ОП.07 ПОПД

Министерство образования и науки Республики Хакасия
Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение Республики Хакасия
«Черногорский горно-строительный техникум»
КОМПЛЕКТ КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
ДЛЯ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ ОП.07 ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по
специальности 21.02.19 «Землеустройство»

КОМПЛЕКТ КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
ДЛЯ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.07 ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
по специальности 21.02.19 «Землеустройство»

2023

1. Паспорт комплекта контрольно-оценочных средств
1.1. Область применения комплекта контрольно-оценочных средств
Комплект контрольно-оценочных средств предназначен для оценки результатов
образовательных достижений учебной дисциплины ОП.07 Правовое обеспечение
профессиональной деятельности.
Комплект контрольно-оценочных средств содержит задания для проведения
текущего контроля и промежуточной аттестации в форме дифференцированного
зачета.
1.2. Результаты освоения дисциплины, подлежащие проверке
В результате освоения учебной дисциплины ОП.07 Правовое обеспечение
профессиональной
деятельности
обучающийся
должен
обладать
предусмотренными ФГОС по специальности 21.02.19 Землеустройство
следующими
умениями,
знаниями,
общими
и
профессиональными
компетенциями:
Результаты обучения: умения,
знания, общие и
профессиональные
компетенции
У1- использование
необходимых нормативноправовых документов

Показатели оценки
результата
Демонстрация умения
использование
необходимых нормативноправовых документов

У2- защита прав в соответствии
с гражданским, гражданскопроцессуальным и трудовым
законодательством

Демонстрация умения
защита прав в соответствии
с гражданским, гражданскопроцессуальным и
трудовым
законодательством

У3- анализ и оценка
результатов и последствий
деятельности (действия/
бездействия) с правовой точки
зрения

Демонстрация умения
анализ и оценка результатов
и последствий деятельности
(действия/ бездействия) с
правовой точки зрения

З1 - понятие права, правовой
нормы и правоотношений

Демонстрация знания
понятие права, правовой
нормы и правоотношений

З2 - основные положения
Конституции Российской
Федерации

Демонстрация знания
основные положения
Конституции Российской
Федерации

Форма контроля и
оценивания
Тестирование, устный
опрос, экспертное
наблюдение выполнения
заданий на практических
занятиях,
дифференцированный
зачет
Тестирование, устный
опрос, экспертное
наблюдение выполнения
заданий на практических
занятиях,
дифференцированный
зачет
Тестирование, устный
опрос, экспертное
наблюдение выполнения
заданий на практических
занятиях,
дифференцированный
зачет
Тестирование, устный
опрос, экспертное
наблюдение,
дифференцированный
зачет
Тестирование, устный
опрос, экспертное
наблюдение
выполнения заданий на

З3 - понятие правового
регулирования в сфере
профессиональной деятельности

Демонстрация знания
понятие правового
регулирования в сфере
профессиональной
деятельности

З4 - правовое положение
субъектов предпринимательской
деятельности

Демонстрация знания
правовое положение
субъектов
предпринимательской
деятельности

З5- организационно-правовые
формы юридических лиц

Демонстрация знания
организационно-правовые
формы юридических лиц

З6- сделки, обязательства и
договоры в
предпринимательской
деятельности

Демонстрация знания сделки,
обязательства и договоры в
предпринимательской
деятельности

З7- урегулирование споров
между субъектами
предпринимательской
деятельности

Демонстрация знания
урегулирование споров
между субъектами
предпринимательской
деятельности

З8 - права и обязанности
работника и работодателя

Демонстрация знания права и
обязанности работника и
работодателя

З9- понятие государственного
регулирования в обеспечении
занятости населения

Демонстрация знания
понятие государственного
регулирования в обеспечении
занятости населения

практических занятиях,
дифференцированный
зачет
Тестирование, устный
опрос, экспертное
наблюдение
выполнения заданий на
практических занятиях,
дифференцированный
зачет
Тестирование, устный
опрос, экспертное
наблюдение
выполнения заданий на
практических занятиях,
дифференцированный
зачет
Тестирование, устный
опрос, экспертное
наблюдение
выполнения заданий на
практических занятиях,
дифференцированный
зачет
Тестирование, устный
опрос, экспертное
наблюдение
выполнения заданий на
практических занятиях,
дифференцированный
зачет
Тестирование, устный
опрос, экспертное
наблюдение
выполнения заданий на
практических занятиях,
дифференцированный
зачет
Тестирование, устный
опрос, экспертное
наблюдение
выполнения заданий на
практических занятиях,
дифференцированный
зачет
Тестирование, устный
опрос, экспертное
наблюдение
выполнения заданий на
практических занятиях,
дифференцированный
зачет

З10- понятие трудового права и
трудовых правоотношений

Демонстрация знания
понятие трудового права и
трудовых правоотношений

З11- порядок заключения и
расторжения трудового договора

Демонстрация знания
порядок заключения и
расторжения трудового
договора

З12- дисциплина труда

Демонстрация знания
дисциплина труда

З13- материальная
ответственность сторон
трудового договора

Демонстрация знания
материальная
ответственность сторон
трудового договора

З14- понятие и виды трудовых
споров

Демонстрация знания
понятие и виды трудовых
споров

З15- право социальной защиты
граждан

Демонстрация знания право
социальной защиты граждан

З16- понятие административных
правонарушений и
административной
ответственности

Демонстрация знания
понятие административных
правонарушений и
административной
ответственности

ОК.06 Проявлять гражданскопатриотическую позицию,
демонстрировать осознанное

Демонстрирует гражданскопатриотическую позицию,
осознанное поведение на

Тестирование, устный
опрос, экспертное
наблюдение
выполнения заданий на
практических занятиях,
дифференцированный
зачет
Тестирование, устный
опрос, экспертное
наблюдение
выполнения заданий на
практических занятиях,
дифференцированный
зачет
Тестирование, устный
опрос, экспертное
наблюдение
выполнения заданий на
практических занятиях,
дифференцированный
зачет
Тестирование, устный
опрос, экспертное
наблюдение
выполнения заданий на
практических занятиях,
дифференцированный
зачет
Тестирование, устный
опрос, экспертное
наблюдение
выполнения заданий на
практических занятиях,
дифференцированный
зачет
Тестирование, устный
опрос, экспертное
наблюдение
выполнения заданий на
практических занятиях,
дифференцированный
зачет
Тестирование, устный
опрос, экспертное
наблюдение
выполнения заданий на
практических занятиях,
дифференцированный
зачет
Экспертное наблюдение
и оценка деятельности
обучающегося в

