2
2
Основная профессиональная образовательная программа среднего профессионального
образования (программа подготовки специалистов среднего звена) по специальности
21.02.14
Маркшейдерское
дело
разработана
в
соответствии
с
Федеральным
государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по
специальности 21.02.14 Маркшейдерское дело, утвержденный приказом Минпросвещения
Российской Федерации от 14.09.2023 г. № 685 (зарегистрирован Министерством Юстиции
Российской Федерации 18.10.2023 г. № 75638).
Организация-разработчик:
Государственное
бюджетное
профессиональное
образовательное
учреждение
Республики Хакасия «Черногорский горно-строительный техникум» (ГБПОУ РХ ЧГСТ)
Разработчики:
Евдокимова И.В. – заместитель директора по учебно-методической работе ГБПОУ РХ ЧГСТ
Васильев А.В. – заместитель директора по учебно-производственной работе ГБПОУ РХ ЧГСТ
Самарина Е.В. – заместитель директора по учебно-воспитательной работе ГБПОУ РХ ЧГСТ
Манжосова Н.Н. – методист ГБПОУ РХ ЧГСТ
Сизова Г.М. – преподаватель высшей квалификационной категории ГБПОУ РХ ЧГСТ
Сиротинкина А.П. – преподаватель высшей квалификационной категории ГБПОУ РХ ЧГСТ
Лыкова В.В. – преподаватель высшей квалификационной категории ГБПОУ РХ ЧГСТ
Баева Т.Н. – преподаватель первой квалификационной категории ГБПОУ РХ ЧГСТ
Оськина О.В. – преподаватель первой квалификационной категории ГБПОУ РХ ЧГСТ
Штейнберг Д.И. – преподаватель ГБПОУ РХ ЧГСТ
3
СОДЕРЖАНИЕ
1.
Общие положения
2.
Общая характеристика образовательной программы
3.
Характеристика профессиональной деятельности выпускника
4.
Планируемые результаты освоения образовательной программы
5.
Структура образовательной программы
5.1. Учебный план
6.
Условия реализации образовательной программы
6.1. Требования к материально-техническому оснащению образовательной
программы
6.2. Требования к кадровым условиям реализации образовательной программы
6.3. Требованиям к информационным и учебно-методическим
условиям
реализации образовательной программы.
7.
Фонды оценочных средств для проведения государственной итоговой
аттестации и организация оценочных процедур по программе
Приложения
Рабочие программы дисциплин, профессиональных
модулей, практик
Программа государственной итоговой аттестации
Рабочая программа воспитания
Календарный план воспитательной работы
4
1. Общие положения
1.1. Настоящая основная профессиональная образовательная программа среднего
профессионального образования (программа подготовки специалистов среднего звена) по
специальности 21.02.14 Маркшейдерское дело (далее – ППССЗ) представляет собой комплекс
нормативно-методической документации, регламентирующий объем, содержание, организацию
и оценку качества подготовки обучающихся и выпускников, условия осуществления
образовательной деятельности по данной специальности.
ППССЗ разработана для реализации образовательной программы на базе основного
общего образования на основе требований федерального государственного образовательного
стандарта среднего общего образования, федерального государственного образовательного
стандарта
среднего
профессионального
образования
с
учетом
примерной
основной
образовательной программы получаемой специальности.
1.2. Нормативные
основания
для
разработки
основной
профессиональной
образовательной программы
Нормативные
основания
для
разработки
ППССЗ
по
специальности
21.02.14
Маркшейдерское дело составляют:
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в
РоссийскойФедерации»;
Приказ
Минпросвещения
России
от
14.09.2023
г.
№
685
"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего
профессионального образования по специальности 21.02.14 «Маркшейдерское дело»
(Зарегистрирован в Минюсте России 18.10.2023 г. №75638);
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего
образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 17.05.2012 г. № 413 (с изменениями и дополнениями);
порядка
Приказ Минпросвещения РФ от 24.08.2022 г. № 762 «Об утверждении
организации
и
осуществления
образовательной
деятельности
по
образовательным программам среднего профессионального образования»;
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 08.11.2021 г.
№ 800 "Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по
образовательным программам среднего профессионального образования";
Приказ Министерства науки и высшего образования РФ и Министерства
просвещения РФ от 5.08.2020 № 885/390 «О практической подготовке обучающихся»;
Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.08.2017 № 816 «Об
5
утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную
деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при
реализации образовательных программ»;
При разработке ООП учтены требования регионального рынка труда,
состояние,перспективы развития региональных отраслей производства.
1.3. Перечень сокращений, используемых в тексте ППССЗ
ФГОС СПО – Федеральный государственный образовательный стандарт среднего
профессионального образования;
ООП –основная образовательная программа;
ППССЗ – программа подготовки специалистов среднего звена;
ВД – вид деятельности;
ОК – общие компетенции;
ПК – профессиональные компетенции;
ЛР – личностные результаты;
СГ – социально-гуманитарный цикл;
ОП – общепрофессиональный цикл;
П – профессиональный цикл;
МДК – междисциплинарный курс;
ПМ – профессиональный модуль;
ОП – общепрофессиональная дисциплина;
ДЭ – демонстрационный экзамен;
КОД – комплект оценочных документов;
ГИА – государственная итоговая аттестация;
ГЭК – государственная экзаменационная комиссия;
ЦПДЭ – центр проведения демонстрационного экзамена.
2. Общая характеристика образовательной программы
2.1 Квалификация, присваиваемая выпускникам образовательной программы:
горный специалист-маркшейдер.
Формы обучения: очная.
Объем программы по освоению программы среднего профессионального
образования на базе основного общего образования с одновременным получением
среднего общего образования: 5940 академических часов, со сроком обучения 3 года 10
месяцев.
2.2. Характеристика общеобразовательного цикла ППССЗ
6
Образовательная организация, осуществляющая подготовку специалистов на базе
основного
общего
образования,
реализует
Федеральный
государственный
образовательный стандарт среднего общего образования в пределах ППССЗ, в том числе
с учетом профиля получаемой специальности СПО (технологический).
Содержание
общеобразовательного
цикла
направлено
на
достижение
личностных, метапредметных и предметных результатов ФГОС СОО. Предметные
результаты для учебных дисциплин общеобразовательного цикла устанавливаются на
базовом и углубленном уровнях.
Обязательная часть образовательной программы среднего общего образования
составляет 60%, а часть, формируемая участниками образовательного процесса – 40%. В
целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся предусматриваются:
учебные дисциплины, курсы, обеспечивающие различные интересы обучающихся;
внеурочная деятельность.
Образовательные результаты, полученные обучающимися при освоении учебных
дисциплин общеобразовательного цикла, углубляются и расширяются в процессе
изучения учебных дисциплин ОПОП СПО и ПМ.
3. Характеристика профессиональной деятельности выпускника
3.1 Область профессиональной деятельности
Область профессиональной
деятельности выпускников: 18. Добыча, переработка
угля, руд и других полезных ископаемых.
3.2 Соответствие
видов деятельности
профессиональным модулям
и присваиваемой квалификации:
Наименование видов деятельности
1
Наименование профессиональных модулей
2
Виды деятельности
Геодезическое
обеспечение ПМ.01
картографирования территории
Маркшейдерское
обеспечение
Геодезическое
обеспечение
картографирования территории
ведения ПМ.02.
