освоения учебной дисциплины ОУД.13 География обучающийся
должен обладать предусмотренными ФГОС по специальности 21.02.19
Землеустройство
следующими
общими
компетенциями
личностными,
предметными, метапредметными результатами:
Результаты обучения:
личностные, предметные,
метапредметные результаты,
общие компетенции
В части трудового воспитания:
- ЛР27 готовность к труду,
осознание ценности мастерства,
трудолюбие;
- ЛР28 готовность к активной
деятельности технологической и
социальной направленности,
способность инициировать,
планировать и самостоятельно
выполнять такую деятельность;
- ЛР29 интерес к различным
сферам профессиональной
деятельности,
ельной и социальной практике
Овладение универсальными
учебными познавательными
действиями:
а) базовые логические действия:
- МР5 самостоятельно
формулировать и актуализировать
проблему, рассматривать ее
всесторонне;
МР6
устанавливать
существенный
признак
или
основания
для
сравнения,
классификации и обобщения;
МР7
определять
цели
деятельности, задавать параметры
и критерии их достижения;
- МР8 выявлять закономерности и
противоречия в рассматриваемых
явлениях;
- МР9 вносить коррективы в

Показатели оценки
результата

Форма контроля и
оценивания

Демонстрирует готовность к
труду, осознание ценности
мастерства, трудолюбие;
готовность к активной
деятельности
технологической и
социальной направленности,
способность инициировать,
планировать и
самостоятельно выполнять
такую деятельность

Экспертное наблюдение
и оценка деятельности
обучающегося в
процессе освоения
учебной дисциплины

Демонстрирует готовность
самостоятельно
формулировать и
актуализировать проблему,
рассматривать ее
всесторонне;
самостоятельно
формулировать и
актуализировать проблему,
рассматривать ее
всесторонне; определять цели
деятельности, задавать
параметры и критерии их
достижения

Экспертное наблюдение
и оценка деятельности
обучающегося в
процессе освоения
учебной дисциплины

деятельность,
оценивать
соответствие результатов целям,
оценивать
риски
последствий
деятельности;
- МР10 развивать креативное
мышление при решении
жизненных проблем
б) базовые исследовательские
действия:
- МР11 владеть навыками учебноисследовательской и проектной
деятельности, навыками
разрешения проблем;
- МР16 выявлять причинноследственные связи и
актуализировать задачу, выдвигать
гипотезу ее решения, находить
аргументы для доказательства
своих утверждений, задавать
параметры и критерии решения;
- МР17 анализировать полученные
в ходе решения задачи результаты,
критически оценивать их
достоверность, прогнозировать
изменение в новых условиях;
- МР21 уметь переносить знания в
познавательную и практическую
области жизнедеятельности;
- МР22 уметь интегрировать
знания из разных предметных
областей;
- МР23 выдвигать новые идеи,
предлагать оригинальные подходы
и решения;
- МР2 способность их
использования в познавательной и
социальной практике
В области ценности научного
познания:
- ЛР36 сформированность
мировоззрения, соответствующего
современному уровню развития
науки и общественной практики,
основанного на диалоге культур,
способствующего осознанию
своего места в поликультурном
мире;
- ЛР37 совершенствование
языковой и читательской культуры
как средства взаимодействия
между людьми и познания мира;
- ЛР38 осознание ценности научной

Демонстрирует готовность и
способность к
самостоятельной
информационнопознавательной
деятельности, владение
навыками получения
необходимой информации из
словарей разных типов,
умение ориентироваться в
различных источниках
информации, критически
оценивать и
интерпретировать
информацию, получаемую из
различных источников

Экспертное наблюдение
и оценка деятельности
обучающегося в
процессе освоения
учебной дисциплины

Демонстрирует
приоритетную ценность
личности человека;
уважающий собственную и
чужую уникальность в
различных ситуациях, во всех
формах и видах
деятельности;

Экспертное
наблюдение и оценка
деятельности
обучающегося в
процессе освоения
учебной дисциплины

деятельности, готовность
осуществлять проектную и
исследовательскую деятельность
индивидуально и в группе
В области духовно-нравственного
воспитания:
- ЛР16 сформированность
нравственного сознания,
этического поведения;
- ЛР17 способность оценивать
ситуацию и принимать осознанные
решения, ориентируясь на
морально-нравственные нормы и
ценности;
- ЛР18 осознание личного вклада в
построение устойчивого будущего;
- ЛР19 ответственное отношение к
своим родителям и (или) другим
членам семьи, созданию семьи на
основе осознанного принятия
ценностей семейной жизни в
соответствии с традициями народов
России
Овладение универсальными
учебными познавательными
действиями:
в) работа с информацией:
- МР25 владеть навыками
получения информации из
источников разных типов,
самостоятельно осуществлять
поиск, анализ, систематизацию и
интерпретацию информации
различных видов и форм
представления;
- МР26 создавать тексты в
различных форматах с учетом
назначения информации и целевой
аудитории, выбирая оптимальную
форму представления и
визуализации;
- МР27 оценивать достоверность,
легитимность информации, ее
соответствие правовым и
морально-этическим нормам;
- МР28 использовать средства
информационных и
коммуникационных технологий в
решении когнитивных,
коммуникативных и
организационных задач с
соблюдением требований

Демонстрирует
сформированность
нравственного сознания,
этического поведения,
способность оценивать
ситуацию и принимать
осознанные решения,
ориентируясь на моральнонравственные нормы и
ценности, ответственного
отношения к своим
родителям и (или) другим
членам семьи, созданию
семьи на основе осознанного
принятия ценностей
семейной жизни в
соответствии с традициями
народов России

Экспертное
наблюдение и оценка
деятельности
обучающегося в
процессе освоения
учебной дисциплины

Демонстрирует владение
навыками познавательной
рефлексии как осознания
совершаемых действий и
мыслительных процессов, их
результатов и оснований,
границ своего знания и
незнания, новых
познавательных задач и
средств их достижения

Экспертное
наблюдение и оценка
деятельности
обучающегося в
процессе освоения
учебной дисциплины

эргономики, техники безопасности,
гигиены, ресурсосбережения,
правовых и этических норм, норм
информационной безопасности;
- МР29 владеть навыками
распознавания и защиты
информации
- ЛР2 готовность к саморазвитию,
самостоятельности и
самоопределению;
- МР4 овладение навыками учебноисследовательской, проектной и
социальной деятельности
Овладение универсальными
коммуникативными действиями:
а) общение:
- МР30 осуществлять
коммуникации во всех сферах
жизни;
- МР31 распознавать невербальные
средства общения, понимать
значение социальных знаков,
распознавать предпосылки
конфликтных ситуаций и смягчать
конфликты;
- МР34 развернуто и логично
излагать свою точку зрения
б) совместная деятельность:
- МР35 понимать и использовать
преимущества командной и
индивидуальной работы;
- МР37 принимать цели совместной
деятельности, организовывать и
координировать действия по ее
достижению: составлять план
действий, распределять роли с
учетом мнений участников
обсуждать результаты совместной
работы;
- МР40 координировать и
выполнять работу в условиях
реального, виртуального и
комбинированного
взаимодействия;
- МР41 осуществлять позитивное
стратегическое поведение в
различных ситуациях, проявлять
творчество и воображение, быть
инициативным
Овладение универсальными
регулятивными действиями:
г) принятие себя и других людей:

Демонстрирует овладение
универсальными
коммуникативными
действиями, принятие себя и
других людей, понимание и
использования преимущества
командной и индивидуальной
работы
Демонстрирует умение
продуктивно общаться и
взаимодействовать в
процессе совместной
деятельности, учитывать
позиции других участников
деятельности, эффективно
разрешать конфликты

Экспертное
наблюдение и оценка
деятельности
обучающегося в
процессе освоения
учебной дисциплины

- МР59 принимать мотивы и
аргументы других людей при
анализе результатов деятельности;
- МР60 признавать свое право и
право других людей на ошибки;
- МР61 развивать способность
понимать мир с позиции другого
человека
В области эстетического
воспитания:
- ЛР20 эстетическое отношение к
миру, включая эстетику быта,
научного и технического
творчества, спорта, труда и
общественных отношений;
- ЛР21 способность воспринимать
различные виды искусства,
традиции и творчество своего и
других народов, ощущать
эмоциональное воздействие
искусства;
- ЛР22 убежденность в значимости
для личности и общества
отечественного и мирового
искусства, этнических культурных
традиций и народного творчества;
- ЛР23 готовность к
самовыражению в разных видах
искусства, стремление проявлять
качества творческой личности;
с
использованием
языковых
средств
- ЛР1 осознание обучающимися
российской гражданской
идентичности;
- ЛР4 целенаправленное развитие
внутренней позиции личности на
основе духовно-нравственных
ценностей народов Российской
Федерации, исторических и
национально-культурных
традиций, формирование системы
значимых ценностно-смысловых
установок, антикоррупционного
мировоззрения, правосознания,
экологической культуры,
способности ставить цели и
строить жизненные планы;

