19 ОГСЭ.07_Русский язык и культура речи_18.02

Министерство образования и науки Республики Хакасия
Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение Республики Хакасия
«Черногорский горно-строительный техникум»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
по специальности 18.02.12. «Технология аналитического контроля
химических соединений»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОГСЭ.07 РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ / КОММУНИКАТИВНЫЙ
ПРАКТИКУМ

2021
1

Программа учебной дисциплины ОГСЭ.07 «Русский язык и культура речи» разработана на
основе Федерального государственного образовательного стандарта(далее) ФГОС по
специальности(специальностям) среднего профессионального образования 18.02.12.
Технология аналитического контроля химических соединений

Организация-разработчик: ГБПОУ РХ «Черногорский горно-строительный техникум»

Разработчик: Боровкова Н.М.–преподаватель русского языка ГБПОУ РХ «Черногорский
горно-строительный техникум»

2

СОДЕРЖАНИЕ

1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ............................................ Ошибка! Закладка не определена.
2.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «РУССКИЙ ЯЗЫК» ..................... 6
3. МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ ................. Ошибка! Закладка не
определена.
4. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Ошибка! Закладка не определена.
5. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ..................... Ошибка! Закладка не определена.
6.УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «РУССКИЙЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ» ............. 12
7.РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА .............................................................................................. 13

3

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Русский язык и культура речи/коммуникативный практикум

1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины Русский язык и культура речи является частью
программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) в соответствии с ФГОС по
специальности 18.02.12 Технология аналитического контроля химических соединений
1.2. Место дисциплины в структуре программы подготовки специалистовсреднего
звена:
Учебная дисциплина Русский язык и культура речи входит в общий гуманитарный и
социально-экономический цикл.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоенияучебной
дисциплины:

В результате освоения учебной дисциплины студент должен уметь:
- строить свою речь в соответствии с языковыми, коммуникативными и этическими
нормами;
- анализировать свою речь с точки зрения ее нормативности, уместности и
целесообразности; устранять ошибки и недочѐты в своей устной и письменной речи;
- пользоваться словарями русского языка.
В результате освоения учебной дисциплины студент должен знать:
- различия между языком и речью, функциями языка как средства формирования и
трансляции мысли;
- нормы русского литературного языка, специфики устной и письменной речи,
правила продуцирования текстов разных деловых жанров.
Подготовка к освоению общих компетенций (ОК) :
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно
к различным контекстам.
ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для
выполнения задач профессиональной деятельности.
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное
развитие.
ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами,
руководством, клиентами.
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с
учетом особенностей социального и культурного контекста.
ОК 06.Проявлять гражданско-патриотическую, демонстрировать осознанное поведение на
основе традиуионныхо бщечеловеческих ценностях, применять стандарты антикоррупционного
поведения ( в редакции приказа Минросвещения России от 17.12.2020г № 747)
ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно
действовать в чрезвычайных ситуациях.
4

ОК 08. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления
здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня
физической подготовленности.
ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 10. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и
иностранном языках.
(в ред. Приказа Минпросвещения России от 17.12.2020 N 747)
ОК.11
Использовать
знания
по
финансовой
грамотности,
планнировать
предпринимательсую деятельность в профессиональной сфере.
Студент в результате освоения курса должен осознать различие между языком и речью,
глубже осмыслить функции языка как средства выражения понятий, мыслей и средства
общения между людьми; о качестве литературной речи, о нормах русского литературного
языка; знать выразительные средства русского литературного языка.
В процессе обобщающего повторения фонетики и графики, лексики и фразеологии,
словообразования, частей речи и синтаксиса студенты обогащают свои знания о
соответствующих единицах языка - фонетических, лексических, морфологических. Особую
важность приобретают анализ и преобразование студентами текстов, самостоятельное
построение ими текстов типа повествования, описания, рассуждения. Работа над стилями
речи предполагает более основательное ознакомление студентов с особенностями научного,
публицистического и официально- делового стилей речи, с жанрами деловой и учебнонаучной речи.
Повторяя лексику, словообразование, части речи, студенты будут об-ращаться к
профессиональным словам, к терминам; повторяя синтаксис - к типичным для данной
профессии словосочетаниям, в том числе терминологическим, к синтаксическим структурам,
наиболее типичным для текстов для данной специальности.
При анализе, например, лексики конкретного научного стиля или официального документа
важно не только привлечь внимание студентов к слово- сочетаниям, характерным для
данного жанра, для данной тематики научных текстов, но и представить возможные пути
реализации этих знаний в речевой практике. Орфографические и пунктуационные нормы на
данном этапе обученияне являются предметом специальных занятий.

