Министерство образования и науки Республики Хакасия
Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение Республики Хакасия
«Черногорский горно-строительный техникум»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУП.11 «География» 13.02.11 Техническая эксплуатация
и обслуживание электрического и электромеханического
оборудования
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУП.11 «География» по специальности
13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и
электромеханического оборудования
2024 г.
Общеобразовательная
дисциплина
«География»
является
обязательной
частью
общеобразовательного цикла образовательной программы в соответствии с ФГОС по
специальности
13.02.11
Техническая
эксплуатация
и
обслуживание
электрического
и
электромеханического оборудования
Организация-разработчик: ГБПОУ РХ «Черногорский горно-строительный техникум»
Разработчик:
Темерова Татьяна Викторовна – преподаватель биологии
2
СОДЕРЖАНИЕ
1.
Общая
характеристика
примерной
рабочей
программы
общеобразовательной дисциплины «География» ................................................ 4
2. Структура и содержание общеобразовательной дисциплины ..................... 18
3. Условия реализации программы общеобразовательной дисциплины ........ 27
4. Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной дисциплины
................................................................................................................................. 29
3
1. Общая характеристика примерной рабочей программы
общеобразовательной дисциплины «География»
1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной
программы СПО
Общеобразовательная дисциплина «География» является обязательной
частью общеобразовательного цикла образовательной программы в
соответствии с ФГОС СПО по специальностям
13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и
электромеханического оборудования,
(профессии/специальности)
1.2. Цели и планируемые результаты освоения дисциплины
1.2.1 Цели дисциплины
Содержание
программы
общеобразовательной
дисциплины
«География» направлено на достижение следующих целей: освоение системы
географических знаний о целостном, многообразном и динамично
изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех
территориальных уровнях; овладение умениями сочетать глобальный,
региональный и локальный подходы для описания и анализа природных,
социально-экономических, геоэкологических процессов и явлений; развитие
познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей
посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и
проблемами мира в целом, его отдельных регионов и ведущих стран;
воспитание уважения к другим народам и культурам, бережного отношения к
окружающей природной среде; использование в практической деятельности и
повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и
умений, а также географической информации; нахождение и применение
географической информации, включая географические карты, статистические
материалы, геоинформационные системы и интернет-ресурсы, для
правильной оценки важнейших социально-экономических вопросов
международной жизни; понимание географической специфики крупных
регионов и стран мира в условиях стремительного развития международного
туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, телекоммуникаций
и простого общения.
1.2.2. Планируемые результаты освоения общеобразовательной
дисциплины в соответствии с ФГОС СПО и на основе ФГОС СОО
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК и
ПК
4
Наименование и код
компетенции
ОК
01.
Выбирать
способы решения задач
профессиональной
деятельности
применительно
к
различным контекстам
Планируемые результаты
Общие1
В части трудового воспитания:
- готовность к труду, осознание ценности
мастерства, трудолюбие;
- готовность к активной деятельности
технологической
и
социальной
направленности, способность инициировать,
планировать и самостоятельно выполнять
такую деятельность;
интерес
к
различным
сферам
профессиональной деятельности,
Овладение
универсальными
учебными
познавательными действиями:
а) базовые логические действия:
самостоятельно
формулировать
и
актуализировать проблему, рассматривать ее
всесторонне;
- устанавливать существенный признак или
основания для сравнения, классификации и
обобщения;
- определять цели деятельности, задавать
параметры и критерии их достижения;
- выявлять закономерности и противоречия в
рассматриваемых явлениях;
Дисциплинарные2
- понимать роль и место современной географической науки в
системе научных дисциплин, ее участии в решении важнейших
проблем человечества: приводить примеры проявления
глобальных проблем, в решении которых принимает участие
современная географическая наука, на региональном уровне, в
разных странах, в том числе в России; определять роль
географических наук в достижении целей устойчивого развития;
- освоить и применить знания о размещении основных
географических объектов и территориальной организации
природы и общества (понятия и концепции устойчивого
развития, зеленой энергетики, глобализации и проблема
народонаселения); выбирать и использовать источники
географической информации для определения положения и
взаиморасположения объектов в пространстве; описывать
положение и взаиморасположение географических объектов в
пространстве;
сформировать
системы
комплексных
социально
ориентированных географических знаний о закономерностях
развития природы, размещения населения и хозяйства:
различать географические процессы и явления и распознавать
их проявления в повседневной жизни; использовать знания об
основных географических закономерностях для определения и
сравнения свойств изученных географических объектов,
5
- вносить коррективы в деятельность,
оценивать соответствие результатов целям,
оценивать риски последствий деятельности;
- развивать креативное мышление при решении
жизненных проблем
б) базовые исследовательские действия:
- владеть навыками учебно-исследовательской
и
проектной
деятельности,
навыками
разрешения проблем;
- выявлять причинно-следственные связи и
актуализировать задачу, выдвигать гипотезу ее
решения,
находить
аргументы
для
доказательства своих утверждений, задавать
параметры и критерии решения;
- анализировать полученные в ходе решения
задачи результаты, критически оценивать их
достоверность, прогнозировать изменение в
новых условиях;
- уметь переносить знания в познавательную и
практическую области жизнедеятельности;
- уметь интегрировать знания из разных
предметных областей;
выдвигать
новые
идеи,
предлагать
оригинальные подходы и решения;
способность
их
использования
в
познавательной и социальной практике
ОК 02. Использовать В области ценности научного познания:
современные
средства сформированность
мировоззрения,
поиска,
анализа
и соответствующего
современному уровню
интерпретации
развития науки и общественной практики,
явлений
и
процессов;
проводить
классификацию
географических объектов, процессов и явлений; устанавливать
