СГ.01 история России

Министерство образования и науки Республики Хакасия
Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение Республики Хакасия
«Черногорский горно-строительный техникум»
КОМПЛЕКТ КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
ДЛЯ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ СГ. 01 ИСТОРИЯ РОССИИ по
специальности 21.02.19 «Землеустройство»

КОМПЛЕКТ КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
ДЛЯ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ СГ.01 ИСТОРИЯ РОССИИ
по специальности 21.02.19 «Землеустройство»

2023

1. Паспорт комплекта контрольно-оценочных средств
1.1. Область применения комплекта контрольно-оценочных средств
Комплект контрольно-оценочных средств предназначен для оценки
результатов образовательных достижений учебной дисциплины СГ.01
История России.
Комплект контрольно-оценочных средств содержит задания для
проведения текущего контроля и промежуточной аттестации в форме
дифференцированного зачета.
1.2. Результаты освоения дисциплины, подлежащие проверке
В результате освоения учебной дисциплины СГ.01 История России
обучающийся должен обладать предусмотренными ФГОС по специальности
21.02.19 Землеустройство следующими умениями, знаниями, общими и
профессиональными компетенциями:
Результаты обучения:
умения, знания, общие и
профессиональные
компетенции
У1- ориентироваться в
современной экономической,
политической и культурной
ситуации в России и мире

У2 - выявлять взаимосвязь
отечественных,
региональных, мировых
социально-экономических,
политических и культурных
проблем
З1 - СССР в 1985–1991 гг.
Перестройка: реформы М.С.
Горбачева
З2 - децентрализация власти
КПСС. Распад СССР. 1990–
1991 гг

З3 - экономические реформы
в России в конце XX в. начале XXI в. и их
социальные результаты

Показатели оценки
результата
Демонстрация умения
ориентироваться в
современной
экономической,
политической и культурной
ситуации в России и мире

Форма контроля и
оценивания

Тестирование, устный
опрос, экспертное
наблюдение выполнения
заданий на практических
занятиях,
дифференцированный
зачет
Демонстрация умения
Тестирование, устный
выявлять взаимосвязь
опрос, экспертное
отечественных,
наблюдение
региональных, мировых
выполнения заданий на
социально-экономических,
практических занятиях,
политических и культурных дифференцированный
проблем
зачет
Демонстрация знаний СССР Тестирование, устный
в 1985–1991 гг. Перестройка: опрос, экспертное
реформы М.С. Горбачева
наблюдение,
дифференцированный
зачет
Демонстрация знаний
Тестирование, устный
децентрализация власти
опрос, экспертное
КПСС. Распад СССР. 1990–
наблюдение
1991 гг
выполнения заданий на
практических занятиях,
дифференцированный
зачет
Демонстрация знаний
Тестирование, устный
экономические реформы в
опрос, экспертное
России в конце XX в. наблюдение
начале XXI в. и их
выполнения заданий на
социальные результаты
практических занятиях,
дифференцированный

З4- федеративные и
межнациональные отношения
в России на рубеже веков
(XX–XXI вв.)

З5- о роли науки, культуры и
религии в сохранении и
укреплении национальных и
государственных традиций

З6- основные направления
развития ключевых регионов
мира на рубеже веков (XX и
XXI вв.)

З7- сущность и причины
локальных, региональных,
межгосударственных
конфликтов в конце XX –
начале XXI в
З8- основные процессы
(интеграционные,
поликультурные,
миграционные и иные)
политического и
экономического развития
ведущих государств и
регионов мира
З9- назначение ООН, НАТО,
ЕС и других организаций и
основные направления их
деятельности

З10- содержание и назначение
важнейших правовых и
законодательных актов
мирового и регионального
значения

