ОП.06 ОСНОВЫ ЭКОНОМИКИ ОРГАНИЗАЦИИ

Министерство образования и науки Республики Хакасия
Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение Республики Хакасия
«Черногорский горно-строительный техникум»
КОМПЛЕКТ КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
ДЛЯ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ ОП.06 ОСНОВЫ ЭКОНОМИКИ
ОРГАНИЗАЦИИ, МЕНЕДЖМЕНТА И МАРКЕТИНГА по
специальности 21.02.19 «Землеустройство»

КОМПЛЕКТ КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
ДЛЯ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.06 ОСНОВЫ ЭКОНОМИКИ ОРГАНИЗАЦИИ,
МЕНЕДЖМЕНТА И МАРКЕТИНГА
по специальности 21.02.19 «Землеустройство»

2023

1. Паспорт комплекта контрольно-оценочных средств
1.1. Область применения комплекта контрольно-оценочных средств
Комплект контрольно-оценочных средств предназначен для оценки результатов
образовательных достижений учебной дисциплины ОП.06 Основы экономики
организации, менеджмента и маркетинга.
Комплект контрольно-оценочных средств содержит задания для проведения
текущего контроля и промежуточной аттестации в форме дифференцированного
зачета.
1.2. Результаты освоения дисциплины, подлежащие проверке
В результате освоения учебной дисциплины ОП.06 Основы экономики
организации, менеджмента и маркетинга обучающийся должен обладать
предусмотренными ФГОС по специальности 21.02.19 Землеустройство
следующими
умениями,
знаниями,
общими
и
профессиональными
компетенциями:
Результаты обучения: умения,
знания, общие и
профессиональные
компетенции
У1- рассчитывать основные
технико-экономические
показатели деятельности
организации

Показатели оценки
результата
Демонстрация умения
рассчитывать основные
технико-экономические
показатели деятельности
организации

У2- выполнять анализ
хозяйственной деятельности
организации

Демонстрация умения
выполнять анализ
хозяйственной деятельности
организации

У3- намечать мероприятия и
предложения по повышению
экономической эффективности
производства

Демонстрация умения
намечать мероприятия и
предложения по
повышению экономической
эффективности
производства

У4 - принимать эффективные
решения, используя систему
методов управления

Демонстрация умения
принимать эффективные
решения, используя систему
методов управления

У5 - анализировать рынок
недвижимости, осуществлять

Демонстрация умения
анализировать рынок

Форма контроля и
оценивания
Тестирование, устный
опрос, экспертное
наблюдение выполнения
заданий на практических
занятиях,
дифференцированный
зачет
Тестирование, устный
опрос, экспертное
наблюдение выполнения
заданий на практических
занятиях,
дифференцированный
зачет
Тестирование, устный
опрос, экспертное
наблюдение выполнения
заданий на практических
занятиях,
дифференцированный
зачет
Тестирование, устный
опрос, экспертное
наблюдение выполнения
заданий на практических
занятиях,
дифференцированный
зачет
Тестирование, устный
опрос, экспертное

его сегментацию и
позиционирование

недвижимости,
осуществлять его
сегментацию и
позиционирование

У6 - определять стратегию и
тактику относительно
ценообразования

Демонстрация умения
определять стратегию и
тактику относительно
ценообразования

У7 - применять в
профессиональной
деятельности приемы делового
и управленческого общения

Демонстрация умения
применять в
профессиональной
деятельности приемы
делового и управленческого
общения

У8 - разрабатывать
мотивационную политику
организации

Демонстрация умения
разрабатывать
мотивационную политику
организации

У9 - планировать и
организовывать работу
подразделения

Демонстрация умения
планировать и
организовывать работу
подразделения

У10 - формировать
организационные структуры
управления

Демонстрация умения
формировать
организационные структуры
управления

З1 основные техникоэкономические показатели
деятельности организации;
- особенности и перспективы
развития отрасли

Демонстрация знания
основные техникоэкономические показатели
деятельности организации;
- особенности и перспективы
развития отрасли
Демонстрация знания
отраслевой рынок труда

З2 - отраслевой рынок труда

наблюдение выполнения
заданий на практических
занятиях,
дифференцированный
зачет
Тестирование, устный
опрос, экспертное
наблюдение выполнения
заданий на практических
занятиях,
дифференцированный
зачет
Тестирование, устный
опрос, экспертное
наблюдение выполнения
заданий на практических
занятиях,
дифференцированный
зачет
Тестирование, устный
опрос, экспертное
наблюдение выполнения
заданий на практических
занятиях,
дифференцированный
зачет
Тестирование, устный
опрос, экспертное
наблюдение выполнения
заданий на практических
занятиях,
дифференцированный
зачет
Тестирование, устный
опрос, экспертное
наблюдение выполнения
заданий на практических
занятиях,
дифференцированный
зачет
Тестирование, устный
опрос, экспертное
наблюдение,
дифференцированный
зачет
Тестирование, устный
опрос, экспертное
наблюдение
выполнения заданий на
практических занятиях,
дифференцированный

З3 - рыночный механизм и
особенности рыночных
отношений в сфере
землеустройства и кадастра

Демонстрация знания
рыночный механизм и
особенности рыночных
отношений в сфере
землеустройства и кадастра

З4 - пути повышения
экономической эффективности
производства
- организационные и
производственные структуры
организаций, их типы

Демонстрация знания пути
повышения экономической
эффективности производства
- организационные и
производственные структуры
организаций, их типы

З5- маркетинговую деятельность
организации

Демонстрация знания
маркетинговую деятельность
организации

З6- основные оборотные
средства, трудовые ресурсы,
нормирование и оплата труда

Демонстрация знания
основные оборотные
средства, трудовые ресурсы,
нормирование и оплата труда

З7- сущность и характерные
черты современного
менеджмента, историю его
развития

Демонстрация знания
сущность и характерные
черты современного
менеджмента, историю его
развития

З8 - особенности менеджмента в
области профессиональной
деятельности (по отраслям)

Демонстрация знания
особенности менеджмента в
области профессиональной
деятельности (по отраслям)

З9- функции менеджмента в
рыночной экономике

Демонстрация знания
функции менеджмента в
рыночной экономике

З10- процесс принятия и
реализации управленческих

Демонстрация знания
процесс принятия и

зачет
Тестирование, устный
опрос, экспертное
наблюдение
выполнения заданий на
практических занятиях,
дифференцированный
зачет
Тестирование, устный
опрос, экспертное
наблюдение
выполнения заданий на
практических занятиях,
дифференцированный
зачет
Тестирование, устный
опрос, экспертное
наблюдение
выполнения заданий на
практических занятиях,
дифференцированный
зачет
Тестирование, устный
опрос, экспертное
наблюдение
выполнения заданий на
практических занятиях,
дифференцированный
зачет
Тестирование, устный
опрос, экспертное
наблюдение
выполнения заданий на
практических занятиях,
дифференцированный
зачет
Тестирование, устный
опрос, экспертное
наблюдение
выполнения заданий на
практических занятиях,
дифференцированный
зачет
Тестирование, устный
опрос, экспертное
наблюдение
выполнения заданий на
практических занятиях,
дифференцированный
зачет
Тестирование, устный
опрос, экспертное

решений

реализации управленческих
решений

З11- стили управления,
Демонстрация знания стили
коммуникации, деловое общение управления, коммуникации,
деловое общение

З12- конъюнктуру рынка
недвижимости, динамику спроса
и предложения на
соответствующем рынке с
учетом долгосрочных
перспектив
З13- внешнюю и внутреннюю
среду организации

Демонстрация знания
конъюнктуру рынка
недвижимости, динамику
спроса и предложения на
соответствующем рынке с
учетом долгосрочных
перспектив
Демонстрация знания
внешнюю и внутреннюю
среду организации