Демонстрирует эстетическое
отношение к миру, включая
эстетику быта, научного и
технического творчества,
спорта, эстетическое
отношение к миру, включая
эстетику быта, научного и
технического творчества,
спорта, готовность к
самовыражению в разных
видах искусства, стремление
проявлять качества
творческой личности

Экспертное
наблюдение и оценка
деятельности
обучающегося в
процессе освоения
учебной дисциплины

Демонстрирует уважение к
представителям различных
этнокультурных, социальных,
конфессиональных и иных
групп. Сопричастный к
сохранению, преумножению
и трансляции культурных
традиций и ценностей
многонационального
российского государства.
Регулирует своё поведение в
соответствии с моральными
нормами и этическими
требованиями
приверженность к родной
культуре, исторической
памяти на основе любви к
Родине, родному народу,
малой родине, принятию
традиционных ценностей

Экспертное
наблюдение и оценка
деятельности
обучающегося в
процессе освоения
учебной дисциплины

В части гражданского
воспитания:
- ЛР6 осознание своих
конституционных прав и
обязанностей, уважение закона и
правопорядка;
- ЛР7 принятие традиционных
национальных, общечеловеческих
гуманистических и
демократических ценностей;
- ЛР8 готовность противостоять
идеологии экстремизма,
национализма, ксенофобии,
дискриминации по социальным,
религиозным, расовым,
национальным признакам;
- ЛР9 готовность вести совместную
деятельность в интересах
гражданского общества,
участвовать в самоуправлении в
общеобразовательной организации
и детско-юношеских организациях;
- ЛР10 умение взаимодействовать с
социальными институтами в
соответствии с их функциями и
назначением;
- ЛР11 готовность к гуманитарной
и волонтерской деятельности
патриотического воспитания:
- ЛР12 сформированность
российской гражданской
идентичности, патриотизма,
уважения к своему народу, чувства
ответственности перед Родиной,
гордости за свой край, свою
Родину, свой язык и культуру,
прошлое и настоящее
многонационального народа
России;
- ЛР13 ценностное отношение к
государственным символам,
историческому и природному
наследию, памятникам, традициям
народов России, достижениям
России в науке, искусстве, спорте,
технологиях и труде;
- ЛР14 идейная убежденность,
готовность к служению и защите
Отечества, ответственность за его
судьбу
В области экологического

многонационального народа
Демонстрирует осознание
своих конституционных прав
и обязанностей, уважение
закона и правопорядка,
принятие традиционных
национальных,
общечеловеческих
гуманистических и
демократических ценностей,
готовность противостоять
идеологии экстремизма,
национализма, ксенофобии,
дискриминации по
социальным, религиозным,
расовым, национальным
признакам, готовность вести
совместную деятельность в
интересах гражданского
общества, участвовать в
самоуправлении в
общеобразовательной
организации и детскоюношеских организациях

Экспертное
наблюдение и оценка
деятельности
обучающегося в
процессе освоения
учебной дисциплины

Демонстрирует
сформированность
российской гражданской
идентичности, патриотизма,
уважения к своему народу,
чувства ответственности
перед Родиной, гордости за
свой край, свою Родину, свой
язык и культуру, прошлое и
настоящее
многонационального народа
России, ценностное
отношение к
государственным символам,
историческому и природному
наследию, памятникам,
традициям народов России,
достижениям России в науке,
искусстве, спорте,
технологиях и труде

Экспертное
наблюдение и оценка
деятельности
обучающегося в
процессе освоения
учебной дисциплины

Демонстрирует

Экспертное

воспитания:
- ЛР31 сформированность
экологической культуры,
понимание влияния социальноэкономических процессов на
состояние природной и социальной
среды, осознание глобального
характера экологических проблем;
- ЛР32 планирование и
осуществление действий в
окружающей среде на основе
знания целей устойчивого развития
человечества;
активное неприятие действий,
приносящих вред окружающей
среде;
- ЛР34 умение прогнозировать
неблагоприятные экологические
последствия предпринимаемых
действий, предотвращать их;
- ЛР35 расширение опыта
деятельности экологической
направленности
ОК 01. Выбирать способы решения
задач профессиональной
деятельности применительно
к различным контекстам

ОК 02. Использовать
современные средства поиска,
анализа и интерпретации
информации, и информационные
технологии для выполнения задач
профессиональной деятельности

ОК 03. Планировать и
реализовывать собственное
профессиональное и личностное
развитие, предпринимательскую
деятельность в профессиональной
сфере, использовать знания по
финансовой грамотности в
различных жизненных ситуациях

сформированность
экологической культуры,
понимание влияния
социально-экономических
процессов на состояние
природной и социальной
среды, осознание
глобального характера
экологических проблем,
умение прогнозировать
неблагоприятные
экологические последствия
предпринимаемых действий,
предотвращать их, опыта
деятельности экологической
направленности

наблюдение и оценка
деятельности
обучающегося в
процессе освоения
учебной дисциплины

Демонстрирует готовность и
способность вести диалог с
другими людьми и достигать
в нём взаимопонимания,
проявляет готовность и
способность к
самостоятельной творческой
деятельности
Демонстрирует овладение
видами деятельности по
получению нового знания,
его интерпретации,
преобразованию и
применению в различных
учебных ситуациях, в том
числе при создании учебных
и социальных проектов
Демонстрирует готовность
планировать и реализовывать
собственное
профессиональное и
личностное развитие,
предпринимательскую
деятельность в
профессиональной сфере,
использовать знания по
финансовой грамотности в
различных жизненных
ситуациях

Экспертное наблюдение
и оценка деятельности
обучающегося в
процессе освоения
учебной дисциплины

Экспертное наблюдение
и оценка деятельности
обучающегося в
процессе освоения
учебной дисциплины

Экспертное наблюдение
и оценка деятельности
обучающегося в
процессе освоения
учебной дисциплины

ОК 04 Эффективно
взаимодействовать и работать в
коллективе и команде

ОК 05 Осуществлять устную и
письменную коммуникацию на
государственном языке Российской
Федерации с учетом особенностей
социального и культурного
контекста

ОК 06 Проявлять гражданскопатриотическую позицию,
демонстрировать осознанное
поведение на основе
традиционных общечеловеческих
ценностей, в том числе с учетом
гармонизации межнациональных
и межрелигиозных отношений,
применять стандарты
антикоррупционного поведения
ОК 07. Содействовать сохранению
окружающей среды,
ресурсосбережению, применять
знания об изменении климата,
принципы бережливого
производства, эффективно
действовать в чрезвычайных
ситуациях
ОК 09. Пользоваться
профессиональной документацией
на государственном и
иностранном языках

ПК 4.2. Проводить

Демонстрирует развитие
коммуникативной
компетенции, включая
умение взаимодействовать с
окружающими, выполняя
разные социальные роли
Демонстрирует достаточный
объём словарного запаса и
усвоенных грамматических
средств для свободного
выражения мыслей и чувств в
процессе речевого общения;
способность к самооценке на
основе наблюдения за
собственной речью
Демонстрирует
целенаправленное развитие
внутренней позиции
личности на основе духовнонравственных ценностей
народов Российской
Федерации, исторических и
национально-культурных
традиций, формирование
системы значимых
ценностно-смысловых
установок
Демонстрирует
сформированность
экологической культуры,
понимание влияния
социально-экономических
процессов на состояние
природной и социальной
среды, осознание
глобального характера
экологических проблем
Демонстрирует умение
пользоваться
профессиональной
литературой,
сформированность
мировоззрения,
соответствующего
современному уровню
развития науки и
общественной практики,
основанного на диалоге
культур, способствующего
осознанию своего места в
поликультурном мире;
Демонстрирует умение

Экспертное наблюдение
и оценка деятельности
обучающегося в
процессе освоения
учебной дисциплины
Экспертное наблюдение
и оценка деятельности
обучающегося в
процессе освоения
учебной дисциплины

Экспертное наблюдение
и оценка деятельности
обучающегося в
процессе освоения
учебной дисциплины

Экспертное наблюдение
и оценка деятельности
обучающегося в
процессе освоения
учебной дисциплины

Экспертное наблюдение
и оценка деятельности
обучающегося в
процессе освоения
учебной дисциплины

Экспертное наблюдение

количественный и качественный
учет земель, принимать участие в
их инвентаризации и мониторинге
ПРб1 понимать роль и место
современной географической
науки в системе научных
дисциплин, ее участии в решении
важнейших проблем человечества:
приводить примеры проявления
глобальных проблем, в решении
которых принимает участие
современная географическая
наука, на региональном уровне, в
разных странах, в том числе в
России; определять роль
географических наук в
достижении целей устойчивого
развития

ПРб2 освоить и применить знания
о размещении основных
географических объектов и
территориальной организации
природы и общества (понятия и
концепции устойчивого развития,
зеленой энергетики, глобализации
и проблема народонаселения);
выбирать и использовать
источники географической
информации для определения
положения и взаиморасположения
объектов в пространстве;
описывать положение и
взаиморасположение
географических объектов в
пространстве