горных работ и контроль сохранности недр
Маркшейдерское
обеспечение
ведения
горных работ и контроль сохранности недр
Организация технологических процессов ПМ.03
при ведении горных работ
Организация
технологических
процессов при ведении горных работ
7
Обеспечение функционирования системы ПМ.04 Обеспечение функционирования
управления охраной труда и промышленной системы управления охраной труда и
безопасностью
промышленной безопасностью
8
4. Планируемые результаты освоения образовательной программы
компетенции
Код
4.1. Общие компетенции
ОК 01
Формулировка компетенции
Знания, умения
Выбирать способы решения
Умения:
задач профессиональной
распознавать задачу и/или проблему
деятельности применительно
в профессиональном и/или социальном контексте
к различным контекстам
анализировать задачу и/или проблему и выделять её
составные части
определять этапы решения задачи
выявлять и эффективно искать информацию, необходимую
для решения задачи и/или проблемы
составлять план действия
определять необходимые ресурсы
владеть актуальными методами работы
в профессиональной и смежных сферах
реализовывать составленный план
оценивать результат и последствия своих действий
(самостоятельно или с помощью наставника)
Знания:
актуальный профессиональный и социальный контекст, в
котором приходится работать и жить
основные источники информации и ресурсы д
ля решения задач и проблем в профессиональном и/или
социальном контексте
алгоритмы выполнения работ
в профессиональной и смежных областях
методы работы в профессиональной и смежных сферах;
структуру плана для решения задач
порядок оценки результатов решения задач
профессиональной деятельности
ОК 02
Использовать современные
Умения:
средства поиска, анализа
определять задачи для поиска информации
и интерпретации информации,
определять необходимые источники информации
и информационные
планировать процесс поиска; структурировать получаемую
9
технологии для выполнения
информацию
задач профессиональной
выделять наиболее значимое в перечне информации
деятельности
оценивать практическую значимость результатов поиска
оформлять результаты поиска, применять средства
информационных технологий для решения профессиональных
задач
использовать современное программное обеспечение
использовать различные цифровые средства
для решения профессиональных задач
Знания:
номенклатура информационных источников, применяемых в
профессиональной деятельности
приемы структурирования информации
формат оформления результатов поиска информации,
современные средства и устройства информатизации
порядок их применения и программное обеспечение в
профессиональной деятельности
в том числе с использованием цифровых средств
ОК 03
Планировать
Умения:
и реализовывать собственное
определять актуальность нормативно-правовой документации
профессиональное
в профессиональной деятельности
и личностное развитие,
применять современную научную профессиональную
предпринимательскую
терминологию
деятельность
определять и выстраивать траектории профессионального
в профессиональной сфере,
развития и самообразования
использовать знания по
выявлять достоинства и недостатки коммерческой идеи
финансовой грамотности
презентовать идеи открытия собственного дела
в различных жизненных
в профессиональной деятельности; оформлять бизнес-план
ситуациях
рассчитывать размеры выплат по процентным ставкам
кредитования
определять инвестиционную привлекательность
коммерческих идей в рамках профессиональной деятельности
презентовать бизнес-идею
определять источники финансирования
Знания:
содержание актуальной нормативно-правовой документации
современная научная и профессиональная терминология
возможные траектории профессионального развития и
самообразования
10
основы предпринимательской деятельности основы
финансовой грамотности
правила разработки бизнес-планов
порядок выстраивания презентации
кредитные банковские продукты
ОК 04
Эффективно
Умения:
взаимодействовать
организовывать работу коллектива и команды
и работать в коллективе и
взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами в ходе
команде
профессиональной деятельности
Знания:
психологические основы деятельности коллектива,
психологические особенности личности
основы проектной деятельности
ОК 05
Осуществлять устную
Умения:
и письменную коммуникацию
грамотно излагать свои мысли и оформлять документы по
на государственном языке
профессиональной тематике
Российской Федерации с
на государственном языке, проявлять толерантность в
учетом особенностей
рабочем коллективе
социального
Знания:
и культурного контекста
особенности социального и культурного контекста
правила оформления документов и построения устных
сообщений
ОК 06
Проявлять гражданско-
Умения:
патриотическую позицию,
описывать значимость своей специальности
демонстрировать осознанное
применять стандарты антикоррупционного поведения
поведение
Знания:
на основе традиционных
сущность гражданско-патриотической позиции,
российских духовно-
общечеловеческих ценностей
нравственных ценностей, в
значимость профессиональной деятельности
том числе
по специальности
с учетом гармонизации
стандарты антикоррупционного поведения
межнациональных
и последствия его нарушения
и межрелигиозных
отношений, применять
стандарты
антикоррупционного
поведения
ОК 07
Содействовать сохранению
Умения:
окружающей среды,
соблюдать нормы экологической безопасности
ресурсосбережению,
определять направления ресурсосбережения
11
применять знания
в рамках профессиональной деятельности
об изменении климата,
по специальности, осуществлять работу с соблюдением
принципы бережливого
принципов бережливого производства
производства, эффективно
организовывать профессиональную деятельность
действовать
с учетом знаний об изменении климатических условий
в чрезвычайных ситуациях
региона
Знания:
правила экологической безопасности при ведении
профессиональной деятельности
основные ресурсы, задействованные
в профессиональной деятельности
пути обеспечения ресурсосбережения
принципы бережливого производства
основные направления изменения климатических условий
региона
ОК 08
Использовать средства
Умения:
физической культуры для
использовать физкультурно-оздоровительную деятельность
сохранения
для укрепления здоровья, достижения жизненных и
и укрепления здоровья
профессиональных целей
в процессе профессиональной
применять рациональные приемы двигательных функций в
деятельности
профессиональной деятельности
и поддержания необходимого
пользоваться средствами профилактики перенапряжения,
уровня физической
характерными для данной специальности
подготовленности
Знания:
роль физической культуры в общекультурном,
профессиональном и социальном развитии человека
основы здорового образа жизни
условия профессиональной деятельности и зоны риска
физического здоровья для специальности
средства профилактики перенапряжения
ОК 09
Пользоваться
Умения:
профессиональной
понимать общий смысл четко произнесенных высказываний
документацией
на известные темы (профессиональные и бытовые), понимать
на государственном
тексты на базовые профессиональные темы
и иностранном языках
участвовать в диалогах на знакомые общие
и профессиональные темы
строить простые высказывания о себе и о своей
профессиональной деятельности
кратко обосновывать и объяснять свои действия (текущие и
12
планируемые)
писать простые связные сообщения на знакомые или
интересующие профессиональные темы
Знания:
правила построения простых и сложных предложений на
профессиональные темы
основные общеупотребительные глаголы (бытовая и
профессиональная лексика)
лексический минимум, относящийся к описанию предметов,
средств и процессов профессиональной деятельности
особенности произношения
правила чтения текстов профессиональной направленности
4.2. Профессиональные компетенции
Виды деятельности
Код и наименование
Показатели освоения компетенции
компетенции
Геодезическое
ПК 1.1 Производить полевые
Навыки:
обеспечение
топографо-геодезические
подготовка и выполнение к полевым
картографирования
работы для обеспечения
топографо-геодезическим работам;
территории
картографирования
Умения:
выполнять оценку качества и точности
результатов
полевых
топографо-
геодезических работ;
Знания:
условные
знаки,
отображение
информации на картах и планах;
ПК 1.2. Выполнять
Навыки:
камеральную обработку
камеральной
результатов топографо-
топографо-геодезических
геодезических работ
оценкой
обработки
результатов
работ
точности
с
полученных
результатов;
Умения:
читать геодезическую информацию на
планах и картах;
готовить
и
геодезическую
информацию,
производства
работ;
оценивать
и
исходную
картографическую
необходимую
полевых
для