зачет
Демонстрация знаний
Тестирование, устный
федеративные и
опрос, экспертное
межнациональные
наблюдение
отношения в России на
выполнения заданий на
рубеже веков (XX–
практических занятиях,
XXI вв.)
дифференцированный
зачет
Демонстрация знаний о роли Тестирование, устный
науки, культуры и религии в опрос, экспертное
сохранении и укреплении
наблюдение
национальных и
выполнения заданий на
государственных традиций
практических занятиях,
дифференцированный
зачет
Демонстрация знаний
Тестирование, устный
основные направления
опрос, экспертное
развития ключевых регионов наблюдение
мира на рубеже веков (XX и выполнения заданий на
XXI вв.)
практических занятиях,
дифференцированный
зачет
Демонстрация знаний
Тестирование, устный
сущность и причины
опрос, экспертное
локальных, региональных,
наблюдение
межгосударственных
выполнения заданий на
конфликтов в конце XX –
практических занятиях,
начале XXI в
дифференцированный
зачет
Демонстрация знаний
Тестирование, устный
основные процессы
опрос, экспертное
(интеграционные,
наблюдение
поликультурные,
выполнения заданий на
миграционные и иные)
практических занятиях,
политического и
дифференцированный
экономического развития
зачет
ведущих государств и
регионов мира
Демонстрация знаний
Тестирование, устный
назначение ООН, НАТО, ЕС опрос, экспертное
и других организаций и
наблюдение
основные направления их
выполнения заданий на
деятельности
практических занятиях,
дифференцированный
зачет
Демонстрация знаний
Тестирование, устный
содержание и назначение
опрос, экспертное
важнейших правовых и
наблюдение
законодательных актов
выполнения заданий на
мирового и регионального
практических занятиях,
значения
дифференцированный
зачет

OK 03. Планировать и
реализовывать собственное
профессиональное и
личностное развитие,
предпринимательскую
деятельность в
профессиональной сфере,
использовать знания по
финансовой грамотности в
различных жизненных
ситуациях
ОК 06 Проявлять гражданскопатриотическую позицию,
демонстрировать осознанное
поведение на основе
традиционных
общечеловеческих ценностей,
в том числе с учетом
гармонизации
межнациональных и
межрелигиозных отношений,
применять стандарты
антикоррупционного
поведения

Демонстрирует готовность
Планировать и
реализовывать собственное
профессиональное и
личностное развитие,
предпринимательскую
деятельность в
профессиональной сфере,
использовать знания по
финансовой грамотности в
различных жизненных
ситуациях
Грамотное определение
методов и способов
выполнения учебных задач.
Осуществление
самоконтроля в процессе
выполнения работы и ее
результатов

Экспертное наблюдение
и оценка деятельности
обучающегося в процессе
освоения учебной
дисциплины

Экспертное наблюдение
и оценка деятельности
обучающегося в процессе
освоения учебной
дисциплины

2.1. Текущая аттестация.
2.1.1. Теоретические задания для устного опроса.

1. Предмет изучения истории России
2. Смысл и методы исторического исследования
3. Пути «совершенствования социализма»: реформы экономики и управления
4. Обновление советской политической системы. Оформление политической
оппозиции.
5. Демократизация общественной жизни. Гласность.
6. Концепция «нового мышления» во внешней политике. Мировой кризис
коммунистической идеи.
7. Союзная власть в борьбе за сохранение государства.РСФСР на «параде
суверенитетов».
8. Республики СССР: от народных фронтов к декларациям о независимости.
ГКЧП - финальная акция союзной номенклатуры.
9. Социально-экономическая политика правительства в 1994 - 1999 гг. Итоги
приватизации.
10. Социально-экономическое развитие в начале XXI в.
11. Социальные результаты реформ в конце XX в. - начале XXI в.
12. Политический процесс в 1992 - 1996 гг.: традиции и инновации
политической модернизации.
13. Политическая власть и управление в 1996 - 1999 гг.: тенденции и
противоречия демократии.