З14- цикл менеджмента

Демонстрация знания цикл
менеджмента

З15- систему методов
управления

Демонстрация знания
систему методов управления

З16- сущность и функции
маркетинга

Демонстрация знания
сущность и функции
маркетинга

ОК.01 Выбирать способы
решения задач
профессиональной
деятельности,применительно к
различным контекстам

Выбирает способы решения
задач профессиональной
деятельности,применительно
к различным контекстам

наблюдение
выполнения заданий на
практических занятиях,
дифференцированный
зачет
Тестирование, устный
опрос, экспертное
наблюдение
выполнения заданий на
практических занятиях,
дифференцированный
зачет
Тестирование, устный
опрос, экспертное
наблюдение
выполнения заданий на
практических занятиях,
дифференцированный
зачет
Тестирование, устный
опрос, экспертное
наблюдение
выполнения заданий на
практических занятиях,
дифференцированный
зачет
Тестирование, устный
опрос, экспертное
наблюдение
выполнения заданий на
практических занятиях,
дифференцированный
зачет
Тестирование, устный
опрос, экспертное
наблюдение
выполнения заданий на
практических занятиях,
дифференцированный
зачет
Тестирование, устный
опрос, экспертное
наблюдение
выполнения заданий на
практических занятиях,
дифференцированный
зачет
Экспертное наблюдение
и оценка деятельности
обучающегося в
процессе освоения
учебной дисциплины

ОК.02 Использовать
современные средства поиска,
анализа и интерпретации
информации и
информационные технологии
для выполнения задач
профессиональной
деятельности
ОК.03 Планировать и
реализовывать собственное
профессиональное и личностное
развитие,
предпринимательскую
деятельность в
профессиональной сфере,
использовать знания по
финансовой грамотности в
различных жизненных
ситуациях
ОК.04 Эффективно
взаимодействовать и работать в
коллективе и команде

ОК.06 Проявлять гражданскопатриотическую позицию,
демонстрировать осознанное
поведение на основе
традиционных
общечеловеческих ценностей, в
том числе с учетом
гармонизации
межнациональных и
межрелигиозных отношений,
применять
стандарты антикоррупционного
поведения

Использует современные
средства поиска, анализа и
интерпретации информации
и информационные
технологии для выполнения
задач профессиональной
деятельности

Экспертное наблюдение
и оценка деятельности
обучающегося в
процессе освоения
учебной дисциплины

Планирует собственное
профессиональное и
личностное
развитие,
предпринимательскую
деятельность в
профессиональной сфере,
использовать знания по
финансовой грамотности в
различных жизненных
ситуациях
Положительная оценка
вклада членов команды в
общекомандную работу.
Передача информации, идей
и опыта членам команды.
Использование знания
сильных сторон, интересов и
качеств, которые необходимо
развивать у членов команды,
для определения
персональных задач в
общекомандной работе.
Формирование понимания
членами команды личной и
коллективной
ответственности. Регулярное
представление обратной
связь членам команды.
Демонстрация навыков
эффективного общения.
Демонстрирует гражданскопатриотическую позицию,
осознанное поведение на
основе традиционных
общечеловеческих
ценностей, в том числе с
учетом гармонизации
межнациональных и
межрелигиозных
отношений, применять
стандарты
антикоррупционного
поведения

Экспертное наблюдение
и оценка деятельности
обучающегося в
процессе освоения
учебной дисциплины

Экспертное наблюдение
и оценка деятельности
обучающегося в
процессе освоения
учебной дисциплины

Экспертное наблюдение
и оценка деятельности
обучающегося в
процессе освоения
учебной дисциплины

ОК 07. Содействовать
сохранению окружающей
среды, ресурсосбережению,
применять знания об
изменении климата, принципы
бережливого производства,
эффективно действовать в
чрезвычайных ситуациях
ОК 08. Использовать средства
физической культуры для
сохранения и укрепления
здоровья в процессе
профессиональной
деятельности и поддержания
необходимого уровня
физической подготовленности
ОК.09 Пользоваться
профессиональной
документацией на
государственном и
иностранных языках
ПК 1.1. Выполнять полевые
геодезические работы на
производственном участке

Проводит мероприятия по
сохранению окружающей
среды, ресурсосбережению,
применять знания об
изменении климата,
принципы бережливого
производства, эффективно
действовать в чрезвычайных
ситуациях
Использует средства
физической культуры для
сохранения и укрепления
здоровья в процессе
профессиональной
деятельности и поддержания
необходимого уровня
физической
подготовленности
Пользуется
профессиональной
документацией на
государственном и
иностранных языках
Демонстрирует готовность
выполнять полевые
геодезические работы на
производственном участке

ПК 1.2. Выполнять
топографические съемки
различных масштабов

Демонстрирует готовность
выполнять топографические
съемки различных
масштабов

ПК 1.3. Выполнять
графические работы по
составлению картографических
материалов

Демонстрирует готовность
выполнять графические
работы по составлению
картографических
материалов
Демонстрирует готовность
выполнять кадастровые
съемки и кадастровые
работы по формированию
земельных участков
Демонстрирует готовность
выполнять дешифрирование
аэро- и космических
снимков для получения
информации об объектах
недвижимости
Демонстрирует готовность
применять аппаратнопрограммные средства для

ПК 1.4. Выполнять кадастровые
съемки и кадастровые работы
по формированию земельных
участков
ПК 1.5. Выполнять
дешифрирование аэро- и
космических снимков для
получения информации об
объектах недвижимости
ПК 1.6. Применять аппаратнопрограммные средства для
расчетов и составления

Экспертное наблюдение
и оценка деятельности
обучающегося в
процессе освоения
учебной дисциплины

Экспертное наблюдение
и оценка деятельности
обучающегося в
процессе освоения
учебной дисциплины

Экспертное наблюдение
и оценка деятельности
обучающегося в
процессе освоения
учебной дисциплины
Экспертное наблюдение
и оценка деятельности
обучающегося в
процессе освоения
учебной дисциплины
Экспертное наблюдение
и оценка деятельности
обучающегося в
процессе освоения
учебной дисциплины
Экспертное наблюдение
и оценка деятельности
обучающегося в
процессе освоения
учебной дисциплины
Экспертное наблюдение
и оценка деятельности
обучающегося в
процессе освоения
учебной дисциплины
Экспертное наблюдение
и оценка деятельности
обучающегося в
процессе освоения
учебной дисциплины
Экспертное наблюдение
и оценка деятельности
обучающегося в

топографических, межевых
планов
ПК 2.1. Проводить
техническую инвентаризацию
объектов недвижимости

расчетов и составления
топографических, межевых
планов
Демонстрирует готовность
проводить техническую
инвентаризацию объектов
недвижимости

ПК 2.2. Выполнять
градостроительную оценку
территории поселения

Демонстрирует готовность
выполнять
градостроительную оценку
территории поселения

ПК 2.3. Составлять
технический план объектов
капитального строительства с
применением аппаратнопрограммных средств

Демонстрирует готовность
составлять технический
план объектов капитального
строительства с
применением аппаратнопрограммных средств
Демонстрирует готовность
вносить данные в реестры
информационных систем
различного назначения

ПК 2.4. Вносить данные в
реестры информационных
систем различного назначения
ПК 3.1. Консультировать по
вопросам регистрации прав на
объекты недвижимости и
предоставления сведений,
содержащихся в Едином
государственном реестре
недвижимости (далее - ЕГРН)
ПК 3.2. Осуществлять
документационное
сопровождение в сфере
кадастрового учета и (или)
государственной регистрации
прав на объекты недвижимости
ПК 3.3. Использовать
информационную систему,
предназначенную для ведения
ЕГРН
. ПК 3.4. Осуществлять сбор,
систематизацию и накопление
информации, необходимой для
определения кадастровой
стоимости объектов
недвижимости

