СГ 05

Министерство образования и науки Республики Хакасия
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Хакасия
«Черногорский горно-строительный техникум»
Профессия 09.01.03 Оператор информационных систем и ресурсов

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
СГ. 05 ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ

Профессия: 09.01.03 Оператор информационных систем и ресурсов

Квалификация: Оператор информационных
систем и ресурсов
Форма обучения – очная
Нормативный срок обучения – 1 год 10 мес.
на базе основного общего образования

Черногорск, 2024 год

СОДЕРЖАНИЕ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙДИСЦИПЛИНЫ
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯУЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ СГ.05 ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ
1.1.Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:
Учебная дисциплина «Основы финансовой грамотности» является обязательной частью
общепрофессионального цикла основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по профессии 09.01.03 Оператор информационных систем и ресурсов.
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 03.
1.2.Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и знания:
Код
Умения
Знания
ПК, ОК
ОК 01,
ОК 03,
ОК 04
ЛР15,
ЛР16

- определять актуальность нормативно-правовой документации в
профессиональной деятельности;
-выявлять достоинства и недостатки
коммерческой идеи;
- презентовать идеи открытия собственного дела в профессиональной
деятельности;
-оформлять бизнес-план;
- рассчитывать размеры выплат по
процентным ставкам кредитования;
- определять инвестиционную привлекательность коммерческихидей в
рамках профессиональной деятельности;
- презентовать бизнес-идею;
- определять источники финансирования

- основы предпринимательской деятельности;основы финансовой грамотности;
- правила разработки бизнес-планов;
- порядок выстраивания презентации;
- кредитные банковские продукты;
- содержание актуальной нормативноправовой документации.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем образовательной программы учебной дисциплины

Объем в часах
3
6

в т.ч. в форме практической подготовки
в т. ч.:
теоретическое обучение

1
8

практические занятия

1
6
2

Промежуточная аттестация (дифференцированный зачет)

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины

Наименование
разделов и тем

Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся

1
Раздел 1. Экономика семьи

2

Содержание учебного материала
Основные понятия и терминология в области финансирования. Человеческий капитал.
Виды доходов и способы их получения.
Принятие решений. Использование SWOT- анализа для выбора карьеры.
Домашняя бухгалтерия.
Практические занятия
Составление личного финансового плана.
Тема 1.2. Кри- Содержание учебного материала
тические ситу- Расходы. Структура расходов среднестатистической российской семьи. Использование
ации
семей- полученных доходов на различных этапах жизни семьи.
ного бюджета Виды дефицита и способы избавления от хронического дефицита. Возникновение дефицита
бюджета.
Выплата выходного пособия при увольнении. Безработица, виды безработицы. Функции центров занятости. Пособия по безработице.
Практические занятия
Контроль семейных расходов и планирование рисков семейного бюджета.
Раздел 2. Накопления и средства платежа.
Содержание учебного материала
Тема 2.1
Понятие депозита. Накопления и инфляция.
Банковский
счет и основ- Условия депозита. Преимущества и недостатки депозита.
ные операции Валюта. Валютный рынок. Валютный курс: фиксированный и регулируемый. Изменение валютного курса и его влияние на экономику и семейный бюджет.
Тема 1.1.
Личное
финансовое
планирование

Объем, акад.
ч / в том
числе в форме
практической
подготовки,
акад ч
3
8/4

Коды компетенций иличностных результатов,
формированию
которых способствует элемент программы
4
ОК 1, ОК 3
ЛР15, ЛР16

2

2
ОК 1, ОК 3
ЛР15, ЛР16
2

2
26/12
ОК 1, ОК 3
ЛР15, ЛР16
2

5

Тема 2.2
Страхование

Тема 2.3
Инвестиции

Тема 2.4.
Пенсии

Тема 2.5
Налоги

Кредит. Принципы кредитования. Характеристики кредита.
Принятие решения о взятии кредита. Как выбрать наиболее подходящий кредит. Как
сэкономить при использовании кредита.
Хранение, обмен и перевод денег. Платежные средства. Электронные деньги.
Дистанционное банковское обслуживание.
Практические занятия
Дистанционная оплата коммунальных услуг.
Расчет первоначального взноса и ежемесячных выплат при ипотечном кредитовании.
Содержание учебного материала
Способы защиты от рисков. Виды страхования.
Как использовать страхование в повседневной жизни.
Практические занятия
Бизнес-игра «Страховщик».
Содержание учебного материала
Основы инвестирования. Процесс инвестирования.
Как инвестировать в бизнес.
Как управлять рисками при инвестировании.
Роль финансовых посредников.
Практические занятия
Деловая игра «Инвестор».
Содержание учебного материала
Пенсионная система. Государственная пенсионная система в России.
Негосударственный пенсионный фонд. Страховая часть и накопительная часть пенсии. Как
сформировать частную пенсию.
Вид пенсий.
Практические занятия
Калькулятор пенсии on-line: определение условий для желательного размера пенсии.
Содержание учебного материала
Виды и назначение налогов. Краткая история налогообложения.
Расчет НДФЛ. Ставки НДФЛ. Налоговые вычеты
Налоговая декларация. Имущественный налог. Транспортный налог.
Налог на землю. Государственные пошлины.
Практические занятия
Вычисление НДФЛ на доход.