взаимосвязи
между
социально-экономическими
и
геоэкологическими процессами
и
явлениями;
между
природными условиями и размещением населения, между
природными условиями и природно-ресурсным капиталом и
отраслевой структурой хозяйства стран; формулировать и/или
обосновывать выводы на основе использования географических
знаний;
- владеть географической терминологией и системой базовых
географических понятий, умение применять социальноэкономические понятия для решения учебных и (или) практикоориентированных задач;
- сформировать знания об основных проблемах взаимодействия
природы и общества, о природных и социально-экономических
аспектах экологических проблем: описывать географические
аспекты проблем взаимодействия природы и общества;
приводить примеры взаимосвязи глобальных проблем;
приводить примеры возможных путей решения глобальных
проблем;
- освоить и применить знания о размещении основных
географических объектов и территориальной организации
природы и общества (понятия и концепции устойчивого
развития, зеленой энергетики, глобализации и проблема
6
информации,
и основанного
на
диалоге
культур,
информационные
способствующего осознанию своего места в
технологии
для поликультурном мире;
выполнения
задач - совершенствование языковой и читательской
профессиональной
культуры как средства взаимодействия между
деятельности
людьми и познания мира;
- осознание ценности научной деятельности,
готовность
осуществлять
проектную
и
исследовательскую
деятельность
индивидуально и в группе;
Овладение
универсальными
учебными
познавательными действиями:
в) работа с информацией:
- владеть навыками получения информации из
источников разных типов, самостоятельно
осуществлять поиск, анализ, систематизацию и
интерпретацию информации различных видов
и форм представления;
- создавать тексты в различных форматах с
учетом назначения информации и целевой
аудитории, выбирая оптимальную форму
представления и визуализации;
- оценивать достоверность, легитимность
информации, ее соответствие правовым и
морально-этическим нормам;
- использовать средства информационных и
коммуникационных технологий в решении
когнитивных,
коммуникативных
и
организационных задач с соблюдением
требований эргономики, техники безопасности,
народонаселения); выбирать и использовать источники
географической информации для определения положения и
взаиморасположения объектов в пространстве; описывать
положение и взаиморасположение географических объектов в
пространстве;
- сформировать умения проводить наблюдения за отдельными
географическими объектами, процессами и явлениями, их
изменениями в результате воздействия природных и
антропогенных факторов: определять цели и задачи проведения
наблюдений; выбирать форму фиксации результатов
наблюдения; формулировать обобщения и выводы по
результатам наблюдения;
- сформировать умения находить и использовать различные
источники географической информации для получения новых
знаний о природных и социально-экономических процессах и
явлениях, выявления закономерностей и тенденций их развития,
прогнозирования: выбирать и использовать источники
географической
информации
(картографические,
статистические, текстовые, видео- и фотоизображения,
геоинформационные системы), адекватные решаемым задачам;
сопоставлять и анализировать географические карты различной
тематики и другие источники географической информации для
выявления
закономерностей
социально-экономических,
природных и экологических процессов и явлений; определять и
сравнивать по географическим картам разного содержания и
другим источникам географической информации качественные
и
количественные
показатели,
характеризующие
географические объекты, процессы и явления; определять и
находить в комплексе источников недостоверную и
противоречивую географическую информацию для решения
7
ОК 03. Планировать и
реализовывать
собственное
профессиональное
и
личностное
развитие,
предпринимательскую
деятельность
в
профессиональной
сфере,
использовать
знания по финансовой
грамотности в различных
жизненных ситуациях
гигиены, ресурсосбережения, правовых и
этических норм, норм информационной
безопасности;
- владеть навыками распознавания и защиты
информации, информационной безопасности
личности;
В области духовно-нравственного воспитания:
- сформированность нравственного сознания,
этического поведения;
- способность оценивать ситуацию и принимать
осознанные
решения,
ориентируясь
на
морально-нравственные нормы и ценности;
- осознание личного вклада в построение
устойчивого будущего;
- ответственное отношение к своим родителям
и (или) другим членам семьи, созданию семьи
на основе осознанного принятия ценностей
семейной жизни в соответствии с традициями
народов России;
Овладение универсальными регулятивными
действиями:
а) самоорганизация:
самостоятельно
осуществлять
познавательную
деятельность,
выявлять
проблемы,
ставить
и
формулировать
собственные задачи в образовательной
деятельности и жизненных ситуациях;
- самостоятельно составлять план решения
проблемы с учетом имеющихся ресурсов,
собственных возможностей и предпочтений;
учебных
и
(или)
практико-ориентированных
задач;
самостоятельно находить, отбирать и применять различные
методы познания для решения практико-ориентированных
задач;
- владеть умениями географического анализа и интерпретации
информации из различных источников: находить, отбирать,
систематизировать информацию, необходимую для изучения
географических объектов и явлений, отдельных территорий
мира и России, их обеспеченности природными и
человеческими
ресурсами, хозяйственного потенциала,
экологических проблем; представлять в различных формах
(графики, таблицы, схемы, диаграммы, карты) географическую
информацию; формулировать выводы и заключения на основе
анализа и интерпретации информации из различных источников
географической информации; критически оценивать и
интерпретировать информацию, получаемую из различных
источников;
использовать
различные
источники
географической информации для решения учебных и (или)
практико-ориентированных задач;
8
- давать оценку новым ситуациям;
способствовать формированию и проявлению
широкой эрудиции в разных областях знаний,
постоянно повышать свой образовательный и
культурный уровень;
б) самоконтроль:
использовать приемы рефлексии для оценки
ситуации, выбора верного решения;
- уметь оценивать риски и своевременно
принимать решения по их снижению;
в) эмоциональный интеллект, предполагающий
сформированность:
внутренней
мотивации,
включающей
стремление к достижению цели и успеху,
оптимизм,
инициативность,
умение
действовать, исходя из своих возможностей;
- эмпатии, включающей способность понимать
эмоциональное состояние других, учитывать
его при осуществлении коммуникации,
способность к сочувствию и сопереживанию;
социальных
навыков,
включающих
способность выстраивать отношения с другими
людьми, заботиться, проявлять интерес и
разрешать конфликты;
ОК 04.
