Министерство образования и науки Республики Хакасия
Государственное бюджетное профессиональное образовательное
учреждение Республики Хакасия
«Черногорский горно-строительный техникум»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
по специальности
43.02.17 Технология индустрии красоты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУДп.11 «ГЕОГРАФИЯ»
(129 часов)
2024
Рабочая программа учебного предмета ОУДп.11 «ГЕОГРАФИЯ» разработана в соответствии
с общеобразовательной частью ФГОС по специальности 43.02.17 Технология индустрии
красоты. Рабочая программа составлена ОУДп.11 «ГЕОГРАФИЯ» на основепримерной
рабочей программы общеобразовательной учебной дисциплины «Иностранный язык»
(базовая подготовка) для профессиональныхобразовательных организаций, разработанной
ФГБОУ ДПО «Институт развития профессионального образования», профиль обучения:
социально- экономический.
Организация – разработчик: ГБПОУ РХ «Черногорский горно-строительный техникум»
Разработчик: Браилко Н. В. – преподаватель
2
СОДЕРЖАНИЕ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИМЕРНОЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ГЕОГРАФИЯ»..................... 4
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ .......................................................................................................... 34
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ............................. 50
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ.......... 53
ДИСЦИПЛИНЫ .......................................................................................................... 53
3
1. Общая характеристика примерной рабочей программы общеобразовательной дисциплины
«География»
1.1. Место дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы СПО
Общеобразовательная дисциплина «География» является обязательной
частью общеобразовательного цикла образовательной программы в соответствии с
ФГОС СПО по 43.02.17 Технология индустрии красоты
(профессии/специальности)
1.2. Цели и планируемые результаты освоения дисциплины
1.2.1. Цели дисциплины
В основу содержания географии положено изучение единого и одновременно
многополярного мира, глобализации мирового развития, фокусирования на
формировании у обучающихся целостного представления о роли России в
современном мире.
Содержание программы общеобразовательной дисциплины «География»
направлено на достижение следующих целей: воспитание чувства патриотизма,
взаимопонимания с другими народами, уважения культуры разных стран и
регионов мира, ценностных ориентаций личности посредством ознакомления с
важнейшими проблемами современности, с ролью России как составной части
мирового сообщества; воспитание экологической культуры на основе
приобретения знаний о взаимосвязи природы, населения и хозяйства на
глобальном, региональном и локальном уровнях и формирование ценностного
отношения к проблемам взаимодействия человека и общества; формирование
системы географических знаний как компонента научной картины мира,
завершение формирования основ географической культуры; развитие
познавательных интересов, навыков самопознания, интеллектуальных и
творческих способностей в процессе овладения комплексом географических
знаний и умений, направленных на использование их в реальной действительности;
приобретение
опыта
разнообразной
деятельности,
направленной
на достижение целей устойчивого развития.
1.2.2. Планируемые результаты освоения общеобразовательной
дисциплины в соответствии с ФГОС СПО и на основе ФГОС СОО
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК и ПК
4
Код и наименование формируемых
компетенций
Планируемые результаты
Общие1
ОК 01. Выбирать способы решения задач В части трудового воспитания:
профессиональной
деятельности - готовность к труду, осознание ценности
применительно к различным контекстам
мастерства, трудолюбие;
- готовность к активной деятельности
технологической
и
социальной
направленности,
способность
инициировать,
планировать
и
самостоятельно
выполнять
такую
деятельность;
интерес
к
различным
сферам
профессиональной деятельности,
Овладение
универсальными
учебными
познавательными действиями:
а) базовые логические действия:
- самостоятельно формулировать и
актуализировать
проблему,
рассматривать ее всесторонне;
- устанавливать существенный признак или
основания для сравнения, классификации и
обобщения;
1
Дисциплинарные2
ПРб 1. Понимать роль и место современной
географической науки в системе научных
дисциплин, ее участии в решении
важнейших
проблем
человечества:
приводить примеры проявления глобальных
проблем, в решении которых принимает
участие современная географическая наука,
на региональном уровне, в разных странах, в
том числе в России; определять роль
географических наук в достижении целей
устойчивого развития;
ПРб 2. Освоить и применить знания о
размещении основных географических
объектов и территориальной организации
природы и общества (понятия и концепции
устойчивого развития, зеленой энергетики,
глобализации и проблема народонаселения);
выбирать и использовать источники
географической
информации
для
определения
положения
и
взаиморасположения
объектов
в
Указываются личностные и метапредметные результаты из ФГОС СОО, в формировании которых участвует общеобразовательная дисциплина
Дисциплинарные (предметные) результаты указываются в соответствии с их полным перечнем во ФГОС СОО. Предметные результаты базового уровня (ПРб)
нумеруются в соответствии ФГОС СОО (Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 (редакция от 27.12.2023 г.)
2
Код и наименование формируемых
компетенций
Планируемые результаты
Общие1
- определять цели деятельности, задавать
параметры и критерии их достижения;
- выявлять закономерности и противоречия в
рассматриваемых явлениях;
- вносить коррективы в деятельность,
оценивать соответствие результатов целям,
оценивать риски последствий деятельности;
- развивать креативное мышление при
решении жизненных проблем
б) базовые исследовательские действия:
владеть
навыками
учебноисследовательской
и
проектной
деятельности,
навыками
разрешения
проблем;
- выявлять причинно-следственные связи и
актуализировать задачу, выдвигать гипотезу
ее решения, находить аргументы для
доказательства своих утверждений, задавать
параметры и критерии решения;
- анализировать полученные в ходе решения
задачи результаты, критически оценивать их
достоверность, прогнозировать изменение в
новых условиях;
Дисциплинарные2
пространстве; описывать положение и
взаиморасположение
географических
объектов в пространстве;
ПРб 3. Сформировать системы комплексных
социально
ориентированных
географических знаний о закономерностях
развития природы, размещения населения и
хозяйства:
различать
географические
процессы и явления и распознавать их
проявления
в
повседневной
жизни;
использовать
знания
об
основных
географических
закономерностях
для
определения и сравнения свойств изученных
географических объектов, явлений и
процессов;
проводить
классификацию
географических объектов, процессов и
явлений; устанавливать взаимосвязи между
социально-экономическими
и
геоэкологическими
процессами
и
явлениями; между природными условиями и
размещением
населения,
между
природными условиями и природноресурсным
капиталом
и
отраслевой
структурой хозяйства стран; формулировать
6
Код и наименование формируемых
компетенций
Планируемые результаты
Общие1
- уметь переносить знания в познавательную
и практическую области жизнедеятельности;
- уметь интегрировать знания из разных
предметных областей;
- выдвигать новые идеи, предлагать
оригинальные подходы и решения;
- способность их использования в
познавательной и социальной практике
ОК 02. Использовать современные средства
поиска,
анализа
и
интерпретации
информации, и информационные технологии
для выполнения задач профессиональной
деятельности
В области ценности научного познания:
сформированность
мировоззрения,
соответствующего современному уровню
развития
науки
и
общественной
практики,
основанного
на
диалоге
Дисциплинарные2
и/или обосновывать выводы на основе
использования географических знаний;
ПРб
4.
