РП СГЦ.01. ИСТОРИЯ РОССИИ МОР 2024

Министерство образования и науки Республики Хакасия
Государственное бюджетное профессиональное образовательное
учреждение Республики Хакасия
«Черногорский горно-строительный техникум»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
по профессии:
08.01.28 Мастер отделочных строительных
декоративных работ»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОУД 08 УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ИСТОРИЯ

«СГЦ.01. ИСТОРИЯ РОССИИ»
(32 ч.)

2024

2

Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного
образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования
Организация-разработчик: ГБПОУ РХ «Черногорский горно-строительный
техникум»
Разработчик:
Браилко Наталья Васильевна - преподаватель

3

СОДЕРЖАНИЕ
1.
2.
3.
4.

ОБЩАЯ
ХАРАКТЕРИСТИКА
ПРИМЕРНОЙ
РАБОЧЕЙ
ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ

4

3
4
10
12

1.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИМЕРНОЙ РАБОЧЕЙ
ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ « СГЦ.01.
ИСТОРИЯ РОССИИ»
1.1. Место дисциплины в структуре образовательной программы
Учебная дисциплина «СГЦ.01. ИСТОРИЯ РОССИИ» является обязательной частью социальногуманитарного цикла образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по профессии (08.01.28 Мастер
отделочных строительных декоративных работ»)

Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 04,
ОК 05, ОК 06, ОК 09.

1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины
Целью учебной дисциплины является формирование представлений об истории Россиикак истории
Отечества, ее основных вехах, а также воспитание базовых национальных ценностей уважения к истории,
культуре, традициям. Дисциплина имеет также историко- просвещенческую направленность, формируя у
молодёжи способность и готовность к защите исторической правды и сохранению исторической памяти,
противодействию фальсификацииисторических фактов.
Актуальность учебной дисциплины «История России» заключается в её практической
направленности на реализацию единства интересов личности, общества и государства в деле воспитания
гражданина России. Дисциплина способствует формированию патриотизма и гражданственности как
важнейших направлений воспитания обучающихся.
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются следующие умения и
знания:

Коды
ОК, ПК
ОК 01,
ОК 02,
ОК 03,
ОК 04,
ОК 05,
ОК 06,
ОК 09
ПК Х. 1 – 4
ПК Х. 2 – 4
ПК Х. 3 - 4
ПК Х 4 - 4

Умения

Знания

Должен уметь:

выделять
факторы,
определившие
уникальность
становления духовно-нравственных
ценностей в России;

анализировать,
характеризовать,
выделять
причинно-следственные связи и
пространственно-временные
характеристики
исторических
событий, явлений, процессов с
времен образования Древнерусского
государства до настоящего времени;

анализировать историческую
информацию,
руководствуясь
принципами научной объективности
и
достоверности,
с
целью
формирования
научно
обоснованного понимания прошлого
и настоящего России;

защищать
историческую
правду, не допускать умаления
подвига российского народа по
защите Отечества;

Должен знать:

ключевые события, основные
даты и исторические этапы развития
России до настоящего времени;

выдающихся
деятелей
отечественной истории, внесших
значительный вклад в социальноэкономическое, политическое и
культурное развитие России;

традиционные
российские
духовно-нравственные ценности;

роль и значение России в
современном мире

5


демонстрировать готовность
противостоять
фальсификациям
российской истории;
- демонстрировать уважительное
отношение
к
историческому
наследию
и
социокультурным
традициям Российского государства

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы

Объем в часах

Объем образовательной программы элективного курса

32

в т.ч. в форме практической подготовки

-

в т. ч.:
теоретическое обучение

32

6

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины

Наименование
разделов и тем

Примерное содержание учебного материала и формы организации
деятельности обучающихся

Объем, акад. ч. /
в том числе в форме
практической
подготовки, акад. ч

Коды
компетенций и
личностных
результатов,
формированию
которых
способствует
элемент
программы

1

2

3

4

2

ОК 01, ОК 02, ОК
03, ОК 04, ОК 05,
ОК 06, ОК 09

Тема 1. «Россия –
священная наша
держава»