14. Трансформация политической системы в начале XXI в.: поиски путей
стабилизации государственности.
15. Межнациональные отношения на межгрупповом и межличностном
уровнях.
16. Межэтнические конфликты: причины, типы и формы проявления.
Межэтническое повседневное общение во второй половине 1990 - начале
2000-х годов.
17. Россия в глобальных трансформациях на рубеже XX - XXI вв.
18. Формирование основ внешней политики Российской Федерации в 1991 1995 гг.
19. Поворот внешней политики во второй половине 1990-х годов: от
прозападного к евразийскому курсу.
20. Внешняя политика России в период президентства В.В. Путина в начале
XXI в.: глобальные и региональные стратегии
21. Культурно-духовное пространство России, ее культурный облик в
постиндустриальном обществе.
22. Российское образование в условиях реформирования.
Литература и искусство: между соцреализмом и постмодернизмом.
Средство массовой информации в системе коммуникаций современной
России.
23. Наука в условиях реформирования.
24. Глобализация и демократизация. Пределы глобализации.
25. Проблемы отношений «Запад - Восток», «Север - Юг».
26. Деятельность Организации Объединенных Наций и других
международных организаций.
Критерии оценивания устных ответов:
- Оценка «5» (отлично) ставится, если студент показал полное знание и
понимание всего материала, смог составить полный и правильный ответ,
сформулировал точное определение и истолкование основных понятий,
аргументировано утверждал суждение.
- Оценка «4» (хорошо) ставится, если студент показал знания всего
изученного программного материала. Дал полный и правильный ответ
на основе изученных теорий; допустил незначительные ошибки и
недочеты при воспроизведении изученного материала.
- Оценка «3» (оценка) ставится, если студент усвоил основное
содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала,
не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;
материал излагает не систематизировано, фрагментарно, не всегда
последовательно.
- Оценка «2» (неудовлетворительно) ставится, если студент не усвоил и
не раскрыл основное содержание материала; не делает выводов и
обобщений. Не знает и не понимает значительную или основную часть
программного материала в пределах поставленных вопросов или имеет

слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к
решению конкретных вопросов.
2.1.2. Тестовые задания.

Тест 1. «Россия в конце 20 – начале 21 века»
Вариант 1.
1. Определите, что включала программа перехода России к рынку:
А) либерализация цен и торговли. Б) приватизация. В) земельная реформа.
Г) внеэкономическое принуждение
2. Когда новым председателем правительства был утвержден В.В. Путин? А)
июль 1999 г. Б) август 1999 г. В) сентябрь 1999 г. Г) октябрь 1999 г.
3. Определите основные черты новой внешнеполитической стратегии России
в 2000-е годы
А) восстановление отношений России с НАТО Б) поддержка Россией ООН В)
доктрина национальной безопасности и доктрина информационной
безопасности
Г) диктат и усиление влияния на СНГ.
4. По какому принципу образованы хронологические ряды? Дайте краткий
ответ.
а) 1964, 1982, 1184, 1985
б) 1991, 1996, 2000,2004, 2008, 2012
в) 1993,1995, 1999, 2003, 2007, 2011
5 .Кто или что является лишним в ряду? Объясните свой ответ.
а) Приватизация, национализация, либерализация, шоковая терапия
б) Л. Яшин, И. Роднина, Г. Каспаров, Л. Кассиль
в) Г.А. Зюганов, Г.А. Явлинский, Н.С. Михалков, В.В. Жириновский г)
ОДКБ, , ШОС, ЕврАзЭС, НАТО, СНГ
д) В.И. Белов, В.М. Шукшин, К.М. Симонов, В.П. Астафьев
6. Кто из этих
деятелей возглавлял правительство России?
а) Е. П. Хабаров,; б) С.В. Кириенко; в); г) С.С. Шаталин ;
Косыгин;

д) А.Н.

