ОП.08 ОХРАНА ТРУДА

Министерство образования и науки Республики Хакасия
Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение Республики Хакасия
«Черногорский горно-строительный техникум»
КОМПЛЕКТ КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
ДЛЯ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ ОП.08 ОХРАНА ТРУДА по специальности
21.02.19 «Землеустройство»

КОМПЛЕКТ КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
ДЛЯ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.08 ОХРАНА ТРУДА
по специальности 21.02.19 «Землеустройство»

2023

1. Паспорт комплекта контрольно-оценочных средств
1.1. Область применения комплекта оценочных средств
Комплект контрольно-оценочных средств предназначен для оценки результатов
образовательных достижений учебной дисциплины ОП.08 Охрана труда.
Комплект контрольно-оценочных средств содержит задания для проведения текущего
контроля и промежуточной аттестации в форме дифференцированного зачета.
1.2. Результаты освоения дисциплины, подлежащие проверке
В результате освоения учебной дисциплины ОП.08 Охрана труда обучающийся
должен обладать предусмотренными ФГОС по специальности 21.02.19
Землеустройство следующими умениями, знаниями, общими и профессиональными
компетенциями:
Результаты обучения:
умения, знания, общие и
профессиональные
компетенции
У1- выявлять опасные и
вредные производственные
факторы и соответствующие
им риски, связанные с
прошлым, настоящим или
планируемыми видами
профессиональной
деятельности

У2- использовать средства
коллективной и
индивидуальной защиты в
соответствии с характером
выполняемой
профессиональной
деятельности
У3- проводить вводный
инструктаж подчиненных
работников (персонал),
инструктировать их по
вопросам техники
безопасности на рабочем
месте с учетом специфики
выполняемых работы
У4 - разъяснять
подчиненным работникам
(персоналу) содержание
установленных требований

Показатели оценки
результата
Демонстрация умения
выявлять опасные и
вредные
производственные
факторы и
соответствующие им
риски, связанные с
прошлым, настоящим
или планируемыми
видами
профессиональной
деятельности
Демонстрация умения
использовать средства
коллективной и
индивидуальной защиты
в соответствии с
характером выполняемой
профессиональной
деятельности
Демонстрация умения
проводить вводный
инструктаж подчиненных
работников (персонал),
инструктировать их по
вопросам техники
безопасности на рабочем
месте с учетом
специфики выполняемых
работы
Демонстрация умения
разъяснять подчиненным
работникам (персоналу)
содержание

Форма контроля и
оценивания
Тестирование, устный опрос,
экспертное наблюдение
выполнения заданий на
практических занятиях,
дифференцированный зачет

Тестирование, устный опрос,
экспертное наблюдение
выполнения заданий на
практических занятиях,
дифференцированный зачет

Тестирование, устный опрос,
экспертное наблюдение
выполнения заданий на
практических занятиях,
дифференцированный зачет

Тестирование, устный опрос,
экспертное наблюдение
выполнения заданий на
практических занятиях,

охраны труда
У5 - контролировать навыки,
необходимые для достижения
требуемого уровня
безопасности труда

У6 - вести документацию
установленного образца по
охране труда, соблюдать
сроки ее заполнения и
условия хранения

З1 - системы управления
охраной труда в организации

З2 - законы и иные
нормативные правовые акты,
содержащие государственные
нормативные требования
охраны труда,
распространяющиеся на
деятельность организации
З3 - обязанности работников в
области охраны труда

З4 - фактические или
потенциальные последствия
собственной деятельности
(или бездействия) и их
влияние на уровень
безопасности труда
З5- возможные последствия
несоблюдения
технологических процессов и
производственных
инструкций подчиненными
работниками (персоналом)

установленных
требований охраны труда
Демонстрация умения
контролировать навыки,
необходимые для
достижения требуемого
уровня безопасности
труда
Демонстрация умения
вести документацию
установленного образца
по охране труда,
соблюдать сроки ее
заполнения и условия
хранения
Демонстрация знания
системы управления
охраной труда в
организации
Демонстрация знания
законы и иные
нормативные правовые
акты, содержащие
государственные
нормативные требования
охраны труда,
распространяющиеся на
деятельность организации
Демонстрация знания
обязанности работников в
области охраны труда

Демонстрация знания
фактические или
потенциальные
последствия собственной
деятельности (или
бездействия) и их влияние
на уровень безопасности
труда
Демонстрация знания
возможные последствия
несоблюдения
технологических
процессов и
производственных
инструкций
подчиненными
работниками (персоналом)

дифференцированный зачет
Тестирование, устный опрос,
экспертное наблюдение
выполнения заданий на
практических занятиях,
дифференцированный зачет
Тестирование, устный опрос,
экспертное наблюдение
выполнения заданий на
практических занятиях,
дифференцированный зачет
Тестирование, устный
опрос, экспертное
наблюдение,
дифференцированный
зачет
Тестирование, устный
опрос, экспертное
наблюдение выполнения
заданий на практических
занятиях,
дифференцированный
зачет
Тестирование, устный
опрос, экспертное
наблюдение выполнения
заданий на практических
занятиях,
дифференцированный
зачет
Тестирование, устный
опрос, экспертное
наблюдение выполнения
заданий на практических
занятиях,
дифференцированный
зачет
Тестирование, устный
опрос, экспертное
наблюдение выполнения
заданий на практических
занятиях,
дифференцированный
зачет

З6- порядок и периодичность
инструктирования
подчиненных работников
(персонала)

Демонстрация знания
порядок и периодичность
инструктирования
подчиненных работников
(персонала)

З7- порядок хранения и
использования средств
коллективной и
индивидуальной защиты

Демонстрация знания
порядок хранения и
использования средств
коллективной и
индивидуальной защиты

З8 - порядок проведения
аттестации рабочих мест по
условиям труда, в т.ч.
методику оценки условий
труда и травмобезопасности