поведение на основе
традиционных
общечеловеческих ценностей, в
том числе с учетом
гармонизации
межнациональных и
межрелигиозных отношений,
применять
стандарты антикоррупционного
поведения
ПК 1.1. Выполнять полевые
геодезические работы на
производственном участке

основе традиционных
общечеловеческих
ценностей, в том числе с
учетом гармонизации
межнациональных и
межрелигиозных
отношений, применять
стандарты
антикоррупционного
поведения
Демонстрирует готовность
выполнять полевые
геодезические работы на
производственном участке

ПК 1.2. Выполнять
топографические съемки
различных масштабов

Демонстрирует готовность
выполнять топографические
съемки различных
масштабов

ПК 1.3. Выполнять
графические работы по
составлению картографических
материалов

Демонстрирует готовность
выполнять графические
работы по составлению
картографических
материалов
Демонстрирует готовность
выполнять кадастровые
съемки и кадастровые
работы по формированию
земельных участков
Демонстрирует готовность
выполнять дешифрирование
аэро- и космических
снимков для получения
информации об объектах
недвижимости
Демонстрирует готовность
применять аппаратнопрограммные средства для
расчетов и составления
топографических, межевых
планов
Демонстрирует готовность
проводить техническую
инвентаризацию объектов
недвижимости

ПК 1.4. Выполнять кадастровые
съемки и кадастровые работы
по формированию земельных
участков
ПК 1.5. Выполнять
дешифрирование аэро- и
космических снимков для
получения информации об
объектах недвижимости
ПК 1.6. Применять аппаратнопрограммные средства для
расчетов и составления
топографических, межевых
планов
ПК 2.1. Проводить
техническую инвентаризацию
объектов недвижимости
ПК 2.2. Выполнять
градостроительную оценку
территории поселения

Демонстрирует готовность
выполнять
градостроительную оценку
территории поселения

процессе освоения
учебной дисциплины

Экспертное наблюдение
и оценка деятельности
обучающегося в
процессе освоения
учебной дисциплины
Экспертное наблюдение
и оценка деятельности
обучающегося в
процессе освоения
учебной дисциплины
Экспертное наблюдение
и оценка деятельности
обучающегося в
процессе освоения
учебной дисциплины
Экспертное наблюдение
и оценка деятельности
обучающегося в
процессе освоения
учебной дисциплины
Экспертное наблюдение
и оценка деятельности
обучающегося в
процессе освоения
учебной дисциплины
Экспертное наблюдение
и оценка деятельности
обучающегося в
процессе освоения
учебной дисциплины
Экспертное наблюдение
и оценка деятельности
обучающегося в
процессе освоения
учебной дисциплины
Экспертное наблюдение
и оценка деятельности
обучающегося в
процессе освоения
учебной дисциплины

ПК 2.3. Составлять
технический план объектов
капитального строительства с
применением аппаратнопрограммных средств
ПК 2.4. Вносить данные в
реестры информационных
систем различного назначения
ПК 3.1. Консультировать по
вопросам регистрации прав на
объекты недвижимости и
предоставления сведений,
содержащихся в Едином
государственном реестре
недвижимости (далее - ЕГРН)
ПК 3.2. Осуществлять
документационное
сопровождение в сфере
кадастрового учета и (или)
государственной регистрации
прав на объекты недвижимости
ПК 3.3. Использовать
информационную систему,
предназначенную для ведения
ЕГРН
. ПК 3.4. Осуществлять сбор,
систематизацию и накопление
информации, необходимой для
определения кадастровой
стоимости объектов
недвижимости
ПК 4.1. Проводить проверки и
обследования для обеспечения
соблюдения требований
законодательства Российской
Федерации
ПК 4.2. Проводить
количественный и
качественный учет земель,
принимать участие в их

Демонстрирует готовность
составлять технический
план объектов капитального
строительства с
применением аппаратнопрограммных средств
Демонстрирует готовность
вносить данные в реестры
информационных систем
различного назначения
Демонстрирует готовность
консультировать по
вопросам регистрации прав
на объекты недвижимости и
предоставления сведений,
содержащихся в Едином
государственном реестре
недвижимости (далее ЕГРН)
Демонстрирует готовность
осуществлять
документационное
сопровождение в сфере
кадастрового учета и (или)
государственной
регистрации прав на
объекты недвижимости
Демонстрирует готовность
использовать
информационную систему,
предназначенную для
ведения ЕГРН
Демонстрирует готовность
осуществлять сбор,
систематизацию и
накопление информации,
необходимой для
определения кадастровой
стоимости объектов
недвижимости
Демонстрирует готовность
проводить проверки и
обследования для
обеспечения соблюдения
требований
законодательства
Российской Федерации
Демонстрирует готовность
проводить количественный
и качественный учет земель,
принимать участие в их

Экспертное наблюдение
и оценка деятельности
обучающегося в
процессе освоения
учебной дисциплины
Экспертное наблюдение
и оценка деятельности
обучающегося в
процессе освоения
учебной дисциплины
Экспертное наблюдение
и оценка деятельности
обучающегося в
процессе освоения
учебной дисциплины

Экспертное наблюдение
и оценка деятельности
обучающегося в
процессе освоения
учебной дисциплины

Экспертное наблюдение
и оценка деятельности
обучающегося в
процессе освоения
учебной дисциплины
Экспертное наблюдение
и оценка деятельности
обучающегося в
процессе освоения
учебной дисциплины