ПРб3 сформировать систему
комплексных социально
ориентированных географических
знаний о закономерностях развития
природы, размещения населения и
хозяйства: различать
географические процессы и
явления и распознавать их
проявления в повседневной жизни;
использовать знания об основных

анализировать состояние
климатических условий
региона за определенный
период времени
Демонстрирует понимание
роли и места современной
географической науки в
системе научных дисциплин,
ее участии в решении
важнейших проблем
человечества: приводить
примеры проявления
глобальных проблем, в
решении которых принимает
участие современная
географическая наука, на
региональном уровне, в
разных странах, в том числе в
России; определять роль
географических наук в
достижении целей
устойчивого развития
Демонстрирует применять
знания о размещении
основных географических
объектов и территориальной
организации природы и
общества (понятия и
концепции устойчивого
развития, зеленой
энергетики, глобализации и
проблема народонаселения);
выбирать и использовать
источники географической
информации для определения
положения и
взаиморасположения
объектов в пространстве;
описывать положение и
взаиморасположение
географических объектов в
пространстве
Демонстрирует
сформировать систему
комплексных социально
ориентированных
географических знаний о
закономерностях развития
природы, размещения
населения и хозяйства:
различать географические
процессы и явления и

и оценка деятельности
обучающегося в
процессе освоения
учебной дисциплины
Устный опрос
Тестирование,
Практические работы
Контрольные работы
Индивидуальные
учебные проекты
Фронтальный опрос
Дифференцированный
зачет

Устный опрос
Тестирование,
Практические работы
Контрольные работы
Индивидуальные
учебные проекты
Фронтальный опрос
Дифференцированный
зачет

Устный опрос
Тестирование,
Практические работы
Контрольные работы
Индивидуальные
учебные проекты
Фронтальный опрос
Дифференцированный
зачет

географических закономерностях
для определения и сравнения
свойств изученных географических
объектов, явлений и процессов;
проводить классификацию
географических объектов,
процессов и явлений;
устанавливать взаимосвязи между
социально-экономическими и
геоэкологическими процессами и
явлениями; между природными
условиями и размещением
населения, между природными
условиями и природно-ресурсным
капиталом и отраслевой структурой
хозяйства стран; формулировать
и/или обосновывать выводы на
основе использования
географических знаний

распознавать их проявления в
повседневной жизни;
использовать знания об
основных географических
закономерностях для
определения и сравнения
свойств изученных
географических объектов,
явлений и процессов;
проводить классификацию
географических объектов,
процессов и явлений;
устанавливать взаимосвязи
между социальноэкономическими и
геоэкологическими
процессами и явлениями;
между природными
условиями и размещением
населения, между
природными условиями и
природно-ресурсным
капиталом и отраслевой
структурой хозяйства стран;
формулировать и/или
обосновывать выводы на
основе использования
географических знаний
ПРб4 владеть географической
Демонстрирует владение
терминологией и системой базовых географической
географических понятий, умение
терминологией и системой
применять социальнобазовых географических
экономические понятия для
понятий, умение применять
решения учебных и (или) практико- социально-экономические
ориентированных задач
понятия для решения
учебных и (или) практикоориентированных задач
ПРб5 сформированность умений
Демонстрирует умение
проводить наблюдения за
проводить наблюдения за
отдельными географическими
отдельными
объектами, процессами и
географическими объектами,
явлениями, их изменениями в
процессами и явлениями, их
результате воздействия
изменениями в результате
природных и антропогенных
воздействия природных и
факторов: определять цели и
антропогенных факторов:
задачи проведения наблюдений;
определять цели и задачи
выбирать форму фиксации
проведения наблюдений;
результатов наблюдения;
выбирать форму фиксации
формулировать обобщения и
результатов наблюдения;
выводы по результатам
формулировать обобщения и
наблюдения
выводы по результатам
наблюдения;

Устный опрос
Тестирование,
Практические работы
Контрольные работы
Индивидуальные
учебные проекты
Фронтальный опрос
Дифференцированный
зачет
Устный опрос
Тестирование,
Практические работы
Контрольные работы
Индивидуальные
учебные проекты
Фронтальный опрос
Дифференцированный
зачет

ПРб6 сформировать умения
находить и использовать
различные источники
географической информации для
получения новых знаний о
природных и социальноэкономических процессах и
явлениях, выявления
закономерностей и тенденций их
развития, прогнозирования:
выбирать и использовать
источники географической
информации (картографические,
статистические, текстовые, видеои фотоизображения,
геоинформационные системы),
адекватные решаемым задачам;
сопоставлять и анализировать
географические карты различной
тематики и другие источники
географической информации для
выявления закономерностей
социально-экономических,
природных и экологических
процессов и явлений; определять
и сравнивать по географическим
картам разного содержания и
другим источникам
географической информации
качественные и количественные
показатели, характеризующие
географические объекты,
процессы и явления; определять и
находить в комплексе источников
недостоверную и противоречивую
географическую информацию для
решения учебных и (или)
практико-ориентированных задач;
самостоятельно находить,
отбирать и применять различные
методы познания для решения
практико-ориентированных задач

ПРб7 владеть умениями

Демонстрирует
сформировать умения
находить и использовать
различные источники
географической информации
для получения новых знаний
о природных и социальноэкономических процессах и
явлениях, выявления
закономерностей и тенденций
их развития,
прогнозирования: выбирать и
использовать источники
географической информации
(картографические,
статистические, текстовые,
видео- и фотоизображения,
геоинформационные
системы), адекватные
решаемым задачам;
сопоставлять и анализировать
географические карты
различной тематики и другие
источники географической
информации для выявления
закономерностей социальноэкономических, природных и
экологических процессов и
явлений; определять и
сравнивать по
географическим картам
разного содержания и другим
источникам географической
информации качественные и
количественные показатели,
характеризующие
географические объекты,
процессы и явления;
определять и находить в
комплексе источников
недостоверную и
противоречивую
географическую информацию
для решения учебных и (или)
практико-ориентированных
задач; самостоятельно
находить, отбирать и
применять различные методы
познания для решения
практико-ориентированных
задач
Демонстрирует владение

Устный опрос
Тестирование,
Практические работы
Контрольные работы
Индивидуальные
учебные проекты
Фронтальный опрос
Дифференцированный
зачет

Устный опрос

географического анализа и
интерпретации информации из
различных источников: находить,
отбирать, систематизировать
информацию, необходимую для
изучения географических объектов
и явлений, отдельных территорий
мира и России, их обеспеченности
природными и человеческими
ресурсами, хозяйственного
потенциала, экологических
проблем; представлять в различных
формах (графики, таблицы, схемы,
диаграммы, карты) географическую
информацию; формулировать
выводы и заключения на основе
анализа и интерпретации
информации из различных
источников географической
информации; критически оценивать
и интерпретировать информацию,
получаемую из различных
источников; использовать
различные источники
географической информации для
решения учебных и (или) практикоориентированных задач

ПРб8 сформировать умения
применять географические знания
для объяснения разнообразных
явлений и процессов: объяснять
изученные социальноэкономические и геоэкологические
процессы и явления; объяснять
географические особенности стран
с разным уровнем социальноэкономического развития, включая
особенности проявления в них
глобальных проблем человечества;
использовать географические
знания о мировом хозяйстве и
населении мира, об особенностях
взаимодействия природы и
общества для решения учебных и
(или) практико-ориентированных
задач

умениями географического
анализа и интерпретации
информации из различных
источников: находить,
отбирать, систематизировать
информацию, необходимую
для изучения географических
объектов и явлений,
отдельных территорий мира и
России, их обеспеченности
природными и
человеческими ресурсами,
хозяйственного потенциала,
экологических проблем;
представлять в различных
формах (графики, таблицы,
схемы, диаграммы, карты)
географическую
информацию; формулировать
выводы и заключения на
основе анализа и
интерпретации информации
из различных источников
географической информации;
критически оценивать и
интерпретировать
информацию, получаемую из
различных источников;
использовать различные
источники географической
информации для решения
учебных и (или) практикоориентированных задач
Демонстрирует умение
применять географические
знания для объяснения
разнообразных явлений и
процессов: объяснять
изученные социальноэкономические и
геоэкологические процессы и
явления; объяснять
географические особенности
стран с разным уровнем
социально-экономического
развития, включая
особенности проявления в
них глобальных проблем
человечества; использовать
географические знания о
мировом хозяйстве и
населении мира, об

Тестирование,
Практические работы
Контрольные работы
Индивидуальные
учебные проекты
Фронтальный опрос
Дифференцированный
зачет

Устный опрос
Тестирование,
Практические работы
Контрольные работы
Индивидуальные
учебные проекты
Фронтальный опрос
Дифференцированный
зачет

ПРб9 сформировать умения
применять географические знания
для оценки разнообразных
явлений и процессов: оценивать
географические факторы,
определяющие сущность и
динамику важнейших социальноэкономических и
геоэкологических процессов;
оценивать изученные социальноэкономические и
геоэкологические процессы и
явления