Демонстрация знания
порядок проведения
аттестации рабочих мест
по условиям труда, в т.ч.
методику оценки условий
труда и
травмобезопасности
Положительная оценка
вклада членов команды в
общекомандную работу.
Передача информации,
идей и опыта членам
команды.
Использование знания
сильных сторон, интересов
и качеств, которые
необходимо развивать у
членов команды, для
определения
персональных задач в
общекомандной работе.
Формирование понимания
членами команды личной
и коллективной
ответственности.
Регулярное представление
обратной связь членам
команды.
Демонстрация навыков
эффективного общения.
Содействует сохранению
окружающей среды,
ресурсосбережению,
применять знания об
изменении климата,
принципы бережливого
производства, эффективно
действовать в

ОК.04 Эффективно
взаимодействовать и
работать в коллективе и
команде

ОК 07. Содействовать
сохранению окружающей
среды, ресурсосбережению,
применять знания об
изменении климата,
принципы бережливого
производства, эффективно
действовать в чрезвычайных

Тестирование, устный
опрос, экспертное
наблюдение выполнения
заданий на практических
занятиях,
дифференцированный
зачет
Тестирование, устный
опрос, экспертное
наблюдение выполнения
заданий на практических
занятиях,
дифференцированный
зачет
Тестирование, устный
опрос, экспертное
наблюдение выполнения
заданий на практических
занятиях,
дифференцированный
зачет
Экспертное наблюдение и
оценка деятельности
обучающегося в процессе
освоения учебной
дисциплины

Экспертное наблюдение и
оценка деятельности
обучающегося в процессе
освоения учебной
дисциплины

ситуациях
ОК 08. Использовать
средства физической
культуры для сохранения и
укрепления здоровья в
процессе профессиональной
деятельности и поддержания
необходимого уровня
физической
подготовленности

чрезвычайных ситуациях
Использует средства
физической культуры для
сохранения и укрепления
здоровья в процессе
профессиональной
деятельности и
поддержания
необходимого уровня
физической
подготовленности

Экспертное наблюдение и
оценка деятельности
обучающегося в процессе
освоения учебной
дисциплины

2. Задания для оценки образовательных достижений дисциплины
2.1.Текущая аттестация.
2.1.1.Теоретические задания для устного опроса.
Тема 1. Сущность и значение предпринимательской деятельности
1. Какова сущность, цели и задачи предпринимательской деятельности
2. Назовите основные условия, принципы, функции предпринимательской
деятельности.
3. Назовите основные признаки классификации предпринимательства
4. Укажите основные виды предпринимательской деятельности
5. Классификационные признаки малого предпринимательства. Назовите
достоинства и недостатки малого предпринимательства
Тема 2. Объекты и субъекты предпринимательской деятельности
1. Объекты и субъекты предпринимательской деятельности.
2. Укажите субъекты предпринимательского процесса.
3. Каковы организационно-правовые формы предпринимательского процесса.
4. Назовите характерные особенности коллективного предпринимательства
5. Какие виды хозяйственных товариществ Вы знаете? Расскажите о порядке
создания и деятельности хозяйственных товариществ в сельском хозяйстве
6. Определите место хозяйственных обществ в предпринимательской
деятельности на селе. Какие виды хозяйственных обществ Вы знаете, в чем их
отличительные особенности?
7. Какие отличительные особенности имеет сельскохозяйственный кооператив?
В чем отличия производственного и потребительского кооперативов?
8. Какие виды унитарных предприятий Вы знаете? В чем их отличия и
особенности функционирования?
Тема 3. Виды предпринимательской деятельности
1. Производственное предпринимательство
2. Финансовое предпринимательство
3. Коммерческое предпринимательство
4. Консультационное предпринимательство
5. Коммерческое предпринимательство.

6. Определение расчетной цены товара.
7. Влияние изменений цены реализации на объем продаж.
Тема 4. Экономическое регулирование предпринимательской деятельности
1. Какова роль государства в экономическом регулировании и стимулировании
предпринимательской деятельности?
2. Назовите основные направления, способы и методы экономического
регулирования предпринимательской деятельности.
3. Какие неблагоприятные последствия для властных органов и
предпринимателей влечет за собой нарушение законодательства, регулирующего
их отношения.
4. Какие действия хозяйствующих субъектов и властных органов считаются
направленными на ограничение конкуренции?
5. Направления и методы регулирования, антимонопольное регулирование
6. Государственное регулирование цен на товары, работы и услуги
7. Регулирование качества продукции, работ и услуг
8. Налоговое регулирование
Тема 5. Создание собственного дела
1. Условия, необходимые для создания собственного дела,
предпринимательской деятельности
2. Формы создания предприятия (бизнеса)
3. Лицензирование отдельных видов деятельности
4. Прекращение деятельности предпринимательской организации.
5. Определение стоимости лицензии..
6. Расчет рыночной арендной цены.
7. Прогнозирование банкротства предприятия.
Тема 6. Бизнес-планирование в деятельности предпринимателей
1. Функции бизнес-планирования
2. Значение бизнес-плана
3. Структура бизнес-плана
4. Исходная информация для составления бизнес-плана.
5. Структура и методика составления бизнес-плана.
Тема 7. Коммерческая деятельность предпринимателя
1. Виды коммерческих сделок
2. Методы проведения коммерческих сделок
3. Этапы осуществления сделок
4. Порядок осуществления коммерческих сделок
5. Виды договоров на предприятиях АПК.
6. Договор купли-продажи
7. Способы обеспечения обязательств по договорам

стадии

Тема 8. Риски предпринимательской деятельности
1. Понятие и сущность рисков в предпринимательстве.
2. Классификация рисков.
3. Система управления рисками: процесс управления рисками на предприятии,
Методы управления рисками.
4. Управление информационными рисками,
5. Методы финансирования рисков.
Критерии оценивания:
– оценка 5 «отлично» – ответ полный и правильный на основании изученных
теорий; материал изложен в определенной логической последовательности,
литературным языком; ответ самостоятельный;
– оценка 4 «хорошо» – ответ достаточно полный и правильный на основании
изученных материалов; материал изложен в определенной логической
последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки;
– оценка 3 «удовлетворительно» – при ответе допущена существенная ошибка,
или в ответе содержится 30-60% необходимых сведений, ответ несвязный;
– оценка 2 «неудовлетворительно» – результат, содержащий неполный
правильный ответ (степень полноты ответа – менее 30%), неправильный ответ
(ответ не по существу задания) или отсутствие ответа.
2.1.2. Тестовые задания (вопросы для формирования тестов по темам