геодезических
13
Знания:
нормативно-технические и руководящие
документы
в
области
производства
топографо-геодезических работ;
ПК 1.3. Строить
Навыки:
маркшейдерскую опорную и
составление
съемочные сети
топографических планов и карт;
и
обновление
Умения:
выполнять полевые работы по созданию
или
развитию
высотных
опорных
съемочных
и
планово-
геодезических
сетей;
Знания:
основы метрологии, стандартизации и
сертификации геодезических приборов и
инструментов;
ПК 1.4. Применять
Навыки:
спутниковые методы создания
применение
геодезических сетей и
спутниковых геодезических измерений
определения координат и
при
высот точек местности
навигационном обеспечении территорий
территории
Умения:
методов
наземных
и
координатно-временном
и
выполнять полевые работы по созданию
или
развитию
высотных
опорных
съемочных
и
планово-
геодезических
сетей;
Знания:
устройство приборов и инструментов,
предназначенных
для
геодезических
производства
работ,
специализированное
и
программное
обеспечение;
ПК 1.5. Составлять
Навыки:
топографические карты,
составление
планы и разрезы местности
топографических планов и карт;
и
обновление
Умения:
устанавливать
и
уточнять
границы
территории по геодезическим данным;
выполнять наземные и спутниковые
геодезические
измерения
при
14
координатно-временном
и
навигационном обеспечении территорий
Знания:
требования,
предъявляемые
к
навигационной информации
Маркшейдерское
ПК.2.1. Создавать
Навыки:
обеспечение ведения
геодезические и
маркшейдерский контроль соблюдения,
горных работ и
маркшейдерские сети
установленного проектом соотношения
контроль сохранности
геометрических
недр
выработок,
элементов
наземных
сооружений,
и
горных
подземных
складов
полезных
ископаемых, отвалов горных пород;
Умения:
осуществлять планомерную работу по
контролю маркшейдерского обеспечения
недропользования;
владеть
навыками
маркшейдерскими
работы
с
приборами
и
инструментами, включая спутниковые,
гироскопические, лазерно-сканирующие
систем;
Знания:
технологии
производства
маркшейдерских работ при различных
видах недропользования;
ПК.2.2. Выполнять горно-
Навыки:
геометрические, съемочные и
определение
разбивочные работы, задания
положения горных выработок, наземных
направления проходки
и
горным выработкам, учет
полезных ископаемых, отвалов горных
объемов горных и
пород;
строительных работ
Умения:
планового
подземных
и
высотного
сооружений,
складов
производить маркшейдерский контроль
монтажа
и
грузоподъемных
эксплуатации
механизмов,
оборудования подъемных комплексов,
армировки шахтных стволов;
определять
остатки
полезного
ископаемого на складах и сравнивать
полученные
результаты
с
данными
15
транспортного и других видов учет;
Знания:
виды,
назначение,
характеристики,
особенности
технические
конструктивные
и
принципы
работы
современных приборов, инструментов и
других
технических
используемых
средств,
при
производстве
маркшейдерских работ;
методы
проведения
технических расчетов и камеральной
обработки маркшейдерских материалов;
ПК.2.3. Выносить границы
Навыки:
горных отводов, опасных зон
определение
ведения горных работ,
положения горных выработок, наземных
предохранительных целиков,
и
мест расположения породных
полезных ископаемых, отвалов горных
отвалов и хвостохранилищ
пород;
планового
подземных
и
высотного
сооружений,
складов
маркшейдерский контроль соблюдения,
установленного проектом соотношения
геометрических
выработок,
элементов
наземных
сооружений,
и
горных
подземных
складов
полезных
ископаемых, отвалов горных пород;
Умения:
определять
остатки
полезного
ископаемого на складах и сравнивать
полученные
результаты
с
данными
транспортного и других видов учет;
Знания:
распорядительные,
нормативные
методические
документы
и
по
производству полевых и камеральных
маркшейдерских работ;
ПК.2.4. Оформлять горную
Навыки:
графическую документацию
маркшейдерский контроль соблюдения,
установленного проектом соотношения
геометрических
выработок,
сооружений,
элементов
наземных
складов
и
горных
подземных
полезных
16
ископаемых, отвалов горных пород;
Умения:
осуществлять
периодические
контрольные
маркшейдерские
съемки
горных выработок, зданий, сооружений и
земной поверхности;
использовать
в
профессиональной
деятельности
информационно-
коммуникационные
технологии,
специальное программное обеспечение
для обработки данных съемок, анализа
погрешностей,
составления
горной
графической документации;
Знания:
правила и требования, предъявляемые к
ведению,
оформлению
маркшейдерской
и
хранению
документации
и
технических отчетов
ПК.2.5 Выполнять расчет
Навыки:
параметров сдвижения горных
определение
пород при подземном и
положения горных выработок, наземных
открытом способах
и
разработки
полезных ископаемых, отвалов горных
планового
подземных
и
высотного
сооружений,
складов
пород;
Умения:
контролировать
параметры
процесса
сдвижения горных пород
производить
обработку
измерений
с
результатов
использованием
современных
программно-
вычислительных комплексов;
Знания:
правила
технической
эксплуатации,
обслуживания, поверок, юстировок и
хранения
современных
инструментов
и
других
приборов,
технических
средств, используемых при производстве
маркшейдерских работ;
ПК 2.6 Проводить учет
Навыки:
полноты и качества
контроль
соответствия
планов
17
извлечения полезного
(программ)
развития
горных
ископаемого, состояния и
техническим
движения запасов, потерь и
направления развития горных работ,
разубоживания полезных
параметров горных выработок, наличия
ископаемых
мероприятий
проектам
работ
в
по
части
обеспечению
требований промышленной безопасности
и безопасного ведения работ, связанных
с пользованием недрами;
контроль выполнения мероприятий по
рекультивации
земель,
нарушенных
горными работами
Умения:
контролировать соблюдения требований
проектной
документации,
годовой
программы работ и условий лицензий на
пользование недрами;
контролировать количество полезного
ископаемого на складах, объем горной
массы
на
отвалах,
породных
среднюю
и
вскрышных
полноту
загрузки
транспортных сосудов;
Знания:
способы подсчета объемов полезного
ископаемого и горной массы;
Организация
ПК 3.1. Планировать ведение
Навыки:
технологических
горных работ
определения направления горных работ
процессов при
по ситуационному плану;
ведении горных работ
определения
вскрышных,
определения
фактического
объема
добычных
работ,
текущего
коэффициента
вскрыши;
Умения:
определять на плане горных работ место
установки
горной
техники
и
оборудования;
направление ведения горных работ на
участке;
расположение
коммуникаций
электроснабжения;
транспортных
и
линий
18
Знания:
сущность открытых горных работ;
сущность подземных горных работ;
элементы карьера и уступ;
ПК 3.2. Проводить контроль
Навыки:
за соблюдением проектов
оформления
горных и строительных работ
ведения горных работ;
технологических
определения
параметров
карт
схемы
вскрытия месторождения и действующей
системы разработки в данной горной
организации (разреза, карьера, рудника);
Умения:
определять по профильным сечениям
элементы
залегания
полезного
порядок
разработки
ископаемого,
участка, отработанные и планируемые к
отработке объемы горной массы;
рассчитывать объемы вскрышных и
добычных работ на участке, определять
коэффициент вскрыши;
рассчитывать
производительность
горных машин и оборудования;
Знания:
классификацию
горных
выработок,
элементы горных выработок;
классификацию и условия применения
экскаваторов,
буровых
станков,
карьерного и рудничного транспорта,
выемочно-транспортирующих машин;
производственную
программу
производственную
и
мощность
организации;
ПК.3.3. Проводить контроль
Навыки:
за соблюдением проектов
обосновывать
работ по отвалообразованию
оборудования
пустых пород и
осушения горных выработок;
складированию полезного
определения параметров ведения работ
ископаемого
по отвалообразованию пустых пород и
выбор
для
комплекса
проветривания
складированию полезного ископаемого;
Умения:
и
19
составлять перспективные и текущие
планы ведения горных работ на участке;
оформлять технологические карты по
видам горных работ в соответствии с
требованиями нормативных документов;
определять плановые и фактические
объемы горных работ на местности,
объемы потерь полезного ископаемого в
процессе добычи;
Знания:
горно-графическую
документацию
горной
наименование,
организации:
назначение,
содержание,
оформления,
порядок
её
согласования
и
утверждения;
требования нормативных документов к
содержанию и оформлению технической
документации на ведение горных работ;
системы разработки и схемы вскрытия
месторождений
в
различных
геологических
и
горно-
горнотехнических
условиях;
ПК 3.4 Оформлять
Навыки:
техническую документацию.