Содержание учебного материала
История гимна и флага России. Становление духовных основ России.
Место и роль России в мировом сообществе. Содружество народов
России и единство российской цивилизации. Пространство России и его
геополитическое, экономическое и культурное значение. Российские
инновации и устремленность в будущее
Тема 2. От Руси до Содержание учебного материала
России: выбор
Экспансия католичества против православия. Русь и Орда. Агрессия
пути, обретение
Запада: Невская битва и Ледовое побоище. Александр Невский – выбор
независимости и
пути. Собирание русских земель вокруг Москвы. Обретение
становление
независимости Руси от Орды. Иван IV – Россия становится царством
единого
государства
Тема 3. Смута и её Содержание учебного материала
преодоление
Земские соборы – народное представительство и волеизъявление.
Причины, ход и последствия Смутного времени. 4 ноября – смысл Дня
народного единства, как объединения народов России против
внутреннего раскола и иностранной интервенции. Зарождение
гражданского и патриотического самосознания в ходе народного
ополчения
Содержание учебного материала

7

2

ПК Х. 1 – 4

2

ОК 01, ОК 02, ОК
03, ОК 05, ОК 06,
ОК 09

2

ПК Х. 1 – 4

2

ОК 01, ОК 02, ОК
03, ОК 05, ОК 06,
ОК 09
ПК Х. 1 – 4

2

2

Тема 4.
Восстановление
единства русского
народа:
объединение
Великой и Малой
Руси
Тема 5. Пётр
Великий.
Строитель
великой империи

Угнетение православных русских людей в составе Литвы, Польши, Речи
Посполитой. Борьба запорожских казаков под руководством Богдана
Хмельницкого за православную веру и единство с Россией. Спасение
Малороссии Великой Россией: Земский собор 1653 г., Переяславская
Рада 1654 г., Русско-польская война 1654-1667 гг.

2
ПК Х. 1 – 4

Содержание учебного материала
Консолидация Петром I внутренних сил России с целью ее выхода на
широкую мировую арену. Внутренние реформы для развития
производительных сил страны и укрепления военной безопасности.
Строительство великой империи: цена и результаты. Продолжение
освоения Сибири и Дальнего Востока: история русских открытий в
сравнении с колониальными захватами западных стран
Содержание учебного материала
Просвещённый абсолютизм в России. Решение национальных задач:
присоединение
Крыма,
освоение Новороссии,
воссоединение
Правобережья Днепра и Белоруссии с Россией. Противоречия развития
науки и культуры с существующим крепостным правом

2

ОК 01, ОК 02, ОК
03, ОК 04, ОК 05,
ОК 06, ОК 09

2

ПК Х. 1 – 4

2

ОК 01, ОК 02, ОК
03, ОК 04, ОК 05,
ОК 06, ОК 09

Содержание учебного материала
Роль России в спасении Европы от экспансии наполеоновской Франции.
Истоки патриотизма народов страны. Расширение границ и статуса
великой державы России в первой половине XIX в. «Восточный вопрос».
Крымская война, как попытка Запада нанести «стратегическое
поражение» России. Память о героях обороны Севастополя. Итоги
Крымской войны: Великие реформы Александра II, модернизация страны
при Александре III
Гибель Содержание учебного материала
Русская революция 1905-1907 гг. – начало либерального эксперимента
над исторической Россией. Первая мировая война и её уроки: герои
сражений и мобилизация страны. От Февраля к Октябрю 1917 года: как
свергали царя, но сломали государство. Гражданская война: крах идеи

2

Тема 6. Екатерина
II: продолжатель
великих дел
Петра I
Тема 7. От победы
над Наполеоном
до
Крымской
войны

Тема 8.
империи

ОК 01, ОК 02, ОК
03, ОК 04, ОК 05,
ОК 06, ОК 09

8

2

ПК Х. 1 – 4

2

2
2

ОК 01, ОК 02, ОК
03, ОК 04, ОК 05,
ОК 06, ОК 09
ПК Х. 1 – 4

ОК 01, ОК 02, ОК
03, ОК 04, ОК 05,
ОК 06, ОК 09
ПК Х. 1 – 4

Тема
9.
От
великих
потрясений
к
Великой Победе

Тема 10. «Вставай,
страна огромная»