Демонстрирует готовность
консультировать по
вопросам регистрации прав
на объекты недвижимости и
предоставления сведений,
содержащихся в Едином
государственном реестре
недвижимости (далее ЕГРН)
Демонстрирует готовность
осуществлять
документационное
сопровождение в сфере
кадастрового учета и (или)
государственной
регистрации прав на
объекты недвижимости
Демонстрирует готовность
использовать
информационную систему,
предназначенную для
ведения ЕГРН
Демонстрирует готовность
осуществлять сбор,
систематизацию и
накопление информации,
необходимой для
определения кадастровой

процессе освоения
учебной дисциплины
Экспертное наблюдение
и оценка деятельности
обучающегося в
процессе освоения
учебной дисциплины
Экспертное наблюдение
и оценка деятельности
обучающегося в
процессе освоения
учебной дисциплины
Экспертное наблюдение
и оценка деятельности
обучающегося в
процессе освоения
учебной дисциплины
Экспертное наблюдение
и оценка деятельности
обучающегося в
процессе освоения
учебной дисциплины
Экспертное наблюдение
и оценка деятельности
обучающегося в
процессе освоения
учебной дисциплины

Экспертное наблюдение
и оценка деятельности
обучающегося в
процессе освоения
учебной дисциплины

Экспертное наблюдение
и оценка деятельности
обучающегося в
процессе освоения
учебной дисциплины
Экспертное наблюдение
и оценка деятельности
обучающегося в
процессе освоения
учебной дисциплины

ПК 4.1. Проводить проверки и
обследования для обеспечения
соблюдения требований
законодательства Российской
Федерации
ПК 4.2. Проводить
количественный и
качественный учет земель,
принимать участие в их
инвентаризации и мониторинге
ПК 4.3. Осуществлять контроль
использования и охраны
земельных ресурсов
ПК 4.4. Проводить контроль и
анализ информации об активах
и финансовом положении
организации, ее
платежеспособности и
доходности
ПК 4.5. Принимать участие в
составлении бизнес-плана

ПК 4.6. Анализировать
финансово-хозяйственную
деятельность, осуществлять
анализ информации,
полученной в ходе проведения
контрольных процедур,
выявление и оценку рисков

стоимости объектов
недвижимости
Демонстрирует готовность
проводить проверки и
обследования для
обеспечения соблюдения
требований
законодательства
Российской Федерации
Демонстрирует готовность
проводить количественный
и качественный учет земель,
принимать участие в их
инвентаризации и
мониторинге
Демонстрирует готовность
осуществлять контроль
использования и охраны
земельных ресурсов
Демонстрирует стремление
проводить контроль и
анализ информации об
активах и финансовом
положении организации, ее
платежеспособности и
доходности
Демонстрирует желание
принимать участие в
составлении бизнес-плана
Демонстрирует стремление
анализировать финансовохозяйственную
деятельность, осуществлять
анализ информации,
полученной в ходе
проведения контрольных
процедур, выявление и
оценку рисков

Экспертное наблюдение
и оценка деятельности
обучающегося в
процессе освоения
учебной дисциплины
Экспертное наблюдение
и оценка деятельности
обучающегося в
процессе освоения
учебной дисциплины
Экспертное наблюдение
и оценка деятельности
обучающегося в
процессе освоения
учебной дисциплины
Экспертное наблюдение
и оценка деятельности
обучающегося в
процессе освоения
учебной дисциплины
Экспертное наблюдение
и оценка деятельности
обучающегося в
процессе освоения
учебной дисциплины
Экспертное наблюдение
и оценка деятельности
обучающегося в
процессе освоения
учебной дисциплины

2. Задания для оценки образовательных достижений дисциплины
2.1.Текущая аттестация.
2.1.1. Теоретические задания для устного опроса.
1. Предмет, цели и задачи курса Экономика организации
2. Формы организации промышленного производства.
3.Отраслевые особенности организации.
4. Понятие нематериальных активов: виды оценок и амортизация.
5.Организация-важнейшее звено в решении основной экономической

проблемы
6. Основной капитали его роль в производстве.
7 .Организация – юридическое лицо, его признаки.
8. Классификация элементов основного капитала и его структура.
9 .Классификация организаций по признакам.
10. Экономическая сущность и принципы аренды
11.Классификация организаций по организационно-правовым формам
деятельности.
12 Лизинг как форма аренды на длительный срок.
13.Нормативные правовые аспекты, регламентирующие деятельность
организации.
14 Учет и оценка основного капитала.
15.Внешняя среда и ее состав.
16. Способы переоценки.
17.Финансовое обеспечение деятельности организации.
18.Износ и амортизация основного капитала.
19.Производственная мощность: сущность ,виды и факторы.
20.Общая и производственная структура
21.Расчет производственной мощности.
22.Типы производственной структуры.
23.Показатели использования производственной мощности.
24.Производственный и технологический процесс: понятие, содержание
25. Производственный цикл и его структура.
26.Длительность производственного цикла и пути его сокращения.
27. Понятие оборотного капитала: роль и состав и структура.
28.Понятие материальных ресурсов.
29. Форма организации промышленного производства.
30.Показатели использования материальных ресурсов.
31. Понятие и состав издержек производства и обращения.
32.Определение потребности в оборотном капитале.
33. Классификация затрат по признакам.
34. Показатели эффективности использования оборотных средств.
35. Постоянные и переменные затраты.
36. Безубыточный объем выпуска.
37. Рабочее время и его использование. Бюджет рабочего времени.
38.Распределение и использование прибыли.
Критерии оценки устного опроса:
- оценка 5 «отлично» выставляется студенту, если: ответ на вопрос полон; в
ответе продемонстрировано уверенное знание явлений и процессов, к которым
относится терминология; студент может привести примеры, доказывающие
правильность его ответа.
- оценка 4 «хорошо» выставляется студенту, если: в ответе на вопрос упущены
отдельные значимые моменты; в ответе продемонстрировано общее понимание
явлений и процессов, к которым относится вопрос; в ответе использована

специальная терминология; студент не может самостоятельно привести
примеры, доказывающие правильность его ответа, но может проанализировать
примеры, предложенные преподавателем.
- оценка 3 «удовлетворительно» выставляется студенту, если: в ответе на
вопрос имеются существенные упущения; в ответе продемонстрировано общее
понимание явлений и процессов, к которым относится вопрос; студент не
использует специальной терминологии в ответе, но понимает значение
основных терминов; студент не может самостоятельно привести примеры,
доказывающие правильность его ответа, и не может проанализировать
примеры, предложенные преподавателем.
- оценка 2 «неудовлетворительно» выставляется студенту, если: студент не
может (отказывается) ответить на вопрос; в ответе продемонстрировано
непонимание явлений и процессов, к которым относится вопрос; студент не
понимает специальной терминологии; студент не может самостоятельно
привести примеры, доказывающие правильность его ответа, и не может
проанализировать примеры, предложенные преподавателем.
2.1.2. Тестовые задания (вопросы для формирования тестов по темам

дисциплины)
1. Что характерно для рыночной системы хозяйствования:
а) потребители согласовывают свой выбор продукции;
б) продукт распределяется между потребителями на основе их желания и
способности заплатить за него необходимую цену.
2. Особым ресурсом, присущим рыночной системе хозяйствования,
является:
а) финансовый ресурс (капитал);
б) предпринимательство;
в) рабочая сила (трудовые ресурсы).
3. Коммерческие организации основной целью ставят:
а) получение прибыли;
в) выполнение установленного задания;
в) завоевание прочных позиций на рынке того или иного товара
4. По характеру воздействия на предметы труда субъекты хозяйствования
делятся на:
а) организации добывающие и перерабатывающие;
б) организации материального и нематериального производства;
в) единичного, серийного и массового производства.
5. Юридические лица по цели своей деятельности делится на:
а) имеющие обязательные права;
б) не имеющие обязательных прав;
в) коммерческие и не коммерческие.