5

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Индекс

ОГСЭ.07

Наименование: Русский язык и культура речи/коммуникативный практикум
Форма
Дифференцированный зачет
промежуточной
аттестации
(номер
семестра)
Экзамен
Объѐм образовательной нагрузки, час
Самостоятельная учебная работа
Всего во взаимодействии с преподавателем
Всего учебных занятий
Учебная
нагрузка
Теоретическое
обучающихся, час
обучение
Во взаимодействии с В том числе
Лабораторные
преподавателем
работы
Практические
занятия
Курсовые
работы/проекты
Консультации
Промежуточная аттестация (часов)

4ДЗ
52
4
48
48
24
0
24
0
-

Введение (2ч)
Теоретические основы коммуникации на русском языке
Раздел 1. Сущность коммуникации в разных социальных сферах (8ч)
Языковые нормы. Язык и речь. Основные единицы языка. Речевая ситуация и ее компоненты
Функции языка. Языковая личность, речевая личность. Виды речевой деятельности.
Монологовая, диалоговая речь.Стиль, средства, приемы общения, которые с минимальными
затратами приводят к намеченной цели общения .Формы и типы коммуникации .ВСР(1ч)-

6

Подготовить доклад на тему: « Речевая культура личности», « Речевая культура
общества»
Раздел 2. Основные функции и виды коммуникации
Понятие деловой этики. Имидж- способ управления впечатлением о себе. Вербальная и
невербальная коммуникация. Эффективное общение. Искусство спора. Разновидности устной
профессиональной коммуникации. Сущность коммуникации в разных социальных сферах
ВСР (1ч) – Составить памятку поведению спора
Раздел 3. Особенности устных выступлений.
Публичные речи и их виды. Виды и формы публичных выступлений. Доклад- как одна из форм
устного выступления. Дискуссия. Основы ее организации. Групповая дискуссия. « Я вас
слушаю»- умение слушать ВСР (1ч) Составить план устного выступления в научном стиле
Раздел 4. Язык и речь. Функциональные стили речи
Текст как произведение речи. Стили речи. Редактирование текста
Жанры учебной, деловой речи. Коммуникативные качества речи (правильность, точность,
выразительность, уместность, употребление языковых средств). Многозначность слова. Прямое
и переносное значение. Лексика с точки зрения ее употребления: нейтральная, книжная,
профессиональная, лексика устной речи (жаргонизмы, диалектизмы). 5 Изобразительновыразительные возможности лексики и фразеологии.
ВСР (1ч)- Составить словарь профессиональных терминов
Раздел 5. Обобщение и систематизация законченных тем и разделов программы.
Тематическое повторение материала. Повторение пройденного материала.
Дифференцированный зачет.
.