особенностях взаимодействия
природы и общества для
решения учебных и (или)
практико-ориентированных
задач
Демонстрирует умение
применять географические
знания для оценки
разнообразных явлений и
процессов: оценивать
географические факторы,
определяющие сущность и
динамику важнейших
социально-экономических и
геоэкологических процессов;
оценивать изученные
социально-экономические и
геоэкологические процессы и
явления

Устный опрос
Тестирование,
Практические работы
Контрольные работы
Индивидуальные
учебные проекты
Фронтальный опрос
Дифференцированный
зачет

2.Текущий контроль. Типовые задания для оценки освоения дисциплины
2.1.1. Задания для устного и письменного опроса
1. Какова история формирования и развития современной политической карты
мира? Причины сдвигов на политической карте мира?
2. Какие типологические черты стран могут быть использованы при их
классификации по уровню социально-экономического развития?
3. Классификация стран по площади, численности населения и геграфическому
положению
4. Классификация стран по форме правления и форме АТД.
5. Что называют природными ресурсами? Какие принципы являются основой
различных классификаций природных ресурсов?
6. В чем заключается рациональное использование возобновимых и
невозобновимых природных ресурсов?
7. Что такое ресурсообеспеченность и в чем она выражается?
8. Что изучает наука демография? Назовите стадии демографического перехода.
9. Воспроизводство населения: понятие и два типа.
10. Демографическая политика и ее особенности в разных странах
11. Половой состав населения Земли.
12. Размещение населения по планете.
13. На какие возрастные группы принято делить население? Почему в
большинстве стран и регионов мира в структуре населения пожилой возрастной
группы преобладают женщины?
14. Этнический состав населения. На какие группы делятся все страны мира по
особенностям своего национального состава.
15. Религиозный состав населения Земли.
16. В чем сущность научно-технической революции? Какие характерные черты
современной научно-технической революции вы можете выделить?

17. Составные части НТР.
18. Мировое хозяйство и его модели
19. Отрасль международной специализации и условия, необходимые для ее
возникновения
20. Международная экономическая интеграция и ее виды-региональная и
отраслевая
21. Топливная промышленность и электроэнергетика мира. Металлургия мира.
22. Химическая, лесная и легкая промышленность мира.
23. Сельское хозяйство мира.
25. Глобальные проблемы человечества: экологическая проблема и пути ее
решения
26. Глобальные проблемы человечества: продовольственная проблема пути ее
решения
27. Глобальные проблемы человечества: энергетическая и сырьевая проблема
пути ее решения.
28. Общая характеристика населения и хозяйства стран Зарубежной Европы.
29. Общая характеристика населения и хозяйства стран Зарубежной Азии.
28. Общая характеристика населения и хозяйства стран Африки.
29. Общая характеристика населения и хозяйства США.
30. Общая характеристика населения и хозяйства стран Латинской Америки.
31. Общая характеристика населения и хозяйства Австралии.
Критерии оценивания:
- Оценка «5» (отлично) ставится, если обучающийся показал полное знание и
понимание всего материала, смог составить полный и правильный ответ,
сформулировал точное определение и истолкование основных понятий,
аргументировано утверждал суждение.
- Оценка «4» (хорошо) ставится, если обучающийся показал знания всего
изученного программного материала. Дал полный и правильный ответ на основе
изученных теорий; допустил незначительные ошибки и недочеты при
воспроизведении изученного материала.
- Оценка «3» (удовлетворительно) ставится, если обучающийся усвоил основное
содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не
препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; материал
излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно.
- Оценка «2» (неудовлетворительно) ставится, если обучающийся не усвоил и не
раскрыл основное содержание материала; не делает выводов и обобщений. Не
знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в
пределах поставленных вопросов или имеет слабо сформированные и неполные
знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов.
2.1.2. Тестовые задания
Тест 1. Общая характеристика мира
Вариант – 1

1. Чем характеризуется
республиканская форма правления?

2. Какая форма правления
предусматривает передачу власти по
наследству?
3. Установите соответствие между
странами – гигантами по численности
населения и их столицами:
4. Эмиграция населения – это:

5. Что общего у следующих стран:
Франция, США, Япония, Канада,
Австралия?
6. Демографический взрыв – это:

7. Первая ведущая отрасль
материального производства – это
8. Указать «первую пятерку» стран,
добывающих нефть и количество
добываемого сырья.
9. Указать «первую пятерку» стран,
выращивающих рис и количество его
производства.
10. Главный вид сухопутного
транспорта и страны с большей

а) главой государства считается
император, высшая власть передается
по наследству;
б) высшая законодательная власть
принадлежит выборному органу,
парламенту, а исполнительная –
правительству;
в) в стране существует единая
законодательная и исполнительная
власть.
а) республика; б) монархия;
в) федерация; г) унитарная республика.
1) Китай; 2) США; 3) Индия;
4) Индонезия; 5) Япония.
А. Джакарта; Б. Вашингтон;
В.Пекин; Г.Токио; Д. Дели.
а) выезд граждан из своей страны в
другую на постоянное жительство;
б) перемещение людей, связанное с
переменой места жительства в пределах
одной страны;
в) въезд граждан в другую страну на
постоянное жительство.
а) первый тип воспроизводства
населения;
б) высокий естественный прирост
населения;
а) разность между рождаемостью и
смертностью;
б) резкое увеличение численности
населения на земном шаре;
в) трудовая миграция населения.
а) транспорт;
б) промышленность;
в) сельское хозяйство.
а) Венесуэла; б) Саудовская Аравия;
в) Россия; г) США; д) Мексика.
А 440; Б 355; В170; Г165; д) 350.
а) Япония; б) Индия; в) Китай; г)
Вьетнам; д) Индонезия.
А10; Б190; В 32; Г 130; Д 50.
а) автомобильный; б)
железнодорожный;

протяженностью дорог.

в) трубопроводный.
А – США, Россия, Канада, Индия,
Китай;
Б – США, Индия, Бразилия, Китай,
Япония;
В – Россия, Канада, США, Алжир.

Тест 1. Общая характеристика мира
1. Чем характеризуется монархия?

2. Чем характеризуется государственный
строй любой страны?

3. Установите соответствие между
странами и их столицами:
4. Иммиграция – это:

5. Экономически активное население –
это:

6. Назовите мировые религии:
7. Вторая ведущая отрасль

Вариант – 2.
а) в стране существует единая
законодательная и исполнительная
власть;
б) главой государства считается
король, император; верховная власть
передается по наследству;
в) экономически развитая страна.
а) формой правления;
б) особенностями географического
положения;
в) формой административнотерриториального устройства.
а) Италия; б) Египед; в) Канада; г)
Мексика; д) Финляндия.
А. Мехико; Б.Рим; В. Хельсинки;
Г.Оттава; Д.Каир.
а) перемещение людей, связанное с
переменой места жительства в
пределах одной страны;
б) выезд граждан в другую страну на
жительство;
в) выезд граждан из своей страны в
другую.
а) исторически сложившаяся
общность людей;
б) часть трудоспособного населения,
которая участвует в сфере
материального производства и
непроизводительной сфере;
в) трудовая миграция населения.
а) христианство, буддизм,
мусульманство;
б) индуизм, конфуцианство, иудаизм.
а) транспорт;

материального производства – это

б) промышленность;
в) сельское хозяйство.
а) Канада; б) США; в) Алжир;
8. Указать «первую пятерку» стран,
г) Россия; д) Великобритания.
добывающих природный газ и
А 110; Б 585; В 170; Г540; Д85.
количество добываемого сырья.
9. Указать «первую пятерку» стран,
а) Россия; б) Китай; в) США;
выращивающих главный хлеб – пшеницу г) ФРГ; д) Индия.
и количество ее производства.
А70; Б100; В 35; Г60; Д20.
10. Назвать главные державы морского
а) Япония; б) Китай; в) ФРГ; г) США.
транспорта и крупнейшие порты мира.
А – Шанхай, Сянган, Гаосюн;
Б – Гамбург,
В – Токио, Тиба, Кавасаки;
Тест 2. Региональная характеристика мира
1. Какие европейские государства
относятся к крупным:
2. Установите соответствие между
странами и их столицами:
3. В каких странах Европы ведущая
отрасль промышленности – легкая.
4. Назовите самые большие государства
Азии по занимаемой территории:
5. Какие страны имеют крупные запасы
нефти?
6. Какие отрасли сельского хозяйства
характерны для экономики Японии?
7. Установите соответствие между
африканскими странами и добычей
полезных ископаемых:
8. Соотнести основные промышленные
центры и развитые в них отрасли
промышленности.