6. Что не относится к учредительным документам:
а) учредительный договор или решение о создании организации;
б) устав;
в) свидетельство об уплате госпошлины.
7. При ликвидации фирмы в первую очередь удовлетворяются:
а) обязательства перед государством;
б) претензии немного персонала;
в) имущественное и денежные претензии кредиторов.
8. Что является условием развития предпринимательства:
а) многообразие форм собственности и форм хозяйствования;
б) свободный выход на внешний рынок;
в) централизованное управление экономикой;
г) экономическая свобода производителей и потребителей.
9. Что из нижеперечисленного не относится к способам приватизации:
а) продажа организаций на аукционе по коммерческому конкурсу;
б) наделение членов общества ваучерами;
в) залоговые акционеры, инвестиционные торги.
10. По назначению и сфере применения основные фонды подразделяются:
а) на собственные и арендованные основные средства;
б) на основные и оборотные;
в) на производственные основные фонды основной деятельности,
непроизводственные основные фонды и производственные основные фонды
других отраслей.
11. Что не отражается в инвентарной карте по объекту:
а) наименование объекта и инвентарный номер;
б) восстановительная стоимость;
в)
первоначальная
стоимость
и основные
технико-экономические
характеристики.
12. Посредством нормы амортизации:
а) регулируется качество выпускаемой продукции;
б) регулируется скорость оборота основного капитала;
в) интенсифицируется процесс производства.
13. Фондоотдача и фондоемкость относится к:
а) частным показателем;
б) обобщающим показателем;
в) индивидуальным показателям.

14. Что не относится к факторам, определяющим величину
производственной мощности:
а) трудоемкость производственной программы и режим работы оборудования;
б) местонахождение организации;
в) состав и качество исходного сырья и материалов;
г) уровень квалификации работника.
15.
Коэффициент
интенсивного
рассчитывается по:
а) мощности;
б) времени;
в) мощности в единицу времени.

использования

оборудования

16. Фонды хозяйствующего субъекта делятся на основные и оборотные по
признаку:
а) использования;
б) характеру оборота и способу перенесения стоимости;
в) отраслевому признаку.
17. Материалоемкость продукции есть:
а) прямой показатель;
б) обратный показатель;
в) частный показатель.
18. Оборотные фонды и фонды обращения объединяются в оборотные
средства:
а) характера кругооборота и способа перенесения стоимости;
б) сферы деятельности;
в) принадлежности.
19. Длительность одного оборота характеризует:
а) количество оборотов, совершаемых данной величиной оборотных средств за
период;
б) продолжительность одного оборота в днях;
в) величину прибыли на один рубль оборотных средств.
20. Технологическая безработица имеет место в тех странах, где:
а) отсутствует спрос на профессии недостаточно высокой или ставшей
недостаточной квалификации;
б) научно-технический прогресс сочетается с высоким уровнем доходов.
21. Все работники в зависимости от степени участия в производственной
деятельности делятся на:
а) рабочих, служащих и ИТР;
б) промышленно-производственный и непроизводственный персонал;

в) списочный и явочный состав.
22. Что из нижеперечисленного относится к внешним факторам,
влияющим на подбор кадров:
а) уровень технологии производства;
б) уровень организации труда;
в) конъюнктура рынка;
г) изменение программы выпуска.
23. Что из нижеперечисленного не относится к обороту рабочей силы:
а) коэффициент оборота по приему;
б) коэффициент прироста;
в) коэффициент текучести;
г) коэффициент оборота по выбытию.
24. Табельный фонд рабочего времени равен разнице:
а) между максимально возможным фондом рабочего времени и целодневными
потерями, предусмотренными трудовым законодательством;
б) между календарным фондом и количеством дней, приходящихся на
праздники и выходные.
25. Какой из видов наблюдения является наиболее точным:
а) хронометраж;
б) фотография рабочего времени;
в) метод моментального наблюдения;
г) фотохронометраж.
26.
В
нижеперечисленном
укажите
методы
изменения
производительности труда:
а) балансовый и индексный;
б) балансовый и трудовой;
г) натуральный, стоимостный, трудовой.
27. По характеру и назначению затрат труда выделяют трудоемкость:
а) технологическую, обслуживания и управления;
б) нормативную, плановую и фактическую;
в) на операцию, валовую и товарную.
28. Заработная плата в условиях рынка выполняет следующие функции:
а) воспроизводственную, мотивационную, учетную;
б) учетную, регулирующую, мотивационную;
в) воспроизводственную и психологическую.
29. Перечень профессий, специальностей рабочих по видам работ, а также
квалификаций этих работ характеризует:
а) тарифная сетка;

б) тарифно-квалификационный справочник;
в) тарифная ставка.
30. По видам различают заработную плату:
а) бестарифную, рейтинговую, контрактную;
б) реальную и нормированную;
в) сдельную и повременную.
31. Укажите в нижеперечисленном, что не входит в бестарифную систему
оплаты труда:
а) уровень квалификации работника;
б) тарифная сетка;
в) коэффициент трудового участия;
г) фактически отработанное время.
32. Общий фонд оплаты труда равен:
а) прямого (тарифного) фонда и выплат, доплат, премий;
б) основной и дополнительной заработной платы;
в) прямого (тарифного) фонда и дополнительной заработной платы.
33. По способу возмещения затрат затраты делятся:
а) на цеховые, производственные и сбытовые (полные);
б) на возмещение за счет цены на продукцию и возмещение за счет чистой
прибыли;
в) на явные и неявные.
34. По роли в производственном процессе затраты делятся:
а) на прямые и косвенные;
б) на основные и накладные;
в) на условно-постоянные и условно-переменные.
35. Как ведут себя постоянные затраты в расчете на единицу продукции
при росте объема производства:
а) увеличиваются;
б) уменьшаются;
в) остаются неизменными.
36. Определите последовательность составления сметы затрат на
производстве:
а) составляются сметы расходов по обслуживанию, управлению
производством;
б) составляют сметы по отдельным видам специальных затрат;
в) составляют сметы затрат на производство по основным цехам;
г) составляют сметы затрат вспомогательных цехов.

37. В нижеперечисленном укажите то, что не относится к методам
калькулирования:
а) метод прямого счета;
б) отчетно-статистический метод;
в) расчетно-аналитический метод.
38. В нижеперечисленном укажите центры затрат по услугам:
а) ткацкий, прядильный, красильно-отделочные цеха;
б) транспортный и ремонтный цеха.
39. Какую функцию на уровне хозяйствующего субъекта в современных
условиях не выполняет цена:
а) учетную;
б) стимулирующую;
в) плановую;
г) распределительную.
40. Верхний предел цены определяется:
а) объемом выпуска продукции (работ, услуг);
б) величиной спроса на продукцию (работы, услуги)
в) суммой постоянных и переменных затрат.
41. Что не относится к группе цен экономики переходного периода:
а) свободные договорные;
б) государственные (плановые);
в) мировые;
г) государственные (регулируемые и фиксированные).
42. Соотнесите единицы измерения продукции с методами измерения
результатов производства:
1) стоимостной; а) кг, т, м, шт.
2) трудовой; б) рубли;
3) натуральный. в) часы.
43. Что из нижеперечисленного не относится к демографическим
факторам, определяющим спрос:
а) половозрастной состав и численность населения;
б) уровень доходов и цен;
в) количество семей и география распределения.
44. Что из нижеперечисленного
показателям:
а) ассортимент;
б) товарная продукция;