Экспертное наблюдение
и оценка деятельности
обучающегося в
процессе освоения
учебной дисциплины
Экспертное наблюдение
и оценка деятельности
обучающегося в
процессе освоения

инвентаризации и мониторинге
ПК 4.3. Осуществлять контроль
использования и охраны
земельных ресурсов
ПК 4.4. Проводить контроль и
анализ информации об активах
и финансовом положении
организации, ее
платежеспособности и
доходности
ПК 4.5. Принимать участие в
составлении бизнес-плана

ПК 4.6. Анализировать
финансово-хозяйственную
деятельность, осуществлять
анализ информации,
полученной в ходе проведения
контрольных процедур,
выявление и оценку рисков

инвентаризации и
мониторинге
Демонстрирует готовность
осуществлять контроль
использования и охраны
земельных ресурсов
Демонстрирует стремление
проводить контроль и
анализ информации об
активах и финансовом
положении организации, ее
платежеспособности и
доходности
Демонстрирует желание
принимать участие в
составлении бизнес-плана
Демонстрирует стремление
анализировать финансовохозяйственную
деятельность, осуществлять
анализ информации,
полученной в ходе
проведения контрольных
процедур, выявление и
оценку рисков

учебной дисциплины
Экспертное наблюдение
и оценка деятельности
обучающегося в
процессе освоения
учебной дисциплины
Экспертное наблюдение
и оценка деятельности
обучающегося в
процессе освоения
учебной дисциплины
Экспертное наблюдение
и оценка деятельности
обучающегося в
процессе освоения
учебной дисциплины
Экспертное наблюдение
и оценка деятельности
обучающегося в
процессе освоения
учебной дисциплины

2. Задания для оценки образовательных достижений дисциплины
2.1.Текущая аттестация.
2.1.1. Теоретические задания для устного опроса.
1. Понятие и виды социальных норм.
2. Необходимость возникновения права. Место правовых норм в системе
социальных норм.
3. Признаки и понятия права.
4. Роль и цели права
5. Нормы права: понятие, структура правовой нормы.
6. Нормативный правовой акт: понятие, виды.
7. Система российского права.
8. Понятие экономики и экономических отношений.
9. Гражданское право как отрасль права: предмет, методы.
10. Источники гражданского права и основания возникновения гражданских
правоотношений.
11. Граждане как субъекты гражданских правоотношений.
12. Предпринимательская деятельность как вид экономической деятельности.
13. Лицензия.
14. Виды (формы) предпринимательства.
15. Понятие и признаки юридического лица.

16. Виды юридических лиц.
17. Правоспособность юридического лица.
18. Учредительные документы юридического лица и его органы управления.
19. Понятие право собственности
20. Содержание право собственности. Форма собственности
21. Частная собственность и еѐ разновидности
22. Государственная собственность и еѐ разновидности. Муниципальная
собственность
23. Субъекты собственности
24. Ограниченные вещные права.
25. Право оперативного управления.
26. Право хозяйственного ведения
27. Понятие сделки.
28. Понятие договора
29. Правомерность (законность) сделки (договора)
30. Форма сделки.
31. Недействительность сделки
32. Правовые последствия недействительных сделок
33. Принцип договора.
34. Содержание договора.
35. Общий порядок заключения договора. Реституция в договоре.
36. Предмет трудового права. Методы трудового права.
37. Понятие и источники трудового права.
38. Понятие трудового договора.
39. Стороны трудового договора. Сроки трудового договора.
40. содержание трудового договора.
41. Порядок заключения трудового договора.
42. Прекращение трудового договора (основания прекращения трудового
договора).
43. Расторжение трудового договора по инициативе работника (собственному
желанию).
44. Расторжение трудового договора по инициативе работодателя.
45. Понятие рабочего времени. Виды рабочего времени.
46. Нормальная продолжительность рабочего времени. Неполное рабочее время
и еѐ виды.
47. Понятие режима рабочего времени.
48. Сверхурочная работа и порядок привлечение к ней. Ненормированный
рабочий день
49. Компенсация за сверхурочные работы
50. Компенсация за ненормированный рабочий день
51. Понятие дисциплины труда.
52. Методы обеспечения дисциплины труда.
53. Меры поощрения.
54. Понятия метода принуждения (взыскания).
55. Виды взысканий.

56. Порядок наложения дисциплинарного взыскания.
57. Порядок снятия дисциплинарного взыскания.
58. Правовое регулирование дисциплины труда.
59. Правила внутреннего распорядка
60. Что такое правонарушение?
61. Назовите юридический состав правонарушения? Какие бывают
правонарушения?
62. Что такое юридическая ответственность?
63. Какие цели ответственности?
64. Назовите виды юридической ответственности.
65. Понятие административного правонарушения.
66. Законодательное регулирование административного правонарушения и
ответственности.
67. Субъект административного правонарушения.
68. Виды административной ответственности.
69. Органы уполномоченные применять административные наказания.
30. Уголовное законодательство.
31. Понятие преступления.
32. Состав преступления.
15. Виды уголовных наказаний.
33. Органы по рассмотрению уголовных дел.
34. Гражданско – правовая ответственность.
Критерии оценки устного опроса:
- оценка 5 «отлично» выставляется обучающемуся, если: ответ на вопрос полон; в
ответе продемонстрировано уверенное знание явлений и процессов, к которым
относится терминология; обучающийся может привести примеры, доказывающие
правильность его ответа.
- оценка 4 «хорошо» выставляется обучающемуся, если: в ответе на вопрос
упущены отдельные значимые моменты; в ответе продемонстрировано общее
понимание явлений и процессов, к которым относится вопрос; в ответе
использована специальная терминология; обучающийся не может самостоятельно
привести примеры, доказывающие правильность его ответа, но может
проанализировать примеры, предложенные преподавателем.
- оценка 3 «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, если: в ответе на
вопрос имеются существенные упущения; в ответе продемонстрировано общее
понимание явлений и процессов, к которым относится вопрос; обучающийся не
использует специальной терминологии в ответе, но понимает значение основных
терминов; обучающийся не может самостоятельно привести примеры,
доказывающие правильность его ответа, и не может проанализировать примеры,
предложенные преподавателем.
- оценка 2 «неудовлетворительно» выставляется обучающемуся, если:
обучающийся не может (отказывается) ответить на вопрос; в ответе
продемонстрировано непонимание явлений и процессов, к которым относится
вопрос; обучающийся не понимает специальной терминологии; обучающийся не