готовность
к
саморазвитию,
Эффективно
самостоятельности и самоопределению;
взаимодействовать
и -овладение
навыками
учебноработать в коллективе и исследовательской, проектной и социальной
команде
деятельности;
- владеть географической терминологией и системой базовых
географических понятий, умение применять социальноэкономические понятия для решения учебных и (или) практикоориентированных задач;
9
Овладение
универсальными
коммуникативными действиями:
б) совместная деятельность:
- понимать и использовать преимущества
командной и индивидуальной работы;
- принимать цели совместной деятельности,
организовывать и координировать действия по
ее достижению: составлять план действий,
распределять роли с учетом мнений участников
обсуждать результаты совместной работы;
- координировать и выполнять работу в
условиях
реального,
виртуального
и
комбинированного взаимодействия;
- осуществлять позитивное стратегическое
поведение в различных ситуациях, проявлять
творчество и воображение, быть инициативным
Овладение универсальными регулятивными
действиями:
г) принятие себя и других людей:
- принимать мотивы и аргументы других людей
при анализе результатов деятельности;
- признавать свое право и право других людей
на ошибки;
- развивать способность понимать мир с
позиции другого человека;
ОК 05.
В области эстетического воспитания:
Осуществлять устную и - эстетическое отношение к миру, включая
письменную
эстетику быта, научного и технического
коммуникацию
на творчества, спорта, труда и общественных
государственном языке отношений;
- освоить и применить знания о размещении основных
географических объектов и территориальной организации
природы и общества (понятия и концепции устойчивого
развития, зеленой энергетики, глобализации и проблема
народонаселения); выбирать и использовать источники
10
Российской Федерации с
учетом
особенностей
социального
и
культурного контекста
- способность воспринимать различные виды
искусства, традиции и творчество своего и
других народов, ощущать эмоциональное
воздействие искусства;
- убежденность в значимости для личности и
общества
отечественного
и
мирового
искусства, этнических культурных традиций и
народного творчества;
- готовность к самовыражению в разных видах
искусства, стремление проявлять качества
творческой личности;
Овладение
универсальными
коммуникативными действиями:
а) общение:
- осуществлять коммуникации во всех сферах
жизни;
- распознавать невербальные средства общения,
понимать значение социальных знаков,
распознавать
предпосылки
конфликтных
ситуаций и смягчать конфликты;
- развернуто и логично излагать свою точку
зрения с использованием языковых средств;
ОК 06.
- осознание обучающимися российской
Проявлять гражданско- гражданской идентичности;
патриотическую
- целенаправленное развитие внутренней
позицию,
позиции личности на основе духовнодемонстрировать
нравственных ценностей народов Российской
осознанное поведение на Федерации, исторических и национальнооснове
традиционных культурных традиций, формирование системы
общечеловеческих
значимых ценностно-смысловых установок,
географической информации для определения положения и
взаиморасположения объектов в пространстве; описывать
положение и взаиморасположение географических объектов в
пространстве;
сформировать
систему
комплексных
социально
ориентированных географических знаний о закономерностях
развития природы, размещения населения и хозяйства:
различать географические процессы и явления и распознавать
их проявления в повседневной жизни; использовать знания об
основных географических закономерностях для определения и
сравнения свойств изученных географических объектов,
явлений
и
процессов;
проводить
классификацию
географических объектов, процессов и явлений; устанавливать
взаимосвязи
между
социально-экономическими
и
геоэкологическими процессами
и
явлениями;
между
природными условиями и размещением населения, между
природными условиями и природно-ресурсным капиталом и
отраслевой структурой хозяйства стран; формулировать и/или
обосновывать выводы на основе использования географических
знаний;
- понимать роль и место современной географической науки в
системе научных дисциплин, ее участии в решении важнейших
проблем человечества: приводить примеры проявления
глобальных проблем, в решении которых принимает участие
современная географическая наука, на региональном уровне, в
разных странах, в том числе в России; определять роль
географических наук в достижении целей устойчивого развития;
11
ценностей, в том числе с
учетом
гармонизации
межнациональных
и
межрелигиозных
отношений, применять
стандарты
антикоррупционного
поведения
антикоррупционного
мировоззрения,
правосознания,
экологической
культуры,
способности ставить цели и строить жизненные
планы;
В части гражданского воспитания:
- осознание своих конституционных прав и
обязанностей, уважение закона и правопорядка;
- принятие традиционных национальных,
общечеловеческих
гуманистических
и
демократических ценностей;
готовность
противостоять
идеологии
экстремизма,
национализма,
ксенофобии,
дискриминации по социальным, религиозным,
расовым, национальным признакам;
- готовность вести совместную деятельность в
интересах гражданского общества, участвовать
в самоуправлении в общеобразовательной
организации
и
детско-юношеских