участия в организации производства:
вскрышных, буровых и добычных работ;
работ на породном отвале и складе
полезного ископаемого;
работ по осушению горной выработки;
Умения:
оценивать горно-геологические условия
разработки
месторождений
полезных
ископаемых;
рассчитывать параметры схем вскрытия
и элементов системы разработки;
рассчитывать
параметры
забоя:
вскрышного, добычного, отвального;
Знания:
технологию и организацию: ведения
вскрышных
и
добычных
работ,
определение их основных параметров;
20
отвалообразования
пустых
пород
и
складирования полезного ископаемого,
определение их основных параметров;
типовые
открытой
технологические
и
подземной
схемы
разработки
месторождений полезных ископаемых,
нормативные и методические материалы
по технологии ведения горных работ;
ПК 3.5 Планировать
Навыки:
мероприятия, направленные
контроля
на повышение
соответствии
производительности труда.
документацией;
ведения
горных
с
работ
в
технической
выявления нарушений в технологии
ведения горных работ;
определения
оптимального
расположения
горно-транспортного
оборудования в забое;
участия
в
организации
процесса
подготовки забоя к отработке;
контроля
состояния
технологических
дорог
Умения:
рассчитывать параметры буровых работ;
выбирать схемы ведения горных работ
для заданных горно-геологических и
горнотехнических условий
Знания:
особенности применения программных
продуктов
в
зависимости
горнотехнической
от
вида
документации:
текстовые документы, схемы, чертежи;
основные
горного
показатели
участка:
коэффициенты
деятельности
объем
работ,
вскрыши,
производительность
труда,
производительность горных машин и
оборудования
Обеспечение
ПК.4.1. Содействовать
Навыки:
функционирования
обеспечению
осуществления
системы
управления функционирования системы
количественного
и
качественного учета выполненных работ;
21
охраной
труда
промышленной
безопасностью
и управления охраной труда при
ведении горных работ
выполнения
технико-экономических
показателей деятельности службы;
ведения
учетной
документации
по
охране труда;
Умения:
определения потребности участкового
маркшейдера в технических средствах,
инструменте,
материалах
и
услугах
вспомогательных служб, организации и
контроле их обеспечения;
разрабатывать
нормативных
проекты
актов
с
государственных
локальных
соблюдением
нормативных
требований охраны труда;
использовать
системы
электронного
документооборота;
пользоваться цифровыми платформами,
справочными
правовыми
системами,
базами данных в области охраны труда;
использовать
прикладные
компьютерные
программы
формирования
проектов
нормативных
актов,
для
локальных
оформления
отчетов, создания электронных таблиц;
Знания:
порядок,
правила
технического
обслуживания и ремонта применяемого
оборудования;
нормы и расценки на геодезические и
маркшейдерские работы, порядок их
пересмотра;
действующие
положения
по
оплате
труда работников;
требования трудового законодательства
Российской
Федерации
и
законодательства Российской Федерации
в области охраны труда, в том числе о
техническом
регулировании,
о
промышленной, пожарной безопасности,
о
санитарно-эпидемиологическом
22
благополучии населения;
требования
к
документационному
обеспечению систем управления охраной
труда;
ПК.4.2. Проводить
Навыки:
мероприятия, направленные
выявления,
на снижение
профессиональных рисков;
профессиональных рисков
предупреждения
анализ
и
оценка
производственного
травматизма и профзаболеваний;
Умения:
применять
методы
оценки
профессиональных рисков на рабочих
местах;
разрабатывать
меры
управления
рисками на основе анализа принимаемых
мер
и
возможности
дальнейшего
снижения уровней профессиональных
рисков;
владеть
приемами
оказания
первой
помощи пострадавшим;
использовать
информационные
справочно-правовые базы;
применять
законодательные
нормативные правовые акты Российской
Федерации в области промышленной
безопасности;
Знания:
требования к порядку расследования
несчастных случаев;
порядок
оценки
профессиональных
рисков;
перечень мероприятий по снижению
уровней профессиональных рисков;
методы и средства оказания первой
помощи пострадавшим при несчастных
случаях и авариях;
законодательство
Российской
Федерации в области промышленной
безопасности,
регулирования;
технического
23
ПК.4.3. Осуществлять
Навыки:
производственный контроль
оказания первой помощи пострадавшим;
за соблюдением требований
оперативного контроля за состоянием
промышленной безопасности
промышленной безопасности на рабочих
при выполнении
местах при ведении геодезических и
геодезических и
маркшейдерских работ
маркшейдерских работ
Умения:
применять нормативную техническую,
проектную
(конструкторскую)
эксплуатационную
технические
документацию
устройства,
здания
и
на
и
сооружения;
обеспечивать
проверки
состояния
промышленной безопасности;
выявлять опасные факторы на рабочих
местах;
разрабатывать
проекты
нормативных
актов
локальных
в
области
промышленной безопасности
Знания:
федеральные нормы и правила в области
промышленной безопасности;
проектная
(конструкторская)
эксплуатационная
и
документация
на
технические устройства;
требования
к
обеспечению
документационному
систем
управления
промышленной безопасностью;
требования
к
порядку технического
расследования причин аварий;
требования
мероприятий
ликвидации
к
разработке
по
планов
локализации
последствий
аварий
и
на
опасных производственных объектах
Освоение видов работ
Освоение видов работ по
Навыки:
по одной или
профессии горнорабочий на
получение (передача) при приеме-сдаче
нескольким
маркшейдерских работах.