не

относится

к

стоимостным

в) реализованная продукция.
45. Изменение какого показателя отличает реализованную продукцию от
товарной:
а) изменение остатков незавершенного производства;
б) изменение расходов будущих периодов;
в) изменение остатков готовой нереализованной продукции.
46. Общий финансовый результат характеризует:
а) себестоимость;
б) прибыль или убыток;
в) рентабельность.
47. Что из нижеперечисленного не включается в результаты от
внереализованных расходов:
а) прибыль от реализации продукции (работ, услуг);
б) прибыль от прошлых лет, выявленная в этом году;
в) недостача материальных ценностей, выявленная при инвентаризации.
48. Принципы распределения прибыли до налогообложения определяют:
а) хозяйствующий субъект;
б) муниципалитет;
в) государство.
49. Рентабельность продаж изделий зависит от:
а) структуры реализованной продукции;
б) уровня цен и себестоимости;
в) обоих факторов.
50. Что не относится к показателям использования планирования:
а) объемные и удельные;
б) прямые и косвенные;
в) количественные и качественные.
51. В нижеперечисленном укажите, что не относится к бизнеспланированию:
а) инвестиционный бизнес-план;
б) бизнес-план финансового образования;
в) техпромфинплан.
52. Что из нижеперечисленного не относится к разделом бизнес-плана:
а) характеристика продукции и стратегия маркетинга;
б) анализ конкуренции и спроса;
в) рентабельность и величина дохода.
53. Финансовый лизинг характеризуется:

а) длительным сроком аренды, в течение которого происходит амортизация
всей или большей части стоимости оборудования;
б) коротким срокам аренды, который короче периода экономического
функционирования оборудования.
54. Финансовая политика в условиях стабильного развития экономики
ориентирована на планирование от:
а) доходов;
б) расходов;
в) доходов и расходов.
55. По источникам формирования оборотные средства делятся на:
а) собственные, приравненные к ним и заемные;
б) нормируемые и ненормируемые;
в) высоколиквидные ценные бумаги и залежалые запасы.
56. По способу возмещения затраты делятся на:
а) постоянные, переменные и смешанные;
б) материальные и приравненные к ним затраты на содержание наемного
персонала;
в) затраты, возмещаемые за счет цены и за счет прибыли.
57. Что не включает в себя управление балансовой прибылью:
а) привлечение финансовых ресурсов;
б) максимизацию доходов по имеющимся источникам;
в) расширение номенклатуры источников формирования прибыли
налогообложения.

до

58. Что не относится к внешним финансовым обязательствам:
а) обязательства перед кредиторами и страховыми компаниями;
б) обязательства перед партнерами по хозяйственной деятельности;
в) обязательства перед государством;
г) обязательства перед собственниками.
59. Основными формами потерь финансовых рисков являются:
а) прямой ущерб, дополнительные финансовые затраты и упущенная прибыль;
б) Средняя прибыль и дополнительная прибыль;
в) упущенная прибыль и убыток.
60. По характеру технологические процессы делятся на:
а) прямые, капиталоемкие;
б) синтетические, прямые, аналитические;
в) материалоемкие, фондоемкие, капиталоемкие, трудоемкие.
61. Чистые инвестиции:
а) равны валовым инвестициям;

б) больше валовых инвестиций;
в) больше валовых инвестиций на величину амортизационного фонда.
62. Стоимость в пользовании - это стоимость собственности:
а) для конкретного пользования;
б) для группы пользователей;
в) для конкретного пользователя или групп пользователей.
63. Унификация и стандартизация производства является неотъемлемым
элементом:
а) специализация производства;
б) концентрация производства;
в) комбинирования производства;
г) кооперирования производства.
64. Что входит в производственную структуру организации:
а) объекты социальной сферы;
б) участки, цеха, службы.
65. Производственная структура должна быть:
а) гибкой, динамичной, мобильной, постоянно соответствующей целям
организации;
б) непрерывной, гибкой, динамичной;
в) активной, непрерывной, гибкой.
66. Что не входят в фонды обращения:
а) готовая продукция на складе и товары в пути;
б) денежные средства в расчетах, кассе и на расчетном счете;
в) расходы будущих периодов.
67. Какой фактор определяет эффективность оборотных средств:
а) ускорение оборачиваемости оборотных средств;
б) рост собственных оборотных средств;
в) оба фактора.
68. В зависимости от характера выполняемой функции в процессе
производства промышленно-производственный персонал делится на:
а) менеджеров высшего, среднего и низшего звена;
б) рабочих, служащих, ИТР;
в) рабочих и менеджеров.
69. Определение численности персонала по трудоемкости применяется при
расчете:
а) вспомогательных рабочих;
б) основных рабочих;

в) ИТР и служащих.
70. По сложности структуры нормы труда подразделяются на:
а) разовые, сезонные, временные;
б) дифференцированные, укрупненные, комплексные;
в) республиканские, отраслевые.
71. Что из нижеперечисленного характеризует «результативность,
плодотворность и эффективность» конкретного вида труда:
а) материалоемкость;
б) производственная мощность;
в) производительность труда
Критерии оценки:
Критерии оценки
Качественная оценка индивидуальных
Результативность
образовательных достижений
(правильных ответов)
отметка
вербальный аналог
Выполнено 86-100% заданий
5
отлично
Выполнено 70-85% заданий
4
хорошо
Выполнено 51-69% заданий
3
удовлетворительно
Выполнено менее 50% заданий
2
неудовлетворительно
2.1.3. Решение экономических задач

Задачи ( задания) репродуктивного уровня
1. Заполните таблицу, распределив организационно-правовые формы
предприятий в России в соответствии с их принадлежностью к видам и формам
собственности:
Виды и формы собственности
Частная, в том числе:
единичная
партнерская
корпоративная
Общественная, в том числе:
коллективная
государственная
муниципальная
Укажите
основные
отличительные
диверсифицированного концерна.

Организационно-правовые формы

признаки

конгломерата

и

2. Определите остаточную стоимость основных производственных фондов,
если балансовая (первоначальная ) стоимость-30тыс.руб., а срок службы -15
лет. оборудование использовалось в течение 9 лет.
3. Определите годовую сумму амортизации и норму амортизации, если срок
службы оборудования-20 лет, стоимость приобретения-150 тыс. рублей,
стоимость доставки-3 тыс. руб., стоимость монтажа-1,5 тыс. руб.
4. Определите среднегодовую стоимость основных производственных фондов,
если на начало года их стоимость составляла 8900 тыс. руб., вводилось и
выбывало соответственно: 1 марта -80 тыс. и 5 тыс. руб.,1 мая-55тыс. и 6 тыс.
рублей, 1 сентября-46 тыс. и 8 тыс. руб.,1 декабря-28 тыс. и 17 тыс. руб.
5. Определите показатель фондоотдачи и фондоемкости, если на начало года
стоимость основных фондов составляла 783 тыс. руб., в течение года вводилось
и выбывало оборудование:1 февраля ввели-32 тыс.руб.,1 ноября-103 тыс. руб.
Объем товарной продукции за год составил 2236,8 тыс. руб.
6 На предприятии на начало года стоимость основных фондов составляла 8896
тыс. руб. в течение года осуществлялся ввод и вывод фондов соответственно: 1
арта-85 тыс. и 5 тыс.руб.,1 мая-62 тыс. и 6 тыс.руб.,1 сентября-43 тыс. и 7
тыс.руб.,1 декабря-19 тыс. и 17 тыс. руб. объем товарной продукции за год
составил 4458 тыс. руб. Определите фондоотдачу и фондоемкость.
7. Определите фондовооруженность труда на предприятии, если фондоотдача
1,54 руб., годовой выпуск товарной продукции 9365 тыс. руб., среднегодовая
численность производственных рабочих 16 человек.
8. Определите годовую сумму амортизационных отчислений линейным
способом, если известно, что приобретен объект стоимостью 120 тыс.руб.
сроком полезного использования 5 лет.
9. На основе исходных данных, представленных в таблице, определите:
изменение фондоотдачи в отчетном году по сравнению с базовым; изменение
рентабельности основных фондов.
Показатель, млн.
руб.
1. Среднегодовая
стоимость фондов
2. Ввод основных
фондов
3. Выбытие
основных фондов
4. Стоимолсть
основных фондов на
начало года
5. Выпуск товарной
продукции
6. Прибыль