Владеть
географической
терминологией
и
системой
базовых
географических понятий, умение применять
социально-экономические понятия для
решения учебных и (или) практикоориентированных задач;
ПРб 10. Сформировать знания об основных
проблемах взаимодействия природы и
общества, о природных и социальноэкономических аспектах экологических
проблем:
описывать
географические
аспекты проблем взаимодействия природы и
общества; приводить примеры взаимосвязи
глобальных проблем; приводить примеры
возможных путей решения глобальных
проблем
ПРб 2. Освоить и применить знания о
размещении основных географических
объектов и территориальной организации
природы и общества (понятия и концепции
устойчивого развития, зеленой энергетики,
глобализации и проблема народонаселения);
7
Код и наименование формируемых
компетенций
Планируемые результаты
Общие1
культур, способствующего осознанию
своего места в поликультурном мире;
совершенствование
языковой
и
читательской культуры как средства
взаимодействия между людьми и познания
мира;
- осознание ценности научной деятельности,
готовность осуществлять проектную и
исследовательскую
деятельность
индивидуально и в группе;
Овладение
универсальными
учебными
познавательными действиями:
в) работа с информацией:
- владеть навыками получения информации
из источников разных типов, самостоятельно
осуществлять
поиск,
анализ,
систематизацию
и
интерпретацию
информации различных видов и форм
представления;
- создавать тексты в различных форматах с
учетом назначения информации и целевой
аудитории, выбирая оптимальную форму
представления и визуализации;
Дисциплинарные2
выбирать и использовать источники
географической
информации
для
определения
положения
и
взаиморасположения
объектов
в
пространстве; описывать положение и
взаиморасположение
географических
объектов в пространстве;
ПРб 5. Сформировать умения проводить
наблюдения
за
отдельными
географическими объектами, процессами и
явлениями, их изменениями в результате
воздействия природных и антропогенных
факторов: определять цели и задачи
проведения наблюдений; выбирать форму
фиксации
результатов
наблюдения;
формулировать обобщения и выводы по
результатам наблюдения;
ПРб 6. Сформировать умения находить и
использовать
различные
источники
географической информации для получения
новых знаний о природных и социальноэкономических процессах и явлениях,
выявления закономерностей и тенденций их
развития, прогнозирования: выбирать и
8
Код и наименование формируемых
компетенций
Планируемые результаты
Общие1
- оценивать достоверность, легитимность
информации, ее соответствие правовым и
морально-этическим нормам;
- использовать средства информационных и
коммуникационных технологий в решении
когнитивных,
коммуникативных
и
организационных задач с соблюдением
требований
эргономики,
техники
безопасности, гигиены, ресурсосбережения,
правовых и этических норм, норм
информационной безопасности;
- владеть навыками распознавания и защиты
информации,
информационной
безопасности личности
Дисциплинарные2
использовать источники географической
информации
(картографические,
статистические, текстовые, видео- и
фотоизображения,
геоинформационные
системы), адекватные решаемым задачам;
сопоставлять
и
анализировать
географические карты различной тематики и
другие
источники
географической
информации
для
выявления
закономерностей
социальноэкономических, природных и экологических
процессов и явлений; определять и
сравнивать по географическим картам
разного содержания и другим источникам
географической информации качественные
и
количественные
показатели,
характеризующие географические объекты,
процессы и явления; определять и находить
в комплексе источников недостоверную и
противоречивую
географическую
информацию для решения учебных и (или)
практико-ориентированных
задач;
самостоятельно находить, отбирать и
применять различные методы познания
9
Код и наименование формируемых
компетенций
ОК 03. Планировать и реализовывать
собственное профессиональное и личностное
развитие, предпринимательскую деятельность
в профессиональной сфере, использовать
знания
по
правовой
и
финансовой
грамотности в различных жизненных
ситуациях
Планируемые результаты
Общие1
Дисциплинарные2
для решения практико-ориентированных
задач
В
области
духовно-нравственного
воспитания:
сформированность
нравственного
сознания, этического поведения;
- способность оценивать ситуацию и
принимать
осознанные
решения,
ориентируясь на морально-нравственные
нормы и ценности;
- осознание личного вклада в построение
устойчивого будущего;
- ответственное отношение к своим
родителям и (или) другим членам семьи,
созданию семьи на основе осознанного
принятия ценностей семейной жизни в
соответствии с традициями народов России;
Овладение универсальными регулятивными
действиями:
а) самоорганизация:
самостоятельно
осуществлять
познавательную деятельность, выявлять
ПРб 7. Владеть умениями географического
анализа и интерпретации информации из
различных источников: находить, отбирать,
систематизировать
информацию,
необходимую для изучения географических
объектов и явлений, отдельных территорий
мира и России, их обеспеченности
природными и человеческими ресурсами,
хозяйственного потенциала, экологических
проблем; представлять в различных формах
(графики, таблицы, схемы, диаграммы,
карты)
географическую
информацию;
формулировать выводы и заключения на
основе
анализа
и
интерпретации
информации из различных источников
географической информации; критически
оценивать
и
интерпретировать
информацию, получаемую из различных
источников;
использовать
различные
источники географической информации для
10
Код и наименование формируемых
компетенций
Планируемые результаты
Общие1
Дисциплинарные2
проблемы, ставить и формулировать решения учебных и (или)
собственные задачи в образовательной ориентированных задач
деятельности и жизненных ситуациях;
- самостоятельно составлять план решения
проблемы с учетом имеющихся ресурсов,
собственных возможностей и предпочтений;
- давать оценку новым ситуациям;
способствовать
формированию
и
проявлению широкой эрудиции в разных
областях знаний, постоянно повышать свой
образовательный и культурный уровень;
б) самоконтроль:
использовать приемы рефлексии для оценки
ситуации, выбора верного решения;
- уметь оценивать риски и своевременно
принимать решения по их снижению;
в) эмоциональный
интеллект,
предполагающий сформированность:
внутренней
мотивации,
включающей
стремление к достижению цели и успеху,
оптимизм,
инициативность,
умение
действовать, исходя из своих возможностей;
- эмпатии, включающей способность
понимать эмоциональное состояние других,
практико-
11
Код и наименование формируемых
компетенций
Планируемые результаты
Общие1
учитывать
его
при
осуществлении
коммуникации, способность к сочувствию и
сопереживанию;
- социальных навыков, включающих
способность выстраивать отношения с
другими людьми, заботиться, проявлять
интерес и разрешать конфликты
ОК 04. Эффективно взаимодействовать и готовность
к
саморазвитию,
работать в коллективе и команде
самостоятельности и самоопределению;
-овладение
навыками
учебноисследовательской,
проектной
и
социальной деятельности;
Овладение
универсальными
коммуникативными действиями:
б) совместная деятельность:
- понимать и использовать преимущества
командной и индивидуальной работы;
- принимать цели совместной деятельности,
организовывать и координировать действия
по ее достижению: составлять план
действий, распределять роли с учетом
мнений участников обсуждать результаты
совместной работы;
Дисциплинарные2
ПРб
4.
Владеть
географической
терминологией
и
системой
базовых
географических
понятий,
умение
применять
социально-экономические
понятия для решения учебных и (или)
практико-ориентированных задач
12
Код и наименование формируемых
компетенций
Планируемые результаты
Общие1
- координировать и выполнять работу в
условиях реального, виртуального и
комбинированного взаимодействия;
- осуществлять позитивное стратегическое
поведение
в
различных
ситуациях,
проявлять творчество и воображение, быть
инициативным
Овладение универсальными регулятивными
действиями:
г) принятие себя и других людей:
- принимать мотивы и аргументы других
людей
при
анализе
результатов
деятельности;
- признавать свое право и право других
людей на ошибки;
- развивать способность понимать мир с
позиции другого человека
ОК 05. Осуществлять устную и письменную В области эстетического воспитания:
коммуникацию на государственном языке - эстетическое отношение к миру,
Российской Федерации с учетом особенностей включая эстетику быта, научного и
социального и культурного контекста
технического творчества, спорта, труда
и общественных отношений;
- способность воспринимать различные виды
искусства, традиции и творчество своего и
Дисциплинарные2
ПРб 2. Освоить и применить знания о
размещении основных географических
объектов и территориальной организации
природы и общества (понятия и концепции
устойчивого развития, зеленой энергетики,
глобализации и проблема народонаселения);
выбирать и использовать источники
13
Код и наименование формируемых
компетенций
Планируемые результаты
Общие1
других народов, ощущать эмоциональное
воздействие искусства;
- убежденность в значимости для личности и
общества отечественного и мирового
искусства, этнических культурных традиций
и народного творчества;
- готовность к самовыражению в разных
видах искусства, стремление проявлять
качества творческой личности;
Овладение
универсальными
коммуникативными действиями:
а) общение:
- осуществлять коммуникации во всех
сферах жизни;
- распознавать невербальные средства
общения, понимать значение социальных
знаков,
распознавать
предпосылки
конфликтных
ситуаций
и
смягчать
конфликты;
- развернуто и логично излагать свою точку
зрения с использованием языковых средств
Дисциплинарные2
географической
информации
для
определения
положения
и
взаиморасположения
объектов
в
пространстве; описывать положение и
взаиморасположение
географических
объектов в пространстве;
ПРб 3. Сформировать систему комплексных
социально
ориентированных
географических знаний о закономерностях
развития природы, размещения населения и
хозяйства:
различать
географические
процессы и явления и распознавать их
проявления
в
повседневной
жизни;
использовать
знания
об
основных
географических
закономерностях
для
определения и сравнения свойств изученных
географических объектов, явлений и
процессов;
проводить
классификацию
географических объектов, процессов и
явлений; устанавливать взаимосвязи
между
социально-экономическими
и
геоэкологическими
процессами
и
явлениями; между природными условиями
и
размещением
населения,
между
14
Код и наименование формируемых
компетенций
ОК
06.