Вариант – 1
а) Франция; б) Польша;
в) Италия; г) Испания
а) Швейцария; б) Ирландия;
в) Португалия; г) Бельгия; д) Дания.
А. Лиссабон; Б. Берн; В. Копенгаген;
Г. Дублин; Д.Брюссель.
а) Норвегия;
б) Великобритания;
в) Италия;
г) Швеция.
а) Китай, Индия, Саудовская Аравия;
б) Сингапур, Бруней, Катар;
в) Оман, ОАЭ, Кувейт.
а) Япония, КНДР, Турция;
б) Иран, Ирак, Бахрейн;
в) Саудовская Аравия, Бруней, ОАЭ.
а ) животноводство, птицеводство;
б) рис, фрукты, овощи;
в) рыболовство, жемчужный
промысел.
а) Ливия; б) ЮАР; в) Конго и Замбия.
А. Алмазы; Б. Нефть; В. Медь.
а) Филадельфия; б) Чикаго;
в) Атланта; г) Детройт.
А. Электротехническая,
машиностроение, химическая,
текстильная, пищевая;

9. Назвать отрасли промышленности
Канады по их значимости.

10. Соотнести столицы и названия
государств.

а) горно-добывающая (уран, асбест,
сера, природный газ);
б) деревообрабатывающая и
целлюлозно-бумажная;
в) сельское хозяйство пищевая
промышленность;
г) цветная металлургия.
а) Венесуэла; б) Перу;
в) Аргентина; г) Парагвай.
А. Лима; Б. Буэнос-Айрес;
В. Каракас; Г. Асуньсон.

Тест 2 Региональная характеристика мира
1. Какие европейские государства
относятся к средним:
2. Установите соответствие между
странами и их столицами:
3. В каких странах Европы ведущая
отрасль промышленности –
машиностроение.
4. Какие страны Азии относятся к
приморским:
5. Какие страны Азии имеют наиболее
благоприятные условия для развития
черной металлургии?
6. Какие отрасли сельского хозяйства
характерны для экономики Китая?
7. Африканские страны, где
государственный строй – монархии:
8. Указать крупные транспортные узлы
США:
9. Соотнести макрорегионы США и
главные сельскохозяйственные
культуры:
10. Соотнести столицы и названия

Вариант – 2
а) Австрия; б) Финляндия;
в) Франция; г) Англия
а) ФРГ; б) Австрия; в) Греция;
г) Норвегия; д) Чехия.
А. Вена; Б. Осло; В. Берлин;
Г. Афины; Д. Прага
а) Франция; б) Греция;
в) ФРГ; г) Болгария.
а) Монголия, Афганистан, Непал;
б) Китай, Вьетнам, Япония;
в) Армения, Узбекистан, Казахстан.
а) Китай, КНДР, Индия;
б) Япония, Пакистан, Бангладеш;
в) Катар, Бруней, Ирак.
а) рис, чай, гаолян;
б) картофель, капуста;
в) пшеница, кукуруза
а) Судан, Алжир, Чад;
б) Мозамбик, Сенегал, Мали.
в) Лесотта, Марокко, Свазиленд
а) Анкоридж, Дулут, Каспер.
б) Чикого, Атланта, Хьюстон;
в) Сиэтл, Валдиз, Кливленд;
а) цитрусовые, табак, арахис;
б) кукуруза, овес, соя;
в) фрукты, овощи, виноград;
А.Запад; Б. Юг; В. Средний Запад.
а) Чили; б) Уругвай;

государств.

в) Эквадор; г) Колумбия.
А. Монтевидио; Б. Саете - Ф - Богота;
В. Сантьяго; Г Кито.

Критерии оценивания:
Результативность
(правильных ответов)
Выполнено 9-10 заданий
Выполнено 7-8 заданий
Выполнено 6 заданий
Выполнено менее 6 заданий

Качественная оценка индивидуальных
образовательных достижений
отметка
вербальный аналог
5
отлично
4
хорошо
3
удовлетворительно
2
неудовлетворительно

Тема: География населения мира
1. Численность населения мира составляет:
а. 10 млрд чел.
б. 3,5 млрд чел.
в. свыше 6 млрд чел.
г.около 7 млрд чел.
2. Выделите страны с наименьшими показателями естественного прироста
населения (2 варианта ответа):
а. Саудовская Аравия
б. Украина
в. Оман
г. Латвия
3. Выделите регион, для которого характерны наивысшие показатели
смертности населения:
а. Европа
б. Северная Америка
в. Австралия и Океания
г. Африка
д. Латинская Америка
е. Азия
4. Выделите страны, население которых составляет более 100 млн человек:
а. Нигерия
б. Россия
в. Мексика
г. Бразилия
д. Китай
е. Индия

ж. Индонезия
5. Выделите верное утверждение:
1. Занятость женщин в общественном производстве не оказывает влияния на
общий уровень рождаемости
2. Первая фаза демографического перехода характеризуется высокой
рождаемостью при резком сокращении смертности
3. Вторая фаза демографического перехода характеризуется очень высоким
естественным приростом вследствие перехода от малодетной семьи к
многодетной
6. Выделите страны с наибольшими показателями средней плотности
населения (2 варианта ответа):
а. Австралия
б. Южная Корея
в. Канада
г. Норвегия
д. Аргентина
е. Нидерланды
7. Выделите страну, столица которой является крупнейшим городом мира:
а. Китай
б. США
в. Великобритания
г. Япония
д. Индия
е. Бразилия
8. Выделите самую многонациональную страну в мире:
а. Япония
б. Ирландия
в. Норвегия
г. Индия
д. Алжир
е. Финляндия
9. Выделите два крупнейших по численности народа мира (2 варианта
ответа):
а. Русские
б. Японцы
в. Итальянцы
г. Поляки
д. Китайцы
е. Хиндустанцы

10. Выделите страны, где верующая часть
преимущественно католицизм (2 варианта ответа):
а.
Испания
б.
Румыния
в.
Болгария
г.
Мексика
д.
Египет

населения

исповедует

11. Выделите столицы стран, где верующая част населения исповедует
преимущественно протестантизм (3 варианта ответа):
а. Осло
б. Талин
в. София
г. Лондон
д. Париж
е. Варшава
12. Выделите столицы стран, где верующая часть населения исповедует
преимущественно православие:
а. Минск
б. Киев
в. Белград
г. Москва
д. Кишинев
е. Все вышеперечисленные варианты
13. Выделите исламские страны Азии (3 варианта ответа):
а. Египет
б. Албания
в. Саудовская Аравия
г. Туркмения
д. Таиланд
е. Бангладеш
14.Определите понятие РАЗМЕЩЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ:
а. Процесс повышения роли городов в жизни общества, широкое
распространение городского образа жизни и городской культуры.
б. Процесс распределения и перераспределения населения по определенной
территории, в результате которого появляется сеть поселений.
в. Результат пространственного распределения населения, его «рисунок» на
территории Земли на определенный период времени.
г. Перемещение людей через границы тех или иных территорий с переменой
места жительства навсегда или на более или менее продолжительное время.
Тема География мировых природных ресурсов

1. Выделите верные утверждения (2 варианта ответа):
а. Отвалы в местах добычи полезных ископаемых являются примерами
антропогенного воздействия на природу;
б. На территории крупных городов только жилые кварталы являются
антропогенными ландшафтами, а парковые зоны и скверы – природными, не
подвергшимися влиянию человека;
в. Наиболее загрязненными реками Азии являются Дунай, Рейн, Сена, Волга и
Днепр;
г. Бедленды – это территории, на которых вследствие интенсивной
человеческой деятельности уничтожены естественные почвенные покровы и
сложившиеся биоценозы.
2.Выделите неверные утверждения (2 варианта ответа):
а. Подсечные ландшафты связаны с вырубкой лесов;
б. Пастбищные ландшафты сформировались в результате распашки
территории;
в. Селитебные комплексы – это ландшафты населенных пунктов;
г. Техногенные ландшафты образовались в результате неумеренного выпаса
скота.
3. Выделите верное утверждение. Кислотные дожди являются результатом
загрязнения:
а. Биологического
б. Вибрационного
в. Химического
г. Теплового
4.Выделите верные утверждения, характеризующие проблемы загрязнения
литосферы:
а. Накопление углекислого газа приводит к увеличению «парникового
эффекта»;
б. Загрязнение почвенного покрова происходит в результате накопления
избыточных минеральных удобрений, ядохимикатов и органических соединений;
в. Сброс тепловых вод приводит к уменьшению концентрации кислорода и
нарушению природного режима водоемов;
г. Мусорные свалки, занимающие обширные территории около городов,
являются острейшей проблемой современности;
д. Верны все вышеперечисленные утверждения.
5.Выделите неисчерпаемые виды природных ресурсов (2 варианта ответа):
а. Дикорастущие растения;
б. Приливная энергия;
в. Каменный уголь;
г. Пахотные земли.