Базовый год

Отчетный год

7390

-

-

1340

-

1754

-

7862

8420,8

9942,8

1533,12

1745,13

10. Объем реализованной продукции в 2010 году составил 10000 тыс. руб., в

2011году -18000 тыс. руб. среднегодовой остаток оборотных средств в 2010
году-1000 тыс. руб., в 2011 году -1500 тыс. руб. Определить показатели
оборачиваемости оборотных средств.
11. Определите норматив оборотных средств в незавершенном производстве
если известно, что выпуск продукции за год составил 10000ед; себестоимость
изделия -8 руб., цена изделия на 25 % превышает его себестоимость;
среднегодовой
остаток
оборотных
средств-50000руб;
длительность
производственного цикла изготовления изделия-5 дней, коэффициент
нарастания затрат в незавершенном производстве -0,5.
12. Используя данные задачи 2, определите коэффициент оборачиваемости
оборотных средств и длительность оборота в днях.
13. В 1 квартале предприятие реализовало продукции на 250 тыс. руб.,
среднеквартальные остатки оборотных средств составили 25 тыс. руб. Во 2
квартале объем реализации продукции увеличился на 10%,а время одного
оборота оборотных средств будет сокращено на 1 день. Определите
коэффициент оборачиваемости оборотных средств и время оборота в днях в 1
квартале/
14. Пекарь Иванов организует кондитерский цех. Он арендует помещение за 10
тыс. руб. в год, приглашает кондитера, заработная плата которого составляет 24
тыс. руб., в год, и покупает сырья на 40 тыс. руб. в год. Производственное
оборудование, находящееся в собственности Иванова, оценивается в 80 тыс.
руб. эта сумма могла ему приносить годовой доход 8 тыс. руб. Годовая
амортизация оборудования составляет 10 тыс. руб.
До этого Иванов, работая на хлебозаводе, получал зарплату 32 тыс. руб. в год.
Иванов знает, что у него есть предпринимательские способности, и оценивает
их в 6 тыс. руб. В первый год работы цеха выручка достигла 144 тыс. руб.
Вычислите бухгалтерскую и экономическую прибыль кондитерского цеха.
15 В таблице приведены данные предприятия о выпуске продукции при
фиксированном количестве капитала и переменных трудовых ресурсах.
Число
работников

Объем
выпуска, ед.

1
2
3
4
5
6
7
8

34
64
90
112
130
144
154
160

Предельный
продукт, ед.

Валовой
доход, руб.

Предельны
продукт труда
в денежном
выражении,
руб.

9

162

На основании этих данных и зная, что продукт продается на совершенно
конкурентном рынке по цене 10 руб., заполните таблицу и постройте кривую
предельного продукта труда в денежном выражении, откладывая по
горизонтальной оси количество требуемого труда, а по вертикали –величину
предельного продукта в денежном выражении.
Используя данные задания 1, заполните следующую таблицу.
Дневная ставка оплаты труда,
руб.
380
340
300
260
220
180
140
100

Спрос на труд, кол-во
работников

16. Рассчитайте средние постоянные, средние переменные издержки и средние

общие издержки производства продукции фирмы на основе следующих данных
(за год):
Расходы на сырье и материалы-150 тыс. руб.;
Расходы на освещение-10 тыс. руб.;
Транспортные расходы-20 тыс. руб.;
Расходы на оплату управленческого персонала -70 тыс. руб.;
Расходы на оплату труда производственных рабочих-сдельщиков-200 тыс. руб.;
Стоимость оборудования-3 млн. руб.
Аренда помещения-10 тыс. руб.;
Объем выпуска -2,5 млн. шт. в год.
17. В кафе максимальная оборачиваемость одного места – 12,0 чел.
Фактическая оборачиваемость одного места в отчетном году – 8,5 чел. (т.е.
коэффициент оборачиваемости в отчетном году составляет: 8,5 чел./ 12,0 чел. =
0,71). В будущем году планируется повысить коэффициент оборачиваемости до
0,8. В кафе – 20 мест. Среднее кол-во блюд на 1-гопоситителя – 2,1. Определить
плановую численность посетителей на следующий год и плановый выпуск
блюд на год.
18. Консервный завод г. Севастополь выпускает шпроты по новой технологии
приготовления. Издержки на приобретение и содержание оборудования =
100000 ден. ед. Средние переменные затраты планируются на уровне 150 ден.
ед. Средняя цена шпрот на рынке = 200 ден. ед. за партию.
Определите: какой объем производства обеспечит заводу состояние
безубыточности и при каком объеме производства завод сможет получить

прибыль в сумме 50000 ден. ед.
19. Рыночная цена изделия составляет 95 ден.ед, величина AC составляет 95
ден. ед., при оптимальном выпуске в 15 единиц, в том числе AVC = 70 ден. ед.
Определите экономический результат фирмы, стоит ли ей оставаться на рынке
и если да, то при каком объеме производства?
20. Небольшая обувная фабрика выпускает новую модель туфель. Средние
переменные затраты равны 40 ден. ед. Валовые постоянные затраты составляют
25000 ден. ед. Рыночная цена аналогичных туфель равна 150 ден. ед.
Определите: при какой объеме выпуска фабрика обеспечит себе
безубыточность и при каком объеме она сможет получить прибыль равную
10000 ден. ед.
21. Стоимость оборудования 10000 млн. грн. С первого февраля введено в
эксплуатацию оборудование стоимостью 50 млн. грн., с первого июня выбыло
оборудование стоимостью 30 млн. грн. Объём выпуска продукции 500 тыс. т.,
цена за 1т.-10 тыс. грн. Производственная мощность предпрития-550 тыс. т.
Рассчитайте коэффициент интенсивности использования оборудования и дайте
оценку эффективности использования производственных фондов.
22. Рассчитайте коэффициент сменности работы станков и внесите предложения
по его повышению при следующих условиях: 30 станков работает в одну
смену; 80 – в две смены и 20 станков – в три смены.
Задачи (задания) реконструктивного уровня:
1. Проведите обобщённый горизонтальный анализ Актива баланса предприятия
на основании данных, предствавленных в таблице и сделайте соответствующие
выводы.
Таблица. Актив баланса предприятия
Актив

Необоротные
активы
Оборотные
активы
Затраты
будущих
периодов
Всего активов

На начало
отчётного
периода,
тыс. руб
222322

На конец
отчётного
периода,
тыс. руб.
236834

45803

47333

9018

7854

277143

292021

Отклонения
Абсолютные, Относительные,
%
тыс. руб

2. Рыночная цена единицы сантехники составляет 90 ден. ед., величина АС при
оптимальном объеме выпуска, равном 15 ед. в день, равна 110ден.ед, в том
числе AVC = 70 ден. ед.
Определите: экономический результат фирмы; в каком равновесии она будет
находиться и стоит ли ей оставаться на рынке в краткосрочном периоде. Ответ