7 .Сопоставьте даты и события отечественной истории. Даты: 1991, 1992,
1993,1994, 1999, 2000
События:
- избрание Л.И. Брежнева Генеральным секретарём ЦК КПСС,
- начало первой чеченской войны, авария на Чернобыльской АЭС,
-начало забастовочного движения в СССР,
-избрание М.С. Горбачёва Генеральным секретарём ЦК КПСС,
-подписание Федеративного договора, принятие Конституции РФ,
-отставка Б.Н. Ельцина, распад СССР, политический кризис в России,

-выборы Президента СССР,
- Избрание В.В. Путина Президентом РФ.
8. Назовите политические партии, победившие по итогам парламентских
выборов 2016 года?
9. Объясните происхождение праздника- 12 июня – день России? 10.Дайте
определение следующим понятиям:
Сепаратизм, федерация, приватизация, рыночная экономика, либерализация
цен
11. Выбрать один правильный ответ
Конституционная реформа Б.Ельцина предполагала:
А) роспуск Съезда народных депутатов Б) роспуск Верховного Совета
В) представить на референдуме новую Конституцию РФ
Г) всё вышеназванное
12. Выбрать один правильный ответ
Передача государственного имущества в собственность частным лицам или
трудовым коллективам – это:
А) реприватизация
В) приватизация
Б) либерализация Г) конфискация
13. Укажите верные утверждения:
Курс российского руководства начала 1990-хг.г.был направлен на :
А) сохранение социалистической системы
Б) утверждение рыночных отношений
В) усовершенствование социалистического строя
Г) ускорение социально-экономического развития СССР
Д) формирования нового класса собственников в стране
14. Указ о переходе на свободные (рыночные) цены был подписан в:
А) 1990г. Б) 1991г. В) 1992г. Г) 1993г.
Вариант 2.
1. Определите, в чем состоит значение перестройки в жизни Советского
общества:
А) Заложила основы становления рыночных отношений
Б) Усилился партийный диктат в духовной жизни общества
В) Были созданы предпосылки для перехода к демократии
Г) Началось возрождение многопартийности
2. Когда состоялись первые выборы народных депутатов РСФСР:
А) 7 февраля 1989 года

Б) 9 апреля 1990 года
В) 4 марта 1990 года
Г) 14 июня 1991 года
3. Кто не входил в состав ГКЧП:
А) вице-президент Янаев Г.И. Б) министр обороны Язов Д.Т.
В) председатель Верховного совета Хасбулатов Р.И.
Г) председатель КГБ Крючков В.А.
4. Составьте хронологическую таблицу: «Основные события перестройки».
А. 12 июня 1990г.
1. образован ГКЧП.
Б. 19 августа 1991 г. 2.отставка Президента СССР Горбачева М.С.
В. 28 октября 1991 г. 3.ратификация Беловежских соглашений.
Г. 12 декабря 1991 г. 4. Декларация о суверенитете РСФСР.
Д. 25 декабря 1991 г. 5. образование ГКЧП.
5. Определите, что включала программа Ельцина о переходе России к рынку:
А) либерализация цен и торговли. Б) приватизация.
В) земельная реформа.
Г) внеэкономическое принуждение.
6. Когда новым председателем правительства был утвержден Путин В.В. А)
июль 1999 г.
Б) август 1999 г. В) сентябрь 1999 г. Г) октябрь 1999 г.
7. Определите, что относится к реформам Путина В.В. по укреплению
Российской государственности:
А) реформа Федерального собрания.
Б) конвертируемость рубля, финансовая реформа.
В) судебная и военная реформы.
Г) аграрная реформа.
8. Что помогло правительству Российской Федерации повысить жизненный
уровень населения:
А) модернизация промышленности
Б) реформы в сельском хозяйстве
В) увеличение государственных расходов на развитие науки
Г) высокие мировые цены на нефть
9. дайте определение следующим понятиям:
Сепаратизм, федерация, приватизация, рыночная экономика.
10. Какое событие относится к периоду «застоя»?
1) высылка А. И. Солженицына из страны

2) издание постановления Оргбюро ЦК ВКП(б) о журналах «Звезда» и
«Ленинград»
3) издание постановления Оргбюро ЦК ВКП(б) о кинофильме «Большая
жизнь»
4) отказ Б. Л. Пастернака от Нобелевской премии по литературе
11. Общественная и культурная жизнь страны в период правления Л. И.
Брежнева характеризовалась
1) введением платного школьного образования
2) отменой цензуры
3) ростом кинопроизводства
4) проведением политики гласности
12. Инициатором «освобождения цен» являлся глава Правительства РФ:
А) А.Чубайс
Б) Е.ГайдарВ) В.Черномырдин
Г) Б.Ельцин
13. По Конституции 1993г. Россия превращалась в:
А) парламентскую республику
Б) президентско- парламентскую республику
В) Содружество Независимых Государств Г) Сообщество Суверенных
Республик
14. Кто из этих деятелей возглавлял правительство России?
а) Е. П. Хабаров,; б) С.В. Кириенко; в); г) С.С. Шаталин ;
Косыгин;

д) А.Н.