организациях;
- умение взаимодействовать с социальными
институтами в соответствии с их функциями и
назначением;
- готовность к гуманитарной и волонтерской
деятельности;
патриотического воспитания:
- сформированность российской гражданской
идентичности, патриотизма, уважения к своему
народу, чувства ответственности перед
Родиной, гордости за свой край, свою Родину,
- владеть умениями географического анализа и интерпретации
информации из различных источников: находить, отбирать,
систематизировать информацию, необходимую для изучения
географических объектов и явлений, отдельных территорий
мира и России, их обеспеченности природными и
человеческими
ресурсами, хозяйственного потенциала,
экологических проблем; представлять в различных формах
(графики, таблицы, схемы, диаграммы, карты) географическую
информацию; формулировать выводы и заключения на основе
анализа и интерпретации информации из различных источников
географической информации; критически оценивать и
интерпретировать информацию, получаемую из различных
источников;
использовать
различные
источники
географической информации для решения учебных и (или)
практико-ориентированных задач;
- сформировать умения применять географические знания для
объяснения разнообразных явлений и процессов: объяснять
изученные социально-экономические и геоэкологические
процессы и явления; объяснять географические особенности
стран с разным уровнем социально-экономического развития,
включая особенности проявления в них глобальных проблем
человечества; использовать географические знания о мировом
хозяйстве и населении мира, об особенностях взаимодействия
природы и общества для решения учебных и (или) практикоориентированных задач;
12
свой язык и культуру, прошлое и настоящее
многонационального народа России;
- ценностное отношение к государственным
символам, историческому и природному
наследию, памятникам, традициям народов
России, достижениям России в науке,
искусстве, спорте, технологиях и труде;
- идейная убежденность, готовность к
служению и защите Отечества, ответственность
за его судьбу;
освоенные обучающимися межпредметные
понятия и универсальные учебные действия
(регулятивные,
познавательные,
коммуникативные);
способность
их
использования
в
познавательной и социальной практике,
готовность к самостоятельному планированию
и осуществлению учебной деятельности,
организации учебного сотрудничества с
педагогическими работниками и сверстниками,
к участию в построении индивидуальной
образовательной траектории;
овладение
навыками
учебноисследовательской, проектной и социальной
деятельности
ОК 07. Содействовать В области экологического воспитания:
сохранению
- сформированность экологической культуры,
окружающей
среды, понимание влияния социально-экономических
ресурсосбережению,
процессов на состояние природной и
применять знания об
сформировать
систему
комплексных
социально
ориентированных географических знаний о закономерностях
развития природы, размещения населения и хозяйства:
различать географические процессы и явления и распознавать
их проявления в повседневной жизни; использовать знания об
13
изменении
климата,
принципы бережливого
производства,
эффективно действовать
в
чрезвычайных
ситуациях
социальной среды, осознание глобального
характера экологических проблем;
- планирование и осуществление действий в
окружающей среде на основе знания целей
устойчивого развития человечества;
активное неприятие действий, приносящих
вред окружающей среде;
- умение прогнозировать неблагоприятные
экологические последствия предпринимаемых
действий, предотвращать их;
расширение
опыта
деятельности
экологической направленности;
овладение
навыками
учебноисследовательской, проектной и социальной
деятельности;
основных географических закономерностях для определения и
сравнения свойств изученных географических объектов,
явлений
и
процессов;
проводить
классификацию
географических объектов, процессов и явлений; устанавливать
взаимосвязи
между
социально-экономическими
и
геоэкологическими процессами
и
явлениями;
между
природными условиями и размещением населения, между
природными условиями и природно-ресурсным капиталом и
отраслевой структурой хозяйства стран; формулировать и/или
обосновывать выводы на основе использования географических
знаний;
- владеть умениями географического анализа и интерпретации
информации из различных источников: находить, отбирать,
систематизировать информацию, необходимую для изучения
географических объектов и явлений, отдельных территорий
мира и России, их обеспеченности природными и
человеческими
ресурсами, хозяйственного потенциала,
экологических проблем; представлять в различных формах
(графики, таблицы, схемы, диаграммы, карты) географическую
информацию; формулировать выводы и заключения на основе
анализа и интерпретации информации из различных источников
географической информации; критически оценивать и
интерпретировать информацию, получаемую из различных
источников;
использовать
различные
источники
географической информации для решения учебных и (или)
практико-ориентированных задач;
- сформировать умения применять географические знания для
объяснения разнообразных явлений и процессов: объяснять
изученные социально-экономические и геоэкологические
процессы и явления; объяснять географические особенности
14
ОК 09.