Проявлять
гражданскопатриотическую позицию, демонстрировать
осознанное
поведение
на
основе
традиционных
российских
духовнонравственных ценностей, в том числе с учетом
гармонизации
межнациональных
и
межрелигиозных отношений, применять
стандарты антикоррупционного поведения
Планируемые результаты
Общие1
Дисциплинарные2
природными условиями и природноресурсным капиталом и отраслевой
структурой
хозяйства
стран;
формулировать и/или обосновывать выводы
на основе использования географических
знаний
- осознание обучающимися российской
гражданской идентичности;
- целенаправленное развитие внутренней
позиции личности на основе духовнонравственных
ценностей
народов
Российской Федерации, исторических и
национально-культурных
традиций,
формирование
системы
значимых
ценностно-смысловых
установок,
антикоррупционного
мировоззрения,
правосознания, экологической культуры,
способности ставить цели и строить
жизненные планы;
В части гражданского воспитания:
- осознание своих конституционных прав
и обязанностей, уважение закона и
правопорядка;
ПРб 1. Понимать роль и место современной
географической науки в системе научных
дисциплин, ее участии в решении
важнейших
проблем
человечества:
приводить примеры проявления глобальных
проблем, в решении которых принимает
участие современная географическая наука,
на региональном уровне, в разных странах, в
том числе в России; определять роль
географических наук в достижении целей
устойчивого развития;
ПРб 7. Владеть умениями географического
анализа и интерпретации информации из
различных источников: находить, отбирать,
систематизировать
информацию,
необходимую для изучения географических
объектов и явлений, отдельных территорий
15
Код и наименование формируемых
компетенций
Планируемые результаты
Общие1
- принятие традиционных национальных,
общечеловеческих
гуманистических
и
демократических ценностей;
- готовность противостоять идеологии
экстремизма, национализма, ксенофобии,
дискриминации
по
социальным,
религиозным,
расовым,
национальным
признакам;
- готовность вести совместную деятельность
в интересах гражданского общества,
участвовать
в
самоуправлении
в
общеобразовательной организации и детскоюношеских организациях;
- умение взаимодействовать с социальными
институтами в соответствии с их функциями
и назначением;
- готовность к гуманитарной и волонтерской
деятельности;
патриотического воспитания:
сформированность
российской
гражданской идентичности, патриотизма,
уважения к своему народу, чувства
ответственности перед Родиной, гордости за
свой край, свою Родину, свой язык и
Дисциплинарные2
мира и России, их обеспеченности
природными и человеческими ресурсами,
хозяйственного потенциала, экологических
проблем; представлять в различных формах
(графики, таблицы, схемы, диаграммы,
карты)
географическую
информацию;
формулировать выводы и заключения на
основе
анализа
и
интерпретации
информации из различных источников
географической информации; критически
оценивать
и
интерпретировать
информацию, получаемую из различных
источников; использовать различные
источники географической информации
для решения учебных и (или) практикоориентированных задач;
ПРб 8. Сформировать умения применять
географические знания для объяснения
разнообразных явлений и процессов:
объяснять
изученные
социальноэкономические
и
геоэкологические
процессы
и
явления;
объяснять
географические особенности стран с разным
уровнем
социально-экономического
16
Код и наименование формируемых
компетенций
Планируемые результаты
Общие1
культуру,
прошлое
и
настоящее
многонационального народа России;
- ценностное отношение к государственным
символам, историческому и природному
наследию, памятникам, традициям народов
России, достижениям России в науке,
искусстве, спорте, технологиях и труде;
- идейная убежденность, готовность к
служению
и
защите
Отечества,
ответственность за его судьбу;
освоенные обучающимися межпредметные
понятия и универсальные учебные действия
(регулятивные,
познавательные,
коммуникативные);
- способность их использования в
познавательной и социальной практике,
готовность
к
самостоятельному
планированию и осуществлению учебной
деятельности,
организации
учебного
сотрудничества
с
педагогическими
работниками и сверстниками, к участию в
построении
индивидуальной
образовательной траектории;
Дисциплинарные2
развития, включая особенности проявления
в них глобальных проблем человечества;
использовать географические знания о
мировом хозяйстве и населении мира, об
особенностях взаимодействия природы и
общества для решения учебных и (или)
практико-ориентированных задач
17
Код и наименование формируемых
компетенций
ОК
07.
Содействовать
сохранению
окружающей среды, ресурсосбережению,
применять знания об изменении климата,
принципы
бережливого
производства,
эффективно действовать в чрезвычайных
ситуациях
Планируемые результаты
Общие1
Дисциплинарные2
овладение
навыками
учебноисследовательской, проектной и социальной
деятельности
В области экологического воспитания:
сформированность
экологической
культуры, понимание влияния социальноэкономических процессов на состояние
природной и социальной среды, осознание
глобального
характера
экологических
проблем;
- планирование и осуществление действий в
окружающей среде на основе знания целей
устойчивого развития человечества;
активное неприятие действий, приносящих
вред окружающей среде;
- умение прогнозировать неблагоприятные
экологические
последствия
предпринимаемых действий, предотвращать
их;
расширение
опыта
деятельности
экологической направленности;
овладение
навыками
учебноисследовательской,
проектной
и
социальной деятельности;
ПРб 3. Сформировать систему комплексных
социально
ориентированных
географических знаний о закономерностях
развития природы, размещения населения и
хозяйства:
различать
географические
процессы и явления и распознавать их
проявления
в
повседневной
жизни;
использовать
знания
об
основных
географических
закономерностях
для
определения и сравнения свойств изученных
географических объектов, явлений и
процессов;
проводить
классификацию
географических объектов, процессов и
явлений; устанавливать взаимосвязи
между
социально-экономическими
и
геоэкологическими
процессами
и
явлениями; между природными условиями
и
размещением
населения,
между
природными условиями и природноресурсным капиталом и отраслевой
структурой
хозяйства
стран;
18
Код и наименование формируемых
компетенций
Планируемые результаты
Общие1
Дисциплинарные2
формулировать и/или обосновывать выводы
на основе использования географических
знаний;
ПРб 7. Владеть умениями географического
анализа и интерпретации информации из
различных источников: находить, отбирать,
систематизировать
информацию,
необходимую для изучения географических
объектов и явлений, отдельных территорий
мира и России, их обеспеченности
природными и человеческими ресурсами,
хозяйственного потенциала, экологических
проблем; представлять в различных формах
(графики, таблицы, схемы, диаграммы,
карты)
географическую
информацию;
формулировать выводы и заключения на
основе
анализа
и
интерпретации
информации из различных источников
географической информации; критически
оценивать и интерпретировать информацию,
получаемую из различных источников;
использовать
различные
источники
географической информации для решения
19
Код и наименование формируемых
компетенций
Планируемые результаты
Общие1
Дисциплинарные2
учебных и (или) практико-ориентированных
задач;
ПРб 8. Сформировать умения применять
географические знания для объяснения
разнообразных явлений и процессов:
объяснять
изученные
социальноэкономические
и
геоэкологические
процессы
и
явления;
объяснять
географические особенности стран с разным
уровнем
социально-экономического
развития, включая особенности проявления
в них глобальных проблем человечества;
использовать географические знания о
мировом хозяйстве и населении мира, об
особенностях взаимодействия природы и
общества для решения учебных и (или)
практико-ориентированных задач;
Прб 9. Сформировать умения применять
географические
знания
для
оценки
разнообразных явлений и процессов:
оценивать
географические
факторы,
определяющие сущность и динамику
важнейших социально-экономических и
геоэкологических процессов; оценивать
20
Код и наименование формируемых
компетенций
Планируемые результаты
Общие1
ОК 09. Пользоваться профессиональной - наличие мотивации к обучению и
документацией на государственном и личностному развитию;
иностранном языках
В области ценности научного познания:
сформированность
мировоззрения,
соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики,
основанного
на
диалоге
культур,
способствующего осознанию своего места в
поликультурном мире;
совершенствование
языковой
и
читательской культуры как средства
взаимодействия между людьми и познания
мира;
- осознание ценности научной деятельности,
готовность осуществлять проектную и
исследовательскую
деятельность
индивидуально и в группе;
Овладение
универсальными
учебными
познавательными действиями:
б) базовые исследовательские действия:
владеть
навыками
учебноисследовательской
и
проектной
Дисциплинарные2
изученные социально-экономические и
геоэкологические процессы и явления
ПРб 2. Освоить и применить знания о
размещении основных географических
объектов и территориальной организации
природы и общества (понятия и концепции
устойчивого развития, зеленой энергетики,
глобализации и проблема народонаселения);
выбирать и использовать источники
географической
информации
для
определения
положения
и
взаиморасположения
объектов
в
пространстве; описывать положение и
взаиморасположение
географических
объектов в пространстве;
ПРб
4.