Тест №2 « СССР к началу 1980-х годов»
1. В период руководства страной Л.И. Брежневым
А) сократилось влияние партийного аппарата на все сферы жизни общества
Б) КПСС провозгласили «руководящей и направляющей силой общества»
В) началась перестройка
Г)началась приватизация
2. 6-я статья Конституции СССР 1977 года была посвящена
А) разделению властей
Б) признанию за КПСС
ведущей и направляющей силы общества
В) введению мноогопартийности
Г) признанию
сталинских репрессий преступлением против
человечества
3. Конституция развитого социализма в СССР была принята
А) 1965 г. Б)1977 г. В) 1979г Г)1982 г.
4. Результатом процесса разрядки международной напряжённости в 1970-е
годы стало

А) установление сотрудничества СССР и НАТО
Б) принятие резолюции ООН об уничтожении ядерного оружия
В) прекращение всех военных конфликтов
Г) проведение в г. Хельсинки Совещания по безопасности и
сотрудничеству в Европе
5. Экономическая реформа А.Н. Косыгина проводилась в
А) 1949-1953 гг. Б)1956-1964 гг. В) 1965-1970 гг.
Г)1985-1991 гг.
6. Одной из причин возникновения диссидентского движения в эпоху
брежневского «застоя» было
А) подавление властью массовых антиправительственных выступлений
Б) подавление властью национальных движений в республиках
В) отступление руководства от достижений «оттепели»
Г) расширение культурных связей со странами Запада
7. Какие три из перечисленных
черт экономики СССР относятся к
периоду 1970-х- г.г. 1980-х годов?
А) отставание в научно-техническом прогрессе от развитых западных
стран
Б) ликвидация
ручного
и
малоквалифицированного труда в
производстве
В) развитие экономики в значительной мере за счёт экспорта нефти и
других видов сырья
Г) децентрализации управления промышленностью Д) перевод всех
предприятий на хозрасчёт
Е) внедрение научно- технических достижений преимущественно на
предприятиях военно- промышленного комплекса
8. Какое событие означало окончание процесса разрядки в 1970-е годы
А) ввод войск ОВД в Чехословакию
Б) ввод советских войск в Афганистан
В) Карибский кризис
Г) война в Корее
9. К причинам кризисных явлений в экономике СССР в 1970-е п.п.1980-х гг. относилось
А) господство административно- командной системы Б) материальное
стимулирование труда
В) введение частной собственности
Г) проведение экономических реформ середины 1960-х годов
10. Какие три черты из перечисленных характеризовали политическую
систему СССР в 1970-х- г.г. 1980-х годов?

А) отказ от критики культа личности И.В. Сталина
Б) отсутствие оппозиционнных настроений в обществе В) рост и
укрепление партийного аппарата
Г) ослабление руководящей роли КПСС в обществе Д) стремление
сохранить политическую стабильность
Е)отсутствие
жёсткого идеологического контроля в
сфере
культуры
Тест № 3. «Перестройка в СССР»
I. Решить задания
1. Выбрать один правильный ответ
Высшим органом государственной власти в СССР по новому избирательному
закону 1988г. стал:
А) Государственный совет В) Съезд народных депутатов
Б) Государственная дума
Г) съезд Коммунистической партии
2. Выбрать один правильный ответ
Создание СНГ произошло:
А) 19 августа 1991г. В) 4 октября 1993г.
Б) 8 декабря 1991г.
Г) 30 декабря 1993г.
3. Выбрать один правильный ответ
М.С. Горбачёв с марта 1990 по декабрь 1991г. занимал пост:
А) Председателя Верховного Совета СССР
В) Президента РСФСР
Б) Первого секретаря КПСС
Г) Президента СССР
4. Выбрать один правильный ответ
«Гласность» - это:
А) обновление марксистско-ленинской идеологии
Б) реализация права граждан на получение полной информации и её
обсуждение
В) политика полной свободы слова
Г) критика социалистического строя, социалистических ценностей
5. Расположите в хронологической последовательности:
А) избрание Президента РСФСР
Б) создание ГКЧП и арест его членов
В) принятие Декларации о государственном суверенитете РСФСР
Г) отставка М.С. Горбачёва
В) Беловежские соглашения
6. О чём идёт речь?
Термин, обозначающий систему международных отношений после Второй
мировой войны и до второй половины 1980-х – начала 1990-х г.г., для