смены
профессиям рабочих,
ВПД: Выполнение
производственном
информации
о
задании
сменном
по
24
должностям
вспомогательных работ при
подсобным
операциям
служащих
добыче полезных ископаемых
маркшейдерских работах, о неполадках в
открытым и подземным
работе обслуживаемого инструмента и
способами: общетрудовая
принятых мерах по их устранению;
функция (ОТФ) Выполнение
проверка
подготовительных и
исправности
вспомогательных работ при
производственной сигнализации, средств
открытой добыче полезных
коллективной
ископаемых и
защиты, пожаротушения и газозащитной
соответствующих
аппаратуры;
профессиональных
выноска
компетенций (ПК):
нивелировка при сооружении объектов
ПК 5.1 Выполнение
шахтной
вспомогательных операций
специального назначения
при маркшейдерских работах
перенос
состояния
ограждений
средств
и
и
связи,
индивидуальной
контуров
бурения,
поверхности,
в
при
натуру
съемка,
сооружений
контура
горных
выработок, блоков буровзрывных работ,
осей зданий и технических сооружений;
измерение высотных отметок и осей
козловых и мостовых кранов и крановых
тележек;
промер расстояний и установка реек, вех,
штативов и отвесов;
освещение линий отвесов и делений
нивелирной рейки;
переноска, установка геодезических и
маркшейдерских
инструментов
и
приборов;
закладка
временных
и
постоянных
пунктов маркшейдерского обоснования и
реперов, их внешнее оформление;
выполнение подсобных операций при
производстве нивелирования шахтных
рельсовых путей;
замеры при работах по профилактике
шахтных стволов;
изготовление
приспособлений
специальных
для
производства
замеров;
выполнение подсобных операций при
съемке тоннельной обделки;
25
разбивка
пикетов
второстепенных
в
и
капитальных
нарезных
и
горных
выработках;
уход
за
геодезическими
и
приборами
и
маркшейдерскими
инструментом;
ведение учетной документации.
Умения:
промерять расстояния и устанавливать
рейки, вехи, штативы;
устанавливать и центрировать визирные
цели с помощью отвесов;
анализировать
и
выбирать
способы
разбивки контуров;
задавать
направления
горным
выработкам и скважинам по отвесам или
с помощью угломеров;
выполнять подготовительные работы при
фотосъемочных
и
фотолабораторных
работах;
контролировать оперативные промеры
проектных
выработок
параметров
и
глубин
горных
черпания
при
дражной разработке;
устанавливать
определять
рамки
и
положение
марки,
проходческого
комплекса (щита) на трассе;
применять
защиты,
средства
индивидуальной
газозащитную
аппаратуру,
средства пожаротушения и пользоваться
аварийным инструментом в аварийных
ситуациях;
оказывать
первую
помощь
пострадавшему;
применять
специальные
счетно-вычислительную
приборы
технику
и
при
ведении замеров, расчетов и учетных
данных.
Знания:
назначение теодолита, нивелира, горного
26
компаса, специальных геодезических и
маркшейдерских
приборов
и
оборудования;
порядок
и
приемы
геодезических
и
установки
маркшейдерских
приборов, знаков и реперов;
правила
эксплуатации
применяемых
приборов и инструмента;
основные методы и порядок выполнения
маркшейдерской съемки и нивелировки;
порядок
установки
положения
и
определения
путейских
реперов
в
тоннелях;
основные понятия о сдвижении горных
пород;
правила
обращения
с
переносными
низковольтными
источниками
электроэнергии;
правила
оказания
первой
помощи
пострадавшему;
требования
жетонной
(электронной)
системы контроля спуска - выезда и
нарядов-допусков в подземных горных
организациях;
план мероприятий по локализации и
ликвидации последствий аварий в горной
организации;
требования
охраны
промышленной,
труда,
экологической
и
пожарной безопасности в подземной
горной организации;
правила
приборами
техникой
пользования
и
при
специальными
счетно-вычислительной
выполнении
замеров,
расчетов и ведении учетных данных.
27
5. Структура образовательной программы
5.1. Учебный план
В учебном плане ППССЗ по специальности 21.02.14 Маркшейдерское дело определен перечень учебных дисциплин, профессиональных
модулей, учебной и производственной практик; общая и аудиторная трудоемкость, последовательность изучения учебных дисциплин,
профессиональных модулей, распределение по курсам обучения и семестрам различных форм промежуточной аттестации, указаны формы
государственной итоговой аттестации, объем времени, отведенного на подготовку и проведение ГИА.
При составлении учебного плана учтены общие требования к условиям реализации программа подготовки специалистов среднего звена
сформулированные в ФГОС CПО по специальности 21.02.14 Маркшейдерское дело.
Объем образовательной нагрузки
3 курс
4 курс
Промежуточная аттестация
Э
2 курс
Консультации
Математика
1 курс
курсовых работ
(проектов)
Практическая подготовка
ОУП.03.
У
ДЗ
кДЗ(ДУПКВ.
01)
Во взаимодействии с преподавателем
лабораторных и
практических
ОУП.01
ОУП.02
Распределение обязательной нагрузки по курсам и
семестрам (час в семестр)
самостоятельная учебная
нагрузка
всего учебных
занятий
Теоретическое
обучение
ОУП
Общеобразовательный
цикл
Обязательные учебные
предметы
Русский язык
Литература
Учебная нагрузка обучающихся (час)
Экзамены
Индекс
ОП
Формы
промежуточной
аттестации
Зачеты/диф.зачеты
Наименование циклов,
дисциплин,
профессиональных
модулей, МДК, практик
1
сем
./
17
нед
.
92
138
4
130
0
78
78
740
620
0
0
6
18
612
864
0
0
0
0
0
0
696
586
0
0
6
12
578
770
0
0
0
0
0
0
34
34
44
44
318
156
136
198
Нагрузка на
дисциплины и МДК
в т.ч.
147
6
134
8
78
78
334
16
48
78
78
156
2
4
2
сем
./
24
нед
.
3
сем./1
7 нед
4
сем
./
24
нед
5
сем./1
7) нед.
6
сем./
10(1
4)
нед
7
сем.
/
12(5
)
нед.
8
сем./5(1
0) нед.
28
ОУП.04
ОУП.05.
У
ОУП.06.
У
ОУП.07
ОУП.08
ОУП.09
ОУП.10
ОУП.11
ОУП.12
ОУП.13
Иностранный язык
Информатика
ДУПКВ
Дополнительные учебные
предметы, курсы по
выбору
Родной язык и (или)
государственный язык
республики Российской
Федерации/Родная
литература
Основы проектной
деятельности
ДУПКВ.
01
ДУПКВ.