Владеть
географической
терминологией
и
системой
базовых
географических понятий, умение применять
социально-экономические понятия для
решения учебных и (или) практикоориентированных задач;
ПРб 7. Владеть умениями географического
анализа и интерпретации информации из
различных источников: находить, отбирать,
21
Код и наименование формируемых
компетенций
Планируемые результаты
Общие1
деятельности,
навыками
разрешения
проблем;
способность
и
готовность
к
самостоятельному
поиску
методов
решения практических задач, применению
различных методов познания;
- овладение видами деятельности по
получению
нового
знания,
его
интерпретации,
преобразованию
и
применению
в
различных
учебных
ситуациях, в том числе при создании
учебных и социальных проектов;
- формирование научного типа мышления,
владение
научной
терминологией,
ключевыми понятиями и методами;
-осуществлять целенаправленный поиск
переноса средств и способов действия в
профессиональную среду
Дисциплинарные2
систематизировать
информацию,
необходимую для изучения географических
объектов и явлений, отдельных территорий
мира и России, их обеспеченности
природными и человеческими ресурсами,
хозяйственного потенциала, экологических
проблем; представлять в различных формах
(графики, таблицы, схемы, диаграммы,
карты)
географическую
информацию;
формулировать выводы и заключения на
основе
анализа
и
интерпретации
информации из различных источников
географической информации; критически
оценивать
и
интерпретировать
информацию, получаемую из различных
источников; использовать различные
источники географической информации
для решения учебных и (или) практикоориентированных задач;
ПРб 8. Сформировать умения применять
географические знания для объяснения
разнообразных явлений и процессов:
объяснять
изученные
социальноэкономические
и
геоэкологические
22
Код и наименование формируемых
компетенций
Предоставление визажных услуг
ПК 1.1
ПК 1.1. Моделировать, осуществлять
коррекцию, окрашивание бровей и ресниц с
использованием различных техник.
Планируемые результаты
Общие1
В области ценности научного познания:
сформированность
мировоззрения,
соответствующего современному уровню
развития
науки
и
общественной
практики,
основанного
на
диалоге
культур, способствующего осознанию
своего места в поликультурном мире;
совершенствование
языковой
и
читательской культуры как средства
взаимодействия между людьми и познания
мира;
- осознание ценности научной деятельности,
готовность осуществлять проектную и
Дисциплинарные2
процессы
и
явления;
объяснять
географические особенности стран с разным
уровнем
социально-экономического
развития, включая особенности проявления
в них глобальных проблем человечества;
использовать географические знания о
мировом хозяйстве и населении мира, об
особенностях взаимодействия природы и
общества для решения учебных и (или)
практико-ориентированных задач
ПРб 2. Освоить и применить знания о
размещении основных географических
объектов и территориальной организации
природы и общества (понятия и концепции
устойчивого развития, зеленой энергетики,
глобализации и проблема народонаселения);
выбирать и использовать источники
географической
информации
для
определения
положения
и
взаиморасположения
объектов
в
пространстве; описывать положение и
взаиморасположение
географических
объектов в пространстве;
23
Код и наименование формируемых
компетенций
Планируемые результаты
Общие1
исследовательскую
деятельность
индивидуально и в группе;
Овладение
универсальными
учебными
познавательными действиями:
в) работа с информацией:
- владеть навыками получения информации
из источников разных типов, самостоятельно
осуществлять
поиск,
анализ,
систематизацию
и
интерпретацию
информации различных видов и форм
представления;
- создавать тексты в различных форматах с
учетом назначения информации и целевой
аудитории, выбирая оптимальную форму
представления и визуализации;
- оценивать достоверность, легитимность
информации, ее соответствие правовым и
морально-этическим нормам;
- использовать средства информационных и
коммуникационных технологий в решении
когнитивных,
коммуникативных
и
организационных задач с соблюдением
требований
эргономики,
техники
безопасности, гигиены, ресурсосбережения,
Дисциплинарные2
ПРб 5. Сформировать умения проводить
наблюдения
за
отдельными
географическими объектами, процессами и
явлениями, их изменениями в результате
воздействия природных и антропогенных
факторов: определять цели и задачи
проведения наблюдений; выбирать форму
фиксации
результатов
наблюдения;
формулировать обобщения и выводы по
результатам наблюдения;
ПРб 6. Сформировать умения находить и
использовать
различные
источники
географической информации для получения
новых знаний о природных и социальноэкономических процессах и явлениях,
выявления закономерностей и тенденций их
развития, прогнозирования: выбирать и
использовать источники географической
информации
(картографические,
статистические, текстовые, видео- и
фотоизображения,
геоинформационные
системы), адекватные решаемым задачам;
сопоставлять
и
анализировать
географические карты различной тематики и
24
Код и наименование формируемых
компетенций
Планируемые результаты
Общие1
Дисциплинарные2
правовых и этических норм, норм другие
источники
географической
информационной безопасности;
информации
для
выявления
- владеть навыками распознавания и защиты закономерностей
социальноинформации, информационной
экономических, природных и экологических
процессов и явлений; определять и
безопасности личности
сравнивать по географическим картам
разного содержания и другим источникам
географической информации качественные
и
количественные
показатели,
характеризующие географические объекты,
процессы и явления; определять и находить
в комплексе источников недостоверную и
противоречивую
географическую
информацию для решения учебных и (или)
практико-ориентированных
задач;
самостоятельно находить, отбирать и
применять различные методы познания
для решения практико-ориентированных
задач
25
Код и наименование формируемых
компетенций
Предоставление визажных услуг
ПК 1.5
Разрабатывать концепцию образа
индивидуального стиля заказчика и
коллекции образов.
Планируемые результаты
Общие1
В
области
духовно-нравственного
воспитания:
сформированность
нравственного
сознания, этического поведения;
- способность оценивать ситуацию и
принимать
осознанные
решения,
ориентируясь на морально-нравственные
нормы и ценности;
- осознание личного вклада в построение
устойчивого будущего;
- ответственное отношение к своим
родителям и (или) другим членам семьи,
созданию семьи на основе осознанного
принятия ценностей семейной жизни в
соответствии с традициями народов России;
Овладение универсальными регулятивными
действиями:
а) самоорганизация:
самостоятельно
осуществлять
познавательную деятельность, выявлять
проблемы, ставить и формулировать
собственные задачи в образовательной
деятельности и жизненных ситуациях;
Дисциплинарные2
ПРб 7. Владеть умениями географического
анализа и интерпретации информации из
различных источников: находить, отбирать,
систематизировать
информацию,
необходимую для изучения географических
объектов и явлений, отдельных территорий
мира и России, их обеспеченности
природными и человеческими ресурсами,
хозяйственного потенциала, экологических
проблем; представлять в различных формах
(графики, таблицы, схемы, диаграммы,
карты)
географическую
информацию;
формулировать выводы и заключения на
основе
анализа
и
интерпретации
информации из различных источников
географической информации; критически
оценивать
и
интерпретировать
информацию, получаемую из различных
источников;
использовать
различные
источники географической информации для
решения учебных и (или) практикоориентированных задач
26
Код и наименование формируемых
компетенций
Планируемые результаты
Общие1
Дисциплинарные2
- самостоятельно составлять план решения
проблемы с учетом имеющихся ресурсов,
собственных возможностей и предпочтений;
- давать оценку новым ситуациям;
способствовать
формированию
и
проявлению широкой эрудиции в разных
областях знаний, постоянно повышать свой
образовательный и культурный уровень;
б) самоконтроль:
использовать приемы рефлексии для оценки
ситуации, выбора верного решения;
- уметь оценивать риски и своевременно
принимать решения по их снижению;
в) эмоциональный
интеллект,
предполагающий сформированность:
внутренней
мотивации,
включающей
стремление к достижению цели и успеху,
оптимизм,
инициативность,
умение
действовать, исходя из своих возможностей;
- эмпатии, включающей способность
понимать эмоциональное состояние других,
учитывать
его
при
осуществлении
коммуникации, способность к сочувствию и
сопереживанию;
27
Код и наименование формируемых
компетенций
Планируемые результаты
Общие1
Дисциплинарные2
- социальных навыков, включающих
способность выстраивать отношения с
другими людьми, заботиться, проявлять
интерес и разрешать конфликты
В области экологического воспитания:
Предоставление косметических услуг
сформированность
экологической
культуры, понимание влияния социальноПК 1.5
экономических процессов на состояние
природной и социальной среды, осознание
ПК
1.5.
Выполнять
санитарно- глобального
характера
экологических
эпидемиологические
требования
при проблем;
предоставлении косметических услуг.