подтвердите графическим решением.
3. Совокупный доход и совокупные издержки фирмы описаны функциями:
ТС =1500Q-20Q2
ТR=300Q+10Q2;
Определите: оптимальный объем продаж данной фирмы, цену, по которой она
продает свою продукцию и экономическую прибыль. На каком рынке работает
данная фирма, какую стратегию она осуществляет?
4. Совокупный доход и совокупные издержки фирмы описаны функциями:
ТС= 400Q+30Q;
ТR=2000Q -50Q2
Определите: оптимальный объем продаж данной фирмы, цену, по которой она
продает свою продукцию и экономическую прибыль. На каком рынке работает
данная фирма, какую стратегию она осуществляет?
5. Небольшая косметическая фирма выпускает новую тушь, издержки которой
на техническое оборудование равно 20000 ден. ед. Средние переменные
затраты равны 40 ден. ед. Рыночная цена аналогичной туши на ранке
составляет 80 ден. ед. Определите: Какой объём выпуска обеспечат фирме:
1. Безубыточность производства;
2. При каком объёме фирма может получить прибыль в размере 10 тыс. ден. ед.
6. Модный дом планирует выпуск новой линии платьев. Издержки на
технологическое оборудование для новой производственной линии составят 60
000 ден. ед. Средние переменные затраты равны 100 ден. ед., а рыночная цена
аналогичных платьев равна 200 ден. ед. Определите: при какой объеме выпуска
фирма обеспечит себе безубыточность и при каком объеме она сможет
получить прибыль равную 50000 ден. ед.
7. Совокупный доход и совокупные издержки фирмы описаны функциями:
ТС= 200Q+10Q;
ТR=2000Q -28,2Q2
Определите: оптимальный объем продаж данной фирмы, цену, по которой она
продает свою продукцию и экономическую прибыль. На каком рынке работает
данная фирма, какую стратегию она осуществляет?
8. Рыночная цена изделия составляет 180 ден. ед, величина AC составляет 200
ден. ед., при оптимальном выпуске в 50 единицы, в том числе AVC = 160 ден.
ед. Определите экономический результат фирмы, стоит ли ей оставаться на
рынке и если да, то при каком объеме производства? А если средние
переменные издержки будут составлять 140, 180 ден. ед.?
Задания реконструктивного уровня позволяют оценивать и диагностировать
умения синтезировать, анализировать, обобщать фактический и теоретический
материал с формулированием конкретных выводов, установлением причинноследственных связей:
1. В чём заключаются принципиальные отличия постоянных и переменных
издержек?
2. Приведите пример ситуации, когда увеличение затрат не влечёт за собой рост
расходов?

3. Предложите и обоснуйте, каким образом следует реструктурировать
издержки производственного предприятия при ожидаемом ухудшении
конъюнктуры рынка сбыта.
4. Докажите, что потребность в оборотном капитале на незавершённое
производство линейно зависит от себестоимости сырья
5. Обоснуйте возможные базы отнесения накладных расходов на себестоимость
продукции?
6. Обоснуйте, почему для повышения рентабельности производства не следует
снижать
коммерческие расходы.
7. Выведите аналитическую зависимость рентабельности производства от
производственной себестоимости.
8. Обоснуйте зависимость запаса финансовой прочности от структуры и объёма
издержек..
9. Обоснуйте зависимость оптимальной нормы запаса сырья от ценовых скидок
за размер партии поставки.
10. Сформулируйте виды затрат, учитываемых в классической модели EOQ.
11. Сформулируйте с позиции учёта различных видов затрат принципиальные
отличия классической и модифицированной модели EOQ/
12 . Обоснуйте зависимость потребности в оборотном капитале на
незавершённое производство от себестоимости
13. Какие методы определения амортизационных отчислений Вы знаете? В чём
заключается экономическая сущность этих методов и принципиальные
отличия?
14. Обоснуйте целесообразность применения гиперболической зависимости
при формировании модели, изменения цены единицы сырья от размера партии
поставки?
1.Проведите обобщённый горизонтальный анализ Актива баланса предприятия
на основании данных, представленных в таблице, и сделайте соответствующие
выводы.
Критерии оценки:
- оценка 5 «отлично» ставится за задачу, выполненную полностью без ошибок и
недочетов;
- оценка 4 «хорошо» ставится за задачу, выполненную полностью, но при
наличии в ней не более одного недочета;
- оценка 3 «удовлетворительно» ставится, если в решении задачи допущено не
более трех недочетов или не более двух негрубых ошибок, но ответ получен
правильный;
- оценка 2 «неудовлетворительно» ставится, если в решении задачи допущены
грубые ошибки, в результате которых получен неверный ответ.
2.1.4. Перечень тем для дискуссий на учебном занятии:

Дискуссия — это целенаправленное обсуждение конкретного вопроса,
сопровождающееся обменом мнениями и идеями между двумя и более лицами.

Групповая дискуссия предполагает, что обучающиеся, присутствующие на
практическом занятии, разбиваются на небольшие подгруппы, которые
обсуждают те или иные вопросы, входящие в тему занятия.
Цель дискуссии - обнаружить различия в понимании вопроса и в споре
установить истину. Дискуссии могут быть свободными и управляемыми.
1. В чем состоит основная экономическая проблема?
2. Зачем в стране нужна экономика?
3. Можно ли определить цену выбора в экономике?
4. Каковы основные преимущества крупных организаций?
5. Какова цель коммерческих и некоммерческих организаций?
6. В чем сущность основных фондов?
7. Какие применяются методы оценки основных средств и какова область
применения?
8. Что представляет собой спрос на рабочую силу?
9. Что представляет собой активное население?
10. В чем состоит отличие профессии от специальности?
11. Как формируется функциональная характеристика структуры предприятия?
12. Что характеризует критический (безубыточный) объем продаж?
13. Какие виды цен существуют в зависимости от их свободы от
государственного регулирования?
14. Что представляет собой ассортиментная политика?
15. Назовите причины возрастания роли бизнес плана в современных условиях?
16. Какими методами государство осуществляет свою налоговую политику?
17. Что представляют собой налоги и сборы? Где и кем устанавливаются налоги
и сборы?
18. Какова роль налога на прибыль организаций в экономике и в финансах?
Критерии оценивания участия обучающегося в групповых дискуссиях:
За участие в дискуссии обучающемуся начисляются баллы в соответствии с
критериями, представленными в таблице, а затем путём суммирования баллов
по отдельным характеристикам и автоматического перевода суммы баллов в
стандартные оценки.
Оцениваемые характеристики участия
в групповых дискуссиях
1. Теоретический уровень знаний
2. Качество ответов на вопросы
3. Подкрепление материалов
фактическими данными
4. Практическая ценность материала

Максимум
баллов
10
10
10
10

2.1.5. Перечень тем рефератов и докладов:

Реферат – краткая запись идей, содержащихся в одном или нескольких
источниках, которая требует умения сопоставлять и анализировать различные