дисциплины)
Тема 1. Сущность и значение предпринимательской деятельности
1. Определить какие положения относятся к задачам предпринимательской
деятельности
1. Стремление максимально проявить и реализовать индивидуальные замыслы,
способности, инициативу, самостоятельность и творчество, освободившись от
необходимости подчинения при работе по найму.
2. Подержание ликвидности организации, то есть постоянного наличия
денежных средств и других ликвидных активов, позволяющих осуществлять
немедленные выплаты по обязательствам.
3. Обоснование и выбор наиболее приемлемой организационно-правовой формы
предпринимательства.
4. Самоутверждение в обществе и своем непосредственном окружении в более
значимом социальном статусе.
5. Соблюдение экологических и этико-социальных требований, которые
предусматривают ответственность предпринимателя перед обществом,
покупателями, партнерами по бизнесу и будущими поколениям
6. Надежда заработать в «собственном деле» больше, нежели это удается в
качестве наемного работника.
7. Изучение рыночной ситуации и оценка возможностей действующих и
потенциальных конкурентов.
8. Обоснование и практическое освоение оптимального производственного
направления, размера и построения собственного дела.

2.
Определить
какие
положения
относятся
к
стимулам
предпринимательской деятельности
1. Стремление максимально проявить и реализовать индивидуальные замыслы,
способности, инициативу, самостоятельность и творчество, освободившись от
необходимости подчинения при работе по найму.
2. Подержание ликвидности организации, то есть постоянного наличия
денежных средств и других ликвидных активов, позволяющих осуществлять
немедленные выплаты по обязательствам.
3. верны ответы 1,4,6
4. Самоутверждение в обществе и своем непосредственном окружении в более
значимом социальном статусе.
5. Соблюдение экологических и этико-социальных требований, которые
предусматривают ответственность предпринимателя перед обществом,
покупателями, партнерами по бизнесу и будущими поколениям
6. Надежда заработать в «собственном деле» больше, нежели это удается в
качестве наемного работника.
7. Изучение рыночной ситуации и оценка возможностей действующих и
потенциальных конкурентов.
3. Выбрать один правильный ответ Коммерческая информация
представляет собой:
а) совокупность знаний для участников рынка, имеющих коммерческую ценность, отчужденных от первоначального носителя информации и ставшая
сообщениями в результате сбора, накопления и анализа информации;
б) совокупность знаний для участников рынка, имеющих экономическую
ценность и защищенная от внешнего доступа;
в) совокупность знаний для участников рынка, доступных всем и всегда,
распространяемая в сети Интернет;
г) совокупность знаний для участников рынка, имеющих экономическую
ценность, отчужденных от первоначального носителя информации в результате
сбора информации.
д) сведения о сложившейся ситуации на рынке различных товаров и услуг
4. Выбрать один правильный ответ. Внутренняя предпринимательская
среда представляет собой:
а) совокупность информационных потоков, возникающих между предприятием и
рынком;
б) совокупность информационных потоков, возникающих внутри предприятия;
в) совокупность информации о рыночных процессах;
г) совокупность информации, отражающей уровень конкурентоспособности
предприятия
5.
Установите
2
источника
первичной
предпринимательских формирований
1. Информация, полученная во время деловых контактов

информации

для

2. Информация статистического, обзорного характера
3. Письменная служебная информация
4. Информация общеэкономического характера
5. Бухгалтерская отчетность
6. Маркетинговые исследования по конкретным группам товаров.
6.
Установите
4
источника
первичной
информации
предпринимательских формирований
1. Информация, полученная во время деловых контактов
2. Информация статистического, обзорного характера
3. Письменная служебная информация
4. Информация общеэкономического характера
5. Бухгалтерская отчетность
6. Маркетинговые исследования по конкретным группам товаров.

для

Тема 2. Виды предпринимательской деятельности
1. В этом виде деятельности определяющую роль играют товарноденежные и торгово-обменные операции:
а) финансовая;
б) производственная;
в) коммерческая
в) консультативная
2. Укажите статьи затрат сельскохозяйственного предпринимателя,
которые относятся к производственному предпринимательству:
а) наем работников для выполнения различных коммерческих операций;
б) организация эмиссии простых акций;
в) ремонтно-строительные работы в животноводстве;
г) аренда торговых складов;
д) плата процентов за краткосрочный кредит;
е) рекламная деятельность;
ж) приобретение семян.
3. Укажите статьи затрат сельскохозяйственного предпринимателя,
которые относятся к коммерческому предпринимательству:
а) наем работников для выполнения различных коммерческий операций;
б) организация эмиссии простых акций;
в) ремонтно-строительные работы в животноводстве:
г) аренда торговых складов;
д) плата процентов за кредит;
е) рекламная деятельность;
ж) приобретение семян.
4. Укажите статьи затрат с-х предпринимателя, которые относятся к
финансовому предпринимательству:

а) наем работников для выполнения различных коммерческих операций;
б) организация эмиссии простых акций;
в) ремонтно-строительные работы в животноводстве;
г) аренда торговых складов;
д) плата процентов за кредит;
е) рекламная деятельность;
ж) приобретение семян.
5. По количеству собственников предпринимательская
может быть:
а) личной;
б) индивидуальной;
в) универсальной;
в) коллективной.