которой характерны состояния военно-политической конфронтации
государств, ведение жёсткой идеологической борьбы, гонка вооружений,
применение экономических мер давления, создание военно-стратегических
блоков, баз. (Холодная война)
7. Выбрать один правильный ответ
Завершение вывода советских войск из Афганистана:
А) 1989г. Б) 1985г. В) 1991г. Г) 1993г.
8. Расположите в хронологической последовательности руководство страной:
А) К.Черненко Б) Л.Брежнев
В) М.Горбачёв Г) Ю.Андропов
Д) Н.Хрущёв
9. Укажите верные утверждения:
Концепция «нового политического мышления»:
А) отказ от вывода о расколе мира на две противоположные системы:
социалистическую и капиталистическую и признание мира
целостным и неделимым
Б)
безвозмездная
интернациональная
помощь
международным
антиимпериалистическим силам
В) в качестве основного способа решения международных проблем
объявляется баланс интересов, а не баланс сил
Г) признание общечеловеческих ценностей в качестве приоритетных
Д) обеспечение безопасности страны посредством наращивания боевой мощи
10. О чём идёт речь?
Проводилась при огосударствлении предприятий и других объектов
госсобственности на основе государственной ценной бумаги целевого
назначения с указанной номинальной стоимостью. Правом на бесплатное
получение таких неимённых чеков были наделены все граждане России.
Авторы этой идеи стремились за короткий срок создать слой
предпринимателей как главную социальную опору власти.
(ваучерная приватизация)
11. Укажите верные утверждения:
После распада СССР российское руководство:
А) объявило РФ правопреемницей Советского Союза
Б) приступило к осуществлению радикальных социально- экономических
реформ
В) обеспечило быстрый подъём производства
Г) удержало инфляцию на низком уровне
Д) отклонило программу приватизации госсобственности
Тест № 4. « СССР в период перестройки»
1. Каким годом определяется дата начала «перестройки»?

а) 1982 г.; б) 1986 г.; в) 1985 г.
2. Провозглашенная М.С. Горбачевым концепция «нового политического
мышления» предусматривала:
а) отказ от социалистического выбора в пользу либерального;
б) более активное участие СССР в разрешении региональных конфликтов по
всему миру;
в) отказ от принципа пролетарского интернационализма и признание
приоритета общечеловеческих ценностей над классовыми.
3. Стратегия ускорения социально-экономического развития СССР,
выдвинутая в начале перестройки, опиралась на:
а) широкое привлечение иностранных инвестиций;
б) укрепление производственной и исполнительской дисциплины;
в) усиление централизованного управления и совершенствование
планирования.
4. Одним из направлений реформирования политической системы СССР во
второй половине 1980-х гг. являлось:
а) проведение выборов на альтернативной основе;
б) осуществление кадровых перестановок в руководящих органах КПСС;
в) переход от власти Советов к республике парламентского типа.
5. Суть экономической реформы 1987-1988 гг. заключалась в...
а) уменьшении прав предприятий и ликвидации частной деятельности;
б) расширении прав предприятий и поощрении частной деятельности;
в) легализации «теневой экономики».
6. Когда был учрежден новый высший орган законодательной власти —
Съезд народных депутатов СССР
и соответствующие республиканские съезды?
а) август 1985 г.; б) июнь 1988 г.; в) июль 1990 г.
7. Первым Президентом СССР в марте 1990 г. был избран... а) Б.Н. Ельцин;
б) М.С. Горбачев; в) В.В. Путин.
8. В ходе проведенного в марте 1991 г. всесоюзного референдума
большинство его участников высказались за:
а) добровольный выход отдельных республик из состава СССР;
б) сохранение обновленного СССР;
в) образование Содружества Независимых Государств.
9. Что произошло в ночь с 18 на 19 августа 1991 г.?
а) Чернобыльская катастрофа;
б) попытка государственного переворота («путч»);