- планирование и осуществление действий в
окружающей среде на основе знания целей
устойчивого развития человечества;
активное неприятие действий, приносящих
вред окружающей среде;
- умение прогнозировать неблагоприятные
экологические
последствия
предпринимаемых действий, предотвращать
их;
расширение
опыта
деятельности
экологической направленности;
ПРб 3. Сформировать систему комплексных
социально
ориентированных
географических знаний о закономерностях
развития природы, размещения населения и
хозяйства:
различать
географические
процессы и явления и распознавать их
проявления
в
повседневной
жизни;
использовать
знания
об
основных
географических
закономерностях
для
определения и сравнения свойств изученных
географических объектов, явлений и
процессов;
проводить
классификацию
географических объектов, процессов и
явлений; устанавливать взаимосвязи
между
социально-экономическими
и
геоэкологическими
процессами
и
явлениями; между природными условиями
и
размещением
населения,
между
природными условиями и природно28
Код и наименование формируемых
компетенций
Планируемые результаты
Общие1
- овладение навыками учебноисследовательской, проектной и
социальной деятельности
Дисциплинарные2
ресурсным капиталом и отраслевой
структурой
хозяйства
стран;
формулировать и/или обосновывать выводы
на основе использования географических
знаний;
ПРб 7. Владеть умениями географического
анализа и интерпретации информации из
различных источников: находить, отбирать,
систематизировать
информацию,
необходимую для изучения географических
объектов и явлений, отдельных территорий
мира и России, их обеспеченности
природными и человеческими ресурсами,
хозяйственного потенциала, экологических
проблем; представлять в различных формах
(графики, таблицы, схемы, диаграммы,
карты)
географическую
информацию;
формулировать выводы и заключения на
основе
анализа
и
интерпретации
информации из различных источников
географической информации; критически
оценивать и интерпретировать информацию,
получаемую из различных источников;
использовать
различные
источники
29
Код и наименование формируемых
компетенций
Планируемые результаты
Общие1
Дисциплинарные2
географической информации для решения
учебных и (или) практико-ориентированных
задач;
ПРб 8. Сформировать умения применять
географические знания для объяснения
разнообразных явлений и процессов:
объяснять
изученные
социальноэкономические
и
геоэкологические
процессы
и
явления;
объяснять
географические особенности стран с разным
уровнем
социально-экономического
развития, включая особенности проявления
в них глобальных проблем человечества;
использовать географические знания о
мировом хозяйстве и населении мира, об
особенностях взаимодействия природы и
общества для решения учебных и (или)
практико-ориентированных задач;
Прб 9. Сформировать умения применять
географические знания для оценки
разнообразных явлений и процессов:
оценивать географические факторы,
определяющие сущность и динамику
важнейших социально-экономических и
30
Код и наименование формируемых
компетенций
Предоставление парикмахерских услуг
ПК 1.6
ПК 1.6.
Выполнять эскизы и схемы для разработки
инструкционно-технологических карт.
Планируемые результаты
Общие1
- наличие мотивации к обучению и
личностному развитию;
В области ценности научного познания:
сформированность
мировоззрения,
соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики,
основанного
на
диалоге
культур,
способствующего осознанию своего места в
поликультурном мире;
совершенствование
языковой
и
читательской культуры как средства
взаимодействия между людьми и познания
мира;
- осознание ценности научной деятельности,
готовность осуществлять проектную и
исследовательскую
деятельность
индивидуально и в группе;
Овладение
универсальными
учебными
познавательными действиями:
б) базовые исследовательские действия:
Дисциплинарные2
геоэкологических процессов; оценивать
изученные социально-экономические и
геоэкологические процессы и явления
ПРб 2. Освоить и применить знания о
размещении основных географических
объектов и территориальной организации
природы и общества (понятия и концепции
устойчивого развития, зеленой энергетики,
глобализации и проблема народонаселения);
выбирать и использовать источники
географической
информации
для
определения
положения
и
взаиморасположения
объектов
в
пространстве; описывать положение и
взаиморасположение
географических
объектов в пространстве;
ПРб
4.
Владеть
географической
терминологией
и
системой
базовых
географических понятий, умение применять
социально-экономические понятия для
решения учебных и (или) практикоориентированных задач;
31
Код и наименование формируемых
компетенций
Планируемые результаты
Общие1
владеть
навыками
учебноисследовательской
и
проектной
деятельности,
навыками
разрешения
проблем;
способность
и
готовность
к
самостоятельному
поиску
методов
решения практических задач, применению
различных методов познания;
- овладение видами деятельности по
получению
нового
знания,
его
интерпретации,
преобразованию
и
применению
в
различных
учебных
ситуациях, в том числе при создании
учебных и социальных проектов;
- формирование научного типа мышления,
владение
научной
терминологией,
ключевыми понятиями и методами;
-осуществлять целенаправленный поиск
переноса средств и способов действия в
профессиональную среду
Дисциплинарные2
ПРб 7. Владеть умениями географического
анализа и интерпретации информации из
различных источников: находить, отбирать,
систематизировать
информацию,
необходимую для изучения географических
объектов и явлений, отдельных территорий
мира и России, их обеспеченности
природными и человеческими ресурсами,
хозяйственного потенциала, экологических
проблем; представлять в различных формах
(графики, таблицы, схемы, диаграммы,
карты)
географическую
информацию;
формулировать выводы и заключения на
основе
анализа
и
интерпретации
информации из различных источников
географической информации; критически
оценивать
и
интерпретировать
информацию, получаемую из различных
источников; использовать различные
источники географической информации
для решения учебных и (или) практикоориентированных задач;
ПРб 8. Сформировать умения применять
географические знания для объяснения
32
Код и наименование формируемых
компетенций
Планируемые результаты
Общие1
Дисциплинарные2
разнообразных явлений и процессов:
объяснять изученные социальноэкономические и геоэкологические
процессы и явления; объяснять
географические особенности стран с
разным уровнем социально-экономического
развития, включая особенности проявления
в них глобальных проблем человечества;
использовать географические знания о
мировом хозяйстве и населении мира, об
особенностях взаимодействия природы и
общества для решения учебных и (или)
практико-ориентированных задач
33
2. Структура и содержание общеобразовательной дисциплины
2.1. Объем дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем в часах
Объем образовательной программы дисциплины
129
Основное содержание
117
в т. ч.:
теоретическое обучение
73
практические занятия
20
контрольные работы
*Профессионально
ориентированное
прикладного модуля)
содержание
(содержание
24
в т. ч.:
теоретическое обучение
20
практические занятия
4
Консультации
6
Промежуточная аттестация (экзамен)
6
34
2.2. Тематический план и содержание дисциплины География
Наименование
разделов и тем
Содержание учебного материала (основное и профессиональноориентированное), лабораторные и практические занятия, прикладной модуль
(при наличии)
Объём
часов
Формируемые
компетенции
1
2
3
4
Основное содержание
Раздел 1. География как наука
2
Тема 1.1.
Традиционные и
новые методы в
географии.
2
Содержание учебного материала
Теоретическое обучение
1. Традиционные и новые методы исследований в географических науках, их
использование в разных сферах человеческой деятельности. Современные
направления географических исследований. Источники географической информации,
Географические
геоинформационные системы. Географические прогнозы как результат
прогнозы.
географических исследований.
Географическая
2. Элементы географической культуры: географическая картина мира, географическое
культура
мышление, язык географии. Их значимость для представителей разных профессий
Раздел 2. Природопользование и геоэкология
Тема 2.1.
Географическая
среда. Естественный
и антропогенный
ландшафты
Содержание учебного материала
Теоретическое обучение
1.Географическая среда как геосистема; факторы, её формирующие и изменяющие.
Адаптация человека к различным природным условиям территорий, её изменение во
времени. Географическая и окружающая среда
2.Естественный и антропогенный ландшафты. Проблема сохранения ландшафтного и
культурного разнообразия на Земле
Практическое занятие
2
ОК 01
ОК 02
ОК 03
ОК 05
ОК 06
ОК 07
20
6
4
2
ОК 01
ОК 02
ОК 03
ОК 05
ОК 06
ОК 07
ПК 1.5
35
Наименование
разделов и тем
Содержание учебного материала (основное и профессиональноориентированное), лабораторные и практические занятия, прикладной модуль
(при наличии)
№ 1. Классификация ландшафтов с использованием источников географической
информации
Объём
часов
Тема 2.2.
Содержание учебного материала
6
Проблемы
взаимодействия
человека и природы
Теоретическое обучение
Опасные природные явления, климатические изменения, повышение уровня
Мирового океана, загрязнение окружающей среды. «Климатические беженцы».
Стратегия устойчивого развития. Цели устойчивого развития и роль географических
наук в их достижении. Особо охраняемые природные территории как один из
объектов целей устойчивого развития. Объекты Всемирного природного и
культурного наследия
Практическое занятие
4
2
№ 2. Определение целей и задач учебного исследования, связанного с опасными
природными явлениями и (или) глобальными изменениями климата и (или)
загрязнением Мирового океана, выбор формы фиксации результатов наблюдения
(исследования)
Тема 2.3.
Природные
ресурсы и их
виды
Содержание учебного материала
8
Теоретическое обучение
Особенности размещения природных ресурсов мира. Природно-ресурсный капитал
регионов, крупных стран, в том числе России. Ресурсообеспеченность. Истощение
природных ресурсов. Обеспеченность стран стратегическими ресурсами: нефтью,
газом, ураном, рудными и другими полезными ископаемыми. Земельные ресурсы.