7

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Русский язык и культура речи»
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические
Объем
занятия, самостоятельная работа обучающихся
часов
1
Введение

2
Теоретические основы коммуникации на русском языке

3
2
2

Раздел 1. Сущность
коммуникации в разных
социальных сферах
Тема 1.1 Типы норм. Основные Языковые нормы.Язык и речь. Основные единицы языка.. Речевая ситуация и
требования к речи
ее компоненты.
Практическое занятие. Создайте портрет своей языковой личности (или
личности известного общественного деятеля, политика, журналиста),
проанализировав свою (его) речь по плану
Тема 1.2. Устноречевая
Функции языка. Языковая личность, речевая личность. Виды речевой
коммуникация: монолог и диалог
деятельности. Монологовая,диалоговая речь.
Практическое занятие. Составить диалог на заданную тему
Тема1.3 Общение как обмен
Стиль, средства, приемы общения, которые с минимальными затратами
информацией в социальной сфере
приводят к намеченной цели общения .
Практическое занятие. Приемы повышения эффективности общения

8

Тема 1.4 Формы и типы
коммуникации
Самостоятельная работа

Раздел 2. Основные функции и
виды коммуникации

Уровень
освоения
4
2

2

2

2

3

2

2

Формы и типы коммуникации
Практическое занятие. Установление контакта и определение уровня
общительности.

2

2

Подготовить доклад на тему: « Речевая культура личности», « Речевая
культура общества»

1

10

8

Тема 2.1 Понятие деловой этики. Сущность делового этикета.Этические нормы поведения подчиненного. Этика
Имиджспособ
управления взаимодействия коллеги.
впечатлением о себе.
Практическое занятие Разработать правила внутреннего распорядка для
группы

2

3

Тема2.2. Вербальная и
невербальная коммуникация

Понятие вербальной и невербальной коммуникации. Их специфика. Беседа
как один из видов вербального общения
Практическое занятие Подготовить устное информационное сообщение
«Жесты и мы»

2

3

Общение как форма реализации системы общественных и межличностных
отношений.
Практичнское занятие Решить ситуационные задачи
Тема:2.4.Разновидности
устной Основные коммуникативные барьеры. Пути преодоления коммуникативных
профессиональной коммуникации
барьеров в межличностном общении
Практическое занятие. Барьеры общения
Тема 2.5 Сущность коммуникации
Характеристика общения. Коммуникативная сторона общения. Понятие
в разных социальных сферах
социальной сферы
Практическое занятие Определение уровня моей общительности
Самостоятельная работа
Составить памятку поведению спора

2

Раздел 3. Особенности устных
выступлений
Тема 3.1. Публичные речи и их
виды

12

Тема: 2.3 Эффективное общение.
Искусство спора

Тема 3.2. Виды и формы
публичных выступлений

Виды публичных выступлений.Требования к публичным выступлениям.

2

2

2

1

2

3

2

3

Практическое занятие. Подготовить публичное выступление
Виды и формы публичных выступлений
Практическое занятие Подготовить рассказ о себе

9

Методические рекомендации к устному выступлению(докла)
Тема 3.3 Доклад- как одна из форм
устного выступления

Практическое занятие. Терминологический диктант по понятиям

Тема: 3.4 Дискуссия. Основы ее
организации

Дискуссия. Виды дискуссии
Практическое занятие :Памятка по ведению дискуссии
Основные требования к групповой дискуссии. Методы групповой дискуссии
Практическое занятие Разработать темы для групповых дискуссий
Умение слушать как условия эффективного общения. Условия правильного
понимания. Стили и типы слушания.
Практическое занятие приемы поддержки собеседника

Тема 3.5 Групповая дискуссия
Тема 3.6« Я вас слушаю»- умение
слушать
Самостоятельная работа

Составить план устного выступления в научном стиле

Раздел 4. Язык и речь.
Функциональные стили речи

Тема 4.1. Текст как произведение
речи. Стили речи.

Тема: 4.2 Редактирование текста
Жанры учебной,деловой речи.
Тема: 4.3 Коммуникативные
качества речи (правильность,
точность, выразительность,
уместность, употребление
языковых средств).
Тема 4.4 Многозначность слова.