Тема 11. В буднях
великих строек

Тема
12.
перестройки
кризису,

От
к
от

мировой революции, но возрождение инстинкта национального
самосохранения
Содержание учебного материала
Выбор пути развития: восстановления цивилизационного пространства
России в виде СССР. Перекосы «коренизации» в союзных республиках
и территориальные «подарки» большевиков Украинской ССР.
Антирелигиозная кампания. Историческое значение индустриализации.
Коллективизация и ее последствия. Поворот в сторону преемственности
от дореволюционной России, подъем патриотизма и его выражение в
Великой Отечественной войне
Содержание учебного материала
Причины и предпосылки Великой Отечественной войны как составной
части Второй мировой войны. Против кого мы сражались: Европа
объединенная под нацистской свастикой. Основные этапы и события
Великой Отечественной войны. Патриотический подъем народа.
Актуальные уроки: понятие единства фронта и тыла. Защитники Родины
и предатели-отщепенцы. Великая Отечественная война в исторической
памяти нашего народа. Истоки подвига народов СССР и достижения ими
Великой Победы
Содержание учебного материала
Геополитические результаты победы в Великой Отечественной войне.
Возрождение разрушенной экономики, культура и общество СССР после
войны. Ликвидация СССР ядерной монополии США и жизнь в условиях
навязанной Западом холодной войны. НАТО и Варшавский договор.
СССР - лидер борьбы за освобождение стран Азии, Африки и Латинской
Америки от колониальной и неоколониальной зависимости. Этапы
экономического развития в 1950-1970-х гг.: значение достижений в
науке, промышленности и сельском хозяйстве для современной
Российской Федерации
Содержание учебного материала
Причины «перестройки»: роль объективных и субъективных факторов в
ее ходе и итогах. Поддержка Западом сепаратизма и радикального
9

2

2

2

2

2

ОК 01, ОК 02, ОК
03, ОК 04, ОК 05,
ОК 06, ОК 09
ПК Х. 1 – 4

ОК 01, ОК 02, ОК
03, ОК 04, ОК 05,
ОК 06, ОК 09
ПК Х. 1 – 4

ОК 01, ОК 02, ОК
03, ОК 04, ОК 05,
ОК 06, ОК 09
ПК Х. 1 – 4

2

2
2

ОК 01, ОК 02, ОК
03, ОК 04, ОК 05,
ОК 06, ОК 09
ПК Х. 1- 4

к национализма: распад СССР – величайшая геополитическая катастрофа.
Россия в 1990-е гг.: кризис экономики, обнищание населения и
криминализация общества – цена реформ 1990-х гг. Попытка диктата
олигархов. Конфликты на Северном Кавказе и других регионах России:
опасность распада страны. Россия в условиях установления США
однополярного миропорядка: зависимость от экономик западного мира,
снижение роли СНГ, разрыв связей с бывшими странами
социалистического лагеря. Кризис духовных ценностей у населения
России
Содержание учебного материала
Тема 13. Россия.
ХХI век
Запрос на национальное возрождение в обществе. Укрепление
патриотических настроений. Владимир Путин. Устранение олигархата от
власти и укрепление ее вертикали. Успешная борьба с национальным
сепаратизмом, экстремизмом и терроризмом. Курс на суверенную
внешнюю политику: от Мюнхенской речи до специальной военной
операции. Экономическое возрождение: энергетика, сельское хозяйство,
национальные проекты, наукоемкое производство. Возвращение
уважения к традиционным ценностям народов России. Национальные
проекты. Поправки в конституцию. Поступательное развитие в условиях
западных санкций и агрессии НАТО против России руками Украины.
Специальная военная операция. Становление Россией и дружественными
ей странами многополярного мира в условиях кризиса доминирования
США и их союзников
Тема 14. История Содержание учебного материала
антироссийской
Истоки русофобии – «сказания иностранцев о России». Ливонская война
пропаганды
– становление русофобской мифологии. «Завещание Петра Великого» –
антироссийская фальшивка. Пропаганда Наполеона Бонапарта.
Либеральная и революционная антироссийская пропаганда в Европе в
XIX столетии и роль в ней российской революционной эмиграции.
Формирования образа агрессивной и тоталитарной России в США во 2-й
пол. XIX в. Образ большевистской угрозы в подготовке гитлеровской
агрессии. Антисоветская пропаганда эпохи Холодной войны. Расистские
и неонацистские корни пропаганды против СССР и Российской
кризиса
возрождению