Обеспеченность человечества пресной водой.
Гидроэнергоресурсы Земли,
перспективы их использования. География лесных ресурсов, лесной фонд мира.
Обезлесение, его причины и распространение. Роль природных ресурсов Мирового
4
Формируемые
компетенции
ОК 01
ОК 02
ОК 03
ОК 05
ОК 06
ОК 07
ПК 1.1
ПК 1.5
ОК 01
ОК 02
ОК 03
ОК 05
ОК 06
ОК 07
ПК 1.1
36
Наименование
разделов и тем
Содержание учебного материала (основное и профессиональноориентированное), лабораторные и практические занятия, прикладной модуль
(при наличии)
океана (энергетических, биологических, минеральных) в жизни человечества и
перспективы их использования. Агроклиматические ресурсы. Рекреационные ресурсы
Практические занятия
№ 3. Оценка природно - ресурсного капитала одной из стран (по выбору) по
источникам географической информации.
№ 4. Определение ресурсообеспеченности стран отдельными видами природных
ресурсов
Раздел 3. Современная политическая карта
Тема 3.1.
Политическая
география и
геополитика.
Содержание учебного материала
Теоретическое обучение
1.Теоретические основы геополитики как науки. Политическая география и
геополитика. Политическая карта мира и изменения, на ней происходящие. Новая
многополярная модель политического мироустройства, очаги геополитических
Классификация и
конфликтов. Политико- географическое положение. Специфика России как
типология стран
евразийского и приарктического государства.
мира
2. Основные типы стран: критерии их выделения. Формы правления государств мира,
унитарное и федеративное государственное устройство
Раздел 4. Население мира
Тема 4.1.
Численность и
воспроизводство
населения.
Объём
часов
Формируемые
компетенции
4
4
4
4
ОК 02
ОК 04
ОК 09
16
Содержание учебного материала
8
Теоретическое обучение
1. Численность населения мира и динамика её изменения. Теория демографического
перехода. Воспроизводство населения, его типы и особенности в странах с различным
уровнем социально- экономического развития (демографический взрыв,
4
ОК 01
ОК 02
ОК 09
ПК 1.5
ПК 1.6
37
Наименование
разделов и тем
Состав и структура
населения
Тема 4.2.
Размещение
населения.
Качество жизни
населения
Содержание учебного материала (основное и профессиональноориентированное), лабораторные и практические занятия, прикладной модуль
(при наличии)
демографический кризис, старение населения). Демографическая политика и её
направления в странах различных типов воспроизводства населения.
2. Возрастной и половой состав населения мира. Структура занятости населения в
странах с различным уровнем социально-экономического развития. Этнический
состав населения. Крупные народы, языковые семьи и группы, особенности их
размещения. Религиозный состав населения. Мировые и национальные религии,
главные районы распространения. Население мира и глобализация. География
культуры в системе географических наук. Современные цивилизации,
географические рубежи цивилизации Запада и цивилизации Востока
Практические занятия
№ 5. Определение и сравнение темпов роста населения крупных по численности
населения стран и регионов мира (форма фиксации результатов анализа по выбору
обучающихся).
№ 6. Объяснение особенности демографической политики в странах с различным
типом воспроизводства населения
Содержание учебного материала
Теоретическое обучение
1. Географические особенности размещения населения и факторы, его
определяющие. Плотность населения, ареалы высокой и низкой плотности
населения. Миграции населения: причины, основные типы и направления.
Расселение населения: типы и формы. Понятие об урбанизации, её особенности в
странах различных социально- экономических типов. Городские агломерации и
мегалополисы и мира.
2. Качество жизни населения как совокупность экономических, социальных,
культурных, экологических условий жизни людей. Показатели, характеризующие
Объём
часов
Формируемые
компетенции
4
8
4
ОК 01
ОК 02
ОК 09
ПК 1.1
ПК 1.6
38
Наименование
разделов и тем
Содержание учебного материала (основное и профессиональноориентированное), лабораторные и практические занятия, прикладной модуль
(при наличии)
качество жизни населения. Индекс человеческого развития как интегральный
показатель сравнения качества жизни населения различных стран и регионов мира
Практические занятия
№ 7. Сравнение и объяснение различий в соотношении городского и сельского
населения разных регионов мира на основе анализа статистических данных
№ 8. Объяснение различий в показателях качества жизни населения в отдельных
регионах и странах мира на основе анализа источников географической информации
Раздел 5. Мировое хозяйство
Объём
часов
4
18/22
Тема 5.1.
Содержание учебного материала
4
Состав и структура
мирового хозяйства.
Теоретическое обучение
Мировое хозяйство: определение и состав. Основные этапы развития мирового
хозяйства.
Факторы размещения производства и их влияние на современное развитие мирового
хозяйства. Отраслевая, территориальная и функциональная структура мирового
хозяйства. Международное географическое разделение труда. Отрасли
международной
специализации.
Условия
формирования
международной
специализации стран и роль географических факторов в её формировании. Аграрные,
индустриальные и постиндустриальные страны. Роль и место России в
международном географическом разделении труда
Практическое занятие
2
№ 9. Сравнение структуры экономики
постиндустриальных стран
Содержание учебного материала
2
Международное
географическое
разделение труда
аграрных,
индустриальных
и
Формируемые
компетенции
ОК 01
ОК 02
ОК 03
ОК 04
ПК 1.1
4
ОК 01
39
Наименование
разделов и тем
Тема 5.2.
Международная
экономическая
интеграция
Тема 5.3.
География главных
отраслей мирового
хозяйства.
Промышленность
мира
Содержание учебного материала (основное и профессиональноориентированное), лабораторные и практические занятия, прикладной модуль
(при наличии)
Международная экономическая интеграция. Крупнейшие международные
отраслевые и региональные интеграционные группировки. Глобализация мировой
экономики и её влияние на хозяйство стран разных социально- экономических типов.
Транснациональные корпорации (ТНК) и их роль в мировой экономике
Объём
часов
Формируемые
компетенции
4
Содержание учебного материала
Теоретическое обучение
Географические особенности размещения основных видов сырьевых и топливных
ресурсов. Страны-лидеры по запасам и добыче нефти, природного газа и угля.
Топливно-энергетический
комплекс
мира:
основные
этапы
развития,
«энергопереход». География отраслей топливной промышленности. Крупнейшие
страны- производители, экспортёры и импортёры нефти, природного газа и угля.
Организация стран- экспортёров нефти. Современные тенденции развития отрасли,
изменяющие её географию, «сланцевая революция», «водородная» энергетика,
«зелёная энергетика»
Мировая электроэнергетика. Структура мирового производства электроэнергии и её
географические особенности. Быстрый рост производства электроэнергии с
использованием возобновляемых источников энергии. Страны-лидеры по развитию
«возобновляемой» энергетики. Воздействие на окружающую среду топливной
промышленности и различных типов электростанций, включая возобновляемые
источники энергии. Роль России как крупнейшего поставщика топливноэнергетических и сырьевых ресурсов в мировой экономике
Металлургия мира. Географические особенности сырьевой базы чёрной и цветной
металлургии. Ведущие страны-производители и экспортёры стали, меди и алюминия.
Современные тенденции развития отрасли. Влияние металлургии на окружающую
среду. Место России в мировом производстве и экспорте чёрных и цветных металлов
Машиностроительный комплекс мира. Ведущие страны-производители и экспортёры
продукции автомобилестроения, авиастроения и микроэлектроники.
14
10
ОК 02
ОК 03
ОК 04
ПК 1.5
ОК 01
ОК 02
ОК 03
ОК 04
ПК 1.5
ПК 1.6
40
Наименование
разделов и тем
Содержание учебного материала (основное и профессиональноориентированное), лабораторные и практические занятия, прикладной модуль
(при наличии)
Химическая промышленность и лесопромышленный комплекс мира. Ведущие
страны-производители и экспортёры минеральных удобрений и продукции химии
органического синтеза. Ведущие страны-производители древесины и продукции
целлюлозно-бумажной промышленности. Влияние химической и лесной
промышленности на окружающую среду
Сельское хозяйство. Географические различия в обеспеченности земельными
ресурсами. Земельный фонд мира, его структура. Современные тенденции развития
отрасли. Органическое сельское хозяйство. Растениеводство. География
производства основных продовольственных культур. Ведущие экспортёры и
импортёры. Роль России как одного из главных экспортёров зерновых культур.
Животноводство. Ведущие экспортёры и импортёры продукции животноводства.