деятельность

6. При индивидуальном предпринимательстве:
а) в собственности у предпринимателя находится единственный объект;
б) предпринимательством занимается субъект без права найма работников;
в) собственность принадлежит одному физическому лицу.
7. По виду или назначению предпринимательская деятельность может
быть:
а) производственной;
б) коммерческой;
в) некоммерческой;
г) финансовой.
д) консультационной
8. Производственное предпринимательство — вид бизнеса, основу которого
составляет деятельность:
а) коммерческая;
б) финансовая;
в) производственная.
Тема 3. Объекты и субъекты предпринимательской деятельности
1. Является ли хозяйственное товарищество юридическим лицом:
А. Не является, так как представляет собой объединение участников на основе
общей долевой собственности
Б. Является
В. Юридическими лицами являются только полные хозяйственные товарищества
2. Какие организационно-правовые формы можно отнести к коммерческому
типу организации:
А. Потребительский кооператив
Б. Закрытое акционерное общество

В. Фонд
Г. Производственный кооператив
Д. Товарищество на вере
Е. Союз
3. Укажите минимальную величину начального капитала для организаций
разной организационно-правовой формы:
1. Закрытое акционерное общество
2. Производственный кооператив
3 Открытое акционерное общество
А. Минимальный размер законодательно не установлен
Б. 100-кратный размер минимальной оплаты труда
В. 1000 –кратный размер минимальной оплаты труда
Г. 1 000 000 млн. евро по рыночному курсу на дату регистрации
4. Для государственного предприятия, основанного на праве хозяйственного
ведения, характерно то, что:
а) собственник имущества предприятия не отвечает по обязательствам
предприятия;
б) собственник имущества предприятия отвечает по обязательствам
предприятия;
в) предприятие отвечает по долгам собственника имущества;
г) предприятие не отвечает по долгам собственника имущества
5. Субъектами предпринимательства могут быть
а) только отдельные частные лица
б) только объединения партнеров:
в) как отдельные лица, так и объединения партнеров.
6. Важнейшие черты предпринимательства:
а) мобильность
б) динамичность
в ) стабильность
7. Занятие предпринимательством связано:
а) с умеренным риском;
б) минимальным риском;
в) высокой степенью риска.
8. Предприниматель:
а) лично заинтересован в стабильной работе предприятия;
б) не заинтересован в стабильной работе предприятия;
в) косвенно заинтересован как держатель части акций.
9. Формула предпринимательства:

а) высокий уровень неопределенности в условиях рынка,
б) получение максимальной прибыли при минимальном pиске
в) стабильная работа предприятия.
Тема 4. Экономическое регулирование предпринимательской деятельности
1. Какие из нижеуказанных действий не относятся к монополистической
деятельности:
А. Злоупотребления хозяйствующими субъектами доминирующим положением
на рынке.
Б. Соглашения (согласованные действия) хозяйствующих субъектов,
ограничивающие конкуренцию.
В. Акты и действия федеральных органов исполнительной власти, органов
исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления,
направленные на ограничение конкуренции.
Г. ФЗ РФ «О государственном регулировании АПК»
2. Регулируемая цена - это цена, которая:
а) складывается на рынке без прямого государственного воздействия под
влиянием спроса и предложения;
б) устанавливается при прямом государственном воздействии на ее уровень
путем установления верхнего (или нижнего) предела цены, предельного уровня
рентабельности и др. способами;
в) твердо установленная цена.
3. Определите соответствие нижеследующих положений методам
регулирования качества продукции:
а) Подтверждение соответствия качества продукции требованиям нормативных
документов по стандартизации;
б) Проверка средств измерения при выпуске из производства или ремонта, ввозе
по импорту, а также находящихся в эксплуатации;
в) Требования, предъявляемые к качеству продукции (качественные
характеристики, параметры, требования технической эстетики и эргономики).
1. Метрология
2. Стандартизация
3. Сертификация
4. Выбрать 2 правильных ответа: Основанием для отказа в предоставлении
лицензии является:
1. Наличие в документах, представленных соискателем лицензии, недостоверной
или искаженной информации
2. Несоответствие соискателя лицензии, принадлежащих ему или используемых
им объектов лицензионным требованиям и условиям
3. верны варианты 1,2
4. Несоответствие квалификации соискателя лицензии на разрешение занятием
соответствующих видов деятельности.

Тема 5. Создание собственного дела
1. Какие из нижеуказанных форм нельзя отнести к организации
собственного дела:
А. Приобретение предприятия
Б. Учреждение собственного дела в определенной организационно-правовой
форме
В. Аренды предприятия для осуществления предпринимательской деятельности.
Г. Использование метода франчайзинга
Д. Лицензирование
2. Выбрать правильные ответы:
При государственной регистрации в качестве предпринимателя гражданин
представляет в регистрирующий орган следующие документы:
а) заявление, составленное по установленной форме;
б) решение о создании юридического лица;
в) учредительные документы;
г) свидетельство об уплате госпошлины
д) справку о постановке на учет в налоговом органе.
3. Эффективность работы предприятия в условиях рынка зависит от
следующих внутренних факторов, связанных:
а) с инфляционными процессами;
б) деятельностью государства;
в) совершенствованием организации производства;
г) со спецификой производства.
5. Причины прекращения деятельности предприятия:
а) убыточность производства;
б) реализация предпринимательских способностей;
в) отсутствие или резкое падение спроса на выпускаемую продукцию.
6. Инвестиции представляют собой
а) вложение денежных средств в различные
материального богатства или активы;
б) долгосрочные вложения в рационализацию:
в) долгосрочные вложения в технологию

формы

финансового

Тема 6. Бизнес-планирование в деятельности предпринимателей
1. Укажите, кто не принимает участие в разработке бизнес-плана
1 Юрист предприятия;
2. Привлеченные эксперты;
3. Вышестоящая организация;
4. Экономическая и финансовая службы предприятия;
5. Федеральные и муниципальные органы;