1
0

2

ОК 01, ОК 02, ОК
03, ОК 04, ОК 05,
ОК 06, ОК 09
ПК Х. 1 – 4

2

2

ОК 01, ОК 02, ОК
03, ОК 04, ОК 05,
ОК 06, ОК 09
ПК Х. 1 – 4

2

Федерации во второй половине XX в. - начале XXI в. Мифологемы и
центры распространения современной русофобии
Тема 15. Слава Содержание учебного материала
русского оружия
Ранние этапы истории российского оружейного дела: государев
пушечный двор, тульские оружейники. Значение военно-промышленного
комплекса в истории экономической модернизации Российской
Империи: Путиловский, Александровский, Обуховский и др. заводы,
развитие авиации. Сталинская индустриализация. Пятилетки. ВПК в
эпоху Великой Отечественной войны – всё для фронта, всё для победы.
Космическая отрасль, авиация, ракетостроение, кораблестроения.
Современный российский ВПК и его новейшие разработки
Тема 16. Россия Содержание учебного материала
сегодня
Высокие технологии. Достижения в области искусственного интеллекта.
Энергетика. Сельское хозяйство. Освоение Арктики. Развитие
сообщений – дороги и мосты. Транспорт. Космос. Перспективы
импортозамещения и технологических рывков. Развитие цифровых
технологий. Роль гражданственности и патриотической позиции
молодежи в достижении Россией полного суверенитета в экономике,
культуре, науке. Значение истории для современного гражданина
Российской Федерации
Всего:

1
1

2

2

2

2

32

ОК 01, ОК 02, ОК
03, ОК 04, ОК 05,
ОК 06, ОК 09
ПК Х. 1 – 4

ОК 01, ОК 02, ОК
03, ОК 04, ОК 05,
ОК 06, ОК 09
ПК Х. 1 – 4

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены
следующие специальные помещения:
Кабинет «Социально-гуманитарных дисциплин»,
оснащенный оборудованием:
учебная доска;
рабочие места по количеству обучающихся;наглядные
пособия;
рабочее место преподавателя;

техническими средствами обучения:
персональный компьютер с лицензионным программным обеспечением;
мультимедийный проектор;
мультимедийный экран;
лазерная указка;
средства аудиовизуализации.

3.2.Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен иметь
печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы для использования в
образовательном процессе. При формировании библиотечного фонда образовательной организацией
выбирается не менее одного издания из перечисленных ниже печатных изданий и (или) электронных
изданий в качестве основного, при этом список может быть дополнен новыми изданиями

4
3.2.1. Основные

печатные издания

1. Мединский, В. Р. История. История России. 1914—1945 годы. Учебник.
Минпросвещения России. Образовательно-издательский центр «Академия», 2024. 2024. —
496 с. — ISBN 978-5-0054-2948-3 — Текст: непосредственный.
1
2. Мединский, В. Р. История. История России. 1945 год — начало
XXI века. Учебник.
2
Минпросвещения России. Образовательно-издательский центр «Академия», 2024. 2024. —
448 с. — ISBN 978-50054-2948-3 — Текст: непосредственный.
3. Соловьев, К. А. История России: учебник и практикум для среднего
профессионального образования / К. А. Соловьев [и др.]; под редакцией К. А. Соловьева.
— Москва: Издательство Юрайт, 2024. — 241 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5534-15877-9. — Текст: непосредственный.

3.2.2. Основные электронные издания
1. Бугров, К. Д. История России: учебное пособие для СПО / К. Д. Бугров, С. В.
Соколов. — 3-е изд. — Саратов: Профобразование, 2024. — 125 c. — ISBN 978-5-44881105-0. — Текст : электронный // Электронный ресурс цифровой образовательной среды
СПО PROFобразование : [сайт]. — URL: https://profspo.ru/books/139542.
2. Прядеин, В. С. История России в схемах, таблицах, терминах : учебное пособие
для среднего профессионального образования / В. С. Прядеин ; под научной редакцией
В. М. Кириллова. — Москва: Издательство Юрайт, 2024. — 107 с. — (Профессиональное
образование). — ISBN 978-5-534-05440-8. — Текст : электронный // Образовательная
платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/540370.

3.2.3. Дополнительные

источники

1. Артемов В.В. История (для всех специальностей СПО): учебник для студентов,
обучающихся по профессиям и специальностям сред. проф. образования: учебное издание
/Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. - Москва: Академия, 2024. - 256 c. (Специальности среднего
профессионального образования) – ISBN 978-5-0054-2323-8.