Пользоваться
профессиональной
документацией
государственном
иностранном языках
- наличие мотивации к обучению и
личностному развитию;
В области ценности научного познания:
на сформированность
мировоззрения,
и соответствующего
современному уровню
развития науки и общественной практики,
основанного
на
диалоге
культур,
способствующего осознанию своего места в
поликультурном мире;
- совершенствование языковой и читательской
культуры как средства взаимодействия между
людьми и познания мира;
- осознание ценности научной деятельности,
готовность
осуществлять
проектную
и
исследовательскую
деятельность
индивидуально и в группе;
Овладение
универсальными
учебными
познавательными действиями:
стран с разным уровнем социально-экономического развития,
включая особенности проявления в них глобальных проблем
человечества; использовать географические знания о мировом
хозяйстве и населении мира, об особенностях взаимодействия
природы и общества для решения учебных и (или) практикоориентированных задач;
- сформировать умения применять географические знания для
оценки разнообразных явлений и процессов: оценивать
географические факторы, определяющие сущность и динамику
важнейших социально-экономических и геоэкологических
процессов; оценивать изученные социально-экономические и
геоэкологические процессы и явления;
- освоить и применить знания о размещении основных
географических объектов и территориальной организации
природы и общества (понятия и концепции устойчивого
развития, зеленой энергетики, глобализации и проблема
народонаселения); выбирать и использовать источники
географической информации для определения положения и
взаиморасположения объектов в пространстве; описывать
положение и взаиморасположение географических объектов в
пространстве;
- владеть географической терминологией и системой базовых
географических понятий, умение применять социальноэкономические понятия для решения учебных и (или) практикоориентированных задач;
- владеть умениями географического анализа и интерпретации
информации из различных источников: находить, отбирать,
систематизировать информацию, необходимую для изучения
географических объектов и явлений, отдельных территорий
мира и России, их обеспеченности природными и
15
б) базовые исследовательские действия:
- владеть навыками учебно-исследовательской
и
проектной
деятельности,
навыками
разрешения проблем;
- способность и готовность к самостоятельному
поиску методов решения практических задач,
применению различных методов познания;
- овладение видами деятельности по получению
нового
знания,
его
интерпретации,
преобразованию и применению в различных
учебных ситуациях, в том числе при создании
учебных и социальных проектов;
- формирование научного типа мышления,
владение научной терминологией, ключевыми
понятиями и методами;
-осуществлять
целенаправленный
поиск
переноса средств и способов действия в
профессиональную среду
ПК 1.1. Выполнять опе
рации по техническому
обслуживанию и ремон
ту электрического и
электромеханического
оборудования.
- умение прогнозировать неблагоприятные
экологические последствия предпринимаемых
действий, предотвращать их;
- планирование и осуществление действий в
окружающей среде на основе знания целей
устойчивого развития человечества; активное
неприятие действий, приносящих вред
окружающей среде;
- расширение опыта деятельности экологиче
ской направленности;
человеческими
ресурсами, хозяйственного потенциала,
экологических проблем; представлять в различных формах
(графики, таблицы, схемы, диаграммы, карты) географическую
информацию; формулировать выводы и заключения на основе
анализа и интерпретации информации из различных источников
географической информации; критически оценивать и
интерпретировать информацию, получаемую из различных
источников;
использовать
различные
источники
географической информации для решения учебных и (или)
практико-ориентированных задач;
- сформировать умения применять географические знания для
объяснения разнообразных явлений и процессов: объяснять
изученные социально-экономические и геоэкологические
процессы и явления; объяснять географические особенности
стран с разным уровнем социально-экономического развития,
включая особенности проявления в них глобальных проблем
человечества; использовать географические знания о мировом
хозяйстве и населении мира, об особенностях взаимодействия
природы и общества для решения учебных и (или) практикоориентированных задач;
- сформировать систему комплексных социально ориентиро
ванных географических знаний о закономерностях развития
природы, размещения населения и хозяйства:
- различать географические процессы и явления и распознавать
их проявления в повседневной жизни;
-использовать
знания
об
основных
географических
закономерностях для определения и сравнения свойств
изученных географических объектов, явлений и процессов;
- проводить классификацию географических объектов,
процессов и явлений;
16
- овладение навыками учебноисследовательской, проектной и социальной
деятельности;
-устанавливать взаимосвязи между социально-экономическими
и геоэкологическими процессами и явлениями, между
природными условиями и размещением населения, между
природными условиями и природно-ресурсным капиталом и
отраслевой структурой хозяйства стран;
- формулировать и/или обосновывать выводы на основе
использования географических знаний;
17
2. Структура и содержание общеобразовательной дисциплины
2.1. Объем дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем в часах*
Объем образовательной программы дисциплины
34
в т. ч.:
Основное содержание
32
в т. ч.:
теоретическое обучение
18
практические занятия
4
*Профессионально-ориентированное
прикладного модуля)
содержание
(содержание
8
в т. ч.:
теоретическое обучение
4
практические занятия
4
Промежуточная аттестация (дифференцированный зачет)
2
18
2.2. Тематический план и содержание дисциплины «География»
Наименование
разделов и тем
Содержание учебного материала (основное и профессиональноориентированное), лабораторные и практические занятия, прикладной модуль
(при наличии)
1
2
Основное содержание
Введение
Введение. Источники географической информации. География как наука. Ее роль и
значение в системе наук. Источники географической информации и методы работы
с ними. Традиционные и новые методы географических исследований.