6. Выделите исчерпаемые и неисчерпаемые виды природных ресурсов (2
варианта ответа):
4.1. Природный газ;
4.2. Железные руды;
4.3. Гидроэнергетические ресурсы;
4.4. Почвы
7. Выделите неметаллические полезные ископаемые:
5.1. Марганцевые руды;
5.2. Полиметаллические руды;
5.3. Нефелины;
5.4. Гранит.
8. Выделите топливные минеральные ресурсы:
а. Мрамор;
б. Торф;
в. Нефть;
г. Глауберова соль.
9. Выделите страну, обладающую наибольшим запасом нефти:
а. Катар
б. США
в. Саудовская Аравия
г. Россия
10. Выделите страну, обладающую наибольшими запасами природного газа:
а. ОАЭ
б. Индонезия
в. Россия
г. Икар
11. Выделите регион, обладающий, наибольшими по совокупности запасами
ископаемого угля и железных руд:
а. Северная Америка
б. Европа (без СНГ)
в. Азия
г. Африка
д. Латинская Америка
е. Австралия и Океания
12. Выделите группу стран, обладающих одновременно крупными запасами
медных и полиметаллических руд:
а. Чехия, Германия, Нидерланды
б. Казахстан, Австралия, Канада
в. Сирия, Пакистан, Таиланд

г.

Парагвай, Мексика, Чили

13. Выделите три страны Северного лесного пояса, обладающие большими
запасами древесины (2 варианта ответа):
а. Испания
б. США
в. Мексика
г. Россия
14. Выделите страну, обладающую наименьшим показателем обеспеченности
пашней на душу населения, но при этом имеющую высокоразвитое лесное
хозяйство:
а. Япония
б. Канада
в. Австралия
г. Россия
15. Выделите регион, на долю которого в мире приходится наибольшая
площадь пастбищ и лугов:
а. Зарубежная Европа
б. Зарубежная Азия
в. Северная Америка
г. Африка
д. Южная Америка
е. Австралия и Океания
16. Выделите страну, обладающую наибольшими запасами полного речного
стока:
а. Бангладеш
б. Бразилия
в. Египет
г. Индия
17. Какие из перечисленных видов ресурсов характеризуются такими
показателями, как территория, качество почв, климат, рельеф,
растительность и т.д.
а. Почвенные (земельные) ресурсы
б. Лесные ресурсы
в. Водные ресурсы
г. Гидроэнергетические ресурсы
18. Какие из перечисленных ресурсов представляют собой энергию
движущейся воды?
а. Почвенные (земельные) ресурсы
б. Лесные ресурсы

в.
г.

Водные ресурсы
Гидроэнергетические ресурсы

19. Какие из ресурсов включают в себя
продовольственные ресурсы (грибы, плоды, ягоды)?
а.
Почвенные (земельные) ресурсы
б.
Лесные ресурсы
в.
Водные ресурсы
г.
Гидроэнергетические ресурсы

запасы

древесины,

20. Что относится к неисчерпаемым ресурсам?
а. Растения
б. Животные
в. Энергия солнца, воды
г. Почва
Тема: География мирового хозяйства
1. Выделите верное утверждение:
а. Стадия «молодости» мировой экономики характеризуется небольшим
временным периодом, связанным с охотой, рыболовством, сбором дикорастущих
плодов всеми членами родовой общины
б. Период становления и развития промышленного производства, начавшийся с
английской промышленной революции, характеризуется существенным
ухудшением экологической обстановки
в. Система мирового хозяйства развивалась независимо от общественносоциальных исторических процессов становления человеческой цивилизации
2. Выделите верное утверждение:
а. «индустриальный» этап развития мирового хозяйства начался во второй
половине XVI в. в Нидерландах и продолжается до сих пор
б. Символами промышленной революции является ЭВМ и АЭС
в. Наиболее характерной чертой современной НТР стало превращение науки в
ведущую производительную силу общества
г. Во время промышленной революции на смену ремесленной мастерской
пришла мануфактура
3. Выделите неверное утверждение (2 варианта ответа):
а. Современная мировая экономика является постиндустриальной, т.е. в ней
ведущую роль играет сфера услуг
б. Постиндустриальное хозяйство характеризуется насыщением рынка не
только всевозможными товарами, но и разнообразными услугами
в. В истории развития мировой экономики этап аграрного хозяйства стал
естественным продолжением развития экономических отношений, сложившихся
в период индустриализации

4. Выделите характерные черты современного этапа НТР (3 варианта
ответа):
а. Компьютеризация всех сфер жизни общества
б. Механизация, связанная с внедрением различных механизмов и машин с
паровым или электрическим приводом
в. Наука превращаются в ведущую производительную силу общества
г. Полный отказ от использования сырья в целях сохранения природной среды
д. Совершенствование технологии использования ресурсов земных недр и
Мирового океана
5. Выделите отрасли хозяйственной деятельности, которые относятся к
производственной сфере (4 варианта ответа):
а. Строительство
б. Управленческая деятельность
в. Сельское хозяйство
г. Здравоохранение
д. Рыболовство
е. Торговля
ж. Промышленность
6. Выделите отрасли непроизводственной сферы (3 варианта ответа):
а. Добывающая промышленность
б. Лесное хозяйство
в. Обрабатывающая промышленность
г. Бытовое обслуживание
д. Культура
е. Финансово-кредитная сфера
7. Выделите группу стран, относящихся к Центру мировой экономики:
6.1. Франция, Германия, Япония, США
6.2. Бразилия, Мексика, Китай, Россия
6.3. Чад, Бутан, Зимбабве, Афганистан
8. Выделите страны, относящиеся к Периферии мировой экономики (3
варианта ответа):
а. США
б. Италия
в. Таджикистан
г. Бурунди
д. Эфиопия
е. Бразилия
9. Выделите верные утверждения:
а. Для отраслевой структуры промышленного производства развитых стран
мира характерно преобладание отраслей обрабатывающей промышленности

б. Для отраслевой структуры хозяйства беднейших развивающихся стран
характерно преобладание отраслей обрабатывающей промышленности
в. Страны с переходной экономикой получили такое название вследствие
замедления темпов роста добывающей промышленности и ускоренного развития
отраслей обрабатывающей промышленности
10. Выделите верные утверждения:
а. Для современной территориальной структуры мирового хозяйства
характерно выделение трех мировых экономических центров: США, Европа и
Япония
б. На долю многочисленной группы развивающихся стран приходится
мирового валового продукта, вычисленного по официальному курсу
национальных валют
в. Среди регионов мира по абсолютным объемам производства валового
регионального продукта выделяются Латинская Америка и Африка
11. Выделите страну, которая занимает лидирующие позиции в мире по
производству ВВП, причем вычисленного как по официальному курсу
национальной валюты, так и по паритету покупательной способности
национальной валюты:
а. Китай
б. Япония
в. США
г. Россия
д. Германия
е. Франция
12. Что значит термин ГЛОБАЛИЗАЦИЯ мировой экономики?
а. Объединение усилий всех стран мира для производства различных видов
товаров и услуг.
б. Процесс постепенного взаимопроникновения и срастания хозяйств
подавляющего большинства стран мира в единое мировое хозяйство.
в.
Образование
соседними
странами
экономической
группировки
определенного уровня: зоны свободной торговли, таможенного союза, общего
рынка или экономического союза.
13. Определите значение термина РЕГИОНАЛЬНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ:
а. Объединение усилий всех стран мира для производства различных видов
товаров и услуг.
б. Процесс постепенного взаимопроникновения и срастания хозяйств
подавляющего большинства стран мира в единое мировое хозяйство.
в.
Образование
соседними
странами
экономической
группировки
определенного уровня: зоны свободной торговли, таможенного союза, общего
рынка или экономического союза.

14. Установите соответствие:
Этапы развития мировой экономики
1. Присваивающее хозяйство
А) начало – 70-80-е гг. XVIII и завершение
примерно через 200 лет
2. Аграрное хозяйство
Б) палеолит (2 млн лет назад – до 10 тыс. лет
до н.э.), мезолит (10-5 тыс. лет до н.э.)
3. Индустриальное хозяйство
В) неолит (3-5 тыс. лет до н.э.) до раннего
нового времени (XVI – середина XVII вв.)
4. Индустриальное хозяйство
Г) 70-е гг. XX в. в США – до настоящего
времени
Тема: Регионы и страны мира
1. Выделите природные ресурсы, наиболее характерные для стран Северной
Европы:
а. Бокситы и уголь
б. Лесные ресурсы и железная руда
в. Оловянные руды и гидроэнергетические ресурсы
г. Водные и агроклиматические
2. Выделите отрасли сельского хозяйства, наиболее характерные для стран

Средиземноморья:
а. Молочное скотоводство, виноградарство, зерновое хозяйство
б. Овощеводство, плодоводство и виноградарство
в. Свиноводство, овцеводство, производство кормовых культур
3. Выделите крупнейшие морские порты Европы:

а.
б.
в.
г.
д.
е.

Роттердам
Генуя
Бухарест
Мадрид
Лиссабон
Хельсинки

4. Определите страну по ее описанию.