02
СГ.00
СГ.01
СГ.02
СГ.03
СГ.04
ДЗ
Физика
Химия
Биология
История
Обществознание
География
Физическая культура
Основы безопасности и
защиты Родины
Индивидуальный проект
(предметом не является)
Социально-гуманитарный
цикл
История России
Иностранный язык в
профессиональной
деятельности
Безопасность
жизнедеятельности
Физическая культура
ДЗ
ДЗ
ДЗ
ДЗ
ДЗ
ДЗ
ДЗ
Э
118
100
Э
178
16
118
84
16
34
44
94
78
34
100
78
128
44
16
118
62
2
162
78
78
2
34
44
94
78
34
100
78
18
22
94
78
34
16
22
44
100
34
84
44
34
44
кДЗ
(ОУП.02)
44
44
ДЗ
40
40
0
0
0
34
4
52
34
66
66
4
68
110
34
0
50
34
34
34
34
0
44
44
44
0
66
44
34
94
0
44
18
22
16
28
0
0
6
6
0
0
0
0
0
0
176
76
98
98
206
76
36
34
34
40
30
24
34
44
44
0
0
730
28
702
444
ДЗ
76
2
74
74
76
З,З,З,З,ДЗ
178
12
166
166
36
-,ДЗ
70
2
68
48
20
З,З,З,З,ДЗ
168
168
8
160
258
0
0
0
0
32
40
38
38
29
СГ.05
Основы бережливого
производства
кДЗ (СГ.08,
СГ.09)
60
4
56
40
16
60
СГ.06
Основы финансовой
грамотности
кДЗ (СГ.07)
48
2
46
30
16
48
СГ.07
Основы
интеллектуального
труда и
предпринимательской
деятельности
Профессиональная
адаптация
кДЗ (СГ.06)
34
2
32
16
16
34
кДЗ (СГ.05,
СГ.09)
32
2
30
20
10
32
СГ.09
Правовые основы
профессиональной
деятельности
кДЗ (СГ.05,
СГ.08)
32
2
30
20
10
32
СГ.10
Русский язык и культура
речи
Общепрофессиональный
цикл
Инженерная графика
Электротехника и
электроника
Техническая механика
Геология
Цифровые технологии в
профессиональной
деятельности
ДЗ
32
32
22
10
560
510
20
58
58
26
СГ.08
ОП.00
ОП.01
ОП.02
ОП.03
ОП.04
ОП.05
117
0
82
96
44
4
4
112
6
78
92
-,Э
-,Э
104
120
98
4
2
4
100
118
94
80
90
8
ДЗ
-,Э
кДЗ (ОП.14)
32
0
0
14
42
0
0
436
536
82
60
2
6
36
12
20
86
2
2
6
6
46
56
ОП.06
Маркшейдерскогеодезические приборы
Э
64
4
60
34
18
2
6
64
ОП.07
ОП.08
ОП.09
ОП.10
Математика
Основы экономики
Охрана труда
Топографическое
черчение
Э
66
32
32
94
2
2
64
30
32
90
34
12
12
40
22
18
20
50
2
6
66
ДЗ
ДЗ
ДЗ
4
48
0
150
58
64
98
32
32
94
0
30
ОП.11
ОП.12
ОП.13
Математическая
обработка результатов
геодезических измерений
Метрология,
стандартизация и
сертификация
Э
68
4
64
26
30
ДЗ
32
32
22
10
ДЗ
38
38
28
10
кДЗ (ОП.05)
48
46
4
42
68
30
30
2
ОП.14
ОП.15
Основы горного дела
ОП.16
Организация работы
персонала
маркшейдерской службы
ДЗ
80
4
76
38
38
ОП.17
Экологические основы
природопользования
Профессиональный цикл
ДЗ
48
4
44
24
20
30
378
60
4
120
8
194
698
Эм
220
4
420
116
40
30
Э
198
4
194
116
40
30
П.00
ПМ. 01
МДК
01.01
УП.
01.01
ПП. 01
ПМ.01.Э
ПМ. 02
Геодезическое
обеспечение
картографирования
территории
Топографо-геодезические
изыскания
Учебная практика
геодезическая
Производственная
практика
Экзамен по модулю
Маркшейдерское
обеспечение ведения
горных работ и контроль
сохранности недр
Э
68
68
32
Обогащение полезных
ископаемых
Система
автоматизированного
проектирования
2
6
38
48
2
6
68
80
48
93
6
21
6
18
84
0
0
0
252
466
766
256
464
2
12
0
0
0
90
144
186
0
0
2
6
90
108
184
222
ДЗ
72
72
72
ДЗ
108
10
8
108
6
Эм
688
6
10
420
230
144
30
25
2
4
18
6
0
0
0
0
100
182
31
МДК
02.01
Маркшейдерское
обеспечение ведения
горных работ
МДК
02.02
УП.
02.01
Учет выемки полезного
ископаемого из недр
Учебная САПР
(распределенная)
УП.
02.02
ПП. 02
Учебная (подготовка к
ДЭ)
Производственная
практика
Экзамен по модулю
ПМ.02.Э
ПМ. 03
МДК.03.
01
МДК.03.
02
ПП. 03
ПМ.03.Э
ПМ. 04
МДК.04.
01
Организация
технологических
процессов при ведении
горных работ
Организация работ на
технологических
процессах подземных
горных работ
Организация работ на
технологических
процессах открытых
горных работ
Производственная
практика
Экзамен по модулю
Обеспечение
функционирования
системы управления
охраной труда и
промышленной
безопасностью
Система управления
охраной труда в горной
организации
дз
Э
248
6
242
120
84
Э
182
4
178
110
60
30
2
6
2
6
64
98
86
84
98
ДЗ
36
36
ДЗ
72
72
72
ДЗ
144
14
4
144
36
6
6
Эм
344
8
222
138
68
Э
104
4
100
58
Э
126
4
122
80
ДЗ
0
4
18
34
2
6
34
2
6
108
10
8
6
0
0
0
104
64
176
64
62
6
4
282
178
80
Э
122
4
118
70
40
0
14
4
72
242
108
6
436
0
104
10
8
Эм
0
6
24
2
6
6
0
0
0
58
64
58
64
0
32
МДК.04.
02
Система управления
промышленной
безопасностью в горной
организации
Э
116
116
76
32
2
6
МДК.04.
03
Управление
профессиональными
рисками в горной
организации
Учебная практика
"Охрана труда"
Э
48
48
32
8
2
6
УП. 04
ПП. 04
ПМ.04.Э
Производственная
практика
Экзамен по модулю
36
36
ДЗ
108
10
8
108
6
6
Эм
316
4
90
36
46
МДК
05.01
Освоение работ по
профессии Горнорабочий
на маркшейдерских
работах
Производственная
практика
Экзамен по модулю
Э
94
4
90
36
46
ДЗ
Всего объем образовательной программы в академических
часах, в т.ч:
Практическая подготовка
учебная и
производственная
практика
преддипломная практика
Промежуточная
аттестация и
консультации
48
36
Освоение работ по одной
или нескольким
профессиям рабочих,
должностям служащих
ПМ.05.Э
44
ДЗ
ПМ. 05
ПП. 05
72
0
216
21
6
2
12
2
6
6
0
0
0
0
94
222
0
0
94
21
6
216
6
6
6
594
0
19
4
442
0
244
2
176
6
60
93
6
38
14
4
612
864
612
864
612
864
612
900
104
4
900
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
36
504
0
504
0
0
0
0
0
90
0
90
0
0
0
0
0
0
0
36
504
0
360
144
182
144
33
ГИА
Государственная итоговая
216
аттестация
Государственная итоговая аттестация в форме демонстрационного
экзамена и защиты дипломного проекта
Всего
216
Промежуточная аттестация, включая комплексные формы
экзаменов ( в т.ч.
0
3
4
4
квалификационн
ых)
диф.зачетов/зачет
2
8
4
5
ов, без
физкультуры
3
4
2
4
3
7
5
5
34
6. Условия реализации образовательной программы
6.1. Требования
к
материально-техническому
оснащению
образовательной
программы
Материально-техническая
база
обеспечивает
проведение
лабораторных
работ
и
практических занятий, дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки, учебной
практики.
Материально-техническая
база
соответствует
действующим
санитарным
и
противопожарным нормам.
Реализация ППССЗ обеспечивает:
выполнение обучающимся лабораторных работ и практических занятий, включая как
обязательный компонент практические задания с использованием персональных компьютеров;
освоение
обучающимся
профессиональных
модулей
в
условиях
созданной
соответствующей образовательной среды в техникуме или на предприятиях (в организациях) в
зависимости от специфики вида профессиональной деятельности.