Географические карты различной тематики и их практическое использование.
Раздел 1. Общая характеристика мира
Тема 1.1.
Содержание учебного материала
Современная
Теоретическое обучение
политическая карта Политическая карта мира. Исторические этапы ее формирования и современные
мира
особенности. Субъекты политической карты мира. Суверенные государства и
несамоуправляющиеся государственные образования.
Группировка стран по площади территории и численности населения. Формы
правления, типы государственного устройства и формы государственного режима
Типология стран по уровню социально-экономического развития. Условия и
особенности социально-экономического развития развитых и развивающихся стран
и их типы.
Понятие о политической географии. Влияние международных отношений на
политическую карту мира. Региональные и локальные конфликты. Основные
политические и военные союзы в современном мире
Практическое занятие
№ 1: «Ознакомление с политической картой мира»
Содержание учебного материала
Объём
часов
Формируемые
компетенции
3
4
2
ОК 01.
ОК 02.
14
6
4
ОК 02.
ОК 04.
ОК 09.
2
4
19
Наименование
разделов и тем
Содержание учебного материала (основное и профессиональноориентированное), лабораторные и практические занятия, прикладной модуль
(при наличии)
Тема 1.2. География Теоретическое обучение
мировых природных Мировые природные ресурсы. Ресурсообеспеченность. Классификация видов
ресурсов
природных ресурсов (минеральные, земельные, водные, биологические,
агроклиматические и т.д.). Размещение различных видов природных ресурсов на
территории мировой суши. Ресурсы Мирового океана. Территориальные сочетания
природных ресурсов. Природно-ресурсный потенциал.
Рациональное использование ресурсов и охрана окружающей среды
Практическое занятие № 2: «Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран
(регионов) мира (по выбору)»
Тема 1.3. География
населения мира
Содержание учебного материала
Теоретическое обучение
1. Современная демографическая ситуация.
Численность населения мира и ее динамика. Наиболее населенные регионы и
страны мира. Воспроизводство населения и его типы. Демографическая политика.
Качество
жизни
населения.
Территориальные
различия
в
средней
продолжительности жизни населения, обеспеченности чистой питьевой водой,
уровне заболеваемости, младенческой смертности и грамотности населения. Индекс
человеческого развития
Современная структура населения
Половозрастная структура населения. Расовый, этнолингвистический и религиозный
состав населения мира. Социальная структура общества
2. Занятость населения. Размещение населения.
Экономически активное и самодеятельное население. Качество рабочей силы в
различных странах мира. Особенности размещения населения в регионах и странах
мира. Миграции населения, их основные причины и направления. Урбанизация.
Масштабы и темпы урбанизации в различных регионах и странах мира «Ложная»
Объём
часов
2
2
Формируемые
компетенции
ОК 01.
ОК 02.
ОК 03.
ОК 05.
ОК 06.
ОК 07.
ПК 1.1
4
2
ОК 01.
ОК 02.
ПК 1.1
1
20
Наименование
разделов и тем
Тема 1.4. Мировое
хозяйство
Содержание учебного материала (основное и профессиональноориентированное), лабораторные и практические занятия, прикладной модуль
(при наличии)
урбанизация, субурбанизация, урбанизация. Города-миллионеры, «сверхгорода» и
мегалополисы
Практическое занятие
№ 3: «Анализ особенностей населения в различных странах и регионах мира
(особенности демографической ситуации, расселения, сравнительная оценка
качества жизни населения, сравнительная оценка культурных традиций народов и
др.)»
Содержание учебного материала
Теоретическое обучение
1. Современные особенности развития мирового хозяйства. Мировая экономика,
исторические этапы ее развития. Международное географическое разделение
труда. Международная специализация и кооперирование. Научно- технический
прогресс и его современные особенности. Современные особенности развития
мирового
хозяйства.
Социально-экономические
модели
стран.
Интернационализация производства и глобализация мировой экономики.
Региональная интеграция. Основные показатели, характеризующие место и роль
стран в мировой экономике
Практическое занятие
№ 4: «Сравнительная характеристика ведущих факторов размещения
производительных сил»
Объём
часов
Формируемые
компетенции
1
10
2
ОК 01.
ОК 02.
ОК 03.
ОК 04.
ПК 1.1
2
21
Наименование
разделов и тем
Содержание учебного материала (основное и профессиональноориентированное), лабораторные и практические занятия, прикладной модуль
(при наличии)
Теоретическое обучение
2. География основных отраслей мирового хозяйства
Топливно-энергетический комплекс мира. Электроэнергетика мира. Топливный
баланс мира. Рост производства различных видов топлива. Газовая, нефтяная,
угольная промышленность мира. Альтернативные источники энергии.
Географические особенности развития мировой электроэнергетики
Чёрная и цветная металлургия. Современное развитие чёрной металлургии мира.