может самостоятельно привести примеры, доказывающие правильность его
ответа, и не может проанализировать примеры, предложенные преподавателем.
2.1.2. Тестовые задания

Тема 1. Современное правопонимание
1. Укажите в последовательности нормативно-правовые акты, которые обладают
высшей юридической силой
а) указы Президента РФ;
б) федеральные законы РФ;
в) постановления Правительства РФ;
г) внутриорганизационные нормативные акты; д) нормативные акты местных
органов.
2. Для какого вида социальных норм свойственно государственнопринудительное воздействие?
а) норм морали;
б) юридических (правовых) норм;
в) религиозных норм;
д) всех перечисленных норм;
е) верный ответ отсутствует.
3. Назовите элемент юридической (правовой) нормы, который определяет меру
государственного взыскания, применяемую к правонарушителю:
а) гипотеза;
б) превенция;
в) презумпция;
г) санкция;
д) все перечисленное;
е) верный ответ отсутствует.
4. Какой из перечисленных нормативно- правовых актов не является
подзаконным:
а) Конституция РФ;
б) указ Президента РФ;
в) постановление Правительства РФ;
г) инструкция Министра образования;
д) все перечисленные;
е) верный ответ отсутствует.
5. Для какого вида социальных норм свойственно государственнопринудительное воздействие?
а) норм морали;
б) юридических (правовых) норм;
в) религиозных норм;
д) всех перечисленных норм;

г) Земельный кодекс РФ
е) верный ответ отсутствует.
6. Правовая норма – это…
а) общеобязательное правило поведения, установленное государством;
б) правило поведения, установленное политической партией;
в) правило поведения, установленное общественной организацией;
г) правило поведения, которое человек выбирает самостоятельно.
7. Какое из перечисленных обстоятельств не является признаком правовой
нормы?
а) утверждение и обеспечение исполнения государством;
б) общеобязательность исполнения;
в) многократная повторяемость;
г) неизменность.
8. Назовите элемент правовой нормы, закрепляющий правила поведения путем
предоставления права и возложения юридической обязанности:
а) презумпция;
б) юридическая фиксация;
в) диспозиция.
9. Источниками права в РФ являются:
а) нормативные правовые акты;
б) судебные решения;
в) договоры;
г) приказы.
10. Основным нормативным актом гражданского права является:
а) Трудовой кодекс РФ;
б) Гражданский кодекс РФ;
в) Уголовный кодекс РФ;
Тема 2. Гражданское право
1. Какие отношения не являются гражданско-правовыми и почему?
а) передача конфискованного имущества по приговору суда в фонд государства;
б) обмен марками между коллекционерами;
в) внесение организацией арендной платы за землю.
2. С достижением, какого возраста гражданское законодательство связывает
наступление у граждан полной дееспособности:
а) с 14 лет;
д) при эмансипации;
б) с момента рождения;
е) с 16 лет;

в) с 18 лет;
ж) при других обстоятельствах
г) с момента вступления в брак;
3. С какого возраста наступает правоспособность?
а) с 16 лет;
б) с 14 лет;
в) с 6 лет;
г) с момента рождения.
д) с 18 лет.
4. Полная дееспособность возникает
а) с 14 лет;
б) с момента рождения;
в) с 18 лет, при вступлении в брак, эмансипации;
г) с 16 лет.
5. Что из ниже перечисленного не является признаком юридического лица: а)
наличие обособленного имущества;
б) возможность быть истцом и ответчиком в суде;
в) самостоятельная гражданско-правовая ответственность; г) наличие товарного
знака организации.
6. Что не является признаком предпринимательской деятельности?
а) самостоятельность;
б) осуществляемая на свой риск;
в) системность в получении прибыли;
г) наличие финансовых возможностей;
д) деятельность зарегистрирована.
7. Срок лицензии на определѐнный вид деятельности:
а) 1 год;
б) 2 года;
в) 3 года;
г) бессрочно
8. Правоспособность юридического лица:
а) общая и особенная;
б) общая и специальная;
в) особенная и специальная;
г) общая и специальная, особенная
9. Лицензия выдается органами, как правило, на срок:
а) исполнительной власти на срок не менее чем на 5 лет;
б) исполнительной власти на срок не менее чем на 3 года;
в) законодательной власти на срок не менее чем на 5 лет;

г) законодательной власти на срок не менее чем на 3 года;
д) исполнительной власти бессрочно
Тема 3. Право собственности и другие вещные права
1. Основной юридический титул для собственника:
а) право владения;
б) право пользования;
в) право распоряжения
2. Кто из указанных лиц не является собственником ?
а) арендатор, владевший домом по договору аренды в течение 20-ти лет;
б) фермер, собравший урожай с принадлежавшего ему участка;
в) гражданин – покупатель боевых автоматов;
г) семья, проживающая в квартире по договору социального найма.
3. Общая собственность это собственность:
а) имущество, находящееся в государственной собственности 2-х или
нескольких субъектов;
б) имущество, находящееся в муниципальной собственности 2-х или нескольких
субъектов;
в) имущество, находящееся в любой собственности 2-х или нескольких
субъектов;
г) имущество, находящееся в частной собственности 2-х или нескольких
субъектов.
4. Частная собственность это собственность:
а) граждан и всех юридических лиц;
б) граждан и неюридических лиц;
в) только граждан;
г) только юридических лиц.
5. Что не является содержанием (правомочием) собственности?
а) пользование;
б) владение;
в) право оперативного управления имуществом;
г) распоряжение.
6. Субъект, имеющий имущество на праве ограниченных вещных прав:
а) распоряжается имуществом по своему усмотрению;
б) использует его в соответствии с законом и с указанием собственника;
в) распоряжается совместно с собственником имущества;
г) распоряжается только на основании указания собственника.
7. Что не является условием действительности сделки?
а) не должна противоречить законодательству;