2

2

2

2

2

2

2

2

1
6

Текст и его структура. Функционально-смысловые типы речи: описание,
повествование, рассуждение, определение (объяснение), характеристика
(разновидность описания), сообщение (варианты повествования).
Описание научное, художественное, деловое. Функциональные стили
литературного языка: разговорный, научный, официально-деловой,
публицистический, художественный; сфера их использования, их языковые
признаки, особенности построения текста разных стилей.
Практическое занятие.составить тексты разных стилей речи
Основные признаки текста: связность и цельность. Способы сжатие текста
Практическое занятие: Сокращение текста, составление сложного плана
Структурные, функциональные качества речи
Практическое занятие: ответить на вопрос « Что может осложнить речевую
коммуникацию

Слово, его лексическое значение. Лексическое и грамматическое значение

2

2

2

2

2

2
10

Прямое и переносное значение

Тема 4.5 Лексика с точки зрения ее
употребления: нейтральная,
книжная, профессиональная,
лексика устной речи (жаргонизмы,
диалектизмы).

слова. Многозначность слова. Прямое и переносное значение слова.
Метафора, метонимия как выразительные средства языка. Омонимы,
синонимы, антонимы, паронимы и их употребление.
Практическое занятие. Распределение слов с прямым и переносным
значение
Лексика с точки зрения ее употребления: нейтральная лексика, книжная
лексика, лексика устной речи (жаргонизмы, арготизмы, диалектизмы).
Употребление профессиональной лексики и научных терминов.
Практическое занятие: Составить словарь терминов

2

2

2

Тема 4.5 Изобразительновыразительные возможности
лексики и фразеологии.

Лексические и фразеологические единицы русского языка. Изобразительновыразительные возможности лексики и фразеологии. Изобразительные
возможности синонимов, антонимов, омонимов, паронимов. Контекстуальные
синонимы и антонимы.
Практическое занятие. Терминологический диктант по понятиям

2

Самостоятельная работа

Составить словарь профессиональных терминов

1

Раздел 5. Обобщение и
систематизация законченных тем
и разделов программы

6

Тема: 5.1 Тематическое повторение Повторить отдельные темы, выявить неточности в знаниях.
материала
Тема: 5.2 Повторение пройденного Повторить пройденный материал.
материала
Тема: 5.3 Дифференцированый
зачет

2

2

2

3

2

3

Всего: максимальная нагрузка
52
11

3.УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «РУССКИЙЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ»
Освоение программы обязательной учебной дисциплины «Русский язык и культура речи»
предполагает наличие в ГБПОУ РХ ЧГСТ, реализующем образовательную программу среднего
общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования,
учебного кабинета.
Помещение кабинета удовлетворяет требованиям Санитарно-эпидемиологических правил и
нормативов (СанПиН 2.4.2 № 178-02) и оснащено типовым оборудованием, указанным в
настоящих требованиях, в том числе специализированной учебной мебелью и средствами
обучения, достаточными для выполнения требований к уровню подготовки обучающихся.
В состав учебно-методического и материально-технического обеспечения программы учебной
дисциплины «Русский язык и культура речи» входят:
1.
многофункциональный комплекс преподавателя;
2.
наглядные пособия;
3.
информационно-коммуникационные средства;
4.
комплект технической документации, в том числе паспорта на средства обучения,
инструкции по их использованию и технике безопасности;
5.
библиотечный фонд.
В библиотечный фонд входят учебники, учебно-методические комплекты (УМК),
обеспечивающие освоение интегрированной учебной дисциплины «Русский язык»,
рекомендованные или допущенные для использования в профессиональных образовательных
организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в
пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования.
Библиотечный фонд дополнен энциклопедиями, справочниками, научной и научно-популярной
литературой по русскому языку и культуре речи.