Рыболовство и аквакультура: географические особенности. Влияние сельского
хозяйства и отдельных его отраслей на окружающую среду
Сфера нематериального производства. Мировой транспорт. Роль разных видов
транспорта в современном мире. Основные международные магистрали и
транспортные узлы. Мировая система научно-иследовательских и опытноконструкторских работ. Международные экономические отношения: основные
формы и факторы, влияющие на их развитие. География международных
финансовых центров. Мировая торговля и туризм
Практические занятия
№ 10. Представление в виде диаграмм данных о динамике изменения объёмов и
структуры производства электроэнергии в мире
№ 11. Определение направления грузопотоков продовольствия на основе анализа
статистических материалов и создание карты «Основные экспортёры и импортёры
продовольствия»
Контрольная работа № 1
Объём
часов
Формируемые
компетенции
4
2
41
Наименование
разделов и тем
Содержание учебного материала (основное и профессиональноориентированное), лабораторные и практические занятия, прикладной модуль
(при наличии)
Раздел 6. Регионы и страны мира
Тема 6.1.
Содержание учебного материала
Регионы мира.
Теоретическое обучение
Зарубежная Европа
Многообразие подходов к выделению регионов мира. Регионы мира: Зарубежная
Европа, Зарубежная Азия, Северная Америка, Латинская Америка, Африка,
Австралия и Океания. Зарубежная Европа: состав (субрегионы Западная Европа,
Северная Европа, Южная Европа, Восточная Европа), общая характеристика. Общие
черты и особенности природно-ресурсного капитала, населения и хозяйства стран
субрегионов. Геополитические проблемы региона
Практическое занятие
№ 12. Сравнение по уровню социально-экономического развития стран различных
субрегионов Зарубежной Европы с использованием источников географической
информации (по выбору)
Тема
6.2. Содержание учебного материала
Зарубежная Азия
Теоретическое обучение
Зарубежная Азия: состав (субрегионы: Юго-Западная Азия, Центральная Азия,
Восточная Азия, Южная Азия, Юго-Восточная Азия), общая экономикогеографическая характеристика. Общие черты и особенности
экономико-географического положения, природно- ресурсного капитала, населения,
хозяйства стран Зарубежной Азии, современные проблемы (на примере Китая,
Индии, Ирана, Японии). Современные экономические отношения России со
странами Зарубежной Азии (Китай, Индия, Турция, страны Центральной Азии)
Практическое занятие
Объём
часов
Формируемые
компетенции
28
6
4
ОК 01
ОК 02
ОК 03
ПК 1.6
2
6
4
ОК 01
ОК 02
ОК 03
ПК 1.6
2
42
Наименование
разделов и тем
Тема 6.3.
Америка
Тема 6.4.
Африка
Австралия и
Океания
Содержание учебного материала (основное и профессиональноориентированное), лабораторные и практические занятия, прикладной модуль
(при наличии)
№ 13. Сравнение международной промышленной и сельскохозяйственной
специализации Китая и Индии на основании анализа данных об экспорте основных
видов продукции
Содержание учебного материала
Теоретическое обучение
Америка: состав (субрегионы: Северная Америка, Латинская Америка), общие черты
и особенности природно- ресурсного капитала, населения и хозяйства субрегионов.
Особенности экономико-географического положения природно- ресурсного
капитала, населения, хозяйства США и Канады, стран Латинской Америки,
современные проблемы (на примере США, Канады, Мексики, Бразилии)
Практическое занятие
№ 14. Объяснение особенностей территориальной структуры хозяйства Канады и
Бразилии на основе анализа географических карт
Содержание учебного материала
Теоретическое обучение
Африка: состав (субрегионы: Северная Африка, Западная Африка, Центральная
Африка, Восточная Африка, Южная Африка), общая экономико- географическая
характеристика. Особенности природно- ресурсного капитала, населения и хозяйства
стран субрегионов. Последствия колониализма в экономике Африки. Экономические
и социальные проблемы региона. Особенности экономико-географического
положения, природно- ресурсного капитала, населения, хозяйства стран Африки (на
примере ЮАР, Египта, Алжира, Нигерии)
Австралия и Океания: особенности географического положения. Австралийский
Союз: главные факторы размещения населения и развития хозяйства. Экономикогеографическое положение, природно- ресурсный капитал. Отрасли международной
специализации. Географическая и товарная структура экспорта Океании:
Объём
часов
Формируемые
компетенции
6
4
ОК 01
ОК 02
ОК 03
ПК 1.6
2
6
4
ОК 01
ОК 02
ОК 03
ПК 1.6
43
Наименование
разделов и тем
Тема 6.5.
Россия на
геополитической,
геоэкономической и
геодемографической
карте мира
Содержание учебного материала (основное и профессиональноориентированное), лабораторные и практические занятия, прикладной модуль
(при наличии)
особенности природных ресурсов, населения и хозяйства. Место в международном
географическом разделении труда
Практическое занятие
№ 15. Сравнение на основе анализа статистических данных роли сельского хозяйства
в экономике Алжира и Эфиопии
Содержание учебного материала
Объём
часов
2
4
Теоретическое обучение
1. Роль и место России в мировой политике, экономике, человеческом потенциале.
Особенности интеграции России в мировое сообщество. Географические аспекты
решения внешнеэкономических и внешнеполитических задач развития России.
География отраслей международной специализации РФ. *Развитие и размещение
предприятий профильной отрасли в России
Практическое занятие
№ 16. Изменение направления международных экономических связей России в новых
геоэкономических и геополитических условиях
Контрольная работа №2
2
Раздел 7. Глобальные проблемы человечества
4
Тема 7.1.
Глобальные
проблемы
человечества
2
2
Содержание учебного материала
Теоретическое обучение
Группы глобальных проблем: геополитические, экологические, демографические.
Геополитические проблемы: проблема сохранения мира на планете и причины роста
глобальной и региональной нестабильности. Проблема разрыва в уровне социальноэкономического развития между развитыми и развивающимися странами и причина
её возникновения. Геоэкология – фокус глобальных проблем человечества.
Глобальные экологические проблемы как проблемы, связанные с усилением
Формируемые
компетенции
ОК 01
ОК 02
ОК 03
ПК 1.6
2
2
ОК 01
ОК 02
ОК 03
ОК 04
ОК 05
ОК 06
ОК 07
ПК 1.5
ПК 1.6
44
Наименование
разделов и тем
Содержание учебного материала (основное и профессиональноориентированное), лабораторные и практические занятия, прикладной модуль
(при наличии)
воздействия человека на природу и влиянием природы на человека и его экономику.
Проблема глобальных климатических изменений, проблема стихийных природных
бедствий, глобальные сырьевая и энергетическая проблемы, проблема дефицита
водных ресурсов и ухудшения их качества, проблемы опустынивания и деградации
земель и почв, проблема сохранения биоразнообразия. Проблема загрязнения
Мирового океана и освоения его ресурсов. Глобальные проблемы народонаселения:
демографическая, продовольственная, роста городов, здоровья и долголетия
человека. Взаимосвязь глобальных геополитических, экологических проблем и
проблем народонаселения. Возможные пути решения глобальных проблем.
Необходимость переоценки человечеством и отдельными странами некоторых ранее
устоявшихся экономических, политических, идеологических и культурных
ориентиров. Участие России в решении глобальных проблем
Практическое занятие
№ 17. Выявление примеров взаимосвязи глобальных проблем человечества на основе
анализа различных источников географической информации и участия России в их
решении
Контрольная работа № 3
Объём
часов
Формируемые
компетенции
2
2
Практико-ориентированное содержание (прикладной модуль)3
Раздел 8. Географический практикум
Тема 8.1.
Методы
исследований в
Теоретическое обучение.
Методы исследований в экономической и социальной географии:
Страноведческая характеристика.
24
4
ОК 01
ОК 02
Предлагаемый к внедрению практико-ориентированный модуль может быть реализован в распределенном формате (в течение всего учебного периода), а может быть
самостоятельной заключительной частью теоретического обучения
3
45
Наименование
разделов и тем
экономической и
социальной
географии
Содержание учебного материала (основное и профессиональноориентированное), лабораторные и практические занятия, прикладной модуль
(при наличии)
Методика оценки в социально-экономической географии:
Методы оценки экономико– географического положения района как фактора
социально-экономического развития территории (отношение к ближним и дальним
соседям, транспортным путям, источникам сырья и энергии, потребителям
продукции); методы оценки
природно-ресурсного потенциала района,
социологические методы исследований, историко-географические методы в
социально-экономической
географии,
методы
паспортизации
объектов
инфраструктуры, методы составления баз данных экономических объектов, методы
изучения географии населения и расселения (размещение населения территории
района, факторы, влияющие на изменение численности населения, состав населения,
геодемографическая обстановка, занятость и безработица населения); методы
изучения туристических ресурсов территории.