в) всероссийская забастовка.
10. Какие республики СССР приняли участие в подписании «Беловежского
соглашения» 8 декабря 1991 г.?
а) Россия, Казахстан, Белоруссия; б) Украина, Россия, Армения;
в) Россия, Украина, Белоруссия.
11. Президент СССР был избран:
1) Всенародным голосованием
2) Съездом КПСС
3) Верховным Советом
4) Съездом народных депутатов
12. Прочтите текст и определите, о каких событиях идет речь?
«Затянувшиеся боевые действия требовали от СССР значительных затрат.
Армия несла большие людские потери. В обществе нарастало недовольство и
непонимание, люди протестовали против гибели молодых солдат. В 1986г.
было объявлено, что военные действия будут сворачиваться, а в феврале
1989г. последние советские войска вернулись на родину».
1) Вывод советских войск из Германии.
2) Прекращение боевых действий на территории Чеченской республики.
3) Завершение войны во Вьетнаме.
4) Завершение боевых действий в Афганистане.
13. Какое из перечисленных событий произошло раньше остальных?
1) Принятие Конституции РФ.
2) Августовский путч.
3) Распад СССР и появление СНГ.
4) Уход Б.Н. Ельцина в отставку.
14. Кто был Генеральным Секретарем ЦК КПСС до М.С. Горбачева?
1) К.У. Черненко;
2) Л.И. Брежнев;
3) Ю.В. Андропов;
4) Г.А. Зюганов.
15. Какое из перечисленных понятий относится к периоду перестройки?
1) шоковая терапия;
2) волюнтаризм;
3) массовые репрессии;
4) гласность.
16. Какое из перечисленных понятий относится к периоду перестройки?
1) омоложение кадров;
2) геронтократия;

3) застойные явления в экономике;
4) освоение целины.
17. Какое из перечисленных понятий относится к периоду перестройки?
1) критика сталинизма;
2) борьба с троцкизмом в партии;
3) меньшевики;
4) Единая трудовая школа.
18. Что провозглашала 6-я статья Конституции СССР, отмененная на III
съезде народных депутатов в 1990г.?
1) Возможность фракций внутри КПСС.
2) Монопольное и руководящее положение КПСС в обществе.
3) Классовый характер советского государства, диктатуру рабочих и
колхозного крестьянства.
4) Невозможность
совмещения
должностей
главы
правительства и Генерального Секретаря ЦК КПСС.
19. Между какими
советскими республиками
в
годы перестройки
разгорелся вооруженный конфликт из-за территориальных споров?
1) Украиной и Молдавией;
2) Грузией и Россией;
3) Арменией и Азербайджаном;
4) Казахстаном и Узбекистаном.
20. По какому вопросу в СССР в марте 1991 года прошел единственный в
истории СССР всесоюзный референдум?
1) По доверию Президенту СССР М.С. Горбачеву.
2) По вопросу сохранения СССР.
3) По проблеме введения частной собственности в СССР.
4) О запрещении деятельности КПСС.
21. Новое политическое мышление, ставшее основой внешней политики
СССР в годы перестройки, провозглашало:
1) классовый
характер политического развития и
солидарность трудящихся;
2) выполнение интернационального долга в
деле помощи
соседним народам;
3) признание приоритета общечеловеческих ценностей над классовыми,
национальными, идеологическими, религиозными и другими;
4) перманентную революционную борьбу за права трудящихся.
22. В связи с каким событием Б.Н. Ельцин подписал указ о запрете КПСС?
1) Провал августовского путча;