При использовании электронных изданий каждый обучающийся обеспечен рабочим
местом в компьютерном классе в соответствии с объемом изучаемых дисциплин.
Образовательное учреждение обеспечено необходимым комплектом лицензионного
программного обеспечения.
6.1.1. Перечень кабинетов, лабораторий, мастерских, тренажеров, тренажерных
комплексов и другого оборудования, обеспечивающих проведение всех предусмотренных
образовательной программой видов занятий, практических и лабораторных работ, учебной
практики, выполнение курсовых работ, выпускной квалификационной работы
Кабинеты:
истории;
иностранного языка;
безопасности жизнедеятельности.
бережливого производства;
финансовой грамотности;
инженерной графики;
геологии;
цифровых технологий в профессиональной
деятельности;
охраны труда и промышленной безопасности.
Лаборатории:
электротехники и электроники;
технической механики;
маркшейдерско-геодезических приборов;
35
геодезического обеспечения;
маркшейдерского обеспечения.
Полигоны:
горного оборудования;
горных выработок.
Спортивный комплекс:
Спортивный комплекс – игровой зал, тренажёрный зал, борцовский зал
Стадион открытого типа «Шахтер»
Залы:
библиотека, читальный зал с выходом в информационно-телекоммуникационную сеть
«Интернет»;
актовый зал.
6.1.2. Материально-техническое оснащение кабинетов, лабораторий, мастерских и
баз практики по специальности
6.1.2.1. Оснащение кабинетов
Социально-экономических дисциплин: Посадочные места по количеству обучающихся;
рабочее место преподавателя; компьютер; мультимедийный проектор.
Иностранного языка: Посадочные места по количеству обучающихся; рабочее место
преподавателя; комплект учебно-наглядных пособий и плакатов, компьютер; мультимедийный
проектор.
Математики:
Посадочные
места
по
количеству
обучающихся;
рабочее
место
преподавателя; доска; чертежные принадлежности; таблицы; модели геометрических тел;
компьютер; интерактивная доска, мультимедийный проектор.
Информационных технологий автоматизированного проектирования: Посадочные места
по количеству обучающихся; рабочее место преподавателя; компьютеры по количеству
обучающихся; комплект учебно-методической документации мультимедийный проектор.
Химических дисциплин: Посадочные места по количеству обучающихся; рабочее место
преподавателя; дидактический материал; раздаточный материал, схемы, плакаты, интерактивная
доска.
Метрологии, стандартизации и сертификации: Посадочные места по количеству
обучающихся; рабочее место преподавателя; комплект учебно-наглядных пособий «Метрология
и стандартизация»; информационный стенд «Стандарты»; компьютер; мультимедийный
проектор.
Охраны труда и безопасности жизнедеятельности: Посадочные места по количеству
обучающихся; рабочее место преподавателя; комплект учебно-наглядных пособий и плакатов,
компьютер; мультимедийный проектор; Общевойсковой противогаз или противогаз ГП-7;
Респиратор Р-2; Индивидуальный противохимический пакет (ИПП-8, 9, 10, 11); Противопыльная
36
тканевая маска; Медицинская сумка в комплекте; Носилки санитарные; Аптечка индивидуальная
(АИ-2); Шинный материал (металлические, Дитерихса); Огнетушители порошковые (учебные);
Огнетушители пенные (учебные); Огнетушители углекислотные (учебные); Учебные автоматы
АК-74; Учебный пистолет ПМ; Комплект плакатов по Гражданской обороне; Комплект плакатов
по Основам военной службы; мультимедиапроектор; Робот-тренажер (Гоша 2 или Максим-2;
дозиметр радиации).
Основ бережливого производства: Посадочные места по количеству обучающихся,
рабочее место преподавателя; стенды; технические средства обучения: компьютер (ноутбук) с
лицензионным
программным
обеспечением;
комплект
проекционного
оборудования
(интерактивная доска в комплекте с проектором или мультимедийный проектор с экраном);
принтер.
Основ финансовой грамотности: Посадочные места по количеству обучающихся, рабочее
место преподавателя; стенды; технические средства обучения: компьютер (ноутбук) с
лицензионным
программным
обеспечением;
комплект
проекционного
оборудования
(интерактивная доска в комплекте с проектором или мультимедийный проектор с экраном);
принтер.
Инженерной графики: Посадочные места по количеству обучающихся; рабочее место
преподавателя; дидактический материал; раздаточный материал, модели деталей и узлов, схемы,
набор деталей и узлов, плакаты, интерактивная доска.
Технической
механики
и
материаловедения:
Посадочные
места
по
количеству
обучающихся; рабочее место преподавателя; дидактический материал; раздаточный материал,
схемы, плакаты, интерактивная доска.
6.1.2.2. Оснащение баз практик
Реализация
образовательной
программы
предполагает
обязательную
учебную
и
производственную практику.
Учебная практика реализуется в мастерских ГБПОУ РХ «Черногорский горностроительный
техникум»
и
требует
наличия
оборудования,
инструментов,
расходных
материалов, обеспечивающих выполнение всех видов работ, определенных содержанием
программ профессиональных модулей.
Оборудование
предприятий
и
технологическое
оснащение
рабочих
мест
производственной практики соответствует содержанию профессиональной деятельности и дает
возможность обучающемуся овладеть профессиональными компетенциями по всем видам
деятельности, предусмотренных программой, с использованием современных технологий,
материалов и оборудования.
6.2. Требования к кадровым условиям реализации образовательной программы
Реализация образовательной программы обеспечивается педагогическими работниками
37
образовательной организации, а также лицами, привлекаемыми к реализации образовательной
программы на условиях гражданско-правового договора, в том числе из числа руководителей и
работников
организаций,
направление
деятельности
которых
соответствует
области
профессиональной деятельности и имеющих стаж работы в данной профессиональной области
не менее 3 лет.
Педагогические работники, привлекаемые к реализации образовательной программы,
получают
дополнительное
профессиональное
образование
по
программам
повышения
квалификации, в том числе в форме стажировки в организациях, направление деятельности
которых соответствует области профессиональной деятельности, не реже 1 раза в 3 года с учетом
расширения спектра профессиональных компетенций.
Доля педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок),
обеспечивающих освоение обучающимися профессиональных модулей, имеющих опыт
деятельности не менее 3 лет в организациях, направление деятельности которых соответствует
области профессиональной деятельности, в общем числе
педагогических
работников,
реализующих образовательную программу, не менее 25 процентов.
6.3. Требованиям к информационным и учебно-методическим условиям реализации
образовательной программы
Библиотечный фонд образовательной организации укомплектован печатными изданиями и
электронными изданиями по каждой дисциплине (модулю) из расчета не менее 0,25 экземпляра
каждого из изданий, указанных в рабочих программах дисциплин (модулей) в качестве основной
литературы,
на
одного
обучающегося
из
числа
лиц,
одновременно
осваивающих
соответствующую дисциплину (модуль).
В случае наличия электронной информационно-образовательной среды допускается замена
печатного библиотечного фонда предоставлением права одновременного доступа не менее 25
процентов обучающихся к цифровой (электронной) библиотеке.