и

6. Технологические службы предприятия
2. Установите, в каком разделе бизнес-плана решаются приведенные ниже
задачи:
1. Рынки сбыта товаров
2. Введение
3. Стратегия финансирования
4 План маркетинга
А. Определение способа реализации товаров, работ, услуг; определение уровня и
способа установления цен на конечный результат деятельности; организация
рекламной компании, формы обеспечения и поддержания репутации
предприятия и производимых им товаров.
Б. Определение емкости рынка и объема рыночного спроса, сегментирование
рынка.
В. Определение цели и направлений деятельности предприятия, выявление
отличительных особенностей производимой продукции и ее привлекательности
для потенциальных клиентов, прогнозирование финансовых результатов от
основного вида деятельности.
Г. Определение необходимой величины и источников получения
инвестируемого капитала, прогнозирование формы и времени получения
эффекта от вложений.
3. Укажите, 2 вида документов, которые не составляются в «Финансовом
плане» стандартного бизнес-плана:
а) сводный план капитальных вложений и титульный список объектов
подлежащих строительству, приобретению, капитальному ремонту,
б) прогноз объемов производства,
в) прогноз объемов продаж и выручки;
г) баланс денежных доходов и поступлений;
д) расчет доходов, затрат и прибыли;
е) распределение прибыли
ж) баланс активов и пассивов изначальный и на конец каждого отчетного
периода.
4. Укажите 3 правильных ответа. Для каких целей составляется бизнесплан:
1. Демонстрация надежности задуманного дела
2. Оперативный документ для ежеквартальной отчетности в налоговые органы
3. Тщательный анализ предпринимательской идеи для принятия решения о
целесообразности осуществления проекта.
4. Приложение к договору о поставках продукции.
5. Годовая отчетность в органы статистки.
6. Обоснование размера и источников инвестиций для реализации проекта
5. Укажите перечень вопросов, рассматриваемых в разделе «Конкуренты на

рынках сбыта» стандартного бизнес-плана.
а) Сколько конкурентов по данному товару имеется на данном сегментерынка,
ка-ковы их рыночные позиции по объему и номенклатуре товаров?
б) Какие каналы сбыта используют конкуренты, какова их политика в области
сбыта?
в) Какие преимущества имеет товар предпринимателя перед товарами
конкурентов?
г) Какова емкость рынка по данному товару?
д) Какова степень насыщенности товаром данного сегмента
е) Какие недостатки имеет товар предпринимателя перед товарами конкурентов?
ж) Какую часть рынка контролируют крупные организации
6. Укажите 5 вопросов, рассматриваемых в разделе «План маркетинга»
стандартного бизнес-плана
а) Что представляет собой товар, каковы специфические требования рынка и
насколько полно соответствует им товар?
б) Новые способы привлечения покупателей
в) Какой товарный знак имеет товар, какой метод продаж наиболее эффективен
для него?
г) эффективные методы ценообразования
д) себестоимость и уровень рентабельности товара,
е) план выпуска и продажи товаров
ж) какие виды транспорта используются для перевозки грузов
з) Как будет организовано производство товара?
и) Насколько рынок заполнен данным товаром?
Тема 7. Коммерческая деятельность предпринимателя
1. Под коммерческой сделкой понимают:
а) деятельность, направленную на получение прибыли посредством куплипродажи товаров;
б) деятельность, обеспечивающую процесс товародвижения и направленную на
получение прибыли;
в) соглашение между двумя или несколькими сторонами на поставку товаров
(продукции, работ или услуг) в соответствии с условиями, установленными в
соглашении
2. Определить 2 верных ответа:
А) Если в сделке участвуют представители иностранных фирм,
зарегистрированные в стране покупателя или продавца, то такую сделку можно
считать международной.
Б) Если в сделке участвуют представители одной страны, то такую сделку можно
считать внутренней.
В) верны варианты Б.Д
Г) Если в сделке участвуют представители разных стран незарегистрированные
на территории страны продавца или покупателя, то ее можно считать

внутренней.
Д) Если в сделке участвуют, представили разных стран, то она является
международной.
3. Какому виду коммерческой сделки соответствуют следующие операции:
А. Основные
Б. Вспомогательные
В. Бартерные
4. Определить одно верное выражение
1. Инициативное предложение направляется продавцом и представляет собой
максимальную информацию возможному покупателю о предлагаемом товаре
условиях его поставки.
2. Запрос направляется в том случае, когда контрагенты по сделке имеют
постоянные длительные связи или связаны договорными обязательствами.
3. Твердое предложение направляется покупателем и представляет собой
максимальную информацию возможному производителю о закупке возможного
товара и условиях его поставки.
5. Выбрать один правильный ответ.
Под коммерческой сделкой понимают:
а) деятельность, направленную на выполнение посреднических операций при
осуществлении купли-продажи товаров;
б) взаимодействие двух или нескольких хозяйствующих субъектов, основанное
на письменном или устном соглашении, с целью получения взаимной выгоды.
в) самостоятельная деятельность граждан, направленная на получение прибыли
Тема 8. Риски предпринимательской деятельности
1. Выберите один или несколько правильных ответов
Укажите виды предпринимательского риска:
а) экономический, кредитный, материальный;
б) управленческий, финансовый, ценовой;
в) производственный, коммерческий, финансовый, политический
2. Выбрать один правильный ответ. К коммерческим рискам относят:
А.. Вероятность нанесения вреда третьим лицам
Б. Опасности, возникающие при перевозке грузов
В. Погодно-климатические условия
Г. Освоение конкурентами новых технологий
Д. Вероятность потерь финансовых ресурсов
3. Выберите один правильный ответ
К методам менеджмента риска относят:
а) статистический, экспертный, расчетно-аналитический;
б) избежание, удержание, снижение, передача;

в) балансовый, аналитический, экономико-математический.
4. Укажите 4 фактора коммерческого риска:
а) повышенные материальные затраты на производство товара
б) неблагоприятное изменение цены закупаемого товара
в) повышение ставки рефинансирования,
г) непредвиденное снижение объема закупки товара в сравнении с намеченным
(проектным)
д) превышение издержек обращения в сравнении с проектным
е) потери или снижение качества продукции
ж) неплатежеспособность покупателей.
5. Укажите 3 фактора финансового риска:
а) неплатежеспособность одной из сторон сделки
б) изменение курса ценных бумаг
в) непредвиденные пошлины, отчисления
г) ограничения на валютно-денежные операции
Критерии оценивания:
Критерии оценки
Качественная оценка индивидуальных
Результативность
образовательных достижений
(правильных ответов)
отметка
вербальный аналог
Выполнено 86-100% заданий
5
отлично
Выполнено 70-85% заданий
4
хорошо
Выполнено 51-69% заданий
3
удовлетворительно
Выполнено менее 50% заданий
2
неудовлетворительно
2.1.3. Решение экономических задач