2

2

ОК 1, ОК 3
ЛР15, ЛР16

2
ОК 1, ОК 3
ЛР15, ЛР16
2

2
ОК 1, ОК 3
ЛР15, ЛР16
2

2
ОК 1, ОК 3
ЛР15, ЛР16
2

2

6

Определение налогов для различных видов имущества с учетом налоговых вычетов.
Содержание учебного материала
Махинации с банковскими картами. Защита банковских карт.
Махинации с кредитами. Действия пострадавших от махинаций.
Махинации с инвестициями. Признаки финансовой пирамиды.
Основные признаки мошеннических схем.
Практические занятия
Бизнес-игра «Заманчивое предложение».
Промежуточная аттестация (дифференцированный зачет)
Всего:
Тема 2.6
Финансовые
махинации

2
ОК 1, ОК 3, ОК 4
ЛР15, ЛР16
2

2
2
36

7

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины предусмотрены следующиеспециальные помещения:
Кабинет «Основы финансовой грамотности», оснащенный оборудованием и техническими средствами обучения:
−
автоматизированное рабочее место преподавателя (процессор Core i5, оперативная памятьобъемом 16);
−
демонстрационные стенды;
−
проектор, экран.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен
иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы, для использования в образовательном процессе. При формировании библиотечного фонда образовательной организацией выбирается не менее одного издания из перечисленных ниже печатных изданий и (или) электронных изданий в качестве основного, при этом список, может быть дополнен
новыми изданиями.
3.2.1. Обязательные печатные издания
1.Фрицлер, А. В. Основы финансовой грамотности: учебное пособие для среднего профессионального образования / А. В. Фрицлер, Е. А. Тарханова. — Москва: ИздательствоЮрайт, 2021.
— 154 с.
3.2.2. Основные электронные издания
1. Фрицлер, А. В. Основы финансовой грамотности: учебное пособие для среднего профессионального образования / А. В. Фрицлер, Е. А. Тарханова. — Москва: Издательство Юрайт,
2021. — 154 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-13794-1. — Текст:
электронный
//
Образовательная
платформа
Юрайт
[сайт].
— URL:
https://urait.ru/bcode/466897 (дата обращения: 04.08.2022).
2. Чеберко, Е. Ф. Основы предпринимательской деятельности. Историяпредпринимательства:
учебник и практикум для среднего профессионального образования /Е. Ф. Чеберко. —
Москва: Издательство Юрайт, 2021. — 420 с. — (Профессиональное образование). — ISBN
978-5-534-10275-8. — Текст: электронный // Образовательная платформаЮрайт [сайт]. —
URL: https://urait.ru/bcode/475535 (дата обращения: 04.08.2022).
3.2.3. Дополнительные источники
1. Сергеев, А.А. Бизнес-планирование: учебник и практикум для среднего профессионального
образования / А.А. Сергеев. – 4-е изд., испр. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 484
с

8

3.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения
Перечень знаний, осваиваемых в
рамках дисциплины:
- основные источники информации
иресурсы для решения задач и проблем в профессиональном и/или
социальном контексте;
- методы работы в профессиональной и смежныхсферах;
- структуру плана для решения задач;
- порядок оценки результатов решения задач профессиональной деятельности;
- основы предпринимательской деятельности;
- основы финансовой грамотности; правила разработки бизнес-планов;
- кредитные банковские продукты;
содержание актуальной нормативно-правовой документации

Перечень умений, осваиваемых в
рамках дисциплины:
- определять этапы решения задачи;
- составлять план действия;
- определять необходимые ресурсы;
реализовывать составленный план;
-выявлять и эффективно искать информацию, необходимую для решения задачи и/или проблемы;
- определять актуальность нормативно-правовой документации в
профессиональнойдеятельности;
- владеть актуальными методамиработы в профессиональной и смежных сферах;
- оценивать результат и последствия
своих действий (самостоятельно
или с помощью наставника);
- выявлять достоинства и недостаткикоммерческой идеи;
презентовать идеи открытия собственного дела в профессиональной
деятельности;
-презентовать бизнес-идею;
- определять источники финансирования;
- определять инвестиционную привлекательность коммерческих идей

Критерии оценки
Характеристики демонстрируемых знаний, которые могут
быть проверены:
ответы на тестовые задания содержат не менее 90% правильных ответов – оценка
«отлично»,
не менее 75% правильных ответов – оценка
«хорошо»,
не менее 60% правильных ответов – оценка «удовлетворительно»;
в процессе выполнения заданий
используются актуальные источники информации, количество источников информации
не менее определенного заданием;
- выбранные методы и способы
решения поставленных задач
позволяют решить их в заданные сроки.
- логика выполнения задания
приводит к получению требуемого результата;
- при выполнении задания используются соответствующиезаданию источники информации;
- корректно и рационально использованы
информационные
технологии;
- в процессе освоения курса прослеживается положительная динамика успеваемости
- в практических занятиях в
форме деловой игра продемонстрированы умения обосновывать коммерческуюидею и убеждать коллег в ее рациональности;
- бизнес-план оформлен в соответствии с требованиями;
- получен корректный результат
расчетов для заданных условий;
-продемонстрировано умение вести диалог и находить компромиссы в процессе освоения курса
дисциплины

Методы оценки
Тестирование
Защита рефератов сучетом
проверки наантиплагиат

Оценка результатов выполнения практическихработ.
Экспертное наблюдение за
ходом выполнения практической работы

9

в рамках профессиональнойдеятельности;
- оформлять бизнес-план;
- рассчитывать размеры выплат по
процентным ставкам кредитования.

10

11


Наверх

На сайте используются файлы cookie. На сайте  осуществляется сбор персональных данных посредством метрических программ (Яндекс.Метрика). Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».