2. Карпачев, С. П. История России: учебное пособие для среднего
профессионального образования / С. П. Карпачев. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва:
Издательство Юрайт, 2024. — 248 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5534-08753-6. — Текст: непосредственный.
3. Касьянов, В.В. История : учебное пособие / В.В. Касьянов, П.С. Самыгин, С.И.
Самыгин, В.Н. Шевелев. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : ИНФРА-М, 2024. — 550 с. —
(Среднее профессиональное образование). — DOI 10.12737/1086532. - ISBN 978-5-16016200-3. - Текст : электронный.
4. Кириллов, В. В. История России : учебник для среднего профессионального
образования / В. В. Кириллов, М. А. Бравина. — 5-е изд., перераб. и доп. — Москва :
Издательство Юрайт, 2024. — 596 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5534-19455-5. — Текст : непосредственный.
5. Кислицын, С.А., История (с учетом новой Концепции преподавания истории
России) : учебник / С. А. Кислицын, С. И. Самыгин, П. С. Самыгин. — Москва: КноРус,
2024. — 335 с. — ISBN 978-5-406-12188-7. — Текст: непосредственный.
6. Крамаренко, Р. А. История России: учебное пособие для среднего
профессионального образования / Р. А. Крамаренко. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва :
Издательство Юрайт, 2024. — 197 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5534-09199-1. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. —
URL: https://urait.ru/bcode/539174.
7. Мокроусова, Л. Г. История России: учебное пособие для среднего
профессионального образования / Л. Г. Мокроусова, А. Н. Павлова. — Москва:
Издательство Юрайт, 2024. — 122 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5534-17068-9. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL:
https://urait.ru/bcode/532336.
8. Некрасова, М. Б. История России: учебник и практикум для среднего
1
профессионального образования / М. Б. Некрасова. — 6-е изд., перераб.
и доп. — Москва:
3
Издательство Юрайт, 2024. — 436 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5534-15987-5. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL:
https://urait.ru/bcode/536636.
9. Тропов, И. А. История / И. А. Тропов. — 3-е изд., стер. — Санкт-Петербург : Лань,
2024. — 472 с. — ISBN 978-5-507-47383-0. — Текст : непосредственный.
10. Фирсов, С. Л. История России : учебник для среднего профессионального
образования / С. Л. Фирсов. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2024.
— 380 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-08721-5. — Текст : электронный //
Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/540360.

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ
ОСВОЕНИЯУЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения
Критерии оценки
Методы оценки
Перечень знаний, осваиваемых в рамках учебной дисциплины
Знать:

показывает
знания Экспертное
и

ключевые
события, ключевых событий, основных дат и наблюдение
основные даты и исторические этапов истории России с древних оценивание
этапы развития России с времен до настоящего времени;
знаний
на
древних времен до настоящего 
демонстрирует знания о теоретических
времени;
выдающихся
деятелях занятиях.

выдающихся деятелей отечественной истории, внесших Оценивание
отечественной
истории, значительный вклад в социально- выполнения
внесших значительный вклад в экономическое, политическое и индивидуальных
и
групповых
социально-экономическое,
культурное развитие России;
заданий.
политическое и культурное 
показывает
знание
Результаты
развитие России;
традиционных российских духовно нравственных
ценностей;
промежуточной

традиционные российские
демонстрирует
аттестации.
духовно - нравственные ценности; 
сформированность
знаний
о
роли
и

роль и значение России в
значении России в современном
современном мире.
мире.

Перечень умений, осваиваемых в рамках учебной дисциплины
Уметь:

выделяет
факторы, Подготовка

выделять
факторы, определившие
уникальность выступлений
с
определившие
уникальность становления
духовно
- проблемностановления
духовно
- нравственных основ России;
тематическими

анализирует, характеризует, сообщениями
нравственных основ России;

анализировать,
выделяет причинно-следственные (докладами,
характеризовать,
выделять связи и пространственно- – презентациями).
причинно-следственные связи временные
характеристики
и пространственно - временные исторических событий, явлений,
1
характеристики исторических процессов с древних времен4 до
событий, явлений, процессов с настоящего времени;
времен
образования 
демонстрирует умения
Древнерусского государства до анализировать историческую
настоящего времени;
информацию, руководствуясь

анализировать
принципами научной
историческую
информацию, объективности и достоверности, с
руководствуясь
принципами целью формирования научного
научной
объективности
и понимания прошлого и настоящего
достоверности,
с
целью России;
формирования
научно 
демонстрирует умения
обоснованного
понимания защищать историческую правду, не
прошлого и настоящего России; допускает умаления подвига

защищать историческую народа при защите Отечества,
правду, не допускать умаления

подвига российского народа по
защите Отечества,

демонстрировать
готовность
противостоять
фальсификациям российской
истории;

демонстрировать
уважительное отношение к
историческому наследию и
социокультурным традициям
российского государства.



проявляет готовность
противостоять фальсификациям
Российской истории;

демонстрирует
уважительное отношение к
историческому наследию и
социокультурным традициям
российского государства.

15


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».