точки зрения. Реферат – одна из форм интерпретации исходного текста или
нескольких источников. Поэтому реферат, в отличие от конспекта, является
новым, авторским текстом. Новизна подразумевает новое изложение,
систематизацию материала, особую авторскую позицию при сопоставлении
различных точек зрения. Реферирование предполагает изложение какого-либо
вопроса на основе классификации, обобщения, анализа и синтеза одного или
нескольких источников.
Доклад – это официальное сообщение, посвященное заданной теме, которое
может содержать описание состояния дел в какой-либо сфере деятельности или
ситуации; взгляд автора на ситуацию или проблему, анализ и возможные пути
решения проблемы. Доклад может быть как письменным, так и устным.
Доклад по теме реферата должен сразу планироваться как устное выступление
и соответствовать некоторым дополнительным критериям. Если письменный
текст обязан быть правильно построен и оформлен, грамотно написан и
удовлетворительно раскрывать тему содержания, то для устного сообщения
этого мало. Устное выступление должно хорошо восприниматься на слух, то
есть быть интересно поданным для аудитории. Для представления устного
доклада полезно составить тезисы – опорные пункты выступления докладчика
(обоснование актуальности, описание сути работы, выводы), ключевые слова,
которые помогают логически стройному изложению темы, схемы, таблицы и
т.п. Во время выступления можно опираться на пояснительные материалы,
представленные в виде слайдов, таблиц и пр., которые относятся к
рассматриваемой теме. Это поможет не только вам ярко и четко изложить
материал, но и слушателям наглядно представить и понять проблему, о которой
идет речь в докладе.
Темы рефератов и докладов
1. Организация как хозяйственный субъект
2. Порядок образования и ликвидация субъектов хозяйствования
3. Производственный и технологический процесс, понятие, содержание и
структура
4. Форма организации промышленного производства
5. Экономическая сущность и принципы аренды. Лизинг как форма аренды на
длительный срок.
6. Учет и оценка основного капитала. Способы переоценки.
7. Износ и амортизация основного капитала.
8. Производственная мощность. Показатели использования производственной
мощности.
9.
Понятие
логистики.
Роль,
задачи
и
функции
логистики.
Внутрипроизводственная логистика.
10. Персонал хозяйствующего субъекта.
11. Производительность труда.
12. Основы организации оплаты труда. Формы и системы оплаты труда.
13. Издержки производства и обращения. Цена в условиях рынка.

14. Калькуляция себестоимости и ее значение.
15. Ценовая политика. Виды и системы цен.
16. Стратегия предприятия.
17. Качество и конкурентоспособность продукции.
18. Стоимостные результаты производства продукции (работ и услуг).
19. Прибыль до налогообложения: состав и особенности формирования в
современных условиях.
20. Планирование деятельности организации как функции управления.
21. Стратегическое планирование- составной элемент стратегического
управления.
22. Финансовые риски. Методы управления финансовыми рисками.
Структура реферата:
1) титульный лист;
2) план работы с указанием страниц каждого вопроса, подвопроса (пункта);
3) введение;
4) текстовое изложение материала, разбитое на вопросы и подвопросы (пункты,
подпункты) с необходимыми ссылками на источники, использованные автором;
5) заключение;
6) список использованной литературы;
7) приложения, которые состоят из таблиц, диаграмм, графиков, рисунков, схем
(необязательная часть реферата).
Приложения
располагаются
последовательно,
согласно
заголовкам,
отражающим их содержание.
Критерии и показатели оценивания реферата (доклада)
Критерии
1.Новизна реферированного
текста.
Макс. - 20 баллов

2. Степень раскрытия
сущности проблемы.
Макс. - 30 баллов

Показатели
- актуальность проблемы и темы;
- новизна и самостоятельность в постановке
проблемы, в формулировании нового аспекта
выбранной для анализа проблемы;
- наличие авторской позиции,
самостоятельность суждений.
- соответствие плана теме реферата;
- соответствие содержания теме и плану
реферата;
- полнота и глубина раскрытия основных
понятий проблемы;
- обоснованность способов и методов работы с
материалом;
- умение работать с литературой,
систематизировать и структурировать материал;
- умение обобщать, сопоставлять различные

точки зрения по рассматриваемому вопросу,
аргументировать основные положения и
выводы.
3. Обоснованность выбора
источников.
Макс. - 20 баллов

- круг, полнота использования литературных
источников по проблеме;
- привлечение новейших работ по проблеме
(журнальные публикации, материалы сборников
научных трудов и т.д.).
4. Соблюдение требований к - правильное оформление ссылок на
оформлению.
используемую литературу;
Макс. - 15 баллов
- грамотность и культура изложения;
- владение терминологией и понятийным
аппаратом проблемы;
- соблюдение требований к объему реферата;
- культура оформления: выделение абзацев.
5. Грамотность
- отсутствие орфографических и синтаксических
Макс. - 15 баллов
ошибок,
стилистических погрешностей;
- отсутствие опечаток, сокращений слов, кроме
общепринятых;
- литературный стиль.
Реферат оценивается по 100 балльной шкале, балы переводятся в оценки
успеваемости следующим образом:
Критерии оценки
Качественная оценка индивидуальных
Результативность
образовательных достижений
(правильных ответов)
отметка
вербальный аналог
Выполнено 86-100% заданий
5
отлично
Выполнено 68-85% заданий
4
хорошо
Выполнено 51-67% заданий
3
удовлетворительно
Выполнено менее 51% заданий
2
неудовлетворительно
3. Промежуточная аттестация (дифференцированный зачет)
Вопросы для подготовки к дифференцированный зачету:
1. Предмет, цели и задачи курса Экономика организации
2. Формы организации промышленного производства.
3.Отраслевые особенности организации.
4. Понятие нематериальных активов:виды оценок и амортизация.
5.Организация-важнейшее звено в решении основной экономической
проблемы

6. Основной капитали его роль в производстве.
7 .Организация –юридическое лицо, его признаки.
8. Классификация элементов основного капитала и его структура.
9 .Классификация организаций по признакам.
10. Экономическая сущность и принципы аренды
11.Классификация организаций по организационно-правовым формам
деятельности.
12 Лизинг как форма аренды на длительный срок.
13.Нормативные правовые аспекты, регламентирующие деятельность
организации.
14 Учет и оценка основного капитала.
15.Внешняя среда и ее состав.
16. Способы пероценки.
17.Финансовое обеспечение деятельности организации.
18.Износ и амортизация основного капитала.
19.Производственная мощность: сущность ,виды и факторы.
20.Общая и производственная структура
21.Расчет производственной мощности.
22.Типы производственной структуры.
23.Показатели использования производственной мощности.
24.Производственный и технологический процесс: понятие, содержание
25. Производственный цикл и его структура.
26.Длительность производственного цикла и пути его сокращения.
27. Понятие оборотного капитала: роль и состав и структура.
28.Понятие материальных ресурсов.
29. Форма организации промышленного производства.
30.Показатели использования материальных ресурсов.
31. Понятие и состав издержек производства и обращения.
32.Определение потребности в оборотном капитале.
33. Классификация затрат по признакам.
34.Показатели эффективности использования оборотных средств.
35. Постоянные и переменные затраты.
36.Безубыточный объем выпуска.
37.Рабочее время и его использование. Бюджет рабочего времени.
38.Распределение и использование прибыли.
Критерии оценки устного ответа:
- оценка 5 «отлично» выставляется студенту, если: ответ на вопрос полон; в
ответе продемонстрировано уверенное знание явлений и процессов, к которым
относится терминология; студент может привести примеры, доказывающие
правильность его ответа.
- оценка 4 «хорошо» выставляется студенту, если: в ответе на вопрос упущены
отдельные значимые моменты; в ответе продемонстрировано общее понимание
явлений и процессов, к которым относится вопрос; в ответе использована
специальная терминология; студент не может самостоятельно привести

примеры, доказывающие правильность его ответа, но может проанализировать
примеры, предложенные преподавателем.
- оценка 3 «удовлетворительно» выставляется студенту, если: в ответе на
вопрос имеются существенные упущения; в ответе продемонстрировано общее
понимание явлений и процессов, к которым относится вопрос; студент не
использует специальной терминологии в ответе, но понимает значение
основных терминов; студент не может самостоятельно привести примеры,
доказывающие правильность его ответа, и не может проанализировать
примеры, предложенные преподавателем.
- оценка 2 «неудовлетворительно» выставляется студенту, если: студент не
может (отказывается) ответить на вопрос; в ответе продемонстрировано
непонимание явлений и процессов, к которым относится вопрос; студент не
понимает специальной терминологии; студент не может самостоятельно
привести примеры, доказывающие правильность его ответа, и не может
проанализировать примеры, предложенные преподавателем.


Наверх

На сайте используются файлы cookie. На сайте  осуществляется сбор персональных данных посредством метрических программ (Яндекс.Метрика). Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».