б) должна быть совершена любым физическим лицом;
в) должна быть совершена в требуемой законом форме;
г) должна быть согласованная воля сторон.
Тема 4. Трудовое право как отрасль права
1. Трудовое право регулирует методом (ами):
а) централизованным (государственным, законодательным) императивным
методом;
б) договорным (диспозитивным) методом;
в) сочетанием централизованного, локального и договорного способов
регулирования;
г) сочетание централизованного с локальным способом регулирования.
2. Трудовые правоотношения регулируются:
а) Трудовым кодексом РФ;
б) Трудовым кодексом РФ и иными федеральными законами, которые должны
соответствовать ТК РФ;
в) Трудовым кодексом РФ иными федеральными законами, которые должны
соответствовать ТК РФ, подзаконными нормативными правовыми актами;
г) Трудовым кодексом РФ иными федеральными законами, которые должны
соответствовать ТК РФ, подзаконными нормативными правовыми актами,
законодательством субъектов РФ, актами органов местного самоуправления,
локальными актами.
3. Сроки предупреждения работника работодателя при увольнении по
собственному желанию:
а) за три дня;
б) за одну неделю;
в) за две недели;
г) за десять дней;
д) за один месяц.
4. Основной трудовой договор заключается:
а) бессрочно;
б) на неопределенный срок;
в) на срок до 10 лет;
г) на срок до 5 лет.
5. Содержанием трудового договора являются:
а) условия определяемые работодателем;
б) условия определяемые работником;
в) совокупностью всех его условий определяемых законодательством и
соглашением сторон;
г) совокупностью всех его условий определяемых законодательством.

6. Выходное пособие не выплачивается:
а) при увольнении в связи с ликвидацией организации;
б) сокращением штатов или численности работников организации;
в) увольнением работника по собственному желанию по уважительным
причинам (семейным обстоятельствам);
г) призывом работника на военную службу.
7. Основные принципы трудового права нашли свое закрепление в:
а) Трудовом кодексе РФ;
б) Гражданском кодексе РФ;
в) Законе РФ «Об образовании»;
г) Уголовном кодексе РФ
8. Трудовые отношения возникают на основании:
а) приѐма на работу работодателем работника
б) письменного заявления работника
в) прибытие на рабочее место работника
г) трудового договора
9. С какого возраста заключается трудовой договор:
а) с 14 лет;
б) с 15 лет;
в) с 16 лет;
г) с 18 лет;
д) с любого возраста при определенных условиях;
10. Основной источник трудового права:
а) Гражданский кодекс РФ;
б) Трудовой кодекс РФ;
в) Уголовный кодекс РФ;
г) Земельный кодекс РФ
11. Сроки трудового договора:
а) бессрочный и на определѐнный срок (срочный трудовой договор) не более
трѐх лет
б) на неопределѐнный срок и на определѐнный срок (срочный трудовой договор)
не более трѐх лет
в) бессрочный и на неопределѐнный срок (срочный трудовой договор) не более
пяти лет
г) на неопределѐнный и определѐнный срок (срочный трудовой договор) не
более пяти лет
Тема 5. Правовое регулирование рабочего времени
1. Не относится к видам рабочего времени:
а) нормальная продолжительность рабочего времени

б) сокращѐнная продолжительность рабочего времени
в) сверхурочная продолжительность рабочего времени
г) неполное продолжительность рабочего времени
2. Продолжительность сверхурочной работы не должна превышать для
работника:
а) 2-х часов в день и 100часов в год
б) 4-х часов в течение 2-х дней подряд и 120 часов в год
в) 2-х часов в течение 2-х дней подряд и 120 часов в год
г) 4-х часов в неделю и 120 часов в год
3. Сокращѐнная продолжительность рабочего времени устанавливается:
а) работодателем
б) работодателем по согласованию с работником
в) федеральным законодательством
г) всеми нормативными правовыми актами
4. В рабочее время включаются:
а) перерывы для отдыха и питания
б) специальные перерывы для обогревания и отдыха
в) отпуска
г) выходные дни
5.Нормальная продолжительность рабочего времени составляет:
а) не свыше 40 часов;
б) 42 часа при согласии профсоюза;
в) 41 час при согласии местного органа труда.
6. Ночным считается временем:
а) с 22. 00 до 7. 00
б) с 22. 00 до 6.00
в) с 22. 00 до 5.00
7. Работодатель оплачивает работу работника, работающего на условиях
неполного рабочего времени:
а) по своему усмотрению;
б) пропорционально отработанному времени или в зависимости от
выполненного его объѐма работ;
в) в зависимости от соглашения работодателя, профсоюза и местного органа по
труду.
8. Нормальная продолжительность рабочего времени:
а) 20 часов в неделю;
б) 25 часов в неделю;
в) 30 часов в неделю;

г) 40 в неделю
9. Оплата при сокращѐнном рабочем времени:
а) по усмотрению работодателя;
б) пропорционально отработанному времени;
в) как при нормальном рабочем времени;
г) вопрос законодательно не урегулирован
10. Перерыв для отдыха и питания:
а) не более 2-х часов и не менее 30 минут б) не более 2-х часов и не менее 30
минут в) не более 2-х часов и не менее 30 минут г) не более 2-х часов и не менее
30 минут
11. Продолжительность ежегодного основного отпуска:
а) 20 календарных дней;
б) 30 календарных дней;
в) 28 календарных дней;
г) 40 календарных дней;
12. О введении новых норм труда работник должен быть извещѐн:
а) не позднее, чем за месяц;
б) не позднее, чем за два месяца;
в) не позднее, чем три месяца
13. Сверхурочные работы не должны превышать:
а) 5 часов в течение двух дней подряд и 100 часов в год;
б) 5 часов в течение двух дней подряд и 110 часов в год;
в) 4 часов в течение двух дней подряд и 120 часов в год;
Тема 6. Дисциплина труда
1. Дисциплинарное взыскание действует:
а) 2 месяца;
б) 1 год;
в) срок действия не установлен
2. Мерой дисциплинарной ответственности является:
а) административный арест;
б) конфискация имущества;
в) увольнение;
г) уплата неустойки.
3. Не является дисциплинарным взысканием:
а) выговор;
б) строгий выговор;
в) замечание;
г) увольнение