12

4.РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Антонова Е. С., Воителева Т. М. Русский язык: пособие для подготовки к ЕГЭ: учеб. пособие сред.
проф. образования. — М., 2017.
2. Воителева, Т.М. Русский язык и культура речи. Дидактические материалы: Учебное пособие /
Т.М. Воителева. - М.: Academia, 2018. - 168 c.
3. Гойхман, О.Я. Русский язык и культура речи: Уч. / О.Я. Гойхман, Л.М. Гончарова, О.Н. Лапшина
и др. - М.: Инфра-М, 2018. - 304 c.
4. Губернская, Т.В. Русский язык и культура речи: Практикум / Т.В. Губернская. - М.: Форум, 2019.
- 48 c.
5. Ковадло, Л.Я. Культура письменной и устной русской речи. Дел.письмо / Л.Я. Ковадло. - М.:
Форум, 2017. - 232
6. Руденко, А.М. Культура речи и деловое общение в схемах и таблица /А.М.Руденко. - РнД: Феникс,
2015. - 334 c.
7. Самойлова, Е.А. Русский язык и культура речи: Учебное пособие / Е.А. Самойлова. - М.: Форум,
2017. - 78 c.
8. Штрекер, Н.Ю. Русский язык и культура речи. Учебное пособие / Н.Ю. Штрекер. - М.: Юнити,
2018. - 352 c.
Словари
1. Граудина Л.К., Ицкович В.А., Катлинская Л.П. Грамматическая правильность русской речи.
2. Иванова О. Е., Лопатин В. В., Нечаева И. В., Чельцова Л. К. Русский орфографический словарь:
около 180 000 слов / Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова /
под ред. В. В. Лопатина. — 2-е изд., испр. и доп. — М., 2004.
3. Крысин Л. П. Толковый словарь иноязычных слов. — М., 2018
4. Лекант П. А., Леденева В. В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. — М., 2005.
5. Львов В. В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. — М., 2004.
6. Ожегов С. И. Словарь русского языка. Около 60 000 слов и фразеологических выражений. —25-е
изд., испр. и доп. /под общ. ред. Л. И. Скворцова. — М., 2016.
7. Розенталь Д. Э., Краснянский В. В. Фразеологический словарь русского языка. — М., 2011.
8. Скворцов Л. И. Большой толковый словарь правильной русской речи. — М., 2005.
9. Словарь сочетаемости слов русского языка / Под ред. П. Н. Денисова, В. В. Морковкина. — М.:
Русский язык, 2018
10. Толковый словарь русского языка конца XXвека. Языковые изменения / Под ред. Г. Н.
Скляревской. — СПб.: Фолио-Пресс, 2017.
Интернет-ресурсы
1. http://www.gramota.ru "Русский язык". Справочно-информационный портал
2. http://www.alleng.ru/edu/ruslang5.htm Режим доступа: Студентам - учебные материалы по русскому
языку. [Электронный ресурс]. Режим доступа:
3. www.gramota.ru Режим доступа: Справочная служба русского языка, интерактивные словари.
[Электронный ресурс].
4. http://www.morpher.ru/Russian/Links.aspx Режим доступа:
Полезные ссылки по русскому языку.[Электронный ресурс].

13

5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе
проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися
индивидуальных заданий.
Результаты обучения (освоенные
умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки
результатов обучения

Умения:
- строить свою речь в соответствии с
языковыми,
коммуникативными
и
этическими нормами;
- анализировать свою речь с точки
зрения ее нормативности, уместности и
целесообразности; устранять ошибки и
недочеты в своей устной и письменной
речи;
Знания:

Письменные работы, устные ответы
устные ответы; оценка отчѐта по
практической работе
Творческие работы

Оценка отчетов по практической работе;
упражнения по словообразовательному
анализу текстовпо общеупотребительной
и профессиональной лексике.

- различий между языком и речью,
функциями языка как средства формирования и трансляции мысли;
Контрольное тестирование
- норм русского литературного языка,
специфики устной и письменной речи,
правил продуцирования текстов разных
деловых жанров.
Дифференцированный зачѐт

14

15

16

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх

На сайте используются файлы cookie. На сайте  осуществляется сбор персональных данных посредством метрических программ (Яндекс.Метрика). Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».