Задачи репродуктивного уровня
Задача 1. После тщательного исследования рынка руководство предприятия
поставило цель: увеличить объем реализации продукции на 60% за счет: 1)
снижения продаж ной цены единицы продукции на 5 тыс. рублей; 2) увеличения
расходов на рекламу на 10 000 тыс. руб.
Необходимо: провести анализ, выполнить расчеты и установить, выгодны ли для
предприятия предполагаемые действия руководства, если известно, что
предприятие продает ежегодно по 15 000 единиц изделий В по цене 25 тыс. руб.
за единицу. Переменные расходы в расчете на единицу продукции (Куд)
составляют 10 тыс. руб. Постоянные рас ходы предприятия (С равны 150 000
тыс. руб.
Задача 2. Руководство предприятия поставило цель — в следующем году
увеличить выручку от реализации продукции на 40 000 тыс. руб. за счет

увеличения расходов на рекламу на 10 000 тыс. руб. Требуется проанализировать
данную ситуацию и опреде лить: будет ли выгодно для предприятия увеличить
расходы на рекламу на указанную сумму, если известно, что коэффициент
маржинальной прибыли на данном предприятии составляет 0,7.
Задача 3. Объем продаж равен 1000 единиц, цена реализации единицы
продукции — 60 руб., а переменные затраты на единицу продукции — 35 руб.
Предполагаемое повышение цены реализации на 10% не создаст
дополнительных постоянных и переменных затрат. Определить процент
безубыточного изменения объема продаж.
Задача 4.Требуется определить безопасность коммерческой деятельности
предприятия, а также установить влияние на безопасность коммерческой
деятельности следующих факторов:
- увеличения выручки от реализации продукции на 10%;
- уменьшения постоянных расходов предприятия на 10%.
Исходные данные для решения задачи
Показатель
Численное значение
1. Выручка от реализации продукции, млн руб.
350
2. Переменные расходы предприятия, млн руб.
230
3. Маржинальная прибыль, млн руб.
120
4. Постоянные расходы, млн руб.
100
5. Прибыль, млн. руб.
20
6. Продажная цена единицы продукции, тыс. руб./шт.
350
7. Объем реализации, шт.
1000
8. Переменные затраты в расчете на единицу продукции, тыс.руб./шт.
230
Задача 5. АО ожидает в 1 год дивиденд 1000 рублей на акцию, предполагается
рост дивиденда на 7 % в год в течение 3 лет по истечению которых
прогнозируемая цена со-ставит 14 тыс. рублей, если норма дохода на
инвестированный рубль равна 15%, какова будет цена акции в начале первого
года ?
Задачи реконструктивного уровня
Задача 1. Ежемесячный выпуск продукции требует следующих затрат, тыс. руб.:

Затратная статья

Базовый
вариант
550

Первый
планируемый
вариант
605

Второй
планируемый
вариант
605

Основные
производственные
материалы
Электроэнергия,
необходимая на
производственные
нужды
Вспомогательные
производственные
материалы
Заработная плата
(сдельная)
производственных
рабочих
Электроэнергия,
необходимая на
непроизводственные
нужды
Аренда
Амортизационные
отчисления
Транспортные
издержки, связанные
с перевозкой
продукции на склад,
разложенный вне
территории
предприятия
Административные
издержки
Заработная плата
служащих
Услуги консигнанта

14

15,4

15,4

110

121

121

120

132

132

5

5

5

110
69

110
119

110
69

18

-

-

45

45

45

65

65

65

-

-

20

Объем производства — 5000 изделий. Отпускная цена изделия — 400 руб.
Планируется увеличить объем производства на 10% и реорганизовать
производство. По одному из предложенных вариантов реорганизации
производства в результате строительства склада на территории предприятия
сумма амортизационных отчислений увеличится на 50 тыс. руб. Другой вариант
не предполагает строительства. По этому варианту на основании договора
поручения вывоз товара будет осуществлять консигнант; стоимость услуги

консигнант оценивает в 20 тыс. руб. Заполните таблицу и рассчитайте общие
(валовые) издержки и бухгалтерскую прибыль для обоих вариантов. Какой
вариант выгоднее?
Задача 2. Предприятие рассматривает вопрос о том, стоит ли вкладывать 150
тыс. руб. в проект, который через два года принесет доход 200 тыс. руб. Принято
решение вложить деньги только при условии, что годовой доход от этой
инвестиции составит не менее 10 %, который можно получить, если положить
деньги в банк. Для того чтобы через два года получить 200 тыс. руб., компания
сейчас должна вложить под 10 % годовых 165 тыс. руб. (200 • 1 / 1,12)> Проект
дает доход в 200 тыс. руб. при меньшей сумме инвестиций (150 тыс. руб.), это
значит, что ставка дохода превышает 10 %, следовательно, проект является
выгодным.
ДДП положено в основу методов определения чистой (приведенной) текущей
стоимости проектов и уровня их рентабельности.
Задача 3.Проект предусматривает инвестиции в сумме 500 тыс. руб. Ожидаемая
годовая прибыль — 120 тыс. руб. на протяжении шести лет. Альтернативная
доходность капитала равна 15 %. Выгоден ли этот проект? Обеспечит ли он
необходимую отдачу капиталу?
Задача 4. На предприятии возникла идея диверсификации производства (закупка
миниперерабатывающего молококомплекса) На основе разработки бизнес-плана
было установлено, что на приобретение комплекса потребуются инвестиции в
размере 1,5 млн.руб, а доходы по годам составят:
1 год- 0,5 млн.руб
2 год – 1 млн.руб
3 год – 1,7 млн.руб
4 год -2,5 млн.руб.
5 год- 3,2 млн.руб.
Нормативный срок службы 5 лет. Ставка дисконта принимается на уровне 12%
годовых. Определите показатели эффективности инвестиций на приобретение
комплекса.?
Задача 5. Менеджер с-х предприятия рассматривает вопрос о необходимости
покупки нового оборудования для животноводческой фермы, которое стоит 100
тыс. д.е. и прослужит в течение 3 лет. Использование этого оборудования
позволит сэкономить 40 тыс. д.е. за первый год, 40 тыс. д.е. за второй и 20 тыс.
д.е. за третий. После этого оборудование может быть продана на вторичном
рынке за 10 тыс. д.е. Существует альтернативный вариант: вместо покупки этого
оборудования инвестировать деньги с гарантирован-ной процентной ставкой
10%. Что выгоднее для с-х предприятия: купить данное оборудование или
инвестировать деньги под 10%, если исходить из критерия максимизации прибыли.
Задача 6. Пусть на реализацию проекта необходимы инвестиции в размере 1200
тыс. руб. Ожидаемые доходы по годам составят: 1-й год – 250 тыс. рублей, 2-й
год – 350 тыс. руб., 3-й год- 480 тыс. руб. и 4 год – 520 тыс. руб. Темп изменения
денег К=0,1
Рассчитать срок окупаемости инвестиций без учета и с учетом дисконтирования