4. Дисциплинарное взыскание должно быть применено со дня обнаружения не
позднее:
а) двух недель;
б) одного месяца;
в) шести месяцев;
г) одного года
5. Дисциплинарное взыскание не может быть применено со дня совершения
проступка не позднее:
а) двух недель;
б) одного месяца;
в) шести месяцев;
г) одного года
6. Дисциплинарное взыскание объявляет:
а) суд;
б) административная комиссия;
в) работодатель;
г) прокурор
7. Что не относится к виду дисциплинарного взыскания?
а) предупреждение;
б) замечание;
в) выговор;
г) увольнение.
4. Дисциплинарное взыскание должно быть применено со дня обнаружения не
позднее:
а) двух недель;
б) одного месяца; в) шести месяцев; г) одного года
Критерии оценки:
Критерии оценки
Качественная оценка индивидуальных
Результативность
образовательных достижений
(правильных ответов)
отметка
вербальный аналог
Выполнено 86-100% заданий
5
отлично
Выполнено 70-85% заданий
4
хорошо
Выполнено 51-69% заданий
3
удовлетворительно
Выполнено менее 50% заданий
2
неудовлетворительно

2.1.3. Решение ситуационных задач

Тема 1. Современное правопонимание
Задача 1.
Преподаватель П. заключил договор о возмездном оказании услуг с институтом
повышения квалификации. По этому договору он был обязан читать лекции,
проводить семинарские занятия с группами слушателей в соответствии с
расписанием, составленным институтом. Также он был обязан подготовить
учебно-методический комплекс по своей дисциплине. Оплата его труда
зависела от отработанного учебного времени. Он отработал весь учебный год,
но при уходе в отпуск отпускные ему выплачены не были.
В каких отношениях с институтом находился преподаватель П?
Задача 2.
Менеджеру по продажам В. Организация включила в договор условия о том,
что он при выполнении заданий работодателя сам организует свой труд,
контроль работодателя будет производиться через сдачу отчѐтов в конце
недели, заработная плата будет рассчитываться в процентах от проданных
изделий и минимальный размер не устанавливается. Кроме этого, он несѐт
полную материальную ответственность с упущенной выгодой.
Какой договор заключил менеджер по продажам?
Задача 3.
Начальнику отделения полиции майору Ф. поступила жалоба гражданки Л., 70ти лет, на сержанта полиции К. В жалобе указано, что подросток не уступил
место ей в автобусе. Когда она обратилась к сержанту с требованием
оштрафовать подростка, К. отказался это сделать, и ограничился лишь беседой
с ним.
Какое решение следует вынести по жалобе? Составить письменный ответ на
жалобу.
Задача 4.
Государственная Дума направила запрос в Конституционный Суд РФ о
законности Указа Президента РФ по строительству завода «РТ» без проведения
государственной экологической экспертизы, что противоречит Закону РФ «Об
охране окружающей среды».
Дать юридическую оценку правомерности Указа Президента РФ.
Тема 2. Гражданское право
Задача 1.
Гражданка П. обратилась к работодателю организации с заявлением, в котором
просила не выплачивать мужу заработную плату и премию, а отдавать ей, так
как он систематически пьянствует, чем ставит семью в тяжелое материальное
положение. Какое решение может принять руководитель?
Задача 2.
Обучающийся лицея В., 14 –лет, внѐс в сбербанк на своѐ имя деньги,
полученные им в виде подарка. Через два месяца В. Обратился в сбербанк с
просьбой выдать ему пять тысяч рублей. Однако контролѐр банка отказал ему в
данной просьбе и указал, что деньги могут выдаваться несовершеннолетним

только с письменного согласия родителей.
Обоснован ли отказ работника банка в выдаче денег?
Тема 3. Трудовое право как отрасль права
Задача 1.
Орган исполнительной власти субъекта Федерации принял нормативный
правовой акт, увеличивающий выплаты при увольнении работника по
сравнению с федеральным уровнем.
Имеет ли право субъект Федерации принимать решения, улучшающие
положения работников?
Задача 2.
С работником заключили трудовой договор с месячным испытательным
сроком. По истечении этого срока стороны пришли к письменному соглашению
о том, что в соответствии со ст. 70 ТК РФ испытательный срок продлевается
ещѐ на два месяца, поскольку не удалось проверить деловые качества
работника из-за незначительного объѐма работы.
Дать правовую оценку.
Задача 3.
Работник магазина Г. 1 марта сего года подала заявление, об увольнении по
собственному желанию, в связи с переводом мужа на другую работу в другую
местность. Приказ об увольнении не был издан и Г., продолжала работу.
Спустя два месяца Г. потребовала выдать ей трудовую книжку и произвести с
ней расчет. Как следует поступить работодателю?
Задача 4.
Рабочий ОАО «Заря» приказом 15 июня был уволен по п. 6 подпункта а) ст. 81
ТК РФ за совершенный им 11 июня прогул. В исковом заявлении в суд,
работник пояснил. Что 8 июня он подал заявление об увольнении и поэтому он
должен быть уволен по ст. 80 ТК РФ (по собственному желанию). Дайте
правовую оценку действия работодателя. Расскажите «увольнение работника
по собственному желанию
Тема 4. Правовое регулирование рабочего времени
Задача 1.
И., являющийся родителем ребѐнка в возрасте 11 лет, обратился к
работодателю с письменным заявлением о предоставлении неполного рабочего
дня. Работодатель потребовал от И. предоставить справку от его супруги,
свидетельствующую о том, что она не работает на условиях непоного рабочего
дня.
Правомерно ли требование работодателя?
Задача 2.
Работнику согласно графику отпусков был предоставлен ежегодный
оплачиваемый отпуск с 1 по 29 июня 2017 г. В период отпуска работник
заболел и пробыл на больничном с 12 по 16 июня 2011 г. Работник вышел на
работу 30 июня, предъявил больничный и без согласования с работодателем
ушѐл снова в отпуск на 4 календарных дня. За отсутствие на работе 30 июня