Это центрально-европейская страна с федеративным устройством, не имеет
выхода к морю, специализируется на производстве фармацевтических препаратов
и оказании финансовых услуг:
а. Австрия
б. Швейцария
в. Франция
г. Венгрия
д. Словения
е. Чехия

5. Выделите столицу страны Юго-Восточной Азии, которая омывается

водами мирового океана:
а. Вьентьян
б. Катманду
в. Бангкок
г. Стамбул
6. Выдели

страну Юго-Восточной Азии,
Организации стран экспертов нефти (ОПЕК):
а. Израиль
б. Ливия
в. Кувейт
г. Индонезия

которая

является

членом

7. Выделите отрасли сельскохозяйственной специализации стран Юго-

Восточной Азии:
а.Пастбищное овцеводство и верблюдоводство
б.Рисоводство
в.Тропическое плодоводство, табаководство и виноградство
г.Рыболовство
8. Выделите вид транспорта, имеющий наибольшее значение в Юго-Западной

Азии:
а. Речной
б. Железнодорожный
в. Трубопроводный
г. Авиационный
9. Выделите вид транспорта, играющий ведущую роль во внешнеторговых

связях стран Азии:
а. Морской
б. Автомобильный
в. Железнодорожный
г. Авиационный
10. Выделите полезные ископаемые, которыми наиболее богата Северная

Африка:
а. Золото
б. Железная руда
в. Нефть
г. Хромиты
11. Выделите верные утверждения:

а.
б.

Промышленность Северной Африки тяготеет к прибрежным районам
Основные сельскохозяйственные культуры Северной Африки – зерновые,

оливки, хлопчатник
в. Натуральное и малотоварное сельское хозяйство – главная отрасль
Тропической Африки
г. ЮАР богата платиной, золотом, углем и нефтью
Выделите вид топлива, занимающий ведущее место в структуре
топливно-энергетического баланса США:
а. Нефть
б. Природный газ
в. Уголь
г. Торф
12.

13. Выделите верное утверждение:

а.
б.
в.
г.

Детройт – «стальная столица» США
Хьюстон – «химическая столица» США
Питтсбург – «автомобильная столица» США
Нью-Йорк – «экономическая столица» США

14. Выделите НЕверные утверждения:

а. Доля людей пенсионного возраста в Латинской Америке значительно
превышает долю детей, это соотношение создает значительный дефицит рабочей
силы в регионе
б. Доля «белого» населения во всех странах Латинской Америки значительно
уступает доле представителей других стран
в. Подавляющая часть населения Латинской Америки говорит на испанском и
португальском языках.
15. Выделите группу стран, являющихся региональными экономическими

лидерами в Латинской Америке:
а. Куба, Уругвай, Венесуэла
б. Парагвай, Эквадор, Перу
в. Мексика, Бразилия, Аргентина
г. Чили, Панама, Колумбия
16. Выделите город Северной Америки, численность населения которого

превышает 1 млн чел.:
а. Вашингтон
б. Бостон
в. Лос-Анджелес
г. Сан-Франциско
17. Выделите страну Центральной Америки:

а.
б.
в.

Бразилия
Парагвай
Никарагуа

г.

Коста-Рика

Тема: Россия в современном мире
1. Какая из перечисленных стран имеет сухопутную границу с Россией?
а. Турция
б. Молдавия
в. Латвия
г. Армения
2. Какой из изображенных на карте России регионов имеет наибольшую

среднюю плотность населения?

а.
б.
в.
г.

А
В
С
D

3. Россия занимает первое место в мире по:

а.
б.
в.
г.

Производству стали
Добыче угля
Добыче природного газа
Выращиванию пшеницы

4. Установите соответствие между рекой и ее расположением на карте, где

она обозначена цифрой.

1) Ангара
2) Волга
3) Дон

а) 1
б) 2
в) 3
г) 4

5. Какая из перечисленных стран имеет сухопутную границу с Россией?

а.
б.
в.
г.

Япония
Швеция
Румыния
Польша

6. Какой из перечисленных городов России является наиболее крупным по

числу жителей?
а. Краснодар
б. Екатеринбург
в. Ставрополь
г. Владивосток
7. В каком из перечисленных регионов России по севы пшеницы занимают

наибольшую площадь?
а. Архангельская область
б. Белгородская область
в. Новгородская область
г. Псковская область
8. Россия занимает первое место в мире по разведанным запасам:

8.1.
8.2.
8.3.
8.4.

Природного газа
Каменного угля
Железной руды
Нефти

9. Какой из перечисленных городов Уральского экономического района

является наиболее крупным по численности населения?
а. Ижевск
б. Оренбург
в. Магнитогорск
г. Уфа
10. Какая из перечисленных стран имеет сухопутную границу с Россией?

а.
б.
в.
г.

Германия
Польша
Молдавия
Болгария

11. Россия занимает первое место в мире по:

а.
б.
в.
г.

Производству мяса
Площади пашни
Площади лесов
Выращиванию сахарной свеклы

12. Какая из перечисленных стран имеет сухопутную границу с Россией?

а.
б.
в.
г.

Афганистан
Пакистан
Монголия
Узбекистан

13. По численности населения Россия превосходит:

а.
б.
в.
г.

США, но уступает Китаю
Японию, но уступает Индии
Францию, но уступает Японии
Индонезию, но уступает Мексике

14. Какие из перечисленных государств имеют сухопутную границу с

Россией?
а. Эстония и Грузия
б. Швеция и Армения
в. Болгария и Молдавия
г. Турция и Иран
15. Станица является наиболее характерным типом сельского населенного

пункта в:
а. Красноярском крае
б. Ставропольском крае
в. Тульской области
г. Тюменской области

16. Какой из морских портов Севера и Северо-Запада России относится к

числу незамерзающих?
а. Архангельск
б. Находка
в. Санкт-Петербург
г. Мурманск
17. По сравнению со среднемировыми показателями в России выше:

а.
б.
в.
г.

Рождаемость
Естественный прирост
Смертность
Средняя плотность населения

18. По сравнению со среднемировыми показателями в России ниже:

а.
б.
в.
г.

ВВП на душу населения
Доля детей в общей численности населения
Смертность
Доля пожилых людей в общей численности населения

19. Какой из перечисленных городов России является наиболее крупным по

численности жителей?
а. Ижевск
б. Самара
в. Тверь
г. Владивосток
20. На границе с каким из перечисленных государств расположена крайняя

точка России?
а. Китай
б. Турция
в. Азербайджан
г. Армения
Тема: Географические аспекты современных глобальных проблем
человечества
1. Под ядерным сдерживанием принято понимать:
а. Использование ядерного оружия для решения возникающих проблем
б. Разновидность внешней политики государств, направленной на активное
сдерживание агрессора от попыток развязывания войн
в. Разновидность внешней политики государств, направленной на применение
ядерного оружия
2.Выделите крупнейших экспортеров оружия в конце XX века (3 варианта
ответа):
а. США

б.
в.
г.
д.
е.

Япония
Россия
ЮАР
Великобритания
Канада

3.Выберите недостающее слово.
Наибольший спектр загрязняющих
промышленности:
а. Легкой
б. Химической
в. Угольной

веществ

поставляют

предприятия

4. Выделите верные утверждения (2 варианта ответа):
а. Первая фаза демографического перехода характеризуется высокой
рождаемостью при резком сокращении смертности
б. Негативное воздействие на человека оказывают техногенные геофизические
поля, к которым относят электромагнитное, акустическое, вибрационное и
электрическое воздействие
в. Причинами опустынивания являются сведение лесов, неумеренный выпас скота
и неправильная обработка почв
5. Естественное продовольствие население получает в результате:
а. Переработки на предприятиях
б. Собирательства, охоты и рыболовства
в. Выращивание сельскохозяйственных растений и животных
6. Примерная норма питания для одного человека составляет, ккал/сут:
а. 3500
б. 1500
в. 2500
7. В чем заключается главная продовольственная проблема развивающихся
стран?
а. В более быстром развитии промышленности, чем сельского хозяйства
б. В нехватке продовольствия, причины которой кроются в быстром росте его
потребления
в. В нехватке продовольствия, причины которой кроются в быстром росте
численности населения, урбанизации и специализации на производстве
экспортных культур
8. Основная тенденция в демографической проблеме конца XX в. сводится к:
а. Повышению рождаемости и смертности
б. Понижению рождаемости и смертности
в. Понижению рождаемости и повышению смертности

9. Установите соответствие:
1. Проблема разоружения и А) Проблема нехватки естественного и
сохранения мира
продовольственного продукта
2. Экологическая проблема
Б) Проблема обеспечения человека энергией и
сырьем
3. Продовольственная проблема В) Проблемы обеспечения продовольствием,
образования, занятости и качества жизни
населения, дефицита природных ресурсов,
экологии и нестабильности в мире
4. Демографическая проблема
Г) Проблема, которая является результатом
взаимодействия человека и его хозяйственной
деятельности с окружающей природой
5. Энергетическая и сырьевая Д) Проблема образования череды различных
проблема
войн
10.Вставьте недостающее слово:
Проблемы, охватывающие всю Землю, все человечество, все государства и
требующие своего решения общими усилиями мирового сообщества называют
.
Критерии оценивания:
Результативность
(правильных ответов)
Выполнено 9-10 заданий
Выполнено 7-8 заданий
Выполнено 6 заданий
Выполнено менее 6 заданий

Качественная оценка индивидуальных
образовательных достижений
отметка
вербальный аналог
5
отлично
4
хорошо
3
удовлетворительно
2
неудовлетворительно

3. Промежуточная аттестация (дифференцированный зачет)
Вариант 1
Часть А
1.Чем характеризуется монархия?