и сделать вывод о целесообразности инвестирования, если приемлемый срок
окупаемости для инвесторов составляет 3,5 года.
Задача 7. Ваше предприятие рекламирует новый сорт семян томатов. У вас есть
возможность опубликовать рекламное объявление на 1/6 полосы или в
общероссийской ежедневной газете, или в ежемесячном журнале
«Приусадебное хозяйство» Какой канал распространения рекламы выбрать?
Исходные данные:
- рекламное объявление размером в 1/6 полосы в ежедневной газете стоит –45
тыс. руб., а в журнале «Приусадебное хозяйство» - 25 тыс. руб.;
- тираж газеты 3 млн. экз.; тираж журнала 600 тыс. экз
- бесполезная аудитория в газете – 1,5. млн. чел; в журнале –50 тыс. чел.
Задачи творческого уровня
Тематика учебного бизнес - плана
1. Бизнес-план создания мельничного комплекса по переработке пшеницы в
муку и крупу
Составить бизнес-план создания мельничного комплекса по переработке
пшеницы в муку и крупу.
Исходные данные:
1) структура продукции переработки пшеницы:
Мука высшего сорта – 45%
Манная крупа – 3%
Мука первого сорта - 20%
Мука второго сорта – 10%
Отруби -22 %
2) Годовая потребность в зерне составляет 25 440 тонн. Средняя закупочная цена
на зерно составит 4000 рублей за тонну.
3) Имеются производственные помещения площадью 800 м2
4) Обменный курс на 15.04.17: 1 Евро= 64 рубля. Контрактная стоимость
мельничного комплекса с монтажом - 230 000 Евро;
5) Максимальная проектируемая мощность – 80 тонн зерна в сутки.
6) Процентная ставка за пользование кредитом – 9,5% годовых в течение 5 лет.
7) Численность персонала мельницы 32 чел.
8) Учредители: ООО «Вымпел» Иванов И.П., Сидоров П.А.. Уставный капитал
составляет 40 тыс. руб, разделенный на доли, которые выражены
соответствующим процентом в уставном капитале Общества. Размеры долей
учредителей Общества в его уставном капитале составляют: Иванов И.П. – 50%,
Сидоров П.А.50%ю
9) Общество владеет правом пользования земельным участком площадью 4,5 га.
10) Совет директоров ООО «Вымпел» состоит из 6 человек
9) Возможные партнеры: Проведены предварительные переговоры с фирмой
Германии на предмет поставки и монтажа оборудования для мельничного
комплекса по переработке продовольственной пшеницы.
Инициатор проекта имеет хорошую репутацию в органах управления, деловых и

финансовых кругах, что может служить предпосылкой успешной реализации
поставленных целей.
10) Сырье (зерно) для мукомольного производства будет поступать из
следующих источников: сельскохозяйственные предприятия Белгородской
области – 50%; сельскохозяйственные предприятия Краснодарского и
Ставропольского краев (имеется предварительная договоренность)-50%
11) Потребляемая электроэнергия 427 КВТ/ сутки
12) Расходы воды 1 т/сутки
Требования: Бизнес-план должен быть оформлен в виде электронной
презентации MS PowerPoint. Количество слайдов в презентации – 10-15 слайдов.
На первом слайде – название учебного проекта и имя студента, его
выполнившего. На втором слайде – план проекта, раскрывающий конкретные
вопросы исследования. Слайды должны содержать следующие разделы
1) Резюме
2) Общее описание компании
3) Описание продукции
4) Маркетинг – план
5) Производственный план
6) Управление и организационная структура
7) Капитал и юридическая форма компании
8) Финансовый план
Последний слайд должны содержать выводы по проведённому исследованию с
указанием расчета уровня доходности проекта и срока окупаемости.
Студент должен уметь изложить содержание своего доклада без опоры на
презентацию. Презентация должна быть понятна без пояснений.
Критерии оценки:
- оценка 5 «отлично»: работа выполнена в полном объеме с соблюдением
необходимой последовательности действий; работа проведена в условиях,
обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; в ответе
правильно и аккуратно выполняет все записи; правильно выполняет анализ
ошибок.
- оценка 4 «хорошо»: работа выполнена правильно с учетом 1-2 мелких
погрешностей или 2-3 недочетов, исправленных самостоятельно по требованию
преподавателя.
- оценка 3 «удовлетворительно»: работа выполнена правильно не менее чем
наполовину, допущены 1-2 погрешности или одна грубая ошибка.
- оценка 2 «неудовлетворительно»: допущены две (и более) грубые ошибки в
ходе работы, которые обучающийся не может исправить даже по требованию
преподавателя или работа не выполнена полностью.
2.1.4. Темы рефератов, докладов

1. Сущность и значение предпринимательской деятельности
2. Виды предпринимательской деятельности