работника уволили по подпункту «а» п. 6 ст. 81 ТК РФ.
Правильно ли поступил работодатель?
Задача 3.
С 4 февраля по 5 августа 2017 г. С. заключила срочный трудовой договор с
администрацией ООО. 31 июля 2017 администрация предупредила работницу
об увольнении в связи с истечением срока трудового договора. С 1 по 7 августа
2017 г. Работница взяла отпуск. С какого дня работница считается уволенной?
Задача 4. В организации работники часто привлекаются к сверхурочным
работам. Руководитель организации попросил у работников дать письменное
согласие на привлечение к сверхурочной работе сразу на месяц вперѐд.
Соответствует ли трудовому законодательству просьба руководителя?
Тема
5.
Административные правонарушения
и административная
ответственность. Преступления и наказания
Задача 1.
Городской совет г. Белгорода, борясь с безбилетным проездом в городском
транспорте, установил своим законом, что за повторный в течение месяца
безбилетный проезд, нарушение считать преступлением и установить за него
наказание – 1 месяц бесплатных работ в муниципальных органах.
Дайте правовую оценку принятому закону. Уголовный закон и уголовное
законодательство.
Задача 2.
Гражданин Б.систематически
злоупотреблял спиртными напитками и
неоднократно нарушал трудовую дисциплину, помещался в мед. вытрезвитель.
В нерабочее время 9 мая, был подобран в парке в состоянии сильного
алкогольного опьянения.
Дайте понятие данному виду ответственности.
Назовите нормативный акт для привлечения Б. к ответственности. Дайте
понятие и назовите виды наказаний по данному нормативному правовому акту.
Задача 3.
20 мая с. г. авиарейсом с аэропорта Чкаловска г. Москвы в принудительном и
контролируемом порядке были выдворены из РФ граждане Таджикистана. Что
это за действия властей? Дайте правовую оценку данным действиям.
Нормативное регулирование. Кто выдворяет? Основания для органа по
выдворению граждан Таджикистана.
Задача 4.
Матрос одного из иностранных судов, находясь в г. Архангельске , употребил
спиртные напитки и начал бить стѐкла в помещении кафе. При задержании его
сотрудниками полиции оказал им сопротивление, выражаясь при этом
нецензурно в их адрес.
Возможно ли привлечение данного лица к уголовной ответственности по
закону РФ?
Критерии оценки:
- оценка 5 «отлично» ставится за задачу, выполненную полностью без ошибок и
недочетов;

- оценка 4 «хорошо» ставится за задачу, выполненную полностью, но при
наличии в ней не более одного недочета;
- оценка 3 «удовлетворительно» ставится, если в решении задачи допущено не
более трех недочетов или не более двух негрубых ошибок, но ответ получен
правильный;
- оценка 2 «неудовлетворительно» ставится, если в решении задачи допущены
грубые ошибки, в результате которых получен неверный ответ.
2.1.5. Перечень тем рефератов и докладов:
Реферат – краткая запись идей, содержащихся в одном или нескольких
источниках, которая требует умения сопоставлять и анализировать различные
точки зрения. Реферат – одна из форм интерпретации исходного текста или
нескольких источников. Поэтому реферат, в отличие от конспекта, является
новым, авторским текстом. Новизна подразумевает новое изложение,
систематизацию материала, особую авторскую позицию при сопоставлении
различных точек зрения. Реферирование предполагает изложение какого-либо
вопроса на основе классификации, обобщения, анализа и синтеза одного или
нескольких источников.
Доклад – это официальное сообщение, посвященное заданной теме, которое
может содержать описание состояния дел в какой-либо сфере деятельности или
ситуации; взгляд автора на ситуацию или проблему, анализ и возможные пути
решения проблемы. Доклад может быть как письменным, так и устным.
Доклад по теме реферата должен сразу планироваться как устное выступление
и соответствовать некоторым дополнительным критериям. Если письменный
текст обязан быть правильно построен и оформлен, грамотно написан и
удовлетворительно раскрывать тему содержания, то для устного сообщения
этого мало. Устное выступление должно хорошо восприниматься на слух, то
есть быть интересно поданным для аудитории. Для представления устного
доклада полезно составить тезисы – опорные пункты выступления докладчика
(обоснование актуальности, описание сути работы, выводы), ключевые слова,
которые помогают логически стройному изложению темы, схемы, таблицы и
т.п. Во время выступления можно опираться на пояснительные материалы,
представленные в виде слайдов, таблиц и пр., которые относятся к
рассматриваемой теме. Это поможет не только вам ярко и четко изложить
материал, но и слушателям наглядно представить и понять проблему, о которой
идет речь в докладе.
Темы рефератов и докладов
1. Понятие правового регулирование в сфере профессиональной деятельности;
2. Проблема укрепления законности и правопорядка на современном этапе.
3. Проблемы и пути формирования правового государства.
4. Правила трудового распорядка дня организации
5. Содержание собственности
6. Содержание договора

7. Порядок заключения договора.
8. Отпуск без сохранения заработной платы
9. Коллективный договор организации
10.«Государство, право и рыночная экономика – это не противники, а тем более
не враги» (Т.В. Кишинина)
11. Функции предпринимательства
12. Понятие экономики и экономических отношений
13. Право и собственность
14. Роль договора в условиях рыночных отношениях
15. Социальный отпуск
Структура реферата:
1) титульный лист;
2) план работы с указанием страниц каждого вопроса, подвопроса (пункта);
3) введение;
4) текстовое изложение материала, разбитое на вопросы и подвопросы (пункты,
подпункты) с необходимыми ссылками на источники, использованные автором;
5) заключение;
6) список использованной литературы;
7) приложения, которые состоят из таблиц, диаграмм, графиков, рисунков, схем
(необязательная часть реферата).
Приложения
располагаются
последовательно,
согласно
заголовкам,
отражающим их содержание.
Критерии и показатели оценивания реферата (доклада)
Критерии
1.Новизна реферированного
текста.
Макс. - 20 баллов