2.Установите соответствие между
странами и их столицами:
3.Экономически активное

А) в стране существует единая законодательная
и исполнительная власть;
Б) главой государства является король,
император;
В) страна экономически развита.
А) Италия б) Египет в)Канада г) Мексика
д) Финляндия.
А) Мехико б) Рим в) Оттава г) Хельсинки
д) Каир
А) исторически сложившаяся общность людей;

население –это:

4.Указать первую пятерку стран
по добыче нефти:
5.Указать первую пятерку стран
по выращиванию риса:
6..Главный вид сухопутного
транспорта и страны с большей
протяженностью дорог:

7.Самые большие страны Азии по
территории:
8..Соотнесите макрорегионы
США и главные
сельскохозяйственные культуры:
9.В каких странах Европы
ведущая отрасль
промышленности –
машиностроение?
10. Страны Азии с крупнейшими
запасами нефти:

Б) часть трудоспособного населения страны,
которая участвует в сфере материального
производства и непроизводственной сфере;
В) трудовая миграция населения.
А) Россия, С. Аравия, США, Китай, Иран
Б) Ирак, О А Э, Венесуэла, Канада, Мексика.
А) Китай, Индия, Индонезия, Бангладеш,
Вьетнам.
Б) Таиланд, Филиппины, Япония, Пакистан,
А) Автомобильный
Б) Железнодорожный
В) Трубопроводный
А – США, Россия, Канада, Индия, Китай
Б) США, Индия, Бразилия, Китай, Япония
В) Россия, Канада, США, Алжир.
А)Китай, Индия, С. Аравия;
Б) Ирак, Иран, Бахрейн;
В) Оман, О А Э, Кувейт.
А) цитрусовые, табак, арахис
Б) кукуруза, овес, соя
В) виноград, фрукты, овощи
А) Запад Б) Юг В) Средний Запад
А) Франция
Б) Греция
В) Германия
Г) Болгария.
А) Япония, КНДР, Турция.
Б) Бруней, ОАЭ, Кувейт.
В) Саудовская Аравия, Иран, Ирак.

Часть В

11. На метеостанциях 1, 2 и 3 одновременно проводят измерения содержания
водяного пара в 1 м3 воздуха и определяют относительную влажность воздуха.
Полученные значения показаны в таблице. Расположите эти метеостанции в
порядке повышения температуры воздуха на них в момент измерения содержания
водяного пара (от наиболее низкой к наиболее высокой).
Метеостанция

Содержание водяногопара в 1
м3 воздуха, г

Относительная влажность
воздуха, %

1

10,6

65

2

11,7

60

3

12,0

55

12. Затраты на отопление жилых и производственных помещений в холодное время
года в значительной степени зависят от средних зимних температур. Запишите

названия перечисленных городов России в порядке повышения в них средней
температуры января, начиная с города с самой низкой температурой.
1) Абакан
2) Ижевск
3) Псков
Запишите получившуюся последовательность цифр.
13. Какие из утверждений о Канаде верны? Запишите цифры, под которыми они
указаны.
1) Канада относится к числу мононациональных стран.
2) Канада имеет постиндустриальную структуру хозяйства.
3) Главные экономические районы Канады находятся на северо-западе страны.
4) В Канаде показатель рождаемости населения превышает показатель
смертности.
5) В Канаде основная часть электроэнергии производится на ТЭС.
14. В «Стратегии пространственного развития Российской Федерации»
приоритетными являются опережающее развитие и социальное обустройство
регионов с низкой плотностью населения.
Какие три из перечисленных регионов России имеют наименьшую среднюю
плотность населения? Запишите в таблицу цифры, под которыми указаны эти
регионы.
1) Хабаровский край
2) Пензенская область
3) Челябинская область
4) Магаданская область
5) Ставропольский край
6) Республика Коми
15. В каких высказываниях содержится информация о естественном движении
населения? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) В ХХ в. население как развитых, так и развивающихся стран росло в основном
за счёт естественного прироста вследствие превышения рождаемости над
смертностью.
2) В 2018 г. миграционный прирост населения в России составил 124 854
человека.
3) Рост городов относится к числу важнейших демографических явлений,
определяющих изменение численности и состава населения всех стран мира.
4) В 2018 г. численность населения мира увеличилась почти на 100 млн человек и
превысила 7,6 млрд.
5) Рост численности населения Австралии в 2018 г. был в значительной степени
обеспечен за счёт переселенцев из разных стран мира.
Вариант 2

Часть А
1.Что такое республиканская форма
правления?

2.Установите соответствие между
странами-гигантами по численности
населения и их столицами
3.Демографический взрыв – это:

4.Укажите первую пятерку стран,
добывающих природный газ:
5.Укажите первую пятерку стран,
выращивающих пшеницу:
6.Главный вид сухопутного транспорта и
страны с большей протяженностью
дорог:

7.Установите соответствие между
странами и их столицами:
8.Какие страны Азии имеют наиболее
благоприятные условия для развития
черной металлургии?
9.Какая из африканских стран является
наиболее экономически развитой?
10.Какие страны Азии относятся к
приморским?

А) Глава государства король или
император;
Б) высшая законодательная власть
принадлежит выборному органу;
В) в стране единая исполнительная и
законодательная власть.
1)Китай 2)США 3)Индонезия
4)Индия 5)Япония
А) Джакарта Б) Вашингтон В)Токио
Г) Дели Д)Пекин.
А) разность между рождаемостью и
смертностью;
Б) резкое увеличение числа жителей ;
В) трудовая миграция населения.
А) Китай, Норвегия, Алжир, Туркмения, С.
Аравия;
Б) США, Россия, Иран, Катар, Канада.
А)Китай, Индия, США, Россия, Франция.
Б) Канада, Австралия, Турция, Украина,
Аргентина.
А) Автомобильный
Б) Железнодорожный
В) Трубопроводный
А – США, Россия, Канада, Индия, Китай
Б) США, Индия, Бразилия, Китай, Япония
В) Россия, Канада, США, Алжир.
А) Италия б) Египет в)Канада г)Мексика д)
Финляндия.
А) Мехико б) Рим в) Оттава г) Хельсинки
д) Каир
А) Китай, КНДР, Индия
Б) Япония, Пакистан, Бангладеш
В) Катар, Бруней, Ирак.
А)Ливия Б)ЮАР В)Конго Г) Египет
А) Монголия, Афганистан, Непал
Б) Китай, Вьетнам, Япония
В) Армения, Узбекистан, Таджикистан.

Часть В
11. На метеостанциях 1, 2 и 3, расположенных на склоне горы, одновременно

проводятся измерения температуры воздуха. В таблице показаны результаты этих
измерений. Расположите эти метеостанции в порядке увеличения их высоты над
уровнем моря (от наименьшей к наибольшей).

12. Объёмы потребления электроэнергии на нужды жилищно-коммунального
хозяйства во многом зависят от продолжительности светового дня. Расположите
перечисленные города в порядке увеличения продолжительности светового дня 10
декабря, начиная с города с наименьшей продолжительностью.
1) Сочи
2) Самара
3) Санкт-Петербург
Запишите получившуюся последовательность цифр.
13.
Что
из
перечисленного
является
примером
рационального
природопользования? Запишите цифры в порядке возрастания, под которыми
указаны примеры рационального природопользования.
1) создание терриконов в местах добычи полезных ископаемых
2) расчистка лесов от сухостойных деревьев
3) создание лесных полезащитных полос в степной зоне
4) сжигание попутного природного газа при нефтедобыче
5) введение оборотного водоснабжения промышленных предприятий
14. Какие три из перечисленных городов России имеют наибольшую численность
населения? Запишите в ответ цифры в порядке возрастания, под которыми указаны
эти города.
1) Казань
2) Волгоград
3) Ярославль
4) Ставрополь
5) Нижний Новгород
6) Курск
15. Какие из следующих высказываний верны? Запишите цифры, под которыми
они указаны.
1) Производство стройматериалов из отходов металлургической промышленности
является примером рационального природопользования.
2) Мелиорация земель является одной из основных причин сокращения
продуктивных сельскохозяйственных угодий.
3) Использование попутного нефтяного газа в качестве сырья для химии
полимеров является примером нерационального природопользования.
4) Введение ограничений на строительство новых АЭС способствует сокращению
выбросов углекислого газа в атмосферу.
5) Использование отходов животноводческих хозяйств для получения биотоплива

является примером рационального природопользования.
Критерии оценивания:
Результативность
(правильных ответов)
Выполнено 13-15 заданий
Выполнено 10-12 заданий
Выполнено 7-9 заданий
Выполнено менее 7 заданий

Качественная оценка индивидуальных
образовательных достижений
отметка
вербальный аналог
5
отлично
4
хорошо
3
удовлетворительно
2
неудовлетворительно


Наверх

На сайте используются файлы cookie. На сайте  осуществляется сбор персональных данных посредством метрических программ (Яндекс.Метрика). Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».