Семинар-тренинг "Формирование профессиональной идентичности»"

28.09.2025

25 сентября 2025 г в группе ЭГС-24 под руководством куратора Н.В. Приходько состоялся обучающий семинар, посвящённый формированию профессионального самосознания у будущих специалистов по профессии 15.01.05 «Сварщик (ручной и частично механизированной сварки)».

Целью мероприятия стало углубление понимания студентами сущности профессиональной идентичности сварщика, её важности для самореализации и пользы для общества. В задачи тренинга входило: выявление ключевых элементов профессиональной идентичности сварщика; расширение представления о роли сварки в современном производстве и различных индустриях; акцентирование важности ответственности, соблюдения техники безопасности и обеспечения высокого качества сварных соединений; анализ сложных моральных ситуаций, возникающих в профессиональной деятельности, и поиск путей их разрешения; стимулирование интереса к карьерному росту и профессиональному развитию; формирование чувства гордости за профессию и причастности к профессиональному сообществу.

Семинар проходил в форме живой дискуссии. Открывая встречу, Н.В. Приходько определила тематику и задачи запланированного события, уделив особое внимание концепции "профессиональной идентичности". Она не ограничилась простым объяснением этого термина – как восприятия себя частью определенной профессии, понимания своей роли, принципов и места в профессиональной среде. Вместо этого, были проанализированы и составные части этого явления: профессиональные знания и умения, ценностные ориентации и убеждения, включенность в профессиональное сообщество, карьерные стремления, а также оценка собственных возможностей.

В ходе практической работы в группах студенты составляли списки лучших качеств идеального сварщика (помимо технических), определяли сферы востребованности сварщиков и выявляли существующие стереотипы о профессии, предлагая способы их преодоления.

Следующий раздел семинара назывался «Сварщик – это призвание: Мастерство, Ответственность, Техника безопасности и Мораль».

Учащиеся разбирали проблемные ситуации в рамках задания «Последствия недобросовестной работы».

Ситуация 1: "Риск обрушения моста". Представьте, что вы – сварщик на стройке важнейшего мостового перехода. Сроки сдачи горят. Руководитель торопит, намекая на возможность пропустить отдельные этапы проверки качества сварочных работ в "незначительных" местах. Вы видите, что несколько швов вызывают сомнения, но внешне это незаметно. Независимая экспертиза запланирована позже.

Участники дискутировали над вопросами:

1.      Какие потенциальные угрозы для моста и граждан возникают при низком качестве сварочных соединений в этом случае?

2.      Каковы будут ваши действия в сложившейся ситуации?

3.      Как ваш выбор отразится на вашей профессиональной репутации и моральных принципах?

4.      Какие меры можно принять для предотвращения подобных инцидентов в будущем?Хочу такой сайт

Ситуация 2: "Опасная разгерметизация". Вы трудоустроены на предприятии по выпуску химических удобрений. Ваша задача – в срочном порядке заварить трещину в трубопроводе, по которому под напором транспортируется агрессивное химическое соединение. Начальство требует максимальной оперативности, так как простой производства влечет за собой большие убытки. Однако, для надежной сварки в данной точке необходима предварительная обработка поверхности, которая займет несколько часов. Вы осознаете, что некачественно выполненная работа может привести к утечке.

Затем преподаватель предложил вопросы для обсуждения:

1.      Какие риски для экологии, здоровья людей и производственного процесса несет некачественная сварка в этой ситуации?

2.      Как вы аргументируете свое решение перед руководством?

3.      Каковы могут быть юридические последствия и этические аспекты вашего решения?

4.      Каким образом должен действовать профессиональный сварщик в условиях цейтнота?

На основе смоделированных ситуаций и состоявшейся дискуссии Приходько Н.В. поднимала вопросы: "Почему безопасность – это неотъемлемая часть профессиональной деятельности?", "Какие моральные принципы являются определяющими для сварщика?", "Как отстоять свою точку зрения, если возникают риски для качества или безопасности?".

После этого студенты разрабатывали "Карту персонального профессионального развития", в которой схематично отображали свой карьерный путь на ближайшие 3-5 лет. акцентировала внимание на том, что при построении карты необходимо ответить на вопросы: Какие компетенции вы планируете приобрести? Какие сертификаты получить? Где вы видите себя в будущем? Какие конкретные шаги необходимо предпринять для достижения целей?

В заключение двое студентов-добровольцев представили свои карьерные планы.

В завершение мероприятия Наталья Владимировна подвела итоги тренинга, подчеркнув динамичный характер профессионального самоопределения, которое является непрерывным путем самосовершенствования и самопознания. Она выразила надежду на дальнейшие успехи студентов в их карьере.

Цель данного тренинга - не просто передать знания, но и спровоцировать серьезные раздумья, укрепить чувство гордости за выбранную профессию и побудить к дальнейшему профессиональному росту.

   
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».