Металлургические базы мира. Географические особенности развития цветной
металлургии мира. Факторы размещения предприятий цветной металлургии
Машиностроение. Отраслевая структура машиностроения. Развитие отраслей
машиностроения в мире. Главные центры машиностроения
Транспортный комплекс
Транспортный комплекс и его современная структура. Грузо- и пассажирооборот
транспорта. Географические особенности развития различных видов мирового
транспорта. Крупнейшие мировые морские торговые порты и аэропорты
Химическая промышленность. Лесная (лесоперерабатывающая) и лёгкая
промышленность
Географические особенности развития химической, лесной и лёгкой
промышленности
Сельское хозяйство
Сельское хозяйство и его экономические особенности. Интенсивное и экстенсивное
сельскохозяйственное производство. «Зеленая революция» и ее основные
направления. Агропромышленный комплекс. География мирового растениеводства
и животноводства
Объём
часов
Формируемые
компетенции
1
1
1
22
Наименование
разделов и тем
Содержание учебного материала (основное и профессиональноориентированное), лабораторные и практические занятия, прикладной модуль
(при наличии)
География отраслей непроизводственной сферы.
Основные направления международной торговли товарами и услугами. Факторы,
формирующие международную хозяйственную специализацию стран и регионов
мира.
Дифференциация стран мира по уровню развития медицинских, образовательных,
туристских, деловых и информационных услуг. Особенности современной торговли
услугами
Практическое занятия
№ 5: «Определение и обозначение стран-экспортеров основных видов
промышленной и сельскохозяйственной продукции, видов сырья, районов
международного туризма и отдыха»
Основное содержание
Раздел 2. Региональная характеристика мира
Тема 2.1.
Зарубежная Европа
Содержание учебного материала
Теоретическое обучение
1.Место и роль Зарубежной Европы в мире. Особенности географического
положения региона. История формирования его политической карты.
Характеристика природно-ресурсного потенциала. Особенности населения
Хозяйство стран Зарубежной Европы. Сельское хозяйство. Транспорт. Туризм.
Особенности отраслевого состава промышленности. Особенности развития
сельского хозяйства Зарубежной Европы. Уровень развития транспорта и туризма в
Европе. *Развитие и размещение предприятий профильной отрасли в Европе
Практическое занятие
№ 6: «Характеристика особенностей природы, населения и хозяйства европейской
страны»
Объём
часов
Формируемые
компетенции
1
2
16
4
2
ОК 01.
ОК 02.
ОК 03.
ОК 01.
ОК 02.
ОК 03.
2
23
Наименование
разделов и тем
Тема 2.2.
Зарубежная Азия
Тема 2.3. Африка
Тема 2.4. Америка
Содержание учебного материала (основное и профессиональноориентированное), лабораторные и практические занятия, прикладной модуль
(при наличии)
Содержание учебного материала
Теоретическое обучение
1.Место и роль Зарубежной Азии в мире. Особенности географического положения
региона. История формирования его политической карты. «Горячие точки»
современной зарубежной Азии. Характерные черты природно-ресурсного
потенциала, населения и хозяйства регионов зарубежной Азии. *Развитие и
размещение предприятий профильной отрасли в Азии
2. Япония, Китай, Индия и страны Персидского залива как ведущие страны
Зарубежной Азии. Условия их формирования и развития. Особенности политической
системы. Природно-ресурсный потенциал, население, ведущие отрасли хозяйства и
их территориальная структура
Практическое занятие
№ 7 : «Сравнительная характеристика особенностей природы, населения и хозяйства
стран Юго-Западной и Юго-Восточной Азии»
Содержание учебного материала
Теоретическое обучение
Место и роль Африки в мире. Особенности географического положения региона.
История формирования его политической карты. Характерные черты природноресурсного потенциала и особенности населения Африки
Хозяйство стран Африки. Особенности хозяйства стран Африки. Особенности
развития субрегионов Африки. Экономическая отсталость материка и пути ее
преодоления. *Развитие и размещение предприятий профильной отрасли в Африке
Содержание учебного материала
Теоретическое обучение
1. Место и роль Северной Америки в мире. Особенности географического положения
региона. История формирования его политической карты. Характерные черты
Объём
часов
Формируемые
компетенции
4
2
ОК 01.
ОК 02.
ОК 03.
2
2
2
ОК 01.
ОК 02.
ОК 03.
4
2
ОК 01.
ОК 02.
ОК 03.
24
Наименование
разделов и тем
Содержание учебного материала (основное и профессиональноориентированное), лабораторные и практические занятия, прикладной модуль
(при наличии)
природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства. *Развитие и размещение
предприятий профильной отрасли в Северной Америке
США. Природные ресурсы, население и хозяйство США. Условия их формирования и
развития. Особенности политической системы. Население США. Ведущие отрасли
хозяйства и экономические районы США
Канада. Природные ресурсы и хозяйство Канады. Условия их формирования и
развития. Особенности политической системы. Население Канады. Ведущие отрасли
хозяйства и экономические районы Канады
2. Место и роль Латинской Америки в мире. Особенности географического
положения региона. История формирования его политической карты. Население
Латинской Америки
Хозяйство стран Латинской Америки. Отрасли международной специализации.
Территориальная структура хозяйства. Интеграционные группировки
Бразилия и Мексика как ведущие страны Латинской Америки. Условия их
формирования и развития. Особенности политической системы. Природноресурсный потенциал, население, ведущие отрасли хозяйства и их территориальная
структура. *Развитие и размещение предприятий профильной отрасли в Латинской
Америке
Практическое занятие
№ 8: «Составление сравнительной экономико-географической характеристики двух
стран Северной и Латинской Америки»
Содержание учебного материала
Объём
часов
Формируемые
компетенции
2
2
25
Наименование
разделов и тем
Содержание учебного материала (основное и профессиональноориентированное), лабораторные и практические занятия, прикладной модуль
(при наличии)
Тема 2.5. Россия в
Теоретическое обучение
современном мире 1. Россия на политической карте мира. Изменение географического,
геополитического и геоэкономического положения России на рубеже XX — XXI веков.