2) Вооруженное противостояние сторонников президента и депутатов
Верховного Совета;
3) Принятие новой Конституции РФ;
4) Декларация о государственном суверенитете РСФСР.
Критерии оценивания:
Критерии оценки
Качественная оценка индивидуальных
Результативность
образовательных достижений
(правильных ответов)
отметка
вербальный аналог
Выполнено 86-100% заданий
5
отлично
Выполнено 70-85% заданий
4
хорошо
Выполнено 51-69% заданий
3
удовлетворительно
Выполнено менее 50% заданий
2
неудовлетворительно
3. Промежуточная аттестация (дифференцированный зачет):
Вопросы:
1. Предмет изучения истории России
2. Смысл и методы исторического исследования
3. Пути «совершенствования социализма»: реформы экономики и управления
4. Обновление советской политической системы. Оформление политической
оппозиции.
5. Демократизация общественной жизни. Гласность.
6. Концепция «нового мышления» во внешней политике. Мировой кризис
коммунистической идеи.
7. Союзная власть в борьбе за сохранение государства.РСФСР на «параде
суверенитетов».
8. Республики СССР: от народных фронтов к декларациям о независимости.
ГКЧП - финальная акция союзной номенклатуры.
9. Социально-экономическая политика правительства в 1994 - 1999 гг. Итоги
приватизации.
10. Социально-экономическое развитие в начале XXI в.
11. Социальные результаты реформ в конце XX в. - начале XXI в.
12. Политический процесс в 1992 - 1996 гг.: традиции и инновации
политической модернизации.
13. Политическая власть и управление в 1996 - 1999 гг.: тенденции и
противоречия демократии.
14. Трансформация политической системы в начале XXI в.: поиски путей
стабилизации государственности.
15. Межнациональные отношения на межгрупповом и межличностном
уровнях.
16. Межэтнические конфликты: причины, типы и формы проявления.

Межэтническое повседневное общение во второй половине 1990 - начале
2000-х годов.
17. Россия в глобальных трансформациях на рубеже XX - XXI вв.
18. Формирование основ внешней политики Российской Федерации в 1991 1995 гг.
19. Поворот внешней политики во второй половине 1990-х годов: от
прозападного к евразийскому курсу.
20. Внешняя политика России в период президентства В.В. Путина в начале
XXI в.: глобальные и региональные стратегии
21. Культурно-духовное пространство России, ее культурный облик в
постиндустриальном обществе.
22. Российское образование в условиях реформирования.
Литература и искусство: между соцреализмом и постмодернизмом.
Средство массовой информации в системе коммуникаций современной
России.
23. Наука в условиях реформирования.
24. Глобализация и демократизация. Пределы глобализации.
25. Проблемы отношений «Запад - Восток», «Север - Юг».
26. Деятельность Организации Объединенных Наций и других
международных организаций.
Критерии оценивания ответов:
- Оценка «5» (отлично) ставится, если студент показал полное знание и
понимание всего материала, смог составить полный и правильный ответ,
сформулировал точное определение и истолкование основных понятий,
аргументировано утверждал суждение.
- Оценка «4» (хорошо) ставится, если студент показал знания всего
изученного программного материала. Дал полный и правильный ответ на
основе изученных теорий; допустил незначительные ошибки и недочеты
при воспроизведении изученного материала.
- Оценка «3» (оценка) ставится, если студент усвоил основное
содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не
препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;
материал излагает не систематизировано, фрагментарно, не всегда
последовательно.
- Оценка «2» (неудовлетворительно) ставится, если студент не усвоил и
не раскрыл основное содержание материала; не делает выводов и
обобщений. Не знает и не понимает значительную или основную часть
программного материала в пределах поставленных вопросов или имеет
слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к
решению конкретных вопросов.


Наверх

На сайте используются файлы cookie. На сайте  осуществляется сбор персональных данных посредством метрических программ (Яндекс.Метрика). Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».