Методы проектирования в выбранной отрасли (согласно выбранной профессии).
Особенности выстраивания производственной цепочки. Принципы размещения
предприятия отрасли (согласно выбранной профессии)
Практические занятия
Проведение исследований с помощью изучаемых методов исследования, подготовка
на их основе рефератов, индивидуального проекта с использованием
информационных технологий и др.
№ 1. Работа с источниками информации по выбранной территории
Объём
часов
Формируемые
компетенции
ОК 03
ОК 04
ОК 05
ОК 06
ОК 07
ОК 09
ПК 1.1
20
2
№ 2. Страноведческая характеристика
2
№ 3. Комплексная оценка природно-ресурсного потенциала территории
2
№ 4. Оценка экономико-географического положения территории как фактора
социально-экономического развития территории
2
46
Наименование
разделов и тем
Содержание учебного материала (основное и профессиональноориентированное), лабораторные и практические занятия, прикладной модуль
(при наличии)
№ 5. Методика экономико-географического районирования территории
Объём
часов
2
№ 6. Характеристика транспортной системы территории
2
№ 7. Историко-географические исследования территории
2
№ 8. Изучение промышленного предприятия города или района (по выбору)
2
№ 9. Составления базы данных ресурсов территории
2
№ 10. Оценка особенностей качества жизни населения в различных регионах России
2
Промежуточная аттестация ( в виде экзамена)
Консультации
Всего
Формируемые
компетенции
6
6
129
*Предлагаемый к внедрению практико-ориентированный модуль может быть реализован в распределенном формате (в течение всего учебного периода),
а может быть самостоятельной заключительной частью теоретического обучени
47
Тематика индивидуальных проектов по дисциплине «География»
1 Современный географический рисунок мирового морского портового
хозяйства.
2 Международный туризм в различных странах и регионах мира.
3 Особенности распределения различных видов минеральных ресурсов по
регионам и
странам мира.
4 Типы природопользования в различных регионах и странах мира.
5 Особенности современного воспроизводства мирового населения.
6 Современные международные миграции населения.
7 Особенности урбанизации в развивающихся странах.
8 Размещение «сверхгородов» по регионам и странам мира.
9 Ведущие мировые и региональные экономические интеграционные
группировки.
10 «Мировые» города и их роль в современном развитии мира.
11 Ведущие мировые районы плантационного растениеводства и товарного
животноводства.
12 Этнолингвистический и религиозный состав населения субрегионов
Зарубежной Азии.
13 Особенности политической карты Африки.
14 Типы воспроизводства населения, показатели качества жизни населения и
уровень
урбанизации в странах Африки.
15 Американская нация: от «плавильного котла» к «миске с салатом».
16 Географический рисунок хозяйства США.
48
17 Расово-этнический состав населения стран Латинской Америки.
18 Отрасли международной хозяйственной специализации Австралии.
19 Особенности современного экономико-географического положения
России.
20 Внешняя торговля товарами России.
21 Глобальная проблема изменения климата.
22 Великие водопады мира.
23 Великие озера.
24 Великие путешественники и их географические открытия.
25 Великие страны жажды (пустыни).
26 Великолепные страны.
27 Вечная мерзлота.
28 Взаимосвязь рельефа и природы родного края. Природопользование.
29 Влияние антропогенной деятельности на глобальное потепление климата.
30 Влияние антропогенных факторов на состояние водных ресурсов села.
31 Влияние водного туризма на изменение прибрежной зоны реки.
32 Влияние газификации на экологию области.
33 Влияние географических особенностей на национальные символы страны.
34 Влияние географического положения на жизнь людей нашего района.
35 Влияние изменения климата на живую природу.
36 Влияние капризов погоды на здоровье людей.
37 Влияние микроклимата на здоровье человека.
38 Влияние многолетней мерзлоты на окружающую среду.
49
39 Влияние положения женщины в обществе на демографическую ситуацию
в стране.
40 Влияние хозяйственной деятельности человека на состояние почвы.
41 Влияние цветовой гаммы города на здоровье его жителей.
42 Внутренние воды нашей области.
43 Вода – самое удивительное создание природы.
44 Вода и ее роль в природе.
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия кабинета «География»,
оборудованного
необходимыми средствами обучения.
Оборудование учебного кабинета:
посадочные места по количеству обучающихся;
политическая карта мира;
физическая карта полушарий;
глобусы;
атласы;
контурные карты;
комплект плакатов по темам;
комплект таблиц и схем по темам;
50
Технические средства обучения:
комплект учебных видеофильмов и слайдов по темам;
демонстрационное оборудование.
Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий и дополнительной литературы,
Интернет-ресурсы
Основные источники:
1 География для колледжей : учебник и практикум для среднего
профессионального образования /
А. В. Коломиец [и др.] ; под редакцией А. В. Коломийца, А. А. Сафонова. —
Москва :
Издательство Юрайт, 2020. — 372 с. — (Профессиональное образование).
2 Баранчиков Е.В.География: учебник для студентов профессиональных
образовательных
организаций, осваивающих профессии и специальности СПО. – М., 2017.
3 Петрусюк О.А. География. Дидактические материалы: учеб. пособие для
студентов
профессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии и
специальности
СПО.– М., 2017.
4 Петрусюк О.А., Баранчиков Е.В., География. Практикум: учеб. пособие для
студентов
профессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии и
специальности СПО.– М., 2017.
51
Дополнительные источники:
5 Дополнительная образовательная программа «Гражданское население в
противодействии
распространению идеологии терроризма» Министерства образования и науки
Российской
Федерации, М., 2015.
6 Беляев Г. Ю. Молодежный неонацизм как вызов теории и практике
общественного воспитания в
контексте государственной безопасности России//Молодежный экстремизм:
истоки,
предупреждение, профилактика: материалы международной научнопрактической конференции
(23—24 мая 2014 г.): в 2 ч. ─ М.: НОУ ВПО «МПСУ»; Воронеж: МОДЭК,
2014. ─ Ч. II. ─ С. 269274.
7 Базаркина Д.Ю. Терроризм и антитеррористическая деятельность:
коммуникативный аспект (на
материалах Европейского союза. ─ М.: Международный центр социальнополитических
исследований и консалтинга, БФРГТЗ «Слово», 2013.
8 Бойко А., Ушаков С. Компьютерная форма терроризма и ее легализация
[Электронный ресурс] –
Режим доступа: http://www.crime-research.org/library/kiber1.htm
Интернет-ресурсы:
9 Геоинформационные системы: internet:www.csoft.ru.
10 Использование космоснимков:E-mail:kadastr-to@mail.ru.
11 biblio-online.ru
52
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
Текущий контроль знаний обучающихся осуществляется преподавателем в
процессе изучения
каждой темы. Виды текущего контроля по дисциплине согласованы с
предметной (цикловой) комиссией и
включают разные формы и методы: проведение устных и письменных (в т. ч.
тестирование) опросов,
проверка выполнения практических работ.
Также предусмотрены контрольные точки текущего контроля – 1 ноября и 1
апреля.
Общая/професс
иональная
компетенция
ОК 01.
Раздел/Тема
ОК 09.
ПК 1.1, ПК 1.5
Р 1, Темы 1.2, 1.3, 1.4
Р 2, Темы 2.1 - 2.6
Р 3, Тема 3.1
Р 1, Темы 1.1.,1.2, 1.3, 1.4
Р 2, Темы 2.1 - 2.6
Р 3, Тема 3.1
Р 1, Тема 1.3; 1.4.
Р 2, Темы 2.1 - 2.6
Р 3, Тема 3.1
Р 1, Темы 1.1., 1.4.
Р 3, Тема 3.1
Р 1, Темы 2.1, 2.2
Р 3, Темы 3.1
Р 1, Темы 1.2.
Р 3, Тема 3.1
Р 1, Темы 1.2.
Р 3, Тема 3.1
Р 1, Тема 1.1.
Р 2, Темы 2.1, 2.2, 2.3
ПК 1.5, ПК 1.6
Р 4, Тема 4.1, 4.2
ОК 02.
ОК 03.
ОК 04.
ОК 05.
ОК 06.
ОК 07.
Тип оценочных мероприятий
тестирование
Кейс задания
географический диктант
устный опрос
фронтальный письменный опрос
эссе, доклады, рефераты
оценка
составленных
презентаций по темам раздела
оценка работы с картами атласа
мира, заполнение контурных карт
контрольная работа
оценка
самостоятельно
выполненных заданий
дифференцированный
зачет
проводится в форме тестирования
53
ПК 1.1, ПК 1.5, Р 5, Тема 5.1, 5.2, 5.3
ПК 1.6
ПК 1.6
Р 6, Тема 6.1, 6.2, 6.3, 6.4
ПК 1.7
Р 7, Тема 7.1
54