Обучающимся должен быть обеспечен доступ (удаленный доступ), в том числе в случае
применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, к современным
профессиональным базам данных и информационным справочным системам, состав которых
определяется в рабочих программах дисциплин (модулей) и подлежит обновлению (при
необходимости).
Образовательная программа должна обеспечиваться учебно-методической документацией
по всем учебным дисциплинам (модулям).
Перечень комплекта лицензионного и свободно распространяемого программного
обеспечения, в том числе отечественного производства.
38
№
Наименование
п/п
лицензионного и
Код и наименование учебной дисциплины (модуля)
свободно
распространяемого
программного
обеспечения, в том числе
отечественного
производства
1
Microsoft Windows
СГ.01 История России
Mozilla Firefox
СГ.02 Иностранный язык в профессиональной деятельности
Google Chrome
СГ.03 Безопасность жизнедеятельности
Yandex
СГ.04 Физическая культура
7-zip
СГ.05 Основы бережливого производства
Kaspersky Endpoint
СГ.06 Основы финансовой грамотности
Security
ОП.01 Инженерная графика
ESET NOD32 Smart
ОП.02 Электротехника и электроника
Security Business Edition
ОП.03 Техническая механика
Opera
2
Microsoft Windows
ОП.04 Геология
Mozilla Firefox
ОП.05 Цифровые технологии в профессиональной деятельности
Google Chrome
ОП.06 Маркшейдерско-геодезические приборы
Yandex
ПМ.01 Геодезическое обеспечение картографирования территории
7-zip
ПМ.02 Маркшейдерское обеспечение ведения горных работ и
Kaspersky Endpoint
контроль сохранности недр
Security
ПМ.03 Организация технологических процессов при ведении
ESET NOD32 Smart
горных работ
Security Business Edition
ПМ. 04 Обеспечение функционирования системы управления
Opera
охраной труда и промышленной безопасностью
Autodesk AutoCAD 2018 и
выше
Micromain v21 и выше
7. Фонды оценочных средств для проведения государственной итоговой аттестации и
организация оценочных процедур по программе
Оценка качества освоения программы включат текущий контроль успеваемости,
промежуточную и государственную итоговую аттестации обучающихся.
Текущий контроль и промежуточная аттестация обучающихся с применением ЭО, ДОТ по
каждой дисциплине, модулю может осуществляться традиционно при непосредственном
39
взаимодействии педагогического работника и обучающегося и дистанционно посредством
инфокоммуникационных сетей с применением средств коммуникации и связи в электронной
среде. Текущий контроль и промежуточная аттестация обучающихся (слушателей) с
применением ЭО, ДОТ по каждой дисциплине, профессиональному модулю в электронной среде
осуществляется
посредством
технологий,
обеспечивающих
объективность
оценивания,
сохранность результатов и возможность компьютерной обработки информации по результатам
всего обучения с применением ЭО, ДОТ. Проведение текущего и промежуточного контроля
допускается осуществлять в асинхронном режиме (off-line) посредством тестирования и
синхронном режиме (on-line) в формате видеоконференцсвязи.
В рамках одной или нескольких изучаемых учебных дисциплин общеобразовательного
цикла выполняется индивидуальный проект. Выполнение проекта осуществляется обучающимся
самостоятельно под руководством преподавателя по выбранной теме в любой избранной
области деятельности (познавательной, практической, учебно-исследовательской, социальной,
художественно-творческой, иной).
Результаты выполнения индивидуального проекта должны отражать: сформированность
навыков коммуникативной, учебно-исследовательской деятельности, критического мышления;
способность к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной деятельности;
сформированность навыков проектной деятельности, а также самостоятельного применения
приобретенных знаний и способов действий при решении различных задач, используя знания
одного или нескольких учебных предметов или предметных областей; способность постановки
цели и формулирования гипотезы исследования, планирования работы, отбора и интерпретации
необходимой информации, структурирования аргументации результатов исследования на основе
собранных данных,презентации результатов.
Индивидуальный проект выполняется обучающимся в течение одного или двух лет в
рамках учебного времени, специально отведенного учебным планом, и должен быть представлен
в виде завершенного учебного исследования или разработанного проекта: информационного,
творческого, социального, прикладного, инновационного, конструкторского, инженерного.
Защита индивидуальных проектов осуществляется в очном, либо дистанционном
формате. Защита индивидуальных проектов в дистанционном формате происходит при помощи
программ для видео конференцсвязи (ВКС).
Конкретные формы и процедуры текущего контроля успеваемости и промежуточной
аттестации по каждой учебной дисциплине и профессиональному модулю разрабатываются
образовательной организацией самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение
первых двух месяцев от начала обучения. Задания разрабатываются преподавателями,
реализующими программы учебных дисциплин и профессиональных модулей.
Оценочные средства для промежуточной аттестации обеспечивают демонстрацию
освоенности всех элементов программы СПО и выполнение всех требований, заявленных в
40
программе как результаты освоения.
ФОС по программе для специальности формируются из комплектов оценочных средств
текущего контроля промежуточной и итоговой аттестации:
комплект оценочных средств текущего контроля, который разрабатывается по
учебным
дисциплинам
и
профессиональным
модуля
преподавательским
составом
образовательной организации, и включают: титульный лист; паспорт оценочных средств;
описание оценочных процедур по программе;
-
комплект оценочных средств по промежуточной аттестации, который включает
контрольно-оценочные средства для оценки освоения материала по учебным дисциплинам и
профессиональным модулям;
- фонды оценочных средств по государственной итоговой аттестации.
Государственная итоговая аттестация по специальности 21.02.14 Маркшейдерское дело
проводится в форме демонстрационного экзамена и защиты дипломного проекта.
В ходе государственной итоговой аттестации оценивается степень соответствия
сформированных компетенций выпускников требованиям ФГОС. Государственная итоговая
аттестация организована как демонстрация выпускником выполнения одного или нескольких
основных видов деятельности по специальности.
Для государственной итоговой аттестации по программе образовательной организацией
разрабатывается программа государственной итоговой аттестации и фондыоценочных средств.
Задания для демонстрационного экзамена, разрабатываются ФГБОУ ДПО «Институт
развития профессионального образования» на основе требований к результатам освоения
образовательной программы СПО, установленных соответствии с ФГОС СПО, включая
квалификационные требования, заявленные организациями, работодателями, заинтересованными
в подготовке кадров соответствующей квалификации.
Фонды оценочных средств для проведения государственной итоговой аттестации
включают составные части – инвариантную часть (обязательную часть) и вариативную часть
(необязательную), содержание которой определяет образовательная организация самостоятельно
на основе содержания реализуемой основной образовательной программы СПО, включая
квалификационные требования, заявленные организациями, работодателями, заинтересованными
в подготовке кадров соответствующей квалификации, в том числе являющимися стороной
договора о сетевой форме реализации образовательных программ и (или) договора о
практической
подготовке
обучающихся,
утверждаются
руководителем
(директором)
образовательной организации и доводятся до сведения обучающихся в срок не позднее чем за
шесть месяцев до начала процедуры итоговой аттестации.
Фонды оценочных средств для проведения ГИА включают типовые задания для
демонстрационного экзамена, темы дипломных проектов, описание процедур и условий
проведения государственной итоговой аттестации, критерии оценки.
41
Выпускникам, освоившим программу подготовки специалистов среднего звена в полном
объеме
и
прошедшим
государственную
итоговую
аттестацию,
выдаются
диплом
государственного образца о среднем профессиональном образовании, заверенный печатью.