Министерство образования и науки Республики Хакасия Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Хакасия «Черногорский горно-строительный техникум» Профессия 09.01.03 Оператор информационных систем и ресурсов РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ СГ. 05 ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ Профессия: 09.01.03 Оператор информационных систем и ресурсов Квалификация: Оператор информационных систем и ресурсов Форма обучения – очная Нормативный срок обучения – 1 год 10 мес. на базе основного общего образования Черногорск, 2024 год СОДЕРЖАНИЕ 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙДИСЦИПЛИНЫ 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯУЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ СГ.05 ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ 1.1.Место дисциплины в структуре основной образовательной программы: Учебная дисциплина «Основы финансовой грамотности» является обязательной частью общепрофессионального цикла основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по профессии 09.01.03 Оператор информационных систем и ресурсов. Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 03. 1.2.Цель и планируемые результаты освоения дисциплины: В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и знания: Код Умения Знания ПК, ОК ОК 01, ОК 03, ОК 04 ЛР15, ЛР16 - определять актуальность нормативно-правовой документации в профессиональной деятельности; -выявлять достоинства и недостатки коммерческой идеи; - презентовать идеи открытия собственного дела в профессиональной деятельности; -оформлять бизнес-план; - рассчитывать размеры выплат по процентным ставкам кредитования; - определять инвестиционную привлекательность коммерческихидей в рамках профессиональной деятельности; - презентовать бизнес-идею; - определять источники финансирования - основы предпринимательской деятельности;основы финансовой грамотности; - правила разработки бизнес-планов; - порядок выстраивания презентации; - кредитные банковские продукты; - содержание актуальной нормативноправовой документации. 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Объем образовательной программы учебной дисциплины Объем в часах 3 6 в т.ч. в форме практической подготовки в т. ч.: теоретическое обучение 1 8 практические занятия 1 6 2 Промежуточная аттестация (дифференцированный зачет) 2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Наименование разделов и тем Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся 1 Раздел 1. Экономика семьи 2 Содержание учебного материала Основные понятия и терминология в области финансирования. Человеческий капитал. Виды доходов и способы их получения. Принятие решений. Использование SWOT- анализа для выбора карьеры. Домашняя бухгалтерия. Практические занятия Составление личного финансового плана. Тема 1.2. Кри- Содержание учебного материала тические ситу- Расходы. Структура расходов среднестатистической российской семьи. Использование ации семей- полученных доходов на различных этапах жизни семьи. ного бюджета Виды дефицита и способы избавления от хронического дефицита. Возникновение дефицита бюджета. Выплата выходного пособия при увольнении. Безработица, виды безработицы. Функции центров занятости. Пособия по безработице. Практические занятия Контроль семейных расходов и планирование рисков семейного бюджета. Раздел 2. Накопления и средства платежа. Содержание учебного материала Тема 2.1 Понятие депозита. Накопления и инфляция. Банковский счет и основ- Условия депозита. Преимущества и недостатки депозита. ные операции Валюта. Валютный рынок. Валютный курс: фиксированный и регулируемый. Изменение валютного курса и его влияние на экономику и семейный бюджет. Тема 1.1. Личное финансовое планирование Объем, акад. ч / в том числе в форме практической подготовки, акад ч 3 8/4 Коды компетенций иличностных результатов, формированию которых способствует элемент программы 4 ОК 1, ОК 3 ЛР15, ЛР16 2 2 ОК 1, ОК 3 ЛР15, ЛР16 2 2 26/12 ОК 1, ОК 3 ЛР15, ЛР16 2 5 Тема 2.2 Страхование Тема 2.3 Инвестиции Тема 2.4. Пенсии Тема 2.5 Налоги Кредит. Принципы кредитования. Характеристики кредита. Принятие решения о взятии кредита. Как выбрать наиболее подходящий кредит. Как сэкономить при использовании кредита. Хранение, обмен и перевод денег. Платежные средства. Электронные деньги. Дистанционное банковское обслуживание. Практические занятия Дистанционная оплата коммунальных услуг. Расчет первоначального взноса и ежемесячных выплат при ипотечном кредитовании. Содержание учебного материала Способы защиты от рисков. Виды страхования. Как использовать страхование в повседневной жизни. Практические занятия Бизнес-игра «Страховщик». Содержание учебного материала Основы инвестирования. Процесс инвестирования. Как инвестировать в бизнес. Как управлять рисками при инвестировании. Роль финансовых посредников. Практические занятия Деловая игра «Инвестор». Содержание учебного материала Пенсионная система. Государственная пенсионная система в России. Негосударственный пенсионный фонд. Страховая часть и накопительная часть пенсии. Как сформировать частную пенсию. Вид пенсий. Практические занятия Калькулятор пенсии on-line: определение условий для желательного размера пенсии. Содержание учебного материала Виды и назначение налогов. Краткая история налогообложения. Расчет НДФЛ. Ставки НДФЛ. Налоговые вычеты Налоговая декларация. Имущественный налог. Транспортный налог. Налог на землю. Государственные пошлины. Практические занятия Вычисление НДФЛ на доход. 