2. Степень раскрытия
сущности проблемы.
Макс. - 30 баллов

Показатели
- актуальность проблемы и темы;
- новизна и самостоятельность в постановке
проблемы, в формулировании нового аспекта
выбранной для анализа проблемы;
- наличие авторской позиции,
самостоятельность суждений.
- соответствие плана теме реферата;
- соответствие содержания теме и плану
реферата;
- полнота и глубина раскрытия основных
понятий проблемы;
- обоснованность способов и методов работы с
материалом;
- умение работать с литературой,
систематизировать и структурировать материал;
- умение обобщать, сопоставлять различные
точки зрения по рассматриваемому вопросу,

аргументировать основные положения и
выводы.
3. Обоснованность выбора
источников.
Макс. - 20 баллов

- круг, полнота использования литературных
источников по проблеме;
- привлечение новейших работ по проблеме
(журнальные публикации, материалы сборников
научных трудов и т.д.).
4. Соблюдение требований к - правильное оформление ссылок на
оформлению.
используемую литературу;
Макс. - 15 баллов
- грамотность и культура изложения;
- владение терминологией и понятийным
аппаратом проблемы;
- соблюдение требований к объему реферата;
- культура оформления: выделение абзацев.
5. Грамотность
- отсутствие орфографических и синтаксических
Макс. - 15 баллов
ошибок,
стилистических погрешностей;
- отсутствие опечаток, сокращений слов, кроме
общепринятых;
- литературный стиль.
Реферат оценивается по 100 балльной шкале, балы переводятся в оценки
успеваемости следующим образом:
Критерии оценки
Качественная оценка индивидуальных
Результативность
образовательных достижений
(правильных ответов)
отметка
вербальный аналог
Выполнено 86-100% заданий
5
отлично
Выполнено 68-85% заданий
4
хорошо
Выполнено 51-67% заданий
3
удовлетворительно
Выполнено менее 51% заданий
2
неудовлетворительно
3. Промежуточная аттестация (дифференцированный зачет)
Вопросы для подготовки к дифференцированный зачету:
1. Понятие и виды социальных норм.
2. Место правовых норм в системе социальных норм.
3. Признаки и понятия права.
4. Роль и цели права
5. Нормы права: понятие, структура правовой нормы.
6. Нормативный правовой акт: понятие, виды.

7. Система российского права.
8. Трудовое право: предмет, методы.
9. Понятие и источники трудового права.
10.Трудовой договор: понятие, стороны.
11. Сроки трудового договора
12. Содержание договора.
13. Порядок заключения трудового договора.
14. Трудовая книжка.
15. Испытание при приѐме на работу.
16. Прекращение трудового договора (основания прекращения трудового
договора).
17. Расторжение трудового договора по инициативе работника (собственному
желанию).
18. Рабочее время: понятия, виды.
19. Режим рабочего времени и его виды.
20. Правовое регулирование времени отдыха: понятие, виды.
21. Правовое регулирование отпусков.
22. Понятие дисциплины труда и методы еѐ обеспечения.
23. Меры поощрения.
24. Метод принуждения (взыскания): понятие, виды.
25. Порядок наложения.
26. Гражданское право как отрасль права: предмет, методы.
27. Источники гражданского права и основания возникновения гражданских
правоотношений.
28. Граждане как субъекты гражданских правоотношений.
29. Предпринимательская деятельность как вид экономической деятельности.
30. Лицензия.
31. Виды (формы) предпринимательства.
32. Понятие и признаки юридического лица.
33. Виды юридических лиц.
34. Правоспособность юридического лица.
35. Учредительные документы юридического лица.
36. Органы управления юридического лица.
37. Право собственности: понятие, содержание
38.Форма собственности.
39. Ограниченные вещные права.
40. Понятие сделки (договора) и еѐ правомерность (законность).
41. Форма сделки.
42. Административное правонарушение: законодательное регулирование,
понятие правонарушения. Субъект правонарушения.
43. Виды административной ответственности и органы уполномоченные их
применять.
44. Уголовное законодательство.
45. Понятие преступления.
46. Состав преступления.

47. Виды уголовных наказаний. Органы по рассмотрению уголовных дел.
Критерии оценки устного ответа:
- оценка 5 «отлично» выставляется обучающемуся, если: ответ на вопрос
полон; в ответе продемонстрировано уверенное знание явлений и процессов, к
которым относится терминология; обучающийся может привести примеры,
доказывающие правильность его ответа.
- оценка 4 «хорошо» выставляется обучающемуся, если: в ответе на вопрос
упущены отдельные значимые моменты; в ответе продемонстрировано общее
понимание явлений и процессов, к которым относится вопрос; в ответе
использована специальная терминология; обучающийся не может
самостоятельно привести примеры, доказывающие правильность его ответа, но
может проанализировать примеры, предложенные преподавателем.
- оценка 3 «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, если: в ответе на
вопрос имеются существенные упущения; в ответе продемонстрировано общее
понимание явлений и процессов, к которым относится вопрос; обучающийся не
использует специальной терминологии в ответе, но понимает значение
основных терминов; обучающийся не может самостоятельно привести
примеры, доказывающие правильность его ответа, и не может
проанализировать примеры, предложенные преподавателем.
- оценка 2 «неудовлетворительно» выставляется обучающемуся, если:
обучающийся не может (отказывается) ответить на вопрос; в ответе
продемонстрировано непонимание явлений и процессов, к которым относится
вопрос; обучающийся не понимает специальной терминологии; обучающийся
не может самостоятельно привести примеры, доказывающие правильность его
ответа, и не может проанализировать примеры, предложенные преподавателем.


Наверх

На сайте используются файлы cookie. На сайте  осуществляется сбор персональных данных посредством метрических программ (Яндекс.Метрика). Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».