3. Объект и субъекты предпринимательской деятельности
4. Экономическое регулирование предпринимательской деятельности
5. Создание собственного дела
6. Бизнес-планирование в деятельности предпринимателей
7. Коммерческая деятельность сельскохозяйственного
8. Предпринимателя
9. Риск и выбор стратегии в предпринимательстве
10. Предпринимательская среда и ее структура
11. .Инвестиционная деятельность предпринимателя
12. Партнерские связи в предпринимательской деятельности
13. Взаимоотношения предпринимателей с финансовой системой
14. Культура предпринимательства
15. Ответственность субъектов предпринимательской деятельности
16. Предпринимательская тайна.
Критерии оценки:
- оценка 5 «отлично» выставляется студенту, глубоко и прочно усвоившему тему
реферата, четко и самостоятельно (без наводящих вопросов) отвечающему на
дополнительные вопросы при его защите. Если тема реферата имеет
практическое значение, студент должен ответить его с точки специалиста.
- оценка 4 «хорошо» выставляется студенту, твердо усвоившему материал,
грамотно и по существу отвечающему на дополнительные вопросы при его
защите и не допускающему при этом существенных неточностей (неточностей,
которые не могут быть исправлены наводящими вопросами или не имеют
важного практического значения).
- оценка 3 «удовлетворительно» выставляется студенту, который показывает
знание основного материала, но не знает его деталей, допускает неточности,
недостаточно правильные формулировки, излагает материал с нарушением
последовательности, отвечает на дополнительные вопросы при его защите с
помощью или поправками.
- оценка 2 «неудовлетворительно» выставляется студенту, который не знает
значительной части излагаемого материала. Не отвечает (или отвечает неверно)
на дополнительные вопросы.
3. Промежуточная аттестация (дифференцированный зачет)
Вопросы к дифференцированному зачету:
1. Сущность, цели, задачи и важнейшие черты предпринимательства.
2. Условия, принципы, функции предпринимательства.
3. Особенности развития предпринимательства в России.
4. Признаки классификации предпринимательства, важнейшие черты
предпринимательства
5. Сущность производственного предпринимательства.
6. Сущность финансового предпринимательства его сферы деятельности
7. Сущность консультативного предпринимательства, этапы и методы оказания
консалтинговых услуг.

8. Сущность коммерческого предпринимательства, условия его развития, виды
коммерческой профессиональной деятельности.
9. Малое предпринимательство. Его задачи достоинства и недостатки.
10. Объекты предпринимательской деятельности. Классификация товаров.
11. Субъекты предпринимательского процесса, их характеристики.
12. Организационно – правовые формы предпринимательской деятельности.
13. Направления и методы регулирования предпринимательской деятельности.
14. Сущность антимонопольного регулирования и монополистической
деятельности.
15. Государственное регулирование цен на товары, работы и услуги.
16. Регулирование качества продукции, работ и услуг.
17. Налоговое регулирование предпринимательской деятельности
18. Регулирование внешнеэкономической деятельности предпринимателей
19. Условия, необходимые для создания предпринимательской деятельности.
Стадии предпринимательской деятельности
20. Формы создания предпринимательской деятельности.
21. Сущность и принципы лицензирования отдельных видов деятельности.
22. Франчайзинг как форма организации бизнеса. Типы и виды франчайзинга
23. Государственная регистрация нового предприятия и постановке на учет в
налоговом органе.
24. Прекращение деятельности индивидуального предпринимателя.
25. Значение и содержание бизнес – плана. Исходная информация для составления
бизнес – плана.
26. Сущность коммерческой сделки, виды и методы поведения коммерческих
сделок.
27. Виды договоров на предприятиях АПК. Структура договора купли – продажи.
28. Формы расчетов предпринимателей, при осуществлении коммерческих сделок
29. Виды цен, применяемых в договорах. Условия и сроки платежей.
30. Способы обеспечения обязательств по договорам.
31. Сущность предпринимательского риска. Потери от риска в с/х
предпринимательстве.
32. Классификация рисков, процесс управления рисками.
33. Оценка рисков и принятия предпринимательских решений в условиях риска.
34. Выбор стратегии в предпринимательской деятельности.
35. Внешняя и внутренняя предпринимательская среда,
36. Понятие коммерческой информации, требования предъявляемые к ней.
37. Организация информационного обеспечения предпринимателя. Особенности
информационных услуг.
38. Сущность и виды инвестиций, принципы инвестирования.
39. Источники формирование инвестиционного капитала.
40. Формирование инвестиционного портфеля, принципы формирования
41. Формы сотрудничества в сфере производства.
42. Формы сотрудничества в сфере торговли и товарооборота.
43. Формы сотрудничества в сфере финансовых и страховых отношений.
44. Виды налогов и сборов предпринимателей.

45. Обслуживание с/х предпринимателей в банке.
46. Сущность и значение культуры предпринимательства. Культура
предпринимательских организаций.
47. Предпринимательская этика и этикет. Предпринимательский успех.
48. Сущность и виды ответственности.
49. Способы обеспечения исполнения предпринимателями своих гражданских
обязательств.
50. Сущность предпринимательской тайны. Формирование сведений, составляющих
предпринимательскую тайну
51. Основные элементы механизма защиты предпринимательской тайны
Критерии оценки:
- оценка 5 «отлично» выставляется студенту, если: ответ на вопрос полон; в ответе
продемонстрировано уверенное знание явлений и процессов, к которым относится
терминология; студент может привести примеры, доказывающие правильность его
ответа.
- оценка 4 «хорошо» выставляется студенту, если: в ответе на вопрос упущены
отдельные значимые моменты; в ответе продемонстрировано общее понимание
явлений и процессов, к которым относится вопрос; в ответе использована
специальная терминология; студент не может самостоятельно привести примеры,
доказывающие правильность его ответа, но может проанализировать примеры,
предложенные преподавателем.
- оценка 3 «удовлетворительно» выставляется студенту, если: в ответе на вопрос
имеются существенные упущения; в ответе продемонстрировано общее понимание
явлений и процессов, к которым относится вопрос; студент не использует
специальной терминологии в ответе, но понимает значение основных терминов;
студент не может самостоятельно привести примеры, доказывающие правильность
его ответа, и не может проанализировать примеры, предложенные преподавателем.
- оценка 2 «неудовлетворительно» выставляется студенту, если: студент не может
(отказывается) ответить на вопрос; в ответе продемонстрировано непонимание
явлений и процессов, к которым относится вопрос; студент не понимает специальной
терминологии; студент не может самостоятельно привести примеры, доказывающие
правильность его ответа, и не может проанализировать примеры, предложенные
преподавателем.


Наверх

На сайте используются файлы cookie. На сайте  осуществляется сбор персональных данных посредством метрических программ (Яндекс.Метрика). Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».