2 2 ОК 1, ОК 3 ЛР15, ЛР16 2 ОК 1, ОК 3 ЛР15, ЛР16 2 2 ОК 1, ОК 3 ЛР15, ЛР16 2 2 ОК 1, ОК 3 ЛР15, ЛР16 2 2 6 Определение налогов для различных видов имущества с учетом налоговых вычетов. Содержание учебного материала Махинации с банковскими картами. Защита банковских карт. Махинации с кредитами. Действия пострадавших от махинаций. Махинации с инвестициями. Признаки финансовой пирамиды. Основные признаки мошеннических схем. Практические занятия Бизнес-игра «Заманчивое предложение». Промежуточная аттестация (дифференцированный зачет) Всего: Тема 2.6 Финансовые махинации 2 ОК 1, ОК 3, ОК 4 ЛР15, ЛР16 2 2 2 36 7 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1. Для реализации программы учебной дисциплины предусмотрены следующиеспециальные помещения: Кабинет «Основы финансовой грамотности», оснащенный оборудованием и техническими средствами обучения: − автоматизированное рабочее место преподавателя (процессор Core i5, оперативная памятьобъемом 16); − демонстрационные стенды; − проектор, экран. 3.2. Информационное обеспечение реализации программы Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы, для использования в образовательном процессе. При формировании библиотечного фонда образовательной организацией выбирается не менее одного издания из перечисленных ниже печатных изданий и (или) электронных изданий в качестве основного, при этом список, может быть дополнен новыми изданиями. 3.2.1. Обязательные печатные издания 1.Фрицлер, А. В. Основы финансовой грамотности: учебное пособие для среднего профессионального образования / А. В. Фрицлер, Е. А. Тарханова. — Москва: ИздательствоЮрайт, 2021. — 154 с. 3.2.2. Основные электронные издания 1. Фрицлер, А. В. Основы финансовой грамотности: учебное пособие для среднего профессионального образования / А. В. Фрицлер, Е. А. Тарханова. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. — 154 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-13794-1. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/466897 (дата обращения: 04.08.2022). 2. Чеберко, Е. Ф. Основы предпринимательской деятельности. Историяпредпринимательства: учебник и практикум для среднего профессионального образования /Е. Ф. Чеберко. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. — 420 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-10275-8. — Текст: электронный // Образовательная платформаЮрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/475535 (дата обращения: 04.08.2022). 3.2.3. Дополнительные источники 1. Сергеев, А.А. Бизнес-планирование: учебник и практикум для среднего профессионального образования / А.А. Сергеев. – 4-е изд., испр. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 484 с 8 3.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Результаты обучения Перечень знаний, осваиваемых в рамках дисциплины: - основные источники информации иресурсы для решения задач и проблем в профессиональном и/или социальном контексте; - методы работы в профессиональной и смежныхсферах; - структуру плана для решения задач; - порядок оценки результатов решения задач профессиональной деятельности; - основы предпринимательской деятельности; - основы финансовой грамотности; правила разработки бизнес-планов; - кредитные банковские продукты; содержание актуальной нормативно-правовой документации Перечень умений, осваиваемых в рамках дисциплины: - определять этапы решения задачи; - составлять план действия; - определять необходимые ресурсы; реализовывать составленный план; -выявлять и эффективно искать информацию, необходимую для решения задачи и/или проблемы; - определять актуальность нормативно-правовой документации в профессиональнойдеятельности; - владеть актуальными методамиработы в профессиональной и смежных сферах; - оценивать результат и последствия своих действий (самостоятельно или с помощью наставника); - выявлять достоинства и недостаткикоммерческой идеи; презентовать идеи открытия собственного дела в профессиональной деятельности; -презентовать бизнес-идею; - определять источники финансирования; - определять инвестиционную привлекательность коммерческих идей Критерии оценки Характеристики демонстрируемых знаний, которые могут быть проверены: ответы на тестовые задания содержат не менее 90% правильных ответов – оценка «отлично», не менее 75% правильных ответов – оценка «хорошо», не менее 60% правильных ответов – оценка «удовлетворительно»; в процессе выполнения заданий используются актуальные источники информации, количество источников информации не менее определенного заданием; - выбранные методы и способы решения поставленных задач позволяют решить их в заданные сроки. - логика выполнения задания приводит к получению требуемого результата; - при выполнении задания используются соответствующиезаданию источники информации; - корректно и рационально использованы информационные технологии; - в процессе освоения курса прослеживается положительная динамика успеваемости - в практических занятиях в форме деловой игра продемонстрированы умения обосновывать коммерческуюидею и убеждать коллег в ее рациональности; - бизнес-план оформлен в соответствии с требованиями; - получен корректный результат расчетов для заданных условий; -продемонстрировано умение вести диалог и находить компромиссы в процессе освоения курса дисциплины Методы оценки Тестирование Защита рефератов сучетом проверки наантиплагиат Оценка результатов выполнения практическихработ. Экспертное наблюдение за ходом выполнения практической работы 9 в рамках профессиональнойдеятельности; - оформлять бизнес-план; - рассчитывать размеры выплат по процентным ставкам кредитования. 10 11