Место России в мировом хозяйстве, ее участие в международной торговле товарами
и других формах внешнеэкономических связей. Особенности территориальной
структуры хозяйства. География отраслей международной специализации РФ.
*Развитие и размещение предприятий профильной отрасли в России
Дифференцированный зачет
Всего
Объём
часов
Формируемые
компетенции
2
ОК 01.
ОК 02.
ОК 03.
2
34 часа
26
3. Условия реализации программы общеобразовательной дисциплины
3.1. Для реализации программы дисциплины должны быть
предусмотрены
следующие специальные помещения: наличия учебного кабинета
«Естественнонаучных дисциплин»
Оборудование учебного кабинета:
посадочные места по количеству обучающихся;
рабочее место преподавателя.
Технические средства обучения:
компьютер с лицензионным программным обеспечением
телевизор, мультимедийная панель
Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории:
1.Комплект учебно-наглядных пособий:
атлас мира
контурные карты
карта мира
2.Комплект электронных пособий
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
1. Для реализации программы библиотечный фонд образовательной
организации имеет печатные и электронные образовательные и
информационные ресурсы, рекомендованные для использования в
образовательном процессе, не старше пяти лет с момента издания.
Для студентов:
Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. География: экономическая и
социальная география мира: в 2 ч. учебник для 10-11 классов
общеобразовательных учреждений. – М.: ООО «ТИД «Русское слово –
РС», 2020.
Кузнецов А.П., Ким Э.В. География (базовый уровень). 10—11 классы. —
М., 2021.
Максаковский В.П. География (базовый уровень). 10—11 классы. — М.,
2020.
Холина В.Н. География (углубленный уровень). 10 класс. — М., 2022.
Холина В.Н. География (углубленный уровень). — 11 класс. — М., 2022.
Для преподавателей
География: журнал. — М.: Издательский дом «Первое сентября».
27
География в школе: научно-методический журнал. — М.: Издательство
«Школьная пресса».
География и экология в школе XXI века: научно-методический журнал. —
М.: Издательский дом «Школа-Пресс 1 » .
Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. География: в 2 ч. 10—11 классы. —
М.: 2020.
Петрусюк О. А. География для профессий и специальностей социальноэкономического профиля: Методические рекомендации. — М., 2022.
Справочники, энциклопедии
Африка: энциклопедический справочник: в 2 т. / гл. ред. А.Громыко. — М.,
2007. Российский энциклопедический словарь. — М., 2019.
Универсальная школьная энциклопедия: в 2 т. / под ред. Е.Хлебалина, Д.
Володихина. —
М., 2023.
Энциклопедия для детей. Культуры мира: мультимедийное приложение
(компакт-диск). —
М., 2020.
Энциклопедия для детей. — Т 13. Страны. Народы. Цивилизации / гл. ред.
М.Д.Аксенова. —
М., 2021.
Энциклопедия стран мира / гл. ред. Н. А. Симония. — М., 2020.
Интернет-ресурсы
www. wikipedia. org (сайт Общедоступной мультиязычной универсальной
интернет-энциклопедии).
www.faostat3.fao.org (сайт Международной сельскохозяйственной и
продовольственной организации при ООН (ФАО).
www.minerals.usgs.gov/minerals/pubs/county (сайт Геологической службы
США). www.school-collection.edu.ru («Единая коллекции цифровых
образовательных ресурсов»). www. simvolika. rsl. ru (сайт «Гербы городов
Российской Федерации»).
28
4. Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной
дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной дисциплины
раскрываются через дисциплинарные результаты, направленные на
формирование общих и профессиональных компетенций по разделам и
темам содержания учебного материала.
Общая/професс
иональная
компетенция
ОК 01.
ОК 02.
ОК 03.
ОК 04.
ОК 05.
ОК 06.
ОК 07.
ОК 09.
ПК 1.1
Раздел/Тема
Р 1, Темы 1.2, 1.3, 1.4
Р 2, Темы 2.1 - 2.6
Р 3, Тема 3.1
Р 1, Темы 1.1.,1.2, 1.3, 1.4
Р 2, Темы 2.1 - 2.6
Р 3, Тема 3.1
Р 1, Тема 1.3; 1.4.
Р 2, Темы 2.1 - 2.6
Р 3, Тема 3.1
Р 1, Темы 1.1., 1.4.
Р 3, Тема 3.1
Р 1, Темы 2.1, 2.2
Р 3, Темы 3.1
Р 1, Темы 1.2.
Р 3, Тема 3.1
Р 1, Темы 1.2.
Р 3, Тема 3.1
Р 1, Тема 1.1.
Р 1, Темы 1.2, 1.4.
Р 2, Тема 2.5
Тип оценочных мероприятий
тестирование
Кейс задания
географический диктант
устный опрос
фронтальный письменный опрос
эссе, доклады, рефераты
оценка
составленных
презентаций по темам раздела
оценка работы с картами атласа
мира, заполнение контурных карт
контрольная работа
оценка
самостоятельно
выполненных заданий
дифференцированный
зачет
проводится
в
форме
тестирования
29